Урок развития речи "Сочинение-рассуждение на основе текста художественного стиля". 6-й класс. Контрольное сочинение 6 класс


Урок развития речи «Сочинение – рассуждение» (6 класс).

Урок развития речи «Сочинение – рассуждение» (6 класс).

Цель урока: подготовка учащихся к написанию собственного связного высказывания по плану рассуждения.

Задачи урока:

Ход урока

1 этап. Вызов с использованием приёма « кластер»:

В центре листа пишется слово (тема, проблема), далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи этой темой.

а) На доске записывается слово «рассуждение».

б) Каждый учащийся записывает свои ассоциации, связанные с этим словом (3-5 минут).

в) В группе собирают слова-ассоциации в блоки по значению, оформляют на листе бумаги.

г) Каждая группа представляет свою схему, комментируя.

На доске в это время учитель суммирует все высказывания в одну схему.

Например,

hello_html_m53a416e3.jpg

Учитель подводит итог: это наше понимание слова “рассуждение” на бытовом, жизненном уровне. А мы должны рассмотреть это понятие на научном уровне.

2 этап. Осмысление.

а) Работа с определением.

Задание: отметьте, что вам знакомо в этом определении?

Рассуждение – это доказательство какой-то мысли. Тезис является главной частью рассуждения. Основное место в рассуждении занимают доказательства тезиса. В заключительной части обычно формулируется вывод.

Схема полного рассуждения

hello_html_110743fb.jpg

Беседа с классом по вопросам:

  1. Что из того, что вы узнали, вам уже было знакомо?

  2. Какую новую информацию вы получили?

  3. Что вызвало сомнение?

  4. Какие вопросы у вас возникли?

б) Работа с текстами. Ребятам каждой группы предлагаются тексты.

Задание 1. Определить тип текста. Найти среди них рассуждение, доказать, используя определение, схему.

Лексическая тема: «В библиотеке»

Текст 1. Наша школьная библиотека находится на третьем этаже. После уроков приятно посетить ее. Библиотекарь с радостью встречает нас и помогает найти нужную полку. В библиотеке стоят удобные столы и стулья. Вдоль стен - книжные стеллажи с литературой. На этих полках очень много энциклопедий, словарей и другой справочной литературы. А здесь мои любимые книги приключений! Они привлекают яркими иллюстрациями и интересными событиями.

Текст 2. В читальном зале тишинаНам особенно нужна.Уходите, разговоры,-В вестибюли, в коридоры!Не мешайте нам читать, -Фантазировать, мечтать.В тишине библиотечнойКаждый слышит голоса, Речи птичьи, человечьи.В каждой книге – чудеса!Смотрит в книгу мальчик справа –

Путешествует в Варшаву,А девчонке у окнаВся галактика видна,Две девчонки-синеглазкиПеречитывают сказки,И на розовом конеМчат при солнце и луне.Все сидят в читальном зале,Но мечтой умчались в дали.И, конечно, тишинаЗдесь особенно нужна.

Текст 3. В детской библиотеке обычно два отделения. Одно из них называется – читальный зал. Книги из читального зала на дом не выдаются, они постоянно должны находиться в библиотеке.

Вы спросите – почему? Да потому, что есть книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда есть под рукой.

Задание 2.Прочитать текст. Доказать, что это рассуждение. Выделить части рассуждения в тексте.

Текст 4

Совсем недавно я перечитала книгу Алексина « Пять веселых повестей». В этой книге пять рассказов, и их действительно можно назвать веселыми. Книга мне очень понравилась. Она не только веселая, но и поучительная. Почему? Во-первых, в книге все так, как в жизни. Во-вторых, над некоторыми страницами я посмеялась от души. В-третьих, такие книги я люблю больше всего. Я советую всем ребятам прочитать эту книгу!

Задание 3. Что дано в этом рассуждении? Чего не хватает? Допишите доказательства и вывод.

 Что может книга.

Я очень люблю читать. Однако многие мои знакомые считают, что чтение — это бесполезное занятие, отнимающее кучу времени. Даже раскрыв интересную книгу, они могут заснуть над ней или просто не понимают прочитанного. Я уверен, что такие люди не правы, они даже не понимают, как много интересного и полезного проходит мимо них. Во-первых, книга

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Вспомните книгу, которую вы недавно прочитали. Составьте рассуждение – отзыв об этой книге

Я хочу рассказать о книге _______________________________

Я выбрал ее потому, что __________________________________________________________

Мне эта книга понравилась, так как _________________________________________________

Во-первых, _____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Во-вторых, ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

В-третьих, ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Поэтому мне бы хотелось, чтобы эту книгу прочитали все ребята.

Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Как вы оценили свою работу? (Используется лист самооценки)

Дома письменно поразмышляйте на тему: «Кого можно назвать образованным человеком?».

Урок завершим чтением мудрых мыслей великих, известных людей.

Всё наше достоинство заключено в мысли.( Б .Паскаль )

Мысли – это крылья души. (П. Буаст )

Мыслить – постигать смысл. (Д. Дин )

Двумя очами мы видим телесное, а рассуждением видим духовное.Рассуждение – это руль, который ведёт человека безопасно, не позволяя уклоняться с пути.Рассуждение помогает действовать правильно.Человек, умеющий размышлять,- ювелир в делах духовных. (Иоанн Лествичник )

Благодарю всех за участие в уроке. Спасибо!

infourok.ru

Контрольные работы по развитию речи для 6 класса со спецификацией.

СПЕЦИФИКАЦИЯ

Контрольная работа

Базовый уровень

по развитию речи

6 класс

Тема: «Контрольная работа по развитию речи. 1 полугодие».

Планируемый результат: проводить анализ текста с точки зрения его содержания, единства темы, смысловой цельности; устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

- формулировать тему и главную мысль текста;

- определять тип и стиль речи.

Предметные умения: освоить базовые понятия о тексте, его признаках. Умение выбрать из текста опорные слова, по которым восстанавливается текст, воспроизводить текст по этим словам, понимать содержание текста.

Метапредметные умения: адекватное понимание информации письменного сообщения текстов разных стилей, жанров; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;

Личностные умения: понимать важность вдумчивого и бережного отношения к слову, стремиться к речевому самосовершенствованию.

Контрольная работа по развитию речи 6 класс.

1 полугодие

  1. Определите стиль данного текста.

  2. Укажите, какие признаки (словообразовательные, лексические, синтаксические) этого стиля есть в данном тексте. Приведи примеры.

ТЕКСТ 1

Дуб черешчатый – наиболее известный представитель рода, широко распространенный в европейской части России и Западной Европы. Долговечное, мощное дерево до 10 м высотой, в сомкнутых насаждениях со стройным стволом, высоко очищенным от сучьев, при одиноких посадках на открытых местах – с коротким стволом и широкой раскидистой кроной.

(Из учебника ботаники для вузов)

ТЕКСТ 2

Я шел древней гарью, давным-давно заросшей отборными соснами. В таком бору не встретишь слабого дерева, но один великан возвышался даже над ними, словно могучий гридень в стайке малышей. Я разглядел его с дальней прогалины и долго шел к нему лесом. Но потом я вышел на открытое место и увидел сосну – как человека, во весь рост. Голову великана венчала косматая шапка, но нижние сучья были мертвы и торчали в стороны, словно голые кости...

(М.Семенова. Хромой кузнец)

ТЕКСТ 3

– Мам, гляди, какое огромное дупло у этого дуба! Как ты думаешь, там кто-нибудь живет?

– Не знаю, Вань. Давай заглянем в дупло. Ой, только не суй туда руку, а то вдруг этот кто-нибудь ее откусит.

ТЕКСТ 4

Довожу до Вашего сведения, что из-за проливных дождей, о которых вы не сообщили своевременно, наша поездка за город была сорвана. Требую в период с 6 по 8 марта обеспечить ясную, солнечную погоду. В противном случае буду вынужден обратиться в вышестоящие инстанции.

3. Определите тип речи.

ТЕКСТ 1

Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки. 

ТЕКСТ 2

Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.     (Б.Житков) 

ТЕКСТ 3

Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание, отвращение, предыдущий. Воспитание буквально означает вскармливание, отвращение — отворачивание (от неприятного лица или предмета), предыдущий — идущий впереди. 

4. Определите тему текста, основную мысль.

Что касается красоты, то она различна для каждого возраста. Красота юности заключается в обладании телом, способным переносить труды, будут ли они заключаться в беге или в силе, и в обладании наружностью, своим видом доставляющей наслаждение…

Красота зрелого возраста заключается в обладании телом, способным переносить военные труды, и наружностью приятной и, вместе с тем, внушительной.

Красота старца заключается в обладании силами, достаточными для выполнения необходимых работ, и в беспечальном существовании благодаря отсутствию всего того, что позорит старость.

(Аристотель)

(Темой текста является красота всех возрастов, основная мысль - у каждого возраста своя красота).

5. Определите связь предложений в тексте.

        Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог. К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором. Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное, велел приставить горчичник, весьма ловко запустил себе под обшлаг пятирублёвую бумажку, причём, однако, сухо кашлянул и глянул в сторону, и уже совсем было собрался отправиться восвояси, да как-то разговорился и остался.

И.С. Тургенева «Уездный лекарь»

(цепная связь)

СПЕЦИФИКАЦИЯ

Контрольная работа

Базовый уровень

по развитию речи

6 класс

Тема: «Контрольная работа по развитию речи. 2 полугодие».

Планируемый результат: проводить анализ текста с точки зрения его содержания, единства темы, смысловой цельности; устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

- формулировать тему и главную мысль текста;

- определять тип и стиль речи.

Предметные умения: освоить базовые понятия о тексте, его признаках. Умение выбрать из текста опорные слова, по которым восстанавливается текст, воспроизводить текст по этим словам, понимать содержание текста.

Метапредметные умения: адекватное понимание информации письменного сообщения текстов разных стилей, жанров; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;

Личностные умения: понимать важность вдумчивого и бережного отношения к слову, стремиться к речевому самосовершенствованию.

Контрольная работа по развитию речи 6 класс.

2 полугодие

  1. Определите стиль данного текста

  2. Укажите, какие признаки (словообразовательные, лексические, синтаксические) этого стиля есть в данном тексте. Приведи примеры.

ТЕКСТ 1

 Орфография (от греческого орфос — правильный и графо — пишу): 1) Правописание — система правил, определяющих единообразие способов передачи слов на письме. 2) Раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий систему таких правил.

ТЕКСТ 2

Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. (А. Пушкин)

ТЕКСТ 3

 — Ну что, где сегодня встретимся?— Давай у входа в кинотеатр. Я там буду около четырех. — Хорошо. Только я возьму с собой сестру. Ты не против? — Нет. Бери. Только не опаздывайте.

ТЕКСТ 4

Директору средней школы № 14г. Москвы Иванову И. И.ученицы 6 класса Петровой Ольги

заявление.

Прошу освободить меня от учебных занятий на 2 дня (с 8 по 9 февраля) для участия в соревнованиях по лыжным гонкам на первенство города.

04. 02. 06 г.

3. Определите тип речи.По

ТЕКСТ 1

Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек – то как дернет лапку – и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол.

ТЕКСТ 2

Яблоня ранет пурпуровый – морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром – 2,5 – 3 см. Вес плода – 17 – 23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

ТЕКСТ 3

Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека протекает через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

                                                                                                      Д.С. Лихачев

4. Определите тему текста, основную мысль.

Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчет своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнается и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе.

Напротив того, человек с сильным умом и твердою волею, получая себе заслуженную дань уважения, испытывает глубокую и вместе спокойную радость, которая удваивает его бдительность над собою, его внимательность к чистоте своей личности и его непоколебимую решительность идти вперед по тому же неизменному пути правильного расчета.

(Д. Писарев)

(Темой текста является - реакция на лесть, основная мысль - только пустой и слабый человек зазнается после лестного отзыва).

5. Определите связь предложений в тексте.

        Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями; Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное; у Калиныча была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало и вовсе. Хорь насквозь видел г-на Полутыкина; Калиныч благоговел перед своим господином. Хорь любил Калиныча и оказывал ему покровительство; Калиныч любил и уважал Хоря... Хорь говорил мало, посмеивался и разумел про себя; Калиныч объяснялся с жаром, хотя и не пел соловьём, как бойкий фабричный человек...

И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч»

(параллельная связь).

СПЕЦИФИКАЦИЯ

Сжатое изложение

Базовый уровень

по развитию речи

6 класс

Тема: «Сжатое изложение. «Словарь В.И. Даля».

Планируемый результат: проводить анализ текста с указанием темы, основной мысли, принадлежности к стилю; владеть видами аудирования и чтения.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

- формулировать тему и главную мысль текста;

- определять тип и стиль речи;

- сжато, используя приемы сжатия текста, передавать его в письменной форме.

Предметные умения: освоить базовые понятия о тексте, его признаках. Умение выбрать из текста опорные слова, по которым восстанавливается текст, воспроизводить текст по этим словам, понимать содержание текста, сжато передавать его.

Метапредметные умения: логические – делать обобщение на основе схем; работа с текстом – производить группировку материала; коммуникативные – владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные умения: понимать важность вдумчивого и бережного отношения к слову, стремиться к речевому самосовершенствованию.

Словарь В.И. Даля.

По серому насту сани идут легко, словно под парусом. Ямщик, укутанный в тяжёлый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. Тот жмётся от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава.5 Новая, с иголочки, мичманская форма греет плохо.

Ямщик тычет кнутовищем в небо, щурит серый холодный глаз под заледеневшей бровью, баси́т, утешая:

— Замолаживает...

— То есть как «замолаживает»? — Мичман* смотрит недоумённо.

— Пасмурнеет, — коротко объясняет ямщик. — К теплу.

Мичман вытаскивает из глубокого кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно:

«Замолаживать — иначе пасмурнеть — в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью».

Этот морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву он принял решение, которое перевернуло его жизнь. Застывшими пальцами исписал мичман в книжке первую страничку.4 Из этой страницы после сорока лет упорной работы вырос знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А мичманом, который посвятил жизнь его составлению, был Владимир Иванович Даль.

(По М. Булатову и В. Порудоминскому)

СПЕЦИФИКАЦИЯ

Сжатое изложение

Базовый уровень

по развитию речи

6 класс

Тема: «Сжатое изложение. «Шоколадный торт».

Планируемый результат: проводить анализ текста с указанием темы, основной мысли, принадлежности к стилю; владеть видами аудирования и чтения.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

- формулировать тему и главную мысль текста;

- определять тип и стиль речи;

- сжато, используя приемы сжатия текста, передавать его в письменной форме.

Предметные умения: освоить базовые понятия о тексте, его признаках. Умение выбрать из текста опорные слова, по которым восстанавливается текст, воспроизводить текст по этим словам, понимать содержание текста, сжато передавать его.

Метапредметные умения: логические – делать обобщение на основе схем; работа с текстом – производить группировку материала; коммуникативные – владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные умения: понимать важность вдумчивого и бережного отношения к слову, стремиться к речевому самосовершенствованию.

Шоколадный торт.

Когда наступил мой день рождения, я пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт для угощения. Ну, пришли они, гости. И все с подарками. Колька, сосед, мне настольную игру "Хоккей" притащил. - Спасибо, говорю я Кольке. – Правда ,я не очень люблю эту игру. Мне больше нравится настольная игра "Футбол". Витька принёс мне сказки Андерсена. - Спасибо, - говорю я, - книжка чудесная. Это ничего, что она не новая. Видно, что её все твои родственники перечитали. Лиля, одноклассница, подарила мне набор фломастеров.- Вот кстати,- говорю я. - Мне как раз нужны фломастеры. Жаль только, что здесь всего шесть цветов. Особенно не разрисуешься. Вон я в магазине набор видел - восемнадцать цветов! Сложил я подарки в угол и приглашаю гостей к столу. Начал делить торт и чай разливать. Смотрю - что- то они, гости мои, какие - то скучные сидят. Я уже и музыку весёлую включил, а они всё равно не веселятся. Ковыряют торт ложечками и в тарелки смотрят. Потом давай один за другим прощаться и ушли. И чем я им не угодил!

СПЕЦИФИКАЦИЯ

Подробное изложение

Базовый уровень

по развитию речи

6 класс

Тема: «Подробное изложение. «Земля».

Планируемый результат: проводить анализ текста с указанием темы, основной мысли, принадлежности к стилю; владеть видами аудирования и чтения.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

- формулировать тему и главную мысль текста;

- определять тип и стиль речи;

- подробно передавать его в письменной форме.

Предметные умения: освоить базовые понятия о тексте, его признаках. Умение выбрать из текста опорные слова, по которым восстанавливается текст, воспроизводить текст по этим словам, понимать содержание текста, подробно передавать его.

Метапредметные умения: логические – делать обобщение на основе схем; работа с текстом – производить группировку материала; коммуникативные – владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные умения: понимать важность вдумчивого и бережного отношения к слову, стремиться к речевому самосовершенствованию.

Земля.

Саше шесть лет. Отец ведёт его за руку через распаханное поле. Саша часто спотыкается, ему тяжело идти по отвалам. Последние разгулявшиеся ласточки бесшумно вверх-вниз перечеркивают красный закат, тонущий за лесами.

По полю ползает трактор, ровно стучит м..тором, покашливая, выбрасывает из трубы мутновато-лиловый дымок. Время от времени слышен скрежет подвернувшегося под лемех* булыжника. Из-под растопыренной железной пятерни плуга густыми ручьями течет земля. Отвалы её тускло лоснятся на закате.

Отец остановился, нагнулся и полной пригоршней забрал землю, поднёс к лицу. Трактор с деловитостью втянувшегося в работу труженика, попыхивая, удалялся .

— Чуешь, пахнет? — произнёс отец.

Саша тоже схватил горсть, поднёс к носу. Но земля пахла землёй.

Через подобревший голос, через непривычно мягкое лицо отца шестилетний Саша почувствовал тогда смутную благодарность к земле. Как драгоценность, держал её, горсть влажных крошек, по-отцовски. Бережливо мял, нюхал. Земля пахла землёй.

(В. Тендряков)

СПЕЦИФИКАЦИЯ

Подробное изложение

Базовый уровень

по развитию речи

6 класс

Тема: «Подробное изложение. «Ю-ю» А.Куприн».

Планируемый результат: проводить анализ текста с указанием темы, основной мысли, принадлежности к стилю; владеть видами аудирования и чтения.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

- формулировать тему и главную мысль текста;

- определять тип и стиль речи;

- подробно передавать его в письменной форме.

Предметные умения: освоить базовые понятия о тексте, его признаках. Знать особенности описания как типа речи, его композицию. Уметь выбрать из текста опорные слова, по которым восстанавливается текст, воспроизводить текст по этим словам, понимать содержание текста, подробно передавать его.

Метапредметные умения: логические – делать обобщение на основе схем; работа с текстом – производить группировку материала; коммуникативные – владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные умения: понимать важность вдумчивого и бережного отношения к слову, стремиться к речевому самосовершенствованию.

Ю-ю.

Сначала это был только пушистый комок с двумя веселыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце; лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка; ловил лапой мух на окне; катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом... И мы сами не помним, когда это вдруг вместо черно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей.

Выросла, словом, всем кошкам кошка. Темно-каштановая с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапки в широких штанинах, хвост как ламповый ерш!..

Бывали у меня с Ю-ю особенные часы спокойного семейного счастья. Это тогда, когда я писал по ночам. Царапаешь, царапаешь пером, вдруг не хватает какого-то очень нужного слова. И вздрогнешь от мягкого упругого толчка. Это Ю-ю легко вскочила с пола на стол. Поворочается немного на столе, помнется, облюбовывая место, и сядет рядышком со мною, у правой руки, пушистым, горбатым в лопатках комком; все четыре лапки подобраны и спрятаны, только две передние бархатные перчаточки чуть-чуть высовываются наружу.

(А.Куприн)

СПЕЦИФИКАЦИЯ

Выборочное изложение

Базовый уровень

по развитию речи

6 класс

Тема: «Выборочное изложение. «В гостях у Некрасова».

Планируемый результат: проводить анализ текста с указанием темы, основной мысли, принадлежности к стилю; владеть видами аудирования.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

- формулировать тему и главную мысль текста;

- определять тип и стиль речи;

- выборочно, используя приемы сжатия текста, передавать его в письменной форме.

Предметные умения: освоить базовые понятия о тексте, его признаках. Умение выбрать из текста опорные слова, по которым восстанавливается текст, воспроизводить текст по этим словам, понимать содержание текста, сжато передавать его.

Метапредметные умения: логические – делать обобщение на основе схем; работа с текстом – производить группировку материала; коммуникативные – владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные умения: понимать важность вдумчивого и бережного отношения к слову, стремиться к речевому самосовершенствованию.

В гостях у Некрасова.

Мы поднимаемся по широкой пологой лестнице, по тем самым ступеням, по которым столько раз поднимались Некрасов, Тургенев, Лев Толстой, Островский…  Всех не перечислишь.На втором этаже останавливаемся перед дверью со скромной медной дощечкой, на которой написано: «Николай Алексеевич Некрасов».Из прихожей через большую светлую комнату, обставленную старинной мебелью, приемную – попадаем в кабинет поэта.Как много сделано в этой комнате для русской литературы! Здесь Некрасов работал. Вот за этим самым столом, на котором, как и тогда, стоят бюсты Пушкина и Гоголя.А вот в этих глубоких мягких креслах, что стоят у камина, он любил отдыхать, читать, беседовать с гостями. Между кресел – маленький курительный столик, подарок друзей. На камине часы и фигурки двух лошадок. У письменного стола – этажерка, на которой лежали рукописи и корректуры. В книжных шкафах, что разместились вдоль стен, есть подлинные книги из библиотеки Некрасова.

(М.Басина)

СПЕЦИФИКАЦИЯ

Выборочное изложение

Базовый уровень

по развитию речи

6 класс

Тема: «Выборочное изложение. А.С.Пушкин «Дубровский», отрывок».

Планируемый результат: проводить анализ текста с указанием темы, основной мысли, принадлежности к стилю; владеть видами аудирования.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

- формулировать тему и главную мысль текста;

- определять тип и стиль речи;

- выборочно, используя приемы сжатия текста, передавать его в письменной форме.

Предметные умения: освоить базовые понятия о тексте, его признаках. Умение выбрать из текста опорные слова, по которым восстанавливается текст, воспроизводить текст по этим словам, понимать содержание текста, сжато передавать его.

Метапредметные умения: логические – делать обобщение на основе схем; работа с текстом – производить группировку материала; коммуникативные – владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные умения: понимать важность вдумчивого и бережного отношения к слову, стремиться к речевому самосовершенствованию.

«Дубровский», отрывок из 3 главы.

Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось. Перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца.

Через десять минут въехал он на барский двор. Он  смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь. Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами. Дворня высыпала из людских изоб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу и взбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника.

(А.С.Пушкин)

СПЕЦИФИКАЦИЯ

Сочинение по картине.

Базовый уровень

по развитию речи

6 класс

Тема: «Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя».

Планируемый результат: создавать собственный текст соответственно теме сочинения.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

- создавать собственный текст;

- осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания.

Предметные умения: освоить базовые понятия о тексте, его признаках. Знать о теме и основной мысли текста. Уметь писать сочинения по картине, используя различные языковые средства.

Метапредметные умения: логические – сравнивать способы и результаты работы; работа с текстом – производить группировку материала; коммуникативные – уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные умения: понимать важность вдумчивого и бережного отношения к слову, стремиться к речевому самосовершенствованию, овладеть культурой учебной деятельности.

СПЕЦИФИКАЦИЯ

Сочинение по картине.

Базовый уровень

по развитию речи

6 класс

Тема: «Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро».

Планируемый результат: создавать собственный текст соответственно теме сочинения.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

- создавать собственный текст;

- осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания.

Предметные умения: освоить базовые понятия о тексте, его признаках. Знать о теме и основной мысли текста. Уметь писать сочинения по картине, используя различные языковые средства. Понимать коммуникативно-эстетические возможности лексической и грамматической синонимии и использовать их в собственной речевой практике.

Метапредметные умения: логические – сравнивать способы и результаты работы; работа с текстом – производить группировку материала; коммуникативные – уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные умения: понимать важность вдумчивого и бережного отношения к слову, стремиться к речевому самосовершенствованию, овладеть культурой учебной деятельности.

СПЕЦИФИКАЦИЯ

Сочинение по картине.

Базовый уровень

по развитию речи

6 класс

Тема: «Сочинение по картине О.Попович «Не взяли на рыбалку».

Планируемый результат: создавать собственный текст соответственно теме сочинения.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

- создавать собственный текст;

- осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания.

Предметные умения: освоить базовые понятия о тексте, его признаках. Знать о теме и основной мысли текста. Уметь писать сочинения по картине, используя различные языковые средства. Понимать коммуникативно-эстетические возможности лексической и грамматической синонимии и использовать их в собственной речевой практике.

Метапредметные умения: логические – сравнивать способы и результаты работы; работа с текстом – производить группировку материала; коммуникативные – уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные умения: понимать важность вдумчивого и бережного отношения к слову, стремиться к речевому самосовершенствованию, овладеть культурой учебной деятельности.

СПЕЦИФИКАЦИЯ

Сочинение по картине.

Базовый уровень

по развитию речи

6 класс

Тема: «Сочинение по картине А.Комарова «Наводнение».

Планируемый результат: создавать собственный текст соответственно теме сочинения.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

- создавать собственный текст;

- осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания.

Предметные умения: освоить базовые понятия о тексте, его признаках. Знать о теме и основной мысли текста. Уметь писать сочинения по картине, используя различные языковые средства. Понимать коммуникативно-эстетические возможности лексической и грамматической синонимии и использовать их в собственной речевой практике.

Метапредметные умения: логические – сравнивать способы и результаты работы; работа с текстом – производить группировку материала; коммуникативные – уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные умения: понимать важность вдумчивого и бережного отношения к слову, стремиться к речевому самосовершенствованию, овладеть культурой учебной деятельности.

СПЕЦИФИКАЦИЯ

Сочинение.

Базовый уровень

по развитию речи

6 класс

Тема: «Сочинение-описание «Моя комната».

Планируемый результат: создавать собственный текст соответственно теме сочинения.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

- создавать собственный текст;

- осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания.

Предметные умения: знать структурные особенности описания. Уметь озаглавливать текст-описание, освоить базовые понятия о тексте, его признаках. Знать о теме и основной мысли текста. Уметь писать сочинения-описания, используя различные языковые средства. Понимать коммуникативно-эстетические возможности лексической и грамматической синонимии и использовать их в собственной речевой практике.

Метапредметные умения: логические – сравнивать способы и результаты работы; работа с текстом – производить группировку материала; коммуникативные – уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные умения: понимать важность вдумчивого и бережного отношения к слову, стремиться к речевому самосовершенствованию, овладеть культурой учебной деятельности.

multiurok.ru

Русский язык. Подготовка к контрольному сочинению – рассказу. Лексический материал. Урок в 6 классе. Учитель Н.Л. Каранда

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.      Самоопределение к деятельности.

Организационный момент

Включение в деловой ритм урока.

 

Приветствие, организация класса

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение;регулятивные: целеполагание;коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.      Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Организует устную работу по чтению миниатюр (домашнее задание).

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Учащиеся читают миниатюры

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков.

3.      Постановка учебной задачи

Активизирует знания учащихся.

Создаёт проблемную ситуацию.

Какой рассказ понравился, почему?

Всё ли понятно было вам в рассказах ваших товарищей?

Соблюдали ли ваши товарищи требование к структуре рассказа?

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Регулятивные: целеполагание;познавательные: постановка вопросов; общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

4.      Построение проекта выхода из затруднения

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

Вспомним композицию рассказа «Совесть» с. 54-55 (предыдущий урок)

У какой группы план получился удачным, а кому надо доработать?

Внесите предложения

.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Учащиеся читают составленный план рассказа, определяют, у какой группы план получился наиболее удачный

Предлагают условия для доработки плана

Регулятивные: планирование, прогнозирование;познавательные – моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5.      Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Читаем рассказ А.П. Гайдара «Совесть»

Определяем лексическое значение слова «совесть».

 

Определение темы и основной мысли рассказа

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Один учащийся работает в интернете.

Работа с лексическими словарями в группах

Учащиеся корректируют высказывания

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра

6.      Самостоятельная работа

Организует деятельность по применению новых знаний.

Словесное рисование

Работа в группах

1 группа отвечает на вопрос: Каким вы представляете изображённое в рассказе утро.

2 группа: Какой вы представляете в рассказе Нину Карнаухову?

3 группа:

Каким вы представляете в рассказе малыша-первоклассника?

Самостоятельная работа. Осуществляют работу в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Устные высказывания на предложенные темы

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра Регулятивные: выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

7.      Рефлексия деятельности (итог урока)

Организует рефлексию.

Чему научились на уроке? Чего достигли?

Как оцените своё участие в работе в группе?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование

Д.З.

. Р. упр. 63 (IV). Какие иллюстрации к этому рассказу вам бы хотелось нарисовать? Опишите одну из них

   

s7-tim.obr23.ru

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 6 классе по теме "Сочинение-рассуждение по теме "Что такое совесть?"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе.

Место урока по теме: 11 урок в разделе «Лексика и фразеология»

Отрабатывать навыки написания сочинения-рассуждения.

Методы: проблемный вопрос, проблемная ситуация,

Приёмы: фронтальный опрос, работа в группах, беседа, дифференцированные задания, самостоятельная работа, прием «Корзина идей», «Синквейн, «Рассыпанный текст», «Найди соответствия».

1. Способствовать развитию навыка написания сочинения.

2. Развивать умение работать с шаблоном и подбирать аргумент, умение писать сочинение-рассуждение.

Регулятивные УУД: развитие умений определять цели и задачи обучения, умений выбирать пути решения учебных задач, обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач по написанию сочинения-рассуждения, определять условия для выполнения учебной и познавательной задачи; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности при работе с шаблоном сочинения, в процессе достижения результата оценивать свою деятельность; принимать решение при работе в группе и нести за него ответственность;

развивать умения строить рассуждение, излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; строить план сочинения, исходя из готового шаблона, выстраивать доказательство своего суждения и тезиса, делать выводы,

анализировать опыт разработки текста на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и заданных критериев оценки

Коммуникативные УУД:. развивать умение работать в команде, принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать мнение доказательство (аргументы) собеседников, строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности, корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать свои аргументы и примеры, умение владеть устной и письменной речью, используя речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, создавать письменные сочинения по шаблону с использованием необходимых речевых средств.

формировать нравственные качества, ответственное отношение к собственным поступкам;

оценивать свои поступки и поступки товарищей в соответствии с нравственной категорией «совесть».

Признаки типа речи сочинения-рассуждения, структуру сочинения данного типа.

Подбирать аргументы к тезису.

Применять шаблон для написания сочинения.

Учебно-познавательные, регулятивные, коммуникативные

Проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, дифференцированного обучения, системно-деятельностный подход

Доска, компьютер, индивидуальные контрольные листы (ИКЛ).

-Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

-Итак, засучив рукава, мы приступаем к уроку. Начнём урок с проверки домашнего задания. И сразу хочу задать проблемный вопрос. Говорят, что «владение языком будет неполным, если вы не знакомы с фразеологией». Почему?

Отвечают на приветствие.

Обсуждают и дают ответ на проблемный вопрос.

В русском языке фразеологизмы служат для выразительности речи, её образности, яркости и точности. Употребляя такие сочетания, мы придаем своему рассказу эмоциональность.

Выражать положительное отношение к процессу обучения и познания, проявлять внимание к уроку.

Нацеливание на успешную работу.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать собственное мнение.

Уметь ориентироваться в системе знаний по теме.

Проверка домашнего задания.

-Ваши работы представлены на стенде, я оценю их обязательно. Сейчас прослушаем сочинения, в которых ребята должны были использовать фразеологизмы. Справились ваши одноклассники?

-- У вас у каждого на столе контрольный лист, на котором вы будете выполнять задание, а после проверки сами оценивать.

Задание 1. В контрольных листах подчеркните фразеологизмы, которые обозначают добросовестный труд.

Если вы нашли семь фразеологизмов, то поставьте «5», если 5-6-«4», если 4-«3». Среди всех фразеологизмов найдите антонимы и синонимы. Запишите их парами.

Зачитывают сочинения.

Оценка учеников.

Выполняют задания.

Самооценка.

Умение дать оценку выступлениям одноклассников, наблюдать и анализировать ответ в соответствии с собственными знаниями.

Формировать нравственные качества через решение образовательных задач.

Самооценивание усваеваемого материала,

Уметь выполнять задание, самостоятельно планируя ответ, осуществлять контроль деятельности.

Умение выступать перед одноклассниками, развитие монологической речи.

Уметь индивидуально работать над учебной задачей.

Знать синонимы, антонимы, уметь подбирать синонимы и антонимы к фразеологизмам.

Развитие мотивации к овладению лексикой русского языка

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

-Итак, ребята, засучив рукава, мы приступаем к уроку. Начнём наш урок с лингвистической задачи, чтобы определить тему и цели урока. Сегодня у нас урок развития речи и будем мы писать сочинение, а вот какого типа будет ваше сочинение, вы скажете сами. Мы начнём наш урок с повторения изученного материала.

Итак, на слайде задание. Найдите соответствия между определением и термином.

Задание 2. Перечислите все признаки, соответствующие сочинению-рассуждению.

Проверка. Оценивание.

-Догадались, сочинение какого типа мы с вами будем писать? Правильно, сочинение-рассуждение.

-Какова же цель нашего урока?

Самопроверка, оценивание по шаблону.

Выполняют устно задание и выходят на решение лингвистической задачи.

Через анализ задания формулировка темы, цели урока. Вспоминают признаки сочинения-рассуждения, чтобы написать сочинение.

Самооценка.

Формулируют цели и задачи урока.

Работа в парах.

Целеполагание

Выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства для решения задачи;

составлять план решения проблемы;

Уметь выполнять задание, самостоятельно планируя ответ, осуществлять контроль деятельности.

Уметь делать выводы

Уметь делать выводы, строить монологическое высказывание, уметь работать в команде.

Уметь ориентироваться в материале урока, знать основные термины.

Уметь ориентироваться в материале урока, знать основные термины.

3. Актуализация знаний

-Скажите, какой тип речи называется сочинением-рассуждением? Какие признаки этого сочинения вы знаете?

-Вспомните структуру сочинения-рассуждения.

-Что такое тезис?

-Что такое аргумент?

-Что такое вывод? Что мы должны помнить о выводе?

- А вот тему сочинения вы тоже определите сами. Для этого предлагаю вам синквейн без основного понятия. Вы должны прочитать синквейн и обсудить в группе, о чём же может идти речь.

-Правильно, о совести.

-Кто назовёт тему сочинения?

А вот сейчас вы обсудите в группах и прокомментируйте

1 группа-прилагательные,

2 группа-глаголы,

3 группа-предложение,

4 группа-существительное-синоним.

А вот 5 группа попробует составить свой синквейн, написать его на бумаге и объяснить.

-А что такое совесть?

Я предлагаю вам собрать рассыпанный текст, это определение из толкового словаря Ожегова.

-А как бы вы ответили на вопрос, что такое совесть? Я предлагаю вам наполнить «корзину идей». Но составить нужно такое определение, чтобы подлежащее и сказуемое были выражены существительными в И.П.

-Молодцы, все справились.

Отвечают на вопросы.

Обсуждение вопроса, выступление.

Обсуждение вопроса, выступление.

Обсуждение.

Наполняют «Корзину идей»

«Корзина идей».

Возможные ответы:

Совесть-это внутренний судья.

Совесть-это внутренний голос, подсказывающий, как поступать.

Совесть-это внутренний запрет совершать плохие поступки.

Совесть-это стыд за плохие поступки.

Формировать нравственность, вырабатывать нравственное поведение на основе морального качества «совесть».

Формировать нравственность, вырабатывать нравственное поведение на основе морального качества «совесть».

Выдвигать версии, гипотезы.

Выдвигать версии, гипотезы.

Выдвигать версии, гипотезы.

Уметь строить монологическое высказывание, Прислушиваться к мнению товарищей, находить вариант ответа

Уметь строить монологическое высказывание, Прислушиваться к мнению товарищей, находить вариант ответа

Уметь строить монологическое высказывание, Прислушиваться к мнению товарищей, находить вариант ответа

Подбирать определение к ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

У меть строить логическое высказывание, делать выводы

У меть строить логическое высказывание, делать выводы

4. Первичное усвоение новых знаний

Сейчас предлагаю выполнить Задание 3. В контрольных листах, проверю это задание я сама. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

  1. Счас_лив тот, у кого совесть сп_койна.

  2. У кого совесть чиста, у того подушка под головой (не) верт_т_ся.

  3. Нечистая совесть спать (не) даёт.

  4. Совесть не сосед: от неё (не) уйдёш_.

  5. У него совесть (?) дырявое решето.

Самостоятельное выполнение задания.

Формировать нравственность, вырабатывать нравственное поведение на основе морального качества «совесть».

Нацеливание на успешную работу

Уметь применять знания, полученные при выполнение задания, для дальнейшей работы.

Знать орфограммы и уметь применять на практике.

5. Первичная проверка понимания

-Смотрим мультфильм, по которому мы будем писать сочинение «Что такое совесть?»

Смотрят мультипликационный фильм «Лунтик».

Работа в группах по шаблону.

Учатся определять нравственные качества главных героев, мотивы их поступков.

Настраивать на просмотр мультипликационного фильма, размышлять, выделяя главную мысль.

Развивать мышление,сопоставлять полученные знания с новым материалом, выдвигать собственную гипотезу.

Делать выводы, рассуждать.

6. Первичное закрепление

-Пишем сочинение в группе, обсуждая каждый абзац.

Пишут в черновике сочинение по шаблону.

Зачитывают 1 абзац,

2 абзац.

Сверять свои действия с общей целью,

Планировать свою деятельность во время самостоятельной работы,

Развивать письменную и устную речь.

Строить сочинение по плану, доказывать

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

-Зачитайте 1 абзац. Прокомментируйте ответ.

-Зачитайте 2 абзац. Прокомментируйте ответ.

-А сейчас отдохните, ребята, и послушайте выступление Кати.

-Многие писатели, ребята, затрагивали тему , или проблему совести, в своих произведениях. Вот об одном таком произведении вам расскажет Катя.

-Скажите, почему многие авторы затрагивают проблему совести?

-А какой абзац вы не написали? О чём мы должны рассказать в нём? А были в вашей жизни такие случаи, когда вам было стыдно за свои поступки и совесть вас мучила? Можем мы взять такие аргументы для нашего сочинения? Почему?

Слушают, комментируют ответы, обсуждают. Смотрят мультипликационный фильм «Лунтик».

Работа в группах по шаблону.

Пишут в черновике.

Зачитывают 1 абзац, 2 абзац.

Ученица рассказывает о повести В.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Этот рассказ о том, как нелегко далось мальчику признание своей ошибки. Подталкиваемый соседскими ребятишками, мальчик Витя решается на обман бабушки (кладет на дно корзинки с земляникой, которую бабушка хотела продать в городе, траву). Но совесть начинает мучить ребёнка сразу же после совершения поступка. Он плохо спит ночь и наутро твёрдо решается сознаться, но не успевает. Бабушка уже уехала в город. По возвращении бабушки Витя горько плачёт и раскаивается в содеянном. И бабушка являет пример истинного великодушия. Видя искреннее раскаяние мальчика, она всё же дарит ему пряник – коня с розовой гривой, о котором он очень мечтал. Этот случай стал для Вити главным нравственным уроком в жизни.

Отвечают. Совесть-это одно из главных нравственных качеств человека.

-Обсуждение в группах.

Ученики рассказывают случаи.

-Да, это аргументы, потому что они раскрывают понятие «совесть».

Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно,

определять критерии правильности выполнения учебной задачи.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата

Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Строить рассуждение, строить доказательство

8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

-Вот об этом вы напишете дома, включив ваш отрывок в 3 абзац. Итак, дома написать сочинение-рассуждение «Что такое совесть?». Кто не очень хорошо усвоил структуру сочинения, можете пользоваться шаблоном.

Проявлять интерес к русскому языку как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа.

Выражать положительное отношение к процессу познания.

Настроиться на работу

С полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей

Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

-Закончить наш урок я хочу небольшим стихотворением:

- Мы делаем для памятки зарубки,

Не доверяя собственным следам,

И не стареет вопреки годам.

Она скромна, не говорит ни слова,

Пока не взвесит помыслов и дел,

И вдруг напомнит прямо и сурово

Как раз о том, что ты забыть хотел.

-Ребята, закончите предложения:

сегодня я узнал...

было трудно…

я понял, что…

я научился…

я смог…

было интересно узнать, что…

меня удивило…

мне захотелось… и т.д.

Предлагают свои ответы.

Выражать положительное отношение к процессу познания.

Самооценивание усваеваемого материала

Уметь давать оценку своей деятельности.

Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.

infourok.ru

Урок развития речи в 6 классе. Сочинение-описание картины

Урок русского языка

Класс 6

Тема урока: Р/р Сочинениек-описаниек картины

Цели урока: Развитие умения создавать текст-описание.

Задачи.

 Регулятивные: постановка учебной задачи 

Личностные:самоопределение 

Познавательные: формулирование проблемы и выбор способов ее решения 

Коммуникативные: монологическая речь, письменная речь

Тип урока: развитие речи

Ход урока.

  1. Сообщение темы и цели урока.

-Начать сегодняшний урок мне хочется строками стихотворения Ф. И Тютчева.

Смотри, как роща зеленеет, Палящим солнцем облита, А в ней - какою негой веет От каждой ветки и листа! 

Войдем и сядем над корнями Дерев, поимых родником,- Там, где, обвеянный их мглами, Он шепчет в сумраке немом. 

Над нами бредят их вершины, В полдневный зной погружены, И лишь порою крик орлиный До нас доходит с вышины... 

-Как вы думаете, какое время года описывает Ф. И. Тютчев? (Лето).

-А каким чувством проникнуто стихотворение? (Восторг).

-Поэт восхищается красотой лета. Лето - время года, в которое влюблены все: и поэты, и художники, и музыканты, и простые люди. Картины к которым мы сегодня обратимся будут связаны непосредственно с этим временем года.

Цель нашего урока – научиться точному, полному описанию изображенного на картине; пополнить словарный запас.

  1. Работа над сочинением

1. Повторение о тексте-описании.

- Но прежде чем перейти к Тексту-описанию, мне бы хотелось поговорить о этом типе речи, ка таковом.

- Что такое текст-описание?

– Описание – изображение людей, предметов, животных, природы. К текстам описательного характера можно поставить вопрос «КАКОЙ?» В описании главную смысловую нагрузку несут прилагательные. Для описания характерно использование художественных средств (эпитетов, олицетворений и др.)

- Из каких частей он может состоять?

Вводная часть (узнаем оком пойдет речь)

Основная часть (описание внешнего вида)

Заключительная часть (вывод о внешнем виде)

- Как вы считаете, а что характерно для сочинения-описания, а что нет?

Описывать можно всё, что угодно. Давайте поговорим с вами о море. Ведь лето – это море…

Каким может быть море? А оно может быть разным. То оно спокойное ласковое задумчивое. И тогда расстилается перед вами безбрежное, лазоревое. А то вдруг вдыхает полной грудью, становится тёмно-синим. И вот уже не белые барашки бегут наперегонки, а грозные, чёрные валы с белыми гребнями обрушиваются сердито на песчаный берег.

hello_html_mcad282.jpg

hello_html_m63c9671.jpg

hello_html_b9fd45a.jpg

- Вставьте пропущенные буквы в словах, запишите слова, орфограммы выделите.

М..рской, чудес..ный, радос..ный,.лё..кий. ш..рокое.

 Распределите эпитеты по группам: безбрежное, жемчужное, лиловое, неоглядное, бездонное, бирюзовое, молочное, изумрудное, бескрайнее, туманное, серебристое, громадное, глубокое, чёрное.

  1. По величине: ...

  2. По глубине: ...

  3. По цвету: ...

Найдите олицетворения в следующих отрывках из стихотворений .

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей .

Ты живо; ты дышишь; смятённой любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

В.А. Жуковский «Море»

hello_html_m59ff8f62.jpg

И бунтует, и клокочет,Хлещет, свищет, и ревёт,И до звёзд допрянуть хочетДо незыблемых высот.Ф.И. Тютчев «Море и утёс»

infourok.ru

Описание природы по картине. Контрольное сочинение – описание природы( 6 класс)

Автор презентации: Безрукова Ольга Игоревна

ТЕМА. Описание природы по картине. Контрольное сочинение – описание природы

Цели урока:

• научить учащихся собирать материал к сочинению;

• повторить сведения о научном и художествен ном описании;

• углубить знания шестиклассников о том, как выражается в живописи отношение художника к изображаемому;

• подготовить учащихся к сочинению-описанию по аналогии.

Ход урока

 

I. Организационный момент

II. Постановка целей и задач урока

III. Изучение нового материала

Рассказ о художнике

Иван Иванович Шишкин (1832—1898) родился в Елабуге (город в России, административный центр Елабужского района Татарстана)  в семье образованного и влиятельного купца. Большую роль в формировании Шишкина-пейзажиста сыграла нетронутая и величественная природа Прикамья. Елабугу обступали дремучие леса, мальчик целыми днями бродил один по лесу. Деревья стали его друзьями, поэтому неслучайно в его картинах лес занимает главное место.

После окончания Московского училища живописи,  зодчества, а затем Академии художеств в Петербурге (с Большой золотой медалью) он был отправлен в поездку по Европе.

В Германии Шишкин завершил обучение и стал академиком. Точность рисунка, суховатая живопись и пристрастие к монументальным композициям выделяют его среди других русских пейзажистов.

Настоящую славу Шишкину принесла картина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872). Впервые в русском искусстве художник показал не опушку леса и не вид на лесные дома, а величавую чащу с громадами стволов. Трещины стволов, травинки, камни выписаны с наблюдательностью ученого-натуралиста.

В 80-е годы ХIX столетия Шишкин создает свои лучшие картины: «Лесные дали», «Дубы», «Дубовая роща», «Утро в сосновом лесу», «Сосны, освещенные солнцем».

Искренняя, глубокая любовь Шишкина к родной земле, к великой русской природе, любовь, которую он пронес через всю свою жизнь, дала силу его искусству и принесла широкую популярность его полотнам.

 

Беседа по картине (1 вариант)

Учитель предлагает школьникам внимательно рассмотреть картину И. И. Шишкина «Дубовая роща» и учебный рисунок, определить, какое дерево изображено на них, каковы его отличительные признаки.

— Где — на рисунке или на картине И. И. Шишкина — дуб изображен более отчетливо, детально? (На рисунке, здесь хорошо видно все дерево, отдельно (крупным планом) даны листья и плоды — желуди.)

— Что бы вы поместили в учебнике природоведения — рисунок или картину Шишкина? («Картину Шишкина, потому что на ней изображен лес, несколько красивых дубов, а на рисунке один дуб». «А я бы поместил в учебнике природоведения рисунок; нам не важно, что дуб стоит в лесу и какой он красивый, а важно, какие признаки отличают его от других деревьев. Эти признаки лучше видны на рисунке». «Я тоже считаю, что лучше поместить в учебнике рисунок, по нему легче определить дуб, описать его признаки, а на картине много дубов, одни из них заслоняют другие». «А я думаю, можно по-разному поступить. Если в учебнике описывается дубрава, дубовый лес, то можно было бы поместить картину, а если сам дуб, его признаки, то лучше рисунок».)

— Какого описания требует находящийся на переднем плане дуб в картине И. И. Шишкина? («Художественного. По картине Шишкина описать дуб нужно ярко, красочно. Он стоит ближе к нам, чем все другие деревья, его освещает солнце». «На картине ярко изображена природа, виднеется кусочек неба, дуб освещается лучами солнца, поэтому от него падают тени, а на рисунке ничего этого нет, один только дуб». «На картине дуб какой-то веселый, яркие краски, солнечный свет оживляют картину, поэтому по картине можно выразительнее описать дуб».)

— Действительно, дуб, изображенный на картине И. И. Шишкина, нужно описать более ярко, выразительно. Давайте опишем его. Каким изобразил художник дуб? Как он выглядит? (Дуб большой, могучий, величественный.)

— Какие образные слова, словосочетания, сравнения уместно использовать при описании этого дуба? («Дуб стоит впереди других деревьев. Он широко раскинулся. Его ветви как бы защищают рощу». «Дуб очень крепкий. Недаром говорят: «Крепок как дуб». Своими могучими ветвями он упирается в небо».)

— Что прежде всего привлекает ваше внимание в этом дубе? (Могучий раздвоенный ствол.)

— Опишите ствол дуба. Подберите слова, с помощью которых можно ярче описать дуб. («Ствол крепкий, толстый, раздвоенный, видно, что дуб старый». «Ствол в несколько обхватов, дуб стоит словно колонна. Вряд ли какая буря свалит его». «Солнечные лучи ярко освещают ствол, и на нем отражаются тени от листьев. Эти тени, как кружевные узоры». «Ствол светлый, немного сероватый, с желтым оттенком, на нем хорошо видна яркая полоса, то ли содранная кора, то ли освещенное солнцем дупло, тени на стволе серо-зеленые».)

— Что вы можете сказать о коре дуба? (Кора жесткая, шершавая. Она твердая, как панцирь черепахи.)

— Какими изображены на картине ветви дуба? («Ветки толстые, могучие, некоторые из них причудливо изогнуты, они расходятся во все стороны». «Слева ветки сухие, без листьев, коричневатые». «На одни ветки падают лучи солнца, и поэтому они светлые, хорошо видны, а другие ветки — в тени, темные».)

— Отчетливо ли изображены листья на картине И. И. Шишкина? («Нет, не отчетливо, их на картине очень много, листья дуба как бы смешались друг с другом».)

— Как вы думаете, почему художник так тщательно выписывал ствол дуба и вместе с тем неотчетливо изобразил листья дерева, даже срезал верхушку дуба? («Художник хотел показать, какой могучий, крепкий, сильный дуб, поэтому главное внимание он уделил изображению ствола».)

Учитель дополняет ответы учащихся:

«Художнику надо передать свое видение, свое впечатление от дуба, свое отношение к нему».

— Как вы думаете, нравится ли И. И. Шишкину этот дуб? Как он это показал? («Я думаю, что Шишкину дуб понравился, он писал его с большой любовью. Этот дуб находится на переднем плане картины, он даже заслоняет все небо». «Художнику понравился дуб. Дуб на картине хорошо освещен лучами солнца и от этого какой-то радостный».)

— Какое впечатление производит на вас картина И. И. Шишкина? Почему? («Приятно смотреть на эту картину. Так и хочется посидеть под густой кроной дуба, погулять в роще». «Мягкие светлые краски создают хорошее настроение. Солнечный свет ярко заливает дуб и окрашивает его в светло-желтый цвет. Трава под дубом как будто золотистая, а немного подальше, в тени, она темно-зеленая, и по ней разбросаны солнечные зайчики; они, наверное, проникают сквозь густую листву дубов и отражаются на землю». «Мне и раньше нравился дуб, а теперь я полюбил это дерево еще больше».)

— Вызывает ли у вас подобные чувства учебный рисунок? (Нет. На рисунке дуб какой-то неживой. Нет фона, солнечного света, теней.)

— Верно, ребята. Вы хорошо почувствовали разницу между картиной и учебным рисунком. действительно, на рисунке «дуб какой-то неживой», он не задевает чувства, потому что для исполнителя этого рисунка было важно точно показать все основные признаки дуба, отличающие его от других деревьев. Художник же, изображая какие-либо предметы, события на картине, выражает свое отношение к ним, передает свое настроение. Настроение художника передается и нам. Мы смотрим на картину и восхищаемся красотой и могуществом изображенного на ней дерева. А теперь опишите ищите любое дерево, которое вам нравится.

 

Беседа по картине (II вариант)

рассматривание картины И. И. Шишкина «Дубовая роща».

— Какое впечатление производит на вас картина? (Приятное впечатление. Светло-зеленые, желтые краски создают хорошее настроение.)

— Нравится ли вам дуб, изображенный на переднем плане картины? (Нравится: дуб на картине могучий, он прочно стоит на земле и своими огромными ветвями как бы устремляется в небо.)

Школьники описывают дуб, его ствол, кору, ветви, листья, используя образно-выразительные средства языка. Одновременно учащиеся отмечают средства, использованные художником для раскрытия замысла картины (цвет, светотень, рисунок, композицию).

В заключение шестиклассники с помощью учителя делают вывод о том, что И. И. Шишкин написал дуб с любовью, что по картине художника дуб можно описать более ярко, образно, выразив к нему отношение художника и свое собственное.

 

 

Сочинение-описание по аналогии

По окончании беседы учащимся предлагается собрать материал для описания любого дерева, которое им нравится.

Приводим несколько примеров описания отдельных элементов дерева (сбор материала по микротемам)

Ствол: «У березы стройный гладкий белый ствол с черными отрывистыми полосками, похожий на белое Платье в крапинку»; «Могучий, в несколько обхватов ствол дуба как будто упирается в небо. Кора коричнево-красная, шершавая, твёрдая, как панцирь черепахи».

Листья: «Тихо шепчутся нежные светло-зеленые листики, Похожие на сердце, по краям с маленькими зубчиками Листья дуба продолговатой формы с волнистыми краями, жесткие, как бы вырезанные из жести».

Ветви: «Тонкие гибкие ветви березы, словно зеленые гирлянды, низко свешиваются к земле»; «Тяжелые, разлапистые ветки, как множество могучих сильных рук, поддерживают густую крону дуба».

Плоды: «Желуди дуба красивого коричневого цвета. Она похожи на маленьких лилипутиков, у которых на голове надеты шляпки».

 

Как видим, учащиеся полно и ярко, используя разнообразные сравнения, раскрыли микротемы: «Ствол «Кора», «Ветви «Плоды».

Особый интерес, учитывая задачу урока, представляет микротема «Отношение к дереву». Анализ сочинений показал, что ученики дали разнообразные оценки любимому дереву. Условно их можно разделить на восемь групп:

1) Береза (дуб...) мне больше всех деревьев (очень) нравится.

2) Береза (дуб...) — мое любимое дерево

3) Я люблю березу (дуб...) за то...

4) Береза (дуб...) самое красивое (нарядное, величественное, удивительное) дерево.

5) Береза (дуб...) поразила меня своей красотой.

6) Русская береза (дуб...)! Сколько в тебе красоты (величия)!

7) Как хороша (прекрасна) береза (дуб...) весной!

8) Моя (наша) березонька (дубочек...).

При этом учащиеся стремились передать свое отношение к любимому дереву в процессе всего описания. Они употребляли разнообразные оценочные слова, словосочетания и предложения: милая (милое), любимое, самое красивое, самое нарядное, березонька, моя березонька, поражает своей красотой, удивительна, нет дерева прекраснее, величественное дерево, краса и гордость леса и т. д. Некоторые, описывая свое любимое дерево, использовали метафоры, олицетворения, сравнения, поэтические обращения: подруга-березка, красавица; березка, словно добрая фея; березка... напоминает мне мою маму; дуб напоминает мне могучего великана; дерево похоже на русскую девушку из сказки; Русская береза! Сколько в тебе красоты... и др.

Большинство мотивировало свое отношение к дереву («Мне нравится этот дуб потому, что он могучий и красивый»; Береза — мое любимое дерево, потому что у нее очень красивый белый ствол... Я люблю березу за ровный ствол...»).

Как видим, работа по картине И. И. Шишкина оказала положительное влияние и на композиционную форму последующего самостоятельного описания. Чтобы убедиться в этом, приведем одно из сочинений на тему «Мое любимое дерево».

 

«Впервые я увидел дуб, идя с мамой на дачу. Это было в середине жаркого лета. Когда мы подошли к лесу, то на невысоком пригорке увидели могучий, словно богатырь, дуб. Он поразил меня своим величием. Дуб стоял немного впереди леса, как полководец впереди своего зеленого войска. Одетый в твердую кору, как в панцирь, дуб напоминал также средневекового рыцаря. Листья его выросли так густо, что издали напоминали зеленый щит. Могучие, как руки богатыря, ветки дуба поддерживали этот щит над землей. Огромный, толстый, в несколько обхватов ствол как будто подпирал облака.

Яркое солнце освещало дуб, и громадная тень покрывала землю. Эта тень была почти такая же плотная, как листва на дубе, но все же кое-где дрожали слабые солнечные зайчики. По краям плотная тень бледнела, потому что там меньше листьев.

Мама предложила пойти под дуб и отдохнуть в тени. Я охотно согласился в тени было прохладно даже в такой жаркий день. Здесь я разглядел какие у дуба жесткие, резные листья, какие маленькие красивые желуди, Похожие на сказочных человечков.

За это величие и красоту я люблю дуб».

(Юра В.)

 

В сочинении Юры В. отчетливо видно влияние проведенной работы по картине. Оно сказалось и на композиции описания, и на лексическом оформлении его. Учащийся последовательно и подробно описал общий вид дуба, его кору, ветви, ствол, листья, желуди, выразив свое отношение к дереву. Особенно явственно «следы» предварительной работы по картине просматриваются в третьем абзаце. Очевидно, именно произведение живописи напоминало ученику о тени под дубом, о солнечных зайчиках.

Вместе с тем и в построении сочинения, и в раскрытии микротем, и в выборе языковых средств проявилась самостоятельность юного автора. Об этом свидетельствуют начало сочинения порядок раскрытия микротем (не такой, как в беседе по картине), Удачно подобранные оригинальные сравнения.

Таким образом, проведенная предварительная беседа по картине И. И. Шишкина «Дубовая роща» подготовила учеников к самостоятельному описанию дерева и выражению своего отношения к нему.

V. Закрепление материала

 

Написать сочинение-описание по картине

edudocs.info

Урок развития речи "Сочинение-рассуждение на основе текста художественного стиля". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Цели:

Тип урока: развитие речи.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Оборудование: компьютер, толковый словарь, шаблоны, конспекты, карточки-информаторы для учащихся 1 группы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Сообщение темы  и формулирование целей урока (Приложение 1, слайды 1-2)

3. Работа с теоретическими понятиями

1) Загадка о «языке» (Приложение 1, 3 слайд).

2) Работа со словарём. Составление кластера.

Значения слова «язык» (Приложение 1, 4 слайд).

3) – Вспомните, в литературе есть понятие «эзопов язык» (Приложение 1, 5-6 слайды).

– Кто такой Эзоп? И каково значение этой фразы? Узнаем из сообщения учеников.

4) Словарная работа: эзопов язык, иносказание, аллегория (Приложение 1, слайд 7).

4. Анализ текста (Приложение 1, слайд 8)

1) Чтение текста учителем.

Рассказывают, что однажды к богатому и знатному Ядмону пришли пировать гости. Кто-то из них сказал хозяину: «Всему городу известно, какой у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар. Пусть он принесёт самое прекрасное, что есть на свете». Хозяин позвал Эзопа и велел ему выполнить желание гостей. Спустя время раб возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Её откидывают и видят бараний язык. – Эзоп, при чём здесь язык? – А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова верности, нежности, любви, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово свобода. Через некоторое время кто-то из гостей сказал хозяину: «Пусть твой раб пойдёт и принесёт самое ужасное, что есть на свете». Хозяин повелел выполнить и это желание. Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык. – Эзоп, что это за шутки? Ты же опять принёс язык! – А разве это не самое ужасное? Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово раб.

Э.А. Вартаньян

2) Беседа учителя по тексту.

– Что нового вы узнали из текста? – Как бы вы озаглавили текст? Аргументируйте.

3) Самостоятельная работа (Приложение 1, слайд 9).

Задание по рядам, в парах.

4) Проверка. Ответы учащихся. Сверяют с ответами учителя (Приложение 1, слайды 10, 11, 12).

– Какова цель автора текста? Для чего написан этот текст?

5. Работа над сочинением-рассуждением.

1) Актуализация знаний по развитию речи Приложение 1, слайды 13, 14, 15, 16). – Вспомните, из каких частей состоит сочинение-рассуждение? – Что такое тезис? – Что такое аргументы?

! Обращаю внимание, что в сочинении-рассуждении на основе художественного текста  отсутствуют  вводные слова, указывающие на порядок мыслей говорящего.

– Каких частей может не быть в сочинении-рассуждении?

2) Работа над сочинением по шаблону (Приложение 1, слайд 17).

Язык… Задумываемся ли мы, для чего ___________________? В  своей притче Э.А. Вартаньян  говорит о роли_______________________________________________. Речь человека может быть как ______________________________, так и __________________________, что есть на свете. Здесь нельзя не согласиться с_______________. Безусловно, если________________________________________________________________________, то________________________________________________________________________________________. И наоборот, если__________________________________________________________________________, то_________________________________________________________________________________________. Я считаю, что_______________________________________________________________________________ ____________________, и тогда_________________________________________________________________. Нужно всегда__________________, что язык дан человеку для того, чтобы____________________________ ____________________________________________________________________________________________.

3) Проверка.

– Зачитайте, что у вас получилось. – А теперь послушайте мой вариант сочинения (Приложение 1, слайд 18).

6. Домашнее задание (Приложение 1, слайд 19).

1 группа: доработать текст или составить текст по шаблону:

«Зачем нужно изучать русский язык»

 Шаблон:

Русский язык_______________необходимо. Во-первых____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________. Во-вторых,___________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________. Наконец, _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________. Знание русского языка просто необходимо.

2, 3 группы: написать сочинение-рассуждение по пословице о русском  языке: «Хорошим словом мир освещается»

– Назовите  ключевые слова в пословице.

7. Итог

Заключительное слово учителя (20, 21 слайды).

8. Рефлексия

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также