Контрольная работа по литературе по теме "Творчество М.Ю. Лермонтова" (9 класс). Лермонтов контрольная работа


Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова (9 класс)

ТЕМА №8.ТВОРЧЕСТВО М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

I.Выберите правильный ответ:

1.Раннее творчество М.Ю.Лермонтова носит черты:

а) романтизма;

б) классицизма;

в) реализма.

2.Для лирики М.Ю.Лермонтова характерно:

а) восхищение красотой мира, призыв к наслаждению земной жизнью;

б) трагическое мировосприятие, боязнь действительности, конфликт между земным и небесным существованием;

в) мотивы одиночества, безверия в жизнь и искренность чувств, конфликт личности и общества.

3.Органическое слияние с природой, жажда свободы, борьба за счастье любить и иметь родину-это черты…

а) Демона;

б) Мцыри;

в) Печорина.

4.В «Журнале Печорина» широко использован способ психологической характеристики…

а) характеристика героя через сопоставление с другими персонажами;

б) самоанализ;

в) антитеза.

5.Перед собой и окружающими Грушницкий играет роль…

а) существа возвышенного и необыкновенного;

б) «доброго малого», отчаянного повесы;

в) судьи чужих пороков и блюстителя нравственности.

6.Трагедия Печорина заключается в …

а) болезненном самолюбии и обиде на окружающий мир;

б) равнодушном и потребительском отношении к миру;

в) индивидуализме и неудовлетворенности окружающей действительностью.

II.Допишите правильный ответ:

7.М.Ю.лермонтов был убит в возрасте…

8.Жанр произведения «Герой нашего времени»-…

9. «Герой нашего времени» заканчивается повестью…

10.О встрече Печорина с контрабандистами рассказывается…

11.Лошадь Казбича звали…

12. «О, как мне хочется смутить веселость их

и дерзко бросить им в глаза…»

III.Установите соответствия:

13.Укажите названия стихотворений:

а) «Выхожу один я на дорогу…»; а) «… передо мной как будто бы сквозь сон,

при шуме музыки и пляски,

при диком шепоте затверженных речей

мелькают образы бездушные людей,

приличьем стянутые маски.»

б) «Как часто пестрою толпою

окружен…» б) «В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем?»

в) «Когда волнуется желтеющая нива…»

в) «…тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога…»

г) «Дума» г) «Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!»

14. Найдите соответствующие средства художественной выразительности в строках из стихотворений М.Ю.Лермонтова:

а) метафора; а) «…на утесе горючем

прекрасная пальма растет»

б) эпитет; б) «Как страшно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить»

в) сравнение в) «Богаты мы, едва из колыбели,

ошибками отцов…»

г) «Под ним Казбек, как грань алмаза»

д) «…этот свет, завистливый и душный…»

15.Установите соответствие героев и их характеристик:

а) Грушницкий; а) «Он, знаете, был не то, чтоб мирной, не то,

чтоб немирной. Подозрений на него было

много, хоть он ни в какой шалости не был

замечен (…) и, правду сказать, рожа у него

была самая разбойничья…»

б) Печорин; б) «Его цель -сделаться героем романа. Он так

часто старался уверить других в том, что он

существо, не созданное для мира, (…) что сам

в этом уверился»

в) Максим Максимыч; в) «Да-с, с большими был странностями, и,

должно быть, богатый человек: сколько у

него было разных дорогих вещиц»

г) Казбич; г) «В первой моей молодости (…) я стал

наслаждаться бешено всеми удовольствиями

(…) и, разумеется, удовольствия эти мне

опротивели.»

д) Вернер; д) «Он изучал все живые струны сердца

человеческого, как изучают жилы трупа, но

никогда не умел воспользоваться своим

знанием».

е) Вулич.

16. Определите принадлежность портретных характеристик:

а) Бэла;

б) Вера;

в) Печорин;

г) Грушницкий.

а) «…взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставляющий по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен.»

б) «Высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывают Вам в душу»

в) «Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль.»

г) «Она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке черная родинка; ее лицо меня поразило своей выразительностью»

17.Определите, о ком из героев говорят критики:

а) Печорин;

б) Грушницкий;

в) Вернер;

г) Максим Максимыч

а) «Это столп тех несомненных доброты, тепла, здравого смысла и прочности жизни, которые составляют очевидный и неизменный фонд человечества» (В.И. Гусев).

б) «В нем неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца» (В.Г.Белинский)

в) «утрированное отражение чисто внешних печоринских черт», «ограниченный эгоист» (Б.Г.Удодов).

г) «воспроизводит немало из его [Печорина] внутренних качеств”, “способен на подлинно гуманные чувства” (Б.Г.Удодов).

18.Установите соответствие событий и глав романа “Герой нашого времени”

а) “Бэла”;

б) “Княжна Мери”;

в)”Фаталист”;

г) “Тамань”;

д) “Максим Максимыч”

а) встреча со слепым мальчиком;

б) рассказчик получает Журнал Печорина;

в) кража коня;

г) дуэль;

д) происшествие в казачьей станице.

IV.Установите последовательность:

19.Расположите последовательно образы, возникающие в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Как часто, пестрою толпою…»:

а) «Давно бестрепетные руки»;

б) «Сад с разрушенной теплицей»;

в) «Приличьем стянутые маски»;

г) «Железный стих».

20.Расположите в хронологической последовательности главы романа «Герой нашего времени»;

а) «Бэла»

б) «Максим Максимыч»

в) «Тамань»

г) «Княжна Мери»

д) «Фаталист»

21. Восстановите порядок появления героев в повести «Княжна Мери»

а) Вернер;

б) Вера;

в) Княжна Мери;

г) Грушницкий

22. Установите последовательность событий повести «Фаталист»

а) попытка Вулича застрелиться;

б) Печорин решает испытать судьбу;

в) заключение пари;

г) убийство Вулича.

  1. Найдите правильный выход из ситуации:

23. На уроке литературы учащиеся стали спорить, почему Печорин и доктор Вернер не стали друзьями. Если бы вы принимали участие в споре, какую точку зрения поддержали бы:

а) Печорин не способен к дружбе и отрицает ее;

б) Печорин считает Вернера человеком менее умным, чем он сам, и потому не достойным такой дружбы;

в) взгляды Печорина и Вернера очень разные, даже противоположные, они не находят понимания друг у друга;

г) все ответы верные;

д) все ответы неверные.

24. При написании сочинения по роману «Герой нашего времени» ученик задумался над тем, почему любовь Бэлы не смогла спасти Печорина. Поразмыслив, он объяснил это так;

а)Бэла слишком рано погибла, и Печорин так и не успел осознать своей любви к ней;

б) «Дикарка» Бэла не привлекла Печорина, воспитанного в традициях высшего света;

в) Бэла наскучила Печорину;

г) Все ответы верные;

д) Все ответы не верные.

Ключи к заданиям:

1-а; 2-в; 3-б; 4-б; 5-а; 6-в;

7-27лет; 8-психологический философский роман;

9-«Фаталист»; 10-в повести «Тамань»; 11-Карагез; 12-железный стих, облитый горечью и злостью;

13 а - б, г; б - а; в - в; г- ;

14 а - б, в; б – а, д; в-г.

15. а-б; б-в,г; в-; г-а; д- д; е-;

16. а-б; б-г; в- а; г-в.

17. а-б; б – в; в -г; г – а.

18. а – в; б – г; в – д; г –а; д – б.

19. в, а, б, г.

20. в, г, д, а, б.

21. г, в, а, б.

22. в, а, г, б.

23. а

24 а, в.

infourok.ru

Итоговая контрольная работа для 9 класса по творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова

Итоговая контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова

Вариант 1

  1. Назовите годы жизни М.Ю.Лермонтова

  2. Кто воспитывал будущего поэта?

  3. За что Лермонтова сослали в ссылку в первый раз?

  4. Причина второй ссылки Лермонтова.

  5. Как погиб Лермонтов?

  6. Где погиб Лермонтов?

  7. Где похоронен Лермонтов?

  8. Какое стихотворение сделало Лермонтова знаменитым?

  9. Какая тема стала центральной в творчестве Лермонтова?

  10. Какие два мира противопоставлены в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…»?

  11. Основная тема стихотворения «Дума».

  12. Какой темой объединены стихотворения «Парус», «Тучки», «Утес»?

  13. Кому посвящено стихотворение «Смерть Поэта»?

  14. Какими чувствами проникнуто стихотворение «И скучно и грустно…»?

  15. Кто рассказывает историю Бэлы и Печорина?

  16. Какую характеристику Печорину дает Максим Максимыч?

  17. Какую главную деталь в портрете Печорина выделяет рассказчик?

  18. Кого Печорин называет «водяным обществом»?

  19. Чья цель в жизни - «сделаться героем романа»?

  20. Кому принадлежат слова: «У меня врождённая страсть противуречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противуречий сердцу или рассудку»?

  21. О ком сказано, что «он существо, не созданное для мира, обречённое каким-то тайным страданием»?

  22. Чьё это мнение: « Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся; - рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакей и деньги!»?

  23. Кто из героев называет себя «нравственным калекой»?

  24. Кто о себе говорит: « …во мне душа испорчена светом…и жизнь моя становится пустее день ото дня…»?

  25. Кто из героев романа задает себе вопрос: «…зачем я жил? для какой цели я родился?..»

  26. Кого Печорин считает равным себе по интеллекту и говорит: «…мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя»?

  27. Почему Грушницкий не снимает солдатскую шинель?

  28. Какая черта характера проявляется в словах Бэлы: «Если он меня не любит… то я сама уйду: я не раба его,- я княжеская дочь!..»?

  29. О ком Печорин говорит: « …я её ещё люблю…я за неё отдам жизнь, только мне с нею скучно…»?

  30. О чем жалеет Бэла перед смертью?

  31. Продолжите цитату: « Я бы тебя должна ненавидеть: с тех пор, как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме…»

  32. Кто был «единственной женщиной в мире, которую Печорин не в силах был бы обмануть»?

  33. Почему любовь Печорина никому не принесла счастья?

  34. Что говорит Печорин Мери при расставании?

  35. Что понял Печорин после расставания с Верой?

36-40. Узнайте героя:

36. «Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза… печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его…»

А) Печорин

Б) Максим

Максимыч

В) Грушницкий

Г) Вернер

Д) Вулич

37. «…он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы…»

38. «Он изучал все живые струны сердца человеческого,… но никогда не умел воспользоваться своим знанием».

39. «…смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем…»

40. «…взгляд его, непродолжительный, но проницательный и тяжелый… мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен»

41-45. Узнайте героиню:

41. «Она была далеко не красавица… Необыкновенная гибкость ее стана,… длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи…»

А) Бэла

Б) Мери

В) Вера

Г) ундина

42. «…у нее такие бархатные глаза… нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках».

43. «Я думал о той молодой женщине, с родинкой на щеке…»

44. «…высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны…»

45. «…ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти… ее бледные губы напрасно старались улыбнуться… ее нежные руки… были так худы и прозрачны…»

Ответы

1

1814 – 1841

16

странный человек

31

страданий

2

бабушка

17

глаза, которые не смеялись

32

Вера

3

за стихотворение «Смерть Поэта»

18

тех, кто приехал на воды лечиться

33

он ничем не жертвовал ради любимых

4

дуэль

19

Грушницкого

34

«я над вами смеялся»

5

убит на дуэли Мартыновым

20

Печорину

35

она была единственной женщиной, которая заставила биться его сердце

6

на Кавказе, в Пятигорске

21

о Грушницком

36

Д

7

в Тарханах

22

Печорина

37

В

8

«Смерть Поэта»

23

Печорин

38

Г

9

тема одиночества

24

Печорин

39

Б

10

мир развратного света и воспоминания детства

25

Печорин

40

А

11

критика молодого поколения

26

Вернера

41

Г

12

изгнанничество, одиночество

27

чтобы создать вокруг себя ореол таинственности и загадочности

42

Б

13

А.С.Пушкину

28

гордость

43

В

14

грустные раздумья о жизни

29

о Бэле

44

А

15

Максим Максимыч

30

что она не христианка

45

Б

Итоговый контрольный тест по творчеству М.Ю.Лермонтова

Вариант 2

  1. Назовите годы жизни М.Ю.Лермонтова:

А) 1799 – 1837; Б) 1814 – 1841; В) 1795 - 1825

  1. Кто воспитывал будущего поэта?

А) няня; Б) родители; В) бабушка.

  1. За что Лермонтова сослали в ссылку в первый раз?

А) за дуэль; Б) за стихотворение «Смерть Поэта»;

В) за статью в «Современнике»

  1. Причина второй ссылки Лермонтова.

А) дуэль; Б) стихотворение «Смерть Поэта»;

В) статья в «Современнике»

  1. Как погиб Лермонтов?

А) убит на дуэли Мартыновым; Б) убит на дуэли Дантесом;

В) убит в Тегеране религиозными фанатиками.

  1. Где погиб Лермонтов?

А) на Черной речке; Б) в Пятигорске; В) в Тегеране

  1. Где похоронен Лермонтов?

А) в Пятигорске; Б) в Тарханах; В) в Михайловском.

  1. Какое стихотворение сделало Лермонтова знаменитым?

А) «Смерть Поэта»; Б) «Тучки»; В) «Дума».

  1. Какая тема стала центральной в творчестве Лермонтова?

А) тема назначения поэта; Б) тема любви; В) тема одиночества.

  1. Какие два мира противопоставлены в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…»?

А) мир развратного света и воспоминания детства;

Б) внутренний мир поэта и светское общество;

В) мир возлюбленной и мир поэта

  1. Основная тема стихотворения «Дума».

А) критика молодого поколения; Б) воспоминания прошлого;

В) любовь к женщине.

  1. Какой темой объединены стихотворения «Парус», «Тучки», «Утес»?

А) изгнанничество, одиночество; Б) высокое предназначение поэта; В) любовь к Родине.

  1. Кому посвящено стихотворение «Смерть Поэта»?

А) А.С.Грибоедову; Б) В.Жуковскому; В) А.С.Пушкину.

  1. Какими чувствами проникнуто стихотворение «И скучно и грустно…»?

А) раздумья о жизни; Б) любовь к жизни;

В) воспоминания о возлюбленной.

  1. Кто рассказывает историю Бэлы и Печорина?

А) сам Печорин; Б) повествователь; В) Максим Максимыч.

  1. Какую характеристику Печорину дает Максим Максимыч?

А) интересный человек; Б) странный человек; В) гордый человек.

  1. Какую главную деталь в портрете Печорина выделяет рассказчик?

А) большие натруженные руки; Б) глаза, которые не смеялись;

В) правильной формы нос.

  1. Кого Печорин называет «водяным обществом»?

А) тех, кто приехал на воды лечиться; Б) рыбаков;

В) жителей приморского городка.

  1. Чья цель в жизни - «сделаться героем романа»?

А) Грушницкого; Б) Печорина; В) Вулича.

  1. Кому принадлежат слова: «У меня врождённая страсть противуречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противуречий сердцу или рассудку»?

А) Грушницкому; Б) Печорину; В) Вернеру.

  1. О ком сказано, что «он существо, не созданное для мира, обречённое каким-то тайным страданием»?

А) о Грушницком; Б) о Печорине; В) о Вернере.

  1. Чьё это мнение: « Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся; - рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакей и деньги!»?

А) Грушницкого; Б) Печорина; В) Вулича.

  1. Кто из героев называет себя «нравственным калекой»?

А) Грушницкий; Б) Печорин; В) Вернер.

  1. Кто о себе говорит: « …во мне душа испорчена светом…и жизнь моя становится пустее день ото дня…»?

А) Грушницкий; Б) Печорин; В) Вулич.

  1. Кто из героев романа задает себе вопрос: «…зачем я жил? для какой цели я родился?..»

А) Грушницкий; Б) Печорин; В) Вернер.

  1. Кого Печорин считает равным себе по интеллекту и говорит: «…мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя»?

А) Грушницкого; Б) Вулича; В) Вернера.

  1. Почему Грушницкий не снимает солдатскую шинель?

А) это его солдатская форма, Б) чтобы создать вокруг себя ореол таинственности и загадочности, В) он гордится тем, что он солдат.

  1. Какая черта характера проявляется в словах Бэлы: «Если он меня не любит… то я сама уйду: я не раба его,- я княжеская дочь!..»?

А) любовь; Б) гордость; В) страх.

  1. О ком Печорин говорит: « …я её ещё люблю…я за неё отдам жизнь, только мне с нею скучно…»?

А) о Мери; Б) о Вере; В) о Бэле.

  1. О чем жалеет Бэла перед смертью?

А) что у них нет детей; Б) что она не христианка;

В) что не знает своей матери.

  1. Продолжите цитату: « Я бы тебя должна ненавидеть: с тех пор, как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме…»

А) счастья; Б) страданий; В) любви.

  1. Кто был «единственной женщиной в мире, которую Печорин не в силах был бы обмануть»?

А) Вера; Б) Мери; В) Бэла.

  1. Почему любовь Печорина никому не принесла счастья?

А) он никого не любил; Б) он ничем не жертвовал ради любимых;

В) он всех считал ниже себя, недостойными его любви.

  1. Что говорит Печорин Мери при расставании?

А) «я вас не любил»;

Б) «мне с вами скучно»;

В) «я над вами смеялся».

  1. Что понял Печорин после расставания с Верой?

А) что она была единственной женщиной, которая заставила биться его сердце; Б) что он никогда ее не любил; В) что женитьба на ней помогла бы ему избавиться от одиночества и скуки.

36-40. Узнайте героя:

36. «Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза… печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его…»

А) Печорин

Б) Максим

Максимыч

В) Грушницкий

Г) Вернер

Д) Вулич

37. «…он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы…»

38. «Он изучал все живые струны сердца человеческого,… но никогда не умел воспользоваться своим знанием».

39. «…смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем…»

40. «…взгляд его, непродолжительный, но проницательный и тяжелый… мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен»

41-45. Узнайте героиню:

41. «Она была далеко не красавица… Необыкновенная гибкость ее стана,… длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи…»

А) Бэла

Б) Мери

В) Вера

Г) ундина

42. «…у нее такие бархатные глаза… нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках».

43. «Я думал о той молодой женщине, с родинкой на щеке…»

44. «…высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны… »

45. «…ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти… ее бледные губы напрасно старались улыбнуться… ее нежные руки… были так худы и прозрачны…»

Ответы.

1

Б

10

А

19

А

28

Б

37

В

2

В

11

А

20

Б

29

В

38

Г

3

Б

12

А

21

А

30

Б

39

Б

4

А

13

В

22

Б

31

Б

40

А

5

А

14

А

23

Б

32

А

41

Г

6

Б

15

В

24

Б

33

Б

42

Б

7

Б

16

Б

25

Б

34

В

43

В

8

А

17

Б

26

В

35

А

44

А

9

Б

18

А

27

Б

36

Д

45

Б

multiurok.ru

Контрольная работа по литературе по творчеству М.Ю.Лермонтова (9 класс)

Фамилия, имя____________________________________________________ 9 класс

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова

1 вариант.

1. Произведение, которое было воспринято как «призыв к революции» и из-за которого Лермонтов был арестован и сослан:

а) «Демон»;

б) «Мцыри»;

в) «Дума»;

г) «Смерть Поэта»;

2. Кто из героинь романа Лермонтова «Герой нашего времени» не относится к любовной сюжетной линии романа:

а) Мери;

б) Бэла;

в) Вера;

г) княжна Лиговская;

3. Каждая повесть романа Лермонтова «Герой нашего времени» опиралась на определенную литературную традицию: путевой очерк, романтическая новелла о любви европейца к дикарке, светская повесть, авантюрная новелла и т.д. Какая повесть соответствует романтической новелле па философскую тему?

а) «Тамань»;

б) «Бэла»;

в) «Фаталист»;

г) «Княжна Мери»;

4. О влиянии какого литературного направления говорят в романе «Герой нашего времени» одиночество героя, описание местного колорита, горные пейзажи, наличие героя, попадающего в неординарные ситуации?

______________________________________________________________________

5. Кто из героев романа «Герой нашего времени» пел:

Золото купит четыре жены,

Конь же лихой не имеет цены:

Он и от вихря в степи не отстанет,

Он не изменит, он не обманет…

______________________________________________________________________

6. «В ней было много породы… порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело… Моей певунье казалось не более восемнадцати лет. Необыкновенная гибкость стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос – все это было для меня обворожительно.» Чей портрет рисует Печорин?

_____________________________________________________________________

7. Ниже приведен портрет одного из героев романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: За нею шел ее хозяин, покуривая из маленькой кабардинской трубочки, обделанной в серебро. На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка.» О ком из героев идет речь?

а) Печорине

б) Максиме Максимыче

в) Грушницком

г) Вуличе

8. Ознакомьтесь с фрагментом стихотворения М.Ю.Лермонтова:

Клянусь я первым днём творенья,

Клянусь его последним днём,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством.

Клянусь паденья горькой мукой,

Победы краткою мечтой;

Клянусь свиданием с тобой

И вновь грозящею разлукой…

Какой приём использован поэтом?

1)эпифора

2)анафора

3)антитеза

4)градация

9. Какая из глав романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» была бы первой, если бы автор соблюдал хронологический принцип повествования?

1) «Тамань»

2) «Княжна Мери»

3) «Бэла»

4) «Фаталист»

10. Укажите среди описаний внешности героинь романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» портрет Веры.

1. «Необыкновенная гибкость её стана, особенное, только ей свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив её кожи на шее и плечах и особенно правильный нос – всё это было для меня обворожительно».

2. «… её густые волосы были собраны под ночным чепчиком, обшитым кружевами; большой пунцовый платок покрывал её белые плечики, её маленькие ножки прятались в пёстрых персидских туфлях».

3. «… она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке чёрная родинка: её лицо поразило меня своей выразительностью».

4. «И точно она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу».

11. Какой композиционный приём использует М.Ю.Лермонтов в романе «Герой нашего времени», начиная действие в крепости и заканчивая его там же?

_____________________________________________________________________

12. Почему в стихотворении «Родина» М.Ю.Лермонтов назвал свою любовь к России «странной»?

1) он ненавидит светское общество.

2) он отвергает исторические и военные заслуги России.

3) он любит природу России и любуется картинами народной жизни.

4) он разочарован в светском обществе и не верит в будущее России.

13. Какая характеристика соответствует образу Максима Максимыча в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?

1) закалённый в опасностях служака с добрым сердцем

2) очерствевший на службе военный, не способный понять других

3) грубый, необразованный и ограниченный человек

4) смелый, опытный вояка, для которого служба – главное.

14. Напишите, каким мы видим Печорина в главе «Бэла».

infourok.ru

Итоговая контрольная работа по биографии и творчеству М.Ю. Лермонтова

Итоговая контрольная работа по биографии и творчеству М.Ю.Лермонтова

  1. Назовите годы жизни М.Ю.Лермонтова

  2. Кто воспитывал будущего поэта?

  3. За что Лермонтова сослали в ссылку в первый раз?

  4. Причина второй ссылки Лермонтова.

  5. Как погиб Лермонтов?

  6. Где погиб Лермонтов?

  7. Где похоронен Лермонтов?

  8. Какое стихотворение сделало Лермонтова знаменитым?

  9. Какая тема стала центральной в творчестве Лермонтова?

  10. Какие два мира противопоставлены в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…»?

  11. Основная тема стихотворения «Дума».

  12. Какой темой объединены стихотворения «Парус», «Тучки», «Утес»?

  13. Кому посвящено стихотворение «Смерть Поэта»?

  14. Какими чувствами проникнуто стихотворение «И скучно и грустно…»?

  15. Кто рассказывает историю Бэлы и Печорина?

  16. Какую характеристику Печорину дает Максим Максимыч?

  17. Какую главную деталь в портрете Печорина выделяет рассказчик?

  18. Кого Печорин называет «водяным обществом»?

  19. Чья цель в жизни - «сделаться героем романа»?

  20. Кому принадлежат слова: «У меня врождённая страсть противуречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противуречий сердцу или рассудку»?

  21. О ком сказано, что «он существо, не созданное для мира, обречённое каким-то тайным страданием»?

  22. Чьё это мнение: « Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся;- рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакей и деньги!»?

  23. Кто из героев называет себя «нравственным калекой»?

  24. Кто о себе говорит: « …во мне душа испорчена светом…и жизнь моя становится пустеедень ото дня…»?

  25. Кто из героев романа задает себе вопрос: «…зачем я жил? для какой цели я родился?..»

  26. Кого Печорин считает равным себе по интеллекту и говорит: «…мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя»?

  27. Почему Грушницкий не снимает солдатскую шинель?

  28. Какая черта характера проявляется в словах Бэлы: «Если он меня не любит… то я сама уйду: я не раба его,- я княжеская дочь!..»?

  29. О ком Печорин говорит: « …я её ещё люблю…я за неё отдам жизнь, только мне с нею скучно…»?

  30. О чем жалеет Бэла перед смертью?

  31. Продолжите цитату: « Я бы тебя должна ненавидеть: с тех пор, как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме…»

  32. Кто был «единственной женщиной в мире, которую Печорин не в силах был бы обмануть»?

  33. Почему любовь Печорина никому не принесла счастья?

  34. Что говорит Печорин Мери при расставании?

  35. Что понял Печорин после расставания с Верой?

36-40. Узнайте героя:

36. «Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза… печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его…»

А) Печорин

Б) Максим

Максимыч

В) Грушницкий

Г) Вернер

Д) Вулич

37. «…он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы…»

38. «Он изучал все живые струны сердца человеческого,… но никогда не умел воспользоваться своим знанием».

39. «…смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем…»

40. «…взгляд его, непродолжительный, но проницательный и тяжелый… мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен»

41-45. Узнайте героиню:

41. «Она была далеко не красавица… Необыкновенная гибкость ее стана,… длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи…»

А) Бэла

Б) Мери

В) Вера

Г) ундина

42. «…у нее такие бархатные глаза… нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках».

43. «Я думал о той молодой женщине, с родинкой на щеке…»

44. «…высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны…»

45. «…ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти… ее бледные губы напрасно старались улыбнуться… ее нежные руки… были так худы и прозрачны…»

Ответы

1

1814 – 1841

16

странный человек

31

страданий

2

бабушка

17

глаза, которые не смеялись

32

Вера

3

за стихотворение «Смерть Поэта»

18

тех, кто приехал на воды лечиться

33

он ничем не жертвовал ради любимых

4

дуэль

19

Грушницкого

34

«я над вами смеялся»

5

убит на дуэли Мартыновым

20

Печорину

35

что она была единственной женщиной, которая заставила биться его сердце

6

на Кавказе, в Пятигорске

21

о Грушницком

36

Д

7

в Тарханах

22

Печорина

37

В

8

«Смерть Поэта»

23

Печорин

38

Г

9

тема одиночества

24

Печорин

39

Б

10

мир развратного света и воспоминания детства

25

Печорин

40

А

11

критика молодого поколения

26

Вернера

41

Г

12

изгнанничество, одиночество

27

чтобы создать вокруг себя ореол таинственности и загадочности

42

Б

13

А.С.Пушкину

28

гордость

43

В

14

грустные раздумья о жизни

29

о Бэле

44

А

15

Максим Максимыч

30

что она не христианка

45

Б

Итоговый контрольный тест по биографии и творчеству М.Ю.Лермонтова

  1. Назовите годы жизни М.Ю.Лермонтова:

А) 1799 – 1837; Б) 1814 – 1841; В) 1795 - 1825

  1. Кто воспитывал будущего поэта?

А) няня; Б) родители; В) бабушка.

  1. За что Лермонтова сослали в ссылку в первый раз?

А) за дуэль; Б) за стихотворение «Смерть Поэта»; В) за статью в «Современнике»

  1. Причина второй ссылки Лермонтова.

А) дуэль; Б) стихотворение «Смерть Поэта»; В) статья в «Современнике»

  1. Как погиб Лермонтов?

А) убит на дуэли Мартыновым; Б) убит на дуэли Дантесом; В) убит в Тегеране религиозными фанатиками.

  1. Где погиб Лермонтов?

А) на Черной речке; Б) в Пятигорске; В) в Тегеране

  1. Где похоронен Лермонтов?

А) в Пятигорске; Б) в Тарханах; В) в Михайловском.

  1. Какое стихотворение сделало Лермонтова знаменитым?

А) «Смерть Поэта»; Б) «Тучки»; В) «Дума».

  1. Какая тема стала центральной в творчестве Лермонтова?

А) тема назначения поэта; Б) тема любви; В) тема одиночества.

  1. Какие два мира противопоставлены в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…»?

А) мир развратного света и воспоминания детства;

Б) внутренний мир поэта и светское общество;

В) мир возлюбленной и мир поэта

  1. Основная тема стихотворения «Дума».

А) критика молодого поколения; Б) воспоминания прошлого;

В) любовь к женщине.

  1. Какой темой объединены стихотворения «Парус», «Тучки», «Утес»?

А) изгнанничество, одиночество; Б) высокое предназначение поэта; В) любовь к Родине.

  1. Кому посвящено стихотворение «Смерть Поэта»?

А) А.С.Грибоедову; Б) В.Жуковскому; В) А.С.Пушкину.

  1. Какими чувствами проникнуто стихотворение «И скучно и грустно…»?

А) раздумья о жизни; Б) любовь к жизни; В) воспоминания о возлюбленной.

  1. Кто рассказывает историю Бэлы и Печорина?

А) сам Печорин; Б) повествователь; В) Максим Максимыч.

  1. Какую характеристику Печорину дает Максим Максимыч?

А) интересный человек; Б) странный человек; В) гордый человек.

  1. Какую главную деталь в портрете Печорина выделяет рассказчик?

А) большие натруженные руки; Б) глаза, которые не смеялись; В) правильной формы нос.

  1. Кого Печорин называет «водяным обществом»?

А) тех, кто приехал на воды лечиться; Б) рыбаков; В) жителей приморского городка.

  1. Чья цель в жизни - «сделаться героем романа»?

А) Грушницкого; Б) Печорина; В) Вулича.

  1. Кому принадлежат слова: «У меня врождённая страсть противуречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противуречий сердцу или рассудку»?

А) Грушницкому; Б) Печорину; В) Вернеру.

  1. О ком сказано, что «он существо, не созданное для мира, обречённое каким-то тайным страданием»?

А) о Грушницком; Б) о Печорине; В) о Вернере.

  1. Чьё это мнение: « Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся;- рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакей и деньги!»?

А) Грушницкого; Б) Печорина; В) Вулича.

  1. Кто из героев называет себя «нравственным калекой»?

А) Грушницкий; Б) Печорин; В) Вернер.

  1. Кто о себе говорит: « …во мне душа испорчена светом…и жизнь моя становится пустеедень ото дня…»?

А) Грушницкий; Б) Печорин; В) Вулич.

  1. Кто из героев романа задает себе вопрос: «…зачем я жил? для какой цели я родился?..»

А) Грушницкий; Б) Печорин; В) Вернер.

  1. Кого Печорин считает равным себе по интеллекту и говорит: «…мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя»?

А) Грушницкого; Б) Вулича; В) Вернера.

  1. Почему Грушницкий не снимает солдатскую шинель?

А) это его солдатская форма, Б) чтобы создать вокруг себя ореол таинственности и загадочности,В) он гордится тем, что он солдат.

  1. Какая черта характера проявляется в словах Бэлы: «Если он меня не любит… то я сама уйду: я не раба его,- я княжеская дочь!..»?

А) любовь; Б) гордость; В) страх.

  1. О ком Печорин говорит: « …я её ещё люблю…я за неё отдам жизнь, только мне с нею скучно…»?

А) о Мери; Б) о Вере; В) о Бэле.

  1. О чем жалеет Бэла перед смертью?

А) что у них нет детей; Б) что она не христианка; В) что не знает своей матери.

  1. Продолжите цитату: « Я бы тебя должна ненавидеть: с тех пор, как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме…»

А) счастья; Б) страданий; В) любви.

  1. Кто был «единственной женщиной в мире, которую Печорин не в силах был бы обмануть»?

А) Вера; Б) Мери; В) Бэла.

  1. Почему любовь Печорина никому не принесла счастья?

А) он никого не любил; Б) он ничем не жертвовал ради любимых; В) он всех считал ниже себя, недостойными его любви.

  1. Что говорит Печорин Мери при расставании?

А) «я вас не любил»; Б) «мне с вами скучно»; В) «я над вами смеялся».

  1. Что понял Печорин после расставания с Верой?

А) что она была единственной женщиной, которая заставила биться его сердце; Б) что он никогда ее не любил; В) что женитьба на ней помогла бы ему избавиться от одиночества и скуки.

36-40. Узнайте героя:

36. «Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза… печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его…»

А) Печорин

Б) Максим

Максимыч

В) Грушницкий

Г) Вернер

Д) Вулич

37. «…он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы…»

38. «Он изучал все живые струны сердца человеческого,… но никогда не умел воспользоваться своим знанием».

39. «…смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем…»

40. «…взгляд его, непродолжительный, но проницательный и тяжелый… мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен»

41-45. Узнайте героиню:

41. «Она была далеко не красавица… Необыкновенная гибкость ее стана,… длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи…»

А) Бэла

Б) Мери

В) Вера

Г) ундина

42. «…у нее такие бархатные глаза… нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках».

43. «Я думал о той молодой женщине, с родинкой на щеке…»

44. «…высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны… »

45. «…ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти… ее бледные губы напрасно старались улыбнуться… ее нежные руки… были так худы и прозрачны…»

Ответы.

1

Б

10

А

19

А

28

Б

37

В

2

В

11

А

20

Б

29

В

38

Г

3

Б

12

А

21

А

30

Б

39

Б

4

А

13

В

22

Б

31

Б

40

А

5

А

14

А

23

Б

32

А

41

Г

6

Б

15

В

24

Б

33

Б

42

Б

7

Б

16

Б

25

Б

34

В

43

В

8

А

17

Б

26

В

35

А

44

А

9

Б

18

А

27

Б

36

Д

45

Б

infourok.ru

Контрольная работа по литературе по теме "Творчество М.Ю. Лермонтова" (9 класс)

Контрольная работа по лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

1. Михаил Юрьевич Лермонтов жил:

А. …в 1814-1841 гг; Б. …в 1824-1849 гг; В. …в 1799-1837 гг.

2. В каком стихотворении М.Ю. Лермонтова проявляется реальная символика, олицетворяющая свободу?

А. «Парус» Б. «Бородино» В. «Поэт»

3. О каком стихотворении М.Ю. Лермонтова А.И. Герцен сказал: «Душу поэта разбудил пистолетный выстрел, убивший Пушкина»?

А. «Поэт» Б. «Смерть поэта» В. «Журналист, читатель и писатель»

4. Что составляет основу композиции лирического произведения?

А. Основу композиции составляет взаимодействие отдельных образов и развертывание мотивов в процессе лирического размышления

Б. Основой композиции является сюжет, построенный на каком-либо конфликте

5. К какому идейно-эстетическому направлению в литературе относится роман «Герой нашего времени»?

А. Романтизм Б. Классицизм В. Реализм Г. Сентиментализм Д. Просветительский реализм

6. О ком из героев романа «Герой нашего времени» сказано: «Ни в чем не видит для себя закона, кроме самого себя»?

А. Печорин Б. Максим Максимыч В. Грушницкий Г. Вернер

7. Определить, кому из героев романа принадлежат приведенные характеристики.

А. Непосредственный, цельный, честный, добрый, великодушный, здравомыслящий, «честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоунижения, смиренный, верноподданный

Б. «Эталон идеальных фразеров», не способных «ни к действительному добру, ни к действительному злу», недалекий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый, с необоснованным сомнением

В. Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, имеет критический и сатирический ум. Высокая и благородная душа, человек большой культуры, скептик и пессимист, честный и прямой, человечный

Г. Непосредственная, стихийно-страстная натура, странная, жертвенно-любящая

Д. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая натура

1) Грушницкий 2) Княжна Мери 3) Максим Максимыч 4) Вернер 5) Бэла

8. О ком из героев романа идет рассказ?

Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь, например, в дождик, в холод, целый день на охоте, все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился, ставня стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один, бывало по целым часам слова не добьёшься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвёшь от смеха… Да-с, с большими был странностями…

А. Грушницкий Б. Максим Максимыч В. Печорин Г. Вернер

9. Печорина звали:

А. Максим Максимыч Б. Григорий Александрович В. Сергей Александрович Г. Александр Григорьевич

10. Восстановить хронологическую последовательность событий романа «Герой нашего времени».

А. «Бэла» Б. «Максим Максимыч» В. «Предисловие к журналу Печорина» Г. «Тамань» Д. «Окончание журнала Печорина» Е. «Княжна Мери» Ж. Фаталист»

11. Определите главную тему романа «Герой нашего времени».

А. Осуждение социально-типической личности, возникшей после восстания декабристов, а вместе с ней и породившей ее социальной среды

Б. Изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения восстания декабристов

12. От чьего лица не ведется повествование в романе?

А. Писатель Б. Максим Максимыч В. Печорин Г. М.Ю. Лермонтов

13. По приведенным признакам речевой характеристики определить принадлежность к речи.

А. Обилие научно-философской терминологии, речь ироничная, насыщенная яркими неожиданными сравнениями и афоризмами, весьма парадоксальна

Б. Неравнодушие к вычурно-пышной фразе, речь отрывиста, четкая, бесстрастная

В. Герой изъясняется несколько грубовато, порой неграмотно. В его лексике много простонародных и разговорно-просторечных слов, есть бранные и вульгарные. Изъясняется неторопливо, пространно, без должной определенности

1) Максим Максимыч 2) Печорин 3) Грушницкий

14. По характерным признакам определить, к какому жанру относится произведение «Герой нашего времени».

А. В русской средневековой литературе так называли любое произведение, рассказывающее о каком-либо событии

Б. Короткий динамический рассказ с острым сюжетом и неожиданной концовкой

В. Жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека

15. В чем трагедия Печорина?

А. В конфликте его с окружающими

Б. В неудовлетворенности окружающей действительностью и свойственном ему индивидуализме и скептицизме

В. В безразличии ко всему, что его окружает: людям, событиям

Г. В эгоистичности

16. Объясните название романа «Герой нашего времени»?

17. Сколько глав включает в себя роман «Герой нашего времени»? В каком порядке они расположены в произведении?

18. Какие главы романа «Герой нашего времени» входят в «Журнал Печорина»?

19. Назовите главы романа «Герой нашего времени», озаглавленные женскими именами.

20. С кем стрелялся Печорин на дуэли? Кто становится его секундантом?

21. Какая деталь в хате насторожила Печорина (в главе «Тамань»)?

22. «То была она, моя ундина! А кто такая ундина?

23. Что было в мешке слепого, который положили в лодку?

24. Кто представлен этим портретом?

«Он был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок… в сравнении с туловищем голова его казалась огромна…Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета». (Вернер)

25. Кто из героев это говорит? К кому обращены его слова, о ком он так отзывается?

«Она, кажется, из тех женщин, которые хотят, чтобы их забавляли; если две минуты сряду ей будет возле тебя скучно, ты погиб невозвратно: твое молчание должно возбуждать ее любопытство, твой разговор – никогда не удовлетворять ее вполне; ты должен ее тревожить ежеминутно; она девять раз публично для тебя пренебрежет мнением и назовет это жертвой и, чтобы вознаградить себя за это, станет тебя мучить, а потом просто скажет, что она терпеть тебя не может».

26. Кто из героев это говорит?

«Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кто любил; я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страданья, - и никогда не мог насытиться».

27. Кому, кто и когда написал письмо следующего содержания:

«Все устроено как можно лучше: тело привезено обезображенное, пуля из груди вынута. Все уверены, что причина его смерти – несчастный случай…»

Ответы к контрольной работе по лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

1-А (2 балла)

2-А (3 балла)

3-Б (2 балла)

4-А (3 балла)

5-В (3 балла)

6-А (2 балла)

7 1-Б 2-Д 3-А 4-В 5-Г (по 1 баллу)

8-В (3 балла)

9-Б (2 балла)

10 1-Г 2-Е 3-Ж 4-А 5-Б 6-В 7-Д (по 1 баллу)

11-Б (2 балла)

12-Г (3 балла)

13 1-В 2-А 3-Б (по 2 балла)

14-В (2 балла)

15-Б (3 балла)

infourok.ru

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова

Тест

«Творчество М.Ю.Лермонтова»

Тест «Творчество М.Ю.Лермонтова» Вариант № 1

Часть 1. Из предложенных вариантов ответа выберите правильный, запишите его.

А1. О каком произведении М.Ю.Лермонтова идет речь: «На фоне кавказских гор разворачивается трагедия метущегося духа, одинокого, непокорного, обреченного на вечность скитальца»

1) «Мцыри» 2) «Кавказский пленник» 3) «Демон» 4) «Герой нашего времени»

А2. Укажите фамилию русского критика 19 века, сказавшего о Лермонтове: «Этой жизни суждено было пролететь блестящим метеором, оставить после себя длинную струю света и благоухония и – исчезнуть во всей красе своей…»:

1) Белинский 2) Дружинин 3) Гончаров 4) Вяземский

А3. Укажите название литературного направления, возникшего в России в перой половине 19 века, к которому относят творчество Лермонтова.

1) классицизм 2) сентиментализм 3) романтизм 4) реализм

А4. С каким образом связан по смыслу образ кинжала в стихотворении «Поэт»?

1) поэта 2) поэзии 3) воина

Часть 2. Ответы к заданиям этой части запишите словом в именительном падеже или цифрами (по 2 балла за верно выполненное задание, 1 балл – за неточный ответ, ответ с орфографической ошибкой)

В1. Назовите имя персонажа романа «Герой нашего времени», у которого серебряное кольцо с чернью, на котором было выгравировано женское имя.

В2.С какой главы начинается роман «Герой нашего времени»?

В3. Укажите, как умирает главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

В4. О ком в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин утверждал: «Мы друг друга скоро поняли, сделавшись приятелями, потому что я к дружбе не способен …»

В5. Укажите героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», портрет которого приводится ниже: «И точно она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу».

В6. Да или нет? М.Лермонтов входил в тайное общество декабристов.

В7.Объясните значение слова: «Я ехал на перекладных».

В8. Назовите имеющиеся средства художественной выразительности: «Арагва , обнявшись с другой шумной речкой, …тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своею чешуею».

Тест «Творчество М.Ю.Лермонтова» Вариант № 2

Часть 1. Из предложенных вариантов ответа выберите правильный, запишите его.

А1. Назовите имя и отчество Печорина:

1) Максим Максимович;     2) Григорий Александрович;         3) Сергей Александрович.

А2. Тема художественного произведения – это:

1) предметы, характеры и ситуации, взятые автором из реальной действительности и преображенные в его художественном мире;

2) основные эпизоды литературного произведения в их художественной последовательности;

3) главная обобщающая мысль литературного произведения.

А3. Укажите особенность лермонтовской прозы, которая впервые в русской литературе была представлена в романе «Герой нашего времени»

1) самоанализ 2) психологизм 3) романтизм 4) драматизм

А4. Какое стихотворение Лермонтова, посвященное судьбе поэта, перекликается со стихотворением Пушкина и сюжетно как бы продолжает его?

  1. «Поэт» 2) «Узник» 3)»Пророк» 4) «Смерть поэта»

Часть 2. Ответы к заданиям этой части запишите словом в именительном падеже или цифрами (по 2 балла за верно выполненное задание, 1 балл – за неточный ответ, ответ с орфографической ошибкой)

В1. Как можно определить тему романа «Герой нашего времени»?

В2. О ком идёт речь: «… в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти. Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно»?

В3.В чем заключалась трагедия Печорина?

В4.В чем смысл «задумки» Печорина, как можно украсть Бэлу?

В5.Историей чего назвал автор свое произведение в «Предисловии» к «Журналу Печорина»?

В7. Укажите значение слова «пери», кого так называет Печорин?

В8.Назовите средство художественной выразительности: «осфорический блеск глаз», «ослепительный, но холодный взгляд».

.

Тест «Творчество М.Ю.Лермонтова» Вариант № 3

Часть 1. Из предложенных вариантов ответа выберите правильный, запишите его.

А1. . Михаил Юрьевич Лермонтов жил:

1). …в 1814-1841 гг; 2). …в 1824-1849 гг; 3). …в 1799-1837 гг.

А2. В каком стихотворении М.Ю. Лермонтова проявляется реальная символика, олицетворяющая свободу?

1) «Парус» 2) «Бородино» 3) «Поэт»

А3. О каком стихотворении М.Ю. Лермонтова А.И. Герцен сказал: «Душу поэта разбудил пистолетный выстрел, убивший Пушкина»?

1) «Поэт» 2) «Смерть поэта» 3) «Журналист, читатель и писатель»

А4. К какому идейно-эстетическому направлению в литературе относится роман «Герой нашего времени»?

1) Романтизм 2) Классицизм 3) Реализм 4) Сентиментализм

Часть 2. Ответы к заданиям этой части запишите словом в именительном падеже или цифрами (по 2 балла за верно выполненное задание, 1 балл – за неточный ответ, ответ с орфографической ошибкой)

В1.Какова основная черта характера Печорина?

В2. О ком идет речь: « Рожа у него была самая разбойная: маленький, сухой, широкоплечий. Ловок был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатах, а оружие в серебре …»

В3. Напишите последовательность глав романа «Герой нашего времени».

В4. Чья это фраза: «Женщины! Женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает…»?

В5. Укажите средство выразительности: «то был блеск, подобный блеску гладкой стали».

В6. Да или нет? Портрет Печорина представлен в главе «Княжна Мери».

В7. Назовите черту портрета Печорина, которую автор назвал «признаком породы».

В8. Объясните значение слова «разжалованный», какое место оно занимает в романе?

Тест «Творчество М.Ю.Лермонтова» Вариант № 4

Часть 1. Из предложенных вариантов ответа выберите правильный, запишите его.

А1. К с именем какого поэта связано знаменитое стихотворение Лермонтова, сделавшее его известным и неугодным власти?

1) Байрон 2) Пушкин 3) Рылеев 4) Державин

А2.К какой тематической группе относится стихотворение «Нищий»?

  1. любовная лирика 2) вольнолюбивая лирика 3) лирика о роли поэта 4) патриотическая лирика

А3. Назовите символический образ в стихотворении «Выхожу один я на дорогу», олицетворяющий силу жизни .

1) звезда 2) дорога 3) дуб 4) бог

А4. Укажите, как умирает главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1) кончает жизнь самоубийством 2) погибает на дуэли 3) погибает по дороге в Персию

4) погибает от руки пьяного казака

Часть 2. Ответы к заданиям этой части запишите словом в именительном падеже или цифрами (по 2 балла за верно выполненное задание, 1 балл – за неточный ответ, ответ с орфографической ошибкой)

В1. С кем сравнивает себя Печорин в последних строках романа?

В2. О ком идёт речь: « … был мал ростом, и худ, и слаб, как ребёнок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна»

В3. Сформулируйте, что такое психологический роман. Объясните, почему роман «Герой нашего времени» называют психологическим романом.

В4. Какое слово пропущено: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и ….его».

В5. Укажите средство выразительности: «…Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве…Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли…я был угрюм – другие дети веселы и болтливы…»

В6. Да или нет? Печорин стрелялся с Грушницким из-за княжны Мери.

В 7.Какая черта портрета Печорина может быть названа художественной деталью?

В8. Объясните, почему общество в Пятигорске Печорин назвал «водяным»?

Ответы. Тест «Литература 18 века»

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

А1

4

2

3

1

А2

2

4

3

3

А3

1

1

2

2

А4

2

3

3

2

В1

Фонвизин Д. И.

Екатерина II

Елизавета Петровна

Екатерина II

В2

В.К.Тредиаковский

Сумароков

Кантемир

Державин

В3

сатира

комедия

ода

трагедия

В4

Сумароков «Дмитрий Самозванец»

Ломоносов, «Ода на день восшествия…»

Фонвизин «Недоросль»

Ода Державина «Бог»

В5

аллегория

эпитет

метафора

метафора

В6

да

нет

нет

да

В7

теперь

сказал

глаза

Даже

В8

Фонвизин

Фонвизин

Державин

Ломоносов

infourok.ru

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова

1. Лермонтов родился в:

А. Петербурге Б. Москве В. Тарханах Г. Пятигорске

2. Выбрать признаки, характеризующие романтизм:

А. Гражданско-просветительский пафос, утверждение человеческого разума, критическое отношение к монархической деспотии, выступление против религиозной схоластики, в основу положен принцип «подражания природе»

Б. Культ избранной личности, восприятие литературы как самовыражения творца, изображение дисгармонии действительности. Трагичность и исповедальность повествования, лиричность. Герой – человек неистовых страстей, интеллектуально возвышающийся над толпой, вечно недовольный окружающей обстановкой, мечтательно устремленный в будущее, в мир идеалов

В. Изображение единичной, частной обыденной жизни преимущественно «средней» личности в ее внутренней сущности, в повседневности; культ чувства, трогательность, чувствительность, «жизнь сердца», искание идеального образа жизни «вне цивилизаций»; стремление к естественности в поведении человека, к таинственному и ужасному, идеализация средневековья

3.Выбрать определение художественного метода, характеризующего реализм

А. Гражданско-просветительский пафос, утверждение человеческого разума, критическое отношение к монархической деспотии, выступление против религиозной схоластики, в основу положен принцип «подражания природе»

Б. Культ избранной личности, восприятие литературы как самовыражения творца, изображение дисгармонии действительности. Трагичность и исповедальность повествования, лиричность. Герой – человек неистовых страстей, интеллектуально возвышающийся над толпой, вечно недовольный окружающей обстановкой, мечтательно устремленный в будущее, в мир идеалов

В. Выявление социальных законов, метод, требующий изображения диалектических взаимосвязей и характеров, и обстоятельств

4. Что такое лирика?

А. Род литературы, в котором художественный мир произведения отражает внутренние переживания лирического героя

Б. Эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемого

В. Не связанные с сюжетным повествованием размышления автора

Г. Род литературы, в произведениях которого формально до предела устраняется личность автора, а повествование идет о событиях, предполагаемых в прошлом

5.Соотнести определения с понятиями

А. Род литературы, в котором художественный мир произведения отражает внутренние переживания лирического героя

Б. Эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемого

В. Не связанные с сюжетным повествованием размышления автора, включенные в произведение

1) лирика 2) лирические отступления 3) лирическая оценка

6.Соотнести фрагменты из произведений и их названия

А. Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

Б. А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

В. Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

1) «Дума» 2) «Нищий» 3) «Смерть поэта»

7. Определить мотивы (темы) лирики Лермонтова по произведениям

А. «Письмо», «Монолог», «К*» 1) Тема поэта и поэзии

Б. «Кладбище», «Исповедь», «Земля и небо» 2) Любовная лирика

В. «Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт» 3) Мотив богоборчества

Г. «Жалобы турка» 4) Тема Родины

Д. «Парус», «Прощай, немытая Россия» 5) Тема природы

Е. «И скучно, и грустно», «Узник», «Утес» 6) Философская лирика

Ж. «Я к вам пишу», «Кавказ» 7) Вольнолюбивая лирика»

8. Определить мотивы (темы) лирики Лермонтова по произведениям

А. «Ангел», «Монолог», «К*» 1) Тема поэта и поэзии

Б. «Кладбище», «Исповедь», «Смерть» 2) Любовная лирика

В. «Журналист, читатель и писатель», «Пророк» 3) Мотив богоборчества

Г. «Желание», «Прощай, немытая Россия» 4) Тема Родины

Д. «Родина», «Бородино» 5) Тема природы

Е. «На Севере диком», «Сосед», «Пленный рыцарь» 6) Философская лирика

Ж. «Кавказ» 7) Вольнолюбивая лирика»

9. Укажите дополнительные элементы композиции литературного произведения

А. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка

Б. Экспозиция, пролог, эпилог, внесюжетные элементы: вставные эпизоды, лирические отступления, описания, философские отступления

10. Восстановить по порядку (1-5)композиционные части стихотворения «Смерть поэта», которые, последовательно возвышаясь, создают эмоциональный накал

А. Обращение к свету В. Раздумья об отношениях поэта со светским обществом

Б. Картина гибели поэта Г. Проклятия палачам свободы

Д. Дуэль

11. Выбрать мотив лирики, к которому можно отнести стихотворение, фрагмент из которого дан ниже

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит…

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

А. Свободолюбивая лирика Б. Тема поэта и поэзии В. Тема природы Г. Тема одиночества

12. Соотнести художественные приемы, средства выразительности и приведенные строки произведений

А. «В пространстве брошенных светил» 1) звукопись

Б. «Под ним Казбек, как грань алмаза» 2) метафора

В. «Один как прежде… и убит! Убит!» 3) антитеза

Г. «Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской» 4) сравнение

Д. «Чернея на черной скале» 5) подхваты

13. Укажите основные элементы композиции литературного произведения

А. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка

Б. Экспозиция, пролог, эпилог, внесюжетные элементы: вставные эпизоды, лирические отступления, описания, философские отступления

14. Соотнести литературные понятия с определениями

А. Круг жизненных явлений или событий, изображенных автором в произведении и образующих его основу

Б. Система событий, составляющая содержание действия литературного произведения

В. Главная мысль литературного произведения

1) идея 2) сюжет 3) тема

infourok.ru


Смотрите также