Контрольная работа по теме Лексика 6 класс. Контрольная работа лексика 6 класс


Контрольная работа по русскому языку 6 класс. "Лексика"

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 733

г. Москвы

Контрольная работа по русскому языку

6 класс

«Лексика»

Составила:

учитель русского языка и литературы

Афиногенова Ольга Николаевна

Москва 2013г.

Цель: проверить усвоение учащимися темы «Лексика»; умения определять лексическое значение слова, используя различные типы толковых словарей; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и стилистическими свойствами.

Устаревшие слова

Задание 1. Прочитайте стихотворение, выпишите устаревшие слова, замените их современными.

Они во мне звучат едва-едва,

Старинные, забытые слова.

«Долонь», «десница», «выя», «рамена»,

Как некогда в былые времена.

Задание 2. Какое значение устаревшего слова определено неверно?

  1. Очи – глаза

  2. Перс – палец

  3. Выя – шея

  4. Десница – рот

  5. Глаголет – говорит

  6. Щёки – ланиты

Задание 3. «Четвёртое лишнее». Найдите устаревшее слово.

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.

Одежда: пальто, плащ, шубы, кафтан.

Игры: шашки, бирюльки, шахматы, лото.

Лицо: глаза, рот, чело, щёки.

Задание 4. Используя слова для справок, найди соответствия устаревшим слова. Заполни таблицу.

Ланиты

Баталия

Брадобрей

Денница

Десница

Рамена

Раченье

Вертоград

Слова для справок: утренняя заря, щека, старание(усердие), парикмахер, битва, сад, правая рука, плечи.

Задание 5. Укажите предложение, в котором есть историзм.

  1. Русские толковые словари имеют многовековую историю.

  2. На юноше надет праздничный кафтан.

  3. Лексика нашего языка с течением времени быстро меняется.

Задание 6. Укажите предложение, в котором есть архаизм.

  1. Леса стоят в жемчужном инее.

  2. Шуми, шуми, послушное ветрило.

  3. Принцесса отвернулась и заплакала.

Диалектные слова (диалектизмы)

Задание 1. Укажите верное утверждение.

  1. Диалектизмы – это слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию.

  2. Диалектизмы – это слова, употребляемые жителями той или иной местности.

  3. Диалектизмы – это слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.

Задание 2. Прочитайте стихотворение С. Есенина «В хате», выпишите диалектные слова, используя толковый словарь, объясните их значение.

Пахнет рыхлыми драчёнами;

У порога в дёжке квас,

Над печурками точёными

Тараканы лезут в паз …

… Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко …

Задание 3. Прочитайте отрывок из русской народной сказки. Выпишите диалектные слова и соотнесите их со словами для справок.

Жила-была кыцанька. У неё было две манюшки. Она каждый день ходила на дровосек, мать-то их, и им пекла шанюшки. Говорила она манюшкам: «Как уйду дровцы сечь, так вы дверь держите крепче и сами не спите. Крепче замыкайтесь! Как Егибовна к вам будет подходить, так она вам будет петь толстым голосом, а я как буду подходить, так я вам буду петь тонким голосом. Как мне, так открывайте, а Егибовне не открывайте».

Слова для справок: кошечка, малыши, котята, ватрушки с творогом, за дровами, закрывать дверь, Баба-Яга, рубить дрова.

Задание 4. Найди диалектные слова в предложениях и обозначь их: диалектные – Д.

Мшары – это сухие болота. Казаки собирались в проулках и куренях. Мы проснулись очень рано от кочетиного крика. У нас такого человека называют ледащим, то есть ни на какую работу не годным. Мельник щеголял в кумачовой рубахе и новых пимах.

Заимствованные слова

Задание 1. Укажите заимствованное слово.

  1. дерево

  2. дёжка

  3. верста

  4. тетрадь

Задание 2. Подберите синонимы к заимствованным словам.

  1. сувенир –

  2. обелиск –

  3. пейзаж –

  4. декорация –

Задание 3. Прочтите предложения, подчеркните заимствованные слова.

  1. При проверке были выявлены дефекты в изделиях.

  2. Все работали с большим энтузиазмом.

  3. Автострада поворачивает вправо.

  4. Экскурсия не состоялась из-за плохой погоды.

  5. Каждый абзац содержал много предложений.

  6. Он показал мне свои натюрморты.

Задание 4. Пользуясь толковым словарём, объясните происхождение заимствованных слов.

  1. Алфавит –

  2. Портфель –

  3. Парта –

  4. Пенал –

  5. Школа –

Задание 5.

Приведите примеры слов, в составе которых иноязычные корни:

  1. Био (греч) – жизнь:

  2. Аква (лат) – вода:

  3. Терра (лат) – земля:

  4. Фон (греч) – звук:

Новые слова (неологизмы)

Задание 1. Укажите предложение, в котором есть неологизм.

  1. Вдоль берега плавали парусники.

  2. Этот доклад я прочитал в интернете.

  3. Еды было с гулькин нос.

  4. По радио передали штормовое предупреждение.

  5. Наш класс оснащён компьютерами последнего поколения.

  6. Подводная лодка всплыла у самого берега.

Задание 2. Отметь строку, в которой все слова являются неологизмами.

  1. Видеоигра, амбар, спутник, луноход.

  2. Дискета, дисковод, дефолт, принтер.

  3. Интернет, горничная, комбайн, радиотелефон.

Задание 3. Разгадай ребус, узнаешь слово, которое является неологизмом.

  1. 3)

  1. 4)

Жаргонные слова (жаргонизмы)

Задание 1. Укажите верное утверждение.

  1. Жаргонизмы – это слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой.

  2. Жаргонизмы – это слова, употребляемые жителями той или иной местности.

  3. Жаргонизмы – это слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности.

Задание 2. Объясните значение слова, используя слова для справок.

  1. Тусовка –

  2. Предки –

  3. Прошвырнуться –

  4. Шпора –

  5. Возникать –

  6. Потрясно –

  7. Свистнуть –

  8. Филонить –

  9. Видак –

  10. Врубиться –

Слова для справок: понять(уяснить), шпаргалка (подсказка), скандалить, видеомагнитофон, бездельничать, украсть, родители, превосходно, компания, прогуляться.

Задание 3. Прочитайте фрагмент пародии М. Розовского на сюжет сказки «Красная Шапочка», опубликованный в «Литературной газете». Подчеркните жаргонизмы, замените их общеупотребительными словами, спишите получившийся текст.

Всю дорогу, со страшной силой хиляя по лесу, Серый Волк подклеивался к колоссальной чувихе в потрясной красной шапочке. Та сразу усекла, что Серый Волк – слабак и задохлик, и стала толковать ему про больную бабушку. «Слушай, детка, прими таблетку, – сказал Серый Волк. – Это всё не фонтан, пшено и не в жилу». «Отпад, – сказала Красная Шапочка. – Будь здоровчик».

Профессиональные слова (профессионализмы)

Задание 1. Укажите верное утверждение.

  1. Профессионализмы – это слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию.

  2. Профессионализмы – это слова, употребляемые жителями той или иной местности.

  3. Профессионализмы – слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.

  4. Профессионализмы – это слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой.

  5. Профессионализмы – это слова, употребляемые жителями той или иной местности.

Задание 2. Укажите предложение, в котором есть профессионализм.

  1. Старый шкаф стоял на своём месте – в углу террасы

  2. Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучают звуки речи.

  3. Дом был деревянный.

  4. Шкатулку принесли в комнату и осторожно вытерли пыль.

  5. В сарае то стучал молоток, то визжала пила.

  6. Эсплада – это широкая улица с аллеями.

Задание 3. Найди профессионализмы в предложениях и обозначь их: профессионализмы – П.

Сварщик часто использует сварочный трансформатор. Рабочие использовали трайлер на этом объекте. Горизонтали – это линии на географических картах.

Задание 4. Используя слова для справок, найди соответствия между предметами и профессиями. Заполни таблицу.

Художник

Шофёр

Хирург

Столяр

Музыкант

Учитель

Повар

Военный

Слова для справок: мольберт, миксер, рубанок, аккорд, плац, руль, скальпель, глобус.

Задание 5. Разгадайте ребус, узнаете профессию, напишите по 2 профессионализма для каждой из них.

  1. 3)

  1. 4)

Ответы

Устаревшие слова

Задание 1.

Долонь – ладонь

Десница – правая рука

Выя – шея

Рамена – плечи

Задание 2. 4. Десница – рот

Задание 3. Ботфорты, кафтан, бирюльки, чело.

Задание 4.

Ланиты

щека

Баталия

битва

Брадобрей

парикмахер

Денница

утренняя заря

Десница

правая рука

Рамена

плечи

Раченье

старание (усердие)

Вертоград

сад

Задание 5. 2

Задание 6. 2

Диалектные слова (диалектизмы)

Задание 1. 2

Задание 2.

Драчёна – кушанье из картофеля с молоком и яйцами.

Дёжка – деревянная кадка для теста.

Паз – узкая щель между кирпичами и досками.

Ухват – прихватка для чугунных горшков.

Махотка – крынка, горшок, кувшин для молока.

Задание 3.

Кыцанька – кошечка

Манюшки – малыши, котята

Ходила на дровосек – за дровами

Дровцы сечь – рубить дрова

Егибовна – Баба-Яга

Замыкайтесь – закрывать дверь

Задание 4.

Мшары (Д) – это сухие болота. Казаки (Д) собирались в проулках (Д) и куренях (Д). Мы проснулись очень рано от кочетиного (Д) крика. У нас такого человека называют ледащим (Д), то есть ни на какую работу не годным. Мельник щеголял в кумачовой рубахе и новых пимах (Д).

Заимствованные слова

Задание 1. 4. Тетрадь

Задание 2.

  1. сувенир – подарок

  2. обелиск – памятник

  3. пейзаж – вид

  4. декорация – украшение

Задание 3.

  1. При проверке были выявлены дефекты в изделиях.

  2. Все работали с большим энтузиазмом.

  3. Автострада поворачивает вправо.

  4. Экскурсия не состоялась из-за плохой погоды.

  5. Каждый абзац содержал много предложений.

  6. Он показал мне свои натюрморты.

Задание 4.

  1. Алфавит (греч) – по названию двух первых букв греческого алфавита «алеф», «вита»

  2. Портфель (фр) – порте (носить) и фель (лист). Сумка, в которой носят листы бумаги, тетради, книги.

  3. Парта (фр) – apart (особо, в отдельности). Сиденья для одного ученика.

  4. Пенал (лат) – пенна (коробочка). Специальная коробочка, в которой хранились перья для письма.

  5. Школа (греч) – досуг. Место, где древние греки проводили свободное от занятий время, могли общаться, вести беседы.

Задание 5.

  1. Био (греч) – жизнь: биология, биография, биолог.

  2. Аква (лат) – вода: акваланг, акварель, аквариум.

  3. Терра (лат) – земля: террариум, территория, терраса.

  4. Фон (греч) – звук: фонетика, телефон, магнитофое.

Новые слова (неологизмы)

Задание 1. 2, 5

Задание 2. 2

Задание 3.

  1. Монитор

  2. Принтер

  3. Клавиатура

  4. Винчестер

Жаргонные слова (жаргонизмы)

Задание 1. 1

Задание 2.

  1. Тусовка – компания

  2. Предки – родители

  3. Прошвырнуться – прогуляться

  4. Шпора – шпаргалка (подсказка),

  5. Возникать – скандалить

  6. Потрясно – превосходно

  7. Свистнуть – украсть

  8. Филонить – бездельничать

  9. Видак – видеомагнитофон

  10. Врубиться – понять (уяснить)

Задание 3.

Всю дорогу, со страшной силой хиляя (шёл) по лесу, Серый Волк подклеивался (знакомился) к колоссальной (симпатичной) чувихе (девушке) в потрясной (хорошей) красной шапочке. Та сразу усекла (поняла), что Серый Волк – слабак и задохлик (неуверенный), и стала толкать (говорить) ему про больную бабушку. «Слушай, детка (девушка), прими таблетку (запомни), – сказал Серый Волк. – Это всё не фонтан, пшено и не в жилу (это всё неправда)». «Отпад (не верь), – сказала Красная Шапочка. – Будь здоровчик (желаю здоровья)».

Профессиональные слова (профессионализмы)

Задание 1. 3

Задание 2. 2, 5

Задание 3.

Сварщик часто использует сварочный трансформатор (П). Рабочие использовали трайлер (П) на этом объекте. Горизонтали (П) – это линии на географических картах.

Задание 4.

Художник

мольберт

Шофёр

руль

Хирург

скальпель

Столяр

рубанок

Музыкант

аккорд

Учитель

глобус

Повар

миксер

Военный

плац

Задание 5.

  1. Кондитер – миксер, сдоба.

  2. Дворник – метла, скребок.

  3. Космонавт – скафандр, космодром.

  4. Журналист – репортаж, интервью.

Использованные материалы и интернет-ресурсы.

  1. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя/ Г.А. Богданова. – 6-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2001. – 171 с.

  2. Дидактические материалы по русскому языку: 6 кл.: Кн. для учителя/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, М.М. Стракевич. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.

  3. Тесты по русскому языку. 6-й класс/ М.П. Книгина. – Саратов: Лицей, 2003. – 64 с.

  4. Тесты по русскому языку: 6 класс/ Е.М. Сергеева – Издательство «Экзамен», 2009. – 141 с.

http://vremyazabav.ru

http://nsportal.ru

globuss24.ru

Контрольная работа "Лексика" (6 класс)

Контрольная работа по русскому языку. Лексика (6 класс)

1 вариант

  1. Запишите антонимы к именам прилагательным, учитывая их лексическое значение:

  1. Свежий

Свежий ветер –

Свежая газета –

Свежий взгляд –

Свежий хлеб –

  1. Тупой

Тупой угол –

Тупой человек –

Тупой взгляд –

Тупая боль –

  1. Запишите сходные по смыслу фразеологизмы, которыми можно заменить выражение пускать корни . С одним из фразеологизмов составьте и запишите предложение. Напишите еще несколько известных вам фразеологических оборотов и укажите их значение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Установите, в каких словосочетаниях имена прилагательные употреблены в переносном смысле. Составьте и запишите предложение с такими словосочетаниями:

  1. Волчья нора – волчий аппетит

  2. Каменный дом – каменное сердце

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Докажите, что слово кисть – многозначное. Составьте и запишите словосочетания, чтобы было понятно лексическое значение слова:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа по русскому языку. Лексика (6 класс)

  1. вариант

  1. Запишите антонимы к именам прилагательным, учитывая их лексическое значение:

  1. Чистый

Чистая посуда –

Чистые помыслы–

Чистая совесть–

Чистое небо –

  1. тяжелый

тяжелые мысли –

тяжелый взгляд –

тяжелая сумка –

тяжелый характер –

  1. Запишите сходные по смыслу фразеологизмы, которыми можно заменить выражение бить баклуши. С одним из фразеологизмов составьте и запишите предложение. Напишите еще несколько известных вам фразеологических оборотов и укажите их значение

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Установите, в каких словосочетаниях имена прилагательные употреблены в переносном смысле. Составьте и запишите предложение с такими словосочетаниями:

Медвежья шкура – медвежья услуга

Туманное утро – туманный намек

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Докажите, что слово кнопка – многозначное. Составьте и запишите словосочетания, чтобы было понятно лексическое значение слова.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

infourok.ru

Контрольная работа по теме Лексика 6 класс

Итоговый тест по теме «Лексика» 6 класс (1в.)

Ф.И. _______________________________________________________________________

1. Закончите предложения.A. Раздел науки о языке, в котором изучаются значения слов, называется

_______________________________________________

Б. Слова, которые имеют сходное лексическое значение, называются

___________________________________________________

B. Слова, которые имеют два или более лексических значений, называются

----------------------------------------------------------------------------

2. В каком случае синоним подобран неверно?Ветеран военный.Б. Ветошь тряпье.B. Ветреный (человек) легкомысленный, пустой.

3. В каком словосочетании есть слово, употребленное в переносном значении?A. краснеть за сына Б. краснеть от жарыB. краснеть на заре (о небе)

4 В каком словосочетании слово корабль, употребленное в прямом значении?A. военный корабльБ. корабль пустыни (о верблюде)B. степной корабль (о комбайне)

5. Определите, какое слово является «лишним» в ряду синонимов.Всадник, наездник, пассажир, верховой.

6. Определите, какое слово является «лишним» в ряду синонимов.Волнение, беспокойство, тревога, уныние.

7. Закончите предложение.Слова приобрести (что-либо) и обзавестись (чем-либо) являются ....

8. Закончите предложение.Слова обернуть и развернуть являются ....

9. Закончите предложение.Слова строчка (стихотворная) и строчка (на платье) являются ....

10. Закончите предложение.Слова забор (воды) и (дощатый) забор являются ....

11. Какое слово является диалектным (диалектизмом)? А. рушник В. астероидБ. ипостась Г. аэроплан

12. Какое слово является устаревшим? А. витязь В. сапогиБ. магнитофон Г. дискета

13. . Какое слово является неологизмом?А шкаф В. столоваяБ. ракета Г. оброк

14. Установите соответствие между словами из левой и правой колонки.A. диалектизм 1. шоуменБ. устаревшее слово 2. бульбаB. неологизм 3. ратный

15. Установите соответствие между словами из левой и правой колонки

Уста А .диалектизм2. Попкорн Б. архаизм3. люлька (трубка для курения) В. неологизм

16. Установите соответствие между словами из левой и правой колонки.A. диалектизм 1. Интернет Б. устаревшее слово 2. светлицаB. неологизм 3. буряк

17. Установите соответствия между фразеологизмами и их значениями.

A. чесать язык 1. замолчать, воздержаться в разговорБ. придержать язык 2. выведывать что-либоB. тянуть за язык 3. болтать, сплетничать

18. Определив значение фразеологизмов, сгруппируйте их в синонимические пары.

A. задавать тон 1. сорвать маскуБ. делать из мухи слона 2. поставить на ногиB. вывести на чистую воду 3. сгущать краски Г. вывести в люди 4. играть первую скрипку

Итоговый тест по теме «Лексика»

6 класс (2в)

Ф.И.______________________________________________________________

1. Закончите предложения.

Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, называется

_________________________________

Б. Слова, которые имеют противоположное лексическое значение, называются

__________________________________

Слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, называются

__________________________________

2.В каком случае значение слова определено неверно?

A. Абзац половина страницы.Б. Абсурд нелепость, бессмыслица.B. Автограф собственноручная надпись или подпись.

3. В каком словосочетании слово копить, употребленное в прямом значении?A. копить силыБ. копить деньгиB. копить обиды

4. В каком словосочетании слово змеиный, употребленное в переносном значении?A. змеиная улыбкаБ. змеиный ядB. змеиный питомник

5. Определите, какое слово является «лишним» в ряду синонимов.Внимательный, вдумчивый, вежливый

6.. Определите, какое слово является «лишним» в ряду синонимов.Замечательно, великолепно, аккуратно, прекрасно

7. Закончите предложение.Слова смелый, храбрый, мужественный являются _____________________________________

8. Закончите предложение.Слова ствол дерева и ствол пушки являются _________________________________________

9. Закончите предложение.Слова плакать, смеяться являются __________________________________________________

10. Закончите предложение.Слова старинный замок и дверной замок являются _____________________________________

11. какое из слов является диалектизмом?А. скатерть В. полотенцеБ. рушник Г. салфетка

12. Какое из слов является устаревшим?А. кроссовки В. лаптиБ. туфли Г. Тапки

13. Какое слово является неологизмом?А. терем В. домБ. коттедж Г. изба

14.Установите соответствие между словами из левой и правой колонокА. архаизм 1. космонавтБ. историзм 2. треуголкаВ. Неологизм 3. Очи

15 Установите соответствие между словами из левой и правой колонокА. заимствованное 1. сундукБ. исконно русское 2. перстыВ устаревшее 3. Чернила

16 Установите соответствие между словами из левой и правой колонокА диалектизм 1. бульбаБ профессионализм 2. сортВ. Общеупотребительное 3. Картофель

17 Установите соответствие между фразеологизмами и их значениями.А хоть в бровь, хоть в глаз 1. Ничего не видноБ. хоть глаз выколи 2. наединеВ. с глазу на глаз 3 бесполезные действия

18 Определив значение фразеологизмов, сгруппируйте их в синонимичные пары.А. бить баклуши 1. В поте лицаБ. не покладая рук 2. Как с гуся водаВ. как о стену горох 3 плевать в потолокГ. распустить язык 4. Длинный язык

Ключи к тестам1вариант2вариант

А-лексика; Б-синонимы; В-многозначные1 А-фразеологияБ-антонимыВ-омонимы

2-А2-А

3-А3-Б

4-А4-А

5- пассажир5- вежливый

6- унылый6-аккуратный

7-синонимы7-синонимы

8-антонимы8- многозначные

9-многозначные9-антонимы

10-омонимы10- омонимы

11-А11-Б

12-А12-В

13-Б13-Б

14-А-2Б-3В-114-А-1Б-2В-3

15 – 1-Б2-В3-А15- А-1Б-3В-2

16 – А-3Б-2В-116 – А-1Б-2В-3

17 – А-3Б-1В-217 – А-3Б-1В-2

18 А-4Б-3В-1Г-218 – А-3Б-1В-2Г-4

15

weburok.com


Смотрите также