Подготовительная работа к контрольному изложению. 5-й класс. Контрольное изложение 5 класс


Подробное изложение в 5-м классе

Разделы: Русский язык

Цель урока:

  1. Закрепить понятия подробное изложение текста.
  2. Совершенствование умения раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста.

Отважный пингвинёнок.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море.

Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

Предварительная работа.

 Цель предварительной работы – предупредить возможные орфографические ошибки и речевые недочёты. Предварительная работа может включать следующие задания:

Образовать множественное число от существительного птенец.

Составить предложения с глаголами купаться – купаются; бросаться – бросаются.

Объяснить значение слова вскарабкаться. (“Подняться, цепляясь руками и ногами. Вскарабкаться на гору”)

 Ход урока

  1. Постановка задачи урока.
  2. Вступительная беседа.
  3. Чтение текста.
  4. Анализ текста.
  5. Работа над планом.
  6. Повторное чтение текста.
  7. Написание изложения.
  8. Самоконтроль.

1.Постановка задачи урока.

Учитель сообщает о том, что предстоит письменно пересказать текст, который будет прочитан, т.е. написать изложение. Текст надо пересказать подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль.

2.Вступительная беседа.

- Что значит подробно пересказать текст? ( Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.)

- В тексте, по которому вы будете писать подробное изложение, рассказывается о маленьком пингвинёнке. Что вы знаете о пингвинах? Каков их внешний вид? Где они живут?

3.Чтение текста.

Предлагается прослушать текст и подумать, как лучше его озаглавить: “Как купался пингвиненок”, “Отважный пингвиненок”, “Маленький пингвиненок”. (Учитель не читает название текста).

4.Анализ текста.

Маленький пингвиненок от страха закрыл глаза и бросился вниз. Он быстро вынырнул и закружился на одном месте. А потом малыш быстро вскарабкался на камни и с удивлением посмотрел на зеленое море.

- Это изложение нельзя назвать подробным, так как пересказывается не весь текст, со всеми деталями, а воспроизводится только та его часть. В которой говорится, как искупался пингвиненок.

5. Работа над планом.

Вспоминаем с учениками, как составляется план текста. Затем коллективно текст делится на смысловые части, определяется тема каждой части и дается ей заглавие. Наиболее удачные заголовки учитель записывает на доске. Первый – третий пункты плана оформлены своими словами (это простые повествовательные предложения). Коллективно решается, что последнюю часть можно озаглавить словами из текста, так ярче будет выражена главная мысль всего изложения. Обращается внимание на пунктуационное оформление плана и на то, что слова из текста, взятые без изменения, заключаются в кавычки.

Примерный план

6.Повторное чтение текста.

7.Написание изложения.

Перед написанием изложения учитель напоминает, что повествование идет от 1-го лица (Я спускался…увидел…).Слова с неизученными орфограммами заранее записаны учителем на доске. Обращается внимание на постановку двоеточия в пятом предложении (предложение зачитывает учитель и выделяет в нем две части основы).

8. Самоконтроль.

После написания работ учениками предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.

Рекомендуем для подготовки к уроку для 5 класса использовать эти конспекты уроков.

А так же бесплатный вебинар по теме «Принципы работы с текстом» от объединенной издательской группы «Дрофа ‒ Вентана-граф».

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок развития речи в 5 классе. Подробное изложение.

Подробное изложение в 5-м классе

Цель урока:

  1. Закрепить понятия подробное изложение текста.
  2. Совершенствование умения раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста.

Отважный пингвинёнок.

      Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

       Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море.

       Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

       Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

      От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

      Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

Предварительная работа.

 Цель предварительной работы – предупредить возможные орфографические ошибки и речевые недочёты. Предварительная работа может включать следующие задания:

Образовать множественное число от существительного птенец.

Составить предложения с глаголами купаться – купаются; бросаться – бросаются.

Объяснить значение слова вскарабкаться. (“Подняться, цепляясь руками и ногами. Вскарабкаться на гору”)

 Ход урока

1.      Постановка задачи урока.

2.      Вступительная беседа.

3.      Чтение текста.

4.      Анализ текста.

5.      Работа над планом.

6.      Повторное чтение текста.

7.      Написание изложения.

8.      Самоконтроль.

1.Постановка задачи урока.

Учитель сообщает о том, что предстоит письменно пересказать текст, который будет прочитан, т.е. написать изложение. Текст надо пересказать подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль.

2.Вступительная беседа.

- Что значит подробно пересказать текст? ( Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.)

- В тексте, по которому вы будете писать подробное изложение, рассказывается о маленьком пингвинёнке. Что вы знаете о пингвинах? Каков их внешний вид? Где они живут?

3.Чтение текста.

Предлагается прослушать текст и подумать, как лучше его озаглавить: “Как купался пингвиненок”, “Отважный пингвиненок”, “Маленький пингвиненок”. (Учитель не читает название текста).

4.Анализ текста.

О чем говорится в тексте (его тема)?

Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства?

Какой из предложенных выше заголовков отражает основную мысль текста? Докажите.

От какого лица ведется повествование? Как начинается повествование? (“Однажды я…”)

Опишите внешний вид пингвиненка. (Маленький, голый, три пушинки на голове и маленький хвостик.)

Как вы понимаете выражение голый пингвиненок?

Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий пингвиненка?

Обратите внимание на то, что все глаголы употреблены в прошедшем времени.

При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования.

Как автор связывает предложения? (Он, пингвиненок, ему…)

Подберите синонимы к слову пингвиненок. (Пингвиненок – птенец – малыш)

Как оценивает автор поступок маленького пингвиненка? (Это был самый отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зеленом море.)

Прослушайте пересказ этого текста. Можно ли этот пересказ назвать подробным? Докажите свой ответ.

Маленький пингвиненок от страха закрыл глаза и бросился вниз. Он быстро вынырнул и закружился на одном месте. А потом малыш быстро вскарабкался на камни и с удивлением посмотрел на зеленое море.

- Это изложение нельзя назвать подробным, так как пересказывается не весь текст, со всеми деталями, а воспроизводится только та его часть. В которой говорится, как искупался пингвиненок.

5. Работа над планом.

Вспоминаем с учениками, как составляется план текста. Затем коллективно текст делится на смысловые части, определяется тема каждой части и дается ей заглавие. Наиболее удачные заголовки учитель записывает на доске. Первый – третий пункты плана оформлены своими словами (это простые повествовательные предложения). Коллективно решается, что последнюю часть можно озаглавить словами из текста, так ярче будет выражена главная мысль всего изложения. Обращается внимание на пунктуационное оформление плана и на то, что слова из текста, взятые без изменения, заключаются в кавычки.

Примерный план

1.      Маленький пингвиненок.

2.      Птенец смотрел, как купаются взрослые пингвины.

3.      Наконец малыш решился и бросился в море.

4.      “Это был самый отважный пингвиненок”.

6.Повторное чтение текста.

7.Написание изложения.

Перед написанием изложения учитель напоминает, что повествование идет от 1-го лица (Я спускался…увидел…).Слова с неизученными орфограммами заранее записаны учителем на доске. Обращается внимание на постановку двоеточия в пятом предложении (предложение зачитывает учитель и выделяет в нем две части основы).

8. Самоконтроль.

После написания работ учениками предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.

 

infourok.ru

Сборник диктантов и изложений по русскому языку для 5 класса

Сборник диктантов и изложений

по русскому языку для 5 класса

Коммунальное государственное учреждение

Общая средняя школа №72 «Каратауского района»

Абирова К.М., Калиева Г.Н., Джурабекова Ш.С.

Введение

Цель настоящего сборника диктантов и изложений предложить систематизированный материал по всем основным грамматико-орфографическим темам программы по русскому языку. Предложенный материал можно использовать для отработки орфографических и грамматических умений и навыков и для осуществления контроля над усвоением учебного материала.

Материал сборника подобран в соответствии с разделами и темами программы по русскому языку. Он расположен в сборнике в той же последовательности, что и материал учебника.

Для закрепления навыков грамотного письма огромное значение имеет выполнение учащимися письменных работ таких, как различные виды диктантов и изложений.

В данный сборник включены следующие виды диктантов:

  1. Словарные.

  2. Выборочные.

  3. Объяснительные.

  4. Зрительные.

  5. Предупредительные.

  6. Творческие.

  7. Контрольные.

  8. Письмо по памяти.

Каждый вид диктанта представлен несколькими текстами. Учитель может выбрать тот текст, который соответствует уровню подготовки учащихся данного класса.

К диктантам также даются дополнительные задания, позволяющие закрепить определенные умения.

Объем письменных работ для 5 класса согласно «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 2016-2017 учебном году»:

- текст контрольного диктанта содержит 50/60 слов;

- словарный диктант состоит из 10-15 слов;

- текс для подробного изложения включает 60-80 слов;

Выполнение программного материала

Четверть. Диктанты. Изложения. Сочинения.

По прогр. Факт. По прогр. Фактич По прогр. Фактич.

1 четверть 2 1

2 четверть 1 1 1

3 четверть 1 1 1

4 четверть 1 1 1

Год 5 4 3

Контрольные работы

№1 Контрольный диктант (стартовый срез)

Цель: Проверить знания и умения учащихся.

Проконтролировать орфографические и пунктуационные знания.

Правила движения.

Улицу можно переходить только при зелёном свете светофора.

Нельзя играть на мостовой.

Переходить улицу нужно спокойно и только по пешеходным дорожкам или подземным переходам.

Нельзя кататься на салазках, самокатах и коньках на улице.

Сойдя с тротуара, нужно посмотреть налево, а дойдя до середины улицы, - направо.

Контрольное списывание

Ёжик

Значительно дольше переносит холод наш хороший знакомый – ёжик. Только в конце сентября или вначале октября ёж приступает к устройству своего логова. Обычно он устраивает его в куче соломы, листьев мха и внутри выстилает очень старательно. Материал для логова ёж собирает и переносит очень интересным способом. Он катается в опавших листьях и нанизывает их, таким образом, на иглы. (55 слов).

(С.И.Огнёв)

Грамматическое задание к тексту.

  1. Фонетический разбор слов: ёж, ёжик, листья.

Списать. Поставить, где надо точку. В конце каждого ряда укажите количество предложений.

  1. Наступила осень падают листья вокруг красиво.

  2. Вот парк ученики идут на экскурсию они собирают разноцветные листья.

  3. Аня играла Петя читал книгу Катя писала буквы.

  4. Мама купила книгу дети были рады Лёна стал читать книгу.

  5. Дети рисуют Саша рисует лес Ваня рисует ёжика я рисую домик у домика утка и утята.

  6. Сегодня в школе день труда ученики убирают свой класс.

  7. Это наша школа она большая и светлая мы любим свою школу около школы большой сад в саду растут вишни и груши хороший будет урожай

Диктант

Белки.

Много забот летом у белок.

Нужно выкормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов. Голодные годы, в лесу бывает мало орехов и шишек. Тогда белки пускаются в далёкие и опасные путешествия. Смело переплывают они широкие реки, перебегают поля, забегают в селения и города. Никому в лесу не причиняют вреда миролюбивые весёлые белки. С вершины на вершину друг за дружкой гоняются они по деревьям.

Весело, радостно играют у старой сосны проказницы белки. (77 слов).

(По И.Соколову-Микитову)

Списать слова. Подчеркнуть гласные буквы.

Мак, роза, астра, тюльпан, ромашка, василёк, гвоздика, ландыш, одуванчик, лютик.

Шар, кубики, кукла, конь, санки, лыжи, коньки, машины, обруч, лото, юла.

Списать слова. Подчеркнуть согласные буквы.

Ворона, дятел, голубь, сорока, журавль, утка, гусь, курица, попугай, галка, кукушка, чайка, синица.

Топор, пила, молоток, рубанок, гвозди.

Списать, разделив слова на слоги. Подчеркнуть те слова, которые нельзя переносить.

Школа, перемена, учебники, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, пенал, клей бумага, акварель, кисточка.

Чай, лейка, скамейка, зайка, чайка, кофейник, лужайка.

№2 Контрольный диктант (1 четверть)

Цель: Проверить знания и умения, навыки учащихся. Проконтролировать орфографические и пунктуационные знания.

Осенью.

Наступила ненастная поздняя осень. В воздухе захолодало. Солнце светит, но совсем не греет. На кустах и деревьях пожелтела листва. Часто моросит холодный дождь. Улетели перелётные птицы в тёплые страны. Кончились радостные, счастливые деньки теплого лета. Грустно смотреть в окошко на деревья, на окрестности в ненастную погоду.

Приходи скорее, зима!

Грамматические задания

  1. Произведите морфологический разбор слова: солнце.

  2. Выпишите в правый столбик слова с предлогами, в левый – слова с приставками.

Контрольное списывание

Улетают птицы.

С наступлением прохладных дней в августе и сентябре улетают мухоловки, горихвостки, соловьи, береговушки, деревенские ласточки и многие другие птицы. В эту пору всё ещё пасутся на лугах и полях скворцы, жаворонки и грачи. Но вот показался снежок, подморозило, добывать корм стало труднее, и они покинули родные края.

Говорят, что птицы осенью летят на юг, в тёплые страны. Это не совсем точно. Главное для птиц - корм, а не тёплые края. Страшен не холод, а голод. (104 сл.) (По И.Вотякову)

Предупредительные диктанты.

Выписать выделенные слова. Произвести фонетический разбор. Записать цифрой, сколько в них слогов.

В школе.

В школе мы учимся читать, писать, считать. Мы любим петь, рисовать. Мы дружно работаем. Ребята помогают друг другу.

Сёстры.

У Ани есть сестра Ира. Аня ходит в школу. Ира мала. Она любит играть в куклы. Сёстры живут дружно.

Объяснительные диктанты.

Подчеркнуть те слова, которые нельзя переносить. Выделенные слова разделить для переноса.

Урок.

Скоро урок. Ученики идут в класс. На партах книги, тетради и пеналы. Дети сели за парты. Они читают сказку.

Кот.

У Армана жил кот. Звали его Пушок. Кот был чёрный. Ушки и шейка белые. Хвост пушистый. Арман любил играть с котом. Кот любил поспать.

Милка.

У нас живёт коза. Её зовут Милка. У Милки большие рога. Мы кормим козу травой, поим водой. Милка даёт нам вкусное и полезное молоко.

Хитрая кошка.

Мама и дети ушли. Кошка Мурка дома. Кошка искала еду. В тазу плавала рыба. Мурка цап лапой рыбу. Кошка Мурка сыта.

Контрольное списывание

Улетают птицы.

С наступлением прохладных дней в августе и сентябре улетают мухоловки, горихвостки, соловьи, береговушки, деревенские ласточки и многие другие птицы. В эту пору всё ещё пасутся на лугах и полях скворцы, жаворонки и грачи. Но вот показался снежок, подморозило, добывать корм стало труднее, и они покинули родные края.

Говорят, что птицы осенью летят на юг, в тёплые страны. Это не совсем точно. Главное для птиц - корм, а не тёплые края. Страшен не холод, а голод. (104 сл.)

(По И.Вотякову)

Предупредительный диктант

Выписать выделенные слова. Произвести фонетический разбор. Записать цифрой, сколько в них слогов.

Умная галка.

Галка хотела пить. На дворе стоял кувшин с водой. Вода в кувшине была только на дне. Галка не могла её достать.

(По Л.Толстому)

Кот.

У нас есть кот Васька.

Шерсть у Васьки серая. Хвост пушистый. Хорошо бы мышку поймать, да лень котику вставать. Любит он спать и мурлыкать.

Объяснительные диктанты.

Подчеркнуть те слова, которые нельзя переносить. Выделенные слова разделить для переноса.

Галка.

Мама положила на стол кольцо.

В окно заглянула галка. Вдруг она прыг на стол! Юра закричал. Галка улетела.

А кольцо пропало.

Котята.

Три серых котёнка увидели мышку. Котята бросились за ней. Мышка прыгнула в банку с мукой. Котята – за ней. Мышка убежала. А из банки вылезли три белых котёнка.

Лось.

К нашему дому каждый день приходит лось.

Он очень любит соль. Мы её оставляем в кормушке. Сохатый долго лакомится, затем смотрит в нашу сторону и качает своей красивой головой, как бы благодарит нас.

Пингвины.

Пингвины – это птицы. Но птицы особенные. Они не умеют летать, но хорошо плавают. Пищу добывают в воде, а большую часть суток проводят на суше.

Изложение

Верблюд.

Вы видели, чтобы кто-нибудь не пил день, два, неделю?

Нет? А вот верблюд может не пить две недели!

Зачем верблюду горбы? В горбах он запасает воду в виде жиров. Воды в пустыне не хватает. Жир в горбах превращается в воду. Из ста граммов жира сто семь граммов воды получается!

Даже в самую сильную жару верблюд совсем рот не раскрывает, воду экономит. Рот от слюны мокрый. Откроешь рот и много воды упустишь. Поэтому верблюд и дышит очень редко, всего раз в минуту! (87 сл.)

(По И.И.Акимушкину)

№3 Контрольный диктант (II четверть)

Цель: Проверить знания и умения, навыки учащихся.

Проконтролировать орфографические и пунктуационные знания.

Следы.

Распахнулась дверь поезда. На улицу выбежал пёс и замер. Падал снег. Первый снег в его жизни. Кругом тишина. Тишина не понравилась Фомке. Он трусцой пустился по дорожке. В морозном воздухе смешно разнеслось его рычание. Снег скрипел под лапами пса. На свежем насте отпечатались его следы. Он переступил с места на место и удивился новым следам.

Грамматические задания

  1. Разберите по составу слово: понравилось

  2. Подобрать антонимы к словам: выбежал, тишина, смешно, морозный.

  3. Образовать слова, используя суффиксы, приставки.

Прочитать. Выписать два слова из трех слогов. Подчеркнуть в них гласные буквы.

Птицы.

У дома рос клён. На ветке клёна сели птицы. Это были галки. Зоя и Витя сыпали крошки хлеба. Птицы клевали корм.

Письмо по памяти.

Хорошо в лесу, ребята!

Пахнет кашкой, пахнет мятой,

Пахнет липой и сосной

И малиною лесной.

(М.Кравчук)

Списать. Подчеркнуть слова, которые нельзя переносить.

Два друга.

Аян и Адилет - два брата. Аян принёс краски. Адилет. Взял бумагу. Мальчики рисуют. У Адилета красивый домик. У Аяна голубой самолёт.

Предупредительные и объяснительные диктанты.

В лесу.

Стоял жаркий день. Ваня и Саша пошли в лес. Они сели под ель. Там была тень. Какой зверь в густых ветвях?

Да это рыжая белка!

На рыбалке.

Ребята пошли ловить рыбу. Саша нёс удочки. Коля и Алик взяли сеть. Саша поймал пять окуней. Коля поймал карпа. Алику попался маленький карась.

Словарные диктанты

Малыши, карандаши, лыжи, ландыши, камыши, груши, ежи, мыши.

Чижи, стрижи, ерши, этажи, лужи, житель, машина, шило.

Жир, ширина, ошибка, жильцы, кувшин, пружина, шиповник, жирафы.

Душистый, пушистый, широкий, свежий, лежит, шипит, бежит.

Жук увидел одуванчик

И присел, как на диванчик.

Так удобно жук уселся,

А диванчик разлетелся.

Запомни: -чк-, -чн- пиши без мягкого знака!

Ключ?ки, как известно,

Злюч?ки.

А кто же любит их –

Колюч?ки?

Один верблюд.

Ведь у верблюда

Колюч?ки – фирменное блюдо.

(Б.Заходер)

Посмотрите, дом стоит,

До краев водой налит,

Без окошек, но не мра…ый,

С четырёх сторон прозра…ный.

В этом домике жильцы –

Все умелые пловцы. (Аквариум)

Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто;

Здесь осока, ко..ки, мхи.

Нет опоры для ноги. (Болото)

Словарный диктант

Роща, туча, дача, чашка, пища, площадка.

Чайник, зайчата, щавель, задача, часы, чаща, галчата.

Лечат, стучат, молчат, отвечал, кричат, пищат, рычат, трещат.

Чулки, чугун, щука, чудо, чулан, чудак, чужие, чуткий.

Чищу, хочу, стучу, плачу, ищу, кричу, тащу, молчу, щебечут.

Выборочный диктант

  1. Осенью роща опустела. 2. Мама обещала купить мне лыжи. 3. Вороны громко кричат. 4. На дворе трещал мороз. 5. Петя поймал леща. 6. Над водой летают чайки. 7. На лужайке дети рвали щавель. 8. Мальчики зашли в чащу леса. 9. Туча закрыла все небо. 10. Часы идут точно.

1 Я хочу прочитать эту книгу. 2. Есен решил трудную задачу. 3.Дети ищут грибы. 4.В лесу щебечут птицы. 5. Я помогаю товарищу. 6. Пищу надо хорошо жевать. 7. Собака лает на чужих. 8. Рыбак поймал щуку. 9. Сегодня чудесный день. 10. Кот чует мышку.

  1. Шапкой Миши шишки сшибли.

  2. В живом уголке жили ежи и ужи.

  3. У Саши нос в саже, скажи об этом Саше.

Зрительный диктант

Прочитать слова. Запомнить. Составить 5 словосочетаний и 3 предложения с любыми словами.

Чай, час, животное, шило, чудо, щука, чайник, часы, жир, жизнь, чудеса, щучий, жираф, шина, чудак, роща чаща.

Выборочный диктант

Подчеркнуть сочетания жи, ши.

1.В воздухе кружились белые снежинки. 2. Ерши живут в воде. 3. Мыши живут в норке. 4. У розы шипы. 5. С дерева падали шишки. 6. В лесу цветут ландыши. 7. У меня есть сапоги из кожи. 8. На улице большие лужи. 9. Мой чище шею и уши. 10. У берега растут камыши. 11. Ежи живут в лесу. 12. Под ёлкой росли рыжики. 13. В роще поют чижи. 14. Моржи живут в море. 15. Пиши, да не спеши. 16. Пиши чисто. 17. Пиши без ошибок.

1.Ученики сделали мало ошибок в диктанте. 2. В магазине продавали живую рыбу. 3. Саша положил вилки и ножи на стол. 4. Большая машина остановилась у дома. 5. Наши лыжники победили на соревнованиях. 6. На клумбе росли душистые цветы. 7. В часах лопнула пружина.

№4 Контрольный диктант (III четверть)

Цель: Проверить знания и умения, навыки учащихся. Проконтролировать орфографические и пунктуационные знания.

Верные друзья.

Под тёплым солнцем даже в самых глухих местах растаяли последние клочки снега. Запах цветущих ландышей кружит голову. Звенит лес от весёлых птичьих голосов. Из далёких стран вернулись на родину наши пернатые друзья.

Целыми днями пропадают школьники в лесу. Они развешивают на деревьях скворечники, синичники, дуплянки. Радостные и счастливые ребята поздно вечером возвращаются из леса домой.

Грамматические задания

  1. Изменить число существительных.

  2. Подобрать синонимы к словам: клочок, запах, радостный.

  3. Просклонять имена существительные по падежам: снег, друзья.

Разделительные ь и ъ.

Словарный диктант.

Дверь, олень, зверь, тетрадь, букварь, журавль, карась, медведь.

Окунь, голубь, день, рысь, осень, тюлень, учитель, мебель.

Клён, сирень. Супь, цепь. Дом, семь. Кот, сеть. Сахар, сухарь. Лён, лень, Нос, лось.

Мел –мель брат – брать

Кон – конь шест – шесть

Жар – жарь пыл – пыль

Ел – ель учит – учить

Подчеркнуть ь на конце слов.

1 Дети должны любить природу. – Дети любят природу. 2. На поляне росла ель. – Миша ел малину. 3. Алия учит уроки. – Надо учить уроки.

1.Сегодня солнечный день. 2. Арману семь лет, а Аяну шесть. 3. После лета наступает осень. 4. Я умею писать, читать, считать. 5. Журавль и орёл - птицы. 6. Стол и диван – мебель. 7. Медведь залёг на зиму спать. 8. Рыбаки тянут сеть. 9. Волк – хищный зверь. 10. На руке пять пальцев. 11. Собаку посадили на цепь. 12. Хорь – маленький зверёк.

1.Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы. 2. С утра идёт дождь. 3. Учительница проверила мою тетрадь. 4. Мальчики пошли удить рыбу. 5. Конь бежит быстро. 6 Саша красит дверь. 7. Плот сел на мель.

Словарный диктант.

Полка – полька зорко – зорька

Уголки – угольки пенка – пеньки

Банка – банька редко – редька

Горка – горько борцы – борьба

Ёлка, ельник. Санки, коньки. Палки, пальцы. Ранки, раньше.

Деньки, зверьки, окуньки, пузырьки, огоньки, мотыльки, васильки, хорьки.

Письмо, пальто, мальчик, больница, учительница, школьник, тюльпан, рельсы.

Сильный, большой, беленький, маленький, горький, гурьбой, гуськом.

Выборочный диктант.

1.В большой дом едут новые жильцы. 2. Я утром раньше всех встаю и сам стелю постель свою. 3 Дуйсен написал письмо другу. 4. Хорошие стоят деньки. 5. Говори меньше, а делай больше. 6. У дома красивое крыльцо. 7. Редька на вкус горькая. 8. Больных лечат в больнице. 9. Поезд идёт по рельсам.

1. Гусь больше утки. 2. Ручей меньше реки. 3. Никите купили коньки. 4. Река покрылась льдом. 5. Я надеваю новое пальто. 6. Вечером в окнах светились огоньки.

Распределительный диктант.

Написать в 1-й столбик слова с твёрдым согласным на конце, во 2-й с мягким шипящим на конце.

Душ, муж, гараж, мяч, блиндаж, плащ, меч, ковш, мякиш, богач, силач, луч, рубеж, стаж, падеж, крепыш, грош.

Напиши слова в единственном числе в таком порядке: 1) рыбы, 2) птицы, 3) растения, 4) звери, 5) помещения, 6) посуда.

Стрижи, ерши, чижи, ножи, ковши, камыши, ландыши, моржи, гаражи, ежи, блиндажи, лещи.

Письмо по памяти

От кого деревьям вред?

Точит ёлку короед.

Услыхал деревьев плач

Знаменитый дятел-врач.

Прилетел он на заре

И постукал по коре. (А.Часовников)

Диктант

В феврале.

Февраль. Повсюду сугробы снега. На деревьях белые подушки. Впереди ещё и морозы и метели. До весны далеко. Но в ясный день на вершине старой сосны звенит голосочек синицы. Поёт она тихим, скрипучим голосом. Это её призывы к началу большого весеннего концерта. Позднее к голосу синицы присоединятся и другие исполнители леса. (50сл.) (В.Барков)

Изложение

Медвежонок Копуша.

Этого медвежонка звали Копушей, потому что он вечно копался. Последним он выходил на прогулку, последним съедал свой обед.

Из всех медвежат Копуша была одна такая спокойная, добрая. Ей можно было без опаски дать в рот палец, отобрать корм.

Копуша была общей любимицей. Она и играла как-то по-особенному, медленно, важно. Перевернётся через голову, а потом сядет и смотрит, в чём дело. Почему дерево с другой стороны очутилось? Больше всех она дружила с самой молодой юннаткой Маней, потому что на Маниных платьях было много пуговиц, а Копуша их любила сосать. Сосала она всё, что попало. От удовольствия она только жмурилась. Вообще Копуша была очень смирная. (103 сл.) (В.В.Чаплина)

Образец: берлога медведя – медвежья берлога.

Берлога медведя - пух лебедя –

Шкурка зайца - рога оленя –

Логово волка - жир гуся –

Контрольное списывание.

Списать подчеркнуть слова с разделительным твёрдым знаком.

Сегодня у нашей школы юбилей. Ей исполнилось пятьдесят лет. Со всех концов необъятной страны съехались её бывшие ученики. В стенах школы встретились ученые, рабочие, врачи. Кругом радостные лица, объятия. Право объявить начало праздника дано лучшему классу.

Составить и написать словосочетания.

Выйти (куда?) подъезд

Начать (что?) съемка

Слушать (что?) объяснение

Подготовить (к чему?) подъём

Остановиться (где?) разъезд

Прочитать (что?) объявление

Послать (куда?) съезд

Распределительный диктант.

Списать в 2 столбика: в левый – с ъ, в правый – с ь.

Ш..ёт, в..ёт, п..ют, л..ют, б…ют, с…ел, обез…яна, об…явление, под…ём, из…ян, об…ятие, вороб…и, от…езжать, счаст…е, ненаст…е, весел…е, пред…явить, об…единение, раз…яснение.

Объяснить написание подчеркнутых слов. Составить текст объявления о походе в лагере.

Объявление.

Ребята! В воскресенье мы идём в театр. Не забудьте взять билеты! После спектакля собираемся у подъезда театра.

№5 Контрольный диктант (IY четверть)

Цель: Проверить знания и умения, навыки учащихся. Проконтролировать орфографические и пунктуационные знания.

Мы любим цветы.

В нашем классе красивый зелёный уголок. Комнатных цветов у нас много. Есть большие фикусы, примулы, бегония, розы, кактусы и другие. За цветами ухаживают цветоводы. Два раза в неделю они поливают цветы водой. Каждую субботу ученики обтирают листья влажной тряпочкой. Цветы украшают нам класс, освежают воздух. Скоро в нашей школе будет своя теплица.

Грамматические задания.

  1. Разберите по составу слово: поливают.

  2. Произведите фонетический разбор слова: ученики.

  3. Произведите синтаксический разбор последнего предложения.

Изложения

Изложение №1.

Цель: Знать тему текста и научить учащихся писать изложение близко к тексту. Формировать умения и навыки последовательно пересказывать текст.

Девочка и камень.

Маленькая девочка жила далеко от школы. В дождь, в снег, в жару, в мороз она приходила в школу.

Однажды утром с горы спустилась чёрная туча. Началась страшная буря. Деревья сгибались до земли. Никто не выходил на улицу.

Вдруг сторож школы услышал голос. Он вышел на крыльцо. Там стояла девочка и держала в руках огромный камень. Она несла камень всю дорогу, чтобы ветер не сбил её.

Вопросы для беседы:

Где жила маленькая девочка?

Не опаздывала ли она в школу?

Почему однажды утром никто не вышел на улицу?

Кто пришёл в этот день в школу?

Что ей помогло дойти до школы?

Примерный план

  1. Девочка никогда не опаздывала в школу.

  2. Буря.

  3. Девочка с камнем.

Изложение №2.

Цель: Знать тему текста и научить учащихся писать изложение близко к тексту. Формировать умения и навыки последовательно пересказывать текст.

Чужая пятёрка

Сегодня у Серёжи праздник. В его тетради по русскому языку стоит пятёрка за диктант. Теперь его не будут ругать за то, что получает только тройки.

Дома Серёжа сообщил папе про пятёрку. Папа радостно улыбнулся и спросил, как Серёжа смог написать без ошибок. Мальчик рассказал, что он сидит с Ниной, она пишет без ошибок. Папа грустно посмотрел на Серёжу и сказал, что он принёс домой чужую пятёрку.

Вопросы для беседы:

Какой праздник был у Серёжи?

Какой назвал папа Серёжину пятёрку?

Прав ли был Серёжа, радуясь пятёрке?

Примерный план

  1. У Серёжи праздник.

  2. Папа обрадовался.

  3. Чужая пятёрка.

Изложение №3

Цель: Знать тему текста и научить учащихся писать изложение близко к тексту. Формировать умения и навыки последовательно пересказывать текст.

Мама.

Закрою глаза, прислушаюсь. И услышу мамин голос. Он такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Я всегда буду помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

Нет большего горя на свете, чем потерять родную мать. Не причиняй ей страданий. Береги маму.

С чего начинается Родина? Родина для каждого из нас начинается с мамы.

Вопросы для беседы:

Какой голос у твоей мамы?

Спутаешь ли его с другим голосом?

Какое горе является самым большим на свете?

Как нужно относиться к маме?

Примерный план

  1. Мамин голос.

  2. Берегите маму.

  3. С чего начинается Родина?

Изложение №4.

Цель: Знать тему текста и научить учащихся писать изложение близко к тексту. Формировать умения и навыки последовательно пересказывать текст.

Горькая вода

Толя с Витей возвращались из леса в лагерь. По дороге шла старушка с ведром воды. Тяжело ей было нести его. Мальчики это заметили. Толя быстро зашагал в лагерь. Витя побежал помогать бабушке. Он взял ведро и отнёс к ней домой.

Однажды Толя шёл с прогулки. Он захотел пить. Мальчик постучал в дом. Дверь открыла знакомая бабушка. Она встретила Толю ласково и приветливо, дала воды. Толя стоял красный. Он быстро попил и выбежал на улицу. Вода показалась ему горькой.

Вопросы для беседы:

Кто встретился мальчикам по дороге в лагерь?

Тяжело ли было старушке?

Как поступили мальчики?

Как встретила мальчика бабушка?

Почему вода показалась горькой?

Примерный план:

  1. Встреча на улице.

  2. В гостях у бабуки.

Изложение №5.

Снег идёт.

Таня посмотрела в окно. Небо и воздух были полны снежинок. Снежинки летали, кружились, падали. Они ложились на крыши, чёрствую грязь на дороге, замёрзшие лужицы, грядки, деревья.

Таня вышла во двор и стала разглядывать снежинки. Когда они летят, они как пух. А поближе – звездочки. Все разные. У одной лучики широкие, у другой острые, как стрелки.

После обеда Таня не узнала деревню, стала она вся белая. Крыши, дорога, огороды белые.

Выглянуло солнышко. Снег заблестел, заискрился. Зима пришла. (75 слов).

Вопросы и задания к тексту

Подумайте на сколько частей можно разделить текст.

Чему будет посвящена каждая часть?

Какие слова в первой части говорят о том, что снег шел густой?

Как выглядит летящая снежинка?

Как она выглядит на ладони?

Примерный план

  1. Летят снежинки.

  2. Снежинки на ладони.

  3. Белая деревня.

  4. Зима пришла.

Словарно-орфографическая подготовка.

Найдите слова названия действий снежинок. Подберите свои, которые были бы близки по смыслу словам из текста.

Подберите прилагательные к словам грязь (какая?) …; лужицы…; лучики… .

Объясните значение выражения черствая грязь. Подберите слова по смыслу.

Вставьте пропущенные буквы в словах: посм…трела, сн..ж…нки, л…тели, гря…ки, выгл… нуло, сне…, забл…стел, круж…лись, крыш…, ш…рокие.

Каким способом автор подчеркивает яркую белизну выпавшего снега?

Сочинения

Сочинение №1.

Цель: Умение глубоко, обстоятельно высказывать свои мысли и чувства. Правильность построения предложений, их последовательность. Развитие речи.

«Мой класс»

Сочинение №2.

Цель: Умение глубоко, обстоятельно высказывать свои мысли и чувства. Правильность построения предложений, их последовательность. Развитие речи.

«Новый год»

Сочинение №3.

Цель: Умение глубоко, обстоятельно высказывать свои мысли и чувства. Правильность построения предложений, их последовательность. Развитие речи.

«Мой лучший друг»

infourok.ru

Контрольное изложение. - Русский язык

Просмотр содержимого документа «Контрольное изложение.»

Контрольное изложение. 5 класс

Цель: проверить как сформирован навык письменной речи: умение передавать содержание текста, правильно строить предложения, умение орфографически грамотно записывать текст, соблюдая синтаксические нормы.

Вариант 1

Барсучонок

Однажды ходили мы с Джеком и Барсиком по лесу. Я грибы собирал, Джек за птичками охотился, а Барсик разных жучков, червячков под листвой отыскивал. Долго бродили и выбрались наконец на полянку. Самое хорошее место посидеть, отдохнуть.

Уселся я под куст, хотел в корзине грибы перебрать. Джек возле меня в холодок улёгся, а Барсик шуршит в кустах. Выбрался, подбежал к нам и вдруг начал носом водить: что – то учуял.

От нас прямо к дуплистому пню побежал и давай лапами труху разгребать. Что там такое, я и не понял. Только слышу, как зажужжит, загудит кто – то. Смотрю: из дупла оса, другая, третья … целый рой. Все над Барсиком кружатся, жужжат, а ему хоть бы что. Шерсть у него густая, попробуй ужаль его! Закусил личинками и как ни в чём не бывало прямо ко мне. А осы за ним. Я корзину с грибами бросил да бежать. Джек тоже удирать пустился.

И всё – таки не удрали. Одна оса меня в шею ужалила, а другая Джека прямо в губу. Один Барсик не пострадал. Он личинками полакомился, а нам с Джеком за его лакомство расплатиться пришлось.

Вариант 2

Купание медвежат

Охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев.

Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица ис ней два веселых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шею и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не вымыла в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его и тоже выкупала в воде.

Медвежата остались довольны купанием. Им было жарко в густых, лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.

Анализ контрольной работы

Итоги контрольной работы

Класс

В классе учащихся

Писали работу

Отметки

Качество

Степень обученности

«5»

«4»

«3»

«2»

Итог

%

multiurok.ru

Подготовительная работа к контрольному изложению. 5-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: развивать речь, обогащать словарный запас, привитие навыка анализа текста; воспитывать творческие возможности учащихся; воспитывать чувство любви к природе, Родине,

Вступительное слово учителя.

Мне б упасть среди берез. Где туман так светел И берёзы ствол обнять, И, прижавшись сильно. Непонятное понять. Мир неведомый объять Средь берёз умильных...

Сегодня, ребята, перед нами стоит не очень легкая задача: работа по подготовке к написанию контрольного изложения. Для начала хочу заметить, что эта деятельность будет сопровождаться не только анализом текста, но и беседой и рассуждениями о красоте природы, о роли каждого из нас в ее охране.

1. Чтение текста "Молодой садик"

На пригорке росла одинокая березка. Осенний ветер больно хлестал ее. Пришли на пригорок ребята. Они выкопали ямы, посадили яблоньки. А чтобы защитить яблони от ветра, посадили рябину, липу, елку. Часто приходили ребята в молодой садик. То побелят стволы яблонь известью. То зажгут дымные костры. Выросли деревья. Зацвели яблони. Люди любовались садом.

2. Лексико-фразеологическая работа.

2.1. Ответы на вопросы:

а). О каком дереве идет речь в начале текста? (Здесь говорится о березе)

б). Что вы знаете о березе? (Ответы: 1.Раньше ее называли берзой от "бер", то есть светлый, белый. 2.Она еще является символом нашей родины - России. 3. Многие поэты и писатели посвятили свои произведения березе.)

в). Прочитайте, пожалуйста, отрывки из стихотворений, приготовленные вами.

Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. (С.Есенин)

На полянке, на пригорке, Под окном, среди полей Белокурая березка - Символ Родины моей. (М.Ероха)

г). Где росла березка? (Березка росла на пригорке.)

д). Почему ребята решили посадить на пригорке яблони? (Им стало жалко одинокое дерево, которое могло погибнуть во время холодов.)

е). Как ухаживали ребята за садом? (Они делали все, чтобы спасти от гибели деревья: окапывали, зажигали дымные костры, белили. Самое главное, они дарили маленькому садику свое тепло, свою любовь, что, конечно же, обязательно поможет спасти деревца.)

2.2. Разбор по составу слов.

Перед корнем есть приставка, Слитно пишется она, И при помощи приставки Образуются слова.

Общая часть Родственных слов Корнем зовется - Ответ наш готов.

После корня он стоит, Слово новое звучит. Обозначу уголком - Называют суффиксом.

На конце любого слова Окончанье ищем снова. Изменяемая часть С другим словом держит связь.

березка, пригорок, яблонька, садик, рябинушка.

а).  К какой части речи относятся эти слова?

б). К какому роду относятся эти существительные?).

2.3. Проверка безударных гласных букв.

Есть гласные ударные, Но есть и безударные. Их нужно проверять, В корне правильно писать.

Подбираем быстро слово, И проверочка готова. Удареньем проверяем - Ничего не забываем.

Осенний - осень, защитить - защита, стволы - ствол, зацвели - зацвел.

2.4.Объяснение значения слов и выражений на родном (кабардинском) языке: одинокая, больно хлестал, зажгут дымные костры.

2.5.Объяснение знаков препинания в предложении:  

А чтобы защитить яблони от ветра, посадили рябину, липу, елку.

2.6.Разобрать по членам предложения: 

На пригорке росла одинокая береза. Часто приходили ребята в молодой садик.

2.7.Образовать возможные словосочетания: 

То побелят стволы яблонь известью, то зажгут дымные костры.

2.8. Просклонять существительное. (ребята)

Слово быстро изменяю, Пишу его по падежам. Склонением это называют Запомнить это надо нам.

2.9. Морфологический разбор слова: деревья

3. Повторное чтение текста.

4. Составление плана.

1. Одинокая береза.

2. На пригорок пришли ребята.

3. Ребята работают в садике.

4. Деревья выросли.

5. Сжатый пересказ 2-3 учащимися содержания текста.

6. Демонстрация рисунков, сделанных детьми дома.

7. Домашнее задание.

Все домашние заданья Буду четко выполнять. На урок без опозданья Буду утром прибегать.

Слово учителя: Ребята, сегодня задание на дом заключается в том, что вы должны будете написать небольшой отзыв на текст вашего изложения. Самые интересные работы будут оценены.

Заключительное слово учителя: Мне же остается поблагодарить вас всех за помощь в организации нашего урока и за активное в нем участие. Спасибо вам большое, ребята! (Оглашение списка, учащихся, получивших оценки).

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также