Конспект урока по русскому языку на тему "Изложение с творческим характером" 10 класс. Контрольное изложение 10 класс


Сжатое изложение текста - Русский язык

Просмотр содержимого документа «Сжатое изложение текста»

Сжатое изложение текста – это краткий пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла, опуская подробности. Необходимо сохранить только самое главное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идейной направленности текста и достигнуть целей.

Сжатое изложение текста

– это краткий пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла, опуская подробности. Необходимо сохранить только самое главное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идейной направленности текста и достигнуть целей.

Как написать сжатое изложение В работе необходимо передать главное содержание каждой микротемы и всего текста в целом, сохраняя смысловую последовательность. Микротема – тема каждой смысловой части текста, которая отражает часть общей темы, единой для всего текста. Количество микротем – не менее трех. Важно помнить, что число микротем в исходном тексте должно совпадать с их количеством в сжатом изложении.

Как написать сжатое изложение

В работе необходимо передать главное содержание каждой микротемы и всего текста в целом, сохраняя смысловую последовательность.

Микротема – тема каждой смысловой части текста, которая отражает часть общей темы, единой для всего текста.

Количество микротем – не менее трех. Важно помнить, что число микротем в исходном тексте должно совпадать с их количеством в сжатом изложении.

Краткий алгоритм написания сжатого изложения 1) Делим текст на части; 2) выделяем те предложения, без которых нельзя обойтись, отсутствие которых приведёт к искажению смысла или его непониманию; 3) опускаем несущественный материал, без которого можно обойтись, отсутствие которого не отразится на понимании смысла текста; 4) при необходимости перестраиваем некоторые предложения: из нескольких предложений составляем одно (то есть сжать их).

Краткий алгоритм написания сжатого изложения

1) Делим текст на части;

2) выделяем те предложения, без которых нельзя обойтись, отсутствие которых приведёт к искажению смысла или его непониманию;

3) опускаем несущественный материал, без которого можно обойтись, отсутствие которого не отразится на понимании смысла текста;

4) при необходимости перестраиваем некоторые предложения: из нескольких предложений составляем одно (то есть сжать их).

Приёмы сжатия текста : 1) исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения; сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; 2) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты, предложений с описаниями и рассуждениями; 3) замена однородных членов обобщающим словом; 3) замена прямой речи косвенной; 4) разделение сложного предложения на сокращенные простые; 5) замена предложения или его части указательным местоимением; 6) образование сложного предложения путем слияния семантически схожих простых предложений.

Приёмы сжатия текста :

1) исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения; сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

2) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты, предложений с описаниями и рассуждениями;

3) замена однородных членов обобщающим словом;

3) замена прямой речи косвенной;

4) разделение сложного предложения на сокращенные простые;

5) замена предложения или его части указательным местоимением;

6) образование сложного предложения путем слияния семантически схожих простых предложений.

multiurok.ru

Конспект урока по русскому языку на тему "Изложение с творческим характером" 10 класс

Класс 10 Урок 14 Дата _______

Тема: Изложение с творческим заданием. «Первый бал».

Цели: 1. Учить учащихся излагать свои мысли, следуя нормам литературного языка. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. 2. Развивать образное мышление, память, устную и письменную речь. 3. Формировать творческое отношение к процессу создания изложения.

Ход урока

I. Мотивационно-целевой этап.

1. Орг. момент.

2. Сообщение темы урока.

Изложение с творческим заданием. «Первый бал».

II. Операционный этап.

  1. Чтение текста учителем.

Первый бал.

Пьер подошел к князю Андрею и схватил его за руку.

– Вы всегда танцуете. Тут есть моя протеже(*), молодая Ростова, пригласите её, – сказал он.– Где? – спросил Болконский.– Виноват, – сказал он, обращаясь к барону, – этот разговор мы в другом месте доведём до конца, а на бале надо танцовать. – Он вышел вперёд, по направлению, которое ему указывал Пьер. Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею. Он узнал её, угадал её чувство, понял, что она была начинающая, вспомнил её разговор на окне и с весёлым выражением лица подошёл к графине Ростовой.– Позвольте вас познакомить с моей дочерью, – сказала графиня, краснея.– Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня, – сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном. Он предложил тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой.

«Давно я ждала тебя», как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка, своей проявившейся из-за готовых слёз улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцовала превосходно. Ножки её в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от неё делали своё дело, а лицо её сияло восторгом счастия. Её оголенные шея и руки были худы и некрасивы. В сравнении с плечами Элен, её плечи были худы, грудь неопределённа, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по её телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили, и которой бы очень стыдно это было, ежели бы её не уверили, что это так необходимо надо.

Князь Андрей любил танцовать, и, желая поскорее отделаться от политических и умных разговоров, с которыми все обращались к нему, и, желая поскорее разорвать этот досадный ему круг смущения, образовавшегося от присутствия государя, пошёл танцовать и выбрал Наташу, потому что на неё указал ему Пьер и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза; но едва он обнял этот тонкий, подвижной стан, и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко ему, вино её прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыханье и оставив её, остановился и стал глядеть на танцующих. (402 слова)

  1. Беседа по тексту.

Кто попросил Андрея пригласить Наташу?

Как Андрей пригласил Наташу?

Какова реакция Наташи на приглашение?

Как танцевала Наташа? Как она выглядела?

Как отнесся к танцу князь Андрей?

  1. Творческое задание.

Как вы думаете, какое значение имеет первый бал в жизни Наташи? Опишите в изложении.

  1. Изложение текста в тетрадях для развития речи.

III. Контрольно-оценочный этап.

1. Итог урока.

В итоге работы предлагаю учащимся проверить работы на наличие ошибок.

2. Сбор тетрадей.

infourok.ru

"Контрольное сжатое изложение №2 с элементами сочинения." (10 класс) страница 2

Выйной шкуры одного верблюда хватало на пять – шесть шири. После надевания шири каждого обречённого заковывали деревянной шейной колодой, чтобы испытуемый не мог прикоснуться головой к земле. В этом виде их отвозили подальше от людных мест, чтобы не доносились понапрасну их душераздирающие крики, и бросали там, в открытом поле, со связанными руками и ногами, на солнцепёке, без воды и без пищи. Пытка длилась несколько суток. Лишь усиленные дозоры стерегли в определённых местах подходы на тот случай, если соплеменники пленных попытались бы выручить их, пока они живы. Но такие попытки предпринимались крайне редко, ибо в открытой степи всегда заметны любые передвижения.

И если впоследствии доходил слух, что такой-то превращён жуаньжуанами в манкурта, то даже самые близкие люди не стремились спасти или выкупить его, ибо это значило вернуть себе чучело прежнего человека. И лишь одна найманская мать, оставшаяся в предании под именем Найман-Ана, не примирилась с подобной участью сына. Об этом рассказывает сарозекская легенда. И отсюда название кладбища Ана-Бейит – материнский упокой. (327 слов)

(Ч.Т.Айтматов)

Напишите сочинение-рассуждение: Почему соплеменники не пытались спасти манкуртов?

  1. Применение учащимися знаний и действий

  1. Озаглавьте текст. Сформулируйте его основную мысль. Определите тип речи. Назовите ключевые слова.

УЧАСТЬ МАНКУРТА. САРОЗЕКСКАЯ ЛЕГЕНДА.

  1. Дайте толкование современного употребления слова манкурт. Как возникло значение этого слова? манкурт — м. Тот, кто забыл свое прошлое, отказался от своих национальных обычаев, традиций, ценностей, потерял нравственные ориентиры. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000

«Если сделать экскурс в историю, то слово манкурт, возможно, восходит к древнетюрскому munqul „неразумный, глупый, лишенный рассудка“.

В современном киргизском языке встречается слово munju в значении „калека (без руки или рук, без ноги или ног)“, то есть изувеченный человек.

В монгольском языке находим форму „мангуу“, фиксируемую в двух значениях: 1. тупой, глупый, слабоумный, 2. идиот, от которого образуется глагол мангуурах- «становится глупым, тупым».

Учитывая взаимопроникновенность и взаимовлияние монгольского языка на киргизский, можно утверждать, что слово манкурт заимствовано из этого языка.

Но данная лексема может толковаться с различными смысловыми оттенками. Возможно, слово манкурт могло образоваться и путем слияния двух древнетюркских корней man- „надевать пояс, опоясываться“ и qurut- „высушенный“, то есть человек, на голову которого надевается пояс и высушивается»

  1. Составление плана к тексту.

План.

1. Жестокое обращение жуаньжуанов с пленными воинами.

2. Счастливый исход рабства.

3. Превращение раба в манкурта:

а) бритьё головы захваченного в боях молодого воина;

б) надевание на голову жертвы шири;

в) последствия страшной пытки.

4. Отношение близких людей к манкуртам.

  1. Написание изложения и ознакомление с творческим заданием.

Напишите сочинение-рассуждение: Почему соплеменники не пытались спасти манкуртов?

  1. Анализ достижений учащихся.

  2. Итоги урока.

-Что вам больше всего запомнилось на уроке?

- Какие сложности у вас возникли во время написания работы?

- Почему?

  1. Домашнее задание

подобрать мат к написан работы

infourok.ru

Вариант 10 текст для изложения

1. /ЕГЭ/100.doc2. /ЕГЭ/101.doc3. /ЕГЭ/102.doc4. /ЕГЭ/103.doc5. /ЕГЭ/11 текст доделать.doc6. /ЕГЭ/22 вариант для малого егэ.doc7. /ЕГЭ/3 вариант для малого егэ.doc8. /ЕГЭ/4 вариант для малого егэ.doc9. /ЕГЭ/5 вариант малый ЕГЭ 9 класс.doc10. /ЕГЭ/7 вариант малого ЕГЭ 9 класс.doc11. /ЕГЭ/9 класс Вариант 1 для малого ЕГЭ.doc12. /ЕГЭ/92.doc13. /ЕГЭ/93.doc14. /ЕГЭ/Вариант 10 для малого ЕГЭ 9 класс.doc15. /ЕГЭ/Вариант 8 для малого ЕГЭ 9 класс.doc16. /ЕГЭ/Вариант 9 для малого ЕГЭ.doc17. /ЕГЭ/ЕГЭ по русскому языкувариант 1.doc18. /ЕГЭ/Изложения, посвященные дружбе, взаимоотношениям людей.doc19. /ЕГЭ/Как ты будешь писать изложение.doc20. /ЕГЭ/Подготовка к ЕГЭ2.doc21. /ЕГЭ/Текст изложения для пробного ЕГЭ в 9 классе.doc22. /ЕГЭ/Упражнение для малого ЕГЭ Быть верным жизни.doc23. /ЕГЭ/Я в сердце образ Родины храню Изложения упражнения.doc24. /ЕГЭ/Я в сердце образ Родины храню Изложения, посвященные родине.doc25. /ЕГЭ/вариант 1ЕГЭ по рус. языку.doc26. /ЕГЭ/вариант 6 для малого ЕГЭ 9 класс.doc27. /ЕГЭ/для стенда 9 класс малый ЕГЭ.doc28. /ЕГЭ/задания к тексту изложений 9 класс.doc29. /ЕГЭ/задания на малый егэ для 9 класса.doc30. /ЕГЭ/комплектыф тем сочинений.doc31. /ЕГЭ/контроль 9.doc32. /ЕГЭ/малый егэ 9 класс докенты.doc33. /ЕГЭ/отчет по малому ЕГЭ в 9 классе пустая форма.doc34. /ЕГЭ/отчет по малому ЕГЭ в 9 классе.doc35. /ЕГЭ/отчет по малому ЕГЭ в 9 классез а2005-2006 уч.год пустая форма.doc36. /ЕГЭ/отчет по малому ЕГЭ в 9 классез а2005-2006 уч.год.doc37. /ЕГЭ/отчет по репетиционному в 9 классе пустая форма.doc38. /ЕГЭ/пробный ЕГЭ в 9 классе.doc39. /ЕГЭ/текст для егэ.doc40. /ЕГЭ/упражнения для малого ЕГЭ Ключи от счастья.doc41. /ЕГЭ/упражнения для малого ЕГЭ быть верным жизни.doc42. /ЕГЭ/упражнения для малого ЕГЭ.docВариант 10 (тсмст для 111. 1Ожс11ня №36)Чясгь ' Работа с кнспмм изложения ()иВариант 10 I. Прочитайте текст и выполните заданияВариант 10 ПрочитайтеЛекции картин русского художника В. Верещагина. 2 Какой смысл в тексте имеет выражение «антикупеческие до- I таинства»Вариант 2 (текст для изложения №45)Вариант 3 (текст для изложения №52)Текст для изложенияВариант 5 Краски и звуки осени (текст для изложения)Вариант 7 (текст для изложения №66)Вариант 1 (текст для изложения №1)Ронять смысл текста. ' 'ф 1Вариант Прочитайте текст и выполните заданияВариант 10 текст для изложенияТекст для изложения №6Вариант 9 (текст для изложения №15)А32. прочитайте текст и выполните задания а 1; а 2; а 3Нет уз святее товариществаКак ты будешь писать изложениеПодготовка к егэ русский язык (2-3/8)Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениямБыть верным ЖизниЯ в сердце образ Родины хранюУпражнение Сердца, обращенные к отчизнеА32. прочитайте текст и выполните задания а 1; а 2; а 3Весенний остров (текст для изложения №27)Распределение заданий экзаменационной работы по частям работыI на какой вопрос нельзя найти ответ в этом тексте?Желаем успеха! Часть 1Комплекты тем сочиненийВ каком из перечисленных предложений прослушанного текста содержится главная мысль?О проведении государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в IX классах общеобразовательных учреждений в 2005/06 учебном годуКритерии оценкиКритерии оценкиКритерии оценкиКритерии оценкиАнализ репетиционной итоговой аттестационной работы по русскому языку в 9 классе за 2008-2009 уч годЖелаем успеха! Часть 11)В отлогих, почти горизонтальных лучах утреннего солнца за­гораются капли росы. (2)Если сказать, что в каждой капле горит по солнцу, значит ничего не сказать о сверкании росного утраКлючи от счастья Изложения, посвященные теме труда, творческому созиданию человекаБыть верным ЖизниКлючи от счастья Изложения, посвященные теме труда, творческому созиданию человека
Вариант 10 (текст для изложения №36)

Саврасову хотелось работать, писать новые этюды, новые картины. После некоторых размышлений он решил поехать в какую-нибудь деревеньку на севе­ре Костромской губернии Он быстро собрался, отобрал масляные краски, при­готовил этюдник и отправился в санях по почтовому тракту.

Вдосталь наезженная дорога темнела среди покрытых снегом полей. Снеж­ный покров был сероват, похож на грубый домотканый холст. Уныло-однообразными казались эти поля и эта дорога, вся в рыхлом, грязноватом снегу. Но зато как легко и свободно дышалось весенним воздухом! Пахло тающим снегом, землей. Пегая кобыла тащила сани по почтовому тракту среди еще по-зимнему печальных полей.

Алексей Кондратьевич остановился в селе Молвитине. Довольно большое село со старинной церковью на окраине. Глухомань порядочная. Говорят, Иван Сусанин родом из здешних мест. Село как село, сколько таких в России! Потем­невшие от времени избы, крестьянские дворы. С крыш свисают длинные сосуль­ки. Деревья с мокрыми стволами. Кажется, все отсырело, деревья, бревна изб, заборы Слышно, как где-то кричат птицы, должно быть грачи. Им пора приле­теть. Уже прошел день Герасима-грачевника, когда они обычно появляются.

Да, вот их сколько на березах, возле церкви, на краю села. Они сидят, слегка покачиваясь, на тонких ветках, устроились в черных крупных гнездах, летают над землей и ходят неторопливо, с достоинством по осевшему снегу.

Эти березы, молодые еще, но неказистые, некрасивые, искривленные, го-лыс, стоят в снегу, отбрасывая на него узкие тени, и в лужах, заполненных снежным крошевом. Они у низенького забора, за которым на церковном участке видны какие-то строения, дома и сараи, и над ними возвышается церковь и ко­локольня. Село здесь кончалось, и уходили вдаль ровные серые поля с темными прогалинами обнажившейся земли.

Саврасов пришел на окраину села Молвитина, чтобы посмотреть вблизи на старую церковь. Пришел и остался надолго То ощущение весны, которым он жил все эти дни, когда ехал в санях по оттаявшей дороге, вдыхая пьянящий мар­товский воздух, здесь, у околицы обычного, неприметного русского села, приоб­рело особую остроту и силу. Он увидел здесь то, чего ждал, что смутно надеялся увидеть. Ради этого он проехал столько верст.

(По О. М. Добровольскому. Саврасов)

Часть 1.

Работа с текстом изложения 1.Определите и запишите тему текста (о чем текст?)

. Выпишите ключевые слова и словосочетания, которые помогают понять смысл текста

3. Сформулируйте основную мысль текста

4. Составьте план текста

Часть 2. (Текст для анализа № 61)

1) Почти в каждом нашем захолустном городке, да и в иных безвестных деревнях можно встретить хороших художников-самоучек. 2) Этих художников никто не знает. 3) 0 них никогда не писали.4) Их земляки хотя и считают таких художников чудаками, но относятся к ним с уважением. 5)Очевидно, потому, что простой русский человек из всех ви­дов искусства любит, пожалуй, больше всего живопись, особенно когда она открывает ему прелесть хорошо знакомых обжитых мест.

6) «Вот они какие, наши места! - говорят в таких случаях с гордостью земляки такого художника. - А мы-то думали, что у нас, почитай, ничего интересного нету - одни поля да овра­ги, мосточки да реки».

7)Жаль, конечно, что у нас пока еще нет самоотверженных людей, которые занялись бы такими художниками-самоучками, находили бы их, отбирали бы лучшие их вещи и показали бы их народу. 8)Тогда непременно обнаружились бы живописные богатства, в течение столетий никому не известные и бывшие в пренебрежении, - богатства подлинно народные по своей непосредственности, картины хотя бы и неумелые на взгляд утонченных ценителей, но полные при­митивной прелести.

9)...Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственно­сти нашим ощущениям.

10) Мы никогда не променяем на самые торжественные красоты тропиков и Запада паши скромные дали. 11) Мы родились и жили «под сереньким ситцем этих сеяерных тихих небес», их красота слилась со всей нашей жизнью, они бы­ли ее свидетелями, и потому только мы можем с полной силой ее ощутить и по­пять 12) Исключения бывают редко.

13)Во время путешествий мы часто бываем восхищены блеском чужезем­ной природы, но она никогда не сможет затмить природ}' русскую. 14) Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе свое. 15) Ничто - ни лиловый пожар Эгейского моря, ни розовеющий мрамор и алые олеандры Эллады, ни синий сказочный воздух Сицилии, ни золотая тусклая дымка над бессмертным Парижем, - ничто не только не может приглушить нашу память о своей стране, но, наоборот, доводит ее до почти болезненной остроты. 16) Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как позолота, листвой, с их геометрической пышностью я - со­всем не знаю почему - вспомнил крошечный городок Снас-Клепики, и у меня заныло сердце. (К. Г. Паустовский)

Вариант 10.1.

1. Прочитайте текст и выполните задания.

1. Какое высказывание не раскрывает основной мысли прослушанного и прочитанного текстов?

1) Как Саврасов, так и другие художники находят в обычном удивительные сюжеты для своих картин.

  1. Русские художники вкладывают всю душу в свои творения.
  1. Русская природа по-настоящему дорога любителям живописи, и они не променяют ее на чужеземную красоту.
  1. Невозможно забыть величественную архитектуру Парижа.
2. Определите стиль и тип речи прочитанного текста
  1. научный рассуждение и описание
  2. разговорный, повествование
  3. художественный, повествование
  4. публицистический, рассуждение с элементами описания
3. В каком значении употреблено выражение: «... картины, полные примитивной прелести» (предложение № 8)?
  1. лишенные художественного вкуса
  2. незамысловатые, но оттого не менее прекрасные
  3. слишком упрощенные
  4. не отражающие красоту природы
4. Какое слово имеет в словаре стилистическую помету «просторечное»?
  1. кабы 3) пожалуй
  2. наоборот 4) самоучка
Часть 3. Напишите небольшое по объему (не менее 70 слов) сочинение-рассуждение на основе двух текстов (текста изложения и текста для анали­за), развивая основную (общую) мысль данных текстов.

Вариант 10 (текст для изложения №36)

Саврасову хотелось работать, писать новые этюды, новые картины. После некоторых размышлений он решил поехать в какую-нибудь деревеньку на севе­ре Костромской губернии Он быстро собрался, отобрал масляные краски, при­готовил этюдник и отправился в санях по почтовому тракту.

Вдосталь наезженная дорога темнела среди покрытых снегом полей. Снеж­ный покров был сероват, похож на грубый домотканый холст. Уныло-однообразными казались эти поля и эта дорога, вся в рыхлом, грязноватом снегу. Но зато как легко и свободно дышалось весенним воздухом! Пахло тающим снегом, землей. Пегая кобыла тащила сани по почтовому тракту среди еще по-зимнему печальных полей.

Алексей Кондратьевич остановился в селе Молвитине. Довольно большое село со старинной церковью на окраине. Глухомань порядочная. Говорят, Иван Сусанин родом из здешних мест. Село как село, сколько таких в России! Потем­невшие от времени избы, крестьянские дворы. С крыш свисают длинные сосуль­ки. Деревья с мокрыми стволами. Кажется, все отсырело, деревья, бревна изб, заборы Слышно, как где-то кричат птицы, должно быть грачи. Им пора приле­теть. Уже прошел день Герасима-грачевника, когда они обычно появляются.

Да, вот их сколько на березах, возле церкви, на краю села. Они сидят, слегка покачиваясь, на тонких ветках, устроились в черных крупных гнездах, летают над землей и ходят неторопливо, с достоинством по осевшему снегу.

Эти березы, молодые еще, но неказистые, некрасивые, искривленные, го-лыс, стоят в снегу, отбрасывая на него узкие тени, и в лужах, заполненных снежным крошевом. Они у низенького забора, за которым на церковном участке видны какие-то строения, дома и сараи, и над ними возвышается церковь и ко­локольня. Село здесь кончалось, и уходили вдаль ровные серые поля с темными прогалинами обнажившейся земли.

Саврасов пришел на окраину села Молвитина, чтобы посмотреть вблизи на старую церковь. Пришел и остался надолго То ощущение весны, которым он жил все эти дни, когда ехал в санях по оттаявшей дороге, вдыхая пьянящий мар­товский воздух, здесь, у околицы обычного, неприметного русского села, приоб­рело особую остроту и силу. Он увидел здесь то, чего ждал, что смутно надеялся увидеть. Ради этого он проехал столько верст.

(По О. М. Добровольскому. Саврасов)

Часть 1.

Работа с текстом изложения 1.Определите и запишите тему текста (о чем текст?)

. Выпишите ключевые слова и словосочетания, которые помогают понять смысл текста

3. Сформулируйте основную мысль текста

4. Составьте план текста

Часть 2.

(Текст для анализа № 61)

1) Почти в каждом нашем захолустном городке, да и в иных безвестных деревнях можно встретить хороших художников-самоучек. 2) Этих художников никто не знает. 3) 0 них никогда не писали. 4) Их земляки хотя и считают таких художников чудаками, но относятся к ним с уважением. 5)Очевидно, потому, что простой русский человек из всех ви­дов искусства любит, пожалуй, больше всего живопись, особенно когда она открывает ему прелесть хорошо знакомых обжитых мест.

6) «Вот они какие, наши места! - говорят в таких случаях с гордостью земляки такого художника. - А мы-то думали, что у нас, почитай, ничего интересного нету - одни поля да овра­ги, мосточки да реки».

7)Жаль, конечно, что у нас пока еще нет самоотверженных людей, которые занялись бы такими художниками-самоучками, находили бы их, отбирали бы лучшие их вещи и показали бы их народу. 8)Тогда непременно обнаружились бы живописные богатства, в течение столетий никому не известные и бывшие в пренебрежении, - богатства подлинно народные по своей непосредственности, картины хотя бы и неумелые на взгляд утонченных ценителей, но полные при­митивной прелести.

9)...Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственно­сти нашим ощущениям.

10) Мы никогда не променяем на самые торжественные красоты тропиков и Запада паши скромные дали. 11) Мы родились и жили «под сереньким ситцем этих сеяерных тихих небес», их красота слилась со всей нашей жизнью, они бы­ли ее свидетелями, и потому только мы можем с полной силой ее ощутить и по­пять 12) Исключения бывают редко.

13)Во время путешествий мы часто бываем восхищены блеском чужезем­ной природы, но она никогда не сможет затмить природ}' русскую. 14) Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе свое. 15) Ничто - ни лиловый пожар Эгейского моря, ни розовеющий мрамор и алые олеандры Эллады, ни синий сказочный воздух Сицилии, ни золотая тусклая дымка над бессмертным Парижем, - ничто не только не может приглушить нашу память о своей стране, но, наоборот, доводит ее до почти болезненной остроты.

16) Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как позолота, листвой, с их геометрической пышностью я - со­всем не знаю почему - вспомнил крошечный городок Снас-Клепики, и у меня заныло сердце. (К. Г. Паустовский)

Вариант 10.2. 1 .Прочитайте текст и выполните задания.

1. Какое высказывание искажает содержание прослушанного и прочитанного текстов?

1) В России много художников, известных и неизвестных, и каждый из них

по-настоящему любит свою Родину.

  1. Нужно бережно относиться не только к именитым мастерам живописи,но и к художникам-самоучкам.
  2. В отдаленных селах и городах невозможно встретить настоящих худож­ников.
  3. И А.К.Саврасов, и художники-самоучки умеют видеть красоту в обыденном, привычном.
2. Определите стиль и тип речи прочитанного текста
  1. публицистический, рассуждение с 3) художественный, повествованиеэлементами описания
  2. разговорный, повествование 4) научный, описание
3. В каком значении употреблено слово «захолустный» (предложение №1)?
  1. труднодоступный 3) имеющий низкий уровень культуры
  2. далекий от культурных центров 4) не имеющий талантливых людей
4. Найдите предложение без грамматической ошибки.

1) Имена художников-самоучек, писавшие удивительные картины, должны

быть известны.

  1. Рассматривая картины, у автора появились интересные мысли.
  2. В далеких от центра городках понимали и восхищались искусством.
  3. Только те могут называться художниками, кто чувствует красоту родной земли.

Часть 3.

Напишите небольшое по объему (не менее 70 слов) сочинение-рассуждение на основе двух текстов (текста изложения и текста для анали­за), развивая основную (общую) мысль данных текстов.

Вариант 10 (текст для изложения №36)

Саврасову хотелось работать, писать новые этюды, новые картины. После некоторых размышлений он решил поехать в какую-нибудь деревеньку на севе­ре Костромской губернии Он быстро собрался, отобрал масляные краски, при­готовил этюдник и отправился в санях по почтовому тракту.

Вдосталь наезженная дорога темнела среди покрытых снегом полей. Снеж­ный покров был сероват, похож на грубый домотканый холст. Уныло-однообразными казались эти поля и эта дорога, вся в рыхлом, грязноватом снегу. Но зато как легко и свободно дышалось весенним воздухом! Пахло тающим снегом, землей. Пегая кобыла тащила сани по почтовому тракту среди еще по-зимнему печальных полей.

Алексей Кондратьевич остановился в селе Молвитине. Довольно большое село со старинной церковью на окраине. Глухомань порядочная. Говорят, Иван Сусанин родом из здешних мест. Село как село, сколько таких в России! Потем­невшие от времени избы, крестьянские дворы. С крыш свисают длинные сосуль­ки. Деревья с мокрыми стволами. Кажется, все отсырело, деревья, бревна изб, заборы Слышно, как где-то кричат птицы, должно быть грачи. Им пора приле­теть. Уже прошел день Герасима-грачевника, когда они обычно появляются.

Да, вот их сколько на березах, возле церкви, на краю села. Они сидят, слегка покачиваясь, на тонких ветках, устроились в черных крупных гнездах, летают над землей и ходят неторопливо, с достоинством по осевшему снегу.

Эти березы, молодые еще, но неказистые, некрасивые, искривленные, го-лыс, стоят в снегу, отбрасывая на него узкие тени, и в лужах, заполненных снежным крошевом. Они у низенького забора, за которым на церковном участке видны какие-то строения, дома и сараи, и над ними возвышается церковь и ко­локольня. Село здесь кончалось, и уходили вдаль ровные серые поля с темными прогалинами обнажившейся земли.

Саврасов пришел на окраину села Молвитина, чтобы посмотреть вблизи на старую церковь. Пришел и остался надолго То ощущение весны, которым он жил все эти дни, когда ехал в санях по оттаявшей дороге, вдыхая пьянящий мар­товский воздух, здесь, у околицы обычного, неприметного русского села, приоб­рело особую остроту и силу. Он увидел здесь то, чего ждал, что смутно надеялся увидеть. Ради этого он проехал столько верст.

(По О. М. Добровольскому. Саврасов)

Часть 1.

Работа с текстом изложения 1.Определите и запишите тему текста (о чем текст?)

. Выпишите ключевые слова и словосочетания, которые помогают понять смысл текста

3. Сформулируйте основную мысль текста

4. Составьте план текста

Часть 2.

(Текст для анализа № 61)

1) Почти в каждом нашем захолустном городке, да и в иных безвестных деревнях можно встретить хороших художников-самоучек. 2) Этих художников никто не знает. 3) 0 них никогда не писали. 4) Их земляки хотя и считают таких художников чудаками, но относятся к ним с уважением. 5)Очевидно, потому, что простой русский человек из всех ви­дов искусства любит, пожалуй, больше всего живопись, особенно когда она открывает ему прелесть хорошо знакомых обжитых мест.

6) «Вот они какие, наши места! - говорят в таких случаях с гордостью земляки такого художника. - А мы-то думали, что у нас, почитай, ничего интересного нету - одни поля да овра­ги, мосточки да реки».

7)Жаль, конечно, что у нас пока еще нет самоотверженных людей, которые занялись бы такими художниками-самоучками, находили бы их, отбирали бы лучшие их вещи и показали бы их народу. 8)Тогда непременно обнаружились бы живописные богатства, в течение столетий никому не известные и бывшие в пренебрежении, - богатства подлинно народные по своей непосредственности, картины хотя бы и неумелые на взгляд утонченных ценителей, но полные при­митивной прелести.

9)...Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственно­сти нашим ощущениям.

10) Мы никогда не променяем на самые торжественные красоты тропиков и Запада паши скромные дали. 11) Мы родились и жили «под сереньким ситцем этих сеяерных тихих небес», их красота слилась со всей нашей жизнью, они бы­ли ее свидетелями, и потому только мы можем с полной силой ее ощутить и по­пять 12) Исключения бывают редко.

13)Во время путешествий мы часто бываем восхищены блеском чужезем­ной природы, но она никогда не сможет затмить природ}' русскую. 14) Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе свое. 15) Ничто - ни лиловый пожар Эгейского моря, ни розовеющий мрамор и алые олеандры Эллады, ни синий сказочный воздух Сицилии, ни золотая тусклая дымка над бессмертным Парижем, - ничто не только не может приглушить нашу память о своей стране, но, наоборот, доводит ее до почти болезненной остроты.

16) Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как позолота, листвой, с их геометрической пышностью я - со­всем не знаю почему - вспомнил крошечный городок Снас-Клепики, и у меня заныло сердце. (К. Г. Паустовский)

Вариант 10.3. 1.Прочитайте текст и выполните задания

1. Каким предложением из прочитанного текста следует продолжить следую­щее высказывание?

«Мы любим свою землю за то, что она есть».

  1. «Мы родились и жили «под сереньким ситцем этих северных тихих не­бес», их красота слилась со всей нашей жизнью, они были её свидетеля­ми, и потому только мы можем с полной силой её ощущать и понять».
  2. «... Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям».
  1. «Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе свое».
  2. «Мы никогда не променяем на самые торжественные красоты тропиков и Запада наши скромные дали».
2. Определите стиль и тип речи прослушанного текста
  1. разговорный, повествование 3) художественный, повествование
  2. публицистический, рассуждение с элементами описания 4) научный, описание3. Какое выразительное средство не используется в этом тексте?
1) метафора 3) архаизмы

4) эпитеты2) антитеза

4. Значение какого слова определено неверно?
  1. Живопись - вид изобразительного искусства.
  2. Овраг - глубокая, длинная впадина на поверхности Земли.
  1. Выцветший - лишенный яркости красок.
  2. Примитивный - не способный к рисованию.

Часть 3.

Напишите небольшое по объему (не менее 70 слов) сочинение-рассуждение на основе двух текстов (текста изложения и текста для анали­за), развивая основную (общую) мысль данных текстов.

Вариант 10 (текст для изложения №36)

Саврасову хотелось работать, писать новые этюды, новые картины. После некоторых размышлений он решил поехать в какую-нибудь деревеньку на севе­ре Костромской губернии Он быстро собрался, отобрал масляные краски, при­готовил этюдник и отправился в санях по почтовому тракту.

Вдосталь наезженная дорога темнела среди покрытых снегом полей. Снеж­ный покров был сероват, похож на грубый домотканый холст. Уныло-однообразными казались эти поля и эта дорога, вся в рыхлом, грязноватом снегу. Но зато как легко и свободно дышалось весенним воздухом! Пахло тающим снегом, землей. Пегая кобыла тащила сани по почтовому тракту среди еще по-зимнему печальных полей.

Алексей Кондратьевич остановился в селе Молвитине. Довольно большое село со старинной церковью на окраине. Глухомань порядочная. Говорят, Иван Сусанин родом из здешних мест. Село как село, сколько таких в России! Потем­невшие от времени избы, крестьянские дворы. С крыш свисают длинные сосуль­ки. Деревья с мокрыми стволами. Кажется, все отсырело, деревья, бревна изб, заборы Слышно, как где-то кричат птицы, должно быть грачи. Им пора приле­теть. Уже прошел день Герасима-грачевника, когда они обычно появляются.

Да, вот их сколько на березах, возле церкви, на краю села. Они сидят, слегка покачиваясь, на тонких ветках, устроились в черных крупных гнездах, летают над землей и ходят неторопливо, с достоинством по осевшему снегу.

Эти березы, молодые еще, но неказистые, некрасивые, искривленные, го-лыс, стоят в снегу, отбрасывая на него узкие тени, и в лужах, заполненных снежным крошевом. Они у низенького забора, за которым на церковном участке видны какие-то строения, дома и сараи, и над ними возвышается церковь и ко­локольня. Село здесь кончалось, и уходили вдаль ровные серые поля с темными прогалинами обнажившейся земли.

Саврасов пришел на окраину села Молвитина, чтобы посмотреть вблизи на старую церковь. Пришел и остался надолго То ощущение весны, которым он жил все эти дни, когда ехал в санях по оттаявшей дороге, вдыхая пьянящий мар­товский воздух, здесь, у околицы обычного, неприметного русского села, приоб­рело особую остроту и силу. Он увидел здесь то, чего ждал, что смутно надеялся увидеть. Ради этого он проехал столько верст.

(По О. М. Добровольскому. Саврасов)

Часть 1.

Работа с текстом изложения 1.Определите и запишите тему текста (о чем текст?)

. Выпишите ключевые слова и словосочетания, которые помогают понять смысл текста

3. Сформулируйте основную мысль текста

4. Составьте план текста

Часть 2.

(Текст для анализа № 61)

1) Почти в каждом нашем захолустном городке, да и в иных безвестных деревнях можно встретить хороших художников-самоучек. 2) Этих художников никто не знает. 3) 0 них никогда не писали.

4) Их земляки хотя и считают таких художников чудаками, но относятся к ним с уважением. 5)Очевидно, потому, что простой русский человек из всех ви­дов искусства любит, пожалуй, больше всего живопись, особенно когда она открывает ему прелесть хорошо знакомых обжитых мест.

6) «Вот они какие, наши места! - говорят в таких случаях с гордостью земляки такого художника. - А мы-то думали, что у нас, почитай, ничего интересного нету - одни поля да овра­ги, мосточки да реки».

7)Жаль, конечно, что у нас пока еще нет самоотверженных людей, которые занялись бы такими художниками-самоучками, находили бы их, отбирали бы лучшие их вещи и показали бы их народу. 8)Тогда непременно обнаружились бы живописные богатства, в течение столетий никому не известные и бывшие в пренебрежении, - богатства подлинно народные по своей непосредственности, картины хотя бы и неумелые на взгляд утонченных ценителей, но полные при­митивной прелести.

9)...Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственно­сти нашим ощущениям.

10) Мы никогда не променяем на самые торжественные красоты тропиков и Запада паши скромные дали. 11) Мы родились и жили «под сереньким ситцем этих сеяерных тихих небес», их красота слилась со всей нашей жизнью, они бы­ли ее свидетелями, и потому только мы можем с полной силой ее ощутить и по­пять 12) Исключения бывают редко.

13)Во время путешествий мы часто бываем восхищены блеском чужезем­ной природы, но она никогда не сможет затмить природ}' русскую. 14) Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе свое. 15) Ничто - ни лиловый пожар Эгейского моря, ни розовеющий мрамор и алые олеандры Эллады, ни синий сказочный воздух Сицилии, ни золотая тусклая дымка над бессмертным Парижем, - ничто не только не может приглушить нашу память о своей стране, но, наоборот, доводит ее до почти болезненной остроты.

16) Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как позолота, листвой, с их геометрической пышностью я - со­всем не знаю почему - вспомнил крошечный городок Снас-Клепики, и у меня заныло сердце. (К. Г. Паустовский)

Вариант 10.4. I.Прочитайте текст и выполните задание.

1. В каком высказывании наиболее точно отражена тема прослушанного текста?

  1. Автор размышляет о судьбах отдаленных деревень.
  2. Автор рассуждает о красотах Запада.
  3. Автор знакомит нас с биографией Саврасова.
  4. Автор говорит о том, что неброская русская природа вдохновляет художников.
2. Определите стиль и тип речи прослушанного текста.
  1. Научный, описание 3) Художественный, повествование
  2. Публицистический, рассуждение с 4) Разговорный, повествованиеэлементами описания

3. Какое выразительное средство неверно проиллюстрировано примером?

  1. Антитеза («Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе свое»).
  2. Сравнение («...с их почернелой, как позолота, листвой..»).
  3. Эпитет («... золотая тусклая дымка...»).
  4. Метафора («Этих художников никто не знает»).
4. В каком предложении использована литота?

1) №1 2) № 2 3) № 16 4) № 3

Часть 3.

Напишите небольшое по объему (не менее 70 слов) сочинение-рассуждение на основе двух текстов (текста изложения и текста для анали­за), развивая основную (общую) мысль данных текстов.

uch.znate.ru

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 10 класса

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

10 класс

Изложение лингвистического текста

Цель: выявить уровень владения приёмами информационной переработки прочитанного текста и умения представлять его в виде развёрнутого плана.

Языковая картина мира

Язык – это своего рода зеркало, которое стоит между нами и миром. Язык отражает общие представления всех говорящих на нём о том, как устроен мир. Причём зеркало языка отражает не все свойства окружающей действительности, а только те, которые казались особенно важными предкам – носителям этого языка.

Так, в языках некоторых северных народов существует множество названий для снега. Это легко объяснить: снег занимает в их жизни важное место, его количество и состояние очень важны. Например, по плотному снегу удобнее передвигаться, чем по пушистому; в слежавшемся снегу можно делать укрытия, такой снег используют канадские эскимосы при строительстве снежных жилищ – иглу.

Каждый язык отражает свою картину мира и через грамматику. Есть языки, имеющие более тридцати падежей, которые служат способом указать точное положение предмета в пространстве. Некоторые лингвисты связывают это с условиями жизни человека в горах. Именно в горной местности такие характеристики предмета, как положение его дальше или ближе, выше или ниже, вплотную или вдали, становятся весьма существенными для собеседников. (160 слов)

(По материалам научно-популярных ресурсов Интернет.)

Сжатое изложение с элементами сочинения

Цель: совершенствовать навыки написания сжатого изложения текста с высказыванием суждений по теме.

У кладбища Ана-Бейит была своя история. Предание начиналось с того, что жуаньжуаны, захватившие Сарозеки в прошлые века, исключительно жестоко обращались с пленными воинами. При случае они продавали их в рабство в соседние края, и это считалось счастливым исходом для пленного, ибо проданный раб рано или поздно мог бежать на родину.

Чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуаны оставляли у себя в рабстве. Они уничтожали память раба страшной пыткой – надеванием на голову жертвы шири. Обычно эта участь постигала молодых парней, захваченных в боях. Сначала им начисто обривали головы, тщательно выскабливали каждую волосинку под корень. К тому времени, когда заканчивалось бритьё головы, опытные убойщики-жуаньжуаны забивали поблизости матёрого верблюда. Освежёвывая верблюжью шкуру, первым делом отделяли её наиболее тяжёлую, плотную выйную часть. Поделив выю на куски, её тут же в парном виде напяливали на обритые головы пленных вмиг прилипающими пластырями, наподобие современных плавательных шапочек. Это и означало надеть шири. Тот, кто подвергался такой процедуре, либо умирал, не выдержав пытки, либо лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта – раба, не помнящего своего прошлого.

Выйной шкуры одного верблюда хватало на пять – шесть шири. После надевания шири каждого обречённого заковывали деревянной шейной колодой, чтобы испытуемый не мог прикоснуться головой к земле. В этом виде их отвозили подальше от людных мест, чтобы не доносились понапрасну их душераздирающие крики, и бросали там, в открытом поле, со связанными руками и ногами, на солнцепёке, без воды и без пищи. Пытка длилась несколько суток. Лишь усиленные дозоры стерегли в определённых местах подходы на тот случай, если соплеменники пленных попытались бы выручить их, пока они живы. Но такие попытки предпринимались крайне редко, ибо в открытой степи всегда заметны любые передвижения.

И если впоследствии доходил слух, что такой-то превращён жуаньжуанами в манкурта, то даже самые близкие люди не стремились спасти или выкупить его, ибо это значило вернуть себе чучело прежнего человека. И лишь одна найманская мать, оставшаяся в предании под именем Найман-Ана, не примирилась с подобной участью сына. Об этом рассказывает сарозекская легенда. И отсюда название кладбища Ана-Бейит – материнский упокой. (327 слов)

(Ч.Т.Айтматов)

Напишите сочинение-рассуждение: Почему соплеменники не пытались спасти манкуртов?

Контрольная работа по теме «Фонетика»

Цель: выявить уровень владения орфографическими, пунктуационными навыками, умением производить фонетический, морфемный, морфологический и синтаксический разборы.

Диктант

Численность человечества на много порядков больше, чем численность сравнимых с ним видов животных. В живой природе передача информации от поколения к поколению и её распространение в пределах популяции происходят генетически. Только человек обладает способностью к передаче информации путём социального наследования. Информационное взаимодействие, связанное с речью и сознанием как общественными явлениями, выраженными в культуре, технике и науке, определяет динамику развития человечества на всём пути его развития.

В тысяча семисотом году число жителей на Земле было в десять раз меньше, чем сегодня, а за последние триста лет произошло его утроение. Ежедневно население Земли растёт на двести пятьдесят тысяч человек, и этот прирост практически весь приходится на развивающиеся страны. Такие темпы роста характеризуют как демографический взрыв, способный потрясти планету. Однако в последние годы численность населения стабилизируется. Учёные предсказывают смену количественного роста качественными формами развития человечества.

(132 слова) (По С. П. Капице)

Грамматические задания

1. Выполнить фонетический разбор.

Вариант I: (в) живой (предложение 2).

Вариант II: (с) речью (предложение 4).

2. Выполнить морфемный разбор (разбор слова по составу).

Вариант I: произошло (предложение 1 второго абзаца).

Вариант II: приходится (предложение 2 второго абзаца).

3. Выполнить морфологический разбор.

Вариант I: практически (предложение 2 второго абзаца).

Вариант II: весь (предложение 2 второго абзаца).

4. Выполнить синтаксический разбор.

Вариант I: предложение 2.

Вариант II: последнее предложение текста.

Сочинение «Проблема ответственности личности за свою судьбу»

Контрольный диктант с лексико-грамматическим заданием по теме «Лексика и фразеология»

Цель: определить уровень изученного материала по теме «Лексика и фразеология»

ЛАДОЖСКОЕ ОЗЕРО

Самое большое озеро в Европе раскинулось на площади величиной с пол-Швейцарии у самого края Балтийского щита. С юга на север протянулось оно на двести двадцать километров, а в ширину достигает восьмидесяти. Глубина Ладоги местами превышает двести метров.

На Ладоге много островов, самый знаменитый – Валаам. Скалистые берега острова круто, почти отвесно, опускаются в воду и уходят на полтораста метров в глубину. Здесь новгородские монахи основали монастырь еще в четырнадцатом веке. Удивительные по своей красоте бронзовые мачтовые сосны на гранитных куполах скал и памятники старины привлекают сюда множество туристов.

В южной части озера есть необычный маленький островок Сухо. Это единственный здесь остров искусственного происхождения. В восемнадцатом веке по приказу Петра Первого его соорудили из каменных глыб на месте опасной мели, которая мешала судоходству.

(По материалам «100 великих чудес природы».)

(120 слов)

Грамматическое задание по тексту:

•    Определите тему и основную мысль текста.

•    Определите стиль речи, обоснуйте свое мнение.

•    Определите тип речи, обоснуйте свое мнение.

•    Произведите фонетический разбор слов: Европа, опускаются, происхождение.

Контрольная работа по теме «Состав слова и словообразование»

Цель: определить уровень изученного материала по теме «Состав слова и словообразование. Орфография»

Тест

Вариант 1

А1. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) передовой

2) по-французски

3) пригородный

4) полено

А2. Каков способ образования слова ПОДЛЁДНЫЙ?

1) приставочно-суффиксальный

2) приставочный

3) сложение

4) суффиксальный

А3. В каком ряду записаны однокоренные слова?

1) рукавица, подручный

2) рожица, ро́жки

3) водянистый, подводить

4) молоко, молодой

А4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) абон..мент, выб..рать, уед..нение

2) ув..дающая пр..рода, ч..столюбивый

3) по..стеречь, птицево..ческий, зо..чество

4) оз..рение, выр..внять грядку, расп..хнуть дверь

А5. В каком ряду во всех словах пропущена буква?

1) чес..ный, пору..чик, песчан..ый

2) лан..шафт, громоз..кий, извес..ка

3) прелес..ный, рас..читывать, искус..ный

4) аген..ство, словес..ный, ровес..ник

А6. В каком слове есть приставка РОС-?

1) россиянин

2) роскошество

3) росистый

4) роспуск

А7. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?

1) по прибыти.. поезда, в глубоком ущель..

2) рассказ о Юри.., держись на расстояни..

3) деревья в ине.., в течени.. суток

4) письмо из Дани.., на знамен..

В1. Из данного фрагмента стихотворения А. А. Блока выпишите слова, образованные суффиксальным способом.

Пушкин! Тайную свободу

Пели мы вослед тебе!

Дай нам руку в непогоду,

Помоги в немой борьбе!

В2. Из третьей и четвёртой строк фрагмента стихотворения (см. задание В1) выпишите слова, в корне которых может происходить чередование согласных звуков.

С1. Напишите о роли языковых особенностей текста в создании А. Блоком образа Пушкина.

Вариант 2

А1. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) прабабушка

2) подгорелый

3) правдоподобный

4) по-весеннему

А2. Каков способ образования слова ПРЕВЫШЕ?

1) приставочно-суффиксальный

2) приставочный

3) сложение

4) суффиксальный

А3. В каком ряду записаны однокоренные слова?

1) прощение, рощица

2) горюющий, пригорок

3) холодильник, прохладный

4) поворот, повар

А4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пир..мида, предл..гатъ, выг..ревший

2) паст..ла, разв..вающ..йся флаг

3) во..зал, ко..ти, рю..зак

4) отч..тать, выж..гатъ, прим..рение

А5. В каком ряду во всех словах пропущена буква?

1) серебрян..ый, рас..чёт, гиган..ский

2) дилетан..ский, словес..ный, пьес..а

3) вес..ник, истин..ый, контрас..т

4) интел..ект, блес. .нуть, чудес..ный

А6. В каком слове есть приставка ИС-?

1) испугаться

2) искомый

3) искренность

4) искусство

А7. В каком ряду в обоих словах пропущена буква И?

1) в полном молчани.., быть в раздумь..

2) позвони Анастаси.., по окончани.. сеанса

3) в продолжени.. вечера, о лицемери..

4) на пустош.., в Суздал..

В1. Из данного фрагмента стихотворения М. Волошина выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Пройди по лесистым предгорьям,

По бледным полынным лугам

К широким моим плоскогорьям,

К гудящим волной берегам.

В2. Из данного фрагмента стихотворения (см. задание В1) выпишите слова, в корне которых может происходить чередование согласных звуков.

С1. Напишите о роли языковых особенностей текста в создании М. Волошиным образа природы.

Сочинение по теме «Спор поколений: вместе и врозь».

Контрольный диктант с лексико-грамматическим заданием по теме «Морфология и орфография»

Вам, наверное, не раз приходилось видеть иллюстрации разных художников к «Сказке о царе Салтане». Именно ту картину, где изображается город, чудесным образом возникший за одну ночь на пустынном каменистом острове. Говорят, Москва, если смотреть издали на утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках, вся была как этот сказочный златоглавый город.

Вы, конечно, любовались Кремлём из-за Москвы-реки. Говорят, вся Москва была по главному архитектурному звучанию как этот уцелевший пока, хотя и не в полной мере, Московский Кремль.

Напрягите воображение, представьте ту давнюю панораму с Воробьёвых гор. Сотни островерхих шатров, розовеющих на закате, сотни золотых куполов, отражающих в себе тихое сияние неба. Нет, Москва имела своё, ещё более ярко выраженное, чем у Петербурга, лицо. Более того, Москва была самым оригинальным, уникальным городом на Земле.

Может нравиться или не нравиться купольная златоверхая архитектура, как может нравиться или не нравиться, допустим, архитектура древнего Самарканда. Но второго Самарканда больше нет нигде на земле. Он уникален. Не было и второй Москвы.

(156 слов) (По В. А. Солоухину)

Грамматические задания

1. Выполнить фонетический разбор.

Вариант I: представьте (предложение 1 третьего аб заца).

Вариант II: сияние (предложение 2 третьего абзаца).

2. Выполнить морфемный разбор (разбор слова по составу).

Вариант I: издали (предложение 3).

Вариант II: островерхих (предложение 2 третьего абзаца).

3. Выполнить морфологический разбор.

Вариант I: уцелевший (предложение 2 второго абзаца).

Вариант II: уникален (предложение 3 последнего абзаца).

4. Выполнить синтаксический разбор.

Вариант I: предложение 1.

Вариант II: предложение 1 третьего абзаца.

Сочинение по теме «Вопросы, заданные человечеству войной»

Контрольная работа: написание эссе «Модно ли быть патриотом сегодня?»

Изложение с продолжением темы, затронутой в тексте.

Цель: оценка коммуникативных качеств и эффективности речи

БРЕГЕТ

Однажды зимой офицеры гусарского полка собрались у ротмистра фон Ашенберга на именины. Среди прочих был в этой компании поручик Чекмарев, общий любимец и баловень. Веселый, щедрый, ловкий, красавец собою, великолепный танцор и наездник — словом, чудесный малый. Кроме того, он был очень богат и его кошелек всегда был в общем распоряжении.

Кто-то, вспомнил, что накануне граф Ольховский ездил к помещику играть в карты. Оказалось, что он выиграл полторы тысячи деньгами, каракового жеребца и золотые часы-брегет. Ольховский эти часы сейчас же и показал. Старинные часы, с резьбой, с украшениями, и если сверху надавить пуговку, то они очень мелодично прозвонят, сколько четвертей и который час. Ольховский немного заважничал.

— Это, — говорит, — очень редкая вещь. Я ее ни за что из рук не выпущу. Весьма вероятно, что подобных часов во всем свете не больше двух-трех экземпляров.

Чекмарев на это улыбнулся.

— Напрасно вы такого лестного мнения о ваших часах. Я вам могу показать совершенно такие же. Они вовсе не такая редкость, как вы думаете.

Ольховский недоверчиво покачал головой:

— Где же вы их достанете? Простите, но я сомневаюсь... — Как вам угодно. Хотите пари? —С удовольствием... Вдруг есаул Сиротко ударил себя по лбу и воскликнул: — Братцы мои! А ведь я совсем было забыл, что у меня нынче приемка обоза. Удирать надо, ребята. К восьми часам надо быть непременно. Ольховский, который час? Позвони-ка!

Ольховский стал шарил по карманам. Вдруг он проговорил озабоченным тоном:

— Вот так штука!.. — Что такое случилось? — спросил фон Ашенберг. — Да часов никак не найду. Сейчас только положил их около себя, когда снимал ментик. — А ну-ка, посветите, господа.

Зажгли огонь, принялись искать часы, но их не находилось. Всем почему-то сделалось неловко.

Искали около четверти часа и совершенно бесплодно. Ольховский, растерянный, сконфуженный, повторял ежеминутно:

— Ах, господа, да черт с ними... да ну их к бесу, эти часы, господа...

Но ротмистр Иванов прикрикнул на него:

— Дурак! Наплевать нам на твои часы. Понимаешь ли ты, что прислуги здесь не было?

Наконец офицеры сбились с ног в поисках и сели вокруг стола в томительном Молчании. Майор Кожин тоскливо обвел товарищей глазами и спросил еле слышно:

— Что же теперь делать, господа? — Ну, уж это ваше дело, что делать, майор, — сурово сказал Иванов. — Вы между нами старший... А только часы должны непременно найтись.

Было решено, что каждый позволит себя обыскать, и все поочередно были обысканы. Остался один только Чек-марев.

— Ну, Федюша, подходи... что же ты? — подтолкнул его с суровой и грустной лаской Иванов.

Но тот стоял, плотно прислонившись к стене, бледный, с вздрагивающими губами, и не двигался с места.

— Ну, иди же, Чекмарев, — ободрял его майор Кожин. — Видишь, все подходили...

Чекмарев медленно покачал головой. Он с трудом выговорил:

— Я... себя... не позволю... обыскивать...

Ротмистр Иванов вспыхнул:

— Как, черт возьми? Пять старых офицеров позволяют себя обыскивать, а ты нет? Что же ты, лучше нас всех? Сейчас подходи, Федька, слышишь?

Но Чекмарев опять отрицательно покачал головой.

— Не пойду, — прошептал он.

Было что-то ужасное в его неподвижной позе, в мертвенном взгляде его глаз и в его напряженной улыбке. Иванов вдруг переменил тон и заговорил таким ласковым тоном, какого никто не мог ожидать от этого грубого солдата:

— Федюша, голубчик мой, брось глупости... Ты знаешь, я тебя, как сына, люблю... Может быть, ты как-нибудь... ну, знаешь, из-за этого дурацкого пари... понимаешь, пошутил... а?

Вся кровь бросилась в лицо Чекма-реву и сейчас же отхлынула назад. Губы его задергались. Он молча, с прежней страдальческой улыбкой покачал головой.

— В таком случае знаете, поручик... мы хотя и не сомневаемся в вашей честности... но, знаете... вам как-то неловко оставаться между нами...

Чекмарев пошатнулся. Казалось, он вот-вот грохнется на пол. Но он справился с собой и, поддерживая левой рукой саблю, глядя перед собой неподвижными глазами, точно лунатик, медленно, прошел к двери. Офицеры безмолвно расступились, чтобы дать ему дорогу.

Фон Ашенберг позвал денщиков и приказал им убирать со стола. Все молчали, точно еще ожидали чего-то.

Вдруг денщик хозяина воскликнул:

— Часы!

Все бросились к нему. Действительно, на полу, под котелком, лежал брегет Ольховского.

— Черт его знает, — бормотал смущенный граф, — должно быть, я их как-нибудь нечаянно ногой, что ли, туда подтолкнул.

Офицеры вышли на крыльцо. Какой-то человек быстро бежал к дому. Это оказался денщик поручика Чекмарева. Солдат был без шапки и казался страшно перепуганным. Еще на ходу он закричал, еле переводя дух:

— Ваше благородие, несчастье!.. Поручик Чекмарев застрелился!

Офицеры кинулись на квартиру Чек-марева. Двери были не заперты. Чекмарев лежал на полу, боком. Весь пол был залит кровью, большой дуэльный пистолет валялся в двух шагах...

На письменном столе лежала записка, придавленная сверху золотыми часами. Брегет был, как две капли воды, похож на часы графа Ольховского. Содержание записки было таково: «Прощайте, дорогие товарищи. Клянусь богом, что я не виновен в краже. Я только потому не позволил себя обыскать, что в это время в кармане у меня находился точно такой же брегет, как и у графа Ольховского, доставшийся мне от моего покойного деда. К сожалению, не осталось никого в живых, кто мог бы это засвидетельствовать, и потому мне остается выбирать только между позором и смертью. В случае, если часы Ольховского найдутся и моя невйновость будет таким образом доказана, прошу ротмистра Иванова все мои вещи, оружие и лошадей раздать на память товарищам, а самому себе оставить мой брегет».

(По А. Куприну) 

Итоговая контрольная работа

Вариант I1. Приведите в соответствие стили речи и сферы их использования:Стиль Сфера использования:научная и учебная литератураОфициально-деловой агитация, пропаганда, критикаХудожественныйРазговорный 2. Определите стиль и докажите справедливость своего суждения.При телепатии получатель, или перципиент, должен, не прибегая к своим органам чувств, узнавать о том, что думает отправитель, или индуктор. При этом обычно подразумевается, что никаких специальных действий индуктор не производит. Иначе говоря, его мысли, желает он того или нет, становятся известными получателю без всяких усилий, направленных на передачу сообщения. (Ч.Хэнзел)3. Подберите лексические значения следующим заимствованным словам, используя толкования, данные в скобках:1.Палитра, 2.депозит, 3.дерматин, 4.бумеранг, 5.корнпапир, 6.реверс, 7.триумф, 8.ветеран, 9.мавзолей, 10.календарь.( )Выдающийся, блестящий успех, победа; ( )подбор цветов; ( )большое надгробное архитектурное сооружение, памятник; ( )вид искусственной кожи; ( )метательное орудие; ( )система исчисления времени, основанная на периодических явлениях природы; ( )бывалый, опытный воин; ( )денежные средства или ценные бумаги, помещаемые для хранения в кредитные учреждения; ( )бумага с зернистым строением поверхности; ( )оборотная сторона медали, монеты).4. Напишите сочинение-миниатюру по данному началу, сохраняя заданный тип текста (описание, повествование или рассуждение) и озаглавьте его.Раннее утро. Чуть брезжит рассвет. В комнате мягкий обволакивающий полумрак. Я подхожу к окну: дух захватывает от чудесной картины зимнего утра...

Вариант II1. Покажите схемы параллельной и цепной (последовательной) связи предложений в тексте, поясните их.2. Определите стиль и докажите справедливость своего суждения.Прошу вашего согласия на произведение ремонтных работ по устранению неполадок в работе телефонной сети. Ремонтные работы будут проводиться в течение 2-х дней. Организация, производящая ремонт телефонных линий, гарантирует выполнение ремонтных работ качественно и в срок.3. Исправьте тексты, заменяя повторяющиеся слова в целях разнообразия синонимами.Мы говорим, что мы умны, а старики говорят: нет, мы умнее вас были. А сказка говорит, что когда еще наши деды не учились, а родители не родились, в некотором царстве, в некотором государстве жил-был такой старичок, который трех своих сыновей научил грамоте и всему книжному.4. Напишите сочинение-миниатюру по данному началу, сохраняя заданный тип текста (описание, повествование или рассуждение) и озаглавьте его.Дайте-ка вспомнить, как это было… Я сижу на своем любимом месте у окна. Идет урок истории. Учитель вещает что-то мудрое и очень умное. Мне тоскливо и одиноко. И вдруг…

multiurok.ru


Смотрите также