Контрольная работа по дисциплине «Теория Государства и Права». Тгп контрольная работа


Тематика контрольных работ по ТГП

Тематика контрольных работ по «Теории государства и права»

  • Теория государства и права в системе научных знаний.

  • Связь теории государства и права с неюридическими гуманитарными дисциплинами

  • Структура правоведения и функции юридической науки

  • Этапы становления и развития теории государства и права.

  • Место теории государства и права в системе юридических наук.

  • Предмет, особенности и функции теории государства и права

  • Теория государства и права в системе гуманитарного знания и в системе правоведения

  • Структура теории государства и права. Общая теория государства и общая теория права

  • Методологический плюрализм в изучении теории государства и права.

  • Система методов государственно-правового познания

  • Основные элементы социальных норм (мононорм) первобытного об­щества: содержание, способы регулирования (запреты, дозволения, обязывание), формы выражения, санкции.

  • Причины, формы и закономерности возникновения государства и права, общее и особенное у различных народов.

  • Неравномерность развития государственности у различных народов.

  • Связь государства и права как предпосылка их взаимной классификации.

  • Причины многообразия теорий происхождения государства, их характеристика.

  • Теории происхождения государства и права.

  • Государственная власть как разновидность социальной власти.

  • Государственная власть, ее отличие от первобытной демократии.

  • Структура, функции, формы, способы осуществления государственной власти.

  • Соотношение государственной и политической власти. Легитим­ность и легальность государственной власти.

  • Государство: понятие, признаки, сущность. Плюрализм в понимании государства.

  • Признаки и отличия государства и права от организации власти и системы социального регулирования в первобытном обществе.

  • Сущность и социальное назначение современного государства

  • Государство в политической системе современного общества

  • Функции государства: понятие, объективный характер, соотношение с целями, задачами, принципами государства.

  • Связь функций государ­ства с его сущностью и социальной ролью.

  • Эволюция функций государства, их взаимосвязь и взаимообуслов­ленность.

  • Характери­стика функций современного Российского государства.

  • Формы и методы осуществления функций государства: правовые и организационные.

  • Форма правления как способ организации государственной власти и порядок ее образования.

  • Конституционный статус формы правления РФ.

  • Общество и публичная власть в условиях,  предшествующих возникновению государства и права.

  • Общая характеристика современных учений о государстве: элитарно-технократические концепции государства, теория конвергенции, теория национального государства, теория государства всеобщего благоденствия, теория благоприятствующего государства, глобалистские теории, теория правового государства.

  • Классовое и общечеловеческое в государстве.

  • Типология государств: теоретические основы и значение типологизации

  • Государственный суверенитет: понятие, признаки, значение.

  • Форма государственного правления в России.

  • Понятие механизма государства. Гражданская и военная бюрократия в механизме государства

  • Аппарат государства. Понятие и признаки органа государства

  • Орган государства: предмет ведения, полномочия, компетенция.

  • Принципы организации и деятельности органов государства

  • Виды органов государства. Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти.

  • Законодательная власть в системе разделения властей по Конституции РФ.

  • Исполнительная власть в системе разделения властей

  • Судебная власть в системе разделения властей

  • Правоохранительные органы в механизме государства

  • Государственные служащие. Проблема бюрократии и антикоррупционные меры.

  • Формационный и цивилизационный подход к типологизации государства.

  • Буржуазное государство и право: этапы его развития.

  • Социально    ориентированное    государство,    пути формирования и виды.

  • Механизм осуществления государственной власти в РФ: система "сдержек" и "противовесов".

  • Понятие формы государства, факторы, влияющие на выбор формы государства

  • Форма государственного правления современной России.

  • Республика как форма государственного правления.

  • Современные модели президентства.

  • Государственное (территориальное) устройство. Унитарное и федеративное государство.

  • Федеративное устройство России: про­шлое и современность.

  • Форма государственного устройства. Российский федерализм.

  • Демократические государственно-правовые режимы.

  • Тоталитарные государственно-правовые режимы.

  • Функции государства социальной демократии.

  • Правовой режим государственной службы в РФ.

  • Признаки правового государства. Формирование правового государства в России.

  • studfiles.net

    Контрольная работа по дисциплине «Теория Государства и Права»

    ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

    ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 40.06.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ» Направленности (профили): 1. Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

    Подробнее

    Контроль знаний студента

    Контроль знаний студента Контроль знаний студента Контроль знаний студента имеет своей целью систематизацию, углубление и закрепление полученного практического и теоретического материала. Студент в процессе подготовке к контролю

    Подробнее

    Тематическое планирование Право 10 класс

    Тематическое планирование Право 10 класс Тематическое планирование Право 10 класс урока Тема урока Основное содержание Требования к уровню подготовки Домашнее задание 1 Роль права в жизни человека и общества 2 Происхождение права и Система юридических

    Подробнее

    ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

    ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Министерство образования и науки Российской Федерации Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального

    Подробнее

    Предмет курса и методика его изучения

    Предмет курса и методика его изучения МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.

    Подробнее

    Теория государства и права:

    Теория государства и права: Теория государства и права: Учебник / Под ред. докт. юрид. наук, проф., заслуж. деятеля науки РФ Р. А. Ромашова. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. 630 с. ISBN 5-94201-438-8

    Подробнее

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Право» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: ) Федерального закона «Об образовании» от29.2.202 года 273-ФЗ (ст.2 пункт 0, ст.2,

    Подробнее

    Учреждение образования

    Учреждение образования Учреждение образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина» УТВЕРЖДАЮ Ректор учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина» М.Э. Чесновский 2014

    Подробнее

    Теория государства и права

    Теория государства и права Министерство образования и науки Российской Федерации 40.03.01 (030900.62) -Ю ]эиспруденция, ФГБОУ ВПО «ЧелГУ» Версия документа - 1 стр. 1 из 77 Первый экземп, тяр КОПИЯ тор Н.А. Мамаев 20 У ^ г. Рабочая

    Подробнее

    Пояснительная записка

    Пояснительная записка 3 5 Пояснительная записка Программа учебной дисциплины «Основы права» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников учреждений среднего профессионального

    Подробнее

    Теория государства и права

    Теория государства и права 40 05 01 (030901 651 - Правовое обеспечение национальной безопасности Версия документа - 1 стр. 1 из 77 Первый экземпляр КОПИЯ УТВЕ ЛЮ чебной работе JI.A. Нефедова 2015 г. Рабочая программа дисциплины

    Подробнее

    ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 19-АД 13-1 г. Москва 20 августа 2013 г. Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев надзорную жалобу» Шелудковой Л Е на постановление

    Подробнее

    ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

    ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Cодержание программы ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Понятие и основные черты науки теории государства и права. Предмет науки теории государства

    Подробнее

    Тест по Муниципальному праву

    Тест по Муниципальному праву Тест по Муниципальному праву Задание 1. Вопрос 1. В каком случае в законодательстве Российской Федерации применяется термин «муниципальный»? Вопрос 2. Какое политико-правовое и экономическое своеобразие

    Подробнее

    Право, 10 класс Вариант 1 ВАРИАНТ 1

    Право, 10 класс Вариант 1 ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ 1 Часть А Задания А1 А30 Выберите среди предложенных ответов свой единственный и заштрихуйте соответствующий ему овал в бланке ответов на пересечении номера вопроса и номера ответа. 1. Видом монархии

    Подробнее

    АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

    АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический

    Подробнее

    ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

    ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЧелГУ») Костанайский филиал

    Подробнее

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. «Основы права»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. «Основы права» КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРАСНОЯРСКОЕ УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ) ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Основы права» для

    Подробнее

    ЗАПРЕТ КАК ОСНОВА РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

    ЗАПРЕТ КАК ОСНОВА РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗАПРЕТ КАК ОСНОВА РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 1. Запрещение наряду с дозволением и обязыванием является одним из основных способов правового регулирования. Традиционно запрещение трактуется как возложение на

    Подробнее

    1. Административный процесс: сущность, виды

    1. Административный процесс: сущность, виды Глава 15. АДМИНИСТРАТИВНО-ПР 1. Административный процесс: сущность, виды Процесс - совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления какой-либо

    Подробнее

    2. Место дисциплины в структуре ООП

    2. Место дисциплины в структуре ООП 2 АННОТАЦИЯ Дисциплина «Теория государства и права» реализуется как дисциплина базовой части профессионального цикла (С3.Б.1) Учебного плана специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности»

    Подробнее

    ГБПОУ «СТАПМ им. Д.И. Козлова»

    ГБПОУ «СТАПМ им. Д.И. Козлова» ГБПОУ «СТАПМ им. Д.И. Козлова» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 ОСНОВЫ ПРАВА Общепрофессиональный цикл программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 3.01.08 Слесарь по ремонту строительных

    Подробнее

    ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА ИПРАВА

    ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА ИПРАВА В.М. Сырых ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА ИПРАВА Учебник Допущен Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки Юриспруденция

    Подробнее

    АННОТАЦИЯ КУРСА «ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА»

    АННОТАЦИЯ КУРСА «ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА» АННОТАЦИЯ КУРСА «ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА» Правовая политика представляет собой относительно новую, но фундаментальную отрасль знаний в области юриспруденции, усвоение которых является необходимым условием обучения

    Подробнее

    docplayer.ru

    Контрольная работа - Понятие и предмет теории государства и права

    Содержание

    1. Введение……………………………………………………………………….3

    2. Основная часть…………………………………………………………..........4

    2.1. Понятие и предмет теории государства и права……………………….4

    2.2. Понятие государства……………………………………………………..6

    2.3. Понятие права…………………………………………………………….8

    2.4. Методология теории государства и права…………………………….10

    3. Заключение…………………………………………………………………...11

    4. Список использованной литературы……………………………………….12

    Введение.

    В самом общем виде можно сказать, что предметом теории государства и права являются государство и право, поскольку именно эти явления изучаются данной наукой. Вместе с тем нужно иметь в виду, что государство и право изучаются не только теорией государства и права, но и многими другими науками, причем как юридическими, так и неюридическими (например, социологией, политологией, историей). Поэтому государство и право правильнее считать не предметом теории государства и права, а объектом исследования различных наук, каждая из которых имеет в этом объекте свой предмет.

    Как и любую науку, теорию государства и права стоит начинать изучать с понятий. Поэтому первым делом в данной контрольной работе нам предстоит рассмотреть понятие государства и понятие права, дабы уяснить что это такое и откуда берут начало эти термины.

    Изучение круга тех общественных, а точнее государственно-правовых явлений, институтов и учреждений, которые теория государства и права охватывает собой и изучает, называется предметом.

    Наряду с предметом, свойственным любой научной и учебной дисциплине, теория государства и права имеет также и свой метод. Изучение теории государства и права как науки осуществляется именно посредством методов, которые должны применяться комплексно, взаимосвязано, что обеспечивает большую эффективность.

    Следует отметить, что наука, изучающая методы называется методологией. Значения методологии в познании теории государства и права недооценить невозможно. Об этом и о многом другом пойдет речь в рассматриваемой контрольной работе.

    Помимо всего необходимо выявить актуальные проблемы теории государства и права в подготовке юристов. Какие основные задачи стоят перед преподавательским коллективом и насколько важно для нашей страны готовить квалифицированных специалистов, юристов высокого класса.

    Основная часть:

    Понятие и предмет теории государства и права.

    Многие гуманитарные науки изучают государственно-правовые явления. В отличие от них теория государства и права имеет юридический характер, изучает прежде всего юридический аспект социальных явлений. Иногда в предмет теории государства и права включаются не правовые категории, позволяющие лучше понять и осмыслить юридические процессы. Это, например, гражданское общество, политическая система, мораль, культура, общественное сознание и некоторые другие.

    Теория государства и права изучает государственно-правовые явления целиком, в комплексе. Остальные юридические науки являются узкоспециализированными, исследуют лишь отдельные юридические аспекты государства и права. Она характеризует комплексный, всесторонний подход к изучению государственно-правовых явлений. Ее предмет охватывает все основные юридические признаки государства и права, взятые в единстве и взаимодействии.

    Теория государства и права обладает высоким уровнем абстракции, изучает основные, глобальные, общие закономерности возникновения и развития государственно-правовых явлений. К последним относятся, прежде всего, понятие, сущность, типы, формы, функции, структура, механизм, исторические тенденции и перспективы государства и права. Главное здесь — общетеоретическое осмысление правовой реальности.

    Большинство юридических наук изучает государственно-правовые явления на примере конкретного государства — Российской Федерации, или зарубежных стран. Существует, например, наука уголовного права России, наука конституционного права России, наука гражданского права России. В отличие от них теория государства и права во главу угла ставит не закономерности какого-то конкретного государства и права или группы государств, а общетеоретические правовые категории. Это универсальная наука, в основе которой — анализ всех без исключения государственно-правовых явлений в общемировом масштабе.

    Одни юридические науки изучают исторический аспект государства и права, другие — современность. Теория государства и права исследует одновременно и исторический, и современный «разрез» государственно-правовых явлений. Предметом изучения выступают государственные и правовые системы прошлого и настоящего, их закономерности, взаимосвязи, генезис (развитие), общие проблемы и перспективы. Таким образом, теорию государства и права интересует прошлое, настоящее и будущее государства и права.

    Понятие государства.

    Вопрос о понятии государства является весьма сложным и неординарным вопросом. Это обусловлено, с одной стороны, сложностью и многогранностью самого государства, а с другой, неодинаковостью восприятия одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми (субъективный фактор).

    Термин «Государство» используется в самом широком смысле, а именно для обозначения общества как такового или же какой-либо особой формы общества. Не редко же он применяется и в узком смысле, для обозначения какого-либо особого органа или органов общества, например, органов управления, или же субъектов управления, а также нации или территории, на которой проживает население той, или иной страны.

    Государство – это люди, живущие на определённой территории и объединённые властью. Таким образом, государство есть организация власти в обществе[2].

    Государство является особой социальной организацией, имеющей признаки, отличающие ее от до государственных организаций и от других организаций цивилизованного общества.

    Признаки государства:

    1. Государственная власть является публичной.

    Государственная власть является необходимым условием существования общества и используется для руководства совместной деятельностью людей и поддержания общественного порядка.

    Власть – это воздействие одних людей на поведение других, при этом они подчиняют своей воле других[5].

    2. Территориальное деление населения.

    В до государственный период развития люди делились по признаку родства, а с возникновением государства стали делиться по признаку нахождения на определённой территории.

    3. Наличие специального аппарата власти.

    Люди в этом аппарате не производят материальных и духовных благ, а профессионально занимаются управлением деятельностью других людей.

    4. Наличие налогов и займов.

    Система налогов и займов служит финансовым обеспечением деятельности государства.

    5. Суверенитет.

    Признаки государственного суверенитета:

    I. С суверенной стороны:

    а) верховенство государственной власти;

    б) самостоятельность государственной власти, её независимость от других властей на территории данной страны;

    II. С внешней стороны – самостоятельность государственной власти и её независимость от других властей за пределами территории данной страны.

    6. Законотворческая монополия.

    Никто другой кроме государства не может издавать на территории данной страны общеобязательные предписания (законы).

    Понятие права.

    Рассматривая вопрос о понятии права, очень важно четко уяснить, что же такое право, что представляет оно собой как социальное явление и какие признаки его характеризуют. Сделать это, однако, непросто, поскольку в научной и учебной литературе предлагаются самые различные, к тому же не всегда удачные варианты ответа на этот вопрос. Не вдаваясь в анализ позиций тех или иных авторов, их взглядов на понятие права, отмечу, что наиболее предпочтительной является точка зрения, согласно которой необходимо различать право в общесоциальном смысле и право в юридическом смысле. Необходимость такого различия вытекает уже из смыслового значения слова «право». Если обратиться к словарям, то нетрудно заметить, что в русском языке (да и во многих других языках тоже) это слово имеет несколько значений и употребляется как в юридическом, так и неюридическом смыслах. В частности, слово «право» употребляется в таких смыслах, как «естественное право», «юридическое право», «моральное право», «право члена общественной организации», «материнское право» и т.д. Этим словом обозначают установленные государством нормы, различные возможности людей (например, право на жизнь, право на образование, право старшинства) и некоторые другие явления. Поэтому говоря о понятии права, нужно прежде всего исходить из смыслового значения слова «право» и различать в связи с этим право в общесоциальном и право в юридическом смысле.

    Право в юридическом смысле – это установленные или санкционированные государством, государственной властью, нормы, а также закрепленная в этих нормах свобода, возможность определенного поведения[2]. Другими словами, право в юридическом смысле – это и есть то, что представители естественно-правовой, психологической и некоторых других теорий называют позитивным правом.

    Позитивное право не тождественно естественному праву. Во-первых, они не совпадают, поскольку естественное право может закрепляться не только в нормах позитивного права, но и, как только что было отмечено, в других социальных нормах. Во-вторых, та свобода, возможность поведения, которая закреплена в нормах позитивного права, не всегда есть социально оправданная свобода или возможность. Не нужно забывать, что нормы позитивного права устанавливаются или санкционируются государством. Государство же закрепляет в своих нормах или санкционирует только такую свободу, которая отвечает интересам государства. А интересы государства – это не обязательно интересы общества. Более того, в нормах позитивного права может закрепляться не только свобода, но и несвобода и даже произвол. Поэтому в нормах позитивного права закрепляется не столько социально оправданная свобода, сколько свобода, установленная или признанная государством. А такая свобода не равнозначна естественному праву.

    Методология теории государства и права.

    Методология теории государства и права представляет собой совокупность особых приемов, способов, средств научного познания действительности. Если предмет науки показывает, что изучает наука, то метод — как, каким образом она это делает[3].

    В основе методологии науки теории государства и права лежит принцип объективной истины, ставящий во главу угла выработку объективно достоверного научного знания. Изучение государства и права строится с различных философских, мировоззренческих и идеологических позиций.

    Среди частных методов теории государства и права выделяются:

    · метод сравнительного правоведения — сопоставление государственно-правовых явлений различных сообществ (макросравнение) или в рамках только одного сообщества (микросравнение), выявление общих закономерностей и специфики их развития[3];

    · метод исторического правоведения — государственно-правовые явления рассматриваются в динамике, с момента их возникновения вплоть до настоящего времени[3];

    · метод анализа и синтеза — процессы мысленного разложения целого на составные части и воссоединение целого из частей, а также классификация объектов исследования[3];

    · социологический метод — наблюдение, анкетирование, статистический анализ, сбор и математическая обработка исходных данных, например, в правоохранительной сфере, государственно-правовой эксперимент[3];

    · формально-юридический метод — исследование и толкование нормативного материала, текстов источников права[3].

    Заключение.

    Сам предмет теории государства и права, как и отдельные составляющие его содержание части, не является застывшим, а с течением времени изменяется и развивается. Это, в свою очередь, не только затрудняет, но и делает бессмысленным попытки исчерпывающего определения предмета теории государства и права и его содержания как чего-то раз и навсегда данного, неизменного.

    Чрезвычайно важным является и то, что государство и право, будучи неразрывно связаны между собой и взаимодействуя друг с другом, выступают как относительно самостоятельные явления по отношению друг к другу, выполняют сходные экономические и социально-политические функции, постоянно оказывают активное воздействие друг на друга.

    Государство в лице уполномоченных на то своих органов создает правовые нормы, охраняет их и гарантирует их соблюдение. Иными словами государство оказывает прямое воздействие на право. В то же время право оказывает обратное воздействие на государство. Оно связывает государственные органы конституционными и иными нормами, упорядочивает их деятельность, вводит их активность в законное русло, создает необходимые предпосылки для их эффективности. Из всего этого следует, что государство и право не могут искусственно отрываться, а, следовательно, и по-настоящему изучаться в отрыве друг от друга. Глубокое и разностороннее познание их возможно лишь в рамках единой отрасли знаний и академической дисциплины — теории государства и права.

    Список используемой литературы.

    1. Алексеев С.С. Общая теория права: Курс: в 2 т. М., 1980. – 565 c.

    2. Керимов Д.А. Общая теория государства и права: предмет, структура, функции. М., 1977. – 271 с.

    3. Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии обшей теории права. Л., 1988. – 371 c.

    4. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. — М., 1998. и второе издание: М.: Спарк, 2000. — 511 с.

    5. Общая теория государства и права / Под. ред. В. В. Лазарева. — М., 1995 и переиздания. – 429 c.

    6. Тихомиров Ю.А. Проблемы сравнительного законоведения // Государство и право. 1993. N 8. – 448 c.

    7. Теория государства и права / Под ред. Карельского и Перевалова. — М., 1998. – 312 c.

    8. Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова и Л. И. Малько. — М., 1998. и второе издание: М.: Юристъ, 2001. — 771 с.

    9. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М. 1999. – 669 c.

    www.ronl.ru

    Контрольные тесты по ТГП

    1. К  принципам права относится: 

    а) системность

    б) волевой характер

    в) формальная определенность

    г) все перечисленное

    а) системность 2. Какая  группа элементов соответствует  элементам механизма правового  регулирования?

    а) правовая культура, правосознание, правовое воспитание

    б) норма права, акты реализации права, акты применения права

    в) юридические  факты, правоспособность, правовой статус

    г) законность, правопорядок, аномия

    б) норма права, акты реализации права, акты применения права 3. Что  составляет содержание термина  «право»? 

    а) правила поведения  в общественных местах

    б) возможность  действовать по своему усмотрению

    в) общеобязательные правила поведения, установленные  государством и обеспеченные его  принудительной силой

    г) равенство

    в) общеобязательные правила поведения, установленные  государством и обеспеченные его  принудительной силой 4. Что  не относится к историческим  типам права? 

    а) традиционное право

    б) сословное  право

    в) право формального  равенства

    г) Конституционное  право

    г) Конституционное  право 5. Что  является материальным источником  права? 

    а) общественные отношения, которые обусловливает  содержание нормы

    б) традиция

    в) юридический  факт

    г) юридический  прецедент

    а) общественные отношения, которые обусловливает  содержание нормы       6. Что является формой права?

    а) мораль

    б) научная доктрина

    в) закон

    г) индивидуальный указ президента РФ

    в) закон 7. Назовите  признак нормы права:

    а) формальная неопределенность

    б) однократность  действия

    в) представительно-обязывающий  характер

    г) направленность на определенное лицо

    в) представительно-обязывающий  характер 8. Что  включается в содержание понятия  «правосознание»? 

    а) закон, правовой обычай

    б) принципы права, дефиниции

    в) переживания, нигилизм

    г) правовые чувства, установки, ориентации

    г) правовые чувства, установки, ориентации  9. Укажите структурные элементы  правосознания:

    а) индивидуальное, групповое, массовое сознание

    б) правовая психология, правовая идеология, поведенческий  компонент

    в) учебное, профессиональное, доктринальное сознание

    г) обыденное, групповое, массовое

     б) правовая психология, правовая идеология, поведенческий  компонент 10. Выделите  элемент структуры нормы права: 

    а) коллизия

    б) презумпция

    в) гипотеза.

    г) дефиниция

    в) гипотеза. 11.Как  называется часть нормы права,  указывающая на условие ее  действия?

    а) санкция

    б) диспозиция.

    в) презумпция

    г) гипотеза

    г) гипотеза 12. Санкция,  как элемент логической структуры  нормы права указывает на:

    а) вид и мера наказания

    б) вид и меру поощрения

    в) правовые последствия

    в) правовые последствия 13. Назовите основные принципы законности

    а) материальная ответственность

    б) равенство  всех перед законом

    в) целесообразность применения мер ответственности

    г) наличие традиций и обычаев в обществе

    б) равенство  всех перед законом 14. Дайте определение понятия «правоотношения».

    а) отношения  между людьми по поводу получения  материальных благ

    б) отношения  к вещи как к своей

    в) всякое общественное отношение, урегулированное нормами  права

    г) сделка

    в) всякое общественное отношение, урегулированное нормами  права 15. Как  называется возможность (способность)  иметь субъективные права и  нести юридические обязанности?

    а) дееспособность

    б) правоспособность

    в) деликтоспособность

    г) вменяемость

    б) правоспособность 16.  Правоотношения между тремя или  более субъектами относится к  категории:

    а) конкретных правоотношений

    б) сложных правоотношений

    в) общерегулятивных правоотношений

    г) простых правоотношений

    б) сложных правоотношений 17. Что  включается в понятие юридического  содержания правоотношения?

    а) права, обязанности, субъекты и объекты правоотношений

    б) субъективные права и юридические обязанности  субъектов правоотношения

    в) нормы права  и акты реализации права

    г)  субъекты и объекты правоотношений

    б) субъективные права и юридические обязанности  субъектов правоотношения 18. Что  такое дееспособность?

    а) способность  исполнять обязанности

    б) способность  своими действиями приобретать права  и исполнять обязанности

    в) способность  к труду

    г) способность  иметь права

    б) способность  своими действиями приобретать права  и исполнять обязанности 19. С  какого момента возникает дееспособность  юридических лиц?

    а) с момента  совершения первой сделки

    б) с момента  первой уплаты налогов

    в) с момента  регистрации в установленном  порядке

    г) с момента  принятия устава юридического лица

    в) с момента  регистрации в установленном  порядке 20. С  какого момента возникает частичная  дееспособность?

    а) с момента  рождения

    б) по достижении 14 лет

    в) с момента  принятия устава акционерного общества

    г) по достижении 6 лет

    г) по достижении 6 лет 21. Исключите  то, что не является разновидностью  правоспособности:

    а) общая

    б) индивидуальная

    в) специальная

    г) отраслевая

    в) специальная  22. С какого момента возникает  правоспособности у физических  лиц? 

    а) по достижении совершеннолетия

    б) с момента  рождения

    в) с момента  получения паспорта

    г) с момента  получения родителями свидетельства  о рождении ребенка

     а) по достижении совершеннолетия 23. Определите  элементы правосубъектности:

     а) субъективные  права и юридические обязанности

    б) Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность

    в) Общая правоспособность, противоправность, юридическая ответственность

    г) субъект правоотношений, субъективно-объективные отношения

    б) Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность 24. Исключите  признак, не относящийся к субъективному  праву:

    а) осуществляется в интересах управомоченного  лица

    б) обеспечивается обязанностями других лиц

    в) является необходимым, должным поведением

    г) является мерой  возможного поведения

    б) обеспечивается обязанностями других лиц 25. Исключите  неверный признак юридической  обязанности:

    а) исполняется  в интересах управомоченного  лица

    б) является возможным, допустимым  поведением

    в) исполнение обеспечивается мерами государственного принуждения

    г) является мерой  необходимого, должного поведения

    б) является возможным, допустимым  поведением 26. Что  является объектом правоотношения  в сфере образования?

    а) диплом

    б) оценки в приложении к диплому

    в) информация, полученная в ходе обучения

    г) посещение  учебных занятий

    в) информация, полученная в ходе обучения 27. Укажите  элементы правового статуса: 

    а) законные интересы

    б) юридические  права, свободы и обязанности

    в) гражданство

    г) юридическая  ответственность

    б) юридические  права, свободы и обязанности 28. Какими  качествами должен обладать субъект  правоотношения?

    а) быть гражданином

    б) иметь в  собственности имущество

    в) быть вменяемым

    г) быть дееспособным

    г) быть дееспособным 29. По  какому основанию выделяются  правообразующие, правоизменяющие,  правопрекращающие юридические  факты?

    а) по связи с  волей субъекта

    б) по последствиям

    в) по форме проявления

    г) по форме реализации права

    в) по форме проявления  30. Укажите один из признаков  правонарушения:

    а) правоспособность

    б) возможность  иметь субъективные права

    в) самонадеянность

    г) общественная опасность (вредность)

     г) общественная опасность (вредность) 31. Укажите  элемент объективной стороны  правонарушения:

    а) причины правонарушения

    б) психическое  отношение лица к содеянному

    в) общественная вредность.

    г) причинная  связь между деянием и наступившими последствиями

    г) причинная  связь между деянием и наступившими последствиями 32. Что  относится к признакам юридической  ответственности?

    а) наступление  за совершенное преступление, повлечение наказания

    б) общественное порицание, государственное осуждение

    в) обязанность  правонарушителя претерпевать определенные лишения, разновидность государственного принуждения

    г) применение мер  общей превенции, физический и материальный характер

    а) наступление  за совершенное преступление, повлечение наказания

    в) обязанность  правонарушителя претерпевать определенные лишения, разновидность государственного принуждения

    33. Укажите  основную черту метода в частно-правовой  сфере правового регулирования:

    а) подчиненность  одного субъекта правоотношения другому

    б) административный характер ответственности

    в) диспозитивность  нормативно-правового регулирования

    г) императивность нормативно-правового регулирования

    в) диспозитивность  нормативно-правового регулирования 34. Какие  виды юридических фактов выделяются  в соответствии с критерием  направленности волевого намерения  лица:

    а) события, состояния  и  действия

    б) презумпции и  фикции

    в) юридические  поступки и юридические акты

    г) акты государственных  органов и сделки

    а) события, состояния  и  действия

    в) юридические  поступки и юридические акты

    г) акты государственных  органов и сделки

    35. Что  из перечисленного не относится  к непосредственным формам реализации  права?

    а) соблюдение запретов

    б) применение права

    в) исполнение обязанностей

    г) использование

    б) применение права

    в) исполнение обязанностей

    г) использование

    36. Что  из перечисленного не относится  к формам восполнения пробелов  в праве? 

    а) принятие недостающей  нормы

    б) аналогия закона

    в) опосредованная реализация права

    г) применение права  по аналогии.

    в) опосредованная реализация права

    г) применение права  по аналогии.

    37. Что  включается в содержание понятия  «диспозитивный метод правового  регулирования»?

    а) подчиненность  одного субъекта правоотношений другому

    б) запрет на совершение субъектами правоотношений самостоятельных  действий

    в) равенство  субъектов правоотношений

    г) недопустимость свободного, договорного регулирования  отношений между субъектами

    в) равенство  субъектов правоотношений 38. Что  из перечисленного не является  элементом системы права?

    а) норма права

    б) отрасль права

    в) нормативно-правовой акт

    г) правовой институт

    в) нормативно-правовой акт 39. Процесс  воздействия норм права на  общественные отношения в целях  закрепления образцов общественно  полезного поведения называется:

    а) правоприменением

    б) охраной правопорядка

    в) правовым регулированием

    г) нормативным  воспитанием

    в) правовым регулированием 40. Каким статусом является статус  лица как гражданина государства,  закрепленный в Конституции Российской  Федерации?

     

    а) декларативным

    б) специальным

    в) общим

    г) правовым 

    г) правовым 41. Как называется определенный  мыслительный процесс, направленный  на установление содержания норм  права путем выявления значений  и смысла терминов и выражений,  заключенных в нормативно-правовых  акта?

    а) уяснение

    б) толкование

    в) познание

    г) разъяснение

    б) толкование  42.Как  называется толкование права,  осуществляемое органом, издавшим  толкуемый нормативно-правовой акт? 

    а) нормативное  толкование

    б) казуальное толкование

    в) аутентичное  толкование

    г) делегированное толкование

     в) аутентичное  толкование  43. Как называется судебное или  административное решение по  конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы  права и которым руководствуются  при разрешении сходных дел? 

    а) нормативный  договор

    б) нормативно-правовой акт

    в) принцип права

    г) юридический  прецедент

     г) юридический  прецедент 44. Изменить  или отменить закон в Российской  Федерации вправе:

     

    а) тот орган, который его принял

    б) Президент  РФ

    в) Верховный  Суд РФ

    г) Правительство  РФ

    а) тот орган, который его принял 45. Через  сколько дней после официального  опубликования по общему правилу  вступают в силу федеральные  законы Российской Федерации? 

    а) через 30 дней

    б) через 7 дней

    в) через 15 дней

    г) через 10 дней

    г) через 10 дней 46. Какой  метод правового регулирования  характерен для публичного права? 

    а)  поощрительный  метод

    б) метод субординации

    в) метод координации

    г) рекомендательный метод

    б) метод субординации 47.  Какой принцип не присущ правотворчеству?

    а)  конфиденциальность

    б) демократизм

    в) оперативность

    г) научность

    а)  конфиденциальность 48. Как  называется форма систематизации  путем объединения нормативных  актов без существенного изменения  их содержания в единый акт,  где каждый из актов теряет  свое самостоятельное юридическое  значение?

    а)  кодификация

    б) консолидация

    в) инкорпорация

    г) учет

    б) консолидация 49.  Как называется деятельность  компетентных органов, направленная  на реализацию в жизнь предписаний,  закрепленных в нормах права? 

    а)  исполнение

    б) применение

    в) осуществление

    г) внедрение

    г) внедрение50. Как  называется форма реализации  права, представляющая собой активную  деятельность субъектов по выполнению  возложенных на них обязанностей?

    а)  исполнение

    б) использование

    в) соблюдение

    г) осуществление

    а)  исполнение 51. Субъектами  правоприменения не являются?

    а)  физические лица

    б) государственные  органы

    в) должностные  лица

    г) органы местного самоуправления

    в) должностные  лица

    а)  физические лица

    52.Чем  является законность?

    а) режимом функционирования общественных отношений

    б) принципом  деятельности органов государства

    в) методом осуществления  государственной власти

    г) все перечисленное  верно

    г) все перечисленное  верно 53. Имеет  ли закон обратную силу?

    а) не имеет

    б) имеет

    в) имеет, если он отягчает или устанавливает ответственность

    г) имеет, если он смягчает или устраняет ответственность

    г) имеет, если он смягчает или устраняет ответственность 54. Отрицательное  отношение к праву – это…?

    а) правовое неуважение

    б) правовая безграмотность

    в) правовой нигилизм

    г) правовое отрицание

    в) правовой нигилизм 55. К  какому элементу состава правонарушения  относятся мотивы поведения?

    а) к объективной  стороне правонарушения

    б) к субъективной стороне правонарушения

    в) к субъекту правонарушения

    г) к объекту  правонарушения

    б) к субъективной стороне правонарушения 56. Внешним  проявлением правонарушения является?

    а) фиктивная  сторона правонарушения

    б) субъективная сторона правонарушения

    в) объективная  сторона правонарушения

    г) видимая сторона  правонарушения

    в) объективная  сторона правонарушения  57. К какому виду юридической  ответственности относится отрешение  Президента РФ от должности?

    а) к уголовной

    б) к административной

    в) к дисциплинарной

    г) к конституционной

     г) к конституционной58. Основной  источник права в романо-германской  правовой системе?

    а) нормативный  договор

    б) правовой обычай

    в) нормативно-правовой акт

    г) принципы права

    в) нормативно-правовой акт 59. К.  Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин  являются представителями следующего подхода к типологии государств:

    а) цивилизационного

    б) формационного

    в) по географической среде проживания

    г) по степени  развитости государств

    б) формационного 60. Регулирование,  при котором один конкретный  субъект воздействует на другого,  предписывая ему строго определенную  модель поведения, является: а)  нормативным регулированием

    б) индивидуальным регулированием

    в) специализированным регулированием

    г) конкретным регулированием

    б) индивидуальным регулированием

    stud24.ru

    Теория государства и права

    При выборе тем контрольной работы по теории государства и права студенты должны руководствоваться следующим правилом: те студенты, фамилии которых начинаются с букв:

    - от «А» до «Г», выполняют вариант №1;

    - от «Д» до «З» - вариант №2;

    - от «И» до «М» - вариант №3;

    - от «Н» до «Р» - вариант №4;

    - от «С» до «Ф» - вариант №5;

    - от «Х» до «Я» - вариант №6;

    Тема 1. Происхождение государства и права Примерный план

    1. Причины происхождения государства и права.

    2. Общая характеристика этапов развития первобытного общества.

    3. Социальное регулирование в первобытном обществе и его источники.

    Методические указания

    Студентам следует обратить внимание на изменения, имевшие место в правовой литературе по указанной теме научного исследования. В современной отечественной и зарубежной правовой науке существенно обогатились знания о первобытном обществе, этапах и тенденциях его развития, факторах классообразования и политогенеза. Студентам предлагается назвать не только причины возникновения государства, но и объяснить, каким образом они оказали влияние на развитие первобытного общества, а вместе с тем и на государство. В каждом из этапов первобытного общества необходимо дать анализ социальной власти: назвать высшие органы власти и управленческие органы. В системе социального регулирования первобытного общества требуется охарактеризовать источники или причины происхождения социальных норм, в первую очередь как древнейшего регулятора общественных отношений.

    Литература

    1. Аннерс Э. История европейского права. М., 1994, Ч. 1.

    2. Баскин Ю.Я., Балина Е.В., Кузнецов Э.В., Ракитская И.Ф. История политических и правовых учений. Конспект лекций. СПб., 2001.

    3. Васильев Л.С. История востока: в 2 т. М., 1994. Т. 1. Гл. 3, 4.

    4. Город // Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

    5. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.

    6. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

    7. Дьяконов И.М. Пути истории. М., 1994.

    8. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

    9. Институты самоуправления: историко-правовое исследование. М., 1995. Гл. 1-3.

    10. Ранние формы политической организации. М., 1995.

    11. Сайко Э.В. Древнейший город. Природа и генезис. М., 1996.

    12. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.

    13. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. Т. 1.

    Тема 2. Сущность и понятие государства Примерный план

    1. Сущность государства. Классовое и общесоциальное в сущности государства.

    2. Понятие и признаки государства.

    3. Социальное назначение и признаки государства.

    4. Функции государства.

    Методические указания

    Главным в этой теме является раскрытие сущности государства – признаков, которые позволяют его выделить из числа других социальных образований, и в первую очередь – властных структур политической системы общества. В качестве этих признаков выступают публичная власть, политический режим и суверенитет государства. Признаки, характеризующие сущность государства, - устойчивые, но сама сущность государства – противоречивая. В связи с этим студентам предлагается рассмотреть сущность первоначально возникших государств и современных. Студентам следует обратить внимание на то, что все современные общества, сложные по своей социальной структуре образования, характеризуется взаимопроникновением классовых и общесоциальных интересов.

    studfiles.net


    Смотрите также