Урок развития речи для 6 класса Подготовка к изложению с элементами описания. 6 класс контрольное изложение


Подготовка к написанию сжатого изложения в 6-м классе

Разделы: Русский язык

Цели урока:

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, презентация, ксерокопии текста изложения

Оформление доски:

Ход урока

1. Вступительная беседа.

– Ребята, как вы понимаете тему урока? Что значит сжатое изложение?

(На уроке будем готовиться к изложению; написать сжатое изложение – это значит выбрать самое главное, сократить текст,  не искажая смысла)

– А название рассказа о чём вам говорит? Какое средство выразительности использует автор?

Почему? (слайд 2)

(Речь пойдёт о ромашке; метафора – скрытое сравнение; так интереснее, загадочнее)

2. Сообщение ученика о писателе

(слайд 1):

Юрий Яковлев родился в Ленинграде (теперь это Санкт-Петербург) в 1922 году. Школу закончил в 1940 и был призван на службу в армию. Он участник Великой Отечественной войны, наводчик зенитной батареи. После войны учился в Литературном институте, написал много рассказов для детей и подростков. Один из них – “Солнце с  белыми лучами”.

3. Чтение текста учителем или подготовленным учеником. (приложение 1)

4. Анализ текста:

– Перечитайте текст и ответьте на вопросы:

– Когда происходят события, изображённые в тексте? (В будущем)

– Определите тему текста. (Исчезновение ромашки)

– Определите основную мысль текста (идею, с какой целью написан рассказ?) (Автор предупреждает, к чему может привести неразумное отношение к природе)

– Определите стиль речи (художественный, так как много изобразительных средств)

– Какие средства выразительности использует автор и что этим достигается? (эпитеты: странный цветок,  удивительное растение, незнакомое, самый родной метафоры: белое колёсико с жёлтой сердцевинкой, маленькое солнце с белыми лучами, цветок-инопланетянин сравнения: казалось, что выпал снег; стал чужим, как инопланетянин олицетворения: покрывали поля, новосёл таинственный, белое колёсико встречало человека)

– А что такое “тёплый летний снег”? Как вы понимаете это выражение? (тёплый снег – это оксюморон (совмещение несовместимого,   например, страшно весело)

– Что изменится, если не использовать средства выразительности? (стиль будет научным)

– Сможем ли мы тогда выразить свои чувства, эмоции, отношение к изображаемому  предмету? (нет)

– Что же отличает художественный стиль от научного? (использование изобразительно-выразительных средств)

– Определите тип речи, докажите. (Повествование)

– Только ли? (описание ромашки есть)

– Что в тексте важнее: описание цветка или повествование? (Описание ромашки)

Следовательно, сокращать будем повествовательную часть.

5. Работа над сжатием текста.

– Чтобы написать сжатое изложение, нужно определить микротемы. Что это такое? (Микротема – это часть большой темы, как пункты плана)

– Как мы будем определять микротемы? (Читать по абзацам и выявлять основную мысль каждого)

– Можно ли объединять несколько абзацев в один? (Да, если в них говорится об одном и том же, то есть они раскрывают одну микротему)

– Чтение первого абзаца (слайд 3), выделение ключевых слов (учащиеся прямо в ксерокопиях карандашом подчёркивают ключевые слова, зачёркивают то, что можно исключить)

а) О чём идёт речь?

б) Как озаглавим? (Странный цветок) слайд 4

в) Подчеркните важные (ключевые) слова. (Учащиеся работают самостоятельно, затем вместе проверяем полученное и корректируем).

г) Как сократим этот абзац? Что сделаем с диалогом? Как быть с повторами?

д) Запишите свой вариант первого абзаца.

е) Чтение двух-трёх ученических вариантов, их корректировка, затем слайд 4.

Дети нашли выросший за домом странный цветок. Он был похож на белое колёсико с жёлтой серединкой или на маленькое солнце с белыми лучами.

– Чтение второго абзаца (слайд 5), выделение ключевых слов (учащиеся прямо в ксерокопиях карандашом подчёркивают ключевые слова, зачёркивают то, что можно исключить)

а) О чём идёт речь?

б) Как озаглавим? (отец изучает незнакомца) слайд 6

в) Подчеркните важные (ключевые) слова. (Учащиеся работают самостоятельно, затем вместе проверяем полученное и корректируем).

г) Как сократим этот абзац?

д) Запишите свой вариант второго абзаца.

е) Чтение двух-трёх ученических вариантов, их корректировка, затем слайд 6

Вернувшийся с работы отец долго рассматривал   незнакомое растение, даже измерил и   сфотографировал его, но так и не сказал, что это за цветок.

– Чтение третьего абзаца (слайд 7), выделение ключевых слов, определение микротемы.

Далее с абзацем работаем по плану, указанному выше.

а) О чём идёт речь?

(Для всех это растение – загадка: никто не узнаёт его)

б) Озаглавьте абзац.

(Таинственный новосёл) слайд 8

в) Далее по плану

Вариант сжатия абзаца (слайд 8):

Соседи разглядывали таинственного новосёла, любовались им. Предположили, что цветок – инопланетянин, но так и не узнали его.

– Чтение четвёртого абзаца (слайд 9), выделение ключевых слов, определение микротемы.

а) Какой была бабушка? (Старенькая, ей сто лет, она много знает)

б) Почему слёзы на её глазах? (Вспомнила цветы)

в) Перечитайте пятый абзац (слайд 10), можно ли объединить эти два абзаца? (Конечно, говорится об одном)

г) Озаглавьте. (Ромашка из бабушкиного детства) слайд 11

Эта часть текста очень важна, поэтому и сокращать будем осторожно.

– Слова бабушки важны? (Очень)

В них разгадка тайны растения, бабушка назвала цветок и рассказала о нём.

Вариант сжатия четвёртого и пятого абзацев (слайд 11):

Тогда вспомнили о столетней бабушке. Она долго смотрела на цветок и вдруг заплакала. Потом тихо произнесла:

– Это ромашка. Цветок из моего детства. Раньше ромашек  было так много, что казалось, выпал тёплый летний снег.

Из ромашек плели венки, их дарили любимым. Маленькое  солнце с белыми лучами светило человеку с детства до старости. Но ромашки безжалостно срывали просто так, и  их становилось всё меньше.

– Чтение шестого абзаца (слайд 12), выделение ключевых слов, определение микротемы.

а) Чем важна эта часть? (В ней – основная мысль, идея всего текста)

– Какие слова повторяются дважды и почему? (Не уберегли, люди виновны в том, что исчезла ромашка, так автор привлекает наше внимание к проблеме бережного  отношения к природе)

б) Как озаглавим? (“Мы виноваты перед вами, дети: не уберегли родной  цветок ”)

Вариант сжатия шестого абзаца (слайд 13):

Бабушка низко наклонилась к ромашке и сказала:

– Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку.

Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим.

– Сумели ли мы сохранить тему и основную мысль текста?

– Какова она?

– Давайте запишем, как по-разному в тексте назван цветок. Что это? Зачем нужны? (Синонимы текстовые или контекстуальные  используются, чтобы избежать повторов, ярче и  выразительнее выразить мысль)

– Теперь мы готовы к написанию сжатого изложения?

На втором уроке учащиеся пишут сжатое изложение в тетрадях по развитию речи. Слайд14, 15,16 (приложение 2)

Домашнее задание: ответить письменно на вопрос:

А мы ответственны за природу?

Литература:

Приложение

Текст для изложения (рассказ Ю.Яковлева “Солнце с белыми лучами)

Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своём открытии:

– Мама, мы нашли странный цветок!

– Он растёт за домом, около клёна с красными листьями.

– Мы не знаем его названия. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?

И они зашагали к клёну с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. Цветок действительно был похож на белое колёсико с жёлтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже.

– Значит, не ты посадила его? — сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. Они стали ждать отца.

Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Все тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.

– Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет много экзотических цветов.

Приходили соседи, разглядывали таинственного новосёла. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок — инопланетянин, семечко занесло на Землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным.

И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет. Она жила в том далёком времени, о котором люди знают только по книгам. Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение, и дети заметили на глазах у бабушки слёзы.

– Это ромашка, – тихо сказала бабушка,

– Ро – маш – ка, – по слогам повторили дети. – Мы никогда не слышали про ромашку. Она из Африки или Австралии?

– Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было очень много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. Людям казалось, что выпал снег. Тёплый летний снег. Мы из ромашек плели венки. Когда я провожала дедушку на войну, то подарила ему ромашки. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. А потом ромашек становилось всё меньше. Их безжалостно срывали, каждый, кто проходил мимо.

– Зачем? – четыре непонимающих глаза смотрели на бабушку, а она молчала, не знала, что ответить. Потом покачала головой: “Срывали просто так”.

Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. Потом посмотрела на детей внимательно, и глаза её стали сухими:

– Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин.  (399 слова)

Вариант сжатого изложения

Дети нашли выросший за домом странный цветок. Он был похож на белое колёсико с жёлтой серединкой или на маленькое солнце с белыми лучами.

Вернувшийся с работы отец долго рассматривал незнакомое растение, даже измерил и сфотографировал его, но так и не сказал, что это за цветок.

Соседи разглядывали таинственного новосёла, любовались им. Предположили, что цветок – инопланетянин, но так и не узнали его.

Тогда вспомнили о столетней бабушке. Она долго смотрела на цветок и вдруг заплакала. Потом тихо произнесла:

– Это ромашка. Цветок из моего детства. Раньше ромашек было так много, что казалось, выпал тёплый летний снег. Из ромашек плели венки, их дарили любимым. Маленькое солнце с белыми лучами светило человеку с детства до старости. Но ромашки безжалостно срывали просто так, и их становилось всё меньше.

Бабушка низко наклонилась к ромашке и сказала:

– Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим.  (151 слово)

Презентация

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Тексты для выборочных и сжатых изложений в 6 классе

Тексты для выборочных и сжатых изложений в 6 кл.

Учитель Рыбалова Вера Владимировна, МАОУ «СОШ №44» г. Перми.

Текст для выборочного изложения 6 кл. П. П. Бажов. Серебряное копытце. 1.Прослушать текст. Определить его стиль и тип. 2.Написать выборочное изложение - описание Серебряного копытца. 3.Дать своему тексту название. Старик был мастер сказки сказывать, Даренка любила те сказки слушать.Только после всякой сказки Даренка напомнит:- Дедо, про козла-то скажи. Какой он?Кокованя отговаривался сперва, потом и рассказал:- Тот козел особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем - там и появится дорогой камень. Раз топнет - один камень, два топнет - два камня, а где ножкой бить станет - там груда дорогих камней.Сказал это, да и не рад стал. С той поры у Дарении только и разговору, что об этом козле.- Дедо, а он большой?Рассказал ей Кокованя, что ростом козел не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая. А Даренка опять спрашивает:- Дедо, а рожки у него есть?- Рожки-то, - отвечает, - у него отменные. У простых козлов на две веточки, а у него на пять веток.- Дедо, а он кого ест?- Никого, - отвечает, - не ест. Травой да листом кормится. Ну, сено тоже зимой в стожках подъедает.- Дедо, а шерстка у него какая?- Летом, - отвечает, - буренькая, как вот у Муренки нашей, а зимой серенькая. - Дедо, а он душной?Кокованя даже рассердился:- Какой же душной! Это домашние козлы такие бывают, а лесной козел, он лесом и пахнет.Стал осенью Кокованя в лес собираться. Надо было ему поглядеть, в которой стороне козлов больше пасется. Даренка и давай проситься:- Возьми меня, дедо, с собой. Может, я хоть сдалека того козлика увижу. Кокованя и объясняет ей:- Сдалека-то его не разглядишь. У всех козлов осенью рожки есть. Не разберешь, сколько на них веток. Зимой вот - дело другое. Простые козлы безрогие ходят, а этот, Серебряное копытце, всегда с рожками, хоть летом, хоть зимой. Тогда его сдалека признать можно.

Текст для выборочного изложения. 6 кл.

Александр Яшин.Чайка.

Вопросы для обсуждения.

1.Сколько птиц нужно описать?

2. Сколько птиц описывается в тексте?

3. Почему чайка описывается каждый раз по – разному?

4. Как правильно и коротко отразить это в тексте?

Написать текст-описание чайки. Дать название своему тексту.

Какой только рыбы не водится в Новозере, каких только птиц не летает над ним. Однажды утром Миша вышел на песчаную косу, чтобы послушать, как далеко–далеко на болотах, за береговой излучиной, кричат журавли. Солнце уже всходило, и озеро то и дело меняло цвета, будто примеряло разные наряды — какой из них больше подойдет на сегодняшний день.

На песчаную косу вдруг спустилась с неба удивительная птица: вся розовая, только клюв черный да черное пятнышко на голове. Миша видел, когда птица летела, и ее длинные тонкие крылья показались ему похожими на гребни волн. Он всегда рисовал море с такими волнами. Села розовая птица на песчаный откос и так неторопливо сложила свои волнистые крылья, будто кружевной подол платья подобрала.

Прибежал Миша домой, рассказал маме, какую он удивительную птицу видел, а мама выслушала и оказала, что это была чайка.

— Нет, мама, это была не чайка. Чайка же белая!

Вечером того же дня Миша увидел еще одну необыкновенную птицу — совершенно голубую. Голубую, как вечернее предзакатное небо.

Рассказал он маме и об этой птице, а мама подумала и опять сказала, что и это была чайка.

— Нет, мама, это была не чайка, а какаято небывалая птица. Чайка же белая.

— Да, чайка бывает белая, это верно. Сходи на берег, присмотрись к ней хорошенько еще раз.

На закатном огне увидел Миша в небе целую стаю птиц, похожих на чаек, и все они были золотые, огненно–золотые.

— Как в сказке! — сказал про себя Миша. — Но это же чайки. Это все одни и те же чайки.

— Это чайки, мама! — согласился наконец Миша.

— Ты их видел белыми?

   Нет, я не видел их белыми. Они белые, но на этом озере все, как в сказке, все сказочное — и восходы, и закаты, и лунные ночи. И птицы и люди — как в сказке.

   

Текст для выборочного изложения 6 кл.

В. П. Катаев. Белеет парус одинокий.

1.Написать текст выборочного изложения – описания дома Гаврика и дедушки.

В этот же день другой мальчик, Гаврик - тот самый, о котором мы

вскользь упомянули, описывая одесские берега, - проснулся на рассвете от

холода.

Он спал на берегу возле шаланды, положив под голову гладкий морской

камень и укрыв лицо старым дедушкиным пиджаком. На ноги пиджака не хватило.

Ночь была теплая, но к утру стало свежо. Босые ноги озябли. Гаврик

спросонья стянул пиджак с головы и укутал ноги. Тогда стала зябнуть голова.

Гаврик встал, сладко растянул руки, закатал штаны и, зевая, вошел по

щиколотку в воду. С ума он сошел, что ли? Ноги и так озябли до синевы, а тут

еще лезть в море, один вид которого вызывает озноб!

Однако мальчик хорошо знал, что он делает. Вода только на вид казалась

холодной. На самом деле она была очень теплой, гораздо теплее воздуха.

Мальчик просто-напросто грел в ней ноги.

Хибарка стояла шагах в тридцати от берега на бугорке красной глины,

мерцавшей кристалликами сланца.

Собственно, это был небольшой сарайчик, грубо сколоченный из всякого

деревянного старья: из обломков крашеных лодочных досок, ящиков, фанеры,

мачт.

Плоская крыша была покрыта глиной, и на ней росли бурьяны и помидоры.

Когда еще была жива бабушка, она обязательно два раза в год - на пасху

и на спаса - белила мелом хибарку, чтобы хоть как-нибудь скрасить перед

людьми ее нищенский вид. Но бабушка умерла, и вот уже года три, как хибарку

никто не белил. Ее стены потемнели, облезли. Но все же кое-где остались

слабые следы мела, въевшегося в старое дерево. Они постоянно напоминали

Гаврику о бабушке и о ее жизни, менее прочной, чем даже мел.

Гаврик был круглый сирота

Дедушка уже встал. Он ходил по крошечному огороду, заросшему бурьяном,

заваленному мусором, где ярко теплилось несколько больших поздних цветков

тыквы - оранжевых, мясистых, волосатых, со сладкой жидкостью на дне

прозрачной чашечки.

Дедушка собирал помидоры в подол стираной-перестираной рубахи,

потерявшей всякий цвет, но теперь нежно-розовой от восходящего солнца.

Дедушка и внучек не поздоровались и не пожелали друг другу доброго

утра. Но это вовсе не обозначало, что они в ссоре. Наоборот. Они были

большие приятели. Просто-напросто наступившее утро не обещало ничего, кроме тяжелого труда и забот. Не было никакого резона обманывать себя пустыми пожеланиями.

Текст для выборочного изложения 6 кл.

Паустовский К.Г. Ленинградские парки.

  1. Прослушать текст. Описать кабинет профессора ботаники.

   Квартира профессора ботаники Петра Максимовича Багалея на Аптекарском острове, в Ленинграде, отличалась многими хорошими качествами. Она выходила окнами в Ботанический сад, в ту его часть, которая была закрыта для посетителей. Поэтому в квартире всегда было тихо и в комнатах стоял зеленоватый полусвет от листвы.

      Самой интересной комнатой был, пожалуй, кабинет Петра Максимовича, с низким потолком и множеством одинаково переплетенных книг. Петр Максимович любил поражать по вечерам гостей и студентов одним приемом. Он вводил гостя в полуосвещенный кабинет, приглашал садиться в кожаное кресло и незаметно зажигал ослепительную люстру.

   Яркий свет превращал кабинет в уголок цветущего растительного мира. Вазоны с карликовыми соснами стояли прямо на полу. Тут же склонялись плакучими ветками карликовые ивы. На столе цвели оранжевые и белые цветы с мечевидными листьями. На стенах висели под стеклом высушенные травы, венчики цветов и листья, не потерявшие естественного цвета, очень яркие и самых причудливых форм. Все краски, которыми природа в таком изобилии, с таким бесконечным числом оттенков и с таким безупречным вкусом наделила растения, были собраны здесь, как в волшебной шкатулке.

    Петр Максимович, несмотря на свои годы и седину, был подвижной, бритый, в выпуклых очках, с несколько удивленными добрыми глазами. Страсть к ботанике соединялась у него со страстью к коллекционированию. Он собирал разные ботанические редкости.

    Особенно гордился Петр Максимович отполированным срезом ствола восьмисотлетнего мамонтового дерева. Около слоев, нараставших в те годы, когда в мире происходили великие события, Петр Максимович прикрепил маленькие медные дощечки. На них было выгравировано: "Год открытия Америки", "Смерть Ньютона", "Правление Петра Первого", "Пожар Москвы в 1812 году" - и так далее, вплоть до таблички "Октябрьская революция". Дальше слоев уже не было, так как дерево было спилено в 1918 году.

Текст для сжатого изложения. 6 кл. К. Г. Паустовский. Несколько слов о приметах. Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. Находить приметы или самим создавать их - очень увлекательное занятие. Мир примет бесконечно разнообразен. Бывает очень радостно, когда одна и та же примета сохраняется в лесах год за годом - каждую осень встречаешь все тот же огненный куст рябины за Лариным прудом или все ту же зарубку, сделанную тобой на сосне. С каждым летом зарубка все сильнее заплывает твердой золотистой смолой. Приметы на дорогах - это не главные приметы. Настоящими приметами считаются те, которые определяют погоду и время.      Примет так много, что о них можно было бы написать целую книгу. В городах приметы нам не нужны. Огненную рябину заменяет эмалированная синяя табличка с названием улицы. Время узнается не по высоте солнца, не по положению созвездий и даже не по петушиным крикам, а по часам. Предсказания погоды передаются по радио. В городах большинство наших природных инстинктов погружается в спячку. Но стоит провести две-три ночи в лесу, и снова обостряется слух, зорче делается глаз, тоньше обоняние.      Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного света. В приметах заключено много точного знания и поэзии.

1 микротема – Мир примет бесконечно разнообразен, и находить или самим создавать приметы – увлекательное занятие. 2 микротема - Городскому человеку не нужны природные приметы, только на природе у него вновь пробуждаются природные инстинкты. 3 микротема – Народные приметы связаны с жизнью природы , и в них много поэзии.

Текст для сжатого изложения. 6 кл. А. Яшин. Крапивное семя. Недобрых людей в народе называют крапивным семенем. Немало на свете и самой крапивы.      Вокруг нашего дома крапива разрослась густыми большими кустами. Высокая, жирная, ядовитая, она не дает никому проходу. Молодую, ее можно еще использовать для щей, а разрастется, загрубеет, не выполешь вовремя - тогда беда с ней. Берет верх, наступает, теснит, наглая, жжет, житья не дает.       Каково же семя у этой, у настоящей крапивы? Кто его видал - это крапивное семя? Как оно растет, откуда берется? А попробуй взгляни! Как его возьмешь - жжется крапива. Пропадает у людей всякий интерес к крапивному семени. "Лучше не связываться!" - говорят. Сторонятся. И растет крапива рядом с жильем человеческим, на самых обжитых местах, на самых тучных землях - под окнами изб, вдоль заборов и стен, на приусадебных участках,- растет на глазах у всех. Где люди, там и крапива. Растет и жжется. В тени дома по крапивным местам днем хоронятся комары. Ударишь палкой по кусту – тысячи поднимутся. Так вот ты какое, крапивное семя!      Разыскали мы косу и скосили всю крапиву вокруг дома. Честное слово, легче жить стало. Только надолго ли? Разве всю нечисть можно извести? Только и надежды что на время - оно должно взять свое. 1 микротема - крапива – сильное, живучее растение, заполоняющее собой пространство. 2 микротема – крапивное семя не увидишь, не возьмёшь. Лучше не связываться и с недобрыми людьми, которых крапивным семенем называют. 3 микротема - легче станет жить, если попытаешься нечисть из своей жизни извести.  

infourok.ru

Сжатое изложение по рассказу Г. Снегирева «Скворец» в 6 классе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 5" г. Брянска

Сжатое изложение по рассказу

Г. Снегирева «Скворец» в 6 классе

подготовила

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Легоцкая Вера Сергеевна

Брянск-2012

Цель урока

обучать видам сжатия текста.

Задачи урока:

формировать умение адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте; умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное; умение письменно передавать обработанную информацию;

развивать навыки определения основной мысли, выделения микротем, сознанное овладение орфографическими, пунктуационными, грамматическими нормами языка, способами замены прямой речи косвенной;

воспитывать любовь и интерес к окружающей природе.

Предварительные упражнения (проводятся на уроках, предшествующих написанию изложения)

1. Словарный диктант.

Стоят и не шелохнутся, смотрит вверх, ищет что-то, в лес не сворачиваю, поймаешь и возьмешь себе, показывает наверх, перелетел на плечо, скажет что-нибудь.

2. Грамматические задания.

Запишите поморфемно слова: свалился, отряхивать, отдохнет, вздрогнула, посмотрела, набралось, по тропинке, проветривала, осматриваю, бедный, распушил, попрощалась.

Выполните синтаксический разбор предложений.

1) Вышел я на тропинку, с тропинки в лес не сворачиваю, а то и так полные валенки набралось снега.

2) Только долез до скворца, хотел схватить, а скворец перелетел к девочке на плечо.

Замените диалог косвенной речью.

1) — Девочка, что ты ищешь? — спрашиваю.

Девочка вздрогнула, на меня посмотрела:

— Ничего, так просто!

2) Я спрашиваю у девочки:

— А давно у тебя скворец живёт?

— Давно.

ХОД УРОКА

  1. Целеполагание

Учитель. Сегодня мы будем учиться писать сжатое изложение. Как вы думаете, чем оно будет отличаться от подробного и выборочного, которые мы уже писали?

Учащиеся. Сжатое изложение предполагает воспроизведение исходного текста не подробно, не выборочно на заданную тему, а кратко, обобщенно, сохраняя при этом его основные стилевые и языковые особенности.

Учитель. А почему так важно уметь излагать сжато?

Учащиеся. Потому что в жизни чаще всего приходится излагать суть, существенную, главную информацию.

Учитель. Именно умению излагать существенную, главную информацию мы и будем сегодня учиться. Вы уже обратили внимание, что автор текста, с которым мы будем работать, Геннадий Снегирев (на доске – портрет писателя). Думаю, что и имя этого писателя вам известно. Что вы знаете о нём?

(учащиеся высказываются)

2. Выразительное чтение текста учителем

Ходил я гулять в лес. В лесу тихо, только слышно иногда, как деревья от мороза трещат. Ёлки стоят и не шелохнутся, на ветках подушки снега намело. Я ногой по ёлке ударил — целый сугроб мне свалился на голову. Стал я снег отряхивать, смотрю — идёт девочка. Снег ей по колени. Отдохнёт немножко и опять идёт, а сама вверх на деревья смотрит, ищет что-то.

— Девочка, что ты ищешь? — спрашиваю.

Девочка вздрогнула, на меня посмотрела:

— Ничего, так просто!

И дальше пошла. Сама маленькая, а валенки большие.

Вышел я на тропинку, с тропинки в лес не сворачиваю, а то и так полные валенки набралось снега. Погулял я немножко, ноги замёрзли. Пошёл домой.

На обратном пути смотрю — опять эта девочка впереди меня по тропинке тихо-тихо идет и плачет. Я её догнал.

— Отчего, — говорю, — ты плачешь? Может, я помогу.

Посмотрела она на меня, вытерла слёзы и говорит:

— Мама комнату проветривала, а Борька, скворец, в форточку вылетел и улетел в лес. Теперь он ночью замёрзнет!

— Чего ж ты раньше молчала?

— Боялась, — говорит, — что ты Борьку поймаешь и возьмёшь себе.

Стали мы вместе с девочкой искать Борьку. Спешить надо: темнеть уже стало, а ночью Борьку сова съест. Девочка в одну сторону пошла, а я в другую. Каждое дерево осматриваю, нигде нет Борьки. Хотел я уже обратно идти, вдруг слышу — девочка кричит: «Нашла, нашла!» Подбегаю я к ней — стоит она около ёлки и показывает наверх:

— Вот он! Замёрз, бедный.

А на ветке сидит скворец, перья распушил и одним глазом смотрит на девочку.

Девочка его зовёт:

— Боря, иди ко мне, хороший!

А Боря только к ёлке прижался и идти не хочет. Тогда я полез на ёлку, чтоб его поймать. Только долез до скворца, хотел схватить, а скворец перелетел к девочке на плечо. Она обрадовалась, спрятала его под пальто.

— А то, — говорит, — пока донесу до дому, замёрзнет.

Пошли мы домой. Темно уже стало, в домах огоньки зажглись. Я спрашиваю у девочки:

— А давно у тебя скворец живёт?

— Давно.

А сама быстро идёт, боится, что скворец под пальто замёрзнет. Я за девочкой иду, стараюсь не отставать.

Пришли мы к её дому, девочка попрощалась со мной.

— До свиданья, — только мне сказала.

Я на неё долго смотрел, пока она валенки на крыльце чистила от снега, всё ждал, что девочка мне скажет ещё что-нибудь. А девочка ушла и дверь за собой закрыла на щеколду.

3. Беседа по содержанию

Учитель. О чем этот текст? Определите тему и основную мысль текста.

Учащиеся. Этот текст о большой любви маленькой девочки к ее пернатому другу скворцу Борьке. Это тема текста. Автор убеждает читателя в великой силе любви ко всему живому, в тесной связи человека и природы. Это основная мысль текста.

Учитель. Как вы относитесь к героям текста?

Учащиеся. Девочка, невзирая на опасности (одна зимой в темнеющем лесу), спасает своего маленького беззащитного друга. Такой поступок заслуживает уважения. Рассказчик, человек взрослый, помогает ей. Чувствуется, что он тоже очень добрый, внимательный человек, любящий природу и людей.

Учитель. Вы обратили внимание на деталь: девочка «маленькая, а валенки большие»? Какова, на ваш взгляд, роль этой детали в раскрытии образа героини и основной мыли рассказа?

Учащиеся. Может быть, автор хотел подчеркнуть, что девочка в больших валенках и ведет себя, как большая, взрослая. Она бесстрашно отправилась на поиски друга, значит, она «большая», потому что совершила поступок, который под силу взрослому человеку.

Может быть, автор хотел подчеркнуть, что маленькая девочка в больших валенках имеет большое доброе сердце, большую силу воли.

Учитель. Как бы вы поступили на месте рассказчика? Девочки?

Учащиеся. Всего нельзя предугадать. Скорее всего я тоже не бросил бы своего пернатого друга в беде, но не пошел бы в лес один, а позвал бы друзей или взрослых.

Девочка проявила осторожность, и это правильно, ведь доверять незнакомым людям сейчас нельзя, тем более в таких обстоятельствах. Но ей повезло: повстречался на пути добрый, заботливый человек.

Конечно, отправляться одной в лес нельзя. Я бы позвала своих родителей, они всегда мне помогают. На месте рассказчика я бы тоже помогла девочке, тем более в таком благородном деле, как спасение друга.

Учитель. Как вы думаете, каких слов ждал рассказчик от девочки?

Учащиеся. Рассказчик, вероятно, заинтересовался девочкой и ее поступком, почувствовал в ней родственную душу, хотел познакомиться с ней поближе, услышать ее рассказ о Борьке.

Учитель. Почему девочка ничего, кроме слов прощания, не сказала рассказчику?

Учащиеся. Может быть, девочка торопилась отогреть Борьку, боялась за его здоровье, была поглощена мыслями о своем пернатом друге.

4. Составление плана и определение ключевых слов

Учитель. Определите тип текста. На какие части можно разделить текст? Как вы их выделили? На какую часть речи вы прежде всего обратите внимание при составлении плана? (Глаголы, потому что текст-повествование). Попробуйте обозначить части текста на черновике в виде цитатного плана.

Учащиеся.

  1. «Ходил я гулять в лес».

  2. «Отчего ты плачешь?»

  3. «Стали мы вместе с девочкой искать Борьку».

  4. «Тогда я полез на ёлку».

  5. «А девочка ушла».

Учитель. А теперь подберем ключевые слова и словосочетания к каждой из микротем. Помните о роли глагола в повествовании.

Цитатный план

Ключевые слова

  1. «Ходил я гулять в лес».

Снега намело, вверх на деревья смотрит, сама маленькая, а валенки большие.

  1. «Отчего ты плачешь?»

В форточку вылетел, ночью замерзнет, поймаешь и возьмёшь себе.

  1. «Стали мы вместе с девочкой искать Борьку».

Каждое дерево осматриваю, одним глазом смотрит

  1. «Тогда я полез на ёлку».

Перелетел на плечо, спрятала по пальто,

  1. «А девочка ушла».

Боится, что скворец под пальто замёрзнет

5. Сжатие текста (работа в группах)

Учитель. Как мы уже сказали, задачей нашего урока является сжатие текста. Откройте Памятку 1. Какой из способов выбрать, вы решите, объединившись в группы и обсудив способы сжатия. Класс делится на пять групп и выполняет сжатие каждой из микротем по порядку.

(Примечание: с Памяткой 1 ребята знакомятся на предыдущих уроках, осваивают терминологию, учатся компрессии на небольших текстах из учебника, поэтапно отрабатывая каждый из способов сжатия. Памятка адаптирована для учащихся 6 класса. В 7 классе она дополняется и расширяется с учетом новых знаний семиклассников. С таким большим по объему текстом ребята работают впервые в 6 классе, поэтому учитель помогает каждой из групп, направляет ребят, корректирует их работу, чтобы на этапе обсуждения создать ситуацию успеха).

Памятка 1. Три основных способа сжатия текста

Выделяют три основных способа сжатия текста:

исключение,

обобщение,

упрощение.

1. Исключение:

исключение повторов, подробностей, деталей;

исключение одного или нескольких из синонимов;

исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

исключение одного или нескольких предложений.

2. Обобщение:

замена однородных членов обобщающим словом;

замена предложения или его части местоимением с обобщающим значением.

3. Упрощение:

слияние нескольких предложений в одно;

замена предложения или его части указательным местоимением;

замена сложного предложения простым;

замена части предложения синонимичным выражением.

6. Обсуждение полученных результатов

7. Повторное чтение текста и написание сжатого изложения

Учащиеся.

Ходил я гулять в лес. В лесу тихо, снежно. Ударил я ногой по елке, мне на голову целый сугроб свалился. Стал я снег отряхивать, смотрю — идёт девочка. Снег ей по колени, с трудом идет и вверх на деревья смотрит, ищет что-то. Я спросил, что она ищет, но девочка не ответила и дальше пошла. Сама маленькая, а валенки большие.

Погулял я немножко, ноги замёрзли. Пошёл домой. На обратном пути снова встречаю девочку, она идет и плачет. Я предложил ей свою помощь, и девочка рассказала, что, когда мама комнату проветривала, Борька, скворец, в форточку вылетел и улетел в лес. Девочка боялась, что скворец замерзнет.

Стали мы вместе с девочкой искать Борьку. Спешить надо: темнеть уже стало. Пошли мы с девочкой в разные стороны, и скоро я услышал радостные крики девочки. Побежал на голос и увидел на ветке скворца совсем замерзшего.

Девочка зовет его, а он к ёлке прижался и идти не хочет. Тогда я полез на ёлку, чтоб его поймать. Только долез до скворца, как он перелетел к девочке на плечо. Она обрадовалась, спрятала его под пальто, чтобы не замерз.

По дороге домой я расспрашивал девочку о скворце, но она почти молчала, очень торопилась, боялась за жизнь скворца. Попрощалась коротко, я всё ждал, что девочка мне скажет ещё что-нибудь. А она ушла и дверь за собой закрыла на щеколду.

8. Рефлексия

Учитель. Продолжите фразу

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я научился…

Сегодня на уроке я понял…

Использованная литература

1. Шапиро Н.А. и др. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе: метод и практика.- М.: «Первое сентября», 2010.

2. Хаустова Д.А. Русский язык. Подготовка к ГИА (написание сжатого изложения).- М.: «Экзамен», 2010.

globuss24.ru

ОБУЧАЮЩЕЕ ИЗЛОЖЕНИЕ (6 класс) (закрепление навыков ключевых и предметных компетенций учащихся в плане выполнения стандарта общего образования)

ОБУЧАЮЩЕЕ    ИЗЛОЖЕНИЕ  (6 класс)

(закрепление навыков ключевых и предметных компетенций учащихся в плане выполнения стандарта общего образования)

 

 Тип урока:

Урок развития речи

 

Тема урока:

Обучающее изложение.

1.     по способу восприятия – изложение, в котором текст воспринимается на слух и зрительно

2.     по характеру воспроизведения – подробное изложение (содержание исходного текста воспроизводится полно, со всеми подробностями, сохраняется тип текста, его композиционные и языковые особенности)

 

Цели урока:

1.     образовательная:

 - формирование умения осмысливать коммуникативную (речевую) задачу автора теста

- закрепление умений и навыков написания изложения, грамотного письма

 - практическое усвоение учащимися системы речеведческих понятий (речь, ее задачи, функции)

- обобщение и закрепление сведений теоретического характера (текст как продукт речи, его признаки; тема, заголовок, план; типы текстов и стили речи)

 2. воспитательная:

- воспитание интереса к родному языку, литературе

3. развивающая:

 - развитие познавательной активности, мышления, внимания

 - способствование развитию связной речи и логического мышления

 

Формирование ключевых компетенций обучающихся:

1.     ценностно-смысловые компетенции – компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир

2.     общекультурные компетенции – познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы в жизни человека, культурологические основы семейных, социальных и общественных явлений и традиций

3.     учебно-познавательные компетенции – совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной  познавательной деятельности (креативные навыки)

4.     информационные компетенции – владение современными средствами информации и информационными технологиями

5.     коммуникативные компетенции – знание языка как способ взаимодействия с окружающими, владение различными социальными ролями

6.     компетенция личностного самосовершенствования – духовное и интеллектуальное саморазвитие, психологическая грамотность, культура мышления и поведения

 

 

Формирование предметных компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы:

1.     языковая компетенция – знание языка: способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка, использование его синонимических структур в соответствии с нормами литературного языка, в конечном счете – владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности (введение новых пластов лексики, пополнение фразеологического запаса, синонимические конструкции, обогащение грамматического строя речи учащихся)

2.     лингвистическая компетенция – более глубокое осмысление устной и письменной речи (ее законов, правил, структуры), познавательная культура личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся

3.     коммуникативная (речевая) компетенция – знания о речи, ее функциях, развитие умений в области четырех основных видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма), умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности, умение и навыки речевого общения, анализа текста

4.     культуроведческая компетенция – формирование русской языковой картины мира, средство приобщения к национальной культуре

5.     социокультурная компетенция – становление представлений об окружающем мире; специфический этнический, национальный образ мысли, образование русской языковой картины мира

 

Методы и приемы работы на уроке:

Беседа, анализ языкового материала, компьютерное тестирование, самостоятельная работа учащихся

 

Формирование следующих умений:

1.     умение осмысливать коммуникативную (речевую) задачу автора текста (общение, сообщение, воздействие)

2.     умение определять и раскрывать тему и основную мысль текста

3.     умение определять типы текста (описание, повествование, рассуждение)

4.     умение составлять простой план повествовательного текста (виды плана)

5.     умение пересказывать содержание повествовательного текста подробно и сжато

6.     умение избегать повторения одних и тех же слов, использовать лексические синонимы исходного текста

 

Оборудование:

Компьютерная программа (обучающая с элементами обучения)

 

План урока:

1.     Организация урока – 3 мин.

2.     Чтение текста изложения (комментарий) – 5 мин.

3.     Компьютерные задания (воспроизведение теоретических знаний) – 15 мин.

4.     Обобщение и систематизация материала в процессе тестирования (работа над изложением)– 15 мин.

5.     Задание на дом – 2 мин.

6.     Подведение итогов – 5 мин.

 

Ход урока

 

1 этап

Вступительное слово учителя о творчестве Л.Н. Толстого

2 этап

Чтение учителем текста (текст на интерактивной доске через мультимедийную установку). У каждого ученика перед собой есть напечатанный экземпляр. Учитель сам читает текст, чтобы дети прониклись настроением текста, представили картину разворачивающихся событий, приведших к трагическому исходу.

3 этап

Компьютерные задания (в форме тестирования) с попутным повторением пройденного (теоретического) материала по развитию речи. Компьютер в конце работы выдает информацию о правильности ответов и выставляет оценку.

4 этап

Написание изложения (в черновом варианте) с использованием рабочих материалов.

 

Конспект урока

Текст изложения

 

Однажды в зверинце кинули льву на корм беспризорную собачонку. Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел и понюхал ее. Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул ее лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки. Лев смотрел на собачку, качал головой и не трогал ее. Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке. Вечером лев лег спать, а собачка легла возле него и положила голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, делился кормом, а иногда играл с ней». Однажды кто-то из посетителей узнал свою собачку и попросил хозяина зверинца вернуть ее. Хозяин стал звать собачку, чтобы взять ее из клетки, но лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке. Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, Он все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой. А когда он понял, что она умерла, вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. На шестой день лев умер. 

Компьютерные задания (тесты):

1.     Можно ли этот рассказ назвать текстом (связаны ли предложения по смыслу и грамматически)?

1.     да

2.     нет

 

2.     К какому стилю речи относится этот текст?

1.     научный стиль (краткая точная информация; термины)

2.     художественный стиль (стиль художественных произведений; слова с переносным значением)

3.     разговорный стиль (бытовая речь; просторечные слова)

4.     художественный стиль с элементами разговорной речи

 

3.     К какому типу речи относится этот текст?

1.     описание (признаки, качества, свойства предмета)

2.     повествование (последовательные действия)

3.     рассуждение (причины событий, их связи)

 

4.     Какой заголовок наиболее полно отражает тему текста? Запишите название в рабочие материалы:

1.     «Лев и собачка»

2.     «Лев»

3.     «Собачка»

 

5.     На сколько частей можно разделить текст?

1.     три части

2.     четыре части

3.     пять частей

 

6.     Можно ли для краткости пересказа исключить какую-нибудь из этих частей, чтобы это не повредило раскрытию темы и передаче основной мысли текста?

1.     да

2.     нет

 

7.     Попробуйте составить соответствующий план к тексту, обращая внимание на то, чтобы заголовки плана отражали основную мысль и стиль текста. Запишите его. Сравните с предлагаемыми видами плана. Выберите понравившийся план и запишите его.

 

8.     Вид плана:

1.     словесный план (предложения взяты не из текста, а составлены нами)

2.     цитатный план (использование цитат, т.е. отрывков из текста)

3.     картинный план (использование предложений в виде картин)

4.     мимический план (перемена в настроении действующих лиц)

 

 

На интерактивной доске  (и на листочке перед каждым учащимся) орфограммы (попутное повторение), найдите орфограммы в тексте:

1.     буквы и, у, а после шипящих

2.     безударные проверяемые гласные в корне слова

3.     проверяемые согласные в корне слова

4.     раздельное написание предлогов

5.     гласные и согласные в приставках

6.     употребление ь на конце существительных после шипящих

7.     не с глаголами

8.     –тся и –ться в глаголах

9.     безударные гласные в окончаниях имен прилагательных

10. употребление ь для обозначения мягкости согласных

11. буквы ё-о после шипящих в корне слова

12. буквы е-и в корнях с чередованием

 

Напишите изложение.

infourok.ru

Урок развития речи для 6 класса Подготовка к изложению с элементами описания

Класс: 6

Учитель: Чванова И.Н.

Тип урока: урок развития речи

Тема урока: Подготовка к подробному изложению с элементами описания.

Цели:

  1. Повторить и обобщить сведения о прилагательном как части речи, о роли прилагательных в речи, о средствах художественной изобразительности, основанных на прилагательных; закрепить знания о тексте, его типах, строении, стилях речи; поработать над орфографией, синтаксисом и пунктуацией текста.

  2. Развивать устную и письменную речь учащихся, обогащать их словарный запас.

  3. Воспитывать у детей чувство языка, умение видеть красоту окружающего нас мира.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Оргмомент

1. Проверяет готовность класса к уроку, отмечает отсутствующих.

2. Слово учителя (постановка целей урока перед учащимися). На сегодняшнем уроке мы будем готовиться к подробному изложению текста с элементами описания. Мы повторим все, что знаем о тексте, его строении, теме, идее о роли имен прилагательных в тексте-описании, поработаем над орфографией и пунктуацией предложения, вспомним синтаксис простого и сложного предложения

Дежурный докладывает о готовности класса к уроку, сообщает об отсутствующих.

Слушают.

2. Работа с тестом

1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста упражнения № 279.

Выразительно прочитайте текст упражнения.

2. Беседа:

- Можно ли то, что вы сейчас прочитали, назвать текстом?

- Докажите свое утверждение.

-Что значит, связаны по смыслу?

- Что значит, связаны грамматически?

- Вы сказали, что это текст, т.к. предложения связаны общей темой. А что такое тема текста? И какова тема данного текста?

- О какой или каких птицах идёт речь в тексте?

Почему кажется, что речь идет о совершенно разных птицах?

- Так на сколько же частей мы можем поделить текст?

Каким будет наш план? Почему?

- Озаглавим мы наш текст по окончании работы. Оставьте строчку для заглавия. Сейчас мы будем работать над составлением плана текста и параллельно составим табличку, в которую запишем, какими увидел Миша птиц в разное время суток.

- Какими Миша увидел птиц утром? Зачитайте. Заполните соответствующие строки в таблице.

- Озаглавьте 1 пункт плана. Запишите.

- Как, при помощи чего автор описывает птиц?

- Какими членами предложения являются прилагательные?

-Как называется средство художественной выразительности, основанное на употреблении определений?

-Какие эпитеты использует автор для описания птиц?

-Какие ещё изобразительно-выразительные средства использует автор? Назовите их. Запишите в таблицу.

Готовятся к выразительному чтению текста упр. № 279.

Выразительно читают текст.

Можно.

Это текст, т.к. все предложения связаны друг с другом по смыслу и грамматически.

Эти предложения на одну тему.

Предложения связаны при помощи повторов одних и тех же слов, замены слов местоимениями, например: в 1 абзаце в 1 предложении говорится о журавлях, во 2 предложении слово журавли повторяется, в 3 – заменяется местоимением их, в 4 – словом птица, в 5 и 7 – слово птица повторяется; в 5 предложении говорится о Мише, в 6 - это слово заменено местоимением он.

Отвечают.

О чайках.

Потому, что мальчик увидел их в разное время суток: утром, в предвечерних сумерках и на закате.

На три.

Сложным, потому что в 3 части есть описание озера в предзакатный час.

делают записи, чертят таблицу.

Признаки

Утро

Вечер

На закате

Изобразительные средства

Оперение

розовое

голубое

золотистое, огненно-золотое

Эпитеты: длинные тонкие (крылья).

Сравнения:

Длинные, тонкие, похожие на гребни волн, волнистые, будто кружевной подол платья.

Эпитеты:

необыкновенная, совершенно голубая.

Сравнения:

как вечернее предзакатное небо.

Эпитеты:

золотые, огненно-золотые, белые.

Сравнения:

как в сказке

Клюв

черный

Голова

с черным пятнышком

Крылья

Длинные, тонкие, похожие на гребни волн, волнистые, будто кружевной подол платья.

Читают 1 абзац.

Заполняют таблицу.

При помощи прилагательных.

Определениями.

Эпитет.

Перечисляют, заносят в таблицу.

Сравнения.

Называют, заносят в таблицу.

Работа над 2 и 3 частями текста ведется по той же схеме.

В результате работы в тетрадях учащихся появляются таблица (смотри выше) и план текста:

1. Удивительная птица.

2. Необыкновенная птица

3. Огненно-золотые птицы

а) Нетленный огонь

б) Всё сказочное

В 3 части дети должны сделать лексический разбор слова нетленный.

- Озаглавьте текст.

- Ребята, если бы мы убрали из текста все прилагательные, изменилось бы что-то?

- Определите разряды имен прилагательных из плана к тексту.

- К какому типу речи вы отнесёте этот текст? Объясните почему?

- Какого стиля этот текст? Докажите своё мнение, используя таблицу на с. 178.

- Проанализируем синтаксис и пунктуацию текста.

- Поскольку в тексте есть повествование, назовите опорные слова, по которым вы будете восстанавливать текст.

- Описывая птиц, мальчик говорит о…?

- Этот признак один или их несколько?

- Что он делает с этими признаками?

- Как это перечисление мы можем передать на письме?

- Найдите в тексте предложения с однородными членами и объясните пунктуацию при них.

- Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах, объясните пунктуацию, составьте схему.

- Сделайте пунктуационный разбор предложения, помеченного цифрой 4. Нарисуйте его схему.

Приводят варианты заглавия текста. Обсуждают, записывают.

(Например: Сказочная птица).

Отвечают.

Определяют разряды имен прилагательных.

Определяют тип речи: это текст-повествование, т.к. к тексту можно задать вопрос что происходит? и описание, т.к. можно поставить также и вопрос какое?

Определяют стиль текста, объясняют. ( Это текст художественного стиля, т.к. имеет целью воздействие на читателя, призван показать красоту, необычность птиц - чаек – в разное время суток; тексту присуща образность; используются эпитеты и сравнения.)

Журавли – не видел – излучина – озеро – солнце – костер – стая – сказка – восходы, закаты, ночи.

о признаках.

несколько.

перечисляет.

при помощи однородных членов.

приводят пример, объясняют постановку знаков препинания.

называют (последнее предложение), объясняют, рисуют схему.

Делают пунктуационный разбор предложения (предложение с прямой речью), рисуют схему.

3.Словарная работа.

– Есть ли в тексте слова, значение которых вам не понятно? Найдите значение этих слов в толковом словаре.

Называют слова (излучина, нетленный), зачитывают толкование этих слов. (Задание заранее выполнено учащимся)

  1. Орфографический диктант:

не видел, летело, длинные, песчаный, вечернее, солнце, казалось, коснется.

Записывают, находят орфограммы, объясняют правописание.

3. Итоги урока

Скажите, пожалуйста, помогла ли вам проведенная работа в подготовке к изложению? Готовы ли вы писать изложение по этому тексту?

Отвечают.

4. Оценки.

Оценивает и комментирует оценку работы каждого учащегося во время урока.

Класс: 6

Учитель: Чванова Инна Николаевна.

Тип урока: Урок развития речи

Оборудование: мульти-медиа установка, экран, толковый и орфографический словари.

Тема урока: Подготовка к подробному изложению с элементами описания.

Цели:

  1. Повторить и обобщить сведения о прилагательном как части речи, о роли прилагательных в речи, о средствах художественной изобразительности, основанных на прилагательных; закрепить знания о тексте, его типах, строении, стилях речи; поработать над орфографией, синтаксисом и пунктуацией текста.

  2. Развивать устную и письменную речь учащихся, обогащать их словарный запас.

  3. Воспитывать у детей чувство языка, умение видеть красоту окружающего нас мира.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

А) Учитель проверяет готовность класса к уроку, отмечает отсутствующих.

Дежурный докладывает о готовности класса к уроку, сообщает об отсутствующих.

Б) Слово учителя (постановка целей урока перед учащимися). На сегодняшнем уроке мы будем готовиться к подробному изложению текста с элементами описания. Мы повторим все, что знаем о тексте, его строении, теме, идее о роли имен прилагательных в тексте-описании, поработаем над орфографией и пунктуацией предложения, вспомним синтаксис простого и сложного предложения.

2. Работа с тестом.

А) - Подготовьтесь к выразительному чтению текста упражнения № 279.

- Выразительно прочитайте текст упражнения.

Однажды утром Миша вышел на песчаную косу, чтобы послушать, как далеко-далеко на болотах, за береговой излучиной, кричат журавли. Журавлей Миша никогда не видел. Не увидел он их и сегодня. Зато на песчаную косу вдруг спустилась с неба удивительная птица: вся розовая, только клюв чёрный да чёрное пятнышко на голове. Миша видел, когда птица летела, и её длинные тонкие крылья показались ему похожими на гребни волн. Он всегда рисовал море с такими волнами. Села розовая птица на песчаный откос и так неторопливо сложила свои волнистые крылья, будто кружевной подол платья подобрала.

Вечером того же дня Миша увидел ещё одну необыкновенную птицу – совершенно голубую. Голубую, как вечернее предзакатное небо.

Вернулся Миша на берег озера, когда солнце уже садилось, и его нетленный огонь разгорался всё больше и больше. Это уже был целый костёр. Казалось, коснётся солнце своим краем озёрной глади, и закипит, забрызжет, запенится под ним вода.

В этом закатном огне увидел Миша в небе целую стаю птиц, похожих на чаек, и все они были золотые, огненно-золотые. «Как в сказке! – сказал про себя Миша. – Но это же чайки. Это всё одни и те же чайки. Они белые, но в этом озере всё, как в сказке, всё сказочное – и восходы, и закаты, и лунные ночи. И птицы, и люди – как в сказке».

(Учащиеся готовятся к выразительному чтению текста упр. № 279. Выразительно читают текст.)

Б) Беседа:

- Можно ли то, что вы сейчас прочитали, назвать текстом? (Можно)

- Докажите свое утверждение. (Это текст, т.к. все предложения связаны друг с другом по смыслу и грамматически.)

-Что значит, связаны по смыслу? (Эти предложения на одну тему.)

- Что значит, связаны грамматически? (Предложения связаны при помощи повторов одних и тех же слов, замены слов местоимениями, например: в 1 абзаце в 1 предложении говорится о журавлях, во 2 предложении слово журавли повторяется, в 3 – заменяется местоимением их, в 4 – словом птица, в 5 и 7 – слово птица повторяется; в 5 предложении говорится о Мише, в 6 - это слово заменено местоимением он.)

- Вы сказали, что это текст, т.к. предложения связаны общей темой. А что такое тема текста? И какова тема данного текста?

- О какой или каких птицах идёт речь в тексте? ( О чайках)

- Почему кажется, что речь идет о совершенно разных птицах? (Потому, что мальчик увидел их в разное время суток: утром, в предвечерних сумерках и на закате.)

- Так на сколько же частей мы можем поделить текст? ( На три)

Каким будет наш план? Почему? (Сложным, потому что в 3 части есть описание озера в предзакатный час.)

- Озаглавим мы наш текст по окончании работы. Оставьте строчку для заглавия. Сейчас мы будем работать над составлением плана текста и параллельно составим табличку, в которую запишем, какими увидел Миша птиц в разное время суток. ( Учащиеся делают записи, чертят таблицу. Таблицу можно заранее начертить на доске или при помощи мультимедийной установки вывести на экран)

- Какими Миша увидел птиц утром? Зачитайте. Заполните соответствующие строки в таблице.

- Озаглавьте 1 пункт плана. Запишите. (Читают 1 абзац. Заполняют таблицу. Записывают заглавие 1 пункта плана.)

- Как, при помощи чего автор описывает птиц? (При помощи прилагательных.)

- Какими членами предложения являются прилагательные? ( Определениями)

-Как называется средство художественной выразительности, основанное на употреблении определений? (Эпитет)

-Какие эпитеты использует автор для описания птиц? (Перечисляют, заносят в таблицу.)

-Какие ещё изобразительно-выразительные средства использует автор? ( Сравнения)

- Назовите их. Запишите в таблицу. (Называют, заносят в таблицу.)

Работа над 2 и 3 частями текста ведется по той же схеме. В 3 части дети должны сделать лексический разбор слова нетленный.

В результате работы в тетрадях учащихся появляются таблица (смотри ниже) и план текста:

1. Удивительная птица.

2. Необыкновенная птица

3. Огненно-золотые птицы

а) Нетленный огонь

б) Всё сказочное

Признаки

Утро

Вечер

На закате

Изобразительные средства

Оперение

розовое

голубое

золотистое, огненно-золотое

Эпитеты: длинные тонкие (крылья).

Сравнения:

Длинные, тонкие, похожие на гребни волн, волнистые, будто кружевной подол платья.

Эпитеты:

необыкновенная, совершенно голубая.

Сравнения:

как вечернее предзакатное небо.

Эпитеты:

золотые, огненно-золотые, белые.

Сравнения:

как в сказке

Клюв

черный

Голова

с черным пятнышком

Крылья

Длинные, тонкие, похожие на гребни волн, волнистые, будто кружевной подол платья.

- Озаглавьте текст. (Приводят варианты заглавия текста. Обсуждают, записывают.

(Например: «Сказочная птица»).

- Ребята, если бы мы убрали из текста все прилагательные, изменилось бы что-то?

- Определите разряды имен прилагательных из плана к тексту.

- К какому типу речи вы отнесёте этот текст? Объясните почему? (Определяют тип речи: это текст-повествование, т.к. к тексту можно задать вопрос что происходит? и описание, т.к. можно поставить также и вопрос какое?)

- Какого стиля этот текст? Докажите своё мнение. (Определяют стиль текста, объясняют. Это текст художественного стиля, т.к. имеет целью воздействие на читателя, призван показать красоту, необычность птиц - чаек – в разное время суток; тексту присуща образность; используются эпитеты и сравнения.)

- Проанализируем синтаксис и пунктуацию текста. Поскольку в тексте есть повествование, назовите опорные слова, по которым вы будете восстанавливать текст. (Журавли – не видел – излучина – озеро – солнце – костер – стая – сказка – восходы, закаты, ночи.)

- Описывая птиц, мальчик говорит о…? (О признаках.)

- Этот признак один или их несколько? ( Несколько)

- Что он делает с этими признаками? (Перечисляет)

- Как это перечисление мы можем передать на письме? (При помощи однородных членов.)

- Найдите в тексте предложения с однородными членами и объясните пунктуацию при них. (Приводят пример, объясняют постановку знаков препинания.)

- Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах, объясните пунктуацию, составьте схему. (Называют (последнее предложение), объясняют, рисуют схему.)

- Сделайте пунктуационный разбор предложения, помеченного цифрой 4. Нарисуйте его схему. (Делают пунктуационный разбор предложения (предложение с прямой речью), рисуют схему.)

В) Словарная работа.

– Есть ли в тексте слова, значение которых вам не понятно? Найдите значение этих слов в толковом словаре. (Называют слова (излучина, нетленный), зачитывают толкование этих слов. (Задание заранее выполнено учащимся).

Г) Орфографический диктант:

Не видел, летело, длинные, песчаный, вечернее, солнце, казалось, коснется. (Записывают, находят орфограммы, объясняют правописание.).

Д) Перескажите текст, опираясь на сделанные записи.

3. Итоги урока.

- Скажите, пожалуйста, помогла ли вам проведенная работа в подготовке к изложению? Готовы ли вы писать изложение по этому тексту?

4. Оценки.

Оценивает и комментирует оценку работы каждого учащегося во время урока.

Второй урок (или часть урока) отводится для написания подробного изложения.

5. Домашнее задание.

Опишите удивительную встречу, которая когда-либо произошла в вашей жизни, подробно опишите внешность (человека, животного, птицы), используйте средства художественной изобразительности.

Примечание: Обучение в классе ведется по учебно-методическому комплексу Бабайцевой В.В.

Используется учебник Русский язык. Практика. 6 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/ Г.К. Лидман-Орлова, А.Ю. Купалова, С.Н. Молодцова и др.; под ред. Г.К. Лидман-Орловой. – 12-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2005.

infourok.ru


Смотрите также