Н.М.Гебгардт,
МБОУ ООШ №26 хут. Новокрасного,
учитель русского языка и литературы
Класс: 9 русский
ТЕМА:Р/Р Контрольное сочинение по картине В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце»
ЦЕЛЬ: познакомить с особенностями сочинения –описания по воображению; помочь подобрать материал в соответствии с замыслом сочинения; развивать творческие способности, умение видеть и передавать увиденное.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент
2. Объявление темы и целей урока
-Мы сегодня познакомимся с картиной Виктора Григорьевича Цыплакова «Мороз и солнце», увидим прекрасное. А красота, прекрасное воздействуют на нас, создают хорошее настроение, радостные чувства.
3.Изучение новой темы
1) Лекция: Виктор Григорьевич Цыплаков родился в Москве в 1915 году в простой крестьянской семье. Он народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, дважды лауреат Сталинской премии СССР, профессор. Вошел в историю искусства как мастер больших тематических картин: «А.М. Горький на Волге», «В.И. Ленин с крестьянами». Несмотря на достаточно широкое признание, его творчество не находило серьезного отклика в работах по истории советского искусства. Положение изменилось только в 1986 году, когда прошла большая персональная выставка его работ в Академии художеств. Эта выставка стала подлинным новым открытием художника, но, к сожалению, сам художник так ее и не увидел. У него много портретных образов крестьян: «Весенний день», «После трудового дня», много работал с натуры (террасы с разными видами – в сад, на улицу, в лес). Очень интересны весенние пейзажи «Последний снег», «Снег сошел», в которых передано состояние протаявшей, ожидающей тепла земли. Образ укрывающего землю снежного покрова связан с храмами: «Собор Рождества Богоматери в Суздале», «Церковь Благовещения в Борисоглебске». Русское начало выражается в неизменном тяготении художника к своеобразной музыкальности в мотивах. В этом один из секретов эстетического обаяния полотен. Цыплакову был особенно понятен древний поэтический образ «поющего» солнца («Мороз и солнце»). Близость к русской поэзии и музыке (русскому романсу) чувствуется даже в названиях картин и этюдов: «Последние дни осени», «Зимушка-зима», «Март-бокогрей». В зимних пейзажах обращает на себя внимание виртуозное мастерство художника – разнообразная кладка красочного слоя то более плотного и весомого, то, напротив, размытого воздухом, почти акварельного. Не случайно этюд «Мороз и солнце», который ныне находится в Третьяковской галерее, вызвал бурное восхищение И. Грабаря. Смысл своей деятельности он видел в том, чтобы продолжались традиции лучшей в мире реалистической школы.
2)Работа по картине. Перед вами одна из самых сказочно красивых картин художника, которая восхищает и умиляет. Эта картина называется «Мороз и солнце».
Что вы видите на этой картине?
Какие чувства она у вас вызывает?
Какова основная тема картины?
У вас не возникло желание продолжить название картины стихотворными строками? Кто написал это стихотворение?
В лекции вы услышали, что Цыплакову понятен образ «поющего» солнца. Каким вы увидели образы мороза и солнца?
Прежде чем перейти к более детальному описанию картины, давайте вспомним какой стиль, тип речи, жанр вы будете использовать в работе?
Какие выразительные средства языка наиболее уместны при описании картины?
Познакомимся с терминами, которые понадобятся в работе:
Тональность – преобладающее сочетание тонов в картине;
Тон – характер, оттенок красок цвета по яркости и колориту;
Полутон – переход от светлого, яркого цвета к темному;
Оттенок – разновидность одного и того же цвета;
Полутень – слабая прозрачная тень
А что изображено на переднем плане?
А что вы видите на заднем плане?
Для описания картины нам нужно определить микротемы. Какие образы вы увидели
Как и какими красками показал их художник?
Образ солнца
Образ мороза
Образ снега
Образ неба
Образ воздуха
Образ дороги
Образ деревьев
Розоватый оттенок снега в тени, слабая полутень. Розоватый цвет окутал деревья, небо
Сильный обжигающий мороз, красные щеки мужиков, пар, застывающий от дыхания, мороз не дает стоять, щиплет, кусает. Художник использует оттенки белого цвета и полутона от голубого до темно-голубого
Оттенок от седого до сиреневатого цвета, в тени до темно-розового, вдали белоснежный
Снежное, на горизонте блекло-голубое, размытое, переходящее в голубой
Морозный, застывший от сильного холода, воздух чистый, прозрачный
Узкая санная колея, сворачивающая круто вправо, уходящая вниз
Заиндевевшие, воздушные, сиреневатые, царственные, словно невесты, принарядились в белое одеяние
День великолепен! Морозный воздух бодрит. Но не все застыло от мороза. Что показал художник в движении?
Художник использует движение как элемент композиции. Для чего оно нужно?
Перед нами особый пейзаж, который создает определенное настроение. Пейзаж можно рассматривать как образ природы, но и как выражение душевного состояния. Именно такой пейзаж называется пейзажем настроения.
Какое настроение вызвала эта картина у вас?
Какая тональность картины?
Какой тон картины?
Как решается воздушная перспектива?
Используется ли в картине полутень?
Где используется полутон?
Какой вывод можно сделать?
3) Составление плана сочинения
4) Написание сочинения по картине В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце»
4. Итог урока.
Понравился ли вам урок? Чем? Что нового для себя вы узнали? По прослушанным микротемам я могу сделать вывод, что вам понятна тема картины и вы напишете хорошее сочинение
infourok.ru
Конспект урока. Русский язык. 7 класс.
Урок № 53-54
Тема. РР №13-14. Сочинение-рассуждение.
Цели урока:
-подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения; - продолжить работу над особенностями рассуждения как типа речи; - воспитывать у учащихся морально-ценностные чувства, в частности, любовь к Родине.
-развивать умение работать над сочинением-рассуждением; - закрепить умение разбирать слова по составу; - совершенствовать навыки правописания.
Планируемые результаты:
Предметные: иметь представление о сочинении- рассуждении на дискуссионную тему, уметь применять алгоритм написания сочинения-рассуждения на тему,связанную с анлизом текста.
Личностные: уметь проводить самооценку речевого совершенствования.
Метапредметные: уметь формулировать цели, проблему и задачи урока, осуществлять самопроверку, оценивать степень успешности достижений цели и задач, участвовать в диалоге, излагать свои мысли, аргументировать.
Форма урока:
Урок развития речи, подготовка к сочинению-рассуждению о родном крае
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя: С чего начинается Родина? Когда я задумываюсь над этим, я слышу птичий щебет, чувствую, что солнечные лучи раздвигают шторы и врываются в комнату. Я открываю глаза и вижу утро. Это утро – как начало новой жизни. Оно сулит погожий день. Мое понимание Родины восстанавливает душевное равновесие, воодушевляет, обнадеживает. На нее можно опереться – она надежна. Моя родина – щедра. Итак, ребята, вы уже поняли, чему будет посвящен наш урок. Какова его тема? (ответы учащихся) Сегодня мы готовимся к написанию сочинения-рассуждения о родном крае. Откройте тетради, запишите число и тему урока. Я предлагаю назвать наш урок так «С чего начинается родина…» или «Моя малая родина»
2. Беседа.
- Ребята, а что для вас означает понятие Родины? (ответы учащихся) - Спасибо. Мы убедились, что это понятие очень широкое, слово Родина многозначно.
Задания:
1) запишите данные слова и произведите их морфемный разбор
Род-н-ой, род-ител-и, род-ств-енн-ик-и, народ, род, род-н-я, родин-а
2) Вдумайтесь в значение, сосредоточенное в корне. Каково оно? ( Это что-то близкое, родное, свое по рождению, по духу)
Молодцы! Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего города, со всего, что с ними связано, т.е. с Малой Родины
Текст
У каждого из нас при слове «Родина» перед мысленным взором возникает вполне конкретный образ: родной дом, городская или сельская улица, что помнит наши детские и школьные годы, завод, стройка или ферма, откуда началась трудовая биография; родные просторы, по которым столько хожено-перехожено… Многолик и многоцветен этот образ, выхваченный, как правило, из нашего детства…(В.Степаненко)
3. Работа с текстом.
Задание: прочитать текст, объяснить выделенные орфограммы, пунктограммы (текст роздан каждому учащемуся на листочках)
Давайте вспомним нашу экскурсию в начале урока. Какие места, достопримечательности вы узнали? (ответы учащихся). И все это – Родина. Эта тема находит отражение и в лирике. Русская поэзия, созерцая, любуясь, чувствуя, размышляя, осваивает близкие сердцу уголки. Благодаря поэзии, прозе, родина становится очарованием не только для глаз, но и для сердца.
infourok.ru
weburok.com
Тема: Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения.
Цель: создать условия для формирования умения писать сочинение, учить применять полученные знания в жизненных ситуациях.
Задачи:
Предметные результаты: формировать представление о том, как правильно подготовиться к написанию сочинения.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД – формировать понимание важности планирования своей деятельности, оценивать свою деятельность в соответствии с образцом
познавательные УУД – формировать умение осуществлять поиск необходимой информации;
- анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
коммуникативные УУД – формировать умение работать в паре, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности
-Личностные результаты: формировать ценностное отношение к самому себе через осознание особенностей своей собственной позиции
Оборудование:
компьютер, мультимедийное оборудование, презентация Microsoft Office Power Point: зимние мотивы.
карточки – алгоритм, карточки с заданиями.
Методы: продуктивный, словесный, наглядный, практический.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык.
Организация пространства: работа фронтальная, в парах, индивидуальная.
Домашнее задание1 минута
Технологическая карта урока
Огр.моментМотивация. Кинезиология.
Цель: подготовка и мотивация детей к работе на уроке, определение целей и задач урока
Актуализация опорных знаний. Словарная работа.
Организует. Уточняет. Создает эмоциональный настрой.
Загляните друг другу в глазки.
-Подарите улыбку друг другу.
-Поделитесь своим хорошим настроением друг с другом.
Упражнения:
Пальчики здороваются.
Ухо – нос.
- Проверьте готовность к уроку.
Вспомните золотые правила нашего класса:
- Начинаем работать. Откройте тетради, запишите число.
- Теперь внимание экран.
- посмотрите, что записано?
- Какое задание будете выполнять?
- Спишите словарные слова, вставляя пропущенные орфограммы.
М-роз, б-рёза, дят-л, г-р-зонт, б-седа.
- Оцените свою работу по критериям (выбор критериев – 5б.).
- Проверьте свою работу ещё раз, сравнив её с образцом.
Мороз, берёза, дятел, горизонт, беседа.
- У кого всё правильно? Встаньте. Молодцы!!!!!
- Назовите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее?
- Составьте красивые предложения с этим словом.
- Как называется группа предложений на заданную тему, которые связаны между собой по смыслу?
- А если мы сами составляем, сочиняем эти предложения? (сочинение)
- Значит чем мы с вами будем заниматься сегодня?
Какая тема нашего урока?
«Подготовка к написанию сочинения».
- Что уже знаете по этой теме?
- Значит, эта тема для вас не нова.
- Как вы думаете, мы сегодня будем узнавать что – то новое или закреплять уже полученные знания?
- Какова цель урока?
«Систематизировать знания, чтобы правильно записать наш рассказ - сочинение».
- Какими м/б сочинения?
- Я желаю вам быть активными, старательными и внимательными.
-
- Я умею слушать других
-Я вежлив и доброжелателен
-Я умею задавать вопросы
-Я хорошо работаю.
Записываем:
Восьмое декабря.
Классная работа.
1)Дети записывают слова, вставляя пропущенные орфограммы.
2)Проверяют свою работу, сравнивая с образцом.
3)Оценивают.
Ответы детей.
Овет: сочинение м/б устное или письменное.
Л.:Самоопределение
Смыслообразование
К.: дружба и товарищество с одноклассниками;
Р.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
П.:
осознанное и -произвольное построение речевого высказывания ; построение логической цепи рассуждений,
Р.: волевая саморегуляция;
Контроль, коррекция своих действий;
К.: ведение диалога с учителем;
- совместная деятельность при работе в паре;
- планирование учебного сотрудничества
Л.: осознание ответственности за общее и личное дело.
2. Закрепление знаний и способов действий
Цель: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.
Усвоение нового материала.
Практическая работа.
Беседа по вопросам.
Практическая работа.
Физкультминутка
Цель: кратковременная физическая разминка
Беседа
Работа в парах.
Практическая работа.
Организация детей для написания сочинения.
Звучит музыка.
- У каждого сочинения есть своя тема. Определите тему нашего сочинения, прослушав стихотворение.
- О чём прочитанное стихотворение? Определите его тему.
- Почему так решили? Докажите.
- Значит, о чём будет наше сочинение?
* Более точное название темы сочинения вы дадите сами чуть позже.
* Наше сочинение будет состоять их 3-х частей.
1)Начало рассказа.
2)Основная часть.
3)Концовка.
- Как вы думаете, что будем рассказывать, описывать в 1-ой части нашего сочинения.
- С чего следует начать сочинение?
* Правильно – нужно рассказать о времени года, о котором будем писать.
- Каким может быть первое предложение?
- Прочитайте слова. Выберите из данных слов нужные, по вашему мнению, и составьте предложение.
- Запишите.
- Какое предложение вы записали? Почему?
- Расскажите о погоде зимой.
- Составьте или прочитайте красивые предложения о зимней погоде.
- Молодцы!!!!!!!!!!!!!!!!!!
- А теперь внимательно смотрим на экран.
- Что вы просмотрели?
- Какие стоят деревья? Кусты, травы, цветы?
- Составьте предложения о растениях в зимнее время.
Возьмите карточки №1.
- Прочитайте задание. Что вам нужно делать? Зачем?
- Обогатите предложения прилагательными.
Вот и пришла зима. Стоят деньки. С неба на землю летят снежинки. Снег покрыл землю. В лесу тихо. Деревья закутались в покрывала. Хлопья снега лежат на ёлочках. На макушках сосен шапки.
ОВЗ- карточки – помощники.
Слова для справок: белоснежная, морозные, пушистый, мёрзлую, снежные, сказочном, огромные, маленьких, белые, пышные, снеговые.
- Прочитайте, какие предложения у вас получились.
- Хорошо. Молодцы!
- Посмотрите ещё раз на картину.
- Кого не хватает на картине, чтобы она ожила?
- Верно, не хватает птиц и зверей.
- Отгадайте загадки, назовите животного или птицу.
Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе, орешки я грызу.
(белка)
Рыжая хозяйка из лесу пришла, стёжки-дорожки хвостом подмела. (лиса)
Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык. (заяц)
Серенькая шапочка, маленькая птичка
Сидит на тонкой ветке красивая…….(синичка)
На голом суку сидит, кар-кар кричит. (Ворона)
Длинный клюв и много пятен, ну, конечно, это…. (дятел).
На ветках ели яблоки, попробуй - собери.
Но вдруг вспорхнули яблоки, ведь это….(снегири).
- Как живётся зверям и птицам зимой?
- Какие ложатся на зиму спать?
- Как ведут себя другие звери?
- Составьте или найдите в своих записях предложения о жизни птиц и зверей зимой.
Карточка №2.
- Положите перед собой карточки №2.
- Прочитайте задание. Расскажите, что вам нужно сделать. А зачем нам нужно уметь находить ошибки в записи текста?
- Выполняем работу на карточке.
1-в
Спить мидвет вберлоги. Белка затаилас ввиршыне высокай ели. На фоне снежново по крова реско выделяются снегири ярким опирением.
2-в
Пирелётные птицы у лители наюк. Снами асталис земовать сеницы, сароки, голуби. Они перелитают висёлыми стайками от деривца к деривцу.
- Проверьте и оцените свою работу в парах. (Не забываем объяснять свою оценку)
(Деревце зимой, для глаз)
- Посмотрите на нашу картину. Как думаете, что это за белое пятно на нашей картине? (каток).
- Кто должен быть на катке?
- Кто из вас сам любит и умеет кататься на коньках? Почему?
- В какие ещё игры любят играть дети зимой?
- Составьте предложения о зимних забавах детей.
- Молодцы!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
- И заключительная часть.
- О чём нужно написать в этой части?
- Правильно, в ней нужно подвести итог всему сказанному, выразить ваше отношение к времени года – зиме. Это может быть 1 – 2 предложения, желательно не больше.
- Составьте предложения, которыми можно закончить текст.
- Прочитайте предложение на экране.
Хорошо зимой
- Какой знак нужно поставить в конце предложения? Почему?
- Спишите предложение, разобрав его по орфограммам и поставив нужный знак в конце предложения.
- Осмыслите всё сказанное на уроке, приведите свои мысли в порядок.
- Расскажите друг другу – о чём вы будете писать в сочинении.
1 группа: будут писать сочинение по данному плану. На каждый пункт плана – 1-2 предложения, чтобы в результате получился связный текст.
2 группа: нужно поставить части текста в нужном порядке, чтобы получился связный рассказ и записать.
3 группа: спишут текст, вставляя пропущенные орфограммы.
4 группа: спишут внимательно текст, не допуская ошибок.
- Прочитайте внимательно своё задание.
- Кто хочет поменять своё задание на более трудное?
- А кто на более лёгкое?
- Ещё раз прочитайте своё задание. Начинаем работать.
ЧИСЛО.
СОЧИНЕНИЕ.
НАЗВАНИЕ.
- Начинаем выполнять задание. Старайтесь выполнять работу качественно. Можно использовать все карточки с заданиями для написания сочинения.
- Выступает Таня К., остальные слушают. Смотрят в/клип.
Определяют тему стих-я.
Поёт зима, аукает
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою,
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна…….
- Мы выбирали критерии по умениям.
ВИДЕО Эдгара
КАРТИНА ЗИМНЕГО ЛЕСА
Умения работать индивидуально, в паре, в группе.
Рисунки на доску.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Артем П.
Выполняют работу индивидуально, проверяют выполнение в парах, оценивают.
Ответы детей.
Рассказывают текст друг другу.
Осуществляется дифференцированный подход
Работа в тетрадях для к/р
.
П.:
осознанное и -произвольное построение речевого высказывания ; построение логической цепи рассуждений,
Р.: волевая саморегуляция;
Контроль, коррекция своих действий;
К.: ведение диалога с учителем;
- совместная деятельность при работе в паре;
- планирование учебного сотрудничества
Л.: осознание ответственности за общее и личное дело
Анализируют свою работу на уроке. Делают выводы и оценивания своей работы на уроке по оценкам
П.: контроль и оценка процесса и результатов своих действий;
- осознанное и произвольное построение высказывания
Л.: самооценка на основе успешности;
-адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности;
- следование в поведении моральным нормам
К.: формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений
Акцентирует внимание на конечный результат УД обучающихся на уроке
- Спасибо за урок.
-Молодцы!
- Ещё раз улыбнулись друг другу.
Высказывают свои впечатления.
П.: осознанное и произвольное построение высказывания;
К.: выражение своих мыслей;
Акцентирует внимание на д/з
Записывают задание в дневники
П.: определение основной информации
Р.: целеполагание
Рефлексивно-оценочный.
Д/З
Организует учащихся на самооценку.
- Молодцы! Почти все справились с заданием.
- А чья работа на уроке вам понравилась больше? Почему?
- Кто был самым активным?
Предлагает вернуться к целям урока.
- Ну что ж, пришла пора подвести итог нашего урока.
- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Достигли мы её?
- Научились составлять текст на заданную тему?
- Где пригодятся нам эти знания?
Предлагает закончить высказывание:
- Сегодня на уроке я узнал(а)…..
- На уроке я научился (лась)
- Моё настроение на уроке…….
Словарь, правила.
Акцентирует внимание на конечный результат УД обучающихся на уроке
- Спасибо за урок.
-Молодцы!
- Ещё раз улыбнулись друг другу.
Анализируют свою работу на уроке.
Дети дают устную оценку друг другу, затем делают самооценку.
.
Определяют своё эмоциональное
состояние на уроке.
Личностные:
Ценностное отношение к самому себе.
Метапредметные
Регулятивные – отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
infourok.ru
Савичева Т.В., преподаватель рус.языка и литературы Пансиона воспитанниц МО РФ. Конспект урока развития речи в 6 классе (по УМК Львовых) Контрольное сочинение по картине А.Саврасова «Грачи прилетели»
Тема урока: Контрольное сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Цели урока: 1) совершенствовать умение учащихся создавать художественное описание произведения пейзажной живописи; 2) тренировать в использовании причастий и причастных оборотов в письменной речи.
Это и душа художника, и душа русской природы,
пробуждающейся от зимнего сна, наполненной гомоном
прилетевших в родные края птиц.
(И. Н. Крамской)
Знакомство со сведениями о художнике:
Саврасов родился 12 мая (24 мая по новому стилю) 1830 в Москве, в семье купца третьей гильдии Кондратия Артемьевича Саврасова.
В ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса и которое окончил в 1854 году.
Летом 1854 года Саврасов работает у Финского залива под Петербургом, а на осенней выставке в Академии художеств показывает две картины, «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые ему было присвоено звание академика.
Знакомство с репродукциями картин художника
Анализ культуроведческого текста (упр. 670 (1)).
Работа по вопросам:
-- В каком жанре изобразительного искусства создавал свои художественные полотна Алексей Кондратьевич Саврасов? (Дополнительный вопрос: Каких ещё русских художников-пейзажистов вы можете назвать?)
-- Какую тему художник отразил во многих своих полотнах?
-- Какое место в творчестве Саврасова занимает картина «Грачи прилетели»?
-- Прочитайте выразительно те строки текста, в которых отражена тема картины «Грачи прилетели».
IV. Чтение эпиграфа к уроку и рассмотрение картины.
Беседа :
-- Как вы понимаете слова И.Н.Крамского?
-- Какой весенний месяц изобразил на своём полотне А. К. Саврасов? По каким приметам вы это поняли? (Март. Ещё вся земля покрыта снегом, но он уже серый, рыхлый, ноздреватый, пропитанный влагой, местами покрытый талой водой. Берёзы только-только освободились от снежного гнёта и стоят, словно умытые, вытянув белые стволы к небу, в котором разлито ощущение весны. Грачи уже успели обосноваться в ветвях берёз: свили гнёзда и оживлённо летают вокруг них. Высоко в голубом весеннем небе виднеется ещё одна стая птиц, возвращающихся из тёплых стран. Природа встряхнулась от зимнего оцепенения, всё пришло в движение: оседает снег, освобождается от снежного покрова земля, прибывает талая вода, принимают берёзы шумных домовитых переселенцев, носятся с радостными криками грачи, летит в голубой вышине стая перелётных птиц.)
-- Как вы думаете, почему художник назвал свою картину «Грачи прилетели», а например, не «Весна», «Март»? (В самом названии картины уже прочитывается движение, которое знаменует окончание зимнего сна, возрождение и обновление пробуждающейся природы. Грачи уже прилетели – это значит, что нет возврата зимнему однообразию, холодам и заморозкам, весна объявлена самим появлением перезимовавших в тёплых странах птиц. Они строят гнёзда, чтобы жить, выводить птенцов в краю, где весна только начинает вступать в свои права, но движение её неостановимо. Тема весеннего пробуждения природы, возрождения и обновления –основная в картине, и чудо весеннего оживления происходит прямо на наших глазах.)
infourok.ru
Организационный
Долгожданный дан звонок –Начинается урок.Каждый день – всегда, везде,На занятиях, в игре,Смело, чётко говоримИ тихонечко сидим.
Доброе утро, сегодня урок литературы буду вести у вас я, меня зовут Татьяна Николаевна
Приветствуют учителя
Регулятивные: самостоятельно организовывать рабочее место.
Словесный метод (Слово учителя)
Актуализация знаний
-Ребята, кто мне может сказать, что такое сочинение?
- Прочитайте определение, и скажите какие слова будут ключевыми?
-Правильно, ключевыми словами являются письменная работа и выражение своих мыслей, потому что при написание сочинение мы вкладываем свои собственные мысли.-Хорошо, молоды. Как вы думаете, что нужно сделать. Для того чтобы написать сочинение. С чего нужно начать работу?
-Для того чтобы написать сочинение, надо выбрать тему.
-Ребята, кто знает, что такое тема?
- Так молодцы (слайд)
-Сейчас посмотрите задание номер1 в нём представлены 4 темы на выбор, мы с вами выберем тему школьный маскарад. Как вы думаете, о чем мы с вами должны будем написать сочинение.
Знаете ли вы, что такое маскарад??
Сочинение– это письменная работа, в которой выражены собственные мысли.(слайд)
- С выбора темы
Тема - это то, о чем повествует автор и к чему хочет привлечь основное внимание читателей.
- о маскараде
Познавательные УУД – логическое предположение обще учебн. речев. высказыв. Коммуникативные УУД – речевая деятельность с целью получения информации.
Личностные УУД – учебная мотивация.
Регулятивные УУД –постановка цели
Словесный метод
Беседа
Наглядный метод
Введение нового материала.
Маскарад часто используется название Маскированный бал, на котором присутствующие одеты в различные характерные, национальные, исторические или фантастические костюмы, большей частью с масками на лицах. Маскарады возникли в Италии, а оттуда распространились по другим странам. Они составляют одно из любимых развлечений карнавала. Маскарад, всегда проходил очень ярко, весело и запоминающее. Возможно, и вы в своём классе проведёте такой же праздник, как и наша тема сочинения «Школьный маскарад».
Для того чтобы рассказать в сочинение об этом празднике, нам нужно будет подобрать ключевые слова, пример этих слов вы можете увидеть на листках в задание номер 3.
Прочитайте слова. Кто прочитает слова? Ребята, все слова в задание 3 являются существительными, а какие вы бы подобрали прилагательные к этим словам, чтобы описать этот праздник.
Хорошо, молодцы, ребята, посмотрите на слайд. Прочитайте слова, которые можно использовать в сочинении по маскарад , попробуйте с ними составить предложения.
Знаете ли вы , из скольких частей состоит сочинение и как они называются?
Основная задача любого вступления - подвести его к теме сочинения.
Давайте посмотрим в задание 4 на план и подумаем, о чём мы можем сказать во вступление, какой номер нам подойдёт, чтобы быть ближе к теме.
- Правильно, во вступление мы напишем о том , как мы готовились к маскараду. Обратите внимания на слайд на нём представлено 3 вступление, какое из них нам подходит?
- Нам сообщили, что будет школьный маскарад, мы все очень обрадовались ему.
- Учительница сообщила, что скоро будет школьный маскарад. И каждый ученик начал подготовку костюмов к этому празднику.
-Я узнала, что скоро будет школьный маскарад и очень обрадовалась. Я так давно хотела этого праздника и начала серьёзно к нему готовиться .
Основная часть самая важная, в ней мы должны отразить все действия, происходящие в день школьного маскарада.
Сейчас посмотрите в задание номер 4 и попытайтесь составить 5-7 предложений для основной части по представленному плану.
И третья часть сочинения - это заключение, в этой части мы должны сделать вывод по всему нашему сочинению. Можно взять из задание 2 или придумать что-то свое. Вам 2 минутки на размышления.
Хорошо, молодцы, сейчас давайте отдохнём
Шумная подготовка, яркие костюмы, неожиданные сюрпризы, интересные конкурсы, неожиданная победа, долгожданные каникулы.
Все друзья на маскараде были в ярких костюмах.
На празднике были самые интересные и весёлые конкурсы.
- Сочинение состоит из 3 частей – это вступление, основная часть и заключение.
- Нам подходит 1 пункт
- И вот настал тот самый день наш школьный маскарад. Все были в разных костюмах. Всё выглядело так сказочно, будто я не в школе, а на балу. И сам праздник проходил необычно, ведущие в костюмах проводили сам много интересных конкурсов, в которых все с удовольствием участвовали. А самый главный конкурс это показ костюмов. Жюри долго выбирали , ведь каждый костюм был красив по- своему. И настал самый волнующий момент - награждение, жюри наградили всех участников подарками. Это был самый прекрасный день перед каникулами
Регулятивные УУД –
целеполагание, самоконтроль, самооценка, коррекция.
Познавательное УУД –
Умение структурировать знания, анализ, синтез, самостоятельный поиск решения.
Коммуникативные УУД – обмен информации, взаимодействие, кооперация.
Личностные УУД –
Развитие готовности к сотрудничеству.
БеседаНаглядный метод
Физминутка.
А на нашей физминутке мы отправимся по ягодки.
Мы шли-шли-шли,
(маршируют по кругу, держа руки на поясе)
Много клюквы нашли.
(наклоняются, правой рукой достают носок левой ноги, не сгибая колен)
Раз, два, три, четыре, пять,
(опять идут по кругу)
Мы опять идем искать.
(наклоняются, левой рукой касаются носка правой ноги, не сгибая колен)
kopilkaurokov.ru
№ 15. Тема: Р.р.№2. Контрольное домашнее сочинение №1.
9 класс литература 05.10.2017
Цель: проверить уровень сформированности навыков написания сочинения по произведению Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»; проверить умение учащихся логически рассуждать, характеризовать и сопоставлять образы главных героев, самостоятельно делать выводы; проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся; развитие письменной связной речи; развивать логику и внимание; развивать орфографическую зоркость; воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Тип урока: Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Ход урока.
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности школьников и сообщение темы, цели и задач урока:
- сообщение о характере задач на уроке, последовательность и способы их выполнения, оформление результатов работы (Требования к сочинению (объём, структура))
3. Проверка знания учащимися фактического материала и умение раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях:
- устная фронтальная беседа
1. Определите тематику повести «Бедная Лиза»
В повести Карамзина обозначено несколько тем. Одна из них — обращение к крестьянской среде. Писатель изобразил в качестве главной героини крестьянскую девушку, сохранившую пагриархальные представления о нравственных ценностях.
Карамзин одним из первых вводит в русскую литературу противопоставление города и деревни. С образом Эраста неразрывно связан образ города, с «ужасной громадой домов» и сияющим «златом куполов». Образ Лизы сопряжен с жизнью прекрасной естественной природы. В повести Карамзина деревенский человек — человек природы — оказывается беззащитен, попадая в пространство городское, где действуют законы, отличные от законов естества. Недаром мать Лизы говорит ей (тем самым косвенно предсказывая все, что случится потом): «У меня всегда сердце не на своем месте, когда ты ходишь в город; я всегда ставлю свечу перед образом и молю Господа Бога, чтобы он сохранил тебя от всякой беды и напасти».
Автор в повести поднимает не только тему «маленького человека» и социального неравенства, но и такую тему, как рок и обстоятельства, природа и человек, любовь-горе и любовь-счастье.
С голосом автора в частный сюжет повести входит тема большой истории отечества. Сопоставление исторического и частного делает повесть «Бедная Лиза» основополагающим литературным фактом, на базе которого впоследствии возникнет русский социально-психологический роман.
2. Назовите идею повести.
Повесть привлекла внимание современников своей гуманистической идеей: «и крестьянки любить умеют». Авторская позиция в повести — это позиция гуманиста. Перед нами Карамзин-художник и Карамзин-философ. Он воспел красоту любви, описал любовь как чувство, способное преобразить человека. Писатель учит — миг любви — прекрасен, но долгую жизнь и прочность дает только разум.
«Бедная Лиза» сразу стала чрезвычайно популярной в русском обществе. Гуманные чувства, умение сочувствовать и быть чувствительным оказались очень созвучны веяниям времени, когда литература от гражданской тематики, характерной для эпохи Просвещения, перешла к теме личной, частной жизни человека и главным объектом ее внимания стал внутренний мир отдельной личности.
Карамзин совершил и еще одно открытие в литературе. С «Бедной Лизой» в ней появилось такое понятие, как психологизм, то есть умение писателя живо и трогательно изображать внутренний мир человека, его переживания, желания, стремления. В этом смысле Карамзин подготовил почву для писателей XIX века.
infourok.ru