Работа: Международное экономическое право (Контрольная). Контрольная международное право


Контрольная работа - Международное экономическое право (Контрольная)

          МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТАВРИЧЕСКИЙЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ

                             УНИВЕРСИТЕТ

                                             Юридический факультет

         

    

    

    

                    Кафедра: Международноеправо

                      КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА N 1

                  по дисциплине: МЕЖДУНАРОДНОЕПРАВО

               тема: МЕЖДУНАРОДНОЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО

.

                                — 2 -

                ТЕМА: МЕЖДУНАРОДНОЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО

                               П Л А Н

                              1.ВВЕДЕНИЕ

           2.Определения терминов:агрессия; аннексия; оккупация;

                  делимитация; демаркация; оптация;

           3 1. 0ПОНЯТИЕ И СУБЪЕКТЫМЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА

             3.1 Возникновение международногоэкономического права

             3.2 Определение МЭП

             3.3 Субъекты МЭП

           4.ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА

             4.1 Международные договоры

             4.2 Решения(рекомендации, постановления) международных

                 организаций

             4.3 Решения межгосударственныхэкономических конференций

             4.4 Международный обычай

           5.ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГОПРАВА

             5.1 Принцип недискриминации

             5.2 Принцип (режим) наиболееблагоприятствуемой нации

                 (наибольшегоблагоприятствования)

             5.3 Национальный режим

             5.4 Принцип взаимной выгоды

             5.5 Преференциальный режим

                             6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                     7.ИСПОЛЬЗОВАННАЯЛИТЕРАТУРА

.

                                — 4 -

                          1. В В Е Д Е Н И Е

     Понимание сущности и значениямеждународного права необходимо се-

годня достаточноширокому кругу лиц, поскольку международное право ока-

зываетвоздействие практически на все сферы современной жизни.  Приме-

нениемеждународного права — важная сторона деятельности всех  тех, кто

так или  иначе связан с международнымиотношениями.  Однако, и те юрис-

ты, которыенапрямую не занимаются международными отношениями, периоди-

ческисталкиваются по роду деятельности с нормативными актами междуна-

родного права идолжны правильно ориентироваться при принятии решений

по такого  рода делам.  Это относится и кследственным работникам при

расследованиихозяйственный  преступлений  международных   корпораций,

фирм, занимающихся  внешнеэкономической  деятельностью или оперативным

подразделениям, ведущимборьбу с терроризмом и международной  преступ-

ностью, и кнотариусам, удостоверяющим юридические действия, касающие-

ся иностранныхграждан, находящихся на территории Украины, и т.д.

     Окончание второго  тысячелетия современной эры в истории челове-

чества совпадаетс началом нового этапа развития международного права.

Рассуждения опользе международного права или сомнения в его необходи-

мости сменяютсявсеобщим признанием этой правовой системы в  качестве

объективнойреальности, которая существует и развивается независимо от

субъективной волилюдей.

     Генеральная Ассамблея ООН приняла в  1989 году  резолюцию  44/23

«Десятилетие  международного права Организации ОбъединенныхНаций».  В

ней отмечаетсявклад ООН в содействие «более широкому принятию и  ува-

жению  принципов международного  права» и впоощрение «прогрессивного

развитиямеждународного права и его кодификации». Признается, что  на

данном этапенеобходимо укреплять главенство права в международных от-

ношениях, для  чего требуется  содействовать  его преподаванию, изуче-

нию, распространениюи более широкому признанию. Период 1990-1999 годов

провозглашен ООНДесятилетием международного права, в течении которого

должно  произойти дальнейшее повышение ролимеждународно-правового ре-

гулирования вмеждународных отношениях.

     Предложенная ниже тема — «международное  экономическое  право» -

интересна тем, чтопозволяет наглядно понять и проследить принципы эко-

номическогосотрудничества  между  народами, имеющими  различные  обы-

чаи, традиции, религии, государственноеустройство и т.п.

.

                                — 5 -

                       2.ОПРЕДЕЛЕНИЯ  ТЕРМИНОВ

     АГРЕССИЯ — (лат.aggressio, от aggredior — нападаю) — в современном

международномправе любое незаконное с точки зрения Совета ООН исполь-

зование силыодной державой против территориальной целостности или по-

литическойнезависимости другой державы или народа (нации).

     АННЕКСИЯ (лат.аnnexio)  - насильственное присоединение, захват

однимгосударством всей (или части) территории другого государства или

народа.

     ОККУПАЦИЯ (лат.occupatio, от occupo -  захватываю, завладеваю)  -

1) временное  занятие вооруженными силами одногогосударства части или

всей территориидругого государства, главным образомв следствие насту-

пательных военныхдействий;  2) в Древнем Риме завладениевещами, кото-

рые не имеютвладельца, в том числе и земельными участками.

     ДЕЛИМИТАЦИЯ — процесс определениесухопутных и водных  границ  по

договору, какправило, сопредельными государствами.

     ДЕМАРКАЦИЯ (франц.demarcation-разграничение) — обозначение ли-

ниигосударственной границы на местности.

     ОПТАЦИЯ (лат.optatio-желание, выбор, от opto- выбираю)- доброволь-

ный выбор  гражданства лицом, которое достигло совершеннолетия. Право

оптацииобязательно предоставляется населению территории, которая пере-

ходит от одногогосударства к другому.

      3. ПОНЯТИЕ И СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА

    3.1 Международно-правовое регулированиеэкономических, прежде все-

го торговых,  взаимоотношений между государствами возниклов  глубокой

древности.Торговые отношения с давних пор являются одним из предметов

международныхдоговоров,  причем изначально моральным иправовым прин-

ципом  признавалось свобода  торговых отношений.  Еще во II веке н.э.

древнеримскийисторик Флор отмечал:  «Еслипрерваны торговые сношения,

нарушен союзчеловеческого рода».  Гуго Гроций(ХVII в.) указывал, что

«никто невправе препятствовать взаимным торговым  отношениям  любого

народа  с любым  другим  народом».  Именно этот принцип jus commercii

-право свободыторговли (торговля понимается в широком смысле) -  ста-

                                — 6 -

новитсяосновополагающим для международного экономического права.

     В ХVII веке появляются первые специальныемеждународные  торговые

договоры. К ХХвеку сложились некоторые специальные принципы, институ-

ты имеждународно-правовые доктрины, относящиеся к регулированию эко-

номическихвзаимоотношений государств:  «равныхвозможностей»,«капиту-

ляций»,«открытых дверей», «консульской юрисдикции», «приобретенных

прав»,«наиболее  благоприятствуемой  нации», «национального режима»,

«недискриминации»и др. В них нашли отражение противоречия между инте-

ресамисвободы  торговли  и стремлением к монополизации внешних рынков

или кпротекционистскому ограждению собственного рынка.

     Появление новых  форм международного экономического инаучно-тех-

ническогосотрудничества в ХIХ-ХХ веках вызвало к жизни новые виды до-

говоров(соглашения о товарообороте и платежах, клиринговые, по вопро-

сам транспорта,связи, промышленной собственности и др.), а также соз-

даниемногочисленных  международныхэкономических и научно-технических

организаций.Особенно бурно этот процесс развивался  после  окончания

второй мировойвойны.  В Уставе ООН в качестве одной изцелей указыва-

етсяосуществление международного сотрудничества в решении международ-

ных проблемэкономического характера  (ст.1).

     Во второй половине ХХ века в Европевозникают особые  экономичес-

киеинтеграционные  международные организации- Европейские Сообщества

и СоветЭкономической Взаимопомощи.  В 1947 годубыл заключен первый в

историимногосторонний торговый договор — Генеральное соглашение о та-

рифах и торговле(ГАТТ),  на базе которогообразовалось  особого  рода

международноеучреждение, объединяющее ныне свыше ста государств.

     3.2 Международное экономическое правоможно  определить  как от-

расльмеждународного публичного права,  котораяпредставляет собой со-

вокупностьпринципов и норм, регулирующих экономические отношения меж-

ду государствамии другими субъектами международного права.

     Предмет МЭП — международные экономическиемногосторонние и  двус-

торонниеотношения  между  государствами,  а также другими субъектами

международногопубличного права.  К экономическим можноотнести торго-

вые, коммерческие отношения,  а также отношения в сферах производствен-

ной,научно-технической,  валютно-финансовой,транспорта, связи, энер-

гетики,интеллектуальной собственности, туризма и т. п.

     В современной правовой литературе западныхстран  были  выдвинуты

две основныеконцепции МЭП.  Согласно одной из них,МЭП — отрасль меж-

дународногопубличного права и предметом ее являются экономические от-

ношения субъектовмеждународного права (Г.Шварценбергер и Я.Броунли -

Великобритания:П.Верлоренван  Темаат  —  Нидерланды: В.Леви  -  США:

П.Вейль — Франция:  П.Пиконе — Италия и др.).Господствующей же в нас-

                                — 7 -

тоящее время взападной литературе можно считать концепцию, по которой

источником нормМЭП является как международное право, так и внутриго-

сударственное, аМЭП распространяет свое действие на все субъекты пра-

ва, участвующие вкоммерческих отношениях, выходящих за пределы одного

государства(А.Левенфельд  -США:  П.Фишер, Г.Эрлер,   В.Фикентшер   -

ФРГ: В.Фридман,Е.Питерсман  -  Великобритания:  П.Рейтер -  Франция и

др.). Эта втораяконцепция смыкается и с выдвигаемыми на Западе теори-

ямитранснационального  права,  направленными на то,  чтобы уравнять в

качествесубъектов международного права государства и так  называемые

транснациональныекорпорации (В.Фридман и др.).

     В правовой литературе развивающихся странполучила  распростране-

ниеконцепция  «международного праваразвития»,  которая делает акцент

на особых правахразвития наиболее бедных стран.

     В отечественной науке В.М. Корецкий еще в1928 году выдвинул тео-

риюмеждународного хозяйственного права как межотраслевого права, вклю-

чающегорегулирование  международно-правовых  (публичных) и гражданс-

ко-правовыхотношений.  И.С.Перетерский, с другойстороны, выступил в

1946 году с идееймеждународного имущественного права как отрасли меж-

дународногопубличного права.  По пути развития этойидеи пошли  даль-

нейшие разработкимногих отечественных ученых.

     СССР внес солидный вклад в разработку иутверждение многих норма-

тивных  актов, лежащих  в основе современнойконцепции МЭП.  СССР был

также одним изинициаторов созыва в 1964 году в Женеве Конференции ООН

по торговле иразвитию, переросшей в  международную  организацию (ЮНК-

ТАД).

     3.3 Исходя из понимания МЭП как отраслимеждународного публичного

права,  логично считать, что субъекты МЭП те же, чтои вообще субъекты

в международномправе. Государства, разумеется, вправе непосредственно

участвовать во внешнеэкономическойгражданско-правовой, коммерческой,

коммерческойдеятельности.  «Торгующеегосударство», оставаясь субъек-

томмеждународного права, может выступать также как субъект националь-

ного правадругого государства, например, заключив с иностранным конт-

рагентом сделку сподчинением ее иностранной юрисдикции. Это, однако,

само по себе нелишает государство присущих ему иммунитетов. Для отка-

за от иммунитетов(в том числе юрисдикционного, судебно-исполнительно-

го) необходимоявно выраженное волеизъявление самого государства.

          4. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА

   4.1. Источники МЭП те же, что вообще вмеждународном публичном пра-

                                — 8 -

ве.  Характеристика для МЭП,  еще находящегося в стадии становления  в

виде особойотрасли права, является обилие рекомендательных норм, име-

ющих своимисточником решения международных организаций и конференций.

Особенностью  таких норм является то,  что они не императивны.  Они не

только«рекомендуют»,  но и сообщаютправомерность, в частности, таким

действиям  (бездействию),  которые были бы неправомерны при отсутствии

рекомендательнойнормы. Например, Конференция ООН по торговле и разви-

тию 1964 годаприняла известные Женевские принципы, в которых, в част-

ности,содержалась рекомендация о предоставлении развивающимся странам

в изъятие изпринципа наиболее благоприятствуемой нации преференциаль-

ных таможенныхльгот (скидок с таможенного тарифа). Такие льготы были

бы неправомерныпри отсутствии соответствующей рекомендательной нормы.

     В современном мире центр тяжестипостепенно смещается  в  сторону

многостороннегоэкономического сотрудничества. С точки зрения выработ-

ки норм МЭП особоважное значение имеет заключение многосторонних до-

говоров. Именномногосторонние договоры составляют сердцевину МЭП.

     Примерами универсальных международныхэкономических договоров яв-

ляютсяГенеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 года, а также

получившиеширокое распространение многосторонние соглашения по  сырь-

евым товарам.

     Однако, несмотря  на значение многосторонних связей,  в своей по-

давляющей частисотрудничество в экономической сфере осуществляется на

основедвусторонних  договоров.

     Среди международных договоров,регулирующих двусторонние экономи-

ческие  отношения следует выделить договорыобщего,  рамочного полити-

ческогохарактера, в частности договоры о дружбе и взаимной помощи. На-

ряду с  основными политическими обязательствами сторонв них закрепля-

ютсяобязательства по расширению экономического сотрудничества, по со-

деиствиюзаключению коммерческих сделок и т.п.

     Но наиболее существенное значение дляформирования норм  междуна-

родного  экономического  права имеют некоторые специальные виды между-

народныхдоговоров.

     К ним относятся торговые договоры, которыемогут именоваться так-

же договорами оторговле и мореплавании и т.п.Главное в них - закреп-

ление,  как правило, определенного вида торгово-экономического режима

во взаимныхотношениях государств и их физических и юридических  лиц.

Это -  режим наибольшегоблагоприятствования, национальный режим, префе-

ренциальный, недискриминации, взаимнойвыгоды.

     С торговлей и другими видамиэкономического сотрудниечства  тесно

связано ихвалютно-платежное и финансовое обеспечение на основе согла-

шений омеждународных валютных расчетах и кредитах. Обычной  является

практикаобъединения  торговых ивалютно-финансовых условий в соглаше-

                                - 9 -

ниях, именуемыхсоглашениями либо о товарообороте и платежах. Но могут

заключаться испециальные платежные соглашения, обусловливающие расчеты

в определенныхнациональных свободно конвертируемых, ограниченно  кон-

вертируемых илинеконвертируемых валютах.

     В клиринговых соглашенияхпредусматривается взаимный  зачет  пос-

туплений и  расходов во  встречных  торговых, экономических операциях.

Клиринговыесоглашения используются обычно государствами, применяющими

неконвертируемую валюту.

     Кредитные соглашения могут существовать вчистом виде  -  предос-

тавление однимгосударством другому займа в денежной, товарной или сме-

шанной форме собязательством погашения займа.

     Когда у государства  возникает  необходимость прибегнуть к коли-

чественнымэкспортным и импортным ограничениям, используются так  назы-

ваемыесоглашения  о  товарообороте, иначе  говоря — взаимных поставках

товаров. В такихсоглашениях стороны  договариваются  об определенных

встречныхконтингентах  (квотах) экспортных иимпортных поставок това-

ров в физическихили стоимостных показателях.

     4.2 Немалое число рекомендаций по вопросамэкономического сотруд-

ничествапринимается  органами  ООН, а также организациями, входящими в

систему ООН (ЮНКТАД, ЮНИДОи др.).Решения этих организаций и их органов

не носят  юридически обязательного характера, но имеютрекомендательную

силу.

     Генеральная Ассамблея ООН приняла такиеосновополагающие акты, как

Хартияэкономических прав и обязанностей государств, Декларация о Новом

международномэкономическом порядке и программа действия по установле-

нию Новогомеждународного экономического порядка (1974 г.). В этих до-

кументахпровозглашаются  недискриминационные, взаимовыгодные  основы

экономического сотрудничества.

     Важными документами  Генеральной Ассамблеи ООН являются также ре-

золюции «Омерах укрепления доверия в международных экономических  от-

ношениях»(1984)   и   «О  международной   экономической  безопаснос-

ти»(1985г.).

     Постановления ряда региональныхэкономических учреждений,  прежде

всегоЕвропейских  Сообществ,  могут иметь не только рекомендательною,

но и обязательнуююридическую силу.

     4.3 Решения  межгосударственных  экономических конференций.Данные

решения,  особенно основные,  оформленные в виде заключительных  актов

конференций,рассматриваются в теории как особая разновидность многос-

тороннихдоговоров и соответственно могут обладать и рекомендательной,

и обязательнойюридической силой.  Среди документовмеждународных кон-

                                — 10 -

ференций, имеющихсущественное значение для формирования международно-

го экономическогоправа, особо важным являются содержащиеся в Заключи-

тельном актеЖеневской конференции ООН по торговле и развитию 1964 го-

да Принципы,  определяющие международные торговые отношенияи торговую

политику,  способствующие развитию,  раздел «Сотрудничество в  области

экономики,  науки и  техники и окружающейсреды» Заключительного акта

Совещания по безопасностии сотрудничеству в Европе 1975 года, а также

раздел«Экономическое сотрудничество» в Парижской хартии для новой Ев-

ропы принятой навстрече в верхах в рамках СБСЕ в 1990 году.

     4.4 Исторически обычай в качествеисточника играл важную роль как

вообще вмеждународном праве, так и в МЭП.

     С другой стороны,  нельзя не согласиться с точкой зрения обогра-

ниченной ролиобычая в области регулирования международных экономичес-

кихотношений,  так  как поддержание стандартов,  которыхгосударства

придерживаются всвоих взаимоотношениях, — это не та проблема, к кото-

рой можно подойтичерез обычное право.

     Показательно, что даже такие,  казались бы, давно  укоренившиеся

основные принципымеждународного права,  как уважение государственного

суверенитета,равноправие государств, обязательное соблюдение междуна-

родныхдоговоров  и  др., государства  до  сего времени снова и снова

стремятсязакрепить в своих как двусторонних, так и многосторонних до-

кументах.

          5. ПРИНЦИПЫ  МЕЖДУНАРОДНОГОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА

     5.1 К международным экномическим отношениям безусловно применимы

соответствующиеобщепризнанные принципы международного права.

     Наряду с основными  принципамимеждународного публичного права в

международныхэкономических отношениях применяются и специальные прин-

ципы,обусловливающие,  в частности,использование определенных торго-

во-политическихрежимов.

     При этом необходимо подчеркнуть, что специальные принципы МЭП но-

сят конвенционныйхарактер, их действенность  зависит  от включения  в

каждом случае всоответствующие международные договоры.

     В правовом понимании этот принцип означаетправо  государства  на

предоставлениеему  (а также его гражданам и инымсубъектам его нацио-

нального права)со стороны государства-партнера общих условий, которые

не хуже  предоставляемых  этим государством всем прочим государствам.

Данное право незатрагивает предоставление правомерно применяемых осо-

быхльготных, более благоприятных условий. Иными словами, режим недиск-

риминацииозначает обязательство не ухудшать для другой страны  своих

                                — 11 -

нормальнодействующих, общих для всех стран условий.

     5.2 Принцип (режим) наиболее благоприятствуемойнации (наибольше-

гоблагоприятствования) означает юридическое обязательство государства

предоставлятьгосударству-партнеру  льготные  (наиболее благоприятные)

условия, которыедействуют или могут быть  введены  для любой  третьей

страны. Область  применения режима наибольшегоблагоприятствования оп-

ределяется обычнов конкретной оговорке о наибольшем благоприятствова-

нии в  том или ином международном договоре. Эта оговорка может расп-

ространяться вобщей форме на всю область торговли и  судоходства  или

на отдельные  виды отношений:  таможенные  пошлины( их льготные став-

ки), транзит, количественныеи другие  ограничения  и запрещения; транс-

портныйрежим; налоговые, судебные (и т.п.) права физических и юридичес-

ких лиц и т.д.

     5.3 Национальный  режим предусматривается  в  некоторых торговых

соглашениях иозначает, что, как правило, на основе взаимности физические

и юридическиелица иностранного государства полностью приравниваются в

своих правах кнациональным физическим и юридическим лицам по отдель-

ным видамправовых отношений.  Обычно это касаетсягражданской правос-

пособностииностранных лиц, включая судопроизводство.

     5.4 Принцип  взаимной выгоды предполагает, что отношениямежду го-

сударствами, неявляющиеся взаимно выгодными, а тем более кабальные, пря-

мо или косвеннопринудительные, не должны иметь места, но  должно  быть

справедливоераспределение выгод и обязательств сравнимого объема.

     В сложных межгосударственных, в том числе экономических, взаимоот-

ношенияхсправедливое распределение выгод и обязательств, разумеется, не

можетслужить  простым эталоном для каждойконкретной сделки, но должно

рассматриватьсяименно как сбалансированный общий международно-право-

вой принцип.

     5.5 Преференциальный режим — это торговыельготы, прежде  всего  в

отношениитаможенных  пошлин, действующие  между тем или иным государс-

твом или средигруппы государств. Актуальным примером является система

преференций, котораяв  силу рекомендаций Конференции ООН поторговле и

развитиюприменяется развитыми странами  в  отношении развивающихся, а

также между  самими развивающимися  странами.  Причем предоставляемые

преференции несчитаются нарушением принципа наибольшего благоприятс-

твования.

     В прежние времена довольнораспространенным, особенно в отношениях

развитыхстран  с колониальными иполуколониальными, было использование

                                — 12 -

в договорнойпрактике правовых режимов «равных возможностей»,«открытых

дверей», капитуляцийи  т.п. Такого рода условия, противоречащие общеп-

ризнаннымпринципам международного права, на современном этапе не могут

рассматриватьсякак правомерные.

                        6. З А К Л Ю Ч Е Н И Е

     Конечно, в объеме одной контрольно  работы сложно  охватить  все

сферыэкономического сотрудничества, регулируемые международным правом.

Так, как помимообщих понятий о принципах международного экономическо-

го  права, его субъектах  и источниках,  существует большое количество

международных  нормативных актов, регулирующих  международно-правовое

сотрудничество  в отдельных областях международныхэкономических отно-

шениях, атакже,  регулирующихмеждународно-правовое сотрудничество  на

региональномуровне.

     При рассмотрении этой областимеждународного экономического права

можно привестибольшое количество примеров о развитии межгосударствен-

ногосотрудничества в валютно-финансовой сфере и роль  Международного

банкареконструкции и развития (МБРР) и Международного валютного фонда

(МВФ) при решенииглобальных вопросов в этой сфере.

     Все вышесказанное можно отнести и кмежгосударственному сотрудни-

честву в областитранспорта и к экономическому сотрудничеству в рамках

ОНН на  региональном уровне, ведущемуся прежде всего в рамках экономи-

ческихкомиссий, образованных Экономическим и Социальным Советом.

     Затронув одну отрасль международного права- международное эконо-

мическое право — мы наглядно убедились, что  эта  отрасль представляет

собой  самостоятельную  систему, можно сказать подсистему в рамках це-

лостной, единойсистемы международного права, которая в настоящее  время

являетсяодной  из самой  бурно развивающейсяотраслью международного

права.

.

                                — 13 -

                     7. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

     1.Богуславский М.М. Международноеэкономическое право.- М.,1986 г.

     2.Вельяминов Г.М.  Правовое урегулирование международной торгов-

ли.- М.,1972г.

     3.Вельяминов Г.М.  Основы международного  экономическогоправа.-

М.,1994.

     4.Международное право:   Учебник/Отв.ред.  Ю.М.Колосов, В.И.Кузне-

цов.-М.: Междунар.отношения,1995.

     5.Юридичний словник.- К.: УРЭ.-1983.

www.ronl.ru

Контрольная работа : Международное право (работа 10)

Контрольная работа

Международное право

План работы

Вопрос 1: Понятие и виды субъектов международного права

Вопрос 2: Международно-правовое признание и правопреемство

Вопрос 3: Международная правосубъектность индивида: постановка проблемы и подходы к ее решению

Список используемых источников

Вопрос 1: Понятие и виды субъектов международного права

Субъекты международного права - самостоятельные образования, способные непосредственно обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и осуществлении его норм.

Субъектом международного правоотношения может стать сторона, обладающая международной правосубъектностью. В самом общем плане международную правосубъектность можно определить, как юридическую способность лица быть субъектом международного права. Содержание международной правосубъектности образуют основные права и обязанности такого субъекта, вытекающие из международно-правовых норм.

Субъекты международного права обладают общей, отраслевой и специальной правосубъектностью.

Общая правосубъектность – это способность акторов ipso facto быть субъектом международного права вообще. Такой правосубъектностью обладают только суверенные государства, а также нации, борющиеся за свою независимость (первичные субъекты).

Отраслевая правосубъектность – это способность акторов быть участниками правоотношений в определенной области межгосударственных отношений. Такой правосубъектностью обладают межправительственные организации.

Специальная правосубъектность – это способность акторов быть участником лишь определенного круга правоотношений в рамках отдельной отрасли международного права. Специальной правосубъектностью обладают, например, физические лица. Их правосубъектность, в частности, признана Всеобщей декларацией прав человека 1948 г1. (ст. 6), Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г2. (ст. 2 и др.).

Категории субъектов международного права:

Первичные (основные, суверенные) – государства; нации и народы, борющиеся за свою независимость;

Производные (несуверенные) – международные организации; государственно-подобные образования (Ватикан, Мальтийский орден)3.

Первичные (основные) субъекты международного права (государства и нации, борющиеся за независимость) в силу присущего им государственного или национального суверенитета ipso facto признаются носителями международно-правовых прав и обязанностей. Суверенитет (государственный или национальный) делает их независимыми от других субъектов международного права и предопределяет возможность самостоятельного участия в международных отношениях.

Юридическим источником правосубъектности для производных (несуверенных) субъектов международного права служат их учредительные документы. Такими документами для международных организаций являются их уставы, принимаемые и утверждаемые субъектами международного права (прежде всего, первичными) в форме международного договора. Производные субъекты международного права обладают ограниченной правосубъектностью, которая обусловлена признанием этих участников международных отношений со стороны первоначальных субъектов. Таким образом, объем и содержание правосубъектности производных субъектов зависят от воли первичных субъектов международного права.

Однако субъекты международного права не только имеют права и несут обязанности, вытекающие из международно-правовых норм, но и обладают двумя другими характеристиками, отличающими их от субъектов внутригосударственного права.

Это следующие отличительные черты субъектов международного права:

1) субъекты международного права, как правило, являются коллективным образованием. Каждый субъект международного права имеет определенные элементы организации. Так, в государстве существует власть и аппарат управления. При исполнении властных полномочий субъекты международного права относительно независимы и не подчинены друг другу. Каждый из них имеет самостоятельный международно-правовой статус;

2) субъекты международного права обладают способностью участвовать в разработке и принятии международных норм, которая составляет важнейший элемент международной правосубъектности. Субъекты международного права (в отличие от большинства субъектов права внутригосударственного) - не просто адресаты международно-правовых норм, но и лица, участвующие в их создании.

Только наличие всех трех вышеуказанных элементов дает основание считать то или иное образование полноценным субъектом международного права. Отсутствие у субъекта хотя бы одного из перечисленных качеств не позволяет говорить об обладании международной правосубъектностью в точном значении этого слова и, следовательно, не позволяет причислять данного субъекта к кругу субъектов международного права4.

Вопрос 2: Международно-правовое признание и правопреемство

Исторически известно несколько способов образования новых государств как субъектов международного права: смена государства одного исторического типа другим; возникновение государства в результате достижения колониальным народом своей независимости; территориальные изменения, связанные с объединением нескольких государств в одно, либо с распадом государства на несколько государств, либо с отделением одного государства от другого.

В этих случаях встает вопрос о признании новых государств как субъектов международного права и об их правопреемстве.

Международно-правовое признание - это односторонний добровольный акт государства, в котором оно прямо или косвенно заявляет о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права и намерено поддерживать с ним официальные отношения.

Признание государства как субъекта международного права одновременно означает и признание его правительства. Если в акте, оформляющем признание, говорится о признании правительства, то это означает и признание государства.

Современное международное право исходит из того, что новое государство имеет право на международное признание. Такое право основывается на общепризнанных принципах равенства, уважения суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела. Признание или непризнание не влияет на существование нового государства. Признание имеет декларативное значение.

Правопреемством государств принято называть переход определенных прав и обязанностей от одного государства к другому с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве.

Вопрос о правопреемстве встает в следующих случаях:

- при территориальных изменениях - распаде государства на два и более государства; слиянии государств или вхождении территории одного государства в состав другого;

- при социальных революциях;

- при образовании новых независимых государств.

Центральным в правопреемстве является вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику. Конкретный объем прав и обязанностей, переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику, зависит от многих факторов. Существенное значение имеет суверенная воля государства-преемника, определяющего объем правопреемства согласно своим интересам. Однако это не должно противоречить основным принципам международного права, наносить ущерб остальным государствам и народам. Так, например, Министерство иностранных дел Российской Федерации 13 января 1992 года заявило, что Россия продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных Союзом ССР, и просит рассматривать Россию в качестве стороны всех действующих международных договоров вместо бывшего СССР. В настоящее время основные вопросы правопреемства государств урегулированы в двух универсальных договорах: Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 года и Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 года5.

Вопрос 3: Международная правосубъектность индивида: постановка проблемы и подходы к ее решению

В связи с принятием России в Совет Европы (особенно - со вступлением в силу для Российской Федерации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод6) стал актуальным давно назревший вопрос о международной правосубъектности индивида.

Проблема международной правосубъектности физических лиц имеет давнюю традицию в юридической литературе. Одни авторы отрицают правосубъектонсть индивида, другие признают за ним отдельные качества субъекта международного права. Западные ученые уже довольно давно признают за индивидом качество международной правосубъектности, аргументируя свою позицию ссылками на возможность привлечения индивидов к международной ответственности, обращения индивида в международные органы за защитой своих прав7.

Роль индивида в международных отношениях постоянно возрастает. Индивид в данный момент, согласно многим межгосударственным соглашениям, имеет права, несет обязанности, а также ответственность за международные преступления. Более того, в целях защиты своих прав он может обращаться с жалобами в универсальные и региональные судебные и конвенционные органы.

Наделение личности правами и обязанностями, возложение на нее ответственности свидетельствует о том, что индивид превращается во все более полноценного субъекта международного права.

В общей теории государства и права субъект права определяется в качестве носителя прав и обязанностей.

Следуя данному определению, многие ученые распространяют его и на международное право. Исходя из этого определения отрицается международная правосубъектность индивида. Подобная точка зрения длительное время преобладала в российской науке. За последние годы позиция ряда юристов в отношении признания индивида в качестве субъекта международного права стала постепенно меняться. Так, профессор К.А. Бекяшев признает у индивида качества субъекта международного права. Некоторую международную правосубъектность индивида с определенными оговорками признает и О.И. Тиунов.

Западные ученые также не отличаются единством подхода к признанию индивида субъектом международного права, хотя многие из них и поддерживают теорию его международной правосубъектности. Так, известный английский ученый Лаутерпахт Г. еще в 1950 г. писал, что "международное право, как оно воплощено в Уставе ООН и других международных договорах, признает основные права индивидов независимо от внутреннего права и таким образом конституирует индивида как субъекта международного права".

Учитывая специфику международных правоотношений, следует дать следующее определение субъекта международного права: субъект международного права - это носитель международных прав и обязанностей, который участвует в международных правоотношениях, в создании норм международного права и контроле за их исполнением, а также несет ответственность за нарушение таких норм. Исходя даже из такого широкого определения индивида следует признать субъектом международного права с ограниченной правосубъектностью8.

При этом, конечно, нельзя приравнивать индивида к государству, роль которого в международных правоотношениях значительно более широкая.

Признание индивида субъектом международного права потребовало бы изменения самой природы этого права. Кроме того, есть существенные сомнения в том, что такое признание явилось бы лучшим способом обеспечения прав человека. Индивид едва ли смог бы пользоваться своими правами наряду с государствами. Необходимо учитывать специфику правового статуса индивида, находящегося в сфере действия суверенной власти государства, а также его реальные возможности защищать свои права на международном уровне.

Международное сообщество в состоянии обеспечить права человека лишь через государство, оказывая на него соответствующее влияние. С другой стороны, всеобщее уважение прав человека было бы нереальной задачей без сотрудничества государств9.

Следовательно, принимая во внимание тот факт, что понятия и категории международного права, не всегда идентичны понятиям внутригосударственного права, и если считать, что субъект международного права не только обладает правами и обязанностями, вытекающими из международно-правовых норм, но и является коллективным образованием и, самое главное, принимает прямое участие в создании норм международного права, то индивида к субъектам международного права относить нельзя.

Однако если рассматривать физическое лицо как прямого адресата многих международно-правовых норм, если принимать во внимание развивающуюся отрасль международной защиты прав человека и международного гуманитарного права, учесть факты осуществления международного уголовного правосудия по отношению к международным преступникам, то можно сделать вывод о том, что физическое лицо в ряде случаев обладает ограниченной международной правосубъектностью и, следовательно, является особым субъектом международного права10.

Список используемых источников

1. Нормативные правовые акты:

1. Всеобщая декларацией прав человека от 10.12.1948 // Российская газета, 05.04.1995.

2. Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 // СЗ РФ, 1998, N 20, Ст. 2143

3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, 1994

2. Специальная литература:

1. Карташкин В.А. Государство и личность в международных правоотношениях // Юрист-международник. – 2004. - № 4. – СПС Консультант

2. Лаптев П.А. О правосубъектности индивида в свете международно-правовой защиты прав человека // Журнал российского права. – 1999. - № 2. – с. 51-58

3. Ливеровский А.А. Комментарии к одному из решений уставного суда. О проблеме правопреемства органов государственной власти субъекта Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. – 2009. - №3. – СПС Консультант

4. Международное право. Общая часть. Учебник для студентов юридических факультетов и вузов / И.И. Лукашук. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005. – СПС Консультант

5. Международное право: курс лекций / Под ред. Д.А. Шлянцева – М.: Юстицинформ, 2006. – СПС Консультант

6. Международное публичное право: Учебник / Отв. ред. К.А. Бекяшев. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 784 с.

7. Фахрутдинов И.З. Международное или глобальное право // Юрист-международник. – 2004. - № 4. – СПС Консультант

topref.ru

Работа - Международное экономическое право (Контрольная)

          МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТАВРИЧЕСКИЙЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ

                             УНИВЕРСИТЕТ

                                             Юридический факультет

         

    

    

    

                    Кафедра: Международноеправо

                      КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА N 1

                  по дисциплине: МЕЖДУНАРОДНОЕПРАВО

               тема: МЕЖДУНАРОДНОЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО

.

                                — 2 -

                ТЕМА: МЕЖДУНАРОДНОЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО

                               П Л А Н

                              1.ВВЕДЕНИЕ

           2.Определения терминов:агрессия; аннексия; оккупация;

                  делимитация; демаркация; оптация;

           3 1. 0ПОНЯТИЕ И СУБЪЕКТЫМЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА

             3.1 Возникновение международногоэкономического права

             3.2 Определение МЭП

             3.3 Субъекты МЭП

           4.ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА

             4.1 Международные договоры

             4.2 Решения(рекомендации, постановления) международных

                 организаций

             4.3 Решения межгосударственныхэкономических конференций

             4.4 Международный обычай

           5.ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГОПРАВА

             5.1 Принцип недискриминации

             5.2 Принцип (режим) наиболееблагоприятствуемой нации

                 (наибольшегоблагоприятствования)

             5.3 Национальный режим

             5.4 Принцип взаимной выгоды

             5.5 Преференциальный режим

                             6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                     7.ИСПОЛЬЗОВАННАЯЛИТЕРАТУРА

.

                                — 4 -

                          1. В В Е Д Е Н И Е

     Понимание сущности и значениямеждународного права необходимо се-

годня достаточноширокому кругу лиц, поскольку международное право ока-

зываетвоздействие практически на все сферы современной жизни.  Приме-

нениемеждународного права — важная сторона деятельности всех  тех, кто

так или  иначе связан с международнымиотношениями.  Однако, и те юрис-

ты, которыенапрямую не занимаются международными отношениями, периоди-

ческисталкиваются по роду деятельности с нормативными актами междуна-

родного права идолжны правильно ориентироваться при принятии решений

по такого  рода делам.  Это относится и кследственным работникам при

расследованиихозяйственный  преступлений  международных   корпораций,

фирм, занимающихся  внешнеэкономической  деятельностью или оперативным

подразделениям, ведущимборьбу с терроризмом и международной  преступ-

ностью, и кнотариусам, удостоверяющим юридические действия, касающие-

ся иностранныхграждан, находящихся на территории Украины, и т.д.

     Окончание второго  тысячелетия современной эры в истории челове-

чества совпадаетс началом нового этапа развития международного права.

Рассуждения опользе международного права или сомнения в его необходи-

мости сменяютсявсеобщим признанием этой правовой системы в  качестве

объективнойреальности, которая существует и развивается независимо от

субъективной волилюдей.

     Генеральная Ассамблея ООН приняла в  1989 году  резолюцию  44/23

«Десятилетие  международного права Организации ОбъединенныхНаций».  В

ней отмечаетсявклад ООН в содействие «более широкому принятию и  ува-

жению  принципов международного  права» и впоощрение «прогрессивного

развитиямеждународного права и его кодификации». Признается, что  на

данном этапенеобходимо укреплять главенство права в международных от-

ношениях, для  чего требуется  содействовать  его преподаванию, изуче-

нию, распространениюи более широкому признанию. Период 1990-1999 годов

провозглашен ООНДесятилетием международного права, в течении которого

должно  произойти дальнейшее повышение ролимеждународно-правового ре-

гулирования вмеждународных отношениях.

     Предложенная ниже тема — «международное  экономическое  право» -

интересна тем, чтопозволяет наглядно понять и проследить принципы эко-

номическогосотрудничества  между  народами, имеющими  различные  обы-

чаи, традиции, религии, государственноеустройство и т.п.

.

                                — 5 -

                       2.ОПРЕДЕЛЕНИЯ  ТЕРМИНОВ

     АГРЕССИЯ — (лат.aggressio, от aggredior — нападаю) — в современном

международномправе любое незаконное с точки зрения Совета ООН исполь-

зование силыодной державой против территориальной целостности или по-

литическойнезависимости другой державы или народа (нации).

     АННЕКСИЯ (лат.аnnexio)  - насильственное присоединение, захват

однимгосударством всей (или части) территории другого государства или

народа.

     ОККУПАЦИЯ (лат.occupatio, от occupo -  захватываю, завладеваю)  -

1) временное  занятие вооруженными силами одногогосударства части или

всей территориидругого государства, главным образомв следствие насту-

пательных военныхдействий;  2) в Древнем Риме завладениевещами, кото-

рые не имеютвладельца, в том числе и земельными участками.

     ДЕЛИМИТАЦИЯ — процесс определениесухопутных и водных  границ  по

договору, какправило, сопредельными государствами.

     ДЕМАРКАЦИЯ (франц.demarcation-разграничение) — обозначение ли-

ниигосударственной границы на местности.

     ОПТАЦИЯ (лат.optatio-желание, выбор, от opto- выбираю)- доброволь-

ный выбор  гражданства лицом, которое достигло совершеннолетия. Право

оптацииобязательно предоставляется населению территории, которая пере-

ходит от одногогосударства к другому.

      3. ПОНЯТИЕ И СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА

    3.1 Международно-правовое регулированиеэкономических, прежде все-

го торговых,  взаимоотношений между государствами возниклов  глубокой

древности.Торговые отношения с давних пор являются одним из предметов

международныхдоговоров,  причем изначально моральным иправовым прин-

ципом  признавалось свобода  торговых отношений.  Еще во II веке н.э.

древнеримскийисторик Флор отмечал:  «Еслипрерваны торговые сношения,

нарушен союзчеловеческого рода».  Гуго Гроций(ХVII в.) указывал, что

«никто невправе препятствовать взаимным торговым  отношениям  любого

народа  с любым  другим  народом».  Именно этот принцип jus commercii

-право свободыторговли (торговля понимается в широком смысле) -  ста-

                                — 6 -

новитсяосновополагающим для международного экономического права.

     В ХVII веке появляются первые специальныемеждународные  торговые

договоры. К ХХвеку сложились некоторые специальные принципы, институ-

ты имеждународно-правовые доктрины, относящиеся к регулированию эко-

номическихвзаимоотношений государств:  «равныхвозможностей»,«капиту-

ляций»,«открытых дверей», «консульской юрисдикции», «приобретенных

прав»,«наиболее  благоприятствуемой  нации», «национального режима»,

«недискриминации»и др. В них нашли отражение противоречия между инте-

ресамисвободы  торговли  и стремлением к монополизации внешних рынков

или кпротекционистскому ограждению собственного рынка.

     Появление новых  форм международного экономического инаучно-тех-

ническогосотрудничества в ХIХ-ХХ веках вызвало к жизни новые виды до-

говоров(соглашения о товарообороте и платежах, клиринговые, по вопро-

сам транспорта,связи, промышленной собственности и др.), а также соз-

даниемногочисленных  международныхэкономических и научно-технических

организаций.Особенно бурно этот процесс развивался  после  окончания

второй мировойвойны.  В Уставе ООН в качестве одной изцелей указыва-

етсяосуществление международного сотрудничества в решении международ-

ных проблемэкономического характера  (ст.1).

     Во второй половине ХХ века в Европевозникают особые  экономичес-

киеинтеграционные  международные организации- Европейские Сообщества

и СоветЭкономической Взаимопомощи.  В 1947 годубыл заключен первый в

историимногосторонний торговый договор — Генеральное соглашение о та-

рифах и торговле(ГАТТ),  на базе которогообразовалось  особого  рода

международноеучреждение, объединяющее ныне свыше ста государств.

     3.2 Международное экономическое правоможно  определить  как от-

расльмеждународного публичного права,  котораяпредставляет собой со-

вокупностьпринципов и норм, регулирующих экономические отношения меж-

ду государствамии другими субъектами международного права.

     Предмет МЭП — международные экономическиемногосторонние и  двус-

торонниеотношения  между  государствами,  а также другими субъектами

международногопубличного права.  К экономическим можноотнести торго-

вые, коммерческие отношения,  а также отношения в сферах производствен-

ной,научно-технической,  валютно-финансовой,транспорта, связи, энер-

гетики,интеллектуальной собственности, туризма и т. п.

     В современной правовой литературе западныхстран  были  выдвинуты

две основныеконцепции МЭП.  Согласно одной из них,МЭП — отрасль меж-

дународногопубличного права и предметом ее являются экономические от-

ношения субъектовмеждународного права (Г.Шварценбергер и Я.Броунли -

Великобритания:П.Верлоренван  Темаат  —  Нидерланды: В.Леви  -  США:

П.Вейль — Франция:  П.Пиконе — Италия и др.).Господствующей же в нас-

                                — 7 -

тоящее время взападной литературе можно считать концепцию, по которой

источником нормМЭП является как международное право, так и внутриго-

сударственное, аМЭП распространяет свое действие на все субъекты пра-

ва, участвующие вкоммерческих отношениях, выходящих за пределы одного

государства(А.Левенфельд  -США:  П.Фишер, Г.Эрлер,   В.Фикентшер   -

ФРГ: В.Фридман,Е.Питерсман  -  Великобритания:  П.Рейтер -  Франция и

др.). Эта втораяконцепция смыкается и с выдвигаемыми на Западе теори-

ямитранснационального  права,  направленными на то,  чтобы уравнять в

качествесубъектов международного права государства и так  называемые

транснациональныекорпорации (В.Фридман и др.).

     В правовой литературе развивающихся странполучила  распростране-

ниеконцепция  «международного праваразвития»,  которая делает акцент

на особых правахразвития наиболее бедных стран.

     В отечественной науке В.М. Корецкий еще в1928 году выдвинул тео-

риюмеждународного хозяйственного права как межотраслевого права, вклю-

чающегорегулирование  международно-правовых  (публичных) и гражданс-

ко-правовыхотношений.  И.С.Перетерский, с другойстороны, выступил в

1946 году с идееймеждународного имущественного права как отрасли меж-

дународногопубличного права.  По пути развития этойидеи пошли  даль-

нейшие разработкимногих отечественных ученых.

     СССР внес солидный вклад в разработку иутверждение многих норма-

тивных  актов, лежащих  в основе современнойконцепции МЭП.  СССР был

также одним изинициаторов созыва в 1964 году в Женеве Конференции ООН

по торговле иразвитию, переросшей в  международную  организацию (ЮНК-

ТАД).

     3.3 Исходя из понимания МЭП как отраслимеждународного публичного

права,  логично считать, что субъекты МЭП те же, чтои вообще субъекты

в международномправе. Государства, разумеется, вправе непосредственно

участвовать во внешнеэкономическойгражданско-правовой, коммерческой,

коммерческойдеятельности.  «Торгующеегосударство», оставаясь субъек-

томмеждународного права, может выступать также как субъект националь-

ного правадругого государства, например, заключив с иностранным конт-

рагентом сделку сподчинением ее иностранной юрисдикции. Это, однако,

само по себе нелишает государство присущих ему иммунитетов. Для отка-

за от иммунитетов(в том числе юрисдикционного, судебно-исполнительно-

го) необходимоявно выраженное волеизъявление самого государства.

          4. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА

   4.1. Источники МЭП те же, что вообще вмеждународном публичном пра-

                                — 8 -

ве.  Характеристика для МЭП,  еще находящегося в стадии становления  в

виде особойотрасли права, является обилие рекомендательных норм, име-

ющих своимисточником решения международных организаций и конференций.

Особенностью  таких норм является то,  что они не императивны.  Они не

только«рекомендуют»,  но и сообщаютправомерность, в частности, таким

действиям  (бездействию),  которые были бы неправомерны при отсутствии

рекомендательнойнормы. Например, Конференция ООН по торговле и разви-

тию 1964 годаприняла известные Женевские принципы, в которых, в част-

ности,содержалась рекомендация о предоставлении развивающимся странам

в изъятие изпринципа наиболее благоприятствуемой нации преференциаль-

ных таможенныхльгот (скидок с таможенного тарифа). Такие льготы были

бы неправомерныпри отсутствии соответствующей рекомендательной нормы.

     В современном мире центр тяжестипостепенно смещается  в  сторону

многостороннегоэкономического сотрудничества. С точки зрения выработ-

ки норм МЭП особоважное значение имеет заключение многосторонних до-

говоров. Именномногосторонние договоры составляют сердцевину МЭП.

     Примерами универсальных международныхэкономических договоров яв-

ляютсяГенеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 года, а также

получившиеширокое распространение многосторонние соглашения по  сырь-

евым товарам.

     Однако, несмотря  на значение многосторонних связей,  в своей по-

давляющей частисотрудничество в экономической сфере осуществляется на

основедвусторонних  договоров.

     Среди международных договоров,регулирующих двусторонние экономи-

ческие  отношения следует выделить договорыобщего,  рамочного полити-

ческогохарактера, в частности договоры о дружбе и взаимной помощи. На-

ряду с  основными политическими обязательствами сторонв них закрепля-

ютсяобязательства по расширению экономического сотрудничества, по со-

деиствиюзаключению коммерческих сделок и т.п.

     Но наиболее существенное значение дляформирования норм  междуна-

родного  экономического  права имеют некоторые специальные виды между-

народныхдоговоров.

     К ним относятся торговые договоры, которыемогут именоваться так-

же договорами оторговле и мореплавании и т.п.Главное в них - закреп-

ление,  как правило, определенного вида торгово-экономического режима

во взаимныхотношениях государств и их физических и юридических  лиц.

Это -  режим наибольшегоблагоприятствования, национальный режим, префе-

ренциальный, недискриминации, взаимнойвыгоды.

     С торговлей и другими видамиэкономического сотрудниечства  тесно

связано ихвалютно-платежное и финансовое обеспечение на основе согла-

шений омеждународных валютных расчетах и кредитах. Обычной  является

практикаобъединения  торговых ивалютно-финансовых условий в соглаше-

                                - 9 -

ниях, именуемыхсоглашениями либо о товарообороте и платежах. Но могут

заключаться испециальные платежные соглашения, обусловливающие расчеты

в определенныхнациональных свободно конвертируемых, ограниченно  кон-

вертируемых илинеконвертируемых валютах.

     В клиринговых соглашенияхпредусматривается взаимный  зачет  пос-

туплений и  расходов во  встречных  торговых, экономических операциях.

Клиринговыесоглашения используются обычно государствами, применяющими

неконвертируемую валюту.

     Кредитные соглашения могут существовать вчистом виде  -  предос-

тавление однимгосударством другому займа в денежной, товарной или сме-

шанной форме собязательством погашения займа.

     Когда у государства  возникает  необходимость прибегнуть к коли-

чественнымэкспортным и импортным ограничениям, используются так  назы-

ваемыесоглашения  о  товарообороте, иначе  говоря — взаимных поставках

товаров. В такихсоглашениях стороны  договариваются  об определенных

встречныхконтингентах  (квотах) экспортных иимпортных поставок това-

ров в физическихили стоимостных показателях.

     4.2 Немалое число рекомендаций по вопросамэкономического сотруд-

ничествапринимается  органами  ООН, а также организациями, входящими в

систему ООН (ЮНКТАД, ЮНИДОи др.).Решения этих организаций и их органов

не носят  юридически обязательного характера, но имеютрекомендательную

силу.

     Генеральная Ассамблея ООН приняла такиеосновополагающие акты, как

Хартияэкономических прав и обязанностей государств, Декларация о Новом

международномэкономическом порядке и программа действия по установле-

нию Новогомеждународного экономического порядка (1974 г.). В этих до-

кументахпровозглашаются  недискриминационные, взаимовыгодные  основы

экономического сотрудничества.

     Важными документами  Генеральной Ассамблеи ООН являются также ре-

золюции «Омерах укрепления доверия в международных экономических  от-

ношениях»(1984)   и   «О  международной   экономической  безопаснос-

ти»(1985г.).

     Постановления ряда региональныхэкономических учреждений,  прежде

всегоЕвропейских  Сообществ,  могут иметь не только рекомендательною,

но и обязательнуююридическую силу.

     4.3 Решения  межгосударственных  экономических конференций.Данные

решения,  особенно основные,  оформленные в виде заключительных  актов

конференций,рассматриваются в теории как особая разновидность многос-

тороннихдоговоров и соответственно могут обладать и рекомендательной,

и обязательнойюридической силой.  Среди документовмеждународных кон-

                                — 10 -

ференций, имеющихсущественное значение для формирования международно-

го экономическогоправа, особо важным являются содержащиеся в Заключи-

тельном актеЖеневской конференции ООН по торговле и развитию 1964 го-

да Принципы,  определяющие международные торговые отношенияи торговую

политику,  способствующие развитию,  раздел «Сотрудничество в  области

экономики,  науки и  техники и окружающейсреды» Заключительного акта

Совещания по безопасностии сотрудничеству в Европе 1975 года, а также

раздел«Экономическое сотрудничество» в Парижской хартии для новой Ев-

ропы принятой навстрече в верхах в рамках СБСЕ в 1990 году.

     4.4 Исторически обычай в качествеисточника играл важную роль как

вообще вмеждународном праве, так и в МЭП.

     С другой стороны,  нельзя не согласиться с точкой зрения обогра-

ниченной ролиобычая в области регулирования международных экономичес-

кихотношений,  так  как поддержание стандартов,  которыхгосударства

придерживаются всвоих взаимоотношениях, — это не та проблема, к кото-

рой можно подойтичерез обычное право.

     Показательно, что даже такие,  казались бы, давно  укоренившиеся

основные принципымеждународного права,  как уважение государственного

суверенитета,равноправие государств, обязательное соблюдение междуна-

родныхдоговоров  и  др., государства  до  сего времени снова и снова

стремятсязакрепить в своих как двусторонних, так и многосторонних до-

кументах.

          5. ПРИНЦИПЫ  МЕЖДУНАРОДНОГОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА

     5.1 К международным экномическим отношениям безусловно применимы

соответствующиеобщепризнанные принципы международного права.

     Наряду с основными  принципамимеждународного публичного права в

международныхэкономических отношениях применяются и специальные прин-

ципы,обусловливающие,  в частности,использование определенных торго-

во-политическихрежимов.

     При этом необходимо подчеркнуть, что специальные принципы МЭП но-

сят конвенционныйхарактер, их действенность  зависит  от включения  в

каждом случае всоответствующие международные договоры.

     В правовом понимании этот принцип означаетправо  государства  на

предоставлениеему  (а также его гражданам и инымсубъектам его нацио-

нального права)со стороны государства-партнера общих условий, которые

не хуже  предоставляемых  этим государством всем прочим государствам.

Данное право незатрагивает предоставление правомерно применяемых осо-

быхльготных, более благоприятных условий. Иными словами, режим недиск-

риминацииозначает обязательство не ухудшать для другой страны  своих

                                — 11 -

нормальнодействующих, общих для всех стран условий.

     5.2 Принцип (режим) наиболее благоприятствуемойнации (наибольше-

гоблагоприятствования) означает юридическое обязательство государства

предоставлятьгосударству-партнеру  льготные  (наиболее благоприятные)

условия, которыедействуют или могут быть  введены  для любой  третьей

страны. Область  применения режима наибольшегоблагоприятствования оп-

ределяется обычнов конкретной оговорке о наибольшем благоприятствова-

нии в  том или ином международном договоре. Эта оговорка может расп-

ространяться вобщей форме на всю область торговли и  судоходства  или

на отдельные  виды отношений:  таможенные  пошлины( их льготные став-

ки), транзит, количественныеи другие  ограничения  и запрещения; транс-

портныйрежим; налоговые, судебные (и т.п.) права физических и юридичес-

ких лиц и т.д.

     5.3 Национальный  режим предусматривается  в  некоторых торговых

соглашениях иозначает, что, как правило, на основе взаимности физические

и юридическиелица иностранного государства полностью приравниваются в

своих правах кнациональным физическим и юридическим лицам по отдель-

ным видамправовых отношений.  Обычно это касаетсягражданской правос-

пособностииностранных лиц, включая судопроизводство.

     5.4 Принцип  взаимной выгоды предполагает, что отношениямежду го-

сударствами, неявляющиеся взаимно выгодными, а тем более кабальные, пря-

мо или косвеннопринудительные, не должны иметь места, но  должно  быть

справедливоераспределение выгод и обязательств сравнимого объема.

     В сложных межгосударственных, в том числе экономических, взаимоот-

ношенияхсправедливое распределение выгод и обязательств, разумеется, не

можетслужить  простым эталоном для каждойконкретной сделки, но должно

рассматриватьсяименно как сбалансированный общий международно-право-

вой принцип.

     5.5 Преференциальный режим — это торговыельготы, прежде  всего  в

отношениитаможенных  пошлин, действующие  между тем или иным государс-

твом или средигруппы государств. Актуальным примером является система

преференций, котораяв  силу рекомендаций Конференции ООН поторговле и

развитиюприменяется развитыми странами  в  отношении развивающихся, а

также между  самими развивающимися  странами.  Причем предоставляемые

преференции несчитаются нарушением принципа наибольшего благоприятс-

твования.

     В прежние времена довольнораспространенным, особенно в отношениях

развитыхстран  с колониальными иполуколониальными, было использование

                                — 12 -

в договорнойпрактике правовых режимов «равных возможностей»,«открытых

дверей», капитуляцийи  т.п. Такого рода условия, противоречащие общеп-

ризнаннымпринципам международного права, на современном этапе не могут

рассматриватьсякак правомерные.

                        6. З А К Л Ю Ч Е Н И Е

     Конечно, в объеме одной контрольно  работы сложно  охватить  все

сферыэкономического сотрудничества, регулируемые международным правом.

Так, как помимообщих понятий о принципах международного экономическо-

го  права, его субъектах  и источниках,  существует большое количество

международных  нормативных актов, регулирующих  международно-правовое

сотрудничество  в отдельных областях международныхэкономических отно-

шениях, атакже,  регулирующихмеждународно-правовое сотрудничество  на

региональномуровне.

     При рассмотрении этой областимеждународного экономического права

можно привестибольшое количество примеров о развитии межгосударствен-

ногосотрудничества в валютно-финансовой сфере и роль  Международного

банкареконструкции и развития (МБРР) и Международного валютного фонда

(МВФ) при решенииглобальных вопросов в этой сфере.

     Все вышесказанное можно отнести и кмежгосударственному сотрудни-

честву в областитранспорта и к экономическому сотрудничеству в рамках

ОНН на  региональном уровне, ведущемуся прежде всего в рамках экономи-

ческихкомиссий, образованных Экономическим и Социальным Советом.

     Затронув одну отрасль международного права- международное эконо-

мическое право — мы наглядно убедились, что  эта  отрасль представляет

собой  самостоятельную  систему, можно сказать подсистему в рамках це-

лостной, единойсистемы международного права, которая в настоящее  время

являетсяодной  из самой  бурно развивающейсяотраслью международного

права.

.

                                — 13 -

                     7. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

     1.Богуславский М.М. Международноеэкономическое право.- М.,1986 г.

     2.Вельяминов Г.М.  Правовое урегулирование международной торгов-

ли.- М.,1972г.

     3.Вельяминов Г.М.  Основы международного  экономическогоправа.-

М.,1994.

     4.Международное право:   Учебник/Отв.ред.  Ю.М.Колосов, В.И.Кузне-

цов.-М.: Междунар.отношения,1995.

     5.Юридичний словник.- К.: УРЭ.-1983.

www.ronl.ru


Смотрите также