Контроль в системе органов государственной власти (стр. 1 из 4). Контрольные органы государственной власти


Контроль в системе органов государственной власти

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева

Реферат

на тему : Контроль в системе органов государственной власти.

Выполнил :

студент 301 группы

ф-та Истории и права

Костин Е. М.

Проверила : Владимирова Н. А.

Саранск 2002

План :

Введение

1. Президентский контроль.

2. Контроль законодательных (представительных) органов власти.

3. Контроль в системе органов исполнительной власти.

4. Судебный контроль.

Список литературы

Введение

Государственный контроль в сфере исполнительной власти Исходя из установленного Конституцией России разделения госу дарственной власти на самостоятельные ветви, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, различаются следующие виды государственного контроля :

1) резидентский контроль;

2) контроль законодательных (представительных) органов власти;

3) контроль в системе органов исполнительной власти;

4) судебный контроль.

Основные цели контроля — соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства, обеспечение це лесообразного и экономного расходования средств, поддержание ста бильности государственного устройства, повышение эффективности государственного регулирования. Его основные принципы: закон ность, объективность, независимость, гласность, экономичность, со хранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.

Достижение целей и соблюдение принципов контроля не предпо­лагает образования единого и всеобъемлющего контрольного органа, стоящего над всеми ветвями власти, что противоречило бы принципу разделения властей. Поэтому контрольные полномочия за деятельностью органов исполнительной власти установлены законодательством отдельно по каждому виду государственного контроля.

1. Президентский контроль.

Контрольные полномочия Президента Российской Федерации за деятельностью органов исполнительной власти наиболее полно выражаются в определении им, согласно ст. 80 Конституции, основных направлений внутренней и внешней полити ки государства, претворение которой в жизнь возлагается на соответст вующие органы исполнительной власти.

Президент осуществляет контрольные полномочия также при фор мировании Правительства и других федеральных органов исполни тельной власти, а кроме того, при назначении должностных лиц, в частности Председателя Правительства, его заместителей и федераль ных министров, при формировании Совета Безопасности и Админи страции Президента, назначении высшего командования Вооружен ных Сил.

Президент имеет возможность осуществлять повседневный кон троль за деятельностью Правительства и других органов исполнитель ной власти, поскольку вправе председательствовать на заседаниях Пра вительства и его Президиума, руководить деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, без опасности, внутренних дел, юстиции, налоговой полиции, предотвра щения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также осуществлять иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации.

Президент осуществляет постоянный контроль за законностью актов органов исполнительной власти. Им могут быть отменены поста новления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента. В опреде ленных Конституцией случаях Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации. Контроль в сфере исполнительной власти Президент осуществляет лично и через соответствующие президентские структуры, прежде всего Администрацию Президента. Главное контрольное управление как подразделение Администрации Президента: организует систематический контроль и проверку дея тельности федеральных органов исполнительной власти, подразделе ний Администрации, органов исполнительной власти субъектов Феде рации, организаций и их руководителей; при осуществлении проверки координирует деятельность органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти и их подразделений в субъектах Феде рации; по результатам проверки вносит Президенту предложения о, совершенствовании деятельности федеральных органов исполнитель ной власти, а в необходимых случаях направляет в органы прокуратуры внутренних дел, федеральной службы безопасности и другие органы исполнительной власти материалы о выявленных нарушениях.

Главному контрольному управлению поручено регулярно прово дить проверки хода исполнения поручений Президента органами ис полнительной власти Федерации и ее субъектов, вносить представле ния о привлечении должностных лиц, виновных в несвоевременном или ненадлежащем исполнении либо неисполнении поручений главы государства, к дисциплинарной ответственности Основные направления деятельности этого Управления — обеспе чение президентского контроля за деятельностью федеральных минис терств и иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе внешнеэкономической деятельности; ходом экономических ре форм и выполнением государственных программ; использованием го сударственных средств, выделенных целевым назначением. Особое внимание оно уделяет исполнению нормативных актов Президента и. Правительства, имеющих социальную направленность.

Важную роль в осуществлении президентского контроля играют полномочные представители Президента в регионах Российской Федерации. Согласно Положению, утвержденному Указом Президента от 9 июля 1997 г., полномочный представитель осуществляет свою дея тельность по поручению Президента в целях обеспечения реализации главой государства своих конституционных полномочий. Полномоч ный представитель Президента наделен необходимыми полномочия ми для выполнения своих ответственных задач: вправе запрашивать и получать необходимые сведения, документы и материалы от федераль ных и региональных органов власти, участвовать в работе органов ис полнительной власти региона и др. Посредством института полномоч ного представительства обеспечивается дополнительное усиление ис полнительной власти, контроль в регионах за выполнением федераль ных законов, указов и распоряжений Президента. По результатам кон троля полномочный представитель готовит и представляет Президенту аналитические и иные материалы об экономических, социальных и политических процессах в соответствующем регионе и вносит свои предложения. По предложению полномочного представителя Прези дент приостанавливает действие актов органов исполнительной власти

субъектов Федерации, если они противоречат федеральной Конститу ции, федеральным законам или нарушают права и свободы человека и гражданина. Полномочный представитель Президента вносит также в Главное контрольное управление Президента, соответствующие феде ральные органы исполнительной власти, а также органы исполнитель ной власти субъектов Федерации представления в случае нарушения, неисполнения или ненадлежащего исполнения территориальными ор ганами федеральных органов исполнительной власти и органами ис полнительной власти субъектов Федерации федеральных законов, ука зов и распоряжений Президента РФ, а также вступивших в законную силу решений суда. Полномочный представитель является федеральным государствен ным служащим и входит в состав Администрации Президента, назна чается на должность и освобождается от должности Президентом по представлению Руководителя Администрации.

2. Контроль законодательных (представительных) органов власти.

Этот вид контроля регламентирован Конституцией (ст. 102, 103). Существует механизм построения контроля со стороны Федераль ного Собрания за соответствием указов Президента Конституции и законам РФ. Так, Совет Федерации осуществляет контроль при утверж дении указов Президента о введении военного положения, чрезвычай ного положения, а также за решением Президентом вопроса о возмож ности использования Вооруженных Сил за пределами территории РФ (ст. 102 Конституции). К числу контрольных полномочий Государственной Думы в сфере исполнительной власти, указанных в ст. 103 Конституции, относятся: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства; решение вопроса о доверии Правительству; выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности в случаях, преду смотренных ст. 93. На основании ст. 103 Конституции Председатель Центрального банка России и Уполномоченный по правам человека назначаются и освобождаются от должности Государственной Думой.Контрольные полномочия Федерального Собрания выражаются и в том, что назначение и отзыв дипломатических представителей Рос сийской Федерации в иностранных государствах и международных ор ганизациях осуществляются Президентом после консультаций с соот ветствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Со брания (п. «м» ст. 83 Конституции). Формой контроля за деятельностью органов исполнительной влас ти является также запрос депутата или группы депутатов Совета Феде рации, Государственной Думы Правительству страны, руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнитель ной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в их компетенцию. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюд жета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную па лату, состав и порядок деятельности которой определен в Федераль ном законе от 11 января 1995 г.' Задачами Счетной палаты являются:

mirznanii.com

3. Контрольно-надзорные органы государственной власти

Контрольно-надзорные органы осуществляют постоянный повседневный надзор и контроль за правильной реализацией и применением норм права органами исполнительной власти, различными организациями, учреждениями, предприятиями, должностными лицами и гражданами. К контрольно-надзорным органам государственной власти относятся: Прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации и другие органы государственной власти, осуществляющие контрольно-надзорные функции. Контрольно-надзорные органы государственной власти выявляют различные нарушения законности и правопорядка, применяют к правонарушителям соответствующие санкции или ставят перед компетентными органами вопрос об устранении допущенных нарушений законности и привлечении виновных лиц к юридической ответственности.

В соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации»[3]Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства Прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Органы прокуратуры:

осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля. В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. и другими законами Российской Федерации.

Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

studfiles.net

Контроль в системе органов государственной власти

организация и осуществление контроля за своевременным испол нением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюдже тов внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначе нию; определение эффективности и целесообразности расходов госу дарственных средств и использования федеральной собственности оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов финансовая экспертиза проектов федеральных законов и норма тивных правовых актов федеральных органов государственной власти анализ отклонений от показателей федерального бюджета и бюдже тов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса в целом контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке России и иных финансово-кредитных учрежде ниях; регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются не только на государственные органы (в том числе их аппараты) и учреж дения, но и на органы местного самоуправления и вообще на все ор ганизации и объединения вне зависимости от видов и форм собствен ности, если они получают, перечисляют, используют средства из феде рального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют какие-либо официально предоставлен ные льготы и преимущества.

Счетная палата проводит ревизии, проверки и иные контрольные мероприятия. Проверяемые организации обязаны обеспечивать усло вия для этого и предоставлять все необходимые документы и информа цию под угрозой юридической ответственности. По результатам про верок Счетная палата направляет проверяемым организациям пред ставления, которые должны быть рассмотрены в определенные сроки с уведомлением Счетной палаты о принятых мерах. В случае выявления

признаков преступлений материалы проверок передаются в правоохра нительные органы. Счетная палата уполномочена также давать предпи сания, предусмотрен механизм их обязательного исполнения и обжа лования в судебном порядке.

Согласно ст. 77 Конституции, субъекты Федерации сами образуют соответствующие органы государственной власти. Эти органы наделе ны и соответствующими контрольными полномочиями по отношению к органам исполнительной власти. Они особенно значительны в рес публиках, входящих в состав Федерации. Конституции республик ус танавливают, что представительные органы являются не только высши ми законодательными, но и контрольными органами.

3. Контроль в системе органов исполнительной власти.

Функции го сударственного контроля осуществляют Правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, а также соответствующие органы исполнительной власти субъектов Фе дерации.

Правительство Российской Федерации как орган общей компетен ции наделено широкими контрольными полномочиями в отношении федеральных органов исполнительной власти и органов исполнитель ной власти субъектов Федерации. Согласно ст. 114 Конституции и Фе деральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации», оно осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и иные полномочия, возложенные на него Конститу цией, федеральными законами и указами Президента. В пределах своей компетенции оно организует исполнение федеральных консти туционных законов, федеральных законов, нормативных указов Пре зидента, международных договоров Российской Федерации, осущест вляет систематический контроль за исполнением их федеральными ор ганами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений действующего законодательства.

Правительство вправе отменять акты федеральных органов испол нительной власти или приостанавливать их действие. Оно направляет в законодательные (представительные) органы и органы исполнитель ной власти субъектов Федерации проекты своих решений по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов. Предложения указан ных органов по таким проектам подлежат обязательному рассмотре нию в Правительстве РФ.

Правительство обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъек тов Федерации и способствует их взаимодействию. Оно разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами испод нительной власти и органами исполнительной власти субъектов Феде рации. Для этих целей создаются согласительные комиссии из предста вителей заинтересованных сторон.

Правительство вносит предложения Президенту страны о приоста новлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия федеральной Конституции, фе деральным конституционным законам, федеральным законам, между народным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнитель ной власти могут осуществлять межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный) контроль. Среди этих органов имеются такие, основной деятельностью которых является именно межотраслевой (специализированный) контроль, например. Минис терство по антимонопольной политике и поддержке предпринима тельства, Министерство по налогам и сборам. Государственный тамо женный комитет. Федеральная служба по валютному и экспортному контролю. Большинство же федеральных министерств и иных феде ральных органов исполнительной власти осуществляют контроль по отраслям и сферам своей деятельности. Так, в финансово-экономичес кой сфере контроль осуществляют министерства финансов, экономи ки, государственного имущества, Центральный банк России. Жесткий контроль за целевым использованием бюджетных средств — одна из основных задач экономической политики. В связи с этим министерст вам финансов, экономики и Центральному банку поручено ежеквар тально докладывать Правительству о ходе выполнения федерального бюджета и сконцентрировать свои усилия на финансовой стабилиза ции и укреплении курса рубля.

Контроль в сфере правопорядка осуществляют министерства юсти ции, внутренних дел, в сфере природопользования, производства и реализации сельскохозяйственной продукции — Министерство при родных ресурсов, Государственный комитет по охране окружающей среды, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Минис терство экономики, Федеральная служба лесного хозяйства. В иных сферах деятельности контроль возлагается на: Министерст во транспорта (по вопросам безопасности движения). Министерство по связи и информатизации (контроль за использованием частот и радиоволн), Министерство труда и социального развития (контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда). Министерство культуры (контроль за вывозом и ввозом, сохранностью культурных ценностей). Для осуществления межотраслевых контрольных функций созда ются также специализированные инспекции (например, Государст пенная жилищная инспекция) и специальные структурные подразделе ния внутри федеральных органов исполнительной власти.

Особенностью межотраслевого контроля федеральных органов ис полнительной власти является то, что он осуществляется за определен ными сферами (вопросами) деятельности не подчиненных им органов и должностных лиц.Чаще всего такой контроль касается только опре деленной функции или отдельной стороны деятельности подконтроль ных органов, независимо от ведомственной подчиненности объектов управления.

Сферы (вопросы) управления, на которые распространяется меж отраслевой контроль, его пределы и юридические последствия опреде лены конкретными положениями о соответствующих органах и иными нормативными актами. Например, согласно Закону РСФСР от 19 де кабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды»', государст венный экологический контроль осуществляется специально уполно моченными на то государственными органами. Должностные лица этих органов наделены широкими контрольными полномочиями. В частности, они вправе посещать предприятия, учреждения и органи зации, независимо от форм собственности и подчинения, знакомиться с документами, иными материалами; назначать государственную эко логическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее за ключения; привлекать в установленном порядке виновных лиц к ад министративной ответственности; принимать решения об ограниче нии, приостановлении, прекращении работы предприятий и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде.

Своеобразной формой межотраслевого контроля является деятель ность Межведомственной комиссии по анализу предложений и приос тановлению действия (отмене) законов и иных нормативных правовых актов, не имеющих финансовой базы для реализации. Распоряжением Правительства от 18 января 1995 г. на Комиссию возложено проведе ние углубленного анализа и определение социально-экономических последствий принятия проектов федерального закона, указа Прези дента, постановления Правительства, предусматривающих приоста новление действия (отмену) законов и иных нормативных правовых актов, не имеющих финансовой базы для реализации.

Отраслевой (внутриведомственный) контроль, в отличие от межот раслевого, проводится органами одной отрасли или феры в отноше нии подчиненных им органов и кадров по всем вопросам исполнител ной и распорядительной деятельности. При этом все федеральные о ганы исполнительной власти и их территориальные структуры осу ществляют контроль в отношении подчиненных (подведомственных) а руководители (администрация) конкретных организаций — внутрен ний контроль за деятельностью своих структурных подразделений и из Должностных лиц. Еще раз отметим: отраслевой контроль — непремен ная часть управляющих воздействий руководителей на своих подчи ненных. Непосредственный руководитель, осуществляющий контрол) за подчиненными структурами и лицами по всем вопросам их деятель ности, вправе отменять или изменять их решения, вмешиваться в опе ративную деятельность, наказывать виновных, принимать меры для исправления выявленных недостатков и устранения их причин.

mirznanii.com

Контроль в системе органов государственной власти

В субъектах Федерации контрольными полномочиями наделены их администрация, а также соответствующие министерства, комитеты управления и другие органы исполнительной власти. Объем их полно мочий определен федеральным законодательством, конституциями уставами, законами и другими нормативными правовыми актами субъ ектов Федерации.

Органы исполнительной власти, осуществляя контроль, использу ют разнообразные методы. Они проводят ревизии и проверки факти ческого состояния дел, заслушивают отчеты должностных лиц, прове ряют сообщения печати и жалобы, акты у правления.

4. Судебный контроль.

Согласно ст. 118 Конституции, судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского административного и уголовного судопроизводства. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Рос сийской Федерации»' определяет виды, порядок создания судов и уп равления ими, а также основные принципы их деятельности. Кроме ныне действующих судов, в субъектах Федерации могут учреждаться специализированные федеральные суды по рассмотрению граждан ских и административныхдел. Конституционный (уставный) Суд субъ екта Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Федерации, нормативных правовых актов органов государст венной власти субъекта Федерации, органов местного самоуправления субъекта Федерации конституции (уставу) субъекта Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Федерации. Мировые судьи рассматривают, кроме гражданских и административных дел также уголовные дела.

Вместе с тем судебную власть как одну из ветвей государственной власти нельзя сводить только к рассмотрению конкретных судебных дел. Судебная власть — неотъемлемый элемент правового государства. Будучи сильной и независимой, она является гарантом прав каждого и должна быть в состоянии защитить эти права, кто бы на них ни поку шался. Но что не менее значимо, судебная власть — это еще и гарантия нормальной деятельности исполнительной власти. Судебную власть характеризует не только правосудие, но и возможность оказать актив ное влияние на решения и действия исполнительной власти. Наличие властных полномочий судебной власти дает возможность говорить о судебном контроле за исполнительной властью.

Закон от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и реше ний, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями и допол нениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г.) предоставляет гражданам возможность беспрепятственно обращаться в суд за защитой своих прав. Суду подконтрольны любые действия (решения) любых структур и должностных лиц, если возникает опас ность ущемления ими законных интересов личности.

Контрольные полномочия Конституционного Суда Российской Фе дерации в сфере исполнительной власти и порядок их осуществления определены Конституцией и Федеральным конституционным законом от21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» Деятельность этого органа призвана служить укреплению основ кон ституционного строя Российской Федерации, защите основных прав и свобод человека и гражданина, утверждению начал законности в пра вотворчестве и правоприменении, обеспечению верховенства и прямо го действия Конституции на всей территории страны.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда провозглашены независимость, коллегиальность, гласность, состяза тельность и равноправие сторон. Независимость Конституционного Суда обеспечивается тем, что судьи несменяемы, неприкосновенны подчиняются только Конституции и федеральному закону, лишь в со ответствии с которым могут быть прекращены их полномочия. Судьи не являются представителями каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий, движений и органи заций, должностных лиц, государственных образований, территорий, наций, народностей, социальных групп. Важно, что судьи разрешают дела и дают заключения в условиях, исключающих постороннее воз действие на свободу их волеизъявления. Контрольные полномочия Конституционного Суда РФ в сфере ис полнительной власти предусмотрены ст. 125 Конституции. Реализует эти полномочия, суд разрешает дела о соответствии Конституции нор мативных актов Президента, Правительства и органов исполнитель ной власти субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящим ся к ведению органов государственной власти и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и ее субъек тов, разрешает споры о компетенции, включая споры между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектами. Воз можно разрешение и других дел, связанных с конституционным судеб ным контролем за актами органов исполнительной власти и ее долж ностных лиц. Акты или их отдельные положения, признанные некон ституционными, утрачивают силу Конституционный Суд, выявив конкретные нарушения Конституции или/и законодательства, действующего на территории России, своим представлением может обратить на это внимание органа испол нительной власти и должностных лиц. Представление должно быть рассмотрено субъектом, которому оно адресовано, не позднее чем в месячный срок со дня его получения; Конституционный Суд незамед лительно уведомляется о результате рассмотрения представления и мерах по его реализации. Решение Конституционного Суда по спору о компетенции между органами исполнительной власти является основанием для отмены или изменения нормативных актов, определяющих компетенцию этих органов. Толкование Конституции, данное Конституционным Судом, явля ется официальным и обязательным для всех представительных, испол нительных и судебных органов государственной власти, органов мест ного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц граждан и их объединений. Согласно действующей Конституции РФ, Конституционный Суд действует лишь по запросам и жалобам, он лишен права начинать дела по собственной инициативе. ; Поводом к рассмотрению и разрешению дел в Конституционном Суде является обращение (запрос, ходатайство) к нему Президента, каждой из палат Федерального Собрания, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Жалобы граждан рассматриваются в случаях нарушения их конституционных прав и свобод вследствие применения или подлежащего применению закона в конкретном деле. Формы контроля судов общей юрисдикции за деятельностью органов исполнительной власти имеют свои особенности. Основной задачей судов общей юрисдикции является рассмотрение уголовных, граждан ских, административных и иных дел. Контрольная же функция осуществляется ими не отдельно, а в процессе рассмотрения этих дел.

При рассмотрении уголовных дел, особенно о должностных пре ступлениях, суд исследует не только действия подсудимого как долж ностного лица органа исполнительной власти, но и условия, способст вовавшие возникновению дела. За совершенное преступление винов ный привлекается к ответственности, о чем выносится приговор. Фор мой же реагирования суда на выявленные недостатки в работе органа исполнительной власти, которые способствовали тем или иным нару шениям и преступлению должностного лица, может быть частное оп ределение. В нем обращается внимание соответствующего органа ис полнительной власти, должностного лица на факты нарушения закона, причины и условия, способствовавшие совершению преступления и требующие предупредительных мер. Субъект, которому адресовано частное определение, обязан в месячный срок рассмотреть его и сооб щить суду о принятых мерах. При рассмотрении судами общей юрисдикции гражданских дел также осуществляется контроль за деятельностью органов исполни тельной власти. Круг дел, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства, весьма обширный. Сюда относятся дела искового производства, производство по делам, возникающим из администра тивных правоотношений, и особое производство. Это, например, дела о восстановлении на работе, о нарушении авторских прав, об отказе в разрешении на обмен жилой площади, о неправильности записи в книге актов гражданского состояния и др. При рассмотрении этих и других дел суд, кроме решения вопроса по существу, изучает с позиций закона правомерность действий соответствующих органов исполни тельной власти и издаваемых ими правовых актов, тем самым осущест вляя контроль за их деятельностью. При необходимости в выносимых судами решениях, определениях или постановлениях указывается, что суд признает акты управления незаконными. Обнаружив нарушение законности либо существенные недостатки в работе органа исполни тельной власти, суд выносит частное определение.

По административным делам (мелкое хулиганство, мелкое хищение и др.) суд проверяет законность действий органа исполнительной влас ти по привлечению лица к административной ответственности и при меняет одну из возможных мер воздействия. При необходимости суд дает оценку неправомерным действиям органа исполнительной власти и устраняет допущенные нарушения (например, прекращает производство по делу о мелком хулиганстве, поступившему из органа внутрен них дел). В условиях рыночной экономики особая роль отводится системой арбитражных судов. Этот вид правосудия позволяет установить жесто кую дисциплину договорных отношений, пресечь экономический про извол чиновников, цивилизованно осуществлять процесс банкротства защитить интересы предпринимателей. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти арбит ражные суды осуществляют в специфической форме на основе Феде рального конституционного закона от 26 апреля 1995 г. «Об арбитраж ных судах в Российской Федерации» и Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК), принятого 5 мая 1995 г.

mirznanii.com

10.2.  Осуществление контроля органами государственной власти

В системах государственного управления контроль является важнейшим вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дела, о выполнении решений. Он широко используется с целью достижения различных целей:

· повышения исполнительской дисциплины;

· подведения предварительных или конечных итогов;

· оценки качества и эффективности работы подчиненных;

· предотвращения нежелательных ситуаций;

· оперативного регулирования управленческих процессов.

Сущность и назначение государственного контроля заключаются в следующем:

1) наблюдении за функционированием подконтрольных объектов с целью получения объективной информации о ходе выполнения ими существующих правил и данных поручений;

2) анализе и обработке собранной информации с целью выявления складывающихся тенденций, понимания побудительных мотивов и причин, а также разработка прогнозов дальнейшего развития;

3) принятии мер по предотвращению нарушений законности и дисциплины, вредных последствий, ущерба, несчастных случаев, нецелесообразных действий и расходов;

4) учете конкретных нарушений, выявлении их причин и условий;

5) при необходимости в пресечении противоправной деятельности с целью недопущения вредных последствий и фактов новых нарушений;

6) выявлении виновных и при наличии достаточных оснований привлечении их к юридической ответственности.

Содержание понятия «контроль» является довольно широкой и объемной правовой категорией. Он рассматривается в различных аспектах:

1) как функция государственного управления;

2) как определенный этап в управленческом цикле;

3) как способ обеспечения законности.

Контроль как управленческая функция носит властный характер и оказывает регулирующее воздействие, влияющее на поступки и действия подконтрольных объектов. Официальный характер контроля проявляется в том, что наделенные властными полномочиями контролирующие органы вправе:

1) давать подконтрольным лицам обязательные для исполнения указания в рамках имеющихся полномочий;

2) ставить перед компетентными инстанциями аргументированный вопрос о необходимости привлечения к ответственности лиц, виновных в обнаруженных нарушениях;

3) в необходимых случаях непосредственно применять обоснованные меры государственного принуждения.

В отличие от теоретических взглядов и подходов к пониманию сущности понятий «надзор» и «контроль» законодатель при регламентации деятельности контролирующих органов исходит из их единства и взаимодополнения. Такая позиция отражается не только в названиях нормативных правовых актов (например: постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2006 года №801 «Об утверждении По

ложения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов»[1]; постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 года №116 «Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования»), но и в их содержательной характеристике.

Например, территориальные органы федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в рамках предоставленных полномочий осуществляют «контроль и надзор»[2]. Задачей государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов является обеспечение соблюдения: требований к использованию и охране водных объектов; особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон специальной охраны источников питьевого водоснабжения; иных требований водного законодательства.

Законодатель посчитал необходимым указать, что контроль и надзор в сфере образования осуществляются следующими путями:

· проведением выездных (инспекционных) и камеральных проверок, включающих в себя рассмотрение документов, экспертизу качества образования, проведение при необходимости тестирования обучающихся и воспитанников образовательных организаций;

· анализом причин возникновения нарушений законодательства РФ в области образования;

· воздействием на нарушителей законодательства РФ в области образования.

Лица, уполномоченные на проведение проверки в сфере образования, имеют право на осуществление следующих мер:

· в установленном порядке посещать проверяемую организацию или орган управления образованием;

· проверять содержание их деятельности;

· запрашивать необходимые для проведения проверок материалы и документы и осуществлять их экспертизу;

· осуществлять экспертизу качества образования (например, тестирование обучаемых).

При осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов уполномоченные на то лица имеют следующие права:

· осуществлять проверки объектов, подлежащих контролю и надзору;

· проверять соблюдение установленных требований к использованию и охране водных объектов;

· по результатам проведенных проверок составлять акты и представлять их для ознакомления водопользователям;

· осматривать в установленном порядке и при необходимости задерживать суда (в том числе иностранные) и другие плавучие средства, допустившие загрязнение с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором либо не принявшие необходимых мер по предотвращению такого загрязнения водных объектов;

· давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений в установленные сроки;

[1] Российская газета. — 2006. — 31 декабря.

[2] Например, Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 апреля 2009 года № 93 (пункт 4.2).

· уведомлять в письменной форме стороны, заключившие договор водопользования, о результатах проверок и выявленных нарушениях условий использования водных объектов.

Основными задачами государственного контроля являются:

· проверка исполнения требований нормативных актов, а также решений, принимаемых органами, осуществляющими государственное управление, и их должностными лицами;

· осуществление профилактических мер и пресечение нарушений государственной (в том числе служебной) дисциплины;

· изучение причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

· разработка мер по устранению возможных нарушений;

· повышение эффективности деятельности органов, организаций, должностных лиц в сфере государственного управления.

Система субъектов, наделенных правами по осуществлению государственного контроля в Российской Федерации, включает в себя:

· контроль Президента Российской Федерации;

· контроль органов законодательной власти;

· контроль федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

· контроль органов судебной власти.

Специфика президентского контроля определяется конституционным статусом Президента Российской Федерации как главы государства, не принадлежащего ни к одной ветви власти. Президент России в соответствии с Конституцией РФ обладает широким кругом властных полномочий по контролю за исполнительными органами государственной власти. Он вправе принимать решения об отставке Правительства РФ (ст.117), отменять его нормативные акты (ст. 115), приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации (ст. 85) и обладает другими полномочиями, предоставленными ему Конституцией РФ.

Президентский контроль в сфере управления осуществляется в двух основных формах:

1) непосредственный контроль Президента РФ;

2) контроль через соответствующие президентские структуры (Администрацию Президента; Главное контрольное управление; полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах).

Президенту Российской Федерации принадлежит ведущая роль в формировании сущностной характеристики административно-правового механизма, предназначенного реализовывать на практике положения федерального закона «О противодействии коррупции». В частности, в этих целях им были приняты следующие указы:

1) от 18 мая 2009 года № 557 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»;

2) от 18 мая 2009 года № 558 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;

от 18 мая 2009 года № 559 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными гос

1) ударственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;

2) от 18 мая 2009 года № 560 «О представлении гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;

3) от 18 мая 2009 года № 561 «Об утверждении Порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования».

В субъектах Российской Федерации также принимаются соответствующие меры контроля. Например, указом мэра Москвы от 29 июля 2009 года № 49-УМ был утвержден Перечень должностей государственной гражданской службы города Москвы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие города Москвы обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Правительство Российской Федерации возложило на Министерство юстиции в соответствии с утвержденными Правилами обязанность проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции[1].

Эта работа проводится непосредственно Минюстом России, а также аккредитованными в установленном порядке Минюстом России юридическими и физическими лицами, принявшими решение о ее проведении. В случае выявления соответствующих «лазеек» разработчики проекта нормативного правового акта устраняют их на стадии доработки проекта документа.

Федеральное Собрание РФ вправе контролировать законность действий федеральных исполнительных органов власти. В свою очередь, законодательные органы субъектов РФ в соответствии с действующим законодательством обладают контрольными полномочиями в отношении исполнительных органов государственной власти в субъектах РФ. Такие полномочия законодательных органов закреплены соответствующими конституциями (уставами).

В основном Государственная Дума РФ обладает контрольными полномочиями. Она дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства. Государственная Дума вправе выразить в постановлении  недоверие ему.

Госдума России может влиять на исполнительную власть с помощью бюджета. Она дает оценку проекту федерального бюджета, выносимому на ее рассмотрение Правительством, которое обязано ежегодно (с 2008 года бюджет страны принимается сроком на три года) представлять Государственной Думе отчеты об исполнении федерального бюджета за прошедший год.

[1] Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции: пост. Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 года № 195.

Впервые в России царь Петр I своим указом от 12 февраля 1722 года учредил прокуратуру России как «око государево». В сложнейший период формирования централизованного государства был создан орган государственной власти, основным предназначением которого стал надзор за единством понимания законов и безусловным выполнением содержащихся в них правовых предписаний. Органы прокуратуры являются обязательным институтом власти со специальным правовым статусом в механизме любого государства. Следует учитывать, что органы прокуратуры не относятся ни к одной из ветвей власти – это учреждение, которое осуществляет высший надзор за исполнением законов всеми участниками правоотношений.

Построение структуры органов прокуратуры основывается на положениях ст. 129 Конституции РФ и ст. 4 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в которых прокуратура характеризуется как единая, централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Предметом прокурорского надзора являются:

· соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

· соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами.

В рамках полномочий, предоставленных законом, прокурор или его заместитель:

· приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации;

· вносит представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенные нарушения;

· исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;

· в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Прокуроры кроме надзора выполняют и другие виды прокурорской деятельности: участвуют в рассмотрении дел судами в качестве государственных обвинителей; в случаях, предусмотренных законом, осуществляют расследование уголовных дел.

На паритетных началах Государственная Дума и Совет Федерации формируют Счетную палату России, которая выполняет следующие задачи:

· осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

· определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

· осуществляет оценку обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

· осуществляет финансовую экспертизу проектов федеральных законов и подзаконных актов;

· осуществляет контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ и иных финансово-кредитных учреждениях;

· регулярно представляет Федеральному Собранию информацию о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата России является членом ИНТОСАИ – международной организации, объединяющей 186 национальных счетных палат.

Выполняя стоящие перед ней задачи, Счетная палата России использует различные виды контроля:

· аудит эффективности – определение социально значимого результата использования государственных средств, оценку их эффективности с позиций решения общегосударственных задач;

· стратегический аудит – осуществление контроля за масштабными долгосрочными государственными программами.

Государство на законодательном уровне определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности[1], которая включает в себя аудит и оказание сопутствующих аудиту услуг, перечень которых устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности. Устанавливается новая система регулирования аудиторской деятельности. Аудиторская организация и аудиторы должны быть обязательными членами в одной из саморегулируемых организаций аудиторов (СОА). Отменяется лицензирование аудиторской деятельности и предусматриваются механизмы самоконтроля на основе единых стандартов аудиторской деятельности, кодекса профессиональной этики, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций.

Например, одним из условий для включения СОА в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов является обеспечение дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена посредством формирования компенсационного фонда. Контроль за соблюдением установленных требований осуществляют специализированные органы, созданные в саморегулируемой организации.

Установлены дополнительные требования к аудиторам и аудиторским организациям (стаж работы в аудиторской организации, безупречная деловая репутация, требования к размеру уставного капитала аудиторской организации), а также меры дисциплинарного воздействия в отношении членов СОА, допустивших нарушения. Перечень таких мер не носит исчерпывающий характер, так как саморегулируемые организации имеют право самостоятельно устанавливать дополнительные требования к своим членам, в том числе и дополнительные меры дисциплинарного воздействия.

Еще одна форма парламентского контроля за правительственными учреждениями – деятельность назначаемого Государственной Думой РФ Уполномоченного по правам человека. Он проверяет реализацию конституционных норм о правах и свободах личности. Уполномоченный по правам человека действует в соответствии с федеральным конституционным законом (статья 103 Конституции РФ).

Одной из форм парламентского контроля является депутатский запрос. Депутат, группа депутатов Совета Федерации или Государственной Думы РФ вправе обращаться с запросом к Правительству, Генеральному прокурору, председателю Центрального банка, руководителям федеральных органов исполнительной власти, исполнительных

[1] Об аудиторской деятельности: федер. закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ (в ред. 11 июля 2011 г. с изм. от 21 ноября 2011г.).

органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов.

Запрос вносится на заседании соответствующей палаты в письменной форме. Адресат обязан дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной, установленный палатой, срок. Запрос, внесенный в письменной форме, и письменный ответ на него оглашаются председательствующим на заседании палаты или доводятся до сведения депутатов данной палаты иным путем.

Депутаты Государственной Думы РФ вправе на своих заседаниях обращаться с вопросом к любому члену Правительства России. Вопрос в письменной форме заблаговременно передается депутатом, группой депутатов в соответствующий орган палаты, что является основанием для приглашения на заседание Думы члена Правительства.

Если член Правительства не имеет возможности прибыть на заседание Государственной Думы, он в обязательном порядке дает письменный ответ на предварительно заданный вопрос. В этом случае ответ доводится до сведения депутатов председательствующим на заседании палаты.

Конституции и уставы субъектов Федерации тоже содержат положения о парламентском контроле за исполнительной властью. Они закрепили такие формы воздействия, как необходимость получения согласия законодательного органа на назначение главы правительства, отчеты об исполнении бюджета.

libraryno.ru

Система контрольных органов государственного управления. Механизм исполнения контрольных функций государства. Виды органов контрольной власти.

Рассмотрим виды контрольных органов в современном российском государстве.

 

Президентский контроль. Рассмотрим его правовые основы.

Субъекты, осуществляющие президентский контроль, строят свою работу на основе указов главы государства. Базовым в этой части является Указ Президента РФ, которым утверждается Положение об Администрации Президента РФ (Администрация Президента РФ является в соответствии с п. "и" ст. 83 Конституции РФ государственным органом). Указами главы государства в Администрации сформированы различные подразделения, осуществляющие контрольную функцию как главную.

К специальному контрольному подразделению относится Контрольное управление Президента РФ. Контрольные функции наряду с основными реализуют также Государственно-правовое управление Президента РФ, Экспертное управление Президента РФ, Управление по работе с обращениями граждан и целый ряд других управлений Администрации Президента РФ.

Стратегические конституционные полномочия Президента РФ как главы государства определяют статус президентского контроля как главенствующего в системе государственного контроля. Он осуществляется за исполнением требований нормативных правовых актов, принятых главой государства решений по ведущим власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На особом месте в системе исполнительной власти в соответствии с конституционными полномочиями Президента РФ находятся "силовые структуры", руководимые и контролируемые главой государства. Президентский контроль направлен не только на установление нарушений, но и на принятие комплекса мер по устранению и предупреждению подобных нарушений в будущем. Чем эффективнее станет президентский контроль, чем своевременнее и глубже будут вскрываться нарушения и доводиться до логического завершения принятые решения по результатам контроля, тем больше будет социальная значимость данного контроля, тем реальнее окажутся возможности влиять на дельнейшее улучшение социально-экономической обстановки в стране, а применение апробированных эффективных технологий контроля обеспечит сокращение ресурсных затрат на контрольную работу.

 

Парламентский контроль. В России на федеральном уровне парламентский контроль осуществляют обе палаты Федерального Собрания РФ, их комитеты, комиссии, политические фракции и группы. Контроль проводится в ходе подготовки и принятия законов, постановлений, осуществляется за исполнением соответствующих статей федеральных законов, в том числе о госбюджете. Поэтомуданный вид госконтроля относится к общему законодательному, атакже политическому и финансовому, поскольку законодательнаяработа является важнейшим элементом общей, в том числе ифинансовой, политики, проводимой представительными органамивласти.

К формам парламентского контроля относятся следующие:

- контроль за разработкой, принятием, а так же за реализацией федеральных законов;

- организация и проведение парламентских (депутатских) расследований;

- проведение парламентских слушаний;

- приглашение и заслушивание отчетов, докладов, сообщений, предложений руководителей органов государственной власти;

 

Полномочия Федерального Собрания РФ по реализации контрольных функций осуществляются также в форме дачи согласия Президенту РФ на назначение ряда должностных лиц, включая Председателя Правительства РФ, проведения контроля при рассмотрении и утверждении указов Президента о введении военного либо чрезвычайного положения, а также в форме депутатского запроса Правительству РФ.

Парламентский финансовый контроль ведется и посредством деятельности Счетной палаты РФ.

Правительственный контроль. Правительство РФ в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ. Правительство РФ в пределах своих полномочий проводит контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ.

Для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством, образован Аппарат Правительства РФ, а в его структуре - Контрольное управление. Таким образомопределены два субъекта правительственного контроля, а именно:Правительство РФ и его Аппарат.

Контрольные функции Аппарат Правительства РФ реализует на основе постановлений и распоряжений Правительства РФ.

Федеральные министерства и ведомства реализуют свои контрольные функции в соответствии с положениями о данныхорганах, утвержденных указами Президента РФ (президентский блок федеральных органов исполнительной власти) или постановлениями Правительства РФ, исходя из компетенции Правительства РФ. Кроме того, правительственный контроль осуществляется и на региональном уровне. В частности, во всех федеральных округах и субъектах Российской Федерации созданы подразделения целого ряда федеральных органов исполнительной власти, наделенных и контрольно-надзорными полномочиями.

В этой связи можно сказать, что система правительственного контроля с учетом федерального, окружного и регионального уровней имеет разветвленный характер. В ходе правительственного контроля осуществляется как административный, так и финансовый контроль.

Таким образом, правительственному контролю свойственны такие характеристики, как многофункциональность. С одной стороны, он является финансовым и административным контролем, с другой - надведомственным, межведомственным, ведомственным и не только контролем, но и надзором. С третьей стороны, он имеет крайне разветвленную функциональную структуру: федеральный и региональный уровни. И самое важное: федеральные органы исполнительной власти разделены на два блока. Одним из них руководит Президент РФ, другим ведает Правительства РФ.

На региональном уровне государственный контроль ведется не только федеральными органами государственной власти, но и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (правительствами и администрациями, их специальными контрольными подразделениями), а контроль представительной (законодательной) власти ведется парламентами и их структурами субъектов госконтроля определяются нормативными актами органов (комитетами, комиссиями). Правовой статус и полномочия таких представительной и исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации.

cyberpedia.su


Смотрите также