Контрольная работа по истории России 2. Вариант 1. Задания уровня А. История контрольная работа 1


Контрольная работа по истории для студентов 1 курса

Контрольная работа за 1 семестр для студентов 1 курса группы ПС-05

Вариант 1.

Задание 1

Назовите признаки государства.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Единая территория 2) Единая система управления 3) Единое развитие

4) Единые законы 5) Единая система сообщения

Задание 2

В ходе каких закономерных событий произошло образование государства у восточных славян? Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) В результате разложения феодального строя

2) В результате разложения родоплеменного строя

3) В результате разложения первобытного строя

Задание 3

Соотнесите славянское племя и его племенной центр.

Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:

1) Киев 2) Кривичи 3) Чернигов 4) Любеч 5) Ильменские словене

а) Северяне б) Новгород в) Поляне г) Полоцк д) Радимичи

Задание 4

Кто был первым русским князем? Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) Синеус 2) Рюрик 3) Трувор

Задание 5

Укажите, какие функции стали исполнять варяжские князья в славянских землях. Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Были руководителями ополчения 2) Были судьями 3) Усмиряли непокорных

4) Являлись служителями культа 5) Собирали для местных племен дань

Задание 6

Каковы были задачи первых киевских князей? Выберите несколько из 5 вариантов

1) Поддержание торговых связей с другими странами 2) Борьба с Византией

3) Контроль над волоками 4) Защита торговых путей 5) Присоединение земель кочевников

Задание 7

Какие функции исполняла княжеская дружина? Выберите несколько из 5 вариантов

1) Была опорой князя в управлении государством 2) Обеспечивала сохранность имущества населения 3) Защищала границы страны 4) Обеспечивала порядок внутри страны

5) Влияла на принятие решений веча

Задание 8

Укажите хронологический порядок походов Святослава.

Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа:

  1. Разорил земли волжских булгар

  2. Напал на Хазарию

  3. Начал войну с Византией

  4. Присоединил вятичей

Задание 9

В каком году Олег совершил первый поход на Царьград?

Выберите один из 3 вариантов ответа: 1) 860 2) 907 3) 1001

Задание 10

Кочевой народ, часто совершавший набеги на земли Руси в 10 веке.

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) Османы 2) Литовцы 3) Печенеги

Задание 11

Какие особенности позволяли войску монголов одерживать победы?

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Перенимание тактики противника 2) Суровая дисциплина

3) Разведка 4) Отсутствие единого командования 5) Четкая организация

Задание 12

С именем этого монгольского хана связывают монгольские походы на Русь.

Запишите ответ:__________________________________________

Задание 13

Какое имя получил Темучин после избрания его предводителем всех монголов?

Выберите один из 3 вариантов ответа: 1) Тохтамыш 2) Чингисхан 3) Едигей

Задание 14

Какой из крупных русских городов первым подвергся нападению монголов?

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) Рязань 2) Владимир 3) Киев

Задание 15

Этот небольшой русский город семь недель сдерживал войска монголов.

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) Торжок 2) Москва 3) Козельск

Задание 16

Каковы были причины походов крестоносцев в Прибалтику?

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Контроль над торговыми путями 2) Захват новых земель

3) Обучение прибалтов военному искусству 4) Распространение христианства

5) Создание рубежа обороны против монголов

Задание 17

Какое прозвище получил новгородский князь Александр, разбивший крестоносцев?

Запишите ответ:__________________________________________

Задание 18

Соотнесите дату и событие.

1) Основание крепости Ревель 2) В устье Западной Двины была основана Рига

3) Начало походов крестоносцев в Прибалтику 4) Основание ордена меченосцев

А) 1201 Б) 12 век В) 1219 Г) 1202

Задание 19

Соотнесите дату и событие.

1) "Ледовое побоище" 2) Битва на Неве 3) Разорение новгородцами Сигтуны

4) Крупное поражение крестоносцев от ливов

А) 1240 б) 1242 в) 1236 г) 1187

Задание 20

Эту фразу, сказанную ливонским послам, приписывают князю Александру.

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) "Россия велика, а отступать некуда - позади Москва"

2) "Я тебя породил, я тебя и убью"

3) "Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет"

Вариант 2

Задание 1

Какие товары вывозили из земель восточных славян? Выберите несколько из 5 вариантов

1) Кожи 2) Дорогое оружие 3) Мед и воск 4) Предметы роскоши 5) Пушнину

Задание 2

Напишите, как назывался сухопутный путь между реками для кораблей.

Запишите ответ:______________

Задание 3

Постройте правильную логическую цепочку.

Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа:

  1. Формирование городов

  2. Формирование новых органов власти

3) Формирование новых порядков

4) Развитие торговли

Задание 4

Какое название носило войско князя? Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Рать 2) Полк 3) Дружина 4) Армия

Задание 5

Соотнесите определение и понятие.

1) Вече 2) Тысяцкий 3) Полюдье 4) Человек, чьим основным занятием является торговля

А) Сбор князем дани Б) Купец В) Руководитель местного ополчения Г) Народное собрание

Задание 6

Расположите в хронологическом порядке периоды правления первых русских правителей.

Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа:

  1. Ольга 2. Святослав 3.Олег 4. Игорь

Задание 7

Опишите суть преобразований княгини Ольги. Выберите несколько из 5 вариантов

1) Установила места сбора дани 2) Назначила специальных людей для сбора дани

3) Установила точный размер дани 4) Отменила сбор дани

5) Установила правила, по которым население само приносило дань в Киев

Задание 8

Соотнесите определение и понятие. Укажите соответствие для всех 4 вариантов

1) Точное количество дани 2) Важное изменение в жизни людей и страны

3) Второе лицо после князя 4) Место сбора дани

А) Реформа Б) Урока В) Погост Г) Воевода

Задание 9

Какое название носило племя, расправившееся с князем Игорем?

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) Бужане 2) Вятичи 3) Древляне

Задание 10

Соотнесите событие и дату. Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) Смерть Святослава 2) Принятие Ольгой христианства

3) Начало походов против хазар 4) Неудачный поход Игоря на Царьград

А) 957 Б) 972 В) 941 Г) 965

Задание 11

Соотнесите дату и событие.

1) 1238 2) 1223 3) 1237 4) 1239

А) Второй поход монголов на Русь Б) Первый поход монголов на Русь

В) Битва на Калке Г) Битва на реке Сить

Задание 12

Восстановите хронологию событий.

  1. Поход монголов на половцев

  2. Объединение монголов под управлением Темучина

  3. Поход монголов в Европу

  4. Монгольский поход в Китай

Задание 13

Каковы были причины поражения русского войска от монголов?

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Разногласия между князьями 2) Некоторые князья не сражались

3) Нет общего командования 4) Плохое вооружение 5) Подкуп монголами многих князей

Задание 14

Какими были причины отмены монгольского похода на Новгород?

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Новгородские купцы откупились 2) Распутица 3) Недостаток продовольствия

4) Монголы не знали где он находится 5) Новгород был хорошо укреплен

Задание 15

Какие из представленных европейских стран подверглись монгольскому нашествию?

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Чехия 2) Франция 3) Польша 4) Италия 5) Венгрия

Задание 16

Укажите хронологический порядок появления орденов крестоносцев на границах Руси.

  1. Ливонский орден 2) Орден меченосцев 3) Тевтонский орден

Задание 17

Какая из перечисленных стран более всех претендовала на новгородские земли?

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) Польша 2) Швеция 3) Норвегия

Задание 18

По каким причинам Новгород к середине 13 века потерял влияния в Прибалтике?

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Не обладал техникой для захвата крепостей 2) Не обладал сильным войском

3) Не создавал опорных пунктов 4) Не шел на союз с другими княжествами

5) Не хотел конфликтовать с крестоносцами

Задание 19

На льду какого озера произошло "Ледовое побоище"?

1) Ладожское 2) Ильмень 3) Чудское

Задание 20

Какие личные качества и действия помогли князю Александру успешно противостоять врагам Новгорода? Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Был дальновидным политиком 2) Роднился с противниками

3) Стремился столкнуть противников Руси 4) Начал подготовку к нападению врагов

5) Был очень богат и мог откупиться

videouroki.net

Итоговая контрольная работа по предмету «История» 1 вариант

Периоды для исторического сочинения

Периоды для исторического сочинения Периоды для исторического сочинения 1. 862 988 первые языческие князья 2. 972 980 правление Ярополка Святославича; междоусобная борьба между сыновьями Святослава Игоревича за престол 3. 1015 1019 междоусобица

Подробнее

ID_7095 1/7 neznaika.pro

ID_7095 1/7 neznaika.pro 1 Си сте ма ти за ция исторической информации: соответствие Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных

Подробнее

(профильный уровень) В учебном году.

(профильный уровень) В учебном году. Методические материалы для проведения переводной аттестации учащихся 10х классов по истории (профильный уровень) В 2015-2016 учебном году. Учитель Рожкова Елена Юрьевна Пояснительная записка. Переводная

Подробнее

ID_1203 1/6 neznaika.pro

ID_1203 1/6 neznaika.pro 1 Систематизация исторической информации: соответствие Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных

Подробнее

1. Целью изучения дисциплины является

1. Целью изучения дисциплины является 1. Целью изучения дисциплины является формирование у студентов историческое мышление, целостное представление о закономерностях мирового исторического процесса. 2. Задачи, решаемые в ходе освоения программы

Подробнее

по Истории России на учебный год 10 класс

по Истории России на учебный год 10 класс Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия г. Навашино» «Утверждаю» Заместитель директора по учебно- воспитательной работе Агафонова Е.А. сентября 206 г. Календарно- тематическое

Подробнее

Класс Фамилия, имя (полностью) Часть 1

Класс Фамилия, имя (полностью) Часть 1 Класс Фамилия, имя (полностью) Дата 2014 г. Часть 1 К каждому из заданий 1-10 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком. Инструкция по выполнению работы

Подробнее

ИСТОРИЯ РОССИИ. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ

ИСТОРИЯ РОССИИ. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ИСТОРИЯ РОССИИ. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ РАЗДЕЛ I. История Руси - России(IХ ХVII века) Тема 1. Древняя Русь (IХ ХIII века) 1. На какой территории было создано Древнерусское государство? 2. Кем было создано Древнерусское

Подробнее

Задания А4 по истории

Задания А4 по истории Задания А4 по истории 1. Что было одним из итогов правления Ивана Грозного? 1) складывание всероссийского рынка 2) отмена урочных лет 3) ведение Юрьева дня для крестьян 4) ослабление страны вследствие

Подробнее

Правление Ивана Грозного

Правление Ивана Грозного Домашнее задание по учебной дисциплине «История» для студентов первого курса Изучить: 1. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. «Русское слово учебник», 2012 г. 20, 21, 22.

Подробнее

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ Негосударственное образовательное учреждение высшего образования Московский технологический институт «УТВЕРЖДАЮ» Директор колледжа Куклина Л. В. «24» июня 2016 г. АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Подробнее

ID_4144 1/5 neznaika.pro

ID_4144 1/5 neznaika.pro 1 Систематизация исторической информации: множественный выбор Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других

Подробнее

ДНИ СЛАВЫ РУССКОГО ОРУЖИЯ

ДНИ СЛАВЫ РУССКОГО ОРУЖИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА ОРЛОВСКОГО РАЙОНА» Центральная районная библиотека Методико-библиографический отдел ДНИ СЛАВЫ РУССКОГО

Подробнее

Недаром помнит вся Россия

Недаром помнит вся Россия Недаром помнит вся Россия Номинация: Дни воинской славы России Автор: Малякшин Евгений, 4Г класс МБОУ «НОШ 2», г. Чебоксары, 10 лет История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм,

Подробнее

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЧелГУ») Костанайский филиал

Подробнее

ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ К ЗАНЯТИЮ

ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ К ЗАНЯТИЮ ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ К ЗАНЯТИЮ 1 1. Основные даты и события Конец IX века - (в летописи) призвание князя Рюрика. Начало династии Рюриковичей. Конец X века - завершение образования Древнерусского государства.

Подробнее

Памятные даты Российской истории

Памятные даты Российской истории Памятные даты Российской истории 15.03.2015 27 января День воинской славы России. В этот день в 1944 году советские войска освободили от блокады немецкофашистских войск город Ленинград. 2 февраля День

Подробнее

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» Севастопольский экономико гуманитарный институт(филиал) УТВЕРЖДАЮ Заместитель председателя

Подробнее

Задание олимпиады «Линия знаний: История»

Задание олимпиады «Линия знаний: История» Задание олимпиады «Линия знаний: История» Инструкция по выполнению задания: I. Внимательно прочтите инструкцию к разделу II. Внимательно прочтите вопрос III. Вариант правильного ответа (только цифры) запишите

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Современное преподавание истории предполагает создание профильных классов, а значит более глубокое изучение. Углубление может проходить при изучении персонажей, знакомстве с историографией,

Подробнее

Тематическое планирование ОВС 10 класс

Тематическое планирование ОВС 10 класс п/п Тема урока Кол. часов Тематическое планирование ОВС 10 класс Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся Вид контроля план Дата факт 1 Родина и ее национальная безопасность.

Подробнее

Дни. воинской славы. России

Дни. воинской славы. России Дни воинской славы России 16 февраля 2001 г. Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». В ее реализации большое значение

Подробнее

Для возрастной группы 7-10 лет

Для возрастной группы 7-10 лет Вопросы исторической викторины, проводимой в рамках Всероссийского литературно-художественного конкурса творческих работ «Я помню! Я горжусь!» Для возрастной группы 7-10 лет 1. Назовите даты начала и окончания

Подробнее

Актуальность программы

Актуальность программы Пояснительная записка Направленность программы: военно-патриотическая. Актуальность программы События дней воинской славы России, являясь великим достоянием и гордостью народа нашего государства, всегда

Подробнее

Задания командам на КВН по истории

Задания командам на КВН по истории Задания командам на КВН по истории Цели: Расширить знания учащихся по истории России. Конкурсами КВНа способствовать развитию умений и навыков, учащихся на уроках истории. Формировать интерес, патриотические

Подробнее

Русско-византийская война

Русско-византийская война 970 971. Русско-византийская война В тексте описана встреча русского князя с императором Византии. Основными целями внешней политики Руси в правление князя, о котором идёт речь в тексте, были: - ослабление

Подробнее

docplayer.ru

Контрольная работа по истории России в 7 классе, 1 вариант

Учебно-дидактический материал

 по истории России в 7 классе

автор-составитель: Петров Игорь Андреевич

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ В 7 КЛАССАХ

I ВАРИАНТ

№1 Задания на знание дат

1. В каком году был созван первый в истории России Земский собор?

1)1447 г. 2) 1549 г. 3) 1601 г. 4) 1613 г.

2. Чем знаменателен в истории России 1649 г.?

1) окончанием зависимости Руси от Золотой Орды

2) принятием «Табели о рангах»

3) победой России в Северной войне

4) принятием «Соборного уложения»

3. В каком веке произошел раскол в Русской православной церкви?

1) XV в. 2) XVI в. 3) XVII в. 4) XVIII в.

4. В каком веке появилось название «Российская империя»?

1) XVIII в. 2) XVII в. 3) XVI в. 4) XIV в.

№2 Задания на знание фактов

1. Первый в истории России Земский собор был созван в царствование

1) Ивана Грозного 3) Петра I

2) Ивана III 4) Алексея Михайловича

2. Первым царем, избранным Земским собором, был

1) Борис Годунов 3) Василий Шуйский

2) Лжедмитрий I 4) Михаил Романов

3. И. Мазепа, Карл XII, Август II были современниками царя

1) Павла I 3) Ивана IV Грозного

2) Петра I 4) Бориса Годунова

4. А.Д. Меншиков, Ф.М. Апраксин, Я.В. Брюс, Ф.Я. Лефорт известны в истории как

1) «птенцы гнезда Петрова»

2) вельможи эпохи Екатерины II

3) организаторы стрелецкого бунта в конце XVII в.

4) деятели, участвовавшие в проведении церковной реформы XVII в.

5. Кто из названных лиц был государственным деятелем XVIII в.?

1) Г.А. Потемкин 3) А.Л. Ордин-Нащокин

2) И.С. Пересветов 4) А.Ф. Адашев

№3 Задания на группировку событий, явлений

1. Кто из перечисленных лиц был участником событий Смуты конца XVI — начала XVII в.?

A) Василий Шуйский Б) Андрей Курбский

B) Прокопий Ляпунов Г) Василий Голицын Д) Кузьма Минин

Е) Степан Разин Укажите верный ответ.

1)АБВ 2)АВД 3)БГД 4) ВГЕ

2. Какие из перечисленных ниже имен связаны с царствованием Алексея Михайловича?

A) Борис Годунов Б) А. Ордин-Нащокин B) В. Шуйский Г) Б. Морозов Д) Лжедмитрий Е) А. Матвеев

Укажите верный ответ. 1)АВД 2)БВД 3)БГЕ 4) ВДЕ

3. Какие из названных понятий связаны с эпохой дворцовых переворотов в России XVIII в.?

A) верховники Б) министерства B) Кабинет министров Г)кондиции Д) Негласный комитет Е) Приказ тайных дел

Укажите верный ответ. 1) АБВ 2) АВГ 3)БВД 4) ВГД

№4 Задания на установление хронологической последовательности

1. Расположите в хронологической последовательности их появления следующие понятия.

Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк ответа.

А) аракчеевщина В) пугачевщина Б) хованщина Г) бироновщина

2. Расположите в хронологическом порядке следующие события.

Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу.

A) Полтавская битва Б) Семилетняя война B) взятие крепости Измаил Г) Гангутское морское сражение

3. Расположите в хронологическом порядке следующие события.

Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк ответа.

А) воцарение династии Романовых Б) церковный раскол В)крестьянско-казацкое восстание под руководством Е. Пугачева Г) Смута

№5 Задания с открытым кратким ответом

1. Прочтите отрывок из исторического документа и напишите, кто из российских правителей издал этот документ.

«Без суда да не лишится благородный дворянского достоинства. Без суда да не лишится благородный чести. Без суда да не лишится благородный жизни. Без суда да не лишится благородный имения. Да не судится благородный, кроме как с своими равными. Подтверждаем на вечные времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свободу».

2. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и напишите имя патриарха, о котором идет речь.

«Сосланный в Ферапонтов монастырь на Белоозеро в чине монаха, он на пять лет пережил своего «собинного друга» Алексея Михайловича. Все годы, проведенные в монастыре, он надеялся на возобновление былой дружбы царя, который по-человечески переживал разрыв и гонения на него, неоднократно испрашивал благословения для себя и своей семьи. В 1676 г. умер царь Алексей Михайлович, а в 1681 г. Патриарху разрешили вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь, но смерть помешала этому».

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

АДМИНИСТРАТИВНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ» 1 вариант

ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ К ЗАНЯТИЮ

ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ К ЗАНЯТИЮ ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ К ЗАНЯТИЮ 1 1. Основные даты и события Конец IX века - (в летописи) призвание князя Рюрика. Начало династии Рюриковичей. Конец X века - завершение образования Древнерусского государства.

Подробнее

Класс Фамилия, имя (полностью) Часть 1

Класс Фамилия, имя (полностью) Часть 1 Класс Фамилия, имя (полностью) Дата 2014 г. Часть 1 К каждому из заданий 1-10 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком. Инструкция по выполнению работы

Подробнее

(профильный уровень) В учебном году.

(профильный уровень) В учебном году. Методические материалы для проведения переводной аттестации учащихся 10х классов по истории (профильный уровень) В 2015-2016 учебном году. Учитель Рожкова Елена Юрьевна Пояснительная записка. Переводная

Подробнее

Периоды для исторического сочинения

Периоды для исторического сочинения Периоды для исторического сочинения 1. 862 988 первые языческие князья 2. 972 980 правление Ярополка Святославича; междоусобная борьба между сыновьями Святослава Игоревича за престол 3. 1015 1019 междоусобица

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с документами: 1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 273-ФЗ; 2. Адаптированная образовательная

Подробнее

ID_1203 1/6 neznaika.pro

ID_1203 1/6 neznaika.pro 1 Систематизация исторической информации: соответствие Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных

Подробнее

Тема. Русь изначальная

Тема. Русь изначальная Учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей г. Козьмодемьянска» Тема. Русь изначальная Емельянов В.В. Повторительно обобщающий урок по истории России с древнейших времен до начала XIII века в 10 классе

Подробнее

по Истории России на учебный год 10 класс

по Истории России на учебный год 10 класс Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия г. Навашино» «Утверждаю» Заместитель директора по учебно- воспитательной работе Агафонова Е.А. сентября 206 г. Календарно- тематическое

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Современное преподавание истории предполагает создание профильных классов, а значит более глубокое изучение. Углубление может проходить при изучении персонажей, знакомстве с историографией,

Подробнее

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЧелГУ») Костанайский филиал

Подробнее

РОССИЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ЛАБИНСКИЙ РАЙОН

РОССИЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ЛАБИНСКИЙ РАЙОН РОССИЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ЛАБИНСКИЙ РАЙОН станица ВОЗНЕСЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Подробнее

Задания B3 по истории

Задания B3 по истории Задания B3 по истории 1. Установите соответствие между терминами и временем их появления. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго. Ответ запишите в виде последовательности

Подробнее

Ó ÅÁÍÀß ÊÍÈÃÀ ÐÓÑÑÊÎÉ ÈÑÒÎÐÈÈ

Ó ÅÁÍÀß ÊÍÈÃÀ ÐÓÑÑÊÎÉ ÈÑÒÎÐÈÈ Ñ. Ì. Ñîëîâüåâ Ó ÅÁÍÀß ÊÍÈÃÀ ÐÓÑÑÊÎÉ ÈÑÒÎÐÈÈ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ Êíèãà äîñòóïíà â ýëåêòðîííîé áèáëèîòå íîé ñèñòåìå biblio-online.ru Ìîñêâà Þðàéò 2016 УДК 930.85(075.8) ББК 63.3(2)я73 С60 Автор: Соловьев

Подробнее

Древность и Средневековье

Древность и Средневековье Древность и Средневековье 1. Установите соответствие между событиями и годами, когда они произошли: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца. СОБЫТИЯ ГОДЫ А) битва

Подробнее

2) словене; 2) Велес; 3) Стрибог;

2) словене; 2) Велес; 3) Стрибог; Южно-Уральская олимпиада школьников по истории Очный тур, 2011/2012 уч.г. 6 класс, 1 вариант (задания и ответы) Максимальная оценка 100 баллов I. Задания с выбором ответа. Максимальное количество баллов

Подробнее

1. Целью изучения дисциплины является

1. Целью изучения дисциплины является 1. Целью изучения дисциплины является формирование у студентов историческое мышление, целостное представление о закономерностях мирового исторического процесса. 2. Задачи, решаемые в ходе освоения программы

Подробнее

ID_4144 1/5 neznaika.pro

ID_4144 1/5 neznaika.pro 1 Систематизация исторической информации: множественный выбор Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других

Подробнее

ID_7689 1/6 neznaika.pro

ID_7689 1/6 neznaika.pro 1 Систематизация исторической информации: соответствие Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных

Подробнее

docplayer.ru

Контрольная работа по истории России 2. Вариант 1. Задания уровня А

Транскрипт

1 Контрольная работа по истории России 2. Вариант 1. Задания уровня А А1. В каком веке со смертью сыновей Ивана Грозного пресеклась династия Рюриковичей? 1) XIV в. 3) XVI в. 2) XV в. 4) XVII в. А2. В 1242 г. произошло столкновение русских дружин с западноевропейскими рыцарями на 1) реке Неве 2) реке Угре 3) Чудском озере 4) реке Ижоре A3. Как называлось на Руси земельное владение, принадлежавшее владельцу на правах полной наследственной собственности? 1) вотчина 2) земщина 3) опричнина j 4) поместье А4. Великий князь Владимирский в конце XIII XIV в. имел право на княжение при условии 1) согласия Земского собора 2) согласия Боярской думы 3) передачи этого права от отца к сыну 4) получения ярлыка в Орде А5. Какая дата связана с образованием Второго ополчения и освобождением Москвы в годы Смуты? 1) 1589 г. 2) 1612 г. 3) 1662 г. 4) 1701 г. А6. Историческое полотно В.И. Сурикова «Меншиков в Берёзове» воссоздает события, связанные: 1) с дворцовыми переворотами 2) с Северной войной 3) со стрелецкими бунтами 4) с крестьянским восстанием под руководством Кондратия Булавина А7. Кто из перечисленных лиц относится к сподвижникам Петра I? A) В.В. Голицын Б) Д.М. Пожарский B) Ф.Я. Лефорт Г) Б.П. Шереметев Д) А. Г. Орлов Е) Ф.М. Апраксин Укажите верный ответ.

2 1) АВГ 2) БВД 3) ВГЕ 4) ГДЕ А8. Понятие «отмена урочных лет» связано с документом 1) «Табель о рангах» 2) «Соборное уложение 1649 г.» 3) «Судебник 1497 г.» 4) «Жалованная грамота дворянству» А9. Одним из следствий принятия «Соборного уложения» 1649 г. было 1) установление бессрочного сыска беглых крестьян 2) продление сроков поиска крестьян до 15 лет 3) упразднение правила «с Дона выдачи нет» 4) разрешение помещикам ссылать крестьян в Сибирь А10. Прочтите отрывок из произведения XIV в. и укажите о каком событии повествует автор. «...К славному городу Москве съехались все князья русские и говорили таково слово: «У Дона стоят татары поганые. Мамай-царь у реки Мечи, между Чуровом и Михайловом, хотят реку перейти и с жизнью своей расстаться нам во славу». 1) Ледовом побоище 2) битве на реке Калке 3) «стоянии на реке Угре» 4) Куликовской битве Задания уровня В В1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в приведённую в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк. А) воцарение Романовых В) пугачёвский бунт Б) церковный раскол Г) Смута В2. Установите соответствие между терминами и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. ТЕРМИНЫ A) вотчина Б) вече B) удел Г) наместник ОПРЕДЕЛЕНИЯ 1) глава местного управления, назначенный центральной властью 2) территория, выделенная во владение одному из младших членов княжеского рода 3) борьба за власть в одном княжестве или за образование самостоятельного княжения 4) народное собрание 5) земельное владение, которое передавалось от отца к сыну

3 А Б В Г В3. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и напишите имя патриарха, о котором идёт речь. «Сосланный в Ферапонтов монастырь на Белоозеро в чине монаха, он на пять лет пережил своего «собииного друга» Алексея Михайловича. Все годы, проведённые в монастыре, он надеялся на возобновление былой дружбы царя, который по-человечески переживал разрыв и гонения на него, неоднократно испрашивал благословения для себя и своей семьи. В 1676 г. умер царь Алексей Михайлович, а в 1681 г. Патриарху разрешили вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь, но смерть помешала этому». Ответ:. Задания уровня С Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. К заданиям С1;С2;СЗ. Из работы историка Б.А. Рыбакова. «Помимо красочной и драматической внешней истории княжеств и князей, эта эпоха крайне интересна для нас теми обострёнными отношениями между князьями и боярством, которые так явственно обозначились уже во времена Ярослава Осмомысла. Если отбросить элемент личной выгоды и корысти,...то следует признать, что проводимая ими политика концентрации земель, ослабления уделов и усиления центральной княжеской власти объективно была безусловно прогрессивной, поскольку совпадала с народными интересами. В проведении этой политики князья опирались на широкие слои горожан и на выращенные ими самими резервы мелких феодалов («отроки», «детские», «милостники»), полностью зависевших от князя. Необходимо обратить внимание на то, что начальная фаза <этого периода> (до того, как в нормальное развитие вмешался фактор завоевания) характеризуется не упадком культуры, как можно было бы ожидать,...а, наоборот, бурным ростом городов и ярким расцветом русской культуры во всех её проявлениях. Из этого следует, что новая политическая форма, очевидно, содействовала (может быть, на первых порах) прогрессивному развитию». С1. Укажите название и хронологические рамки исторического периода, о котором говорится в отрывке. Используя знания по истории, назовите крупнейшие политические центры этого периода. Укажите в общей сложности не менее трёх положений. С2. Используя текст документа и привлекая знания по истории, укажите не менее трёх характерных черт этого периода. СЗ. Привлекая знания по истории и текст документа, дайте оценку этому периоду. Приведите не менее трёх аргументов. С4. Какие реформы были проведены Избранной Радой в XVI в.? (Назовите не менее трёх реформ). В чем заключалось их значение? (Укажите не менее трёх положений). Инструкция для учащихся. Дайте развернутый ответ.

4 С5. Екатерина II считала, что «столь великая империя, как Россия, погибла бы, если бы в ней установлен был иной образ правления, чем деспотический». Какие другие пути развития российской государственности, кроме укрепления самодержавия, были возможны в XVIII в.? Какая из позиций вам более близка и почему? С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. После смерти Петра I канцлер Г.И. Головкин, Сенат и высшие сановники обсуждали, кому передать трон: внуку Петра I или его жене Екатерине. Почему создалась ситуация выбора наследника? Укажите не менее двух причин. В чью пользу и каким образом решился этот вопрос? Приведите не менее двух положений. С7. Сравните взгляды патриарха Никона и протопопа Аввакума. Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что различным (не менее двух различий). Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведённая таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ). Общее Различии......

5 Контрольная работа по истории России 2. Вариант 2. Задания уровня А А1. Собирание русских земель вокруг Москвы происходило в 1) X-XI вв. 2) XI XII вв. 3) XII XIII вв. 4) XIV XVI вв. А2. Первое сражение русских дружин с монголо-татарами произошло на реке 1) Калке 2) Воже 3) Угре 4) Неве A3. Грамота с прошением или жалобой, подаваемая на имя царя, воеводы, называлась 1) приказом 2) уложением 3) челобитной 4) реляцией А4..Что из названного относилось к последствиям нашествия монголо-татар на Русь? 1) укрепление связей между русскими княжествами 2) установление зависимости Руси от Орды 3) ограничение крестьянской свободы 4) экономический подъём русских земель А5. Чем знаменателен в истории России 1721 г.? 1) отменой крепостного права 2) провозглашением России империей 3) присоединением к России Крыма 4) принятием Соборного уложения А6. И. Мазепа, Карл XII, Август II были современниками царя 1) Петра I 2) Павла I 3) Ивана IV Грозного 4) Бориса Годунова А7. Какие из названных социальных движений относятся к XVII в.? A) восстание И. Болотникова Б) Медный бунт B) восстание под руководством Е. Пугачёва Г) Соляной бунт Д) Чумной бунт Е) восстание военных поселенцев Укажите верный ответ. 1)АБВ 2)АБГ 3) БВД 4) ГДЕ

6 А8. Какое из положений содержалось в Соборном уложении 1649 г.? 1) введение опричнины 2) запрещение передавать поместья по наследству 3) установление Юрьева дня 4) объявление крепостного состояния крестьян наследственным А9. Что из названного было одной из причин бунтов 1648 г. и 1662 г. в Москве? 1) введение новых пошлин и денег 2) ликвидация городского самоуправления 3) введение рекрутской повинности для посадского населения 4) предоставление иностранным купцам преимуществ в торговле А10. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и назовите князя, о котором идёт речь. «...[Он] строил много церквей, основывал монастыри, не жалел издержек на украшение храмов. Кроме церкви Успения, возбуждавшей удивление современников великолепием, он построил церковь Покрова при устье реки Нерли и много других каменных церквей. Властолюбивый князь, изгнавши братьев и тех бояр, которые недостаточно ему повиновались, правил в своей земле самовластно, забывши, что он был избран народом, отягощал народ поборами и по произволу казнил смертью всякого, кого хотел». 1) Юрий Долгорукий 2) Владимир Мономах 3) Ярослав Мудрый 4) Андрей Боголюбский Задания уровня В В1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в приведённую в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк. А) разделы Речи Посполитой Б) Азовские походы Петра I В) Каспийский поход Петра I Г) Семилетняя война В2. Установите соответствие между именами государей и понятиями, связанными с их правлением. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. ГОСУДАРИ A) Иван Грозный Б) Анна Иоанновна B) Екатерина II Г) Алексей Михайлович ПОНЯТИЯ 1) «просвещенный абсолютизм» 2) опричнина 3) полки «иноземного строя» 4) бироновщина 5) министерства

7 А Б В Г В3. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идёт речь. «В своем несчастье он, на удивление всем, проявлял необыкновенную твердость духа. Отчуждённый от всего мира, среди лесных просторов Сибири бывший генералиссимус не роптал на свою судьбу и всячески ободрял детей. На крутом берегу реки с помощью своих слуг он построил дом и церковь. Для бывшего повелителя России тихо проходили дни в скромном доме в суровом краю. В сибирской ссылке он прожил менее полутора лет, 12 ноября 1729 г. он умер и был похоронен в построенной им церкви рядом со своей дочерью. Так закончил свой земной путь один из выдающихся государственных деятелей XVIII столетия». Ответ:. Задания уровня С Инструкция для учащихся. Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 СЗ. Манштейн К.Г. «Записки о России»: «В полночь царевна, сопровождаемая Воронцовым и Лестоком, отправилась в казармы гренадеров Преображенского полка; 30 человек этой роты были в заговоре и собрали до 300 унтер-офицеров и солдат. Царевна объявила им в немногих словах свое намерение и требовала их помощи; все согласились жертвовать собой для нее. Первым их делом было арестовать ночевавшего в казармах гренадерского офицера по имени Гревс, шотландца по происхождению; после этого они присягнули царевне на подданство; она приняла над ними начальство и пошла прямо к Зимнему дворцу; она вошла, без малейшего сопротивления, с частью сопровождавших ее лиц в комнаты, занимаемые караулом, и объявила офицерам причину своего прихода; они не оказали никакого сопротивления и пустили ее действовать. У всех дверей и выходов были поставлены часовые. Лесток и Воронцов вошли с отрядом гренадеров в покои великой княгини и арестовали ее с супругом, детьми и фавориткой, жившей рядом. Лишь только это дело было окончено, несколько отрядов было послано арестовать фельдмаршала Миниха, его сына, обер-гофмейстера великой княгини, графа Остермана, графа Головкина, графа Левен-вольде, обер-гофмаршала двора, барона Менгдена и некоторых других, менее значительных лиц. Все арестованные были отведены во дворец царевны. Она послала Лестока к фельдмаршалу Ласи предупредить его о том, что она совершила, и объявить, что ему нечего бояться, и приказала немедленно явиться к ней. Сенат и все сколько-нибудь знатные лица империи были также созваны во дворец новой императрицы. На рассвете все войска были собраны около ее дома, где им объявили, что царевна Елизавета вступила на отцовский престол, и привели их к присяге на подданство. Никто не сказал ни слова, и все было тихо, как и прежде. В тот же день императрица оставила дворец, в котором она жила до тех пор, и заняла покои в императорском дворце. В день революции (т.е. переворота) новая императрица объявила манифестом, что она взошла на отцовский престол, принадлежавший ей, как законной наследнице, и что она приказала арестовать похитителей ее власти. Три дня спустя был обнародован другой манифест, который должен был доказать ее неоспоримое право на престол. В нем было сказано, что так как принцесса Анна и ее супруг не имели никакого права на русский престол, то они будут отправлены со всем семейством в

8 Германию. Их отправили из Петербурга со всеми слугами под конвоем гвардейцев, состоявших под командой генерала Салтыкова (бывшего обер-полицмейстером при императрице Анне). Они доехали только до Риги, где их арестовали. Сначала их поместили на несколько месяцев в крепость; затем перевезли в Дюнамюндский форт и, наконец, вместо того, чтобы дозволить им возвратиться в Германию, их привезли обратно в Россию. Место их заточения часто менялось, и великая княгиня умерла в родах в марте 1746 г. Тело ее было перевезено в Петербург и предано земле в монастыре св. Александра Невского». С1. Когда произошли описываемые события? Как звали новую императрицу? С2. Как новая императрица оправдывала свое вступление на престол? СЗ. Какие силы помогли ей захватить власть? С4. Назовите основные итоги внешней политики России во второй половине XVIII в. (не менее трех итогов). Приведите примеры (не менее трех примеров) военных триумфов России этого периода времени. С5. Некоторые историки (в частности, А.А. Зимин) характеризовали опричную политику Ивана Грозного как завершающий удар, который был нанесен последним оплотам удельной раздробленности. Она подвела финальную черту под длительной борьбой за объединение русских земель под эгидой московского правительства, ослабила обособленность русской Православной церкви. Считается, что вызванная коренными интересами широких кругов господствующего класса феодалов, опричнина отвечала потребностям горожан и крестьянства, страдавших от бесконечных междоусобных распрей феодальной аристократии. Какие другие оценки опричнины вам известны? Какая из характеристик вам более близка и почему? С6. Рассмотри те историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В XV в. российское боярство крепко держалось за право местничества, а бояре говорили: «То им смерть, что им без мест быть». Однако в начале 80-х гг. XVII в. царь Фёдор Алексеевич отменил местничество. Чем была обусловлена эта мера? Назовите не менее трёх причин. Какое значение имела отмена местничества 9 Укажите не менее двух положений. С7. Сравните положение дворян-помещиков и бояр-вотчинников. Запишите ответ в таблицу: Общее... Различия Дворяне Бояре

9 Контрольная работа по истории России 2. Вариант 3. Задания уровня А А1. В какие годы Иваном Грозным проводилась опричная политика? 1) гг. 3) гг. 2) гг. 4) гг. А2. Какое имя в приведённом ряду имен связано с княжением Ивана III? 1) Сергий Радонежский 2) Аристотель Фиораванти 3) Алексей Адашев 4) Андрей Курбский A3. Свод законов, установивший Юрьев день, вошел в историю под названием 1) «Судебника» 2) «Русской правды» 3) «Соборного уложения» 4) «Указа об урочных летах» А4. Что из названного относится к одной из причин возвышения в XIV в. Московского княжества? 1) союз московских и тверских князей против Золотой Орды 2) союз Москвы с Великим Новгородом 3) союз московских князей с Великим княжеством Литов-им 4) выгодное географическое положение А5. В каком ряду названы даты Северной войны, обеспечившей России выход в Балтийское море? 1) гг. 3) гг. 2) гг. 4) гг. А 6. Кто из перечисленных лиц совместно осуществлял государтвенную политику в XVIII в.? 1) Екатерина II и Григорий Потёмкин 2) Михаил Федорович и патриарх Филарет 3) Павел I и Константин Победоносцев 4) Петр I и Михаил Сперанский А7. Какие из названных ниже положений содержало Соборное уложение 1649 г.? A) введение подушной подати Б) окончательное юридическое закрепощение крестьян B) укрепление авторитета, власти и престижа личности Г) создание Земских соборов Д) прикрепление жителей городов к посаду Е) освобождение дворян от обязательной службы

10 Укажите верный ответ. 1)АБВ 2)АВГ 3) БВД 4) ГДЕ А8. Как называлось скрытое от мира поселение раскольников? 1) монастырь 2) посад 3) скит 4) хутор А9. Резкое ухудшение положения крестьян и городских низов в начале XVIII в. было вызвано 1) церковным расколом 2) введением подушной подати 3) появлением медных денег 4) установлением налога на соль А10. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, о каком церковном деятеле в нем идёт речь. «А великодержавный князь... достохвальный и победоносный великий Дмитрий... пришёл к святому, ибо большую веру имел к старцу, чтобы спросить его, повелит ли ему выступить против безбожных, так как знал, что [он] добродетелен и обладает даром пророчества. И святой, выслушав великого князя, благословил его, вооружил молитвой и сказал: «Победишь и с великой славой живым возвратишься в свое отечество». 1) патриархе Филарете 3) Сергии Радонежском 2) патриархе Никоне 4) Иосифе Волоцком Задания уровня В В1. Расположите имена князей в хронологическом порядке их жизни и деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в правильной последовательности в приведённую в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк. А) Дмитрий Донской В) Юрий Долгорукий Б) Иван Грозный Г) Даниил Московский В2. Установите соответствие между понятиями, относящимися к истории Древней Руси, и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. ПОНЯ ТИЯ A) изгои Б) смерды B) холопы Г) тиуны ОПРЕДЕЛЕНИЯ 1) крестьяне-общинники 2) управители господского дома 3) люди, порвавшие с общиной 4) низшая категория населения, по положению близкая к рабам 5) крестьяне, взявшие ссуду А Б В Г

11 Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов). В3. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите императрицу, о которой идёт речь. «Начала свое царствование с того, что... щедро одарила участников дворцового переворота. В феврале 1764 г. была осуществлена секуляризация (обращение государством церковной собственности, преимущественно земли, в светскую) церковного землевладения. Императрица широко использует политику лавирования. Для маскировки своей продворянской, прокрепостнической политики она использует политические, экономические и философские концепции западноевропейских просветителей, широко афишируя свою переписку с наиболее яркими учеными-просветителями того времени. Это создавало о ней мнение как о просвещённом и гуманном монархе». Ответ:. Задания уровня С Инструкция для учащихся. Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 СЗ. Русский мыслитель И.С. Аксаков в одной из своих работ писал о значении петровских преобразований: «История судила России другой путь развития. Кто бы ни был в том виноват, сам ли народ, Петр ли Великий, могло ли бы или не могло оно совершиться иначе, эти вопросы теперь излишни; важен самый исторический факт. А факт таков (и этого не отринет ни один историк), что Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукою палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Кровью поливались спешно, без критики, на веру выписанные из-за границы семена цивилизации. Все, что только носило на себе печать народности, было предано осмеянию, поруганию, гонению, одежда, обычай, нравы, самый язык, все было искажено, изуродовано, изувечено. Народность, как ртуть в градуснике на морозе, сжалась, сбежала сверху вниз, в нижний слой народный; правильность кровообращения в общем организме приостановилась, его духовная цельность нарушена. Простой народ притаился, замкнулся в себе, и над ним ближе к источнику власти, сложилось общество: вольные и невольные отступники его духа. Русский человек из взрослого, из полноправного у себя же дома попал в малолетки, в опеку, в школьники и слуги иноземных всяких, даже духовных дел мастеров. Умственное рабство перед европеизмом и собственная народная безличность провозглашались руководящим началом развития. Только такому могучему народному организму, каков русский, под силу вынести подобное испытание, которому, впрочем, конец далеко еще не настал. Тяжко пришлось русским людям: но обращаться вспять было уже нельзя, да и не желательно. Оставалось идти вперед, овладеть сокровищами и орудиями европейского просвещения и трудным подвигом самосознания расторгнуть оковы народного духа, воссоединить разрозненные слои, одним словом, возвратить русской народной жизни свободу, цельность, правильность».

12 С1. Точку зрения какого направления в общественном движении России XIX в. выражает автор? С2. Что он считает самым отрицательным в петровских преобразованиях? СЗ. В чем видит автор задачу русского народа после проведенных насильственных преобразований? С4. Назовите основные задачи политики «просвещенного абсолютизма», проводимой Екатериной II (не менее трех задач). Приведите не менее трёх примеров проявления этой политики. Инструкция для учащихся. Дайте развернутый ответ. С5. Историки называют правление Алексея Михайловича временем, когда складывались предпосылки петровских преобразований. Какие другие оценки эпохи Алексея Михайловича вам известны? Какая из характеристик вам более близка и почему? С6. Рассмотрите историческую ситуацию и Ответьте на вопросы. После смерти в 1538 г. жены великого князя Василия III Елены Глинской началась борьба боярских группировок за власть. Почему в России установилось «боярское правление»? Назовите не менее двух причин. К каким последствиям оно привело? Укажите не менее трех последствий. С7. Сравните реформы Избранной Рады и политику опричнины Ивана Грозного. Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что различным (не менее трёх различий). Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведённая таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ). Общее Различии......

13 Контрольная работа по истории России 2. Вариант 4. Задания уровня А А1. В каком веке была ликвидирована самостоятельность Великого Новгорода и он был присоединён к Москве? 1) XIII в. 3) XV в. 2) XIV в. 4) XVI в. А2. Первая большая победа русских войск над главными военными силами Орды произошла на 1) реке Калке 2) реке Шелони 3) реке Неве 4) Куликовом поле A3. Как называлось на Руси земельное владение, принадлежавшее владельцу на правах полной наследственной собственности? 1) вотчина 2) кормление 3) десятина 4) поместье А4. Система содержания должностных лиц за счёт местного населения в России называлась 1) местничеством 2) полюдьем 3) барщиной 4) кормлением А5. В каком году Земский собор избрал царем Михаила Романова? 1) 1549 г. 3) 1682 г. 2) 1613 г. 4) 1711 г. А6. Какое из названных литературных произведений было создано в XVII в.? 1) «Слово о полку Игореве» 2) «Задонщина» 3) «Житие протопопа Аввакума» 4) «Хождение за три моря» А7. Какие из названных событий произошли в царствование Алексея Михайловича? A) принятие Соборного уложения Б) Северная война B) разделы Речи Посполитой Г) Медный бунт Д) Семилетняя война Е) крестьянско-казацкое движение под руководством С. Разина Укажите верный ответ.

14 1) АБД 2) АГЕ 3) БВЕ 4) ВДЕ А8. Утверждение «Священство выше царства» связано с 1) борьбой иосифлян и нестяжателей 2) событиями конфликта царя Алексея Михайловича и патриарха Никона 3) реформами Избранной Рады 4) ликвидацией патриаршества в России в начале XVIII в. А9. В 1722 г. Петр I принял Указ о престолонаследии, в результате которого государь получил право 1) лично выбирать и назначать наследника 2) выбирать наследника вместе с Сенатом 3) передавать престол строго по наследству 4) передавать престол только по мужской линии А10. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о каком князе идёт речь. «Этот князь получил свое прозвище после того, как был ослеплён. Случилось это в 1446 г., когда поехал князь на богомолье в Троицкий монастырь. Но ослеплённый и сосланный в Углич князь не прекратил борьбу с врагами. Он отомстил своему противнику в 1453 г., отравив его. Князь убирал тех, кто поднимал меч на великое княжение. Москва поднялась на новую ступень власти и единения». 1) Андрее Боголюбском 2) Василии II 3) Иване III 4) Василии III Задания уровня В В1. Расположите имена исторических деятелей в хронологическом порядке их жизни и деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в правильной последовательности в приведённую в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк. А) А.Л. Ордин-Нащокин В) А.Г. Орлов Б) М.М. Сперанский Г) А.Д. Меншиков В2. Установите соответствие между терминами и их определениями К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. ТЕРМИНЫ A) барщина Б) посад B) рада Г) былина ОПРЕДЕЛЕНИЯ 1) народное сказание о подвигах героев 2) совет знати в Великом княжестве Литовском 3) труд зависимых крестьян в хозяйстве землевладельца 4) община у восточных славян 5) торгово-ремесленная часть города А Б В Г

15 Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов). В3. Прочтите отрывок из Указа Петра I от 1711 г. и напишите название государственного органа, которому были даны описанные полномочия. «Указ, что по отбытии нашем делать. 1. Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать...; то же и ябедникам Смотреть во всем государстве расходов и ненужные, а особливо напрасные снять. 3. Денег, как возможно, збирать, понеже деньги суть артерии войны. 4. Дворян собрать молодых Век-сели исправить и держать в одном месте. 6. Товары, которые... по канцеляриям... осмотреть и посвидетельствовать...». Ответ:. Задания уровня С Инструкция для учащихся. Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 СЗ. СМ. Соловьев так объясняет причины появления в России крепостного права: «Долго иностранцы, а за ними и русские изумлялись и глумились над этим явлением: как это случилось, что в то самое время, как в Западной Европе крепостное право исчезало, в России оно вводилось? Теперь наука показывает нам ясно, как это случилось: в Западной Европе благодаря ее выгодному положению усилилась промышленная и торговая деятельность, односторонность в экономической жизни, господство недвижимой собственности, земли, исчезла, подле нее явилась собственность движимая, деньги, увеличилось народонаселение, разбогател город и освободил село. А на востоке образовалось государство при самых невыгодных условиях, с громадною областью и малым народонаселением, нуждающееся в большом войске, заставляемое быть военным, хотя вовсе не воинственное, вовсе без завоевательных стремлений, имеющее в виду только постоянную защиту своей независимости и свободы своего народонаселения, государство бедное, земледельческое, и как только отношения в нем между частями народонаселения начали определяться по главным потребностям народной и государственной жизни, то оно и представило известное в подобных государствах явление: вооруженная часть народонаселения кормится непосредственно за счет невооруженной, владеет землею, на которой невооруженный человек является крепостным работником. И разве во всех государствах Европы крепостная зависимость сельского народонаселения исчезла вдруг и давно? В государствах Средней Европы она продолжалась до настоящего века, и причина тому заключалась в медленности экономического развития... Прикрепление крестьян это вопль отчаяния, испущенный государством, находящимся в безвыходном экономическом положении. Но дело не могло ограничиться одним прикреплением сельского народонаселения к обрабатываемой им земле: в городах живут так называемые посадские, тяглые люди, промышленники, торговые люди... Уход крестьянина от помещика лишает государство возможности иметь в сборе достаточное число войска; уход, укрывательство, закладничество тяглого человека лишает бедное государство последних финансовых средств, и вот одною из главных постоянных забот государства становится ловля человека». С1. Почему, по мнению СМ. Соловьева, крепостная зависимость исчезла в Западной Европе?

16 С2. Какие предпосылки и причины закрепощения крестьян в России называет историк? СЗ. Как всеобщее закрепощение населения способствовало укреплению Российского государства? С4. Назовите не менее четырёх черт государственно-политического развития России во второй половине XVII в., свидетельствующих о переходе к абсолютной монархии. Приведите не менее трёх положений Соборного уложения 1649 г. С5. Ниже приведены две точки зрения на преобразования эпохи Петра I: 1. Преобразования эпохи Петра I были подготовлены всем предшествующим развитием России в XVII в. 2. Все новации России в XVIII в. связаны только с именем Петра I. В XVII в. не было предпосылок, необходимых для проведения столь масштабных реформ. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В 1602 г. из России в Польшу бежал монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Он объявил себя чудесно спасшимся царевичем Дмитрием. Осенью 1604 г. он вторгся в Россию, имея всего около четырех тысяч человек казаков и поляков. В 1605 г. он взошел на трон. Чем можно объяснить успех Лжедмитрия I в борьбе за власть? Укажите не менее трех причин. Почему же его царствование было столь недолгим? Назовите не менее трех положений. С7. Сравните положение дворян и горожан в эпоху Екатерины П. Запишите ответ в форме таблицы: Общее... Различия Дворянство Горожане Источники: 1. Гевуркова Е.А., Соловьёв Я.В. История. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, с. 2. Пономарёв М.В., Хартулари Г.С. ЕГЭ Тематические тренировочные задания. М.: Эксмо, с. 3.Самое полное издание реальных заданий ЕГЭ : 2008 : История / авт.-сост. Я.В. Соловьёв, Е.А. Гевуркова, Л.И. Ларина, В.И. Егорова. М.:АСТ: Астрель, с.

docplayer.ru


Смотрите также