ЕЩЁ О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ). Контрольный надзор


Экологический надзор и контроль. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

Государственный экологический надзор представляет собой деятельность специальных органов. Она направлена на проверку выполнения предписаний законодательства в сфере охраны природы. Рассмотрим далее подробно, как осуществляется государственный экологический надзор. экологический надзор

Общие сведения

Ключевой организацией, осуществляющей проверку законодательных предписаний в сфере охраны природы, выступает Федеральная служба по экологическому надзору. На региональном уровне данная деятельность относится к компетенции исполнительных структур субъектов и территориальных подразделений. Объекты экологического надзора утверждаются правительственным постановлением. В перечень, в числе прочего, входят энергетические комплексы, особо ценные природные территории, а также инфраструктура, обеспечивающая оборону страны.

Виды проверок

Экологический контроль осуществляется планово и внепланово. В первом случае проверки выполняются по предварительно утвержденному графику. В соответствии с общим правилом, такой экологический контроль проводится не чаще 1 раза за три года. Внеплановая проверка выполняется при наличии конкретных оснований. К примеру, это может быть сообщение в СМИ о нарушении в сфере охраны природы. Кроме этого, в ходе внеплановых мероприятий уполномоченные лица устанавливают, выполняются ли требования экологической безопасности, а также предписания, полученные по результатам предыдущих проверок. экологический контроль

Права инспекторов

Непосредственный экологический надзор осуществляют должностные лица, имеющие соответствующие полномочия. В рамках своей компетенции они наделяются правами, позволяющими им реализовывать обязанности. В частности, инспекторы могут:

  1. Беспрепятственно посещать объекты для проведения проверок соблюдения предписаний экологического законодательства.
  2. Запрашивать материалы, необходимые для инспекции.
  3. Составлять протоколы об административных нарушениях в пределах своих полномочий.
  4. Привлекать к ответственности субъектов, не выполняющих предписания закона.
  5. Предъявлять исковые заявления о компенсации ущерба, нанесенного окружающей среде.

Производственный и общественный экологический надзор

Экономические субъекты могут проводить проверки самостоятельно. Для этого им необходимо сформировать соответствующую службу либо отдел или назначить должностных лиц, ответственных за обеспечение соблюдения предписаний по охране окружающей среды на предприятии. Результаты производственных проверок должны передаваться органу, уполномоченному проводить экологический надзор. Общественные инспекции выполняются гражданами и их объединениями. Таким образом, реализуется право на благоприятную среду проживания. государственный экологический надзор

Привлечение субъектов к ответственности

В качестве оснований для применения санкций выступают:

  1. Нанесение вреда природе либо ее компонентам.
  2. Причинение ущерба здоровью граждан вследствие негативного воздействия на среду проживания.
  3. Нанесение вреда имуществу организаций и физлиц экологическим правонарушением.

В качестве условий для привлечения лиц к ответственности выступают:

  1. Выявление факта нанесения вреда.
  2. Установление вины лица, причинившего ущерб. Если вред возник от источника повышенной опасности, выполнение этого условия не требуется.
  3. Определение размера ущерба, причиненного правонарушением.
  4. Установление причинно-следственных связей между вредом и действиями субъектов.

Специфика нарушений

Субъектом, который может быть привлечен к ответственности в случае установления его вины, может быть гражданин в возрасте от 16 л. Объектом правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в экологической сфере. Субъективная сторона предусматривает неосторожную и умышленную вину. Наказания за экологические преступления установлены в гл. 26 УК РФ. Кроме этого, законодательство предусматривает административную ответственность. Она определена в главах 8 и 10 КоАП. К административной ответственности могут быть привлечены как юрлица, так и граждане. К деяниям, попадающим под действие КоАП, относят нарушения:

  1. Законодательных положений об экологической экспертизе.
  2. Правил охраны акваторий, атмосферного воздуха, порядка заготовки древесины, охоты, рыбной ловли. федеральная служба по экологическому надзору

Особо охраняемые местности

К основным видам таких территорий относят:

  1. Природные заповедники и заказники.
  2. Национальные и дендрологические парки.
  3. Памятники природы.
  4. Ботанические сады.
  5. Лечебно-оздоровительные территории и курорты.

Экологический надзор направлен на обеспечение сохранности указанных местностей, обобщения информации о них. В ходе проверок выявляются случаи ненадлежащего использования естественных комплексов, устанавливается необходимость проведения восстановительных работ.

Атомный надзор

Он выполняется в соответствии с действующими нормативными документами, утвержденными Правительством. В качестве уполномоченной организации выступает Ростехнадзор. В его компетенцию, в числе прочего, входит инспектирование строительства. Указанный орган проводит проверку деятельности всех ядерных и прочих объектов, получающих либо использующих источники ионизирующего излучения. Кроме этого, инспекция отвечает за соблюдение международных норм по обращению с радиоактивными и ядерными материалами. В рамках своей деятельности Ростехнадзор проверяет выполнение правил использования атомной энергии. атомный надзор

Важные условия

Субъекты, эксплуатирующие атомные установки, обязаны соблюдать не только предписания основных правовых актов, но и строительные нормы. Правила должны соблюдаться уже на этапе проектирования. Строительство атомных установок осуществляется только по согласованию с Ростехнадзором. Эксплуатирующие субъекты должны понимать, что даже незначительное отступление от правил может вызвать серьезные последствия.

Дополнительно

Ростехнадзор в своей деятельности опирается на положения федерального законодательства, СНиПы и прочие нормативные акты. В рабочем порядке регулярно организуются совещания, собрания. Они проводятся как на территории РФ, так и за рубежом. Надзор в сфере использования атомной энергии осуществляется на всех стадиях деятельности инспектируемых субъектов. Тщательной проверке подвергается инфраструктура установок, устанавливается наличие соответствующей технической документации. Радиационная безопасность обеспечивается при транспортировке, хранении, использовании и последующей утилизации, а также переработке и добыче соответствующих руд и материалов. Особое внимание инспекция уделяет процессу эксплуатации установок, на которых применяются источники ионизирующего излучения. Каждый вид надзорной деятельности регламентируется нормативными документами, приказами, законами. Без надлежащего инспектирования промышленные предприятия, занятые в этой сфере, не могли бы функционировать, не причиняя ущерба природе. объекты экологического надзора

Заключение

В настоящее время экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. В каждой стране вырабатывается стратегия обеспечения защиты окружающей среды. На законодательном уровне создаются нормы, предписания, вводится ответственность. При этом требования экологической безопасности регулярно пересматриваются и адаптируются к условиям современности. Реализация предписаний является обязательной для всех экономических субъектов и граждан. При этом в стране действует специальная инспекция, осуществляющая надзор за соблюдением экологических норм. Полномочия этой инстанции достаточно широкие. Вместе с этим должностные лица, которые непосредственно выполняют контрольные мероприятия, наделяются обязанностями. В частности, они должны действовать строго по установленным правилам, не выступая за пределы своей компетенции. Инспекторы обязаны своевременно выявлять и пресекать нарушения экологического законодательства. требования экологической безопасности Проверки должны осуществляться на всех уровнях. Поэтому в регионах, а также МО действуют подразделения федеральной службы по экологическому надзору. Законодательство допускает проведение собственных внутренних проверок на предприятиях. В ходе них может пересматриваться техническая и иная документация, связанная с обеспечением защиты окружающей среды от вредных выбросов или иного негативного влияния.

fb.ru

Государственный контроль (надзор)

Одной из важнейших составляющих административной реформы и, в том числе реформы технического регулирования, является создание новой системы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований в отношении продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обязательных требований в области обеспечения единства измерений.

В организационную структуру системы контрольно-надзорных органов Федерального агентства входят семь межрегиональных территориальных управлений (МТУ)

Основными задачами в области государственного контроля (надзора) Федерального агентства, определенными в положении об Агентстве, являются:

В целях повышения эффективности и совершенствования организации и проведения контрольно-надзорных мероприятий, направленных на защиту потребительского рынка от опасной продукции и обеспечение единства измерений, Федеральным агентством ежегодно формируется план надзорной деятельности.

Контрольно-надзорные мероприятия обеспечиваются путем проведения плановых и внеплановых проверок, основанием для которых служит анализ состояния дел с безопасностью продукции на потребительском рынке и обеспечением потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных результатов измерений.

Государственный надзор проводится не чаще, чем один раз в три года в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов и технических регламентов осуществляется с применением инструментальных методов контроля, т.е. проведением испытаний отобранных образцов продукции в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах).

В случае выявления нарушений установленных обязательных требований должностными лицами органов государственного надзора Федерального агентства к проверяемому субъекту хозяйственной деятельности и (или) должностному лицу применяются правовые меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.

На основе результатов государственного надзора Федеральное агентство проводит мониторинг состояния дел, связанных с безопасностью продукции и обеспечением единства измерений, готовит и представляет обобщенные материалы в установленной сфере деятельности в Минпромторг России, федеральным органам исполнительной власти, представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах и администрации субъектов Российской Федерации.

Инфографика: "Государственный контроль и надзор за соблюдением требований Технических регламентов" (pdf , 0.12 Мб)

Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (docx , 0.00 Мб)

Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельности которых присвоены категории риска (xls , 0.25 Мб)  

 

Взаимодействие с отраслевыми объединениями и ассоциациями

В рамках консолидации совместных усилий, направленных на борьбу с выпуском в обращение и обращением на рынке не соответствующей установленным требованиям продукции, а также построения взаимного сотрудничества и партнерства Росстандартом выстраивается взаимодействие с отраслевыми объединениями, ассоциациями, союзами. В настоящее время заключены соглашения с:

 

В рамках заключенных соглашений стороны будут осуществлять обмен информацией о выпуске в обращение и обращении на рынке несоответствующей обязательным требованиям продукции, проведение совместных совещаний, конференций, круглых столов и других мероприятий.

www.gost.ru

Государственный контроль и надзор - Портал совершенствования государственного управления

Контроль и надзор – одна из наиболее чувствительных точек соприкосновения бизнеса с органами власти, в которой наблюдается самый высокий уровень вмешательства государства в экономическую деятельность.

Официальный сайт о реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности", утвержденной президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам21 декабря 2016 года.

Совершенствование контрольно-надзорной деятельности является одним из приоритетных направлений стратегического развития Российской Федерации. Проблемные вопросы контрольно-надзорной деятельности на протяжении последних лет остаются одной из тем ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию Российской Федерации, а также широко обсуждаются в обществе и экспертной среде.

Важным этапом реформирования сферы государственного контроля и надзора  стало принятие в 2008 году указа Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», а также  Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон о защите прав юридических лиц). Последний был разработан как системообразующий нормативно-правовой акт в сфере осуществления функций органов исполнительной власти по контролю и надзору.

Следующим этапом совершенствования правового регулирования контрольно-надзорной деятельности стало принятие ряда концептуальных поправок в Федеральный закон № 294-ФЗ. Наиболее важными из них стали:

Дальнейшая работа по реформированию контрольно-надзорной деятельности проводилась в соответствии с Дорожной картой совершенствования контрольно-надзорной деятельности, которая была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. № 559-р. Данный документ представляет собой план мероприятий, реализуемый федеральными органами исполнительной власти с привлечением общероссийских общественных объединений предпринимателей, ведущих научных и экспертных организаций в целях повышения защищенности охраняемых законом ценностей, снижения издержек субъектов предпринимательской деятельности, связанных с осуществлением контрольно-надзорной деятельности, а также оптимизации ресурсов, затрачиваемых государством на осуществление указанных функций. «Дорожная карта» включает 78 мероприятий по 9 основным направлениям, в числе которых внедрение риск-ориентированного подхода при  организации и проведении мероприятий по контролю, совершенствование существующих и внедрение новых инструментов контрольно-надзорной деятельности, выявление и устранение устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, а также дублирующих друг друга полномочий контрольно-надзорных органов и т.д.

Наконец, в 2016 году реформа контрольно-надзорной деятельности приобрела статус приоритетной программы. Паспорт программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» был утвержден 21 декабря 2016 года по итогам заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Программа рассчитана на срок с декабря 2016 года по 2025 год (включительно). На данном этапе в реализации программы «Реформа контрольно-надзорной деятельности» участвуют 12 ведомств: МВД, МЧС, ФАС, ФНС, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Ространснадзор, Росприроднадзор, Роструд, Ростехнадзор и ФТС.

Ключевые цели программы состоят в следующем:

 На достижение целей программы направлены 8 приоритетных проектов:

Для каждого из данных проектов предусмотрены целевые показатели и сроки достижения, а также перечень мероприятий, которые должны быть реализованы в рамках программы.

В результате реализации приоритетной программы количество смертельных случаев, заболеваний и отравлений, пострадавших и травмированных по контролируемым видам рисков должно снизиться вдвое к концу 2025 года, а уровень материального ущерба – на 30%.

Также к концу 2025 года вдвое должна снизиться и административная нагрузка на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

К 2025 году предстоит актуализировать и систематизировать обязательные требования по наиболее массовым видам предпринимательской деятельности и по всем видам контроля и надзора. При этом должен соблюдаться принцип, что новое обязательное требование может вводиться только после отмены двух устаревших.

Кроме того, по 25 наиболее массовым видам контроля и надзора будут доступны онлайн исчерпывающие перечни обязательных требований для малого и среднего бизнеса, в соответствии с которыми проводятся проверки. Также в личном кабинете предприниматели смогут получить подробную консультацию по перечням обязательных требований, информацию о проведённых и планируемых контрольных мероприятиях, там же планируется реализовать и механизм самодекларирования.

Контрольные мероприятия будут проводиться на основе вероятности причинения ущерба охраняемым законом ценностям и с учётом истории поведения хозяйствующих субъектов. Уже к 2018 году за счёт внедрения риск-ориентированного подхода число плановых проверок должно сократиться на 30%. И в 2018 году не менее 90% плановых проверок будут проходить на объектах высоких категорий риска.

В целом по итогам проведения реформы деятельность контрольно-надзорных органов должна быть переориентирована на предупреждение и профилактику нарушений.

ar.gov.ru


Смотрите также