Контрольная работа по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Контрольная работа капитанская дочка


Тест по роману "Капитанская дочка". 8 класс

Контрольная работа по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1. Определите жанр произведения:

А. рассказ; В. повесть;

Б. роман; Г. семейно-бытовая хроника.

2.Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица:

А. автора; В. Маши Мироновой;

Б. Петруши Гринёва; Г. повествователя Петра Андреевича Гринёва.

3. Какая историческая личность не упоминается в повести:

А. Емельян Пугачёв; В. Елизавета I;

Б. граф Мених; Г. Екатерина II.

4. В чем заключается смысл названия повести? Маша Миронова –

А. единственный женский персонаж повести;

Б. возлюбленная Петра Гринёва;

В. идейный и художественный центр повести;

Г. дочь погибшего русского офицера.

5. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета:

А. экспозиция;

1. Сцена дуэли со Швабриным, письмо отца;

Б. завязка;

2. Освобождение Гринева, женитьба на Маше;

В. кульминация;

3. Детство Петруши в родовом имении;

Г. развязка.

4. знакомство Гринева с главной героиней повести.

6. С какой целью в повесть вводится сон Петруши?

А. характеризует Гринёва;

Б. характеризует Пугачёва;

В. предвещает развитие отношений двух персонажей;

Г. Подчеркивает кровожадность Пугачева.

7. Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы:

А.-Пугачёв, Б.-Швабрин, В.- Савельич, Г.-Екатерина II, Д.- Гринёв, Е.-оренбургский генерал.

8. Какова основная проблематика повести «капитанская дочка»?

А. проблема любви;

Б. проблема чести, долга, милосердия;

В. проблема роли народа в развитии общества;

Г. проблема сопоставления родового и служивого дворянства.

9. Что является вставным элементом в повести:

А. песня в исполнении пугачёвцев; В. старая калмыцкая сказка;

Б. сон Петра Гринёва; Г. эпиграф.

10. Каким показан в повести Савельич?

А. забитым, безгласным крепостным;

Б. послушным, рабски преданным своим господам;

В. глубоким, наделенным чувством собственного достоинства;

Г. любящим, заботливым помощником и советчиком.

11.Какие черты русского национального характера показаны в образе Пугачёва?

А. склонность к пьянству; В. ум, сметливость;

Б. удальство, широта натуры; Г. бездеятельность, желание жить на готовом.

12. Чей это портрет: «Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а

голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую».

А. Маши Мироновой; В. Екатерины II;

Б. Василисы Егоровны; Г. Авдотьи Васильевны.

13. Кому в повести принадлежит высказывание: «Не приведи Бог увидеть русский бунт,

бессмысленный и беспощадный...»?

А. Екатерине II; В. оренбургскому генералу;

Б. Савельичу; Г. Петру Андреевичу Гринёву.

14. Кто является главным героем повести? Аргументируй свой ответ.

А. Петр Гринёв - человек совести и чести;

Б. Маша Миронова - капитанская дочка;

В. Емельян Пугачев - разбойник, лжецарь, широкая натура, помнящий добро;

Г. Савельич – хозяйственный, добрый, заботливый, любящий дядька.

Контрольная работа по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Ответы

1. Определите жанр произведения:

А. рассказ; В. повесть;

Б. роман; Г. семейно-бытовая хроника.

2.Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица:

А. автора; В. Маши Мироновой;

Б. Петруши Гринёва; Г. повествователя Петра Андреевича Гринёва.

3. Какая историческая личность не упоминается в повести:

А. Емельян Пугачёв; В. Елизавета I;

Б. граф Мених; Г. Екатерина II.

4. В чем заключается смысл названия повести? Маша Миронова –

А. единственный женский персонаж повести;

Б. возлюбленная Петра Гринёва;

В. идейный и художественный центр повести;

Г. дочь погибшего русского офицера.

5. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета:

А. экспозиция;3

1. Сцена дуэли со Швабриным, письмо отца;

Б. завязка;4

2. Освобождение Гринева, женитьба на Маше;

В. кульминация;1

3. Детство Петруши в родовом имении;

Г. развязка. 2

4. Знакомство Гринева с главной героиней повести.

6. С какой целью в повесть вводится сон Петруши?

А. характеризует Гринёва;

Б. характеризует Пугачёва;

В. предвещает развитие отношений двух персонажей;

Г. подчеркивает кровожадность Пугачева.

7. Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы:

А.Пугачёв – Е .оренбургский генерал.,, Б.Швабрин - Д. Гринёв,, В.- Савельич-Г. Екатерина II

8. Какова основная проблематика повести «капитанская дочка»?

А. проблема любви;

Б. проблема чести, долга, милосердия;

В. проблема роли народа в развитии общества;

Г. проблема сопоставления родового и служивого дворянства.

9. Что не является вставным элементом в повести:

А. песня в исполнении пугачёвцев; В. старая калмыцкая сказка;

Б. сон Петра Гринёва; Г. эпиграф.

10. Каким показан в повести Савельич? (несколько вариантов)

А. забитым, безгласным крепостным;

Б. послушным, рабски преданным своим господам;

В. глубоким, наделенным чувством собственного достоинства;

Г. любящим, заботливым помощником и советчиком.

11.Какие черты русского национального характера показаны в образе Пугачёва?(неск-ко в.)

А. склонность к пьянству; В. ум, сметливость;

Б. удальство, широта натуры; Г. бездеятельность, желание жить на готовом.

12. Чей это портрет: «Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а

голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую».

А. Маши Мироновой; В. Екатерины II;

Б. Василисы Егоровны; Г. Авдотьи Васильевны.

13. Кому в повести принадлежит высказывание: «Не приведи Бог увидеть русский бунт,

бессмысленный и беспощадный...»?

А. Екатерине II; В. оренбургскому генералу;

Б. Савельичу; Г. Петру Андреевичу Гринёву.

14. Кто, по-вашему, является главным героем повести? Аргументируй свой ответ.

А. Петр Гринёв - человек совести и чести;

Б. Маша Миронова - капитанская дочка;

В. Емельян Пугачев - разбойник, лжецарь, широкая натура, помнящий добро;

Г. Савельич – хозяйственный, добрый, заботливый, любящий дядька.

infourok.ru

Трёхуровневая контрольная работа по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» для учащихся 8 класса

Зачетная работа № 2«А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». 8 класс

Уровень I (вопросы на оценку «3»):

Какое положение было у Ивана Кузмича Миронова в Белогорской крепости?а) капитан-майор; в) ротмистр;б) комендант; г) вахмистр.

Определите, кому из героев повести «Капитанская дочка» принадлежит данная характеристика:«Он был высокого росту, дороден и широкоплеч, и показался мне лет сорока пяти. Густая рыжая борода, серые сверкающие глаза, нос без ноздрей и красноватые пятна на лбу и на щеках придавали его рябому, широкому лицу выражение неизъяснимое. Он был в красной рубахе, в киргизском халате и в казацких шароварах».

а) Хлопуше; в) Пугачеву;б) Пугачеву; г) Швабрину.

Как звали верного слугу Гринева Савельича?а) Емельян; в) Бопре;б) Архип; г) Иван.

Что стало причиной дуэли П. Гринева со Швабриным?а) неуважительный отзыв Швабрина о стихотворении Гринева;б) оскорбительное высказывание Швабрина о Маше Мироновой;в) личная неприязнь Швабрина к Гриневу.

Кому из героев принадлежит реплика «Лучше раз напиться живой кровью, чем всю жизнь питаться падалью»?а) Гриневу; в) Швабрину;б) Белобородову; г) Пугачеву.

Назовите город, куда Гринев был отправлен после ареста:а) Казань; в) Оренбург;б) Симбирск; г) Петербург.

Назовите город, в который отправилась героиня «Капитанской дочки», чтобы спасти своего возлюбленного:а) Симбирск; в) Москва;б) Оренбург; г) Петербург;

Укажите верное толкование значения устаревшего слова «целовальник»:а) парикмахер; в) человек, пользующийся особым доверием;б) продавец вина в кабаках; г) любимый, возлюбленный.

Укажите верное толкование значения устаревшего слова «инвалид»:а) человек, страдающий физическим недугом;б) военнослужащий, состарившийся на военной службе;в) военнослужащий, имеющий увечья;г) арестант, узник в колодках.

Кто из персонажей повести «Капитанская дочка» взял на себя обязательство «устроить состояние» Маши Мироновой?а) родители Гринева; в) Екатерина II;б) Петр Андреевич Гринев; г) Швабрин.Какая героиня повести впервые появилась перед читателем «в белом утреннем платье, ночном чепце и в душегрейке»?а) Василиса Егоровна; в) Екатерина II;б) Маша Миронова; г) служанка Палаша.

Кто из героев повести составил реестр «раскраденному злодеями» «барскому добру» и требовал компенсировать потери?а) капитан Миронов; в) Пугачев;б) Савельич; г) Петр Гринев.

Укажите верное толкование значения устаревшего слова «шаматон»:а) гуляка, бездельник; в) молодой дворянин;б) солдат-новобранец; г) арестант, узник в колодках.

Кто из героев повести принял смерть мужественно, не посрамив чести мундира, который носил всю жизнь?а) Швабрин; в) капитан Миронов;б) Гринев; г) Пугачев.

Кому из героев повести принадлежит следующее портретное описание: «Вошед в биллиардную, увидел я высокого барина, лет тридцати пяти, с длинными черными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах»?а) Швабрину; в) Зурину;б) капитану Миронову; г) Пугачеву.

Кто передал Гриневу письмо от Маши с просьбой о помощи?а) Савельич; в) Пугачев;б) урядник Максимыч; г) отец Герасим.

Кому из героев повести принадлежат слова «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»?а) Гриневу, в) Швабрину;б) капитану Миронову; г) Савельичу.

Предмет, бережно хранимый матерью Гринева с момента крещения сына?а) сорочка; в) камзол;б) шпага; г) шарф.

Кому из героев повести принадлежит характеристика «Сметливость его и тонкость чутья меня изумили»?а) Пугачеву; в) Белобородову;б) Швабрину; г) Савельичу.

Кому из героев повести принадлежит следующее портретное описание: «Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым»?а) Швабрину; в) Пугачеву;б) Гриневу; г) Зурину.

Как называлась губерния, где «благоденствует потомство» Петра Гринева и Маши Мироновой?а) Оренбургская; в) Казанская;б) Петербургская; г) Симбирская.

Уровень II (вопросы на оценку «4»):Как назывался исторический труд А.С. Пушкина, предшествовавший написанию художественного произведения «Капитанская дочка»?________________________________________________________________________________

Какой эпиграф А.С. Пушкин предпосылает всему произведению «Капитанская дочка»?________________________________________________________________________________

Какую форму для своей повести «Капитанская дочка» избрал А.С. Пушкин?________________________________________________________________________________

Укажите, какие исторические персонажи являются героями повести? ________________________________________________________________________________

Какое историческое событие легло в основу повести?________________________________________________________________________________

Как называлась крепость, в которой происходили действия повести?________________________________________________________________________________

Русский поэт XVIII века, который «очень похвалял» стихотворные «опыты» Гринева? ________________________________________________________________________________

Какие «царские знаки» были у Пугачева?________________________________________________________________________________

Какую песню распевали «разбойники» на «военном совете»?________________________________________________________________________________

Объясните значение устаревшего слова «рекрут».________________________________________________________________________________

Продолжите реплику одного из героев повести: «Будет дождик.______________________________________________________·__________________________Короткая мужская одежда без рукавов, вроде жилета.________________________________________________________________________________

Кто из героев повести выразил желание быть «посаженым лицом» на свадьбе Петра Гринева и Маши Мироновой?________________________________________________________________________________

Жители крепости, приютившие дочь капитана Миронова после гибели родителей?________________________________________________________________________________

Почему арестовали Петра Гринева?________________________________________________________________________________

Наказание, каким государыня императрица заменила герою смертную казнь?________________________________________________________________________________

Населенный пункт, царская резиденция, где героиня встретилась с императрицей?________________________________________________________________________________

Какую реликвию показывают потомки Гринева всем гостям своего семейства?________________________________________________________________________________Уровень IIIКак Вы понимаете эпиграф к повести? Что имел в виду поэт, когда говорил о чести?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Почему роман А.С. Пушкина назван «Капитанская дочка»?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________В чем нравственный смысл изображения А.С. Пушкиным сложных взаимоотношений Гринева и Пугачева в романе «Капитанская дочка»?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Вспомните сон П. Гринева. Какую роль он играет в композиции повести?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________В чем смысл притчи об орле и вороне, рассказанной Пугачевым? Какую роль она играет в раскрытии образа Пугачева?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

educontest.net

Контрольная работа по повести "Капитанская дочка"

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ф.И._________________________________________________

1. Укажите годы жизни А.С. Пушкина:

1) 1801-1825 2) 1799-1838 3) 1799-1837 4) 1789-1837

2. Укажите жанр произведения «Капитанская дочка»:

1) роман 2) историческая хроника 3) повесть

3. Главная проблема, которая возникает в произведении «Капитанская дочка» - проблема

1) любви 2) дружбы 3) чести 4) взаимопонимания

4. Повествование в произведении ведётся от лица:

1) автора 2) Гринёва 3) нескольких персонажей

5. Укажите, какая пословица служит эпиграфом к «Капитанской дочке»:

1) «Назвался груздем, полезай в кузов»

2) «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива

3) «Береги честь смолоду»

4) «Береги честь смолоду, а платье снову»

6. Какие реальные исторические лица действуют в произведении «Капитанская дочка»?

1) Николай I и Емельян Пугачёв 2) Степан Разин и Александр I

3) Екатерина II и Степан Разин 4) Екатерина II и Емельян Пугачёв

7. В какой губернии находилось имение Гринёва?

1) Саратовской 2) Симбирской 3) Казанской 4) Орловской

8. Петр Гринёв был записан на военную службу:

1) по достижении совершеннолетия 2) сразу после рождения 3) до рождения

9. Савельича, «дядьку» Гринёва, звали:

1) Осип 2) Архип 3) Тарас 4) Иван

10. Петра Гринёва решили отправить на военную службу по достижении им:

1) 16 лет 2) 18 лет 3) 20 лет 4) 22 лет

11. Оренбургский генерал Андрей Карлович не знал значения русского выражения:

1) «Береги честь смолоду»

2) «Держать в ежовых рукавицах»

3) «Работать спустя рукава»

4) «От тюрьмы да от сумы не зарекайся»

12. Швабрин был переведён из гвардии в Белгородскую крепость за:

1) дуэль 2) мошенничество 3) воровство 4) пьянство

13. Укажите причину дуэли Гринева и Швабрина:

1) карточный долг 2) оскорбление, нанесённое Маше Мироновой

3) нечестная игра в бильярд 4) стихи, написанные Петром Гринёвым

14. Сообщение об участии Гринёва в дуэли его родители получили от:

1) Савельича 2) Швабрина 3) Маши Мироновой 4) капитана Миронова

15. На военном совете в Оренбурге решено было действовать:

1) оборонительно 2) наступательно 3) путём подкупа

16. Куда уехала Маша Миронова перед штурмом Белгородской крепости?

1) осталась в крепости 2) в Москву 3) в Петербург 4) в Оренбург

17. От пугачёвцев Машу Миронову прятала:

1) её мать 2) попадья 3) служанка

18. Укажите, какую пословицу на страницах повести употребляет Пугачёв?

1) «Господь не выдаст – свинья не съест»

2) «Долг платежом красен»

3) «Конь и о четырёх ногах, да спотыкается»

4) «С лихой собаки хоть шерсти клок»

19. Укажите название любимой песни Пугачёва:

1) «Не шуми, мати зелёная дубровушка…»

2) «Дубинушка»

3) «Вниз по матушке по Волге…»

4) «Капитанская дочь, не ходи гулять в полночь…»

20. Образы Гринёва и Швабрина вводятся в повествование по принципу:

1) противопоставления 2) сопоставления 3) взаимодополнения

Как Вы понимаете эпиграф к повести? Что имел в виду поэт, когда говорил о чести?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Почему роман А.С. Пушкина назван «Капитанская дочка»?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вспомните сон П. Гринева. Какую роль он играет в композиции повести?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Найдите образно-выразительные средства в фрагментах повести.

Сей неожиданный удар едва не убил отца моего. Он лишился обыкновенной своей твердости, и горесть его (обыкновенно немая) изливалась в горьких жалобах. «Как!» — повторял он, выходя из себя. Боже праведный, до чего я дожил! Государыня избавляет его от казни!

Она принесла самовар, и за чашкою чая только было принялась за бесконечные рассказы о дворе

Марья Ивановна предчувствовала решение нашей судьбы; сердце ее сильно билось и замирало. Чрез несколько минут карета остановилась у дворца. Марья Ивановна с трепетом пошла по лестнице. Двери перед нею отворились настежь. Она прошла длинный ряд пустых великолепных комнат; камер-лакей указывал дорогу. Наконец, подошед к запертым дверям, он объявил, что сейчас об ней доложит, и оставил ее одну.

Мысль увидеть императрицу лицом к лицу так устрашала ее Марью Ивановну, что она с трудом могла держаться на ногах. 

Анна Власьевна, нетерпеливо ожидавшая ее возвращения, осыпала ее вопросами, на которые Марья Ивановна отвечала кое-как.

Метафора

Инверсия

Ритор.обращение

Гипербола

Олицетворение

Эпитет

Фразеологизм

Устаревшие слова

Иетафора

infourok.ru

Контрольная работа по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Вариант 1

1. Прочитайте портретные описания героев произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и назовите имена этих персонажей:

«Вошед в биллиардную, увидел я высокого ба­рина, лет тридцати пяти, с длинными черными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах» _____________________________________________

«Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круг­лолицая, румяная, с светло-русыми волосами» гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели» _______________________________________

2. Назовите встречающиеся в повествовании реальные исторические лица.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какова основная проблематика повести

   А) проблема любви

   Б) проблема чести, долга и милосердия

   В) проблема роли народа в развитии общества

   Г) проблема сопоставления рядового и служивого дворянства

4. Кому из героев принадлежит реплика «Лучше раз напиться живой кровью, чем всю жизнь питаться падалью»?а) Гриневу; в) Швабрину;б) Белобородову; г) Пугачеву.

5. Какое историческое событие легло в основу повести?________________________________________________________________________________6.  Жители крепости, приютившие дочь капитана Миронова после гибели родителей?________________________________________________________________________________

7. Вспомните сон П. Гринева. Какую роль он играет в композиции повести?Описание сна:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Роль сна в композиции повести:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 вариант

  1. Прочитайте портретные описания героев произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и назовите имена этих персонажей:

«Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шарова­ры» _________________________________________

«Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а

голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую».

______________________________________________________________________-

Укажите правильные ответы:

1. Определить жанр произведения

А. Роман Б. Историческая повесть

В.Семейно-бытовая хроника Г. Легенда.

2. О каких исторических событиях идет речь в повести?

А. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева

Б. Бунт яицкого войска

В. Бунт Ивана Болотникова

Г. Поход князя Голицына на Оренбург

3. Какие черты русского национального характера показаны Пушкиным в образе Пугачева

   А) ум, сметливость                         Г) склонность к пьянству

   Б) лень, бездеятельность                Д) память на добро, благодарность

   В) удальство, широта натуры

4. Отметить воинское звание Гринёва

А. Корнет

Б. Прапорщик

В. Поручик

Г. Рядовой

  1. Какой эпиграф А.С. Пушкин предпосылает всему произведению «Капитанская дочка»?________________________________________________________________________________

  2. Наказание, каким государыня императрица заменила герою смертную казнь?________________________________________________________________________

  3. Почему роман А.С. Пушкина назван «Капитанская дочка»?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 3

1.Определите, кому из героев романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» принадлежат следующие высказывания:

«Я придворный дворянин; я присягал госуда­рыне императрице: тебе служить не могу» _____________________________________________________________________________

«Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо во­стро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою» ______________________________________________________________

«...слушайся начальников; за их лаской не го­няйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду» ________________________________________________________________

2.   Отметить пункты, в которых происходит действие повести «Капитанская дочка».

A. Москва

Б. С-Петербург

B. Нижнеозерская крепость

Г. Белогорская крепость

Д. Оренбург

3. Чем одарил Гринёв своего вожатого, помогшего добраться до постоялого двора?

А. Перстнем Б. Пятиалтынным

В. Ужином Г. Заячьим тулупом

4. Укажите верное толкование значения устаревшего слова «инвалид»:а) человек, страдающий физическим недугом;б) военнослужащий, состарившийся на военной службе;в) военнослужащий, имеющий увечья;г) арестант, узник в колодках.

5. Какую песню распевали «разбойники» на «военном совете»?_____________________________________________________________________________

6. Какую реликвию показывают потомки Гринева всем гостям своего семейства?_____________________________________________________________________________

7. Как Вы понимаете эпиграф к повести? Кто из героев сохранил честь, а кто оказался человеком без чести? Эпиграф я понимаю так: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Человеком чести является в произведении___________________________________

Человеком без чести является в произведении________________________________

multiurok.ru

Контрольная работа по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Контрольная работа по литературе

в 8-м классе по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1. Прочитайте портретные описания героев произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и назовите имена этих персонажей:

  1. «Вошед в биллиардную, увидел я высокого барина, лет тридцати пяти, с длинными черными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах» _____________________________________________

  1. «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами» гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели» _______________________________________

  1. «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары» _________________________________________

  2. «... Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым» _________________________________

  1. «Ему казалось лет за семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен; но узенькие глаза его сверкали еще огнем» ___________________________________________________________

  2. «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую» _________________________________________________________

  3. «Он был высокого росту, дороден и широкоплеч, и показался мне лет сорока пяти. Густая рыжая борода, серые сверкающие глаза, нос без ноздрей и красноватые пятна на лбу и на щеках придавали его рябому, широкому лицу выражение неизъяснимое. Он был в красной рубахе, в киргизском халате и в казацких шароварах» __________________________________________________________

2.Определите, кому из героев произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка» принадлежат следующие высказывания:

  1. «Я придворный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу» ________________________________________________________________________________________

  1. «Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою» ______________________________

  1. «...слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платьеснову, а честь смолоду» _______________________

3. Укажите правильные ответы:

1. О каких исторических событиях идет речь в повести?

А. Крестьянская война под предводительствомЕ. Пугачева

Б. Бунт яицкого войска

В. Бунт Ивана Болотникова

Г. Поход князя Голицына на Оренбург

Д. Стрелецкий бунт в Москве

2.По какой причине А.С.Пушкин избрал рассказчиком Гринёва?

А. Гринёв принадлежал к старой дворянской семье, где понятия «честь» и «служба» неразрывны.

infourok.ru

Контрольная работа по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Контрольная работа по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Закончите фразы и ответьте на вопросы.

  1. Сколько крепостных было у отца Гринева и в какой губернии?

  1. Сыну был пожалован в дядьки…

  1. Шаматон – это…

  1. Капитан Миронов и его жена были люди самые …..

  1. В Марье Ивановне «я нашел…..»

  1. Что ответил Швабрин на вопрос Гринева: «А почему ты об ней такого мнения?»

  1. С некоторого времени яицкие казаки «были для правительства….»

  1. Последовало усмирение бунта…..

  1. В день приступа Иван Кузьмич сказал: «Что вы, ребятушки, стоите?... Умирать так умирать:….»

  1. Кто сидел под образами «в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбоченясь»?

  1. Тщедушный сгорбленный старичок с седой бородой и голубой лентой через плечо.

  1. Схвачен был башкирец с…..

  1. Как подписал свое письмо отцу Гринева Савельич?

  1. Сколько лет Иван Кузьмич и Василиса Егоровна жили в крепости?

  1. Какую бумагу подал Савельич Пугачеву перед отъездом из крепости?

  1. В начале повести Зурин имеет чин ротмистра, в конце он получил повышение. Какой теперь чин у него?

  1. Где и когда Марья Ивановна встретила императрицу Елизавету П?

  1. Как Пугачев «поприветствовал» Гринева?

  1. Откуда Издатель получил рукопись Петра Андреевича Гринева?

  1. . У кого скрывалась Марья Ивановна, когда крепостью владели мятежники?

  1. Кого хотел взять своим секундантом Гринёв на дуэль со Швабриным?

  1. Годы пугачёвщины

  1. Кто такой маркер?

  1. . Кто говорил Гринёву :«Женишься – ни за что пропадёшь»?

  1. Каков эпиграф к роману?

  1. Перечислите пары героев, противопоставленных друг другу

  1. Сколько крепостных было у отца Гринева и в какой губернии?

  1. 300 в Симбирской губернии

  1. Сыну был пожалован в дядьки…

  1. Стремянный Савельич

  1. Шаматон – это…

  1. Бездельник, шалопай

  1. Капитан Миронов и его жена были люди самые …..

  1. Почтенные

  1. В Марье Ивановне «я нашел…..»

  1. Благоразумную и чувствительную девушку

  1. Что ответил Швабрин на вопрос Гринева: «А почему ты об ней такого мнения?»

  1. Знаю по опыту ее нрав и обычай

  1. С некоторого времени яицкие казаки «были для правительства….»

  1. Неспокойными и опасными подданными

  1. Последовало усмирение бунта…..

  1. Картечью и жестокими наказаниями

  1. В день приступа Иван Кузьмич сказал: «Что вы, ребятушки, стоите?... Умирать так умирать:….»

  1. Дело служивое

  1. Кто сидел под образами в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбоченясь?

  1. Емельян Пугачев

  1. Тщедушный сгорбленный старичок с седой бородой и голубой лентой через плечо.

  1. Капрал Белобородов

  1. Схвачен был башкирец с…..

  1. Возмутительными листами

  1. Как подписал свое письмо отцу Гринева Савельич?

  1. Архип Савельев

  1. Сколько лет Иван Кузьмич и Василиса Егоровна жили в крепости?

  1. 22 года

  1. Какую бумагу подал Савельич Пугачеву перед отъездом из крепости?

  1. Реестр барскому добру

  1. В начале повести Зурин имеет чин ротмистра, в конце он получил повышение. Какой теперь чин у него?

  1. Майор

  1. Где и когда Марья Ивановна встретила императрицу Елизавету П?

  1. В Царскосельском парке во время прогулки

  1. Как Пугачев «поприветствовал» Гринева?

  1. Кивнул головой

  1. Откуда Издатель получил рукопись Петра Андреевича Гринева?

  1. От одного из его внуков

  1. . У кого скрывалась Марья Ивановна, когда крепостью владели мятежники?

  1. У попадьи Акулины Памфиловны

  1. Кого хотел взять своим секундантом Гринёв на дуэль со Швабриным?

  1. Ивана Игнатьича-инвалида

  1. Годы пугачёвщины

  1. 1773-1775

  1. Кто такой маркер?

  1. Лицо, обслуживающее бильярдный стол

  1. . Кто говорил Гринёву :«Женишься – ни за что пропадёшь»?

  1. Иван Зурин

  1. Каков эпиграф к роману?

  1. Береги честь смолоду

  1. Перечислите пары героев, противопоставленных друг другу

  1. Швабрин-Гринев, Гринев-императрица

kopilkaurokov.ru

Контрольная работа по повести Пушкина Капитанская дочка

Контрольная работа по «Капитанской дочке»Вариант 1. Уровень 1.1.Жанр произведения «Капитанская дочка». А. Роман Б. Историческая хроника В. Историческая повесть2.В каком веке происходит действие повести « Капитанская дочка»? А. В 17 веке Б. В 18 веке В. В 16 веке Г. В начале 19 века3.Отметить пункты, о которых упоминается в повести «Капитанская дочка». А. С-Петербург Б. Татищевая крепость В. Казань Г. Белогорская крепость Д. Оренбург Е. Симбирск4. Имя какого царя присвоил себе Емельян Пугачёв? А. Пётр I Б. Пётр III В. Павел I Г. Иван IV5.Произведение « Капитанская дочка » написано в форме. А. Рассказа Петра Гринёва автору Б. Мемуаров Петра Гринёва В. Рассказа Марьи Ивановны 6. Соотнести имена и отчества так, чтобы получились верные сочетания для персонажей произведения: Василиса Андреевич Мария Кузьмич Иван Егоровна Пётр Ивановна Алексей Иванович7.Назвать кульминационные моменты повести. А. Детство Гринёва Б. Буран В. Казнь капитана Миронова и спасение Гринёва Г. Разговоры Гринёва и Савельича Д. Встреча Маши и императрицы8.Кто из героев произведения поражает читателя загадочной силой, сметливостью, стратегией борьбы и отваги. А. Капитан Миронов Б. Пугачёв В. Гринев9.Образы Гринёва и Швабрина вводятся в повествование по принципу: А. Антитезы Б. Сопоставления В. Взаимодополнения 10. « Невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым» - это портрет: А. Зурина Б. Пугачёва В. Швабрина 11. Какую главу предваряет эпиграф: «В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп. «Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» - спросил он ласково.» А. «Суд» Б. «Арест»  В. «Приступ»   Г. «Незваный гость» Д. «Мятежная слобода»12. Отметить, как соотносятся эпиграфы и содержание глав в повести. А. Эпиграф предваряет появление героя. Б. Эпиграф раскрывает содержание главы В. Эпиграф служит раскрытию характера героя и его судьбы.Уровень 2. 1. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка». А. Проблема любви  Б. Проблема чести, долга, милосердия В. Проблема роли народа в развитии общества Г. Проблема сопоставления родового и служивого дворянства. 2.Соотнести качества личности Пугачёва с эпизодами, в которых они проявляются. 1) Ум, сметливость, догадка А) Освобождение Гринёва

2) Милосердие Б) Буран

3) Чувство благодарности В) Сцена суда Пугачёва над пленными

4) Смелость, отвага Г) Освобождение Маши Мироновой

5) Наивность, слабость к лести Д) Сказка старой калмычки

6) Свободолюбие Е) Взятие Белогорской крепости

7) Жестокость Ж) Сцена разговора Гринёва с Пугачёвым в мятежной слободе

3. Отметить сюжетную линию, в которой прослеживается тема милосердия.А. Екатерина – Маша Миронова Б. Швабрин – Гринёв В. Пугачёв – Гринёв4.В раскрытии образа Пугачёва особую роль играет. А. Сведения, полученные капитаном Мироновым о бунтовщике Б. Фольклор (песни, сказки, пословицы и поговорки) В. Сцена на военном совете 5.Сказка, рассказанная Пугачёвым Гринёву, - это: А. Трагедия Б. Иносказание В. Сатира6.Каким показан в произведении Савельич? А. Забитым, безгласным крепостным Б. Послушным, рабски преданным своим господам В. Самолюбивым, наделённым чувством собственного достоинства Г. Любящим, заботливым помощником и советчиком.7. Отметить верное суждение о роли вставных элементов. А. Они помогают раскрыть характеры героевБ.Предопределяют участь героев В. Они придают занимательность сюжету Г. Они стилизуют повесть под документ 18 века. 8. А.С.Пушкин параллельно с повестью «Капитанская дочка» писал исследование «История Пугачёвского бунта», где довольно подробно изложил зверства Пугачева. Объяснить, почему в повести нет таких описаний.

Контрольная работа по «Капитанской дочке»Вариант 2. Уровень 1..1. Отметить верное суждение. А. «Капитанская дочка» - историческая повесть Б. «Капитанская дочка»- мемуары В.«Капитанская дочка» - историческая повесть, стилизованная автором под мемуары2. Отметить, в какой период происходит действие повести «Капитанская дочка»? А. В начале 18 века Б. В середине 18 века В. В середине 19 века Г. В конце 18 века3. Каков эпиграф к произведению «Капитанская дочка». А.«Стрелялись мы» Б.«Береги честь смолоду» В. «Незваный гость хуже татарина»4. Отметить главное место действия в повести «Капитанская дочка».А. С-Петербург Б. Бердская слобода В Белогорская крепость Г. Симбирская губернияД. Оренбургская губерния5. Отметить, от чьего лица ведётся повествование.А. Автора Б.Петра Андреевича Гринёва В. Андрея Петровича Гринёва Г. Нескольких персонажей6.Отметить исторических лиц, упоминаемых в повести. А.Пугачев Б.граф Миних В.князь Голицын Д. Екатерина I Г.Григорий Орлов Е. Екатерина II 7.Отметить воинское звание Петра Гринёва. А. Корнет Б. Поручик В. Прапорщик Г. Сержант8.В произведении ближе всех к народу по своему социальному положению, культурному уровню, взглядам на жизнь, на людей.А. Семья Петра Гринёва Б. Семья капитана Миронова В. Швабрин9. Укажите название главы, в которой происходит знакомство Петра Гринёва с Пугачёвым. А) «Сержант гвардии» Б) «Незваный гость» В) «Пугачёвщина» Г) «Вожатый»10. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный...»? А) Автору Б) Екатерине II В) Савельичу Г) Петру Гринёву 11. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую» А.Маши Мироновой Б.Василисы Егоровны В.Екатерины II 12. « Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы обстрижены в кружок» - это портрет: А. Гринёва Б. Пугачёва В. ШвабринаУровень 2 1. Назвать неверное суждение Маша Миронова - это А. Возлюбленная Петра Гринёва Б Единственный женский персонаж произведения. В.Дочь погибшего русского офицера. 2.Соотнести мотивы поведения с персонажами в их отношениях с ПугачёвымА. Гринёв Б. Швабрин 1) трусость, 2)страх, 3) честность, 4) коварство, 5) презрение, 6) уважение, 7)честь3.Отметить сюжетную линию, в которой прослеживается тема чести и достоинства.А. Пугачёв – Гринёв Б. Гринёв – Швабрин В. Гринёв – Савельич 4.Отметить верную интерпретацию смысла фразы капитана Миронова: «Ну, довольно! Ступайте, ступайте домой; да коли успеешь, надень на Машу сарафан».А. Да коли успеешь, надень на Машу хотя бы сарафан. Б. Да коли успеешь, надень на Машу всё самое лучшее. В. Да коли успеешь, одень Машу как крестьянку. 5. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отцаА) вступление

2) освобождение Гринёва, женитьба на МашеБ) завязка (начало основного сюжета)

3) детство Петруши в родовом именииВ) кульминация

4) знакомство Гринёва с главной героиней романаГ) развязка

6. Какие черты русского национального характера показаны  А.С. Пушкиным в образе Пугачёва? А. Ум, сметливость Б.Лень, бездеятельность В.Удальство, широта натуры Г.Память на добро, благодарность7. С какой целью в роман вводится сон Петруши? А.Характеризует Гринёва Б.Предвещает развитие отношений двух персонажей В.Характеризует Пугачёва Г.Подчёркивает кровожадность Пугачёва. 8. Указать, какие жанры устного народного творчества использует в романе А.С. Пушкин и почему.

Правильные ответыВариант 1.

Уровень 1.1. Верный ответ: В Оценка – 1 балл2. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл3. Верные ответы: А, В, Г, Д, Е Оценка – 1 балл4. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл5. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл6. Верные соотношения: Оценка – 1 баллВасилиса Егоровна Мария ИвановнаИван ИвановичИван КузьмичИван ИгнатьевичПётр АндреевичАлексей Иванович7. Верные ответы: Б, В, Д Оценка – 1 балл8. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл9. Верный ответ: А Оценка – 1 балл10. Верный ответ: В Оценка – 1 балл11. Верный ответ: Д Оценка – 1 балл12. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

Уровень 2.1. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла2. Верные соотношения: Оценка – 3 балла1. Б (за 6-7 правильных сочетаний)2. Г Оценка – 2 балла3. А (за 4-5 правильных сочетаний)4. Е Оценка – 1 балл5. Ж (за 2-3 правильных сочетания) 6. Д7. В3. Верные ответы: А, В Оценка – 2 балла 4. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла 5. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла 6. Верный ответ: Г Оценка – 2 балла 7. Верные ответы: А, Б Оценка – 2 балла 8. Пушкину важно было раскрыть характер Пугачева как художественный образ, что требовало другого подхода к историческим событиям. Верный ответ на этот вопрос оценивается от 1 до 3 баллов

Вариант 2.

Уровень 1. 1. Верный ответ: В Оценка – 1 балл 2. Верный ответ: Г Оценка – 1 балл 3. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл 4. Верный ответ: В Оценка – 1 балл 5. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл 6. Верные ответы: А, Б, В, Е Оценка – 1 балл 7. Верный ответ: В Оценка – 1 балл 8. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл9. Верный ответ: Г Оценка – 1 балл10. Верный ответ: Г Оценка – 1 балл11. Верный ответ: В Оценка – 1 балл12. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

Уровень 2.1. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл 2. Верные соотношения: Оценка – 2 баллаА: 3, 6, 7 Б: 1, 2, 4, 53. Верные ответы: А, Б Оценка – 2 балла 4. Верный ответ: В Оценка - 2 балла 5. Верные соотношения: Оценка – 4 балла 1. В (по 1 баллу за каждое правильное сочетание)2. Г3. А 4. Б 6. Верные ответы: А, В, Г Оценка – 2 балла7. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла 8. Жанры устного народного творчества, используемые в повести А.С.Пушкина: сказка, песни, пословицы и поговорки. Сказка демонстрирует ум, свободолюбие Пугачева, выражает авторскую позицию. Песни воссоздают историческую обстановку. Поговорки и пословицы служат для речевой характеристики персонажей. Верный ответ на этот вопрос оценивается от 1 до 3 баллов

Итоговая оценка работы

Менее 15 балловТема не усвоена («2»)

От 15 до 20 балловТема усвоена удовлетворительно («3»)

От 21 до 26 балловТема усвоена хорошо («4»)

От 27 до 30 балловТема усвоена полностью («5»)

Максимальный балл - 30 балловТема усвоена отлично («5»)

15

weburok.com


Смотрите также