Согласуйте сказуемое с подлежащим. В каких случаях возможно использование нескольких форм сказуемого? 1) Несколько человек молчал___ . 2) Немало наших учеников готовил ___ сь в Архитектурный институт, поступил ___ в него. 3) По стенам навешан ___ был ___ несколько картин. 4) Сколько же сказок ещё остал ___ сь в её памяти. 5) И много других подобных дум проходил ___ в уме моем. 6) Несколько разведчиков погибл ___ в этой рискованной операции. 7) Заговорил ___ сначала несколько человек туманно и нетвердо. 8) Много совершенно недетских впечатлений стал ___ для меня как-то страшно доступны. 9) Немного ученых и технических специалистов до сих пор занят ___ в военно-промышленном комплексе. 10) Несколько пуль провизжал ___ над моей головой. Составьте предложения, в которых подлежащее будет выраженно данными количественноименными сочетаниями: Несколько человек, много рабочих, масса студентов, немало цветов, уйма времени. ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением норм согласования сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием. Январским утром, когда город только начал просыпаться, горели много фонарей. Раньше немного огней манило меня своею близостью. Погода была морозная. Ещё прошлой ночью на дороги выпали немало снега. Несколько детских саней стояли за оградой. Сколько же детских воспоминаний остались в моей памяти! Несколько дам торопилось скорее дойти до остановки и сесть на первый автобус. Сколько же людей просыпаются так рано! 1) Количественно-именное сочетание – это: а) словосочетание, образованное количественным числительным и существительным в форме родительного падежа; б) словосочетание, образованное количественным числительным и существительным в форме предложного падежа; в) словосочетание, образованное порядковым числительным и существительным в форме предложного падежа. 2) Выберите количественно-именные сочетания: а) много одежды; б) большинство зданий; в) несколько картин; г) ряд трудов. 3) Определите, в каких предложениях правильно согласовано сказуемое с подлежащим, выраженным количественноименным сочетанием. а) Уйма трудностей пережиты; б) Несколько человек оглянулось; в) Масса времени потрачены впустую; г) Столько цветов стояло на подоконнике. 4) Выберите правильную, на ваш взгляд, форму сказуемого в следующем предложении: Несколько человек ____________ в лесу. а) заблудились; б) заблудилось; в) оба варианты правильные. 5) В каком предложении постановка сказуемого возможна только в форме единственного числа? а) Много людей пришло (пришли) на выборы; б) Народу сбежалась (сбежались) бездна; в) Столько школьников не решило (решили) задачи; г) Стояло (стояли) много человек в очереди. 6) Считаете ли вы, что в следующем предложении допущена ошибка в употреблении сказуемого в единственном числе? Теперь немало людей трудится на двух предприятиях, в том числе и я. а) да, ошибка допущена; б) нет, ошибка не допущена; 7) Почему сказуемое употребляется в форме множественного числа? Немало прохожих обращают внимание на рекламные вывески. а) согласуется с существительным со значением неопределенного количества; б) при подлежащем есть однородные сказуемые; в) отмечается пассивность действия; г) подчеркивается множественность субъектов. 8) Как правильно: немало учёных заняты / немало учёных занято? а) правильно: немало учёных заняты; б) правильно: немало учёных занято в) оба варианта правильные. 9) При наличии в количественно-именном сочетании слова несколько возможна ли постановка сказуемого в форме единственного числа? а) да, сказуемое должно быть употреблено в форме единственного числа; б) нет, сказуемое должно быть употреблено в форме множественного числа; в) сказуемое может быть употреблено как в форме единственного числа, так и в форме множественного. 10) Какой вариант употребления сказуемого будет правильны в следующем предложении: Столько лет ___________ . а) прошли; б) прошло; в) оба варианты правильные.
www.studocu.com
1. Обособленные дополнения включают такие предлоги и предложные сочетания как: (выберите несколько вариантов ответа) 1) вместо (со значением «взамен») 2) особенно 3) вместо (со значением «за») 4) кроме 2. Определите, какие из утверждений, относящихся к обособленным дополнениям, являются верными. (выберите несколько вариантов ответа) 1) обособленное дополнение является ограничительно-выделительным оборотом 2) обособленное дополнение с предлогом «вместо» всегда обособляется 3) оборот с предлогом «кроме» имеет значение включения в ряд подобных предметов 4) Обособление не обязательно при расположение в абсолютном начале предложения 3. Укажите, в каком предложении нужно поставить три запятые (знаки препинания не расставлены). 1) Многие из бойцов помимо своей винтовки были вооружены трофейными автоматами. 2) Четыре орудия поочерёдно слали снаряды туда но сверх Григорьева ожидания орудийный огонь не внёс заметного замешательства в ряды красных. 3) Никто исключая камердинера не видел его ненапудренным. 4) Может быть за исключением квасников писаря были самыми элегантными и нарядными красавцами в городе. 4. В предложении Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей. 1) обособленное определение; 2) обособленное приложение. 3) обособленное обстоятельство; 4) обособленное дополнение. 5. Определите предложение, в котором обособленное дополнение с предлогом «вместо» зависит от сказуемого. (выберите несколько вариантов ответа) 1) Поэтому гимназию только переименовали в «Императорскую Александровскую» – в честь Александра Первого, а у гимназистов вместо обыкновенных гербов появились гербы с вензелем «А» и с короной. 2) А лучше, вместо извинения, скажите мне теперь, не могу ли я сегодня же чем-нибудь доказать вам, что я гораздо искреннее и прямее поступаю с вами, чем вы обо мне думаете? 3) Ты смолчал, а меня не выдал, а я, вместо благодарности, над тобой же неделю трунил. 4) Он видел её вскользь ещё один раз, и после этого воевода ковенский скоро уехал, и вместо прекрасной черноглазой полячки выглядывало из окон какое-то толстое лицо. 6. Найдите предложение, в котором нужно поставить три запятые (знаки препинания не расставлены). 1) Многие из бойцов помимо своей винтовки были вооружены трофейными автоматами. 2) Четыре орудия поочерёдно слали снаряды туда но сверх Григорьева ожидания орудийный огонь не внёс заметного замешательства в ряды красных. 3) Никто исключая камердинера не видел его ненапудренным. 4) Может быть за исключением квасников писаря были самыми элегантными и нарядными красавцами в городе. 7. Определите предложение с пунктуационной ошибкой. 1) Четыре орудия поочерёдно слали снаряды туда, но, сверх Григорьева ожидания, орудийный огонь не внёс заметного замешательства в ряды красных. 2) За неимением другой дичи, я послушался моего охотника, и отправился в Льгов. 3) Горлинки, ворковавшие обычно в густоте лозин, улетели вслед за уходящим летним теплом. 4) Встречая весну, на утренней заре залезали на деревья, крыши домов, взбирались на пригорки. 8. Найдите предложение (-я) с обособленным дополнением. 1) Мы, помимо подготовки к экзаменам, успевали посещать все выставки и концерты. 2) К счастью, погода уже изменилась. 3) В этот час везде, особенно в лесостепной зоне, начинается таяние снега. 4) Он, к примеру, никогда об этой стороне дела не говорил. 9. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Приблизившись к перекрёстку (1) я (2) помимо воли (3) свернул на знакомую улицу (4) и (5) только пройдя метров пятнадцать (6) спохватился и пошёл обратно. 1) 1, 2, 3, 5, 6; 2) 1, 2, 5, 6; 3) 1, 3, 4; 4) 2, 3, 4. 10. Определите предложение с пунктуационной ошибкой. 1) Четыре орудия поочерёдно слали снаряды туда, но, сверх Григорьева ожидания, орудийный огонь не внёс заметного замешательства в ряды красных. 2) За неимением другой дичи, я послушался моего охотника, и отправился в Льгов. 3) Горлинки, ворковавшие обычно в густоте лозин, улетели вслед за уходящим летним теплом. 4) Встречая весну, на утренней заре залезали на деревья, крыши домов, взбирались на пригорки. Расставьте знаки препинания в данных предложениях и найдите обособленные дополнения. 1) За неимением места во флигеле мне отвели комнату в графских хоромах. 2) Вместо весёлой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой. 3) Как бы человек ни стремился помимо школы сам по себе получить знания он всё-таки будет как говорят самоучкой. 4) Он медленно обходил все гавани и все причалы – неимоверно худой и торжественный как Дон Кихот опираясь вместо рыцарского копья на толстую палку. 5) Кроме записей живой диалектной речи на местах имеются и другие источники пополнения наших знаний о словарном богатстве народных говоров. 6) Наталья попробовала улыбнуться но вместо улыбки жалкая гримаса исказила ее лицо. 7) Общий сбор полка был назначен в десять часов но ни одному ротному командиру за исключением Стельковского не пришла в голову мысль дать людям выспаться и отдохнуть перед смотром. 8) Он послал Селифана отыскивать ворота что без сомнения продолжалось бы долго если бы на Руси не было вместо швейцаров лихих собак которые доложили о нём так звонко что он поднёс пальцы к ушам своим. 9) Приблизившись к перекрёстку я помимо воли свернул на знакомую улицу и только пройдя метров пятнадцать спохватился и пошёл обратно. 10) Я глядел во все стороны ожидая увидеть грозные бастионы башни и вал но ничего не видел кроме деревушки окружённой бревенчатым забором. Составь предложения, используя данные слова в качестве обособленных дополнений. 1) помимо занятий; 2) сверх указанного времени; 3) кроме участников конкурса; 4) не исключая этого события; 5) за исключением общего числа пострадавших. Запишите предложения и объясните постановку знаков препинания с помощью схемы. Задания по теме «обособленные дополнения» Выполнила студентка 1 курса, 3 группы Гуляева Екатерина Задание №1 1. Обособленные дополнения включают такие предлоги и предложные сочетания как: (выберите несколько вариантов ответа) 1) вместо (со значением «взамен») 2) особенно 3) вместо (со значением «за») 4) кроме 2. Определите, какие из утверждений, относящихся к обособленным дополнениям, являются верными. (выберите несколько вариантов ответа) 1) обособленное дополнение является ограничительно-выделительным оборотом 2) обособленное дополнение с предлогом «вместо» всегда обособляется 3) оборот с предлогом «кроме» имеет значение включения в ряд подобных предметов 4) Обособление не обязательно при расположение в абсолютном начале предложения 3. Укажите, в каком предложении нужно поставить три запятые (знаки препинания не расставлены). 1) Многие из бойцов помимо своей винтовки были вооружены трофейными автоматами. 2) Четыре орудия поочерёдно слали снаряды туда но сверх Григорьева ожидания орудийный огонь не внёс заметного замешательства в ряды красных. 3) Никто исключая камердинера не видел его ненапудренным. 4) Может быть за исключением квасников писаря были самыми элегантными и нарядными красавцами в городе. 4. В предложении Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей. 1) обособленное определение; 2) обособленное приложение. 3) обособленное обстоятельство; 4) обособленное дополнение. 5. Определите предложение, в котором обособленное дополнение с предлогом «вместо» зависит от сказуемого. (выберите несколько вариантов ответа) 1) Поэтому гимназию только переименовали в «Императорскую Александровскую» – в честь Александра Первого, а у гимназистов вместо обыкновенных гербов появились гербы с вензелем «А» и с короной. 2) А лучше, вместо извинения, скажите мне теперь, не могу ли я сегодня же чем-нибудь доказать вам, что я гораздо искреннее и прямее поступаю с вами, чем вы обо мне думаете? 3) Ты смолчал, а меня не выдал, а я, вместо благодарности, над тобой же неделю трунил. 4) Он видел её вскользь ещё один раз, и после этого воевода ковенский скоро уехал, и вместо прекрасной черноглазой полячки выглядывало из окон какое-то толстое лицо. 6. Найдите предложение, в котором нужно поставить три запятые (знаки препинания не расставлены). 1) Многие из бойцов помимо своей винтовки были вооружены трофейными автоматами. 2) Четыре орудия поочерёдно слали снаряды туда но сверх Григорьева ожидания орудийный огонь не внёс заметного замешательства в ряды красных. 3) Никто исключая камердинера не видел его ненапудренным. 4) Может быть за исключением квасников писаря были самыми элегантными и нарядными красавцами в городе. 7. Определите предложение с пунктуационной ошибкой. 1) Четыре орудия поочерёдно слали снаряды туда, но, сверх Григорьева ожидания, орудийный огонь не внёс заметного замешательства в ряды красных. 2) За неимением другой дичи, я послушался моего охотника, и отправился в Льгов. 3) Горлинки, ворковавшие обычно в густоте лозин, улетели вслед за уходящим летним теплом. 4) Встречая весну, на утренней заре залезали на деревья, крыши домов, взбирались на пригорки. 8. Найдите предложение (-я) с обособленным дополнением. 1) Мы, помимо подготовки к экзаменам, успевали посещать все выставки и концерты. 2) К счастью, погода уже изменилась. 3) В этот час везде, особенно в лесостепной зоне, начинается таяние снега. 4) Он, к примеру, никогда об этой стороне дела не говорил. 9. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Приблизившись к перекрёстку (1) я (2) помимо воли (3) свернул на знакомую улицу (4) и (5) только пройдя метров пятнадцать (6) спохватился и пошёл обратно. 1) 1, 2, 3, 5, 6; 2) 1, 2, 5, 6; 3) 1, 3, 4; 4) 2, 3, 4. 10. Определите предложение с пунктуационной ошибкой. 1) Четыре орудия поочерёдно слали снаряды туда, но, сверх Григорьева ожидания, орудийный огонь не внёс заметного замешательства в ряды красных. 2) За неимением другой дичи, я послушался моего охотника, и отправился в Льгов. 3) Горлинки, ворковавшие обычно в густоте лозин, улетели вслед за уходящим летним теплом. 4) Встречая весну, на утренней заре залезали на деревья, крыши домов, взбирались на пригорки. Задание №2 Расставьте знаки препинания в данных предложениях и найдите обособленные дополнения. 1) За неимением места во флигеле, мне отвели комнату в графских хоромах. 2) Вместо весёлой петербургской жизни, ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой. 3) Как бы человек ни стремился помимо школы, сам по себе получить знания, он всё-таки будет, как говорят, самоучкой. 4) Он медленно обходил все гавани и все причалы – неимоверно худой и торжественный, как Дон Кихот, опираясь вместо рыцарского копья на толстую палку. 5) Кроме записей живой диалектной речи, на местах имеются и другие источники пополнения наших знаний о словарном богатстве народных говоров. 6) Наталья попробовала улыбнуться, но вместо улыбки жалкая гримаса исказила ее лицо. 7) Общий сбор полка был назначен в десять часов, но ни одному ротному командиру, за исключением Стельковского, не пришла в голову мысль дать людям выспаться и отдохнуть перед смотром. 8) Он послал Селифана отыскивать ворота, что, без сомнения, продолжалось бы долго, если бы на Руси не было, вместо швейцаров, лихих собак, которые доложили о нём так звонко, что он поднёс пальцы к ушам своим. 9) Приблизившись к перекрёстку, я, помимо воли, свернул на знакомую улицу и, только пройдя метров пятнадцать, спохватился и пошёл обратно. 10) Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал, но ничего не видел, кроме деревушки, окружённой бревенчатым забором. Задание №3 Составь предложения, используя данные слова в качестве обособленных дополнений. 1) помимо занятий; 2) сверх указанного времени; 3) кроме участников конкурса; 4) не исключая этого события; 5) за исключением общего числа пострадавших. Запишите предложения и объясните постановку знаков препинания с помощью схемы.
www.studocu.com
1) Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении? В своей статье Фазиль Искандер "почти пропел гимн недосказанности в искусстве". Тем не менее (1) он отмечает, что самые великие произведения искусства, такие (2) скажем, как "Война и мир" Толстого или "Возвращение блудного сына" Рембрандта, сильны (3) по-видимому (4) ясностью, хотя и в них есть элементы недосказанности. а. 1, 2, 3, 4 б. 2, в. 3 г. 2, 3, 4 2) В каком предложении необходимо поставить только одну запятую? а. Он знал все танцы на свете и учил меня танцевать. б. Волны подкрадываются искоса и испуганные мушки то и дело взлетают. в. Папа нажимает на педаль уводит ручку управления то вправо то влево. г. Выходила на балкон и дирижировала нашим двором и соседними домами и деревьями и лужами и облаками. 3) Ставится ли тире на месте пропуска? Эта книга __ чья? а. да б. нет 4) В каких предложениях допущены ошибки? а. Суп, сваренный в тайге из кусочков мяса, картошки и одной луковицы – объедение. б. Сестра и Наташа, приехавшая с ней, студентки политехнического института. в. Леса, расположенные по обоим берегам реки, – охотничьи угодья. г. Живописные долины, горные склоны покрытые буковыми лесами, – типичные картины Прикарпатья. д. Телеги с медленно поворачивающимися колесами, лошади, афишные тумбы, прохожие скапливающиеся у магазинов, все это мелькало и проносилось мимо. 5) В каких предложениях допущены ошибки? а. Деление рассматривается как действие, обратное умножению. б. Молнии, исполосовавшие небо, освещали кустарники. в. Он вселился в квартиру полностью обставленную. г. Пушкин написал роман, замечательный во всех отношениях. д. Сестра больше похожая на мать к тридцати годам располнела. 6) В каких предложениях допущены ошибки? а. Нам любо упрямым в исканьях и споре людей узнавать по широким делам. б. Пашка пропустил меня вперед и идет, обиженный, сзади. в. Проснулся он бодрый, отдохнувший. г. Льет дождь, холодный, словно лед. д. В полутьме северной ночи, напоминавшей нам утренний рассвет, поселок казался особенно угрюмым. 7) Нужна ли запятая на месте пропуска в предложении? Сплетни ли это___ или чистая правда? а. да б. нет 8) Нужна ли запятая на месте пропуска в предложении? Не ровен час___ тебя продует. а. да б. нет 9) В каких предложениях допущены ошибки? а. Город задыхался от неслыханно буйно цветущей акации. б. В лесу было черно и пестро, в овраге шумит вода, и над ней припекаемый солнцем выкинул орешник золотые сережки. в. Я вышел на поляну, освещенную солнцем, и местами залитую водой, и пошел дальше. г. Кукушки нежный плач в глуши лесной звучит мольбой тоскующей и странной. д. Уже поздно ночью усталого, разбуженного, укладывала меня мать. 10) Нужно ли тире на месте пропуска в предложении? Трижды три девять. а. б. да нет 11) Нужно ли тире на месте пропуска в предложении? Вы кто? а. б. да нет 12) Нужна ли запятая на месте пропуска в предложении? Приеду___ если не завтра, то в ближайшие дни обязательно. а. б. да нет 13) В каком предложении запятая не ставится? а. б. в. г. Горничная была сирота, которая___ чтобы кормиться, должна была поступить в услужение. Он уже в Москве и___ если будет свободен, то зайдет ко мне вечером. Она не станет этого делать___ конечно. А___ была не была! 14) В каких предложениях в указанных местах нужно поставить запятую? а. Все__ сказанное отцом было для меня важно. б. Подавленный тоской, подгоняемый ветром__ я бессильно брел по улицам. в. И текла вдоль по коре смола__ прозрачнее стекла. г. Сажусь на берегу и__ думы полный гляжу на голубые волны. д. Нагретая солнцем__ пашня щедро отдавала тепло. 15) Укажите предложение, в котором поставлена лишняя запятая. а. Ржавчина на железных листах расползалась в самые причудливые рисунки, напоминающие то географическую карту, то сражение каких- то мифологических существ, то еще что-то. б. Прелесть рисунка еще в том, что он не только вызван к жизни некоторыми усилиями воображения, но и удерживается за счет воображения и, главное, дорисовывается за счет того же воображения. в. Некоторые мальчики имели часы, они носили их на руке, или в кармане. г. Пароходные гудки вызывали у соседа иногда добродушные, иногда ворчливые, иногда насмешливые, иногда раздраженные, но всегда осуждающие замечания. 16) В каком предложении вместо тире нужно поставить двоеточие? а. В комнате мало что изменилось - все тот же шкаф с зеркалом, круглый стол, диван. б. "А нашему бедному Руничу, видно, не по себе, - заметил Струйский, артиллерийский офицер. - Характерное, кстати, явление перед боем". в. Олянский был страстным охотником - у него для всех нашлись охотничьи костюмы, и мы, так необычно напряженные, вышли на улицу. г. Бледное электричество, строгая мебель, отсутствие каких- либо украшений в комнате - все усугубляло ощущение тупой скуки. 17) В каком варианте ответа правильно и объяснены все запятые? Рыбак (1) склонившись лицом к самой воде (2) высматривал что- то в глубине. а. 1,2 - выделяется причастный оборот б. 2 - выделяется причастный оборот в. 1 - выделяется деепричастный оборот г. 1,2 - выделяется деепричастный оборот 18) В каких предложениях на месте пропуска ставится двоеточие? а. б. в. г. д. Нравится рисовать _ рисуй на здоровье. Кроме нравственных мук, ему пришлось испытать еще и физические _ нестерпимо болело сердце. Все радостно сияло вокруг нас _ небо, земля и воды. Наступит весна _ все оживет. На траве, на былинках, на соломинках _ всюду блестели нити осенних паутин. 19) В каких предложениях пропущена запятая? а. б. в. г. д. Перед ними высилась гора, взобравшись на которую можно было увидеть Тивериадское озеро. Эти картины где-то уже не раз виденные, производили тем не менее хорошее впечатление. В Большом театре на следующей неделе состоится премьера нового балета. Мы идем с Ладой, моей охотничьей собакой вдоль небольшого озерка. Спой нам ветер про дикие горы, про глубокие тайны морей, про птичьи разговоры, про синие просторы, про смелых и больших людей. 20) В каких предложениях на месте пропуска ставится тире. а. б. в. Господство над своими страстями _ есть свойство величия духа. Конец сентября _ это пора осеннего листопада. Знание _ самая надежная защита. г. д. Важное правило благоразумия _ не выходить из себя. Человек без воли _ что каша без соли. Ответы 1) А 2) Б 3) Б 4) Б, Г, Д 5) Б, Д 6) Б 7) А 8) А 9) Б, В 10) А 11) Б 12) Б 13) А 14) Б 15) В 16) В 17) А 18) Б, В 19) Б, Г, Д 20) Б, В
www.studocu.com
1. Обособленные дополнения включают такие предлоги и предложные сочетания как: (выберите несколько вариантов ответа) 1) вместо (со значением «взамен») 2) особенно 3) вместо (со значением «за») 4) кроме 2. Определите, какие из утверждений, относящихся к обособленным дополнениям, являются верными. (выберите несколько вариантов ответа) 1) обособленное дополнение является ограничительно-выделительным оборотом 2) обособленное дополнение с предлогом «вместо» всегда обособляется 3) оборот с предлогом «кроме» имеет значение включения в ряд подобных предметов 4) Обособление не обязательно при расположение в абсолютном начале предложения 3. Укажите, в каком предложении нужно поставить три запятые (знаки препинания не расставлены). 1) Многие из бойцов помимо своей винтовки были вооружены трофейными автоматами. 2) Четыре орудия поочерёдно слали снаряды туда но сверх Григорьева ожидания орудийный огонь не внёс заметного замешательства в ряды красных. 3) Никто исключая камердинера не видел его ненапудренным. 4) Может быть за исключением квасников писаря были самыми элегантными и нарядными красавцами в городе. 4. В предложении Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей. 1) обособленное определение; 2) обособленное приложение. 3) обособленное обстоятельство; 4) обособленное дополнение. 5. Определите предложение, в котором обособленное дополнение с предлогом «вместо» зависит от сказуемого. (выберите несколько вариантов ответа) 1) Поэтому гимназию только переименовали в «Императорскую Александровскую» – в честь Александра Первого, а у гимназистов вместо обыкновенных гербов появились гербы с вензелем «А» и с короной. 2) А лучше, вместо извинения, скажите мне теперь, не могу ли я сегодня же чем-нибудь доказать вам, что я гораздо искреннее и прямее поступаю с вами, чем вы обо мне думаете? 3) Ты смолчал, а меня не выдал, а я, вместо благодарности, над тобой же неделю трунил. 4) Он видел её вскользь ещё один раз, и после этого воевода ковенский скоро уехал, и вместо прекрасной черноглазой полячки выглядывало из окон какое-то толстое лицо. 6. Найдите предложение, в котором нужно поставить три запятые (знаки препинания не расставлены). 1) Многие из бойцов помимо своей винтовки были вооружены трофейными автоматами. 2) Четыре орудия поочерёдно слали снаряды туда но сверх Григорьева ожидания орудийный огонь не внёс заметного замешательства в ряды красных. 3) Никто исключая камердинера не видел его ненапудренным. 4) Может быть за исключением квасников писаря были самыми элегантными и нарядными красавцами в городе. 7. Определите предложение с пунктуационной ошибкой. 1) Четыре орудия поочерёдно слали снаряды туда, но, сверх Григорьева ожидания, орудийный огонь не внёс заметного замешательства в ряды красных. 2) За неимением другой дичи, я послушался моего охотника, и отправился в Льгов. 3) Горлинки, ворковавшие обычно в густоте лозин, улетели вслед за уходящим летним теплом. 4) Встречая весну, на утренней заре залезали на деревья, крыши домов, взбирались на пригорки. 8. Найдите предложение (-я) с обособленным дополнением. 1) Мы, помимо подготовки к экзаменам, успевали посещать все выставки и концерты. 2) К счастью, погода уже изменилась. 3) В этот час везде, особенно в лесостепной зоне, начинается таяние снега. 4) Он, к примеру, никогда об этой стороне дела не говорил. 9. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Приблизившись к перекрёстку (1) я (2) помимо воли (3) свернул на знакомую улицу (4) и (5) только пройдя метров пятнадцать (6) спохватился и пошёл обратно. 1) 1, 2, 3, 5, 6; 2) 1, 2, 5, 6; 3) 1, 3, 4; 4) 2, 3, 4. 10. Определите предложение с пунктуационной ошибкой. 1) Четыре орудия поочерёдно слали снаряды туда, но, сверх Григорьева ожидания, орудийный огонь не внёс заметного замешательства в ряды красных. 2) За неимением другой дичи, я послушался моего охотника, и отправился в Льгов. 3) Горлинки, ворковавшие обычно в густоте лозин, улетели вслед за уходящим летним теплом. 4) Встречая весну, на утренней заре залезали на деревья, крыши домов, взбирались на пригорки. Расставьте знаки препинания в данных предложениях и найдите обособленные дополнения. 1) За неимением места во флигеле мне отвели комнату в графских хоромах. 2) Вместо весёлой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой. 3) Как бы человек ни стремился помимо школы сам по себе получить знания он всё-таки будет как говорят самоучкой. 4) Он медленно обходил все гавани и все причалы – неимоверно худой и торжественный как Дон Кихот опираясь вместо рыцарского копья на толстую палку. 5) Кроме записей живой диалектной речи на местах имеются и другие источники пополнения наших знаний о словарном богатстве народных говоров. 6) Наталья попробовала улыбнуться но вместо улыбки жалкая гримаса исказила ее лицо. 7) Общий сбор полка был назначен в десять часов но ни одному ротному командиру за исключением Стельковского не пришла в голову мысль дать людям выспаться и отдохнуть перед смотром. 8) Он послал Селифана отыскивать ворота что без сомнения продолжалось бы долго если бы на Руси не было вместо швейцаров лихих собак которые доложили о нём так звонко что он поднёс пальцы к ушам своим. 9) Приблизившись к перекрёстку я помимо воли свернул на знакомую улицу и только пройдя метров пятнадцать спохватился и пошёл обратно. 10) Я глядел во все стороны ожидая увидеть грозные бастионы башни и вал но ничего не видел кроме деревушки окружённой бревенчатым забором. Составь предложения, используя данные слова в качестве обособленных дополнений. 1) помимо занятий; 2) сверх указанного времени; 3) кроме участников конкурса; 4) не исключая этого события; 5) за исключением общего числа пострадавших. Запишите предложения и объясните постановку знаков препинания с помощью схемы. Задания по теме «обособленные дополнения» Выполнила студентка 1 курса, 3 группы Гуляева Екатерина Задание №1 1. Обособленные дополнения включают такие предлоги и предложные сочетания как: (выберите несколько вариантов ответа) 1) вместо (со значением «взамен») 2) особенно 3) вместо (со значением «за») 4) кроме 2. Определите, какие из утверждений, относящихся к обособленным дополнениям, являются верными. (выберите несколько вариантов ответа) 1) обособленное дополнение является ограничительно-выделительным оборотом 2) обособленное дополнение с предлогом «вместо» всегда обособляется 3) оборот с предлогом «кроме» имеет значение включения в ряд подобных предметов 4) Обособление не обязательно при расположение в абсолютном начале предложения 3. Укажите, в каком предложении нужно поставить три запятые (знаки препинания не расставлены). 1) Многие из бойцов помимо своей винтовки были вооружены трофейными автоматами. 2) Четыре орудия поочерёдно слали снаряды туда но сверх Григорьева ожидания орудийный огонь не внёс заметного замешательства в ряды красных. 3) Никто исключая камердинера не видел его ненапудренным. 4) Может быть за исключением квасников писаря были самыми элегантными и нарядными красавцами в городе. 4. В предложении Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей. 1) обособленное определение; 2) обособленное приложение. 3) обособленное обстоятельство; 4) обособленное дополнение. 5. Определите предложение, в котором обособленное дополнение с предлогом «вместо» зависит от сказуемого. (выберите несколько вариантов ответа) 1) Поэтому гимназию только переименовали в «Императорскую Александровскую» – в честь Александра Первого, а у гимназистов вместо обыкновенных гербов появились гербы с вензелем «А» и с короной. 2) А лучше, вместо извинения, скажите мне теперь, не могу ли я сегодня же чем-нибудь доказать вам, что я гораздо искреннее и прямее поступаю с вами, чем вы обо мне думаете? 3) Ты смолчал, а меня не выдал, а я, вместо благодарности, над тобой же неделю трунил. 4) Он видел её вскользь ещё один раз, и после этого воевода ковенский скоро уехал, и вместо прекрасной черноглазой полячки выглядывало из окон какое-то толстое лицо. 6. Найдите предложение, в котором нужно поставить три запятые (знаки препинания не расставлены). 1) Многие из бойцов помимо своей винтовки были вооружены трофейными автоматами. 2) Четыре орудия поочерёдно слали снаряды туда но сверх Григорьева ожидания орудийный огонь не внёс заметного замешательства в ряды красных. 3) Никто исключая камердинера не видел его ненапудренным. 4) Может быть за исключением квасников писаря были самыми элегантными и нарядными красавцами в городе. 7. Определите предложение с пунктуационной ошибкой. 1) Четыре орудия поочерёдно слали снаряды туда, но, сверх Григорьева ожидания, орудийный огонь не внёс заметного замешательства в ряды красных. 2) За неимением другой дичи, я послушался моего охотника, и отправился в Льгов. 3) Горлинки, ворковавшие обычно в густоте лозин, улетели вслед за уходящим летним теплом. 4) Встречая весну, на утренней заре залезали на деревья, крыши домов, взбирались на пригорки. 8. Найдите предложение (-я) с обособленным дополнением. 1) Мы, помимо подготовки к экзаменам, успевали посещать все выставки и концерты. 2) К счастью, погода уже изменилась. 3) В этот час везде, особенно в лесостепной зоне, начинается таяние снега. 4) Он, к примеру, никогда об этой стороне дела не говорил. 9. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Приблизившись к перекрёстку (1) я (2) помимо воли (3) свернул на знакомую улицу (4) и (5) только пройдя метров пятнадцать (6) спохватился и пошёл обратно. 1) 1, 2, 3, 5, 6; 2) 1, 2, 5, 6; 3) 1, 3, 4; 4) 2, 3, 4. 10. Определите предложение с пунктуационной ошибкой. 1) Четыре орудия поочерёдно слали снаряды туда, но, сверх Григорьева ожидания, орудийный огонь не внёс заметного замешательства в ряды красных. 2) За неимением другой дичи, я послушался моего охотника, и отправился в Льгов. 3) Горлинки, ворковавшие обычно в густоте лозин, улетели вслед за уходящим летним теплом. 4) Встречая весну, на утренней заре залезали на деревья, крыши домов, взбирались на пригорки. Задание №2 Расставьте знаки препинания в данных предложениях и найдите обособленные дополнения. 1) За неимением места во флигеле, мне отвели комнату в графских хоромах. 2) Вместо весёлой петербургской жизни, ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой. 3) Как бы человек ни стремился помимо школы, сам по себе получить знания, он всё-таки будет, как говорят, самоучкой. 4) Он медленно обходил все гавани и все причалы – неимоверно худой и торжественный, как Дон Кихот, опираясь вместо рыцарского копья на толстую палку. 5) Кроме записей живой диалектной речи, на местах имеются и другие источники пополнения наших знаний о словарном богатстве народных говоров. 6) Наталья попробовала улыбнуться, но вместо улыбки жалкая гримаса исказила ее лицо. 7) Общий сбор полка был назначен в десять часов, но ни одному ротному командиру, за исключением Стельковского, не пришла в голову мысль дать людям выспаться и отдохнуть перед смотром. 8) Он послал Селифана отыскивать ворота, что, без сомнения, продолжалось бы долго, если бы на Руси не было, вместо швейцаров, лихих собак, которые доложили о нём так звонко, что он поднёс пальцы к ушам своим. 9) Приблизившись к перекрёстку, я, помимо воли, свернул на знакомую улицу и, только пройдя метров пятнадцать, спохватился и пошёл обратно. 10) Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал, но ничего не видел, кроме деревушки, окружённой бревенчатым забором. Задание №3 Составь предложения, используя данные слова в качестве обособленных дополнений. 1) помимо занятий; 2) сверх указанного времени; 3) кроме участников конкурса; 4) не исключая этого события; 5) за исключением общего числа пострадавших. Запишите предложения и объясните постановку знаков препинания с помощью схемы.
www.studocu.com
Высокое Возрождение В XVI веке в Италии ренессансное искусство вступило в фазу наивысшего расцвета. Искусство Италии в эту пору сложно и противоречиво. В это время происходит высочайший взлет искусства, основанного на традициях гуманистической культуры. И в это же время возникают новые художественные явления, выражающие крушение гуманистических идеалов, породившие маньеризм, который распространяется во многих европейских странах. Мастера Высокого Возрождения стремились достигнуть в своих произведениях гармонического синтеза наиболее прекрасных сторон действительности. Формирование искусства Высокого Возрождения началось в конце XV века во Флоренции. Первым художником Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи - художник-ученый, живописец, пробовавший силы и в архитектуре и скульптуре, математик, естествоиспытатель, механик, изобретатель. Он был исследователем и новатором во всех начинаниях и оставил след в истории науки и техники, во многом опередив свое время. С самого начала творческой деятельности Леонардо определились основные особенности его искусства - интерес к психологическим решениям, стремление к лаконичности и обобщению, к пространственному расположению и объемности форм. Большое внимание уделял художник разработке перспективного построения и расположения фигур в пространстве. В оставленных им заметках о живописи содержится много сведений по анатомии, перспективе, взаимодействии цветов. Теоретические труды Леонардо не были опубликованы при его жизни, но многие его идеи получили известность и оказали влияние на творчество ряда художников. Другой известнейший художник Высокого Возрождения, Рафаэль, синтезировал достижения своих предшественников и создал в традициях гуманизма образ совершенного человека. В произведениях Рафаэля многое перекликается с творчеством его великих современников - Леонардо да Винчи и Микеланджело. Микеланджело в своем творчестве отразил глубокие противоречия своего времени, воплотил тревогу и предчувствие грядущих катастроф. Венецианская школа занимала в итальянском искусстве XVI в. особое место. Здесь у истоков Высокого Возрождения стоял Джорджоне. В своем творчестве он стремился к ритму и гармоническому единству, одухотворенности и психологической выразительности образов, основным мотивом его картин являлось единство человека и природы. Продолжил дело Джорджоне Тициан, работам которого свойственно земное, жизнерадостное чувство. В его творчестве большое значение придается цвету, цветовым отношениям. Большое место в творчестве Тициана занимают портреты, в которых он стремился создать образ, соответствующий гуманистическим идеалам, раскрыть духовный облик человека. Тициан применил новые приемы живописи, оказавшие значительное влияние на развитие европейского искусства Культурология / под ред. Радугина А.А. - М., 1996.. Литература Высокого Возрождения характеризуется расцветом героической поэмы Л. Пульчи в Италии, Л. Камоэнса - в Испании, в центре которой - человек, рожденный для великих дел. Во Франции период Высокого возрождения представлен творчеством Франсуа Рабле. В его произведении “Гаргантюа и Пантагрюэль” в народной сказочной и философско-комической форме дана всесторонняя картина общества и его героических идеалов. В музыке периода Высокого Возрождения появляются новые жанры - мадригал, шансон, вильянсико; приобретает самостоятельность инструментальная музыка - канцоны, ричеркары, импровизационные пьесы - прелюдии, фантазии, токкаты. Происходит формирование национальных музыкальных школ - нидерландской (Жоскен Депре, Гийом Дюфаи), итальянской (Палестрина, Джезуальдо), французской (К.Жанекен), немецкой, английской, испанской и т.д. В период, когда Италия вступила в высшую стадию расцвета, начинается Северное Возрождение. В искусстве Северного Ренессанса больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, менее знакомо с античностью. Философской основой Северного Ренессанса был пантеизм, растворявший Бога в природе и наделявший ее божественными атрибутами. Пантеисты считали, что каждый кусочек природы достоин изображения, поскольку в нем есть частица Бога. Это привело к появлению пейзажа как самостоятельного жанра. В это же время возникает жанр портрета. Если в итальянском Возрождении на первый план вышла эстетическая сторона, то в северном - этическая. Немецкие художники считали, что духовная красота важнее телесной Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. - М., 1996. . Культура Возрождения зародилась в Италии. Итальянское Возрождение делят на четыре этапа: Проторенессанс (Предвозрождение) - вторая половина XIII - XIV века; Раннее Возрождение - XV век; Высокое Возрождение - конец XV - первая треть XVI в.; Позднее Возрождение - конец XVI века. Позднее Возрождение. Кризис Гуманизма Позднее Возрождение характеризуется кризисом идеи гуманизма и сознанием прозаичности складывающегося буржуазного общества. Разочарование гуманистов происходит от грандиозного несоответствия реальности ренессансным представлениям о человеке. К концу XVI в. это разочарование стало повсеместным. Кризис гуманизма вызревал постепенно, возникнув в его глубине. Гуманистическая устремленность выразилась в результатах, неожиданных для самих гуманистов. Так, в первой половине XVI в. публикуется сочинение Коперника о гелиоцентрической системе. Земля перестала быть центром мироздания. Человек стал маленьким и затерялся в бесконечной вселенной. Кризис гуманизма выразился также в создании утопий. Первые утописты Т. Мор и Т. Кампанелла были гуманистами. Утопические идеи возникли как реакция на противоречия и несообразности гуманизма, его неспособность ответить на волновавшие гуманистов вопросы. Утопией - по названию вымышленной Т. Мором страны - называют фантастическое, не имеющее корней в реальности устройство идеального общества. Появление утопий свидетельствует об утрате доверия к истории и человеческой природе. Утописты отказывают человеку в творческом начале, ограничивая его существование первичными потребностями Культурология / под ред. Радугина А.А. - М., 1996.. В искусстве Западной Европы черты кризиса гуманизма сказались в возникновении академизма и маньеризма. Обозначился разрыв между искусством и наукой, красотой и пользой, между духовной и физической жизнью человека. Уже в 20-30 гг. XVI века наряду с Возрождением в искусстве Италии возникают новые явления. Разлад гуманистических идеалов и действительности породил неверие в возможность гармонического развития личности. Ряд художников отказался от классических принципов для поиска новых средств выражения. В произведениях этих художников нарушены принципы равновесия и гармонии, свойственные искусству Высокого Возрождения. Это направление получило название маньеризма. Окончательно он сформировался к середине XVI в. Для зрелого маньеризма характерно стремление отгородиться от жизни, поставить искусство выше реальности. Новый идеал изящества основан на произвольных нормах эстетического вкуса. Лишенное высокого идейного содержания, свойственного искусству Возрождения, искусство художников-маньеристов стало не только чересчур жеманным, но и холодным, маловыразительным. Во второй половине XVI века маньеризм распространился на все европейское искусство, его влиянию не поддается только венецианская школа, сохранившая верность традициям Ренессанса и его гуманистическим принципам, однако и она отказывается от героики и обращается к изображению реальных живых людей и их окружения. Большое место в венецианском искусстве занимали пейзаж, портрет, массовые сцены. Крупнейшие представители венецианской школы - Веронезе и Тинторетто. Картины Веронезе отличаются изысканностью красочных сочетаний, динамичностью и смелостью композиции, большинству из них свойственна жизнерадостность и приподнятость. В последние десятилетия XVI века кризис гуманизма Возрождения оказал влияние и на венецианскую школу. Это заметно в творчестве Тинторетто, сочетающем реализм с маньерической изощренностью форм. Итальянское Возрождение оказало влияние на искусство Испании. Испанские художники переняли многое у итальянцев, но маньеризм оказался им ближе по духу, чем Ренессанс. С середины XVI в. это направление было вытеснено придворным искусством. Наиболее известный испанский художник второй половины XVI века - Эль Греко, чье творчество ближе к венецианской школе. Он стал последним крупным представителем европейского маньеризма. В искусстве Нидерландов XVI в. развитие происходило постепенно, новые черты сочетались со старыми. Одно из направлений в нидерландской живописи - “романизм” обращение к искусству Италии, испытавшее влияние как Ренессанса, так и маньеризма. Во второй половине XVI века в Нидерландах развивался жанр портрета, складывалась его новая разновидность - групповой портрет. Выделяется в самостоятельный жанр бытовая картина. Величайший художник Нидерландов - Питер Брейгель, чье искусство национально по форме и содержанию. Брейгель ярко отражает современную ему жизнь. Итальянское искусство Возрождения оказало влияние и на культуру Германии. Немецкие художники приобщаются к достижениям Ренессанса, овладевают научными основами искусства. Для немецкого искусства XVI в. характерно расширение тематики, овладение изображением пространства и человеческого тела. Среди художников Германии XVI столетия выделяется Альбрехт Дюрер, живописец и гравер, оставивший трактаты по теории искусства. Дюрер, кроме живописи и графики, занимался также естественными и точными науками, воплощая ренессансный тип художника-ученого. Другие крупные немецкие художники того времени - Лукас Кранах, Ганс Гольбейн. Высший взлет литературы Позднего Возрождения - драмы Шекспира и романы Сервантеса. Наиболее известным произведением Сервантеса стал роман “Хитроумный идальго Дон- Кихот Ламанчский”, в котором писатель дал широкую реалистическую картину жизни Испании. “Дон Кихот” пародирует рыцарские романы, вводя героя в чуждую ему среду. Романтически настроенный идальго не в состоянии понять, что время рыцарских подвигов миновало. Драма незадачливого рыцаря близка Сервантесу, который, как и значительная часть испанского дворянства того времени, не мог приспособиться к новым условиям жизни и ощущал свою никчемность. Другие произведения Сервантеса, например, “Назидательные новеллы”, стали своеобразным описанием современных автору нравов. В творчестве величайшего драматурга этой эпохи Шекспира кризис гуманизма нашел особо яркое воплощение в образе Гамлета, который разрывается между гуманистическими идеалами и необходимостью действовать в условиях далеко не идеального общества, где любое действие противоречит духу гуманизма. Творчество Шекспира явилось выражением богатства идей и страстей, возникавших в переломную эпоху. Литература этого периода обращается к земной природе человека, его чувствам и страстям, борьбе за реальные интересы. Новая личность, инициативная и предприимчивая, выступает в ней на первый план. Исторические драмы Шекспира воспроизводят наиболее трагические моменты английской истории и проникнуты мыслями о величии Англии. В произведениях Шекспира отразились противоречия сознания, сомнения и колебания переломной эпохи Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. - М., 1996. . Музыка в конце XVI века подвергается тем же изменениям, что и другие виды искусств. Часто музыку этого периода относят к маньеризму. В то же время происходит дальнейшее развитие музыкальных жанров. Во второй половине века появляются жанры оперы и балета. Большую роль в формировании оперы сыграл К. Монтеверди, который развивал традиции ренессансной музыки и стремился к единству драматического и музыкального начал. Другой крупный композитор конца XVI в., О. Лассо, соединил в своих сочинениях нидерландскую, немецкую, французскую и итальянскую музыкальную культуру. Гуманистические черты Возрождения отразились в творчестве главы римской школы Дж.Палестрины. Искусство Италии в XVI в. еще переживает расцвет, но во второй половине столетия художник перестает ощущать себя божественным творцом. Столкновение гуманистического идеала с реальностью вызывает глубокое разочарование. Гуманисты начали рассматривать свои представления о человеке не с точки зрения вечности, а в конкретных жизненных ситуациях, и тогда их гуманизм, претерпев радикальные изменения и превращения, стал мировоззрением совсем не ренессансного типа. Вопрос 2. Основные центры итальянского Возрождения Мощный всплеск в культурной жизни многих европейских стран, который пришёлся в основном на XIV - XVI столетия, а в Италии начался ещё в XIII в., принято называть эпохой Возрождения. Термин «возрождение» (перевод французского термина «ренессанс») указывает на связь новой культуры с античностью. В результате знакомства с Востоком, в частности с Византией, в эпоху крестовых походов и последовавших за ними регулярных сношений с Левантом итальянцы ознакомились с древними гуманистическими рукописями, различными памятниками античного изобразительного искусства и архитектуры. Все эти древности начали частично перевозиться в Италию, где они коллекционировались и изучались. Но и в самой Италии было немало античных римских памятников, которые также стали тщательно изучаться представителями итальянской городской интеллигенции. Используя античную идеологию, созданную когда-то в наиболее оживленных в экономическом отношении и наиболее демократических по своему политическому строю городах древности, нарождавшаяся новая буржуазия не просто пассивно усваивала, но перерабатывала её по-своему, формулируя своё новое мировоззрение, резко противоположное господствовавшему до этого мировоззрению феодализма. Второе название новой итальянской культуры -- гуманизм как раз и свидетельствует об этом. Гуманистическая культура в центр своего внимания ставила самого человека (humanus -человеческий), а не божественное, потустороннее, как это было в средневековой идеологии. В гуманистическом мировоззрении аскетизму уже не оставалось места. Человеческое тело, его страсти и потребности рассматривались не как нечто «греховное», что надо было подавлять или истязать, а как самоцель, как самое главное в жизни. Земное существование признавалось единственно реальным. Познание природы и человека объявлялось сущностью науки. В противоположность пессимистическим мотивам, господствовавшим в мировоззрении средневековых схоластов и мистиков, в мировоззрении и настроении людей Возрождения преобладали оптимистические мотивы; для них была характерна вера в человека, в будущее человечества, в торжество человеческого разума и просвещения. В итальянском обществе пробудился глубокий интерес к классическим древним языкам, древней философии, истории и литературе. Особенно большую роль в этом движении сыграл город Флоренция. Из Флоренции вышел ряд выдающихся деятелей новой культуры «Культура Италии в эпоху Возрождения», Яков Буркгардт. «Русич», Смоленск, 2002.. Периодизация Периодизация Возрождения определяется верховной ролью изоискусства в его культуре. Этапы истории искусства Италии -- родины Ренессанса -- долгое время служили главной точкой отсчета. Специально выделяют: вводный период, Проторенессанс, («эпоха Данте и Джотто», ок.1260-1320), частично совпадающий с периодом дученто (13 в.), а также треченто (14 в.), кватроченто (15 в.) и чинквеченто (16 в.). Более общими периодами являются Раннее Возрождение (14-15 вв.), когда новые тенденции активно взаимодействуют с готикой, преодолевая и творчески преобразуя ее; а также Среднее (или Высокое) и Позднее Возрождение, особой фазой которых стал маньеризм. Гуманизм и его недостатки Рассмотрим теперь, к какому разряду принадлежали люди, впервые связавшие настоящее с древностью и положившие эту древность в основание новой образованности. Предтечами этих новых людей были ещё странствующие клерики XII века. Мы видим здесь такое же скитальческое существование, такое же свободное, и даже более чем свободное, воззрение на жизнь и те же зачатки античной поэзии. Но на место средневековой образованности, носящей по преимуществу духовный характер и культивируемой духовными лицами, выступает новое течение, в основе которого лежит стремление ко всему, что находится за пределами Средних веков. Активные представители нового направления приобретают выдающееся индивидуальное значение благодаря тому, что знают то, что знали древние, стараются писать, как писали древние, начинают мыслить и вскоре также воспринимать впечатления так, как мыслили и воспринимали древние. Традиции, которым они посвящают свою деятельность, проникают в жизнь всё активнее. Но у гуманизма были и недостатки. Новые писатели часто скорбят о том, что гуманизм и возрождение древности помешали развитию национальной итальянской образованности, заметно проявлявшейся во Флоренции около 1300-го года. Тогда, говорят они, во Флоренции все умели читать, даже погонщики ослов пели дантовские канцоны, и лучшие из сохранившихся итальянских манускриптов - дело рук флорентийских писцов; тогда, говорят, было возможно возникновение популярной энциклопедии вроде “Tesoretto” Брунетто Латинни, и всё это являлось результатом активного участия граждан в государственных делах, широкой торговли и путешествий. Флоренция процветала, потому что в ней не знали, что такое праздность. Дарования флорентийцев высоко ценились в целом мире, их услугами все пользовались. С усилением гуманистических течений, по мнению недовольных этим явлением, начиная с 1400-го года национальные стремления исчезают, решения всех проблем с той поры ищут только у древних, а потому вся литература склоняется к одним только цитатам. Даже падение свободы связывают с увлечением классической древностью, навязавшей современникам рабское поклонение авторитету, и литература древних заслужила особое расположение и покровительство итальянских деспотов, потому что она рисует картину уничтожения муниципальных прав «История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения», под редакцией Брагиной Л. М. «Высшая школа», Москва, 1999.. Тем не менее, культура XIV века в силу внутренней необходимости стремилась воспринять гуманизм, а величайшие итальянские гении, само по себе наиболее национальные, широко открыли двери гуманизму и очистили путь для его завоеваний в XV веке. Самыми яркими фигурами этого времени, несомненно, являются поэты Данте, Петрарка и Боккаччо. Раннее Возрождение - XV век Эпоха Возрождения считается переходной от Средних веков к Новому времени. В этот период происходят изменения в экономической и культурной жизни. В Италии эпоху Возрождения относят в XIV-XVI векам, в других странах - XV-XVI вв. Объединяют культуру различных европейских народов идеи гуманизма. Принцип гуманизма, т.е. высшего культурного и нравственного развития человеческих способностей, наиболее полно выражает основную направленность европейской культуры XIV-XVI вв. Личность, могучая и прекрасная, становится центром идеологической сферы. Важной особенностью культуры Возрождения стало обращение к античному наследию. Возродился античный идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалистический язык пластических видов искусства в отличие от средневекового символизма. Художников, скульпторов Возрождения привлекали сюжеты античной мифологии и истории. XV столетие явилось переломным в истории европейской культуры. Почти одновременно художники в Италии и Нидерландах обратились к изображению земного мира и стали утверждать этическую ценность и красоту человека. Реальный мир и телесная природа человека требовали достоверного изображения пространства и заполнения его фигурами и предметами. С этого времени искусство Италии приобретает реалистическую направленность и жизнеутверждающий светский характер, составляющие важнейшую черту Возрождения. Художники Раннего Возрождения используют античное наследие более широко и творчески. Стремление к познанию мира побуждает художников к его изучению, что способствует расширению их кругозора, освобождению искусства от узости цехового ремесла и созданию вспомогательных дисциплин. Художники этого времени открывают законы линейной перспективы. В это же время ренессансный стиль оформляется и в архитектуре, на которую оказала влияние античная, готическая и византийская культура. Совершенствуется строительная техника, архитекторы Возрождения проектируют здания и часто сами осуществляют постройку, нередко они являются и скульпторами, декораторами, живописцами Культурология / под ред. Радугина А.А. - М., 1996..
www.studocu.com
Согласуйте сказуемое с подлежащим. В каких случаях возможно использование нескольких форм сказуемого? 1) Несколько человек молчал___ . 2) Немало наших учеников готовил ___ сь в Архитектурный институт, поступил ___ в него. 3) По стенам навешан ___ был ___ несколько картин. 4) Сколько же сказок ещё остал ___ сь в её памяти. 5) И много других подобных дум проходил ___ в уме моем. 6) Несколько разведчиков погибл ___ в этой рискованной операции. 7) Заговорил ___ сначала несколько человек туманно и нетвердо. 8) Много совершенно недетских впечатлений стал ___ для меня как-то страшно доступны. 9) Немного ученых и технических специалистов до сих пор занят ___ в военно-промышленном комплексе. 10) Несколько пуль провизжал ___ над моей головой. Составьте предложения, в которых подлежащее будет выраженно данными количественноименными сочетаниями: Несколько человек, много рабочих, масса студентов, немало цветов, уйма времени. ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением норм согласования сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием. Январским утром, когда город только начал просыпаться, горели много фонарей. Раньше немного огней манило меня своею близостью. Погода была морозная. Ещё прошлой ночью на дороги выпали немало снега. Несколько детских саней стояли за оградой. Сколько же детских воспоминаний остались в моей памяти! Несколько дам торопилось скорее дойти до остановки и сесть на первый автобус. Сколько же людей просыпаются так рано! 1) Количественно-именное сочетание – это: а) словосочетание, образованное количественным числительным и существительным в форме родительного падежа; б) словосочетание, образованное количественным числительным и существительным в форме предложного падежа; в) словосочетание, образованное порядковым числительным и существительным в форме предложного падежа. 2) Выберите количественно-именные сочетания: а) много одежды; б) большинство зданий; в) несколько картин; г) ряд трудов. 3) Определите, в каких предложениях правильно согласовано сказуемое с подлежащим, выраженным количественноименным сочетанием. а) Уйма трудностей пережиты; б) Несколько человек оглянулось; в) Масса времени потрачены впустую; г) Столько цветов стояло на подоконнике. 4) Выберите правильную, на ваш взгляд, форму сказуемого в следующем предложении: Несколько человек ____________ в лесу. а) заблудились; б) заблудилось; в) оба варианты правильные. 5) В каком предложении постановка сказуемого возможна только в форме единственного числа? а) Много людей пришло (пришли) на выборы; б) Народу сбежалась (сбежались) бездна; в) Столько школьников не решило (решили) задачи; г) Стояло (стояли) много человек в очереди. 6) Считаете ли вы, что в следующем предложении допущена ошибка в употреблении сказуемого в единственном числе? Теперь немало людей трудится на двух предприятиях, в том числе и я. а) да, ошибка допущена; б) нет, ошибка не допущена; 7) Почему сказуемое употребляется в форме множественного числа? Немало прохожих обращают внимание на рекламные вывески. а) согласуется с существительным со значением неопределенного количества; б) при подлежащем есть однородные сказуемые; в) отмечается пассивность действия; г) подчеркивается множественность субъектов. 8) Как правильно: немало учёных заняты / немало учёных занято? а) правильно: немало учёных заняты; б) правильно: немало учёных занято в) оба варианта правильные. 9) При наличии в количественно-именном сочетании слова несколько возможна ли постановка сказуемого в форме единственного числа? а) да, сказуемое должно быть употреблено в форме единственного числа; б) нет, сказуемое должно быть употреблено в форме множественного числа; в) сказуемое может быть употреблено как в форме единственного числа, так и в форме множественного. 10) Какой вариант употребления сказуемого будет правильны в следующем предложении: Столько лет ___________ . а) прошли; б) прошло; в) оба варианты правильные.
www.studocu.com