Служба по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области. Реформа контрольной и надзорной деятельности


Новости - Правительство России

Селекторное совещание.

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Доклад Генерального прокурора Юрия Чайки о совершенствовании прокурорского надзора при проведении контролирующими органами проверок бизнес-структур

Сообщение Михаила Абызова

Брифинг Михаила Абызова по завершении совещания

Из стенограммы:

Д.Медведев: Где-то полгода назад мы приступили к реформе контрольной и надзорной деятельности. Эта сфера была выделена в отдельную приоритетную программу. Все целевые задачи реформы вплоть до 2025 года были специально сформулированы и утверждены. Мы, кстати, вчера их обсуждали и на партийной комиссии «Единой России». Так что эта тема является очень важной для различных форматов обсуждения.

Горки, Московская область

Вступительное слово Дмитрия Медведева на селекторном совещании о ходе реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности»

Успех любой реформы в значительной мере зависит от эффективности её исполнения в регионах, поэтому у нас сегодня такой селектор. Мы обсудим с коллегами, как организована эта работа и как обеспечивается координация реформы с территориальными органами.

На что хочу обратить особое внимание руководителей контрольных ведомств, которые здесь присутствуют?

Во-первых, начиная с 2018 года все плановые проверки должны проводиться исключительно исходя из категорий рисков. По таким категориям, в свою очередь, необходимо распределить все поднадзорные объекты.

Как мы и договаривались, контрольный фокус – на места, где угроза причинения вреда, прежде всего жизни и здоровью людей, является максимальной. И наоборот, нет смысла ходить с проверками туда, где потенциальная угроза незначительна.

Такой же подход необходимо использовать и при внеплановых проверках.

Второе. Деятельность контрольных ведомств будет оцениваться не по количеству проверок, величине выписанных штрафов и красивым бумажным отчётам, а по улучшению реальных показателей безопасности. Важно, чтобы не только приходили с проверкой, а фактически замеряли, насколько снизились смертность, травматизм, заболеваемость или экономический ущерб. На этом же основании будут приниматься и соответствующие кадровые решения.

Участники совещания

Третье. Развитие современной высокотехнологичной компании несовместимо с выполнением устаревших требований со стороны надзорных органов. Многие из этих требований перекочевали ещё с советских времён. К осени ведомства должны подготовить «дорожные карты» по их сокращению и актуализации. А в дальнейшем эти требования должны быть кодифицированы по каждой сфере государственного контроля.

Подготовкой предложений по пересмотру требований занимается и Общественно-деловой совет под руководством РСПП.

Такая совместная работа должна повысить доверие бизнеса к государству и, конечно, улучшить взаимоотношения властей и предпринимателей.

При непосредственном участии предпринимателей внедряются и так называемые проверочные листы, то есть списки контрольных вопросов при проверках. Я подписал ряд постановлений на эту тему. Такие «чек-листы» станут обязательными при плановом пожарном надзоре, надзоре в сфере природопользования и связи. Предмет проверок будет строго ограничен согласованным перечнем вопросов.

В числе таких вопросов и требований – наиболее значимые угрозы. Они касаются вреда жизни и здоровью, окружающей среде, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и некоторых других. С октября этого года новые правила заработают с некоторыми исключениями, а с июля следующего года – для всех объектов защиты.

Уже сейчас очевидно, что одним из главных направлений будущей работы станет цифровизация государственного управления, и в первую очередь государственного контроля, в рамках задачи по построению цифровой экономики, которая была поставлена Президентом. Сегодня она будет обсуждаться на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Нам предстоит совершить переход от долгих и дорогих очных проверок к дистанционным методам контроля – с помощью телеметрии, датчиков, фото- и видеофиксации и так называемого интернета вещей. Для этого крайне важно наладить быстрый и удобный обмен данными с регионами и таким образом шире вовлечь их в создаваемую единую информационную среду контроля и надзора.

Селекторное совещание о ходе реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности»

Селекторное совещание о ходе реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности»

В отдельных местах уже успешно применяются технологии дистанционного контроля. Более того, они доказали свою экономическую эффективность. Все эти практики можно тиражировать.

И главное, чего предстоит добиться в результате реформы, – это принципиально изменить саму философию контроля. Перестроить его с принципа «найти нарушение и наказать любой ценой» на принцип партнёрского и «сервисного» отношения к бизнесу. Сместить акцент на профилактику нарушений и предотвращение ущерба.

И люди наши, и, конечно, сам бизнес ждут от реформы конкретных результатов, прозрачности, современных и предсказуемых подходов, качества работы. Ждут нового уровня безопасности и нового уровня экономической свободы.

Мы договорились, что каждым надзорным органом в регионе ежеквартально будут проводиться публичные обсуждения результатов проверок с предпринимателями – по существу и в профессиональном ключе.

Для оценки практических результатов хода реформы в Правительстве будет создана специальная аттестационная комиссия. Она будет постоянно следить за работой руководящего состава надзорных ведомств.

Отдельно хочу выделить в реформе государственного контроля роль органов прокуратуры. В тесном взаимодействии с Генеральной прокуратурой Правительство готовило все основные направления этой реформы. И один из основных ресурсов по обеспечению прозрачности государственного контроля – единый реестр проверок – создавался и развивается нами совместно.

Для дальнейшего обсуждения передаю слово Юрию Яковлевичу Чайке. 

Доклад Генерального прокурора Юрия Чайки на селекторном совещании о ходе реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности»

Доклад Генерального прокурора Юрия Чайки на селекторном совещании о ходе реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности»

Ю.Чайка (Генеральный прокурор Российской Федерации): Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

Уже более 10 лет органами прокуратуры осуществляются мероприятия по защите бизнеса. Только за последние два с половиной года пресечено около 150 тыс. нарушений в этой сфере, прокурорами отклонено почти 900 тыс. необоснованных заявлений контролирующих органов о проведении проверок. Это ощутимый для бизнеса результат. Однако, к сожалению, не всё идёт гладко.

Повсеместно мы сталкиваемся с нежеланием контролёров менять устаревшие подходы к проверкам бизнес-структур. Показательны результаты недавнего соцопроса, проведённого Минвостокразвития в рамках подготовки совместного с Генпрокуратурой заседания коллегий: 47% предпринимателей Дальневосточного федерального округа сталкивались с проверками, носящими заказной характер, причём две трети опрошенных, по сути, не видят каких-либо шансов отстоять свои права в суде.

Спросите любого представителя бизнеса: визиты кого из проверяющих создают наибольшие проблемы? Ответ будет однозначный: сотрудников полиции. Под видом гласных оперативных мероприятий они могут появиться в любой организации, изъять документацию, оргтехнику, парализовать работу. Ещё в 2013 году, выступая в Совете Федерации, я предложил установить обязательное согласование подобных проверок прокурорами, однако соответствующие законодательные предложения, поддержанные Общественной палатой и бизнес-сообществом, торпедируются Министерством внутренних дел и другими силовиками и до сих пор не реализованы.

Вместе с тем за последние три года при проведении более 19 тыс. гласных оперативных мероприятий подразделениями МВД допущено свыше 2 тыс. нарушений, а возбуждением уголовного дела закончилось менее 15% обследований. Спрашивается, зачем в остальных случаях сотрясали бизнес-структуры?

По данным прокуроров, МВД и в целом является одним из лидеров по числу допущенных нарушений в ходе реализации контрольных полномочий в отношении предпринимателей (свыше 4 тыс. в 2016 году). Больше только у МЧС – почти 6 тыс. Кроме того, прокурорами вскрыто около 4 тыс. нарушений в деятельности органов Роспотребнадзора, свыше 2 тыс. – в деятельности Ростехнадзора и Ространснадзора, по 1 тыс. – в Росреестре и Росприроднадзоре.

Остановлюсь на наиболее характерных недостатках в деятельности органов контроля, выявленных прокурорами. Плановые проверки нередко проводятся по адресам, не совпадающим с указанными в распоряжениях, с превышением предельного 20-дневного срока, иногда более чем вдвое. Распространены факты незаконного проведения контрольных мероприятий без включения в ежегодный сводный план проверок – в Воронежской области, Ханты-Мансийском округе и ряде других регионов.

Несмотря на действующий мораторий, в план на 2017 год предлагались проверки предприятий малого и среднего бизнеса. Причём подобные нарушения допускались и на федеральном уровне.

Внеплановые проверки проводятся в отсутствие сведений о нарушении прав, без издания соответствующих распоряжений и согласования с органами прокуратуры. И даже, вопреки прямому запрету в законе, – по анонимным обращениям.

Отдельно хотел бы остановиться на коррупционных проявлениях в деятельности контрольно-надзорных органов. Они связаны с незаконными выплатами контролёрам поднадзорными предприятиями за оказание консультационных, образовательных услуг, с неправомерным принятием решений в пользу аффилированных структур, недостоверностью декларируемых сведений о доходах и расходах. В 2016 году и I квартале 2017 года прокурорами установлено 9 тыс. подобных нарушений, в связи с чем, по нашим материалам, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено свыше 730 виновных должностных лиц.

Безусловно, рассмотрение актов прокурорского реагирования контролирующими органами приводит к активизации их деятельности, что в результате может повлечь дополнительное давление на бизнес, поэтому в декабре 2016 года мной прокурорам дано указание воздержаться от предвзятых, негативных выводов о работе органов контроля, приводящих к проведению необоснованных проверочных мероприятий в отношении субъектов предпринимательства. Прокуроры в целом ориентированы на совершенствование работы по защите бизнеса.

При формировании планов контрольных мероприятий на 2017 год мы будем рассматривать предложения органов контроля, учитывая правильность определения ими интенсивности проверок предприятий в зависимости от степени опасности производства и их репутации. Иными словами, мы оценим, как контролёры применяют риск-ориентированный подход.

Кроме того, дальнейшее развитие получит функционал единого реестра проверок, возможности коммуникации с бизнес-сообществом с использованием современных технологий.

Селекторное совещание о ходе реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности»

Селекторное совещание о ходе реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности»

В условиях стремительно развивающейся цифровой экономики контролирующим органам следует более активно участвовать в создании информационной среды контрольно-надзорной деятельности, развивать свои ресурсы, с тем чтобы их мероприятия проводились в предсказуемом, прозрачном режиме.

Необходимо и в дальнейшем совершенствование нормативно-правовой базы. На сегодня огромное количество внеплановых проверок вообще не согласовывается с органами прокуратуры. В соответствии с законодательством утверждению подлежит лишь 3% от общего числа. В 2015–2016 годах мы санкционировали только 75 тыс. из 2,5 млн внеплановых проверок.

По поручению главы государства нами разработан проект закона, устраняющий данные диспропорции, который положительно оценивается общественными объединениями предпринимателей. С учётом позиции Государственно-правового управления Президента он направлен в Правительство для формирования консолидированного мнения и согласования.

Прошу Вас, глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич, поддержать нашу инициативу.

Очевидно, что благоприятный бизнес-климат сегодня во многом зависит от чётко выстроенной работы региональных властей. Во время организации в этом году совещания по защите прав предпринимателей в Ярославле мы непосредственно убедились, что в данном регионе, а также в Тульской, Белгородской, Калужской областях и ряде других налажен конструктивный диалог между властью и бизнесом. Активно взаимодействуют с ними в данной сфере и прокуроры.

В заключение хотел бы отметить, что при подготовке сегодняшнего мероприятия получен положительный опыт координации нашей совместной с Правительством Российской Федерации деятельности. Мы высоко оцениваем данные результаты и возлагаем большие надежды на то, что все наработки будут нами совместно эффективно использованы в целях обеспечения прав предпринимателей.

Д.Медведев: Спасибо большое, Юрий Яковлевич.

Михаил Анатольевич (обращаясь к М.Абызову), расскажите, как по линии Правительства эта работа велась, потому что Вы этим занимаетесь.

М.Абызов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

За период с момента утверждения паспорта приоритетной программы уже есть определённые достижения по каждому из проектов. В целом хочу доложить, что мы идём в рамках утверждённого президиумом графика.

Я хотел бы акцентировать внимание на двух моментах.

Первое. Перед нами стоят масштабные, амбициозные задачи, начиная с построения качественно иной, партнёрской модели взаимодействия с бизнесом, внедрения риск-ориентированного подхода и заканчивая повсеместным внедрением современных информационных технологий при осуществлении контроля. Всё это требует более высокой квалификации инспекторского состава. Именно эти люди должны принимать решения, от которых зависит жизнь и здоровье граждан. Они должны прекрасно разбираться во всех тонкостях подконтрольной сферы, включая технологические процессы, а также обладать высокими навыками работы с современными сложными информационными системами.

В этой связи крайне важно выстроить принципиально новую, масштабную систему подготовки и обучения сотрудников, повышения их квалификации, а это в общей сложности порядка 130 тыс. человек. В этой связи нами в рамках проекта подготовлен стандарт кадрового менеджмента, а также комплексная программа по повышению квалификации и переобучению персонала.

Второе – это работа по профилактике нарушений. Именно профилактика нарушений должна стать ключевой осью по предупреждению нарушений, предупреждению вреда для жизни и здоровья граждан.

В этой связи мы запустили практику проведения публичных слушаний с бизнесом и участием региональных властей, в рамках которых подконтрольные органы, а также субъекты, контрольные органы на местах рассказывают о результатах своей работы, разъясняют требования и помогают бизнесу избежать нарушений в будущем.

Только за два прошедших месяца в субъектах Российской Федерации было организовано более 400 подобных мероприятий, в каждом из которых принимали участие до 200 человек. В общей сложности это несколько десятков тысяч людей, наших предпринимателей, которые ознакомились со всеми тонкостями и особенностями работы контрольных органов. 

<…>

Из стенограммы:

Вопрос: По итогам селекторного совещания звучали какие-то предложения от регионов? И второй вопрос: были даны какие-то дополнительные поручения Председателем Правительства?

М.Абызов: Регионы принимают самое активное участие в реализации задач реформы контрольно-надзорной деятельности (у нас принят отдельный проект по совершенствованию государственного надзора на региональном уровне). И их вовлечённость в этот процесс, понимание того, что происходит на местах, является, наверное, ключевым аспектом и залогом успешности реформы.

Многие предложения, которые сегодня звучали и обсуждались, актуальны не только для тех регионов, которые высказались, но и для всех регионов России.

Конечно, в первую очередь это вопрос исключения избыточных и дублирующих, устаревших надзорных требований, которые уже несовместимы с сегодняшним уровнем технологического развития наших предприятий и которые надо менять.

И эту работу мы вместе с регионами будем проводить. Регионы такие предложения готовят и направляют в наш проектный центр, с тем чтобы мы их обобщали и принимали соответствующие решения.

Второй вопрос связан с задачами по информатизации государственной контрольно-надзорной деятельности. Когда мы говорим о реализации проекта «Цифровая экономика», то имеем в виду, что необходимо и ту часть государственного управления, которая нуждается в цифровизации, реализовывать более активно. И эту задачу надо решать и на федеральном, и на регионом уровне.

Третье. Конечно, много вопросов обсуждалось в отношении проверок, которые проводят федеральные надзорные ведомства в регионах. Не все проверки бывают объективными, есть случаи предвзятых проверок. Бывают случаи, когда вместо проведения проверочных мероприятий некоторые надзорные ведомства используют так называемые административные расследования, которые не надо согласовывать с органами прокуратуры. И в результате предприниматели, по сути дела, подвергаются проверочному давлению без полного соблюдения всех необходимых требований, которые предусмотрены нашими надзорными регламентами. Поэтому одно из поручений, решений, которое сегодня обсуждалось, связано с тем, чтобы внести изменения в законодательство и административные расследования фактически приравнять к проверкам, а это означает, что административные расследования будут подлежать согласованию с органами прокуратуры и будут регламентироваться как обыкновенные надзорные мероприятия.

Кроме того, регионы ставят вопросы о делегировании части надзорных полномочий в тех сферах, которые наиболее значимы для экономики и жизни конкретных территорий. Мы будем прорабатывать эти предложения. Есть виды государственного надзора, которые не могут быть переданы на региональный уровень. Связано это с тем, что многие риски, которые контролируют надзоры, являются экстерриториальными. Это означает, что их федерализация, централизация – наиболее качественный путь по защите интересов граждан, их жизни и здоровья.

Кроме того, обсуждался вопрос финансирования реформы контрольно-надзорной деятельности. Мы будем готовить предложения по возможному выделению дополнительных средств в следующем финансовом цикле на финансирование работы наших региональных, территориальных органов.

Вопрос: Сегодня Премьер-министр сообщил о создании аттестационной комиссии. Расскажите об этом подробнее. И как будут обучать инспекторов, которые будут проводить проверки?

М.Абызов: Президиумом Совета по приоритетным проектам утверждён паспорт приоритетной программы по реформе контрольно-надзорной деятельности. В частности, один из проектов, который в рамках этого паспорта реализуется, это проект по совершенствованию кадровой работы. Им предусмотрено в том числе на федеральном уровне, на уровне Правительства создание аттестационной комиссии, которая будет рассматривать качество работы высших руководящих сотрудников федеральных надзорных ведомств. Это утверждено решением президиума, и нам в ближайшее время необходимо внести документы по организации работы такой комиссии. Затем Председатель Правительства будет принимать решение.

По поводу обучения инспекторов. Я думаю, что на этой неделе мы опубликуем комплексную программу по обучению сотрудников контрольно-надзорных ведомств. Мы обсуждали её на прошлой неделе, и она практически сегодня согласована. Там есть несколько направлений этой работы, начиная от онлайн-курсов для инспекторского состава, в рамках которых будет повышаться общая квалификация по общим дисциплинам управленческого характера, заканчивая специальным курсом по отдельным видам контроля и надзора, связанным с подготовкой проверок, организацией проверок, профилактических мероприятий, системой взаимодействия между инспектором и предпринимателем. Нам необходимо в рамках этих онлайн-курсов охватить процессом переобучения более 130 тыс. сотрудников надзорных ведомств, это большое количество людей. И такие дистанционные онлайн-курсы и последующая аттестация по результатам онлайн-курсов должны существенно повысить квалификацию нашего инспекторского персонала.

С другой стороны, отдельное направление работы с высшим руководящим составом надзорных ведомств – это семинары, которые мы будем проводить совместно с РАНХиГС. Большую работу будет проводить аналитический центр при Правительстве, на площадке которого для руководителей федеральных и территориальных государственных надзоров будут обсуждаться лучшие практики. Проблемы, с которым сталкиваются в своей работе надзорные ведомства, во многом одинаковы, поэтому и удачные решения, которые кто-то находит, важно вовремя выявлять и масштабировать. Этим будет заниматься аналитический центр при Правительстве.

<…>

government.ru

Паспорт приоритетного проекта "Совершенствование функций государственного надзора МЧС России"

Внедрение нового подхода устранит осуществление сплошных проверок подконтрольных субъектов, и создаст систему эффективного расходования ресурсов. Произойдет полное распределение объектов контроля по категориям риска при осуществлении плановых проверок.

Будут внедрены методики оценки риска в целях снижения общей административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности с одновременным повышением уровня эффективности контрольно-надзорной деятельности, в том числе при внеплановых проверках.

Планирование проверок реализуется в зависимости от уровня риска причинения вреда.

Увеличение процента охвата потенциальных нарушителей обязательных требований, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.

Число проверок снижено не менее чем на 30-50%, а отдельные категории объектов и вовсе освободятся от надзорных мероприятий.

Будет создана реальная возможность обеспечения безопасности надзорными подразделениями МЧС России.

Разработка и внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности

Разработка и внедрение в государственное управление совокупности механизмов оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности позволит сфокусировать планирование и осуществление контрольно-надзорных мероприятий на максимальное сокращение ущерба жизни и здоровью человека, материальному ущербу граждан и организаций и искоренение так называемой «палочной системы».

Формирование показателей эффективности и результативности будет основано на учете базовых значений и анализе статистики по осуществляемым МЧС России видам контроля (надзора).

По итогам реализации проекта в каждом контрольно-надзорном подразделении будет применяться система оценки результатов деятельности должностных лиц, основанная на планировании и оценке достигнутых значений утвержденных показателей, ориентированных на результат, качество и эффективность работы.

Также будут внедрены механизмы мотивации работников в зависимости от достигнутых результатов работы.

В рамках создания единой облачной системы контрольно-надзорной деятельности будет обеспечена информационно-аналитическая поддержка внедрения обновленной системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.

Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований на территории Российской Федерации

Устранение избыточных нормативов и стандартов, не соответствующих достижениям науки, техники и уровню развития экономики и общества. Обеспечение информационной доступности требований. Ликвидация их противоречия друг другу. Создание обязательных требований, влияющих только на уровень безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности. Обеспечение поддержания актуальных перечней обязательных требований. Формирование и их размещение на официальных сайтах.

Реализация механизма по ограничению формирования новых избыточных и дублирующих нормативов и правил поведения.

Поэтапное внедрение проверочных листов при проведении контрольно-надзорных мероприятий.

Обязательное использование органами МЧС России сервисов интерактивного взаимодействия с субъектами контроля в сети Интернет, в том числе через «Личный кабинет» субъекта контроля.

Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований

Реализация комплекса мер по налаживанию системной профилактической работы, ориентированной на соблюдение поднадзорными субъектами предъявляемых требований, а не только на наказание за совершение правонарушений.

Обустройство системы профилактической работы позволит снизить издержки как надзорных органов, так и подконтрольных субъектов. Ведение данной работы не только в подконтрольной среде, а повсеместно, включая объекты жилого сектора, а также население и территории.

Формирование в ходе обобщения правоприменительной практики перечня наиболее частых нарушений обязательных требований со стороны субъектов контроля.

Утверждение Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований и программы профилактики нарушений обязательных требований по видам контроля (надзора).

Обучение для подконтрольных субъектов, в том числе с использованием информационных технологий в сети «Интернет» через «Личный кабинет» поднадзорного субъекта, самостоятельной оценки подконтрольным субъектом соблюдения предъявляемых к нему обязательных требований («Электронное самодекларирование»).

Внедрение механизма оценки бизнесом качества реализации программ профилактики органами контроля.

Внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельности контрольно-надзорных органов

Усиление кадрового состава аналитических подразделений, занимающихся прогнозированием рисков и планированием контрольных мероприятий.

Утверждение собственных стандартов работы с кадрами и развития кадрового потенциала (кадровые стратегии), позволяющие переориентировать кадровую работу на риск-ориентированный подход.

Ежегодная оценка профессиональной служебной деятельности руководителей и инспекторов, методические мероприятия по вопросам применения риск-ориентированного подхода и соблюдения этики служебного поведения, поддержание в актуальном состоянии модели компетенций-квалификационных требований для замещения должностей, комплекс мероприятий и технологий, формирующих высокий уровень развития служебной культуры и повышающих привлекательность надзорных органов для перспективных кандидатов.

Внедрение системы переподготовки, непрерывного обучения и аттестации. Обновление должностных обязанностей сотрудников, проведение конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и в кадровый резерв. Внедрение новой системы оплаты труда, направленной на снижение текучести кадрового состава и повышение его мотивации. Будут разработаны нормативные документы МЧС России для внедрения в деятельность Стандарта нормирования численности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия.

Внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности

Минимизация возможности коррупционных отношений между инспектором и подконтрольным субъектом за счет внедрения риск-ориентированного подхода, понятной и «прозрачной» системы обязательных требований для субъектов контроля, системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований, эффективных механизмов кадровой политики и создания единого информационного пространства взаимодействия контрольно-надзорных органов между собой.

Разработка карты коррупционных рисков, на основании которых будет проводиться антикоррупционная работа. Рассмотрение и одобрение проектов указанных карт на заседаниях общественных советов, а также на Экспертном совете при Правительстве Российской Федерации.

Мероприятия по ротации сотрудников ФПС и государственных гражданских служащих.

Разработка мер по снижению количества процессуальных ошибок, а также снижению административной нагрузки на подконтрольные субъекты путем сокращения возможностей для недобросовестного выполнения своих должностных полномочий инспекторами.

Минимизация властных полномочий инспекторов и размера санкций при сокращении вариативности принятия решений контролерами. Автоматизация контрольно-надзорной деятельности. Обеспечение межведомственного электронного взаимодействия. Внедрение и пропаганда системы общественного контроля.

Внедрение мероприятий по самообследованию подконтрольных субъектов. Снижение взаимодействия инспекторов с подконтрольными субъектами. Создание и обустройство системы обратной связи с объектами контроля.

Повышение уровня доверия между государством, предпринимателями, обществом в целом, позволяющего сформировать дополнительные условия для международной инвестиционной привлекательности и роста экономики Российской Федерации.

Создание и внедрение комплексной модели информационного обеспечения и систем автоматизации контрольно-надзорной деятельности

Созданная модель информационного обеспечения готова к взаимодействию в электронном виде с ЕРП и ГАСУ с использованием СМЭВ.

Единая информационная среда обеспечит автоматизацию межведомственного взаимодействия, что позволит оптимизировать нагрузку на надзорные органы, при этом повысив их информированность по объектам проверки.

Создание информационной среды позволит информировать поднадзорные субъекты через «Личный кабинет» с информацией по их объектам проверки, перечнями обязательных требований и возможностью электронного декларирования на основании проверочных листов.  Будет обеспечено интерактивное взаимодействие с органами контроля (надзора), что повысит открытость и понятность для бизнеса присвоения групп риска поднадзорным объектам и предъявляемых к ним обязательных требований.

Обеспечена возможность применения автоматизированной системы сопровождения деятельности инспекторского состава надзорных органов, содержащей четкое описание административных процедур, шаблонов и форм документов, модели принятия решения.

Создание информационно-аналитической поддержки внедрения управления рисками обновленной системы оценки результативности и эффективности надзорной деятельности и актуализации и систематизации обязательных требований на базе собираемых первичных (деперсонализованных) данных о деятельности надзорных органов в ГАС «Управление».

Внедрение механизма обучения (включая самообучение) подконтрольных субъектов, самостоятельного определения подконтрольным субъектом перечней предъявляемых к нему обязательных требований (самообследование на основе анкетирования), в том числе с использованием «Личного кабинета».

www.mchs.gov.ru

Реформа контрольной и надзорной деятельности

Цель: совершенствование функции государственного контроля (надзора) через:

Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований

Реализация комплекса мер по налаживанию системной профилактической работы, ориентированной на соблюдение субъектами контроля предъявляемых требований, а не только на наказание за совершение правонарушений.

Обустройство системы профилактической работы позволит снизить издержки как службы, так и субъектов контроля. Формирование в ходе обобщения правоприменительной практики перечня наиболее частых нарушений обязательных требований со стороны субъектов контроля.

Утверждение Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований и программы профилактики нарушений обязательных требований по видам контроля (надзора).

Обучение субъектов контроля, в том числе с использованием информационных технологий в сети «Интернет», самостоятельной оценке соблюдения предъявляемых к нему обязательных требований («Электронное самодекларирование»).

Внедрение механизма оценки субъектами контроля качества реализации программ профилактики службы.

Внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельности службы

Усиление кадрового состава аналитических подразделений, занимающихся прогнозированием рисков и планированием контрольных мероприятий.

Утверждение собственных стандартов работы с кадрами и развития кадрового потенциала (кадровые стратегии), позволяющих переориентировать контрольно-надзорную деятельность на риск-ориентированный подход.

Ежегодная оценка профессиональной деятельности работников службы, методические мероприятия по вопросам применения риск-ориентированного подхода и соблюдения этики служебного поведения, поддержание в актуальном состоянии модели компетенций-квалификационных требований для замещения должностей, комплекс мероприятий и технологий, формирующих высокий уровень развития служебной культуры и повышающих привлекательность надзорных органов для перспективных кандидатов.

Внедрение системы переподготовки, непрерывного обучения и аттестации. Обновление должностных обязанностей сотрудников, проведение конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и в кадровый резерв.

Внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности

Минимизация возможности коррупционных отношений между работниками службы и субъектами контроля за счет внедрения риск-ориентированного подхода, понятной и «прозрачной» системы обязательных требований для субъектов контроля, системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований, эффективных механизмов кадровой политики и создания единого информационного пространства взаимодействия контрольно-надзорных органов между собой.

Разработка карты коррупционных рисков, на основании которых будет проводиться антикоррупционная работа. Рассмотрение и одобрение проектов указанных карт на заседаниях общественных советов.

 Автоматизация контрольно-надзорной деятельности. Обеспечение межведомственного электронного взаимодействия. Внедрение и пропаганда системы общественного контроля.Создание и обустройство системы обратной связи с субъектами контроля.

Создание и внедрение комплексной модели информационного обеспечения и систем автоматизации контрольно-надзорной деятельности

Созданная модель информационного обеспечения готова к взаимодействию в электронном виде с ЕРП и ГАСУ с использованием СМЭВ.

Единая информационная среда обеспечит автоматизацию межведомственного взаимодействия, что позволит оптимизировать нагрузку на службу, при этом повысив информированность по объектам проверки.

Создание информационной среды позволит информировать субъекты контроля с информацией по их объектам проверки, перечнями обязательных требований и возможностью электронного декларирования на основании проверочных листов. 

Создание информационно-аналитической поддержки внедрения управления рисками обновленной системы оценки результативности и эффективности надзорной деятельности и актуализации и систематизации обязательных требований на базе собираемых первичных (деперсонализованных) данных о деятельности надзорных органов в ГАС «Управление».

Внедрение механизма обучения (включая самообучение) субъектов проверок, самостоятельного определения подконтрольным субъектом перечней предъявляемых к нему обязательных требований (самообследование на основе анкетирования).

 

Нормативные правовые документы по реализации приоритетного проекта по реформе контрольной и надзорной деятельности

irkobl.ru

Контрольно-надзорная деятельность

  • Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности

    Утверждение Базовой модели определения категории риска (класса опасности): реализована реалистичная оценка вероятности причинения вреда, тяжести последствий

    По всем видам контроля (надзора) на основании Базовой модели определения категории риска (класса опасности) контрольно-надзорными органами сформированы исчерпывающие реестры подконтрольных объектов с использованием ведомственных информационных систем, внедрена модель поддержания реестров в актуальном состоянии, установлены категории риска (классы опасности) и критерии отнесения к ним объектов, подконтрольные объекты в полном объеме распределены по категориям риска (классам опасности), информация публична и доступна

    Планы проверок на 2018 год сформированы на основании риск-ориентированного подхода

  • Внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности

    Утверждены перечни и значения показателей результативности и эффективности, соответствующие Базовой модели определения показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности

    Разработана модель рейтингования ведомств по уровню зрелости системы управления результативностью и эффективностью

    Проведена текущая оценка эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих, их квалификации, а также профессиональных качеств, необходимых для исполнения должностных обязанностей

  • Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований

    Опубликованы доклады контрольно-надзорных органов по правоприменительной практике, статистике типовых и массовых нарушений обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению, доклады, содержащие руководство по соблюдению обязательных требований, дающие разъяснения, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов, необходимых для их реализации организационных, технических мероприятий

    Разработан и утвержден с учетом обобщения практики Стандарт комплексной профилактики нарушений обязательных требований, включая стандарт консультационной работы с электронными обращениями бизнеса, требования к досудебному обжалованию решений органов государственного контроля

    Проведены ежеквартальные публичные мероприятия для подконтрольных субъектов в центральном аппарате и территориальных органах контрольно-надзорных органов с анализом правоприменительной практики, подготовленных руководств по соблюдению обязательных требований, с размещением их результатов в сети Интернет и механизмом "обратной связи"

  • Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований

    Обеспечено принятие постановления Правительства Российской Федерации, определяющего общие требования к разработке и использованию проверочных листов

    Федеральными органами исполнительной власти обеспечено внесение изменений в положения о видах федерального государственного контроля (надзора), предусматривающих использование проверочных листов

    Федеральными органами исполнительной власти обеспечено принятие нормативных правовых актов, закрепляющих использование проверочных листов в ходе проверочных мероприятий по отдельным видам деятельности

    Контрольно-надзорными органами подготовлены, размещены в сети Интернет и используются в контрольно-надзорной деятельности проверочные листы

    Проведены анализ нормативно-правовых актов, устанавливающих обязательные требования, и оценка эффективности обязательных требований для обеспечения минимизации рисков и предотвращения негативных социальных или экономических последствий для целей их оптимизации, включая отмену неэффективных и избыточных

    Совместно с отраслевыми ассоциациями предпринимателей актуализированы обязательные требования по 5 наиболее массовым видам предпринимательской деятельности и выявлены обязательные требования, требующие актуализации не менее, чем по 5 видам контроля (надзора)

    Контрольно-надзорными органами утверждены и размещены на сайтах исчерпывающие перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования по каждому виду контроля (надзора)

    Контрольно-надзорными органами сформированы и размещены на официальных сайтах перечни нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым в уведомительном порядке

    Обеспечено принятие нормативных правовых актов, определяющих порядок функционирования механизма по ограничению формирования новых избыточных и дублирующих обязательных требований и реализации принципа принятия новых обязательных требований только после отмены двух устаревших (1 in 2 out)

  • Внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельности контрольно-надзорных органов

    Проведен аудит операционных и функциональных процессов в контрольно-надзорных органах

    Проведен централизованный отбор претендентов на замещение должностей гражданской службы в федеральных органах исполнительной власти – участниках программы, назначение на которые осуществляется Правительством Российской Федерации, за исключением МЧС России, предусматривающий обязательную альтернативность выбора кандидатов (не менее трех) и согласование с Правительством Российской Федерации моделей компетенций, включающих профессиональные и личностные качества, а также квалификационные требования для замещения данных должностей

    Проведена аттестация назначаемых Правительством Российской Федерации руководителей и заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти - участников программы, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия (за исключением МЧС России), а также руководителей кадровых служб данных органов

    Разработана типовая методика материальной мотивации, основанная на ключевых показателях эффективности контрольно-надзорной деятельности

    Оптимизирована организационная структура федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, в том числе с учетом необходимости усиления кадрового состава аналитических подразделений, занимающихся прогнозированием рисков, а также кадровых служб

  • Внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности

    Утверждены карты коррупционных рисков в отношении 15 наиболее массовых видов контроля (надзора) и реализованы меры по их минимизации

  • Автоматизация контрольно-надзорной деятельности

    Проведен пилотный проект с участием 2 контрольно-надзорных органов - участников программы и Минэкономразвития России по построению межведомственных карт рисков на основе анализа "больших данных"

    В информационных системах федеральных органов исполнительной власти – участников программы созданы и используются "Личные кабинеты", реализованы исчерпывающие реестры проверяемых объектов, механизмы сбора, учета и аналитической обработки показателей (индикаторов) для определения категорий риска и классов опасностей проверяемых объектов, в том числе, на основе межведомственного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)

    ФГИС ЕРП (Единый реестр проверок) модернизирована для обеспечения сбора данных в электронном виде с использованием СМЭВ о проверках и о результатах проверок, для ведения электронных паспортов проверок. В ФГИС ЕРП создана функциональность электронных паспортов проверок

    По отдельным видам контроля (надзора) реализован механизм общественного контроля с использованием графических идентификаторов (QR-коды) документов проверки

  • Повышение качества реализации контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях

    Разработаны рекомендуемые целевые модели осуществления контрольно-надзорной деятельности по 7 видам регионального контроля (надзора) на основе лучших региональных практик

    В 85 субъектах Российской Федерации разработаны и утверждены «дорожные карты» по внедрению в субъектах Российской Федерации рекомендуемой целевой модели осуществления контрольно-надзорной деятельности

    В каждом из 85 субъектов Российской Федерации при осуществлении контрольно-надзорной деятельности учитываются рекомендуемые целевые модели

  • knd2.ac.gov.ru

    Доклад Реформа контрольной и надзорной деятельности

    Подготовка к Государственному совету

    Подготовка к Государственному совету Подготовка к Государственному совету Рабочая группа "Контрольно-надзорная деятельность" Финальные материалы рабочей группы Москва 30 сентября 2016 0 Факторы: РГ выделила основные факторы, влияющие на контрольно-надзорную

    Подробнее

    ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 1 апреля 2016 г. 559-р МОСКВА 1. Утвердить план мероприятий ("дорожную карту") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской

    Подробнее

    ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 5 июня 2015 г. 1028-р МОСКВА 1. Утвердить прилагаемую Концепцию повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и

    Подробнее

    П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

    П О С Т А Н О В Л Е Н И Е АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "САРАПУЛЬСКИЙ РАЙОН" П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 24.05.2011 г. с. Сигаево 650 Об утверждении районной целевой программы «Административная реформа в МО «Сарапульский

    Подробнее

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Утверждены Проектным офисом Правительства Российской Федерации 7 ноября 2016 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по реализации первоочередных мероприятий в части организации проектной деятельности в федеральных

    Подробнее

    АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА

    АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА Д И Р Е К Т О Р Д Е П А Р Т А М Е Н Т А Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н О Г О Р Е Г У Л И Р О В А Н И Я В Э К О Н О М И К Е М И Н И С Т Е Р С Т В А Э К О Н О М И Ч Е С К О Г О Р А З

    Подробнее

    ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 15 октября 2016 г. 1050 МОСКВА Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации В соответствии с пунктом 5 Указа

    Подробнее

    Эльвира Сахипзадовна Набиуллина

    Эльвира Сахипзадовна Набиуллина Приоритетные направления совершенствования государственного управления в 2011 2013 годах М и н и с т р э к о н о м и ч е с к о г о р а з в и т и я Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и Эльвира Сахипзадовна

    Подробнее

    ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 17 августа 2016 г. 806 МОСКВА О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора)

    Подробнее

    1. Термины, определения и сокращения

    1. Термины, определения и сокращения ПРИЛОЖЕНИЕ 8 к протоколу заседания подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных

    Подробнее

    РАБОТАТЬ НА РЕЗУЛЬТАТ

    РАБОТАТЬ НА РЕЗУЛЬТАТ Свечникова Т.В. Казначей отдела внутреннего контроля и аудита Управления Федерального казначейства по Челябинской области Россия, Челябинск РАБОТАТЬ НА РЕЗУЛЬТАТ «Государственный аппарат должен быть эффективным,

    Подробнее

    Программно-целевое планирование

    Программно-целевое планирование II ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ УДК 338.24:336.14 З.Б. ЛУКЬЯНЕНКО, к.экон.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский

    Подробнее

    docplayer.ru

    Реформу контроля и надзора приняли за основу

    Реформу контроля и надзора приняли за основу

    00:00, 26 Февраля 2018

    Реформу контроля и надзора приняли за основу

    Реформа контрольно-надзорной деятельности (КНД) перешла на новый уровень: на прошлой неделе законопроект о государственном и муниципальном контроле и надзоре был принят Госдумой в первом чтении. Депутаты поддерживают идею перестать «кошмарить бизнес», но призывают конкретизировать подходы и методики, правительство также готовит собственные поправки к законопроекту: ко второму чтению документ может быть существенно пересмотрен.

    Законопроект, подготовленный Минэкономики при участии «Открытого правительства» и бизнес-объединений, определяет органы государственного и муниципального контроля и надзора, устанавливает закрытый перечень видов КНД и вводит в надзорных ведомствах систему управления рисками. Для каждого из видов контроля должен быть разработан административный регламент, определяющий обязательные требования и порядок проведения контрольных мероприятий, включая те, что не требуют взаимодействия с поднадзорным субъектом. Законопроект также закрепляет практику использования проверочных листов — открытого перечня контрольных вопросов, которые инспектор обязан будет использовать в ходе проверки и которыми бизнес может воспользоваться для самообследования.

    В рамках риск-ориентированного подхода предполагается разделить все поднадзорные субъекты на шесть категорий в зависимости от степени потенциальной угрозы для жизни и здоровья граждан и добросовестности соблюдения законодательства и освободить предприятия с низким риском от плановых проверок. Документ также устанавливает новые критерии для оценки эффективности КНД: в рамках декларируемого отхода от «палочной системы» предполагается привязать ее не к количеству проверок, а к динамике снижения смертности, травматизма и экономического ущерба.

    Еще до официального одобрения правительством законопроект прошел «нулевые чтения» в Госдуме в декабре 2017 года, а в середине февраля был концептуально одобрен думской рабочей группой. На Охотном Ряду согласны с необходимостью отхода от «карательной» системы КНД: по словам члена комитета Госдумы по контролю и регламенту Виктора Карамышева, главная цель проекта — перестать «кошмарить бизнес». В то же время, по мнению депутатов, проект нуждается в серьезной доработке. Ко второму чтению предлагается рассмотреть целесообразность включения или исключения из него отдельных видов контроля и надзора, конкретизировать подходы к оценке эффективности, доработать положения о госконтроле в отношении граждан, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, уточнить методику присвоения категорий риска и устранить разночтения с действующим законодательством. В правительстве, в свою очередь, полагают, что ко второму чтению в законопроекте может появиться норма о запрете с 1 января 2022 года проверки обязательных требований, установленных нормативными актами, принятыми до 2010 года, то есть до введения процедуры оценки регулирующего воздействия. Кроме того, риск-ориентированный подход может быть распространен и на внеплановые проверки.

    Бизнес-объединения в целом также поддержали законопроект (напомним, он должен заменить нормы ФЗ-294, который сейчас регламентирует проверки предприятий), хотя и сетуют на недостаточные темпы проработки своих предложений со стороны власти и настаивают на необходимости пересмотра обязательных требований, проверочных листов и видов контроля (см. “Ъ” от 7 февраля).

    Предполагается, что следующим этапом оформления законодательных рамок реформы КНД должно стать внесение поправок в КоАП, позволяющих выносить предупреждения вместо штрафов и устанавливать соразмерность последних размеру предприятия и степени угрозы. Правительство по поручению президента также разрабатывает законопроект об ограничении количества внеплановых проверок долей в 30% от числа плановых и расширении полномочий прокуратуры по их согласованию. Кроме того, уже подготовленный Минэкономики законопроект должен установить пять базовых режимов разрешительной деятельности (сейчас их более 500).

    Источник - Коммерсант

    xn----8sbmmlgncfbgqis7m.xn--p1ai


    Смотрите также