Учебные материалы для студентов. Контрольная русский язык


Контрольная работа по дисциплине Русский язык и культура речи

Главная » Контрольные

Стр.9, задание №3. От следующих существительных образуйте родительный падеж и расставьте ударения:

Именительный падеж:                    Родительный падеж:

Бант                                                        Банта

Бинт                                                       Бинта

Герб                                                        Герба

Гуляш                                                     Гуляша

Дверь                                                     Двери

Жезл                                                       Жезла

Зонт                                                        Зонта

Клок                                                       Клока

Ксёндз                                                    Ксендза

Торт                                                        Торта

Унт                                                         Унта              

Шарф                                                     Шарфа

Ясли                                                       Яслей

 

Стр.9, задание №5. Расставьте ударения в формах времени глаголов, укажите варианты:

Солят, премируют, вручат, удит, брала, ждала, лила, наняла, наняли, обнял, обняли, замерла, отперли.

 

Стр.9, задание №6. Определите значения слов, составьте с ними словосочетания:

Железка – небольшой кусок железа, напр. железка с надписью.

Желёзка – клетка или группа клеток, выделяющих смолистые или маслянистые вещества, напр. воспалились желёзки.

Все – те, кто (что) есть, в полном составе, без исключения, напр. все любят спорт.

Всё – всегда, постоянно, напр. я всё забываю про тебя.

Истекший – окончившийся, прошедший, напр. истекший год.

Истёкший – причастие от глагола истечь, напр. истёкший кровью солдат.

Небо – видимое над землёй воздушное пространство, напр. звёздное небо.

Нёбо – верхняя стенка полости рта, напр. обжечь нёбо.

Падеж – форма изменения имени существительного, напр. именительный падеж.

Падёж – повальная гибель скота, от какой-либо болезни, напр. падёжный год.

Оглашенный – ведущий себя бестолково и шумно, напр. не кричи, как оглашенный.

Оглашённый – причастие от глагола огласить, напр. оглашённый утром приказ.

 

Стр.10, задание №8. Найдите и исправьте орфографические ошибки, которые появились в связи с неправильным произношением слов:

Беспрецендентный – беспрецедентный.

Дермантин – дерматин.

Дикообраз – дикобраз.

Подскользнуться – поскользнуться.

Скурпулезный – скрупулезный.

Интригантка – интриганка.

Желантин – желатин.

Прецендент – прецедент.

Подщечина – пощечина.

 

Стр.11, задание №5. Выберите из приведённых паронимов тот, который необходим в данном контексте:

1)      Актёр играл (главную - заглавную) роль.

2)      Девочка (одела - надела) маскарадный костюм.

3)      Учитель (провёл - произвёл) опрос учащихся.

 

Стр.12, задание №13. Найдите ошибки, связанные с неполнотой высказывания, и дополните предложения необходимыми лексическими элементами:

1)      Наши дворники обязаны были посыпать песком тротуары, мосты и другие места, что в их ведении.

2)      Необходимо было повысить эффективность.

3)      Я уже чувствую себя после болезни хорошо.

4)      Центр «Русская книга» объявляет конкурс на лучшую аннотацию к любой книге из нашего ассортимента. Лучшие конкурсанты будут приглашены к сотрудничеству в газете.

 

Стр.13, задание №19. Определите значения просторечных слов, замените их литературными:

Туфель – туфля, смуглявый – смуглый, супротивник – противник, теперича – теперь, убивец - убийца, манатки – вещи, барахло – старые вещи, сызмала – с детства, шибко – сильно, брюхо – живот, гляделки - глаза, морда – лицо, облапошить – обмануть, околпачить - обмануть, растяпа – рассеянный человек.

 

Стр.14, задание №1. Из двух форм существительных, приведенных в скобках, выберите нормативную, согласуйте определение и сказуемое с этой формой:

1)      (Ставень, ставня) слетел (а) с петли. (Ставень, ставня) слетела с петли.

2)      Мы вошли в светлый большой (зал, зала).

3)      Наконец я смогла купить пять метров красивого (тюля, тюли).

4)      Принесли ароматный горячий кофе.

5)      Ветром был разбросан (скирд, скирда). Ветром была разбросана (скирд, скирда).

 

Стр.15, задание №9. Поставьте имена существительные в именительном падеже множественного числа. Укажите возможные варианты и объясните их употребление:

Бухгалтер – бухгалтеры, бухгалтера (разг.).

Век – века.

Год – годы (конкретные даты), года (чаще используется в поэзии, для усиления эмоциональной окраски).

Директор – директора.

Договор – договоры, договора (разг.).

Доктор – доктора.

Токарь – токари, токаря (разг.).

Профессор - профессора.

Шофёр – шофёры, шофера (разг.).

Слесарь – слесари, слесаря (разг.).

Сорт – сорта.

Суп – супы.

Трактор – тракторы, трактора (разг.).

Трюфель – трюфели, трюфеля.

Джемпер – джемперы.

Клапан – клапаны.

Офицер – офицеры.

Ректор – ректоры.

Свитер – свитеры, свитера (разг.).

Сектор – сектора, секторы.

Корпус – корпуса (здания), корпусы (туловище).

 

Стр.18, задание №30. Вставьте вместо точек предлоги В или НА:

1)      Находиться в Крыму, на Урале, на Кавказе, в Карпатах.

2)      Идти в театр, на балет, на дискотеку.

 

Стр.18, задание №1. Исправьте предложения, изменив в них порядок слов:

1)      Ты разве не встретила в театре одноклассников?

2)      Мы проводили собрание по поводу неуспеваемости.

 

Стр.18, задание №4. Поставьте сказуемое в нужной форме:

1)      В конкурсе участвовал  тридцать один школьник.

2)      Три скамейки стояли у стены.

3)      Не то снег, не то град выпадет завтра.

4)      Любопытство, а не жажда познания взяло верх.

 

Стр.21, задание №1. Расставьте ударения в следующих словах:

августовский

агент

агентство

алкоголь

анатом

асимметрия

баловаться

баловник

(из) балованный

(из) баловать

бармен

безудержный

береста

бюрократия

вероисповедание

втридешева

втридорога

гербовый

давнишний

девичий

о деньгах

джинсовый

диспансер

договор

договоры

договорник

договорный

донельзя

досуг

добыча

единовременный

жалюзи

жизнеобеспечение

завидно

заговор

закупорить

 

запломбировать

звонит

звонишь

зонты

иначе

индустрия

(ис) черпать

йогурт

казаки

каталог

каучук

кашлянуть

квартал

кирзовый

кладовая

кружиться

кружится

кулинария

кухонный

ломота

мальчиковый

маркетинг

мастерски

меховой

мизерный

мусоропровод

мытарство

мышление

намерение

начать

начался

началась

началось

начались

начат

начата

 

начато

начаты

начатый

начатая

начатое

начатые

нормировать

нормированный

обеспечение

облегчить

овен

одновременно

опошлить

опошленный

оптовый

откупорить

осужденный

пиала

пасквиль

пиццерия

плесневеть

поднять

поднял

подняла

подняло

подняли

подростковый

премировать

премированный

премирование

приговор

пригубить

приданое

принудить

продать

продал

 

продала

продало

продали

пурпур

пурпурный

ракушка

римлянка

родился

родилась

родилось

родились

свекла

складчина

сливовый

по средам

статуя

табу

танцовщица

тигровый

толика

торты

тотчас

уведомить

уведомленный

узаконение

украинский

упрочение

уставный

усугубить

феномен

хаос

хвоя

ходатайствовать

ходатайство

холеный

щавель

эксперт

 

Стр.22, задание №2. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте словосочетания:

Броня – официальное закрепление прав на пользование чем-либо. Броня авиабилетов.

Броня – то, что является защитой от чего-либо. Корабельная броня.

Бронировать – накладывать бронь на что-либо. Бронировать номер в отеле.

Бронировать – покрывать защитной обшивкой технику. Бронировать танк.

Видение – наблюдение с помощью органов зрения. Приборы ночного видения.

Видение – призрак, привидение. Больного преследуют видения.

Морщить – собирать складки кожи на лице. Морщить лоб.

Морщить – лежать не гладко. Подкладка пиджака морщит.

Рапорт – официальный доклад, предусмотренный уставами формы при обращении военнослужащих к начальникам. Принять рапорт.

Раппорт – повторяющаяся часть рисунка, узора. Раппорт переплетения ткани.

Острота – остроумное выражение. Сказать остроту.

Острота – свойство острого в прямом и переносном значении. Острота зрения.

Искра – мельчайшая частичка горящего или раскаленного вещества. Искра от костра.

Искра – используется у шоферов. Искра зажигания.

Вязанка – вязаная вещь. Шапка – вязанка.

Вязанка – связка дров, хвороста, соломы. Вязанка дров.

Лавровый - присущий лавру (используется в ботанике). Семейство лавровых.

Лавровый – венок из листьев лавры. Лавровый венок.

Ирис –  растение. Растет ирис.

Ирис – сорт конфет. Килограмм ириса.

Характерный – ясно выражающий характер чего-либо. Характерный актер.

Характерный – обладающий ярко выраженными, своеобразными чертами. Характерная личность.

Развитой – достигший высокой степени развития. Очень развитой юноша.

Развитый – обладающий высокой степенью экономического развития. Развитый регион страны.

Развитый – причастие от глагола «развить». Развитые волосы.

Языковой – в значении «речь». Языковой барьер.

Языковый – сделанный из языка. Языковая колбаса.

Колледж – учебное заведение в Великобритании. Экономический колледж.

Коллеж – учебное заведение во Франции. Поступить в коллеж.

Недвижимый – не двигающийся, неподвижный. Недвижимое имущество.

Недвижимый – неподвижный. Недвижимый сустав.

Клубы – развлекательное заведение Ночные клубы.

Клубы – скопление дыма, пыли и т.д. Клубы дыма.

Атлас – сборник географических карт. Атлас мира.

Атлас – разновидность ткани. Атласная юбка.

Кредит – правая страница приходно-расходных книг. Кредит счета.

Кредит – денежные средства предоставленные банком в долг под проценты. Выгодный кредит.

 

Стр.22, задание №5. Объясните разницу значений слов, входящих в паронимический ряд:

Дипломат (1. должностное лицо министерства, 2. чемодан) – дипломант (лицо, удостоенное диплома) – дипломник (студент, готовящий выпускную дипломную работу).

 

Цветистый (красочный, узорчатый, выразительный) – цветной (окрашенный в какой-либо яркий цвет) – цветочный (характерный для цветов) – цветастый (имеющий узор и цветов).

 

 

Стр.23, задание №9. Определите значения данных омонимов, составьте с ними словосочетания:

Компания – группа лиц, объединенных общими интересами. Веселая компания.

Кампания – система мероприятий для выполнения какой-либо задачи. Избирательная кампания.

Колос – соцветие большинства злаков. Спелый колос.

Колосс – статуя огромной величины. Колосс Родосский.

 

Стр.23, задание №11. Укажите значения заимствованных слов и подберите к ним слова - синонимы русского происхождения:

Абориген: коренной житель страны, местности. Туземец.

Адаптация: приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Приспособление.

Ажиотаж: сильное волнение. Возбуждение.

Контекст: связное словесное целое. Отрывок.

Регресс: упадок в развитии чего-либо, движение назад. Ухудшение.

Адекватный: вполне соответствующий, совпадающий. Соответственный.

Гипертрофированный: увеличенный в объёме вследствие чего-либо. Чрезмерный.

Лояльный: держащийся формально в пределах законности. Правдивый.

Одиозный: вызывающий отрицательное отношение к себе. Неприятный.

Позитивный: выраженный в положительной форме. Одобрительный.

Спонтанный: возникающий случайно, самопроизвольный. Внезапный.

Тривиальный: лишенный свежести и оригинальности. Примитивный.

Утилитарный: рассчитанный только на получение пользы, выгоды. Практичный.

Фатальный: роковой, трагический по своей сути. Неминуемый.

Альтруизм: бескорыстная забота о благе других людей. Человеколюбие.

Апелляция: обжалование какого-либо решения. Жалоба.

Манкировать: небрежно относиться к чему-либо. Пренебрегать.

Приоритет: преобладающее, первенствующее значение. Преимущество.

Филигранный: очень тщательный, требующий особенного внимания. Аккуратный.

Эксцентричный: крайне своеобразный, склонный к причудам. Необыкновенный.

 

Стр.24, задание №14. От предложенных наименований национальностей в мужском роде образуйте соответствующие наименования женского рода:

Араб - аравийка,  грек - гречанка,   индеец - индианка,   индиец – индианка (индуска),   китаец - китаянка,   кореец - кореянка,   перс - персиянка.

 

Стр.25, задание №21. Раскройте скобки, поставив существительное в нужном падеже с предлогом или без предлога:

Пойти в школу, на факультет, в университет.

Платить за проезд.

Сообщить о приезде.

studystuff.ru

контрольная русский язык

Задание 1. Запишите слова и словосочетания, объясняя выбор -Н-или -НН-

Пламенное чувство – прил., образ-е с помощью суф. – енн Традиционные встречи - -онн пишется в прилаг. образ-х от сущ. суф. – онн

Кожаные изделия – прил., образ-е от сущ КОЖА с помощью суф. –ан

Кожевенная промышленность – прил., суф. – енн

Истинный героизм – прил., образ-е от сущ истина (основа на Н).Пишем НН. Суффикс Н в прилагательном

Лебединая стая – прил., образ-х с помощью суф. –ин – н

Песчаный пляж – прил., образ-е с помощью суф. – ан

Серебряные украшения – прил., образ-е от серебро с помощью суф. – ян

Искусственные препятствия – прил., образ-е с помощью суф - енн

Сенсационное известие – прил., образ-е с помощью суф. – онн

Мышиный писк – прил., образ-е от сущ. МЫШЬ с помощью суф. – ин

Машинная обработка – прил. образ-е от сущ. машина (основа оканчивается на Н) суф. Н в прилагательном

Семенной фонд – прил., образ-е с помощью суф. – енн

Юные спортсмены – прил., не имеющее суффикса, пишется -Н-

Глиняная ваза – прил., образ-е с помощью суф. – ян

Клятвенные уверения – прил., образ-е с помощью суф. - енн

Оловянный солдатик – от сущ. ОЛОВО, суфф. ЯНН исключение

Ржаной хлеб – прил., образ-е с помощью суф. - ан

Старинный дом – прил., образ-е от стариНа –(основа на Н) –в прилагательном суфф Н

Мощеная улица – от глагола мостить (несовершенного вида) суф. ЕН

Вымощенная улица – причастие с приставкой –ВЫ- суф. – енн

Сеяные травы – от СЕЯТЬ (несов. вид) – отглагольное прилагательное

Сеянные под зиму травы – от сеять (несов. вид). Есть зависимое слово пишем НН

Соленые огурцы – прил., образ-е с помощью суф. – ен

Ломаная линия – прил., образ-е с помощью суф. – ан

Сломанный карандаш – от глагола СЛОМАТЬ (сов. вид) суфф. НН

Кипяченое белье – прил., образ-е с помощью суф. – ен

Граненый алмаз – прил., образ-е с помощью суф. – ен

Испуганный взгляд – причастие с приставкой – ИС – ,суф. – ан - н

Стираное белье – от СТИРАТЬ (несов. вид) отглагольное прилагательное суфф Н Некипяченое молоко – причастие с приставкой – НЕ-, суф. – ен

Званый ужин - прил., образ-е с помощью суф. – ан

Читаные - перечитаные книги - указывает на постоянный признак в значении прилагательного. Отглагольное прил. всегда «Н»

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сформулируйте основные орфограммы

Только совершенно незаинтересованному взгляду русская природа кажется бедной и нисколько не разнообразной. Неброская, но какая-то сосредоточенная и не раскрывающаяся красота ее вызывает неповторимое, долго не забывающееся чувство щемящей грусти. Я не знаю ничего более трогательного, чем первый снег, который ,несмотря на свою хрупкость, властно манит далью еще почти не проторенных дорог.

Сколько песен сложено про зиму , сколько поэм посвящено юной красавице в сарафане из серебряной парчи, а нам все недостает. Когда особенно безветренна и румяна зорька, не спеша умывается она студеным рассыпчатым снегом. А как поведет потом синими очами из-под опущенных инеем ресниц, так каждый поверит, что такая красота никем и нигде не видана.

Чего только не вспомнишь из далекой поры юности! Я до сих пор вижу дуги с узорами, писанными масляной краской, золоченую упряжь коней с лебедиными шеями, которые на масляной неделе едва не сцепившись оглоблями, наперегонки мчат нас по вовсе не узкой деревенской улице. Часто за мной приезжал брат, и мы ни минуты не медля отправлялись в соседнее село. Заметив, что я загляделся по сторонам, он с непривычной мне ловкостью выталкивал меня из саней и пускал обындевевшего коня в галоп.

В тяжелых валенках и овчинном свежедубленом полушубке быстро не побежишь, но я налегал изо всех сил, а брат не останавливал коней, пока я не начинал спотыкаться. Но сколько ни пробовал я вытолкнуть его из саней, это мне не удавалось. Нет, русской зимы нельзя не любить. Люди, не видевшие ее, досыта не залюбовавшиеся ею, не поймут русской жизни и русского характера.

Основные орфограммы представленные в тексте: правописание «НЕ» с прилагательными, пунктуация.

Задание 3. Поставьте ударение в словах.

Купить йОгурт, употребить алкогОль, ломОть хлеба, заключить договОр, посмотреть по каталОгу, учиться в кОлледже, найти закутОк, заболеть кОклюшем, настоящий фенОмен, опытный плавИльщик, искусный танцОвщик, овен по гороскОпу, опытный столЯр, щепОть соли, очистить от хвОи, использовать берестУ, носить бижутЕрию, учебник по кулинарИи, почувствовать ломОту, отделение гастронОмии, направление кинематогрАфии, знаком со знАхаркой, помнить благостЫню, тайная вЕчеря, вступить в общИну, вдОлбит в голову, заглушИт мотор, звонИт по телефону, мУтит воду, наворожИт беду, просвЕрлит дыру, насорИт всюду, опОшлит рассказ, переключИт канал, откУпорит бутылку, отчЕрпать воды, пломбировАть зуб, баловАть ребенка, начЕрпать воды, закУпорить бутылку.

Задание 4. Определите речевой недочет, запишите предложения в исправленном виде.

  1. Он вошел, громко разговаривая и жестикулируя.

  2. Собака искусала ему ладони.

  3. Окраска клюва у лесного рябчика и у обыкновенного одинаковая.

  4. Посмотрите, какими активистами общественности стали наши рабочие.

  5. Подготовка к собранию с такой повесткой дня представляется делом сложным.

  6. Коррективы вносились в проект на протяжении всего строительства.( коррективы и поправки – одно и тоже)

  7. Виновниками вспышек гриппа обычно бывают взрослые, которые переносят его на ногах.

  8. В транспортировке кормов участвует семь подвод.

  9. Митинги, организованные профсоюзом, прошли в Можайском районе.

  10. Лауреатом международного конкурса вокалистов стал молодой певец.

  11. Мой друг особенно любит стихи.

  12. Будучи скромным служащим он в свободные часы собирал народный фольклор.

  13. В будущем месяце в областном центре состоится собрание доярок.

Задание 5. Найдите фразеологизмы, определите их стилистическую роль. Выделите фразеологизмы, преобразованные писателем. Назовите приемы фразеологического новаторства.

1.

Задание 6. Подберите определения, правильно согласуйте с ними приведенные ниже слова.

Рояль тяжелый, фамилия благозвучная, бра настенное, мышь маленькая, картофель жареный, кофе растворимый, рельс длинный, тюль тонкий, толь кровельный, кафе дорогое, молодежь свободолюбивая, туфля удобная, какаду пестрый, шимпанзе смешной, пальто шерстяное, шоссе широкое, метро темное, мозоль болезненная, табель точный, депо закрытое, купе плацкартное, какао сладкое, пианино черное, меню разнообразное, такси быстрое, фойе просторное, Сочи южный, Тбилиси солнечный, леди элегантная, жюри строгое, пари состоявшееся.

Задание 7. Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа.

  1. Амперы – амперов

  2. Апельсины – апельсинов

  3. Баклажаны – баклажанов

  4. Баржы – баржей

  5. Кочерги – кочерег

  6. Ботинки – ботинок

  7. Валенки – валенок

  8. Вафли – вафель

  9. Полотенца – полотенец

  10. Простыни – простыней

  11. Гектары – гектаров

  12. Граммы – граммов

  13. Комментарии – комментариев

  14. Минеры – минеров

  15. Носки – носков

  16. Плечи – плеч

  17. Рельсы – рельсов

  18. Сапоги – сапогов

  19. Свадьбы – свадеб

  20. Солдаты – солдат

  21. Туфли – туфель

  22. Чулки – чулок

  23. Яблони – яблоней

  24. Яблоки – яблок

Задание 8. Найдите ошибки в употреблении падежных форм существительных, исправьте их и запишите правильно предложение.

  1. Наш район по производству чая, табака и сахарного песка стоит на первом месте.

  2. Все дружно принялись за уничтожение вредителя деревьев.

  3. Вся техника, которая используется в сельском хозяйстве, служит не только для облегчения жизни землевладельцев, но и чтобы помочь растениям.

  4. У нас не осталось времени на отдых.

  5. В этот день Петров вывел Джека на улицу со всеми его медалями.

Задание 9. Замените нейтральные выражения стереотипами делового стиля.

  1. Занятия по расписанию – штатное расписание

  2. Из-за болезни – по причине болезни

  3. Решили на собрании – постановили на собрании

  4. Дали отпуск – предоставили отпуск

  5. Помогли – оказали поддержку

  6. Участвовал – принял участие.

Задание 10. Ответьте на вопрос так, чтобы ваш ответ являлся фрагментом из какого-либо официального документа: объявления, инструкции, справки.

Шьют ли в ателье пальто из их материала?

Объявление: Шьем пальто из материала заказчика.

Задание 11. Найдите в предложениях канцеляризмы, замените их на другие слова, соответствующие разговорному стилю речи.

  1. Кто воспитывал детей с помощью бабушек и дедушек, тем легче.

  2. Автобус, управляемый водителем Васильевым, совершил столкновение.

  3. Сегодня я ходил в магазин чтобы купить магнитофон.

  4. Надень шапку, на улице холодно.

  5. Следует поднять вопрос об уровне обслуживания клиентов в нашем салоне.

  6. Вчера ночью была гроза, и от удара молнии начался пожар.

studfiles.net

Контрольная работа по русскому языку Разделы языкознания 10 класс

Контрольная работа по русскому языку Разделы языкознания, Понятие литературного языка, Нормы литературного языка, Единицы языка для учащихся 10 класса. Работа включает в себя 2 варианта в каждом варианте 3 части (Часть А, Часть В, и Часть С).

Часть А — 6 заданий (с выбором ответа)Часть В — 5 задания (с кратким ответом)Часть С — 1 задание (сочинение)

1 вариант

А1. Укажите неверное утверждение.

1) В литературный язык не входят диалекты, жаргоны (в том числе профессиональный), просторечие.2) Литературный язык существует в письменной и устной форме.3) Разговорный стиль литературного языка может быть представлен как в устной, так и в письмен­ной форме.4) «Синтаксис» — раздел языкознания, в котором изу­чаются правила расстановки знаков препинания.

А2. Какая из названных единиц языка не обладает ка­ким-либо значением?

1) слово2) слог3) морфема4) словосочетание

А3. Укажите тип словаря из которого взят фрагмент

аге́нт, -а / об аге́нте [ньть] ! неправ. а́гент

1) толковый3) фразеологический2) этимологический4) орфоэпический

А4. В каком ряду все слова согласно литературной норме имеют ударение на втором слоге, независи­мо от их лексического значения?

1) начать, передан, орган2) цемент, светло, раджа3) торец, оптовый, звонит4) (вы) правы, досуг, диспансер

А5. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

1) недалеко2) невинный3) поспешность4) подписывать

Прочитайте предложение и выполните задания А6, B1.

Если вы бывали в Одессе, вы должны помнить эти медные сумерки, когда акации сереют от пыли и в море лежит тишина. (К. Паустовский)

А6. Какое средство выразительности, характерное для художественного стиля, используется в предложе­нии?

1) аллитерация2) сравнение3) эпитет4) инверсия

В1. Выпишите слова, образованные от прилагатель­ных.

В2. Укажите, какие суффиксы входят в глаголы:

а) претерпеватьб) разогреватьв)гореватьг) зевать

1) -ева-2) -е- и -ва-3) -ва-4) -а-

Прочитайте текст (в предложениях расставлены не все знаки препинания). Выполните задания B3-B5.

Больш_нство древних письменностей из всех знаков пр_пинания знало только «абзац» и «точку». Графически они выр_жались (по)разному, хотя (по)видимому точка и была самой распространё_ой формой. В (древне)русской письменности самым ч_стотным знаком так(же) была точка употребляемая в основном в роли нашей запятой и разделяющ_ текст на синтагмы — отрезки речи, образую­щие смысловое и интонационное единство.

В3. Напишите 10 выделенных курсивом слов, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

В4. Напишите те слова, после которых нужно поставить запятую.

В5. Выберите из данного ниже списка термины, харак­теризующие стиль (подстиль) этого текста и тип (подтип) речи, который используется в нём. Напи­шите номера выбранных терминов через запятую.

Стиль

1) официально-деловойнаучный:2) научно-деловой3) научно-учебный4) научно-популярный5) публицистический6) художественный7) разговорный

Тип речи

описание:8) описание предмета9) описание явления10) повествование рассуждение:11) рассуждение-доказательство12) обсуждение-объяснение13) рассуждение-размышление

С1.

Напишите кратко (1-3 фразы) о том, как изменя­лась роль точки в истории письменности.

2 вариант

А1. Укажите неверное утверждение.

1) Литературным языком называется язык литера­турных произведений.2) Литературный язык представлен разными сти­лями, которые подразделяются на книжные (на­учный, публицистические и др.) и разговорный.3) Грамматические ошибки проявляются как в письменной, так и в устной речи.4) «Морфология» — раздел языкознания, в котором рассматриваются формы слова, словоизмене­ние.

А2. Какая из названных морфем обладает только грамматическим значением?

1) приставка2) корень3) суффикс4) окончание

А3. Укажите тип словаря, из которого взят фрагмент:

ДЕМАГО́Т. Заимствовано из греч. яз. в конце XVIII в. Греч. — образовано на базе греч. «народ» и «ведущий», первоначально «народный вождь» > «своекорыстный искатель народной популяр­ности» (сначала о Клеоне, Аристиде и др. в употреблении их врагов). — Укр. демагог, бел. дэмагог, польск. demagog, чешек. demagog, словацк. demagog, болг. демаго́г.

1) толковый2) этимологический3) фразеологический4) орфоэпический

А4. В каком ряду все слова согласно литературной норме имеют ударение на первом слоге, незави­симо от их лексического значения?

1) судно, рапорт, св(е/ё)кла2) отзыв, орден, преданный3) мало, (в) скольких (случаях), компас4) ордер, эксперт, оптом

А5. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

1) подарок2) невиновный3) подорожник4) небрежность

Прочитайте предложение и выполните задания А6, B1.

Это было пенистое, веселое море — родина кры­латых кораблей и отважных мореплавателей. Изумру­дами горели на его берегах маяки. (К. Паустовский)

А6. Какое из указанных средство выразительности, характерных для художественного стиля, не используется в предложе­нии?

1) олицетворение2) сравнение3) эпитет4) антитеза

В1. Выпишите непроизводное прилагательное, обра­зуйте от него отвлечённое (абстрактное) сущест­вительное.

В2. Укажите, какие суффиксы входят в глаголы:

а) вызреватьб) преодолеватьв) клеватьг) ночевать

1) -ева-2) -е-и -ва-3) -ва-4) -а-

Прочитайте текст (в предложениях расставлены не все знаки препинания). Выполните задания В3-В5.

Совреме_ая европейская пунктуация, в том числе и русская во_ходит к началу книгопечатания. Однако пра­вила ра_тановки знаков уст_новились не сразу и в раз­ных языках значительно разнятся, (при)чём можно выде­лить две группы: францу_кий (английский, итальянский и т.д.) и немецкий (чешский, русский и т.д.). В первой на­пример, реже чем во второй ставит_ся тире, то(же) относит_ся и к употр_блению запятых.

В3. Напишите 9 выделенных курсивом слов, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

В4. Напишите те слова, после которых нужно поставить запятую.

В5. Выберите из данного ниже списка термины, харак­теризующие стиль (подстиль) этого текста и тип (подтип) речи, который используется в нём. Напи­шите номера выбранных терминов через запятую.

Стиль

1) официально-деловойнаучный:2) научно-деловой3) научно-учебный4) научно-популярный5) публицистический6) художественный7) разговорный

Тип речи

описание:8) описание предмета9) описание явления10) повествование рассуждение:11) рассуждение-доказательство12) обсуждение-объяснение13) рассуждение-размышление

С1. Напишите кратко (1-3 фразы) о том, как возникли правила пунктуации русского языка.

Ответы на контрольную работу по русскому языку Разделы языкознания, Понятие литературного языка, Нормы литературного языка, Единицы1 вариантА1. 4А2. 2А3. 4А4. 3А5. 2А6. 3В1. сереют, тишинаВ2. 2314В3. Больши_нство, препинания, выражались, по-разному, по-видимому, распространённой, древнерусской, частотным, также, разделяющаяВ4. хотя, по-видимому, точкаВ5. 3. 12С1. Самый древний знак, сначала употреблялась и в роли запятой (между синтагмами), сейчас обозначает границу между повествовательными предложениями.2 вариантА1. 1А2. 4А3. 2А4. 1А5. 3А6. 4В1. весёлое, веселье (весёлость)В2. 3241В3. Современная, восходит, расстановки, уста_новились, причём, французский, ставится, то_же, относится, употреблениюВ4. русская,первой,реже,второйВ5. 3, 12С1. Главные правила пунктуации сложились при развитии книгопечатания, но в разных европейских языках разнятся; русская пунктуация ближе к немецкой.

testschool.ru

Контрольная работа по курсу «Русский язык и культура речи» для студентов заочного отделения  

Контрольная работа по курсу «Русский язык и культура речи»

 

   Задание 1. Образуйте форму именительного и родительного падежей множественного числа следующих существительных. Расставьте ударение.

   Аэропорт, директор, доктор, договор, вексель, инспектор, выговор, приговор, профессор, диспетчер, плейер, принтер, слесарь, сторож, шофёр, токарь, борт, госпиталь, китель, купол, фельдшер, шарф, кузов, округ, отпуск, лифт, локоть, паспорт, новость.

 

   Задание 2. Вставьте слово с корнем -лож- или -класть-.

   Справка. Корень -класть- употребляется в бесприставочных глаголах несовершенного вида, а корень -лож- употребляется в глаголах совершенного вида с приставками.    1. Здесь кирпичи можно в один ряд ___________. 2. Ну, __________ карту! 3. Не ___________ноги на стол. 4. Я всегда все на место ___________. 5. Ты обычно куда калькулятор ____________? 6. Быстро все вещи в шкаф ___________! 7. В горах снег _________ рано. 8. Куда можно ___________ вещи?

 

   Задание 3. Подчеркните в словосочетаниях лишние слова.

   Неожиданный сюрприз, электорат избирателей, весь цвет элиты, саммит на высшем уровне, успех победы, агрессивный экстремизм, иммунитет неприкосновенности, положительный успех, главный приоритет, первый лидер, тоска по ностальгии, трудоустройство на работу, полный аншлаг, передовой авангард, предельные лимиты, обыденная повседневность.

 

   Задание 4. Определите значение фразеологических оборотов.

1. Не хлебом единым.2. Пустить на самотек.3. Считать ворон.4. Вить веревки.5. Ставить вопрос ребром.6. Дразнить гусей.7. Выводит на чистую воду.

 

   Задание 5. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие запятые при вводных словах и формулах вежливости.

   (В)течени… года; (в)продолжени… семестра; конечно (в)следстви… гололеда было много аварий; (в)виду заморозков подача тепла в квартиры к сожалению так и не была усилена; (в)последстви… вспоминать об этом; (в)течени… океана есть свои закономерности; (в)продолжени… урока; (в)продолжени… игры не было смысла; остановиться (в)виду леса; по истечени… договора; (в)следстви… проигрыша настроение у меня было разумеется неважное; (в)виду грядущего сокращения штата многие проекты были заморожены; (в)следстви… об украденных бриллиантах появились новые подозреваемые; договориться (на)счёт встречи; положи мне денег (на)счёт пожалуйста.   Во-первых он имел (в)виду брата во-вторых из его слов выходило, что ситуация не так уж плачевна; (В)продолжени… всего разговора Виктор упорно не смотрел мне в глаза. – По словам бабушки (в)продолжени… сериала было много неожиданных поворотов сюжета. (Не)смотря на усталость, он продолжал работать. К счастью (не)смотря на опоздание мы не пропустили ничего интересного.  Почти (не)смотря на дорогу водитель маршрутки разговаривал с кем-то по телефону. (В)заключени… своей речи лектор сказал о важности изучаемого предмета. (В)заключени… попали все преступники. Я постоянно опаздываю (на)встречу с одноклассниками. (На)встречу нам ехал огромный грузовик. Я лечу (на)встречу счастью.   Пишу, что(бы) договориться о встрече. Что (бы) такое купить маме на день рождения? Что(бы) ни случилось, друг всегда придёт на помощь. По-моему Вы так(же) прелестны, как в юности. «Я не люблю, когда стреляют в спину, / Я так(же) против выстрелов в упор» (В. Высоцкий). Стоял апрель, а на улице всё так(же) хлопьями валил снег. Доллар, как и евро, так(же) продолжает стремительно расти. Брат Юра учится в МГУ, я то(же) хочу. За Фомою Григорьевичем водилась особенного рода странность: он до смерти не любил пересказывать одно и (то)же. (Гоголь). Он пришёл в то(же) время. Я тоже хочу это платье. У меня то(же) платье, что и у неё.

 

   Задание 6. Отредактируйте ответ на следующее письмо.

______

Subject: Счёт на оплату обученияData: 20.12.2016From: Мария СмирноваTo: [email protected]

 

Здравствуйте!

 

Я прошла предварительное тестирование во время записи на курсы итальянского языка в Вашем институте. По результатам тестирования меня зачислили в группу 1б15. Оплата обучения будет осуществляться моим работодателем.

 

Пожалуйста, пришлите счёт на оплату обучения.

 

Спасибо!

 

С уважением,Маша Смирнова

_____

Ответ на письмо:

 

Subject: Счет Data: 20.12.2016From: [email protected]  To: Мария Смирнова

 

Здравствуйте, Маша!

 

Для того, что бы выслать вам счёт, нам необходимо получить реквизиты компании – вашего работодателя. Пришлите ответом на это письмо.Если у вас появятся вопросы обращайтесь.

 

С уважением,Анна Смирнова

______

literarus.ru


Смотрите также