Контрольный диктант в 10 классе № 1
Цель: проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности учащихся за курс основной школы в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
- проверяемые безударные гласные;
- непроверяемые безударные гласные;
- правописание окончаний имён существительных;
- написание непроизносимых согласных:
- написание з-с на конце приставок;
- написание производных предлогов;
- н-нн в суффиксах прилагательных и причастий;
- не с прилагательными, наречиями и глаголами;
- различение не и ни;
Постановки знаков препинания:
- запятая при однородных членах предложения;
- запятая в сложном предложении;
- запятые при обособлении определений, обстоятельств;
- запятые при уточняющих членах предложении.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
- синтаксического разбора предложения;
-фонетического разбора и разбора по составу;
- определять способ связи слов в словосочетаниях;
Диктант
Сильный ветер шумел в вершинах островов, и вместе с шумом деревьев доносилось беспокойное кряканье озябших уток. Уже в течение двух часов плот несло по быстрине, и не видно было ни берегов, ни неба. Подняв воротник кожаной куртки, Аня сидела на ящиках и, сжимаясь от холода, смотрела в темноту, где давно исчезли огоньки города.
Только позавчера, после посадки с поезда на самолёт внутренней линии, она прибыла в сибирский этот городок, старинный, купеческий, с современными громкоговорителями на улицах, усыпанных пожелтевшей хвоей, и, в один день получив назначение, не найдя в себе смелости расспросить о новом месте, плыла теперь в геологическую партию с совершенно незнакомыми людьми. Ей было неспокойно, как было и в продолжение полуторачасового полёта на потряхивающем самолёте, и не проходило ощущение странного сна, который должен вот-вот оборваться. Однако всё было реальным: растаяли в непроницаемой тьме жёлтые искорки фонарей, она сидела на ящиках, и от порывов ветра в конце плота разгорался огонёк чьей-то трубки; поскрипывало равномерно весло; чёрным пятном проявлялась человеческая фигура. (160 слов) (По Ю. Бондареву)
Грамматические задания
1. Сделать фонетический разбор слова:
(на) ящиках - 1-й вариант хвоей - 2-й вариант
2. Разобрать слова по составу:
Беспокойное, озябших, сжимаясь – 1-й вариант
старинный, современными, оборваться - 2-й вариант
3. Выписать по два словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их:
Из первого абзаца - 1-й вариант из второго абзаца - 2-й вариант
4. Сделать синтаксический разбор предложения: Подняв воротник кожаной куртки, Аня сидела на ящиках и, сжимаясь от холода, смотрела в темноту, где давно исчезли огоньки города. - 1-й вариант
Уже в течение двух часов плот несло по быстрине, и не видно было ни берегов, ни неба. - 2-й вариант
5.Орфографический разбор текста.
Контрольный диктант в 10 классе № 2
Цель: проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности учащихся за курс основной школы в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
- проверяемые безударные гласные;
- непроверяемые безударные гласные;
- правописание окончаний имён существительных;
- написание непроизносимых согласных:
- разделительные Ь и Ъ;
- буквы О-Ё после шипящих в корне слова;
- н-нн в суффиксах прилагательных и причастий;
- не с прилагательными, наречиями и глаголами;
- различение не и ни;
Постановки знаков препинания:
- запятая при однородных членах предложения;
- запятая в сложном предложении;
- запятые при обособлении определений, обстоятельств;
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
- синтаксического разбора предложения;
-способ образования слов;
- определять способ связи слов в словосочетаниях;
- группировать орфограммы.
Диктант
Алёнка положила одежду у берёзки и вошла в воду, нащупывая песчаное дно ногами. Когда вода дошла до пояса, она присела и, шлёпая ногами, поплыла к противоположному берегу; на середине чувствовалось слабое течение, и Алёнка, перевернувшись на спину, долго лежала, глядя в беспредельное небо, уже наполнявшееся солнцем.
Аленка долго плавала, погружая лицо в воду и разглядывая дно и снующих в водорослях рыбок. Под водой был свой мир. На середине реки, где уже лежала густая полоса солнца и под водой было светло, тихое течение замечалось по еле-еле шевелившимся верхушкам водяных трав, а когда она приближалась к затенённому берегу, свет и под водой менялся, и там чудились глубокие провалы, заполненные тьмой и тайнами. Тень от тела Алёнки коснулась тёмного рака, шевелящего усами, и он тут же исчез куда-то.
Подождав, чтобы вода успокоилась, она опять присмотрелась и увидела: среди разметавшегося куста водорослей сновали рыбёшки, неожиданно бросавшиеся врассыпную, но не покидавшие, однако, пределов просторного куста. Стараясь не шевелиться, она следила за ритмическим танцем рыбок, никак не желавших отдаляться от своего куста.
(166 слов) (По П. Проскурину)
Грамматические задания
1. Сгруппировать слова по виду орфограмм:
В 1,2-м абзацах; в 3,4-м абзацах - 2-й вариант
2. Сделать морфологический разбор слова:
Шевелившимися - 1-й вариант заполненные - 2-й вариант
3. Разобрать слова по составу:
Песчаное, заполненные, разметавшегося - 1-й вариант
беспредельное, приближалась, водорослей - 2-й вариант
4. Выполнить синтаксический разбор предложения:
Стараясь не шевелиться, она следила за ритмическим танцем рыбок, никак не желавших отдаляться от своего куста. - 1-й вариант
Аленка долго плавала, погружая лицо в воду и разглядывая дно и снующих в водорослях рыбок. - 2-й вариант
5.Орфографический разбор текста.
Контрольный диктант в 10 классе № 3
Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся на начало учебного года.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
- проверяемые безударные гласные;
- непроверяемые безударные гласные;
- правописание окончаний имён существительных;
- правописание Ь в середине и на конце существительных;
- правописание собственных имён существительных;
- н-нн в прилагательных;
- правописание глагольных окончаний.
Постановки знаков препинания:
- запятая при однородных членах предложения;
- знаки препинания в сложном многочленном предложении;
- знаки препинания в СБП.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
- производить синтаксический разбор предложения;
- определять тип подчинительной связи в словосочетаниях;
- выполнять фонетический и морфологический разбор.
Старый музыкант.
Старый скрипач любил играть у подножия памятника Пушкину, что стоит в начале Тверского бульвара. Поднявшись по ступенькам к самому пьедесталу, музыкант трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь. Футляр скрипки музыкант клал на землю; он был закрыт, и в нём лежал кусок чёрного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.
Обыкновенно старик выходил играть под вечер: для его музыки нужно было, чтобы в мире стало тише. Старик страдал от мысли, что не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Звуки скрипки раздавались в воздухе и доходили до глубины человеческих сердец, трогая их нежной и мужественной силой. Некоторые слушатели вынимали деньги, чтобы отдать их старику, но не знали, куда их положить: футляр скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножье памятника, почти рядом с Пушкиным. (162 слова)
Грамматические задания.
1. Выполнить фонетический разбор слов:
I Вариант: счастье II вариант: яблоко
2. Морфологический разбор слов:
I вариант памятника II вариант: добра
3. Выписать из текста диктанта по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи и произвести разбор словосочетаний:
1-й вариант: 1-й абзац 2-й вариант: 2-й абзац
4. Синтаксический разбор предложения:
I вариант: Старый скрипач любил играть у подножия памятника Пушкину, что стоит в начале Тверского бульвара.
II вариант: Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра.
5. Вычертить схему предложения
1-й вариант: 1-й абзац, последнее предложение 2-й вариант: 2-й абзац, 1-е предложение
6.Орфографический разбор текста.
Контрольный диктант в 10 классе № 4
Цель: проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности учащихся на конец 1-го полугодия в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
- проверяемые безударные гласные;
- непроверяемые безударные гласные;
- правописание окончаний имён существительных;
- написание непроизносимых согласных:
- разделительные Ь и Ъ;
- буквы О-Ё после шипящих в корне слова;
- н-нн в суффиксах прилагательных и причастий;
- не с прилагательными, наречиями и глаголами;
- различение не и ни;
Постановки знаков препинания:
- запятая при однородных членах предложения;
- запятая в сложном предложении;
- запятые при обособлении определений, приложении;
- запятые при уточняющих членах предложении;
- запятые при сравнительных оборотах.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
- синтаксического разбора предложения;
-фонетический разбор слова;
-морфологический разбор причастия;
- группировать орфограммы.
Воспоминания
Наш аил расположен в предгорьях плато, куда сбегаются из ущелий шумливые горные речки. Пониже раскинулась жёлтая долина, огромная казахская степь, окаймлённая отрогами чёрных гор да чёрточка железной дороги.
А над аилом на бугре стоят два больших тополя. Я помню их с тех пор, как помню себя. С какой стороны ни подъедешь, прежде всего увидишь их, они всегда на виду, точно маяки.
Здесь сколько угодно всяких деревьев, но эти особенные - у них свой особый язык и, должно быть, своя особая, певучая душа. Когда ни приедешь сюда, они раскачиваются, перехлёстываясь ветвями, шумят неумолчно. То кажется, будто тихая волна прилива плещется о песок, то пробежит по ветвям, словно незримый огонёк, страстный, горячий шёпот, то вдруг. На мгновение затихнув, тополя разом, всей взбудораженной листвой шумно вздохнут, будто тоскуя о чём-то. А когда набегает грозовая туча и буря, заламывая ветви, обрывает листву, тополя гудят, как бушующее пламя.
По сей день тополя на бугре кажутся мне необыкновенными, живыми. Там, подле них, осталось моё детство, как осколок волшебного стёклышка. (165 слов) (По Ч. Айтматову)
Грамматические задания
1.Сгруппировать орфограммы и подобрать к ним примеры из текста.
Из первого и второго абзаца - 1-й вариант из третьего абзаца - 2-й вариант
2. Сделать фонетический разбор слова:
Подъедешь - 1-й вариант предгорьях - 2-й вариант
3. Сделать морфологический разбор слова:
Окаймлённая - 1-й вариант взбудораженной - 2-й вариант
4. Сделать синтаксический разбор предложения:
Наш аил расположен в предгорьях плато, куда сбегаются из ущелий шумливые горные речки. - 1-й вариант
Когда ни приедешь сюда, они раскачиваются, перехлёстываясь ветвями, шумят неумолчно.
– 2-й вариант
5.Орфографический разбор текста.
Контрольный диктант в 10 классе № 5
Цель: проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности учащихся на конец 1-го полугодия в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
- проверяемые безударные гласные;
- непроверяемые безударные гласные;
- правописание окончаний имён существительных;
- написание непроизносимых согласных:
- разделительные Ь и Ъ;
- буквы О-Ё после шипящих в корне слова;
- н-нн в суффиксах прилагательных и причастий;
- не с прилагательными, наречиями и глаголами;
- правописание производных предлогов;
- дефисное написание наречий.
Постановки знаков препинания:
- знаки препинания в конце предложения;
- запятая при однородных членах предложения;
- запятая в сложном предложении;
- запятые при обособлении определений, обстоятельств;
- запятые при уточняющих членах предложении;
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
- синтаксического разбора предложения;
- разбора слова по составу;
- определять способ связи слов в словосочетаниях;
- графически объяснить знаки препинания в предложении.
Диктант
Утром я, выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту. До чего же хорошо, когда в воздухе разливается запах йода и океан расстилается вокруг, как зелёный шёлк.
В свежем воздухе чувствовалась, однако, примесь какого-то странного запаха, и я не мог понять, чем пахнет. Оглядев горизонт, я заметил вдалеке тёмную полоску, вроде как от набежавшей тучки. Небо по-прежнему сияло голубизной, и всё же там, на блестящей поверхности моря, что-то темнело. Подходим к другой глубине или приближается шторм? Теряясь в догадках, я вдруг вижу: навстречу нам мчатся дельфины. В чётком строю, то выныривая, то пропадая, они промелькнули по левому борту, и мне показалось, что они бегут, будто спасаясь от чего-то.
Штурман, в течение долгого времени смотревший в бинокль, наконец догадался: нефть! Понятно, какой запах примешивался к свежести океана. Нефтяные разводы встречались нам в плавании не раз, однако такое я видел впервые: впереди было сплошное нефтяное поле. Сначала появились радужные разводы - оранжевые, сине-фиолетовые, затем какие-то серебристые пятна, которых становилось всё больше. Вскоре мы увидели: это была дохлая рыба, плавающая кверху брюхом. (167 слов) (По А. Соболеву)
Грамматические задания
1. Объяснить графически знаки препинания в выделенном предложении.
2. Выписать из текста по два словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их:
В первом и втором абзаце - 1-й вариант в третьем абзаце - 2-й вариант
3. Разобрать слова по составу:
Выспавшийся, расстилается, теряясь - 1-й вариант
голубизной, оглядев, плавающая - 2-й вариант
4.Оглядев горизонт, я заметил вдалеке тёмную полоску, вроде как от набежавшей тучки. – 1-й вариант Утром я, выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту. - 2-й вариант
5.Орфографический разбор текста.
Контрольный диктант в 10 классе № 6
Цель: проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности учащихся на конец 1-го полугодия в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
- проверяемые безударные гласные;
- непроверяемые безударные гласные;
- правописание окончаний имён существительных;
- написание непроизносимых согласных:
- разделительные Ь и Ъ;
- буквы О-Ё после шипящих в корне слова;
- н-нн в суффиксах прилагательных и причастий;
- не с прилагательными, наречиями и глаголами;
- различение не и ни;
Постановки знаков препинания:
- запятая при однородных членах предложения;
- запятая в сложном предложении;
- запятые при обособлении определений, приложении;
- запятые при уточняющих членах предложении;
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
- объяснить расстановку знаков препинания;
- синтаксического разбора предложения;
- фонетического разбора слова;
- разбор слова по составу;
- определять способ связи слов в словосочетаниях;
Тропический ливень
Февраль был на исходе. Дожди становились всё реже. Но в одну из ночей прошёл особенный ливень с тропической грозой. Днём раскалённое небо, жадничая, слишком отяжелело от выпитой влаги и теперь озлобленно возвращало её морю. С гористых вершин и крутых берегов Мадагаскара срывались шквалы, шумливо падали в бухту и, взрывая поверхность её, с исступлённым воем носились вокруг эскадры.. Дождливые струи, как сыромятными ремнями, секли корабли, и всё пространство наполнилось сверканием и грохотом. Разряды атмосферного электричества с громовыми ударами были так часты, что не давали опомниться, и получалось впечатление, что над головою происходят нагромождения каменных утёсов и железа. Огненные вспышки беспрерывно пронизывали тьму, разбегаясь по тучам змеевидными лентами, падая развертывающейся спиралью, на мгновение разбрасываясь гирляндами. Иногда чёрное небо раскалывалось на множество золотых ветвистых трещин, спускавшихся до самого горизонта. Гроза пьянела и совершала свой шабаш. И в этой световой и грохочущей кутерьме, сквозь муть дождя и шквала неясно вырисовывались силуэты кораблей, угрюмые и неподвижные. (153 слова) (По А.С. Новикову-Прибою)
Грамматические задания
1. Сделать фонетический разбор слова:
Жадничая - 1-й вариант пьянела - 2-й вариант
2. Разобрать слова по составу: Тропической, раскалённое, нагромождения - 1-й вариант
Дождливые, развёртывающейся, днём - 2-й вариант
3. Выписать из текста по два словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их.
4. Выполнить синтаксический разбор предложения:
Огненные вспышки беспрерывно пронизывали тьму, разбегаясь по тучам змеевидными лентами, падая развертывающейся спиралью, на мгновение разбрасываясь гирляндами - 1-й вариант
Иногда чёрное небо раскалывалось на множество золотых ветвистых трещин, спускавшихся до самого горизонта. – 2-й вариант
5. Объяснить графически знаки препинания в выделенном предложении.
Годовой контрольный диктант в 10 классе № 7
Цель: проверить уровень усвоения стандарта на конец года, практические навыки учащихся в усвоении тем по русскому языку.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала:
- правописание проверяемых безударных гласных;
- правописание непроверяемых безударных гласных;
- правописание окончаний прилагательных и причастий;
- правописание окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжения;
- написание н-нн в прилагательных и причастиях;
-написание о-е после шипящих;
- написание -тся - ться в глаголах;
- написание не-ни в местоимениях.
Знаки препинания:
- запятая при однородных членах предложения;
- запятые при вводных словах;
- запятые в сложных предложениях;
- двоеточие при обобщающем слове.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков учащихся:
- синтаксического разбора предложения;
- фонетического разбора слова;
- морфологического разбора глагола;
- разбора словосочетаний.
Рыжая плутовка.
В наших краях в зимнее время нет-нет да и встретишь рыжую плутовку.
Как-то ранним утром шёл я по лесу, любовался узорной вязью берёзовых веток и внезапно повстречался с лисой. Признаться, никогда ещё не видел так близко рыжуху. До чего же красива её огненная шубка! Среди хрустальной белизны будто пламя бросили на снег. Сделала несколько шагов, застыла на месте, затем мгновенно скрылась в зарослях.
Тишина необыкновенная. Ничто не шелохнётся. Только мороз властвует: румянит щёки, щиплет уши. А мне радостно! Или оттого, что с рыжухой повстречался, или оттого, что впервые за зиму так ярко светит солнце. А может, оттого, что у самой лесной опушки только что распечатали стог сена. И из него будто вырвалось и рассыпалось по снегу душистое, тёплое лето!
А морозец крепчает. Солнце выше поднялось над дымчатым от инея кустарником, стогом. И в его искрящихся лучах заблестели на кустах мелкие кристаллики снежинок.
Долго я стоял на одном месте, и во мне как никогда сильно спорили зима с летом.
Грамматические задания
1. Синтаксический разбор предложения.
Как-то ранним утром шёл я по лесу, любовался узорной вязью берёзовых веток и внезапно повстречался с лисой. – 1-й вариант
В её искрящихся лучах заблестели на кустах мелкие кристаллики снежинок - 2-й вариант
2. Фонетический разбор слова:
Вязью - 1-й вариант ярко -2-й вариант
3.Морфологический разбор слова:
Повстречался - 1-й вариант заблестели - 2-й вариант
4. Выписать из своего предложения по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи и разобрать их.
5. Орфографический разбор текста.
Годовой контрольный диктант в 10 классе № 8
Цель: проверить уровень усвоения стандарта на конец года, практические навыки учащихся в усвоении тем по русскому языку.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала:
- правописание проверяемых безударных гласных;
- правописание непроверяемых безударных гласных;
- написание слов с чередованием в корне;
- написание сложных прилагательных;
- правописание окончаний прилагательных и причастий;
- правописание окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжения;
- написание н-нн в прилагательных и причастиях;
- написание -тся - ться в глаголах;
Знаки препинания:
- запятая при однородных членах предложения;
- запятые в сложных предложениях;
- запятые при обособленных членах предложения;
- запятые при обособлении.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков учащихся:
- синтаксического разбора предложения;
- фонетического разбора слова;
- морфологического разбора;
- группировать орфограммы.
Дорога на перевал
Дорога вилась по склону каменистой лощины и вела путника широким полукругом, открывая его издалека. Ближе к перевалу дорога взбиралась по краю обрыва, вдоль отвесной стены. Здесь, встретившись, можно было разминуться, только держась друг за друга. Против дороги, по другую сторону лощины, на остром хребте росли, тесно прижавшись друг к другу, словно из одного корня, три старые осины. Сразу же за осинами начинался головоломный спуск, покрытый бородавками красных скал, на которых могла удержаться лишь коза. А у подножия - тёмный лес, в нём легко укрыться и пешему, и конному.
Эти осины на крутизне, их матово-серебристые стволы подолгу любовно ласкал Бахтыгул загрубелыми озябшими руками, приходя с рассветом к перевалу.
С тоской, без надежды оглядывал он мир, в котором жил. Осеннее небо всё чаще заволакивала грязно-серая мгла. Далёкие седые вершины покрывала чалма облаков. Угрюмые тени ложились на каменный лик гор, и даже в полдень хребты и пики хмурились, супили мохнатую бровь, как будто и они были чем-то недовольны. Кругом могильная тишина. В свете зари, прорывавшемся из-под синих туч, дорога против осин густо багровела, словно набухая, и казалась окровавленной. Красные пятна мерцали на окрестных скалах. (183 слова) (По М. Ауэзову)
Грамматические задания
1. Сгруппировать орфограммы и привести примеры из текста диктанта.
2. Сделать фонетический разбор слова:
Открывая - 1-й вариант разминуться - 2-й вариант
3. Выполнить морфологический разбор:
Прижавшись - 1-й вариант набухая - 2-й вариант
4. Выполнить синтаксический разбор предложения:
Сразу же за осинами начинался головоломный спуск, покрытый бородавками красных скал, на которых могла удержаться лишь коза. - 1-й вариант
Угрюмые тени ложились на каменный лик гор, и даже в полдень хребты и пики хмурились, супили мохнатую бровь, как будто и они были чем-то недовольны. - 2-й вариант
5.Орфографический разбор текста.
Годовой контрольный диктант в 10 классе № 9
Цель: проверить уровень усвоения стандарта на конец года, практические навыки учащихся в усвоении тем по русскому языку.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала:
- правописание проверяемых безударных гласных;
- правописание непроверяемых безударных гласных;
- правописание окончаний прилагательных и причастий;
-написание сложных прилагательных;
- написание н-нн в прилагательных и причастиях;
-написание о-е после шипящих;
- написание -тся - ться в глаголах;
- написание не-ни в местоимениях.
Знаки препинания:
- запятая при однородных членах предложения;
- запятые в сложных предложениях;
- запятые при обособленных членах предложения;
- запятые при сравнении.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков учащихся:
- синтаксического разбора предложения; - фонетического разбора слова; разбора слова по составу; - разбора словосочетаний.
Критерии оценки знаний учащихся
Диктант
• «5» – за работу, в которой нет ошибок.
• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.
• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Грамматическое задание
«5» - безошибочное выполнение всех заданий;
«4» - если учеником выполнено все задания с небольшими погрешностями;
«3» - выполнил не менее 3-х заданий с негрубыми ошибками;
«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.
Вечер
Солнце, похожее на золотое блюдце, остановилось, одним своим краем упираясь в далёкую черту горизонта. Словно красивая ткачиха, разбросавшая золотую пряжу свою, солнце, уходя на покой, собирало тучи. От этого переменчивой и чарующей была степь. Травы катились вдаль, как морские волны, лучи заходящего солнца играли на них тысячами цветов. Тучи покрывали степь то лёгкой позолотой, то ярко-красным тончайшим шёлком, то мельчайшей пылью, то полупрозрачным сиреневым платком. Безбрежная, необъятная степь походила на океан, и казалось, что этому океану нет ни конца, ни начала. И вот уже океан стал тёмно-синим, вот он нахмурился, и волны трав, раскрашенных последними лучами солнца, стали едва заметными в густеющем тёплом мареве сумерек. Тёмно-синее море стало чернеть. Тоненький краешек солнечного диска, как дорогой расплавленный металл, засиял на тёмном рубеже горизонта. Он становился всё меньше и меньше и вдруг как-то быстро исчез. Алая заря закрыла всю западную половину неба, заиграла роскошными красками, потом улеглась, померкла, зеленоватое покрывало раскинулось на её месте, а сумерки надвинулись, и яркими чёрными силуэтами, словно нарисованные, стали выделяться деревья, горы. Пришёл тихий июльский вечер. (170 слов) (По С. Сейфулину)
Грамматические задания
1.Выписать из текста по два словосочетания на все виды подчинительной связи и разобрать их.
2. Выполнить фонетический разбор слова: Упираясь - 1-й вариант деревья - 2-й вариант
3. Разобрать слова по составу: Разбросавшая, тончайшим, казалось - 1-й вариант
Заходящего, мельчайшей, упираясь - 2-й вариант
4. Сделать синтаксический разбор предложения: Безбрежная, необъятная степь походила на океан, и казалось, что этому океану нет ни конца, ни начала. – 1-й вариант И вот уже океан стал тёмно-синим, вот он нахмурился, и волны трав, раскрашенных последними лучами солнца, стали едва заметными в густеющем тёплом мареве сумерек. - 2-й вариант
Критерии оценки знаний учащихся
Диктант
• «5» – за работу, в которой нет ошибок.
• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.
• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Грамматическое задание
«5» - безошибочное выполнение всех заданий;
«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;
«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами
«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.
infourok.ru
Контрольный диктант по теме «Повторение» (может быть использован при осуществлении входящего контроля; некоторые знаки препинания оговариваются учителем, подчёркнутые слова пишутся на доске)
Петербург жил бурливо-холодной, пресыщенной, полуночной жизнью. Фосфорические летние ночи, сумасшедшие и сладострастные, и бессонные ночи зимой, зеленые столы и шорох золота, музыка, крутящиеся пары за окнами, бешеные тройки, цыгане, дуэли на рассвете, в свисте ледяного ветра и пронзительном завывании флейт – парад войскам перед наводящим ужас взглядом византийских глаз императора.
В последнее десятилетие с невероятной быстротой создавались грандиозные предприятия. Возникали, как из воздуха, миллионные состояния. Из хрусталя и цемента строились банки, мюзик-холлы, скетинги, великолепные кабаки, где люди оглушались музыкой, отражением зеркал, полуобнаженными женщинами, светом, шампанским. Спешно открывались игорные клубы, дома свиданий, театры, кинематографы, лунные парки.
В городе была эпидемия самоубийств. Дух разрушения был во всем, пропитывал смертельным ядом и грандиозные биржевые махинации, и мрачную злобу рабочего на сталелитейном заводе, и вывихнутые мечты модной поэтессы, сидящей в пятом часу утра в артистическом подвале "Красные бубенцы", – и даже те, кому нужно было бороться с этим разрушением, сами того не понимая, делали все, чтобы усилить его и обострить.
То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком; никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности. Девушки скрывали свою невинность, супруги – верность. Разрушение считалось хорошим вкусом, неврастения – признаком утонченности. Этому учили модные писатели, возникавшие в один сезон из небытия. Люди выдумывали себе пороки и извращения, лишь бы не прослыть пресными.
Таков был Петербург в 1914 году.
(По А.Н. Толстому, 226 сл.)
Контрольный диктант по теме «Простое предложение»
Черное море подходило почти к самым подъездам домов. Оно заполняло комнаты своим шумом, ветром и запахами. Маленькие открытые трамваи осторожно сползали по спускам, боясь сорваться в воду. Гудение плавучих бакенов-ревунов доносилось с рейда.
Прибой, катившийся из открытого моря, бил в круглые крепостные форты. Броневые корабли дымили на рейде.
Выли сирены, звенели склянки, перекликаясь со звонками трамваев и трезвоном церквей. Недовольно гудели пассажирские пароходы, протяжно грохотали якорные цепи. На закате с кораблей, спускавших на ночь кормовые флаги, доходили звуки медных горнов. Они далеко и печально разносились по затихшей воде. Их вскоре сменяли плавные вальсы с Приморского бульвара. Впечатление было такое, что играл не оркестр, а пели сами сумерки, успокаивая последние всплески волн около памятника Погибшим кораблям.
По вечерам город был затемнен. Боялись внезапного нападения германского флота.
Затемнение было неполное. В шторах, опущенных на окнах магазинов, были прорезаны надписи, освещенные изнутри. Огненные слова «Кондитерская», «Минеральные воды», «Пиво», «Фрукты» бросали на улицы приглушенный загадочный свет.
Толпы моряков – офицеров и матросов – заполняли вечерние улицы. Если бы не затемнение и не лучи прожекторов, шарившие вдалеке, ничто бы не говорило о войне.
Должно быть, так выглядели морские города во время блокад в начале девятнадцатого века, когда военная опасность была не так уж велика. Дымили у берегов неуклюжие вражеские мониторы и стреляли из бронзовых пушек по заросшим терновником старинным фортам. Войны, по существу, тогда не было. Но ощущение легкой опасности создавало у людей нервный подъем и рождало беспечное веселье, считавшееся непременным качеством храбрецов.
(236 сл. По К.Г. Паустовскому)
3. Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённое предложение»
Кирсанов выдерживал свою роль с прежней безукоризненной артистичностью. Он боялся, что когда придёт к Лопуховым после учёного разговора со своим другом, то несколько опростоволосится. Или покраснеет от волнения, когда первый раз взглянет на Веру Павловну, или слишком заметно будет избегать смотреть на неё, или что-нибудь такое…
Нет, он остался и имел полное право остаться доволен собой за минуту встречи с ней. Приятная дружеская улыбка человека, который рад, что возвращается к старым приятелям, от которых должен был оторваться на некоторое время, спокойный взгляд, бойкий и беззаботный разговор человека, не имеющего на душе никаких мыслей, кроме тех, которые беспечно говорит он, – если бы вы были самая злая сплетница и смотрели на него с величайшим желанием найти что-нибудь не так, вы всё-таки не увидели бы в нём ничего другого, кроме как человека, который очень рад, что может, от нечего делать, приятно убить вечер в обществе хороших знакомых.
А если первая минута была так хорошо выдержана, то что значило выдерживать себя хорошо в остальной вечер? А если первый вечер он умел выдержать, то трудно ли было выдерживать себя во все следующие вечера? Ни одного слова, которое не было бы совершенно свободно и беззаботно, ни одного взгляда, который не был бы хорош и прост, прям и дружествен, и только.
(По Н.Г. Чернышевскому, 204 сл.)
Контрольный диктант по теме «Бессоюзное предложение» (может быть использован и как итоговый, по завершении изучения раздела «Стилистика»)
Отгремели последние залпы, и после долгих лет Европа обрела великий дар – тишину. И в необычной тишине этого утра салютуют победе миллионы взволнованных сердец.
От смертельной опасности Красная Армия спасла человечество. Я не стану омрачать этот час картинами фашистских злодеяний, да и нет в том нужды: бывает горе, которое длиннее жизни. Мы не забудем пережитого, и в этом – порука мира. Он стоит на часах, ограждая будущее, солдат Сталинграда; он всё видел, он всё помнит, и он знает, что фашизму – конец.
В нашу страну вторглась самая мощная армия мира. Мы помним то лето, лязг вражеских танков и плач крестьянских телег, дороги Смоленщины, кровь детей, клятву: выстоим! Мы помним лето сорок второго, горький дух полыни, горечь и обет: отобьём! Мы победили потому, что советские люди, когда судьба их искушала малодушным спасением, умирали, но не покорялись. Мы пришли в Берлин потому, что советские воины защищали каждый холмик родной земли, потому что были подмосковные огороды, и пригороды Ленинграда, и камни Севастополя, и Тракторный Сталинграда, и Курская дуга, и заводы, выросшие на пустырях, и четыре года жизни народа-подвижника. Что стало бы с детьми канадского фермера или парижского рабочего, если бы русский боец, хлебнувший горя на Дону, не дошёл бы до Шпрее? Мы спасли не только нашу Родину, мы спасли всечеловеческую культуру, древние камни Европы и её колыбели, её тружеников, её музеи, её книги. Если суждено Англии породить нового Шекспира, если будут во Франции новые энциклопедисты, если мы дадим человечеству нового Толстого, если воплотятся в жизнь мечты о золотом веке, то это потому, что солдаты свободы прошли тысячи вёрст и над городом тьмы водрузили знамя вольности, братства, света.
(По И.Г. Эренбургу, 261 сл.)
infourok.ru
Контрольный диктант в 11 классе № 5
24.09.2014 11012 0Цель: проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности учащихся на конец 1-го полугодия в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
- проверяемые безударные гласные;
- непроверяемые безударные гласные;
- правописание окончаний имён существительных;
- написание непроизносимых согласных:
- разделительные Ь и Ъ;
- буквы О-Ё после шипящих в корне слова;
- н-нн в суффиксах прилагательных и причастий;
- не с прилагательными, наречиями и глаголами;
- различение не и ни;
Постановки знаков препинания:
- запятая при однородных членах предложения;
- запятая в сложном предложении;
- запятые при обособлении определений, приложении;
- запятые при уточняющих членах предложении;
- при прямой речи.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
- синтаксического разбора предложения;
- фонетического разбора;
-разбор слова по составу;
- определять способ связи слов в словосочетаниях;
В Санкт-Петербурге
Стояла глубокая осень. По небу плыли низкие набухшие тучи, изредка моросил мелкий дождик. Из гавани доносились одиночные орудийные выстрелы: жители города оповещались о грозившем наводнении. Но никто не обращал внимания на сеющий дождик, который покрывал одежду прохожих серебристой пылью. Никого не интересовали орудийные выстрелы. По широкому Невскому проспекту лился оживлённый людской поток, то и дело проносились блестящие кареты. Нередко впереди позолоченной кареты бежали скороходы, предупреждая народ: «Пади! Пади!»
Сквозь разорвавшиеся тучи неожиданно блеснул узкий солнечный луч и засверкал на адмиралтейской игле. И это минутное золотое сияние по-иному представило город. Среди оголенных рощ и туманной сырости он вставал прекрасным и неповторимым видением. Окрашенные в разнообразные колера красок стены домов, омытые дождиком, радовали глаз своей свежестью. Строгие, гармоничные линии зданий - творения великих зодчих - вставали во всём величии и красоте. Полуциркульные арки над каналами, одетыми в гранит, стройные колоннады, чугунные садовые решётки подле особняков - всё казалось чудом, от которого нельзя было оторвать восторженных глаз..
Луч солнца угас, и снова всё ушло и укрылось в серый сумрак промозглого осеннего дня.
(169 слов) (По Е. Фёдорову)
Грамматические задания
1. Сделать фонетический разбор слова:
Сеющий - 1-й вариант сияние - 2-й вариант
2. Разобрать слова по составу:
Серебристой, позолоченной, оголённых - 1-й вариант
туманной, окрашенные, омытые - 2-й вариант
3. Сделать морфологический разбор слова:
Набухшие - 1-й вариант грозившем - 2-й вариант
4. Выписать по два словосочетания и сделать их разбор:
Из 1-го абзаца -1-й вариант из остального текста - 2-й вариант
5. Сделать синтаксический разбор предложения:
Но никто не обращал внимания на сеющий дождик, который покрывал одежду прохожих серебристой пылью. 1- вариант
Луч солнца угас, и снова всё ушло и укрылось в серый сумрак промозглого осеннего дня. - 2-й вариант
tak-to-ent.net
Контрольный диктант в 11 классе № 7
24.09.2014 17773 0Цель: проверить уровень усвоения стандарта на конец года, практические навыки учащихся в усвоении тем по русскому языку.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала:
- правописание проверяемых безударных гласных;
- правописание непроверяемых безударных гласных;
- написание корней с чередованием;
- написание сложных прилагательных;
- правописание окончаний прилагательных и причастий;
- написание не с глаголом.
Знаки препинания:
- запятая при однородных членах предложения;
- знаки препинания при обособленных членах предложения;
- знаки препинания в сложных предложениях;
- в предложении с прямой речью.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков учащихся:
- синтаксического разбора предложения;
- фонетического разбора слова;
- составлять предложения с прямой речью;
- графически объяснять знаки препинания в предложении.
Ветер и сосны
Жгучий ветер, посылаемый жаркой пыльной степью, с рёвом вгрызался в сосновый лес. Стуча колючими песчинками по хвойным лапам и стволам, он выл от напряжения, но скоро выдыхался, натыкаясь кругом на молчаливое сопротивление деревьев.*
Ветер привык к своей силе и с удовольствием носился по степи, заметая её песком и высохшей травою, дабы лишний раз убедиться, что на тысячи километров вокруг всё ему подвластно.** А степь, сухая, плоская от природы, и потому полагающая за правило, что всё на свете должно быть сухим и плоским, любила ветер, который мог всё возвысившееся и выросшее над нею смести и сровнять с поверхностью.
Вот только лес не давался силе ветра. Деревья, взявшись за руки и тесно прижавшись плечами друг к другу, продолжали расти. Когда ветер был особенно неистов, они глухо роптали кронами, взмахивали тёмно-зелёными лапами и раскачивались из стороны в сторону всем телом. Ветер хотел так раскачать их стволы, чтобы корни не удержались за землю и деревья полетели вверх тормашками.
«Ну что за блажь - эти нелепые зелёные дылды!» - злобно выл ветер. И трудился без устали. Но странно: чем сильнее он задувал, тем меньше добивался толку.
(183 слова) (По В. Михайлову)
Грамматические задания
1. Сделать фонетический разбор слова:
Степью - 1-й вариант (от) напряжения - 2-й вариант
2. Найти в тексте диктанта предложение с прямой речью, выписать его, составить к нему схему.
3. Графически объяснить знаки препинания в выделенном предложении:
* - 1-й вариант ** - 2-й вариант
4. Сделать синтаксический разбор предложения:
Когда ветер был особенно неистов, они глухо роптали кронами, взмахивали тёмно-зелёными лапами и раскачивались из стороны в сторону всем телом. - 1-й вариант
Ветер хотел так раскачать их стволы, чтобы корни не удержались за землю и деревья полетели вверх тормашками. - 2-й вариант
tak-to-ent.net
11 класс
Контрольный диктант (нулевой срез).
Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям государственного стандарта Республики Казахстан
Диктант
Лицо природы.
Вся природа содержится в душе человека. Но в природе не весь человек. Какая-то ведущая часть человека, владеющая словом , вышла за пределы природы.
Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу.
В природе вода лежит , и ее зеркало отражает небо , горы и лес. Вся история культуры и есть рассказ о том, что увидел человек в зеркале, и все наше в том, что еще в этом зеркале увидит.
Природа нам развертывается, как перспектива прошлого самого человека, но когда усилием воли постараешься войти в нее, то тут же распадаешься на свое прошлое, то есть природу, и на себя, как человека.
Значит, не будущее, а настоящее- это точка опоры рычага, отрывающего человека от природы и перебрасывающего в будущее.
Каждый из нас, путешествуя, непременно открывает для себя вдали что-то новое. И, вернувшись домой, открывает свои глаза на знакомое и тем самым обогащает и расширяет свою родину.
Все эти солнца и звезды, поверхности вод и земля подозрительны тем, что их прекрасное лицо всегда обращено к лицу человека. Восторгаясь лицом природы, спрашиваешь себя: « Не любуешься ли ты лицом самого человека, отраженным в этих водах и звездах, в огне и цветах?»
Человек, любующийся природой, не нарцисс, а «гадкий утенок», впервые благодаря природе понимающий в себе лебедя.
(214 сл.)
(По М. Пришвину)
Грамматические задания.
Произвести синтаксический разбор предложения
1вариант Какая-то ведущая часть человека, владеющая словом, вышла за пределы природы.
2вариант Каждый из нас, путешествуя, непременно открывает для себя вдали что-то новое.
2 Выполнить морфологический разбор
1вариант природу, открывает, прекрасное.
2вариант человека, вышла, гадкий.
Выписать 3 слова , в которых букв больше, чем звуков.
Выписать 3 слова, в которых звуков больше, чем букв.
Выписать 5 слов с безударной гласной в корне слова. Проверить эту гласную ударением.
Объяснить правописание приставок в словах текста: развертывается, предел, распадаешься, расширяет, прекрасное.
Написать сочинение-рассуждение по фразе текста: «Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку…»
Контрольный диктант за первое полугодие.
Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям государственного стандарта Республики Казахстан
Диктант.
Чем измеряется добро?
Один из лучших физиков нашего времени, Игорь Евгеньевич Тамм, был человеком большой правдивости и честности. Его сотрудники вывели единицу измерения честности и назвали ее «тамм». Чем больше Таммов, тем порядочнее, бескорыстнее человек.
Говорят, что добро - это не наука, а действие. На людей, для которых эта фраза стала девизом, можно положиться в час испытаний. Часто у них не бывает времени для выбора, и в решающий миг совесть приказывает спасти, защитить, заступиться. И человек без колебаний бросается в огонь и воду.
Что же чувствует человек, отдающий себя другим? Может, это стремление к подвигу, героизму, возвышению в глазах окружающих? Нет, насущная необходимость делать людям добро. Человек жертвует собой ради этого, но он счастлив: значит, жизнь прожита не напрасно.
А научное измерение доброты и порядочности подтверждает, что самоотдача ради общего блага - самый верный способ почувствовать себя настоящим человеком.
(135 слов)
Грамматические задания.
Выполнить синтаксический разбор предложения.
1 вариант: А научное измерение доброты и порядочности подтверждает…
2 вариант: Часто у них не бывает времени для выбора…
2. Объяснить знаки препинания.
1 вариант: 2 абзац;
2 вариант: 3 абзац.
3. Выписать предложение с разными видами связи и построить его схему.
4. Сочинение-миниатюра ( 8-10 предложений ). Рассуждение « Как ты
понимаешь, что значит быть «настоящим человеком».
Контрольный диктант за год.
Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям государственного стандарта Республики Казахстан
Диктант
Степь.
На север простиралась степь. Много степи. У нее было начало здесь, у подножия гор. Но едва ли угадывался конец.
Зимою на ее немеряных просторах с гиком и свистом казаковали снежные ураганы; в погожие дни под обманным солнцем доверчивого путника обжигали морозы; птица замерзала на лету. Теряли в ногах силу и впадали в немощь седогривые каскыры…
Летом степь томилась от жажды. Глубокие трещины разрывали ее грудь; испарялась из мелкодонных озер вода, и они превращались в раскаленные пустые казаны; умирали подземные родники, высыхали травы. Птицы и звери, люди и скот устремлялись к оазисам, которые из последних сил сохраняла для них в лощинах и впадинах милостивая степь. Тогда взоры людей обращались к горам. Но горы привечали только летом, а степь была верной и постоянной, как любящая и терпеливая мать.
Горные джайляу казались праздниками. Для тех, кто пас табуны и отары, и для тех, кто владел ими. Праздники приходили и уходили. Жизнь складывалась из буден, переполненных трудами и заботами; для одних- о хлебе насущном, для других- о прибыльной продаже косяка необъезженных коней на каркаралинской ярмарке. И поэтому чаши на весах Вечности не знали покоя, они то медленно, то стремительно менялись местами во Времени и Пространстве.
Так утверждает отстоянное вечностью от мутных наносов народное предание. Горами его не заслонить, не спрятать под степным покрывалом. Оно выше гор, шире степи.
(220 сл.)
(Д. Снегин)
Грамматические задания.
1 Произвести синтаксический разбор предложения
1 вариант Птицы и звери, люди и скот устремлялись к оазисам, которые из последних сил сохраняла для них в лощинах и впадинах милостивая степь.
2 вариант Но горы привечали только летом, а степь была верной и постоянной, как любящая и терпеливая мать.
2 Разобрать по составу слова
1 вариант подножия, немеряных, переполненных
2 вариант предание, обманным, необъезженных
3 Выписать предложение, соответствующее схеме
4 Выписать из 3абзаца изобразительно-выразительные средства языка.Какова их роль втексте?
5 Опишите свое видение степи.
botana.cc