«Контрольная работа по географии 10 класс «Мировые природные ресурсы». Контрольная работа природные ресурсы


Контрольная работа - Природные ресурсы и проблема улучшения их использования

Содержание

Введение

1. Понятие и использование природных ресурсов

2.Классификация природных ресурсов

Заключение

Список литературы

Введение

Взаимодействие общества и природы в наши дни стало одной из главных общечеловеческих проблем. Антропогенные изменения широко затронули географическую оболочку планеты, способствуя не только прогрессу, но и росту загрязнения окружающей среды, истощению природных ресурсов, обострению экологических проблем. Поэтому совершенствование природопользования, проведение научно обоснованной экологической политики – одна из важнейших задач, стоящих перед человечеством. Ведь только прогресс опустынивания протекает со скоростью примерно семь квадратных километров в час, или 6,9 млн. га в год. И, кроме того, ежегодно более 20 млн. га земель в пустынных и полупустынных районах приходят в состояние сильной деградации.

На современном этапе взаимодействия общества и природы, основной, базой для разрешения почти всех накопившихся экологических проблем является экологигация экономики и эффективность функционирования в целом.

Часто природные ресурсы, как фактор производства, называют природным капиталом (активом), так как он вовлечён в хозяйственный оборот.

Под воздействием антропогенных или технологических и естественных факторов (вулканы, тайфуны и т.п.) происходит загрязнение окружающей среды, то есть нарушается природное равновесие и это сказывается на качестве окружающей среды.

В значительной степени перспективы развития человечества зависят от его способности скорректировать свои потребности с охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов. Функционирование природных ресурсов при этом не может осуществляться бесплатно, их стоимость должна достоверно учитываться при формировании различных экологических процессов. До сих пор все функционировавшие социально-экономические системы, в которых непосредственное участие принимал сам человек, были связаны в значительной степени с природой, и эта связь выражалась негативно по отношению к последней, все взаимодействия человека с природой как бы имели враждебного характера по отношению к её содержательной сущности. В современный период необходимо в корне изменить содержательную сущность всех экономических систем и направить их не по линии потребления, а по линии сохранения природно-ресурсного потенциала. До сих пор многочисленные экологические проблемы были завуалированы всевозможными экологическими догмами, а деформированность окружающей среды обычно связывалась с наличием капиталистической системы и капиталистической эксплуатации человека человеком. Так называемая плановая экономика затуманивала формирующиеся диспропорции производства и размещения, а экологический механизм и его экологические факторы игнорировались на уровне государства и правительства. По существу, дорогостоящий принцип охраны окружающей среды зачастую игнорировался за счёт так называемого экономического роста, экономического скачка, экономического превосходства.

1. Понятие и использование природных ресурсов

Природные ресурсы – это тела и силы природы, которые на данном этапе развития производительных сил общества могут быть использованы в качестве предмета потребления или средств производства и их общественные полезности изменяются (прямо или косвенно) под воздействием деятельности человека. Элементы и свойства природ, не требующие для своего вовлечения трудовых затрат, называют природными условиями (температура, осадки, климат и т.д.). Обеспеченность человечества природными ресурсами является наиболее острой. Они играют исключительно важную роль в жизнедеятельности человека, а изменения в их состоянии затрагивают интересы и будущих поколений.

Важным этапом освоения природных ресурсов являются их выявление (разведка), изучение, оставление кадастров по отдельным видам (земельный кадастр, водный кадастр, таксация лесов и др.) и в территориальном разрезе (природные ресурсы Земли в целом, суши, Мирового океана и его частей, крупных природных районов, отдельных стран и др.)

Подготовленные к использованию и вовлекаемые в хозяйственный оборот природные ресурсы превращаются в важный компонент общественно-производительных сил. Выявленные и ныне не используемые, но могущие быть использованными в будущем, при изменении условий техники и экономики, природные ресурсы рассматриваются как потенциальные.

По подсчётам учёных общее количество солнечной энергии, ежегодно получаемое землёй, составляет примерно 5*10 ккал., масса атмосферы Земли около 5,15*10 тонн (из них 23 % кислорода в свободном состоянии), ресурсы гидросферы почти 1,5 млрд. км., ежегодно первичная продукция фитомассы в пересчёте на сухое органическое вещество, по различным данным, от 50 до 100 млрд.т., общегеологические запасы угля 10-12 триллионов тонн, железных руд примерно 350 млрд. тонн, потенциальные запасы природного газа 130-140 триллионов м. Распределение природных ресурсов характеризуется большой неравномерностью, что служит естественной основой для развития территориального распределения труда.

Познание человечеством природных ресурсов расширяется, при этом используются новейшие технические средства, это и искусственные спутники Земли, и сверхглубокое бурение, и другие достижения цивилизации.

Велика роль научно обоснованных оценок природных ресурсов, имеющих всегда конкретно-исторический характер. Основные типы оценок: технологическая или производственная, экономическая, выраженная в количественно определённых экономических категориях и социальная. Правильная оценка природных ресурсов – необходимое условие достижение наибольшего эффекта от их использования. На ранних этапах развития общества важное значение для удовлетворения потребностей населения имело охота и рыболовство. В совершенно незначительных размерах использовались минеральные ресурсы, например, камень для изготовления простейших орудий. На последующих этапах развития первобытного общества, а затем докапиталистических классовых формаций в связи с зарождением и ростом земледелия и животноводства стали использоваться почвенно-климатические ресурсы, естественные ресурсы кормов и вода для орошения. Начали применяться некоторые металлы и их сплавы (бронза, золото, железо и другие) для изготовления орудий труда, оружия, культовых предметов и украшений, а также новые источники энергии (сила ветра и воды, тяговая сила домашних животных). По подсчетам В.И.Вернадского, человек использовал в производстве в древние века 19 химических элементов, в начале 20 века уже 59, а ныне же практически все открытые элементы. За это время во много раз возросла добыча черных и цветных металлов, угля, нефти, газа, разных видов химического сырья. Согласно подсчетам ученых, за всю историю человечества из недр Земли было извлечено более 200 млрд. тонн угля, более 100 млрд. тонн нефти 50 млрд. тонн железной руды, 300 млрд. тонн медной руды, свыше 100 тысяч тонн золота. Усиленно вырубались леса с целью получения древесного сырья для промышленности и обращения лесных угодий в сельскохозяйственные, занявшие обширные площади. Подсчитано, что один человек за свою жизнь «изводит» примерно 200 деревьев – на жилище, мебель, игрушки, тетради, газеты, книги, спички и т.д. Только в виде спичек жители планеты ежегодно сжигают 1,5 млн. м древесины.

Ныне вопрос коренного улучшения использования природных ресурсов и ресурсообеспечения человечества имеет большую остроту.

Население земного шара растёт по экспоненте, о чём предупреждал ещё Мальтус. Нынешние темпы роста таковы, что для обеспечения даже тех условий существования, какие на Земле сейчас, каждое вновь появляющееся поколение обязано построить (и, стало быть, потребить соответствующее количество ресурсов биосферы) новую техноструктуру, равную той, которая в настоящий момент существует на Земле. Тревога, которую испытывают в связи с этим, вполне обоснованна, если, скажем, рациональный предел расширения земледелия оценить в 2,7 млрд. га. Большинство учёных считают, что оптимальное количество жителей планеты не должно превышать 12-20 млрд. человек. Некоторые же демографы полагают, что на Земле живёт уже сейчас больше оптимального «золотого миллиарда».

Осознание складывающееся катастрофической экологической ситуации стало причиной начала разработки сценариев мирового развития с учётом ограниченности природно-ресурсного потенциала. Различные варианты модели мировой динамики показывали, что вследствие исчерпания природных ресурсов, роста загрязнения окружающей среды и т.д. к середине XXI века на Земле должна быть Мировая катастрофа. Единственно приемлемым вариантом оставался – «нулевой рост». Для этого необходимо, чтобы человечество стабилизировало население, прекратило промышленный рост и т.д. Понятно, такие предложенные рецепты человечество не могло на вооружение. И в 1992 году на второй Всемирной конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро представители 175 государств приняли Декларацию РИО по окружающей среде и развитию, а также программу «Повестка дня на XXI век», где были рассмотрены задачи устойчивого развития на ближайшие 40 лет. Судя по содержаниям публикаций на эту тему, ближе всех к устойчивому развитию находится Голландия, которая намерена перейти на эту модель в полной мере. В 1996 году и в России была принята «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

Но в вопросе потенциальных экологических опасностей, которые могут актуализироваться в будущем при сохранении существующих тенденций технико-экономического развития на первый план выдвигается опасности исчерпания природных ресурсов. Так как другие глобальные проблемы: теплового перегрева планеты, разрушения озонового щита, сокращения количества кислорода в атмосфере и другие в той или иной мере с нею.

2. Классификация природных ресурсов

Под классификацией природных ресурсов понимается разделение совокупности предметов, объектов, и явлений природной среды на группы по функционально значимым критериям. По признаку общности происхождения и место положения выделяют: энергетические, атмосферно-газовые, водные, климатические, рекреационные – растения, вода и животный мир, а также невозобновимые – полезные ископаемые и практически неисчерпаемые (энергия Солнца, ветра, морей и океанов) кроме того, природные ресурсы можно классифицировать по критериям заменяемости и собственности.

Среди природных ресурсов особую роль в жизни общества играют полезные ископаемые.

В зависимости от геологической изученности минерально-сырьевые ресурсы подразделяются на следующие категории:

1.Запасы, разведанные и изученные с предельной детальностью, точными границами залегания и которые могут быть переданы в эксплуатацию;

2.Запасы разведанные и изученные с детальностью, обеспечивающей выявление основных условий залеганий, без точного отображения пространственного положения месторождения;

3.1.Запасы, разведанные и изученные с детальностью, обеспечивающей выяснение в общих чертах условий залеганий;

3.2.Запасы, разведанные, изученные и оцененные предварительно по единичным пробам и образцам.

По экономическому значению полезные ископаемые делятся на балансовые, эксплуатация которых целесообразна в данный момент и забалансовые, эксплуатация которых нецелесообразна из-за низкого содержания полезного вещества, большой глубины залегания и т.п., но в перспективе могут разрабатываться природные ресурсы является составной частью экономических ресурсов, то есть фактором производства наряду с трудом и капиталом.

Если рассматривать проблему исчерпания природных ресурсов более подробно, то все ресурсы можно разделить на возобновимые и невозобновимые.

Классическим примером возобновимых ресурсов является лес. Если его вырубать, то со временем вырубки снова зарастут, даже если не заниматься лесопосадками специально.

Однако возобновимость таких ресурсов, как лес, чистая вода, рыба, пушной зверь, нельзя абсолютизировать. Дело в том, что способности природы к воспроизводству ресурсов не безграничны. Если масштабы утилизации воспроизводимых ресурсов слишком расширяются, то восстановительных способностей природы может и не хватить, чтобы компенсировать использованные людьми ресурсы. Так по подсчётам счётной палаты за последнее десятилетие заготовка древесины уменьшилась в 3 раза, а за последние 4 года запасы ценных видов морских биоресурсов только в Дальневосточном бассейне сократились на треть. Из-за превышения годовой вырубки над годовым приростом Волгоградская область перестала быть одним из важных районов заготовки высококлассной хвойной древесины. Практическая невозобновимость естественным путём большинства полезных ископаемых ставит перед человечеством сырьевую проблему. Единственное, что сумели здесь придумать люди, — это научиться восстанавливать некоторые виды ресурсов для повторного использования в хозяйственной деятельности.

Поэтому невозобновляемые ресурсы можно разделить на невозвратные и возвратные ресурсы.

Невозвратные ресурсы – это, прежде всего, топливо, которое при использовании просто сгорает, отдавая в нём энергию. К этой категории можно отнести фосфор и калий, содержащие руды, из которых изготовляют минеральные удобрения. После внесения в почву эти удобрения растворяются, и восстановить их уже невозможно.

Возвратными являются ресурсы, как металлы (железо, медь, золото и др.), бумага и картон, резина, а также пластмассы.

С помощью специальных технологий их снова можно восстановить и использовать для изготовления новых благ (например, после обработки фотоплёнки из реактивов можно извлечь серебро и снова использовать его для нужд промышленности фотопринадлежностей). В мире существуют целые отрасли по сбору возвратных ресурсов и их переработке.

Уже сейчас на многих зарубежных товарах, продающихся в России, можно найти указание, что бумажная упаковка для них изготовлено из рециклированной бумаги. Такое указание отражает желание фирм понравиться покупателям, которые озабочены охраной окружающей среды и требуют от правительств и фирм максимального использования возвратных ресурсов.

Деятельность отраслей по утилизации возвратных ресурсов обеспечивает решение сразу 2 задач: снижение стоимости ресурсов, т.к. сталь из металлолома обычно обходится дешевле, чем из первичных руд, которые еще надо добыть, и предотвращение загрязнения окружающей среды, например, ржавеющими остовами машин, оборудования и металлоизделий. Это особенно важно для России, северные и дальневосточные районы, которых замусорены, в частности, огромным количеством металлических бочек, в которых туда завозили топливо. Все эти особенности рынка природных ресурсов прямо влияют на формирование на нём спроса и предложения, а в конечном итоге – рыночной цены природных ресурсов.

Заключение

Таким образом, современная эпоха рыночных отношений характеризуется целой серией глобальных изменений, обусловленных взаимозависимостью между дальнейшим развитием общества и формированием окружающей природной среды. При таких обстоятельств возникает необходимость пересмотра главных и существенных принципов и самого механизма взаимоотношений между современным обществом и природой.

Кроме того, возникает необходимость формирования новых приёмов и подходов к хозяйственному освоению природно-ресурсного потенциала, формирования новых закономерностей природного направления, обновлённого хозяйственного механизма, охватывающего самые разнообразные и сложные процессы взаимодействия общества и природы. Система рыночных отношений и рыночной экономики именно сейчас должна развиваться в тесной взаимосвязи с современными методами менеджмента в рамках эколого-экономического формирования.

Современная рыночная экономика не может эффективно развиваться без взаимосвязи её с правовыми основами и механизмом правового регулирования природных проблем. Надёжный правовой фундамент позволяет формировать эффективную экологическую политику и научно обоснованно осуществлять всю систему управления природоохранными процессами. Эти процессы рассматриваются в строгой согласованности с формированием экологически безопасного и стабильного становления экономики. В такой же степени взаимосвязаны с ними вопросы интегрирования экологических параметров в сложном хозяйственном механизме территории. Острота природоохранных проблем в значительной степени будет зависеть от оптимального решения экономических проблем, от строгой согласованности довольно сложных компонентов в системе «общество-природа», от разумного вмешательства человечества в содержательную сущность окружающей природной среды. Только демократическое общество с его основными принципами и законами может обеспечить в дальнейшем эколого-экономическую стабилизацию и экологическое равновесие в рамках той или иной территории.

Список литературы

1.Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. – Экономика природопользования: Учебное пособие. М.: ТЕИС,1997.

2.Горелов А.А. – Экология: Учебное пособие. М.: Центр,2002.

3.Седов В.В. – Экономика и экология. Учебное пособие. Челябинск: Челяб. Гос. Ун-т,1998.

4.Голуб А.А., — Экономика природных ресурсов: Учебное для вузов. М.: Аспект Пресс, 1998.

5.Нестеров П.М., Нестеров А.П. – Экономика природопользования и рынок. Учебник для вузов. М.: Закон и право: ЮНИТИ,1997.

6.Липсиц Н.В. –Экономика. Учебник для 10 класса. М., Вита-Пресс,2002.

7.Чапек В.Н. – Экономика природопользования. Пособие для ВУЗов. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс»,2003.

8.Экологический менеджмент: Учебное пособие. Иркутск: Изд-во ИГЭА,1997.

9.Шабунина И.М., Старкожева Г.И., Трубин М.Ю. – Проблемы экологического регулирования природопользования. Волгоград: ВГУ,1999.

10.Пахомова Н.В., Рихтер К.К. – Экономика природопользования и экологический менеджмент: Учебник для вузов. СПБ.: Изд-во С.-Петербургского ун-та,1999.

www.ronl.ru

Контрольная работа «Природные ресурсы»

 

ВАРИАНТ 1.

I.

1.Соотношение между величиной запасов и размерами добычи называется:

а) природные ресурсы;   б) ресурсообеспеченность;  в) географическая среда.

2. Большая часть запасов нефти сосредоточена:

а) в развитых странах;   б) в развивающихся странах;  в) в странах ОПЕК.

3. По разведанным ресурсам угля в первую тройку стран входят:

а) ФРГ, Китай, Россия;  б) США, Китай, Россия;  в) Австралия, ЮАР, Индия.

4. В первую тройку стран по запасам нефти входят:

а) ОАЭ, Россия, США;  б) Саудовская Аравия, Ирак, ОАЭ;  в) Россия, Мексика, США.

5. По разведанным запасам газа в первую тройку стран входят:

а) Россия, Иран, Катар;  б) Саудовская Аравия, США, Нигерия;  в) ОАЭ, США, Россия.

6. Мир в целом лучше всего обеспечен:

а) углём;  б) нефтью;  в) газом.

7. В структуре мирового земельного фонда лидируют:

а) пашни;  б) пастбища и луга;  в) леса.

8. Более половины площади земельного фонда распахано:

а) в Индии,  б) в США,  в) в Китае.

9. Самая высокая обеспеченность пахотными землями (на душу населения):

а) в Китае;  б) в Канаде;  в) в Австралии;  г) в Египте.

10. В первую тройку стран, наиболее богатых пресной водой на душу населения, входят:

а) Индия, Китай, Венесуэла;  б) Канада, Венесуэла, Бразилия;  в) Китай, Индия, Россия.

11. В первую тройку стран по размерам лесной площади входят:

а) Россия, Канада, Бразилия;  б) Конго, США, Австралия;  в) Перу, Боливия, Ка­нада.

12. Главными потребителями пресной воды является:

а) промышленность;  б) с/х;  в) транспорт;  г) коммунально-бытовое хозяйство.

13. Выберите страны, с наиболее высоким гидроэнергетическим потенциалом:

а) Китай, Россия, США;  б) ФРГ, Бразилия, Великобритания;  б) Конго, Египет, Мали.

14. К морям, наиболее загрязнённым отходами относятся:

а) Красное, Тасманово;  б)  Средиземное, Северное;  в) Карское, Охотское.

15. В наибольшей мере отдыхающих и туристов привлекают страны:

а) Канада, Россия, Египет;  б) Италия, Испания, Франция;  в) Турция, Кипр, Гре­ция.

ВАРИАНТ 2.

I.

1.К неисчерпаемым ресурсам относятся:

а) биологические;  б) энергия приливов и отливов;  в) земельные.

2. В первую тройку стран, наиболее обеспеченных земельными ресурсами, вхо­дят:

а) Австралия;  б) Китай;  в) Аргентина;  г) Индия.

3. Наиболее обеспечены водными ресурсами страны:

а) экваториального пояса;  б) тропического пояса;  в) арктического пояса.

4. Выберите вариант, в котором правильно указана тенденция изменения струк­туры земельного фонда планеты:

а) увеличивается площадь лесов;  б) уменьшается площадь пашни;  в) увеличива­ется площадь пашни;  г) не изменяется структура земельного фонда планеты.

5. Какие из указанных стран входят в десятку стран по запасам нефти:

а) ОАЭ;  б) Китай;  в) Саудовская Аравия;  г) Канада.  

6. Наиболее обеспечены лесными ресурсами страны:

а) США, Египет;  б) Россия, Китай;  в) Канада, Финляндия.

7. Главным потребителем пресной воды является:

а) промышленность;  б) с/х;  в) транспорт;  г) коммунально-бытовое хозяйство.

8. Выберите страны, с наиболее высоким гидроэнергетическим потенциалом:

а) Китай, Россия, США;  б) Конго, Египет, Мали;  в) ФРГ, Бразилия, Великобри­тания.

9. В наибольшей мере отдыхающих и туристов привлекают страны:

а) Италия, Испания, Франция;  б) Турция, Кипр, Греция;  в) Канада, Россия, Еги­пет.

10. К морям, наиболее загрязнённым отходами относятся:

а)  Средиземное, Северное;  б) Красное, Тасманово;  в) Карское, Охотское.

11. Причиной развития парникового эффекта на Земле являются:

а) выбросы углекислого газа;  б) выбросы фреонов;  в) радиоактивное загрязне­ние.

12. В первую тройку стран по запасам угля входят:

а) Австралия, Индия, ФРГ;  б) США, ЮАР, Украина;  в) США, Китай, Россия.

13. Какой регион имеет самые крупные запасы нефти?

а) Зарубежная Азия;  б) Африка;  в) Европа;  г) Северная Америка.

14. Соотношение между величиной запасов и размерами использования природ­ных ресурсов называется…

15. Страна, имеющая самую большую обеспеченность пашней:

а) США;  б) Австралия;  в) Япония;  г) Китай.

II.

1.  Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?

2. В чём заключаются изменения, происходящие в структуре земельного фонда?

3. Почему для решения экологических проблем необходимо международное со­трудничество?

4. Какие существуют главные пути решения природоохранных проблем ?

5*.  Опираясь на знания по физической, экономической и социальной географии Пензенской области, приведите примеры: 1) рекреационно-лечебных, 2) рекреа­ционно-оздоровительных, 3) рекреационно-спортивных, 4) рекреационно-позна­вательных территорий

II.

1.  Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?

2. В чём заключаются изменения, происходящие в структуре земельного фонда?

3. Каковы отрицательные последствия выпадения кислотных дождей?

4. Какие существуют главные пути решения природоохранных проблем ?

5*.  Опираясь на знания по физической, экономической и социальной географии Пензенской области, приведите примеры: 1) рекреационно-лечебных, 2) рекреа­ционно-оздоровительных, 3) рекреационно-спортивных, 4) рекреационно-позна­вательных территорий.

 

uroki-sovy.ru

«Контрольная работа по географии 10 класс «Мировые природные ресурсы»

ВВЕДЕНИЕ РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА ТЕМА 2. МИРОВЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ Вариант 1 I уровень Выберите правильный ответ (0,5 б) 1. Как называется измененная человеком часть географической среды? А. техносферой; Б. окружающей средой; В. Биосферой; Г. Антропосферой. 2. Укажите правильное утверждниние относительно ресурсообеспеченности. А. соотношение между количеством природных ресурсов и объемами их ежегодного использования; Б. соотношение между объемом использования природных ресурсов и их импортом; В. расчитывается в годах на 1 человека; Г. расчитывается в количестве использованных ресурсов на 1 человека. 3. Неравномерное залегание минеральных ресурсов по странам мира объясняется особенностями: А. географического положения; Б. почв; В. Климата; Г. тектонического строения. 4. Укажите неисчерпаемые ресурсы: А. минеральные; Б. земельные; В. Климатические; Г. лесные. 5. Укажите страны, которые добывают и экспортируют природный газ: А. США, Индия, Швеция; Б. Алжир, Иран, Норвегия;В. Туркменистан, Грузия, Франция; Г. Россия, Беларусь, Польша. 6. Укажите, какая страна имеет самые большие размеры площади пашни в % к земельному фонду: А. Украина, Б. Бразилия; В. Австралия, Г. Япония. II уровень 7. Установите соответствие между видами природных ресурсов и их примерами: 1. биологические А. Эйфелева башня 2. земельные Б. энергия приливов и отливов 3. рекреационные В. леса Амазонии4. ресурсы мирового океана Г. месторождения нефти Западной Сибири Д. американские прерии 8. Установите соответствие между названиями стран и запасами отдельных видов полезных ископаемых: 1. Китай А. фосфориты 2. Марокко Б. каменный уголь 3. Туркменистан В. природный газ 4. Бразилия Г. бокситы Д. аппатиты 9. Установите соответствие между понятиями и их определениями: 1. природопользование, 2. аквакультура, 3. антропосфера, 4. фитомасса А. общая масса растений; Б. часть биосферы, использующаяся человеком; В. промышленное искусственное разведение и выращивание водных организмов в контролируемых условиях Г. соокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны и использования окружающей среды Г. совокупность всех видов влияния человека на окружающую среду III уровень 10. Установите последовательность увеличения площади пашни по регионам мира А. Северная Америка; Б. Азия; В. Африка; Г. Европа. 11. Установите последовательность уменьшения добычи нефти по странам мира: А. Саудовская Аравия; Б. Иран; В. Россия; Г. США. IV уровень 12. Расчитайте ресурсообеспеченность страны железной рудой, если численность населения страны составляет 30 млн человек, а запасы руды – 12 млрд тонн. Среднегодовая добыча железной руды в стране составляет 25 млн. тонн. ВВЕДЕНИЕ РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА ТЕМА 2. МИРОВЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ Вариант 2 I уровень Выберите правильный ответ (0,5 б) 1.Как называется совокупность всех видов влияния хозяйственной деятельности человека на природу: А. окружающей средой; Б. антропосфера; В. Ресурсообеспеченность; В. Природопользованием. 2. Укажите правильное утверждениеотносительно природопользования: А. совокупность природных компонентов, влияющих на жизнь и ходяйственную деятельность человека; Б. совокупность природных компонентов, которые используются или могут быть использованы человеком в своей хозяйственной деятельности; В. Совокупность мер, предпринимаемых обществом для использования и преобразования окружающей среды; Г. применение новых технологий. 3. Неравномерное обеспечение стран мира земельными ресурсами объясняется особенностями: А.геологического строения; Б. климата; В. Тектонического строения; Г. водных ресурсов. 4. Укажите исчерпаемые невозобновимые природные ресурсы: А. минеральные; Б. земельные В. климатические; Г. лесные 5. Какие страны имеют собственные месторождения железных и марганцевых руд и коксующегося угля: А. Китай, Индия; Б. Италия, Германия;В. Великобритания, Норвегия; Г. Ливия, Япония. 6. Укажите, какая страна имеет крупнейшие в мире запасы пресной воды: А. Украина; Б. Бразилия; В. Австралия; Г. Япония. II уровень 7. Установите соответствие между видами природных ресурсов и их примерами: 1. минеральные А. средиземноморское побережье 2. водные Б. гилея3. рекреационные В. термальные воды Исландии 4. биологические Г. Курская магнитная аномалия Д. озеро Байкал 8. Установите ссответствие между названиями стран и запасами отдельных видов полезных ископаемых: 1. Чили А. нефть 2. Саудовская Аравия Б. калийные соли 3. Намибия В. медные руды 4. Беларусь Г. алмазы Д. каменный уголь 9. Установите соответствие между понятиями и их определениями 1. географическая среда, 2. природные ресурсы, 3. марикультура, 4. педосфераА. искусственное выращивание организмов в морской среде; Б. совокупность всех видов влияния человека на окружающую среду; В. почвенный покров планеты; Г. часть природы, в которой живет и осуществляет хозяйственную деятельность человек Д. Компоненты природы, использующиеся в хозяйственной деятельности человека III уровень 10. Установите последовательность увеличения объема речных вод по регионам А. Северная Америка; Б. Южная Америка; В. Африка; Г. Азия. 11. Установите последовательность уменьшения добычи газа по странам мира: А. Саудовская Аравия; Б. Иран; В. Россия; Г. США. IV уровень 12. Расчитайте ресурсообеспеченность страны нефтью, если численность населения страны составляет 16 млн человек, а запасы нефти – 4,8 млрд тонн. Среднегодовая добыча нефти в стране составляет 60 млн. тонн.

schoolfiles.net

Контрольная работа по географии 10 класс Мировые природные ресурсы

ВВЕДЕНИЕ РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА

ТЕМА 2. МИРОВЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Вариант 1

I уровень Выберите правильный ответ (0,5 б)

1. Как называется измененная человеком часть географической среды?

А. техносферой; Б. окружающей средой;

В. Биосферой; Г. Антропосферой.

2. Укажите правильное утверждниние относительно ресурсообеспеченности.

А. соотношение между количеством природных ресурсов и объемами их ежегодного использования;

Б. соотношение между объемом использования природных ресурсов и их импортом;

В. расчитывается в годах на 1 человека;

Г. расчитывается в количестве использованных ресурсов на 1 человека.

3. Неравномерное залегание минеральных ресурсов по странам мира объясняется особенностями:

А. географического положения; Б. почв;

В. Климата; Г. тектонического строения.

4. Укажите неисчерпаемые ресурсы:

А. минеральные; Б. земельные;

В. Климатические; Г. лесные.

5. Укажите страны, которые добывают и экспортируют природный газ:

А. США, Индия, Швеция; Б. Алжир, Иран, Норвегия;

В. Туркменистан, Грузия, Франция; Г. Россия, Беларусь, Польша.

6. Укажите, какая страна имеет самые большие размеры площади пашни в % к земельному фонду:

А. Украина, Б. Бразилия;

В. Австралия, Г. Япония.

II уровень

7. Установите соответствие между видами природных ресурсов и их примерами:

1. биологические А. Эйфелева башня

2. земельные Б. энергия приливов и отливов

3. рекреационные В. леса Амазонии

4. ресурсы мирового океана Г. месторождения нефти Западной Сибири

Д. американские прерии

8. Установите соответствие между названиями стран и запасами отдельных видов полезных ископаемых:

1. Китай А. фосфориты

2. Марокко Б. каменный уголь

3. Туркменистан В. природный газ

4. Бразилия Г. бокситы

Д. аппатиты

9. Установите соответствие между понятиями и их определениями:

1. природопользование,

2. аквакультура,

3. антропосфера,

4. фитомасса

А. общая масса растений;

Б. часть биосферы, использующаяся человеком;

В. промышленное искусственное разведение и выращивание водных организмов в контролируемых условиях

Г. соокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны и использования окружающей среды

Г. совокупность всех видов влияния человека на окружающую среду

III уровень

10. Установите последовательность увеличения площади пашни по регионам мира

А. Северная Америка; Б. Азия;

В. Африка; Г. Европа.

11. Установите последовательность уменьшения добычи нефти по странам мира:

А. Саудовская Аравия; Б. Иран;

В. Россия; Г. США.

IV уровень

12. Расчитайте ресурсообеспеченность страны железной рудой, если численность населения страны составляет 30 млн человек, а запасы руды - 12 млрд тонн. Среднегодовая добыча железной руды в стране составляет 25 млн. тонн.

ВВЕДЕНИЕ РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА

ТЕМА 2. МИРОВЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Вариант 2

I уровень Выберите правильный ответ (0,5 б)

1.Как называется совокупность всех видов влияния хозяйственной деятельности человека на природу:

А. окружающей средой; Б. антропосфера;

В. Ресурсообеспеченность; В. Природопользованием.

2. Укажите правильное утверждениеотносительно природопользования:

А. совокупность природных компонентов, влияющих на жизнь и ходяйственную деятельность человека;

Б. совокупность природных компонентов, которые используются или могут быть использованы человеком в своей хозяйственной деятельности;

В. Совокупность мер, предпринимаемых обществом для использования и преобразования окружающей среды;

Г. применение новых технологий.

3. Неравномерное обеспечение стран мира земельными ресурсами объясняется особенностями:

А.геологического строения; Б. климата;

В. Тектонического строения; Г. водных ресурсов.

4. Укажите исчерпаемые невозобновимые природные ресурсы:

А. минеральные; Б. земельные

В. климатические; Г. лесные

5. Какие страны имеют собственные месторождения железных и марганцевых руд и коксующегося угля:

А. Китай, Индия; Б. Италия, Германия;

В. Великобритания, Норвегия; Г. Ливия, Япония.

6. Укажите, какая страна имеет крупнейшие в мире запасы пресной воды:

А. Украина; Б. Бразилия;

В. Австралия; Г. Япония.

II уровень

7. Установите соответствие между видами природных ресурсов и их примерами:

1. минеральные А. средиземноморское побережье

2. водные Б. гилея

3. рекреационные В. термальные воды Исландии

4. биологические Г. Курская магнитная аномалия

Д. озеро Байкал

8. Установите ссответствие между названиями стран и запасами отдельных видов полезных ископаемых:

1. Чили А. нефть

2. Саудовская Аравия Б. калийные соли

3. Намибия В. медные руды

4. Беларусь Г. алмазы

Д. каменный уголь

9. Установите соответствие между понятиями и их определениями

1. географическая среда,

2. природные ресурсы,

3. марикультура,

4. педосфера

А. искусственное выращивание организмов в морской среде;

Б. совокупность всех видов влияния человека на окружающую среду;

В. почвенный покров планеты;

Г. часть природы, в которой живет и осуществляет хозяйственную деятельность человек

Д. Компоненты природы, использующиеся в хозяйственной деятельности человека

III уровень

10. Установите последовательность увеличения объема речных вод по регионам

А. Северная Америка; Б. Южная Америка;

В. Африка; Г. Азия.

11. Установите последовательность уменьшения добычи газа по странам мира:

А. Саудовская Аравия; Б. Иран;

В. Россия; Г. США.

IV уровень

12. Расчитайте ресурсообеспеченность страны нефтью, если численность населения страны составляет 16 млн человек, а запасы нефти - 4,8 млрд тонн. Среднегодовая добыча нефти в стране составляет 60 млн. тонн.

botana.cc


Смотрите также