Контрольная работа по биологии в 10 классе за I полугодие. Биология контрольная 10 класс


Контрольная работа по биологии для 10 классов

Управление образования Администрации города Нижний Тагил

Муниципальное учреждение

информационно-методический центр

Контрольная работа

по биологии для 10 классов

Нижний Тагил

2011 год

Авторский коллектив: Дождикова Г.Н. учитель биологии МОУ СОШ № 33, Баландина В.Н. – учитель биологии МОУ МОШ № 58, Прохоренкова Т.Б. – учитель биологии МОУ СОШ № 64, Никулина М.В.учитель биологии МОУ СОШ № 61, Шибаева Т.И. – учитель биологии МОУ СОШ № 64, Онипко - учитель биологии МОУ СОШ № 32____

При разработке заданий использованы материалы демонстрационных версий ЕГЭ – 2007,2008, 2009,2010,2011.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Цели и задачи городской контрольной работы 2010-2011 учебного года.

Цель городской контрольной работы (далее – ГКР): оценить общеобразовательную подготовку учащихся образовательных учреждениях города Нижний Тагил по биологии в соответствии с требованиями ГОС.

Задачи ГКР по биологии

Инструментарий для выявления достижений учащихся разработан в соответствии с идеологией и требованиями ГОС.

Инструментарий ГКР по биологии включает в себя

Объект – качество образования.

Предмет:

Субъекты: ученик, учитель, ОУ, МОУ города.

Форма ГКР – тест+ задания с выбором ответа и задания с развернутым ответом..

Задания контрольной работы

1 вариант

А1. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?

  1. Клеточный

  2. Популяционно-видовой

  3. Биогеоценотический

  4. биосферный

А2.  Немецкие ученые М. Шлейден и Т. Шванн, обобщив идеи разных ученых, сформулировали

1) закон зародышевого сходства

2) хромосомную теорию наследственности

3) клеточную теорию

4) закон гомологических рядов

А3. Мономерами белка являются

1) аминокислоты

2) моносахариды

3) жирные кислоты

4) нуклеотиды

А4. Фаза деления клетки, в которой хроматиды расходятся к полюсам

1) метафаза

2) профаза

3) анафаза

4) телофаза

А5. Организмы, клетки которых не имеют обособленного ядра, - это

  1. вирусы

  2. прокариоты

  3. эукариоты

  4. бактерии

А6. У растений, полученных путем вегетативного размножения,

  1. повышается адаптация к новым условиям

  2. набор генов идентичен родительскому

  3. проявляется комбинативная изменчивость

  4. появляется много новых признаков

А7 Сколько хромосом будет содержаться в клетках кожи четвертого поколения обезьян, если у самца в этих клетках 48 хромосом:

  1. 44

  2. 96

  3. 48

  4. 24

А8. Носителями наследственной информации в клетке являются

1)хлоропласты

2) хромосомы

3) митохондрии

4)рибосомы

А9. Заражение вирусом СПИДа может происходить при:

1) использовании одежды больного

2) нахождении с больным в одном помещении

3) использовании шприца, которым пользовался больной

4) использовании плохо вымытой посуды, которой пользовался больной

А10. Конъюгация и кроссинговер в клетках животных происходит:

А11. Грибы отличаются от растений, тем, что они

1) растут в течении всей жизни

2) не имеют митохондрий в клетках

3) по способу питания гетеротрофные организмы

4) участвуют в круговороте веществ в природе.

А12. Укажите признак, характерный только для царства растений

  1. имеют клеточное строение

  2. дышат, питаются, растут, размножаются

  3. имеют фотосинтезирующую ткань

  4. питаются готовыми органическими веществами

А13. Основная функция митохондрий:

    1. редупликация ДНК,

    2. биосинтез белка,

    3. синтез АТФ,

    4. синтез углеводов.

А14. В процессе энергетического обмена в клетке идет

1) образование органических веществ

2) расходование АТФ

3) синтез неорганических веществ

4) расщепление органических веществ

А15. Хлоропласты в растительной клетке

1) выполняют защитную функцию

2) осуществляют связь между частями клетки

3) обеспечивают накопление воды

4) осуществляют синтез органических веществ из неорганических

А16. В основе каких реакций обмена лежит матричный принцип?

А17. В основе бесполого размножения животных лежит процесс

1) мейоза

2) митоза

3) гаметогенеза

4) оплодотворения

А18. Первый закон Г. Менделя называется законом

1) расщепления

2) единообразия

3) сцепленного наследования

4) независимого наследования

А19. Индивидуальное развитие организмов начинается при половом размножении с:

1) отделения части клеток организма, их дальнейшего роста и развития

2) момента образования почки на теле родительского организма

3) момента образования споры и её прорастания

4)момента образования зиготы и до смерти

А20. Теплокровным животным является

1) африканский слон

2) майский жук

3) прыткая ящерица

4) обыкновенный тритон

В задании В1 и В2 выберите 3 верных ответа из 6, обведите выбранные цифры и запишите их в таблицу.

В1. Какие структуры характерны только растительной клетке?

1) клеточная стенка из хитина

2) клеточная стенка из целлюлозы

3) эндоплазматическая сеть

4) вакуоли с клеточным соком

5) митохондрии

6) лейкопласты и хлоропласты

В2 Какие общие свойства характерны для митохондрий и пластид?

      1. не делятся в течение жизни клетки

      2. имеют собственный генетический материал

      3. являются одномембранными

      4. содержат ферменты

      5. имеют двойную мембрану

      6. участвуют в синтезе АТФ

В3. Установите соответствие между особенностями и видами размножения

ОСОБЕННОСТИ РАЗМНОЖЕНИЯ

ВИДЫ РАЗМНОЖЕНИЯ

А) У потомства один родитель

Б) Потомство генетически уникально

В) Репродуктивные клетки образуются в результате мейоза

Г) Потомство развивается из соматических клеток

Д) Потомство может развиваться из неоплодотворенных гамет

Е) Основной механизм деления клетки - мейоз

1) Бесполое размножение

2) Половое размножение

В4. Постройте последовательность реакций трансляции

А) Присоединение кислоты к тРНК

Б) Окончание синтеза белка

В) Соединение кодона с антикодоном

Г) Начало синтеза полипептидной цепи на рибосоме

Д) Удлинение полипептидной цепи

Е) Присоединение иРНК к рибосоме

С1.Растения в течение жизни поглощают значительное количество воды. На какие два основных процесса жизнедеятельности расходуется большая часть потребляемой воды? Ответ поясните.

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Объясните их.

              1. Все присутствующие в организме белки – ферменты.

              2. Каждый фермент ускоряет течение нескольких химических реакций.

              3. Активный центр фермента строго соответствует конфигурации субстрата, с которым он взаимодействует.

              4. Активность ферментов не зависит от таких факторов, как температура, рН среды, и других факторов.

С3. Приведите не менее трех наиболее распространенных отрицательных воздействий никотина на организм человека.

С4. Фрагмент нуклеотидной цепи ДНК имеет последовательность А-А-Г-Т-Г-А-Ц. Определите нуклеотидную последовательность второй цепи и общее число водородных связей, которые образуются между двумя цепями. Объясните полученные результаты.

Вариант 2

А1. Строение и функции органоидов клетки изучает наука:

  1. генетика,

  2. цитология,

  3. селекция,

  4. систематика.

А2. Укажите одно из положений клеточной теории

1) соматические клетки содержат диплоидный набор хромосом

2) гаметы состоят из одной клетки

3) клетка прокариот содержит кольцевую ДНК

4) клетка   наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов

А3. Обмен веществ между клеткой и окружающей средой регулируется:

    1. плазматической мембраной,

    2. эндоплазматической сетью,

    3. ядерной оболочкой,

    4. цитоплазмой.

А4. Значение митоза состоит в увеличении числа

  1. хромосом в половых клетках

  2. молекул ДНК в дочерних клетках

  3. хромосом в соматических клетках

  4. Клеток с набором хромосом, равным материнской клетке

А5. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы?

  1. Вирусы

  2. Бактерии

  3. Лишайники

  4. грибы

А6. Бесполым путем часто размножаются:

  1. земноводные

  2. кишечнополостные

  3. насекомые

  4. ракообразные

А7. Второй закон Г. Менделя называется законом

1) расщепления

2) единообразия

3) сцепленного наследования

4) независимого наследования

А8. Тип наследования признака в ряду поколений изучает метод:

  1. близнецовый

  2. генеалогический

  3. цитологический

  4. популяционный

А9. У детей развивается рахит при недостатке:

  1. марганца и железа

  2. Кальция и фосфора

  3. Меди и цинка

  4. Серы и азота

А10. Появление у потомков признаков, отличных от родительских, происходит в результате:

  1. Бесполого размножения

  2. Партеногенеза

  3. Почкования

  4. Полового размножения

А11. Оболочка грибной клетки, в отличие от растительной, состоит из

  1. Клетчатки

  2. Хитиноподобного вещества

  3. Сократительных белков

  4. Липидов.

А12. Чем отличается растительная клетка от животной клетки?

1) комплексом Гольджи

2) вакуолями с клеточным соком

3) митохондриями

4) эндоплазматической сетью

А13. Рибонуклеиновые кислоты в клетке участвуют в

1) регуляции обмена веществ

2) образовании углеводов

3) хранении наследственной информации

4) биосинтезе белка

А14. В процессе энергетического обмена в клетке идет

1) образование органических веществ

2) расходование АТФ

3) синтез неорганических веществ

4) расщепление органических веществ

А15. Автотрофные организмы в качестве источника углерода используют

1) глюкозу

2) крахмал

3) глицерин

4) углекислый газ

А16. Чему соответствует информация одного триплета ДНК?

1) белок

2) ген

3) нуклеотид

4) аминокислота

А17. В основе образования двух хроматид в одной хромосоме лежит процесс

1) сборки белка

2) синтез РНК

3) трансляция

4) самоудвоение ДНК

А18. Хромосомный набор в соматических клетках у женщины состоит из

1) 44 аутосом и двух Х-хромосом

2) 44 аутосом и двух Y-хромосом

3) 44 аутосом и X- и Y-хромосом

4) 22 пар аутосом и X- и Y-хромосом

А19. Структура какого вещества клетки изменяется при воздействии мутагенного фактора?

  1. Крахмала

  2. ДНК

  3. Транспортной РНК

4)Рибосомной РНК

А20. Цветок появился у растений отдела

1) покрытосеменные

2) голосеменные

3) моховидные

4) папоротниковидные

В заданиях В1 и В2 выберите 3 верных ответа из 6, обведите выбранные цифры и запишите их в таблицу.

В1. Каковы строение и функции соматических клеток животных?

1) имеет двойной набор хромосом

2) не имеет клеточного ядра

3) при делении образуют клетки, идентичные материнской

4) участвуют в половом размножении организмов

5) делятся митозом

6) формируются в организме путем мейоза

В2. Цитоплазма в клетке выполняет функции:

      1. внутренней среды, в которой расположены органоиды

      2. синтеза глюкозы

      3. взаимосвязи процессов обмена веществ

      4. окисления органических веществ до неорганических

      5. осуществления связи между органоидами клетки

      6. синтеза молекул АТФ

В3.Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых характерны эти особенности.

ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

ОРГАНИЗМЫ

А)

использование энергии солнечного светадля синтеза АТФ

1)

автотрофы

Б)

использование энергии, заключенной в пище для синтеза АТФ

2)

гетеротрофы

В)

использование только готовых органических веществ

Г)

синтез органических веществ из неорганических

Д)

выделение кислорода в процессе обмена веществ

В4Установите правильную последовательность этапов эмбрионального развития

А) дробление

Б) органогенез

В) гаструляция

Г) бластула

Д) оплодотворение

С1. В небольших помещениях с обилием комнатных растений ночью концентрация кислорода уменьшается. Объясните почему.

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены. Объясните их.

              1. Генетическая информация заключена в последовательности нуклеотидов в молекулах нуклеиновых кислот.

              2. Она передается от и-РНК к ДНК.

              3. Генетический код записан на «языке РНК».

              4. Кодон состоит из четырех нуклеотидов.

              5. Многие аминокислоты шифруются более чем одним кодом.

              6. Каждый кодон шифрует только одну аминокислоту.

              7. У каждого живого организма свой генетический код.

С3. Почему зеленую эвглену одни ученые относят к растениям, а другие – к животным? Укажите не менее трех причин.

С4. Фрагмент и-РНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: А-У-А-Ц-Ц-Ц-У-Г-У-А-Г-Ц. Определите последовательность нуклеотидов на кодирующей цепи ДНК, число кодонов и-РНК и число молекул т-РНК, участвующих в биосинтезе данного полипептида.

Ответы на задания контрольной работы:

1 вариант

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

А18

А19

А20

1

3

1

3

2

2

3

2

3

4

3

3

3

4

4

2

2

2

4

1

В1 -

2

4

6

В2. -

2

5

6

В3. Установите соответствие между особенностями и видами размножения

А

Б

В

Г

Д

Е

1

2

2

1

2

2

В4. ЕАВГДБ

С1 Растения в течение жизни поглощают значительное количество воды. На какие два основных процесса жизнедеятельности расходуется большая часть потребляемой воды? Ответ поясните.

ОТВЕТ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

баллы

Элементы ответа:

  1. Испарение, обеспечивающее передвижение воды и растворенных веществ и защиту от перегрева

  2. Фотосинтез, в процессе которого образуются органические вещества;

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

С2 Ошибки допущены в предложениях 1, 2, 4.

1 – не все белки ферменты;

2 – ферменты специфичны;

4 – активность ферментов зависит от этих и других факторов.

С3. Приведите не менее трех наиболее распространенных отрицательных воздействий никотина на организм человека.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

  1. Это ядовитое вещество может способствовать возникновению раковых клеток;

  2. Оказывает вредное влияние на органы дыхательной системы;

  3. Способствует сужению кровеносных сосудов, нарушает ритм сердечных сокращений.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

С4. Фрагмент нуклеотидной цепи ДНК имеет последовательность А-А-Г-Т-Г-А-Ц. Определите нуклеотидную последовательность второй цепи и общее число водородных связей, которые образуются между двумя цепями. Объясните полученные результаты.

ОТВЕТ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

баллы

Элементы ответа:

  1. А комплементарен Т, а Г – Ц, следовательно, последовательность нуклеотидов во 2-от цепи ДНК будет: Т-Т-Ц-А-Ц-Т-Г;

  2. Между нуклеотидами А и Т образуются 2 водородные связи, всего водородных связей 2х4=8;

  3. Между нуклеотидами Г и Ц три водородные связи, всего связей 3х3=9, общее число связей между цепями 8+9=17

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

doc4web.ru

Контрольная работа по биологии за курс 10 класса (профильный уровень)

Годовая контрольная работа 10 пр

1 вариант

1. Спо­соб­ность ор­га­низ­ма от­ве­чать на воз­дей­ствия окру­жа­ю­щей среды на­зы­ва­ют:

1) вос­про­из­ве­де­ни­ем 2) эво­лю­ци­ей 3) раз­дра­жи­мо­стью 4) нор­мой ре­ак­ции

2. Осо­бен­но­сти про­цес­сов он­то­ге­не­за изу­ча­ет наука

1) си­сте­ма­ти­ка 2) па­ле­он­то­ло­гия 3) се­лек­ция 4) эм­брио­ло­гия

3. Ли­пи­ды в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка об­ра­зу­ют­ся из 

1) гли­це­ри­на и жир­ных кис­лот 2) ами­но­кис­лот 3) глю­ко­зы и фрук­то­зы 4) уг­ле­кис­ло­го газа и воды

4.Кле­точ­ный ор­га­но­ид, со­дер­жа­щий мо­ле­ку­лу ДНК

1) ри­бо­со­ма 2) хло­ро­пласт 3) кле­точ­ный центр 4) ком­плекс Голь­д­жи

5. Ин­фор­ма­ция о по­сле­до­ва­тель­но­сти рас­по­ло­же­ния ами­но­кис­лот в мо­ле­ку­ле белка пе­ре­пи­сы­ва­ет­ся в ядре с мо­ле­ку­лы ДНК на мо­ле­ку­лу

1) АТФ 2) рРНК 3) тРНК 4) иРНК

6. Сход­ство функ­ций ли­зо­сом и ми­то­хон­дрий со­сто­ит в том, что в них про­ис­хо­дит

1) син­тез фер­мен­тов 2) син­тез ор­га­ни­че­ских ве­ществ

3) вос­ста­нов­ле­ние уг­ле­кис­ло­го газа до уг­ле­во­дов 4) рас­щеп­ле­ние ор­га­ни­че­ских ве­ществ

7 . Когда про­ис­хо­дит вы­де­ле­ние кис­ло­ро­да при фо­то­син­те­зе?

1) в про­цес­се раз­ло­же­ния уг­ле­кис­ло­го газа 2) при об­ра­зо­ва­нии НАДФ

3) во время син­те­за АТФ 4) при фо­то­ли­зе воды

8 . Дву­х­ро­ма­тид­ные хро­мо­со­мы перед мей­о­зом имеют фор­му­лу

1) 4n4с 2) 2n2с 3) 2n4с 4) 2n8с

9 . В ре­зуль­та­те ка­ко­го про­цес­са в клет­ках вдвое умень­ша­ет­ся набор хро­мо­сом

1) мей­о­за 2) ми­то­за 3) опло­до­тво­ре­ния 4) он­то­ге­не­за

10. Ста­дия ин­ди­ви­ду­аль­но­го раз­ви­тия на­се­ко­мых, ко­то­рая от­сут­ству­ет у са­ран­чи

1) яйцо 2) взрос­лый ор­га­низм 3) ли­чин­ка 4) ку­кол­ка

11 . При по­ло­вом раз­мно­же­нии рас­те­ний об­ра­зу­ют­ся

1) споры 2) се­ме­на 3) цисты 4) почки

12 . Дву­слой­ное стро­е­ние тела имеет раз­ви­тый за­ро­дыш

1) пла­на­рии 2) ас­ка­ри­ды 3) ме­ду­зы 4) пчелы

13 . Если гены, от­вет­ствен­ные за окрас­ку и форму семян го­ро­ха, рас­по­ло­же­ны в раз­ных хро­мо­со­мах, то во вто­ром по­ко­ле­нии про­яв­ля­ет­ся закон

1) не­за­ви­си­мо­го на­сле­до­ва­ния 2) сцеп­лен­но­го на­сле­до­ва­ния

3) рас­щеп­ле­ния при­зна­ков 4) до­ми­ни­ро­ва­ния

14 . Со­от­но­ше­ние рас­щеп­ле­ния во вто­ром по­ко­ле­нии по фе­но­ти­пу 9:3:3:1 ха­рак­тер­но для скре­щи­ва­ния

1) по­ли­ги­брид­но­го 2) ди­ги­брид­но­го 3) ана­ли­зи­ру­ю­ще­го 4) мо­но­ги­брид­но­го

15 . Му­та­ции могут быть обу­слов­ле­ны

1) новым со­че­та­ни­ем хро­мо­сом в ре­зуль­та­те сли­я­ния гамет 2) пе­ре­кре­стом хро­мо­сом в ходе мей­о­за

3) но­вы­ми со­че­та­ни­я­ми генов в ре­зуль­та­те опло­до­тво­ре­ния 4) из­ме­не­ни­я­ми генов и хро­мо­сом

16 . Со­ма­ти­че­ские му­та­ции пе­ре­да­ют­ся потом­ству у

1) рас­те­ний при ве­ге­та­тив­ном раз­мно­же­нии 2) жи­вот­ных при по­ло­вом раз­мно­же­нии

3) жи­вот­ных, раз­мно­жа­ю­щих­ся пар­те­но­ге­не­ти­че­ски 4) растений с двойным оплодотворением

17. Верны ли сле­ду­ю­щие утвер­жде­ния о про­цес­сах об­ме­на ве­ществ?

А. Окон­ча­тель­ное окис­ле­ние ор­га­ни­че­ских со­еди­не­ний до СO2 и Н2O про­ис­хо­дит в мат­рик­се ми­то­хон­дрий.

Б. Био­син­тез белка про­ис­хо­дит во всех мем­бран­ных ор­га­но­и­дах клет­ки.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

18. Му­та­ци­он­ная из­мен­чи­вость ха­рак­те­ри­зу­ют­ся тем, что воз­ни­ка­ет

1) вне­зап­но у от­дель­ных осо­бей 2) в ре­зуль­та­те на­ру­ше­ния мей­о­за

3) при ве­ге­та­тив­ном раз­мно­же­нии 4) под воз­дей­стви­ем рент­ге­нов­ских лучей

5) при со­кра­ще­нии дли­тель­но­сти ин­тер­фа­зы перед ми­то­зом 6) как ре­зуль­тат про­яв­ле­ния нормы ре­ак­ции

19. Вы­бе­ри­те ТРИ от­ли­чия пер­во­го де­ле­ния мей­о­за от вто­ро­го

1) на эк­ва­то­ре клет­ки рас­по­ла­га­ют­ся пары го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом

2) от­сут­ству­ет те­ло­фа­за

3) про­ис­хо­дит конъ­юга­ция и крос­син­го­вер хро­мо­сом

4) от­сут­ству­ет конъ­юга­ция и крос­син­го­вер хро­мо­сом

5) к по­лю­сам клет­ки рас­хо­дят­ся сест­рин­ские хро­ма­ти­ды

6) к по­лю­сам клет­ки рас­хо­дят­ся го­мо­ло­гич­ные хро­мо­со­мы

20. Вы­бе­ри­те три ре­ак­ции, про­ис­хо­дя­щие в ходе энер­ге­ти­че­ско­го об­ме­на у че­ло­ве­ка.

1) рас­щеп­ле­ние глю­ко­зы до двух мо­ле­кул пи­ро­ви­но­град­ной кис­ло­ты

2) об­ра­зо­ва­ние кис­ло­ро­да из воды

3) син­тез 38 мо­ле­кул АТФ

4) об­ра­зо­ва­ние уг­ле­кис­ло­го газа и воды в клет­ках

5) вос­ста­нов­ле­ние уг­ле­кис­ло­го газа до глю­ко­зы

6) био­син­тез бел­ков из ами­но­кис­лот

21. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой и фазой фо­то­син­те­за.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

 

ФАЗА ФО­ТО­СИН­ТЕ­ЗА

А) фо­то­лиз воды

Б) фик­са­ция уг­ле­кис­ло­го газа

В) рас­щеп­ле­ние мо­ле­кул АТФ

Г) син­тез мо­ле­кул НАДФ•2Н

Д) син­тез глю­ко­зы

 

1) све­то­вая

2) тем­но­вая

22. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ви­да­ми нук­ле­и­но­вых кис­лот.

ПРИ­ЗНА­КИ НУК­ЛЕ­И­НО­ВЫХ КИС­ЛОТ

ВИДЫ

НУК­ЛЕ­И­НО­ВЫХ КИС­ЛОТ

A) хра­нит на­след­ствен­ную ин­фор­ма­цию

Б) ко­пи­ру­ет на­след­ствен­ную ин­фор­ма­цию и пе­ре­даёт её к месту син­те­за белка

B) яв­ля­ет­ся мат­ри­цей для син­те­за белка

Г) со­сто­ит из двух цепей

Д) пе­ре­но­сит ами­но­кис­ло­ты к месту син­те­за белка

Е) спе­ци­фич­на по от­но­ше­нию к ами­но­кис­ло­те

 

1) ДНК

2) и-РНК

3) т-РНК

23. Рас­ставь­те пе­ре­чис­лен­ные со­бы­тия в хро­но­ло­ги­че­ском по­ряд­ке

1) Изоб­ре­те­ния элек­трон­но­го мик­ро­ско­па

2) От­кры­тие ри­бо­сом

3) Изоб­ре­те­ние све­то­во­го мик­ро­ско­па

4) Утвер­жде­ние Р. Вир­хо­ва о по­яв­ле­нии «каж­дой клет­ки от клет­ки»

5) По­яв­ле­ние кле­точ­ной тео­рии Т. Шван­на и М. Шлей­де­на

6) Пер­вое упо­треб­ле­ние тер­ми­на «клет­ка» Р. Гуком

24. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность про­цес­сов при био­син­те­зе белка в клет­ке.

1) об­ра­зо­ва­ние пеп­тид­ной связи между ами­но­кис­ло­та­ми

2) вза­и­мо­дей­ствие ко­до­на иРНК и ан­ти­ко­до­на тРНК

3) выход тРНК из ри­бо­со­мы

4) со­еди­не­ние иРНК с ри­бо­со­мой

5) выход иРНК из ядра в ци­то­плаз­му

6) син­тез иРНК

25. Ка­ко­ва роль ядра в клет­ке?

26. На­зо­ви­те тип и фазу де­ле­ния кле­ток, изоб­ражённых на ри­сун­ках. Какие про­цес­сы они ил­лю­стри­ру­ют? К чему при­во­дят эти про­цес­сы?

27. Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они сде­ла­ны, ис­правь­те их.

1. Все ор­га­низ­мы об­ла­да­ют на­след­ствен­но­стью и из­мен­чи­во­стью.

2. Му­та­ции – это слу­чай­но воз­ник­шие стой­кие из­ме­не­ния ге­но­ти­па, за­тра­ги­ва­ю­щие целые хро­мо­со­мы, их части или от­дель­ные гены.

3. Из­ме­не­ния, свя­зан­ные с удво­е­ни­ем ка­ко­го-либо нук­лео­ти­да в гене, от­но­сят к ге­ном­ным му­та­ци­ям.

4. Внут­ри­хро­мо­сом­ные пе­ре­строй­ки могут быть свя­за­ны с удво­е­ни­ем гена.

5. Если в клет­ке про­ис­хо­дит из­ме­не­ние числа хро­мо­сом, то такие му­та­ции на­зы­ва­ют ген­ны­ми.

6. Му­та­ции все­гда по­лез­ны ор­га­низ­му.

28 . Хро­мо­сом­ный набор со­ма­ти­че­ских кле­ток пше­ни­цы равен 28. Опре­де­ли­те хро­мо­сом­ный набор и число мо­ле­кул ДНК в одной из кле­ток се­мя­за­чат­ка перед на­ча­лом мей­о­за, в ана­фа­зе мей­о­за 1 и в ана­фа­зе мей­о­за 2. Объ­яс­ни­те, какие про­цес­сы про­ис­хо­дят в эти пе­ри­о­ды и как они вли­я­ют на из­ме­не­ние числа ДНК и хро­мо­сом.

29 . Фраг­мент цепи ДНК имеет сле­ду­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность нук­лео­ти­дов: ТАЦЦЦТ­ЦАЦТТГ. Опре­де­ли­те по­сле­до­ва­тель­ность нук­лео­ти­дов на иРНК, ан­ти­ко­до­ны со­от­вет­ству­ю­щих тРНК и ами­но­кис­лот­ную по­сле­до­ва­тель­ность со­от­вет­ству­ю­ще­го фраг­мен­та мо­ле­ку­лы белка, ис­поль­зуя таб­ли­цу ге­не­ти­че­ско­го кода.

 

Ге­не­ти­че­ский код (иРНК)

 

Пер­вое

ос­но­ва­ние

Вто­рое ос­но­ва­ние

Тре­тье

ос­но­ва­ние

У

Ц

А

Г

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

Цис

Цис

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

30 . В брак всту­па­ют го­лу­бо­гла­зая жен­щи­на-прав­ша, отец ко­то­рой был лев­шой, и ка­ре­гла­зый муж­чи­на-прав­ша, мать ко­то­ро­го была го­лу­бо­гла­зой лев­шой. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, воз­мож­ные ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы детей в этом браке. Ка­ко­ва ве­ро­ят­ность рож­де­ния ка­ре­гла­зо­го ребёнка-левши в этом браке? Гены обоих при­зна­ков не сцеп­ле­ны. Какой закон на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ет­ся в дан­ном слу­чае?

Годовая контрольная работа 10 пр

2 вариант

1. Кле­точ­ное стро­е­ние — важ­ный при­знак жи­во­го — ха­рак­те­рен для

1) бак­те­рио­фа­гов 2) ви­ру­сов 3) кри­стал­лов 4) бак­те­рий

2. Живое от не­жи­во­го от­ли­ча­ет­ся спо­соб­но­стью

1) из­ме­нять свой­ства объ­ек­та под воз­дей­стви­ем среды 2) участ­во­вать в кру­го­во­ро­те ве­ществ

3) вос­про­из­во­дить себе по­доб­ных 4) из­ме­нять раз­ме­ры объ­ек­та под воз­дей­стви­ем среды

3. Гид­ро­фоб­ные и гид­ро­филь­ные свой­ства фос­фо­ли­пи­дов лежат в ос­но­ве

1) их уча­стия в об­ра­зо­ва­нии плаз­ма­ти­че­ской мем­бра­ны 2) вы­пол­не­ния ими энер­ге­ти­че­ской функ­ции

3) вза­и­мо­дей­ствия мо­ле­кул ли­пи­дов с уг­ле­во­да­ми 4) их ре­гу­ля­тор­ной функ­ции

4. Живые ор­га­низ­мы со­сто­ят из кле­ток; клет­ки яв­ля­ют­ся еди­ни­цей жи­во­го

1) фе­но­ти­пи­че­ской 2) струк­тур­но-функ­ци­о­наль­ной 3) ге­не­ти­че­ской 4) био­хи­ми­че­ской

5. Ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства в клет­ке пе­ре­ме­ща­ют­ся к ор­га­но­и­дам по

1) си­сте­ме ва­ку­о­лей 2) ли­зо­со­мам 3) эн­до­плаз­ма­ти­че­ской сети 4) ми­то­хон­дри­ям

6. Какой тип раз­ви­тия ха­рак­те­рен для жи­вот­ных, потом­ство ко­то­рых сход­но со взрос­лы­ми осо­бя­ми, но имеет не­боль­шие раз­ме­ры и иные про­пор­ции тела

1) эм­бри­о­наль­ное 2) не­пря­мое 3) с ме­та­мор­фо­зом 4) пря­мое

7. Три­пле­ты на иРНК, не опре­де­ля­ю­щие по­ло­же­ния ами­но­кис­лот в мо­ле­ку­ле белка, обес­пе­чи­ва­ют

1) окон­ча­ние транс­ля­ции 2) раз­де­ле­ние гена на части

3) на­ча­ло ре­пли­ка­ции 4) за­пуск тран­скрип­ции

8 . В мо­ле­ку­ле ДНК ко­ли­че­ство нук­лео­ти­дов с ти­ми­ном со­став­ля­ет 20% от об­ще­го числа. Какой про­цент нук­лео­ти­дов с ци­то­зи­ном в этой мо­ле­ку­ле?

1) 30% 2) 40% 3) 60% 4) 80%

9 . Какая фаза де­ле­ния клет­ки изоб­ра­же­на на ри­сун­ке?

 

1) про­фа­за 2) ме­та­фа­за 3) ана­фа­за 4) те­ло­фа­за

10 . Какие га­ме­ты об­ра­зу­ет в мей­о­зе особь, име­ю­щая сле­ду­ю­щий ге­но­тип ААВв?

1) АА и Вв 2) ААВ и ААв 3) АВ и Ав 4) А, В, в

11 . Мейоз про­ис­хо­дит

1) при де­ле­нии си­не­зе­ле­ных во­до­рос­лей 2) при спо­ро­об­ра­зо­ва­нии у па­по­рот­ни­ков

3) при об­ра­зо­ва­нии спор си­бир­ской язвы 4) при раз­мно­же­нии ви­ру­са грип­па

12. Нерв­ная труб­ка за­кла­ды­ва­ет­ся у за­ро­ды­ша хор­до­вых на ста­дии

1) зи­го­ты 2) бла­сту­лы 3) ней­ру­лы 4) га­стру­лы

13 . На­сле­до­ва­ние гена ге­мо­фи­лии, рас­по­ло­жен­но­го в Х-хро­мо­со­ме у че­ло­ве­ка, яв­ля­ет­ся при­ме­ром

1) про­яв­ле­ния ре­зуль­та­та крос­син­го­ве­ра 2) сцеп­лен­но­го с полом на­сле­до­ва­ния

3) не­за­ви­си­мо­го на­сле­до­ва­ния при­зна­ков 4) про­ме­жу­точ­но­го на­сле­до­ва­ния при­зна­ков

14 . Если при мо­но­ги­брид­ном скре­щи­ва­нии во вто­ром по­ко­ле­нии ги­бри­дов на­блю­да­ет­ся рас­щеп­ле­ние по фе­но­ти­пу 1 : 2 : 1, то это след­ствие

1) не­пол­но­го до­ми­ни­ро­ва­ния 2) пол­но­го до­ми­ни­ро­ва­ния

3) вза­и­мо­дей­ствия генов 4) сцеп­лен­но­го на­сле­до­ва­ния

15 . Из­мен­чи­вость, ко­то­рая иг­ра­ет ре­ша­ю­щую роль в эво­лю­ции,

1) со­от­но­си­тель­ная 2) опре­делённая 3) му­та­ци­он­ная 4) эко­ло­ги­че­ская

16. Му­та­ции в клет­ках живых ор­га­низ­мов вы­зы­ва­ет

1) уль­тра­фи­о­ле­то­вое из­лу­че­ние 2) из­бы­точ­ное осве­ще­ние

3) ин­фра­крас­ное из­лу­че­ние 4) ви­ди­мый свет

17. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния

А. Га­ме­ты у всех ор­га­низ­мов об­ра­зу­ют­ся в ре­зуль­та­те мей­о­за.

Б. В со­ма­ти­че­ских клет­ках че­ло­ве­ка все хро­мо­со­мы пар­ные, по­это­му каж­дый ген пред­став­лен двумя ал­ле­ля­ми.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

18. Ви­ру­сы, в от­ли­чие от бак­те­рий,

1) имеют кле­точ­ную стен­ку 2) адап­ти­ру­ют­ся к среде

3) со­сто­ят толь­ко из нук­ле­и­но­вой кис­ло­ты и белка 4) раз­мно­жа­ют­ся ве­ге­та­тив­но

5) не имеют соб­ствен­но­го об­ме­на ве­ществ 6) ведут толь­ко па­ра­зи­ти­че­ский образ жизни

19. В про­цес­се спер­ма­то­ге­не­за

1) об­ра­зу­ют­ся муж­ские по­ло­вые клет­ки 2) об­ра­зу­ют­ся жен­ские по­ло­вые клет­ки

3) умень­ша­ет­ся вдвое число хро­мо­сом 4) об­ра­зу­ют­ся че­ты­ре по­ло­вые клет­ки из одной

5) об­ра­зу­ет­ся одна по­ло­вая клет­ка 6) об­ра­зу­ют­ся клет­ки с ди­пло­ид­ным на­бо­ром хро­мо­сом

20. Ци­то­плаз­ма вы­пол­ня­ет в клет­ке функ­ции

1) внут­рен­ней среды, в ко­то­рой рас­по­ло­же­ны ор­га­но­и­ды 2) син­те­за глю­ко­зы

3) вза­и­мо­свя­зи про­цес­сов об­ме­на ве­ществ 4) окис­ле­ния ор­га­ни­че­ских ве­ществ до не­ор­га­ни­че­ских

5) осу­ществ­ле­ния связи между ор­га­но­и­да­ми клет­ки 6) син­те­за мо­ле­кул АТФ

21. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой энер­ге­ти­че­ско­го об­ме­на и его эта­пом

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

 

ЭТАП ЭНЕР­ГЕ­ТИ­ЧЕ­СКО­ГО ОБ­МЕ­НА

A) про­ис­хо­дит в анаэ­роб­ных усло­ви­ях

Б) про­ис­хо­дит в ми­то­хон­дри­ях

B) об­ра­зу­ет­ся мо­лоч­ная кис­ло­та

Г) об­ра­зу­ет­ся пи­ро­ви­но­град­ная кис­ло­та

Д) син­те­зи­ру­ет­ся 36 мо­ле­кул АТФ

 

1) гли­ко­лиз

2) кис­ло­род­ное окис­ле­ние

22. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между стро­е­ни­ем и функ­ци­ей ве­ще­ства и его видом

СТРО­Е­НИЕ И ФУНК­ЦИЯ

 

ВИД ВЕ­ЩЕ­СТВА

А) мо­ле­ку­ла силь­но раз­ветв­ле­на

Б) имеет чет­вер­тич­ную струк­ту­ру

В) от­кла­ды­ва­ет­ся в запас в пе­че­ни

Г) мо­но­ме­ра­ми яв­ля­ют­ся ами­но­кис­ло­ты

Д) ис­поль­зу­ет­ся для под­дер­жа­ния уров­ня кис­ло­ро­да

 

1) ге­мо­гло­бин

2) гли­ко­ген

23. Ука­жи­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность ре­ак­ций фо­то­син­те­за

1) об­ра­зо­ва­ние глю­ко­зы

2) об­ра­зо­ва­ние за­пас­но­го крах­ма­ла

3) по­гло­ще­ние мо­ле­ку­ла­ми хло­ро­фил­ла фо­то­нов (кван­тов света)

4) со­еди­не­ние СО2 с ри­бу­ло­зо­ди­фос­фа­том

5) об­ра­зо­ва­ние АТФ и НАДФ*Н

24. Уста­но­ви­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность про­цес­сов, про­ис­хо­дя­щих во время ми­то­за.

Ответ за­пи­ши­те бук­ва­ми без про­бе­лов.

А) рас­пад ядер­ной обо­лоч­ки

Б) утол­ще­ние и уко­ро­че­ние хро­мо­сом

В) вы­стра­и­ва­ние хро­мо­сом в цен­траль­ной части клет­ки

Г) на­ча­ло дви­же­ния хро­мо­сом к цен­тру

Д) рас­хож­де­ние хро­ма­тид к по­лю­сам клет­ки

Е) фор­ми­ро­ва­ние новых ядер­ных обо­ло­чек

25. Опи­ши­те мо­ле­ку­ляр­ное стро­е­ние на­руж­ной плаз­ма­ти­че­ской мем­бра­ны жи­вот­ных кле­ток.

26 .

Какой ор­га­но­ид изоб­ражён на схеме? Какие его части от­ме­че­ны циф­ра­ми 1, 2 и 3? Какой про­цесс про­ис­хо­дит в этом ор­га­но­и­де?

27. Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны, ис­правь­те их.

1. Г. Мен­дель скре­щи­вал две чи­стые линии рас­те­ний го­ро­ха. 2. Они от­ли­ча­лись по двум при­зна­кам – жёлтому и зелёному цвету семян. 3. В пер­вом по­ко­ле­нии от скре­щи­ва­ния этих линий по­яви­лись рас­те­ния да­ю­щие толь­ко плоды с жёлтыми се­ме­на­ми. 4. Во вто­ром по­ко­ле­нии, по­лу­чен­ном от скре­щи­ва­ния ги­бри­дов пер­во­го по­ко­ле­ния, по­яви­лись рас­те­ния, как с жёлтыми, так и с зелёными се­ме­на­ми. 5. При этом по­ло­ви­на ги­бри­дов да­ва­ла жёлтые се­ме­на. 6. Окрас­ку семян, про­явив­шу­ю­ся в двух по­ко­ле­ни­ях ги­бри­дов (жёлтую), на­зва­ли ре­цес­сив­ной.

28 . Хро­мо­сом­ный набор со­ма­ти­че­ских кле­ток пше­ни­цы равен 20. Опре­де­ли­те хро­мо­сом­ный набор и число мо­ле­кул ДНК в одной из кле­ток се­мя­за­чат­ка перед на­ча­лом мей­о­за, в ана­фа­зе мей­о­за 1 и в ана­фа­зе мей­о­за 2. Объ­яс­ни­те, какие про­цес­сы про­ис­хо­дят в эти пе­ри­о­ды и как они вли­я­ют на из­ме­не­ние числа ДНК и хро­мо­сом.

29. По­сле­до­ва­тель­ность ами­но­кис­лот во фраг­мен­те мо­ле­ку­лы белка сле­ду­ю­щая: ФЕН-ГЛУ-МЕТ. Опре­де­ли­те, поль­зу­ясь таб­ли­цей ге­не­ти­че­ско­го кода, воз­мож­ные три­пле­ты ДНК, ко­то­рые ко­ди­ру­ют этот фраг­мент белка.

 

Ге­не­ти­че­ский код (иРНК)

Пер­вое

ос­но­ва­ние

Вто­рое ос­но­ва­ние

Тре­тье

ос­но­ва­ние

У

Ц

А

Г

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

Цис

Цис

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

 

30. Со­ставь­те схему, ил­лю­стри­ру­ю­щую текст, при­ведённый ниже, по­ка­зав ге­но­ти­пы и ха­рак­тер на­сле­до­ва­ния даль­то­низ­ма.

Если жен­щи­на, стра­да­ю­щая цве­то­вой сле­по­той, вы­хо­дит замуж за муж­чи­ну с нор­маль­ным зре­ни­ем, то у их детей на­блю­да­ет­ся очень свое­об­раз­ная кар­ти­на пе­рекрёстно­го на­сле­до­ва­ния. Все до­че­ри от та­ко­го брака по­лу­чат при­знак отца, т. е. они имеют нор­маль­ное зре­ние, а все сы­но­вья, по­лу­чая при­знак ма­те­ри, стра­да­ют цве­то­вой сле­по­той (а-даль­то­низм, сцеп­лен­ный с Х-хро­мо­со­мой).

В том же слу­чае, когда на­о­бо­рот, отец яв­ля­ет­ся даль­то­ни­ком, а мать имеет нор­маль­ное зре­ние, все дети ока­зы­ва­ют­ся нор­маль­ны­ми. В от­дель­ных бра­ках, где мать и отец об­ла­да­ют нор­маль­ным зре­ни­ем, по­ло­ви­на сы­но­вей может ока­зать­ся поражёнными цве­то­вой сле­по­той. В ос­нов­ном на­ли­чие цве­то­вой сле­по­ты чаще встре­ча­ет­ся у муж­чин.

Ответы

1 вариант

1-3

2-4

3-1

4-2

5-4

6-4

7-4

8-3

9-1

10-4

11-2

12-3

13-1

14-2

15-4

16-1

17-1

18-124

19-136

20-134

21-12212

22-122133

23-365412

24-654213

25-1) Ядро клет­ки со­дер­жит хро­мо­со­мы, не­су­щие на­след­ствен­ную ин­фор­ма­цию.

2) Кон­тро­ли­ру­ет про­цес­сы об­ме­на ве­ществ.

3) Кон­тро­ли­ру­ет про­цес­сы раз­мно­же­ния клет­ки.

26 -1) Тип и фаза де­ле­ния: Мейоз — про­фа­за1.

2) Про­цес­сы: Конъ­юга­ция, крос­син­го­вер, обмен го­мо­ло­гич­ны­ми участ­ка­ми хро­мо­сом. Вза­им­ный обмен участ­ка­ми между го­мо­ло­гич­ны­ми (по­пар­ны­ми) хро­мо­со­ма­ми.

3) Ре­зуль­тат: новая ком­би­на­ция ал­ле­лей генов, сле­до­ва­тель­но ком­би­на­тив­ная из­мен­чи­вость

27-3. Из­ме­не­ния, свя­зан­ные с удво­е­ни­ем нук­лео­ти­да в гене, от­но­сят к ген­ным (а не ге­ном­ным) му­та­ци­ям.

5. Если в клет­ке про­ис­хо­дит из­ме­не­ние числа хро­мо­сом, то такие му­та­ции на­зы­ва­ют ге­ном­ны­ми (а не ген­ны­ми).

6. Есть как по­лез­ные, так и вред­ные или ней­траль­ные му­та­ции

28- Клет­ки се­мя­за­чат­ка со­дер­жат ди­пло­ид­ный набор хро­мо­сом – 28 (2n2c).

Перед на­ча­лом мей­о­за в S-пе­ри­о­де ин­тер­фа­зы — удво­е­ние ДНК: 28 хро­мо­сом, 56 ДНК (2n4c).

В ана­фа­зе мей­о­за 1 – к по­лю­сам клет­ки рас­хо­дят­ся хро­мо­со­мы, со­сто­я­щие из двух хро­ма­тид. Ге­не­ти­че­ский ма­те­ри­ал клет­ки будет (2n4c = n2c+n2c) — 28 хро­мо­сом, 56 ДНК .

В мейоз 2 всту­па­ют 2 до­чер­ние клет­ки с га­п­ло­ид­ным на­бо­ром хро­мо­сом (n2c) — 14 хро­мо­сом,28ДНК .

В ана­фа­зе мей­о­за 2– к по­лю­сам клет­ки рас­хо­дят­ся хро­ма­ти­ды. После рас­хож­де­ния хро­ма­тид число хро­мо­сом уве­ли­чи­ва­ет­ся в 2 раза (хро­ма­ти­ды ста­но­вят­ся са­мо­сто­я­тель­ны­ми хро­мо­со­ма­ми, но пока они все в одной клет­ке) – (2n2с= nc+nc) – 28 хро­мо­сом,28ДНК

29. ДНК ТАЦ ЦЦТ ЦАЦ ТТГ

1) По прин­ци­пу ком­пле­мен­тар­но­сти на ос­но­ве ДНК на­хо­дим иРНК; иРНК АУГ ГГА ГУГ ААЦ.

2) По прин­ци­пу ком­пле­мен­тар­но­сти на ос­но­ве иРНК на­хо­дим тРНК; Ан­ти­ко­до­ны тРНК УАЦ, ЦЦУ, ЦАЦ, УУГ.

3) С по­мо­щью таб­ли­цы ге­не­ти­че­ско­го кода на ос­но­ве иРНК на­хо­дим по­сле­до­ва­тель­ность ами­но­кис­лот: мет-гли-вал-асн.

30. Схема ре­ше­ния за­да­чи вклю­ча­ет:

1) В брак всту­па­ют го­лу­бо­гла­зая жен­щи­на-прав­ша, отец ко­то­рой был лев­шой, и ка­ре­гла­зый муж­чи­на-прав­ша, мать ко­то­ро­го была го­лу­бо­гла­зой лев­шой.

У детей «ис­че­за­ют» при­зна­ки ро­ди­те­лей – го­лу­бые глаза и ле­во­ру­кость, зна­чит дан­ные при­зна­ки ре­цес­сив­ные.

А – карие глаза, a – го­лу­бые глаза

B – пра­во­ру­кость , b — ле­во­ру­кость.

Го­лу­бо­гла­зая жен­щи­на-прав­ша, отец ко­то­рой был лев­шой по­лу­ча­ет га­ме­ту b от отца, сле­до­ва­тель­но её ге­но­тип ааBb

Ка­ре­гла­зый муж­чи­на-прав­ша, мать ко­то­ро­го была го­лу­бо­гла­зой лев­шой по­лу­ча­ет га­ме­ту аb от ма­те­ри и его ге­но­тип ♂АаВb

 

2) Р♀ааBbх♂АаВb

G ♀аB ♀аb ♂АВ ♂Аb ♂аB ♂аb

F1

АаВВ – карие глаза пра­во­ру­кость

2 АаВb – карие глаза пра­во­ру­кость

ааВВ – го­лу­бые глаза пра­во­ру­кость

2 ааВb – го­лу­бые глаза пра­во­ру­кость

Ааbb – карие глаза ле­во­ру­кость

aabb – го­лу­бые глаза ле­во­ру­кость

 

Ве­ро­ят­ность рож­де­ния ка­ре­гла­зо­го ре­бен­ка – левши 1/8 (12,5 %)

3) Закон не­за­ви­си­мо­го на­сле­до­ва­ния при­зна­ков.

2 вариант

1-4

2-3

3-1

4-2

5-3

6-4

7-1

8-1

9-2

10-3

11-2

12-3

13-2

14-1

15-3

16-1

17-4

18-356

19-134

20-135

21-12112

22-21211

23-35412

24-БАГВДЕ

25-1) Плаз­ма­ти­че­ская мем­бра­на об­ра­зо­ва­на двумя сло­я­ми ли­пи­дов.

2) Мо­ле­ку­лы бел­ков могут про­ни­зы­вать плаз­ма­ти­че­скую мем­бра­ну или рас­по­ла­гать­ся на ее внеш­ней или внут­рен­ней по­верх­но­сти.

3) Сна­ру­жи к бел­кам могут при­со­еди­нять­ся уг­ле­во­ды, об­ра­зуя гли­ко­ка­ликс.

26-1) Ми­то­хон­дрия.

  2) 1 — внеш­няя мем­бра­на, 2 — мат­рикс ми­то­хон­дрии, 3 — кри­сты, внут­рен­няя мем­бра­на.

  3) Здесь идет энер­ге­ти­че­ский про­цесс с об­ра­зо­ва­ни­ем мо­ле­кул АТФ.

27- Ошиб­ки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях 2, 5, 6.

1) (2) Рас­те­ния от­ли­ча­лись по од­но­му при­зна­ку (цвету).

2) (5) Было 75% ги­бри­дов с жёлтыми се­ме­на­ми.

3) (6) При­знак жёлтой окрас­ки — до­ми­нант­ный

28- Клет­ки се­мя­за­чат­ка со­дер­жат ди­пло­ид­ный набор хро­мо­сом – 20 (2n2c).

Перед на­ча­лом мей­о­за в S-пе­ри­о­де ин­тер­фа­зы — удво­е­ние ДНК: 20 хро­мо­сом, 40 ДНК (2n4c).

В ана­фа­зе мей­о­за 1 – к по­лю­сам клет­ки рас­хо­дят­ся хро­мо­со­мы, со­сто­я­щие из двух хро­ма­тид. Ге­не­ти­че­ский ма­те­ри­ал клет­ки будет (2n4c = n2c+n2c) — 20 хро­мо­сом, 40 ДНК .

В мейоз 2 всту­па­ют 2 до­чер­ние клет­ки с га­п­ло­ид­ным на­бо­ром хро­мо­сом (n2c) — 10 хро­мо­сом,20ДНК.

В ана­фа­зе мей­о­за 2– к по­лю­сам клет­ки рас­хо­дят­ся хро­ма­ти­ды. После рас­хож­де­ния хро­ма­тид число хро­мо­сом уве­ли­чи­ва­ет­ся в 2 раза (хро­ма­ти­ды ста­но­вят­ся са­мо­сто­я­тель­ны­ми хро­мо­со­ма­ми, но пока они все в одной клет­ке) – (2n2с= nc+nc) – 20 хро­мо­сом,20ДНК

29-1) Ами­но­кис­ло­та ФЕН ко­ди­ру­ет­ся сле­ду­ю­щи­ми три­пле­та­ми иРНК: УУУ или УУЦ, сле­до­ва­тель­но, на ДНК ее ко­ди­ру­ют три­пле­ты ААА или ААГ.

2) Ами­но­кис­ло­та ГЛУ ко­ди­ру­ет­ся сле­ду­ю­щи­ми три­пле­та­ми иРНК: ГАА или­ГАГ.

Сле­до­ва­тель­но, на ДНК ее ко­ди­ру­ют три­пле­ты ЦТТ или ЦТЦ.

3) Ами­но­кис­ло­та МЕТ ко­ди­ру­ет­ся три­пле­том иРНК АУГ. Сле­до­ва­тель­но, на ДНК ее ко­ди­ру­ет три­плет ТАЦ.

30-1) Р♂ХУ×♀ХdХd

Га­ме­ты ♂Х, ♂Уи♀Хd

F1 ХdХ, ХdУ,

Де­воч­ки но­си­тель­ни­цы, маль­чи­ки даль­то­ни­ки.

2) Р♂ХdУ × ♀ХХ

Га­ме­ты ♂Хd, ♂Уи♀Х

F1 ХdХ, ХУ

Де­воч­ки но­си­тель­ни­цы, маль­чи­ки здо­ро­вы.

3) Р♂ХУ×♀ХdХ

Га­ме­ты ♂Х, ♂У, ♀Хd и ♀Х

F1 ХХ, ХdХ, ХdУ, ХУ

По­ло­ви­на маль­чи­ков и де­во­чек здо­ро­вы, по­ло­ви­на де­во­чек — но­си­тель­ни­цы,

по­ло­ви­на маль­чи­ков — даль­то­ни­ки.

multiurok.ru

Контрольная работа по биологии в 10 классе за I полугодие

Выберите один правильный ответ:

1) Все  ферменты являются:

а) углеводами                     б) липидами                     в) аминокислотами                         г) белками

2) Строительная функция углеводов состоит в том, что они:

а) образуют целлюлозную клеточную стенку у растений                в) являются биополимерами

б) способны растворяться в воде                         г) служат запасным веществом животной клетки

3) Основная функция жиров в клетке:

а) транспорт веществ                                                      в) входят в состав биологических мембран

б) ускорение химических реакций                                г) двигательная функция

4) Основной функцией углеводов в сравнении с белками является:

а) строительная                  б) защитная                в) каталитическая                  г) энергетическая

5) Какой углевод входит в состав нуклеотидов РНК?

а) рибоза                   б) глюкоза                        в) урацил                           г) дезоксирибоза

6) К полимерам относятся:

а) крахмал, белок, целлюлоза                                           в) целлюлоза, сахароза, крахмал

б) белок, гликоген, жир                                                     г) глюкоза, аминокислота, нуклеотид.

      7) Какуюфункцию выполняют рибосомы ?

      а) фотосинтез         б) синтез белков           в) синтез жиров               г) синтез АТФ

                    8) Генетическая информация бактериальной клетки содержится в :

              а) белке            б) цитоплазме                       в) нуклеотиде                   г)ядре

              9). Хлоропласты есть в клетках:

      а) корня дуба    б) печени орла      в) плодового тела трутовика     г) листа садовой земляники

     10). Зрелые эритроциты человека живут ограниченный срок в связи с отсутствием :

      а )митохондрий            б) цитоплазмы                      в) ядра;                           г) рибосом

    11). Какие органеллы цитоплазмы имеют двухмембранное строение?

    а) ЭПС                 б) митохондрии                в) рибосомы               г) комплекс Гольджи

    12) Главные отличия клеток прокариот от эукариот:

    а) наличие ядерной оболочки    б) отсутствие ядерной оболочки,   в) наличие яд­рышка  г) способ         питания         

     13) Углеводы при фотосинтезе синтезируются из:

     а) О2 и Н2О;         б) СО2 Н2;           в) СО2 и Н2О;        г) СО2 и Н2СО3.

     14). Разрушение природной структуры белка называется:

     а) ренатурацией;          б) репарацией;        в) дегенерацией;         г) денатурацией.

    

15) Мономером белка является:

а) глюкоза,   б) жирная кислота             в) аминокислота           г) нуклеотид.

16) Мономерами ДНК и РНК являются:

а) азотистые основания;         б) дезоксирибоза и рибоза;                 в) азотистые основания и фосфатные группы;                 г) нуклеотиды.

                                                      17)Какое строение имеют митохондрии?

                                                      а) одномембранное            б) двухмембранное               в) немембранное

              18). Основное отличие прокариот от эукариот связано с отсутствием у прокариот:

              а)рибосом            б) ДНК                       в) клеточного строения               г) настоящего ядра

19). Какие органеллы цитоплазмы имеют двухмембранное строение?

а) ЭПС                 б)пластиды            в)рибосомы               г) комплекс Гольджи

20). Какую структуру имеет молекула гемоглобина:

а) первичную;         б) вторичную;         в) третичную;        г) четвертичную.

 

 

 

 

 

 

 

Ответы к контрольной работе. 10 класс

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

г

а

в

г

а

а

б

б

г

в

б

б

в

г

в

 

 

16

17

18

19

20

б

б

г

б

г

 

 

infourok.ru


Смотрите также