Письменная контрольная работа является одним из видов самостоятельного изучения курса. Тема работы выбирается студентом в соответствии с шифром: последняя цифра в шифре должна соответствовать последней цифре номера темы контрольной работы. Объем работы – не менее 24 страниц школьной тетради. При освещении вопросов темы необходимо использовать рекомендованную литературу. Тема должна быть изложена последовательно и аргументировано. Необходимо обращать внимание на оформление контрольной работы: писать нужно четким и разборчивым почерком, на пронумерованных страницах, соблюдать определенный интервал между строчками, оставлять поля. На первой странице текста указывается номер темы, ее название и план работы. Текст разделяется на нумерованные части в соответствии с планом. В конце работы дается список использованной литературы, ставится дата выполнения работы, подпись студента. Студенты, не выполнившие контрольной работы, к экзамену не допускаются.
Мировоззрение, его структура и уровни.
Истоки и специфика философских проблем.
Предмет и структура философского знания.
Литература
Введение в философию. //Под ред. И. Т. Фролова – М., 2002. С.7–36.
Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2000. С. 5–26.
Философия: Учебник для вузов. //Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 2006. С.7–28.
Основы философии. Горелов А.А. – М.: 2010, -256с.
Дополнительная литература
Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М: Наука, 1991.
Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. – М.: Прогресс. 1992.
Проблема бытия и познания в античной философии.
Человек и общество в учениях Платона и Аристотеля.
Этические концепции Античности.
Литература
Введение в философию. //Под ред. И. Т. Фролова – М., 2002. С.42–58.
Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2000. С. 30–72.
Спиркин А. Г. Философия: Учебник для технических вузов. – М.: Гардарики, 2003. С. 270–274.
Спиркин А. Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002. С.22–79.
Философия: Учебник для вузов.// Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 2006. С.59–83.
Основы философии. Горелов А.А. – М.: 2010, -256с.
Дополнительная литература
Антология мировой философии. Античность. – Мн.; М. Харвест: Изд. АСТ, 2001.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – М. 1997. Тт. 1,
Теоцентристский характер средневековой философии.
Патристика и схоластика – основные этапы средневековой философии.
Номинализм и реализм – направления средневековой философии.
Литература
Введение в философию. //Под ред. И. Т. Фролова – М., 2002. С. 58–70.
Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2000. С. 30–72..
Спиркин А. Г. Философия: Учебник для технических вузов. – М.: Гардарики, 2003. С. 274–276.
Спиркин А. Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002. С.80–107.
Философия: Учебник для вузов.//Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 2006. С. 84–96.
Основы философии. Горелов А.А. – М.: 2010, -256с.
Дополнительная литература
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – М. 1997. Тт. 1,
studfiles.net
www.ronl.ru
Тема 1. Роль философии в жизни общества
Задание 1. Заполните пропуски:
1. Первоначальным было определение философии как? Любовь к мудрости
2. Кто первым ввел в оборот слово «философия»? Пифагор
3. Наука объясняет мир с помощью рациональной аргументации
4. Единицей философского языка выступает понятие, которое описывает сущность предметов или явлений без определения рода, но при сохранении выявления видовых отличий.
5. Философское направление, объясняющее мир из одного начала - монизм
6. Материализм есть философское направление, которое первичным полагает материю
7.Философско-мировоззренческая позиция, утверждающая множественность форм бытия, философских взглядов, интересов Плюрализм
8. Раздел философии, изучающий бытие во всем его многообразии - Онтология
9. Гносеология это философское учение о всеобщих законах познания
10. Идеализм есть направление в философии, исходящее из первичности идеи.
11. Философское учение о природе ценностей - Аксиология
12. Основным вопросом философии Ф. Энгельс называет вопрос об отношении мышления к бытию.
Задание 5. Заполните таблицы:
1. Структура философского знания
Раздел философии | Что он изучает |
Онтология | Бытие |
Гносеология | Познание |
Антропология | Человек |
Аксиология | Ценности |
Диалектика | Развитие |
Социальная философия | Общество |
Этика | Должное |
Логика | Законы правильного мышления |
Тема 2. Античная философия
Задание 6. Заполните таблицы:
Классическая греческая философия
Представитель | Основные идеи |
Сократ | «Учение о человеке»- сущность человека есть его душа. Душа- разум, разуму противостоят страсти, идущие от тела и провоцируемые внешним миром. Душа «беременна» истиной, истина же рождается через майовтику- приведение собеседника в замешательство, диалог как способ познания истины. Сомнение как избавление от иллюзий знания «я знаю, что ничего не знаю» |
Платон | Диалектика: два плана бытия- феноменальный и сверхчувственный. Мир идей как истинных и вечных, как совокупность совершенных и абсолютных образцов возможных вещей. Мир вещей как искаженные слепки с идеальных идей. Каждый должен заниматься тем, что ближе ему по способностям, в идеале должно остаться три сословия: правители- философы, воины и торговцы, крестьяне и ремесленники. |
Аристотель | Отвергает двоемирие Платона (Платон мне друг, но истина дороже). Мир один, сущность предмета находится в самой вещи, идея находится внутри отдельных предметов как принцип и метод, закон их становления, фигура, цель. Душа человека двучастна: растительная часть души общая для всего живого, разумная – только человеку присуща. Научное познание, заключающееся в двух предпосылках: имеется неизменная суть вещей; началом познания служат недоказуемые определения. Необходимость воспитания нравственности с раннего возраста путем закрепления нужных привычек. Главные добродетели – мудрость, рассудительность, здравый смыслю первым попытался определить типы государственного устройства, исходя из количества правящих. |
Тема 3. Русская философия
Ответьте на вопросы
Центральная идея славянофильской философии – идея соборности.
1. В чем глубинный смысл ее? Как здесь сочетаются свобода и индивидуальность?
2. Соотнесите этот принцип с европейским понятием «свобода».
3. Актуальна ли проблема соборности сегодня?
В основе славянофильства лежит идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности. Понятие «соборность» раскрывает не только внешнее соединение людей, в каком- либо месте, но и постоянную возможность такого соединения на основе духовной общности.
Соборность проявляется во всех сферах жизни человека: в семье, в церкви, в обществе, в отношениях между государствами. Славянофилы подчеркивают, что соборность может быть понята и понятна только членам православных общин, в отличие от всех остальных. Приобщаясь к Богу через таинство крещения, причащения, миропомазания верующий осознает, что только в церкви он может вступить в общение с Богом. Славянофилы отстранялись от исторических реалий, рассматривая народ как некий постоянный набор идеальных качеств, выделяя в нем некую «духовную сущность».
Славянофилы отстаивают мнение о принципиальном отличии развития России от всего Запада. И здесь на передний план выходит религиозное начало. Западные народы, извратив символ веры, тем самым предали забвению соборное начало. Что, в свою очередь, породило недостатки европейской культуры и прежде всего, распад общества на эгоистических индивидов, преследующих свои меркантильные цели.
Россия же, опираясь на православную духовную основу, идет своим путем, который должен привести ее к мировому лидерству. Это высокое предназначение России необходимо осознавать ее гражданам, так как «право, данное историей народу, есть обязанность, налагаемая на каждого из его членов».
Западные государства, по их мнению, считают себя искусственными создателями. Россия же сформировалась органически, она «выросла». Это естественное органическое развитие России объясняется славянофилами тем, что православие породило социальную организацию- сельскую общину. С точки зрения славянофилов, сельская община сочетает в себе два начала: хозяйственное и нравственное. В хозяйственной области община выступает главным организатором сельскохозяйственного труда, решает вопросы вознаграждения за работу, несет ответственность за исполнение государственных повинностей.
Славянофильство не оставляет многих равнодушных и сейчас. Но идея соборности уже потерпела изменения, поскольку православие давно перестало быть основной религией для проживающих на территории Российской Федерации.
Задание 7. Заполните таблицы
1. Основные этапы развития русской философии
Основные этапы русской философии | Временные рамки | Актуальные проблемы |
Философия Средневековой Руси Философия эпохи Просвещения | Х – ХVII вв. ХVIII – первая четв. ХIХ вв. | Определение места Руси в истории мира. Философские идеи в религиозной и литературно- художественной форме (митрополит Илларион) Активное взаимодействие с Западом. Тема величия человеческого разума (М.В.Ломоносов) |
Классическая русская философия | ХIХ – нач. ХХ вв. | Философия выделяется в отдельную отрасль духовной жизни. Подъем русского национального самосознания. Философия неоднородна.
|
Философия 20 века | ХХ в | Вопросы о направленности общественного развития, размышления о судьбе страны, поиск альтернативы социалистическим идеям. Три этапа:
|
2. Специфические черты русской (идеалистической) философии конца XIX –нач. ХХ вв.
Философия | Основные направления | Ведущие представители | Обсуждаемые проблемы |
Западноевропейская | 1.Иррационализм | Шопенгауэр Ницше Фрейд | Источником познания Мира является не разум, а инстинкт, интуиция, чувство, любовь. Жизнь как творческая эволюция, нерасторжимый поток логики и интуиции, материи и сознания. Главный принцип познания- воля, которая не зависит от разума и познания, является «вещью в себе» и составляет сущность всякой вещи. Высший вид познания- интуитивное искусство субъекта познания, нет прогресса, есть только множественность человеческих истин. |
Русская идеалистическая | 1.русский космизм 2.русское неокантианство 3.философия всеединства, либеральное направление 4.русская религиозная философия 5.христианский неоплатонизм | Н.Ф.Федоров К.Э.Циолковский Л.М.Лопатин А.И.Введенский В.С.Соловьев Л.Н.Толстой, Ф.М. Достоевский В.Ф.Эрн | Космос, природа и человек как единое целое Идея философского трансцендентализма, вдумчивая переработка западного философского наследия, российской мысли, синтез наук и искусства, науки и веры Гармония всех сторон бытия: идея нравственности; Бог как воплощение добра. Духовная антиутопия Достоевского – духовная исповедь, осмысление поступков и переживаний без теоретизирования .Л.Н.Толстой –Бог не в храме, а внутри каждого человека. Создание христианского социализма на основе русского православия. Причина всего происходящего в Божественном провидении. |
Тема 4. Онтология как философское учение о бытии
Задание 6. Заполните таблицы
Типы онтологий
Философия | Тип онтологии | Основные характеристики | Представители |
Античности(по выбору) | космоцентризм | Мир как сочетание стихий (физики- плюралисты) | Анаксагор Эмпедокл |
Средневековья | монотеизм | Бог как творец всего сущего, предопределение как воплощение Божьего замысла. | Абеляр Фома Аквинский |
Возрождения | антропоцентризм | Бог –творец, но человек практически равен Богу, так как способен мыслить и создавать | Н.Коперник Леонардо да Винчи |
Марксизма | диалектический материализм | Бытие определяет сознание, причем сознание как свойство материи отражать саму себя. Бога нет, материя вечна и способна изменять свою форму. | К.Маркс Ф.Энгельс |
Экзистенциализма | фундаментальная онтология | Сущее, в бытие которого идет речь о самом этом бытие, в- себе- и- для- себя- сущее. | М. Хайдеггер А.Камю |
Виды и формы бытия
Вид бытия | Основные характеристики | Формы бытия | Примеры |
Материальное | Делится на вещество и поле, вещество же –на живую и неживую природу | Мир физических явлений | Вселенная, космос, среда обитания человека |
Идеальное | Вечность и неизменность | Идеальная форма бытия | Идеи, ценности, понятия, сущности |
Бытие человека | Представляет жизненный цикл каждого человека в природе и в обществе | Синтез материальной и идеальной форм, так как человек одновременно и часть живой природы и носитель сознания | Каждый отдельно взятый человек |
Социальное | Совместная жизнедеятельность людей, имеющих определенную организацию и систему общественных отношений. | Синтез материальной и идеальной форм, так как человек взаимодействует с учетом законов материального мира и исходя из требований социальной системы | Бытие отдельного индивидуума равно как и бытие социума в целом. |
Задание 8. Прочитайте сонет В. Шекспира. В чем красота и правда жизни по Шекспиру?
«Когда твое чело избороздят
Глубокими следами сорок зим,
Кто будет помнить царственный наряд,
Гнушаясь жалким рубищем твоим?
И на вопрос: «Где прячутся сейчас
Остатки красоты веселых лет?» -
Что скажешь ты? На дне угасших глаз?
Но злой насмешкой будет твой ответ.
Достойней прозвучали бы слова:
«Вы посмотрите на моих детей.
Моя былая свежесть в них жива.
В их оправданье старости моей».
Пускай с годами стынущая кровь,
В наследнике твоем пылает вновь.
Я не по звездам о судьбе гадаю
И астрономия не скажет мне,
Какие звезды в небе к урожаю,
К чуме, пожару, голоду, войне.
Не знаю я, ненастье иль погоду
Сулит зимой и летом календарь,
И не могу судить по небосводу,
Какой счастливей будет государь.
Но вижу я в твоих глазах предвестье,
По неизменным звездам узнаю
Что правда с красотой пребудут вместе,
Когда продлишь в потомках жизнь свою.
А если нет, — под гробовой плитою
Исчезнет правда вместе с красотою».
( Шекспир В. Сонет)
Будучи великим и глубоким пессимистом, Шекспир остро воспринимал несовершенство этого мира. Шекспир как никто другой нуждается в Красоте. Речь идет не о банальной красоте или приятности, а о Красоте как космическом явлении огромной созидательной силы. Только Красота способна примирить с миром, она его главный, если не единственный, смысл, но она ,увы, не вечна. Призывы к сохранению Красоты путем передачи ее детям сменяются взглядом на Друга как на уникальную, неповторимую личность и явление природы.
Правда жизни, к которой он стремится, не исключала красоты, без прекрасного для него не было истины.
Тема 5. Познание как предмет философского анализа
Заполните таблицы
1. Суть споров между рационалистами, эмпириками и иррационалистами
Гносеологическая позиция | Представители | Суть спора | Сила | Слабость |
аргументов | ||||
Эмпиризм | Ф. Бэкон, Т. Гоббс Дж. Локк Э.Б. де Кондильяк | Настаивают на возможности чувственного опыта как основном методе познания. «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах».Чем больше человечество накопило опыта, тем ближе оно к истинному знанию. | +Чувственный опыт нагляден и понятен -Вероятностный характер выводов Для объяснения чувственного опыта необходимо обращаться к рациональным логическим построениям. | |
Рационализм | В.Декарт Г.В.Лейбниц Б.Спиноза | Настаивают на верховенстве разума в жизни человека. | + Именно в разуме сосредоточены основные нити управления человеческим поведением; разум способен постигать всеобщее и необходимое. -Разум лишь часть человеческой сущности, соответственно, предполагать главенство разума над человеком сродни главенству левой ноги над всем телом. | |
Иррационализм | А. Шопенгауэр Ф. Ницше В. Дильтей | Отвергают верховенство разума в жизни человека. Окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеющий закономерностей и не подчиняющийся разуму человека. | -Именно в разуме сосредоточены основные нити управления человеческим поведением; разум способен постигать всеобщее и необходимое. |
2. Проблема сознания в истории философии
Определение сознания, мышления | Философское направление | Представитель |
«Мысли находятся в таком же отношении к мозгу, в каком желчь находится по отношению к печени» | Вульгарный материализм | Карл Фогт |
Сознание – субъективный образ объективного мира» | Субъективный идеализм | И.Фихте |
Мышление – особая бестелесная субстанция наряду с протяженностью» | Рационализм | Б.Спиноза |
«Сознание – результат эволюции и развития Абсолютной идеи» | Объективный идеализм | Г. Гегель |
multiurok.ru
Введение.
1. История и философия истории.
2. Основные характеристикиисторического процесса.
3. Человек как субстанцияисторического процесса.
Заключение.
ВВЕДЕНИЕС момента своего возникновенияфилософия играла решающую роль в формировании мировоззрения людей. Она бороласьза свое место в духовной жизни общества. Ей пришлось очень тяжело, когда всредние века тиология подчинила её себе. В Новое время философия вырвалась оковхристианства и снова заняла важное место в обществе. Причем рациональнаяфилософия оттеснила остальные философские течения и направления. Она помогалалюдям правильно ориентироваться в сложной сети общественной жизни, находитьпути выхода из тупиковых ситуаций. Она по-прежнему выполняла важныемировоззренческие функции.
Термин «философия истории» былвведен французским просветителем Вольтером в 18 веке. Он считал, что историк непросто должен описывать события, излагать их в хронологическойпоследовательности, а философски истолковывать исторический процесс,рефлексировать над его бытием. Впоследствии этот термин вошел в научный оборот.
Философию истории можно излагатьпо-разному. Одни исследователи дают широкую панораму всего историческогопроцесса. Другие главное внимание обращают на теоретическое наследие крупнейшихфилософов истории. В этой работе используется проблемное изложение материала. Такойподход дает возможность охватить наиболее фундаментальные проблемы философииистории, дать их комплексный и всесторонний анализ.
1. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ«Память не восстанавливаетпрошлое таки, каким оно было, она преображает это прошлое, идеализирует его всоответствии с ожидаемым будущим».
М.А. Бердяев.
Философия истории не есть ниисторическая наука отдельных государств и народов, ни универсальная иливсемирная история. Она «не поздний плод науки, постепенно обнаруживаемаяпроблема, которая с самого начала лежала во всяком случае в представлении онауке. Она возникла именно тогда, когда в ней нуждались, когда ее потребоваланеобходимость, возникшая в мировоззрении. Она относится скорее к областимировоззрения, чем исторического исследования, и оба они сблизились лишь в тотмомент, когда размышление о существенных целях духа потребовала знания истории,а история – включения в философское мышление» — Э. Трельч. Последняя тожеизучает все человечество, но изучает не философски, т.е. не дает философскогообобщения всего исторического процесса, а исторически, т.е. каждый социальныйорганизм рассматривается во всем своем богатстве и конкретном проявлении… Вкурсе всемирной истории, например, изучаются все страны мира, но изучаютсяконкретно, в хронологическом порядке и изолированно. Так, в истории Древнегомира рассматриваются наряду с первобытными племенами сложившиеся ужегосударственные образования (Китай, Индия, Персия, Греция, Рим и т.д.),которые, хотя и имели некоторые общие черты, тем не менее представлялисамостоятельные социальные организмы. Историк главное внимание обращает не наих универсальные черты, а на специфические характеристики. Философ же историиищет в первую очередь именно то, что объединяет все социальные организмы, то,что им присуще как человеческим сообществам.
Историческая наука в отличии отфилософии истории должна соблюдать временную последовательность событий иисторических фактов. Если философия истории есть сущность, схваченная вовремени, т.е. такая сущность, которая постоянно меняется, но тем не менее сохраняется,то историческая наука есть изложение фактов и событий в хронологическом порядке.Философия истории имеет определенный категориальный и понятийный аппарат,посредством которого дается философско-историческое изложение историческогопроцесса(прогресс, регресс, социальный детерминизм, цивилизация, закон, формация,общественные отношения, географический фактор, разум, способ производства,производительные силы, производственные отношения, историческое объяснение, менталитет,самосознание, историческое сознание и т.д.). Она теорией высшей абстракции, ноабстракцией глубокой, адекватно отражающей объективную действительность. Философско-историческаядисциплина необходима, так как она позволяет создать некую теоретическуюкартину человеческого общества, помогает людям правильно ориентироваться всложной сети общественной жизни, делать соответствующие выводы из опыта прошлого.Но люди редко извлекают полезные уроки из прошлого. Гегель писал, что«правителям, государственным людям и народам с важностью советуют извлекатьпоучения из опыта истории. Но опыт и история учит, что народы и правительстваникогда ничему не научились из истории и действовали согласно поучениям,которые можно было бы извлечь из нее».
Некоторые историки полагают, чтоисторическая наука, подобно философии истории, имеет свои собственные категориии является такой же теоретической дисциплиной, как и философия истории. Так, М.А.Барг в качестве таких категорий выделяет следующие понятия: «всемирно-исторический»,«локально-исторический», «целостность», «структура», «процесс» и др. А самуисторию определяет так: »Историческая наука изучает закономерностипространственно-временного развертывания всемирно-исторического процесса, или, чтото же, закономерности всемирно-исторического развития человечества какравнодействующих внутриформационных и межформационных взаимодействийэтнополитических общностей, являющихся носителями своеобразия этого развития». Нос такой дефиницией трудно согласиться. Перечисленные М.А. Баргом категории, посуществу, успешно используются и в философии истории, что, конечно, неисключает их применения в исторической науке.
Историческая наука – это теориясреднего уровня, то есть теория средней абстракции, и поэтому не можетзаниматься теоретической разработкой таких высоких абстрактных понятий, какзакон и категория.
В связи с анализом соотношения философииистории и исторической науки нельзя не остановиться на одном важном вопросе – оценностной ориентации исторической науки. Все общественные дисциплины так илииначе имеют мировоззренческий характер. Но в силу специфики самой историческойнауки на ее выводах и обобщениях очень сказываются мировоззренческие позицииисследователя. Один и тот же факт можно изложить по-разному в зависимости отполитической ориентации. Из-за этого исторические выводы часто теряют своюнаучность, поскольку научные результаты должны носить объективный инепротиворечивый характер.
Немецкий философ Гердер написалобширный труд «Идеи к философии истории человечества», в котором дается широкаяпанорама всей мировой истории. Как пишет немецкий просветитель, егоинтересовала наука, которая описывала бы всю историю человечества, начиная сего зарождения. В качестве такой науки для Гердера выступает философия истории.Философско-историческое произведение Гердера сыграло важнейшую роль встановлении философии истории как особой дисциплины.
Собственно философией историизанимался великий Гегель. Он ввел термин «всемирная философская история», подкоторым подразумевал общие размышления о философии истории. Он разделил всюисториографию на три вида:
1) первоначальная история;
2) рефлективная история;
3) философская история;
Представители первоначальнойистории, к которым Гегель причисляет Геродота и Фукидида, излагали историческиесобытия, свидетелями которых сами были. Содержание трудов таких историковпространственно ограничено, так как излагалось то, что их окружало и что самивидели.
В рефлективной истории изложениематериала уже не связывается с участием историка в описываемых событиях. Этуисторию великий философ разбил на определенные виды.
Всеобщая история. При описанииистории какого-нибудь народа, государства или всего мира главной задачейисторика является обработка исторического материала с точки зрения собственногодуха, отличающегося от духа материала. Он должен иметь определенные6 принципы,служащие ему в качестве методологии анализа материала.
Прагматическая история. Онапредполагает описание прошлого с позиции настоящего. События, пишет Гегель,различны, но в них есть нечто общее и внутреннее. Благодаря прагматическимрефлексиям рассказы о прошлом наполняются современной жизнью.
Критическая история. В данномслучае, по выражению Гегеля, излагается не сама история, а история истории,дается оценка исторических трудов, устанавливается их истинность идостоверность.
Философская история. Этот видпредставляет собой переход к философской истории, когда исследовательруководствуется при изложении материала некоторыми общими философскимипринципами. Философская история, или философия истории, «означает не что иное,как мыслящее рассмотрение ее» — Гегель.
По мысли Гегеля, философияистории ищет некие общие принципы в истории, которые присущи всей мировойистории. Главным из этих принципов является разум. В данном случае немецкиймыслитель под разумом понимает закономерности развития исторического процесса. Сего точки зрения, все действительное разумно и все разумное действительно. Разумното, что необходимо и закономерно, а то, что необходимо и закономерно, в то жевремя действительно.
Философия истории, продолжаетГегель, показывает, как народы и государства стремились к свободе, как ради неев течении долгого исторического времени приносились всевозможные жертвы. Вместес тем она рассматривает средства достижения свободы. С этой целью она изучаетдействительную историю людей, действия которых вытекает из их потребностей,страстей и интересов, играющих доминирующую роль. Кроме того, задачей философииистории и выяснение, как сам Гегель выражается, того материала, в которомосуществляется разумная цель. Таким материалом оказывается сам субъект сосвоими потребностями. Но он живет в том или ином государстве, и поэтомугосударство тоже должно находиться в центре внимания философии истории, хотяподробное изложение государства должно даваться в философии права.
В 19 веке философия историиполучает полное научное гражданство. В России на ниве философии историиработали такие крупные философы и историки, как Н.И. Кареев, В.М. Хвостов, В.И.Герье, Л.В. Карсавин, С.Л. Франк. По мнению Х. Раппорта, философия историинаходилась в центре внимания всех великих мыслителей – Вико, Гердера, Канта,Маркса и многих других, рефлексировавших над судьбами человечества, надперспективами его развития. Раппорт выделяет два значения философии истории: теоретическоеи практическое. С точки зрения теории, философия истории, потому, чтоудовлетворяет потребности людей в теоретическом осмысления всего историческогопроцесса, потому, что она представляет необходимое условие научности всякойистории. Практическое значение философии истории заключается в том, что онаоказывает непосредственное влияние на практическую жизнь людей, на принятие имитех или иных политических решений. Все люди нуждаются в том, чтобы знать, кудаидет человечество, а на этот вопрос отвечает как раз философия истории.
Таким образом, одни (онтологи) главноевнимание уделяют бытию исторического процесса, а другие (гносеологи) –теоретической реконструкцией исторического прошлого. Но нельзя отрывать друг отдруга гносеологию и онтологию. Теория познания без объекта познания перестаетбыть теорией, так как без исследования практической деятельности людей, безанализа общественных отношений, без выяснения смысла и цели человеческогообщества она не может претендовать на научную теорию, то есть без объекта познания,нет теории познания. Поэтому предметом философии истории являются какгносеологические, тек и онтологические проблемы. Она их рассматривает вединстве, во взаимной связи, хотя может с целью более глубокого их изученияанализировать их отдельно друг от друга.
2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА«История не только откровениеБога, но и ответное откровение человека Богу.
Н.А. Бердяев
Философско-исторический анализчеловеческого общества предполагает выяснение вопроса о делении истории наопределенные периоды, эпохи и этапы. Периодизация исторического процессанаходилась в центре внимания многих мыслителей, особенно с начала Новоговремени. Наибольший след в философии истории оставили итальянский ученый Вико,французский мыслитель Кондорсе, а также Гегель и Маркс.
Вико Джамбаттиста создал теориюисторического круговорота. Каждая нация совершает поступательное движение отбожественной эпохи до человеческой, а потом возвращается к своемупервоначальному состоянию. Вернулись некоторые виды Божьего суда, такназываемые канонические очищения… Вернулись Героические разбои… ВернулисьГероические возмездия… И потому и войны позднейших варварских времен, как ивремен первого варварства, были религиозными… Вернулось и Героическое рабство,которое существовало чрезвычайно долго даже среди самих христианских наций» — Вико.Но абсолютный возврат к первоначальному состоянию невозможен. После завершениякруга снова начинается развитие по восходящей линии. Каждой эпохе соответствуютсвои нравы, обычаи, характеры, юридические законы и т.д. В Божественную эпоху,например, право каждого зависело от богов, в Героическую эпоху решающую рольиграло право силы, то есть был прав тот, кто оказывался физически сильнее.
Каждому веку соответствовали исвои формы правления, и свои авторитеты. в Божественную эпоху форма правленияносила теократический характер, а главным авторитетом был авторитет Бога.
Кондорсе мари Жан Антуан Николавесь исторический процесс разбил на десять эпох и дал соответствующуюхарактеристику каждой из них. Первую эпоху он рассматривает как эпохупервобытного состояния людей. во вторую эпоху совершается переход пастушескогосостояния к земледелию. Появляется больше предметов для удовлетворенияпотребностей людей, совершенствуются орудия производства, увеличивается ихколичество, отношения в семье. При характеристики третьей эпохи мыслительособое внимание обращает на разделение труда. Разделение труда приводит кпоявлению классов собственников, рабов и прислуги. Быстро развивается медицина,астрономия и другие науки.
Четвертую и пятую эпохи Кондорсесвязывает с Древней Грецией и Древним Римом. Он подчеркивает, что греческаякультура возникла не на пустом месте, что Греция многое позаимствовала увосточных народов: их ремесла, часть их знаний, азбуку и религиозную систему. Кондорсеуказывал на единство мировой истории, на взаимосвязь и взаимовлияние народовразных стран.
Шестая и седьмая эпохиохватывают средневековье, которое французский просветитель характеризует какпериод упадка. Всюду царили невежество и дикость, всюду господствовали, каквыражается Кондорсе, теологические бредни и суеверные обманы.
Восьмая эпоха – эпохакнигопечатания и расцвета наук. Совершенствуется алгебра, изобретениеалгоритмов упрощает математические операции.
Девятая эпоха, по мнениюКондорсе, начинается от Декарта и завершается образованием Французскойреспублики. А в последней, десятой эпохе, то есть в буржуазном способепроизводстве Кондорсе видит будущее человеческого общества. Улучшение егосостояния он усматривает в уничтожении неравенства между людьми, всовершенствовании человека.
Гегель ищет иные основы деленияистории. Главное внимание он обращает на абсолютную идею, дух. В соответствии сгеографией он делит историю на Восточный мир, куда входит Китай, индия, Персия,Сирия, Египет, на Греческий, Римский и Германский.
Восточный мир, пишет Гегель,есть детский возраст истории. Здесь царствует деспотизм и свободным чувствует себятолько деспот. Люди вращаются вокруг одного центра, то есть властителя, которыйстоит во главе государства как патриарх. Он требует от всех граждан соблюдатьсуществующие предписания. патриарх является субстанцией, которой всёпринадлежит. Но Гегель считает, что эта история не есть действительная история,так как в ней нового ничего нет, а есть повторение одних и тех же процессов.
Греческий мир — это второйглавный принцип всемирной истории и вместе с тем это период юности, когдаформируются индивидуальности. Немецкий философ не жалеет красок для изображениягреческого мира. Здесь, по его словам, царствуют действительная свобода индивида,истинная гармония, мир и согласие.
Римский мир — третий принцип. Этовозраст возмужалости истории. В Риме господствует абстрактная свобода, ставящаягосударство и политику выше любой индивидуальности, но вместе с тем создаетсясвободная личность, отличающаяся от индивидуальности.
В Греции, пишет Гегель, вполитической жизни преобладали демократия, на Востоке — деспотизм, в Римскоммире — аристократия.
Германский мир — четвертыйпериод всемирной истории. Германский народ, по убеждению его представителяпризван хранить христианские принципы духовной свободы и примирения. Дух вГерманском мире достигает полного расцвета и зрелости. Венцом и вершинойразвития всемирной истории представляется прусская монархия.
Маркс разбил всю историю на пятьформаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, икоммунистическая. У Маркса есть еще и другое деление истории: первичнаяформация (первобытное общество), Вторичная формация (рабство, феодализм,капитализм) и третичная формация (коммунизм). Маркс подчеркивал, что обществоне может перескочить через естественные фазы своего развития, что болееразвитая страна показывает менее развитой ее собственное будущее. Маркс какдиалектик прекрасно понимал сложный и трудный характер развития историческогопроцесса. Но он не считал, что каждая страна в обязательном порядке должнапройти все формации. Для Маркса важно то, что все человечество проходит этиформации.
В концепции русского мыслителяпрошлого века Н.Я. Данилевского изложена критика европоцентрические воззрения,согласно которым Запад олицетворяет прогресс, а Восток – застой. Авторперечисляет следующие культурно-исторические типы, или самобытные цивилизации: «1)египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский, илидревнесиметический, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский,9) ново-семитический, или аравийский, и 10) германо-романский, или европейский».
Возникновение цивилизации –качественно новый этап в истории человечества. Отсюда начинается его подлиннаяистория. Фундамент цивилизации – общественное богатство в единстве материальныхи духовных ценностей. Критерий цивилизации – человек. Первобытный человек –нецивилизованный человек. Человек же эпохи рабства – цивилизованный человек, онзадумывается прежде всего над собственным бытием.
По утверждению Тойнби, каждаяцивилизация в своем развитии проходит четыре стадии: 1) генезис; 2) рост; 3) надлом;4) распад.
Генезис цивилизации. Цивилизация,как считает английский историк, возникает из примитивных обществ в результатевызова, порождаемыми исключительными обстоятельствами разного характера иуспешного ответа на этот вызов. Вызовы могут быть как природными, так ичеловеческими.
Рост цивилизации. Не все цивилизациивыдержали испытание временем. Многие из них не смогли развиваться и в концеконцов погибли. Тойнби такие цивилизации называет задержанными цивилизациями, ккоторым он относит цивилизации эскимосов, полинезийцев и других народов. Вросте цивилизации, по мнению Тойнби, большую роль играет не только творческоеменьшинство, но и великие личности. Они подтягивают нетворческое большинство(толпу) до творческого меньшинства.
Надлом цивилизации. Тойнбисчитает, что причины надлома цивилизаций не следует искать за их пределами, онинаходятся внутри самих цивилизаций. Один из признаков роста цивилизации –самодетерминация. Но со временем внутри цивилизации появляются трещины. Творческиеличности постоянно заняты тем, чтобы вести за собой нетворческую массу, постояннопризывают ее к подвигам и непрерывному совершенствованию. Однако нетворческаячасть общества перестает подражать творческому меньшинству, и последнееначинает терпеть неудачу в продвижении по пути прогресса, в результате чего цивилизацияначинает терять самодетерминацию.
Распад цивилизации. В процессенадлома цивилизации творческое меньшинство превращается в господствующеебольшинство, которое, не желая уступить власть, начинает прибегать к силе, чтовызывает еще большее отчуждение между правящим меньшинством и неправящим большинством.
Цивилизованный и формационныйподходы вопреки утверждениям некоторых исследователей не противоречат другдругу. Следует отметить и тот факт, что иной раз понятие цивилизации ширепонятия формации, а иной раз, наоборот, понятие формации шире понятияцивилизации. Так, одна и та же цивилизация может охватывать разныеобщественно-экономические формации. например, западная цивилизация включает всебя несколько формаций. Но одна и та же формация тоже может охватывать несколькоцивилизаций. Например, буржуазная общественно-экономическая формация охватываетмножество цивилизаций: французскую, американскую, японскую.
Исторический процесс един, новместе с тем многообразен. Чтобы это многообразие и единство, возьмем основныесферы общественной жизни.
Материальная сфера. В основеединства мировой истории лежит прежде всего материальный фактор. В каком бырегионе земного шара люди ни жили, они должны заниматься производством средствк существованию, одеваться и строит жилище. Везде и всюду люди едины в том, чтов первую очередь им необходимо производить материальные ценности.
Производство материальныхценностей в тех или иных регионах даже в однотипных обществах совершаетсяпо-разному. Это во многом определяется географическим фактором, торговымисвязями с другими народами. Многообразие мировой истории проявляется исовременных условиях, когда существуют единые хозяйственные связи и происходитинтенсивный обмен материальными ценностями. Американская технология в России, Китае,африканских государствах может быть применена в зависимости от климатическихусловий, традиций, менталитета народа, уклада жизни и многих других факторов. Отсюдаследует, что многообразие истории требует различного подхода к современнымпроизводительным силам.
Социальная сфера. Ретроспективныйвзгляд на историю свидетельствует, что в одни и те же исторические эпохи вразных регионах мира была примерно одна и та же социальная структура общества. Социальнаясфера очень разнообразна не только структурно, но и функционально, то есть поисполнению тех или иных общественных функций. Род, племя, этнос, нация, народ,класс, каста, сословия и другие формы социальной общности людей оченьдифференцированы.
Духовная сфера. Она имеет своюимманентную логику развития, показывающую, что обладает универсальными чертамии свойствами, присущими всем духовным сферам. Разнообразие духовнойдеятельности народов мира очевидно. Ведь каждый народ имеет свою собственнуюнеповторимую и уникальную культуру, несравнимую с культурами других народов.
Политическая сфера. В широкомсмысле слова в политическую сферу входит управление делами общества,регулирование отношений между индивидами, группами, классами, государствами,народами. Очень разнообразна политическая жизнь государств и народов. Сосуществовалии сосуществуют разные формы правления: монархия и республика, аристократия иолигархия. В восточных странах больше доминировали деспотические государства.
Таким образом, с одной стороны,исторический процесс един, но с другой – многообразен. Если абсолютизироватьединство, то мир предстанет однообразным, но если абсолютизироватьмногообразие, то мир превратится в нечто иррациональное и хаотическое. Поэтомуна историю надо смотреть диалектически, поскольку реальная история внутреннепротиворечива, а именно: в единстве нужно видеть проявление многообразия, а вмногообразии – единство исторического процесса.
3. ЧЕЛОВЕК КАК СУБСТАНЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА«Если история способна научитьчему-нибудь, то прежде всего сознанию себя самих, ясному взгляду на настоящее».
В.О. Ключевский
Одной из важнейших задачфилософии истории является исследование и раскрытие движущих сил истории,детерминизма общественных процессов и явлений. История представляет собойсложный и многогранный процесс, в котором воедино связаны географические,материальные, духовные, социальные, политические и другие факторы. Мыслителивсех времен пытались социальные детерминанты. Одни их искали в географическомфакторе, другие – в духовном, третьи – в материальном.
Монтескье свое исследование ролигеографической среды начинает с выяснения вопроса о человеческой природе. Поего мнению, климатические условия определяют индивидуальные особенностичеловека, его телесную организацию, характер и склонности. Так, например, вхолодном поясе люди крепче и физически сильнее, поскольку «холодный воздухпроизводит сжатие окончаний внешних волокон нашего тела, отчего напряжение ихувеличивается и усиливается приток крови от конечностей к сердцу». Южныенароды, продолжает Монтескье ленивы от природы, и поэтому они не способны кгероическим поступкам.
Гегель исходил из духовногофактора. Он считал, что творцом истории является мировой разум. Понятие разумаон употребляет в разных смыслах. Во-первых, разум – это разум индивида; во-вторых,разум – это закономерное развитие истории; в-третьих, разум – это основаистории. «Разум, — пишет Гегель, — есть субстанция, а именно – то, благодарячему и в чем вся действительность имеет свое бытие; разум есть бесконечная мощь… Разум есть бесконечное содержание, вся суть и истина…» Всю история Гегельпревращает в историю мысли, которую нужно излагать и исследовать.
Маркс тоже искал движущие силыобщественного развития, его детерминанты, но к изучению истории он подошел сдиаметрально противоположных, а именно материалистических позиций. Материалистическоепонимание истории, открытое Марксом, требует не просто его констатации, впротивном случае оно ничем бы не отличалось от спекулятивного, идеалистическогообъяснения общественных процессов, а изучение действительной жизни людей. ПоэтомуМаркс обращается к анализу практической деятельности людей, которые в первуюочередь должны жить, а для этого им необходимы пища, жилище, одежда и т.д.
Материалистическое пониманиеистории можно резюмировать таким образом:
Данное понимание истории исходитиз решающей, детерминирующей роли материального производства непосредственнойжизни. Необходимо изучать гражданское общество.
Оно показывает, как возникаетразличные формы общественного сознания — религия, философия, мораль, право и т.д.– и каким образом они детерминируются материальным производством.
Оно всегда остается на почведействительной истории, объясняет не практику их идей, а идейном образовании изматериальной жизни.
Оно считает, что каждая ступеньразвития общества застает определенный материальный результат, определенныйуровень производительных сил, определенные производственные отношения.
Открытая Марксомматериалистическое понимание истории играет роль парадигмы исследованиячеловечества. И эта парадигма нисколько не устарела, потому что континент-поле(экономическая структура общества) остается и будет оставаться, пока существуетсоциум.
Проблема человека — вечнаяпроблема философии истории. Возникновение самой философии связано сразмышлениями человека над собственным бытием и над бытием окружающей природнойи социальной действительности. О человеке пишут много и будут писать, покасуществует человечество. Одни его превозносят, другие, наоборот, поносят. АКлючевский В.О. прямо заявил, что «человек — это величайшая скотина в мире».
Человек есть биосоциальноесущество. Он — часть природы, и его формирование проходит сложный и длительныйпроцесс. Он, как и другие природные существа, подвержен болезни, стареет иумирает. Он постоянно должен удовлетворять свои потребности. Но человек ведь непросто биологическое существо, а биосоциальное. Это значит, что он становитсячеловеком только в обществе, только в определенных социальных условиях.
Проблема человека имеет двааспекта: практические и теоретические. Под практическим аспектомподразумевается создание человеком необходимых условий для проявления егосущностных сил, то есть интеллектуальных и физических способностей. Есливеличие человека проявляется в том, что он мыслит, то, может быть, в этом и еготрагедия, ибо только человек, благодаря тому, что он мыслит, может сознательнозаниматься деструктивной деятельностью, то есть ничего не создавать, а всеразрушать.
Теоретический аспектпредполагает выяснение исходной категории изучения человека. Не человек выступаетв качестве исходной категории, а общественные отношения. Чтобы узнать, чтопредставлял собой обычный гражданин античной Греции, о чем он думал, какойобраз жизни вел необходимо знать ту социальную действительность, котораяокружала античного человека. Ведь биологически он мало чем отличался от своегосовременного «сородича», но духовно, психически он совершенно другой.
Итак, общественные отношения — ключк изучению человека. Но отсюда вовсе не следует что все люди одинаковы в однихи тех же социальных условиях. Каждый человек индивидуален, имеет определенныеприродные задатки или склонности, которые проявляются уже в социальной среде. Бездарныйчеловек в любых общественных отношениях остается бездарным. Моцартом надо былородиться, им просто так не станешь. Гений, талант — это нечто природное, а несоциальное.
Человек является субъектомистории. Он создает материальные и духовные ценности, преобразует окружающиймир, строит города, творит науку, литературу и искусство, то есть все, что естьв обществе — дело рук человека. Проблема субъектов истории является важнейшейпроблемой философии истории. В свое время шла острая полемика между английскимфилософом Дж. Льюисом и его французским коллегой Л. Альтюсером по поводувыражения «делать историю». Дж. Льюис утверждал, что человек делает историю. ААльтюсер утверждал, что историю нельзя делать. Делают предметы, вещи, а неисторию. С точки зрения Льюиса, считает Альтюсер, «человек уже сделал историю,с помощью которой делает историю! Следовательно, в истории человек создает все:не только как результат как продукт своего «труда» (история). Но до этого онсоздавал первичную материю (историю), которую превратил в историю». Не человек,справедливо заключает Альтюсер, а классы и массы делают историю. Субъекты истории- это народ, нация, масса, толпа, социальные классы, выдающиеся личности.
Обычно термин «народ»используется в трех смыслах. Во-первых, данное понятие охватывает всех людей,населяющих какую-либо страну. В этом случае понятие народа совпадает с понятиемнаселения. Во-вторых, народ – это трудящиеся, создающие материальные и духовныеценности и не присваивающие чужой труд. В-третьих, народ – организованное,целое, имеющее единую психологию, культуру, традиции, язык, обычаи, единуютерриторию и т.д…
В работе «Марксизм инациональный вопрос» дает такое определение нации: «Нация есть историческисложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка,территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося вкультуре. Вместе с тем сегодня необходимо давать иную дефиницию нации. Её дет Ю.И.Семенов: « Нация есть совокупность людей, имеющих одно общее отечество». Еслипонятие народа – социально — этническое понятие, то понятие нации естьсоциально-политическое понятие.
Масса по выражению испанскогофилософа Ортегии Гасета, есть множество людей без особых достоинств. Массаимеет некоторые общие черты: вкусы, интересы, стиль жизни и т.д…
В роли субъектов историческогопроцесса выступают также социальные классы. Ленин писал: «Классами называютсябольшие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определеннойсистеме общественного производства, по их отношению к средствам производства,по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способамполучения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают».
История это продукт деятельностилюдей, каждый из которых преследует свои цели и интересы. Таким образом,история представляет собой единство объективного и субъективного то есть, с однойстороны, она развивается независимо от воли и желания людей, а с дугой – онаесть их история. Русский философ П.Л. Лавров писал, что историю творятличности, и они могут её по своему усмотрению повернуть в любую сторону, и что«прогресс человечества лежит исключительно на критически мыслящих личностях: безних он, безусловно, не возможен». Личности являются главными двигателями человечества,они создают новые модели общества и реализуют их в своей практическойдеятельности.
Представление о том, что именноличность творит мировую историю, базировались на идеалистическом пониманииразвития человеческого общества, согласно которому идеи правят миром. Нопоскольку их разрабатывают критически мыслящие личности или те, кто стоит увласти, то последние и выступают детерминанты исторического процесса. Кажется,что именно личности, и прежде всего государственные деятели, творят историю,так как от их действий и поступков во многом зависит её ход. Можно, например,смело сказать, что Александр Македонский является основателем мощной империи. Нокороли, монархи, вожди, цари, президенты приходят и уходят, а народ остаетсяглавным субъектом истории.
Традиционно под выдающимисяличностями подразумевают либо политических и государственных деятелей, либо полководцев.Но такими личностями могут быть и ученые, сыгравшие исключительную роль в науке(Ньютон, Эйнштейн, Гегель, Ломоносов и многие другие), деятели литературы иискусства. Пушкин, например, является великой личностью, хотя не занимал высшихгосударственных постов, но был создателем русского литературного языка. Чтобыстать великой личностью одних исторических условий недостаточно. Сам человекдолжен обладать гениальным умом, выдающимися чертами, необходимыми длявыполнения больших, трудных и ответственных задач, Он должен быть образованным,решительным, смелым, твердым, принципиальным и очень ответственным, стоять нацелую голову выше своего окружения, не боятся брать на себя риск иответственность за принятые решения и доводить их до конца.
Итак, исторический процессскладывается из жизнедеятельности людей. Они трудятся, производят материальныеи духовные ценности. Они передают эти ценности, а так же традиции обычаи,культурные достижения из поколения в поколение. Народ – субъект истории. Но вэтом бесконечном процессе истории человек играет определенную роль и выполняетте или иные функции, которые зависят от занимаемого им в обществе положения. Особенновелика роль суверенов. Их действия и поступки влияют на судьбы миллионов людей,на устройство мира и международные отношения. И если они работают на благонарода, решают исторические задачи по реализации социального прогресса погуманизации общества, то такие деятели остаются в истории как выдающиесяличности, а народ их помнит всегда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕФилософия истории исследуетимманентную логику развития человеческого общества, единство и многообразиеисторического процесса, проблемы социального детерминизма и социальногопрогресса. Она дает теоретическую реконструкцию исторического прошлого,устанавливает истинность исторических фактов и событий.
Философия истории не можетразвиваться без использования достижений исторической науки. Она не можетделать научные обобщения без знания конкретных фактов и конкретнойдействительности. Поэтому она постоянно должна обращаться к результатамисторической науки. Но и историческая наука нуждается в философии истории, таккак благодаря ей получает мощный методологический инструмент познания иизучения исторического прошлого.
Формирование философии историипроцесс трудный и сложный, в ходе которого проявлялись различные позиции ученых.Одни отвергали её, обвиняя в спекулятивности и схоластике, другие защищали. Определенныйскептицизм сохранился и в настоящее время но он пройдет, ибо нельзяигнорировать тот факт, что люди нуждаются в философско-историческом прочтениисвоей истории, своего социума.
www.ronl.ru
Оглавление
Вступление
Основные функции философии
Мировоззренческие функции философии
Методологические функции философии
Другие функции и классификации
Заключение
Список использованной литературы
Вступление
С самого зарождения философии более двух тысяч лет назад в Древней Греции среди серьезных мыслителей, существовало убеждение в необходимости тщательной проверки рациональной обоснованности тех воззрений на окружающий мир и нас самих, которые мы принимаем. Все мы воспринимаем массу информации и множество мнений о материальной вселенной и человеческом мире. Однако только очень немногие из нас когда-либо задумываются, насколько достоверны или существенны эти данные. Обычно мы склонны без сомнений принимать сообщения об открытиях науки, освященные традицией убеждения и разнообразия воззрения, основанные на личном опыте. Так же и философ настаивает на скрупулезной критической проверке всего этого, чтобы установить, основываются ли эти верования и воззрения на достаточных основаниях и следует ли мыслящему человеку их принимать.
Философия (от греч. — любовь к истине, мудрости) — форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.
Предметом рассмотрения философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности — природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления. Где всеобщее — это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека. Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-следственные связи и др. свойства, связи относятся ко всем сферам действительности: природе, сознанию. Предмет философии необходимо отличать от проблем философии, т. к. проблемы философии существуют объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи (производство и время, количество и качество) существовали, когда науки философии еще и не существовало как таковой.
Основные функции философии
Философия выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и 2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. На этом основано разделение большого числа функций философии на две группы: мировоззренческие и методологические.
Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Мировоззренческие функции философии
К числу мировоззренческих функций относится такая важная функция философии, как гуманистическая. Она стоит на первом месте среди функций философии в соответствии с приоритетной значимостью проблемы человека.
Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления нередко действуют угнетающе на человека. Вот что писал по этому поводу известный русский философ Н. А. Бердяев: «Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски». Тоска, в сущности, всегда есть тоска по вечности, невозможность примириться с временем.
Тоска направлена к высшему миру и сопровождается чувством ничтожества, пустоты, тленности этого мира. Тоска обращена к трансцендентному, вместе с тем она означает неслиянность с ним. «Всю жизнь, — свидетельствует Н.А. Бердяев, — меня сопровождала тоска. Это, впрочем, зависело от периодов жизни, иногда она достигала большей остроты и напряженности, иногда ослаблялась». Философия же «освобождена от тоски и скуки «жизни». И далее, уже обобщая историю развития человеческой мысли, Н.А. Бердяев заключал: «Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла».
Философия, конечно, не дает вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух. Это и есть гуманистическая функция философии.
Следующей мировоззренческой функцией философии является социально-аксиологическая функция. Она расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункции. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале.
Одной из функций философии является культурно-воспитательная функция. Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.
Наряду с уже рассмотренными функциями философия имеет еще объяснительно-информационную функцию. Одна из главных задач философии — разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации. Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация концентрируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему. Внутри этой системы выделяются разделы: философская онтология (учение о бытии как таковом), теория познания, диалектика как всеобщий метод, социальная философия, общая этика, теоретическая эстетика, философские проблемы частных наук, философия религии, история философии, «философия философии» (теория философского знания).
Таковы основные мировоззренческие функции философии.
Методологические функции философии
Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций: эвристическую, координирующую, интегрирующую и логико-гносеологическую.
Суть эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философский метод, применяемый в единстве с формально-логическим, обеспечивает приращение знаний, конечно, в собственно философской сфере. Результатом этого является экстенсивное и интенсивное изменение системы всеобщих категорий. Новая информация может иметь вид прогноза.
Координирующая функция состоит в координировании методов в процессе научного исследования. На первый взгляд она кажется излишней: если метод содержателен, обусловлен природой объекта, то какая-либо дополнительная координация методов, помимо их координации предметом познания, представляется ненужной и даже вредной. Исследователю достаточно ориентироваться на сам объект, на соответствие метода этому объекту, чтобы иметь важную предпосылку результативного научного поиска. В общем виде данное рассуждение верно. Но в нем не учтен сложный характер связи между методом и объектом, существующий в современной науке, процесс растущей профессионализации ученых, опосредующий связь субъекта (метод — один из его компонентов) и объекта в науке.
Интегрирующая функция связана с представлением об объединяющей роли философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность.
Логико-гносеологическая заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.
Другие функции и классификации
Помимо вышеперечисленных, принято выделять также такие функции философии, как:
— мыслительно-теоретическую функцию
— критическую функцию
Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового мировидения обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов, встающих на пути к истинному познанию, правильному действию. Задачу критического философского мышления, разрушения, расшатывания догм, устаревших взглядов с особой силой подчеркнул Ф. Бэкон, остро осознавший, что во все века философия встречала на своем пути “докучливых и тягостных противников”: суеверие, слепое, неумеренное религиозное рвение и другого рода помехи. Бэкон назвал их “призраками”, обратив внимание на то, что среди “призраков”, парализующих познание и мудрое действие, всякий раз оказывается вечный враг живого, пытливого интеллекта — укоренившаяся привычка к догматическому способу познания и рассуждения, приверженность заранее данным понятиям, принципам, с которыми стремятся “согласовать” все остальное.
По другой классификации:
Функция выявления общих идей, представлений, форм опыта
Функция рационализации
Прежде всего, философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, например, такие универсальные понятия как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, отношение, изменение, развитие, причина — следствие, случайное — необходимое, часть — целое, элемент — структура и др. В своей совокупности они составляют основу всякого человеческого разумения, интеллекта. Ни в повседневной жизни, ни в науке, ни в различных формах практической деятельности нельзя обойтись, скажем, без понятия причины. Такие понятия присутствуют во всяком мышлении, на них держится человеческая разумность. Вот почему их относят к предельным основаниям, универсальным формам культуры. Классическая философия от Аристотеля до Гегеля тесно связала понятие философии с учением о категориях.
Помимо функции выявления “универсалий” философия как рационально-теоретическая форма мировоззрения берет на себя и задачу рационализации — перевода в логическую, понятийную форму, а также систематизации, теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах
Заключение
Изучение философии способствует повышению общей культуры и формированию философской культуры личности. Она расширяет сознание: людям для общения нужна широта сознания, умение понять другого человека или себя как бы со стороны. В этом помогает философия и навыки философского мышления. Философу приходится рассматривать точки зрения разных людей, критически их осмысливать. Так накапливается духовный опыт, который способствует расширению сознания.
Изучение философии призвано формировать искусство жить в заведомо несовершенном мире. Жить, не утрачивая личностной определенности, индивидуальной души и общечеловеческой духовности. Противостоять обстоятельствам можно лишь при умении сохранять духовную трезвость, самоценность, собственное достоинство личности. Для личности становится понятным значение личного достоинства других людей. Для личности невозможна ни стадная, ни эгоистическая позиция.
«Изучение философии способствует умению концентрироваться. Личность невозможна без внутренней собранности. Собирание собственной личности родственно самоочищению» (В. Ф. Шаповалов).
Философия заставляет людей думать. Бертран Рассел пишет в своей книге «История западной философии»: «Она умеряет религиозные и философские страсти, а занятия ею делают людей более интеллектуальными особями, что не так уж плохо для мира, в котором немало глупостей». Изменить мир, считает он, можно лучше всего путем морального совершенствования и самосовершенствования. Философия способна сделать это. Человек должен действовать на основе своей мысли и своей воли. Но с одним условием: не покушаться на свободу других. Имея здоровье, благосостояние и способность к творческому труду, он может преуспеть в духовном самосовершенствовании и достичь счастья.
Назначение философии — поиск удела человека, обеспечение бытия человека в причудливом мире. Быть или не быть? — вот в чем вопрос. А если быть, то каким? Назначение философии состоит, в конечном счете, в возвышении человека, в обеспечении универсальных условий для его совершенствования. Философия нужна для обеспечения возможно лучшего состояния человечества. Философия зовет каждого человека к благородству, истине, прекрасному, добру.
Список использованной литературы
1. Введение в философию./Фролов И. –М., 1989
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.
3. Философский энциклопедический словарь (нет выходных данных)
4. Википедия/Философия
www.ronl.ru