Стилистика. Контрольная работа по стилистике


Стилистика — контрольная работа

  1. вопрос Осенний лес – это чудесная картина! Возникают мысли, что природа – это художник, в распоряжении которого множество красок различных цветов- желтого, красного оранжевого, зеленого, коричневого.. .

Деревья стоят, окаймленные кронами цвета  заходящего солнца. Если на минуту остановиться и перестать шуршать ногами по оранжевому покрывалу, то можно услышать, что лес наполняют тысячи звуков. Это прощальный «концерт» из птичьих голосов, суетливого шуршания насекомых и прочих маленьких обитателей, дуновения последнего теплого ветра. Совсем скоро лес погрузится в зимнюю дремоту и его окутает звенящая морозная тишина.

Если  быть внимательным, то можно разглядеть на ветках оставленные птицами гнезда. Большинство пернатых обитателей леса собрались в стаи и отправились в более теплые края, пережидать холода. Изредка среди багряной листвы вспорхнет маленькая желтая синичка или вдали послышится мерный стук дятла – эти лесные птицы остаются зимовать с нами.

Если  выйти на большую поляну, то можно  полюбоваться прекрасным природным  «гербарием». Лесные травы, нетронутые ветроми человеком, застыли в безмолвном ожидании. Сухие и безжизненные, они отцвели и осыпали семена на почву уже давно, а теперь грустно шуршат под ногами. Брошенные в мох семена согреются под слоем снега, чтобы с приходом весны прорости новым сочно-зеленым ковром разнотравья. Но сейчас в осеннем лесу зеленых оттенков мало, весь он полыхает ярким огнем листвы.

Возвращаясь с прогулки домой, обязательно возьмите с собой осенние сувениры: упавшую шишку, резной кленовый листок. Пусть зимними вечерами эти символы уходящего года напоминают вам о лесе, который спит и видит сны о весеннем солнце, молодой траве и возвращающихся птицах.

  1. вопрос
  1. Ужас московского метро

Произведение  написано в  художественном стиле т.к автор воздействует на чувства, мысли читателя, использована богатая лексика. Речь автора образна, эмоциональна.,(горестные мысли, обнажили головы, невиданное поругание, намалевал надпись)

тип речи- повествование  с элементами размышления так как автор последовательно повествует о событиях, проблемах,  размышляя о них(1,1011,12 предложения)

yaneuch.ru

Русский язык (стилистика, контрольная работа)

СОДЕРЖАНИЕ
Введение        3
Стилистическая окраска слов     4
Эмоционально-экспрессивная окраска слов  5
Функционально-стилевая закрепленность слова 8
Использование в речи стилистически окрашенной лексики 10
Заключение 14
Список литературы 15

ВВЕДЕНИЕ

Современный русский язык – это национальный язык русского народа, форма русской национальной культуры. Он представляет собой исторически сложившуюся языковую общность и объединяет всю совокупность языковых средств русского народа, в том числе все русские говоры и наречия, а также различные жаргоны. Высшей формой национального русского языка является русский литературный язык, который имеет ряд признаков, отличающих его от других форм существования языка: обработанность, нормированность, широта общественного функционирования, разнообразие речевых стилей, используемых в различных сферах общения. Еще М.В. Ломоносов восхищался его богатством, подчеркивая, что русский язык «имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает» .

СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА СЛОВ

Лексика русского языка стилистически неоднородна: одни слова носят общеупотребительный характер, другие – используются в определенной речевой ситуации. Поэтому одно и ту же информацию можно передать разными лексическими средствами: Уважаемый товарищ Иванов!Довожу до Вашего сведения, что не смогу прибыть к месту назначения в указанный Вами срок и приступить к исполнению своих служебных обязанностей, так как состояние моего здоровья ухудшилось. Я остро нуждаюсь в лечении. Прошу предоставить мне отпуска за свой счет. Ассистент Сидоров.Милый Ванюша! Прости, что огорчаю тебя, но я не могу приехать, когда ты хочешь, и выйти на работу. Я устала как собака, чувствую себя еще хуже, чем раньше. Буду просить дать мне отпуск, чтобы подлечиться. Хоть бы дали, пусть и без оплаты, это не беда!Целую. Твоя Галочка. В официальном письме преобладает книжная лексика: уважаемый, довожу до Вашего сведения, прибыть, место назначения, указанный срок, приступить к исполнению служебных обязанностей и т.д. В частном письме ее нет, здесь использованы общеупотребительные слова: приехать, хочешь, выйти на работу, чувствовать себя хуже, чем раньше, просить отпуск, без оплаты; разговорные слова и выражения: устала как собака, хоть бы дали, не беда, подлечиться, не горюй; эмоциональная лексика: милый, Ванюша, прости, огорчаю, отвратительно, целую, Галочка. Такой отбор языковых средств социально обусловлен адресацией текстов. Следовательно, стилистические особенности слов накладывают зримый отпечаток на их функционирование в речи. При стилистической оценке лексики важнейшими являются два критерия: 1)принадлежность слова к одному из функциональных стилей русского языка или ее отсутствие; 2) эмоциональная окраска слова, его экспрессивные возможности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стилистика – один из разделов языкознания, однако в той или иной мере с проблемами стилистического выбора сталкивается каждый: создавая любой текст, человек вынужден согласовывать его с требованиями практической стилистики. Основной стилистической единицей языка является слово. Конкретное применение слова, его выбор в той или иной речевой ситуации, степень соответствия выбранного слова нормам русского языка координирует лексическая стилистика. Связь ее с культурой речи очевидна. Чем лучше мы будем знать, какие стилистические нормы нарушаем, тем меньше будет допускать ошибок не только в письменной, но и в устной речи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Былинский К.И., Розенталь Д.Э. Литературное редактирование. М.,1981.2.    Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. М.,1998.3.    Кошина М.Н. Стилистика русского языка.М.,1983.4.    Розенталь Д.Э. Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. 5-е изд., испр. – М.: Астрис-пресс., 2003.5.    Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку. М., 2002.
   

Что останавливает от заказа работы??

В библиотеке

Гигиена

Однажды в квартире семейства Р. раздался звонок, и маленькая девочка побежала открывать. За дверью стоял молодой человек, который на свету оказался каким-то больным, с тонкой, блестящей розовой кожицей на лице. Он сказал, что пришел предупредить о грозящей опасности. Что вроде бы в городе началась эпидемия вирусного заболевания, от которого смерть наступает за три дня, причем человека вздувает и так далее. Симптомом является появление отдельных волдырей или просто бугров. Есть надежда остаться в живых, если строго соблюдать правила личной гигиены, не выходить из квартиры и если нет мышей, поскольку мыши – главный источник заражения, как всегда.

Читать дальше

Блядский счетчик

Что общего между Александром Вторым, Чеховым и среднестатистическим русским олигархом начала XXI века? – Комплекс гепарда. Не знаю, насколько справедлива репутация животного, но считается, что гепард не может спать с одной и той же самкой дважды – ему нужны каждый раз новые жертвы. Александру Второму, одному из наиболее похотливых зверей из похотливой династии Романовых, возили но ночам девиц в Зимний дворец. Чехов, если не было свежих поклонниц, шел в бордель. Сегодняшний олигарх устраивает конкурсы красавиц и таскает их за собой по всему свету. Блядский счетчик работает на полную мощность: ни дня без добычи.

Читать дальше

Цена проститутки

Каждая женщина торгует своим телом. Поцелуи дарит, как пробные флакончики духов, а остальным торгует. Удачно и неудачно, по-крупному или по-мелкому, осознанно и неосознанно. Или же неосознанно, как феминистки.

Женщины обидчивы. Их обидчивость, готовая проступить на поверхность в любой момент женско-мужских отношений, обнажает законы рынка.

Читать дальше

Секс как спорт

Раньше было проще. Раньше все сводилось к тому, чтобы ЕЕ победить. Или, как еще раньше, совсем давно, говорили: ЕЮ овладеть. Но если я говорю, что раньше было проще, это не значит, что победа давалась легко. Напротив, те, кто жили активной половой жизнью тридцать лет назад, хорошо помнят, что они побеждали буквально в рукопашном бою.

Девушка сдавалась по кускам. Сначала овладевали рукой. Это называлось «взять за ручку». Сердце замирало – позволит ли? А если позволяла – боже, какое счастье! Так и ходили «за ручку» – счастливые, как в советском кино.

Читать дальше

www.textfor.ru

Контрольная работа по стилистике в 10 классе

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

1 вариант

1. К каждому примеру подберите подходящую характеристику для синонимов, не относящихся к нейтральной лексике: а) поэт.; б) разг.-ласк.; в) разг.-усилит.; г) нар.-поэт.; д) книжн.

Укажите фигуры речи, которые использованы в данных примерах: е) параллелизм; ж) бессоюзие; з) антитеза; и) градация; к) инверсия.

1.      Плач напрасный! Крик бесплодный!

Совершился рока суд. (А. К. Толстой)__________________________________________

2.      Чтобы кончить о Толстом, скажу ещё о «Воскресении», которое я читал не урывками, не по частям, а прочёл всё сразу, залпом. (А. П. Чехов)______________________________

3.      Всегда так будет и бывало,

Таков издревле белый свет:

Учёных много, умных мало,

Знакомых тьма, а друга нет. (А. С. Пушкин)___________________________

II. кажите, какие средства лексической и синтаксической выразительности использованы в примерах: а) сравнение; б) эпитет; в) метафора; г) перифраза; д) метонимия; е) инверсия; ж) риторический вопрос; з) умолчание; и) антитеза; к) риторическое обращение; л) бессоюзие.

1.      Голова его представляла сложный архив мёртвых дел, лиц, эпох, цифр, религий, ничем не связанных политико-экономических, математических или других истин, задач, положений и т. П.

Это была как будто библиотека, состоящая из одних разрозненных томов по разным частям знаний. (И. А. Гончаров)__________________________

2.      Подруга нежных муз, посланница небес,

Источник сладких дум и сердцу милых слёз,-

Где ты скрываешься, мечта, моя богиня!  (К. Батюшков)_______________

3.      Из чьей руки свинец смертельный

Поэту сердце растерзал? (Ф. Тютчев)_______________________________

4.      Говорить с мужчиной, кроме Андрея Иваныча, мне было скучно, не о чем: я всё думала, как бы остаться одной… а теперь… и молчать вдвоём весело. (Ф. Тютчев)________________________________________________

III. Какое средство художественной выразительности является ведущим в этом примере: а) олицетворение; б) метафора?

Какие ещё средства художественной выразительности использованы: в) анафора; г) инверсия; д) параллелизм; е) сравнение; ж) антитеза; з) бессоюзие; и) эпитет?

  1. – Ты сказал давеча, что у меня лицо не совсем свежо, измято, - продолжал Обломов, - да, я дряблый, ветхий, изношенный кафтан, но не от трудов, а от того, что двенадцать лет во мне заперт свет, который искал выхода, но только жёг свою тюрьму, не вырвался на волю и угас. (И. Гончаров)_____________________________________________________________
  2. Месяц слушал, волны пели,

И, навесясь с гор крутых,

Замки рыцарей глядели

С сладким ужасом на них. (Ф. Тютчев)_____________________________________

3. Щёки и уши рдели у неё от волнения; иногда на свежем лице её вдруг сверкала игра сердечных молний, вспыхивал луч такой зрелой страсти, как будто она сердцем переживала далёкую пору жизни, и вдруг опять потухал этот мгновенный луч, опять голос звучал свежо и серебристо. (И. Гончаров)________________________________

   

 

 

2 вариант

 

I. К каждому примеру подберите подходящую характеристику для синонимов, не относящихся к нейтральной лексике: а) поэт.; б) разг.-ласк.; в) разг.-усилит.; г) нар.-поэтич.; д) книжн.

Укажите фигуры речи, которые использованы в данных примерах: е) параллелизм; ж) бессоюзие; з) антитеза; и) градация; к) инверсия.

1.        Среди достоинств мрамора греки числили и его способность сверкать, сиять, блистать, блестеть, пламенеть, лучиться, искриться и вообще играть со светом. (В. Агапов)______________________________________________

2.        Так Миша умер. Жаль Миши,… какой был забавник! Какой умница! Эдакого медведя другого не сыщешь! (А. Пушкин)_____________________________________________

3.        Выпалит дедушка – заяц уходит.

Дедушка пальцем косому грозит. (Н. Некрасов)__________________________________

II. Укажите, какие средства лексической и синтаксической выразительности использованы в примерах: а) сравнение; б)эпитет; в) метафора: г) перифраза; д) метонимия; е)инверсия; ж) риторический вопрос; з) умолчание; и) антитеза; к) риторической обращение; л) бессоюзие.

1.      Она предлагала эти вопросы не с женской рассеянностью, не по внушению минутного каприза знать то или другое, а настойчиво, с нетерпением, и в случае молчания Обломова казнила его продолжительным, испытующим взглядом. (И. Гончаров)_________________________________________________________

2.      Сентябрь холодный бушевал… (Ф. Тютчев)_________________________________

3.      Прости, гостеприимный кров,

Жилище юности беспечной!

Где время средь забав, веселий и трудов

Как сон промчалось скоротечной  (К. Батюшков)_________________________________

4.  притом он так добр: так мягко он ходит, делает движения, дотронется до руки – как бархат, а тронет, бывало, рукой муж – как ударит! (И. Гончаров)_____________________

 

III. Какое средство художественной выразительности является ведущим в этом примере: а) олицетворение; б) метафора?

Какие ещё средства художественной выразительности использованы: в) анафора; г) инверсия; д) параллелизм; е) сравнение; ж) антитеза; з) бессоюзие; и) эпитет?

  1. Она мигом взвесила свою власть над ним, и ей нравилась эта роль путеводной звезды, луч света, который она разольёт над стоячим озером и отразится в нём. (И. Гончаров)_______________________________________________________________
  2. Здесь, где так вяло свод небесный

На землю тощую глядит. –

Здесь, погрузившись в свод железный,

Усталая природа спит… (Ф. Тютчев)________________________________________

  1. Как неожиданно и ярко

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своём минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облако ушла –

Она полнеба охватила

И в высоте изнемогла. (Ф. Тютчев)_________________________________________

 

 

sites.google.com


Смотрите также