Бабушкин сад контрольный диктант


Диктанты и проверочные работы по русскому языку для 8 класса

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Диктант с (языковым) грамматическим заданием по остаточным знаниям

8 класс

Я вышел из дома ночью, потому что предполагал добраться до утиного озера к рассвету. Шёл по пыльной дороге, спускаясь в неглубокие овраги, поднимался на пригорки, пересекая редкие сосновые рощицы с застоявшимся в них запахом смолы и земляники, снова выходил к полю.

Никто не обгонял меня, и я ни с кем не встретился. Вдоль дороги тянулась рожь. Она созревала уже и стояла неподвижно, чуть-чуть светлея в темноте. Скоро дорога ушла влево, и я ступил на твёрдую тропинку, извивающуюся вдоль берега небольшой, но глубокой речонки. Плывущие по ней брёвна изредка сталкивались друг с другом, и тогда раздавался слабый звук, будто кто-то стучал топором по дереву.

На другой стороне реки яркой точкой горел костёр, и узкая прерывистая полоска света тянулась от него далеко по воде.

Я прибавил шаг, миновал осиновый подлесок и в небольшой ложбинке, окружённой со всех сторон густым лесом, увидел костёр. Возле него, подперев рукой голову, пристроился человек. Он что-то негромко напевал.

Грамматическое задание

  1. Выпишите из текста по два примера

1 вариант: с проверяемой безударной гласной в корне слова,

2 вариант: с чередующейся гласной в корне слова.

  1. Выполните синтаксический разбор предложения:

1 вариант – предпоследнее предложение текста

2 вариант – последнее предложение

3. Начертите схему предложения

1 вариант: 1-ое предложение 2-ого абзаца,

  1. вариант: 1-ое предложение 3-его абзаца.

4.Подчеркните в тексте диктанта причастные и деепричастные обороты.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

по теме «Функциональные разновидности русского языка»

8 класс

  1. Расскажите о предложенном стиле речи по плану:

    1. сфера применения

    2. задачи

    3. основные особенности

    4. языковые средства

    5. основные типы речи

    6. основные жанры

1 вариант: научный стиль

2 вариант: публицистический стиль

  1. Назовите особенности официально-делового стиля.

1 вариант – напишите заявление на имя директора школы с просьбой перевести вас параллельный класс;

2 вариант – напишите расписку в получении в школьной библиотеке 10 орфографических словарей для проведения экзамена по русскому языку.

  1. Тема – «Дождь» или «Радуга» (на выбор)

Задание: напишите два небольших сочинения на выбранную тему ( 5-8 предложений), одно – в разговорном стиле речи, а второе – в художественном.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3

по теме «Виды и структура предложений»

8 класс

В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. Крокодилов не любит никто. Этот огромный, обитающий в воде ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может пе­реломить ноги взрослой антилопе.

Крокодил — искусный охотник. Часами он может неподвижно ле­жать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза — «перископы». Стоит кому-то приблизиться к водопою и от жажды поте­рять бдительность, он мгновенно бросается на жертву. В Африке ею ча­ще всего бывают антилопы.

Размеры жертвы крокодила нисколько не смущают. На суше он ее не приканчивает, а тащит в воду и топит. Рвать жертву хищник сразу не станет, а поместит за корягу или в пещеру, вырытую для этого в бе­регу под водой, и подождёт, пока добыча «отмокнет».

Желудок крокодила — адский химический комбинат, перевариваю­щий всё: шерсть, рога, копыта. Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке.

Суши крокодил не избегает. Излюбленное его занятие — греться на песчаном, берегу водоема. При явной опасности он мчится в воду, изги­бая тело, выбрасывая далеко вперед задние ноги. Здесь он хозяин.

(166 слов.)

(По В. Пескову)

Грамматическое задание

Выполнить синтаксический разбор предложения

1 вариант – 2-е предложение 2-ого абзаца

2 вариант - 2-е предложение 3-ого абзаца

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 4

по теме «Односоставные предложения»

8 класс

Конец сентября. С этой поры сады пустеют, погода круто меняется. Ветер треплет деревья, и дожди, не прекращаясь, поливают их с утра до ночи. Иногда между тучами пробивается трепещущий золотистый свет низкого солнца. Воздух делается чист и ясен, а солнечный свет ослепи­тельно сверкает между листвой, волнующейся от ветра. Холодно и ярко сияет над тяжелыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывают хребты снеговых облаков. Ветер не уни­мается. Он волнует сад, рвет непрерывно бегущую из трубы струю ды­ма и снова нагоняет зловещие космы пепельных облаков. Они бегут низ­ко и быстро и затуманивают солнце. Но вот гаснет его блеск, закрыва­ется окошечко в голубое небо, и в саду становится пустынно и скучно. Снова сеется дождь.

Из такой трёпки сад выходит совсем обнаженным, засыпанным мок­рыми листьями, каким-то притихшим, смирившимся. Зато как красив он, когда снова наступает ясная погода, прозрачные и холодные дни на­чала октября. Сохранившаяся листва будет висеть на деревьях до пер­вых заморозков. Черный сад будет покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске.

(162 слова.)

(По И. Бунину)

Колокольный звон над Москвой

Большой церковный двор в одном из московских переулков медленно наполняется народом. Ждут. Будет звонить замечательнейший из звонарей! Переговариваются, поглядывая наверх, где виднеется, по временам исчезая за каменными выступами колокольни, силуэт человека в тёмном.

Мороз пощипывает. Люди постукивают нога о ногу. Ожиданье становится томительным. И всё-таки оно взорвалось неожиданно. Словно небо рухнуло! Грозовой удар! Гул! Второй удар! Мерно, один за другим рушится музыкальный гром, и гул идёт от него. И вдруг заголосило, залилось птичьим щебетом, заливчатым пением каких-то неведомо больших птиц, праздником колокольного ликования! Перекликанье звуков, светлых, сияющих на фоне гуда и гула! Мелодии, голоса! Это было половодье, потоками заливающее окрестность. Оглушительно-нежданные сочетания, немыслимые в руках одного человека! Колокольный оркестр!

Подняв головы, смотрят стоявшие на того, кто играл наверху. Смотрят и замирают в благоговении.

( По М. Цветаевой)

Грамматическое задание

  1. Выполнить синтаксический разбор предложения

1 вариант - 2-ое предложение текста

2 вариант – предпоследнее предложение текста

Проверочная работа

по теме «Виды и типы словосочетаний»

8 класс

I вариант А

II вариант А

1. Медведь заревел

1. Появился в отдалении

2. Разбуженный медведь

2. Внезапно остановился

3. Заревел неистово

3. Пошёл и остановился

4. Заревел и схватил

4. Мальчик остановился

5. В течение осени

5. Своих мыслей

6. Схватил за комбинезон

6. В продолжение недели

7. Моего товарища

7. Каждый из нас

8. Рассказывал не улыбаясь

8. Рассказывал краснея

9. Каждый из нас

9. Остановился неподалёку

10. Посмотрев неприветливо

10. Почерневший от пыли

  1. Укажите пары слов, которые не являются с/с

  2. Укажите номера именных с/с.

  3. Укажите номера глагольных с/с.

  4. С/с со связью:

а) согласование

б) управление

в) примыкание

Составьте:

I вариант

II вариант

глагольное с/с со связью управление

именное с/с со связью согласование

I вариант Б

II вариант Б

1. Ласково напевая

1. Поступил не по-товарищески

2. Малыш заплакал

2. Разбушевавшаяся стихия

3. Испуганный малыш

3. В заключение статьи

4. Испугался и заплакал

4. Наступила осень

5. Появился из-за горизонта

5. Золотая осень

6. Нашему руководителю

6. Отвечал не задумываясь

7. Рисовал насвистывая

7. Подаренный бабушкой

8. Вследствие землетрясения

8. Купались и загорали

9. Заплакал от обиды

9. К тому берегу

10. Любой каприз

10. Встретились на набережной

11. Третий с конца

11. Третий с конца

Контрольный листок учителя А

I вариантА

II вариант А

  1. 1, 4, 5

  2. 2, 7, 9

  3. 3, 6, 8, 10

  4. а) 2, 7

б) 6, 9

в) 3, 8, 10

1. 3, 4, 6

2. 5, 7, 10

3. 1, 2, 8, 9

4. а) 5

б) 1, 9, 10

в) 2, 8, 9

Контрольный листок учителя Б

I вариант Б

II вариант Б

  1. 2, 4, 8

2. 3, 6, 10, 11

3. 1, 5, 7, 9

4. а) 3, 6, 10

б) 5, 9. 11

в) 1, 7

1. 3, 4, 8

2. 2, 5, 9, 11

3. 1, 6, 7, 10

4. а) 2, 5, 9

б) 7, 10. 11

в) 1, 6

Контрольная работа № 5

по теме «Предложения с однородными членами»

8 класс

Март — первый весенний месяц.V Назван он так в честь мифологи­ческого бога войны Марса, который вначале прославлялся древними римлянами как бог земледелия и скотоводства. Название сохранилось у многих народов. На Русь оно пришло из Византии.

Издавна март отличался праздниками и обрядами. На Руси к празд­нику выпекали печенье в виде жаворонков, олицетворяющих приход весны. Строили неприступные снежные или ледяные крепости. Встре­чающие весну делились на две группы. Одна защищала крепость, дру­гая ее штурмовала. Смех, шутки не смолкали ни на минуту в течение всего дня.

В России март не всегда бывает теплым.VV Иногда в начале меся­ца возвращаются морозы. И все же мало-помалу снег тает. Повсюду: по овражкам, по склонам холмов — блестят на солнце, сливаясь в неболь­шие болотца, ручейки.* В лесных чащобах, на опушках рощ — везде слышатся шорохи.** Это падает с веток подтаявший снег, освобождая из снежного плена деревья. (134 слова.)

Грамматическое задание

I вариант

II вариант

1. Начертите схемы предложений, отмеченных в тексте

*

**

2. Подчеркните грамматические основы в предложениях, отмеченных

V

VV

Напишите, чем они выражены

3. Объясните графически постановку знаков препинания

Во 2-м предложении второго абзаца

В последнем предложении

Контрольная работа № 6

по теме «Обособление определений, приложений и обстоятельств»

8 класс

Напишите предложения под диктовку, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

  1. Увлечённые рассказом, ребята ничего не замечали вокруг.

  2. Высокий и широкоплечий, он обладал атлетическим сложением.

  3. Мы, врачи, давали клятву Гиппократа и обязаны её сдержать.

  4. Яблоневый сад, весь в солнечных пятнах, спускался по склону холма.

  5. Не смыкавшая глаз уже вторые сутки, Ольга продолжала ухаживать за раненным.

  6. Ёлки, присыпанные первым снегом, казались праздничными.

  7. Максим, отличный пловец и альпинист, рассказывал много интересного.

  8. Отец, как историк-искусствовед, знал настоящую цену этой находке.

  9. Наташа, в голубом платье с короткими пышными рукавами, выглядела особенно нарядно.

  10. Усеянные дымчато-лиловыми ягодами кусты голубики виднеются между деревьями.

________________________________________________________________________

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Василий Поленов, один из популярнейших русских художников, со­здал картины, ставшие любимыми представителями многих поколений. Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Эти по­лотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.

Поленова отличала удивительная разносторонность интересов. Не­заурядный архитектор, музыкант и композитор, он обладал и вокаль­ным дарованием, пробовал себя на любительской сцене как актер, был талантливым педагогом.

Широта взглядов Поленова, позволявшая ему легко входить в раз­ные области искусства, заложена в детстве. Его мать — художница-любительница, отец — известный археолог, страстный любитель и ценитель искусства. С теплотой вспоминал впоследствии художник об атмосфере преклонения перед образованными людьми, царившей в до­ме Поленовых.

С раннего детства мальчику прививалась любовь к природе. Уже первые зарисовки, сделанные шестнадцатилетним юношей во время пу­тешествия по древним русским городам, свидетельствовали о таланте будущего художника.

(132 слова.)

(По Э. Патсон)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 7

Диктант с языковым (грамматическим) заданием

по теме «Простое осложнённое предложение»

8 класс

№1. Полотна Поленова хорошо известны, особенно картина «Московский дворик». В ней как будто выливается чувство радости художника от летнего утра, светлого, погожего, от красоты белокаменной архитектуры и куполов церквей, сияющих в лучах солнца, от ощущения простоты и безмятежности обыденной жизни, сливающейся с окружающим пей­зажем.

В картине нашли отражение детские воспоминания художника. Не­трудно ощутить аромат непосредственности, по-детски наивного воспри­ятия мира, его поэзии, загадочности. Оно передано во всем: и в сосредо­точенной позе девочки на переднем плане, и в увлеченности детворы, играющей с котенком, и в свисающих через забор ветвях деревьев, ухо­дящих в глубь таинственного сада соседней усадьбы.

Проделав круг по центральной части полотна, взгляд зрителя устремляется в глубину двора и за его пределы, где розовеет небо от восходящего солнца. Здесь, на заднем плане картины, снова повторяет­ся уже знакомый ритм: усадебный дом, сарай и церковь с колокольней. Это сходство заставляет предположить, что та же атмосфера покоя и умиротворенности царит в соседнем дворе. (148 слов.)

(По Э. Патсон)

№ 2. В первые два дня пребывания Петьки на даче богатство и сила новых впечатлений, лившихся на него сверху и снизу, смяли его маленькую и робкую душонку. Этот современный дикарь, выхваченный из каменных объятий городских громад, чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы. Всё здесь было для него живым, чувствующим и имеющим волю. Он боялся леса, покойно шумевшего над его головой. Обходил стороной овраги и густые заросли. А вот полянки, светлые, зелёные, весёлые, он любил и хотел приласкать их, как сестёр. Тёмно-синее небо звало его к себе и смеялось, как мать.

Петька волновался, вздрагивал и бледнел, улыбаясь чему-то. Вечерами он степенно, как старик, гулял по опушке. Здесь, на лесистом берегу пруда, он, утомлённый, задыхающийся, разваливался на густой траве и глядел в небо.

( По Л.Андрееву)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 8

диктант с языковым (грамматическим) заданием

по теме «Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями»

8 класс

1. Во время пребывания в Лондоне ( это было в самом начале двадцатого века) известный французский художник Клод Моне был поражён собором святого Петра и , конечно, решил его нарисовать.

2. Как известно, Лондон – город туманов. 3. В тот день туман был таким густым, что сквозь него еле- еле просматривались очертания строений. 4. Моне, естественно, всё так и изобразил.

5. Лондонцы, увидевшие на выставке картину, были раздражены: туман на полотне, к их удивлению, был не серый, а розовый. 6. Да-да, именно розовый!

7. Когда же возмущённые посетители галереи вышли на улицу, они оторопели.

8. Нет, художник ничего не выдумал. 9. Действительно, туман был розовым.

10. Дело в том, что Лондон – город старых кирпичных зданий. 11. Красная кирпичная пыль висит в воздухе и, смешиваясь с туманом, придаёт ему красный оттенок. 12. Художник увидел то, что другие не замечали. 13. С тех пор Моне даже называют певцом лондонского тумана.

14. Часто люди проходят мимо прелюбопытнейших явлений, однако не замечают их, оставаясь равнодушными к ним. 15. Но приходит художник и открывает необычное в обыкновенном.

Грамматическое задание

I

II

1. Выполнить синтаксический разбор предложения

№ 11

№ 14

2. Дайте морфологическую характеристику слова

Ничего ( предл. № 8)

Однако (предл. № 14)

3. Выпишите номера предложений с вводными конструкциями

Абзацы 1 и 2

Абзацы 3 и 4

4. Объясните постановку знаков препинания в предложении

№ 2

№ 10

5. Выпишите номера предложений

С обособленными обстоятельствами

С однородными членами

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 9

Итоговый диктант с языковым (грамматическим) заданием за 8 класс

НЕЗНАКОМАЯ УСАДЬБА

Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то незна­комую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных елей стояли, обра­зуя красивую аллею. Я перелез через изгородь и пошел по ней, скользя по еловым иглам. Было тихо и темно, и только на вершинах кое-где дро­жал яркий золотой свет и переливался радугой в сетях паука. Я повер­нул на длинную липовую аллею. Здесь тоже запустение и старость. Прошлогодняя листва шелестела под ногами. Направо, в старом фрук- товом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть, тоже старая. Но вот липы кончились. Я прошел мимо дома с террасой, и пе­редо мной неожиданно открылся чудесный вид: широкий пруд с купаль­ней, деревня на том берегу, высокая узкая колокольня. На ней горел крест, отражая заходившее солнце. На миг на меня повеяло очаровани­ем чего-то родного, очень знакомого. (138 слов.)

(По А. Чехову.)

Грамматическое задание

  1. Выполнить синтаксический разбор предложения

I вариант – 1 предложение текста

II вариант – 4 предложение текста

  1. Подчеркните в тексте диктанта

I вариант – причастные обороты

II вариант – деепричастные обороты

  1. Выпишите из текста диктанта и нарисуйте схему

I вариант – предложения с уточняющим обстоятельством

II вариант – предложения с обобщающим словом перед однородными членами

Проверочная работа по теме

«Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями»

8 класс

I вариант

Спишите предложения, расставьте необходимые знаки препинания, объясните их постановку.

  1. Он был казалось лет шести.

  2. Как выражаются моряки ветер крепчал.

  3. Таким образом игра стала для мальчика чем-то вроде выгодной профессии.

  4. Поступив таким образом вы добьётесь наилучших результатов.

  5. Солдаты их было трое ели не обращая внимания на Пьера.

  6. Сыпь ты черёмуха снегом.

  7. Дорогие гости милости просим за стол!

  8. Серебристая дорога ты зовёшь меня куда?

  9. Во время грозы это было несколько дней назад сгорел сарай с прошлогодним сеном.

  10. Эй братец загораешь?

  11. Нет я не больна Афанасий Иванович.

___________________________________________________________________

Проверочная работа по теме

«Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями»

8 класс

II вариант

Спишите предложения, расставьте необходимые знаки препинания, объясните их постановку.

  1. Мальчик к изумлению собравшихся свободно говорил на нескольких языках.

  2. Вы наверное переведены сюда из России?

  3. Я очень хорошо помню, как однажды мне было тогда лет шесть за обедом говорили о моей наружности.

  4. Ну герой рассказывай всё по порядку!

  5. Опустись занавеска линялая на больные герани мои.

  6. Догорай костёр дотла.

  7. Во время последнего бала это был как раз канун Рождества она танцевала со мною пять раз.

  8. Неужели вы его боитесь Сергей Ильич?

  9. Он может быть меня не понял?

  10. После обхода больных врач может быть у себя в кабинете.

  11. Нет Оля сегодня занятий не будет.

multiurok.ru

Контрольные диктанты 8 класс

Контрольные диктанты 8 класс

I

Бескорыстный и сведущий другСреди великих изобретений былых времен, окончательно выделивших род людской из приниженного состояния, наибольшую роль сыграла письменность. Именно по книгам, как по ступенькам, поднимался человек на свою нынешнюю высоту.Книга — это кристаллический, плотно упакованный в страницы наш многовековой опыт, делающий бессмертным род людской на земле. Благодаря ей накопленные знания приобретают могущество лавины, способной преодолеть любое препятствие на столбовой дороге прогресса.Книга — друг, верный, бескорыстный и наиболее сведущий. Встреча с интересной книгой как встреча с добрым человеком. Однако не всякая пачка исписанной второпях бумаги достойна стать книгой. Люди бывают пристрастны, бесчестны, и только хорошая книга может научить нас безошибочно распознавать многие вещи: добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие. Хорошая книга воспитывает также чувства, во многом формирует характер человека. (123 слова)(По Д. Лихачеву)

II В конце октября иногда устанавливается удивительная погода. Утром выпадает роса, холодная, обжигающая ноги, кое-где появляется даже утренник, белый, хрустящий. И тогда чудесная панорама открывается взору. Каждый лист, упавший на землю, каждая паутинка, протянутая там и сям, песчаный берег неширокой речонки, сплошь зараставший летом темно-зеленой растительностью, — все словно обсыпано пудрой.Небо чистое, и оно такого синего цвета, какого не увидишь в жаркую летнюю пору. В безветренную погоду солнце начинает пригревать, и вскоре там, где хрустел под ногами заморозок, появляются россыпи крупной, как отборные бриллианты, росы. Особенно красива паутина, обсыпанная росой.С наслаждением дышишь свежестью. В эту пору можешь рассчитывать на самые крепкие грибы. Они тоже обрызганы росой, а в середине некоторых из них собирается немного влаги, прозрачной, как хрусталь.Преодолеваешь невысокий подъем и по тропинке, вьющейся по берегу, выходишь к лесу. (131 слово)

III Осенней ночью, светлой и тихой, я возвращался с охоты по песчаным проселкам и зашел заночевать на хутор, одиноко стоявший позади скошенного ржаного поля. Здесь постоянно жил только старый сторож, а хозяин бывал лишь изредка.Хутор имел пустынный вид, а само жилье — всего-навсего бревенчатый флигель да изба-сторожка. Ни души вокруг. Даже собака не залаяла, когда я постучал в окошко. Стучал долго, однако никто не выходил. Потом на пороге появился мужичок, невысокий, в рваном овчинном полушубке, в старой холстинной рубахе. Он долго не понимал, что мне надо. Потом пригласил меня в дом.Из прихожей я прошел в просторную спальню. Здесь были только дощатые полы, давным-давно не крашенные стены да деревянная кровать.Ночью я долго думал о чужой, неизвестной мне жизни человека, под кров которого нежданно-негаданно привел меня случай.Удивительно яркий месяц светил в окна и озарял кровать, казавшуюся от этого золоченой. Все было прекрасным в этом необыкновенном лунном сиянии. (147 слов)(По И. Бунину)

IV Василий Поленов, один из популярнейших русских художников, создал картины, ставшие любимыми представителями многих поколений. Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.Поленова отличала удивительная разносторонность интересов. Незаурядный архитектор, музыкант и композитор, он обладал и вокальным дарованием, пробовал себя на любительской сцене как актер, был талантливым педагогом.Широта взглядов Поленова, позволявшая ему легко входить в разные области искусства, была заложена в детстве. Его мать была художницей-любительницей, отец — известным археологом, страстным любителем и ценителем искусства. С теплотой вспоминал впоследствии художник об атмосфере преклонения перед образованными людьми, царившей в доме Поленовых.С раннего детства мальчику прививалась любовь к природе. Уже первые зарисовки, сделанные шестнадцатилетним юношей во время путешествия по древним русским городам, свидетельствовали о таланте будущего художника. (132 слова)(По Э. Патсон)

lib.repetitors.eu

Контрольные диктанты 8 класс на Сёзнайке.ру

Контрольные диктанты 8 класс

I

Бескорыстный и сведущий другСреди великих изобретений былых времен, окончательно выделивших род людской из приниженного состояния, наибольшую роль сыграла письменность. Именно по книгам, как по ступенькам, поднимался человек на свою нынешнюю высоту.Книга — это кристаллический, плотно упакованный в страницы наш многовековой опыт, делающий бессмертным род людской на земле. Благодаря ей накопленные знания приобретают могущество лавины, способной преодолеть любое препятствие на столбовой дороге прогресса.Книга — друг, верный, бескорыстный и наиболее сведущий. Встреча с интересной книгой как встреча с добрым человеком. Однако не всякая пачка исписанной второпях бумаги достойна стать книгой. Люди бывают пристрастны, бесчестны, и только хорошая книга может научить нас безошибочно распознавать многие вещи: добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие. Хорошая книга воспитывает также чувства, во многом формирует характер человека. (123 слова)(По Д. Лихачеву)

II В конце октября иногда устанавливается удивительная погода. Утром выпадает роса, холодная, обжигающая ноги, кое-где появляется даже утренник, белый, хрустящий. И тогда чудесная панорама открывается взору. Каждый лист, упавший на землю, каждая паутинка, протянутая там и сям, песчаный берег неширокой речонки, сплошь зараставший летом темно-зеленой растительностью, — все словно обсыпано пудрой.Небо чистое, и оно такого синего цвета, какого не увидишь в жаркую летнюю пору. В безветренную погоду солнце начинает пригревать, и вскоре там, где хрустел под ногами заморозок, появляются россыпи крупной, как отборные бриллианты, росы. Особенно красива паутина, обсыпанная росой.С наслаждением дышишь свежестью. В эту пору можешь рассчитывать на самые крепкие грибы. Они тоже обрызганы росой, а в середине некоторых из них собирается немного влаги, прозрачной, как хрусталь.Преодолеваешь невысокий подъем и по тропинке, вьющейся по берегу, выходишь к лесу. (131 слово)

III Осенней ночью, светлой и тихой, я возвращался с охоты по песчаным проселкам и зашел заночевать на хутор, одиноко стоявший позади скошенного ржаного поля. Здесь постоянно жил только старый сторож, а хозяин бывал лишь изредка.Хутор имел пустынный вид, а само жилье — всего-навсего бревенчатый флигель да изба-сторожка. Ни души вокруг. Даже собака не залаяла, когда я постучал в окошко. Стучал долго, однако никто не выходил. Потом на пороге появился мужичок, невысокий, в рваном овчинном полушубке, в старой холстинной рубахе. Он долго не понимал, что мне надо. Потом пригласил меня в дом.Из прихожей я прошел в просторную спальню. Здесь были только дощатые полы, давным-давно не крашенные стены да деревянная кровать.Ночью я долго думал о чужой, неизвестной мне жизни человека, под кров которого нежданно-негаданно привел меня случай.Удивительно яркий месяц светил в окна и озарял кровать, казавшуюся от этого золоченой. Все было прекрасным в этом необыкновенном лунном сиянии. (147 слов)(По И. Бунину)

IV Василий Поленов, один из популярнейших русских художников, создал картины, ставшие любимыми представителями многих поколений. Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.Поленова отличала удивительная разносторонность интересов. Незаурядный архитектор, музыкант и композитор, он обладал и вокальным дарованием, пробовал себя на любительской сцене как актер, был талантливым педагогом.Широта взглядов Поленова, позволявшая ему легко входить в разные области искусства, была заложена в детстве. Его мать была художницей-любительницей, отец — известным археологом, страстным любителем и ценителем искусства. С теплотой вспоминал впоследствии художник об атмосфере преклонения перед образованными людьми, царившей в доме Поленовых.С раннего детства мальчику прививалась любовь к природе. Уже первые зарисовки, сделанные шестнадцатилетним юношей во время путешествия по древним русским городам, свидетельствовали о таланте будущего художника. (132 слова)(По Э. Патсон)

www.seznaika.ru

Контрольные диктанты по русскому в 8 классе - Русский язык 8 класс - 8 класс

  8.

                                   КАК            СОСТРОЕНА          ИЗБА

   Сколько сосновых изб срублено было на Руси! Веками стучали топоры плотников, ставящих избы. Да и сейчас стучат – вырастают в деревнях румяные смолистые пятистенки. В богатых лесом краях: в Карелии, в Сибири, на Урале – проще возводить жильё из дерева. Тепло в нём, сухо, чисто.

   Из века в век стучали топоры, и от поколения к поколению складывалось мастерство умельцев-плотников.

   Ты никогда не интересовался, как состроена русская изба? Наложены брёвна одно на другое, пробиты окошки, сверху крыша драночная или тесовая. Любопытное сооружение!

Концы брёвен соединены « в лапу», держатся друг за дружку, словно пальцы сплетённых рук. В каждом бревне спрятаны круглые деревянные шипы. Они тоже укрепляют стену.

   Строят избу из могучих сосновых брёвен. Но избы не выглядят мрачными и тяжёлыми, они стройны, легки, веселы. Всё в них украшено деревянной резьбой: и крыльцо, и наличники окон, и балкончики. Стоят на деревенской улице избы-красавицы и одна с одною соперничают в изяществе и богатстве наряда. (152 слова)

                                                                                                  ( По Э. Шиму.) 

 

                                                      9.

   Василий Поленов, один из популярнейших русских художников, создал картины, ставшие любимыми представителями многих поколений. Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.

   Поленова отличала удивительная разносторонность интересов. Незаурядный архитектор, музыкант и композитор, он обладал и вокальным дарованием, пробовал себя на любительской сцене как актёр, был талантливым педагогом.

   Широта взглядов Поленова, позволявшая ему легко входить в разные области искусства, была заложена в детстве. Его мать – художница-любительница, отец – известный археолог, страстный любитель и ценитель искусства. С теплотой вспоминал впоследствии художник об атмосфере преклонения перед образованными людьми, царившей в доме Поленовых.

   С раннего детства мальчику прививалась любовь к природе. Уже первые зарисовки, сделанные шестнадцатилетним юношей во время путешествия по древним русским городам, свидетельствовали о таланте будущего художника. (132 слова)

                                                                                                     ( По Э. Патсон)

                                                                                                                                 10.

   История открытия планеты Нептун, безусловно, интересна.

   Наблюдая за движением звёзд, Леверье, французский астроном, обнаружил, что орбита Урана не совсем совпадает с той расчётной, которая у него должна быть. По мнению учёного, она содержала хотя и незначительные, но несомненные отклонения, странные и загадочные. Это было фактом, требующим объяснения.  Как истинный учёный, Леверье не мог не задуматься над этим. И он нашёл объяснение. Астроном предположил, что эти отклонения являются следствием воздействия на Уран планеты, пока неизвестной учёным. Именно она, ещё более далёкая от Солнца планета, по мысли учёного, заставляет Уран «вести себя» не по звёздным законам.

   По отклонениям в орбите астроном установил, где на небе надо искать виновника этого. Впоследствии учёные, используя расчёты Леверье, с помощью телескопов нашли Нептун (так назвали эту планету ) точно в указанном месте звёздного неба. Так планета, вначале открытая учёным « на кончике пера», затем уже была поймана путём наблюдения в телескоп. (143 слова)

                                                                                                    ( По Н. Шанскому.)

                                                         11.

   Полотна Поленова хорошо известны, особенно картина «Московский дворик». В ней как будто выливается чувство радости художника от летнего утра, светлого, погожего, от красоты белокаменной архитектуры и куполов церквей, сияющих в лучах солнца, от ощущения простоты и безмятежности обыденной жизни, сливающейся с окружающим пейзажем.

   В картине нашли отражение детские воспоминания художника. Нетрудно ощутить аромат непосредственности, по-детски наивного восприятия мира, его поэзии, загадочности. Оно передано во всём: и в сосредоточенной позе девочки на переднем плане, и в увлечённости детворы, играющей с котёнком, и в свисающих через забор ветвях деревьев, уходящих в глубь таинственного сада соседней усадьбы.

   Проделав круг по центральной части полотна. Взгляд зрителя устремляется в глубь двора и за его пределы. Где розовеет небо от восходящего солнца. Здесь, на заднем плане картины, снова повторяется уже знакомый ритм: усадебный дом, сарай и церковь с колокольней. Это сходство заставляет предположить, что та же атмосфера покоя и умиротворённости царит в соседнем дворе. (148 слов)

                                                                                        ( По Э. Патсон)

                                                         12.

   В первые  два дня пребывания Петьки на даче богатство и сила новых впечатлений, лившихся на него сверху и снизу, смяли его маленькую и робкую душонку. В противоположность дикарям минувших веков, терявшимся при переходе из пустыней в город, этот современный дикарь, выхваченный из каменных объятий городских громад, чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы. Всё здесь было для него живым, чувствующим и имеющим волю. Он боялся леса, покойно шумевшего над его головой, тёмного, задумчивого и такого страшного в своей бесконечности. Полянки, светлые, зелёные, весёлые, точно поющие всеми своими яркими цветами, он любил и хотел бы приласкать их, как сеттер, а тёмно-синее небо звало к себе и смеялось, как мать. Петька волновался, вздрагивал и бледнел, улыбаясь чему-то, и степенно, как старик,  гулял по опушке. Здесь, на лесистом берегу пруда, он, утомлённый, задыхающийся, разваливался на густой сыроватой траве, утопая в ней… (140 слов)

                                                                                           ( По Л. Андрееву)

                                                         13.

                                   Глазами       художника

   Во время пребывания в Лондоне известный французский художник Клод Моне был поражён собором святого Павла и, конечно, решил его нарисовать.

   Как известно, Лондон – город туманов. В тот день туман был таким густым, что сквозь него еле-еле просматривались очертания строений. Моне, естественно, всё так и изобразил.

   Лондонцы, увидевшие на выставке картину. Были раздражены: туман на полотне, к их удивлению, был не серый, а розовый. Когда же возмущённые посетители галереи вышли на улицу, они оторопели. Действительно, туман был розовым.

   Дело в том, что Лондон – город старых кирпичных зданий. Красная кирпичная пыль висит в воздухе и. смешиваясь с туманом, придаёт ему красный оттенок. Художник увидел то, что другие не замечали. С тех пор Моне даже называют певцом лондонского тумана.

   Часто люди проходят мимо прелюбопытнейших явлений, однако не замечают их, оставаясь равнодушными к ним. Но приходит художник и открывает нам необычное в обыкновенном.(141 слово)

                                                                                              ( По А. Воловик)

                                                        14.

   Напуганный двумя дурными, по его мнению, предзнаменованиями, наш проводник отказался идти дальше. Мы пытались его уговорить. Это, по всей вероятности, нам удалось бы, но один из путников решил над ним подтрунить. Проводник рассердился, повернулся и быстро пошёл по тропе обратно. Задерживать его теперь было, конечно, бесполезно. Через несколько минут он скрылся в чаще леса. Обсудив положение, мы решили продолжать путь без проводника, но, к величайшей нашей досаде, совсем потеряли тропу и не могли её найти. Мы направились на шум прибоя. Но наши приключения не закончились. Мы попали в очень глубокие овраги с крутыми склонами. Один раз наш соратник чуть было не сорвался. К счастью, он вовремя ухватился за корни старой ели. Значит, необходимо держаться от берега на незначительном расстоянии, слышать и видеть морскую гладь. К несчастью, мы ещё попали в бурелом. Сделав значительный крюк назад, мы благополучно из него выбрались. Посовещавшись, мы решили идти прямо к морю и продолжать путь. (150 слов)                                                                                    ( По В. Арсеньеву) 

                                                      15.

   Количество звёзд, видимых на небе простым глазом, кажется неисчислимым. На самом деле их не так уж много. Одновременно в нашем поле зрения, как говорят учёные, бывает не более трёх тысяч звёзд, потому что мы видим половину небесного свода.

   Звёзды – это те же солнца. Они кажутся нам блестящими точками, удалёнными от Земли на необозримые расстояния.

   Ещё в древности люди заметили, что некоторые группы ярких звёзд образуют разные фигуры. Разделив всё небо на созвездия, астрономы составили звёздные карты. Все звёзды, даже самые маленькие, были причислены к тому или иному созвездию.

   И расположение звёзд в созвездиях, и расстояние их друг от друга кажутся неизменными. Объясняется это тем, что астрономическая наука появилась сравнительно недавно. Звёзды в течение этого времени не успели ещё изменить своего видимого положения на небосводе. Движутся они с огромными скоростями в разных направлениях, однако они так далеки от нас, что мы не замечаем этого движения. По расчётам учёных, заметить его можно будет лишь через десятки тысяч лет.(156 слов)                                                                                        ( По М. Гумилевской)

 

                                                      16.

                                                              Незнакомая        усадьба.

   Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных елей стояли, образуя красивую аллею. Я перелез через изгородь и пошёл по ней, скользя по еловым иглам. Было тихо и темно, и только на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался радугой в сетях паука. Я повернул на длинную липовую аллею. Здесь тоже запустение и старость. Прошлогодняя листва шелестела под ногами. Направо, в старом фруктовом саду, нехотя,  слабым голосом пела иволга, должно быть, тоже старая. Но вот липы кончились. Я прошёл мимо дома с террасой, и передо мной неожиданно открылся чудесный вид: широкий пруд с купальней, деревня на том берегу, высокая узкая колокольня. На ней горел крест, отражая заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого.(138 слов)

                                                                                      ( По А. Чехову)

 

www.mamapapa-arh.ru


Смотрите также