Контрольная работа по русскому языку
11 класс
1 вариант
1. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.
1) тОрты; 2) повторИт; 3) вероисповедАние; 4) начАвший
Ответ: ___________________________.
2. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.
1) отдАв; 2) позвалА; 3) граждАнство; 4) загнУтый
Ответ: ___________________________.
3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Участие в форуме столь ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ аудитории обусловлено глобальной важностью вопросов защиты и сохранения водных ресурсов страны.
Сбор исходных данных и оценка ТЕХНИЧЕСКОГО состояния труб для проектирования новых теплосетей позволят провести качественный ремонт к началу отопительного сезона.
Писатель искренне считает это произведение самым УДАЧЛИВЫМ из всего написанного.
В работе жюри фестиваля любительских театров принимает участие профессор кафедры СЦЕНИЧЕСКОЙ пластики университета театрального искусства.
При НАЛИЧИИ значительного кадрового потенциала вполне реальна постановка новых задач.
Ответ: ___________________________.
4. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
1) Новый исполнительный директор получил право распределять и управлять финансами компании.
Б) ошибка в построении сложного предложения
2) Вопреки обещанию не портить отношения с соседями брат продолжал браниться с бабой Клавой.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
3) Директор оценил важность поставленной проблемы перед работниками предприятия.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
4) О романе Булгакова «Мастере и Маргарите» критики спорят до сих пор.
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
5) Те, кто добивается в спорте больших успехов, становится примером для подражания.
6) Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.
7) После удара стихии формируются добровольные дружины и будут помогать нуждающимся.
8) Беседуя с малознакомым человеком, разговор иногда не складывается.
9) Я.Ивашкевич удивлялся, что насколько у книги в наше время много соперников.
А
Б
В
Г
Д
5. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
неразб...риха
д...фференцировать
ут...пический
ун...кальный
пр…тендовать
Ответ: ___________________________.
6. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр...родители, р…ссыпать
безн…дзорный, пр...российский
нео...делимый, непо...купный
поз...крывались, нев...сстановимый
на...костница, прио...крытый
Ответ: ___________________________.
7. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
о...делка, на...кусить
пр...сытиться, пр…мерить (платье)
не...гораемый, бе…конечный
пр...поминать, пр...пятствие
ни...провергнуть, во...главить
Ответ: ___________________________.
8. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
отапл...вать
юрод...вый
вкрадч...во
просвеч...вать
каракул...вый
Ответ: ___________________________.
9. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
(он) колыш…тся
(он) удерж…тся
(он) застел...т
(он) предстан...т (перед судом)
(он) прибуд...т (на вокзал)
Ответ: ___________________________.
10. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
В Геннадии совершенно (НЕ)БЫЛО задатков лидера, и он знал это.
Злобная собачонка (НЕ)ВЗЛЮБИЛА нашего попугая с самого первого дня.
(НЕ)ЗНАЯ пароля, Анатолий тем не менее смог каким-то образом открыть файл.
Дослушай до конца и (НЕ)СПОРЬ, пожалуйста, со мной!
Друзья неслись по аллее, (НЕ)ЧУЯ под собой ног.
Ответ: ___________________________.
11. Определите предложение, в котором выделенное слово пишется РАЗДЕЛЬНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.
Легионеры придвинулись к крепости (В)ПЛОТНУЮ и начали штурм.
Проводник (НА)ОТРЕЗ отказался отклониться от маршрута и заночевать на берегу реки.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ дверной проём в этой комнате был заложен кирпичом.
Миша сообразителен и схватывает любую информацию (НА)ЛЕТУ.
На вошедшем был длинный плащ (В)НАКИДКУ, лица его не было видно.
12. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(НЕ)СМОТРЯ на холодные и дождливые дни, друзья (ПО)ПРЕЖНЕМУ каждое утро проводили на рыбалке.
ЧТО(БЫ) привлечь к себе внимание гостей, маленький Тимошка насыпал (В)ПУСТУЮ жестяную банку камней и стал трясти ею над головой.
(ПО)НАЧАЛУ шутка показалась Антону (НА)СТОЛЬКО безобидной, что он не обратил на неё никакого внимания.
Сравнение «Дорожных жалоб» и элегии «Брожу ли я…» Пушкина показывает, (НА)СКОЛЬКО (ПО)РАЗНОМУ поэт может раскрывать одну и ту же тему.
(В)ТЕЧЕНИЕ тех двух часов, что друзья шли по дороге, им (НА)ВСТРЕЧУ не попался ни один из местных жителей.
Ответ: ___________________________.
13. Определите ряд, в котором в обоих выделенных словах на месте пропуска пишется одна буква Н. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
кожа…ое (пальто), ра...ее (утро)
льви...ая (доля), недюжи...ые (силы)
гости...ый (двор), багря…ый (закат)
серебря...ые (нити), подли...ое (мастерство)
зелё...ый (цвет), безветре…ая (погода)
Ответ: ___________________________.
14. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1) Уже три раза приезжал я в Москву по различным делам и каждый раз приходилось заново привыкать к этому большому шумному городу.
2) Эта машина приводила в движение как воздуходувки и прокатные станки так и все машины прокатного цеха.
3) Дымы дальних пожаров медленно всходили к небу или отдельными кучными облаками летали по горизонту.
4) Везде её встречали весело и дружелюбно и уверяли ее в любви и вечной преданности.
5) Дядя Ерошка и в горы ходил и у русских воровал и в остроге два раза сидел.
Ответ:
15. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которых в предложении должна стоять запятая.
В музыке(1) концертом стали называть произведение(2) в исполнении(3) которого(4) участвуют солист и оркестр.
Ответ: ___________________________.
16. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(ы), на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Бросив поводья(1) заводскому конюху(2) Бобров похлопал(3) потемневшую от пота(4) шею лошади и вошел в дом.
Ответ: ___________________________.
17. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Спортсмен(1) конечно (2) должен быть(3) здоровым человеком, но чаще здоровье - следствие занятий спортом, а не их предпосылками. Известно(4) например, что рекордсмен мира по плаванию на короткие дистанции Вейсмюллер в детстве был настолько болезненным, что не мог даже систематически посещать школу.
Ответ: ___________________________.
18. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Глядя на Алика, я подумал (1) что (2) если бы у нас в классе не было настоящего рыжего (3) то он сошёл бы за него (4) потому что волосы у него светлые (5) а веснушки (6) которые он скрывал (7) обнаружились во время укола.
Ответ: ___________________________.
Контрольная работа по русскому языку
11 класс
вариант
В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.
понЯв; 2) позвонИт; 3) мЕстностей; 4) сливОвый.
Ответ: ___________________________.
В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.
начАв; 2) дождАлась; 3) бАнты; 4 понЯвший.
Ответ: ___________________________.
3. одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1) Просветители XVIII века считали, что права и обязанности гражданина должны быть ЕДИНЫМИ для всех.
2) История, знакомая по учебникам и романам, ОЖИВАЛА перед глазами.
3) Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
4) В воздухе чувствовался едкий БОЛОТНЫЙ запах.
5) Новый клуб – ГОРДЫНЯ поселка.
Ответ: ___________________________.
4. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
1) В 1789 г. волонтеры марсельского батальона первыми стали распевать на улицах Парижа песню «Марсельезу»
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
2) Участникам первого Парада Победы, приехавшей в Москву, вручили памятные подарки.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
3) Благодаря системы условностей возник особый язык византийской живописи.
Г) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
4) Даже те, кто не интересуются спортом, знают имя основателя современного олимпийского движения Пьера де Кубертена.
Д) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом.
5) В Петрозаводске я исследовал и начал серьезно интересоваться архивами.
6) Чуткий художник, он нередко откликается на события окружающей жизни и отмечал только что зарождающиеся в ней явления.
7) Обучив лошадь всем премудростям выездки, наездника ждёт заслуженная награда.
8) Корчагин твердо заявляет, что к «буденовцам я обязательно перейду».
9) В этой передаче журналист очень верно подметил о смысле человеческой жизни.
А
Б
В
Г
Д
5. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
неприк…сновенный
сбивч…вый
орнам...нт
похв...ла
прил…жение
Ответ: ___________________________.
6. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква.
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
и…подлобья, ни…падающий
пере...дал (экзамен), во...деланные (поля)
пр…бабушка, пр…кричать
меж…нститутский, без…дейный
пр…сечь, пр…школьный
Ответ: ___________________________.
7. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква.
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр…бывать (на отдыхе), непр...ятный
бе…смертный, ра…гореться
пр…обрести, пр...дирчивый
в…юга, с…ехать
пр...подавать, пр…мирился
Ответ: ___________________________.
8. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
оцен...вать
потч…вать
рассе...вать
оплач...вать
осва…вать
Ответ: ___________________________.
9. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
насто...нный (на травах)
колебл...мый
осво…нный
недвиж...мый
трениру...мый
Ответ: ___________________________.
10. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и
выпишите это слово.
(НЕ)ПРИЯТНАЯ на вкус пища может стать причиной депрессии.
Квартиры на верхних этажах были (НЕ)ОБЖИТЫ.
За водоразделом начинались бесхозные, до сих пор (НЕ)ОБУСТРОЕННЫЕ земли.
Статья эта была написана (НЕ)ПРОФЕССИОНАЛОМ, а скорее любителем.
Несмотря на праздничную суматоху в доме, настроение у Тани было отнюдь (НЕ)РАДОСТНЫМ.
Ответ: ___________________________.
11. Определите сочетание слов, в котором выделенное слово пишется РАЗДЕЛЬНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.
двигаться (НА)ВСТРЕЧУ опасности
находиться (В)БЛИЗИ города
отсутствовать (В)СЛЕДСТВИЕ болезни
(В)ВИДУ угрозы аварии
принять меры (В)ЦЕЛЯХ самообороны
Ответ: ___________________________.
12. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
КУДА(ЖЕ) они едут, в город ЧТО(ЛИ)?
(ЗА)ЧЕМ повторять одно и ТО(ЖЕ) несколько раз?
Мы расположились ТУТ(ЖЕ), у костра, и я, (НЕ)СМОТРЯ на комаров, скоро заснул самым крепким сном.
(В)СЛЕДСТВИЕ сильной жары река обмелела, (ПО)ЭТОМУ с переправой не было проблем.
Около часу свирепствовал вихрь и (ЗА) ТЕМ пропал ТАК(ЖЕ) неожиданно, как и появился.
.
Ответ: ___________________________.
13. Определите ряд, в котором в обоих выделенных словах на месте пропуска пишется одна буква Н. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
гружё...ая (углем баржа), (волосы коротко) постриже...ы
беше...ый (нрав), глаже...ая (рубашка)
закова...ый (в латы), ране...ые (офицеры)
белё...ые (стены), сложе…ый (диван)
мощё...ая (мостовая), стилизова...ая (музыка)
Ответ: ___________________________.
14. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1) То левой то правой лапой медведь катил в берлогу ворох листьев.
2) Подводить итог сказанному может предложение или целый абзац.
3) Уже увяли и почернели травы и цветы.
4) Стоял он в сторонке ни жив ни мертв.
5) На день рожденья Сашка получил не только давно обещанный ему свитер но и теплую вязаную шапку для лыжных прогулок.
Ответ:
15. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Прислонившись к стене(1) стоял на подставке (2) вырубленный из деревянного чурбака (3) матрос с румяными щеками и (4) подведенными углем (5) усами.
Ответ: ___________________________.
16. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
На горизонте показалась земля - угрюмые голые скалы.
Но(1) все-таки(2) люди приободрились: значит(3) кончается громада пустынной воды и(4) может быть(5) даже откроются цветущие острова с водой и пищей.
Ответ: ___________________________.
17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Есть у Некрасова(1) портрет такого литератора(2) многим достоинствам(3) которого(4) помешал один коварный недостаток.
Ответ: ___________________________.
18. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Куница временно исчезла (1) но (2)когда она поправилась и окрепла (3) то она снова пришла к тому дому (4) куда её будто на поводе тянуло.
Ответ: ___________________________.
Ответы к заданиям
№ задания
Вариант №1
Вариант №2
1
вероисповедание
сливовый
2
загнутый
дождалась
3
удачным
гордость
4
39457
45167
5
утопический
орнамент
6
прародители рассыпать
исподлобья ниспадающий
7
несгораемый, бесконечный
приобрести придирчивый
8
каракулевый
потчевать
9
удержится
недвижимый
10
невзлюбила
неприятная
11
на лету
в целях
12
поначалу настолько
вследствие поэтому
13
гостиный багряный
бешеный глаженая
14
12
15
15
2
1
16
2
345
17
124
2
18
134567
134
Система оценивания контрольной работы
За верное выполнение каждого задания работы учащийся получает по 1 баллу (кроме заданий №4 (5 баллов), №14 (2 балла). За неверный ответ или отсутствие ответа выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов 23 балла
Рекомендуемая шкала пересчёта первичного балла за выполнение работы в отметку по пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
0-9
10-15
16-19
20-23
Контрольная работа по русскому языку
учени _____11 класса МБОУ СОШ №3
__________________________________
__________________________________
Вариант №___
Инструкция: ответы записывать печатными буквами, без пробелов и запятых.
№
задания
Вариант №___
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Замена неверных ответов
№
задания
Общий балл по работе ________________
Оценка « ___» Учитель: _____________________________
infourok.ru
Контрольные работы
МОДУЛЬ 1
Контрольная № 1
Повторение изученного в начальных классах
Диктант с грамматическим заданием
Перед самым восходом солнца на поляну ложится первый мороз. Как будто на рассвете приходят невидимые лесные существа и начинают по всей поляне расстилать белые холсты. Первые же лучи солнца убирают холсты, и остаётся на белом зелёное место. На голубом небе между золотыми деревьями носит ветер листья, как стайки птиц. Ветер – заботливый хозяин: за лето везде побывает, у него даже в самых густых местах не остаётся ни одного незнакомого листка. А вот осень пришла – и заботливый хозяин убирает урожай. Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек…
(По М. Пришвину)
83 слова
Грамматические задания
1 вариант
Предложение 2- выделите грамматическую основу предложения.
Подберите проверочное слово к словам: «л…сные» и «п…ляну»
Подберите к слову «белом» однокоренные слова.
2 вариант
1. Предложение 3- выделите грамматическую основу предложения.
Подберите проверочное слово к словам: «х…лсты» и «ост…ётся»
Подберите к слову «хозяин» однокоренные слова.
Р.р. Обучение изложению
Можно использовать тексты упр. 67, 73, 100
Контрольная работа № 2 по теме: «Повторение пройденного в 1-4 классах»
Тест
В каком слове звуков больше, чем букв?
А) земля
Б) уголь
В) вьюга
Г) язык
В каком слове пишется сочетание ЧА?
А) прич…сать
Б) ч…рнила
В) нач…нать
Г) сч…стливый
В какой паре слова однокоренные?
А) водить – водовоз
Б) далеко - долина
В) пароход - приходить
Г) перо - перила
В каком случае в обоих словах пропущена одна и та же буква?
А) в син…й тетрад…
Б) (он) расскаж…т о цирк…
В) в запах… полын…
Г) увид…шь на ветк…
Какое слово является проверочным для слова СКР…ПЕТЬ?
А) крепкий
Б) скрип
В) укрепить
Г) заскрипеть
В каком слове пишется сочетание ЖИ?
А) ж…лтеть
Б) ж…смин
В) ж…вотное
Г) ж…ребёнок
7. В каком ряду есть третье лишнее слово?
А) дом, домовой, домашний
Б) кот, кошачий, котофей
В) земля, земляной, заземлить
Г) преемник, приёмник, приём
8. Найдите соответствие схеме: ¬∩^□
А) прабабушка
Б) беговая
В) сорока
Г) замыслы
9. Найдите пару-форму одного и того же слова
А) сон-сонный
Б) песня-песенный
В) ремень-ремни
Г) вожу-возница
10. Какие слова являются грамматической основой в предложении: Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы?
А) берёзки улыбнулись
Б) косы растрепали
В) улыбнулись берёзки, растрепали косы
Г) берёзки улыбнулись, растрепали
МОДУЛЬ 2
Контрольная работа № 3 по теме: «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи»
1 вариант
Диктант с грамматическим заданием
Тропинка шла вдоль высокого обрыва. Море иногда мелькало между деревьями. Оно подымалось спокойно могучей стеной, и цвет его был ещё синее, ещё гуще. В траве, в кустах дикого шиповника, на деревьях заливались цикады. Воздух дрожал от их звенящего крика. День выдался знойный, и земля жгла подошвы ног.
Сергей шёл впереди дедушки. Он остановился и ждал, пока старик не поравнялся с ним. Тот на ходу привычным движением плеча поправил на спине шарманку и вытер рукавом вспотевшее лицо. Тропинка спустилась вниз. Горы соединились с широкой и твёрдой дорогой.
(По И.А.Куприну «Белый пудель»)
86 слов
Дополнительные задания:
1 вариант
Выполнить фонетический разбор слов: «мелькало», «твёрдой».
Выполнить транскрипцию слов предложения: Тропинка шла вдоль высокого обрыва.
2 вариант
Выполнить транскрипцию слов предложения: Горы соединились с широкой и твёрдой дорогой.
Контрольная работа № 3
2 вариант
Тест
1. Что называют диалектом?
А) Диалект – это выражения из словаря В.И.Даля.
Б) Диалект- это стиль речи человека.
В) Диалект - территориальный вариант языка.
2. Литературный язык – это…?
А) Литературный язык – это главная разновидность общенародного языка, имеющая нормы употребления языковых средств в устной и письменной речи.
Б) Литературный язык – это язык русской литературы.
В) Литературный язык – это нормативный вариант языка устного общения.
3. Найдите раздел лингвистики
А) Морфема
Б) Фонетика
В) Словосочетание
4. Фонетика – наука, которая изучает … состав языка
А) звуковой
Б) словарный
В) грамматический
5. Найдите правильную транскрипцию слова метель
А) [м,ит,эл,]
Б) [м,ит,ел,]
В) [м,итэл,]
Какой звук в слоге главный?
А) согласный
Б) гласный
В) ударный
В каком слоге все гласные звуки хорошо различаются?
А) в ударном
Б) в безударном
В) и в ударном, и в безударном
8. Как называются звуки [р,л,м,н,й]?
А) глухие
Б) звонкиеВ) соноры
В каком ряду в словах все пропущенные буквы одинаковы?
А) ж…знь, ш…на, ш…пящие
Б) ущ…пнуть, прищ…мить, пощ…дитьВ) выч…слять, площ…дка, ч…до
Найдите слово-исключение
А) ш…ршат
Б) параш…тВ) ворч…н
В каком ряду в словах все пропущенные буквы одинаковы?
А) полиц…я, ц…нк, коллекц…я
Б) ножниц…, ситуац…я, спец…алистВ) ц…ган, цариц…н, ц…ркач
В каком ряду в словах нет Ь?
А) птен…чик, бан…щик, нян…чить
Б) воз…му, усад…ба , пал…баВ) свад…ба, прос…ба, скол…зить
В каком ряду в словах есть Ь?
А) мос…тик, пес…ня, лещ…
Б) идёш…, подстрич…, вещ…В) проч…ный, туч…, пен…сия
14. Определи один из главных признаков текста
А) тема
Б) концовкаВ) оформление
15. Как называется словарь, по которому можно проверить правильность произношения слова?
А) этимологический
Б) толковыйВ) орфоэпический
Контрольная работа № 4
Р.р. Контрольное изложение-повествование
Судьба поэта Ф.И.Тютчева очень интересна и необычна. Сам он не считал себя поэтом. «Я дипломат, а не поэт», - говорил о себе Тютчев.
И действительно, почти всю свою жизнь он посвятил себя дипломатической деятельности, хотя писать начал очень рано, ещё в детстве. Заговорили о нём как о поэте, когда Тютчеву было уже под сорок. Первые его стихи были напечатаны в журнале «Современник» в 1836 году. Они очень понравились читателям и привлекли внимание литературных критиков.
Тютчеву-поэту удалось создать свою лирику. Его стихи наполнены философским смыслом, любовью к окружающему миру, великой радостью человеческих чувств. Когда читаем Тютчева, то перед нами встают картины родной русской природы, исторические сюжеты Родины. Поэт заставляет нас размышлять над важными жизненными вопросами, восхищаться любовью, открывать тайны и загадки собственной души.
Поэтический язык поэта бывает плавным и мелодичным, энергичным и торжественным. Звуковые повороты его речи значимы, раскрывают дополнительный смысл и учат читать между строк. Звукопись помогает не только представить образ, но и «услышать» его.
Сегодня мы далеки от тех лет, когда жил и творил Ф.И.Тютчев, но с нами его поэзия, чистая, красивая, светлая.
176 слов
Самостоятельная работа
Работа с текстом
Посреди дремучего леса на узкой лужайке возвышалось маленькое земляное укрепление, состоящее из вала и рва, за коим находилось несколько шалашей и землянок.
На дв…ре множество людей, коих по разнообразию одежды и по общему вооружению можно было тотчас пр…знать за разбойников, обедало, сидя без шапок, около братского к…тла. На валу подле мал…нькой пушки с…дел к…раульный, поджав под с…бя ноги; он вст…влял заплатку в нек…торую часть св…ей одежды, вл…дея иголкою с искусством, обл…чающим опытного п…ртного, и поминутно п…сматривал во все стороны.
Хотя некоторый ковшик несколько раз переходил из рук в руки, странное молчание царствовало в сей толпе; разбойники отобедали, один после другого вставал и молился богу, некоторые разошлись по шалашам, а другие разбрелись по лесу или прилегли соснуть по русскому обыкновению.
Караульщик кончил свою работу, встряхнул свою рухлядь, полюбовался заплатою, приколол к рукаву иголку, сел на пушку верхом и запел во всё горло меланхолическую песню.
Прочитайте отрывок из повести А.С.Пушкина «Дубровский»
Вставьте пропущенные буквы во втором абзаце.
Подчеркните слова, значение которых вы не знаете, попробуйте дать им толкование устно, опираясь на текст.
Работа с толковым словарём. Найдите значение слов (братский котёл, рухлядь, меланхолическую песню).
Докажите, что это текст, написав несколько признаков.
Определите тему и основную мысль текста.
Дайте название отрывка.
Составьте простой план.
Караульщик1
В последнем предложении выделите грамматическую основу.
МОДУЛЬ 3
Р.р. Обучение сочинению
Коллективное написание сочинения. Работа в группах – от каждой группы по 3 предложения собираем в текст. Учитель придумывает тему, подсказывает основную мысль, композицию-план. Композицию (план) дробит на группы: вступление- 3 предложения 1 группа, основная мысль – 3 предложения 2,3,4 группы и заключение – 5 группа.
Сочинение должно быть написано за урок.
Контрольная работа № 5
Диктант
Теперь мне предстояло осмотреть окрестности и выбрать себе удобное местечко для жизни. Местечко такое, где я мог бы сложить всё своё имущество. В полумиле от меня или немного дальше располагался холм, крутой и высокий. Догорал рассвет, растительность моего прибежища была мне незнакомой. Я решил подняться на холм, чтобы осмотреться кругом.
Взбираться на вершину холма было трудно. Когда же я вскочил на возвышающийся из земли камень на его вершине, увидел вокруг суши бескрайние морские просторы. Я был на острове!
76 слов
Даниель Дефо «Жизнь и удивительные
приключения Робинзона Крузо»
Грамматические задания
1 вариант
1. Подберите к слову бескрайние однокоренные слова
2. Местечко2
3. Догорал рассвет, растительность моего прибежища была мне незнакомой.4
2 вариант
1. Подберите к слову окрестности однокоренные слова
2. Вершину2
3. Теперь мне предстояло осмотреть окрестности и выбрать себе удобное местечко для жизни.4
Тест
1. Признаки разговорной речи
А) неофициальность, воздействие, употребление просторечий
Б) неофициальность, продуманность высказываний, стилевая направленностьВ) официальность, воздействие, продуманность высказываний
2. Найдите слово, соответствующее схеме: ¬¬∩^^^
А) запутаться
Б) призадуматься
В) перелезла
3. Без какой морфемы не может быть слова?
А) суффикс
Б) корень
В) приставка
4. Найдите пару-форму слова
А) красива-краса
Б) красный-красные
В) дом-домище
5. Найдите ряд, где все слова однокоренные
А) окно, оконные, подоконник
Б) соль, солью, соли
В) лесной, лесного, лесничий
6. Какой корень пропущен во всех словах: за∩и, вы∩ной, про∩, паро∩?
А) –лет-
Б) –ход-
В) –гар-
7.В каком ряду слова образованы приставочным способом?
А) убежать, недобрый, послеобеденный
Б) перелезть, луноход, нарисовать
В) беловатый, новость, дружок
В каком слове пропущена буква Ы?
А) Ц…фра
Б) Куниц…н
В) Ц…трус
9. В каком ряду пропущена одна и та же буква?
А) з…ря, к…саться, р…сти, изл…гать
Б) г…рящие, тв…рение, р…щу, р…вный
В) к…снуться, изл…жить, выск…чил, оз…рять
10.Выбор гласной в корне –лаг-/-лож зависит от…
А) ударения
Б) гласной после корня
В) согласной корня
11. В каком ряду ошибка?
А) до-, по-, про-, под-
Б) ушк-, об-, ото-, на-
В) над-, пере-, обо-, за-
12. Какой термин не относится к тексту?
А) зачин
Б) абзац
В) морфема
13. План не бывает…
А) вопросным
Б) тезисным
В) микротемным
14. Речевой этикет – это…
А) формулы приветствия
Б) правила поведения в определённых условиях
В) правила речевого поведения, система речевых формул общения
15. Найдите ошибку в формулах приветствия
А) Моё почтение
Б) Доброго здоровьица!
В) Здравия имею!
МОДУЛЬ 4
Р.р. Обучение сочинению-описанию
Интерактивное обучение.
Сочинение пишется за 1 урок (работа в группах).
Учитель определяет тему, сюжет, композицию, даёт вопросный план (абзац = группа), задаёт вступление. После того, как группы отработают свои абзацы, учитель поправляет, делает сцепки предложений и абзацев, консультирует, и все записывают сочинение в чистовом варианте.
Пример
Тема. После снегопада (описание зимней природы)
Композиция | План | Возможный вариант сочинения |
Вступление | Ночь. Тишина. Я смотрю из окна своего дома на улицу. Зима покрывает землю пушистым снегом. (Предлагается учителем) | Ночь. Тишина. Я смотрю из окна своего дома на улицу. Зима покрывает землю пушистым снегом. |
Основная мысль | Описание снегопада | |
1 абзац | Как падает снег? | Он падает медленно, большими хлопьями, как будто струится откуда-то свысока могучая река снега. Потом он идёт быстрее, быстрее. Образовывается бело-серая завеса, которая шевелится и растёт. |
2 абзац | Что я вижу, слышу? | Улица замерла, таинственно застыла. Не слышалось ни звуков, ни голосов прохожих. Только волшебная музыка восторга и очарования звучала где-то в моей душе. |
3 абзац | Как изменяется картина за окном? | Через несколько минут всё преобразилась. Пушистые барханы красиво оттенял свет фонарей. Деревья, как сказочные великаны, застыли в безмолвии. Дома жёлтыми окнами тихо смотрели на мир. |
4 абзац | Что я чувствую? | Красота зимнего снегопада вселяла покой, удивляла простотой и величием. Захотелось почувствовать холодную колкость снежинок на тёплых ладонях. Тихая радость наполнила меня. |
Заключение | Что было после снегопада? | Снегопад закончился только утром. Солнечный свет посеребрил ночное убранство. Улицы наполнились голосами прохожих, шумом машин и звонким смехом детей. Все вокруг увидели сказочную картину зимней природы. |
Самостоятельная работа
Остап первый год из бурсы бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза покупали ему новый. Он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал обещания продержать его в монастырских служках. С этого времени Остап начал с необыкновенным старанием сидеть за скучною книгою и скоро стал наряду с лучшими…
По Н.В.Гоголю «Тарас Бульба»
Прочитайте текст. Дайте название.
Определите тему, основную мысль
Подчеркните слова, значение которых вы не знаете.
Подберите синонимы к словам старанием, возвратили.
Дайте толкование словам букварь, книга.
Составьте 4 предложения на тему «Моё отношение к учёбе» и оформите их в текст.
Варианты итоговых диктантов за первое полугодие
Отважный пингвинёнок
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него только что выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птицы стояли у нагретых солнцем камней.
Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море. Наконец он решился и подошёл к краю скалы.
Маленький, голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвинёнок закрыл глаза и … бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.
Это был отважный пингвинёнок. Он первый раз искупался в холодном зелёном море.
98 слов
По Г.Снегирёву
Дуб
Дуб — удивительное растение. Он растет сотни лет. Молния ударит в него, опалит огнем, и все равно весной распустятся на его черных ветках зеленые листочки.
Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе пожухнут, свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.
В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живет сыч и зимует летучая мышь. Иногда смотришь, за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжелые желуди. Это сойка осенью подобрала желуди, припрятала и забыла о них, а они проросли.
109 слов
Львиную долю всей площади Тихого океана занимает огромная впадина округлой формы. Границы ее проходят почти повсюду по краям материков. Глубина впадины равна в среднем четырем — шести километрам.
Прежде считалось, что она однородна, не делится на отдельные части и котловины. Исследования нашего времени показали, что это не так. Впадину разделяет на две части подводный хребет. Группы подводных вулканов, зоны разломов и цепи гор расчленяют впадину на отдельные котловины.
Сегодня на карту Тихого океана нанесены десятки подводных хребтов и горных цепей.
79 слов
По А. Кондратьеу.
«Атлантиды пяти океанов. Загадки затонувших материков»
За крайней избой нашей степной деревушки пропадала во ржи дорога к городу. И у дороги стояла белоствольная и развесистая плакучая береза. Глубокие колеи дороги зарастали травой с желтыми и белыми цветами. Береза была искривлена степным ветром.
Шелковисто-зеленое, белоствольное дерево в золотых хлебах!
Осень приходила к нам светлая и тихая. Казалось, конца не будет ясным дням.
Она делала дали нежно-голубыми, небо чистым и кротким. Осень убирала и березу в золотой убор. А береза радовалась и не замечала, как недолговечен этот убор, как листок за листком осыпается он. Очарованная осенью, она была счастливая и покорная и вся сияла. А радужные паутинки тихо летали возле нее в блеске солнца, тихо садились на сухое, колкое жнивье.
114 слов
По И. Бунину «Эпитафия»
В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба черные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке. Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение бесчисленных птиц и шепот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня.
100 слов
По И. Соколову-Микитову
Диктанты для самостоятельной работы
Крещенские морозы
В Ильинском старики не помнили таких суровых крещенских морозов. Словно в сказке, недвижимо стояли в палисадах и за селом белые, заиндевевшие деревья. И так же, как в сказке, дым из труб поднимался в небо ровными; будто нарисованными столбами и чуть розовел под холодными лучами солнца, еле пробивающегося сквозь морозную мглу.
50 слов
А. Кузнецова
Буря
День был сумеречный, день был похож на вечер. Буря, сожрав солнце, продолжала неуёмно буйствовать. Иногда на короткое время она будто затихала, чтобы сейчас же разразиться ещё с большей силой. Воздух был настолько упругим, что сгибал человека в дугу и взрывал море словно огромнейшими железными заступами. Клокоча пеной, катились водяные глыбы величиною с трёхэтажное здание. Гудела высь, клубясь тучами, похожими на кипящий клейстер, хрипло рычали, разверзаясь, пучины.
66 слов
А. Новиков-Прибой
О хитрости
Хитрость — всё равно что мелкая монета, на которую не купишь многого. Как мелкой монетой можно прожить час, два, так хитростью можно там прикрыть что-нибудь, тут обмануть, переиначить, а её не хватит обозреть далёкий горизонт, свести начало и конец крупного, главного события. Хитрость близорука: хорошо видит только под носом, а не вдаль, и оттого часто сама попадается в ту же ловушку, которую расставила другим.
63 слова
И. Гончаров
Синяя стрекоза
Река никогда не спит — только замирает, только притворяется спящей. Струйка бежит неустанно и морщится, задев за поплавок. Синяя стрекоза — та действительно спит, намокнув от росы; можно взять её за крылышки — она не пошевелится. К жизни её возвращает только солнце; где оно пригрело — там обсыхают и просыпаются синие стрекозы, цветочками торчащие на прибрежной травке. И сразу — стрелкой в воздух: и замрёт на месте, ни вверх, ни вниз, ни в сторону; не чета неуклюжему самолёту.
73 слова
М. Осоргин
В каюте
Капитан открывает скрытую портьерой дверь. Мы оказываемся в какой-то каюте. Справа стоит огромный высокий стол. Посреди — колонка со штурвалом и компас под сияющим медным колпаком. Машинный телеграф. По передней стенке тянутся медные трубки. На стенах — часы, барометр, таблицы, сочетания флагов. И ещё много предметов, мне неизвестных. Я не видел их даже в морском музее.
54 слова
Ю. Клименченко
Грамматическая работа
Предложения под диктовку | Грамматические задания | Объяснения |
Уже дворники подметали улицы и большой желтоватый круг солнца стоял довольно высоко. (В. Каверин) | Есть ли в этом предложении запятая? Если есть, объясните её постановку | |
М…кушки б…льших б…рё… н…ч…нают ра…качиват…ся и пуч…ки сухой тр…вы л…тят через д…рогу. (Л.Толстой) | Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сколько в предложении грамматических основ? | |
(Н…) обг…рят р…бин…вые кисти, от ж…лт…зны не пр…падёт тр…ва. (С.Есенин) | Вставьте пропущенные буквы. р…бин…вые1 | |
Дуб роняет и под ноги стелет золотое тонкое перо. (А.Пришелец) | Есть ли в этом предложении знаки препинания? Разберите предложение по членам. | |
В лесу мы увидели лося. Шёл … вдоль опушки и никого не боялся. | Восстановите предложение синонимом от слова лось. | |
Птицы спешат к родным гнездовьям. | Дайте толкование слову гнездовья. | |
Жёлтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в десять. Когда все белые распустятся, на реке начинается бал. | Можно ли этот отрывок назвать текстом? Почему? |
МОДУЛЬ 5
Р.Р. Сочинение-повествование
Упр. 111, стр. 91
Контрольная работа № 6 по теме: «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»
1 вариант
Диктант
Была уже полночь. Направо видно было всё село. Длинная улица тянулась далеко, вёрст на пять. Всё погружено в тихий, глубокий сон. Нет ни движения, ни звука. Даже не верится, что в природе может быть так тихо. Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с её избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо. Звёзды смотрят на неё ласково и с умилением, а зла уже нет на земле, всё благополучно.
С края села начиналось поле. Оно было видно далеко до горизонта. Во всю ширь этого поля тоже ни движения, ни звука.
93 слова
По А.П.Чехову «Человек в футляре»
Дополнительные задания:
1 вариант
1. Даже не верится, что в природе может быть так тихо.4
2. Выпишите словосочетания из предложения 2.
2 вариант
1. Звёзды смотрят на неё ласково и с умилением, а зла уже нет на земле, всё благополучно.4
2. Выпишите словосочетания из последнего предложения.
Тест
Что называется диалогом?
А) Диалог – это беседа между двумя или более собеседниками.
Б) Диалог – это речь, созданная одним человеком.
В) Диалог – это правила вежливого общения.
2. Найдите формулу речевого этикета
А) Представьте себе…
Б) Если вам не трудно…
В) Звали его…
3. Подлежащее и сказуемое – это…
А) синтаксическая связь
Б) грамматическая основа предложения
В) формы слов
Найдите грамматическую основу в предложении: И олень вздрагивает от его карканья и тревожно озирается вокруг.
А) олень вздрагивает
Б) олень вздрагивает и озирается
В) тревожно озирается
Найдите обстоятельство в предложении: Испуганный зайчонок бежал сломя голову по ковыльному полю.
А) испуганный
Б) по ковыльному
В) сломя голову
6. Страшно теперь в лесу! Какое это предложение по цели высказывания?
А) повествовательное
Б) побудительное
В) вопросительное
7. Какое предложение соответствует схеме однородных членов: _ , ?
(Знаки препинания не проставлены)
А) К чаю подали вишнёвое клубничное и малиновое варенье.
Б) В коробке лежали старые коньки и лыжные ботинки.
В) Осень пришла внезапно и завладела лесом который уже и ждал перемен.
8. Найдите предложение с обращением (знаки препинания не проставлены)
А) Эта поездка может быть очень удачной.
Б) По-моему здесь надо было сделать паузу.
В) Я слышала посуда бьётся к счастью.
9. Найдите предложение с обращением (знаки препинания не проставлены)
А) Ветер ветер ты могуч
Ты гоняешь стаи туч.
Б) Играют же дети!
В) Ты много сделал сегодня.
10. Сколько основ в сложном предложении?
А) одна
Б) две и более
В) одна или две
11. Найдите предложение с прямой речью (знаки препинания не проставлены).
А) Брат посоветовал, чтобы я написал письмо.
Б) Где вы были спросил я.
В) Анна Львовна потребовала чтобы её выслушали.
12. В каком предложении есть тире(знаки препинания не проставлены) .
А) Конфеты не еда.
Б) Лес как сад.
В) Азбука к мудрости ступенька.
13. Найдите сложное предложение (знаки препинания не проставлены).
А) Утка птица осторожная она не держится у самого берега.
Б) На ветру струились бесчисленные нити осенней паутины.
В) День был осенний серый но очень тихий.
14. В каком ряду пропущены одинаковые буквы?
А) П…щадил, пр…славилась, р…сти
Б) Св…ркнула, осл…пила, прибл…жались
В) Б…рёза, д…твора, в…черний
15. В каком ряду пропущена буква А?
А) п…хитили, гв…рдейцы, дв…рец
Б) пок…зали, д…лжна, бр…дячему
В) выр…щенный, к…сание, сп…сибо
МОДУЛЬ 6
Контрольная работа № 7
Диктант
1 вариант
Пошёл дождь. Сначала капли были крупные, редкие. Потом загрустело кругом, полилось, полилось… Васютка приметил пихту, она широко разрослась среди мелкого осинника. Залёг под неё. Не было ни желания, ни сил шевелиться, разводить костёр. Хотелось есть и спать. Он отковырнул маленький кусочек от чёрствой краюшки и не проглотил его сразу, а начал сосать. Есть захотелось ещё сильнее. Васютка выхватил остатки горбушки из мешка, вцепился зубами и съел всю.
Дождь не унимался. От сильных порывов ветра качалась пихта, и скатывались с неё за воротник Васютке холодные капли воды. Они ползли по спине. Васютка скорчился, втянул голову в плечи. Веки его сами собой начали смыкаться… Было тоскливо, сделалось ещё холоднее. Васютка забылся тяжёлым сном.
(111 слова)
( По В.П.Астафьеву «Васюткино озеро»)
Дополнительные задания:
1 вариант
1. Определите части речи в предложении и разберите предложение по членам: Он отковырнул маленький кусочек от чёрствой краюшки и не проглотил его сразу, а начал сосать.
2. Веки3 его сами собой начали смыкаться…
2 вариант
1. Определите части речи в предложении и разберите предложение по членам: От сильных порывов ветра качалась пихта, и скатывались с неё за воротник Васютке холодные капли воды.
2. Васютка забылся тяжёлым сном3.
Р.р. Сочинение-рассуждение
Упр. 129
Самостоятельная работа
Зашифруйте следующие слова в КРОССВОРД на основе 6 модуля учебника: устная (речь), морфология, предлог, Тютчев, собирательные (существительные), незабудка, рассуждение, Саврасов.
МОДУЛЬ 7
Контрольная работа № 8 по теме: «Правописание прилагательных»
Диктант
В пути нас застал ветреный день. По склону горы идти было не так-то просто. Нас окружал чужой необычный пейзаж. Горы скалистыми уступами преграждали дорогу. Стремительная, но небольшая речонка несла свои воды в глубине ущелья. Она переливалась и искрилась в местах небольших водопадов. Мы увидели на её берегу что-то напоминающее лодку и рыбацкие снасти.
Вдруг за крутым поворотом петляющей вдоль валунов тропинки появился невзрачный на вид дом. Его стены не кирпичные, а каменные мощной преградой возникли на нашем пути. Серебряный флюгер на крыше издавал странный пронзительный скрип. К каменной стене подступал чёрной стеной лиственный лес и уходил высоко в горы. Пунцовые стены дома напоминали крепостные, очень мощные и тяжёлые. Я понял, что мы всё-таки добрались до цели.
115 слов
Р.р. Обучение сочинению-описанию по картине
Упр. 150 из 6 модуля
Самостоятельная работа
МОДУЛЬ 8
Р.р. Контрольное сочинение-описание
Контрольная работа по теме: «Правописание глаголов»
Диктант
Легран уверенно вёл нас вперёд, сверяясь с ориентирами, которые заприметил. Плоскогорье сплошь поросло ежевикой. Вскоре стало ясно, что без косы нам сквозь заросли не пробраться. По приказу Леграна Юпитер стал выкашивать для нас тропинку к тюльпановому дереву необыкновенной красоты. Когда мы пришли наконец к цели, Легран спросил, сможет ли он взобраться на него. Старик был сперва озадачен и ничего не ответил. Потом обошёл ствол кругом. Когда осмотр был закончен, сказал просто: «Ещё не выросло такого дерева, чтобы он не смог на него взобраться».Осторожно взявшись за самый конец шнура, он приготовился лезть на дерево. Крепко обнял огромный ствол коленями и руками, нащупал пальцами ног неровности коры для упора. Избежав падения, Юпитер добрался до первой развилины ствола. Главная опасность миновала.
(По Э. По «Золотой жук» в переводе А. Старцева)
119 слов
Дополнительные задания:
1 вариант
1. Легран уверенно вёл нас вперёд, сверяясь с ориентирами, которые заприметил3.
2. Определите спряжения глаголов в тексте.
2 вариант
1. Осторожно взявшись за самый конец шнура, он приготовился3 лезть на дерево.
2. Найдите в тексте глаголы 2 спряжения.
Диктанты для самостоятельной работы
Приближение весны
С каждым днем крепнет весна, — не идёт уже, а будто льётся потоками солнца, зелени, цветов. Сбежали ручьи, зацвели фиалки, первоцвет, ландыши, в зарослях кустов вспыхнули пурпуровые цветы медуницы. Появились стрекозы, в медовом цветенье ивы зажужжали пчёлы. Над болотом затолклись комары. Вечерними и утренними зорями на опушках чернолесья тянули вальдшнепы, в сочной траве скрипели дергачи.
А. Перегудов
54 слова
Древняя охота
Видел охоту с ловчими птицами. Нападающий сокол. Жертва — чёрная утка. Снят колпачок с головы — и сокол-в мгновение ока сбивает в воздухе утку. С добычей в лапах он пытается улететь. Но бубенец на ноге птицы подсказал охотнику направление. Добыча у сокола отнята. Он, кажется, даже с радостью обменял её на завяленный кусок мяса. Много любопытнейших тонкостей в этой древней охоте.
В. Песков
60 слов
Последний звонок
Вся школа собралась в зале. Впереди стояли маленькие первоклассницы в белых передниках, держа в руках букетики фиалок и подснежников. Все глаза были устремлены на вошедших, и они сразу заволновались, сообразив, что школа прекратила уроки ради них. И в этот момент во всех этажах зазвенел такой знакомый, такой привычный и такой родной звонок. Это был последний звонок, И он уже никуда не звал. Звонок возвещал десятиклассникам о том, что уроки в школе окончены навсегда.
Г. Матвеев
73 слова
Дорога к Байкалу
Дорога была пустынной. Вокруг — ни кустика, ни дерева. Только изредка встречались какие-то разрушенные дома и кирпичные печи с высокими закопчёнными трубами. Люди, которые жили здесь раньше, переселились в новые места. Поторопились они не зря. Когда плотина перегородит реку, вода разольётся по ложбинкам и оврагам, затопит тропинки и дорогу, по которой мы ехали к Байкалу. Впервые в жизни я ехал по дну моря.
Н. Печерский
62 слова
Итоговые диктанты
В наши дни русский язык вступает в новый период своего исторического развития.
Именно поэтому наш язык требует к себе постоянного пристального внимания, бережной заботы. Ведь хорошо известно, что любой знак — это не только орудие общения, но также еще и практическое сознание.
Новое мышление требует и новых речевых средств, точного их употребления. Без языковой точности и конкретности не может быть прогресса вообще. Еще М. В. Ломоносов высказывал мысль о том, что развитие национального сознания народа прямо связано с упорядочением средств общения.
По Л. И. Скворцоу. «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи»
Итоговый тест по программе 5 класса
Вариант № 1
А 1. Какая пара слов не является словосочетанием?
а) река широка; б) характеристика героя; в) длинный день; г) пролистал газету
А 2. В каком предложении есть обстоятельство?
а) Майор привёз мальчишку на лафете.
б) Тускло льётся свет лампады.
в) Вместе с тихим сном свалилось убаюкиванье грёз.
г) Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы.
А 3. В каком предложении надо поставить только одну запятую (знаки препинания не расставлены)?
а) Больше всего Ваня любил конечно сказки.
б) Полно доченька не плачь.
в) Старый клён пахнет родиной детством туманами и воспоминаниями.
г) Но кукушка на сосне кукует и тропинка к берегу ведёт.
А 4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
а) Все соседи только про неё и говорят – «Работница – золотые руки!»
б) Как-то юнга Дудочкин кинул в море лот, и на эту удочку клюнул кашалот.
в) В кабинете висели портреты писателей: Пушкина, Лермонтова, Толстого.
г) Цепочка натянулась, вырвала из трухлявого столба крючок и вместе с замком хлопнулась в воду.
А 5. В каком слове все согласные звуки звонкие?
а) край; б) сгореть; в) роль; г) взгляд
А 6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
а) подушка мЯгка; б) квартАл; в) нАчала; г) свеклА
А 7. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?
а) умыват…ся, дрож…;
б) нет задач…, под…ехать;
в) катаеш…ся, борщ…;
г) нал…ю, линюч…
А 8. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
а) ч…рный, плеч…;
б) ц…фра, пальц…;
в) заб…ру, ката…м;
г) и…пугать, ра…бег
А 9. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
а) рю…зак, диало…;
б) морж…, синиц…;
в) г…мнастика, г…роизм;
г) подр…сти, прил…гательное
Прочитайте текст и выполните задания В1-В6 и С1
1. За окном порхали снежинки; одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока, наконец, не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звёздочек. 2. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и всё же живая! 3. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя. 4. Она кивнула мальчику и поманила его рукой. 5. Мальчуган испугался и спрыгнул со стула; мимо окна промелькнуло что-то похожее на большую птицу.
В 1. из предложения (1) выпишите существительное с чередованием согласной в корне.
________________________________________________________________
В 2. Из предложения (4) выпишите слово (слова) с приставками.
________________________________________________________________
В 3. Из предложения (2) выпишите краткие прилагательные.
________________________________________________________________
В 4. Из предложения (1) выпишите вводное слово.
________________________________________________________________
В 5. Из предложений (4,5) выпишите синонимы.
________________________________________________________________
В 6. Сколько всего грамматических основ в предложении 5?
Ответ запишите цифрой.
_________________________________________________________________
С 1. Напишите, как вы думаете, почему Кай испугался Снежной королевы? (Ответ должен быть полным.)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоговый тест по программе 5 класса
Вариант № 2
А 1. Какая пара слов не является словосочетанием?
а) очень яркий; б) вокруг костра; в) говорить и думать; г) спутник Земли
А 2. В каком предложении есть обстоятельство?
а) Подснежников корзину несите во дворец!
б) Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь.
в) Шелестят зелёные серёжки, и горят серебряные росы.
г) Море качало утлый кораблик.
А 3. В каком предложении надо поставить только одну запятую (знаки препинания не расставлены)?
а) О чём ты заинька плачешь?
б) Такой тёплой зимы старожилы пожалуй не припомнят.
в) Брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона.
г) Тигр раскрыл пасть раздался страшный рык.
А 4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
а) Большие сани понеслись быстрее и затем свернули в переулок
б) На страницах журнала «Новый Робинзон» печатались известные писатели: С.Маршак, Б.Житков, Е.Шварц.
в) «Я не ветеринар» - сказал Карл Петрович и захлопнул крышку рояля.
г) Как-то ночкой чёрною вышел капитан, и в трубу подзорную ищет он кита.
А 5. В каком слове все согласные звуки глухие?
а) цапля; б) весть; в) шумный; г) шубка
А 6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
а) щавЕль; б) дОговор; в) понЯли; г) помощь нУжна
А 7. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?
а) вертет…ся, овощ…;
б) стереч…, картеч…;
в) мощ…ный, в…юнок;
г) горяч…, под…ём
А 8. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
а) расст…лать, клее…м;
б) отц…, лекц…я;
в) врач…м, расч…ска;
г) в…змущение, бе…полезный
А 9. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
а) б…гряный, фи…летовый;
б) моноло…, во…зал;
в) выл…жить, водор…сли;
г) птиц…, корж…к
Прочитайте текст и выполните задания В1-В6 и С1
1. Герда приплыла к большому вишнёвому саду, в котором приютился домик с красными и синими стёклами в окошках и с соломенной крышей. 2. У дверей стояли два деревянных солдата и отдавали честь всем, кто проплывал мимо. 3. Герда закричала им – она приняла их за живых, но они, понятно, не ответили ей. 4. Вот она подплыла к ним ещё ближе, лодка подошла чуть не к самому берегу, и девочка закричала ещё громче. 5. Из домика вышла, опираясь на клюку, старая-престарая старушка в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами.
В 1. из предложения (1) выпишите существительное с чередованием согласной в корне.
________________________________________________________________
В 2. Из предложения (2) выпишите слово (слова) с приставками.
________________________________________________________________
В 3. Из предложения (5) выпишите прилагательные, выступающие в роли эпитетов.
________________________________________________________________
В 4. Из предложения (3) выпишите вводное слово.
________________________________________________________________
В 5. Из предложений (4) выпишите синонимы.
________________________________________________________________
В 6. Сколько всего грамматических основ в предложении 4?
Ответ запишите цифрой.
_________________________________________________________________
С 1. Напишите, как вы думаете, почему Герда отправилась в опасное путешествие. (Ответ должен быть полным.)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
23
multiurok.ru
4
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 8 КЛ 1 Вариант
(1) Уже было начало июня, когда, возвращаясь домой, мы въехали в березовую рощу. (2) Целый день был жаркий, где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. (3) Лева я сторона леса была темна, в тени. (4) Правая, мокрая, блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. (5) Все было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко. (6) Ветра в лесу не было слышно. (7) Береза, вся обсеянная зелеными клейкими листьями, не шевелилась, и из-под прошлогодних листьев, поднимая их, вылезала, зеленея, первая трава и лиловые цветы. (8) Рассыпанные кое-где по березняку мелкие ели своей грубой вечной зеленью неприятно напоминали о зиме.
(9) На краю дороги стоял дуб. (10) Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. (11) Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, ветками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. (12) С огромными своими неуклюже растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. (13) Только он один не хотел подчиняться весне, ее обаянию, и не хотел видеть ни солнца, ни его первых лучей.
(14) Этот дуб как будто говорил, что нет ни весны, ни солнца, ни счастья. (15) Видны были задавленные мертвые ели, всегда одинокие, и вот он – растопырил свои обломанные, оборванные ветви. (16) Как вырос – так и стоит, и не верит ни надеждам, ни обманам…
Выполните задания В1-В10
В1. Замените словосочетание БЕРЕЗОВУЮ РОЩУ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В2. Из предложений 1-2 выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова.
В3. Из предложений 7-8 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется С, если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный».
В4. Из предложений 9-11 выпишите слово(а), в котором(ых) правописание НН определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий пишется две буквы НН».
В5. Выпишите грамматическую основу из предложения 3.
В6. Среди предложений 1-4 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.
В7. Укажите количество грамматических основ в предложении 2.
В8. Среди предложений 1-3 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
В9. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые . выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при обособленном определении.
Правая,1 мокрая,2 блестела на солнце,3 чуть колыхаясь от ветра.
В10. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые . выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при обособленном приложении.
Это был огромный,1 в два обхвата дуб,2 с обломанными,3 давно видно,4 ветками и с обломанной корой,5 заросшей старыми болячками.
Вариант 1
№
ОТВЕТЫ
1
Роща из берез
2
Собиралась
3
Рассыпанные
4
Обломанными, обломанной
5
Сторона была темна
6
1, 4
7
3
8
2
9
1, 2
10
1, 2
Вариант 2
№
ОТВЕТЫ
1
Бор из сосен
2
Вырос
3
Растопырил
4
Растопыренными
5
Не было слышно
6
10
7
2
8
2
9
5
10
4, 5, 7
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 8 КЛ 2 вариант
(1) Уже было начало июня, когда, возвращаясь домой, мы въехали в березовую рощу. (2) Целый день был жаркий, где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. (3) Левая сторона леса была темна, в тени. (4) Правая, мокрая, блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. (5) Все было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко. (6) Ветра в лесу не было слышно. (7) Береза, вся обсеянная зелеными клейкими листьями, не шевелилась, и из-под прошлогодних листьев, поднимая их, вылезала, зеленея, первая трава и лиловые цветы. (8) Рассыпанные кое-где по березняку мелкие ели своей грубой вечной зеленью неприятно напоминали о зиме.
(9) На краю дороги стоял дуб. (10) Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. (11) Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, ветками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. (12) С огромными своими неуклюже растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. (13) Только он один не хотел подчиняться весне, ее обаянию, и не хотел видеть ни солнца, ни его первых лучей.
(14) Этот дуб как будто говорил, что нет ни весны, ни солнца, ни счастья. (15) Видны были задавленные мертвые ели, всегда одинокие, и вот он – растопырил свои обломанные, оборванные ветви. (16) Как вырос – так и стоит, и не верит ни надеждам, ни обманам…
Выполните задания В1-В10
В1. Замените словосочетание СОСНОВЫЙ БОР, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В2. Из предложений 15-16 выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова.
В3. Из предложений 14-15 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется С, если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный»
В4. Из пр-ний 12-13 выпишите слово, в котором применяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий пишется две буквы НН».
В5. Выпишите грамматическую основу из пр-ния 6.
В6. Среди предложений 10-12 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
В7. Укажите количество грамматических основ в предложении 1.
В8. Среди предложений 1-3 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
В9. В приведенных ниже пр-ния пронумерованы все запятые, выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при обособленном определении.
Это был огромный,1 в два обхвата дуб,2 с обломанными,3 давно видно,4 ветками и с обломанной корой,5 заросшей старыми болячками.
В10. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые, выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при обособленном(ых) обстоятельстве(ах).
Береза,1 вся обсеянная зелеными клейкими листьями,2 не шевелилась,3 и из-под прошлогодних листьев,4 поднимая их,5 вылезала,6 зеленея,7 первая трава и лиловые цветы.
doc4web.ru