Большая Энциклопедия Нефти и Газа. Контрольные замки


Устройство замков

1. Общие сведения о замках

Известны многочисленные и разнообразные механизмы и приспособления, предназначенные для запирания помещений, сейфов, шкафов и других хранилищ. К ним относятся в первую очередь замки, большинство которых отпирается с помощью ключей.

Некоторые же замки — их называют замками с шифрами — отпираются путем поворота различных дисков с буквами или цифрами. Однако такие поворачивающиеся диски являются, по сути дела, также ключами. Разница лишь в том, что эти <ключи> из замка не вынимаются и не хранятся отдельно, поскольку необходимое для отпирания замка положение дисков известно ограниченному числу лиц либо одному лицу.

Помимо замков, существуют иные приспособления для запирания: задвижки, щеколды, крючки, защелки и т. д. Одни из них являются самостоятельными и предназначены только для запирания объектов изнутри (крючки, задвижки для дверей и т. п.) либо для плотного закрывания дверцы, крышки (например, пружинные защелки в шкатулках) .

Другие приспособления — кольца, петли, пробои для навесных замков — самостоятельно не используются, а служат лишь в качестве дополнения к замкам. Сами по себе эти приспособления ни запереть дверь, ни удерживать ее плотно закрытой не могут. В то же время без них навесной замок нельзя закрепить на двери или ином объекте. Поэтому такие приспособления считаются дополнительными. В процессе криминалистической экспертизы исследование дополнительных приспособлений имеет часто не меньшее значение, чем исследование самих замков.

Несмотря на большое количество конструкций замков, на их разнообразие, в замках имеется и много общего, что позволяет классифицировать их по различным основаниям. Для криминалистических целей имеет значение классификация замков по трем основаниям: — способу их крепления к объектам; — назначению; — системе механизма.

По способу крепления к объектам замки подразделяют на постоянные и съемные. Постоянным считается такой замок, который при отпирании не отделяется от объекта, так как его короб привинчен, приварен или иным путем наглухо прикреплен к объекту (к двери, сейфу, шкафу, столу и т. д.).

В зависимости от того, как именно короб прикреплен к объекту, точнее, как он на этом объекте расположен, постоянные замки в свою очередь подразделяются на врезные и прирезные (накладные). Если короб помещается в специально вырезанном для него гнезде, то замок относится к врезным. Если же короб прикреплен к поверхности двери (дверцы, крышки), замок считается прирезным.

Съемными называются такие замки, которые при отпирании отделяются от объекта. Эти замки часто называются навесными, поскольку для запирания они навешиваются на петли, кольца или иные приспособления, наглухо прикрепленные к объекту. В обиходе такие замки именуются также висячими.

По своему назначению замки подразделяются в зависимости от объектов, для запирания которых они предназначены.

Подавляющее большинство замков изготовляется для запирания дверей помещений. Эти замки называются дверными. Другая большая группа замков используется для запирания мебели (письменных столов, шкафов и т. д.). Эти замки называются мебельными. Все замки, предназначенные для запирания помещений (квартир, учреждений, предприятий), мебели и т. п. могут быть отнесены к замкам общего назначения.

Кроме того, существуют замки для запирания различных специальных объектов: металлических шкафов, сейфов, дверей автомобилей и т. д. Их можно объединить одним общим понятием — специальные замки, а конкретные исследуемые замки именовать в зависимости от их конкретного назначения: сейфовый замок, замок для системы зажигания автомобиля, рояльный замок и т. д.

По системе механизма замки подразделяются главным образом на пружинные, сувальдные и цилиндровые. Отдельно следует выделить так называемые винтовые замки и замки с шифруемой системой запирания, которые иногда не совсем точно именуются секретными замками (тем или иным <секретом> всегда обладает любой замок).

Рассмотрим подразделение замков на пружинные, сувальдные и цилиндровые.

В подавляющем большинстве замков основной деталью является ригель, представляющий собой своеобразный засов. В постоянных замках ригель при запирании выходит из короба и связывает между собой две створки двери, дверь с дверной коробкой, крышку с ящиком и т. п. При запирании навесных замков ригель захватывает один или оба конца дужки и тем самым удерживает дужку в коробе.

Отпирание замков сводится к конечном счете к тому, чтобы передвинуть ригель. Но если в запертом замке ригель ничем не удерживать, ничем не фиксировать, запирание замка окажется крайне ненадежным, поскольку ригель возможно будет передвинуть, а стало быть и отпереть замок любым предметом, который удастся ввести в скважину. Поэтому, помимо ригеля, внутри замка помещаются и такие приспособления, которые удерживают его в определенном положении, затрудняют передвигание ригеля посторонними предметами.

Эти приспособления, фиксирующие ригель в определенном положении, могут быть очень простыми, иногда они состоят всего из одной пружины. Но во многих замках они весьма сложны и включают большое количество деталей. Именно эти приспособления в основном и обеспечивают секрет замка. В зависимости же от их устройства замки и подразделяются на пружинные, сувальдные и цилиндровые.

Следует заметить, что сами наименования <пружинные>, <сувальдные>, <цилиндровые> являются в известной мере условными, так как пружины имеются обычно во всех замках (кроме винтовых и некоторых замков с шифрами, выделенных, как отмечено выше, в отдельные группы). Сувальды же встречаются не только в сувальдных, но иногда и в цилиндровых замках.

Поэтому, чтобы определить, каким является замок по системе механизма, необходимо прежде всего выяснить, имеется ли в замке поворачивающийся цилиндр. Если такой цилиндр имеется, то замок считается цилиндровым независимо от того, есть в нем сувальды или нет.

При отсутствии цилиндра замок может быть либо сувальдным, либо пружинным. Теперь уже определяющим будет наличие или отсутствие сувальд. Если в замке (не цилиндровом) имеется хотя бы одна сувальда, он относится к сувальдным. Если же в замке отсутствуют и цилиндр, и сувальды, а ригель в определенном положении фиксируется только непосредственным усилием на него пружины, замок является пружинным.

Установить систему механизма замка важно не только для его правильного наименования. В зависимости от системы механизма преступники во многих случаях применяют тот или иной способ отпирания или взлома замка, что в свою очередь предопределяет образование тех или иных следов на деталях замка, на дополнительных приспособлениях к замкам, на дверях.

Многие замки являются самозапирающимися, т. е. такими, которые запираются без помощи ключа. Так, самозапирающиеся постоянные замки запирают помещение при плотном закрывании двери. Для запирания аналогичных навесных замков достаточно ввести дужку внутрь короба и надавить на нее.

Замки для запирания сейфов, металлических шкафов, автомобилей по своему устройству принципиально не отличаются от замков общего назначения. Поскольку, однако, эти замки предназначены для запирания именно специальных, специфических объектов, они обычно имеют своеобразные конструктивные особенности, а иногда и дополнительные детали, не встречающиеся в замках общего назначения. Замки же для металлических шкафов, и особенно сейфов, кроме того, изготовляются с повышенной точностью.

studfiles.net

Контрольные замка - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Контрольные замка

Cтраница 1

Контрольные замки являются средством повышения безопасности движения.  [1]

Контрольные замки от стрелок, не включенных в зависимость с сигналами, обслуживают работники дистанции пути, а от стрелок, включенных в зависимость, - работники дистанции сигнализации и связи. Они обязаны периодически проверять работу контрольных замков с их снятием. При этом производится также смазка замков.  [2]

Контрольные замки Стрелочные Сигнальные Стр.  [4]

Проверяет и ремонтирует контрольные замки на стрелках примыкания на перегоне, не обслуживаемого постом, электромеханик по согласованию с дежурным по станции, к которой приписано примыкание, и с извещением дежурного по второй станции, ограничивающей перегон. Чтобы при проверке и чистке контрольного замка не нарушить действия перегонных устройств СЦБ, связанных со стрелкой примыкания, электромеханику необходимо иметь запасной ключ. На время снятия замка стрелку нужно запереть висячим замком.  [5]

Для замыкания стрелок с ручным управлением применяют контрольные замки Мелентьева. Стрелочный замок ( рис. 159) состоит из основания, замыкающего ригеля с квадратным штифтом, четырех цугальт, передвигающихся в направляющих стойках, и крышки замка. Каждая цугальта имеет два выреза: для запирания штифта и для бородки ключа. При повороте ключа в замке на 90 цугальты перемещаются бородкой ключа и освобождают штифт ригеля. При дальнейшем повороте ключа нижний уступ его бородки вызывает опускание ригеля замка, который входит в вырез линейки, прикрепленной к стрелочной тяге, препятствуя передвижению остряков стрелки. Замок устанавливается с внешней стороны рамного рельса на кронштейне, прикрепленном к шейке рельса.  [7]

Для взаимной зависимости между стрелками и сигналами применяются специальные контрольные замки ( см. далее стр. С помощью контрольных замков более полно гарантируется безопасность движения по стрелкам, входящим в маршруты приема, пропуска и отправления поездов, охранным, стрелкам предохранительных тупиков и примыканий.  [8]

Для запирания ключей от стрелок на стрелочных постах применяют стрелочные централизаторы, имеющие контрольные замки, ящик зависимости, рукоятки и контактную систему, описанные ранее.  [9]

Для обеспечений безопасности движения поездов и маневровой работы при нецентрализованных стрелках на них устанавливают специальные контрольные замки, дающие возможность дежурному по станции контролировать по изъятому из замка ключу ( плюсовому или минусовому) положение стрелки.  [11]

Стрелки ( кроме расположенных на горочных и сортировочных путях), в том числе централизованные н имеющие контрольные замки, должны быть оборудованы приспособлениями для запирания их висячими замками.  [12]

Стрелки ( кроме расположенных на горочных и сортировочных путях), в том числе централизованные и имеющие контрольные замки, должны быть оборудованы приспособлениями для возможности запирания их висячими замками.  [13]

По окончании рабочего дня заведующий складом обязан запереть двери складов, наложить на наружные двери пломбы или навесить контрольные замки, передать склад охране с записью в соответствующей книге, а в случаях когда склады оборудованы автоматической сторожевой сигнализацией, включить ее согласно установленным правилам. Перед открытием помещений склада заведующий складом обязан проверить сохранность замков и пломб. МВД и охраны и совместно с органами ох-рйны назначает комиссию для составления соответствующего акта и проведения с обязательным участием представителя охраны инвентаризации склада в целях установления нанесенного ущерба.  [14]

На станциях с ручным управлением стрелками и сигналами для обеспечения безопасности приема, отправления или безостановочного пропуска поездов применяют особые стрелочные контрольные замки, которыми оборудуют стрелки путей приема и отправления поездов и другие важнейшие стрелки.  [15]

Страницы:      1    2    3

www.ngpedia.ru

2.3. Стрелки, оборудованные контрольными замками

2.3.1. Выключение стрелки, оборудованной стрелочными контрольными замками, с сохранением пользования сигналами производится в следующем порядке.

Электромеханик СЦБ (электромонтер), имея разрешение на выключение стрелки (в соответствии с п. 1.7. настоящей Инструкции) и согласовав с дежурным по станции время начала работ, делает запись в Журнале осмотра о выключении. В этой записи указывается номер стрелки, цель и способ выключения, а также порядок закрепления ее остряков и запирания стрелки на закладку и навесной замок в соответствии с требованиями п. 2.1.1. настоящей Инструкции.

На основании записи электромеханика СЦБ дежурный по станции дает указание через дежурного стрелочного поста работнику путевого хозяйства о закреплении остряков в требуемом положении и дежурному стрелочного поста о запирании стрелки на закладку и навесной замок.

Закрепив остряки стрелки, работник путевого хозяйства оформляет запись в Журнале осмотра или передает соответствующую телефонограмму дежурному по станции с последующей личной подписью в журнале.

Получив сообщение дежурного стрелочного поста о том, что остряки закреплены и стрелка заперта в требуемом положении, дежурный по станции или по его указанию дежурный стрелочного поста изымает из аппаратного замка ключ (для исключения открытия светофора без предварительной проверки положения стрелки), вставляет в гнезда аппаратного замка выключаемой стрелки красные таблички с надписью "Выключено". После этого дежурный по станции подписывается под текстом записи электромеханика СПБ (электромонтера) с указанием времени. Наличие этой подписи является для электромеханика СЦБ разрешением приступить к работе на выключенной стрелке.

Если на выключенной стрелке производится снятие стрелочных контрольных замков, то освободившийся ключ (ключи) электромеханик СЦБ должен передать дежурному стрелочного поста или дежурному по станции. Перед снятием замков электромеханик СЦБ должен убедиться в наличии надписи "+", "-" на шейках рамных рельсов и замках, а для шарнирно-коленчатых замыкателей на крышке замка и станине.

Ключи должны вставляться дежурным стрелочного поста в аппарат только по указанию дежурного по станции после доклада о готовности маршрута. Табличка с надписью "Выключено" закрепляется при этом на вставленном ключе.

2.3.2. Выключение стрелки, оборудованной стрелочными контрольными замками, без сохранения пользования сигналами производится в следующем порядке.

Электромеханик СЦБ (электромонтер), имея разрешение на выключение стрелки (в соответствии с п. 1.10. настоящей Инструкции) и согласовав с дежурным по станции время начала работ, делает запись в

Журнале осмотра о выключении. В этой записи указывается номер стрелки, цель и способ выключения, а также необходимость закрепления ее остряков и запирания стрелки на закладку и навесной замок в соответствии с требованиями п. 2.1.1. настоящей Инструкции.

На основании записи электромеханика СЦБ дежурный по станции дает указание дежурному стрелочного поста о запирании стрелки на закладку и навесной замок и через дежурного стрелочного поста работнику путевого хозяйства, при необходимости, о закреплении остряков стрелки в требуемом положении.

О закреплении остряков стрелки работник путевого хозяйства оформляет запись в Журнале осмотра или передает соответствующую телефонограмму дежурному по станции, с последующей личной подписью в Журнале.

Получив сообщение от дежурного стрелочного поста о том, что стрелка заперта или заперта и ее остряки закреплены в требуемом положении, дежурный по станции или по его указанию дежурный стрелочного поста должен изъять из аппаратного замка ключ, передать его электромеханику и вставить в гнезда аппаратного замка выключаемой стрелки красные таблички с надписью "Выключено". После этого дежурный по станции подписывается под текстом записи электромеханика СЦБ с указанием времени, наличие этой подписи является для электромеханика СЦБ разрешением приступить к работе.

Оба ключа от контрольных замков выключенной стрелки должны храниться у электромеханика на все время ее выключения. Передавать их работникам хозяйства перевозок до окончания производства работ запрещается.

2.3.3. Периодическая проверка и чистка стрелочных контрольных замков с их снятием должны производиться, как правило, путем замены их запасными.

Для регулировки стрелочных контрольных замков, их сборки и установки на стрелке электромеханик СЦБ должен пользоваться только действующими ключами от стрелочных контрольных замков. При этом электромеханику СЦБ (электромонтеру) разрешается делать одну общую запись в Журнале осмотра о производстве работ на нескольких стрелках одного стрелочного поста (района). В этом случае разрешением для начала работы на первой выключаемой стрелке является подпись дежурного по станции под общей записью электромеханика СЦБ.

Разрешение на выключение каждой последующей из перечисленных в общей записи стрелок и отметки об их включении дежурный по станции должен оформлять в Журнале осмотра отдельными записями, о чем через дежурного стрелочного поста сообщать электромеханику СЦБ. Изъятие ключа и установка красных табличек "Выключено" должны производиться только на стрелочном аппаратном замке выключенной в данный момент стрелки.

Об окончании работ на всех стрелках и проведенных проверках электромеханик СЦБ должен сделать запись в Журнале осмотра.

2.3.4. Во всех случаях, окончив работу на стрелке, оборудованной стрелочными контрольными замками, электромеханик СЦБ совместно с дежурным стрелочного поста должен проверить действие этих замков.

При этом должны быть проверены: возможность извлечения только одного ключа при запертом стрелочном контрольном замке (проверяется в каждом положении стрелки), соответствие положения стрелки обозначению на вынутом из стрелочного контрольного замка ключе, невозможность изъятия ключа при закладке между остряком и рамным рельсом щупа толщиной 4 мм, соответствие положения контрольных замков маркировке на шейках рамных рельсов (станине).

После окончания проверки электромеханик СЦБ по указанию дежурного по станции должен возвратить дежурному стрелочного поста ключи от стрелочных контрольных замков (при выключении стрелки без сохранения пользования сигналами), сделать запись в Журнале осмотра о проведенных проверках, включении стрелки в зависимость и ее нормальной работе. Дежурный по станции должен проверить с дежурным стрелочного поста соответствие положения стрелки ключу в аппарате и положению повернутой маршрутной рукоятки того маршрута, в который входит проверяемая стрелка, и, убедившись в этом, поставить свою подпись под записью электромеханика СЦБ.

Перевод выключенной стрелки для производства регулировочных работ должен производиться дежурным стрелочного поста или электромехаником СЦБ (электромонтером) с согласия дежурного по станции по разрешению и под контролем дежурного стрелочного поста.

2.3.5. Ремонт и чистка стрелочных контрольных замков, а также проверка на плотность прилегания остряков к рамным рельсам на стрелках примыкания на перегонах, не обслуживаемых постом, должны производиться электромехаником СЦБ, как правило, во время подачи или уборки вагонов на примыкание по согласованию с дежурным по станции, к которой приписаны стрелки примыканий, извещая об этом дежурного по второй станции, ограничивающий перегон. В этом случае оформление работ производится в Журнале осмотра железнодорожной станции, к которой приписаны стрелки примыкания.

2.3.6. Аппаратные стрелочные замки должны заменяться и ремонтироваться с выключением стрелки без сохранения пользования сигналами.

studfiles.net


Смотрите также