На этой неделе Президент подписал Указ № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности». Если говорить вкратце, указ предусматривает смещение акцента в деятельности контролеров на профилактическую работу. Уход от плановых проверок. Исключает возможность вынесения контролером предписания о приостановлении деятельности проверяемого субъекта. Устанавливает административную ответственность контролеров за совершение грубых нарушений при проведении проверок. Вдвое сокращает число сфер контрольной деятельности. Предусматривает создание при КГК Межведомственного совета по контрольной (надзорной) деятельности – и реформу системы ведомственного контроля в целом.
В деловых кругах такую новость восприняли с воодушевлением, как важный шаг по либерализации экономики.
Но не получится ли так, что отдельные предприниматели снижением степени контроля начнут злоупотреблять? Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической политики БГЭУ Владимир Поплыко целиком подобного развития событий, конечно, не исключает. Люди есть люди. Однако плюсов видит гораздо больше:
– Государство сделало важный шаг навстречу бизнесу. Кстати, совершенствование контрольной деятельности может благоприятно сказаться в будущем даже на ценах. Ведь контролеры отнимали время бизнесменов, к их проверкам следовало готовиться. Освободившееся время предпринимательство может тратить на расширение своего бизнеса, повышение его эффективности, снижение затрат. Подписанный указ – очень важный шаг для стимулирования экономики.
Надо сказать, что в разработке этого указа самое непосредственное участие принимали юристы общественных объединений предпринимателей – Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, Республиканской конфедерации предпринимательства. Председатель президиума конфедерации Владимир Карягин результатом доволен:
– Многие наши предложения нашли поддержку. Указ создавался сложно, но Комитет госконтроля, Минэкономики и МАРТ были на стороне раскрепощения деловой инициативы и снижения предпринимательского риска. По сути, в нем реализуются нормы Директивы № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности». Принятый указ – это полезный документ и важный шаг в сторону поддержки тех субъектов, кто ведет конструктивную хозяйственную деятельность.
Меньше – будет лучше
Могилевский завод отопительного оборудования «ВИКТОРИ» – предприятие достаточно молодое. Но рынок завоевывает стремительно. Его индивидуальные отопительные котлы и газовые проточные водонагреватели не уступают по качеству лучшим европейским образцам. После подписания Указа № 376 у завода, по мнению его директора Владимира Сысуна, появится больше возможностей:
– Новые подходы должны здорово облегчить нам жизнь. В первую очередь понравился уход от плановых проверок. Наше предприятие – сезонное. Пик заказов, работ приходится на четвертый квартал, который фактически потом весь следующий год кормит. В это время каждый из сотрудников отдается делу по максимуму. Между тем в конце октября – начале ноября у нас запланирована очередная проверка. Придется отвлечься от производственного процесса. Значит, кто-то не съездит в командировку, не заключит контракт... И в итоге может получиться, что завод недополучит деньги. Меньше заработаем мы – меньше будет перечислено в бюджет. Поэтому в выигрыше от нововведений, заложенных в указе, не только бизнесмены, но и государство.
На рынке конкуренция очень сильная. Скажем, контролер в какой-то момент посчитал, что необходимо вынести предписание о приостановлении деятельности производства. Что дальше – хорошо знает Владимир Сысун:
– Раньше – если не согласен с решением о приостановлении деятельности – пришлось бы отстаивать свою правоту в суде. На что потребовалось бы месяц, а то и два. На протяжении этого времени финансовое состояние предприятия только ухудшалось бы. Продукция не производится – значит, продажи не идут. А надо платить людям зарплату, перечислять налоги в бюджет... Плюс к этому пусть даже временное прекращение производства могло бы привести к потере уже занятых ниш на рынке. Теперь, к счастью, мы от этого застрахованы – контролер не может остановить производство.
На заводе считают – минимизация вмешательства контролеров в деятельность предприятия позволит работать более продуктивно. От чего все останутся только в выигрыше.
Предприниматели хотят, чтобы их не тревожили без нужды
Предприниматели Бреста новость восприняли с воодушевлением. Новшества позволяют уверенно строить планы даже малым предприятиям. Таким как кофейня Chocote, где производят оригинальные шоколадные изделия. Для Александра Скиндера, ее владельца, разработка рецептур – настоящее творчество. Вот только суровые контролеры вдохновения не прибавляли:
– Даже плановая проверка отвлекает специалиста, который занимается бухгалтерским и другими учетами. А у меня штат маленький, я занимаюсь всей документацией сам. Поэтому сокращение количества проверок в любом случае идет бизнесу на пользу. Я понимаю по тому же общепиту так: не дай бог, посетитель кафе отравился или повар смешал мух с котлетами и подал это на стол... Вот тогда – да. Должна прийти санстанция или другие проверяющие, найти нарушения и указать на недостатки.
К сожалению, единого документа, по которому должно работать частное предприятие, рассуждает бизнесмен, пока нет:
– Когда-то я работал в налоговой инспекции. Помню, как на каждый налог были методические указания и разъяснения, в которых путались и предприниматели, и налоговики. Потом сделали единый налоговый кодекс, к которому идут все отсылки. Хотелось бы, чтобы то же самое создали по всем другим направлениям. Наряду с совершенствованием контрольной деятельности, что, безусловно, нужно и важно, необходимо упорядочить и законодательную базу, по которой проводятся проверки.
«Советская Белоруссия», 18 октября 2017 г. (фото – «Советская Белоруссия»)
www.pravo.by
Читайте также:
Президент Беларуси Александр Лукашенко 16 октября подписал Указ № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности».
Документ издан в целях минимизации вмешательства контролеров в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства.
Предусматривается смещение акцента в деятельности контролеров на профилактическую работу, расширение применения вместо проверок мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, по результатам которых меры ответственности применяться не будут, если субъект устранит выявленные нарушения.
В документе заложен уход от системы плановых проверок, в рамках которой посетить субъект хозяйствования можно даже при отсутствии нарушений с его стороны или без иных веских причин. Вместо плановых предлагается осуществлять выборочные проверки, проведение которых в отношении предприятия возможно только при наличии комплекса оснований. Например, выявление неоднократных нарушений, результаты анализа чек-листа.
Сокращаются основания для назначения внеплановых проверок. При этом в ходе внеплановой проверки подлежат изучению только выявленные в отношении конкретных проверяемых субъектов факты и обстоятельства, послужившие причиной для назначения данной внеплановой проверки.
Исключается возможность давать поручения на проведение проверки по находящимся в производстве правоохранительныхорганов материалам. Проверки будут проводиться только по возбужденному уголовному делу.
Также исключается возможность вынесения контролером предписания о приостановлении деятельности проверяемого субъекта, его цехов, оборудования, производства. Приостанавливать свою деятельность или нет, будет решать исключительно руководитель предприятия на основании рекомендаций проверяющих. Но при этом за свои действия, связанные с устранением выявленных нарушений, руководитель будет нести всю полноту ответственности (вплоть до уголовной).
Устанавливается административная ответственность контролеров за совершение грубых нарушений при проведении проверок (невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок, отсутствие оснований для проведения проверки и другое). За совершение подобных деяний предусматривается наложение на должностное лицо контролирующего (надзорного) органа штрафа до 30 базовых величин.
При Комитете государственного контроля предусматривается создание Межведомственного совета по контрольной (надзорной) деятельности, основной задачей которого будет анализ состояния контрольной (надзорной) деятельности в республике. При выявлении негативных тенденций в работе контролирующих органов Межведомственный совет будет уполномочен выносить рекомендации об устранении нарушений. В случае, если данные рекомендации не будут выполнены контролирующими органами, соответствующая информация будет доводиться до сведения Правительства и Главы государства.
Реформируется система ведомственного контроля с переориентацией данных служб на проведение анализа (аудита) и принятие мер по повышению эффективности деятельности предприятия. По сути, эти службы станут для государственных органов, включая исполкомы, инструментами реализации полномочий собственника для обеспечения эффективности работы подчиненных организаций.
Будет также оптимизирован перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их деятельности, в результате которой полномочия на проведение проверок утратит треть контролеров, а число сфер контрольной (надзорной) деятельности сократится почти вдвое.
Реализация соответствующих положений позволит выстроить более рациональную систему государственного контроля, повысить прозрачность деятельности контролирующих (надзорных) органов, исключить излишнее, не обоснованное объективными причинами обременение субъектов хозяйствования проверочными мероприятиями.
president.gov.by
В Беларуси заметно урежут количество проверок бизнеса и сократится число проверяющих. Это предусмотрено президентским указом № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности», который был подписан 16 октября. Документ приняли для минимизации вмешательства контролеров в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства, сообщает пресс-служба президента.
Фото: ReutersПрезидентским указом предусматривается смещение акцента в деятельности контролеров на профилактическую работу, расширение применения вместо проверок мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, по результатам которых меры ответственности применяться не будут, если субъект устранит выявленные нарушения.
В документе заложен уход от системы плановых проверок, в рамках которой посетить субъект хозяйствования можно даже при отсутствии нарушений с его стороны или без иных веских причин. Вместо плановых предлагается осуществлять выборочные проверки, проведение которых в отношении предприятия возможно только при наличии комплекса оснований. Например, выявление неоднократных нарушений, результаты анализа чек-листа.
Сокращаются основания для назначения внеплановых проверок. При этом в ходе внеплановой проверки подлежат изучению только выявленные в отношении конкретных проверяемых субъектов факты и обстоятельства, послужившие причиной для назначения данной внеплановой проверки.
Исключается возможность давать поручения на проведение проверки по находящимся в производстве правоохранительных органов материалам. Проверки будут проводиться только по возбужденному уголовному делу.
Также исключается возможность вынесения контролером предписания о приостановлении деятельности проверяемого субъекта, его цехов, оборудования, производства. Приостанавливать свою деятельность или нет, будет решать исключительно руководитель предприятия на основании рекомендаций проверяющих. Но при этом за свои действия, связанные с устранением выявленных нарушений, руководитель будет нести всю полноту ответственности (вплоть до уголовной).
Устанавливается административная ответственность контролеров за совершение грубых нарушений при проведении проверок (невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок, отсутствие оснований для проведения проверки и другое). За совершение подобных деяний предусматривается наложение на должностное лицо контролирующего (надзорного) органа штрафа до 30 базовых величин.
При Комитете государственного контроля предусматривается создание Межведомственного совета по контрольной (надзорной) деятельности, основной задачей которого будет анализ состояния контрольной (надзорной) деятельности в республике.
При выявлении негативных тенденций в работе контролирующих органов Межведомственный совет будет уполномочен выносить рекомендации об устранении нарушений. В случае если данные рекомендации не будут выполнены контролирующими органами, соответствующая информация будет доводиться до сведения правительства и главы государства.
Реформируется система ведомственного контроля с переориентацией данных служб на проведение анализа (аудита) и принятие мер по повышению эффективности деятельности предприятия. По сути, эти службы станут для государственных органов, включая исполкомы, инструментами реализации полномочий собственника для обеспечения эффективности работы подчиненных организаций.
Будет также оптимизирован перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их деятельности, в результате которой полномочия на проведение проверок утратит треть контролеров, а число сфер контрольной (надзорной) деятельности сократится почти вдвое.
Реализация соответствующих положений позволит выстроить более рациональную систему государственного контроля, повысить прозрачность деятельности контролирующих (надзорных) органов, исключить излишнее, не обоснованное объективными причинами обременение субъектов хозяйствования проверочными мероприятиями.
22 сентября Александр Лукашенко принял с докладом председателя Комитета госконтроля Леонида Анфимова, который представил проект указа «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности». Как сообщила пресс-служба главы государства, президент потребовал уйти от практики необоснованных проверок бизнесменов.
Напомним, Александр Лукашенко еще в феврале этого года анонсировал сокращение числа проверок бизнеса. Тогда президент отметил, что проверяющие «порой слишком часто бывают у этих предпринимателей».
— Все критикуют, что невозможно работать, невозможно предпринимательством заниматься. Ходят и проверяют. Назовите хоть одну страну, где не ходят и не проверяют? — сказал Александр Лукашенко.
При этом президент согласился с тем, что проверяющие «порой слишком часто бывают у этих предпринимателей» и что нужно сократить число проверок бизнеса.
— Мы полностью перечеркнем эти все нормативы МЧС, милицейские, санитарные и прочие и оставим только те, которые нужны, без которых не обойтись, — заявил Александр Лукашенко. — Открывается новое предприятие, пришли санстанция, МЧС. Приняли — «до свидания». По закону вся ответственность, если что-то случится, — на руководителе. Мы ужесточим все законы в отношении руководителей. Он будет бегать и дрожать, чтобы на производстве было нормально. В этом направлении сегодня работает правительство. Не обойтись без обсуждения с народом этого.
finance.tut.by
Документ издан в целях минимизации вмешательства контролеров в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства, говорится на сайте президента. Предусматривается смещение акцента в деятельности контролеров на профилактическую работу, расширение применения вместо проверок мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, по результатам которых меры ответственности применяться не будут, если субъект устранит выявленные нарушения.
В документе заложен уход от системы плановых проверок, в рамках которой посетить субъект хозяйствования можно даже при отсутствии нарушений с его стороны или без иных веских причин. Вместо плановых предлагается осуществлять выборочные проверки, проведение которых в отношении предприятия возможно только при наличии комплекса оснований. Например, выявление неоднократных нарушений, результаты анализа чек-листа.
Сокращаются основания для назначения внеплановых проверок. При этом в ходе внеплановой проверки подлежат изучению только выявленные в отношении конкретных проверяемых субъектов факты и обстоятельства, послужившие причиной для назначения данной внеплановой проверки.
Исключается возможность давать поручения на проведение проверки по находящимся в производстве правоохранительных органов материалам. Проверки будут проводиться только по возбужденному уголовному делу.
Также исключается возможность вынесения контролером предписания о приостановлении деятельности проверяемого субъекта, его цехов, оборудования, производства. Приостанавливать свою деятельность или нет, будет решать исключительно руководитель предприятия на основании рекомендаций проверяющих. Но при этом за свои действия, связанные с устранением выявленных нарушений, руководитель будет нести всю полноту ответственности (вплоть до уголовной).
Устанавливается административная ответственность контролеров за совершение грубых нарушений при проведении проверок (невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок, отсутствие оснований для проведения проверки и другое). За совершение подобных деяний предусматривается наложение на должностное лицо контролирующего (надзорного) органа штрафа до 30 базовых величин.
При Комитете государственного контроля предусматривается создание Межведомственного совета по контрольной (надзорной) деятельности, основной задачей которого будет анализ состояния контрольной (надзорной) деятельности в республике. При выявлении негативных тенденций в работе контролирующих органов Межведомственный совет будет уполномочен выносить рекомендации об устранении нарушений. В случае, если данные рекомендации не будут выполнены контролирующими органами, соответствующая информация будет доводиться до сведения Правительства и главы государства.
Реформируется система ведомственного контроля с переориентацией данных служб на проведение анализа (аудита) и принятие мер по повышению эффективности деятельности предприятия. По сути, эти службы станут для государственных органов, включая исполкомы, инструментами реализации полномочий собственника для обеспечения эффективности работы подчиненных организаций.
Будет также оптимизирован перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их деятельности, в результате которой полномочия на проведение проверок утратит треть контролеров, а число сфер контрольной (надзорной) деятельности сократится почти вдвое.
Реализация соответствующих положений позволит выстроить более рациональную систему государственного контроля, повысить прозрачность деятельности контролирующих (надзорных) органов, исключить излишнее, не обоснованное объективными причинами обременение субъектов хозяйствования проверочными мероприятиями.
people.onliner.by
Введено новое понятие "мониторинг": чем он отличается от проверки
В Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 (далее – Указ № 510) внесены комплексные изменения и дополнения Указом Президента РБ от 26.07.2012 № 332 (далее – Указ № 332), который вступил в силу с 1 октября 2012 г.
Указом № 332 впервые определен перечень мер профилактического и предупредительного характера, которые должны реализовывать контролирующие (надзорные) органы (далее – уполномоченные органы) во взаимодействии с проверяемыми субъектами. В частности, дано определение понятию "мониторинг" и разграничены правовые последствия проведения проверки и мониторинга.
Под мониторингом в рамках Указа № 332 понимают форму контроля (надзора), которая заключается в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей и применяется уполномоченными органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений.
Важно! При проведении мониторинга запрещено использовать полномочия, предоставленные уполномоченными органам и их должностным лицам для проведения проверок.
Проверка является формой контроля (надзора), в ходе которого уполномоченный орган проверяет соответствие деятельности, осуществляемой проверяемыми субъектами, требованиям законодательства и при выявлении нарушений законодательства применяет полномочия, предоставленные законодательными актами в целях пресечения нарушений и устранения их вредных последствий.
Данные мероприятия различаются и по цели. Так, целью проверки является выявление и пресечение правонарушений, привлечение виновных к ответственности и устранение вредных последствий. В свою очередь, мониторинг направлен на выявление и предотвращение причин и условий, способствующих совершению правонарушений: если в ходе мониторинга будут обнаружены нарушения законодательства, то проверяемому субъекту внесут рекомендации с предложением их добровольно устранить.
В отличие от проверки при мониторинге проверяющие вправе входить только на территорию и (или) объекты проверяемого субъекта, которые являются общедоступными (например, торговый зал магазина), а на иные территорию и (или) объекты – только с согласия субъекта. При этом возможно применение только доступных средств сети Интернет, видео- и телекоммуникационных ресурсов дистанционного контроля (надзора).
Справочно: под дистанционным контролем (надзором) понимают мероприятия по контролю (надзору) без взаимодействия с проверяемыми субъектами.
По результатам проверки, если выявлены нарушения законодательства, составляют акт, если нарушения отсутствуют – справку проверки. По результатам мониторинга оформляют аналитическую (информационную) записку, на основании которой руководитель (его заместитель) надзорного органа вправе принять одно из следующих решений:
– учесть результаты мониторинга, не выявившего несоответствия требованиям законодательства в деятельности субъекта;
– направить в адрес субъекта рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков), если такие нарушения (недостатки) обнаружены, но рекомендации по их устранению не выносились;
– применить в установленном законодательством порядке меры ответственности в отношении субъекта и (или) его должностных лиц.
В процессе мониторинга могут быть выявлены нарушения разной степени общественной опасности
1. При обнаружении в ходе мониторинга нарушений (недостатков), не создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, должностное лицо уполномоченного органа вручает субъекту под роспись рекомендации.
Рекомендации также могут быть направлены в течение 2 рабочих дней с момента окончания мониторинга или принятия решения руководителем (его заместителем) уполномоченного органа об их направлении заказным письмом с уведомлением о получении по последнему известному уполномоченному органу месту нахождения (месту жительства) субъекта. В указанном случае субъект считается ознакомленным надлежащим образом с рекомендациями, а рекомендации полученными по истечении 3 дней со дня такого направления.
Субъект, получивший рекомендации, вправе добровольно устранить выявленные нарушения (недостатки) и проинформировать об этом уполномоченный орган в установленный срок.
Важно! При своевременном и добровольном устранении субъектом выявленных нарушений (недостатков) меры ответственности в отношении субъекта и (или) его должностных лиц не применяются.
2. Вместе с тем при повторном выявлении нарушений (недостатков), ранее выявленных этим уполномоченным органом при проведении предыдущего мониторинга, а также при невыполнении рекомендаций субъект в установленном порядке привлекается к ответственности. Отметим, что предполагается ввести административную ответственность за неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение рекомендаций об устранении выявленных в ходе проведения мониторинга нарушений (недостатков) либо повторного выявления нарушений (недостатков), установленных в ходе предыдущего мониторинга.При неустранении субъектом выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) может быть также назначена внеплановая проверка.
3. При обнаружении в ходе мониторинга нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, должностное лицо уполномоченного органа выносит в установленном порядке требование (предписание) о приостановлении (запрете) деятельности субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств.
Кроме проведения мониторингов к иным видам мер профилактического (превентивного) характера Указом № 332 отнесены:
– разъяснительная работа о порядке соблюдения требований законодательства, применения его положений на практике;
– информирование субъектов (в т.ч. с использованием Интернета, средств массовой информации) о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок контролирующими (надзорными) органами;
– проведение семинаров, круглых столов и др.
Если Указом № 510 право проводить проверки предоставлялось всем структурным подразделениям уполномоченных органов, то Указ № 332 разрешил проводить проверки только структурным подразделениям, наделенным статусом юридического лица. Таким образом, Указом № 332 существенно сокращен перечень уполномоченных органов. При этом органы, проводящие проверки, по-прежнему должны быть включены в перечень контролирующих (надзорных) органов с указанием сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденный Указом № 510 (в ред. Указа № 332), но с 1 октября 2012 г. их полномочия на осуществление контроля (надзора) могут быть установлены как законодательными актами (директива, указ, декрет, закон), так и постановлениями Правительства.
Изменен порядок проведения проверок по поручениям органов уголовного преследования и судов
Органы уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководители (их заместители) органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам) вправе поручить проведение проверки не только органам ведомственного контроля и Минфина, но и иным уполномоченным органам, за исключением органов КГК, в соответствии с их компетенцией.
Кроме того, заместителям руководителей органов уголовного преследования и судов предоставлено право поручать проведение встречных проверок по находящимся в их производстве делам (материалам) без учета ограничений, указанных в п. 25 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510 (далее – Положение).
Справочно: в п. 25 Положения предусмотрено, что встречные проверки не проводятся, если сумма отдельно взятой финансовой операции (сумма денежной оценки хозяйственной операции) на момент ее совершения, осуществлявшейся с субъектами хозяйствования РБ, не превышает 250 базовых величин (БВ), а с субъектами хозяйствования, зарегистрированными за пределами Республики Беларусь, – 500 БВ.
Сроки проведения проверок (за исключением рейдовых и контрольных), в т.ч. их приостановление и продление, не распространяются на проверки, проводимые по поручению названных должностных лиц.
Проверки финансово-хозяйственной деятельности проверяемых субъектов (в т.ч. по вопросам правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты обязательных платежей в бюджет) разрешено проводить подразделениям документальных проверок органов финансовых расследований по поручениям Департамента финансовых расследований КГК, управлений этого Департамента по областям, по Минской области и г. Минску по возбужденному уголовному делу, по поручениям руководителей (их заместителей) этих органов по находящимся в их производстве делам (материалам).
Определен порядок ограничения деятельности проверяемых субъектов
Приостановление (запрет) деятельности проверяемого субъекта, его цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств будет осуществляться только в определенных законодательными актами случаях специально уполномоченным контролирующим органом или судом исключительно для обеспечения национальной безопасности, охраны жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды.
Важно! Продление этого запрета возможно только по решению суда.
Порядок подачи заявлений будет определен в Хозяйственном процессуальном кодексе РБ. Но следует учесть, что до принятия судом решения по заявлению уполномоченного органа действие приостановления (запрета) сохраняется.
С 1 октября 2012 г. отдельные требования Указа № 510 не применяются
Такие требования не применяются при осуществлении, в частности:
– полевых мероприятий в области охраны и использования лесного фонда, земель под дикорастущей древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями), а также за обеспечением рыбоводными организациями сохранности рыбы, содержащейся в прудах этих организаций;
– проверок, проводимых при прекращении деятельности представительств иностранных организаций на территории Республики Беларусь;
– МВД, Минобороны, МЧС, Следственным комитетом, КГБ, Государственным пограничным комитетом, Департаментом финансовых расследований КГК, структурными подразделениями данных государственных органов, а также подчиненными этим государственным органам организациями проверок состояния готовности подчиненных им органов (подразделений) и организаций к выполнению особых уставных задач, возложенных на указанные органы (подразделения) и организации законодательными актами.
Важно! Действие данной нормы не распространяется на проверки финансово-хозяйственной деятельности подчиненных органов (подразделений) и организаций;
– контроля (надзора) за соблюдением законодательства в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии;
– контроля (надзора) за выполнением возложенных на уполномоченные органы, не являющиеся государственными органами, контрольных (надзорных) функций;
– мероприятий при рассмотрении обращений юридических лиц, включая обращения, подлежащие рассмотрению с выездом на место, без использования полномочий, предоставленных уполномоченным органам для проверок;
– административных процедур по заявлениям юридических лиц.
Отметим, что при проведении таможенных проверок Указ № 510 (в ред. Указа № 332) и утвержденные им положения будут применяться только в части, не урегулированной законодательством Таможенного союза (п. 21 Положения).
В целях обеспечения постоянного контроля в различных отраслях экономической деятельности, связанных с угрозой жизни и здоровью людей, безопасностью производства и окружающей среды, предусмотрено, что с 1 октября 2012 г. Указ № 510 также не распространяется на мероприятия, включенные в перечень мероприятий технического (технологического, поверочного) характера.
Справочно: мероприятия технического (технологического, поверочного) характера – действия уполномоченных органов по оценке соблюдения юридическими лицами требований актов законодательства, в т.ч. обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, по обеспечению исправного состояния и правил эксплуатации машин и механизмов, транспортных средств, оборудования, используемых в технологическом процессе, сохранности находящегося на ответственном хранении, в собственности или хозяйственном ведении имущества, использования природных ресурсов, соблюдения правил утилизации отходов, образующихся в процессе деятельности организаций, установленного порядка хранения оружия и боеприпасов, особых правил привлечения и использования наемных работников, обеспечения безопасности дорожного движения, проведения расследования несчастных случаев на производстве, а также при подозрении на профессиональное заболевание и в других аналогичных случаях (п. 2 Положения).
Эти мероприятия не связаны с проверками деятельности субъектов (например, расследование возникновения (подозрения) профессионального и (или) инфекционного заболевания, осмотр недвижимых объектов историко-культурных ценностей, техническое освидетельствование грузоподъемных кранов и лифтов, расследование причин возникновения несчастных случаев, аварий, связанных с эксплуатацией потенциально опасных объектов, обследование теплоисточников по вопросу готовности к работе в осенне-зимний период, расследование авиационных происшествий, оценка достоверности документов о трудовой деятельности и заработке для назначения пенсий и др.).
Данный перечень будет исчерпывающим. Он будет утверждаться постановлением Правительства по согласованию с Президентом.
Важно! Проведение плановых и внеплановых проверок по мероприятиям, указанным в данном перечне, запрещено, что также позволит сократить количество проверок субъектов.
Названные мероприятия должны способствовать обеспечению безопасности на потенциально опасных объектах и в тех сферах, в которых наиболее вероятны причинение вреда жизни и здоровью населения, техногенные аварии, другие чрезвычайные происшествия.
Ужесточены меры ответственности проверяющих
Напомним, что п. 22 Указа № 510 было установлено, что невнесение должностным лицом уполномоченного органа записи о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ) (при представлении данных книги, журнала), нарушение должностным лицом названного органа установленного порядка назначения проверки (в т.ч. ее необоснованное назначение) являлись основаниями для признания проверки незаконной.
Справочно: административная ответственность должностных лиц этих органов за совершение деяний, повлекших признание проверкинезаконной, установлена в размере от 20 до 100 БВ (ст. 23.79 Кодекса РБ об административныхправонарушениях).
С 1 октября 2012 г. за невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ) при представлении этой книги (журнала), а также за нарушение установленного порядка назначения проверки должностные лица уполномоченных органов несут административную ответственность в указанном размере независимо от признания проверки незаконной.
Установлены процессуальные последствия признания проверки незаконной
Признание проверки незаконной влечет недействительность ее результатов, а если проверка не завершена – ее прекращение (за исключением случаев установления фактов, указывающих на признаки преступления).
Согласно Указу № 510, если в ходе проверки выявлены нарушения законодательства, должен быть составлен акт проверки. По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции также может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
Указом № 332 определен процессуальный срок исчисления дня обнаружения административного правонарушения – им считается день вручения акта проверки проверяемому субъекту (его представителю) под роспись либо его направления проверяемому субъекту в установленном порядке.
www.gb.by
1. Впервые определен закрытый перечень всех контролирующих и надзорных органов, а также сфер их контроля (надзора). Органы, не включенные в перечень, проводить проверки субъектов хозяйствования не вправе.
2. Введен запрет на проведение проверок вновь зарегистрированных субъектов хозяйствования в течение двух лет со дня их государственной регистрации (двухлетний мораторий). По исчерпывающим основаниям, перечень которых приведен в Указе, может быть назначена только внеплановая проверка таких субъектов.
3. Существующий порядок назначения плановых проверок на основе периодичности их проведения (не чаще одного раза в год) независимо от добросовестности проверяемого субъекта заменен абсолютно новым механизмом планирования на основе отнесения субъектов хозяйствования к группам риска.
Все субъекты хозяйствования распределены по группам риска на основании критериев, учитывающих потенциальную опасность для государства и общества нарушений законодательства в соответствующей сфере деятельности. Критерии определены непосредственно в Указе и носят исчерпывающий характер.
Субъекты хозяйствования, отнесенные к высокой группе риска, будут проверяться не чаще одного раза в год, к средней – не чаще одного раза в 3 года, к низкой – не чаще одного раза в 5 лет. При этом если по результатам проведенной плановой проверки нарушений законодательства установлено не будет, следующая плановая проверка этого субъекта, отнесенного к высокой группе риска, может быть назначена не ранее чем через 2 года, а отнесенного к средней группе – не ранее чем через 5 лет.
Такой механизм позволит реализовать принцип выборочного, а не сплошного контроля, учитывать при этом степень соблюдения законодательства проверяемым субъектом. Сам же процесс планирования проверок перестанет быть сугубо внутренней, конфиденциальной процедурой контролирующих органов, станет открытым для субъектов хозяйствования. Это позволит им самостоятельно оценивать свою деятельность и принимать меры для перехода в группу с более низкой степенью риска.
4. Координация всех плановых проверок возложена на Комитет государственного контроля и его органы. Как следствие, в течение одного года к одному субъекту в плановом порядке может прийти несколько контролирующих (надзорных) органов только в форме совместной проверки.
5. Ограничен период проведения проверок – не более чем за 3 года, предшествующих началу проверки (за исключением отдельных случаев, исчерпывающий перечень которых определен Указом). Такое ограничение позволит минимизировать вмешательство контролирующих (надзорных) органов в деятельность субъектов хозяйствования.
Сам же срок проверки юридических лиц не может превышать 30 рабочих дней, а индивидуальных предпринимателей – 15 рабочих дней.
6. Установлен исчерпывающий перечень оснований и должностных лиц, имеющих право назначать внеплановые проверки. При этом внеплановая проверка может быть назначена только руководителем республиканского уровня либо одним из его уполномоченных заместителей в целях проверки имеющейся у контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о совершаемом или совершенном нарушении законодательства.
7. Закреплена для всех контролирующих (надзорных) органов процедура проведения проверки и оформления ее результатов. Особое внимание уделено гарантиям соблюдения прав и законных интересов проверяемых.
8. Ограничено проведение рейдовых проверок, которые в настоящее время проводятся на любой территории, в отношении любого субъекта и по любым вопросам. Согласно новому механизму такие проверки могут быть назначены только отдельными органами (всего 8 органов) и только в отношении конкретного субъекта по определенным в Указе вопросам. Проведение проверок без указания конкретного субъекта возможно только на автомобильных дорогах, на торговых местах и в палатках, расположенных на рынках, а также на объектах строительства, но не чаще одного раза в месяц на одной и той же территории.
9. Предусмотрено освобождение субъектов хозяйствования от административной ответственности в случае незначительности совершенных нарушений, принятия мер по их устранению и возмещению причиненного вреда.
10. Усилена ответственность должностных лиц контролирующих (надзорных) органов за нарушение порядка назначения проверки, в том числе за ее необоснованное назначение. В этом случае должностные лица будут нести административную и дисциплинарную ответственность (вплоть до освобождения от занимаемой должности), а при необоснованном назначении проверки из корыстной или иной личной заинтересованности, повлекшей причинение существенного вреда правам и законным интересам проверяемых субъектов либо государственным или общественным интересам, – уголовную ответственность. Сама же проверка в этом случае признается незаконной.
Указ "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" направлен на решение поставленной президентом Беларуси задачи по кардинальному сокращению количества проверок, исключению дублирующих полномочий контролирующих органов, созданию гибкой, прозрачной и необременительной для бизнеса системы контроля, которая не подавляет деловую инициативу в стране и позволяет проводить проверочные мероприятия не в карательных, а в предупредительных целях.
Подписание Главой государства данного акта в очередной раз свидетельствует о стремлении государства создать режим наибольшего благоприятствования для добросовестных субъектов предпринимательской деятельности, доверии государства к субъектам хозяйствования и готовности государственных органов строить партнерские взаимоотношения с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
news.tut.by
Вмешательство контролеров в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства минимизируется в Беларуси. На это направлен указ №376 "О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности", который Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал 16 октября, сообщили БЕЛТА в пресс-службе белорусского лидера.
Предусматривается смещение акцента в деятельности контролеров на профилактическую работу, расширение применения вместо проверок мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, по результатам которых меры ответственности применяться не будут, если субъект устранит выявленные нарушения.
В документе заложен уход от системы плановых проверок, в рамках которой посетить субъект хозяйствования можно даже при отсутствии нарушений с его стороны или без иных веских причин. Вместо плановых предлагается осуществлять выборочные проверки, проведение которых в отношении предприятия возможно только при наличии комплекса оснований. Например, выявление неоднократных нарушений, результаты анализа чек-листа.
Сокращаются основания для назначения внеплановых проверок. При этом во время внеплановой проверки подлежат изучению только выявленные в отношении конкретных проверяемых субъектов факты и обстоятельства, послужившие причиной для назначения данной внеплановой проверки.
Исключается возможность давать поручения на проведение проверки по находящимся в производстве правоохранительных органов материалам. Проверки будут проводиться только по возбужденному уголовному делу.
Также исключается возможность вынесения контролером предписания о приостановлении деятельности проверяемого субъекта, его цехов, оборудования, производства. Приостанавливать свою деятельность или нет, будет решать исключительно руководитель предприятия на основании рекомендаций проверяющих. Но при этом за свои действия, связанные с устранением выявленных нарушений, руководитель будет нести всю полноту ответственности (вплоть до уголовной).
Устанавливается административная ответственность контролеров за совершение грубых нарушений при проведении проверок (невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок, отсутствие оснований для проведения проверки и другое). За совершение подобных деяний предусматривается наложение на должностное лицо контролирующего (надзорного) органа штрафа до 30 базовых величин.
При Комитете государственного контроля предусматривается создание Межведомственного совета по контрольной (надзорной) деятельности, основной задачей которого будет анализ состояния контрольной (надзорной) деятельности в республике. При выявлении негативных тенденций в работе контролирующих органов Межведомственный совет будет уполномочен выносить рекомендации об устранении нарушений. В случае, если данные рекомендации не будут выполнены контролирующими органами, соответствующая информация будет доводиться до сведения правительства и главы государства.
Реформируется система ведомственного контроля с переориентацией данных служб на проведение анализа (аудита) и принятие мер по повышению эффективности деятельности предприятия. По сути, эти службы станут для государственных органов, включая исполкомы, инструментами реализации полномочий собственника для обеспечения эффективности работы подчиненных организаций.
Будет также оптимизирован перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их деятельности, в результате которой полномочия на проведение проверок утратит треть контролеров, а число сфер контрольной (надзорной) деятельности сократится почти вдвое.
Реализация всех соответствующих положений позволит выстроить более рациональную систему государственного контроля, повысить прозрачность деятельности контролирующих (надзорных) органов, исключить излишнее, не обоснованное объективными причинами обременение субъектов хозяйствования проверочными мероприятиями.
Как сообщалось, принимая 22 сентября с докладом по проекту указа председателя Комитета государственного контроля Леонида Анфимова, глава государства потребовал уйти от практики необоснованных проверок бизнесменов. "Мы обсуждали и договаривались, что перейдем от карательного уклона нашей контрольной деятельности на профилактическую работу. Мы сделаем основной акцент на профилактике правонарушений, уйдем от плановых проверок, сместим акцент на выборочные проверки. Я всегда это требовал: проверяйте кого хотите, но у вас должны быть основания, конкретные причины того, что вы пришли на предприятие, к бизнесмену, физическому или юридическому лицу. И если такие основания есть - пожалуйста, идите", - сказал Александр Лукашенко.
Источник: БелТА
www.spok.by