4. Уроки контрольные учета и оценки знаний, умений и навыков. Контрольные уроки


5. Уроки проверки знаний ( контрольные)

Содержание урока – выявление уровня сформированное знании, умений и навыков у учащихся, установление пробелов в овладении учебным материалом.

Основные этапы:

Уроки проверки знаний

Организационный момент

Сообщение темы, цели задач урока и мотивация учебной деятельности

Индивидуальный, фронтальный опрос, самостоятельная работа учащихся

Анализ и оценка выполненных заданий

Подведение итогов и задание на дом

Комбинированные уроки

Содержание урока – решение нескольких дидактических целей.

Основные этапы:

Комбинированный урок

Организационный момент(1—3 мин) сообщение темы, цели задач урока и мотивация учебной деятельности

Проверка домашнего задания (10—12 мин)

Изучение нового материала (15—20 мин)

Закрепление и сопоставление нового с ранее изученным материалом, выполнение практических заданий (10—15 мин)

Подведение итога урока (5 мин)

Домашнее задание (2—3 мин)

Или

Комбинированный урок

Организационный момент, сообщение темы, цели задач урока и мотивация учебной деятельности

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала

Восприятие и осознание учащимися нового материала

Осмысление, обобщение и систематизация знаний

Подведение итогов и задание на дом

Все этапы урока должны представлять собой единую систему – урок. Этапы урока можно менять местами (например, домашнее задание можно дать в начале, или в середине, или в конце урока).

Гибкость структуры урока. По ходу урока учитель может вносить необходимые коррективы в структуру урока, менять ее, использовать дополнительные методы, формы обучения, с тем чтобы цели урока были достигнуты.

Типы уроков, имеющие одну доминирующую дидактическую цель, более всего применимы в средних и старших классах. В начальных классах, учитывая возраст учащихся, приходится комбинировать различные виды учебной работы, чаще используется комбинированный урок.

В старших классах спаренные уроки являются комбинированными.

Структура спаренного урока

Спаренный урок

Организационный момент, сообщение темы, цели задач урока и мотивация учебной деятельности

1 часть- лекция 25-30 минут

2 часть- закрепление и сопоставление нового с ранее изученным материалом

3 часть -выполнение практических заданий

Подведение итогов и задание на дом

Нестандартные уроки

Их особенность заключается в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др. сфер.

Проведение таких уроков свидетельствует о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона.

Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения, они не экономичны по времени, в них часто отсутствует серьезный познавательный труд. По самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

studfiles.net

4. Уроки контрольные учета и оценки знаний, умений и навыков

-устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос)

-письменная проверка

-зачет

-зачетные практические и лабораторные работы

-контрольная (самостоятельная) работа

-смешанный урок (сочетание трех первых видов)

- викторина

- конкурсы

- защита творческих работ, проектов

- собеседование

Цель урока контроля знаний и умений - осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков.

Задачи:

-образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы:, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями.

-воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении; воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени.

-развивающие: развить логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу; формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе (при использовании коллективной работы).

Урок устного контроля знаний

Эти уроки строятся на сочетании разных форм учебной работы. Возможен фронтальный и индивидуальный опрос. Целесообразна парная форма обучения, при которой ученики взаимно опрашивают друг друга. В процессе индивидуальной проверки усвоения материала каждым учеником, учитель вносит коррективы в оценку учащимися своих знаний, умений и навыков.

Урок письменного контроля знаний

Эти уроки строятся на индивидуальной или индивидуализированной форме учебной работы или их сочетании. На одних уроках ученики выполняют единые задания индивидуально. Нередко учителя дают учащимся индивидуализированные задания на специальных карточках.

Уроки комплексного контроля знаний

строятся на разнообразном сочетании форм учебной работы. Сначала фронтальный опрос, позволяющий определить уровень знаний отдельных учащихся и составить представление об усвоении учебного материала всем классом. Затем можно провести взаимный опрос в парах. При такой работе ученики могут взаимно проверить усвоение отдельных вопросов и приготовиться к ответу перед классом.

Дифференцированно-групповаяформа обучения позволяет дать группам учащихся контрольные задания с учетом их учебных возможностей.

В интегрированном обучении уроки контроля знаний, умений и навыков требуют особого сотрудничества учителей предметников по составлению интересных заданий, которые предусматривали бы тесную связь вопросов с окружающей жизнью, а ученики в результате видели бы целостность знаний, их комплексность и взаимосвязь при решении конкретных проблем в окружающем мире.

5. Комбинированные уроки

На них решаются несколько дидактических задач

Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей

Тип урока: комбинированный урок

Комбинированный урок строится на совокупности логически не обусловленных звеньев учебного процесса. В этом его особенность. На этом уроке могут сочетаться контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания.

Структура уроков

Этапы урока

Тип урока

Организационный этап Проверка домашнего задания

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Актуализация знаний Усвоение новых знаний

Проверка понимания Закрепление

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации Обобщение и систематизация знаний

Контроль усвоения Информация о домашнем задании

Рефлексия (подведение итогов занятия)

1

2

3

 

4

5

+

+

 

+

+

+

 

+

 

+

 

+

+

+

 

+

+

+

+

+

 

+

 

+

+

 

 

 

 

+

+

 

 

 

 

+

+

+

 

 

 

+

 

+

 

+

 

 

 

+

 

+

 

 

 

+

 

+

+

+

+

+

 

+

 

+

+

+

 

+

+

+

studfiles.net

Методы, формы и виды контроля на уроке по ФГОС

referatyПроцесс обучения невозможен без проведения контроля знаний и умений. Разработкой системы контроля занимаются не только учёные – педагоги, издающие различные пособия, но и каждый учитель – предметник в частности. Современные требования к программам обучения предполагают обязательное наличие контрольно – измерительных материалов. Прежде, чем составлять их, необходимо ответить на ряд вопросов:

Функции учебного контроля

Контроль, простыми словами, это проверка соответствия полученных результатов с поставленными заранее целями обучения. Но его функции не сводятся только к проверке соответствия знаний и компетенций требованиям образовательного стандарта. В современной дидактике выделяются следующие функции:

Составляя контрольно-измерительные материалы, выполняющие перечисленные функции, учитель сможет повысить результативность обучения в несколько раз.

Разнообразие видов контроля

Вид контроля на уроке зависит от этапа обучения. В связи с этим, выделяют:

При переходе к изучению новой темы или раздела учителю необходимо определить, какими знаниями и умениями обучающийся уже обладает. Особенно это актуально в пятом и десятом классах, так как прибывают ученики с разной степенью подготовленности. К тому, например, на уроках истории концентрическая система предполагает в 10 классе повторное, но более глубокое, научное изучение почти всех тем. Поэтому здесь проведение предварительного контроля особенно важно. Ценность такого вида проверки проявляется в определении вопросов, которым нужно будет уделить повышенное внимание.

Одним из главных условий успешности обучения является постоянное обнаружение существующих пробелов в знаниях для своевременного их устранения. В этом поможет текущий контроль, который, в основном, является частью урока.

Название «тематический контроль» говорит само за себя. Он проводится после изучения новой темы или раздела, в основном, на уроках контроля и коррекции знаний. Главная цель – подготовить обучающихся к зачетам или итоговому контролю.

В конце учебного года и после окончания определённой ступени обучения ( начальной, основной школы) проводится итоговый контроль. Можно сказать, что все предыдущие виды проверок подготавливают к главной, итоговой проверке. По его результатам определяют степень освоения учебной программы за год или несколько лет.

Формы контроля знаний и умений учащихся.

В школьной практике используется пять основных форм проведения контроля:

Методы контроля

Методами контроля называют способы, помогающие выявить степень усвоения знаний и овладения требуемыми компетенциями. Также методы контроля позволяют оценить результативность работы учителя. В школе используются такие методы как устный опрос, письменные работы, зачёты, тесты.

Устный опрос является одним из наиболее распространённых методов проверки. Он может быть проведён как в индивидуальной, так и во фронтальной, и в комбинированных формах. Рассмотрим их отличия.

Письменные работы могут быть предложены в разных формах, в зависимости от предмета: диктанты, сочинения, отчёты, тесты, контрольные работы, графические работы. Диктанты могут применяться не только на уроках русского языка; они могут быть историческими, географическими, математическими и другими. Также сейчас выпускают различные печатные тетради практически по каждому предмету.

Зачеты рекомендуется применят в старших классах. Желательно заранее раздать учащимся вопросы.

В связи с введением ЕГЭ и ОГЭ, в последнее время очень популярен тестовый метод. Он позволяет достаточно быстро проверить знания по одной или нескольких тем. Этот метод не следует применять постоянно, так как он не может проверить творческие возможности, учащиеся могут отвечать наугад; тестовый метод не даёт возможности обучающемуся глубокого анализа темы.

Типы контроля

В зависимости от того, кто производит контроль, разделяют:

Целесообразно комбинировать различные типы, а не использовать постоянно только один из них.

Средства контроля

Перед педагогом стоит нелёгкая задача выбора подходящих к уроку средств оценивания знаний и умений. Как уже упоминалось выше одним самых распространённых методов в настоящее время является тестовый. Различных тестов по всем предметам сейчас издаётся великое множество. Кроме того, учитель сам может составить тестовые вопросы или поручить это задание обучающимся ( конечно, за отдельную отметку ). Тестовые вопросы могут быть:

Вопросы должны быть точными, не спорными, соответствовать учебной программе и пройденному материалу.

Кроме тестов, для проведения контроля можно использовать раздаточный материал. Сейчас его можно разработать самим, купить или скачать с интернета. Это могут быть карточки с вопросами, карты, схемы и т.д.

Также одним из средств контроля является домашнее задание. Она может проходит в разных формах, но если будет отсутствовать совсем или будет нерегулярной, то сами домашние задания просто обесценятся.

Компьютерные средства оценивания сейчас очень популярны. Их достоинства: не нужно тратить материал для составления, быстрая проверка (осуществляется компьютером), происходит активизация интереса учащихся.

Требования, предъявляемые к контролю в обучении

Контроль даст нужный эффект, если его проведение будет соответствовать следующим требованиям:

Контроль – необходимое звено любого урока. От его организации, проведения и оценивания зависит эффективность обучения.

aujc.ru

Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала.

Повторительные и обобщающие уроки — такие, на которых систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Проводятся они в конце изучения отдельных тем, разделов и учебных курсов в целом, учебно­го года, когда пройден весь программный материал.

Цель таких уроков — формирование обобщенных знаний, способов деятельности и оперирования ими. Их специфической особенностью является:

— то, что учитель для повторения, систематизации и обобщения знаний учащихся выделяет узловые вопросы программы, усвое­ние которых имеет решающее значение для овладения предметом.

— Важно не только определить вопро­сы для повторения пройденного материала, но и указать учащимся параграфы и места в учебнике, конспектах, которые им следует использовать при подготовке к занятиям.

В каче­стве методов на этих уроках могут использоваться:

— обзор­ные лекции учителя,

— беседы,

— устный опрос,

— упражнения по углублению практических умений и на­выков.

Структура повторительно-обобщающих уроков:

1.) Организационный этап.

2.) Постановка цели.

3.) Обобщение и систематизация знаний.

4.) Оперирование знаниями и способами деятельности в нестандартных ситуациях.

5.) Подведение итогов и формулирование выводов.

6.) Определение домашнего задания.

Уроки-семинары. Уроки-конференции.

В последние годы в школах широко стали применяться уроки-семина­ры и уроки-конференции.

Их цель—активизировать са­мостоятельную учебную работу учащихся, стимулировать к более глубокому усвоению изучаемого материала.

Для проведения урока-семинара учитель заранее дает вопросы для обсуждения на семинаре и указывает лите­ратуру для самостоятельной работы.

Таким образом, учащиеся не только штудируют учебник, но и значитель­но расширяют свои знания, изучая дополнительную лите­ратуру и одновременно приобретая умение самостоя­тельно добывать знания. В этом состоит ценность семи­нарских занятий.

Уроки-конференции проводятся после изучения того или иного раздела учебной программы, для углубления знаний по которому необходимо обсудить его узловые вопросы.

Готовясь к конференции, учащиеся изучают рекомен­дованную учителем литературу, ища ответы на поставлен­ные вопросы и вырабатывая по ним собственную точку зрения. Вот это различие суждений учащихся по изучае­мой теме служит основой дискуссии и побуждает их к ак­тивному участию в конференции.

Уроки проверки и оценки знаний.

Они проводятся после изучения крупных тем или разделов учебной про­граммы и посвящаются реализации контрольных функций обучения.

Контрольные уроки строятся с расчетом на самостоятельную деятельность каждого ученика, и позволяют выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков.

Методы проверки и оценки знаний учащихся рассмотрены в главе о методах обучения. В зависимости от используемых методов контроля выделяются уроки письменного, устного, лабораторного комплексного контроля знаний.

Структура урока устного и лабораторного контроля:

1.) Организационный этап.

2.) Постановка целей и задач урока.

3.) Проверка усвоения знаний, умений и навыков.

4.) Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

5.) Оценка деятельности учащихся.

6.) Определение домашнего задания.

Структура урока письменного контроля:

1.) Организационный этап.

2.) Постановка целей и задач урока.

3.) Деятельность учащихся по выполнению контрольных заданий.

После проверки контрольных работ обычно про­водятся специальные уроки по их анализу и выявлению типичных недостатков в знаниях учащихся, которые необходимо преодолеть в процессе последующих учебных занятий.

Урок комплексного контроля знаний строится на разнообразном сочетании всех методов контроля.

studfiles.net


Смотрите также