Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами
А. горячий песок – жаркий день
Б. близкий человек – далекий друг
В. ключ от замка – родниковый ключ
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами
А. большой бегемот – смешной гиппопотам
Б. груша в саду – боксерская груша
В. пришло тепло – сильный холод
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами
А. угрюмый человек – радостный день
Б. зеленый лук – лук для стрельбы
В. красный шарф – алый флаг
Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении
А. твердое яблоко Б. твердое решение В. твердая земля
Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово
А. Я долго смотрел вслед уезжающей машине.
Б. На ногах её были старые, не раз уже зашитые чуни.
В. Употребление прилагательных делает нашу речь более выразительной.
Укажите предложение, в котором есть профессионализм
А. В углу террасы стоял старый комод.
Б. Изба была конечно же дубовой.
В. На камбузе кок – главная фигура!
Укажите предложение с эмоционально окрашенным словом
А. Ну и запах здесь – ужас просто!
Б. Ландыши в чаще благоухали, манили к себе своим ароматом.
В. В осеннем лесу пахнет прелым листом, грибами и сыростью.
8. Укажите предложение, в котором есть историзм
А. Шестого числа каждого месяца он получал небольшое жалованье.
Б. На голове его была новая беретка.
В. Гриша, камердинер Владимира, подал ему письмо.
9. Укажите предложение, в котором есть архаизм
А. Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы.
Б. Рыцари были в кольчугах, шлемах, с прочными щитами и мечами.
В. Князь оказался человеком великодушным.
10. Укажите предложение, в котором есть неологизм
А. Вдоль берега плавали красивейшие фрегаты.
Б. Этот доклад я подготовил на основе статей из Интернета.
В. В доме зажгли лучину.
11. Укажите предложение, в котором есть диалектизм.
А. К дому подъехала роскошная карета.
Б. Нажми на эту пимпочку и вытяни фиговинку.
В. Не бойся нас: тутошние мы, не тронем.
12. Укажите предложение, в котором есть фразеологизм
А. До моего дома рукой подать.
Б. Цыплят по осени считают.
В. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна...
13. Укажите предложение, в котором есть жаргонизм.
А. Ну и избёнка у тебя – совсем никудышняя.
Б. Слинять бы на хату пораньше.
В. Фотограф быстро приготовил фиксаж.
14. Укажите предложение, в котором ученик, не зная лексического значения слова, неверно употребил его.
А. На мшарах растет много клюквы.
Б. Стрелы лежали в колчане.
В. Хирург сделал надрез скальпом
15. Укажите предложение, в котором выделено исконно-русское слово (в случае затруднения обратитесь к этимологическому словарю)
А. Я надену новые джинсы – иначе не пойду никуда.
Б. На праздник мужчины надевали красную рубаху.
В. Женщины тоже надевали нарядный сарафан и повязывали на голову праздничную ленту..
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами
А. горячий песок – жаркий день
Б. близкий человек – далекий друг
В. ключ от замка – родниковый ключ
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами
А. большой бегемот – смешной гиппопотам
Б. груша в саду – боксерская груша
В. пришло тепло – сильный холод
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами
А. угрюмый человек – радостный день
Б. зеленый лук – лук для стрельбы
В. красный шарф – алый флаг
Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении
А. твердое яблоко Б. твердое решение В. твердая земля
Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово
А. Я долго смотрел вслед уезжающей машине.
Б. На ногах её были старые, не раз уже зашитые чуни.
В. Употребление прилагательных делает нашу речь более выразительной.
Укажите предложение, в котором есть профессионализм
А. В углу террасы стоял старый комод.
Б. Изба была конечно же дубовой.
В. На камбузе кок – главная фигура!
Укажите предложение с эмоционально окрашенным словом
А. Ну и запах здесь – ужас просто!
Б. Ландыши в чаще благоухали, манили к себе своим ароматом.
В. В осеннем лесу пахнет прелым листом, грибами и сыростью.
8. Укажите предложение, в котором есть историзм
А. Шестого числа каждого месяца он получал небольшое жалованье.
Б. На голове его была новая беретка.
В. Гриша, камердинер Владимира, подал ему письмо.
9. Укажите предложение, в котором есть архаизм
А. Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы.
Б. Рыцари были в кольчугах, шлемах, с прочными щитами и мечами.
В. Князь оказался человеком великодушным.
10. Укажите предложение, в котором есть неологизм
А. Вдоль берега плавали красивейшие фрегаты.
Б. Этот доклад я подготовил на основе статей из Интернета.
В. В доме зажгли лучину.
11. Укажите предложение, в котором есть диалектизм.
А. К дому подъехала роскошная карета.
Б. Нажми на эту пимпочку и вытяни вон ту фиговинку.
В. Не бойся нас: тутошние мы, не тронем.
12. Укажите предложение, в котором есть фразеологизм
А. До моего дома рукой подать.
Б. Цыплят по осени считают.
В. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна...
13. Укажите предложение, в котором есть жаргонизм.
А. Ну и избёнка у тебя – совсем никудышняя.
Б. Слинять бы на хату пораньше.
В. Фотограф быстро приготовил фиксаж.
14. Укажите предложение, в котором ученик, не зная лексического значения слова, неверно употребил его.
А. На мшарах растет много клюквы.
Б. Стрелы лежали в колчане.
В. Хирург сделал надрез скальпом.
15. Укажите предложение, в котором выделено исконно-русское слово (в случае затруднения обратитесь к этимологическому словарю)
А. Я надену новые джинсы – иначе не пойду никуда.
Б. На праздник мужчины надевали красную рубаху.
В. Женщины тоже надевали нарядный сарафан и повязывали на голову праздничную ленту..
infourok.ru
Тест по теме «Лексика»
10 класс
Инструкция по выполнению работы
Тест проводится в 10 классе на заключительном уроке по теме «Лексика. Фразеология. Лексикография». На его выполнение даётся 20 минут. Работа включает в себя 10 заданий.
Задания направлены на проверку знаний, умений и навыков по разделу «Лексика. Фразеология». Задания 1-7 предполагают выбор одного правильного варианта ответа из четырёх предложенных. В заданиях 8-10 необходимо найти правильный ответ и записать его.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
Вариант 1
К заданиям № 1-7 даны четыре варианта ответа, из которых только один верный. Выберите номер правильного ответа. |
1) Укажите значение слова ГАРЬ в данном предложении: Плохо только, что теперь здесь на много-много лет останется мёртвая гарь, и ещё не скоро зазеленеют на месте пожарища первые деревца.
Сыпучие остатки от сгорания каменного угля
Выгоревшее место в лесу
Лес, поваленный бурей
Место, заросшее бурьяном
Ответ: ________________________
2) Укажите слово, которое в данном предложении (задание 1) использовано в переносном значении.
Гарь
Первые
Зазеленеют
Мёртвые
Ответ: ________________________
3) Укажите вариант ответа, в котором оба слова являются однозначными:
Кровля, настоящий
Запомнить, кольцо
Модель, модельер
Отдыхать, низина
Ответ: ________________________
4) Укажите предложение, в котором вместо слова ПЕСЧАНЫЙ нужно употребить слово ПЕСОЧНЫЙ:
ПЕСЧАНЫЙ пляж был усеян отдыхающими.
Большую опасность представляют ПЕСЧАНЫЕ бури.
Старинные ПЕСЧАНЫЕ часы стояли на камине.
Путешественники наконец-то выбрались на ПЕСЧАНУЮ отмель.
Ответ: ________________________
5) Укажите предложение, которое содержит синонимы:
Сытый голодного не разумеет.
Между тем он был уже совершенно разорён, опустошён, пущен по ветру
Ближний сосед лучше дальней родни.
Храбрец, как и трус, тоже боится, но умеет преодолевать свой страх.
Ответ: ________________________
6) Укажите предложение, которое содержит фразеологизм.
Тихая Кемь помнит бурное, опасное время – тревожный XVI век.
Новая цивилизация, наверное, не захочет глобальных экспериментов – социальных, экономических, религиозных.
С четырёх часов Невский проспект пуст, но с наступлением сумерек опять оживает.
Происшествие, свидетелем которого я невольно стал, заставило меня посмотреть на моего юного соседа новыми глазами.
Ответ: ________________________
7) Укажите предложение, в котором допущена лексическая ошибка.
Полуграмотные, невежественные люди вряд ли за два года станут хорошими специалистами.
Свита у адмирала состояла из невежественных, несведущих в морском деле людей.
Воспитанного человека легко отличить от невежды.
Сейчас я понимаю, что был тогда круглым невеждой, хотя и закончил техникум.
Ответ: ________________________
При выполнении заданий № 8-10 запишите полученный ответ словами. |
8) Выпишите из данного предложения фразеологизм: Мальчик скользнул взглядом по моей ампутации и с какой-то безнадёжной, недетской тоской спросил: «Дядя, может у вас есть сухарик?»
Ответ: ________________________
9) Замените слово НЕВЕДОМЫЙ из данного предложения стилистически нейтральным синонимом. Запишите синоним в начальной форме. Но вот эти, которые стояли теперь колонной, взявшись по двое, готовые отправиться в неведомый путь, ведь выжили же!
Ответ: ________________________
10) Выпишите из данного предложения слово, которое имеет омонимы. Хотел объехать целый свет и не объехал сотой доли.
Ответ: ________________________
Вариант 2
К заданиям № 1-7 даны четыре варианта ответа, из которых только один верный. Выберите номер правильного ответа. |
1) Укажите значение слова МАСШТАБ в данном предложении: Негативное воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы.
Отношение длины линий на карте к действительной длине
Прочность, основательность
Размах, охват, значение
Расстояние между крайними точками
Ответ: ________________________
2) Какое выделенное слово употреблено в прямом значении?
Потерянный взгляд
Сорванный цветок
Натянутые отношения
Подавленное состояние
Ответ: ________________________
3) Укажите вариант ответа, в котором оба слова являются однозначными:
Масштаб, взгляд
Непогода, суверенитет
Лирика, лирик
Секунда, сиять
Ответ: ________________________
4) Укажите предложение, в котором вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно употребить слово ПРЕДОСТАВИТЬ:
Начинающий писатель ПРЕДСТАВИЛ свой роман на суд читателей.
Абитуриенты ПРЕДСТАВИЛИ аттестаты и медицинские справки.
И она ПРЕДСТАВИЛА себе эти поля под осенним дождём.
Русский язык – это громаднейшая сокровищница, которая ПРЕДСТАВЛЯЕТ нам безграничные возможности.
Ответ: ________________________
5) В каком предложении не использован синоним существительного БЕСПОКОЙСТВО?
Он бы успокоился на мой счёт; тревога бы у него прошла за меня.
Он посмотрел на свои тонкие пальцы, и старые, загнанные внутрь обиды вспыхнули в нём с новой силой, и душа сжалась в смятении и боли.
Она ждала, тревожно прислушиваясь, и внезапно вздрогнула, когда снаружи донёсся к нам глухой смешанный шум.
В лице её я заметил какое-то нервное волнение.
Ответ: ________________________
6) Укажите предложение, которое содержит фразеологизм.
В день, когда по народному поверью зима с молодой весной силой меряется, всяк тайно желает, чтобы верх весна взяла.
И я всё с большим нетерпением ожидаю перелома в природе: когда наконец всполошится всё вокруг от радости обновления.
Чернели гребни прошлогодней пахоты, бурели пролысины старой травы.
По запорошенной поляне промчалась синяя тень убегающей тучи, и снова всё вокруг засияло молодо и радостно.
Ответ: ________________________
7) Укажите предложение, в котором НЕТ лексической ошибки.
В издательстве готовится к печати новая книга – автобиография жизни великого актёра.
Гордыня за свой народ, за свою землю помогала нам выдержать самые тяжёлые испытания.
Многие школьники думают, что дворяне вели праздную жизнь.
Продукты, которые кладут на прилавок, упакованы в герметичную упаковку.
Ответ: ________________________
При выполнении заданий № 8-10 запишите полученный ответ словами. |
8) Выпишите из данного предложения фразеологизм: Несправедливо думать, будто представители этих профессий – артисты, благо они сами в этом уверены, тогда как сплошь и рядом между ними менее артистов, чем, например, между кустарями, собственным умом и корявыми пальцами создающими «хитрые штучки».
Ответ: ________________________
9) Замените слово ПОЖЕЛАЕШЬ из данного предложения стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним. У тебя будет всё, чего ты только пожелаешь; жить с тобой мы станем дружно и весело…
Ответ: ________________________
10) Выпишите из данного предложения слово, которое имеет омонимы. Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны.
Ответ: ________________________
Ответы:
| Вариант 1 | Вариант 2 |
1 | 2 | 3 |
2 | 4 | 2 |
3 | 4 | 2 |
4 | 3 | 2 |
5 | 2 | 3 |
6 | 4 | 1 |
7 | 3 | 1 |
8 | скользнул взглядом | сплошь и рядом |
9 | неизвестный | захочешь |
10 | свет | раздался |
Оценка работ
За каждый правильный ответ заданий № 1-7 ставится 1 балл, за каждое верно выполненное задание № 8-10 2 балла.
«5» - 12- 13 баллов,
«4» - 9-11 баллов,
«3» - 6-8 баллов,
«2» - 0-5 баллов.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Контрольный тест по русскому языку по теме «Лексикология и фразеология» для 5 класса
Тест с грамматическим заданием
Составитель: Воробьева
Наталья Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
I.1. Лексикология – это
1) наука о звуках речи;
2) изучает законы образования слов;
3) раздел науки, изучающий лексику.
2. Серебряные росы, золотые кудри, голубая Русь – это
1) эпитеты; 2) метафоры; 3) олицетворения.
3. Слова одной и той же части речи, которые имеют одно и то же лексическое значение, называются:
1) антонимами;
2) синонимами;
3) омонимами;
4) паронимы.
4. Выберите верно указанные антонимы:
1) богатый – бедный;
2) покой – радость;
3) хитрость – ловкость;
4) вверх – вниз.
5. Выберите верно указанные синонимы:
1) глупый – популярный;
2) добрый – сердечный;
3) ликовать – торжествовать;
4) жар – мороз.
6. Укажите словосочетания, в которых имеются слова, употреблённые в переносном значении:
1) тяжелый характер;
2) железный гвоздь;
3) природа засыпает.
7. Укажите многозначное слово:
1) замок;
2) суффикс;
3) табурет.
8. Омонимы – это
1) слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по смыслу;
2) слова, обозначающие одно и то же;
3) слова с противоположным лексическим значением.
9. Найдите синоним к слову огромный:
1) громадный; 2) маленький; 3) лилипут.
10. Определите, какие из данных прилагательных являются антонимами:
1) тёмный – светлый;
2) медленный – быстрый;
3) неглубокий – широкий;
4) отважный – смелый.
11. Соотнесите слова из левого столбика с их синонимами из правого:
1) неправильный; 1) легкомысленный;
2) несерьезный; 2) ошибочный;
3) несложный; 3) простой.
12. Что означает фразеологизм «распускать нюни»:
1) жаловаться, плакать;
2) сердиться;
3) задумываться;
4) проявлять самообладание.
13. Каким глаголом можно заменить фразеологизм
«бить баклуши»:
1) трудиться; 2) лениться; 3) радоваться.
14. Найдите устаревшие слова:
1) отрок; 2) сей; 3) очень; 4) подросток.
15. Что означает слово ланиты:
1) уста; 2) глаза; 3) щёки; 4) рука.
16. Укажите заимствованные слова (иноязычные):
1) агитатор, фасон; 2) отец, вода;
3) внучка, луна; 4) мюсли; пюре.
17. Найдите профессионализмы:
1) прибытие поезда; 2) отдых на море;
3) окказионализмы; 4) скальпель.
18. Диалектизмы – это
1) слова, употребляемые в речи людьми разных профессий;
2) слова, употребляемые жителями одной местности;
3) слова, вышедшие из употребления.
19. Укажите слова, в которых следует писать гласную – о:
1) р..стение;
2) р..сток;
3) выр..щивать;
4) разр..слись.
20. Укажите слова с буквой е (ё) после шипящих:
1) ж..лудь;
2) ш..рох;
3) ш…пот;
4) крыж..вник.
21. Укажите слова с приставкой на –з:
1) ра..гадать;
2) бе..цельный;
3) во..делывать;
4) ра..валиться.
22. Укажите слова с буквой Ы после Ц:
1) ц…плёнок;
2) акац…я;
3) ц…ган;
4) ц…рк.
23. Что такое исконно русские слова, дайте определение?
24. Что такое устаревшие слова, дайте определение?
25. Что такое многозначные слова, дайте определение?
II. Грамматическое задание.
26. Выполните фонетический разбор слова вьюга.
27. Морфемный разбор слов: замолчать, бережок, водянистый.
28. Выполните синтаксический разбор предложения.
Она беззаботно летает около человека, ловит надоедливых мух и кормится.
29. Сделайте морфологический разбор прилагательного:
надоедливых (мух).
III. Дополнительное задание.
30. Спишите: ш…коладное р…стение, ш…лковые ш…рты, к…снуться отр…стка, пол…гаться на возр…ст, пош…л ра…будить, ра…порядок дня, сестриц…н крыж…вник, куц…й р…стовщик, бе…вкусный салат, в…будоражить ж…нглёра.
infourok.ru
Тест по разделам «Лексика» и «Фразеология»
для учащихся 6 класса
Вариант I
Продолжите определение, выбрав правильный ответ. (макс. кол-во баллов: 1)
Лексикология – это раздел науки о языке, изучающий …
А) строение слов и способы их образования. |
Б) слово как основную единицу языка и его словарный состав. |
В) слово как часть речи. |
Г) устойчивые словосочетания, цельные по своему значению. |
Установите соответствие. Каждой цифре может соответствовать несколько букв. (макс. кол-во баллов: 7)
1. прямое значение слова | А) весёлый ребёнок |
2. переносное значение слова | Б) ветер воет |
В) быстрый олень | |
Г) горит костёр | |
Д) горит закат | |
Е) золотые руки | |
Ж) высокие горы |
Какими словами можно продолжить следующий синонимический ряд: безжалостный, бессердечный… (макс. кол-во баллов: 1)
А) безжизненный, мёртвый | В) бесцеремонный, прямолинейный |
Б) безалаберный, безответственный | Г) беспощадный, жестокий |
В каком ряду слова являются диалектизмами? (макс. кол-во баллов: 1)
А) глагол, грядущее, десница, зеница, изречь, лик, око, отрок, перст |
Б) перестройщики, силовики, планетолог, космохимик, ракетодром, микропроцессор |
В) кушак, баить, цибуля, певень, шаньга, чапыга, ступа, мочажина, колча, хата |
Г) дружина, кафтан, колчан, конка, лапотник, аршин, барышник, боярин |
Замените выделенные словосочетания фразеологизмами под чертой.(макс. кол-во баллов: 5)
Встали очень рано (1) и отправились в путь.
Ученик дважды прочитал книгу от начала до конца (2).
«Запомни крепко-накрепко (3): каждый должен отвечать за свои поступки», – сказал отец сыну.
Сын очень часто баловался, а мама на это не обращала внимания (4)
Давно уже нужно было заняться этим делом, но всё как-то некогда было (5).
_____________________________________________________________________________
От корки до корки, руки не доходят, ни свет ни заря, зарубить себе на носу, закрывать глаза на что-то.
Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их. Объясните их значение. Составьте с этими фразеологизмами небольшой связный текст (5-6 предложений)* (макс. кол-во баллов: 4+доп.)
А) сбросить концы в воду | В) хоть глаз вырви |
Б) обвести вокруг носа | Г) не в своей кастрюле |
Тест по разделам «Лексика» и «Фразеология»
для учащихся 6 класса
Вариант II
Продолжите определение, выбрав правильный ответ. (макс. кол-во баллов: 1)
Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий …
А) строение слов и способы их образования. |
Б) слово как основную единицу языка и его словарный состав. |
В) слово как часть речи. |
Г) устойчивые словосочетания, цельные по своему значению. |
Установите соответствие. Подберите к словам из левой колонки антонимы из правой колонки. Каждой цифре может соответствовать только одна буква. (макс. кол-во баллов: 7)
1) аккуратный | А) безобразный |
2) трудиться | Б) неволя |
3) жизнерадостный | В) ослабить |
4) говорун | Г) небрежный |
5) свобода | Д) молчун |
6) усилить | Е) бездельничать |
7) красивый | Ж) угрюмый |
В каком ряду слова являются профессионализмами? (макс. кол-во баллов: 1)
А) скальпель, мольберт, аккорд, гамма, зубило, акварель, шприц, наждак, стамеска |
Б) клёвый, крутой, наехать, телек, слинять, беспредел, балдеть, водила, колбаситься |
В) кушак, баить, цибуля, певень, шаньга, чапыга, ступа, мочажина, колча, хата |
Г) дружина, кафтан, колчан, конка, лапотник, аршин, барышник, боярин |
Укажите слова с отрицательной эмоциональной окраской.(макс. кол-во баллов: 3)
А) старичок | Г) хамство |
Б) сыночек | Д) обожать |
В) пустомеля | Е) физиономия |
Замените выделенные словосочетания фразеологизмами под чертой. (макс. кол-во баллов: 5)
Я понимаю, кого вы имеете в виду (1), когда говорите, что эта книга плохая.
Станция железной дороги находится совсем близко (2) отсюда.
У каждого человека есть слабое место (3).
Он тяжело дышал, потому что бежал очень быстро (4), чтобы сообщить сестре новость.
Серёжа и Толя всегда вместе всё делают, их невозможно разлучить (5).
_____________________________________________________________________________
Ахиллесова пята, со всех ног, водой не разлить, бросить камешек в чей-либо огород, подать рукой.
Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их. Объясните их значение. Составьте с этими фразеологизмами небольшой связный текст (5-6 предложений)* (макс. кол-во баллов: 4+доп.)
А) душа в ноги ушла | В) вставлять спицы в колёса |
Б) мурашки по спине прыгают | Г) опустить нос |
Ключ к тесту по разделам «Лексика» и «Фразеология»
(для учащихся 6 класса)
Вариант I
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Б | 1) А, В, Г, Ж; 2) Б, Д, Е | Г | В | 1) ни свет ни заря; 2) от корки до корки; 3) зарубить себе на носу; 4) закрывать глаза на что-то; 5) руки не доходят. | А) спрятать концы в воду; Б) обвести вокруг пальца; В) хоть глаз коли; Г) не в своей тарелке. |
Вариант II
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Г | 1) Г; 2) Е;3) Ж; 4) Д;5) Б; 6) А | А | В, Г, Е | 1) бросить камешек в чей-либо огород; 2) подать рукой; 3) ахиллесова пята; 4) со всех ног; 5) водой не разлить. | А) душа в пятки ушла; Б) мурашки по спине бегают; В) вставлять палки в колёса; Г) повесить нос. |
Критерии оценки
Вариант I
Максимальное количество баллов: 19+доп. баллы
Количество баллов | Оценка |
17-19 | «5» |
14-16 | «4» |
10-13 | «3» |
0-9 | «2» |
Критерии оценки
Вариант II
Максимальное количество баллов: 21+доп. баллы
Количество баллов | Оценка |
19-21 | «5» |
16-18 | «4» |
12-15 | «3» |
0-10 | «2» |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
schoolfiles.net
Тест по теме «Лексика и фразеология» 7 класс
Вариант 1
А1 Укажите неверное суждение
Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными
Лексическое значение слова разъясняется в орфографических словарях
Слова одной и той же части речи с противоположным значением называются антонимами
Слова, употребляемые жителями той или иной местности, называются диалектными
А2 Укажите пару синонимов
Конь-лошадь
Труд-безделье
Кисть винограда-кисть руки
Слабый-сильный
А3 Определи пару слов, не являющихся антонимами
Снимать-разнимать
Сжимать-разжимать
Сгибать-разгибать
Сводить-разводить
А4 Укажите ряд, в котором все прилагательные употреблены в переносном значении
Старые туфли, золотое сердце, чистое небо
Тёплые отношения, старый друг, горький перец
Каменное сердце, громкая слава, лёгкий характер
А5 Отметьте строку, в которой все слова являются неологизмами
Кольчуга, аршин, дискотека
Луноход, атом, цирюльник
Картридж, дискета, менеджер
А6 Укажите неверное суждение
Слова ГОВОРИТЬ, СЛОН, ЗЕЛЁНЫЙ-общеупотребительные слова
Слова, вышедшие из активного употребления, называются устаревшими
Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, называются нейтральными
Фразеологизмы-это устойчивые сочетания слов, имеющие переносное значение
А7 Найдите предложение, где фразеологизм употреблён неправильно
Меня вывели на чистую воду, уличили, пристыдили
Родители позволяли ему делать всё, что он хочет, словом, держали его в ежовых рукавицах
Целый день она кружилась как белка в колесе
Не стоит переживать: ведь дело выеденного яйца не стоит
В1 Найдите диалектные и профессиональные слова и впишите их в таблицу
Для изготовления этой детали надо использовать фрезу. Казак напоил своего коня из криницы. Грунтовка холста заняла у художника много времени. Тропинка терялась в частой молодой поросли или, как её тут называют, чапыге. В это время года в этих местах собирают дикую редьку, жалицу, медуницу. Суппорт-это часть металлорежущего станка.
Диалектные
Профессиональные
В2 Из ряда синонимов выпишите разговорные слова
Маленький, миниатюрный, махонький, малюсенький
В3 Определи значение фразеологизмов и выпиши 4-ый лишний
Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть
В4 Выпишите заимствованные слова
Сторона, ограда, молоко, вратарь, облако, перегородка
С1 Напишите, что такое синонимы, какую роль они выполняют в речи
Тест по теме «Лексика и фразеология» 7 класс
Вариант 2
А1 Укажите неверное суждение
Слова, которые одинаково слышатся и пишутся, но имеют разное лексическое значение, называются омонимами
Лексическое значение слова может быть прямым и переносным
Слова одной и той же части речи с противоположным значением называются синонимами
Лексика-это словарный состав языка
А2 Укажите пару антонимов
Куры не клюют-кот наплакал
Сесть в лужу-попасть впросак
За семь вёрст-у чёрта на куличках
Спустить шкуру-свернуть шею
А3 Определи пару слов, не являющихся синонимами
Думать-мыслить
Бой-побоище
Мороз-метель
Ошибка-промах
А4 Укажите ряд, в котором все прилагательные употреблены в переносном значении
Светлый ум, железная бочка, горячий чай
Горькая судьба, общий язык, чистая скатерть
Золотые руки, холодный ум, горячее сердце
А5 Отметьте строку, в которой все слова являются устаревшими
Видеоигра, амбар, луноход
Дисковод, гамбургер, тороватый
Кафтан, дворня, светлица
А6 Укажите неверное суждение
Новые слова, появляющиеся в языке в связи с развитием науки и техники, культуры, называются неологизмами
Нейтральные слова употребляются во всех стилях речи
Лексикология изучает лексическое значение слова
Диалектные слова-это устойчивые сочетания слов, имеющие переносное значение
А7 Найдите предложение, где фразеологизм употреблён неправильно
Он бился как рыба об лёд, но так ничего и не смог изменить в своей жизни
Работа валилась из рук, в душе клокотала обида после случившегося накануне
Он был человеком доброжелательным, открытым, со всеми любил играть в кошки-мышки
«Что же теперь будет? Ведь мы такую кашу заварили,»-спрашивал я себя
В1 Найдите диалектные и профессиональные слова и впишите их в таблицу
Мы проснулись очень рано от кочетиного крика. Горизонтали-это линии на географических картах. Казаки собирались в проулках и куренях. Мельник щеголял в кумачовой рубахе и пимах. Сварщик часто использует сварочный трансформатор. Книга была издана на ротапринте.
Диалектные
Профессиональные
В2 Из ряда синонимов выпишите разговорные слова
Говорить, трепаться, вещать, излагать, вякать
В3 Определи значение фразеологизмов и выпиши 4-ый лишний
Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновенье ока
В4 Выпишите заимствованные слова
Стражник, огород, преграда, шлем, ворота, оболочка
С1 Напишите, что такое градация, для чего она используется в языке
infourok.ru
Тест по теме «Лексика»
10 класс
Инструкция по выполнению работы
Тест проводится в 10 классе на заключительном уроке по теме «Лексика. Фразеология. Лексикография». На его выполнение даётся 20 минут. Работа включает в себя 10 заданий.
Задания направлены на проверку знаний, умений и навыков по разделу «Лексика. Фразеология». Задания 1-7 предполагают выбор одного правильного варианта ответа из четырёх предложенных. В заданиях 8-10 необходимо найти правильный ответ и записать его.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
Вариант 1
К заданиям № 1-7 даны четыре варианта ответа, из которых только один верный. Выберите номер правильного ответа. |
1) Укажите значение слова ГАРЬ в данном предложении: Плохо только, что теперь здесь на много-много лет останется мёртвая гарь, и ещё не скоро зазеленеют на месте пожарища первые деревца.
Сыпучие остатки от сгорания каменного угля
Выгоревшее место в лесу
Лес, поваленный бурей
Место, заросшее бурьяном
Ответ: ________________________
2) Укажите слово, которое в данном предложении (задание 1) использовано в переносном значении.
Гарь
Первые
Зазеленеют
Мёртвые
Ответ: ________________________
3) Укажите вариант ответа, в котором оба слова являются однозначными:
Кровля, настоящий
Запомнить, кольцо
Модель, модельер
Отдыхать, низина
Ответ: ________________________
4) Укажите предложение, в котором вместо слова ПЕСЧАНЫЙ нужно употребить слово ПЕСОЧНЫЙ:
ПЕСЧАНЫЙ пляж был усеян отдыхающими.
Большую опасность представляют ПЕСЧАНЫЕ бури.
Старинные ПЕСЧАНЫЕ часы стояли на камине.
Путешественники наконец-то выбрались на ПЕСЧАНУЮ отмель.
Ответ: ________________________
5) Укажите предложение, которое содержит синонимы:
Сытый голодного не разумеет.
Между тем он был уже совершенно разорён, опустошён, пущен по ветру
Ближний сосед лучше дальней родни.
Храбрец, как и трус, тоже боится, но умеет преодолевать свой страх.
Ответ: ________________________
6) Укажите предложение, которое содержит фразеологизм.
Тихая Кемь помнит бурное, опасное время – тревожный XVI век.
Новая цивилизация, наверное, не захочет глобальных экспериментов – социальных, экономических, религиозных.
С четырёх часов Невский проспект пуст, но с наступлением сумерек опять оживает.
Происшествие, свидетелем которого я невольно стал, заставило меня посмотреть на моего юного соседа новыми глазами.
Ответ: ________________________
7) Укажите предложение, в котором допущена лексическая ошибка.
Полуграмотные, невежественные люди вряд ли за два года станут хорошими специалистами.
Свита у адмирала состояла из невежественных, несведущих в морском деле людей.
Воспитанного человека легко отличить от невежды.
Сейчас я понимаю, что был тогда круглым невеждой, хотя и закончил техникум.
Ответ: ________________________
При выполнении заданий № 8-10 запишите полученный ответ словами. |
8) Выпишите из данного предложения фразеологизм: Мальчик скользнул взглядом по моей ампутации и с какой-то безнадёжной, недетской тоской спросил: «Дядя, может у вас есть сухарик?»
Ответ: ________________________
9) Замените слово НЕВЕДОМЫЙ из данного предложения стилистически нейтральным синонимом. Запишите синоним в начальной форме. Но вот эти, которые стояли теперь колонной, взявшись по двое, готовые отправиться в неведомый путь, ведь выжили же!
Ответ: ________________________
10) Выпишите из данного предложения слово, которое имеет омонимы. Хотел объехать целый свет и не объехал сотой доли.
Ответ: ________________________
Вариант 2
К заданиям № 1-7 даны четыре варианта ответа, из которых только один верный. Выберите номер правильного ответа. |
1) Укажите значение слова МАСШТАБ в данном предложении: Негативное воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы.
Отношение длины линий на карте к действительной длине
Прочность, основательность
Размах, охват, значение
Расстояние между крайними точками
Ответ: ________________________
2) Какое выделенное слово употреблено в прямом значении?
Потерянный взгляд
Сорванный цветок
Натянутые отношения
Подавленное состояние
Ответ: ________________________
3) Укажите вариант ответа, в котором оба слова являются однозначными:
Масштаб, взгляд
Непогода, суверенитет
Лирика, лирик
Секунда, сиять
Ответ: ________________________
4) Укажите предложение, в котором вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно употребить слово ПРЕДОСТАВИТЬ:
Начинающий писатель ПРЕДСТАВИЛ свой роман на суд читателей.
Абитуриенты ПРЕДСТАВИЛИ аттестаты и медицинские справки.
И она ПРЕДСТАВИЛА себе эти поля под осенним дождём.
Русский язык – это громаднейшая сокровищница, которая ПРЕДСТАВЛЯЕТ нам безграничные возможности.
Ответ: ________________________
5) В каком предложении не использован синоним существительного БЕСПОКОЙСТВО?
Он бы успокоился на мой счёт; тревога бы у него прошла за меня.
Он посмотрел на свои тонкие пальцы, и старые, загнанные внутрь обиды вспыхнули в нём с новой силой, и душа сжалась в смятении и боли.
Она ждала, тревожно прислушиваясь, и внезапно вздрогнула, когда снаружи донёсся к нам глухой смешанный шум.
В лице её я заметил какое-то нервное волнение.
Ответ: ________________________
6) Укажите предложение, которое содержит фразеологизм.
В день, когда по народному поверью зима с молодой весной силой меряется, всяк тайно желает, чтобы верх весна взяла.
И я всё с большим нетерпением ожидаю перелома в природе: когда наконец всполошится всё вокруг от радости обновления.
Чернели гребни прошлогодней пахоты, бурели пролысины старой травы.
По запорошенной поляне промчалась синяя тень убегающей тучи, и снова всё вокруг засияло молодо и радостно.
Ответ: ________________________
7) Укажите предложение, в котором НЕТ лексической ошибки.
В издательстве готовится к печати новая книга – автобиография жизни великого актёра.
Гордыня за свой народ, за свою землю помогала нам выдержать самые тяжёлые испытания.
Многие школьники думают, что дворяне вели праздную жизнь.
Продукты, которые кладут на прилавок, упакованы в герметичную упаковку.
Ответ: ________________________
При выполнении заданий № 8-10 запишите полученный ответ словами. |
8) Выпишите из данного предложения фразеологизм: Несправедливо думать, будто представители этих профессий – артисты, благо они сами в этом уверены, тогда как сплошь и рядом между ними менее артистов, чем, например, между кустарями, собственным умом и корявыми пальцами создающими «хитрые штучки».
Ответ: ________________________
9) Замените слово ПОЖЕЛАЕШЬ из данного предложения стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним. У тебя будет всё, чего ты только пожелаешь; жить с тобой мы станем дружно и весело…
Ответ: ________________________
10) Выпишите из данного предложения слово, которое имеет омонимы. Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны.
Ответ: ________________________
Ответы:
| Вариант 1 | Вариант 2 |
1 | 2 | 3 |
2 | 4 | 2 |
3 | 4 | 2 |
4 | 3 | 2 |
5 | 2 | 3 |
6 | 4 | 1 |
7 | 3 | 1 |
8 | скользнул взглядом | сплошь и рядом |
9 | неизвестный | захочешь |
10 | свет | раздался |
Оценка работ
За каждый правильный ответ заданий № 1-7 ставится 1 балл, за каждое верно выполненное задание № 8-10 2 балла.
«5» - 12- 13 баллов,
«4» - 9-11 баллов,
«3» - 6-8 баллов,
«2» - 0-5 баллов.
xn--j1ahfl.xn--p1ai