Понятие качественной звукоизоляции. Конструкция «комната в комнате». Звукоизоляция контрольной комнаты


Звукоизоляция комнаты по принципу «коробка-в-коробке»

Большинство статей, посвященных дополнительной звукоизоляции, которые написаны ответственными авторами, не обремененными необходимостью продвижения одного единственного материала, пугающе однообразны и содержат схожие рекомендации. Для достижения значимого результата, сопоставимого с характеристиками, которые конструкции показали при лабораторных измерениях, звукоизоляция комнаты, выполняемая на реальном объекте должна быть "комплексной".

Это значит, что перед выполнением работ, анализируются все пути прохождения шума в комнату, а затем, те из них, которые имеют сходную интенсивность излучения - изолируются с помощью конструкций дополнительной звукоизоляции. Но и это еще не все.

Вот простейший пример.

Шумит сосед за стеной. В результате измерений по всем поверхностям получили, что:

Смежная с соседом стена и примыкающая к ней торцом перегородка между комнатой и коридором шумят одинаково. При этом фасадная стена комнаты тише примерно на 15 дБ и ее нет необходимости изолировать в первую очередь.

Если дополнительная звукоизоляция будет установлена только на смежную с соседом стену и межкомнатную перегородку, то, вне зависимости от применяемых конструкций, максимум, чего получится добиться - снижение шума на 15 дБ.

Потому что, как только более шумные поверхности окажутся под слоями звукоизолирующих конструкций, та самая, которая в начале была "тихой", станет основным источником шума. Субъективно в какой-то момент может показаться, что сосед-негодяй переехал буянить на улицу.

Здесь можно привести еще более удивительный пример: очень часто в полностью изолированном помещении со всеми дополнительно изолированными поверхностями, включая специально установленные окна и двери шум от соседей слышен через батареи радиаторов отопления, которые жестко связаны в общедомовой системе. И хотя уровень этого шума невысокий, в условиях созданной тишины слышно становится буквально каждое слово соседа сверху или снизу.

Все это приводит желающих сделать действительно эффективную звукоизоляцию к необходимости построения в своем помещении фактически "второй" комнаты меньших размеров, причем с реализацией всех тонких технических решений, влияющих на конечный результат. Так называемый принцип "коробка-в-коробке" или "комната-в-комнате" пришел в "спальное" строительство из студийной сферы, где высокие требования к звукоизоляции существуют непосредственно с момента зарождения отрасли.

В таком случае все поверхности первой "коробки" с несущими, например, железобетонами стенами и перекрытиями облицовываются конструкциями дополнительной звукоизоляции стен, пола и потолка.

Последовательность работпри комплексной звукоизоляции комнаты

Рассмотрим данную технологию более подробно. На рисунке 1 схематично показано устройство звукоизоляции комнаты по типу "коробка-в-коробке". Сначала на полу выполняется конструкция "плавающего" звукоизолирующего пола. Для этого в качестве рабочего слоя применяется материалы толщиной не менее 20 мм: конструкция одновременно должна дополнительно снижать и ударный и воздушный шумы, поэтом прокладки толщиной 3-10 мм здесь не подходят. Это могут быть материалы Шумопласт, Шумостоп-С2, Шумостоп-К2 или их комбинация (система Шумостоп). Их толщина может быть от 20 до 60 мм в зависимости от степени защиты. С учетом толщины выравнивающей стяжки реальная толщина конструкции звукоизолирующего пола начинается от 80 мм.

Рис.1 Устройство звукоизоляции комнаты по типу коробка в коробке (схема)

Рис.1 Устройство звукоизоляции комнаты по принципу "коробка в коробке" (схема)

После звукоизоляции пола в комнате выполняется конструкция подвесного звукоизолирующего потолка с помощью бескаркасной системы ЗИПС или каркасной системы с применением виброизолирующих подвесов Виброфлекс.

Третьим этапом в комнате дополнительно изолируют все стены и перегородки. На глухих и прямых стенах высотой менее 3 метров это удобно сделать с помощью независимых каркасных облицовок, опирающихся только на пол и потолок. Во всех других случаях (стены с дверями и окнами, стены с нишами и ригелями) применяются бескаркасные системы ЗИПС, либо каркасные облицовки на виброизолирующих креплениях Виброфлекс.

Звукоизоляция окон и дверных блоков

Очень большое влияние на конечный результат оказывает устройство звукоизоляции оконных и дверных блоков. Достаточно вспомнить пример с передачей шума по системе отопления, после чего сразу становится понятно, почему даже 15 см ширины оконного откоса могут стать отличным излучателем всех шумов в доме.

Рис.2 Правильные варианты монтажа дверных и оконных блоков

Рис.2 Правильные варианты монтажа дверных и оконных блоков

На рисунке 2 показаны правильные варианты монтажа дверных и оконных блоков в помещении при реализации принципа "коробка-в-коробке". На рисунке 2a показан корректный монтаж второй нитки остекления в изолируемом помещении, а на рисунке 2б - правильное устройство звукоизолирующего тамбура. Важно помнить, что такое помещение в обязательном порядке должно быть оборудовано системой принудительной вентиляции. Иначе, при открывании окон и дверей на проветривание вместе с воздухом зайдет и шум, в том числе от соседей.

Рис.3 Правильные варианты монтажа дверных и оконных блоков

Рис.3 Правильные варианты монтажа дверных и оконных блоков

На рисунке 3а показан вариант монтажа оконного блока к фасадной стене на виброизолирующих креплениях Виброфлекс. При этом дополнительная звукоизолирующая облицовка стен закрывает все прилегающие к оконному блоку откосы. Рисунок 3б показывает правильную установку звукоизолирующей двери в помещении. Дверной блок вставляется в контур звукоизолирующей облицовки и не имеет жестких связей с дверным проемом исходного помещения.

Наиболее распространенные ошибкипри монтаже звукоизолирующих дверей и окон

Рис.4 Наиболее распространенные ошибки при монтаже звукоизолирующих дверей и окон

Рис.4 Наиболее распространенные ошибки при монтаже звукоизолирующих дверей и окон

Рисунок 4 демонстрирует наиболее распространенные ошибки при монтаже данных элементов. На рисунке 4a оконный блок, а на рисунке 4б дверной блок жестко связаны с несущими конструкциями здания. Кроме того на рисунке 4а откосы проемов остались без дополнительной звукоизолирующей облицовки. В этом случае, после выполнения работ по комплексной звукоизоляции комнаты, шум в ней будет слышен именно от зоны окон и входной двери в помещение.

В результате таких решений эффект от дополнительной звукоизоляции может быть снижен на 10 дБ при внешне полностью выполненных мероприятиях. Поэтому при устройстве звукоизоляции по принципу "комната-в комнате" технический надзор в лице профессионального инженера в области акустики не просто желателен, но крайне необходим.

www.acoustic.ru

Понятие качественной звукоизоляции. Конструкция «комната в комнате»

Содержание статьи:

Шум – постоянный спутник жителей многоквартирных домов, поэтому не удивительно, что многие наши с вами соотечественники задумываются над вопросом шумоизоляции в своем доме. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой качественная звукоизоляция, как сделать шумоизоляцию своими руками и с помощью специалистов, а также подскажем, на что следует обратить внимание, чтобы ваша жизнь стала тише.

Что такое хорошая шумоизоляция

Чтобы надежно защитить свою квартиру от посторонних звуков, проникающих через пол, стены и потолок, покупки звукоизоляционных материалов будет недостаточно. Даже если облицевать стены и максимально их обесшумить, крики соседей, грохот от работающей несколькими этажами ниже дрели или вибрацию от перфоратора вы все равно услышите. А все потому, что самая лучшая шумоизоляция – этой целый комплекс мероприятий, требующих учета огромного количества различных факторов.

Звук попадает в помещение не только через стены – он проникает через другие перекрытия, проходит системой вентиляции и прочими коммуникациями; просачивается через электрические розетки и даже незаметные глазу щели вокруг батарей отопления. В случае с многоквартирными домами звукоизоляция будет эффективнее, если обустроить ее со стороны источника шума, но это, к сожалению, не всегда возможно. Так, если мешает жить скрип паркета у соседей сверху, куда лучше покрыть шумопоглощающим материалом пол в квартире этажом выше, чем собственный потолок. Правда, согласятся ли на такой шаг соседи – это уже другой разговор…

Совет! Для максимальной защиты квартиры от шума следует обрабатывать звукоизоляционными материалами потолок, стены и пол, предварительно заделав в них даже крохотные щели.

Звук, который распространяется от источника шума, достигает перекрытий и проходит через строительные конструкции. Чтобы его остановить, можно прибегнуть к весьма эффективному, правда, несколько дорогостоящему решению – обустройству «комнаты в комнате».

Шумоизоляция по принципу «комната в комнате»

Шумоизоляция по принципу «комната в комнате»

Компании, занимающиеся производством звукоизоляционных материалов, рекомендуют защищать жилище от посторонних шумов, используя конструкцию «комната в комнате». И действительно: как показывает практика, если установить шумопоглощающий слой одновременно на потолке, стенах и на полу, в квартире станет заметно тише. Единственный минус такой конструкции состоит в том, что она «ворует» полезную площадь помещения, ведь подавляющее большинство материалов для шумоизоляции имеют значительную толщину, к тому же многие из них мягкие и требуют дополнительной облицовки листами гипсокартона.

Если говорить о том, какой материал лучше для шумоизоляции «комната в комнате», нельзя не отметить инновационные звукоизоляционные панели PhoneStar. Их выпускает немецкая компания «Вольф-Бавария». Продаются изделия в виде листов толщиной в 12 мм и отлично подходят для защиты полов, стен и потолков. Конструкции эффективно противостоят воздушным (до 36-ти дБ) и ударным (до 33 дБ) шумам.

Начинают обустройство «комнаты в комнате» с потолка. Его закрывают панелями, которые, кстати, имеют внушительный удельный вес (до 17-ти кг). Следовательно, если вы решили сделать шумоизоляцию своими руками, попросите кого-нибудь из знакомых о помощи.

Панели PhoneStar монтируются к металлической либо деревянной обрешетке с помощью крупных саморезов с головками. Для надежной фиксации листа целесообразно использовать от 12-ти до 15-ти шурупов.

Крепить панели к стенам можно двумя способами – на обрешетку либо непосредственно к поверхности стены. В первом случае уровень звукоизоляции будет заметно выше, но данный метод потребует пожертвовать несколькими квадратными метрами полезной площади.

Совет! Если для звукоизоляции стен по принципу «комната в комнате» применяются панели PhoneStar, крепить их к стене без обрешетки необходимо специальными пластиковыми дюбелями от этого же производителя, так как они исключают образование «звуковых мостиков».

Выполняя шумоизоляцию стен с помощью панелей, необходимо снять все электрические выключатели и розетки, а углубления под ними проложить звукоизолятором. Все образованные между листами PhoneStar щели промазываются силиконом.

Звукоизоляция пола осуществляется по такому же принципу, но для того, чтобы она была более эффективной, прежде чем приступать к работе, надо устранить все перепады высоты.

Когда установка панелей завершена, швы и стыки заклеиваются звукоизоляционной лентой Wolf Type (она идет в комплекте с материалом). После этого можно выполнять финишную отделку поверхностей.

Шумоизоляция электрических розеток и коробок, стыков между перекрытиями

Шумоизоляция электрических розеток и коробок, стыков между перекрытиями

Даже если для звукоизоляции были выбраны самые лучшие и самые дорогие материалы, все ваши старания могут сойти на нет, если вы не уделили должного внимания изоляции таких незначительных, на первый взгляд, элементов, как электрические коробки, розетки и стыки между панелями. Они в последствии станут так называемыми звуковыми мостиками и будут пропускать в помещение посторонние звуки.

Звукоизоляционная обработка электрических розеток

Электрическая розетка, установленная в стене между квартирами – самый вероятный путь проникновения шума от соседей. Вызвано это тем, что многие стеновые ЖБ-плиты в процессе производства оборудуются специальными сквозными отверстиями, в которые в дальнейшем будет монтироваться электрофурнитура. В эти отверстия и вставляются розетки в смежных квартирах, образуя, таким образом, сквозной канал для прохождения звука.

Начинать звукоизоляцию розетки следует с демонтажа монтажной коробки, но прежде чем это делать, не забудьте обесточить квартиру. В отверстие под коробкой установите «шайбу», вырезанную из любого плотного шумоизолятора – базальтового картона, минваты или же асбестовой ткани. После этого загерметизуйте все шпатлевкой или обычным цементным раствором и верните розетку на место.

Совет! Нельзя использовать в качестве герметика для розеток и электрических коробок монтажную пену. Во-первых, она не является звукоизолятором, а поэтому не защитит от проникновения шума, а во-вторых, данный материал отличается высокой горючестью и в случае короткого замыкания может стать причиной пожара.

Обработка звукоизоляционными материалами электрических коробок

Как правило, монтажные электрические коробки устанавливаются в верхней части межквартирных стен и являются такими себе звуковыми мостиками. Обнаружить их можно методом постукивания. Звукоизоляция таких элементов инженерных сетей осуществляется так же, как и обработка электрических розеток, однако для этого необходимо пригласить специалиста-электрика, так как самостоятельная скрутка кабелей запрещена.

Шумоизоляция стыков

Там, где пол и потолок примыкают к стенам, часто можно заметить довольно глубокие трещины. Причиной их появления становится несоблюдение строительных норм и требований либо низкое качество стяжки на полу. Все щели, полости и трещины со временем становятся звуковыми мостиками, через которые в помещение проникают звуки из соседних квартир. Чтобы этому воспрепятствовать, необходимо обработать шумоизоляционными материалами все перечисленные выше места. Для этого специалисты советуют демонтировать плинтуса и по возможности выдолбить в полу шов шириной около 50 мм по всему периметру. В шов нужно залить цементно-песчаный раствор и после полного его высыхания обработать стыки силиконовым герметиком. Если выполнить демонтаж стяжки и проделывание шва невозможно, рекомендуется заполнить деформационный шов между краем напольного покрытия и стеной герметиком на основе незасыхающего силикона. После этого можно возвращать плинтуса на место.

Щели, образованные между потолком и стенами, а также места стыков между панелями следует зашпатлевать либо заполнить цементным раствором, а затем обработать акриловым герметиком. Когда он полностью высохнет, придется удалить излишки и нанести на поверхности финишное покрытие.

Звукоизоляция стояков водоснабжения и систем отопления

В соответствии со строительными нормами, монтаж стояков отопительной системы и системы водоснабжения сквозь перекрытия должен осуществляться с применением виброизолированных гильз. Однако на практике это требование часто игнорируется, поэтому со временем между трубами и перекрытиями образовываются щели, через которые отлично проходит звук. Чтобы выполнить качественную шумоизоляцию таких отверстий, их заделывают термостойким герметиком на основе силикона. Если щель слишком большая, а вокруг трубы заметны остатки цементного раствора, его (то есть раствор) необходимо убрать, трубу следует обернуть звукоизоляционным материалом, к примеру, минеральной ватой или асбестоцементной тканью, а затем нанести новый слой песчано-цементного раствора. Все стыки и микротрещинки нужно загерметизовать силиконом.

Выводы

Мы рассказали о том, как следует выполнять шумоизоляцию в квартире своими руками, и на что при этом надо обращать внимание. Надеемся, приведенные выше советы помогут вам сделать свое семейное гнездышко тише и уютнее!

Видео по теме

Loading...Loading...

mybuilding.tips

Звукоизоляция помещений специального назначения - Acoustic Group

"Технологии Строительства" №6(34)/2004

Достаточно часто истории, рассказанные нашими клиентами, похожи на анекдоты. Как в случае с обращением к нам сотрудников бухгалтерии одной крупной производственной компании. Рабочее помещение, в котором они располагаются, соседствует с кабинетом генерального директора. И во время разговора с поставщиками шеф настолько громко и эмоционально выражает свою позицию, что в помещении, где работают несколько сотрудников, преимущественно женского пола, вянут не только цветы. Причиной всему низкая звукоизоляция перегородки между данными помещениями. Несмотря на то, что стены между кабинетами в здании дореволюционной постройки имеют толщину около полуметра, источником повышенной слышимости являлся дверной проем между помещениями бухгалтерии и кабинета директора, наглухо закрытый еще с советских времен. Так как со стороны помещения отдела бухучета место бывшего проема загораживал шкаф, определить причину аномально низкой звукоизоляции самостоятельно сотрудникам компании оказалось не под силу.

9_thumb

Тем не менее, этот случай один из ярких примеров в практике звукоизоляции, когда минимальными затратами возможно существенно повысить звукоизоляцию между помещениями. Для этого потребовалось только вскрыть пространство данного проема и переделать его в соответствии с правилами хорошей звукоизоляции. В результате индекс изоляции воздушного шума увеличился на 15 дБ и сравнялся с величиной звукоизоляции кирпичной стены толщиной в два кирпича (Rw = 60 дБ).

В настоящее время при строительстве и реконструкции офисных помещений большое внимание уделяется вопросам безопасности работы персонала, а также обеспечению сохранности служебной информации. Для этого применяются разнообразные системы контроля доступа, оповещения, сигнализации и т.п. Вопрос обеспечения требуемой звукоизоляции наиболее "важных" офисных помещений также входит в число мероприятий по безопасности. Прежде всего, под помещениями, требующими специального акустического режима, понимаются комнаты для проведения переговоров, а также кабинеты высшего руководства компаний.

Рассмотрим несколько вариантов конструкций для устройства звукоизоляции таких помещений. При решении проблемы обеспечения конфиденциальности переговоров, как правило, в первую очередь возникает необходимость повышения звукоизоляции именно стен и перегородок, ограждающих данное помещение. Этому существует свое объяснение. Дело в том, что любое, пусть даже самое тонкое межэтажное перекрытие, выполненное из железобетонных плит, обеспечивает индекс изоляции воздушного шума в районе Rw = 48 дБ. При этом полая внутри перегородка на металлическом профиле, обшитая листами гипсокартона с двух сторон, имеет звукоизоляцию не более Rw = 40 дБ. Так как последняя конструкция по факту является одной из самых распространенных ввиду ее простоты и относительной дешевизны при разделении большого офисного пространства на отдельные рабочие помещения, предпочтение отдается именно ей.

Что такое звукоизоляции перегородки величиной 40 дБ? Это означает, что при громком разговоре с уровнем L = 80 дБА ("разбор полетов") в соседнем помещении возможно особо не напрягая слух, слушать весь разговор.

Стоит отметить, что примерно аналогичной величиной звукоизоляции (Rw = 40 дБ) обладают конструкции алюминиевых перегородок с двойным остеклением. Поэтому, если необходимо получить действительно высокие показатели звукоизоляции (а значение индекса изоляции воздушного шума при этом рекомендуется не менее Rw = 54 дБ), от таких конструкций лучше отказаться.

В случае, когда речь идет о возведении новой перегородки с высокими звукоизоляционными свойствами, в качестве эффективной конструкции предлагается рассмотреть перегородку на двух независимых каркасах с обшивкой двумя слоями гипсоволокнистых листов с каждой стороны. Схема данной перегородки приведена на рис.1. В данном случае применятся система, состоящая из двух независимых металлических каркасов типа "Кнауф" толщиной по 50, 75 или 100 мм, которые с двух сторон обшиваются листами ГВЛ в два слоя толщиной по 12,5 мм каждый. При монтаже данной конструкции все элементы металлических каркасов, а также торцы листов ГВЛ примыкают ко всем прочим конструкциям, в т.ч. и несущим, через слой виброизоляционного материала "Вибросил-К" толщиной 6 мм. Металлические каркасы монтируются параллельно относительно друг друга с зазором не менее 10 мм для исключения возможных связей между собой. Внутреннее пространство перегородки заполняется звукопоглощающими базальтовыми плитами "Шуманет-БМ" на толщину, равную не менее 75 % от общей внутренней толщины перегородки. Для случая использования двух каркасов толщиной по 100 мм, внутри перегородки размещается три слоя плит "Шуманет-БМ" толщиной по 50 мм каждый. Индекс изоляции воздушного шума перегородкой на двух каркасах по 100 мм с общей толщиной 260 мм равен Rw = 58 дБ, перегородка на основе профилей толщиной по 50 мм обеспечивает величину звукоизоляции равную Rw = 54 дБ при толщине 160 мм.

Рис.1. Схема устройства звукоизолирующей перегородки из гипсоволокнистых листов на двух независимых каркасах

206

Рис.1. Схема устройства конструкции звукоизоляционного пола

207

Уже существующая между офисными помещениями перегородка в полкирпича или выполненная из легких бетонных блоков (шлакобетон, пемзобетон и т.д.) толщиной до 160 мм имеет индекс изоляции воздушного шума не более 47 дБ. И в этом случае, при устройстве комнаты переговоров звукоизоляция такой стены может быть увеличена с помощью панелей дополнительной звукоизоляции ЗИПС-7-4 толщиной 70 мм. Данные панели непосредственно монтируются на стену, звукоизоляцию которой требуется увеличить. При этом индекс изоляции воздушного шума увеличивается на 10 дБ и в сочетании со стеной из полнотелого красного кирпича толщиной 120 мм составляет около Rw = 57 дБ.

Здесь следует отметить, что дополнительная звукоизоляция потолочного перекрытия, в случае необходимости, осуществляется также при помощи панелей ЗИПС. Помимо панелей ЗИПС-7-4, обеспечивающих дополнительную звукоизоляция 10 дБ, для увеличения звукоизоляции перекрытия могут применяться панели ЗИПС-Супер толщиной 130 мм и индексом дополнительной изоляции 13 дБ.

Если в перегородке между помещениями предполагается наличие дверного проема, нет смысла выполнять саму перегородку со звукоизоляцией существенно превышающей изоляцию дверного блока. При этом двери, обеспечивающие индекс изоляции воздушного шума более Rw = 30 дБ, считаются звукоизоляционными, следовательно, для всех случаев установки одной стандартной двери в перегородку между помещениями, сама перегородка может вполне иметь индекс не более 40 дБ.

 

242    209

В тех случаях, когда вопросу обеспечения требуемой звукоизоляции отводится должное место, дверные проемы необходимо в обязательном порядке выполнять в виде тамбура, т.е. с последовательно установленными одна за другой дверьми. К самим дверям предъявляются следующие требования:

  1. Полотно двери должно быть массивным. Квадратный метр поверхности полотнища должен весить не менее 30 кг;
  2. Качественное (двойное) уплотнение выполняется по контуру всех притворов с помощью резинового уплотнителя;
  3. Обязательно наличие либо порожка, либо уплотнителя-гильотины, который опускается и уплотняет щель под дверью, в состоянии, когда дверь закрыта.

Во внутреннем пространстве тамбура поверхности стенок и потолка облицовываются звукопоглощающим материалом, например стеновыми панелями "Ecophon" толщиной 40 мм.

Для увеличения изоляции пола от воздушного шума со стороны комнаты переговоров или кабинета руководителя выполняется конструкция пола на упругом звукоизолирующем слое - так называемый "плавающий пол". В отличие от случая изоляции ударного шума, толщина упругого слоя в конструкции плавающего пола должна быть на порядок больше. Кроме этого звукоизоляционный материал, применяемый в конструкции пола, помимо требуемых упругостных свойств, должен обладать высоким значением коэффициента звукопоглощения (Alphaw >= 0,7). Чтобы увеличить изоляцию воздушного шума перекрытия на величину 6 дБ необходимо выполнить следующую конструкцию, показанную на рис.2:

210 (1)  211 (1)

4,5,6,7 - процесс устройства конструкции звукоизоляционного пола

При устройстве стяжки необходимо исключить все возможные жесткие связи с боковыми стенами (именно для этого применятся кромочная прокладка из одного слоя плитШумостоп-С2 по периметру помещения), а также в местах прохождения сквозь стяжку труб различных коммуникаций (отопление, водоснабжение, кондиционирование и т.п.). В случае наличия жестких связей между стяжкой и другими строительными конструкциями или коммуникациями, звукоизолирующая эффективность "плавающего" пола может снизиться до 2 дБ, что лишает его выполнение практического смысла. В таких случаях трубы, перед тем как выполнять стяжку, обертываются слоем виброизоляционного материала "Вибросил-К" толщиной 6 мм.

Когда речь идет о мероприятиях по изоляции воздушного шума, необходимо отдельно отметить колоссальное влияние щелей и отверстий на снижение акустического эффекта. Нижеследующий пример наглядно это демонстрирует. Достаточно в перегородке площадью 15 квадратных метров (среднестатистическая стена размером 3х5 м) выполнить сквозное отверстие сечением 20х20 мм, т.е. площадью примерно в 40 тысяч раз меньшей, чем сама перегородка, чтобы величина индекса изоляции воздушного шума данной стены снизилась на 20 дБ!

При этом стоит обратить внимание на то, что мероприятия "по добавлению" звукоизоляции с помощью одной из самых на сегодняшний день эффективных конструкций - панелей дополнительной звукоизоляции ЗИПС-Синема толщиной 130 мм и стоимостью более 30 евро за квадратный метр позволяют увеличить изоляционный показатель только на 13 дБ.

Поэтому прежде чем проводить какие-либо работы по дополнительной звукоизоляции помещения, прежде всего, требуется тщательно заделать все имеющиеся в конструкции стен и перекрытий трещины, щели и отверстия. Вопреки распространенному мнению о том, что монтажная пена здесь является наилучшим средством, необходимо отметить, что это не так. Для заделки швов и отверстий лучше применять плотные и при этом эластичные материалы. Такие как, например, акриловые герметики или шпаклевки. Перед тем как зашпаклевать отверстие или трещину рекомендуется его "расшить" (расширить) как можно глубже, чтобы слой в данном случае уже "акустической" шпаклевки был как можно толще.

Для дополнительного увеличения звукоизоляции помещений переговорных комнат и кабинетов руководителей, а также для создания в них комфортной акустической обстановки в качестве материалов для декоративной отделки стен и потолков применяются специальные звукопоглощающие акустические потолки и стеновые панели. Их задача "поглотить" отраженный звук в помещении, сделав его более "заглушенным". Практика подобной отделки помещений кабинетов руководителей существует еще с советских времен, и тогда фраза о "решениях, принятых в тиши кабинетов" принимает для нас вполне конкретный, технически информативный смысл.

В качестве звукопоглощающих конструкций потолков в офисных помещениях у нас в стране широкое распространение получил шведский подвесной потолок марки "Еcophon", который внешне практически не отличается от недорогих декоративных потолочных плит типа "Байкал". Главное отличие акустической модели подвесного потолка в материале, из которого изготавливаются потолочные плиты. Это супертонкое стекловолокно с микропористым декоративным покрытием, которые в совокупности обеспечивают значение среднего коэффициента звукопоглощения (?w) не менее 0,9, при условии, что само значение коэффициента может изменяться от 0 до 1. Значение ? = 0 соответствует полному отражению звука от поверхности, а при ? =1 весь звук, попавший на данную поверхность, поглощается.

Необходимо отметить еще один тип подвесных звукопоглощающих потолков на основе жестких перфорированных плит. Это могут быть как листы гипсокартона (изделие имеет наименование ППГЗ: плита перфорированная гипсокартонная звукопоглощающая, производства концерна "Кнауф"), так и листы МДФ, шпонированные ценными породами дерева (плиты "SuperAcoustic", производства Израиль). Данные конструкции применяются как в комбинации со слоем звукопоглощающей минеральной ваты типа "Шуманет-БМ", так и в качестве самостоятельной звукопоглощающей конструкции резонансного типа.

Для акустической отделки стен применяются звукопоглощающие стеновые панели, которые имеют показатели среднего коэффициента звукопоглощения в диапазоне 0,7 - 0,95. На сегодняшний день на рынке представлены следующие виды акустических стеновых панелей:

и, конечно, морально нестареющие, перфорированные гипсокартонные плиты ППГЗ, которые также успешно решают поставленные задачи при относительно невысокой для акустических стеновых конструкций стоимости.

www.acoustic.ru

Как построить студию звукозаписи.

Roger D`Arcy, THE BOOK «Акустические проекты Recording Architecture» .

Предисловие.

При планировании производства звукозаписывающей  студии,(подразумевается, что проектные работы уже закончены цена проекта студии звукозаписи)  мы рекомендуем  приглашение строителей, имеющих представление о специфике  данных работ. Иллюзии о том, что строительство студии звукозаписи, относится к обычным общестроительным работам, разбиваются уже на начальном этапе закладки кабельных каналов в “плавающий” пол.  И вопрос рекламы нашей компании здесь не главный, мы просто хотим вас уберечь от тех ошибок , которые мы, в свое время, уже совершили.

Тут надо отчетливо понимать, что любой строительный просчет обойдется очень дорого. Это не ремонт квартиры, где можно впоследствии, что-то подшпаклевать или  подмазать, здесь возникает риск полной нефункциональности студии, например, из-за одной незначительной щели. Стоит ли играть с огнем, решать не нам.

Введение.

Создание новой, или реконструкция существующей звукозаписывающей студии должно успешно сочетать в себе решение широкого спектра архитектурных и акустических задач. Основываясь на свой многолетний опыт работы, компания RA London, разделила процесс проектирования и строительства любой студии на рабочие этапы (стадии работ с 1-ой по 10-ю, см. ниже).  Подобная разбивка позволяет упростить весь процесс реконструкции в целом. Кроме того, так заказчику становится более наглядно видно, как формируется бюджет строительства, и какие основные позиции он включает.  Иногда, какая-то отдельная часть работ может казаться незначительной, но для представления общего бюджета, суммирование именно таких, на первый взгляд незначительных частей, по всем указанным этапам, оценит стоимость проекта в целом, и обеспечит уверенность в том, что ничего важного не упущено.

Этапы работ по производству студии звукозаписи, (RA London).

1.    Работа с помещением.

2.    Звукоизоляция.

3.    Акустическая обработка.

4.    Отделка.

5.    Электромонтаж.

6.    Свет.

7.    Прокладка аудио кабелей.

8.    Вентиляция и кондиционирование.

9.    Вспомогательные помещения.

10.  Точное позиционирование и крепление аудио мониторов. 

Необходимо отметить, что все 10 этапов работ не выполняются в строгой последовательности, а зачастую могут идти параллельно. Тем не менее, указанная последовательность весьма информативна с точки зрения составления рабочих смет, и определения порядка привлечения тех или иных субподрядчиков к выполнению проекта. 

1. Работа с помещением.

как построить студия записиПомещением будет называть территорию, где располагается будущая студия. Это может быть что угодно, начиная с обычной комнаты внутри офисной или жилой зоны, до отдельно стоящего в чистом поле здания (на фото Hulgrave Hall, Cheshire) .

Большинство проектов нашей компании были выполнены внутри существующих строений, которые если и подвергались модификации, то небольшой.

Работа с помещением может ограничиться простой закладкой существующих дверных/оконных  проемов,  но может включать в себя и демонтаж старых стен с возведением новых конструкций. Также, внутри рабочего помещения, для формирования студийных зон, часто оказываются нужны новые стены и перегородки.

Звукоизоляционные конструкции студии всегда достаточно массивны, и иногда приходится укреплять плиты перекрытия верхних этажей, а на нижнем уровне укладывать фундаменты под опорные элементы.

В редких случаях, для увеличения объема или высоты студии, бывает необходимо ликвидировать часть центрального этажа здания или углубиться в грунт в цоколе. Может потребоваться замена или модернизация системы вентиляции и кондиционирования, отопления или электропитания. Старые здания надо тщательно проверять на предмет передачи вибраций от трамвайных линий и веток метрополитена. Часто приходится дополнительно обеспечивать водонепроницаемость цокольных конструкций. Все это включает в себя этап работы с помещением. Данный этап может оказаться весьма затратным для заказчика, и важность его трудно переоценить.

Выбор помещения для строительства студии звукозаписи очень важен. Размер, форма и пропорции студии оказывают существенное влияние на ее будущие акустические характеристики. Поэтому при наличии выбора, предпочтение следует отдать отдельно стоящему зданию.

Наряду с этим, ограничения, накладываемые существующими конструкциями имеющегося помещения, могут вылиться в оригинальное дизайнерское решение, придуманное с чистого холста. Строительство в отдельно стоящем здании может оказаться дешевле за счет отсутствия необходимости согласовывать время работ с соседями, простоты доступа и организации рабочего пространства на объекте. 

этапы работ по строительству студии звукозаписи

Первостепенной также является задача определения необходимой площади будущей студии. Очень часто встречается недооценка требуемого пространства помещения. Общая площадь объекта должна учитывать не только звукоизолирующий контур для каждой из зон студии, внутреннюю акустическую обработку этих зон, но и, что принимается в расчет реже всего, входные тамбуры, коридоры и пожарные выходы, позволяющие будущей студии функционировать в нормальном режиме.Существует тенденция упрощать подход к  решению этого вопроса, когда заказчик или звукорежиссер берут за основу аналогичные помещения, и просто суммируют их внутреннюю площадь, принимая полученное значение за базовое, не представляя, какое реальное пространство скрывается за отделочным контуром построенной студии.  Фактически, реальная площадь объекта может отличаться от указанной на 20%, а при частом расположении колонн или неправильной геометрии помещения на 30% или более.    

Наглядный пример приведен выше.  Из общей площади помещения в 60 кв. м. получилась контрольная комната в 42 кв м. Потери полезной площади составили 18 кв. м. или 30%

 2. Звукоизоляция.

Когда мне задавали вопрос  – как построить студию звукозаписи, многие почему-то подразумевали, что я отвечу только на  вопрос как сделать хорошую звукоизоляцию. Звукоизоляция очень важный аспект в  построении студии, но его обязательно  надо рассматривать только как составляющую комплекса мер.

Под звукоизоляцией понимают все элементы, которые в совокупности позволяют добиться звуконепроницаемости студийной оболочки. Важно понимать отличие этого раздела проектирования от оптимизации внутренних акустических параметров студии. Данный этап работ целиком посвящен уменьшению уровня шума, покидающего или проникающего в студию из других помещений здания, а также между граничащими студийными зонами. Хорошая звукоизоляция базируется на шести основных элементах:

Стены:  желательно ставить новые кирпичные или блочные независимые стены, с дополнительной виброзащитой  по периметру, не допуская жесткого контакта с внешним контуром студийной оболочки. Также используются ГКЛ перегородки по деревянному каркасу, установленные специальным образом, и формирующие внутреннюю геометрию помещения.

Полы:  используются как специальные многослойные, на засыпном каркасе поверх чернового пола, так и “плавающие” конструкции полов.

Потолки: подвесной потолок, необходимого уровня звукоизоляции, может быть прикреплен непосредственно к плите перекрытия, исключив жесткий контакт с ней, но эффективнее сформировать так называемую «коробку в коробке» смонтировав звукоизолирующий слой потолка только на внутренней оболочке стен, которая, в свою очередь, держится на плавающем полу.

Акустические двери:  где возможно, необходимо формировать входные тамбуры из двух дверей. Акустические двери должны обладать антирезонансными свойствами и большой массой, позволяющей звуку затухать при переходе границы. Важным параметром качества двери, является наличие уплотнения по периметру дверной коробки, включая верхнюю и нижнюю дверные щели и установка доводчика.

Окна:   окна между студиями, выполняются по специальной технологии в новых звукоизоляционных контурах. В случае, когда новые стены отсутствуют, допускается дополнительное остекление существующих или перенесенных оконных проемов.

ФВШ:  фильтры воздушные шумоизоляционные. Применяются для ослабления внешних шумов, проникающих в студию через вентиляционные отверстия. Не путать со стандартными внутренними фильтрами воздуховода, которые глушат шумы турбулентности воздушного потока и шум от вентиляционной установки.      

Примечание (ASPD)-Отверстия, проделанные в звукоизоляционных оболочках, для прохождения магистралей систем вентиляции и кондиционирования воздуха, требуют герметизации специальными фильтрами, для сохранения у контура, заданного уровня шумоизоляции.

вентиляция в студии записи

Cream, London

Стены.

В тех случаях, когда позволяет допустимая нагрузка на перекрытие, наилучшим вариантом звукоизолирующего контура стен является тяжелый бетонный блок (100 х 215 мм), с плотностью 2000 кг/м3, уложенный горизонтально, широкой стороной. Если помещение выполняется по принципу «коробка в коробке», то подобные стены необходимо устанавливать на виброразвязывающую  полосу, способную выдерживать большие нагрузки. 

В том случае, если допустимые нагрузки на перекрытие не позволяют использовать бетонные блоки или кирпич, хорошим решением является многослойное разнородное листовое покрытие (фанера, ГКЛ, ГВЛ) по деревянному каркасу. Внутренний состав сэндвича стен, как правило, идентичен сэндвичу потолка в том же помещении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание (от ASPD)- выше представлены разрезы шумоизолирующих облицовок для студий записи. Тут необходимы пояснения. Одинарная композитная конструкция используется, когда есть возможность установки кирпичной стены или стены из пеноблоков для разделения помещений студии. Данная конструкция  служит для облицовки кирпичных перегородок, и предназначена   для увеличения шумоизоляции до необходимого уровня. В случае, когда нет возможности использовать кирпичные перегородки,  требуемый уровень шумоизоляции, возможно, получить, используя “Double laminate construction” (название RA). Наличие в составе сэндвича стены МДФ или фанеры дает возможность в дальнейшем устанавливать на шумоизоляционную оболочку низкочастотных модулей – ловушек, которые при навеске на  ГКЛ не смогут надежно зафиксироваться. Под “barrier matting” подразумевается тяжелая акустическая резина толщиной 3-4мм. Skim coat plaster- штукатурка для ГКЛ.

Полы.

Наилучшим решением является применение армированной бетонной стяжки, уложенной на подушку из плотной минеральной ваты (базальтового волокна), и не имеющей жестких стыков с черновым полом и стенами. Подобная конструкция значительно ослабляет ударные шумы и вибрации, проникающие из соседних студийных помещений и окружающих источников шума.

плавающий пол

Плавающий пол на основе армированной бетонной стяжки.

Разрез показывает стыковку со стеной из «Double laminate construction».

 

В качестве альтернативы, менее эффективной, но также применяемой, можно использовать, так называемые, сухие плавающие полы, засыпные деревянные лаги, которые укладываются на минеральную вату плотностью 80-120 кг/м3. 

как построить пол в студии записи

Засыпной вариант плавающего пола. Состав пола (мин. вата 100мм, фанера 18мм,брус 50х50мм., каленый песок, фанера 18мм, акустическая резина, фанера 18мм.)

Потолки.

В тех случаях, когда позволяет высота помещения, лучше применять изолированный независимый потолок, лежащий непосредственно на плавающих стенах, и не имеющий контакта ни с внешними стенами, ни с плитой перекрытия сверху. Состав потолка идентичен составу звукоизолирующего короба стен. На чертежах ниже представлены некоторые варианты  узлов соединения шумоизоляционной оболочки стены и потолка.

как построить стены в студии записикак построить студию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

как построить потолок в студии записи

Типичное расположение потолочных балок, для  монтажа звукоизолирующего потолка контрольной комнаты, представляющего собой «Double laminate construction», уложенных с перехлестом швов.

 

Далее сделаем небольшое отступление, ниже проиллюстрирована, пожалуй, самая оригинальная техника звукоизоляции. В качестве примера разобрана студия Hulgrave Hall, расположенная в Лондоне. Изначально, уровень проникающих и структурных шумов был настолько высок, что достичь приемлемого для работы звукорежиссера уровня шума стандартными методами звукоизоляции оказалось невозможно. Как строить студию звукозаписи, если по расчетам, в микрофон будут попадать все шумы от проходящего метро. Тогда было принято решение о «подвесе студии в воздух». Стены контрольной комнаты и примыкающей студии выполнены из бетонных блоков. Они установлены через вибропрокладки на два независимых армированных железобетонных перекрытия, которые в свою очередь, опираются на комбинацию из поддерживающих несущих стен. Таким образом, обе студийные зоны абсолютно развязаны и  расположены высоко над черновым полом, на уровне второго этажа помещения. Каждая звукоизолирующая оболочка имеет двойной потолок с вентиляционными отверстиями, защищенными специальными фильтрами ФВШ. Любое примыкание или соприкосновение стен, полов и потолков произведено через вибрационные ленты различной толщины и упругости. Только это решение смогло  обеспечить тот уровень шумоизоляции, который позволял полноценно функционировать студии.  

как строить студии

 

Cream, London

 

Как строить студии 2

www.aspd.ru


Смотрите также