Контрольная работа по теме «Права человека и гражданина»
Вариант 1
Какое положение не характеризует роль политики в обществе:
а) обеспечивает общественный порядок;
б) руководит деятельностью религиозных организаций;
в) определяет цели развития общества;
г) мобилизует общество на выполнение политических решений.
Важнейшим, обязательным признаком государства не является:
а) наличие суверенитета; б) наличие профсоюзов;
в) наличие госаппарата; г) наличие права (законов).
Какое из перечисленных правонарушений относится только к уголовным правонарушениям, в отличие от административного:
а) оскорбительное приставание к гражданам;
б) неуставные отношения в армии;
в) нецензурная брань в общественном месте;
г) управление автомобилем в нетрезвом состоянии.
Укажите лишнее в перечне качеств, необходимых гражданину:
а) осмысленное участие в политической жизни;
б) сознательное и добровольное исполнение своих обязанностей;
в) регулярное и увлеченное знакомство с произведениями искусства;
г) готовность отстаивать правопорядок.
Вставьте пропущенные слова:
Выраженное в законах и других государственных актах общеобязательное правило поведения людей, охраняемое государством, называется __________________.
Какое из ниже приведенных явлений относится к формам правления государства:
а) парламентская республика; б) федерация;
в) конфедерация; г) демократия.
Укажите лишнее в перечне отраслей права:
а) конституционное право; б) уголовное право;
в) гражданское право; г) парламентское право.
Какие из перечисленных прав относятся к правам ребенка:
а) право на заботу и воспитание;
б) право на выбор способа воспитания;
в) право на свободное распоряжение собственностью родителей;
г) право выражать свое мнение по всем вопросам жизни семьи.
Лицо, наделенное всей полнотой прав, свобод и обязанностей:
а) человек; б) гражданин;
в) личность; г) подданный.
Орбитальная станция «Мир» - это объект:
а) государственной собственности; б) частной собственности;
в) общественных организаций; г) кооперативной.
Частной собственностью акционера фирмы является, в отличие от собственности члена кооператива:
а) продукция фирмы; б) оборудование фирмы;
в) акция фирмы; г) все перечисленное.
Нормой предпринимательской этики можно назвать:
а) увеличение объемов производства;
б) сокращение затрат на производство товаров;
в) выполнение условий заключенной предпринимательской сделки;
г) стремление получить большую прибыль.
Семейный бюджет – это:
а) таблица доходов за определенный период;
б) сумма денег, необходимая для обеспечения жизнедеятельности семьи
в) роспись всех доходов и расходов за определенный период;
г) смета основных расходов за определенный период.
Из суждений А и Б верно:
А. Семья – это малая группа, включающая всех родственников.
Б. Семья – это малая группа, основанная на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми.
1) только А; 2) и А, и Б;
3) только Б; 4) ни А, ни Б.
Какое положение не относится к правовым основам брака:
а) порядок заключения брака; б) права и обязанности супругов;
в) правила свадебного обряда; г) права детей и родителей.
Вставьте пропущенное слово:
____________ - это особая социальная норма, принимаемая государством, выражающая волю государства и охраняемая силой государства.
К нормам международного гуманитарного права относится:
а) свобода творчества;
б) запрещение подвергать жестокому обращению на чужой территории;
в) право на тайну корреспонденции;
г) право на предпринимательскую деятельность.
Что не является примером участия граждан в политической жизни:
а) избрание депутатов в законодательные органы;
б) организация политической партии;
в) письменное обращение в прокуратуру;
г) создание союза предпринимателей.
Контрольная работа по теме «Права человека и гражданина»
Вариант 2
Какое положение не характеризует роль политики в обществе:
а) учитывает и согласовывает разные интересы населения;
б) осуществляет связь с зарубежными странами;
в) поддерживает общественный порядок в стране;
г) руководит деятельностью частных лиц.
Какой из признаков не характеризует государство:
а) политические партии; б) суверенитет;
в) правоохранительные органы; г) публичная власть.
К уголовным преступлениям, в отличие от административного проступка, относится:
а) изготовление, хранение и сбыт наркотиков;
б) переход улицы в неустановленном месте;
в) безбилетный проезд в электропоезде;
г) систематические пропуски занятий в школе.
Гражданские права человека:
а) пожалованы ему государством, если государство демократическое;
б) неотчуждаемы и даны ему от рождения;
в) в отдельных случаях переходят по наследству;
г) предоставляются человеку Всеобщей Декларацией прав человека.
Вставьте пропущенные слова:
_____________ определяет общеобязательные границы возможного и должного поведения людей в обществе и отличается от нарушений норм морали применением государственного принуждения.
Форма правления, при которой вся высшая власть сосредоточена в руках главы государства и предается по наследству:
а) демократия; б) республика;
в) аристократия; г) монархия.
Укажите лишнее в перечне отраслей права:
а) семейное право; б) федеративное право;
в) налоговое право; г) трудовое право.
Ребенок имеет право:
а) защищать свои права и законные интересы;
б) распоряжаться собственностью своей семьи;
в) оказывать материальную помощь своим родителям;
г) получать при вступлении в брак содержание от своих родителей.
При характеристике человека как гражданина указывают на его:
а) семейное положение; б) профессию;
в) права и обязанности; г) партийность.
К какой форме собственности относится акционерная фирма:
а) индивидуальной частной; б) государственной собственности;
в) кооперативной; г) корпоративной собственности.
Что из ниже перечисленного всегда является личной собственностью владельца, в отличие от кооперативной собственности:
а) дачный участок; б) квартира;
в) бытовая техника; г) деревянный дом.
Предпринимательскую этику не характеризует:
а) соблюдение условий договора с партнерами по бизнесу;
б) стремление увеличить прибыль любым способом;
в) обеспечение обещанного качества товаров и услуг;
г) честность при совершении сделки.
В бюджете семьи отражаются:
а) расходы на оборудование детской площадки;
б) расходы на освещение улицы;
в) расходы на оплату коммунальных услуг;
г) расходы на доставку пенсий и пособий.
Из суждений А и Б верно:
А. Семья осуществляет моральное регулирование поведения ее членов.
Б. Семья осуществляет экономическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
1) только А; 2) и А, и Б;
3) только Б; 4) ни А, ни Б.
Что из перечисленного не относится к правовым основам брака:
а) порядок заключения брака; б) брачный контракт;
в) порядок расторжения брака; г) место регистрации брака.
Вставьте пропущенное слово:
Содержание каждого ___________ зафиксировано в особых актах, принятых государством, его исполнение обязательно для всех граждан, а за неисполнение предусматриваются различные санкции.
К нормам международного гуманитарного права относится:
а) неприкосновенность личности;
б) право на охрану здоровья;
в) право на свободу собраний;
г) обязанность помогать раненным в бою другой стороны.
Пример участия граждан в политической жизни страны – это:
а) участие во всенародном обсуждении законопроекта
б) участие в деятельности местной религиозной организации;
в) участие в Союзе писателей;
г) участие в профессиональном союзе.
Контрольная работа
по теме «Права человека и гражданина»
ключ ответов
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. б | 1. г |
2. б | 2. а |
3. б | 3. а |
4. в | 4. б |
5. нормой права | 5. норма права |
6. а | 6. г |
7. г | 7. б |
8. а | 8. а |
9. б | 9. в |
10. а | 10. г |
11. в | 11. в |
12. в | 12. б |
13. в | 13. в |
14. 3 | 14. 2 |
15. в | 15. г |
16. закон | 16. закона |
17. б | 17. г |
18. г | 18. а |
За каждый правильный буквенный ответ – 1 балл
За каждый правильный цифровой ответ – 2 балла
За каждое правильное слово – 3 балла
--------------------------------
Всего – 23 балла.
Уровень оценивания:
Отметка «5» - от 20 до 23 баллов
Отметка «4» - от 15 до 19 баллов
Отметка «3» - от 10 до 14 баллов
Отметка «2» - от 0 до 9 баллов
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Права человека и гражданина.
Вариант 1.
I. Часть А. Выберите правильный ответ.
1. Верны ли следующие суждения.
Важнейшими гражданскими качествами являются:
А. умение пользоваться своими правами и свободами не в ущерб окружающим.
Б. сознательное и добросовестное выполнение своих обязанностей.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
2. Согласно нормам международного гуманитарного права
1) недопустим захват пленных во время военных действий
2) осуждается добровольная сдача в плен
3) запрещены действия партизанских отрядов
4) недопустимы обстрел и бомбардировка жилых кварталов
3. Какая из групп права имеет следующую характеристику: принадлежат человеку как биосоциальному существу.
1) экономические права; 2) гражданские права;
3) политические права; 4) культурные права.
4. Гражданин – это тот, кто
1) живет в стране не менее пяти лет
2) обладает соответствующей собственность
3) наделен определенными правами и обязанностями и поступает в соответствии с ними
4) пользуется уважением окружающих
5. Выберите из предложенного списка характеристик ту, которая относится к правам гражданина
1) являются юридическими понятиями;
2) принадлежат от рождения;
3) существуют без связи с конкретной страной;
4) существуют независимо от государственного признания.
6. Верны ли суждения о международном гуманитарном праве?
А.Многие нормы международного гуманитарного права направлены на защиту мирного населения во время военных действий
Б.Нормы МГП требуют, чтобы военачальники подсчитывали возможный ущерб гражданскому населению и выплачивали ему соответствующую компенсацию.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
7. Статьи международного гуманитарного права требуют абсолютного запрета
1) захвата пленных
2) действий партизанских отрядов
3) пыток и преднамеренных убийств
4) действий разведчиков в тылу противника
8. Упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц - данная характеристика относится к __________ праву.
1) гражданскому 2) публичному
3) политическому 4) частному
9. К отрасли частного права относится
1) гражданское
2) конституционное
3) административное
4) уголовное
10. Что является лишним среди перечисленных признаков брака
1) союз мужчины и женщины
2) свободный союз
3) союз, зарегистрированный в органах ЗАГСа
4) взаимное согласие
11. Верны ли следующие суждения о соотношении прав человека и его обязанностей как гражданина.
А. Обязанности имеют приоритет над правами.
Б. Нет прав без обязанностей.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
12. Верны ли следующие суждения о признаках прав человека.
А. Права человека имеют неотчуждаемый характер.
Б. Защита прав человека, признание их и соблюдение являются обязанностью государства..
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Часть В.
В1. Сравните гражданское и семейное право. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт отличия.
1. отрасль частного права
2. регулирует отношения, возникающие из фактов родства или свойства
3. представляет собой систему норм права
4. кодекс данной отрасли права называют второй конституцией России.
В2. Соотнесите группы прав и права относящиеся к ним.
Группы прав
Право на
1. гражданские
А. обеспечение по инвалидности
2. политические
Б. свободу и личную неприкосновенность
3. экономические
В. избирать и быть избранным
4. социальные
Г. национальную самобытность
5. культурные
Д.на собственность
В3. В школе был проведен опрос учащихся, учителей и родителей. Его участникам задавали вопрос: «Что Вы понимаете под нарушением прав ребенка?». Результаты представлены в качестве гистограммы.
Найдите в приведенном ниже списке выводы, которые можно сделать на основе гистограммы, и запишите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания.
1. Каждый третий опрошенный в качестве главного нарушения прав ребенка указал применение физической силы.
2.Особенно болезненно большинством подростков воспринимается домашний арест за неудовлетворительные отметки.
3.Почти каждый четвертый респондент видит нарушение прав ребенка в запрете общаться с другим родителем в случае развода отца и матери.
4.Каждый десятый из опрошенных хотел бы, чтобы мнение ребенка учитывалось при решении наиболее важных семейных проблем.
5.Безоговорочное подчинение старшим указало относительное большинство подростков в возрасте до 14 лет.
Часть С. ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Кроме этого, из актов государственных органов и органов местного самоуправления; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества. Гражданские права и обязанности возникают в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности, а также вследствие причинения вреда другому лицу; вследствие неосновательного обогащения и других оснований, предусмотренных законодательством.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. В случае несоблюдения требований, предусмотренных законом, суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
По материалам Гражданского кодекса.
С1.Назовите три основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Какие из них являются объективными, т. е. не зависят от воли лиц, участников правоотношений?
С2. Когда возникают права на имущество, подлежащее регистрации? Какие ограничения использования имущества предусматривает закон?
Права человека и гражданина.
Вариант 2.
I. Часть А. Выберите правильный ответ.
1. Верны ли следующие суждения.
Важнейшими гражданскими качествами являются:
А. готовность отстаивать ценности демократии.
Б. активное осмысленное участие в политической жизни страны.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
2. Какая из групп права имеет следующую характеристику: обеспечивает возможность участия граждан в жизни страны.
1) экономические права; 2) гражданские права;
3) политические права; 4) культурные права.
3. Международное гуманитарное право
1) Реализует права на гражданство
2) регулирует деятельность международных финансовых организаций
3) продолжает гуманистические международные традиции
4) реализует права человека на свободное передвижение.
4. Согласно нормам международного гуманитарного права военная операция должна быть отменена, если угроза
1) больших потерь среди солдат
2) разрушение военных объектов противника
3) больших потерь среди гражданского населения
4) окружения войск противника
5. К отрасли публичного права относится
1) гражданское
2) конституционное
3) трудовое
4) семейное
6.Что является лишним среди перечисленных признаков брака
1) союз мужчины и женщины
2) свободный союз
3) союз, зарегистрированный в органах ЗАГСа
4) взаимное согласие
7. Нормы международного гуманитарного права запрещают
1) вызывать голод среди гражданского населения во время военных действий
2) сливать в водоемы отходы, загрязняющие окружающую среду
3) продавать генетически измененные продукты питания
4) давать школьникам задания повышенного уровня сложности
8. Верны ли следующие суждения.
А. Гражданство подтверждается документами: паспортом, удостоверением личности, до их получения свидетельством о рождении.
Б. От того, имеет человек гражданство данного государства или нет, зависит объем его прав, свобод и обязанностей.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.
9. Выберите лишнее. Брак действителен если
1) есть взаимное согласие сторон
2) обе стороны дееспособны
3) обе стороны не являются родственниками
4) создание семьи не является целью
10. Нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления - данная характеристика относится к __________ праву.
1) гражданскому 2) публичному
3) политическому 4) частному
11. Верны ли следующие суждения о признаках прав человека.
А. Права человеку принадлежат от рождения.
Б. Права человека признаются высшей социальной ценностью.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
12. Выберите из предложенного списка характеристик ту, которая относится к правам гражданина
1) являются юридическими понятиями;
2) принадлежат от рождения;
3) существуют без связи с конкретной страной;
4) существуют независимо от государственного признания.
Часть В.
В1. В приведенном ниже списке указаны черты сходства правового положения граждан и иностранцев в РФ и их отличия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт отличия.
1. являются участниками имущественных гражданских правоотношений;
2. обладают избирательным правом на территории РФ
3. обязаны платить установленные законом налоги и сборы
4. мужчины обязаны нести службу по защите Отечества.
В2. Соотнесите группы прав и права относящиеся к ним.
Группы прав
Право на
1. гражданские
А. участие в культурной жизни
2. политические
Б. свободный выбор профессии
3. экономические
В. обращение в органы власти
4. социальные
Г. на жизнь
5. культурные
Д. медицинскую помощь
В3. Прочитайте текст. Проанализируйте данные таблицы и выполните задание.
В ходе социологического опроса 2007 г (Левада-Центр) 1600 россиянам предлагалось ответить на вопрос о равноправии женщин и мужчин в современной России. Полученные результаты (отдельно по ответам двух групп: мужчины и женщины) представлены в виде таблицы.
Ответы Женщины Мужчины
Женщины имеют больше прав, чем мужчины 7% 10%
Женщины имеют столько же прав, сколько мужчины 49 % 59 %
Женщины имеют меньше прав, чем мужчины 41% 29%
Затруднились ответить 3% 2%
Найдите в приведенном ниже списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы. Запишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания.
1. Мужчины оценивают состояние прав женщин в нашем обществе значительно выше, чем женщины.
2. Женщины оценивают свое положение как неравноправное с мужчинами гораздо чаще.
3. Каждый второй мужчина считает, что женщины имеют больше прав, чем мужчины.
4. Большинство участников опроса затруднились ответить на поставленный вопрос.
5. Большинство мужчин считают, что положение женщины и мужчины в обществе равноправно.
Часть С.
ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Кроме этого, из актов государственных органов и органов местного самоуправления; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества. Гражданские права и обязанности возникают в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности, а также вследствие причинения вреда другому лицу; вследствие неосновательного обогащения и других оснований, предусмотренных законодательством.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. В случае несоблюдения требований, предусмотренных законом, суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
По материалам Гражданского кодекса.
С1.Назовите три основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Какие из них являются объективными, т. е. не зависят от воли лиц, участников правоотношений?
С2. Когда возникают права на имущество, подлежащее регистрации? Какие ограничения использования имущества предусматривает закон?
infourok.ru
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Заключение
Библиографический список
Введение
История развития концепции правового государства и вместе с ним прав личности получила богатую разработку на протяжении истории человеческого общества.
Данная тема интересна еще и тем, что правовая государственность вместе с этим, признание и гарантия прав человека – неотъемлемая принадлежность западного политического строя, а с недавнего времени и нашей страны, и их закрепление на конституционном уровне.
Цель данной работы – рассмотреть правовое государство с позиций справедливого по отношению к человеку государственного устройства, обеспечения и гарантии его прав и свобод.
Разработка отдельных фрагментарных положений теории правового государства были предприняты ещё в Древней Греции и Древнем Риме – Сократом, Платоном, Аристотелем, Цицероном, а в средние века – Мартином Лютером.
Но подлинный рассвет данной теории начинается именно в новое время, в период буржуазных революций и смены традиционных государств – государствами конституционными. Таким образом, правовое государство – это продукт нового времени. В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа И.Канта, Дж.Локка, Ш.–Л.Монтескье, В.Ф.Гегеля и других просветителей XVII – XVIII в.в.
Они полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола) должно придти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной области, обладающей неотьемлимыми правами. Взаимоотношения личности и государства, власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели при абсолютизме.
Полное же становление теории правового государства утвердилось в немецкой литературе в первой половине XIX в. в трудах Г.Т.Велькера, Р.Фон Мана, Ф.Ю.Шталя, Р.Гнойста.
Сами же права человека, их генезис, социальные корни, назначение – так же одна из вечных проблем не только правовой и политической, но и религиозной, этической, культурной позиций государства. Процесс исторического творчества человека, в значительной мере зависят от объема прав и свобод, определения его социальной возможности и блага, определяющий характер жизнедеятельности, систему связей. Взаимодействия отношений людей в обществе. Поэтому проблема прав человека всегда была предметом острых классовых битв, которые велись за обладание правами и расширение прав человека. История показывает, что каждому поколению нужно вновь защищать права, что человечеству еще не знакома ситуация, при которой не требуются усилия для поддержания и защиты прав и свобод человека.
Вообще права человека, как определенные требования необходимого минимума условий нормальной жизнедеятельности возникли ещё при первобытном строе. Эти притязания опирались на выработанные практикой обычаем, ритуалом ставили своей целью обеспечение взаимодействия членов первобытного общества.
В классовом обществе, например в полисе - выдвигалась идея равноправия его членов (Перикл, Демосфен), но ей же предпочитались именно политические права. Феодальное общество средних веков старалось подчинить индивидуальность, регламентировать жизнь человека ни о каких правах не могло идти и речи.
«Первопроходцами» в борьбе за естественные права человека были буржуа, требовавшие монарха подписать Великую Хартию Вольностей (1215г.), тем самым ограничив абсолютизм и расширив права буржуазии.
Буржуазное учение о естественном праве отражало новый взгляд на человека, как на индивида, наделенного определенными врожденными неотьемлимыми правами. По их мнению, права человека предшествовали не только государству, но и обществу. Это предопределило разграничение прав человека и прав гражданина в буржуазных государствах еще задолго до того, как оно получило обращение в соответствующих конституционных и иных законодательных актах. Права человека как бы исключались из сферы государственной власти и объявлялись догосударственным явлением.
Буржуазные революции оставили человечеству великие законодательные акты, впервые в истории закрепившие равенство, свободу, право на счастье «Декларация независимости» (1776), «Декларация прав человека и гражданина « (1789 Франция).
В настоящее время в современном мире действуют международно – правовые договоры, документы, устанавливающие общепризнанные стандарты прав человека, определяющие планку, ниже которой государства не могут опускаться. Права и свободы перестали быть только внутренними делами государства, теперь это объект внимания всего международного сообщества.
При различных конкретных структурных элементов, включенных в эти понятия неизменным выступает свобода личности, в системе её неотъемлемых прав.
Высокая ценность правового государства состоит в том, что оно возникает на путях поиска свободы и в свою очередь стремится стать гарантом этой свободы. Правовое государство в современных условиях высшая ступень развития свободы и её выражения в определенных государственно – правовых категориях.
Таким образом, правовое государство – есть форма ограничения власти правами и свободами человека. Права и свободы индивида важнейший противовес государственной власти. Поэтому приоритет прав человека по отношению к государству является первичным, определяющим, системообразующим признаком правового государства.
Таким образом, правовое государство – это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения властей.
Фундаментальное требование правового государства – это приоритет интересов личности в деятельности государства, а также соблюдение и охрана прав и свобод человека.
Теория правового государства не возникает сразу в законченном виде. Она видоизменяется и трансформируется, дополняется новыми качествами. С появлением в ней принципа неотъемлимых естественных прав человека она
обретает своё основное ценностное качество. Для обеспечения этого принципа необходимого разделения властей, их уравновешивание.
Однако приоритет прав человека не снимает с него ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод.
Правовое государство для выполнения своей основной функции – защиты и охраны прав и свобод граждан – должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих защиту прав человека. Обширная и разнообразная система органов и процедур, защищавших права человека создаёт механизм, без которого не может функционировать правовое государство. Например Конституционный Cуд (Германия, Испания, Италия, Россия), Конституционный совет (Франция), Верховный Суд (США).
В соответствии с Конституцией (ст. 1) Россия провозглашается правовым государством. Любая Конституция не только фиксирует достигнутый общественный уровень государственного и правового развития но и определяет его цели, формирует ценностные идеалы. В конституции любой страны, претендующей на заметную роль в цивилизации, где господствует идеология, естественных прав человека, не может обойтись без провозглашения правового государства.
В данный момент в России существуют некоторые противоречия между конституционными идеалами и реальностью и поэтому, в полной мере, Россия не может быть названа правовым государством.
Но вместе с тем в современной России легализирована частная собственность, Конституция содержит некоторые необходимые формально – юридические гарантии прав и свобод человека. Правовое государство, по своей сути, - это либеральное государство, главная задача которого заключается в максимальном обеспечении равной для всех свободы, всеобщего формального (правового) равенства. Объем и содержание неотъемлемой правовой свободы описываются совокупностью прав человека.
Таким образом, Права человека – это необходимый, неотъемлемый и неизбежный компонент всякого права, определяющий аспект выражения бытия человека и осуществления формы свободы и равенства людей.
Господство права как важнейший аспект правовой государственности достигается с признанием прав человека высшей ценностью в обществе и государстве с приданием им общерегулятивного значения. Поэтому господство права в «материальном смысле» включает в себя:
Таким образом, правовое государство мыслится как инструмент для эффективной реализации интересов личности. Цель правовой государственности – служение потребностям личности. Отсюда – приоритет личности в отношениях между личностью и государством.
Однако, нужно отметить, что смысл существования правового не сводится только к защите человека от государственных притязаний. Принцип правового государства преследует двойную цель – в равной мере ограничивать и обеспечивать деятельность государства, чтобы таким образом гарантировать права и свободы человека.
В результате правовое государство предстает как совокупность субъективных прав гражданина и объективного порядка государственной деятельности.
По существу, первыми сознательными положениями конституции РФ является статья 2, провозглашающая человека, его права и свободы высшей ценностью государства, и устанавливающей его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Права человека признаются и гарантируются в РФ согласно общепризнанным принципам международного права. Хотя в РФ и существует довольно эффективная защита человека, граждане РФ не всегда безболезненно и в короткие сроки могут восстановить свои нарушенные права. Построение в России правового государства потребует еще много усилий и времени.
Как известно Конституцией РФ Россия провозглашается правовым государством (ст. 2)
Конституционные права – это юридически признанные возможности человека избирать меру и вид своего поведения, которые могут быть реализованы путем использования, соответствующей юридической обязанности со стороны государства в лице государственных органов, должностных лиц и других субъектов права.
Конституционные свободы – это такие правомочия индивида, которые он может реализовать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими органами государства, должностными лицами и субъектами права.
Права человека подразделяются на основные и иные. Основные права являются субъективными, фундаментальными (они отражены в ряде международных правовых актах).
Основные права – права содержащиеся в конституции государства и международно – правовых документах по правам человека в частности в «Международном Биле о правах человека», в «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, 1950г.», «Европейской социальной хартии 1996 г».
Любое основное право человека должно быть признано каждым государством – участником, независимо от его конституционного закрепления.
Приоритет международного права по отношению к внутригосударственному в области прав человека становится общепризнанным принципом международного сообщества. Он закреплен конституцией РФ.
Выделение категории основных прав человека, отнюдь не означает отнесение «иных» прав к второсортным, менее значимым. Основные права и свободы составляют стержень правового статуса индивида, в них коренятся возможности для нормальной жизнедеятельности человека. Эти права очень важны для индивида его взаимодействия с другими людьми. Основным правом, например, является ст. 21 «Всеобщей декларации прав человека» – говорят, что каждый может принимать участие в управлении своей страной. Это основное право порождает иные права (на участие в самоуправлении, право выдвигать свою кандидатуру, своего кандидата во время избирательной компании). Поэтому основные, фундаментальные права зафиксированы в конституции государства, международно – правовых актах по правам человека, являющихся правовой базой для производственных, но не менее важных прав.
Права человека и гражданина (естественные и неотчуждаемые) – это право в материальном смысле слова. Официальные акты (конституцию, законы) следует считать правовыми постольку, поскольку в них реализуются и конкретизируются права человека или же они не нарушают прав человека.
Конституция признает права человека действующими непосредственно и определяющими правовое содержание официальных актов.
Положения ст. 2 и ст. 18 Конституции РФ в позитивной форме содержат требование правового закона «Конституция косвенно закрепляет законодательное ограничение прав человека, но мотивом, не предусмотренным в части 3 ст. 55, запрещает предусматривать в Федеральном конституционном законе о чрезвычайном положении ограничения возможности пользоваться правами и свободами, перечисленными в ч. 3 ст. 56, что означает специальный запрет правонарушающего закона даже применительно к условиям чрезвычайного положения. Наконец, законы или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом РФ – нарушающими права человека и, поэтому неконституционными утрачивают силу. (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ)
То, что права человека являются непосредственно действующими и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ), предполагает право каждого обращаться за защитой своих прав и свобод в конкретный суд. Суд обязан не применять закон, который по его мнению нарушает права человека.
В развитии положения ст. 18 Президент РФ как глава государства объявляется гарантом не просто Конституции, но и прав и свобод человека. (ч. 2 ст. 80)
Теперь целесообразно будет перейти к классификации прав человека.
1)Личные (гражданские) права и свободы.
Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как человеческой личности и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.
2) Политические права и свободы.
3) Экономические права и свободы.
4) Социальные права
5) Культурные права и свободы.
6) Права человека в международном праве.
Нельзя отделять права человека от прав народа.
Заключение
Резюмируя все вышесказанное, нужно отметить, что права человека – это целостный ориентир, позволяющий применять «человеческое измерение» к государству, праву, этике, морали. Права и свободы человека являются определенными нормативным измерением его социально культурной деятельности. Более того, они выступают как одна из величайших культурных ценностей.
При изучении теории прав человека неизбежно её пересечение со многими дисциплинами: историей и теорией государства и права, всеми отраслевыми и процессуальными юридическими науками.
Таким образом, опираясь на международное гуманитарное право, можно отметить, что:
Библиографический список
help-stud.ru
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1»Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Контрольная работа по обществознанию по теме «Права человека и гражданина» в 9 классе
Подготовил
учитель истории и обществознания
Романюк Юрий Васильевич
2014 год
1.Дайте общую характеристику политических прав и свобод гражданина.
2. Дайте общую характеристику социальных прав человека.
3. Что такое имущество и имущественные отношения.
4. Раскройте взаимосвязь свободы совести и закона.
5. Что такое образование и что такое право на образование?
6. Дайте определение
А. Правовое государство –
Б. Гражданское общество –
В. Норма права –
7. Укажите понятия, которым соответствуют данные определения
А. Совокупность норм, которые регулируют наиболее важные отношения в обществе и за нарушение которых взыскивает государство -
Б. Система норм, отражающих представления о добре и зле, о справедливости и несправедливости, об общественно полезном и вредном для общества поведении -
В. Особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны –
8. Верны ли следующие суждения о функциях права?
А. К функциям права относится прогнозирование последствий изменения окружающей среды.
Б. К функциям права относится регулирование общественных отношений.
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба суждения
4. оба суждения не верны
9. Из перечисленных ниже норм укажите норму права?
1. право на сочувствие
2. право на труд
3. право на уважение
4. право на внимание
10. К личным неимущественным правам относится право на
1. результаты интеллектуальной деятельности
2. получение наследства
3. заключение договора дарения
4. владение земельным участком
11. Правовые нормы в отличие от других социальных норм
1. поддерживаются силой государства
2. регулируют поведение людей
3. опираются на силу общественного мнения
4. содержат образцы поведения
12. Содержание Всеобщей декларации прав человека включает
1. гражданские и политические права
2. экономические и социальные права
3. культурные права
4. все разновидности прав
13. Каждый ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение
1. только в семье
2. только в школе
3. только в среде своих друзей
4. во всех сферах жизни и деятельности
14. верны ли следующие суждения о правах человека?
А. Право на свободу совести и вероисповедания относится к личным (гражданским) правам.
Б. Право зарабатывать на жизнь свободно выбранным трудом относится к культурным правам человека.
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба суждения
4. оба суждения не верны
15. Международное гуманитарное право
1. реализует право на гражданство
2. регулирует деятельность международных финансовых организаций
3. продолжает гуманистические международные традиции
4. реализует права человека на свободное передвижение
Ответы.
1.Политические права и свободы позволяют гражданину участвовать в управлении делами государством, влиять на политику правительства. В правовых демократических государствах у человека есть равное и прямое избирательное право, право на равный доступ к государственной службе, право на свободу собраний и объединений. Вместе с тем, использование этих прав человеком не должно нарушать прав остальных граждан.
2.Социальные права включают в себя право на жилище, медицинское обслуживание, социальное обеспечение. Россия является социальным государством, т.е осуществляющим активную социальную политику, направленную на поддержку материнства и детства, инвалидов, пенсионеров и безработных. Уровень поддержки зависит от степени развития экономики.
3.Имущество – всё то, что принадлежит человеку, его собственность. Отношения по повожду собственности являются имущественными отношениями. В основе их – право собственности, дающее возможность владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.
4. Свобода совести означает, что человек имеет право самостоятельно решать, какю исповедовать религию, либо вообще её не исповедовать. При этом Конституция гарантирует каждому человеку и гражданину свободу от дискриминации по религиозному признаку. При этом церковь отделена от государства, но у граждан есть возможность получения религиозного образования.
5. Образование – это процесс получения знаний о мире, приобщения к национальной и мировой культуре. Право на образование – это одно из приоритетных прав человека, позволяющее ему найти своё место в мире и обществе, в соответствии с его способностями, профессией и квалификацией.
6
А. Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, где граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном верховенстве конституции, демократически принятых законов и равной ответственности всех перед законом
Б. Гражданское общество – это совокупность негосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.
В. Норма права – это установленное государством общеобязательное правило поведения, действие которого поддерживается силой государства.
7
А. Право
Б. Мораль
В. Государство
8. – 2
9. – 2
10 – 1
11 – 1
12 – 4
13 – 4
14 – 1
15 – 3
Список использованной литературы и интернет-ресурсов
1. Введение в обществознание: 8-9 классы / Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2008
2. www.fipi.ru.
doc4web.ru
Данная контрольная работа напавлена на проверку знаний учащихся по теме "Право и человек", в ходе которой выяснится: как дети понимают понятие "правовой статус личности"; какие они знают основные международные документы по правам человека и какие источники права защищают права человека и гражданина в нашей стране, а также права несовершеннолетних; какое имеют представление о содержании основных прав и свобод человека; как умеют работать с извлечениями из источников права. При помощи задания "Оцените данную ситуацию с точки зрения закона" проверяется как дети полученные знания могут применять на практике. При выполнении задания по написанию синквейна учитель может увидеть как ученик осмыслил изученный материал и его отношение к данной теме.
Данная контрольная работа может применятся на уроках обществознания в 9классе и на уроках права в 8классе.
Право и человек
Задание 1.
Дать определение понятию «Правовой статус личности».
Какие международные документы являются основой прав и свобод человека?
На какие группы делятся права человека?
Какие политические права вы знаете, и какая особенность отличает их от иных групп прав.
Какие правовые документы защищают права ребенка?
Как защищает права ребенка Семейный кодекс Р.Ф.ПРАКТИКА
1. О каких правах идет речь и почему данные статьи объединены в одну группу?
2.Какое вы дали бы название данной группе прав?
3.Охарактеризуйте отличительные признаки данной группы:
4.Эти права человек имеет с рождения или их ему предоставляет государство?
5.Как Вы считаете, может ли государство ограничить данные права? При каких условиях это может произойти?
Статья 1Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.Статья 2Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.Статья 3Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.Статья 4Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.6.Оцените данную ситуацию с точки зрения закона.
Папа с мамой обсуждали предстоящий летний отдых. Сначала они хотели поехать на море, но затем, подсчитав финансы, решили остаться на даче. Ирина, их дочь со вздохом заметила, что дача, на которой она проводит всегда свои летние каникулы, ей изрядно надоела. Мама, косо взглянув на неё, сказала: «Помолчи, не доросла ещё».
7.Написать синквейн к понятию «Права человека»
Право и человек
Задание 2.
Дать определение понятию «Правовой статус личности».
Какие документы Р.Ф. являются основой прав и свобод человека?
На какие группы делятся права человека?
Какие гражданские права вы знаете и какая особенность отличает их от иных групп прав.
Какие правовые документы защищают права ребенка?
Как защищает права ребенка Уголовный кодекс Р.Ф.ПРАКТИКА
1. О каких правах идет речь и почему данные статьи объединены в одну группу?2.Какое вы дали бы название данной группе прав?
3.Охарактеризуйте отличительные признаки данной группы:
4.Эти права человек имеет с рождения или их ему предоставляет государство?
5.Как Вы считаете, связана ли реализация данных прав с уровнем благосостояния государство?
Статья 261. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.Статья 271. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.
6. Оцените данную ситуацию с точки зрения закона
Как в российском законодательстве называется процедура получения 16-летним подростком полной дееспособности?
7.Написать синквейн к понятию «Права человека»
kopilkaurokov.ru