Контрольная работа по теме: Многочлены. 10 класс. Контрольная работа многочлены


Контрольная работа по математике по теме "Многочлены" (10-11 классы)

Контрольная работа №1по алгебре по теме «Многочлены» Вариант 1.

№1. Запиши многочлен в стандартном виде, определи его степень и свободный член:

 hello_html_6e7170e0.png

№2. Разделите «уголком» или по схеме Горнера многочлен hello_html_3869738d.png на hello_html_m38897eb9.png.

№3. Решите уравнения: а) hello_html_m682dca82.png; б) hello_html_44dff9dd.png; в) hello_html_m15ac19a3.png.

№4. Решите систему уравнений: hello_html_5f18841b.png

Контрольная работа №1 по алгебре по теме «Многочлены» Вариант 2.

№1. Запиши многочлен в стандартном виде, определи его степень и свободный член:

 hello_html_m2448a2b3.png

№2. Разделите «уголком» или по схеме Горнера многочлен hello_html_4d5c97ab.png на hello_html_m6998e488.png.

№3. Решите уравнения: а) hello_html_5376aa67.png; б) hello_html_7b9faff5.png;в) hello_html_m21671560.png.

№4. Решите систему уравнений: hello_html_23581875.png

Контрольная работа №1по алгебре по теме «Многочлены» Вариант 1.

№1. Запиши многочлен в стандартном виде, определи его степень и свободный член:

 hello_html_6e7170e0.png

№2. Разделите «уголком» или по схеме Горнера многочлен hello_html_3869738d.png на hello_html_m38897eb9.png.

№3. Решите уравнения: а) hello_html_m682dca82.png; б) hello_html_44dff9dd.png; в) hello_html_m15ac19a3.png.

№4. Решите систему уравнений: hello_html_5f18841b.png

Контрольная работа №1 по алгебре по теме «Многочлены» Вариант 2.

№1. Запиши многочлен в стандартном виде, определи его степень и свободный член:

 hello_html_m2448a2b3.png

№2. Разделите «уголком» или по схеме Горнера многочлен hello_html_4d5c97ab.png на hello_html_m6998e488.png.

№3. Решите уравнения: а) hello_html_5376aa67.png; б) hello_html_7b9faff5.png;в) hello_html_m21671560.png.

№4. Решите систему уравнений: hello_html_23581875.png

infourok.ru

Контрольная работа по теме: Многочлены. 10 класс

Контрольная работа по теме: Многочлены. 10 класс (с решением)

Задача 1.

Проверить по определению, будет ли число 2 корнем многочлена:

б) f(x) = 5x5 + 4x3 - 7x2 + 2.

а) f(x) = 25 – 4·24 + 7·23 – 24 = 32 – 64 + 56 – 24 = 0. Следовательно, 2 – корень многочлена.

б) f(x) = 5·25 + 4·23 - 7·22 + 2 = 160 + 32 – 28 + 2 = 166  0. Следовательно, 2 – не является корнем многочлена.

Задача 2.

При помощи схемы Горнера проверить, является ли число с корнем многочлена f(x) = 4x6 – x5 – 6x4 + 3x3 + 50x – 68:

б) с = -2.

В первую строку таблицы записываем коэффициенты многочлена (с учетом того, что при степени, равной 2 коэффициент равен нулю), значения во второй строке подсчитываем, пользуясь формулами.

По следствию из теоремы Безу (многочлен не делится нацело на (х – 3)), делаем вывод, что число 3 корнем многочлена не является.

По следствию из теоремы Безу – многочлен делится нацело на (х – (-2)) = (х + 2) – делаем вывод о том, что число -2 является корнем многочлена.

Задача 3.

Какова кратность корня х = -1 многочлена f(x) = x5 + 4x4 + 5x3 + x2 – 2x – 1?

Проверяем по схеме Горнера, подсчитывая каждую следующую строку в зависимости от коэффициентов предыдущей:

Таким образом получаем, что многочлен имеет три множителя (х – (-1)) = (х + 1) и представим в виде f(x)= (х + 1)3(х2 + х – 1), где коэффициенты многочлена х2 + х – 1 взяты из предпоследней строки таблицы, в которой получен последний нулевой остаток.

Ответ: кратность корня равна трем.

Задача 4.

Отделить кратные корни многочлена f(x) = x5 – 2x4 – x3 + 5 x2 – 4x + 1.

Решение:

Если многочлен имеет корень кратности k, то его производная имеет этот же корень кратности (k – 1). Найдем производную данного многочлена:

f /(x) = 5x4 – 8x3 – 3x2 + 10x – 4

Найдем наибольший общий делитель многочлена и его производной по алгоритму Евклида:

(f(x), f /(x)) = x2 - 2x + 1. Заметим, что это полный квадрат (x – 1)2, следовательно, f /(x) содержит корень 1 кратности 2, а f(x) содержит этот корень 1 кратности 2 + 1 = 3. Т.к. в наибольшем общем делителе других множителей нет, то и кратных корней у многочлена тоже больше нет.

Разделим f(x) на (x – 1)3 по схеме Горнера:

Получим f(x) = (x – 1)3(х2 + х – 1).Остальные 2 корня многочлена – простые (в этом случае действительные иррациональные числа).

Ответ: f(x) = (x – 1)3(х2 + х – 1).

Задача 5.

Разложить многочлен f(x) = x6 + x5 – 4x4 – 2x3 + 5x2 + x – 2 в произведение линейных множителей, отделив его кратные корни.

Решение:

f /(x) = 6x5 + 5x4 – 16x3 – 6x2 + 10x + 1

(f(x), f /(x)) = x3 – x2 – x + 1

Т.к. наибольший общий делитель может тоже содержать кратные множители, продолжим процесс и найдем f //(x):

f //(x) = 30x4 + 20x3 – 48x2 – 12x + 10

( f /(x), f //(x)) = x – 1. Следовательно, в f //(x)) имеется корень равный 1 кратности 1, значит в f /(x) этот корень входит с кратностью 2. Разделим первую производную многочлена на (x – 1)2 = (х2 – 2х + 1). Получим: f /(x) = (x – 1)2(х + 1). Т.е. в f /(x) корень равный 1 входит с кратностью 2. Значит в f (x) он входит с кратностью 3. В f /(x) корень равный –1 входит с кратностью 1, значит в f (x) он входит с кратностью 2. Т.к. f (x) – многочлен шестой степени, а найденные нами корни кратности – 2 и 3, то у f (x) есть еще один корень, который является простым.

Разделим f (x) на (x – 1)3 и на (x + 1)2 по схеме Горнера:

Получим: f (x) = (x – 1)3(x + 1)2(х + 2)

Ответ: f (x) = (x – 1)3(x + 1)2(х + 2)

Задача 6.

При помощи кратных корней, найти точку (точки) х, в которых график функции f(x)= х6 – 4х5 – 2х4 + 16х3 + 5х2 – 20х – 12 касается оси ОХ, но не пересекает ее.

Решение: f(x)= х6 – 4х5 – 2х4 + 16х3 + 5х2 – 20х – 12.

Найдем производную многочлена: f /(x)= 6х5 – 20х4 – 8х3 + 48х2 + 10х – 20.

НОД (f (x), f /(x)) = х3 – 3х – 2.

Найдем вторую производную, т.к. линейные множители пока выделить мы не можем: f //(x)) = 30х4 – 80х3 – 24х2 + 96х + 10.

НОД (f /(x), f //(x)) = х + 1. Таким образом: f //(x)) = (х +1)q1(x), следовательно: f /(x) = (х +1)2q2(x), разделив f /(x) на (х +1)2, получим f /(x) = (х +1)2(x – 2).

Следовательно, f (x) = (х +1)3(x – 2)2q3(x). Разделив f (x) на (х +1)3(x – 2)2 получим f (x) = (х +1)3(x – 2)2(x – 3).

Таким образом, имеем х = -1 – трехкратный корень многочлена, х = 2 – двукратный корень, х = 3 – простой корень. Следовательно, в точке х = 1 график имеет точку перегиба (нечетная кратность), в точке х = 2 график касается оси ОХ, но не пересекает ее (четная кратность), в точке х = 3 график пересекает ось ОХ (простой корень).

Ответ: х = 2.

Индивидуальные задания

  1. f(x) = x3 – 4x2 + 7x + 1470, с = -10;

Решение:

Подставляя вместо переменной число -10, имеем:

f(x) = (-10)3 – 4•(-10)2 + 7•(-10) + 1470=-1000-400-70+1470=0

Следовательно, -10 – корень многочлена.

  1. f(x) = x5 – 7x3 – 4, с = 4;

Решение:

В первую строку таблицы записываем коэффициенты многочлена (с учетом того, что при степенях, равных 1,2 и 4 коэффициент равен нулю), значения во второй строке подсчитываем, пользуясь формулами.

1

4·1+0 = 4

4·4– 7= 9

4·9+0 = 36

4·36+0 = 144

4·144-4= 572  0

По следствию из теоремы Безу (многочлен не делится нацело на (х – 4)), делаем вывод, что число 4 корнем многочлена не является.

  1. f(x) = x5 – 4x4 + 7x2 – 4, х – 2;

Решение:

В первую строку таблицы записываем коэффициенты многочлена (с учетом того, что при степенях, равных 1 и 3 коэффициент равен нулю), значения во второй строке подсчитываем, пользуясь формулами.

1

2·1-4 = -2

2·(-2)+0= -4

2·(-4)+7 = -1

2·(-1)+0 = -2

2·(-2)-4 = -8  0

По следствию из теоремы Безу (многочлен не делится нацело на (х – 2)), (число 2 корнем многочлена не является), следовательно х-2 не входит в разложение многочлена f(x)

Проверим с помощью деления углом:

hello_html_m632441d0.jpg

  1. f(x) = x4 – 2x3 – 12х2 – 14х – 5;

Решение:

Проверяем по схеме Горнера, подсчитывая каждую следующую строку в зависимости от коэффициентов предыдущей:

Таким образом получаем, что многочлен имеет три множителя (х – (-1)) = (х + 1) и представим в виде f(x)= (х + 1)3( х – 5), где коэффициенты многочлена х – 5 взяты из предпоследней строки таблицы, в которой получен последний нулевой остаток.

Ответ: кратность корня равна трем.

  1. f(x) = x4 + 8x3 + 18х2 + 16х + 5;

Решение:

Задача решается аналогично предыдущей.

Проверяем по схеме Горнера, подсчитывая каждую следующую строку в зависимости от коэффициентов предыдущей:

Таким образом получаем, что многочлен имеет три множителя (х + 1) и представим в виде f(x)= (х + 1)3(х +5), где коэффициенты многочлена взяты из предпоследней строки таблицы, в которой получен последний нулевой остаток.

Ответ: кратность множителя х + 1 равна трем.

  1. f(x) = x4 – x3 – 9х2 – 11х – 4;

Решение:

f /(x) = 4x3 – 3x2 - 18x – 11

НОД (f(x), f /(x)) = x2 + 2x + 1=(x + 1)2

Т.к. наибольший общий делитель может тоже содержать кратные множители, продолжим процесс и найдем f //(x):

f //(x) = 12x2 - 6x – 18

( f /(x), f //(x)) = x + 1. Следовательно, в f //(x)) имеется корень равный -1 кратности 1, значит в f /(x) этот корень входит с кратностью 2.

Разделим уголком f(x) на НОД (f(x), f /(x)) и получим

f(x) = x4 – x3 – 9х2 – 11х – 4 = (x + 1)2(x2 - 3x – 4)= по Теореме Виета получим = =(x + 1)2(x + 4)(x – 1)

Ответ: f (x) = (x + 1)2(x + 4)(x – 1)

infourok.ru

Контрольная работа "Многочлен" 7 класс

Многочлены.

  1. Выполните действия:

  1. Вынесите общий множитель за скобки:

  1. Задача. За три дня продано 50 кг риса. В первый день продано на 5 кг меньше, чем во второй, а в третий столько, сколько в первый и второй вместе. Сколько риса продано в каждый из дней?

  2. Решите уравнения: а)

б)

  1. Известно, что . Вычислите .

  1. Выполните действия:

  1. Вынесите общий множитель за скобки:

.

  1. Задача. В трех классах 30 мальчиков. В 7-А на 3 мальчика больше, чем в 7-Б, а в 7-В столько, сколько в 7-А и 7-Б вместе. Сколько мальчиков в каждом классе?

  2. Решите уравнения: а)

б)

  1. Известно, что . Вычислите .

  1. Выполните действия:

  1. Вынесите общий множитель за скобки:

  1. Задача. Перевозя за день 8 т груза вместо 6 т, водитель выполнил задание на 2 дня раньше, чем планировал. Сколько тонн груза перевез водитель?

  2. Решите уравнения: а)

б)

  1. Докажите, что выражение делится на 10.

  1. Выполните действия:

  1. Вынесите общий множитель за скобки:

  1. Задача. Токарь выполнил заказ за 6 дней вместо 8 дней, так как в день вытачивал на 2 детали больше, чем планировал. Сколько деталей было заказано токарю?

  2. Решите уравнения: а)

б)

  1. Докажите, что выражение делится на 24.

globuss24.ru


Смотрите также