Государственный экологический надзор представляет собой деятельность специальных органов. Она направлена на проверку выполнения предписаний законодательства в сфере охраны природы. Рассмотрим далее подробно, как осуществляется государственный экологический надзор.
Ключевой организацией, осуществляющей проверку законодательных предписаний в сфере охраны природы, выступает Федеральная служба по экологическому надзору. На региональном уровне данная деятельность относится к компетенции исполнительных структур субъектов и территориальных подразделений. Объекты экологического надзора утверждаются правительственным постановлением. В перечень, в числе прочего, входят энергетические комплексы, особо ценные природные территории, а также инфраструктура, обеспечивающая оборону страны.
Экологический контроль осуществляется планово и внепланово. В первом случае проверки выполняются по предварительно утвержденному графику. В соответствии с общим правилом, такой экологический контроль проводится не чаще 1 раза за три года. Внеплановая проверка выполняется при наличии конкретных оснований. К примеру, это может быть сообщение в СМИ о нарушении в сфере охраны природы. Кроме этого, в ходе внеплановых мероприятий уполномоченные лица устанавливают, выполняются ли требования экологической безопасности, а также предписания, полученные по результатам предыдущих проверок.
Непосредственный экологический надзор осуществляют должностные лица, имеющие соответствующие полномочия. В рамках своей компетенции они наделяются правами, позволяющими им реализовывать обязанности. В частности, инспекторы могут:
Экономические субъекты могут проводить проверки самостоятельно. Для этого им необходимо сформировать соответствующую службу либо отдел или назначить должностных лиц, ответственных за обеспечение соблюдения предписаний по охране окружающей среды на предприятии. Результаты производственных проверок должны передаваться органу, уполномоченному проводить экологический надзор. Общественные инспекции выполняются гражданами и их объединениями. Таким образом, реализуется право на благоприятную среду проживания.
В качестве оснований для применения санкций выступают:
В качестве условий для привлечения лиц к ответственности выступают:
Субъектом, который может быть привлечен к ответственности в случае установления его вины, может быть гражданин в возрасте от 16 л. Объектом правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в экологической сфере. Субъективная сторона предусматривает неосторожную и умышленную вину. Наказания за экологические преступления установлены в гл. 26 УК РФ. Кроме этого, законодательство предусматривает административную ответственность. Она определена в главах 8 и 10 КоАП. К административной ответственности могут быть привлечены как юрлица, так и граждане. К деяниям, попадающим под действие КоАП, относят нарушения:
К основным видам таких территорий относят:
Экологический надзор направлен на обеспечение сохранности указанных местностей, обобщения информации о них. В ходе проверок выявляются случаи ненадлежащего использования естественных комплексов, устанавливается необходимость проведения восстановительных работ.
Он выполняется в соответствии с действующими нормативными документами, утвержденными Правительством. В качестве уполномоченной организации выступает Ростехнадзор. В его компетенцию, в числе прочего, входит инспектирование строительства. Указанный орган проводит проверку деятельности всех ядерных и прочих объектов, получающих либо использующих источники ионизирующего излучения. Кроме этого, инспекция отвечает за соблюдение международных норм по обращению с радиоактивными и ядерными материалами. В рамках своей деятельности Ростехнадзор проверяет выполнение правил использования атомной энергии.
Субъекты, эксплуатирующие атомные установки, обязаны соблюдать не только предписания основных правовых актов, но и строительные нормы. Правила должны соблюдаться уже на этапе проектирования. Строительство атомных установок осуществляется только по согласованию с Ростехнадзором. Эксплуатирующие субъекты должны понимать, что даже незначительное отступление от правил может вызвать серьезные последствия.
Ростехнадзор в своей деятельности опирается на положения федерального законодательства, СНиПы и прочие нормативные акты. В рабочем порядке регулярно организуются совещания, собрания. Они проводятся как на территории РФ, так и за рубежом. Надзор в сфере использования атомной энергии осуществляется на всех стадиях деятельности инспектируемых субъектов. Тщательной проверке подвергается инфраструктура установок, устанавливается наличие соответствующей технической документации. Радиационная безопасность обеспечивается при транспортировке, хранении, использовании и последующей утилизации, а также переработке и добыче соответствующих руд и материалов. Особое внимание инспекция уделяет процессу эксплуатации установок, на которых применяются источники ионизирующего излучения. Каждый вид надзорной деятельности регламентируется нормативными документами, приказами, законами. Без надлежащего инспектирования промышленные предприятия, занятые в этой сфере, не могли бы функционировать, не причиняя ущерба природе.
В настоящее время экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. В каждой стране вырабатывается стратегия обеспечения защиты окружающей среды. На законодательном уровне создаются нормы, предписания, вводится ответственность. При этом требования экологической безопасности регулярно пересматриваются и адаптируются к условиям современности. Реализация предписаний является обязательной для всех экономических субъектов и граждан. При этом в стране действует специальная инспекция, осуществляющая надзор за соблюдением экологических норм. Полномочия этой инстанции достаточно широкие. Вместе с этим должностные лица, которые непосредственно выполняют контрольные мероприятия, наделяются обязанностями. В частности, они должны действовать строго по установленным правилам, не выступая за пределы своей компетенции. Инспекторы обязаны своевременно выявлять и пресекать нарушения экологического законодательства. Проверки должны осуществляться на всех уровнях. Поэтому в регионах, а также МО действуют подразделения федеральной службы по экологическому надзору. Законодательство допускает проведение собственных внутренних проверок на предприятиях. В ходе них может пересматриваться техническая и иная документация, связанная с обеспечением защиты окружающей среды от вредных выбросов или иного негативного влияния.
fb.ru
Одной из важнейших составляющих административной реформы и, в том числе реформы технического регулирования, является создание новой системы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований в отношении продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обязательных требований в области обеспечения единства измерений.
В организационную структуру системы контрольно-надзорных органов Федерального агентства входят семь межрегиональных территориальных управлений (МТУ)
Основными задачами в области государственного контроля (надзора) Федерального агентства, определенными в положении об Агентстве, являются:
В целях повышения эффективности и совершенствования организации и проведения контрольно-надзорных мероприятий, направленных на защиту потребительского рынка от опасной продукции и обеспечение единства измерений, Федеральным агентством ежегодно формируется план надзорной деятельности.
Контрольно-надзорные мероприятия обеспечиваются путем проведения плановых и внеплановых проверок, основанием для которых служит анализ состояния дел с безопасностью продукции на потребительском рынке и обеспечением потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных результатов измерений.
Государственный надзор проводится не чаще, чем один раз в три года в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов и технических регламентов осуществляется с применением инструментальных методов контроля, т.е. проведением испытаний отобранных образцов продукции в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах).
В случае выявления нарушений установленных обязательных требований должностными лицами органов государственного надзора Федерального агентства к проверяемому субъекту хозяйственной деятельности и (или) должностному лицу применяются правовые меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.
На основе результатов государственного надзора Федеральное агентство проводит мониторинг состояния дел, связанных с безопасностью продукции и обеспечением единства измерений, готовит и представляет обобщенные материалы в установленной сфере деятельности в Минпромторг России, федеральным органам исполнительной власти, представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах и администрации субъектов Российской Федерации.
Инфографика: "Государственный контроль и надзор за соблюдением требований Технических регламентов" (pdf , 0.12 Мб)
Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (docx , 0.00 Мб)
Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельности которых присвоены категории риска (xls , 0.25 Мб)
В рамках консолидации совместных усилий, направленных на борьбу с выпуском в обращение и обращением на рынке не соответствующей установленным требованиям продукции, а также построения взаимного сотрудничества и партнерства Росстандартом выстраивается взаимодействие с отраслевыми объединениями, ассоциациями, союзами. В настоящее время заключены соглашения с:
В рамках заключенных соглашений стороны будут осуществлять обмен информацией о выпуске в обращение и обращении на рынке несоответствующей обязательным требованиям продукции, проведение совместных совещаний, конференций, круглых столов и других мероприятий.
www.gost.ru
Контроль и надзор – одна из наиболее чувствительных точек соприкосновения бизнеса с органами власти, в которой наблюдается самый высокий уровень вмешательства государства в экономическую деятельность.
Официальный сайт о реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности", утвержденной президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам21 декабря 2016 года.
Совершенствование контрольно-надзорной деятельности является одним из приоритетных направлений стратегического развития Российской Федерации. Проблемные вопросы контрольно-надзорной деятельности на протяжении последних лет остаются одной из тем ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию Российской Федерации, а также широко обсуждаются в обществе и экспертной среде.
Важным этапом реформирования сферы государственного контроля и надзора стало принятие в 2008 году указа Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», а также Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон о защите прав юридических лиц). Последний был разработан как системообразующий нормативно-правовой акт в сфере осуществления функций органов исполнительной власти по контролю и надзору.
Следующим этапом совершенствования правового регулирования контрольно-надзорной деятельности стало принятие ряда концептуальных поправок в Федеральный закон № 294-ФЗ. Наиболее важными из них стали:
Дальнейшая работа по реформированию контрольно-надзорной деятельности проводилась в соответствии с Дорожной картой совершенствования контрольно-надзорной деятельности, которая была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. № 559-р. Данный документ представляет собой план мероприятий, реализуемый федеральными органами исполнительной власти с привлечением общероссийских общественных объединений предпринимателей, ведущих научных и экспертных организаций в целях повышения защищенности охраняемых законом ценностей, снижения издержек субъектов предпринимательской деятельности, связанных с осуществлением контрольно-надзорной деятельности, а также оптимизации ресурсов, затрачиваемых государством на осуществление указанных функций. «Дорожная карта» включает 78 мероприятий по 9 основным направлениям, в числе которых внедрение риск-ориентированного подхода при организации и проведении мероприятий по контролю, совершенствование существующих и внедрение новых инструментов контрольно-надзорной деятельности, выявление и устранение устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, а также дублирующих друг друга полномочий контрольно-надзорных органов и т.д.
Наконец, в 2016 году реформа контрольно-надзорной деятельности приобрела статус приоритетной программы. Паспорт программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» был утвержден 21 декабря 2016 года по итогам заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Программа рассчитана на срок с декабря 2016 года по 2025 год (включительно). На данном этапе в реализации программы «Реформа контрольно-надзорной деятельности» участвуют 12 ведомств: МВД, МЧС, ФАС, ФНС, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Ространснадзор, Росприроднадзор, Роструд, Ростехнадзор и ФТС.
Ключевые цели программы состоят в следующем:
На достижение целей программы направлены 8 приоритетных проектов:
внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности;
Ответственным за реализацию данного проекта является Министерство экономического развития РФ. В настоящее время риск-риск-ориентированный подход применяется в 3 видах государственного контроля (надзора), предусмотренных постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806. Это пожарный надзор, санитарно-эпидемиологический надзор и надзор в сфере связи. По данным видам контроля планы проверок на 2017 год были составлены с учетом критериев риска, что позволило существенно сократить число проводимых проверочных мероприятий. Так, только в сфере пожарной безопасности от надзора были освобождены более 700 тысяч низкорисковых хозяйствующих субъектов, а общее количество плановых проверок в сфере пожарной безопасности в 2017 году по сравнению с 2016 годом сократилось на 30%. Кроме того, в феврале 2017 года были утверждены Правительством критерии риска для надзора в сфере трудовых отношений (Роструд). Ключевыми задачами на 2017 год является выработка критериев отнесения объектов к категориям риска, составление списков подконтрольных объектов и формирование планов проверок на 2018 год с учётом нового подхода. Расширенный перечень видов контроля, осуществляемых с применением риск-ориентированного подхода, закреплен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 245. Перечень, закрепленный постановлением № 245, включает в себя 33 вида контрольно-надзорной деятельности. Это, в частности, земельный, ветеринарный, транспортный надзор, лицензионный контроль за предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами и другие наиболее массовые и распространенные виды контроля и надзора. Таким образом, начиная с 2018 года, риск-ориентированный подход будет применяться уже в 37 видах контрольно-надзорной деятельности. В 2018 году также планируется внедрить динамическую модель управления рисками, которая позволит переводить объекты из одной категории в другую. На заключительном этапе реформы необходимо внедрить систему «умного госрегулирования», позволяющую на основе мониторинга и анализа результатов применения риск-ориентированного подхода принимать взвешенные управленческие решения.
создание системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности;
Ответственным за реализацию данного проекта является Министерство экономического развития РФ. Базовая модель определения показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности была утверждена распоряжением Правительства от 17 мая 2016 года № 934-р. В ней закреплен типовой перечень показателей результативности и эффективности, предусматривающих снижение ущерба охраняемым законом ценностям, повышение уровня безопасности, а также достижение оптимального распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов государства и минимизацию неоправданного вмешательства в деятельность подконтрольных субъектов. В 2017 году должен быть утвержден Стандарт зрелости управления результативностью и эффективностью, главная задача которого состоит в том, чтобы сфокусировать проверки на максимальном сокращении ущерба для государства, граждан и бизнеса. К 2018 году планируется внедрить новую модель оценки эффективности и результативности и разработать показатели эффективности по 12 приоритетным федеральным органам, участвующим в реализации приоритетной программы, а также разработать и внедрить механизмы сбора достоверных данных для расчёта этих показателей с использованием информационных систем. К концу 2019 года новая система будет использоваться, в том числе, для мотивации инспекторов: их работа должна быть ориентирована на снижение ущерба для государства и общества, а не на выписывание штрафов.
внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований;
Ответственным за реализацию данного проекта является Министерство экономического развития РФ. Необходимость проведения ведомственной профилактической работы была закреплена Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ, которым, в частности, предусмотрена публикация на официальных сайтах контрольно-надзорных ведомств перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, информирование субъектов предпринимательской деятельности по вопросам обязательных требований, а также регулярное обобщение правоприменительной практики. В 2017 году также был принят ряд постановлений Правительства Российской Федерации, закрепляющих особенности отдельных институтов системы профилактики. Так, постановлением Правительства от 10.02.2017 № 166 были закреплены правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. Постановлением Правительства от 13.02.2017 № 177 были определены общие требования к разработке и утверждению проверочных листов, которые будут использоваться контрольными органами при проведении плановых проверок. Постановлением от 24.03. 2017 г. № 331 был утвержден порядок ведения перечня видов государственного контроля с классификацией по федеральным органам. Начиная с 2017 года, в целях внедрения системы профилактики нарушения обязательных требований ведомства-участники приоритетной программы проводят публичные мероприятия с участием бизнеса, представителей контрольно-надзорных органов и средств массовой информации. Кроме того, в 2017 году планируется разработать комплексный стандарт зрелости ведомственных систем профилактики нарушения обязательных требований, где будет прописан определенный набор мероприятий, которые должны реализовать органы контроля. Данный стандарт должен быть полностью внедрен к концу 2020 года.
исключение устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований;
Ответственным за реализацию данного проекта является Министерство юстиции РФ. Главная задача — снижение административной нагрузки на поднадзорные субъекты и выведение из «серой зоны» большого количества обязательных требований, которые связаны с большими издержками и не влияют на уровень безопасности. К концу 2020 года по всем видам контроля должны быть сформированы проверочные листы с наиболее значимыми требованиями с точки зрения обеспечения безопасности. Эта работа в приоритетном порядке будет вестись по 5 сферам бизнеса и по 5 видам контроля: розничная торговля, общественное питание, производство продуктов питания, операции с недвижимым имуществом и пассажирские перевозки автотранспортом, пожарный надзор, надзор в области промбезопасности, санэпиднадзор, ветеринарный и фитосанитарный, экологический надзор, а также надзор в сфере трудового законодательства и в сфере обращения лекарственных средств.
внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельности контрольно-надзорных органов;
Ответственным за реализацию данного проекта является Министерство труда и социальной защиты РФ. Он предусматривает внедрение процедуры аттестации руководителей и заместителей руководителей надзорных органов, централизованный отбор на замещение должностей, разработку и внедрение стандартов кадрового менеджмента с учётом международной практики корпоративного управления, внедрение механизмов мотивации инспекторского состава, а также комплексный аудит операционных и управленческих процессов в надзорных ведомствах, обучение персонала, в том числе дистанционного, а также тестирование сотрудников. Реализация указанных мероприятий начнётся уже в 2017 году.
внедрение системы предупреждения, мониторинга и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности;
Ответственным за реализацию данного проекта является Министерство труда и социальной защиты РФ. Он предусматривает утверждение к концу августа 2017 года контрольно-надзорными ведомствами карт коррупционных рисков с привлечением общественности, экспертного сообщества и предпринимателей. Затем будет подготовлен комплекс мероприятий по их минимизации. Один из показателей паспорта — ротация служащих, соответствующие методрекомендации должны быть готовы к концу ноября текущего года. Кроме того, не менее 30 тыс. федеральных госслужащих ежегодно будут проходить обучение по вопросам профилактики коррупции.
создание и внедрение комплексной модели информационного обеспечения и систем автоматизации контрольно-надзорной деятельности;
Проект по информатизации и автоматизации контрольно-надзорной деятельности носит сквозной характер и так или иначе затрагивает все направления реформы. Ответственным за его реализацию является Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. Доля видов надзора, по которым доступно взаимодействие через «личный кабинет», в 2017 году должна составить 15%, в 2018 — 50%, а в 2020 — уже 100%. При этом к 2020 году 80% проверяемых должны быть удовлетворены качеством электронных сервисов. В рамках проекта будет создана единая информационная система контрольно-надзорной деятельности, доработан функционал Единого реестра проверок. В госконтроле начнут использовать облачные технологии и Big data.
повышение качества реализации контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях.
Ответственным за реализацию данного проекта является Министерство экономического развития РФ. Работа по проекта будет синхронизирована с реализацией целевой модели «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации», которая разработана во исполнение поручения Президента Российской Федерации, данного по итогам совместного заседания президиума Государственного совета и консультативной комиссии Государственного совета 12 ноября 2016 года. Приоритетный проект включает в себя несколько функциональных направлений, в числе которых регламентация всех видов регионального контроля (надзора), внедрение риск-ориентированного подхода в 7 приоритетных видах регионального контроля (надзора), информатизация контрольно-надзорной деятельности в субъектах РФ и т.д. Мероприятия проекта запланированы к реализации на 2017 год.
Для каждого из данных проектов предусмотрены целевые показатели и сроки достижения, а также перечень мероприятий, которые должны быть реализованы в рамках программы.
В результате реализации приоритетной программы количество смертельных случаев, заболеваний и отравлений, пострадавших и травмированных по контролируемым видам рисков должно снизиться вдвое к концу 2025 года, а уровень материального ущерба – на 30%.
Также к концу 2025 года вдвое должна снизиться и административная нагрузка на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
К 2025 году предстоит актуализировать и систематизировать обязательные требования по наиболее массовым видам предпринимательской деятельности и по всем видам контроля и надзора. При этом должен соблюдаться принцип, что новое обязательное требование может вводиться только после отмены двух устаревших.
Кроме того, по 25 наиболее массовым видам контроля и надзора будут доступны онлайн исчерпывающие перечни обязательных требований для малого и среднего бизнеса, в соответствии с которыми проводятся проверки. Также в личном кабинете предприниматели смогут получить подробную консультацию по перечням обязательных требований, информацию о проведённых и планируемых контрольных мероприятиях, там же планируется реализовать и механизм самодекларирования.
Контрольные мероприятия будут проводиться на основе вероятности причинения ущерба охраняемым законом ценностям и с учётом истории поведения хозяйствующих субъектов. Уже к 2018 году за счёт внедрения риск-ориентированного подхода число плановых проверок должно сократиться на 30%. И в 2018 году не менее 90% плановых проверок будут проходить на объектах высоких категорий риска.
В целом по итогам проведения реформы деятельность контрольно-надзорных органов должна быть переориентирована на предупреждение и профилактику нарушений.
ar.gov.ru