Проверочная работа по произведению Д.И.Фонвизина «Недоросль»
№1
1. Каким словом во времена Фонвизина называли дворянина, не получившего должного образования и которому поэтому было запрещено поступать на службу и жениться?
2. Кто из героев комедии произносит: «Не хочу учиться, хочу жениться»?а) Милон б) Митрофан в) Правдин г) Цыфиркин
3. Фонвизин в произведении обличает:
а) невежественных дворян б) малообразованных учителей в) раболепие крепостных.
4. Соотнесите персонажей пьесы с афоризмами, ими произнесёнными:
1) «Не хочу учиться, хочу жениться» А Правдин 2) «То бранюсь, то дерусь; тем и дом держится» Б. Стародум 3) «Между свиньями я сам всех умнее» В. Простакова 4) «Тиранствовать никто не волен» Г. Митрофан 5) «При твоих глазах мои ничего не видят» Д. Скотинин 6) «Вот злонравия достойные плоды!» Е. Простаков
5. Выберите НЕВЕРНОЕ продолжение фразы: «Недоросль» - это первая социально – политическая комедия, в которой… а) автор высмеял систему дворянского воспитания и образования б) показан страшный в своём невежестве и бездушии человек, «подобный матери» в) главная идея – необходимость воспитания души г) автор призывает к отмене крепостного права.
6. В финале комедии Стародум произносит реплику, объясняющую суть произошедшего в доме Простаковой: «Вот … достойные плоды». Какое слово пропущено?
7.Кто произносит: «Наличные деньги – не наличные достоинства..." а) Правдин б) Стародум в) Милон
Проверочная работа по произведению Д.И.Фонвизина «Недоросль»
№2
1. Имя Митрофана в переводе с греческого означает «похожий на мать». Сходство проявляется:
а) в мудрости б) в грубости и невежестве в) в уважении к другим
2. Кто является главным учителем Митрофана, чьи уроки он усвоил?
а) Вральман б) Цыфиркин в) Кутейкин г) Простакова
3. Жанр произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль»:
а) комедия б) драма в) трагедия
4. Выберите верное продолжение фразы: Митрофан страшен тем, что это… а) неповоротливый лентяй б) безвредный невежа и обжора в) жестокий, неблагодарный и бездушный невежда г) молодой барич, невоспитанный и не желающий учиться
5. Кому из героев комедии принадлежат слова: «Прямое достоинство в человеке есть душа»?а) Милону б) Стародуму в) Правдину г) Простакову
6. Фраза Стародума: «Просвещение возвышает одну добродетельную душу» затрагивает проблему:
а) воспитания б) патриотизма в) знатности.
7. Кем был в прошлом немец Вральман?
а) солдат б) кучер в) парикмахер г) учитель
8. Укажите фамилию персонажа комедии, который признается: «Люблю свиней, сестрица».
9. Кто произносит: "...душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам..." а) Стародум б) Правдин в) Милон
Проверочная работа по произведению Д.И.Фонвизина «Недоросль»
№3
1. К какому литературному направлению можно отнести пьесу «Недоросль»?
а) реализм б) классицизм в) сентиментализм г) романтизм
2. Выражение из «Недоросля», ставшее крылатым:
а) «Суженого конем не объедешь» б) «Не хочу учиться, хочу жениться»
в) «Милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин».
3. Определите темы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»: а) воспитания и образования б) обличения невежества в) любовная г) борьба с самодержавием
4. Недорослем во времена Фонвизина назывался…: а) главный герой комедии б) подросток 15 – 17 лет в) ленивый, ограниченный, невежественный человек г) дворянин, не получивший образования, не имеющий права служить, жениться.
5. Кто учил Митрофана математическим наукам?а) Стародум б) Вральман в) Цыфиркин г) Кутейкин
6. Укажите фамилию учителя Митрофана, который отказался от денег, так как ничему не научил своего ученика.
7. Какую фамилию госпожа Простакова носила в девичестве?
а) Правдина б) Зверева в) Волкова г) Скотинина
8. Художественный прием, характерный для драматургии классицизма:
а) «говорящие фамилии»; б) нейтральная авторская позиция; в) несколько сюжетов.
9. Назовите жанр произведения.
Ответы
7баллов – «5»
5- 6баллов – «4»
3 – 4балла – «3»
9баллов – «5»
7 – 8 баллов – «4»
5 -6 баллов – «3»
infourok.ru
Автор: Фонвизин Д.И.
В начале 1782 года Фонвизин читал друзьям и светским знакомым комедию «Недоросль», над которой он работал в течении многих лет. Он поступал с новой пьесой также, как когда-то с «Бригадиром».
Прежняя пьеса Фонвизина была первой комедией о русских нравах и, по словам Н.И. Панина, необычайно понравилось императрице Екатерине II. То ли будет с «Недорослем»? Ведь в «Недоросле», по справедливому замечанию первого биографа Фонвизина, П.А. Вяземского, автор «Уже не шумит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если и смешит зрителей картины выведенных злоупотреблении и дурачеств, то и тогда внушаемый смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных.
Пушкин восхищался яркостью кисти, нарисовавшей семью Простаковых, хотя и находил следы «педантства» в положительных героях «Недоросля» Правдине и Стародуме. Фонвизин для Пушкина – образец истины веселости.
Как бы ни казались нам на первый взгляд старомодны благоразумны герои Фонвизина, исключить их из пьесы невозможно. Ведь тогда в комедии пропадает движение, противоборство добры и зла, низость и благородство, искренность и лицемерие, животности высокой духовности. «Недоросль» Фонвизина построен на том, что мир Простаковых из Скотининых – невежественных, жестоких, самовлюбленных помещиков – хочет подчинить себе всю жизнь, присвоить право неограниченной власти и над крепостными, и над людьми благородными, которым принадлежат Софья и её жених, доблестный офицер Милон; дядя Софьи, человек с идеалами петровского времени, Стародум; хранитель законов, чиновник Правдин. В комедии сталкиваются два мира с разными потребностями, стилями жизни и манерами речи, с разными идеалами. Стародум и Простакова наиболее откровенно выражает позиции непримиримых, в сущности, лагерей. Идеалы героев отчетливо видны в том, какими они хотят видеть своих детей. Вспомним Простакову на уроке Митрофана:
«Простакова. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит… Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги – ни с кем не делится… Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!».
А теперь вспомним сцену, где Стародум говорит с Софьей:
«Стародум. Не тот богат, кто отсчитывает деньги, что прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного… Дворянин… считал бы за первое бесчестие не делать ничего: есть люди, которым помогать, есть Отечество, которому служить».
Комедия, говоря словами Шекспира, — «несовместимого соединитель». Комизм «Недоросля» ведь не только в том, что госпожа Простакова смешно, колоритно, как уличная торговка, бранится, что любимое место её братца – хлев со свиньями, что Митрофан – обжора: с трудом отдохнув от обильного ужина, он с утра уже пять булочек съел. Это дитя, как думает Простакова, «деликатного сложения», необременено ни умом, ни занятиями, ни совестью. Конечно, смешно смотреть и слушать, как Митрофан то робеет перед кулачищами Скотинина и прячется за спинами няньки Еремеевны, то с тупой важностью и недоумением рассуждает о дверях «котора прилагательна» и «котора существительна».Но есть в «Недоросле» комизм более глубокий, внутренний: грубость, которая хочет выглядеть любезно, жадность, прикрывающая великодушием, невежество, претендующее на образованность.
Комическое основано на нелепость, несоответствие формы и содержания. В «Недоросле» жалкий, примитивный мир Скотининых и Простаковых хочет прорваться в мир благородных, присвоить себе его привилегии, завладеть всем. Зло хочет прибрать к рукам добро действует при этом весьма энергично, разными способами.
По мысли драматурга, крепостное право – бедствие для самих помещиков. Привыкнув обращаться со всеми грубо, Простакова не щадит и родных. Своей волей остановится основа её натуры. Самоуверенность слышна в каждой реплике Скотинина, лишенных каких бы то ни было достоинств. Жесткость, насилие становится крепостников самым удобным и привычным оружием. Поэтому их первое побуждение — принудить Софью к браку. И только поняв, что у Софьи есть сильные заступники, Простакова начинает лебезить и пытаться подделываться под тон людей благородных.
В финале комедии наглости и подобострастии, грубости и растерянности делают Простакову жалкой настолько, что Софья и Стародум готовы её простить. Самовластие помещицы приучило её нетерпеть никаких возражений, не признавать никаких препятствий.
Но добрые герои Фонвизина могут победить в комедии только благодаря резкому вмешательству властей. Не будь Правдин таким стойким хранителем законов, не получил он письмо от наместника, все обернулось бы иначе. Фонвизин вынужден был прикрывать сатирическую остроту комедии надеждой на законное правление. Как в последствие Гоголь в «Ревизоре», он разрубает гордиев узел зла неожиданным вмешательством с вверху. Но мы слышали рассказ Стародума, о правдивой жизни и болтовню Хлестакова о Петербурге. Столица и глухие углы провинции на самом деле куда более близки, чем это может показаться на первый взгляд. Горечь мысли о случайности победы добра придает комедии трагический подтекст.
www.ronl.ru
Тестовые задания по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
1. Где происходит действие в комедии «Недоросль»?
1) в деревне 2) в городе
3) в горах 4) в лесу
2. Кто учил Митрофана математике?1) Стародум 2) Цыфиркин
3) Вральман 4) Кутейкин
3. Кто из героев комедии автор слов: «Не хочу учиться, хочу жениться»?1) Милон 2) Митрофан
3) Правдин 4) Цыфиркин
4. Кто сшил кафтан Митрофану?
1) Простакова 2) Кутейкин
3) Тришка 4) Еремеевна
5. Кто такая Софья?
1) нянька Митрофана 2) служанка
3) племянница Стародума 4) дочь Милона
6. Как обзывает госпожа Простакова Тришку?
1) дурень 2) растяпа
3) лентяй 4) скот
7. Брат Простаковой
1) Стародум 2) Милон
3) Правдин 4) Скотинин
8. Каких птиц уважал Митрофан?
1) голубей 2) сорок
3) грачей 4) воробьёв
9. Куда уехал Стародум?
1) в Сибирь 2) в Питер
3) в Москву 4) в Горький
10. Кто учил Мирофана грамоте?
1) Вральман 2) Кутейкин
3) Правдин 4) Еремеевна
11. Национальность Адама Адамовича Вральмана
1) русский 2) немец
3) татарин 4) француз
12. Где родился Правдин?
1) в деревне 2) в Петербурге
3) в Москве 4) в Сибири
13. Чьи слова: «Начинаются чины — перестаёт искренность»?
1) Простакова 2) Правдина
3) Стародума 4) Скотинина
14. Кому служил отец Стародума?
1) Екатерине 2) Александру
3) Николаю 4) Петру
15. Определите жанр пьесы.
а) драма б) комедия
в) трагикомедия г) трагедия
16. Какой прием помогает автору показать свое отношение к героям и дать им оценку?
а) авторские ремарки в) использование сатиры
б) «говорящие» фамилии
г) оценка героев друг другом
17. Какую проблему автор не поднимает в комедии?
а) индивидуализма в) несправедливость существования крепостного права
б) воспитания и образования
г) дворянского права и чести
18. Кто из героев комедии является выразителем точки зрения автора:
а) Софья б) Митрофан
в) Стародум г) Милон
19. Кого выбрала себе в мужья Софья:
а) Скотинина б) Митрофанушку
в) Милона г) Правдина
20. Время, в течение которого развивается действие комедии:
а) неделя б) месяц
в) сутки г) год
21. Против какого общественного порока была направлена комедия:
а) против раболепия б) невежества
в) чинопочитания г) казнокрадства
22. Кому из героев произведения принадлежат слова: « Люблю свиней… а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой»
а) Простаков б) Правдин
в) Скотинин г) Митрофанушка
23. Какой совет предлагает госпожа Простакова Митрофану, когда он решает задачу про деньги?
____________________________________________________________________________________
Ответы к тестам по комедии Ф.И. Фонвизина «Недоросль»
1)
2)
2)
3)
3)
4)
4)
1)
1)
2)
2)
3)
3)
4)
б)
а). б)
а)
в)
в)
в)
б)
а)
нашел деньги – ни с кем не делись, все себе возьми
infourok.ru