Контрольная работа по теме "Внутренняя и внешняя политика Александра I в начале правления". Александр 1 контрольная


Контрольная работа по теме "Внутренняя и внешняя политика Александра I в начале правления"

Разделы: История и обществознание

1 вариант.

1. Наиболее многочисленным сословием в России в начале 19 века являлось:

1. дворянство2. крестьянство3. казачество4. мещанство

2. Основа национального состава России:

1. русские2. украинцы3. казахи4. литовцы

3. Воспитатель Александра 1:

1. В.П. Кочубей2. П.А.Строганов3. Ф.С.Лагарп4. Н.Н.Новосильцев

4. В каком году была восстановлена в полном объеме Жалованная грамота дворянству?

1. 18012. 18023. 18034. 1805

5. Главнокомандующий русскими войсками с 1811 г в войне с Турцией:

1. А.В.Суворов2. М.И.Кутузов3. Александр 14. М.Б.Барклай де Толли

6. Установите соответствие между датами и событиями.

1. 1801-1825 А) русско-турецкая война2. 1804-1813 Б) правление Александра 13. 1808-1809 В) война с Ираном 4. 1806-1812 Г) война со Швецией

(1 - Б; 2 - В; 3 - Г; 4 - А)

7. Прочитайте отрывок из труда историка А.А.Корнилова, выполните задания к тексту.

Новый закон разрешал землевладельцам... отпускать своих крепостных на волю в одиночку или целыми селениями, но не иначе, как с земельными наделами, без которых отпуск воспрещался. Условия договора, который заключали при этом между собой крестьяне и помещики, устанавливались по взаимному соглашению обеих сторон; договор этот шёл на утверждение государя, после чего приобретал значение крепостного акта. Крестьяне, освобождённые эти путём, получали наименование "свободных хлебопашцев", землёй которых казна не могла уже распоряжаться, как распоряжались землёй казённых крестьян[1]

1. Назовите год издания данного документа, о котором идёт речь в отрывке.2. Укажите не менее трёх условий, согласно которым помещик мог отпускать крестьянина на свободу.3. В чём причина редкого применения данного закона? Каково его значение?

2 вариант.

1. Какая религия являлась государственной в России в начале 19 века?

1. буддизм2. католицизм3. православие4. протестантизм

2. Когда начал править Александр 1?

1. 1800 г.2. 1801 г.3. 1805 г.4. 1810 г.

3. Как назывался комитет, на заседаниях которого обсуждались проекты преобразований в начале царствования Александра 1?

1. Непременный2. Негласный3. Сенат4. Земский собор

4. В каком году была восстановлена в полном объеме Жалованная грамота городам?

1. 18012. 18023. 18034. 1805

5. Главнокомандующий русскими войсками с 1808 г в войне с Ираном 1804-1813 гг.

1. М.Б.Барклай де Толли2. И.В.Гудович3. П.И.Багратион4. А.П.Тормасов

6. Установите соответствие между датами и событиями.

1. 1807 А) разрыв франко-русского союза2. 1808 Б)Тильзитский мир3. 1811 В) Гюлистанский мирный договор4. 1813 Г) присоединение Финляндии к России

(1 - Б; 2 - Г; 3 - А; 4 - В)

7. Прочитайте отрывок из труда историка А.А.Корнилова, выполните задания к тексту.

Новый закон разрешал землевладельцам... отпускать своих крепостных на волю в одиночку или целыми селениями, но не иначе, как с земельными наделами, без которых отпуск воспрещался. Условия договора, который заключали при этом между собой крестьяне и помещики, устанавливались по взаимному соглашению обеих сторон; договор этот шёл на утверждение государя, после чего приобретал значение крепостного акта. Крестьяне, освобождённые эти путём, получали наименование "свободных хлебопашцев", землёй которых казна не могла уже распоряжаться, как распоряжались землёй казённых крестьян [1]

1. Назовите год издания данного документа, о котором идёт речь в отрывке.2. Укажите не менее трёх условий, согласно которым помещик мог отпускать крестьянина на свободу.3. В чём причина редкого применения данного закона? Каково его значение?

Список литературы:

[1] А.А.Данилов А.В.Лукутин И.А.Артасов История Россия в 19 веке Тетрадь-тренажёр М, "Просвещение" 2014 год с.62) А.А.Данилов Л.Г.Косулина История России 19 век М, "Просвещение" 2014 год

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Контрольная работа № 4 по теме "Александр I" 8 класс

Контрольная работа по истории № 4 «Россия при Александре I»

Часть А. Базовый уровень.

  1. Тест с одним вариантом ответа. Каждое задание оценивается одним балом.

  2. В состав негласного комитета НЕ входил

А) П. А. Строганов

Б) А. А. Чарторыйский

В) Н. Н. Новосильцев

Г) А. А. Аракчеев

2. При вступлении на престол Александр I обещал следовать политическому курсу

А) Петра I

Б) Петра III

В) Екатерины II

Г) Павла I

3. Первое тайное общество в России

А) Северное общество

Б) Южное общество

В) Союз благоденствия

Г) Союз спасения

4. Бородинское сражение закончилось

А) Отступление французской армии

Б) Поражением русской армии

В) Победой русской армии

Г) Так, что не принесло победы ни одной из сторон

5. Какой конгресс закрепил итоги победы союзников над наполеоновской Францией?

А) Венский конгресс

Б) Берлинский конгресс

В) Парижский конгресс

Г) Итальянский конгресс

6. Когда началась русско-иранская война

А) 1802

Б) 1804

В) 1813

Г) 1815

7. Течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод – это

А) Либерализм

Б) Революция

В) Консерватизм

Г) Анархизм

8. В чем состояла суть указа о "вольных хлебопашцах"

А) указ разрешал помещикам отпускать крестьян на волю с землею за выкуп

Б) указ освобождал крестьян с согласия помещика без земельного надела

В) указ переводил крестьян в разряд "военных поселенцев

Г) Нет верного ответа

9. Тильзитский мир был подписан

А) Между Австрией и Германией

Б) Между Италией и Францией

В) Между Россией и Германией

Г) Между Россией и Францией

10. Годы правления Александра I

А) 1801-1815

Б) 1799-1825

В) 1801-1825

Г) 1801-1829

2. Проверка уровня базовых дат по главе. Соедините дату с событием

1. Венский конгресс

А. 1802

  1. Русско-иранская война

Б. 26 августа 1812

  1. Русско-шведская война

В. 1804-1813

  1. Бородинское сражение

Г. 1814-1815

  1. Третья коалиция

Д. 1809

  1. Отмена крепостного права в Прибалтике

Е. 1805

  1. Учреждение министерств

Ж. 1808-1809

  1. Проект полит реформ Сперанского

З. 1816-1819

  1. Проверка уровня знаний базовых терминов по главе. Соотнесите термин с его определением.

  1. Амнистия

А. Название законодательного органа в ряде европейских стран

  1. Инстанция

Б. Политический или военный союз

  1. Фураж

В. Частичное или полное освобождение от судебного наказания

  1. Экономический кризис

Г. Условие, ограничивающее участие человека в осуществлении тех или иных прав

  1. Устав

Д. Свод правил, определяющих порядок, деятельность организаций или государственного органа

  1. Каре

Е. Ступень в строении подчинительных друг другу органов

  1. Ценз

Ж. Система экономических и политических мероприятий, проводившаяся Наполеоном I по отношению к Великобритании в 1806-1814

  1. Сейм

З. Построение пехоты четырехугольников для отражения атаки со всех сторон

  1. Континентальная блокада

И. Тяжелая ситуация в развитии экономики, время ее упадка

  1. Коалиция

К. Корм для лошадей

Часть В. Программный уровень.

  1. Расположите события в хронологическом порядке

А. Отечественная война

Б. Начало русско-иранской войны

В. Реформаторская деятельность Сперанского

Г. Отмена крепостного права в Прибалтике

Д. Учреждение министерств

Е. Указ «о вольных хлебопашцах»

Ж. Тильзитский мир

  1. Соотнесите портрет и исторического деятеля

    1. Александр I

    А.

    1. М. И. Кутузов

    Б.

    1. М. М. Сперанский

    В.

    1. П. И. Багратион

    Г.

    1. А. А. Аракчеев

    Д.

    1. Ф. Лагарп

    Е.

    1. П.И. Пестель

    Ж.

  2. Работа с историческим документом

Отзывы современника о развитии торговли при Александре I

Благодетельный для российской промышленности тариф 1810 года внезапно изменен в 1816 году новым в пользу Австрии, Пруссии и Польши на 12 лет. По крайней мере коммерсанты могли располагать своими спекуляциями на сие определенное время; но и в этом ошиблись; в 1819 году последовало новое всеобщее разрешение ввоза иностранных товаров, коими вскоре наводнили Россию. Многие купцы обанкротились, фабриканты вконец разорились, а народ лишился способов к пропитанию и к оплачиванию податей. Тогда увидели ошибку, исправили ее тарифом 1823 года; но причиненный вред невозвратен. Шаткость тарифа не только разорила многих фабрикантов, но породила недоверие к правительству.

Вопрос: Покажите, в чем состояла главная причина, сдерживавшая развитие российской торговли в послевоенный период.

  1. Ответьте на вопросы.

  1. Назовите причины отказа Александра 1 от реформ в 20-е годы. Каков основной итог его внутренней политики?

  2. Каким было международное положение России после заключения Тильзитского мира?

  3. Дайте общую оценку итогов Венского конгресса для России и Европы.

Часть С. Задания профильного уровня

  1. Ответьте на вопросы викторины

  1. Во время какой войны командовал русской армией М. И. Кутузов?

  2. Сколько было детей у Александра I, сколько из них умерли в детстве?

  3. Причина русско-иранской войны?

  4. Кто из воспитателей Александра I внес в него либеральные взгляды?

  5. Один из главных идеологов движения декабристов, офицер, член ложи «Трёх добродетелей», капитан Гвардейского Генерального штаба. О ком это?

  6. Кем приходится Екатерина II Александру I?

  7. Какое имя отчество было у Багратиона?

  8. «В лице и в жизни Арлекин» (с) А. С. Пушкин. О ком это?

  9. Я нашел в нем самого верного и ревностного слугу, с огромными сведениями, с огромною опытностью, с неустававшею никогда деятельностию. Теперь все знают, чем я, чем Россия ему обязаны, и клеветники давно замолчали».(с) М. А. Корфу О ком это?

  10. Как закончилась русско-шведская война 1808-1809 года?

  1. Дайте обобщенную характеристику императора Александра I

  2. Разгадайте криптограмму

3,4,12,8,5,21_8,9,15,1_21,7_3,14,7_24,16,7_,9,16,5,15,1_3,14,5_11,7,19,7,3,21,20,5_17,9,22,9,4,21,4,16,9,9_13,19,4,16,5_15,19,5,15,1,5,28_,3,4,16,7,27,21,5,28_,25,24,3,21,9,29,21,4,28_3,4,12,8,5,21_25,20,12_3,5,19,8,7,15,1_3, 14,7_11,19,9,25,4,19,7_16,7,21,5,19_,11,4,21,18,15,9,28_9_29,24,14,30,15, 14.

14. 4. 13,12,31,29,5,14,30,13,9,28.

Подсказки:

  1. 12,9,25,5,19,7,12,9,22,16 – течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод

  2. 16,9,21,9,30,15,5,19,30,15,14,7 – на них были заменены коллегии в 1802 году

  3. 16,9,2,7,9,12 – первый царь из династии Романовых

  4. 17,24,19,7,8 – корм для лошадей

  5. 25,9,30,16,7,19,13 – железный канцлер в Германии

multiurok.ru

Контрольная работа - Политический портрет Александра 1

РоссийскийГосударственный Торгово-Экономический Университет

Факультет: <span Comic Sans MS"">УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра:     <span Comic Sans MS"">РОССИЙСКОЙ И МИРОВОЙ ИСТОРИИ

<span Lucida Console"">Контрольнаяработа

на тему:

<span Lucida Console"">“Политический портретАлександра I”

Выполнил студент 1-го курса15 группы

Специальность: Экономика и управление

на предприятии (торговли)

Осипов Павел Александрович

«____»_________________________200__г.

_________________

Рецензент: профессор кафедры РОССИЙСКОЙ И

МИРОВОЙ ИСТОРИИ

ДолаеваСофия Джагафаровна

Москва 2008<span Times New Roman",«serif»">

<span Times New Roman",«serif»">

<span Times New Roman",«serif»">

<span Times New Roman",«serif»">

<span Times New Roman",«serif»">

<span Times New Roman",«serif»">

<span Times New Roman",«serif»">

<span Times New Roman",«serif»">

<span Times New Roman",«serif»">

<span Times New Roman",«serif»">

<span Times New Roman",«serif»">

<span Times New Roman",«serif»">

<span Times New Roman",«serif»">

<span Times New Roman",«serif»">

<span Times New Roman",«serif»">

<span Times New Roman",«serif»">

<span Times New Roman",«serif»">

<span Times New Roman",«serif»">

<span Times New Roman",«serif»">

<span Times New Roman",«serif»">

<span Times New Roman",«serif»">

<span Times New Roman",«serif»">

<span Times New Roman",«serif»">

<span Times New Roman",«serif»">

<span Times New Roman",«serif»">

<span Times New Roman",«serif»">

<span Times New Roman",«serif»">

<span Times New Roman",«serif»">

<span Times New Roman",«serif»">

<span Times New Roman",«serif»">

<span Times New Roman",«serif»">

<span Times New Roman",«serif»">

<span Times New Roman",«serif»">« Красивый,молодой император Александр, в конногвардейском мундире, в треугольной шляпе,надетой с поля, своим приятным лицом и звучным негромким голосом привлекал всюсилу внимания… Лицо Александра было еще прекраснее, чем на смотру три днятому назад.  Оно сияло такой веселостью имолодостью, такой невинною  молодостью,что напоминало ребяческую четырнадцатилетнюю резвость, и вместе с тем это было все-таки лицовеличественного императора».

<span Times New Roman",«serif»">                                                                                       

<span Times New Roman",«serif»">Л.Н.Толстой«Война и мир»

<span Times New Roman",«serif»">

<span Times New Roman",«serif»">                                                                                       

<span Times New Roman",«serif»">

<span Times New Roman",«serif»">

<span Times New Roman",«serif»">                                                               Властитель слабый и лукавый,

<span Times New Roman",«serif»">                                                                Плешивый щеголь, враг труда,

<span Times New Roman",«serif»">                                                               Нечаянно пригретый славой,

<span Times New Roman",«serif»">                                                               Над нами царствовал тогда.

<span Times New Roman",«serif»">                                     

<span Times New Roman",«serif»">       А.С. Пушкин

<span Arial",«sans-serif»;layout-grid-mode:line">

Содержание

<span Comic Sans MS""> TOC o«1-3» h z u

Содержание. PAGEREF _Toc195957210 h 2

<span Comic Sans MS"">ВВЕДЕНИЕ. PAGEREF _Toc195957211 h 3

<span Comic Sans MS"">Либеральный период царствования АлександраI.. PAGEREF _Toc195957212 h 4

<span Comic Sans MS"">Внешняя политика России в период правленияАлександра <span Comic Sans MS"; mso-ansi-language:EN-US">I<span Comic Sans MS"">,появление консервативных взглядов.. PAGEREF _Toc195957213 h 8

Консервативныйпериод царствования Александра I.PAGEREF _Toc195957214 h 8

<span Comic Sans MS"">Заключение. PAGEREF _Toc195957215 h 12

Литература… PAGEREF _Toc195957216 h 14

ВВЕДЕНИЕ

Александр I царствовал с 1801 по 1825 г. Егонельзя назвать гениальным правителем или полководцем. Александру I очень повезло с эпохой: вгоды его правления произошла война с Наполеоном, зародилось декабристскоедвижение, Россия обрела мощный авторитет в Европе на несколько десятилетий. Вомногом из-за этого именно эпоха Александра I  подарила нам А.С.Пушкинаи А.С.Грибоедова (не говоря уже о В.А.Жуковском, Е.А.Баратынском,И.А.Крылове…), а также О.А.Кипренского, В.А.Тропинина, В.Л.Боровиковского.

Период царствования Александра I один из самых ярких периодовв истории России.

Необходимость выборавстала перед Александром сразу же после его восшествия на престол. Как правитьв духе либерализма или консерватизма? Вести самобытную политику или подражать западнымобразцам? Давать населению больше свобод или укреплять собственную власть?Александр I правил икак либерал и как консерватор. Чего же в нем было больше? И какой из этихпутей принес России больше пользы?

      Выбор пути очень часто стоял передРоссией. Он стоит и сейчас. Одни политики предлагают нам вернуться к недалекомупрошлому, когда государство планировало производство, устанавливало цены,определяло зарплату; другие считают, что наилучшим вариантом для России будетвозвращение к дореволюционным устоям и даже восстановление монархии; есть итакие люди, которые думают, что будущее России – рынок, свободные выборы,независимость СМИ.

Однаконевозможно думать о будущем, не обращаясь к прошлому, а оно в свою очередьпреподает нам важные уроки. Во-первых, пятиться назад невозможно и противоестественно.Во-вторых, навязывать новые реформы и законы людям, не понимающим и непринимающим их, бессмысленно, потому что это вызовет сопротивление, затемответную жестокость и в итоге превратит государство в деспота.

По-моему,лучше всего, когда реформы принимаются большинством. Для этого нужно не толькоразъяснять, но и проводить их с таким учетом, чтобы получающий многое, жертвоватьмногим. Это будет справедливо.

Либеральный период царствования Александра I.

       Приход квласти сына Павла I — Александра I означал возвращение к идеалам эпохи Екатерины II. Новоиспеченный императоробещал «управлять Богом  нам врученный  народ по законам  и по сердцу в Бозе-почившей  Августейшей Бабки  нашей  Государыни Императрицы  Екатерины Великия…»

       Александрбыл воспитан бабушкой в духе либерализма. Его учителем был швейцарец Лагарп, ре­спубликанеци демократ по убеждениям. Но Александр не восхищался бабушкой, а наоборотжестоко  и  насмешливо критиковал  екатерининский  двор и презирал  ее придворных.

В юности он мечтал освободных  учреждениях для страны  (constitution libre) и даже отмены династического преемства власти; свою задачу онвидел в том, чтобы привести государство к идеальному  порядку силой законной власти и затем от этойвласти отказаться  добровольно.

К началу XIX в. былаполностью сформулирована  политическаяпрограмма европейского либерализма, в которой говорилось о свободеличности, деятель­ности, преобладании индивидуальных интересов над кол­лективными.Государство должно было лишь следить за соблюдением прав личности, закреплен­ныхв законе. В  экономике  учение либерализма подразумевало свободуконкурен­ции и свободы договора работодателя и работника.

Однако идеи либерализма всеболее расходились как с политической реальностью самодержавной России, так и сэкономиче­ским строем и культурными традициями жизни народа (господством натуральногохозяйства и преобладанием коллективистских ценностей у населения). Попытки ихвнедрения в жизнь страны порождали множество проти­воречий, но и оставитьвсе как есть было невозможно, потому что от этого зависел престиж страны вЕвропе.

В 1801 г.  Александром Iбыли восстановлены отмененныепри его отце Жалованные грамоты дворянству и городам, было запрещено применениепыток в судопроизводстве и телесных наказаний к дворянам, купцам,священникам и дьяконам, были помилованы все подвергшиеся наказанию без суда. Разрешено было вновьоткрыть частные типографии, восстановлено право свободного ввоза иностранныхкниг и свободного выезда за границу. Здесь видно, что Александр не только небоялся распространения западных либеральных идей в обществе, но и приветствовалих.

С этой же целью онпровел реформу народного просвещения, по которой в 1804 г. были учрежденыуездные училища, губернские гимназии и университеты. В 1805 г. в России было 3университета. Страна была разделена на 6 учебных округов с попечите­лями во главе.По уставу 1804 г. университетам была предоставлена автономия в выборе руководства.Тем самым впервые в России появилась система народного образования,благодаря которой уже в первой половине XIX в. отмечался быстрый культурныйрост российского общества. Прежде всего, это относилось к появлению ши­рокогокруга европейски образованного дворянства.

Государь также считал,что у каждого человека должна быть своя, «внутренняя церковь», а уж каким путемчеловек придет к Богу, в каком храме, православном, католическом или ином, онбудет ему молиться — вопрос менее существенный. Такой «либерализм» ввере был порожден не только влиянием новых идей того времени, но и отсутствиему императора каких-либо систематических религиозных знаний, прочных убеждений.

         Былнамечен план либеральных преобразований. В его составлениибольшую роль сыграл «Негласный комитет» либералов — единомышленников АлександраI. В него входили граф П.А.Строганов, бывший член париж­ского Якобинскогоклуба, граф В.П.Кочубей, Н.Н.Ново­сильцев и польский патриот князьА.Чарторыйский.

В результате деятельностикомитета в 1802 г. устаревшая система петровских коллегий была заменена си­стемойминистерств(иностранных дел,военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, юстиции, финансов,коммерции и  народного просвещения)

Была проявлена политическая воля к ограничениюкрепостного права. В 1803 г. был объявлен «указ о вольных хлебопашцах».По этому указу помещики могли по своему желанию освобождать крепостных крестьянс землей за выкуп. Освобожденные крестьяне составляли особое сословие «вольныххлебопашцев». Однако большого практического значения указ не имел. Всего былоотпущено на свободу около 50 тыс. крепост­ных «душ» (тогда как аграрную Россию в то время населяло 40миллионов человек).

 В Прибалтике крепостное право в 1804 —1805 гг.было ограничено, а в 1816 — 1819 гг. отменено, хотя земля осталась в собственностипомещиков. Эти реформы мало облегчили жизнь крестьян, да и задумывались онибольше с целью поддержания авторитета страны, поэтому и проводились в основномв Прибалтике – «витрине России». Положение крепостных крестьян несколькоухудшилось: для того, чтобы получать зерно для торговли помещики экс­плуатироваликрепостных. Барщина оставалась очень вы­годной. Объем барщинных повинностей в70-х гг. XVIII в. — 20-х гг. XIX в. вырос в два раза. Поэтому стремление частидворян к ликвидации крепостничества, проявившееся в конце XVIIIв. вдеятельности Вольного экономического общества, сменяется заботой  о рационализации существующего барщинногохозяйства, внедрении новых сельскохозяйственных культур, способов обработкиземли, новых машин.

Многие либеральныереформы связаны с деятельностью М.М.Сперанского. С 1810 г. предполагалосьначать реализацию его программы реформ. Она развивала идеи разделения властей,заложенные Екате­риной II. Эти реформы были настолько радикальны, чтоосуществить их в России удалось лишь в 1905 — 1917 гг. Высшая законодательнаявласть оставалась в руках императора. Предусматривалось создание предста­вительныхорганов власти снизу доверху (волостных, уездных, губернских) и Государственнойдумы.  

Государ­ственная думаобладала правом рассматривать и одоб­рять проекты законов и государственныйбюджет, вносить предложения по поводу нужд народа и злоупотреблений местныхвластей. Избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землейили капита­лами, включая государственных крестьян. Сенат превра­щался в высшуюсудебную инстанцию, избираемую Думой и утверждаемую царем. Для координации дейс­твийДумы и правительства учреждался Государствен­ный совет. Однако фактически в1810 г. был создан лишь Государственный совет.

Либеральные преобразованияАлександра Iбыли непоследовательны, они затронули политической системы самодержавия.Напротив, они укрепили ее, способствуя централизации власти и ее упорядочению.Это была прежняя политика просвещенного абсолютизма, начатая при Екатерине II.Она была ориентирована прежде всего на создание «цивилизованного» образа Россиив глазах европейского общественного мнения и соответствовала интересампривилегированных слоев общества. Поэтому наиболее радикальные преобразованиясовершались не в центральной России, а в Прибалтике и присоединенной  в 1809 г. Например, в  Финляндии был введенрежим политической  автономии. Властьпринадлежала сенату и сейму, состоявшим из местных жителей, хотя параллельно идей­ствовала  власть  генерал-губернатора,  назначаемого царем.

 Также продолжались попытки созданияконституционных проектов и проектов ликвидации крепостного права в России. В отличиеот европейской буржуазии, чьи эко­номические и политические интересы полностьюсовпа­дали с либеральными ценностями и идеалами, либера­лизм Александра I иверхов дворянства был непоследова­тельным. Либеральные ценности иэкономические инте­ресы дворянства совпадали лишь частично.

Российское дворянство все болееевропеизировалось, вступая в родственные отношения с европейским дворян­ством.Их экономические и духовные интересы совпа­дали. На землях Новороссии появилисьпомещичьи хо­зяйства, работавшие на европейский рынок. В связи с этимбогатейшие землевладельцы выступали против утвердившейся со времен Петра Iпротекционистской, т. е. защитительной по отношению к внутреннему рынку,таможенной политики правительства. Они рато­вали за введение либеральногопринципа свободной тор­говли. Идя им навстречу, правительство в 1802 г. разре­шилопомещикам вести оптовую торговлю с заграницей. Важнейший южный торговый портРоссии — Одесса был объявлен местом беспошлинной торговли.

В 1800 — 1806 гг. прави­тельстворазрешило беспошлинный ввоз из Европы паро­вых и сельскохозяйственных машин.Это была попытка решить проблему развития хозяйства техническим путем, неприбегая к ломке сложившихся общественных отношений. Тем самым проблемаинтенсификации хо­зяйства противопоставлялась проблеме модернизации об­щественногостроя.

Сословные интересы купечестваи государственных крестьян стали учитываться более полно. К началу XVIII в. напредприятиях все шире распространялся воль­нонаемный труд. И уже к 1825 г. болееполовины рабо­чих в промышленности были вольнонаемными. В хлопча­тобумажной,шелковой и кожевенной промышленности они составляли большинство.

Крепостные мануфактурызачастую оказывались менее доходными. Особенно мало­производительным был трудприписных крестьян. В связи с этим в 1803 г. часть из них была освобождена от завод­скихработ и переведена на положение государственных крестьян. Условия покупкирабочих для заводов в 1814 г. были снова ограничены, в том числе для помещиков.

Права купцоврасширялись. В 1801 г. купцы, мещане и государственные крестьяне получили правоприобретать, завещать, продавать и дарить ненаселенные земли. Для богатейшихкупцов устанавливались льготы по наследова­нию имущества, переходу из губерниив губернию и из гильдии в гильдию. Купцов стали награждать медалями, занесениемв книгу «знатных купеческих родов», они по­лучали особые звания. Все этоспособствовало формирова­нию сословного самосознания купечества, его сплочениюв особую общественную группу.

 Реализуя либеральные идеалы, правительствоАлек­сандра I учитывало реальный баланс сил в обществе, способность каждого изсословий добиваться осуществле­ния своих интересов. Поэтому его деятельностьсближа­лась с практикой европейского абсолютизма.    Правда, основное внимание уделялосьинтересам и ценностям дворянства, в котором видели главного представителя об­щества.Недостаток его политики был в том, что он не обращал внимания на «непросвещенные»массы крестьянства.

 Однако влияние либерализма резко ограничивалось влиянием имперского,великодержавного сознания. В конце XVIII — начале XIX в. эти ценности в общем совпадали. Однакокризис идеологии Просвещения в результате Великой французской революции и распространения  идеологии консерватизма в ходе борьбы снаполеоновской Францией все больше увеличи­вал противоречие между ними. Местолиберальных ценностей постепенно замещали ценности национального сплочения подлозунгом незыблемости самодержавия. Этому способствовали внешнеполитическиесобытия.

Внешняя политика России в период правленияАлександра I, появление консервативных взглядов.

В 1804 г. воз­ник союз России иАнглии против захватнической поли­тики Наполеона, провозгласившего себя«императором французов». К нему присоединились Австрия, Швеция, Неаполитанскоекоролевство и даже Османская империя, опасавшаяся агрессии Франции на Востоке.Это была ко­алиция феодальных государств, объединенных консерва­тивнойидеологией, противостоящая революционной армии Франции, которую Наполеониспользовал в своих имперских целях. В сражении при Аустерлице союзная ав­стро-русскаяармия была разбита, потеряв около 30 тыс. человек. Наполеон расширил своивладения за счет Ита­лии, Австрии и юго-западной Германии. Затем в 1806 г. емуудалось разгромить прусскую армию.

В июне 1807 г. русскаяармия потерпела поражение под Фридландом. Летом 1807 г. был подписанТилъзитский мир. Россия была вынуждена присоединиться к Континен­тальнойблокаде Англии (т. е. прервать всякую торговлю с ней).

Однако союз с Франциейбыл непрочным. Летом 1812 г. Наполеон с 640-тысячной армией вторгся в Россию.Армия такого масштаба впервые уча­ствовала в европейских войнах. В русскихвойсках на­считывалось менее 200 тыс. человек. Нашествие «двунадесяти языков»вызвало в России взрыв патриотических чувств и осознание национального единства,каких страна не знала с 1612 г. С радостью в народе было при­нято известие оназначении  главнокомандующимМ.И.Кутузова, ставшего народным героем. В стране было создано земскоеополчение, ибо рекрутчина не могла дать достаточного количества солдат,развернулось широкое партизанское движение. В ходе войны исчезлипротиворечия между народом и властью, дворянами и крепостными. Битвы подСмоленс­ком и Бородиным, Тарутинский маневр, бой под Малым Ярославцем, изгнаниефранцузских войск из России стали не только частью летописи славы русскогооружия, но и национальной гордостью русского народа. Поэтому война 1812 г.вошла в историю как Отечественная война.

  

 

Консервативный период царствованияАлександра I.

Победа в Отечественной войне иуспех заграничного похода русской армии, взятие Парижа не привели, как в 1613г., к национальному согласию после войны. Напротив, каждый сделал свои выводы.

Крепостные крестьяне, воевавшиев ополчении и партизанских отрядах, считали, что справедливый царь, освободительЕвропы, масть которого они защищали, должен дать им свободу от крепостнойзависимости. Дворянские офицеры, мно­гие из которых и до войны были либералами,укрепились в идее необходимости ликвидации царской власти и введения в Россиидемократических свобод. Александр I, в свою очередь, считал, что народ сплотилв войне идеал самодержавия, который сильнее либеральных идей.Общность интересов объединила его с европейскими кон­серваторами, боровшимисяпротив революционного дви­жения, за сохранение, вопреки воле народов,феодально-абсолютистских режимов.

В 1814 г. в Вене был созванконгресс для решения вопроса о послевоенном устройстве. По венским соглаше­ниямв состав России перешла значительная часть Польши вместе с Варшавой. АлександрI предоставил Польше конституцию и созвал сейм.

В 1815 г. европейскиемонархи заключили между собой «Священный союз». Фактически он превратился воплот европейской реакции. В течение 1818 — 1822 гг. собирался ряд конгрессов«Священного союза», прини­мавших решения о подавлении вооруженной силой рево­люцийв Испании и Италии. Главным идеалом «Священ­ного союза» стало сохранения встранах Европы мо­нархического строя.

Смена направления внешнейполитики сопровождалась изменениями во внутренней политике. Главной их приметойстал принципиальный отказ от либеральных реформ, попытка опереться на консервативныесилы и идеалы общества. Александр Iстал расценивать либеральныереформы как гибельную политику, как путь к революции.

Страх перед реформами сталособенно характерен для Александра I после солдатских волнений 1820 г. вгвардейском Семеновском полку. Заранее настроенный против революционных идей,царь приписал причину выступления их влиянию.

 Александр I занимался делами международнойполитики, решая за­дачу предотвращения распространения революционных идей.

Большое внимание царь уделялорганизации военных поселений, идея создания которых принадлежала А.А.Арак­чееву.Главной целью их создания было уменьшение го­сударственных расходов насодержание армии. Для этого деревни с государственными крестьянами передавалисьв ведение военного министерства. Крестьяне освобождались от податей, но должныбыли содержать военные части. Население деревень составляли женатые солдаты ссе­мьями. У них по квартирам распределялись холостые солдаты, которые работаликак батраки. Жизнь крестьян в военных поселениях была подчинена военной дисци­плине:на работы ходили строем, работали под надзором начальников. Дети военных поселянс 7 лет обучались военному делу, а с 12 лет отбирались у родителей. Браки заключалисьпо предписанию начальства.

К концу царствования АлександраI в военных посе­лениях жило около 400 тыс. крестьян. Восстания посе­ленцевстали одними из основных форм крестьянского движения в первой трети XIX в. Особенносильными были восстания 1819 г. на Украине, в Чугуеве, и 1831 г. в Новгородскойгубернии.

В областикультуры и просвещения Александр I стремился восстановить традицию влиянияцеркви на светское образование. Фактически это явилось предлогом для борьбыпротив идей просвещения и либерализма. Министерство духовных дел и народного просвещенияво главе с А.Н.Голицыным, обер-прокурором Синода, за «вольномыслие» увольнялолучших университетских профессоров. Все, что казалось несогласным с содержа­ниемБиблии, изгонялось из образования. Тем самым было искажено преподаваниеестественных наук. Свиреп­ствовала цензура, запрещавшая обсуждать политическиевопросы, печатать сведения о судебных процессах.

Результатом  всего этого стал новый этап раскола между властьюи населением страны, самодержавием и дворянской интеллигенцией в России.Фактически потерпела крах политика просвещенного абсолютизма, стремившаяся кединению власти и общества. Неудачи политических ре­форм в России сталиприобретать систематический ха­рактер. Если в XVI — XVIII вв. это объяснялосьтради­ционным характером общества, невозможностью опе­реться в деле реформ наархаические идеалы крестьян­ства, то в XIX в. все большую роль в отказе отреформ начинает играть консервативная позиция власти, созна­тельно противопоставлявшейсебя либеральным идеалам. В этих обстоятельствах надежды на реформу «сверху» сталипокидать либеральное дворянство.

В России зародилсярево­люционный либерализм. Его приверженцами стали представители дворян­скойинтеллигенции, прежде всего офицеры, участники Отечественной войны 1812 г. изаграничного похода. Пребыва­ние в Европе позволило им убедиться в преимуществахобщественного и политического строя европейских госу­дарств.

Первоначально в 1816 —1820 гг. общества будущих де­кабристов, такие, как «Союз спасения» и «Союзблаго­денствия», носили полулегальный характер и ставили перед собой мирные задачиповышения нравственности в делах управления государством и просвещения обще­ства.Лишь с открытым перехо­дом Александра I в консервативный лагерь с 1821 г. де­ятельностьобществ становится тайной и они начинают ставить перед собой цели революционногосвержения самодержавной власти. Образуются Северное и Южное обществадекабристов, а затем и Общество соединен­ных славян.

   Во главе северного общества в Петербургепервоначально стояли Н.М.Муравьев, С.П.Трубецкой, Е.П. Оболенский, затем поэтК.Ф.Рылеев. В программе Северного общества («Конституции»), составленной Н.М.Муравье­вым, предполагалась отменасамодержавной власти царя и крепостного права. Власть царя ограничивалась. Рос­сиядолжна была стать конституционной монархией с императором во главеисполнительной власти и двухпа­латным Народным вечем. Страна превращалась в федера­цию14 держав и двух областей с назначаемой исполни­тельной и выборнойзаконодательной властью. Чтобы из­бирать или быть избранным, надо было владетьзначи­тельной собственностью. Крестьяне при освобождении получали землю — подве десятины на двор.

Гораздо более радикальной былапрограмма Южного общества, центр которого находился на Украине, в Тульчине. Воглаве него стояли П.И.Пестель, А.П. Юшневский, позже С.И.Муравьев-Апостол.Автором этой про­граммы («Русской Правды») был П.И.Пестель. Целью революциисчиталось создание революционного прави­тельства с диктаторской властью.Немедленно упраздня­лись крепостное право и сословный строй, устанавлива­лось равенствограждан перед законом. Россия провоз­глашалась единой и неделимой республикой.Устанавли­валось всеобщее избирательное право для мужчин. Вер­ховнымзаконодательным органом становилось Народное вече, правительством — Державнаядума. Крестьяне по­лучали землю в двух формах: в форме коллективной, не­отчуждаемойсобственности и в форме частной, отчужда­емой собственности.

К Южному обществу в 1825 г.примкнуло Общество соединенных славян, ставившее задачей создание демо­кратическойфедерации стран со славянским и неславян­ским населением: России, Польши,Чехии, Сербии, Вен­грии, Молдавии и Валахии.

Выступление декабристовпроизошло 14 декабря 1825 г., сразу после смерти Александра I, во времяпутаницы с присягой. Революционерам не удалось добиться своих целей, пятеродекабристов (П.И.Пестель, К.Ф.Рылеев, П.Г.Каховский, С.И.Муравьев-Апостол, М.П.Бесстужев-Рюмин) по приговору суда были пове­шены, более 100 человек осужденына каторгу, на за­ключение в крепостях и разжало­ваны в солдаты.

Идеи декабристов стализнаменем рос­сийского либерализма, на протяжении XIX и начала XX в. пытавшегосявоплотить их в жизнь. Кровь декабристов навсегда разделила в России интеллигенциюи государство.

При этом выступление декабристовувеличило раскол между дворянством и крестьянством. Крестьянство неждало от дворян ничего, кроме зла. Поэтому разгром восставших декабристов былвоспринят крестьянами как справедливое наказание «барам», пытавшимся воспре­пятствоватьосвобождению крепостных. На протяжении долгого времени крестьяне связывали своинадежды на социальную справедливость только с царем. Все выступления дворян, азатем и разночинской демократической интеллигенции воспринимались ими неверно.Крестьяне не могли признать, что врагом их интересов является царь, асоюзниками – либералы и демократы. Поддержка со стороны крестьянства расширялабазу  консервативной политикисамодержавия, которое, опираясь на традиционные идеалы, могло бороться слиберальным и революционным движением.

Заключение

1.<span Times New Roman"">    

Александру Iсвойственно двуличие. С детстваон разрывался между шумным дворцом бабушки и скучной Гатчиной родителей,стараясь угодить всем. В зрелом возрасте его привычки сохранились, сам Наполеонназывал Александра «хитрецом и якобинцем». В политике его двойственность такжепроявлялась. Именно поэтому и произошел резкий перепад от либеральных идей доконсерватизма. Александр всю жизнь жил в страхе, боялся огласки, каких –либоволнений. Видя, что внедрение либерализма не проходит слишком гладко (а иначе ибыть не могло), он стал приверженцем консерватизма. Точно такой же переворот на180 градусов произошел у него и на религиозной основе: он пришел от атеизма каскетизму.

2.<span Times New Roman"">    

Безусловно, либеральная политикапринесла больше пользы для России, нежели консервативная. Идеи либерализмаподдерживали самые прогрессивные страны Европы. В либеральный период правленияАлександром Iбыл усовершенствован государственный аппарат, улучшены условия торговли,сельского хозяйства, произошли существенные изменения в лучшую сторону в образовании.Консерватизм способствовал разве что сплочению русского народа (хотя неизвестно, как бы повел себя народ в либеральном государстве).

3.<span Times New Roman"">    

Большинство слоев населения неприветствовало либерализм, т.к. не понимало его плюсов и не думало о будущем.

Либеральные ценности дворянскойинтеллигенции и ее реальные экономические интересы, связанные с крепостным поместьем,роковым образом расходились. Поэтому поддержка декабристов среди дво­рянствабыла ничтожной.   

Экономические интересы крес­тьянствабыли связаны с отменой крепостного права. Но в их системе ценностейглавное место занимала царская власть, которая противилась этой отмене.

Купцы, будущая буржуазия,стратегические экономиче­ские интересы которых, казалось бы, были связаны сбуржуазными реформами, предпочитали им сиюминут­ные интересы и ценностизнатного положения, стремясь к переходу в дворянство и чиновничество. Такимобра­зом, социальная база либеральных реформ размывалась.

В итоге тенденции к либеральнымреформам не находили достаточно мощной общественной поддержки. В то жевремя сторонниками традиционных ценностей, носите­лем которых провозглашалосебя самодержавие, были самые широкие слои населения.

4.<span Times New Roman"">    

Насильственное введениеконсервативных реформ вызвало сопротивление со стороны населения (восстаниедекабристов и менее значительные волнения), а вместе с тем и разногласия в обществе.

5.<span Times New Roman"">    

Боясь провести революцию«сверху», Александр Iспровоцировал революцию «снизу», которая всегда проходит очень долго и болезненно.

6.<span Times New Roman"">    

Может быть, в невнедрениилиберализма есть и кое-что положительное, потому что либеральное государство снеликвидированным крепостным правом – нонсенс, а в своей политике Александр Iзаботилсятолько о государственных крестьянах и о крестьянах Прибалтики.

7.<span Times New Roman"">    

Политика Александра Iспособствовала появлению ипротивостоянию политических движений «западничество» и «славянофильство» (40годы XIXв.), а следовательно и общественных движений 60-80 г.г. и конца XIX — начала XX.

8.<span Times New Roman"">    

Интеллигенция навсегдаотделилась от правительства.

9.<span Times New Roman"">    

Заслуга Александра Iв том, чтопри нем Россия приобрела значительный авторитет в мире, российский народсплотился и поверил в свою силу, а также огромное культурное значение.

10.<span Times New Roman"">           

Либеральные реформы больше не будут приниматься в течение длительногосрока из-за формирования консервативных взглядов у «верхушки» (дворянства,высшего купечества). Литература

<span Arial",«sans-serif»;mso-fareast-font-family: Arial">1.<span Times New Roman"">  

ЭнциклопедияАванта+. Т.5, М., 1997.

<span Arial",«sans-serif»;mso-fareast-font-family: Arial">2.<span Times New Roman"">  

ИсторияРоссии в портретах. Т.1., М.,198

<span Arial",«sans-serif»;mso-fareast-font-family: Arial">3.<span Times New Roman"">  

И.Н.Ионов, Российская цивилизация IX- начало XXвека, М., 1995

<span Arial",«sans-serif»;mso-fareast-font-family: Arial">4.<span Times New Roman"">  

С.Ф.Платонов, Лекции по русской истории, 2ч., М, 1994

<span Arial",«sans-serif»;mso-fareast-font-family: Arial">5.<span Times New Roman"">  

www.history.ru

<span Arial",«sans-serif»;mso-fareast-font-family: Arial">6.<span Times New Roman"">  </sp

www.ronl.ru

1. Внутренняя и внешняя политика Александра I. Политика управления Александра I и Николая I

Похожие главы из других работ:

Александр Македонский

3. Внутренняя политика Александра Македонского

После окончания победоносных военных действий перед Александром встала огромная и сложная задача -- удержать в руках гигантскую державу, завоеванную силой оружия. Для этого ему было необходимо укрепить свою власть над необъятной империей...

Буржуазные реформы Александра II

1.2 Внешняя политика Александра II

Царь Александра II проводил противоречивую внешнюю политику. Его победы и приобретения причудливо переплетались с поражениями и утратами. Так, например, в годы его правления были потеряны Бужак, Русская Америка и Курилы...

Внутренняя и внешняя политика Александра I

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА I .

Россия вступила в XIX в. не только с сохранившимся в неприкосновенности самодержавным строем, но и с такой организацией власти, которая уже не отвечала требованиям времени...

Государство Киевская Русь

2. Киевские князья, их внутренняя и внешняя политика

Летопись "Повесть временных лет" сообщает, что в 862 году по приглашению союза пяти племен - двух славянских (ильменские словене и кривичи) и трех финно-угорских (чудь, весь...

История правления императора Александра I

Внешняя политика Александра I

Война против Наполеона I в союзе с Австрией, Пруссией и Швецией осенью 1805 года быстро закончилась разгромом австрийских и русских войск у австрийской деревни Аустерлиц...

Личность Бабура в истории Индии. Бабур в литературе Востока

3. Внутренняя и внешняя политика Бабура в Индии

Несмотря на очень краткое по времени правление в Индии (1526-1530 гг.), Бабур сумел в некоторой степени объединить феодально-раздробленную страну и провести в жизнь такие важные мероприятия...

Николай I - исторический портрет

2. ЦАРСТВОВАНИЕ НИКОЛАЯ I - ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Николай I страшно гордился своей победой над декабристами. Между тем в военном плане она ничего не значила. А в моральном отношении Николай проиграл...

Правление Александра I

3. Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.

«Гроза двенадцатого года» пронеслась, и для правительства России первостепенное значение приобрела внутренняя политика. Укрепив в результате победы над французами свой авторитет...

Религиозно-политические реформы фараона Эхнатона

2.1 Внешняя и внутренняя политика Эхнатона

Аменхотеп IV взошёл на престол под тронным именем Неферхепрура («Прекрасное существование Ра»), к которому на втором году правления добавил имя Уэнра («Единственный, принадлежащий Ра»)...

Реформы государственного управления при Александре I

2. Внутренняя политика Александра I

...

Россия в конце XIX - начале XX веков

6. Внутренняя и внешняя политика царизма

Внутренняя политика царизма. Крестьянская реформа 1861 г. привела к изменениям в экономической структуре общества, что вызвало необходимость трансформации политической системы. Новые буржуазные реформы...

Россия в первой половине XIX в.

2. Внутренняя политика Александра I

Александр I вступил на престол 12 марта 1801 г. в возрасте 23 лет. Будучи наследником престола, он, заметно осуждал своего отца Павла I. Александр говорил, что мечтает дать народу конституцию...

Россия в первой половине XIX века

Внутренняя политика Александра 1

Недолгое царствование Павла (1796-1801), ознаменовавшееся арестами, ссылками, усилением цензуры, введением палочной дисциплины в армии, закончилось дворцовым переворотом в ночь на 12 марта 1801 года. На престол вступил 23-летний Александр I...

Россия в первой половине XIX века

2. Внутренняя политика Александра I

Внутриполитическая деятельность Александра I (1801 1825) отличалась противоречивостью, особенно до войны 1812 года. Он пришел к власти в результате дворцового переворота, после убийства его отца Павла I...

Социально-политические причины упадка династии Пехлеви (1960–1978 гг.)

1.1 Внутренняя и внешняя политика Реза-шаха

К началу ХХ века Иран оставался отсталой аграрной страной, полуколонией Англии и царской России. Экономика страны была в состоянии разрухи, финансовая система подорвана, внутренняя и внешняя торговля...

hist.bobrodobro.ru

Контрольная работа по истории России по теме: «Россия в период правления Александра I»

Контрольная работа по истории России по теме:«Россия в период правления Александра I»8 классВариант 1Задание 1. Выберите правильный ответ:1. Определите содержание «Указа о вольных хлебопашцах»:А) роспуск военных поселений и наделение всех поселенцев подушной нормой землиБ) освобождение крепостных крестьян при желании помещика за выкуп и с наделением их землейВ) перевод части государственных крестьян в казачество с обязательным несением воинской службыГ) перевод приписанных к заводам крестьян (по их желанию) в разряд государственных крестьян2. Негласный комитет эпохи Александра I – это:А) кружок близких друзей императора.Б) комиссия по разработке конституции Российской империиВ) тайная полицияГ) государственный орган3. Продолжите предложение:В 1815 г. Александр I даровал Коституцию А) княжеству ФинляндскомуБ) царству ПольскомуВ) прибалтийским губерниямГ) Бессарабии4. В основу государственного устройства М.М. Сперанский предлагал положить принцип А) православия, самодержавия, народности Б) единоначалия и коллегиальности В) демократического централизма Г) разделения властей.5. Назовите государственного деятеля, на которого было возложено создание военных поселений:А) М.М. Сперанский Б) А.Х. Бенкендорф В) А.А. Аракчеев Г) М.И.Кутузов6. Выберите правильный ответ и продолжите предложение:Восточный вопрос – этоА) проблема установления дальневосточной границы России и Китая в конце XVIII – XIX в.Б) борьба России и Англии за влияние в Средней Азии в XIX в.В) борьба европейских государств и России за территории, находившиеся под контролем Османской империи (конец XVIII – XIX вв.)Г) борьба России и европейских стран за влияние в Китае7. После начала Отечественной войны 1812 года Александр I отказался от должности главнокомандующего. Временно исполнял обязанности главнокомандующегоА) КутузовБ) Барклай-де-ТоллиВ) Багратион ) Раевский

8. Укажите место трёхдневной «Битвы народов» в 1813 г., в которой были разбиты войска Наполеона:А) под Берлином Б) под Аустерлицем В) под Лейпцигом Г) при Ватерлоо9. Назовите имя героя-партизана, который прославился во время Отечественной войны 1812 г.:А) Д.В.Давыдов Б) М.И.Кутузов В) П.И.Багратион Г) М.Б.Барклай де Толли10. Соотнесите даты и события:А) образование Священного союза 1) 1803 г.Б) заключение Тильзитского мира 2) 1802 г.В) указ «О вольных хлебопашцах» 3) 1815 г.Г) учреждение министерств 4) 1807 г.11. Какое из событий Отечественной войны 1812 г. произошло позже остальных?А) Смоленское сражение Б) Тарутинский маневрВ) совет в Филях Г) Бородинское сражение12. Определите территорию, которая отошла к России после окончания войны с Наполеоном:А) Вестфалия Б) большая часть герцогства ВаршавскогоВ) часть Сардинского королевства Г) Силезия.Задание 2. Впишите ответ1. Наполеон, собираясь напасть на Россию рассматривал три варианта развития событий. Он говорил: “Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову; заняв , я поражу ее в самое сердце”. О каком городе говорил Наполеон?Ответ:_________________________________.2. Военное формирование, создаваемое на добровольных началах для помощи регулярной армии. В 1812 г. основные силы этого формирования собирались и проходили военную подготовку под Тарутино.Ответ:______________________________3. Полевые земляные укрепления в виде наконечника стрелы, вершиной тупого угла к противнику. Использовались П.И.Багратионом для укрепления левого фланга на Бородинском поле.Ответ:_______________________________.4.Совещание стран-победителей, созданное для решения вопросов послевоенного устройства Европы после разгрома империи Наполеона.Ответ:________________________________.4.О каком историческом деятеле идёт речь?Военную службу начал в 15 лет. Воевал против турок, татар, поляков, французов. Был дважды, казалось, смертельно ранен. Имел почти все русские награды. Дипломат. В разные годы был послом России в Константинополе и Берлине. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) в его честь был учреждён орден трёх степеней.Ответ:___________________________.Задание 3. Назовите причины победы России в Отечественной войне 1812 (указать не менее трёх).

Контрольная работа по истории России по теме:«Россия в период правления Александра I»8 класс

Вариант 2Задание 1. Выберите правильный ответ:1. Какое событие произошло раньше остальных?А) учреждение министерств вместо петровских коллегийБ) введение указа «О вольных хлебопашцах»В) составление А.А. Аракчеевым проекта отмены крепостного праваГ) вхождение России в состав Священного союза2. Кто был инициатором создания в России военных поселенийА) М.М. СперанскийБ) А.Х. БенкендорфВ) А.А. АракчеевГ) Александр I3. Какой административный орган был создан в России в первой половине XIX векаА) комитет министровБ) Государственный советВ) СенатГ) Негласный комитет4. В.П. Кочубей, А.А. Безбородко, А.С. Строганов, А.А. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев. Что объединяет эти имена?А) это герои Отечественной войныБ) все они входили в кружок «молодых друзей» великого князя Александра Павловича – будущего императораВ) все они были единомышленниками Павла IГ) русские полководцы5. В реформаторском конституционном проекте Новосильцева предусматривалось:А) введение республиканской формы правленияБ) создание двухпалатного парламентаВ) отмена крепостного праваГ) сохранение самодержавия6. На рассвете 12 июня 1812 года армия Наполеона вторглась в Россию, перейдя пограничную рекуА) Неман Б) Висла В) Припять Г) Западная Двина7. После начала войны русское командование приняло решение соединить силы 1-й и 2-й армии. Обе армии соединились у городаА) Смоленска Б) ВитебскаВ) ОршиГ) Бобруйска8. Соотнесите даты и события Отечественной войны 1812 г.Даты События1) 12 июня 1812 г. а) Бородинское сражение2) 26 августа 1812 г. б) переправа через Березину3) 1 сентября 1812 г. в) начало Отечественной войны4) 14-16 ноября 1812 г. г) Совет в Филях9. Чем закончилась битва под Аустерлицем в 1805 г.?А) русские войска разгромили турецкую армиюБ) русские войска разгромили шведов и заняли ФинляндиюВ) французы разгромили русско-австрийские войскаГ) Суворов нанес поражение французскому генералу Массене10. После отступления из Москвы М.И. Кутузов занял позиции у деревниА) Тушино Б) КолпиноВ) Тарутино Г) Шевардино 11. Во главе русской армии в войне против Турции в 1811 г. был поставлен:А) РаевскийБ) ТормасовВ) КутузовГ) Багратион12. Укажите одно из направлений внешней политики России начала XIX в.А) участие в разделах ПольшиБ) возвращение смоленских земельВ) завоевание выхода в Азовское мореГ) борьба с Турцией за Балканы и с Ираном за Закавказье

Задание 2Впишите пропущенные слова:1. Обратная дорога для французов оказалась намного страшнее, чем дорога на Москву. Во время переправы через реку в ноябре 1812 года французы потеряли более 30 тысяч человек. Назовите эту реку ___________________________.2. Центральные органы государственного управления, осуществлявшие руководство определенной отраслью. Введены при Александре I в 1802 г. вместо петровских коллегий.Ответ______________________________.3. Запрет, установленный Наполеоном на экономические связи между странами Европейского континента и Англией Ответ _____________________________.4. Условие, ограничивающее участие человека в осуществлении тех или иных прав, в частности в выборах- _______Ответ:________________________.5. О ком идёт речь? Укажите имя исторического деятеля.Сын сельского священника. Учился в семинарии. Домашний секретарь князя А.Б. Куракина. В 28 лет действительный статский советник (чин, равный генеральскому). Директор департамента министерства внутренних дел, заместитель министра юстиции. Разрабатывал и проводил реформы. Обвинён чуть ли не в измене Отечеству, арестован и сослан в Нижний Новгород. А.А. Аракчеев видел в нём единственного человека в России, в ком он признавал ум, намного превосходящий его собственный.Ответ_________________________.

Задание 3Назовите итоги Отечественной войны 1812 г. (не менее трёх итогов).

Ключи и критерии оценивания работы

Вариант 1Задание 1 -12 баллов (по 1 баллу за правильный ответ, за ответ на 10 задание-2 балла)1.Б 2.А 3.Б 4.Г 5.В 6.В 7.Б 8.В 9.А 10.А-3,Б-4,В-1,Г-2 11.Б 12.БЗадание 2 -5 баллов (по 1 баллу за правильный ответ)1.Москва 2.Ополчение 3.Флеши 4.Венский конгресс 5.М.И.КутузовЗадание 3- максимальное количество баллов 3

Вариант 2Задание 1 -12 баллов (по 1 баллу за правильный ответ, за ответ на задание 8-2 балла)1.А 2.В 3.А 4.Б 5.Б 6.А 7.А 8.1-в, 2-а, 3-г, 4-б 9.В 10.В 11.В 12.ГЗадание2-5 баллов (по 1 баллу за правильный ответ)1.Березина 2.Министерства 3.Континентальная блокада 4.Ценз 5.М.М.СперанскийЗадание 3- максимальное количество баллов 3

Оценивание работы:Максимальное количество баллов:22«5»: 20-22 балла«4»: 15-19 баллов«3»: 11-14 баллов

Анализ контрольной работы по истории России в 8 классеМБОУ Туртапинской СОШ,проведенной 23.10.2014 г.

Количество учащихся в классе - 12 чел.

Количество учащихся выполнявших контрольную работу - 10 чел.

Выполнили работу на «отлично» - 1 уч-ся, 10%.

Выполнили работу с оценкой «хорошо» - 8 уч-ся, 80%.

Выполнили работу с оценкой «удовлетворительно» - 1 уч-ся, 10%.

Не справились с работой-0 уч-ся, 0%.

Выводы:Все учащиеся справились с заданием 1. Затруднение вызвало задание 2. Не справились с заданием 3 - 2 учащихся.

Учитель : О.Н. ПероваЗаголовок 515

weburok.com

Контрольная работа «Правление Александра I». Александр I взошёл на престол в результате 1 дворцового переворота

Контрольная работа «Правление Александра I».

1. Александр I взошёл на престол в результате

1) дворцового переворота

2) выборов наследника престола Верховным тайным советом

3) по закону о престолонаследии

4) решения Земского собора

2. Результатом реформ Александра I было

1) создание первого университета

2) открытие Царскосельского лицея

3) создание совестных судов

4) образование в городах магистратов

3. Полевое фортификационное сооружение в виде квадрата, прямоугольника или многоугольника, подготовленное к круговой обороне, называется

1) редут 2) ополчение 3) аръергард 4) манёвр

4. Сражение при Бородино произошло в 1812 г. в

1) июле 2) сентябре 3) августе 4) октябре

5. Укажите двух участников Отечественной войны 1812 г., участвовавших в партизанском движении?

1) А.В. Фигнер 4) А.П. Ермолов

2) Ф.П. Уваров 5) Г.М. Курин 3) Н.Н. Раевский

6. Установите соответствие между историческими личностями и их деятельностью.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

A) М.М. Сперанский Б) Ф. Лагарп B) Н.Н. Новосильцев

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1) членство в Негласном комитете

2) учитель Александра I

3) командование войсками антинаполеоновской коалиции

4) разработка закона о придворных чинах

7. Указ, по которому крестьянин получил право выкупа из крепостной зависимости по согласованию с помещиком, был опубликован в

1) 1801 г. 2) 1810 г. 3) 1803 г. 4) 1816 г.

8. Что из названного явилось причиной отставки М.М. Сперанского?

1) недовольство Александра I заключением Тильзитского мира

2) стремление М.М. Сперанского ограничить самодержавную власть

3) недовольство консервативно настроенных чиновников его реформами

4) вмешательство М.М. Сперанского во внутреннюю политику царя

9. С каким государством воевала Россия в 1804—1813 гг.?

1) Турцией 2) Польшей 3) Францией 4) Ираном

10. Расположите события в хронологическом порядке.

1) создание Государственного совета

2) сражение у р. Березины

3) заключение Тильзитского мира

4) министерская реформа

11. В начале XIX в. высшая власть в Российском государстве принадлежала

1) Сенату 2) Государственному совету 3) императору 4) верховному тайному совету

12. Что из перечисленного является заслугой М.М. Сперанского?

1) разработка проекта польской конституции

2) разработка плана государственных преобразований «Введение к Уложению государственных законов»

3) разработка проекта министерской реформы

4) создание Царскосельского лицея

13. Одной из причин войны между Россией и Францией в 1812 г. было

1) недовольство России Тильзитским миром

2) стремление Франции заставить Россию присоединиться к континентальной блокаде

3) недовольство Франции расширением влияния России в Причерноморье

4) стремление России усилить свои позиции в Европе

14. Главнокомандующим российской армией с начала Отечественной войны 1812 г. Александром I был назначен

1) П.И. Багратион 2) М.И. Кутузов 3) М.Б. Барклай де Толли 4) А.П. Тормасов

15. Какие два из перечисленных событий произошли в период правления Александра I?

1) в состав России вошла Новороссия

2) Россия заключила союзный договор с Англией против Франции

3) в состав России вошла Грузия

4) Россия заключила антинаполеоновский союз с Турцией

5) в состав России вошла Бессарабия

16. Установите соответствие между историческими деятелями и их деятельностью.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ

1) Сперанский 2) Барклай де Толли 3) Тормасов 4) Кочубей

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

A) министр внутренних дел Б) автор проекта «Уложения Правительствующего сената»

B) командующий русскими войсками в войне с Ираном

17. В 1808—1809 гг. произошла война России

1) с Францией 2) с Ираном 3) с Турцией 4) со Швецией

18. М.И. Кутузов был назначен главнокомандующим русской армией после сражения под

1) Смоленском 2) Аустерлицем 3) Бородино 4) Малоярославцем

19. Течение, сторонники которого отстаивают идеи сохранения традиций, преемственности в политической и культурной жизни, —

1) либерализм 2) нигилизм 3) автономизация 4) консерватизм

20. Расположите события в хронологическом порядке.

1) вступление России в 3-ю антифранцузскую коалицию

2) присоединение России к континентальной блокаде Англии

3) создание Негласного комитета

4) Тарутинский манёвр

21. Какая мера была предпринята для восстановления экономики после Отечественной войны 1812 г.?

1) издание нового тарифного устава

2) введение бумажных денег

3) отмена крепостного права

4) присоединение к континентальной блокаде

22. Результатом реформ Александра I было

1) создание военных поселений

2) появление бирж

3) создание Смольного института благородных девиц

4) образование в городах шестигласных дум

23. Условие, ограничивающее участие человека в осуществлении прав, называется

1) ценз 2) акциз 3) тариф 4) курия

24. Династический кризис разразился в России в

1) 1817 г. 2) 1819 г. 3) 1822 г. 4) 1825 г.

25. Укажите две характерные черты политики Александра I после войны 1812 г. с Францией.

1) введение всеобщего избирательного права

2) открытие Московского университета

3) отмена крепостного права в Курляндии и Лифляндии

4) разработка проекта российской конституции

5) введение обязательного начального образования

26. Установите соответствие между государственными деятелями и их деятельностью.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ

A) М.М. Сперанский Б) А.А. Аракчеев B) Н.Н. Новосильцев

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1) членство в Негласном комитете

2) разработка проекта о постепенной отмене крепостного права в течение 200 лет

3) командование войсками антинаполеоновской коалиции

4) разработка закона о придворных чинах

27. Александр I даровал Польше конституцию в

1) 1812 г. 2) 1815 г. 3) 1819 г. 4) 1823 г.

28. Идея освобождения крестьян от крепостной зависимости и наделения их землёй в размере двух десятин на двор содержалась в

1) «Русской правде» П.И. Пестеля

2) Уставной грамоте Н.Н. Новосильцева

3) конституции Н.М. Муравьёва

4) «Положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

29. В каком ряду все из названных лиц являлись членами тайного Северного общества?

1) К.С. Аксаков, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский

2) П.И. Пестель, М.И. Бестужев-Рюмин, С.Г. Волконский

3) С.Н. Трубецкой, К.Ф. Рылеев, П.Г. Каховский

4) С.И. Муравьёв-Апостол, А.П. Юшневский, А.С. Пушкин

30. « Расположите события в хронологическом порядке.

1) создание Союза благоденствия

2) восстание декабристов

3) введение военных поселений

4) восстание Черниговского полка

31. В ближайшем окружении Александра I в 18151825были государственные деятели

1) А.А. Аракчеев, Н.Н. Новосильцев

2) М.М. Сперанский, П.А. Кочубей

3) А.А. Чарторыйский, С.Н. Трубецкой

4) М.А. Милорадович, Н.Н. Раевский

32. Что из названного относится к внутренней политике Александра I после войны 1812 г.?

1) запрещение переходов крестьян от одного помещика к другому

2) разрешение помещикам ссылать крестьян в Сибирь

3) разработка «Жалованной грамоты дворянству»

4) создание дворянского самоуправления

3. Какое из перечисленных событий произошло в 1815 г.?

1) на воду был спущен первый русский пароход — «Елизавета»

2) открыта Макарьевская ярмарка

3) начата отмена крепостного права в Эстляндии

4) построен канал между Днепром и Вислой

34. Восстание на Сенатской площади состоялось в 1825 г.

1) 1 декабря 3) 26 декабря

2) 14 декабря 4) 29 декабря

35. Укажите два верных положения «Русской правды» П.И. Пестеля.

1) установление республиканской формы правления

2) сохранение самодержавия

3) национализация всей земли и передача её общине

4) ликвидация крепостного права Ответ:

5) установление конституционной монархии

36.Установите соответствие между датами и событиями.

ДАТЫ СОБЫТИЯ

A) 1816 г. 1) восстание военных поселян в Чугуеве

Б)1818г. 2) закон о полной отмене крепостного права в Эстляндии

B) 1819 г. 3) открытие Казанского университета

4) создание Союза благоденствия

37 Укажите причину появления тайных обществ в России в первой четверти XIX в.

1) влияние идей французских просветителей (Вольтер, Руссо, Монтескьё) на образованную часть общества

2) недовольство общества деятельностью М.М. Сперанского

3) стремление правительства привлечь общество к разработке проектов реформ

4) недовольство церкви внутренней политикой царского правительства

38. Система взглядов, для которой характерна твердая убеждённость в загадочности событий человеческой жизни, необъяснимой связи раз­ных событий, —

1) консерватизм 3) сентиментализм

2) романтизм 4) мистицизм

39. Кто из названных лиц был казнён в 1826 г.?

1) С.Г. Волконский 3) С.Н. Трубецкой

2) П.И. Пестель 4) С.С. Муравьёв

40. Расположите события в хронологическом порядке.

1) издание указа о запрете на тайные организации

2) восстание Черниговского полка

3) восстание на Сенатской площади

4) создание «Общества истинных и верных сынов отечества»

e.120-bal.ru


Смотрите также