/ Контрольная работа по правоведению (ЭОР). Контрольные по правоведению


Контрольная работа по правоведению (ЭОР)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

Кафедра публично-правовыхдисциплин Кафедрауголовно-правовыхдисциплин Кафедрагражданско-правовыхдисциплин

ПРАВОВЕДЕНИЕ

практикум

Магнитогорск

2014

1

УДК 340 (075)

Рецензенты:

Кандидат юридических наук, ст. преподаватель кафедры кафедры Государственного и муниципального управления и управления персоналом ФГБОУ ВПО «МГТУ»

Ереклинцева Е.В.

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовыхдисциплин

НОУ ВПО «Международный институт экономики и права» Стрелкова И.И.

Коллектив авторов:

Иванова Л.А. – раздел 4, раздел 2 Субботина Е.В. – введение, разделы 1, 3, раздел 2 Мещерякова Т.Р. – раздел 2

Правоведение. Практикум: электронный образовательный ресурс. - Магнитогорск: МГТУ, 2014.

Образовательный ресурс предназначен для выполнения контрольной работы по дисциплине «Правоведение» студентами всех направлений подготовки заочной формы обучения. Тематика контрольной работы охватывает содержание изучаемой учебной дисциплины «Правоведение».

Содержит требования к выполнению контрольной работы, варианты задач и заданий, рекомендации по выполнению теоретического и практического разделов работы.

2

ВВЕДЕНИЕ

«Правоведение» является комплексной дисциплиной, которая знакомит студентов с общей теорией государства и права, основными отраслями права (конституционным, гражданским, семейным, трудовым, административным, уголовным, экологическим правом и др.), а так же с проблемами защиты государственной тайны.

Изучение дисциплины «Правоведение» тесно связано с изучением других дисциплин: философией, социологией, политологией, экономической теорией и историей.

Программа и содержание дисциплины отвечают требованиям государственных образовательных стандартов специальностей и направлений подготовки, реализуемых в ФГБОУ ВПО «МГТУ».

Целью изучения дисциплины «Правоведение» является:

1.Приобретение знаний в области публичного и частного

права.

2.Выработка навыков уверенной ориентации в действующем законодательстве, умений оперативно находить правовые акты, обоснованно ссылаться на их конкретные правовые нормы, реализовывать их положения в ходе практической деятельности.

3.Формирование правильного понимания роли права в жизни общества, уяснение необходимости неуклонного и сознательного соблюдения Конституции РФ, законов и подзаконных актов.

Врезультате прослушивания лекций, работы на практических занятиях, выполнения отдельных видов самостоятельной работы студент заочной формы обучения должен:

1. Получить знания о предмете и методах применяемых в юридических науках.

2. Знать основные категории общей теории государства и права, а так же основных отраслей права в соответствии с учебной программой дисциплины.

3. Уметь определять вид общественных отношений, отрасль права, закон, нужную статью закона, регулирующую конкретный юридический факт или ситуацию.

3

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Понятие и характеристика контрольной работы

Контрольная работа представляет собой самостоятельную письменную работу, позволяющую определить способность студентов, решать научные и практические задачи дисциплины. Она способствует вырабатыванию навыков работы с научной и учебной литературой,нормативно-правовымиактами, позволяет закрепить правовую терминологию, учит логически излагать свои мысли и делать собственные выводы.

Основные цели написания контрольной работы: осуществление контроля со стороны преподавателя за

самостоятельной работой студентов по овладению ими основами учебной дисциплины «Правоведение»;

овладение умениями и практическими навыками применения норм права к анализу явлений общественной жизни;

развитие навыков самостоятельной работы с нормативными правовыми актами, научной, учебной и учебнометодической литературой;

выработка навыков правильного оформления научных докладов, рефератов и сообщений;

развитие самостоятельного мышления и выражения самостоятельной позиции при оценке юридических фактов.

Основными задачами контрольной работы являются:

проверка степени усвоения учебного материала;

закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами на лекциях, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы;

выработка необходимых навыков и умений эффективно применять российское законодательство.

При подготовке контрольной работы студент должен:

 научиться работать с юридической социальнополитической литературой, проявляя при этом творческий подход

кизучаемому материалу;

усвоить основные теоретические положения и нормативные акты;

выработать умение применять положения нормативноправовых актов к конкретным событиям и явлениям реальной жизни;

4

 самостоятельно, последовательно, аргументировано излагать изученный материал.

1.2. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

Студенты заочной формы обучения в процессе изучения дисциплины пишут одну контрольную работу. Тематика контрольной работы охватывает содержание изучаемой учебной дисциплины «Правоведение».

Контрольная работа выполняется по одному из предлагаемых ниже вариантов. Выбор варианта производится по начальной букве фамилии студента.

Начальная буква фамилии

 

Номер варианта контрольной

студента

 

работы

 

 

 

А, Ц

 

1

Б, З

 

2

В

 

3

Г

 

4

Д

 

5

Е, Ё, Ч

 

6

Ж, Ш

 

7

И, Щ

 

8

К

 

9

Л

 

10

М

 

11

Н

 

12

О

 

13

П

 

14

Р

 

15

С

 

16

Т

 

17

У, Э

 

18

Ф, Ю

 

19

Х, Я

 

20

 

5

Выполнение контрольной работы включает несколько этапов:

подготовительный, написание текста работы, её оформление, защита.

Выполнение этих последовательных этапов позволит студенту осуществить главную задачу – самостоятельно подготовить контрольную работу на высоком уровне и, при необходимости, защитить ее.

Наиболее трудоемкий из них – подготовительный этап. Он предполагает: определение вопросов, составление библиографии, поиск и сбор материалов, составление плана.

Приступая к выполнению работы, необходимо, прежде всего:

-внимательно ознакомиться с заданиями своего варианта контрольной работы,

-выяснить, к какой теме курса относятся предлагаемые задания,

-подобрать соответствующие нормативно-правовыеакты и комментарии к ним, литературу,

-проверить, действует ли выбранный нормативно-правовойакт, вносились ли в него изменения и дополнения.

При этом надо использовать программу, рекомендуемые учебники, специальную литературу и официальные источники опубликования нормативно-правовыхактов.

Следует учесть, что список нормативных актов и литературы, рекомендованный преподавателем, не является исчерпывающим и по возможности должен быть дополнен новыми нормативно-правовымиактами и новыми публикациями на момент выполнения работы.

При подготовке контрольной работы помощь студентам может оказать использование официальных изданий

«Собрание законодательства РФ», «Российская газета», «Вестник Конституционного Суда»,

«Вестник Высшего арбитражного суда» и др., а также научных журналов «Российская юстиция», «Хозяйство и право»,

6

«Государство и право», «Правоведение», «Юрист», «Экономика и право»,

«Журнал российского права».

Учебным пособием является информационный диск «КонсультантПлюс: Высшая школа».

Общий объем работы должен составлять 5-10страниц машинописного или набранного на компьютере текста без учета списка использованной литературы, а также приложений, количество которых не ограничивается. Образец титульного листа приведен в Приложении 1.

Работа должна быть выполнена с одной стороны листа односортной белой бумаги формата А4 (297 х 210 мм). Текст печатается через 1,5 интервала с применением 14 размера основного шрифта Times New Roman. Текст должен быть отформатирован по ширине страницы.

Каждая страница контрольной работы имеет поля: левое – 20 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Абзацный отступ – 10 мм.

Контрольная работа выполняется по конкретно определенному варианту, который содержит два раздела.

Первый раздел - теоретический. Включает выполнение двух теоретических заданий.

Второй раздел - практический. Предусматривает проверку полученных знаний посредством решения предложенных задач.

Требования, предъявляемые к первому разделу.

В основной части работы логически и последовательно освещаются вопросы, вытекающие из задания. В процессе изложения основной части особое внимание обращается на выделение понятий и категорий, особенностей исследуемых отраслей права, знание источников, умение их использовать и применять на практике при разрешении конкретных юридических задач.

Цитирование и ссылки на используемые в тексте источники является обязательным условием выполнения. Оформление сносок осуществляется в установленном порядке.

Список литературы. Составляется в соответствии с установленными требованиями

7

1)законодательные и другие нормативно-правовыеакты размещаются по их юридической силе;

2)книги, статьи и т.д. - в алфавитном порядке.

Взаконодательные и другие официальные материалы включаются международные акты, конституции, законы, указы, постановления правительства, акты федеральных органов исполнительной власти, акты органов местного самоуправления и т.п.

Вбиблиографии указывается только цитируемая по тексту литература, располагаемая в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора; если работа представляет сборник научных статей, - то по первой букве его названия. При этом объем источника дается полностью: если это монография, то сколько страниц в этой работе; если это научная статья, то на каких страницах в журнале она размещена.

Требования, предъявляемые ко второму разделу.

При решении задач нужно исходить из следующего. Правовые ситуации, описанные в задаче, представляют собой определенные общественные отношения, урегулированные соответствующей нормой права.

Студент должен внимательно прочитать задачу, уяснить ее содержание и поставленные контрольные вопросы, определить главный вопрос. Затем надо определить, какие обстоятельства в данной ситуации являются решающими для принятия решения, основанного на законе.

Ответ на задачу должен быть аргументированным, четким и полным, со ссылкой на соответствующие статьи, пункты нормативно-правовыхактов.

При подготовке решения задачи студенту следует учитывать:

1)необходимо использовать нормативно-правовыеакты, действующие в момент решения задачи, в том числе с действующими изменениями, а не утратившие свою юридическую силу положения акта;

2)если нет специального указания в задании (задаче), не следует приводить в качестве решения задачи (ответа на задачу) текст нормативно-правовогоакта (правовой нормы), следует делать только ссылку на пункт, статью акта;

8

3)в ходе решения задачи необходимо оперировать основными правовыми категориями;

4)решение задачи должно соответствовать поставленным вопросам.

На последней странице контрольная работа подписывается автором и ставится дата ее завершения

Выполненная и оформленная в соответствии с предъявляемыми требованиями контрольная работа сдается на кафедру и после ее регистрации передается преподавателю для проверки.

При проверке контрольной работы преподаватель отмечает ошибки, допущенные студентом.

Работа, признанная выполненной, хранится на кафедре. Студент, несмотря на положительную оценку его работы,

должен ознакомиться с замечаниями и рекомендациями, которые сделаны преподавателем. Необходимо подготовить устный ответ по замечаниям на контрольную работу, так как преподаватель в ходе экзамена / зачета по дисциплине «Правоведение» может обратить внимание студента на недостатки в работе и проверит знания студента по замечаниям, высказанным в рецензии.

В случае, если работа не зачтена, студент должен в зависимости от замечаний рецензента переработать, ее целиком или завершить доработку отдельных вопросов. В отдельных случаях по рекомендации преподавателя студент может написать работу на другую тему.

Недостатками контрольной работы являются:

- ссылка в работе на нормативно-правовыеакты, утратившие юридическую силу;

- поверхностное изложение теоретических положений; - подмена творческой работы с литературой списыванием

текстов из монографий, статей, брошюр и т. д.; - использование устаревшей литературы;

- небрежность в оформлении, игнорирование требований, предъявляемых к выполнению контрольной работы.

Защита контрольной работы. Наряду с написанием контрольной работы и ее рецензированием преподаватель может провести собеседование со студентом-заочником по теме контрольной работы. Защита контрольной работы проводится в сроки, которые устанавливает преподаватель.

9

РАЗДЕЛ 2. ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Вариант 1

Теоретический раздел

Задание 1.

В каких из нижеперечисленных случаев с работником будет заключен срочный трудовой договор, не смотря на желание работника заключить трудовой договор на неопределенный срок:

1.на работу поступает пенсионер по возрасту;

2.работа предполагает направление лица на работу за

границу;

3.работодатель является субъектом малого предпринимательства;

4.работник принимается для проведения пусконаладочных работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя;

5.работник принимается на должность проректора вуза;

6.на работу принимается спортсмен.

Обоснуйте свою позицию.

Задание 2.

Статья 15 УК РФ содержит понятие категории преступлений. Как зависит от категории преступления освобождение от

уголовной ответственности? Обоснуйте Вашу точку зрения.

Практический раздел

Задача 1.

Вюридическую консультацию обратились жители многоквартирного дома со следующим вопросом:

«У нас под окнами в мае началось строительство многоэтажного дома. Шум стоит жуткий, пыль летит, окна открыть невозможно, сидим в духоте. Машины работают до 23.00 часов и в воскресенье тоже.

Вкакой период времени могут производиться шумные работы, связанные со строительством под окнами жилых домов? Есть ли в Челябинской области какой-нибудьзакон «о тишине», на

10

studfiles.net

Контрольная работа по Правоведению

Содержание

1. Правосознание и правовая культура

Правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и к правовым явлениям в общественной жизни [4, 302].

Правосознание обычно не существует в «чистом» виде, оно взаимосвязано с другими видами и формами осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и др. Отношение к праву часто определяется политическими взглядами.

Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико, ощутимо. Этим объясняется включение его в механизм правового регулирования как одного из средств воздействия на общественные отношения. Специфическая черта правосознания как составной части механизма правового регулирования состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздействия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. В той или иной степени оно присутствует во всех элементах механизма правового регулирования — нормах права, правоотношениях, актах реализации права.

Наиболее зримую роль играет правосознание на стадии реализации права в процессе воплощения в жизнь юридических прав и обязанностей.

От уровня, качества, характера, содержания правосознания в значительной степени зависит то, каким будет поведение человека в обществе — правомерным, социально полезным или неправомерным, социально вредным и опасным.

Правосознание (как индивидуальное, так и коллективное) – сложное структурное образование, в котором можно выделить рациональные компоненты, обычно называемые правовой идеологией. Правовая идеология включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях в обществе.

В правосознании можно выделить и эмоциональные структурные элементы , которые называются правовой психологией. Эмоции органически включены в структуру сознания, и человек не может руководствоваться в сфере правового регулирования только рациональным мышлением. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер и направленность правового поведения.

Анализ отношения людей к законам и иным нормативным правовым актам позволяет выделить в правосознании и другие элементы.

Первый элемент – информационный . Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Информация может быть полной и всесторонней, а может быть и поверхностной, с чьих-либо слов. Информационный уровень правосознания — обязательная его структурная часть, ибо без информации о законе не может быть и отношения к нему.

Второй элемент — оценочный . Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. Аксиологические (ценностные) элементы правосознания занимают важное место в его структуре. На основе ценностных представлений человека формируются мотивы его поведения в правовой сфере.

На основе информационного и оценочного элементов формируется элемент третий – волевой . Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом.

Волевую направленность правосознания иногда именуют правовой установкой, т.е. психологической направленностью, готовностью человека как-то действовать в сфере правового регулирования [4, 305].

Основаниями разделения правосознания на виды можно взять уровень осознания необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, которые позволят дать его как бы качественную характеристику. По данным критериям правосознание подразделяется на три уровня.

Первый уровень – обыденное правосознание . Этот уровень свойствен основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования.

Второй уровень – это профессиональное правосознание , которое

складывается в ходе специальной подготовки (например, при обучении в юридическом учебном заведении), в процессе осуществления практической юридической деятельности. Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения.

Третий уровень – это научное , теоретическое правосознание . Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.

Одним из видов коллективного правосознания является групповое правосознание, т.е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ.

Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическими экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека [6, 284].

Из определения следует, что правовая культура — определенное «качество» правовой жизни общества, уровень ее развития, складывающийся из, в том или ином состоянии пребывающих (тоже с точки зрения уровня развития), подсистем, частей или элементов.

Правовую культуру в зависимости от ее носителей можно разделить на индивидуальную и общественную .

Правовая культура общества зависит, прежде всего, от уровня развития правового сознания населения , т.е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиск компромиссов и т.д., насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т.д. Это первый элемент правовой культуры.

Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в правовом поведении, которые имеют и самостоятельные характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности .

Существенно влияет на правовую культуру общества и правоприменение, т.е. властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации.

Третьим элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических актов , т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой является конституция государства. Важен в целом и уровень развития вообще всей системы нормативно-правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и кончая актами местных органов власти и управления.

Если отвлечься от многообразных проявлений правовой культуры, не давать их перечень, но попытаться классифицировать, то можно выделить четыре разновидности: правовые идеи , правовые нормы и институты , правовые поступки , правовые учреждения . Составные каждой из названных разновидностей могут быть классифицированы по своим основаниям. Но, так или иначе, все членения будут укладываться в четыре состояния культуры: идеолого-психическое; нормативное, фиксируемое совокупностью норм права; поведенческое, указывающее на характер правовых действий; объективированное, закрепляющее результаты правовой деятельности [4, 312].

Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена оценкам. Поэтому представляется возможным говорить о высокой правовой культуре, низкой правовой культуре и культуре среднего уровня. Разумеется, оценки эти относительны.

Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, работу с гражданами, а с другой — надлежащее кадровое обеспечение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов.

2. Порядок заключения, изменения и расторжения гражданско-правовых договоров

Термин «договор» употребляется в гражданском праве в различных значениях. Под договором понимают и юридический факт, лежащий в основе обязательства, и само договорное обязательство, и документ, в котором закреплен факт установления обязательственного правоотношения. В юридическом смысле договор представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК).

mirznanii.com

Юридический факультет

39

0Санкт-Петербургская академия

управления и экономики

Кафедра «Теории и истории государства и права»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРАВОВЕДЕНИЕ (ПРАВО)

для специальностей - 351000 (080503) – «Антикризисное управление»,

020400 (030301) – «Психология»,

022900 (031202) – «Перевод и переводоведение»,

061100 (080507) – «Менеджмент организации»,

350500 (040101) – «Социальная работа»,

060400 (080105) – «Финансы и кредит»,

230500 (100103) – «Социально-культурный сервис и туризм»,

060500 (080109) – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,

350400 (030602) – «Связи с общественностью»,

061000 (080504) – «Государственное и муниципальное управление».

Бакалавры:

522000 (080300) – «Коммерция»,

521600 (080100) – «Экономика»,

521500 (080500) – «Менеджмент»,

100200 – «Туризм»,

521000 – «Психология».

Санкт-Петербург

2007

Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой Теории и истории государства и права.

Протокол № 1 от «1» сентября 2007г.

Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией юридического факультета.

Протокол № 1 от «5» сентября 2007г.

Разработан

кандидатом юридических наук,

доцентом кафедры Теории и истории государства и права

Курноскиным Е.Н.

Правоведение (право). Учебно-методический комплекс. – СПб: СПбАУиЭ, 2007.

СОДЕРЖАНИЕ

Рабочая учебная программа дисциплины «Правоведение (Право)»

4

Методические рекомендации по проведению семинарских занятий

17

Методические указания к выполнению контрольной работы

22

Порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине, содержание контролирующих материалов

25

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

35

1. Рабочая учебная программа дисциплины

1. Целевая установка

и организационно-методические указания

  1. Цели и задачи обучения по дисциплине

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель курса «Правоведение» – дать студентам знания об основных понятиях и категориях права и государства, основных положениях отраслей российского права, привить умение ориентироваться в законодательстве Российской Федерации, соотносить реальные жизненные события (юридические факты) с нормами права.

ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ:

В результате изучения курса студенты должны ЗНАТЬ и УМЕТЬ использовать :

studfiles.net


Смотрите также