Контрольные работы по литературе 9 класс. Литература контрольная работа


Контрольная работа по литературе 10 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа №1 г.Михайловска

Годовая контрольная работа по литературе 10 класс

(по учебнику В.И.Сахарова, С.А.Зинина)

Составитель: Абрамова М.С

2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель деятельности учителя: определить границы знания и «незнания» у десятиклассников, уровень изученного материала.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знание биографического и историко-культурного контекста изученных произведений;

знание и понимание текста конкретных произведений; усвоение основ теории литературы и умение грамотно пользоваться литературоведческой терминологией; проверка навыков анализа и интерпретации произведений соответствующего жанра.

Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка; наличие контрольно-оценочной самостоятельности как основы учебной компетентности.

Личностные: положительное отношение к правильной, точной и богатой письменной речи как показателю общей культуры человека; стремление к речевому самосовершенствованию.

Работа рассчитана на 2 учебных часа, состоит из двух вариантов. Вопросы располагаются по степени нарастания сложности- от тестовых заданий, имеющих и не имеющих варианты ответов до задания повышенного уровня с развернутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Задания 1-13 оцениваются одним баллом.

Задания 14-21 оцениваются двумя баллами.

Задание 22 оценивается по критериям сочинения на ЕГЭ (с учетом ограничения времени берется только один аргумент для раскрытия проблемы).

К1- формулировка проблемы (1балл или 0 баллов)

К2- комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (2-1-0 баллов)

К3- отражение позиции автора исходного текста (1-0 баллов)

К4- аргументация собственного мнения (2 балла- за один аргумент из художественной литературы; 1 балл- один аргумент из жизненного опыта; 0 баллов- нет аргумента)

Композиция (2-1-0 баллов)

Таким образом, максимальное количество баллов за всю работу- 37 баллов. Исходя из набранных баллов подсчитывается процент выполнения работы и переводится в отметку по пятибальной шкале.

ВАРИАНТ 1   

Задание 1.Какой элемент композиции художественного произведения не является обязательным?

А) завязка В) эпилог

Б) кульминация Г) развязка

Задание 2. Укажите, к какому литературному направлению можно отнести творчество таких писателей, как Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов

А) реализм В) сентиментализм

Б) романтизм Г) классицизм

Задание 3.К какому литературному жанру относится произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

А) поэма В) роман в стихах

Б) роман Г) элегия

Задание 4.Назовите основной мотив в творчестве М.Ю.Лермонтова:

А) зависть В) одиночество

Б) свобода Г) усталость

Задание 5.Как называется цикл произведений, в который входит повесть Н.Гоголя «Шинель»?

А) «Вечера на хуторе близ Диканьки» В) «Петербургские повести»

Б) «Миргород» Г) «Арабески»

Задание 6. Кульминацией «Грозы» можно считать эпизод:

А) расставание Катерины с Тихоном В) встреча с Борисом

Б) признание Катерины перед жителями города в неверности Г) прощание с Борисом

Задание 7. Что мешает Обломову быть деятельным человеком?

А) бедность В) отсутствие цели

Б) болезнь Г) воспитание и закономерности жизни

 Задание 8.Основная тема цикла «Записки охотника»:

А) русская природа В) взаимоотношения в крестьянской среде

Б) взаимоотношения крестьян и помещиков Г) тема крестьянского быта

Задание 9. Основой конфликта романа «Отцы и дети» является:

а) ссора между Базаровым и П.П.Кирсановым

б) борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов

в) борьба между либеральными монархистами и народом

Задание 10.В творчестве какого русского писателя чаще всего встречается сказовая манера повествования?

А) И.С.Тургенев В) Н.С.Лесков

Б) Л.Н.Толстой Г) А.П.Чехов

Задание 11.Укажите жанр произведения Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

А) драма В) роман-эпопея

Б) повесть Г) поэма-эпопея

Задание 12.Что хочет доказать Раскольников убийством старухи-процентщицы?

А) что он тоже имеет право на обогащение В) что в России вообще нет законности;

Б) что он принадлежит к разряду «право имеющих» Г) что старуха- бесполезное, никому не нужное

и даже вредное существо

Задание 13. Сколько времени длится действие романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (в целом)?

А) 10 лет В) 7 лет

Б) 25 лет Г) 15 лет

Задание 14. Как называется высшая точка в развитии сюжета литературного произведения?

Задание 15. К какому роду литературы следует отнести жанры романа, повести и рассказа?

Задание 16. Кто из русских поэтов вслед за В.А.Жуковским повторил выражение «гений чистой красоты»?

____________________________________________________________________________________________________________

Задание 17. К какому прозаическому произведению М.Ю.Лермонтова подошли бы в качестве эпиграфа следующие строки?

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее- иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья

В бездействии состарится оно.

Задание 18. Как называлась пьеса, принесшая А.Н.Островскому известность?

Задание 19. Почему Порфирий Петрович в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» не арестовывает Раскольникова, хотя уверен, что именно он является убийцей старухи?

Задание 20. В ком Толстой видит решающую силу истории?

Задание 21. Укажите, какой троп использовал А.Фет в данном отрывке:…Лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой…

Задание 22. Какие проблемы поднимают в своих произведениях писатели и поэты XIX века? (Выберите одно произведение одного автора). Напишите сочинение (объем не менее 100 слов) по одной проблеме одного произведения. Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения. Продумайте композицию сочинения.

ВАРИАНТ 2

Задание 1. Укажите верное определение понятия «конфликт» в литературном произведении:

А) Определенная организация, построение и расположение частей, образов, эпизодов художественного произведения;

Б) Столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия;

В) Предмет художественного изображения;

Г) Эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому.

Задание 2. Укажите, к какому литературному направлению можно отнести творчество таких писателей, как И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, Ф.Достоевский?

А) реализм В) сентиментализм

Б) романтизм Г) классицизм

Задание 3. Укажите, к какому типу литературных героев можно отнести Евгения Онегина.

А) «маленький человек» В) «униженные и оскорблённые»

Б) резонер Г) «лишний человек»

Задание 4. Укажите, какое произведение сделало имя М.Ю.Лермонтова знаменитым:

А) «Парус» В) «Маскарад»

Б) «Герой нашего времени» Г) «Смерть поэта»

Задание5. К какому жанру относится произведение Н.В.Гоголя «Мертвые души»:

А) поэма В) рассказ

Б) роман Г) повесть

Задание 6. Катерина Кабанова (героиня драмы А.Островского «Гроза») признается при людях Тихону в своем грехе. Что заставило ее так поступить?

А) чувство стыда В) муки совести и желание признанием искупить свою вину перед Богом

Б) страх перед свекровью Г) желание уехать с Борисом

Задание 7. Какая тема является преобладающей в творчестве Н.Некрасова?

А) тема города В) тема любви

Б) тема одиночества Г) тема гражданственности

Задание 8. Укажите, в творчестве какого русского писателя появляется герой-праведник:

А) Л.Н.Толстой В) Н.А.Некрасов

Б) Н.С.Лесков Г) Ф.М.Достоевский

Задание 9. К Какому типу литературных героев можно отнести И.И.Обломова?

А) тип «маленького человека» В) тип «лишнего человека»

Б) герой-резонер Г) герой-любовник

Задание 10. Какой момент в биографии Евгения Базарова стал переломным в осознании им своей личности:

А) Любовь к Одинцовой.   Б) Разрыв с Аркадием.    В) Спор с П. П. Кирсановым.    Г) Посещение родителей.

Задание 11. Укажите, какая сказка не была написана М.Е.Салтыковым-Щедриным:

А) «Три медведя» В) «Коняга»

Б) «Медведь на воеводстве» Г) «Орел-меценат»

Задание 12. Какое определение романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» наиболее соответствует его характеру:

А) криминальный роман В) авантюрный роман

Б) социально-психологический, философский Г) любовный роман

Задание 13. Какое событие является кульминационным центром «Войны и мира»?

А) Первый бал Наташи Ростовой  В) Тильзитский мир

Б) Отечественная война 1812 год  Г) Совет в Филях военные события 1805 года

Задание 14. К какому роду литературы следует отнести жанры комедии, водевиля, трагедии?

___________________________________________________________________________________________________________

Задание 15. Как называется событие, с которого начинается действие и благодаря которому возникают последующие события в развитии сюжета художественного произведения?

____________________________________________________________________________________________________________

Задание16. А.С.Пушкин писал:

Мы почитаем всех нулями, А единицами — себя. Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно... 

Какие авторы используют образ Наполеона в своих произведениях? Назовите несколько произведений.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 17. Укажите, из какого произведения М.Ю.Лермонтова взяты строчки: «Да, были люди в наше время, не то что нынешнее племя, богатыри- не вы…»

Задание 18. Укажите, какой художественный прием использует А.Фет в выделенных словосочетаниях:

Снова птицы летят издалека

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

_________________________________________________________________________________________________________

Задание 19. Чем завершаются скитания Ивана Флягина из повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»

________________________________________________________________________________________________________

Задание 20. Символика цвета играет большую роль в романе «Преступление и наказание». Какой цвет преобладает в описании Петербурга у Ф.М.Достоевского?

______________________________________________________________________________________________________________

Задание 21. Кому из героев романа Л.Н.Толстого принадлежат следующие слова:

Надо жить, надо любить, надо верить.

____________________________________________________________________________________________________________

Задание 22. Какие проблемы поднимают в своих произведениях писатели и поэты XIX века? (Выберите одно произведение одного автора).

Напишите сочинение (объем не менее 100 слов) по одной проблеме одного произведения. Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения. Продумайте композицию сочинения.

КЛЮЧИ.

Вариант1.

10В

11Г

12Б

13Г

14 кульминация

15 эпос

16 А.С.Пушкин

17 Герой нашего времени

18 Свои люди- сочтемся.

19. Он верит, что Раскольников может сам сознаться в своем преступлении, тем самым искупив вину и

очистив душу.

20. В народе

21. олицетворение

Вариант 2.

10А

11А

12Б

13б

14 драма

15 завязка

16 Война и мир

17 Бородино

18 эпитет

19 Идет в монастырь, но мечтает еще послужить Отечеству на войне.

20 желтый

21 Пьер

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1) Балашова Е.К., Костин А.М. Литература: Подготовка к государственному централизованному тестированию.- Саратов: Лицей, 2003г.

2) Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. 11 изд.- М.: Айрис-пресс, 2012г.

3) Смирнова В.Т., Коваленко Е.А. Литература. Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ.- 2 изд.-М.: Айрис-пресс, 2005г.

infourok.ru

Контрольная работа по Литературе "Литература I половины XIX века" 10 класс

10 класс

Контрольная работа

Литература I половины XIX века

Автор-составитель:

Шатунова Людмила Григорьевна

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №9»

г.Саратов

Литература 10 класс

Русская литература первой половины ХIХ века.

А.С.Пушкин Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный», «Подражание Корану (IX. «И путник усталый на Бога роптал…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье»), «…Вновь я посетил…», а также три стихотворения по выбору.

Поэма «Медный всадник».

Наизусть: 3 – 4 стихотворения.

М.Ю.Лермонтов «Молитва», «Как часто пёстрою толпою окружён…», «Отчего», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу…», а также три стихотворения по выбору.

Наизусть: 2 – 3 стихотворения.

Н.В.Гоголь «Петербургские повести» («Невский проспект», «Нос», «Портрет» и др.) – одна по выбору.

Анализ поэтического текста: стихотворение

А.С.Пушкина или М.Ю.Лермонтова

(восприятие, истолкование, оценка).

Рекомендуемая литература

  1. Русская литература XIX века.10 кл. Учебн. для общеобразоват. учрежден. В 2 ч. Ч.1/ В.И.Коровин и др. /под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2006

  2. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 кл.: Практикум. – М.: Просвещение,2006

  3. Архангельская А.Н. Стихотворная повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». – М., 1990

  4. Беленький Б.И. Приобщение к искусству слова. – М., 1990

  5. Лотман Ю.В. В школе поэтического слова. – М., 1988

  6. Турбин В.Н. Пушкин, Гоголь, Лермонтов. – М., 1979

Дифференцированные вопросы и задания *

к зачёту

I

  1. Россия в начале XIX века (исторические события, общественная мысль, культура). Роль литературы в духовной жизни русского общества. Понятие об историко-литературном процессе.

  2. Романтизм в русской литературе начала XIX века (возникновение и развитие). Особенности романтизма как литературного направления.

  3. Зарождение реализма и профессиональной русской критической мысли.

  4. «Золотой век» русской поэзии (первая треть столетия). Поиски и достижения.

  5. Пушкинский и гоголевский периоды в развитии русской литературы (сравнительная характеристика).

II

  1. Какие литературные направления оказали влияние на творчество А.С.Пушкина? В каких произведениях это нашло отражение?

  2. Основные этапы творчества Пушкина, тематическое и жанровое многообразие его лирики.

  3. Тема Петра I и его эпохи в творчестве А.С.Пушкина. Своеобразие раскрытия этой темы в поэме «Медный всадник».

  4. Основные этапы творчества Лермонтова. Можно ли говорить об эволюции творчества поэта? Каково её направление?

  5. Темы и ведущие мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Какие черты русской жизни 30 –40-х годов отразились в его лирических стихотворениях?

  6. Образ Петербурга в творчестве Н.В.Гоголя.

  7. Дайте определение типу «маленький человек». Кто из героев «Петербургских повестей» Н.В.Гоголя является олицетворением этого типа?

III

  1. Что является для А.С.Пушкина гражданским, нравственным и философским идеалом (на примере 2 –3 стихотворений)?

  2. Какова оценка личности и деятельности Петра I в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» ( на примерах из текста поэмы)?

  3. Лейтмотив лирики Лермонтова. В чём выразилось влияние романтизма на творчество поэта (на примере 2 –3 стихотворений)?

  4. Обусловлен ли характер лирики Лермонтова особенностями времени (на примере 2 –3 стихотворений)?

  5. Как реализуется сочетание лиризма, юмора и сатиры в «Петербургских повестях» Гоголя (на примере одной повести)?

* Вопросы предназначены для собеседования (по 1-2 вопроса из каждого раздела по выбору).

Контрольная работа к зачёту

Литература первой половины ХIХ века

Вариант 1

Задание

Часть 1

Эталон

А 1

Укажите, эпоху, которой принадлежит творчество А.С.Пушкина.

1) вторая половина ХVIII века

2) первая половина ХIХ века

3) вторая половина ХIХ века

4) конец ХIХ – начало ХХ века

А 2

Какой этап творческого пути А.С.Пушкина соотнесён с периодом 1820 –1824 гг.?

      1. лицейский

      2. южная ссылка

      3. ссылка в Михайловское

      4. Болдино

А 3

В каком варианте ответа указаны стихотворения, принадлежащие А.С. Пушкину?

А) «Анчар» В) « Вновь я посетил…»

Б) «Мадонна» Г) «Выхожу один я на дорогу…»

1) А, Б 2) Б, В 3) А, Б, В 4) А, В, Г

А 4

В каком стихотворении Пушкина символически выражена мысль об особой судьбе поэта?

1) «Арион» 3) «Элегия»

2) «Вольность» 4) «Погасло дневное светило»

А 5

Укажите название поэмы Пушкина, в которой дана оценка личности и деятельности Петра I

1) «Пророк»

2) «Медный всадник»

3) «Свободы сеятель пустынный»

4) «Бахчисарайский фонтан»

А 6

Какой творческий метод позволил Пушкину изображать жизненные явления посредством типизации фактов действительности?

1) классицизм

2) сентиментализм

3) романтизм

4) реализм

Прочитайте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В1 - В6; С1.

1 Безумных лет угасшее веселье

2 Мне тяжело, как смутное похмелье.

3 Но, как вино – печаль минувших дней

4 В моей душе чем старе, тем сильней.

5 Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

6 Грядущего волнуемое море.

7 Но не хочу, о други, умирать;

8 Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

9 И ведаю, мне будут наслажденья

10 Меж горестей, забот и треволненья:

11 Порой опять гармонией упьюсь,

12 Над вымыслом слезами обольюсь,

13 И может быть – на мой закат печальный

14 Блеснёт любовь улыбкою прощальной.

А.С.Пушкин

В 1

Какой художественный приём, основанный на сопоставлении, использован в 1 – 4 строках стихотворения?

В 2

Как называются художественные образные определения «угасшее» (веселье), «печальный» (закат), «прощальной» (улыбкою) и др., несущие экспрессивно-эмоциональную нагрузку в стихотворении А.С.Пушкина?

В 3

Какие строки раскрывают содержание, которое вкладывает поэт в понятие «наслажденья». Запишите номера этих строк.

В 4

Укажите термин, которым в литературоведении называют художественный приём противопоставления, в данном стихотворении выявляющего конфликт в душе лирического героя («веселье» – «печаль», «умирать» – «жить»).

В 5

Какое чувство, упоминаемое в конце стихотворения, озаряло жизнь Пушкина, было той путеводной звездой, которая вела поэта на протяжении всего творческого пути?

В 6

Выпишите из данного стихотворения строку, которая как нельзя лучше выражает суть всего пушкинского творчества.

С 1

Дайте связный ответ на вопрос в объёме 5-8 предложений, опираясь на конкретный литературный материал.

  1. Что лежит в основе стихотворения А.С.Пушкина: банальные сетования на жизнь или философские размышления (о чём)?

2. Назовите сходные темы и мотивы в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Часть 2

А 7

Укажите место рождения и годы жизни Н.В.Гоголя.

1) Москва . 1809 – 1841

2) Миргородский уезд Полтавской губернии. 1809 – 1852

3) Киев. 1815 – 1860

4) Петербург. 1820 – 1862

А 8

Н.В.Гоголь вошёл в русскую литературу как писатель -

1) романтик

2) реалист

3) классицист

4) модернист

А 9

Укажите название литературного направления, связанного с критическим отношением к изображаемой действительности, основоположниками которого считаются Н.В.Гоголь и В.Г.Белинский.

1) «новая школа»

2) «школа сатиры»

3) «натуральная школа»

4) «реалистическая школа»

А 10

Герой какой повести Н.В.Гоголя пополнил галерею «маленьких людей» в русской литературе?

1) «Шинель»

2) « Миргород»

3) «Тарас Бульба»

4) «Ночь перед Рождеством»

А 11

Главная мысль, которую хочет донести до читателя Гоголь: «маленький человек»

1) достоин уважения

2) достоин презрения

3) сам виноват в своей «малости»

4) является продуктом бесчеловечного государства

А 12

В каком варианте ответа указаны произведения, в которых предмет художественного изображения – Петербург?

А) «Портрет»

Б) «Страшная месть»

В) «Нос»

Г) «Записки сумасшедшего»

1) А, Б, В 2) А, В, Г 3) Б, В, Г 4) А, Б ,Г

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В7 – В12; С2.

О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртуке, очень богат? – Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка. Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед строящеюся церковью, судят об архитектуре её? Совсем нет, они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой…

Вы думает, что эти дамы… но дамам меньше всего верьте. Менее заглядывайте в окна магазинов: безделушки, в них выставленные, прекрасны, но пахнут страшным количеством ассигнаций. Но боже вас сохрани заглядывать дамам под шляпки! Как ни развевайся вдали плащ красавицы, я ни за что не пойду за нею любопытствовать. Далее, ради бога далее от фонаря! и скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастие ещё, если отделаетесь тем, что он зальёт щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом. Но и кроме фонаря, всё дышит обманом. Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект…

Н.В.Гоголь

В 7

Как называется повесть, из которой взят отрывок?

В 8

Напишите название цикла произведений, в который входит данная повесть.

В 9

Сколько произведений входит в названный цикл?

В 10

Какое лексическое средство использовано в предложении 3 данного фрагмента («Всё обман…».)?

В 11

Какое средство художественной выразительности использует автор, говоря о господине, гуляющем «в отлично сшитом сюртуке» («он весь состоит из своего сюртучка»)?

В 12

Какое изобразительно-выразительное средство использовано в последнем предложении текста?

С 2

Дайте развёрнутый ответ в объёме 5-8 предложений на один из предложенных вопросов.

  1. В каких произведениях русской литературы ХIХ века (или других произведениях Н.В.Гоголя) выражено аналогичное отношение к Петербургу?

  1. Как реализуется сочетание лиризма, юмора и сатиры в творчестве Н.В.Гоголя (на примере одной из «петербургских повестей»)?

Литература 10 класс

Литература первой половины ХIХ века

Вариант 2

Задание

Часть 1

Эталон

А 1

Творчество М.Ю.Лермонтова принадлежит эпохе

1) вторая половина ХVIII века

2) первая половина ХIХ века

3) вторая половина ХIХ века

4) конец ХIХ – начало ХХ века

А 2

Какое литературное направление оказало влияние на поэтическое творчество М.Ю. Лермонтова?

1) романтизм

2) реализм

3) сентиментализм

4) модернизм

А 3

В каком из названных стихотворений Лермонтова звучит тема изгнанничества?

1) «Дума»

2) «Тучи»

3) «Пророк»

4) «И скучно и грустно…»

А 4

Укажите адресата любовной лирики М.Ю.Лермонтова.

1) А. Керн 3) Е.Сушкова

2) Е.Денисьева 4) А.Панаева

А 5

Определите лейтмотив лирики Лермонтова

1) поэт и поэзия

2) пейзажная лирика

3) тема любви

4) мотив разочарования, одиночества

А 6

Укажите вид книжной лирики, стихотворение, проникнутое настроением задумчивости, мечтательности, грусти, скорби.

1) дума

2) ода

3) элегия

4) идиллия

Прочитайте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В1 – В5; С1.

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Тёмный дуб склонялся и шумел.

М.Ю. Лермонтов

В 1

Какой приём использует М.Ю.Лермонтов, размышляя об одиночестве человека и гармонии мира и природы?

В 2

Выпишите слово-образ, которое повторяется дважды в 1 строфе и выражает жизненные искания лирического героя.

В 3

Назовите стилистический приём, которым воспользовался автор в последней строфе стихотворения («всю ночь, весь день, вечно»)?

В 4

Какое синтаксическое средство выразительности неоднократно использовано во второй строфе стихотворения для отражения внутреннего конфликта лирического героя?

В 5

Назовите литературное направление, с которым в литературу пришло понятие «лирический герой».

С 1*

Дайте развёрнутый ответ (в объёме 5-10 предложений) на один из предложенных вопросов, опираясь на конкретный литературный материал.

  1. Какими чувствами проникнуто данное стихотворение?

  2. Какие нравственные убеждения поэтов ХIХ века сохранили ценность до нашего времени?

Часть 2

А 7

Кто из поэтов-романтиков оказал наибольшее влияние на творчество А.С.Пушкина? Выберите правильный вариант ответа.

А) К.Н.Батюшков

Б) В.А.Жуковский

В) К.Ф.Рылеев

Г) П.Шелли

  1. А, Б 2) А, В 3) Б, В 4) В, Г

А 8

А.С.Пушкин неоднократно обращался к образу царя-реформатора. Укажите название произведения (1829г.), в котором Пётр изображён как романтический герой, исключительная историческая личность?

1) «Пророк»

2) «Полтава»

3) «Вновь я посетил»

4) «Свободы сеятель пустынный»

А 9

Определите жанр поэмы «Медный всадник»» А.С.Пушкина.

1) романтическая поэма

2) философская поэма

3) социально-бытовая поэма

4) историческая повесть в стихах

А 10

Каким изображается Петербург в «Медном всаднике»?

1) Петербург – парадный город

2) Петербург – центр науки и культуры

3) Петербург – город «униженных и оскорблённых»

4) Петербург – фон разворачивающихся событий

А 11

Какую оценку даёт автор Петру в поэме «Медный всадник»?

1) великая личность

2) деспот, тиран

3) любимец простого народа

4) двойственная оценка: Пётр – Наполеон и Робеспьер

одновременно

А 12

Чем завершается поэма «Медный всадник» А.С.Пушкина?

    1. свадьбой героя

    2. отъездом Евгения

    3. смертью героя

    4. гибелью памятника в результате наводнения

Прочитаёте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В6 – В12; С2.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц и светла

Адмиралтейская игла,

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса. А.С.Пушкин

В 6

Какая часть поэмы А. С.Пушкина «Медный всадник» содержит приведённый отрывок? Ответ запишите цифрой.

В 7

К какому литературному роду относится жанр поэмы?

В 8

Как называется стилистический приём, использованный в словосочетании «Петра творенье»?

В 9

Выпишите из предложенного текста 2-3 примера олицетворения.

В 10

Какая стилистическая фигура речи использована в строках 1-2, 5-6 данного отрывка?

В 11

Как называется образное определение, используемое в словосочетаниях («прозрачный сумрак», «блеск безлунный, «золотые небеса»)?

В 12

Как называется торжественный, возвышенный стиль, который используется поэтом в приведённом отрывке из поэмы?

С 2

Дайте связный ответ в объёме 5-10 предложений на один из предложенных вопросов, опираясь на конкретный литературный материал.

  1. Что символизирует Медный всадник в поэме А.С.Пушкина?

  2. Каково отношение автора к Петру первому в поэме «Медный всадник»? Сравните с трактовкой образа Петра в других произведениях А.С.Пушкина.

ОТВЕТЫ

Литература I половины ХIХ века

Вариант 1

А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А 9

А 10

А 11

А 12

1

+

+

2

+

+

+

+

+

+

3

+

+

4

+

+

В 1

сравнение

В 2

эпитеты

В 3

11, 12, 13, 14

В 4

антитеза

В 5

любовь

В 6

«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…»

В 7

«Невский проспект»

В 8

«Петербургские повести»

В 9

5

В 10

повтор

В 11

гипербола

В 12

олицетворение

Дата сдачи работы «____»________________200__ г.

Баллов А ___ В ___ С ___ Итого ___

Оценка* ____ / ______________ /

Проверил ____________

* «3» – 11- 17

«4» – 18- 27

«5» – 28- 30

За каждое из заданий типа С (C1,C2) выставляется по 3 балла

Вариант 2

А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А 9

А 10

А 11

А 12

1

+

+

+

2

+

+

+

+

3

+

+

+

4

+

+

В 1

противопоставление

В 2

путь-дорога

В 3

градация

В 4

риторический вопрос

В 5

романтизм

В 6

вступление

В 7

лиро-эпический

В 8

метонимия

В 9

«задумчивых ночей», «спящие громады», «заря спешит»

В 10

анафора

В 11

эпитет

В 12

одический

Дата сдачи работы «____»________________200__ г.

Баллов А ___ В ___ С ___ Итого ___

Оценка* ____ / ______________ /

Проверил _______________

* «3» – 11- 17

«4» – 18- 27

«5» – 28- 30

За каждое из заданий типа С (С1, С2) выставляется по 3 балла

doc4web.ru

Контрольные работы по литературе 9 класс

Тест по творчеству М.Ю.Лермонтова

Вариант 1

1. М.Ю.Лермонтов родился:

а) в Тарханах б) в Петербурге в) в Пятигорске г) в Москве.

2. Какое произведение сделало имя М.Ю.Лермонтова знаменитым?

а) «Парус» б) «Герой нашего времени» в) «Маскарад» г) «Смерть Поэта».

3. Укажите основной мотив в творчестве М.Ю.Лермонтова.

а) зависть б) свобода в) одиночество г) усталость.

4. Печорина звали:

а) Александр Андреевич б) Григорий Александрович

в) Максим Максимыч г) Евгений Александрович

5. Кто рассказывает историю Бэлы?

а) Грушницкий б) автор в) Максим Максимыч г) Вернер.

6. Кто из героинь напевал эту песню?

Как по вольной волюшке –

По зелёну морю

Ходят всё кораблики

Белопарусники.

а) Бэла б) Вера в) девушка из повести «Тамань» г) княжна Мери.

7. Где происходит действие повести «Княжна Мери»?

а) в Тамани б) в Пятигорске в) во Владикавказе г) в крепости у Каменного Брода.

8. Как сложилась судьба Бэлы?

а) она умерла б) она осталась с Печориным

в) она вернулась к своим родным г) её увез Казбич.

9. Какая из частей «Героя нашего времени» является центральной?

а) «Бэла» б) «Фаталист» в) «Тамань» г) «Княжна Мери» д) «Максим Максимыч».

10. Тема «маленького человека» раскрывается в образе:

а) Вулича б) Максима Максимыча в) доктора Вернера г) Грушницкого.

11. Определите героя по его портретной характеристике.

1). «…На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с кавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду…».

2). «…Рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий… А уж ловок –то, ловок-то был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре…».

3). «…В транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти…Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно…».

4). «…Одна нога у него была короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей…».

а) доктор Вернер

б) Казбич

в) Максим Максимыч

г) Печорин.

12. Сколько повестей входит в произведение «Герой нашего времени»?

а) 4 б) 5 в) 6 г) 7.

13. Куда отправляется Печорин после встречи с Максим Максимычем?

а) в Петербург б) в Кисловодск в) в Персию г) в Тамань.

Тест по творчеству М.Ю.Лермонтова

Вариант 2

1. Укажите годы жизни М.Ю.Лермонтова:

а) 1799-1837 б) 1814-1841 в) 1795-1829 г) 1801-1845.

2. Какую дату можно считать рубежом в творчестве М.Ю.Лермонтова?

а) 1825 г. б) 1829 г. в) 1837 г. г) 1840 г.

3. За что М.Ю.Лермонтов в 1837 г. был сослан на Кавказ?

а) за последние 16 строк стихотворения «Смерть Поэта»

б) за непочтительные отзывы о членах царской фамилии

в) за участие в дуэли

г) за революционную деятельность.

4. Укажите жанр произведения «Герой нашего времени».

а) трагедия б) поэма в) роман г) повесть.

5. Как звали брата Бэлы?

а) Азамат б) Казбич в) Янко г) Карагез.

6. Кому из героев принадлежат слова:

Уж я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!

а) Печорину б) Вернеру в) Грушницкому г) Максиму Максимычу.

7. Кто был влюблён в княжну Мери?

а) Казбич б) Азамат в) Грушницкий г) Вернер.

8. «Герой нашего времени», по определению автора, является:

а) историей любви б) историей души человеческой

в) историей целого народа г) историей жизни.

9. Григорий Печорин – это:

а) автобиографический образ

б) герой-резонер

в) герой, к которому автор относится критически

г) герой, прямо противоположный самому автору.

10. Укажите проблему, которой нет в «Герое нашего времени».

а) проблема положительного героя

б) проблема любви и дружбы

в) проблема современного поколения

г) проблема отцов и детей.

11. В каком звании был Максим Максимыч к моменту повествования?

А) подпоручик б) штабс-капитан в) ротмистр г) полковник.

12. Какой эпизод является кульминацией в произведении «Герой нашего времени»?

а) дуэль Печорина с Грушницким

б) похищение Бэлы

в) встреча с контрабандистами

г) разрыв с княжной Мери.

13. В каких частях «Героя нашего времени» появляется Максим Максимыч?

а) «Бэла», «Максим Максимыч», «Княжна Мери».

б) «Максим Максимыч», «Княжна Мери», «Фаталист».

в) «Максим Максимыч», «Тамань», «Бэла»

в) «Бэла», «Максим Максимыч», «Фаталист».

Ответы к тесту:

1 вариант 2 вариант

1 - г 1 - б

2 – г 2 –в

3 – в 3 - а

4 – б 4 – в

5 – в 5 – а

6 – в 6 – г

7 – б 7 – в

8 – а 8 – б

9 – г 9 – а

10 – б 10 - г

11 – 1-в, 2-б, 3-г, 4-а. 11 - б

12 – б 12 – а

13 – в 13 – в

Контрольная работа по литературе 1 половины 19 века 9 класс

1. Укажите, к какому литературному направлению относится творчество А.С.Грибоедова.

а) классицизм б) сентиментализм в) реализм г) романтизм.

2. Определите, какой конфликт является основным, ведущим, сюжетообразующим в комедии А.С.Грибоедова.

а) любовный конфликт

б) конфликт поколений

в) конфликт между представителями «века нынешнего» и «века минувшего»

г) психологический, происходящий в душе главного героя.

3. Сколько времени длится действие комедии «Горе от ума»?

а) 3 дня б) 1 неделя в) 1 сутки г) 1 год.

4. Сколько времени отсутствовал в Москве Чацкий?

а) 1 год б) 3 года в) полгода г) 5 лет.

5. Кто из героев комедии сказал о Скалозубе: «И золотой мешок, и метит в генералы»?

а) Софья б) Фамусов в) Лиза г) Чацкий.

6. Кто пустил слух о сумасшествии Чацкого?

а) Софья б) Фамусов в) Хлестова г) Лиза.

7. В каком городе родился А.С.Пушкин?

а) в Петербурге б) в Москве в) в Киеве г) в Туле.

8. Сколько было написано повестей, известных как «Повести Белкина»?

а) 6 б) 7 в) 5 г) 4.

9.К какому литературному направлению следует отнести роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»?

а) классицизм б) сентиментализм в) реализм г) романтизм.

10. Чей это портрет?

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила;

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные…

а) Ольга Ларина б) Татьяна Ларина в) княжна Алина г) Дуняша.

11. В ком из героев романа «Евгений Онегин» воплощен авторский идеал?

а) Евгений Онегин б) Владимир Ленский

в) Татьяна Ларина г) обобщенный образ молодого поколения.

12. Назовите основной конфликт в поэме «Медный всадник»?

а) между человеком и стихией б) между личностью и государством

в) семейный конфликт г) между разумом и чувством.

13. Назовите основной мотив в творчестве М.Ю.Лермонтова.

а) зависть б) свобода в) одиночество г) усталость.

14. Кто является героем своего времени в романе М.Ю.Лермонтова?

а) Грушницкий б) Максим Максимыч в) Вернер г) Печорин.

15. Печорина звали:

а) Максим Максимыч б) Григорий Александрович

в) Александр Григорьевич г) Евгений Александрович.

16. Тема «маленького человека» раскрывается в романе в образе:

а) Вулича б) Грушницкого в) Максима Максимыча г) доктора Вернера.

17. Сколько повестей вошло в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки»?

а) 4 б) 5 в) 8 г) 10.

18. Определите жанр произведения «Мертвые души».

а) роман б) повесть в) роман – эпопея г) поэма.

19. В произведении «Мертвые души» главная тема –

а) жизнь помещиков б) жизнь чиновников

в) жизнь крестьянства г) жизнь всех слоёв России.

20. Для чего Чичиков скупал «мертвых душ»?

а) чтобы считаться богатым помещиком

б) чтобы выгодно жениться, назвавшись владельцем тысяч деш

в) чтобы заложить их в опекунский совет в качестве живых

г) чтобы выиграть пари.

21. История жизни какого помещика рассказана в «Мертвых душах»?

а) Манилова б) Собакевича в) Коробочки г) Плюшкина.

22. Укажите, к каким помещикам заезжал Чичиков (в той последовательности, что и в произведении):

а) Коробочка, Манилов, Собакевич, Плюшкин, Ноздрев.

б) Манилов, Собакевич, Плюшкин, Ноздрев, Коробочка.

в) Коробочка, Манилов, Собакевич, Ноздрев, Плюшкин.

г) Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин.

Ответы:

1 – в

2 – а

3 – в

4 – б

5 – в

6 – а

7 – б

8 – в

9 – в

10 – а

11 – в

12 – б

13 – в

14 – г

15 – б

16 – в

17 – в

18 – г

19 – г

20 – в

21 – г

22 - г

Тест по литературе второй половины XIX века

  1. Постройте цепочку «лишних людей»:

  1. Онегин, Печорин, Чацкий.

  2. Чацкий, Печорин, Онегин.

  3. Чацкий, Онегин, Печорин

  1. Соотнесите названия произведений и их авторов:

  1. «Умом Россию не понять» 1) М.Ю. Лермонтов

  2. «Нет, я не Байрон» 2) А.А. Фет

  3. «На заре ты её не буди» 3) Ф.И. Тютчев

  1. Соотнесите авторов и жанр произведения:

  1. Поэма 1) И.С. Тургенев «Ася»

  2. Роман 2) А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

  3. Рассказ 3) Н.В. Гоголь «Мертвые души»

  4. Роман в стихах 4) М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

  5. Повесть 5) Л.Н. Толстой «Юность»

  6. Автобиографическая повесть 6) А.П. Чехов «Человек в футляре»

  1. В лирике какого поэта особое место занимает образ русской женщины:

  1. Н.А. Некрасова

  2. Ф.И. Тютчева

  3. А.А. Фета

  1. Как звали героиню произведения И.С. Тургенева «Первая любовь»

  2. Какое произведения является «лишним» для «маленькой трилогии» А.П. Чехова?

  1. «Крыжовник»

  2. «О любви»

  3. «Ионыч»

  4. «Человек в футляре»

  1. Перечислите в хронологическом порядке все литературные направления, изученные в 9 классе.

  2. Дайте характеристику одному из них.

Контрольная работа за год. Тест (по литературе 9 класс)

Вариант 1

1.Соотнесите автора и произведение:

1) А.С. Пушкин 1) «Как жаль»

2) М.Ю. Лермонтов 2) «Жизнь Арсеньева»

3) А.П. Чехов 3) «Василий Тёркин»

4) И.А. Бунин 4) «Человек в футляре»

5) А.Т. Твардовский 5) «Евгений Онегин»

6) А.И. Солженицын 6) «Герой нашего времени»

2. Перечислите литературные направления в порядке их возникновения.

3. Соотнесите направления и произведения:

Классицизм -

Сентиментализм –

( А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Н.В. Гоголь «Мертвые души», Д.И. Фонвизин «Недоросль», Н. М. Карамзин «Бедная Лиза», А.С. Грибоедов «Горе от ума», В.А. Жуковский «Светлана».

4.В каком литературном направлении в качестве идеала изображалась мирная идиллическая жизнь на лоне природы:

1) Классицизм

2) Сентиментализм

3) Романтизм

4) Реализм

5.Какой принцип является «лишним» для классицизма:

единство действия, 2) единство времени,

3) единство места 4) единство языка

6. Кто из писателей известен как выдающийся актёр, режиссёр, сценарист

1) А.И. Солженицын

2) В.Г.Распутин

3) В.М. Шукшин

4) В.П. Астафьев

7. Перечислите Нобелевских лауреатов по литературе, творчество которых вы изучили в 9 классе

Контрольная работа за год. Тест (по литературе 9 класс)

Вариант 2

1.Соотнесите автора и произведение

1) Н.М Карамзин 1) «Мертвые души»

2) А.С. Грибоедов 2) «Мои университеты»

3) Н. В. Гоголь 3) «Бедная Лиза»

4) И.С. Тургенев 4)«Судьба человека»

5) М. Горький 5) «Горе от ума»

6) М.А. Шолохов 6) «Первая любовь»

2. Перечислите модернистские течения Серебряного века.

3. Соотнесите направления и произведения:

Романтизм –

Реализм –

( А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Н.В. Гоголь «Мертвые души», Д.И. Фонвизин «Недоросль», Н. М. Карамзин «Бедная Лиза», А.С. Грибоедов «Горе от ума», В.А. Жуковский «Светлана».

4.Какая характеристика не относится к романтизму:

1) Деление жанров на высокие и низкие

2) Противоречие между идеалом и действительностью

3) Стремление к свободе

4) Конфликт между личностью и обществом

5. Какой принцип является «лишним» для классицизма:

1) говорящие фамилии, 2) деление на жанры, 3) идея просвещения,

4)только положительные и только отрицательные герои

6. В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» повествуется

1) О жизни Андрея Соколова и его семьи в годы гражданской войны

2) О времени Великой Отечественной войны

3) О Первой мировой войне

4) О коллективизации

7. Перечислите Нобелевских лауреатов по литературе, творчество которых вы изучили в 9 классе

Контрольная работа по теме «Древнерусская литература и литература XVIII века»

  1. Перечислите основные этапы развития русской литературы.

  2. Перечислите основные жанры древнерусской литературы и дайте определение одному из них.

  3. Назовите первого летописца Руси.

  4. Назовите тему и идею «Слова о полку Игореве».

  5. Дайте определение классицизма.

  6. Назовите представителей русского классицизма.

  7. Каков вклад М.В. Ломоносова в развитие русской литературы.

  8. Перечислите признаки классицизма.

  9. Дайте определение сентиментализма.

  10. Перечислите признаки сентиментализма.

infourok.ru


Смотрите также