Контрольная работа по правоведению для 10 класса по теме "Конституционное право". Конституционное право контрольная работа


Контрольная работа по Конституционному праву

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет»

Филиал в г. Братске

Кафедра правовых дисциплин

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

по Конституционному праву

Для студентов заочной формы обучения

(в том числе с сокращенным сроком обучения)

Контрольная работа должна быть выполнена в строгом соответствии с ее вариантом, с учетом начальной буквы фамилии студента:

1 вариант - А, Е, Л, Р, Х, Э

2 вариант - Б, Ж, М, С, Ц, Ю

3 вариант - В, З, Н, Т, Ч, Я

4 вариант - Г, И, О, У, Ш

5 вариант - Д, К, П, Ф, Щ

ВАРИАНТ № 1

1.  Назовите юридические свойства Конституции РФ.

2.  Определите понятие конституционного строя. Перечислите основные элементы конституционного строя Российской Федерации.

3.  Перечислите принципы правового статуса личности в РФ.

4.  Конституционные обязанности граждан РФ.

5.  Дайте характеристику государственным символам РФ.

 

ВАРИАНТ № 2

1.  Понятие суверенитета РФ. Виды государственного суверенитета в РФ

2.  Источники конституционного права РФ: понятие и их иерархическая структура (по юридической силе).

3.  Определите предметы ведения Российской Федерации.

ВАРИАНТ № 3

1.  Закрепление Конституцией РФ конституционных принципов и гарантий местного самоуправления в Российской Федерации.

2.  Определите правовые основы конституционного строя РФ.

3.  Классифицируйте конституционные права и свободы человека и гражданина (приведите по 5-7 примеров применительно к каждому виду прав и свобод)..

4.  Дайте характеристику органам, осуществляющим власть в РФ.

5.  Что означает конституционное положение - прямое действие Конституции.

 

ВАРИАНТ № 4

1.  Принципы избирательного права в РФ. Понятие и типы избирательной системы (приведите примеры применительно к различным уровням/видам выборов в РФ).

2.  Что означает термин - Верховенство Конституции РФ.

3.  Дайте характеристику РФ, как федеративному государству.

4.  Понятие экономического плюрализма, воплощенного в Конституции РФ.

5.  Дайте правовую оценку конституционному установлению - свобода совести и свобода вероисповедания.

 

ВАРИАНТ № 5

1.  Перечислите конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина.

2.  Дайте оценку особенностям правового статуса республики.

3.  Определите особенности конституционно-правовых норм.

4.  Укажите особенности принятия Конституции РФ 1993 г.

5.  Дайте характеристику федеральным конституционным законам (приведите примеры ФКЗ).

Примечание.

Образец оформления титульного листа прилагается (ниже списка литературы и критериев оценки)

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010.- 608 с.

  2. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс]: Подготовлен Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации/ Под. общей ред. Л.А. Окунькова. М., 2012.- 289с.

Дополнительная:

  1. Конституционное право Российской Федерации [Электронный ресурс]: учебник для вузов / М.В. Баглай. - 7-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2013. — 791с.

  2. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю.Конституционное право России в схемах и таблицах: Учебное пособие. М.: Эксмо, 2012.- 208с.

Юридические источники:

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.: Официальный текст с внесенными поправками от 21.07.2014г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // http://www.consultant.ru/popular/cons/

  2. Федеративный договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» (от 31 марта 1992 года) // http://www.consultant.ru /popular/cons/

Критерии оценки:

Выполнение контрольной работы оценивается:

"зачтено" / "не зачтено»

Оценка «зачтено» ставится в случае, если:

- студентом даны ответы на все поставленные в контрольных заданиях вопросы;

- работа была выполнена автором самостоятельно, последовательно и содержательно корректно;

- студент использовал достаточный список литературы и юридических источников, необходимых для полных и адекватных поставленных в заданиях контрольной работыа для осмысления темы контрольной;

- студент осуществил достаточно глубокий анализ учебного, научного и справочного материала, проиллюстрировал (аргументировал) его примерами из реальной конституционно-правовой практики Российской Федерации;

- контрольная работа отвечает всем основным требованиям, изложенным в методических указаниях по выполнению работы – как в части оформления, так и содержания (четкость и предметность изложения материала, аргументированность, объективность, логичность)

- текст работы изложен грамотным и юридически корректным языком.

Оценка «не зачтено» ставится в том случае, если:

- студентом даны ответы не на все поставленные в контрольных заданиях вопросы;

- в работе прослеживаются явные признаки несамостоятельного выполнения заданий ,

- студент использовал недостаточный список литературы и/или юридических источников, необходимых для развернутых и аргументированных ответов на поставленные в работе вопросы и задания.

- содержание работы носит поверхностный. выраженный умозрительный характер, отсутствуют примеры из конституционно-правовой практики Российской Федерации;

- в части оформления контрольная работа не отвечает основным требованиям, изложенным в методических указаниях по выполнению работы;

- в тексте работы содержатся орфографические ошибки и юридические некорректности.

ПРИЛОЖЕНИЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ в г. БРАТСКЕ

Кафедра правовых дисциплин

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине «Конституционное право»

Вариант: __

Выполнил(а)

студент(ка) группы: ___________ ____________________

Юз/зс - __, гр. __ (подпись студента) (ФИО студента)

Проверил: ____________ Ю.Л. Воробьев, д.с.н., профессор

Братск 2016

studfiles.net

Контрольная работа по конституционному праву

Конституционные правовые отношения: понятие, сущность, признаки, особенности, виды

Оглавление

ВведениеПонятие и сущность конституционных правовых отношенийВиды конституционно-правовых отношений и их общая характеристикаЗаключениеСтруктура судебной властиЛитература и нормативный материал

Введение

Правоотношения являются фундаментальной категорией правовой науки. Их определению, сущности, признакам, посвящали свои труды исследователи различных отраслей права. Поэтому, исследование данной категории в рамках конституционного права представляет собой большой интерес как с теоретической так и с практической точек зрения, так как общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права, представляют собой основу организации и деятельности общества и государства.

Исследование конституционных правовых отношений является важным в связи со сложностью решения многих важных теоретических проблем данной отрасли права, с одной стороны и с другой — особенностью самой отрасли, занимающей ведущее положение среди отраслей российского права и регулирующей такие общественные отношения, которые являются базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни общества и государства и образуют фундамент сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию.Целью данной работы является обобщение существующих теоретических представлений ученых на понятие, сущность, признаки, виды конституционных правовых отношений.Предметом исследования является конституционные правовые отношения.

Теоретической и методологической основой работы послужили труды отечественных ученых в области конституционного права: М.В. Баглая, Е.М. Ковешникова, О.Е. Кутафина, Н.М. Коркунова, В.О. Лучина, И.П. Трайнина, Я.Н. Уманского и др.

Понятие и сущность конституционных правовых отношений

Для определения понятия и сущности конституционных правоотношений, определим что же собой представляет такая фундаментальная правовая категория как правоотношение. В литературе существует множество определений данной категории. Так, Вавилин Е.В. отмечает, что правоотношение – это такая правовая материя, которая изучалась многими специалистами и является относительно разработанной в цивилистической науке, однако интерес к ней не угасает, что объясняется, в частности, емкостью понятия и значительной ее взаимосвязью и взаимозависимостью с другими юридическими дефинициями.

Отправным, базисным, положением при исследовании правоотношения является признание его общественным отношением, урегулированным нормами права. Из этого определения следует, что основным признаком правоотношения, который определяет его сущность, является его связь с нормой права. В свою очередь общественные отношения — это действия людей. Такие действия образуют содержание общественных отношений. Таким образом, право регулирует поведение людей, которые являются участниками общественного отношения. При исследовании сущности, содержания, составных элементов правоотношения, исследователи опираются также на то, что правоотношение – это отношения, которые состоят во взаимной либо односторонней связи субъективных прав и юридических обязанностей его участников. Наиболее распространенным, часто встречающимся в учебной литературе является следующее определение: правоотношение — это урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают субъективными правами и являются носителями юридических обязанностей.

Выводом из данного определения является наличие сторон правоотношения. Эти стороны связаны между собой правами и обязанностями относительно друг друга. Они могут быть взаимными, т.е. каждая сторона может иметь и права и обязанности. Однако, правоотношения это не все отношения между сторонами, а только те, которые регулируются правом. Т.е. на уровне правовых норм определены права и обязанности, условия возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Любая норма права для ее реализации должна быть поддержана силой государственного принуждения (возможностью такого принуждения). Так как правоотношения регулируются нормами права, соответственно существует и возможность государственного принуждения к исполнению определенных правом обязанностей. Это могут быть как карательные меры, так и гражданско-правовые.

Можно выделить следующие основные признаки правоотношений. Как мы уже отмечали, основным признаком является факт возникновения их на основе норм права. Далеко не все отношения в обществе являются правоотношениями. Некоторые регулируются нормами морали, определенными правилами поведения и т.д. С другой стороны, сначала возникают отношения, а потом, ввиду важности, массовости проявления, они регулируются нормами права.

Сущность правоотношения, — это связь нормы права и общественного отношения.

Что же касается непосредственно конституционных правоотношений, то как в теории права, так и в конституционном праве существуют различные их определения. Приведем некоторые из них. Так, по мнению Е.И. Козловой, конституционные правоотношения определяются как общественные отношения, которые регулируются нормами конституционного права и содержанием которых являются юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой . Данное определение является наиболее признанным в науке и его с небольшой долей интерпритации дают различные ученые — М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский и И.С. Яценко . В.О. Лучина рассматривает конституционные правоотношения как особую, взятую в единстве наиболее обобщенных и социально значимых характеристик, юридическую форму политических отношений . В.Е. Чиркин отмечает, что «конституционное право России регулирует, прежде всего, основы взаимосвязей в отношениях: личность — коллектив — государство – общество» . Тем самым он не дает определение исследуемых правоотношений, но определяет субъектов связи, которые образуются при регулировании данных отношений. По мнению М.В. Баглая, конституционно-правовые отношения «все же определяют взаимоотношения людей и органов власти, то есть устанавливают баланс прав и обязанностей и получают судебную защиту со стороны органов общей и конституционной юстиции».

Как и любое правоотношение, конституционное является видом общественных отношений. Н.Н. Карпов, характеризует их как вид не просто общественных, но публичных отношений .Рассматривая особенности конституционных правовых отношений, можно выделить две их больших группы. Одна из них связана с правоотношениями вообще, а другая с особенностями конституционного права, его предметом, источниками.

К первой группе можно отнести следующие особенности. Конституционные правоотношения возникают, прекращаются или изменяются только на основе правовых норм. Субъекты конституционно-правовых отношений связаны юридическими правами и обязанностями. В рамках этой связи возникают двухсторонние права и обязанности. Конституционные правоотношения имеют волевой характер: в них отражается государственная воля; их началу дает импульс волевой акт. Конституционные правоотношения охраняются государством, что вполне объяснимо, если существенным признаком правоотношения выделить именно регулируемость нормами права. Конституционно-правовые отношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей. Их возникновению обычно предшествует юридический факт.

Действие правовых норм связано с определенными действиями субъекта либо определенными событиями, которые в правовой науке называются юридическими фактами. Юридические факты еще одна категория права, которой в науке уделено достаточно большое внимание, что говорить как о их значимости, так и сложности, многогранности данного института.Не вдаваясь в рамках данной работы в теоретические разногласия определения юридических фактов, их сущности и содержание, отметим только, что юридические факты делятся на события и действия. События не зависят от воли людей. Их примерами могут быть наступление правовых последствий после стихийных бедствий, возникновение наследственных правоотношений после смерти родственника и т.д. действия зависят от людей и связаны с их волей. Действия могут быть правомерными либо не правомерными. В любом случае, наличие юридического факта является отправной точкой возникновения правоотношения.

Среди особенностей конституционных правоотношений, которые можно отнести исключительно к данной группе, можно назвать следующие.

— основания их возникновения— их содержание, обусловленное предметом конституционного права— особый субъектный состав— особый объект правового регулировании— особое правовое регулирование— особый механизм реализации— они являются фундаментом всей системы правовых отношений в государстве— регламентируют общечеловеческие ценности.

Субъект конституционных правоотношений – это участники, выступающие в качестве сторон (государство, гражданин, народ), депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии.

Объект конституционных правоотношений – это то, на что направлены права (соотв.) и обязанности.

В.Н. Хропанюк определяет государство следующим образом: «Государство- это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население. Располагает для этого социальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом».

Формулировка Л.И.Спиридонова выглядит так: «Государство есть политико-территориальная организация общества, основанного на обменных связях людей, которая характеризуется публичной властью, призванной решать общие дела и осуществляющей свою деятельность на собираемые с населения налоги».

Государство в целом представляет собой единство трех элементов: государство существует постольку, поскольку существуют 1) население государства (нация, государственно-организованный народ), 2) государственная территория и 3) государственная власть.

Государство в целом и (или) его органы (учреждения), а также административно-территориальные образования признаются юридическими лицами публичного праваГосударство обладает особой правосубъектностью, отличной от правосубъектности физических лиц и иных субъектов. Она формируется из функциональной правоспособности, существующей ipso facto, и дееспособности, которую государство приобретает через действующий механизм осуществления государственной власти. Дееспособность государства начинает складываться с момента формирования его органов, позволяющих «развертывать» государственные функции. Отсутствующая у государства фактическая дееспособность восполняется дееспособностью физических лиц, находящихся на государственной службе. Сознание, воля и иные предпосылки дееспособности, имеющиеся у государственного служащего, «переходят» к государству, которое консолидирует дееспособность своих служащих и обретает дееспособность в юридическом смысле.

Государство осуществляет свою власть на основании принципа разделения властей на законодательную. Исполнительную и судебную. Оно действует через органы власти. Конституция РФ определяет правовой статус судебной, исполнительной, законодательной власти. Также в основном законе определена территориальная организация нашего государства – принцип федеративного устройства. В связи с этим, субъектом конституционных правоотношений являются и субъекты РФ.

Особо необходимо выделить граждан как субъектов конституционных правоотношений. В соответствии с действующим законодательством, граждане являются источником власти, имеют пассивные и активные избирательные права. Государство обязано охранять и создать механизмы реализации зафиксированных в законах правах и свободах человека и гражданина. В свою очередь граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги, бережно относиться к культурным ценностям, исполнять воинский долг и т.д.

В.О. Лучин отмечает, что конституционные нормы реализуются обычно не изолированно, а в составе связки, блока, многоступенчато, возникает сложное переплетение конституционных и иных правоотношений. Например, Конституции РФ определяет право на труд, вследствие чего между государством и гражданами складываются конституционные правоотношения: государство обязано обеспечить гражданам возможность трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, получать вознаграждение за труд без дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда. В свою очередь гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями, выбирать род деятельности и профессию. Однако, для реализации данной нормы необходимо продолжение, развитие конституционных правоотношений на отраслевом уровне, а именно в рамках трудовых правоотношений. Для возникновения последних необходимы юридические факты — например, заключение трудового договора.

Виды конституционно-правовых отношений и их общая характеристика

Правоотношения, как нами отмечалось, обширное понятие. в связи с этим, их можно классифицировать по различным основаниям. Они могут иметь длительный период. К таким правоотношениям можно отнести служебные, определяющие организацию власти, территориального устройства, разграничение предметов ведения и др. В отличие от них такие правоотношения как выборы президента, депутатов и т.д. являются менее длящимися.

В зависимости от характера правоотношений можно выделить:

— материальные, и процессуальные. Они тесно связаны с нормами материального и процессуального права, составляющих основу их регулирования. Процессуальные правоотношению возникают и протекают в процессе решения гражданских, административных, уголовных и др. дел.

Правоотношения могут быть абсолютными и относительными, имущественными и неимущественными.

В абсолютных правоотношения управомоченному лицу противостоит неопределенный круг обязанностей субъектов. В относительных управомоченному лицу (лицам) противостоит строго определенное обязанное лицо (лица).

Виды конституционных правоотношений связаны со сложностью предмета конституционного права.

Лукьянова Е.А. пишет: говоря о предмете конституционного права, мы не можем сводить его только к организации государственной власти или только к взаимодействию государства и граждан по вопросу о реализации их основных прав и свобод. Конституционное право регулирует место государства в политической системе общества и определяет принципы взаимоотношений государства с ее негосударственными элементами вплоть до способов разрешения конфликтов между ними, до пределов вмешательства или даже до ограничения пределов своей деятельности. Для Европы — это тенденция второй половины XX в., перешедшая с наступлением нового тысячелетия в фазу межгосударственных договоренностей нового поколения и трансформировавшихся в надгосударственные правовые нормы. Для России с ее традиционным превалированием государства над обществом это новейшая история государства и права. Только сейчас, спустя много лет с момента принятия Конституции, на фоне «горячей войны меж государством и народом» под жестким давлением общества начали потихонечку работать ее нормы, ограничивающие вмешательство государства в его жизнь и заставляющие его вести себя соответственно конституционно определенному месту в политической системе.

Норма конституционного прав могут подразделяться по разным основаниям. Применительно к рассмотрению данного вопроса, а именно к видам правоотношений, то они подразделяются на нормы-правила, нормы-принципы. Наиболее классический вид правоотношений возникает в результате реализации норм-правил поведения. На их основе возникают конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

Реализация таких видов норм как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации и т.п. порождает другие формы правоотношений, через которые воплощаются в жизнь заложенные в них предписания. Эти правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности. Среди норм-принципов можно выделить нормы определяющие основы конституционного строя, нормы, определяющие права и свободы человека и гражданина. Например, право человека на жизнь адресовано к неопределенному количеству субъектов – и к государству и к другим людям.

Особым видом конституционно-правовых отношений являются так называемые правовые состояния. В данном случае субъекты правоотношений четко определены. Однако в них нет четкого определения взаимных прав и обязанностей обозначенных субъектов. Данные права и обязанности могут быть выведены либо из непосредственно различных конституционных норм, либо из других законов. К таким правоотношениям можно отнести состояние в гражданстве, состояние субъектов федерации в составе России.

Среди видов конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные. Срок действия первых не является определенным, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Например, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству. Временные отношения возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм-правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности они прекращаются. Так, правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются исполнением последней своей обязанности выдать избирательный бюллетень и обеспечить условия для голосования.

В качестве особых видов конституционно-правовых отношений выделяют также материальные и процессуальный отношения. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные — порядок реализации правовых действий.

По целевому назначению принято различать правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. В правоустановительных правовых отношениях в позитивной форме реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники правоотношения. Так, в соответствии со ст. 31 Конституции РФ «граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». Это означает, что праву граждан корреспондирует соответствующая обязанность государственных органов, органов местного самоуправления. В правоохранительных правовых отношениях права и обязанности связаны с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов. Например, ч. 3 ст. 35 Конституции РФ устанавливает обязанность государственных органов не лишать имущества физических лиц иначе как по решению суда.

В зависимости от сферы возникновения конституционных правоотношений выделяют конституционно-правовые отношения: 1) связанные с установлением конституционных основ гражданского общества; 2) конституционного строя РФ; 3) регулированием правового статуса личности РФ.

Заключение

Конституционно-правовые отношения – это отношения, урегулированные нормами конституционного права, представляющие собой двухстороннюю конкретную связь между специальными субъектами. Такими основными связками отношений являются отношения типа «государство-государство», «государство-гражданин», «федерация-субъект федерации» и др. а также взаимоотношения структур, институтов и ветвей власти. Ввиду того, что конституционное право имеет обширный предмет правового регулирования, конституционные правоотношения можно подразделить на группы по различным основаниям.

Конституционно-правовые отношения возникают во всех сферах жизнедеятельности общества: конституционного строя РФ; федеративного устройства; защиты прав и свобод личности; основ государственной власти и принципов ее функционирования в РФ, иных сферах, регулируемых нормами Конституции РФ.

Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются на основании юридических фактов.

Особенностями конституционных правоотношений являются: основания их возникновения, их содержание, обусловленное предметом конституционного права, особый субъектный состав – государство, народ, гражданское общество, гражданин и т.д., особый объект правового регулировании, особое правовое регулирование, особый механизм реализации. Конституционные правоотношения они являются фундаментом всей системы правовых отношений в государстве, регламентируют общечеловеческие ценности.

Структура судебной власти

Структура судебной власти определена в Конституции РФ и в федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ» . Судебная власть в России осуществляется только судом.Судебная власть имеет следующую структуру:

Литература и нормативный материал

Нормативный материал1.Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)2.Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 08.06.2012) «О судебной системе Российской Федерации»

Литература3.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 2004. С. 12.4.Вавилин Е.В. Гражданское правоотношение в механизме реализации субъективного права и исполнения субъективной обязанности. // Журнал российского права, 2007, № 7.5.Карпов Н.Н. Конституционно-правовые отношения в сфере обеспечения обороны Российской Федерации и проблемы их совершенствования. М., 2005. РИО ИНЭП. Стр. 52, 65.6.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2002. 585 с7.Лукьянова Е.А. Еще раз о предмете конституционного права с позиции нового тысячелетия // Конституционное и муниципальное право. — М.: Юрист, 2010, № 1. — С. 13-178.Лучин В. О. Особенности конституционно-правовых отношений. М.: Юрист. 2003. С. 56; См. также: Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997. 157 с.9.Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 118.10.Мархгейм М.В., Смоленский М.Б., Яценко И.С. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. 439 с.11.Мокина Т.В. Конституционно-правовые отношения как особый вид публичных правоотношений. // Общество и право, 2010, № 5.12.Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Курс лекций. – СПб, 2005, с.22-2313.Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М., «Дабахов, Ткачев, Димов», 2006, с. 6714.Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Юрист, 2003. С. 12.

kursach37.com

Контрольная работа по правоведению для 10 класса по теме "Конституционное право"

10 класс. Контрольная работа по праву за III четверть по теме «Конституционное право»

Вариант 1.

1. Какое краткое определение соответствует понятию «Конституция»?а) это крупный юридический акт, содержащий все законы страны;б) это присяга на верность государству;в) это Основной Закон государства, определяющий его устройство, систему власти.

 2. Когда была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации?а) 22 августа 1991 года;   б) 12 декабря 1993 года;  в) 6 октября 1994 года.

 3. Какие характеристики теперешнего Российского государства закреплены в Конституции?а) демократическое;   б) социалистическое;          в) общенародное;     г) пролетарское;д) федеративное;    е) союзное;  ж) правовое;   з) с монархической формой правления;

4 Какая религия является обязательной в Российской Федерации?а) православие;       б) православие и мусульманство; в) ни одна из религий.

5. Каким образом была принята Конституция РФ 1993 года?а) конституционным совещанием; б) референдумом; в) парламентом.

6. Действующая Конституция Российской Федерации была принята…

А) 13 декабря 1992 года;

Б) 12 декабря 1993 года;

В) 12 декабря 1992 года.

 

7. Федеральное собрание Российской Федерации является…

А) представительным органом;

Б) представительным и законодательным органом;

В) исполнительным органом.

8.  Конституционное право, уголовное право, гражданское право, семейное право… Какое понятие объединяет эти термины:

а) принципы права; 

б) отрасли права;

в) теории права?

9. Какой документ на территории современной России впервые объявил права и

свободы «высшей ценностью»:

а) Конституция Российской Федерации 1993 г.;

б) Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.;

в) Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.;

г) в одном из Постановлений Конституционного Суда России

10. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации:

а) имеют свободный мандат;

б) имеют императивный мандат;

в) депутатов Государственной Думы нельзя отзывать, а членов Совета Федерации можно;

г) зависимы от центральной избирательной комиссии.

11. Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении?

А. Местному самоуправлению могут делегироваться отдельные полномочия органов государственной власти.

Б. Органы местного самоуправления имеют свой круг полномочий отличный от полномочий органов государственной власти.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

12. Что из перечисленного относится по Конституции РФ к полномочиям Президента РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) утверждает военную доктрину

2) объявляет амнистию

3) принимает решение об отставке Правительства РФ

4) осуществляет помилование

5) утверждает изменение границ между субъектами РФ

6) назначает на должность Председателя Центрального банка РФ

13. Российская Федерация - светское государство. Какие из перечисленных положений раскрывают смысл этого конституционного принципа? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

infourok.ru

«Конституционное право»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра государственного и муниципального права

Задания и методические рекомендации для выполнения контрольных работ по дисциплине

Для 2 семестра

(зачет, контрольная работа)

для студентов заочной сокращенной формы обучения

специальности юриспруденция (бакалавриат)

Чита - 2011

Задания и методические рекомендации для выполнения контрольных работ учебной дисциплины «Конституционное право» подготовил заведующий кафедрой государственного и муниципального права ЮФ ЗабГУ, кандидат юридических наук И.Ю.Лупенко

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с государственным образовательным стандартом и учебным планом студенты заочной сокращенной формы обучения выполняют домашнюю контрольную работу по дисциплине «Конституционное право» во 2-м семестре и курсовую работу в 3-м семестре обучения. Предусмотрен зачет во 2 семестре и экзамен в 3 семестре.

Вопросы и задания контрольной и курсовой работы разрабатываются профессорско-преподавательским составом кафедры государственного и муниципального права. При этом номер варианта контрольной работы должен соответствовать последней цифре номера зачетной книжки студента.

Поиск учебной, научной литературы и нормативного материала для выполнения контрольной работы осуществляется студентами самостоятельно. Срок выполнения контрольной работы 2-3 месяца. Выполненная контрольная работа должна быть представлена на кафедру государственного и муниципального права не позже одного месяца до начала очередной экзаменационной сессии. Проверку и рецензирование контрольных работ осуществляют преподаватели кафедры. Положительная оценка за выполненную контрольную работу является основанием для допуска студента к очередной экзаменационной сессии и к сдаче экзамена по дисциплине «Конституционное право».

При получении отрицательного отзыва на выполненную контрольную работу студент оповещается об этом и ему возвращается контрольная работа. При этом студенту необходимо доработать частично или переработать полностью задания контрольной работы с учетом замечаний, отмеченных преподавателем. После этого выполненное задание контрольной работы необходимо вновь передать на кафедру для проверки вместе с предыдущим вариантом контрольной работы и замечаниями рецензента.

  1. Методические рекомендации по выполнению и оформлению контрольной работы

Процесс написания контрольной работы начинается с ознакомления студента с содержанием предложенных теоретических вопросов. На этом этапе от обучающегося требуется подключение знаний по основам методологии исследования, личной позиции к данной теме, настойчивость в достижении цели и профессионализм. Ему предоставляется право самостоятельно определить круг источников исследования и временные рамки.

Домашняя контрольная работа преследует следующие учебно-методические цели:

1. Контрольная работа является одним из основных видов самостоятельной учебной работы студентов заочной формы обучения и служит формой контроля за освоением студентом учебного материала по дисциплине, уровнем его знаний, умений и навыков.

2. Выполнение контрольной работы способствует формированию у студентов навыков самостоятельной работы с первоисточниками, учебной, научной и специальной литературой, позволяет выработать умения выделять в них главное, анализировать прочитанный материал, делать обобщения и выводы, логично излагать изученное.

3. Работа над контрольным заданием позволяет систематизировать, закрепить и расширить знания по учебной дисциплине, повысить не только теоретическую, но и практическую подготовку студентов.

Написанию контрольной работы предшествует внимательное изучение студентом учебной и научной литературы, список которой прилагается. Целесообразно делать выписки из нормативных актов, книг, статей.

В настоящих Методических рекомендациях предлагается Примерный списокнормативных правовых актов и литературы, необходимой для подготовки контрольной работы. Студент самостоятельно изучает новые нормативные правовые акты, изданную литературу по дисциплине, периодические издания и включает ее в список литературы, используемый им при подготовке контрольной работы.

Студенту необходимо творчески осмыслить изученную литературу и изложить содержание контрольной работы самостоятельно. При предварительной проработке вопросов обязательно должны быть использованы конспекты установочных лекций, а также, при необходимости, материалы практических подразделений органов внутренних дел.

При выполнении контрольной работы не допускается дословное переписывание литературы, излагать материал необходимо четко, своими словами. При использовании литературных материалов ссылки на источники обязательны. Цитаты должны оформляться соответствующим образом (подстрочные постраничные примечания — ссылки на использованные источники). Заимствование чужого текста без ссылок расценивается как недобросовестность студента.

Раскрывая содержание нормативного материала, необходимо давать точные и конкретные ссылки на соответствующие нормативные акты: указать его название, как и когда он принят, где опубликован. При этом важно обращаться непосредственно к самим нормативным актам, а не воспроизводить их положения на основании учебной или популярной литературы.

studfiles.net

Контрольная работа - Конституционное право 10

Ванинский филиал Хабаровского государственного промышленно-экономического техникума

Специальность «Правоведение»

Контрольная работа

Вариант 7

Предмет: «Конституционное право»

Выполнил: студент 3 курса

заочного отделения

группы ЮП-31

Панчук Е.В.

Проверил: Сильченко П.Л.

Ванино, 2011 год

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Стадии избирательного процесса……………………………………...…….4

2. Гарантии защиты прав человека и гражданина…………………………….9

3. Прокуратура…………………………………………………………………14

Заключение………………………..………………………………………..………21

Список использованной литературы………………………………………...……22

Введение

Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

По сути дела, во всех отраслях российского права получают воплощение и конкретизацию закрепленные нормами конституционного права незыблемые, прирожденные права и свободы человека и гражданина, конституционно-правовой принцип: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами конституционного права принципы федеративного устройства государства, разграничения полномочий между органами Федерации и ее субъектов.

Все отрасли основываются на закрепленных конституционным правом принципах организации системы власти, компетенции и принципах деятельности всех органов государственной власти, выступающих субъектами соответствующих отраслевых правоотношений.

Роль конституционного права как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что именно его нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органов, их издающих, соотношение их юридической силы.

Нормы Конституции — основного источника конституционного права — являются исходными для всех отраслей права.

Устанавливая систему органов судебной власти, конституционные принципы правосудия, права граждан в сфере судопроизводства, конституционное право содержит исходные начала для уголовного права, уголовного процесса, ряда других отраслей.

Стадии избирательного процесса

Избирательный процесс в Российской Федерации включает в себя установленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий.

Стадии избирательного процесса — это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность избирательного процесса при формировании представительного органа, избрании выборного должностного лица.

Функциональное назначение стадий избирательного процесса состоит в обеспечении последовательного во времени и поэтапного по содержанию выполнения разнообразных избирательных действий и процедур, которые обеспечивают легитимный характер выборов и избрания соответствующих выборных лиц. Ряд элементов организации избирательного процесса носит обслуживающий, вспомогательный (технологический) характер.

Содержание стадий избирательного процесса раскрывается в Конституции РФ, Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральном законе от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», региональных и муниципальных нормативных актах.

Стадия назначения выборов. Одной из основных стадий избирательного процесса, обеспечивающей периодичность проведения выборов соответствующего уровня, является порядок назначения выборов уполномоченными на то органами или должностными лицами, а также порядок ротации состава депутатов представительных органов государственной власти. Конституция Российской Федерации закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы государственной власти, порядок назначения региональных и муниципальных выборов закрепляется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований. Выборы органов или выборных лиц являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Стадия составления списков избирателей. При проведении выборов в целях реализации прав избирателей, ознакомления их с данными о себе, а также в целях проведения голосования соответствующими избирательными комиссиями составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей.

Порядок составления списков избирателей устанавливается Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоянного или преимущественного, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством или законодательством субъектов Российской Федерации, также временного проживания на территории этого участка. Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на одном избирательном участке, участке референдума.

Стадия образования избирательных округов и избирательных участков. Образование избирательных округов. Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, которые предоставляются соответственно уровню выборов исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, а также командирами воинских частей.

Образование избирательных участков. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета не более чем 3 тысячи избирателей на каждом участке не позднее чем за 45 дней до дня голосования на выборах. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. Порядок приписки избирательных участков, образованных за пределами территории Российской Федерации, к избирательным округам, образованным для проведения выборов в федеральные органы государственной власти, определяется федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Стадия формирования избирательных комиссий. В основу формирования избирательных комиссий всех уровней положено обеспечение их независимого статуса. В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (1994 г.) формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществлялось законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации.

Стадия выдвижения, сбора подписей и регистрации кандидатов. Выдвижение кандидатов. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в соответствующую избирательную комиссию уведомления, указанного в пункте 1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и представляемого вместе с уведомлением заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

Сбор подписей. В поддержку кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых непосредственно избирателями, избирательными объединениями, избирательными блоками, собираются подписи избирателей. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем получения комиссией уведомления о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме. Подписи, собранные в поддержку кандидата в обязательном порядке проверяются на подлинность.

Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии заявления (заявлений) о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, сведений о размере и об источниках доходов и имуществе, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо внесенного избирательного залога, либо решения политической партии, выдвинувшей кандидата.

Стадия предвыборной агитации. Предвыборная агитация — деятельность граждан Российской федерации, кандидатов, избирательных объединений и блоков, общественных объединений, имеющая цель побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них. Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, политическим партиям при проведении выборов свободное проведение агитации в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Стадия голосования, подсчета голосов избирателей, установления результатов выборов и их опубликования. Голосование, подсчет голосов, установление результатов выборов — завершающая, самая ответственная стадия избирательного процесса. Практически на этой стадии подводится итог всей работы по подготовке к выборам. Непосредственно голосованию предшествует утверждение соответствующей избирательной комиссией текста избирательного бюллетеня, изготовление и снабжение бюллетенями нижестоящих комиссий. Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах) относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов пользу которого (которых) сделан выбор, либо к позиции «против всех кандидатов (списка кандидатов).

Таким образом, можно сделать вывод, что избирательный процесс является совокупностью юридически значимых стадий, следующих непрерывно одна за другой. Каждая стадия избирательного процесса имеет сугубо индивидуальное юридическое значение, но в тоже время данный процесс невозможен в отсутствии какой-либо его стадии.

Гарантии защиты прав человека и гражданина

Гарантии — это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод. Их классификация может быть проведена по различным основаниям.

Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61.

Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45). Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование. Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации (регулирование и защита), так и в совместное ведение Федерации и ее субъектов (защита).

Гарантом прав и свобод выступает Президент России. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы. Следовательно, в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти.

Самозащита прав и свобод

Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способы самозащиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений (профсоюзы и др.). Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия. Федеральный закон об оружии от 13 декабря 1996 г. предоставил гражданам возможность приобретения определенных видов оружия (охотничье оружие, газовые пистолеты и др.). Закон предусматривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям (оружие не подлежит применению в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения). Обо всех случаях применения оружия, повлекших телесные повреждения, требуется сообщать в органы внутренних дел. Определенными условиями обставлено и право на приобретение оружия.

Судебная защита

Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Такая защита наиболее эффективна и доступна каждому человеку, поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Объектом обжалования могут быть законы, действия и указы Президента, постановления Правительства и т. д. Суд, таким образом, осуществляет надзор за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства.

Международная защита

Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров Российской Федерации и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты. Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях Российской Федерации.

Комитеты ООН. Жалоба подается в Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах. Присоединение России к факультативному протоколу этого Пакта создает условия для реализации каждым своего конституционного права на обращение в этот орган. Комитет принимает жалобы, если они не анонимны и не представляют собой злоупотребления правом на жалобу; он проверяет, не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой процедурой международного разбирательства и исчерпало ли лицо все доступные внутренние средства правовой защиты.

Процедура защиты нарушенного права состоит в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего государства, а государство обязано в шестимесячный срок представить Комитету письменные объяснения или заявления, разъясняющие этот вопрос и извещающие о принятых мерах, если таковые имели место. Следовательно, Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет негативные морально-политические последствия для государства, в котором нарушаются права человека.

Европейский Суд по правам человека. Другой формой международной защиты прав и свобод выступает Европейский Суд по правам человека, учрежденный в 1959 году в соответствии с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. С 1 января 1999 года он является единственным и главным органом Европейского Совета по защите прав человека и основных свобод. Юрисдикция нового единого Суда распространяется на все государства, ратифицировавшие Конвенцию, и касается только тех вопросов, которые непосредственно относятся к толкованию и применению данной Конвенции и принятых к ней Протоколов. Каждое государство-участника Конвенции представляет судья, избираемый сроком на шесть лет.

Права и свободы, закрепленные в Конвенции, постоянно насыщаются новым содержанием, уточняются и конкретизируются как посредством принятия к ней дополнительных протоколов, так и в результате решений Европейского Суда по правам человека, имеющих силу прецедента. Многие ученые и политические деятели пришли к выводу, что Европейская Конвенция стала самым совершенным и эффективным договором в области прав человека в мире.

Возмещение вреда

Нарушение прав и свобод часто сопровождается причинением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нарушенное право и обеспечить его реализацию, но и в возмещении причиненного человеку материального и морального вреда. Согласно ст. 53 Конституции «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».

Возмещение причиненного вреда регулируется гражданско-правовым законодательством и является гарантией, распространяющейся на любые нарушения прав и свобод. Размер возмещения причиненного вреда устанавливается судом, который также вправе определять возмещение (денежную компенсацию) морального вреда, причиненного человеку.

Неотменяемость прав и свобод

Человек может быть уверен в устойчивости своих прав и свобод только тогда, когда законодательные органы государства лишены права принимать законы, отменяющие или умаляющие эти права и свободы. В этом смысл ч. 2 ст. 55 Конституции: она устанавливает, что в Российской Федерации законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, не должны издаваться. Данная норма гарантирует незыблемость прав и свобод, она служит постоянным напоминанием органам законодательной власти о том, что отмена, пересмотр или любое снижение уровня гарантий тех или иных прав и свобод требует созыва Конституционного Собрания.

В то же время Конституцией допускается возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина. Важно иметь в виду, что ограничения не тождественны отмене или умалению прав и свобод и осуществляются только в той мере, в какой это необходимо в строго установленных Конституцией целях.

Возраст. Конституцией РФ установлено, что российский гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Ключевыми словами в этой норме являются слова «самостоятельно» и «в полном объеме», поскольку граждане имеют конституционные права и в более раннем возрасте, реализуя их через законных представителей.

Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 24) закрепляет за каждым ребенком право на меры защиты, на немедленную регистрацию после рождения и на имя. Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства. Этих норм нет в Конституции России, но, по существу, они могут быть приравнены к конституционным нормам. Законодательство устанавливает ряд прав несовершеннолетних.

Прокуратура

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, а также от органов местного самоуправления и общественных объединений и не относится ни к одной из ветвей власти.

Отрасли прокурорского надзора и другие направления деятельности прокуратуры. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор:

-за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, государственными комитетами, федеральными службами и др.), законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями юридических лиц, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (общий надзор),

-за соблюдением прав и свобод человека и гражданина теми же органами и должностными лицами,

-за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие,

-за исполнением законов судебными приставами,

-за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих меры принудительного характера, назначенные судом, а также администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.

Другие направления деятельности прокуратуры:

-координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью,

-международное сотрудничество,

-выпуск специальных изданий.

Прокуроры также участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону судебные решения, принимают участие в правотворческой деятельности, участвуют в заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения.

Система прокуратуры

Прокуратура Российской Федерации — единая централизованная система органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют:

o Генеральная прокуратура Российской Федерации

o Прокуратуры субъектов Российской Федерации

o Прокуратуры городов и районов (и другие территориальные прокуратуры)

o Военная прокуратура

o Специализированные (транспортные, природоохранные и иные) прокуратуры

o Научные и учебные учреждения прокуратуры

o Редакции печатных изданий

Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Заместители Генерального прокурора Российской Федерации (в том числе первый заместитель, Главный военный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации в федеральных округах) назначаются и освобождаются Советом Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

В структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации входят главные управления (в том числе по федеральным округам), управления, отделы, а также Главная военная прокуратура на правах структурного подразделения. Прокуроры субъектов возглавляют прокуратуры Российской Федерации и назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с субъектами РФ (как правило, с их законодательными (представительными) органами). Иные прокуроры (возглавляющие территориальные и специализированные прокуратуры), а также директора (ректоры) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

ФЗ «О прокуратуре РФ» предусмотрены следующие должности:

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации:

Генеральный прокурор

Первый заместитель Генерального прокурора

Заместитель Генерального прокурора

Старший помощник Генерального прокурора (Начальники главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, советники, старшие помощники и старшие помощники по особым поручениям)

Помощник Генерального прокурора (Заместители начальников главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники и помощники по особым поручениям, помощники по особым поручениям первого заместителя Генерального прокурора и заместителей Генерального прокурора)

Старший прокурор и прокурор (В главных управлениях, управлениях и отделах)

В прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурах:

Прокурор

Первый заместитель прокурора

Заместитель прокурора

Старший помощник прокурора (Начальники управлений, отделов на правах управлений, старшие помощник прокурора)

Помощник прокурора (Заместители начальников управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники прокурора, помощники прокурора по особым поручениям)

Старший прокурор и прокурор (В управлениях и отделах)

В прокуратурах городов, районов и приравненных к ним прокуратурах:

Прокурор

Первый заместитель прокурора

Заместитель прокурора

Начальник отдела

Старший помощник прокурора

Помощник прокурора

Должность «начальник отдела» отсутствует в большинстве прокуратур, вероятно по причине отсутствия необходимости. Старшие помощники и помощники прокурора условно объединены в так называемые «группы», «линии» надзора и подчиняются соответствующему заместителю прокурора. Начальник отдела в районной прокуратуре и приравненной к ней является непроцессуальным лицом и по своему статусу мало чем отличается от старших помощников и помощников прокурора.

Основные полномочия прокуроров

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, требовать предоставления необходимых документов и материалов, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений. Прокурор (или его заместитель) приносит протест на противоречащий закону (либо нарушающий права и свободы человека и гражданина) правовой акт; требование об устранении коррупциогенных факторов в нормативно-правовых актах; представление должностному лицу с требованием устранить допущенные нарушения закона и привлечь виновное должностное лицо к дисциплинарной ответственности; обращается в суд с требованием о признании такого правового акта недействительным, выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, объявляет предостережение о недопустимости нарушения закона, рассматривает и проверяет обращения граждан. Прокурор участвует в рассмотрении дел судами, при этом он вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса. Прокурор (или его заместитель) в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационное, частное и надзорное представление [жалобу] на незаконное или необоснованное судебное решение (приговор, определение, постановление). Осуществляя уголовное преследование, следователи Следственного комитета при прокуратуре проводят расследование по делам о преступлениях, отнесённых уголовно-процессуальным законодательством к их компетенции. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Прокуроры осуществляют и иные полномочия, возложенные на них Федеральным законом «О прокуратуре РФ», процессуальным и иным законодательством Российской Федерации.

Классные чины

Классные чины — это личные служебные разряды, во многом аналогичные воинским званиям, присваиваемые работникам прокуратуры в соответствии со ст. 41 ФЗ № 2202-1. Они присваиваются в соответствии с занимаемой должностью и стажем работы, свидетельствуя о служебном и профессиональном росте работника. В прокуратуре РФ присваиваются следующие классные чины, в порядке возрастания:

младший юрист;

юрист 3 класса;

юрист 2 класса;

юрист 1 класса;

младший советник юстиции;

советник юстиции;

старший советник юстиции;

государственный советник юстиции 3 класса;

государственный советник юстиции 2 класса;

государственный советник юстиции 1 класса;

действительный государственный советник юстиции.

Первоначальный классный чин присваивается работникам органов и учреждений прокуратуры, прошедшим аттестацию, имеющим высшее юридическое образование и стаж работы в занимаемой должности не менее 6 месяцев. Первоначальным классным чином считается любой впервые присваиваемый работнику классный чин. Первоначальный классный чин младшего юриста присваивают работникам, назначенным в порядке исключения на должности помощников прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров, обучающимся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившим третий курс указанных образовательных учреждений, со стажем работы в занимаемой должности не менее 6 месяцев и прошедшим аттестацию. Очередной классный чин таким работникам присваивают по истечении одного года пребывания в предыдущем чине, если до завершения образования остается более одного года, либо по получении высшего юридического образования. Остальным работникам, имеющим высшее юридическое образование и впервые назначенным на должность, присваивается первоначальный классный чин юриста 3 класса. В соответствии с п. 5 ст. 41 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в отдельных случаях в целях обеспечения надлежащей эффективности деятельности органов и учреждений прокуратуры к присвоению Генеральным прокурором Российской Федерации первоначального классного чина могут быть представлены находящиеся на службе работники, не являющиеся прокурорами, а также научными и педагогическими работниками.

Заключение

Конституционное право, как все право в целом, развивается и изменяется, отражая те процессы, которые происходят в социальной, политической, экономической жизни общества.

С прекращением существования Союза ССР, становлением бывших союзных республик как самостоятельных, независимых, суверенных государств в них начался сложный процесс формирования собственных правовых систем. На этом переходном этапе шло динамичное развитие законодательства во всех отраслях права, прежде всего конституционном праве.

Формирующееся конституционное право Российской Федерации в определенный период времени включало значительное число конституционно-правовых норм союзного законодательства. Вычленение отрасли из союзного законодательства происходило постепенно. Начальным этапом в этом процессе явилось принятие 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР. В ней было закреплено верховенство Конституции и других законов России на всей ее территории и предусмотрено, что действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами Российской Федерации, приостанавливается республикой на всей ее территории.

Вносились многочисленные дополнения и изменения в Конституцию РСФСР 1978 года, принимались законы, отражающие происходящие в России преобразования в политической, экономической, социальной сферах, в федеративном устройстве, в системе органов государственной власти, в избирательной системе.

Стержневым направлением в формировании отрасли российского конституционного права явились разработка и принятие в 1993 году новой Конституции РФ.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета, 1993, 25 декабря.

2. Избирательное право и процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б… — Ростов-на-Дону; Феникс, 2004.

3. Избирательное и референдумное право Российской Федерации: Учебно-практическое пособие / Пылин В.В… — С.-Пб.; Юрид. центр Пресс, 2003.

4. Хрусталев Е.Н. Избирательный процесс в России: Понятие и стадии // Правоведение. — С.-Пб.; Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1998. — № 2.

5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. — 3-е изд. — М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2001.

6. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права: Учебник для вузов. 2-е издание, изменённое и дополненное. — М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА — М, 2000.

7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. — 2-е изд. — М.: Юристъ, 2001.

www.ronl.ru


Смотрите также