ЖИВОЕ СЛОВО. Контрольный диктант 7 кл


Диктанты для 7 класса. - Русский язык 7 класс - 7 класс

Контрольный диктант по теме «Причастие»

У моря

Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.

Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.

 

Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (117 слов)

 

 Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. Днем волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. Волки нехотя поднимались, тыкались в нее холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу.

 

Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, затряслись старики. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей.

 

Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звезды, упавшие с неба. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне. (125 слов) (По И. Соколову-Микитову)

 

Контрольный диктант по теме «Наречие» 

 

Первая гроза

Я надолго запомнил этот ясный по-весеннему и теплый по-летнему день. Кое-где уже появились едва-едва заметные зеленые листочки. По-новому выглядел город. Во-первых, чуть-чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна открыты настежь, в-третьих, солнце светило по-царски, но не горячо, а ласково, по-доброму. На дорожках было видимо-невидимо воробьев, и они по-прежнему сновали вверх и вниз.

 

Но неожиданно небо потемнело. Небрежно, неряшливо поползли растрепанные тучи. Сначала мелькнула неяркая молния и разрезала надвое темно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где-то кто-то вдребезги расколол стеклянную посуду.

 

И хлынул ливень, точь-в-точь занавес опустился на землю и закрыл все вокруг. Пропал куда-то город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды.

 

Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по-праздничному весело.(120 слов) (По А. Иллюминаторской)

 

Контрольный диктант по теме «Предлог»

 

Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. Прежде всего необходимо стараться в течение дня выполнять то, что намечено. С начала сентября приучите себя к этому и старайтесь делать это в продолжение всего учебного года. Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.  

 

Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение требует больше времени. Зато останется свободное время на любимые предметы, увлечения.

Если вам что-либо не понятно, не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а загляните в словарь, в справочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.  

 

В свободные часы больше читайте. Во время чтения выписывайте отдельные интересные мысли, высказывания. Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память. (128 слов)

 

Контрольный диктант по теме «Частица» 

 

С. И. Ожегов — известный лексикограф. Кто не знает его «Словаря русского языка»! Работу над кратким толковым словарем, содержащим около семидесяти тысяч слов, ученый начал в 1940 году. Началась война, и многие ученые-филологи ушли на фронт. Ожегов тоже собирается на фронт, но по состоянию здоровья ему было отказано в просьбе. В течение почти девяти лет ученый работал над словарем, не прекращая работы и в годы войны.

 

Наверное, нет в нашей стране человека, не знающего этого справочника, ни разу в жизни не пользовавшегося им, не державшего в руках этот объемистый том в тысячу страниц.

В пределах одного тома в нем с достаточной полнотой отражен основной состав лексики современного русского языка. Это обеспечило долговечность книги, намного пережившей своего составителя.

 

Словарь Ожегова — настольное пособие для людей, любящих русский язык. (123 слова)

www.mamapapa-arh.ru

Контрольные диктанты, 7 класс - ЖИВОЕ СЛОВО

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ 7 КЛАСС

Контрольный диктант №1

по теме «Повторение»

 

Лесной ручей

Если хочешь душу леса постигнуть, разыщи какой-нибудь ручей. Я иду песчаным берегом неширокого безымянного ручья и вот я уже вижу, слышу, думаю.

На мелком месте вода встречает преграду в корнях елей, от этого журчит и распускает пузыри. Эти пузыри быстро мчатся по течению и у нового препятствия сбиваются в причудливый белоснежный ком.

Все новые преграды приходится преодолевать воде, но ничего ей от этого не делается, только собирается в серебряные струйки и течет дальше. На месте большого завала вода бьет ключом. Кружатся, тонут и вновь выплывают в водовороте семена елей и осин.

Ручей выбежал из леса и на полянке развалился небольшим озером, по берегам которого разрослись ярко-желтые первоцветы. Их бутончики касаются блестящей гладкой поверхности.

Весь проход ручья через лес – это путь длительной борьбы с многочисленными препятствиями.

Контрольный диктант №2

по теме «Причастие» 

Однажды из своих вещей дед извлек большую шкатулку. Она оказалась заполненной всевозможными предметами. Здесь были ржавые наконечники стрел, древние монеты,  каменные изображения людей, окаменелые раковины и куски дерева. Все это он сохранил на память. Смысл сказанного я понял несколько дней спустя.

Однажды вечером дед поставил на пол свою большую шкатулку. Откинул крышку, вынул из шкатулки один предмет и, держа его в руках, начал свой долгий и интересный рассказ.

С ним была связана часть его жизни, проведенной в путешествиях. В первый вечер дед достал маленькую коробочку с засушенным насекомым и рассказал нам о песчаных пустынях, где беспощадно палит солнце, а к самому небу поднимаются смерчи.

В следующий вечер маленькая трубка, выточенная из кости моржа, перенесла нас на далекий восток. Перед нашими глазами вставало беспокойное море, маленькие скалистые острова, занятые птичьими базарами, парусное судно, скрипящие на все лады даже при небольшом ветре.

Долгими зимними вечерами по рассказам деда я познакомился с многообразной природой нашей родины.

(По Е. Спагненбергу)

Тест по теме «Причастие»

  1. В каком слове ударение падает на последний слог?

а)     Пролит

б)    Отнято

в)     Взято

г)     Заперта

  1. Пишется одна буква н.

а)     Ошибка исправле..а

б)    Построе..ые дома

в)     Избалова..ый ребенок

г)     Броше..ый камень

  1. Пишется буква я.

а)     Подстрел..нный

б)    Просе..нный

в)     Промасл..нный

г)     Напо..нный

  1. Необходимы запятые.

Он вынул из-за голенища (1) привязанный на ремешок складной ножик, окинул внимательным взором (2) задумчиво шептавшиеся кусты (3) и решительно подошел к стволу (4) качавшемуся над кручей.

  1. Причастие настоящего времени нельзя образовать от глагола.

а)     Совершенного вида

б)    Несовершенного вида

в)     Возвратного

  1. Ошибка в объяснении написания выделенных букв.

а)     Бечевка – е в корне слова (бечева)

б)    Подожженный – страдательное причастие прошедшего времени

в)     Сгущенка – е под ударением в суффиксе существительного

г)     Плащом – о под ударением в окончании существительного

Контрольный диктант №3

по теме «Деепричастие»

Зазимок

Еще не пахнуло по-настоящему холодом. Еще стояли зелеными ивы в густой листве. И вдруг с низкого темного неба медленно посыпал тихий-тихий снег.

Сначал падали едва заметные пушинки, которые, едва касаясь теплой земли, тут же таяли, превращаясь в обильную холодную росу.

Но вот крупные хлопья снега белыми ватными клочьями закружились, заплясали в тяжелом влажном воздухе. И за какие-то полчаса побелело поле. Под тяжестью влажной белизны упали луговые травы. Пестрым лоскутным одеялом лежало только что вспаханное поле.

Кругом было серо, влажно, тихо. Природа готовилась отойти к длительному зимнему сну и сосредоточенно молчала. И только беспокойный стрекот откуда-то взявшейся вдруг сороки нарушал эту тишину. Она, как бы удивлялась, извещала:

— Люди добрые, пташки небесные! Смотрите, зима! Зима!

Сидя на заборе, она беспрерывно стрекотала и старательно при этом кланялась на все четыре стороны света, приветствуя первый снег, приход зимы, белое обновление природы.

(По А. Рыжову)

Тест по теме «Деепричастие»

  1. Не пишется слитно.

а)     Сильно не/доумевая

б)    Не/припомнив сюжета

в)     Дом не/построен

г)     Не/написанное вчера письмо

  1. Правильно построено предложение с деепричастным оборотом.

а)     Подойдя к воротам, мне стало страшно.

б)    Светящийся след тянулся за катером, тая в отдалении.

в)     Петя переплыв прибрежную глубину и добрался до отмели.

г)     Дверь скрипя и покачиваясь от ветра.

  1. Пунктуационная ошибка в предложении.

а)     Ничего не различая впереди, мы медленно пробирались в темноте.

б)    Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.

в)     Один лунный луч, просочившись сквозь годами не протираемое окно, скупо освещал угол.

г)     Марфинька боязливо заглянула вниз, и вздрогнув, попятилась назад.

  1. Все глагольные формы употребляются с винительным падежом зависимого слова.

а)     Варить, варивший, варившись

б)    Положить, положив, положенный

в)     Устроить, устроив, устроивший

г)     Привезти, привезший, привезенный

  1. Ошибка в определении морфологических признаков.

а)     Пробежав – деепричастие, совершенный вид

б)    Мытый – причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного вида

в)     Взлетевший – причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида

г)     Испекши – деепричастие, совершенный вид

  1. Ошибка в характеристике текста.

Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык. Мы приняли в дар блистательный и неслыханно богатый язык наших классиков, и мы должны сохранить для потомков народные истоки русского языка.

а)     Средство связи предложений – однокоренные слова

б)    Тип речи – рассуждение

в)     Способ связи предложений – параллельный

г)     Стиль речи – публицистический  

Контрольный диктант №4

по теме «Наречие» 

Огоньки

Как-то давно, темным осенним вечером, случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки, впереди, под темными горами мелькнул огонек.

Мелькнул ярко, сильно, очень близко. Я обрадовался, что близко ночлег, и сказал об этом гребцу. Он повернулся, посмотрел через плечо на огонь, буркнул, что еще далеко, и опять молча (апатично) налег на весла.

И долго еще мы плыли (дальше) по темной, как чернила, реке. Ущелья и скалы выплывали, надвигались и уплывали, теряясь в бесконечной дали. Огонек все стоял впереди, одновременно близко и далеко.

Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше и после манили меня своей близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится сильнее налегать на весла.

Но все-таки впереди – огни!

(По В. Короленко)

Тест по теме «Наречие»

  1. Мягкий знак не пишется.

а)     Обнаруж..те

б)    Навзнич..

в)     Сбереч..

г)     Горюч..

  1. Дефис не пишется.

а)     По..видимому

б)    Нежданно..негаданно

в)     Кое..что

г)     На..лету

  1. Пишется о.

а)     Справ..

б)    Издавн..

в)     Досыт..

г)     Затемн..

  1. Пишется одна н.

а)     На улице безветре..о.

б)    Небо было загроможде..о клочьями белых облаков.

в)     Эта девушка несдержа..а.

г)     Все возбужде..о спорили.

  1. Указать прилагательное в сравнительной степени.

а)     Стало тише на опушке леса.

б)    Все жалобней выл щенок.

в)     Брат выше сестры.

г)     Они жили дальше от школы.

  1. Найти неверное утверждение:

а)     Наречия могут обозначать цель и причину действия.

б)    Наречия, как и деепричастие, неизменимая часть речи.

в)     Сравнительная степень наречия может иметь простую и составную формы.

г)     Наречие никогда не выступает в роли определения.

Контрольный диктант №5

по теме «Предлог» 

Несмотря на начало сентября, было по-летнему жарко. Чай накрыли в гостиной, выходившей распахнутыми настежь окнами в еще не убранный от опавших листьев сад.

В помещении вдоль стен стояла полированная старинная мебель, обитая бордовым плюшем. Благодаря ажурным накидкам и белоснежной домотканой скатерти, расшитой причудливым орнаментом, комната выглядела по-праздничному торжественной. Золоченая и посеребренная посуда была начищена до блеска, а посередине стола возвышался, отражая солнечные лучи, кувшин в виде цветка. Вокруг него были расставлены невысокие, но изящные бокалы из граненого хрусталя.

В течение часа разговор не смолкал. Говорили в основном насчет поездки, которая вопреки опасениям, закончилась благополучно. В заключение чаепития кто-то из присутствующих, развеселившись, предложил осмотреть живописное озеро, разлившееся вследствие недавно прошедших дождей.

(По И.В. Сорокиной)

Контрольная работа

по теме «Союз»

  1. Расставить знаки препинания. Обозначить все союзы, подчинительные отметить буквой П, сочинительные – буквой С. Выполнить синтаксический разбор выделенного предложения. Выполнить морфологический разбор союза.

Долго после этого мы ехали не останавливаясь по белой пустыне в холодном, прозрачном и колеблющемся свете метели. Откроешь глаза – та/же неуклюжая шапка и спина занесенные снегом торчат передо мной та/же невысокая дуга под которой мерно двигается все на одном расстоянии голова коренной с черной гривой мерно подбиваемой в одну сторону ветром. Из-за спины виднеется та/же гнедая пристяжная4. Посмотришь вниз – тот/же сыпучий снег разрывают полозья и ветер упорно уносит его в одну сторону. Впереди, на одном и том/же расстоянии, убегают передовые тройки. Справа и слева все белеет и3 мерещится. Напрасно глаз ищет нового предмета: ни столба ни стога ни забора – ничего не видно. (Л. Толстой)

  1. Тест
  2. Однородные члены могут соединяться при помощи подчинительных союзов
  3. Найдите сочинительный союз:

а) чтобы;

б) если;

в) также;

г) потому что;

д) хотя.

  1. Найдите подчинительный союз:

а) либо;

б) зато;

в) так как;

г) тоже;

д) или.

  1. Части сложноподчиненного предложения могут быть соединены при помощи

а) сочинительного союза;

б) подчинительного союза;

в) интонации.

  1. Расставить знаки препинания. Назвать ряды однородных членов, составить схемы, объяснить знаки препинания.

За сто лет прошедших со дня гибели города ветры дожди и снега постарались снести его с лица земли и во многом им это удалось. Но каменные дома все(таки) остались стоять хоть и без крыш и окон. Выветрились но не совсем пропали мостовые вдоль которых рядами стояли обломанные высокие пни без коры. Лучше всего сохр..нился старый замок на холме над городом. Ему было уже больше тысячи лет но стены сложе..ые из могучих каме..ых плит стойко выдержали нап..дения ветра и дождя. (По К. Булычеву)

Контрольный диктант

№7 по теме «Частица» 

Летний вечер

Тих и ласков теплый летний вечер. Ни утомительного зноя, ни духоты в покойном воздухе. Еще не спустились на землю сумерки, а в небе уже одна за другой незаметно появляются бледные звезды, еще не успевшие разгореться. Присмиревший ветерок изредка прошумит над землей, повеет в лицо неожиданной прохладой. Тогда поднимается неясный шелест в листве деревьев. О чем-то неведомом зашепчут они между собой, не обращая внимания на одинокого путника. На что ни кинешь взор, на чем ни остановишь его, все радостно встречает вечернюю прохладу. Сумерки становятся гуще, заметнее. На темном небе непрерывно вспыхивают все новые неяркие звезды. Далекие и непонятные, тихо застыли они в необъятной выси и, кажется, с недоумением смотрят на неугомонную жизнь на земле.

Как хорош этот прекрасный вечер! Ничто не нарушает его спокойствия. Нельзя не залюбоваться этой чудесной картиной природы.

 

 

xn--b1aaickutcb0a.org

Контрольный диктант по теме"Причастие" 7 класс

Пояснительная записка

к уроку русского языка в 7 классе

Контрольный диктант по теме «Причастие»

Автор:

Дагаева Любовь Михайловна

Направление:

гуманитарное

Тема, класс:

Контрольный диктант по теме «Причастие»

7 класс

Тип:

Урок развивающего контроля.

Характеристика

класса

Общеобразовательный класс со средним или выше

среднего показателем качества знаний

Учебник:

Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.Научный редактор Н.М.Шанский) – 3-е изд., – М.:Просвещение, 2015.-223с.

Раздел:

Морфология.

Количество часов: 140 учебных часов в год, 4 учебных часов в неделю

Цель:

развитие личностных универсальных учебных действий: развитие способности к самооценке; познавательных универсальных учебных действий: структурировать знания;

регулятивных универсальных учебных действий: формулировать цель деятельности; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;

коммуникативных универсальных

учебных действий: адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров.

Задачи:

Обучающие:

повторить правила правописания причастий;

формирование умения определения морфологических признаков причастия;

- Развивающие:

- развивать аналитическое мышление обучающихся;

расширять словарный запас обучающихся;

Воспитательные:

- воспитывать культуру речи, культуру поведения.

Методы:

анализ и синтез языковых явлений

Формы работы:

индивидуальная, фронтальная.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Знакомство с текстом диктанта.

В лесу

Свистящим шепотом перекликнулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей. Последние звезды тихо погасли в посветлевшем небе. Лес, окончательно стряхнувший с себя остатки ночного мрака, вставал во всем своем зеленом величии.

Из припудренной утренним инеем хвои высунулась длинная бурая морда, увенчанная тяжелыми ветвистыми рогами. Испуганные глаза осмотрели огромную поляну. Розовые замшевые ноздри, извергавшие горячий парок встревоженного дыхания, судорожно задвигались. Настороженные уши ловили каждый звук. Внимание его привлек звук, послышавшийся сверху. Зверь распустил напряженные мускулы, вышел на поляну, лизнул наст.

Летчик ощущал дрожь подраненной машины всем своим существом, как будто это была не агония изувеченного мотора, а лихорадка, колотившая его собственное тело. Лучи, пронзавшие хвою, сверкающими бликами зажигали наст.

(По Б.Полевому)

  1. Запись текста диктанта учащимися.

  2. Выполнение грамматического задания.

I уровень

1.Озаглавьте текст.

2.Определите количество букв и звуков в словах:

агония зверь

3.Произведите морфемный разбор слов:

зажигали подраненной

II уровень

1.Выполните задания I уровня

2. Произведите морфологический разбор страдательного причасти.

III уровень

1.Выполните задания I и II уровней.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

Лучи, пронзавшие хвою, сверкающими бликами зажигали наст.

Дополнительное задание

1.Из какого произведения взят отрывок?

infourok.ru

Контрольные диктанты по русскому языку для 7 класса. Тема: "Наречие". - Русский язык 7 класс - 7 класс

МОЙ ДОМ

  Мой дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от него высоким частоколом. Этот частокол - западня для деревенских котов, любящих рыбу. Они постоянно шныряют вокруг, беспрестанно подвывают друг на друга и ждут вечера.

  Вечером коты осторожно перелезают через частокол и собираются под куканом. Издали кажется, что коты играют в волейбол. Я выхожу с фонарём, и коты, застигнутые врасплох, бросаются прочь. Застряв между кольями, они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать.

  Осенью весь дом сплошь засыпан листьями. Но в нём я ночую лишь изредка. Чаще я сплю в старой беседке в глубине сада. Особенно хорошо там в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый дождь. 

  На рассвете я просыпаюсь, обливаюсь колодезной водой и слушаю звук пастушьего рожка, доносящийся издалека.

  Цепной пёс Дивный давным-давно привык к моим уходам на рассвете и только зевает мне вслед. Впереди по-осеннему пустынный день, затерянность в мире пахучей листвы и низкого неба. И всё это, по-видимому, и есть счастье.

(По К. Паустовскому)

(159 слов)

 

  Задания к тексту:

  1) Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

  2) Обозначьте орфограммы в наречиях:

  1-й вариант: 2-й абзац;

  2-й вариант: последний абзац.

МШАРЫ

  Влево от боровых озёр лежат громадные мещёрские болота - мшары. Это сплошь заросшие озёра, занимающие плошадь в триста тысяч гектаров. Кое-где на мшарах видны песчаные бугры, поросшие сосняком и папоротником.

  Как-то в конце сентября мы подошли к Поганому озеру. Берега у него - густое скопление трав, мхов, корней, качающихся под ногами. Под тощей травой стояла бездонная вода. К вечеру над озером нежданно-негаданно собралась гроза, которая росла на глазах. Маленькое грозовое облако стремительно превращалось в зловещую тучу. Молнии без устали хлестали в мшары рядом с нами, и на душе у нас было неважно. Темнело быстро, по-осеннему. Идти по завалам в темноте было невыносимо трудно, каждые десять минут мы проверяли направление по фосфорному компасу и только заполночь наткнулись на заброшенную дорогу и дошли по ней к озеру, где жил приятель.

(По К. Паустовскому)

(131 слово)

 

  Задания к тексту:

  1) Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).

  2) В тех же предложениях обозначьте части речи.

  3) Придумайте и запишите предложения, употребив в них наречия:

  1-й вариант: изредка, досуха;

  2-й вариант: сначала, вплотную.

  4) Сделайте морфемный разбор наречий из предыдущего задания.

КУПАНИЕ В РЕКЕ

  Обоз расположился в стороне от деревни около реки. Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл. От жары было некуда деться. На берегу стояло несколько верб, но тень от них бесполезно падала в воду. Вода в реке, голубеющая от отражающегося в ней неба, страстно манила к себе. 

  Дымов и Кирюша быстро разделись и попадали с громким криком в воду. Тихо журчавшая речка огласилась фырканьем, плеском, криком. Егорушка, разбежавшись, прыгнул с вышины в речку. Описав в воздухе дугу, он глубоко погрузился, но дна не достал. Какая-то сила подхватила его и понесла обратно наверх. Он нырнул, фыркая, пуская пузыри. Вскоре Егорушка подплыл к берегу и стал шарить около камышовых кореньев.

(По А.П. Чехову)

(108 слов)

 

  Задания к тексту:

  1) Сделайте синтаксический разбор последнего предложения первого абзаца. Обозначьте в нём все части речи.

  2) Разберите по составу выделенные наречия.

  3) Составьте и запишите предложения с фразеологизмами:

  1-й вариант - ни свет ни заря;

  2-й вариант - в два счёта.

МЕДВЕДИ

  Маленькие медвежата очень забавны и игривы. Жаль только, что редко удаётся видеть их. Медведица на далёкое расстояние не подаускает никого к своей семье. Иногда в целую часть леса никто не может сунуться, зная, что там бродит со своими детенышами медведица.

  Медвежата ходят долго с матерью, привыкают к ней и к своей берлоге. Когда же мать покидает их, бродят часто неподалёку от старой берлоги. В ненастное время они заходят туда даже ночевать.

  Раз медведица с медвежатами направлялась через большую широкую реку Каму. Медведица переплыла и пошла уже по другому берегу, как видит, что старший сын её крадется потихоньку за ней, а младшие братья его остались на другой стороне реки. Он крался робко, а не шёл смело и прямо. Он чувствовал, что не должен был уходить, оставив меньших, да поленился перетаскивать их. Но медведица, увидев его, дала ему пощёчину. Медвежонок сейчас же понял, за что его побили, потому что поплыл назад, взял в зубы одного братца и перенёс его через реку. Потом он поплыл за другим, а мать стояла на берегу и смотрела за ним. Но на середине реки старший медвежонок, устав, вдруг выронил младшего изо рта. Медведица бросилась в реку и побила снова своего старшего сына. Тогда тот постарался поправить свою ошибку. Он снова поймал зубами барахтавшегося в воде братишку и перенёс его через реку. И тут, отряхнувшись от воды, всё семейство двинулось дальше.

(По В. Л. Дурову)

(223 слова)

 

  Задания к тексту:

  1) Над каждым словом первого предложения надпишите, какой частью речи оно является.

  2) Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

  3) Выполните морфемный разбор двух наречий из текста.

 

www.mamapapa-arh.ru


Смотрите также