Контрольная работа: Субъекты политики. Субъекты политики контрольная работа


Контрольная работа - Субъекты политики

--PAGE_BREAK--«Закрытые» элиты отгораживаются от остального общества нормативными актами, которые допускают занятие высоких должностей представителями только определенных социальных групп (в российской империи до 1917 г. офицерами могли быть только дворяне), и нередко исключительно титульной нации. Самозамыкание элиты неминуемо — рано или поздно — ведет к ее вырождению. Обновление руководителей происходит медленно, элита тяжело приспосабливается к изменившейся обстановке. Позиции ее подрываются, изолированность от общества усиливается, власть теряет эффективность, и устаревшим руководителям приходится уступать место контрэлите, которая имеет более тесную связь с обществом. Напротив, элита, вход в которую открыт для выходцев из других социальных слоев, укрепляет себя и препятствует формированию контрэлиты. В конце концов, важно не социальное происхождение представителей элиты, а те интересы, которые они выражают в своей политической деятельности. К тому же только что принятые в ряды избранных быстро усваивают ценности господствующих групп и под влиянием «комплекса неполноценности» из-за «низкого» социального происхождения более ревностно служат господствующим интересам, нежели представители привилегированных социальных слоев. Открытость элит облегчает процесс их обновления и делает поведение их членов в новых непредвиденных условиях более гибким. Внутреннее обновление элиты является необходимым условием их стабильности. Западная политология относит к открытым элитам современную правящую элиту демократических стран, утверждая, что главным критерием отбора в нее являются личные достижения (результативность). Безусловно, заинтересованность господствующих слоев в эффективности правящей элиты, в ее компетентности, так же как и более высокий уровень требований, которым должны отвечать их представители, облегчает продвижение вверх людям с качествами «прирожденных правителей», даже если они и не принадлежат к привилегированным общественным группам. Тем не менее исследования, проведенные в ФРГ, показали, что для успешной карьеры, ведущей в правящую элиту, необходимы следующие условия: социальное происхождение родителей должно быть достаточно высоким; чем выше статус родителей, тем больше шансов у претендента; определенный тип воспитания в соединении с университетским образованием; кандидат в элиту должен принадлежать к одной из основных религий; иметь профессию, которая дает большие шансы на продвижение. Обязательным условием восхождения на вершину политической пирамиды в современном западном обществе является качество образования. Исследования, проведенные политологами СССР в 1980-е годы, показали, что во всех элитах США, ФРГ, Англии — политической, экономической, военной, бюрократической — процент их представителей, имеющих образование в объеме 2 университетов и выше, колебался от 1/3 до половины. Школа, таким образом, преобразовалась ныне в один из основных лифтов современного общества, который поднимает претендентов на разные этажи политического небоскреба. Однако очень наивно было бы представить себе, что тот, кто вошел в лифт, одним только нажатием кнопки сразу же поднимется на необходимый этаж. «Путь вверх» — путь долгий и тяжелый. Это может быть медленное продвижение по служебной лестнице, начиная с самого скромного чиновничьего места в общегосударственных или муниципальных органах власти. Переход к политической деятельности осуществляется в этом случае приблизительно в середине карьеры. Другой вариант: культурная, научная, юридическая или педагогическая деятельность, дополненная активным участием в различных добровольных, в том числе политических, объединениях. Продвижение «вверх» в этом случае осуществляется не столько в профессиональной, сколько в общественной среде. Именно такой путь привел Б. Клинтона к президентскому креслу. Он охотно баллотировался на выборные посты в школе, так успешно собирал голоса избирателей-однолеток, что школьная администрация пересмотрела свои правила и сократила количество выборных должностей, которые одновременно мог бы занимать один и тот же ученик. Итак, подводя итоги сказанному, отметим, что во всех вертикально стратифицированных обществах правящая элита представляет собой активное меньшинство, которое монополизирует власть в системе. Она — важнейший субъект политического процесса, политической жизни. 1.6 Элита тоталитаризма XX столетие, которое вывело на авансцену политического театра тоталитаризм, познакомило мир со специфическим типом элиты, свойственным только этому обществу. Ее своеобразие заключается в объеме властных полномочий, которыми эта элита располагает, в ее взаимоотношениях с остальным обществом, в истории ее происхождения и становления. Ни родовитость, ни богатство, ни знания не могут служить критерием отбора в это правящее меньшинство. Оно формируется по другим, чем остальные элиты, признакам, и власть его в обществе неограниченна. Как разновидность бюрократической элиты, правящая группа тоталитарных систем делает реальностью вечное стремление чиновника отождествлять общество с государством, а государство — с самим собой. Если в западных демократиях бюрократия выступает проводником государственности в среде гражданского общества, осуществляя профессиональную связь между четко очерченными и структурированными частями общественного организма, то в тоталитарных системах она становится воплощением самой власти. В тоталитарных системах XX столетия, особенно в ее советском варианте, где государство не просто регулирует экономику, но само становится важнейшим агентом общественного производства, бюрократия выступает не только как организатор и управляющий общественным хозяйством, не только как ее распорядитель, но и как фактический собственник. Место упраздненных экономических и социальных связей занимает чиновник, который отождествляет свои должностные (или личные) задачи с задачами государства и других политических структур. В классическом виде процесс становления правящего меньшинства советского типа протекал в СССР. Он был проанализирован в работах М. Джиласа «Новый класс» и М. Воеленского «Номенклатура». Возникнув как историческое продолжение организации профессиональных революционеров, номенклатура, заменив власть собственника властью распорядителя, создала в своих странах режим «бюрократического абсолютизма» со свойственной ему системой ленов и строгим распределением ролей между сюзеренами и вассалами. С каждым новым поколением номенклатуры вход в правящую элиту становился для непосвященных все более трудным, пока, наконец, двери в нее не закрылись перед остальным обществом окончательно. Став классическим образцом «закрытой элиты», номенклатура социалистических стран разделила их судьбу. Отгораживая свои ряды от посторонних частоколом писаных и неписаных правил, номенклатура все больше замыкалась на себе, перейдя практически к самовоспроизводству. Новые поколения номенклатуры, не найдя вакантных мест в основных общественных сферах, расползлись в разных направлениях, занимая высшие посты в творческих союзах, в сфере образования (особенно гуманитарной), медицины, культуры, науки, искусственными способами предупреждая процесс проникновения в свою среду представителей других социальных слоев. Все более утрачивая связь с обществом, неспособная к реформированию, номенклатура никак не реагировала на назревающие общественные потребности, не чувствовала необходимости общественных перемен, решения даже наиболее кричащих проблем. Вырождение номенклатуры заключалось не только в снижении ее квалификации, в потере ее представителями профессиональных качеств. Если в первые десятилетия функционирования советских режимов главным для элиты была власть, то со временем стремление к власти было дополнено гонкой за материальными благами. В постсталинский период началось прямое обогащение номенклатуры. Поскольку легально нельзя было быть частным собственником, нельзя было увеличивать заработки, оставался один путь — криминальный. Чем менее способна была номенклатура удовлетворять общественные потребности, тем больше утрачивала она контроль над обществом, в котором неминуемо возникала новая «катакомбная» элита, ядром которой стала творческая и научная интеллигенция. Власть последней над разумом сограждан вырастала по мере банкротства правящей элиты. После краха тоталитарных режимов многие из диссидентов советского периода возглавили государства, возникшие на руинах СССР (В. Ландсбергис (Литва), Л. Тер-Петросян (Армения), З. Гамсахурдия (Грузия)). Процесс формирования правящей элиты в посттоталитарных государствах показал ограниченность теоретических схем, которые не учитывают всего разнообразия ведущих общественных групп, которые можно назвать элитарными, их отношения к власти и одна к другой. Но он же подтверждает обоснованность предупреждения западных политологов против быстрой смены элит, которая очень дорого обходится обществу, ибо, получив власть, контрэлита стремится отломить свой кусок пирога власти. Справедливость этого вывода подтверждает картина политической жизни постсоветского общества, в котором демократическая (или считающая себя такою) элита, сменившая при власти партноменклатуру, с неменьшим запалом заботится о себе, о своих личных интересах. Преобразование вчерашних защитников народа, борцов за социальную справедливость во всевластных вельмож, присвоивших привилегии старой элиты и приумноживших их — в большей или меньшей степени характерно для всех стран СНГ, так же как и бесполезность попыток остановить этот процесс. Смена политических режимов, в какой бы форме она ни происходила — революционной или эволюционной — всегда сопровождается сменой правящих элит. В истории разных стран были периоды, когда старая политическая и правительственная знать уничтожалась или смещалась, а «выскочки» заполняли высшие ранги политической элиты. В истории Российской империи такими периодами были правление Ивана Грозного и следующее междуцарствие, царствование Петра Великого, а в XX столетии — Октябрьская революция. Во Франции — это время Великой французской революции и Наполеоновская империя, когда «кто был никем, становился всем» и наоборот. Радикальная смена правящей элиты происходила и в годы Гражданской войны в США. Особенно интенсивно смена правящих элит происходила в XX столетии после окончания Первой мировой войны, когда полное уничтожение или отстранение от власти королевских династий Габсбургов, Гогенцоллернов, Романовых, Оттоманов (Турция), а также политической аристократии конца XIX века шло параллельно с восхождением на вершины политической пирамиды большевиков в России, фашистов в Италии и Германии, лейбористов в Англии, младотурков в Турции и т.д. История знает и другой, более плавный процесс смены правящих элит, в ходе которого наиболее дальновидные, прагматичные представители старой элиты органично пополняют ряды нового правящего меньшинства. Такой процесс характерен для посттоталитарных режимов на территории СССР. Еще вчера непримиримые противники обживают вместе правительственные кабинеты, создавая новую посттоталитарную элиту. Советская правящая элита складывалась из двух основных частей: партийной и хозяйственно-управленческой (руководители министерств, ведомств, крупных промышленных предприятий). Крушение тоталитаризма устранило с политической сцены первые шеренги партноменклатуры (есть, разумеется, исключения — Э. Шеварнадзе (Грузия), Г. Алиев (Азербаджан), Н. Назарбаев (Казахстан), И. Каримов (Узбекистан), расчистив путь к вершинам власти представителям второго и третьего эшелонов (Б. Ельцин, Л. Кравчук и т.д.). Что же касается хозяйственно-управленческой элиты, то она не только не понесла ощутимых потерь в перипетиях политических бурь, но, напротив, в ходе приватизации, акционирования сумела осуществить перераспределение собственности в свою пользу, а ее отдельные представители, поменяв кресло хозяйственников на политические посты, вошли, а кое-кто и возглавил высшие эшелоны государственной власти (Л. Кучма, В. Черномырдин). Распад СССР осенью-зимой 1991 года завершил борьбу между центральной и республиканской элитами. Центр был уничтожен, реальная власть переместилась в республики. Формирование новых государственных структур в каждой из республик бывшего СССР было в то же время и формированием собственных правящих элит, в ходе которого на авансцену вышли функционеры «второго эшелона». В сравнении с бывшей номенклатурой новая элита молодых суверенных государств более открыта для представителей разных социальных слоев, моложе своих предшественников, имеет более высокий образовательный уровень. В ней меньше «технократов», больше гуманитариев, особенно экономистов и юристов. Темпы обновления элит в разных странах, наследниках СССР, разные. В ряде новых стран (особенно среднеазиатских) бывшая номенклатурная элита, в основном, сохранилась, изменив только партийные одежды на национальные или псевдодемократические. Почти повсюду на территории бывшего СССР не произошло резких изменений в составе элит на областном и районном уровнях. В креслах руководителей местной власти, в основном, сидят те же люди, что и в начале 90-х годов. Тем не менее процесс обновления элит несомненен. Новые элиты включают в себя и часть старой партийной гвардии, хозяйственных руководителей и представителей бывшей оппозиции. У старых и новых членов элиты много общего: стереотипы поведения, уровень политической культуры, привычки, ментальность, сформированные в условиях тоталитаризма. Процессы, происходящие в странах СНГ, подтверждают выводы политологов: при любых, даже радикальных политических изменениях, старая элита не сходит полностью со сцены, а частично включается в новую. 1.7 Политическая элита Украины В истории Украины неоднократно происходила смена правящих элит. Первая украинская элита сошла со сцены в результате исторической катастрофы, пережитой Киевской Русью во время татаро-монгольского завоевания. В XVII в. появляется новая, казацкая элита, которая действует до конца XVIII столетия, когда окончательно были уничтожены последние реликты политической независимости Украины. На смену ей приходит третья генерация украинской элиты — народническая, которая в свою очередь сходит с национальной сцены в результате краха УНР. В конце 20-х гг. ее место занимает советская украинская элита, которая просуществовала до провозглашения независимости Украины (1991 г). Современная правящая элита в своей основе является бывшей коммунистически-тоталитарной номенклатурой, которая после 1991 года достаточно легко рекрутировала в свои ряды большинство конформистских лидеров бывшей контрэлиты, своевременно изменила лозунги и, таким образом, сохранила реальную власть. Объективно эта «новая» старая посткоммунистическая номенклатура не заинтересована в появлении настоящих демократических институтов, в проведении действенных экономических реформ, ибо последние угрожают ее господствующему статусу. Неспособность украинской посткоммунистической номенклатуры вывести Украину на путь демократических преобразований углубляет отчуждение нынешней политической власти от большинства населения, социальное недовольство которого постепенно возрастает и со временем может вылиться в массовые социальные протесты. Выйдет ли Украина из числа аутсайдеров посткоммунистического мира, во многом зависит от способности к трансформации самой элиты. И сейчас снова, как уже не раз бывало в истории нашей Родины, ее судьба зависит от политической воли субъектов социального действия, именно от населения и господствующей элиты. Облик нынешней украинской элиты достаточно пестр. В нее входят хозяйственники и государственные чиновники, представители предпринимательского корпуса (в парламент Украины предыдущего созыва было избрано 30 предпринимателей, в составе нынешней Верховной Рады этот слой украинского общества представлен значительным количеством депутатов, вошедших в правоцентристские, пропрезидентские фракции), гуманитарная интеллигенция, лидеры многочисленных украинских партий. Характерной чертой украинской элиты являются не только глубокие идеологические разногласия между разными ее фракциями, но и наличие не менее существенных региональных различий. Для посткоммунистической Украины характерна смешанная система воспроизводства политической элиты. Доминирование в ее составе хозяйственников и администраторов обусловливает огромную роль административных каналов «вхождения во власть», при этом зачастую решающее значение при продвижении вверх имеют не профессиональные качества, а личные связи. Другим механизмом воспроизводства общенациональной элиты являются выборы в Верховную Раду, в местные, областные и другие органы власти.     продолжение --PAGE_BREAK--

www.ronl.ru

Контрольная работа по предмету «Политология» на тему «Социальные и институциональные субъекты политики»

Контрольная работа

по предмету «Политология»

на тему

«Социальные и институциональные субъекты политики».

Выполнил: Сидоров Иван Сергеевич

Студент группы M4-09-ДТ-4091.

Cоциальные и институциональные субъекты политики.

Субъекты политики - это конкретные носители политической деятельности, направленной на завоевание, защиту или использование власти с целью реализации своих коренных интересов.В качестве субъектов политики могут выступать индивиды, социальные общности и др. Также к субъектам политики относятся социально-политические институты. Таким образом, можно сказать, что субъектом политики понимается участник политического процесса, способный действовать свободно, самостоятельно.Но возникает вопрос: любая ли социальная общность автоматически становится субъектом политики? Достаточно ли ей для этого просто существовать? Думается, нет. Ведь, скажем, нация может выступать в одних условиях как группа людей, одевающая по праздникам национальные костюмы и демонстрирующая свою дружбу с другими народами. При этом никакой значимой роли в политике она не играет. Но та же нация в других условиях может, объединившись и осознав свои интересы, выступить в роли борца за независимость и свободу. Точно так же шахтеры в одних условиях составляют лишь профессиональную группу, основным делом которой является добывание угля в земных недрах. Но они же, сплотившись, могут выступить и как серьезная политическая сила, способная привести, например, к отставке правительства.
Социальная общность становится субъектом политики, если:
- имеется более или менее прочная связь между членами этой общности;
- ее члены осознают свои общие интересы, ощущают свою самобытность и солидарность;
- осуществляется хотя бы минимальная координация ее действий.

Рассмотрим два класса: социальные и институциональные субъекты политики.

Так среди социальных субъектов политики можно выделить следующие группы:

* нации;

* классы;

* группы.Нации как социальный субъект.Традиционным субъектом политики являются нации. Нацией принято называть исторически сложившуюся, устойчивую группу людей, которая объединена общностью языка, культуры, социально- экономической жизни, традиций, обычаев, нравов, психологического облика. Нации неоднородны по составу: они включают в себя различные классы и социальные группы, которые могут мирно сосуществовать в ее рамках, а могут и конфликтовать, подчас весьма остро. Однако даже тогда, когда нация напоминает, образно говоря, “бурлящий котел”, она не перестает быть единым целым и продолжает играть роль единого субъекта политики. В определенные исторические моменты национальные интересы могут возобладать над классовыми и групповыми. История содержит множество примеров того, как самоотверженно отстаивалась национальная независимость, как идея национального возрождения объединяла людей самого разного статуса и положения.Классы как социальный субъект.Классы это социальные общности, сходные по типу с социальными группами. Но классы, как правило, характеризуются большим количеством объединяющих признаков. Это и отношение к средствам производства, и социальный статус (престиж), и доходы, и характер труда и образ жизни. Классы могут объединять в себе несколько социальных групп. Их количество в обществе поэтому меньше. 
Классы (лат. classis- разряд) - большие группы людей, по теории Маркса, являющиеся основой, на которой формируется политическая организация общества.
Понятие классов появилось в науке XIX века в связи с их развитием и классическим оформлением в буржуазном обществе. Маркс и Энгельс, независимо друг от друга, пришли к теоретическому выводу о том, что классовая борьба - основной момент современной истории. В буржуазном обществе она осуществляется между классами капиталистов и наемных рабочих; компромисс между ними невозможен, и пролетариат осуществит революцию, которая в своем развитии преодолеет классовое построение общества.Социальные группы как социальный субъект политики.Социальные группы являются социальными субъектами политики. Такие социальные группы являются участниками конкурентных отношений по поводу государственной власти.

Имея различные сходства и качества, люди одновременно принадлежат к разным социальным группам.

Таким образом, на протяжении жизни, люди вступают в некоторые нормы и стандарты, которые складывают некоторую разницу между людьми, сложившуюся в обществе. Именно такие взаимоотношения оказывают воздействие на политические процессы.

Естественно не все отношения между группами людей будут проявляются в политической сфере и оказывать существенное влияние на институты власти. В некоторых случаях группы сами не используют влияние государственной власти для укрепления своей позиции, в некоторых система правления не позволяет использовать государственную власть для политического участия (такие группы являются объектами, а не субъектами власти).

Можно сказать, что социальная группа с политической точки зрения - это потенциальный субъект отношений в сфере государственной власти. Чтобы стать полноправным субъектом политических отношений; группа должна пройти длительный и сложный процесс, в котором она будет использовать свои ресурсы, для изменения характера работы государственной власти.

К институциональным субъектам политики относятся:

* государство;

* партии.Государство как субъект политики.Центральным элементом политической системы выступает государство. В повседневной жизни термин "государство" отождествляется со страной или обществом. В научной литературе существуют два основных значения этого термина: 1) государство трактуется как совокупность государственных учреждений, теаппарат управления обществом; 2) как особый вид политико-правовой организации власти общества. В политологии распространено второе определение. Государство понимается как организация политической власти, которая распространяется на всю территорию страны и её население и располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает самостоятельностью при решении внутренних и внешних проблем.Политическая партия как субъект политики:Политическая партия - это добровольное объединение граждан государства, созданное в целях участия в политической жизни общества посредством формирования и выражения политической воли граждан, участия в выборах и представления интересов граждан в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления. Содержание деятельности и внутреннее устройство политической партии должны соответствовать демократическим принципам. Вне сомнения, одним из главных назначений политической партии является достижение власти (прежде всего государственной), овладение аппаратом с тем, чтобы реализовать представляемые партией социальные интересы.

Политическая партия, особенно если она становится правящей, участвует в разработке политического курса страны и его осуществлении, оказывает влияние на выдвижение лидеров государства и формирование состава правительственных учреждений. Партии являются основными поставщиками кадров для законодательных, исполнительных и судебных органов. Цели и задачи политической партии отражаются в ее уставе и программе, которые публикуются для всеобщего сведения. Запрещается использовать наименование, оскорбляющее расовые, национальные и религиозные чувства, нарушающее общепризнанные нормы морали. Политическая партия - политическая организация, выражающая интересы социальных групп, объединяющая их наиболее активных представителей. Партия - это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти. Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории.

lit-yaz.ru

Контрольная работа: Политология и политическая деятельность

Филиал Санкт-Петербургского государственного

Инженерно-экономического университета в г. Череповце

Кафедра социогуманитарных дисциплин

Контрольная работа

по дисциплине «Политология»

Вариант 4

студентки 2 курса

группа 2ФКП-08

Гордиёнок О.С.

Череповец, 2009

Функции политологии

Политология, как и любая наука, выполняет ряд функций в обществе научно-познавательного, методологического и прикладного характера.

Во-первых, это гносеологическая, познавательная функция, суть которой состоит в наиболее полном и конкретном познании политической реальности, раскрытии присущих ей объективных связей, основных тенденций и противоречий.

Во-вторых, политология, изучая объективные закономерности, тенденции и противоречия политической системы, проблемы, связанные с преобразованием политической действительности, анализируя пути и средства целенаправленного воздействия на политические процессы, выполняет функцию рационализации политической жизни. Она обосновывает необходимость создания одних и ликвидации других политических институтов, разрабатывает оптимальные модели и политические структуры управления, прогнозирует развитие политических процессов. Тем самым политология создает теоретическую основу политического строительства, политических реформ.

В-третьих, политология выполняет функцию политической социализации, формирования гражданственности, политической культуры населения. Знание научных основ политики позволяет правильно оценить соотношение общечеловеческих, государственных, групповых и личных интересов, выработать отношение к существующим политическим структурам, партиям, определенную линию политического поведения.

В-четвертых, это прогностическая функция. Политология способна дать: 1) долговременный прогноз о диапазоне возможностей политического развития той или иной страны на данном историческом этапе; 2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбираемых вариантов крупномасштабного политического действия; 3) рассчитать вероятностные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты. Но наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы развития политической ситуации в стране или регионе, перспектив и возможностей тех или иных политических лидеров, партий и т.д.

Разумеется, между этими функциями существует тесная взаимосвязь. Понятно, что свою социальную роль политология может выполнять на основе определенной совокупности знаний. Причем, чем выше степень познания, чем конкретнее полученные знания, тем эффективнее она реализует свои социальные задачи. Вместе с тем состояние, уровень научного знания во многом зависят от практики, которая, предъявляя социальные требования к теории, дает ей импульс для дальнейшего развития. Если же политические знания останутся социально невостребованными, то теория может превратиться в схоластику. Кроме того, нужно учитывать, что далеко не во всем и не всегда наука о политике в состоянии отразить все богатство и динамику политических отношений и процессов. Практическая политика требует не только научных знаний, но и искусства политического руководства, политического опыта, интуиции.

Объекты и субъекты политики

Анализ политики как социальной реальности предполагает выяснение ее объекта, границ и соответственно критериев политического.

Что является объектом политической деятельности и отношений? Возможно ли очертить границы действия политики? Иными словами, всякий ли вопрос общественной жизни включается в сферу влияния политических институтов? Любую ли экономическую, социальную или идеологическую проблему можно и нужно относить к числу политических проблем или, по крайней мере, связанных с политикой?

На все поставленные вопросы следует дать один ответ: отрицательный. Исторический опыт убедительно доказал, что глобальная политизация общественной жизни — свойство тоталитарных систем, сковывающих естественное, объективно необходимое развертывание различных сфер общества. В демократических системах объектом политики выступает только то существенное в жизнедеятельности людей, что связано с интеграцией социальной целостности (нации, класса, общества, государства, партии или иной социальной организации). Это, прежде всего выражение, защита и реализация всеобщего интереса. Судьбы человечества, любого конкретного общества как единого организма, существование и развитие данного государства, нации с ее культурой, определенного класса как господствующей или стремящейся к господству общности, партии как политической организации, положение и роль человека как самоценности — все это включается в рамки объектов политики, выступает политической объективностью. Следует еще раз подчеркнуть, что говоря о политике как выражении общих социальных интересов, мы тем самым отнюдь не оставляем в стороне особенные, в т. ч. индивидуальные, интересы людей. Общие интересы — не что иное, как аккумулированные воедино интересы человека, его благо, подъем его культуры, обеспечение свободного самовыражения и развития каждого члена социума.

За целым (обществом, нацией, классом) не теряется бытие части: отдельной личности, малой группы, трудового коллектива, семьи. Но их жизнедеятельность в той мере становится объектом политики, в какой, во-первых, государство берет на себя ответственность за обеспечение надлежащих условий для жизнедеятельности каждого; во-вторых, поскольку это связано с существованием самого целого (общества, государства), отражает и реализует потребности и интересы общественной системы. Забота о благе человека, скажем, является неотъемлемой чертой деятельности государства, провозгласившего себя приверженцем гуманистических идеалов. Это его принцип. Реализация данного принципа — необходимое условие бытия такого государства. Отсюда вытекает определение как политического любого социального вопроса, то есть вопроса, связанного с обеспечением благосостояния и свободной жизнедеятельности народа в целом, каждой его части и отдельных граждан, независимо от их национальной или какой-либо иной общественной принадлежности.

Таким образом, объект политики — социальные группы и общности как целое, их интересы. Политическое управление и власть служат средством обеспечения совместной, более или менее согласованной, деятельности всех социальных групп и организаций, всех членов общества по осуществлению их общих потребностей и интересов, или же интересов господствующих групп, объявленных общесоциальными, обязательными. Политика (деятельность, отношения, власть) объективно призвана интегрировать в определенных рамках целостность общества, а также единство его составляющих групп как необходимое условие жизнеспособности существующей общественной системы и ее прогресса. Отсюда ясно, что сфера политики включает в себя все, что обеспечивает или, наоборот, препятствует, реализации общих интересов социальных групп и сообществ, все, что связано с человеческими ценностями: свободой, социальной справедливостью, социальным процессом.

Теоретически и практически важен вопрос о границах сферы политики. Отмечая, что не все явления общественной жизни людей охватываются политикой, следует обозначить ряд аспектов этой проблемы. Прежде всего, ограничение влияния политики обусловливается бытием разнообразных общественных организаций или социальных ячеек, функционирующих на основе саморегуляции.

Их развитие, естественно, ограничивает сферу политики, но отнюдь не снижает ее роли. Скорее наоборот. Чем активнее и стабильнее такие организации в обществе (например, трудовые ассоциации), тем весомее роль политических факторов в согласовании их деятельности. Определение сферы действия политических институтов — государства, партий — прямо связано с разграничением функций государственного управления и самоуправления, с учетом экономических и социальных механизмов саморегуляции, вместе с тем — с необходимостью влияния на экономическую и социальную сферу.

В политической практике и идеологии проявляются крайности двоякого рода. В настоящее время в условиях нашей страны на первом плане остается, как и прежде, политизация всех сфер общественной жизни. Причины: а) последствия сталинизма, когда политика рассматривалась всемогущим орудием общественного строительства; б) происходящий в России переход к новой политической и экономической системе. Другая крайность — негативная реакция на идеологию и абсолютизацию политики: недооценка политической значимости развертывающихся экономических, социальных и духовных преобразований; уход от объективного анализа политических последствий коренной ломки общественных отношений.

В политике и объектом и субъектом являются люди. В зависимости от уровня демократизации общества в большей или меньшей степени субъекты власти одновременно являются и объектами: подвластные воздействуют на политиков, контролируют деятельность последних.

В качестве субъектов политики выступают народные массы, социальные группы, общности (нации), коллективы, личности через соответствующие организации и непосредственно.

Те или иные группы людей только тогда становятся субъектами политики когда они обретают определенные политические качества.

Политический субъект становится им в процессе своего развития. Для развития социального субъекта в политический субъект необходимо, по крайней мере, три условия: политическое сознание, организация, активность. Осознание интересов целого и самосознание, то есть сознание своего места, роли в системе политических отношений, возможностей и понимание последствий своих политических действий; организация себя как единого действующего субъекта, реальная деятельность во имя реализации сеоих общих интересов.

Класс как субъект политики — это большая общественная группа, характеризующаяся сплоченностью своих членов, определенным уровнем осознания собственного положения, своих общих интересов, общих целей, а также имеющая своего лидера и определенные формы функциональной организации. Это общественная группа, активно участвующая в политической жизни.

В общественной жизни функционируют политические субъекты различных уровней, обладающие неодинаковыми масштабами развития политических качеств. Народ (нация, союз наций) и составляющие его большие социальные группы — первичные субъекты политики. В том смысле, что народ — источник государственной власти. Он осуществляет свою властную волю через государственные и другие политические институты, а также непосредственно. Государство, партии и другие общественно-политические институты и организации — вторичные (по отношению к народу, социальным группам) субъекты. Вторичные потому, что действуют от имени народа, по его поручению. Наконец, политические элиты, политические лидеры и отдельные члены общества — третичные субъекты, реализующие свои роли через политические институты и организации. В этом ряду терминов меньше известен широкой аудитории термин «элита». Им обозначается более или менее сплоченная группа (правящая верхушка, руководящая часть партии или иной организации, движения), обладающая преимущественными по сравнению с другими, духовными, социальными и политическими качествами. Элита осознает себя особым, доминирующим слоем данного политического сообщества и воспринимается таковым.

Один из существенных вопросов политологии — вопрос о том, каково взаимодействие политических субъектов различных видов и уровней. Вполне понятно, что оно определяется типом политических систем и политических режимов. Вместе с тем можно сформулировать некоторые общие положения. Во-первых, политический субъект первичного уровня в конечном итоге определяет другие уровни субъектов (вторичный и третичный), зависящие от него. Политические институты, организации, элиты, лидеры, отдельные личности выступают политическими субъектами постольку, поскольку представляют и выражают общие интересы народа, социальной группы. Государство обеспечивает интересы тех или иных социальных групп в общей форме. Партии интегрируют интересы вполне определенных слоев населения и реально существуют, пока выражают и защищают их в своих политических программах и практической деятельности. Политические лидеры воспринимаются массами и партиями в качестве таковых при условии, если они осознают их стремления, интересы и волю и предлагают соответствующие решения.

Сущность и содержание политической психологии

В политике действуют большие общности, группы людей, которых связывают не только взаимные интересы, единые принципы и цели, но и общие эмоции, стимулирующие или, наоборот, блокирующие политическое действие, формирующие чувство сплоченности, энтузиазма, доверия, страха и многое другое, что относится к богатейшей палитре чувств, возникающих в этой сфере действительности. В основе политики - общение между людьми, но оно осуществляется при наличии некоторых психологических предпосылок, эмоциональной открытости, предрасположенности, интереса к партнеру. Сущность центрального элемента политики - власти - во влиянии, способности одних людей изменять направленность и характер поведения других людей, но механизм влияния - психологический. Разнообразные формы влияния строятся на чувстве зависимости, если известно, что интересы и цели одного субъекта могут быть реализованы только в связи с действиями или ориентациями других участников политического взаимодействия, или на чувстве страха, когда используется наличие реальной или мнимой угрозы состоянию одного субъекта, исходящей от другого субъекта или события, или на основе доверия, когда существует убеждение, что поведение участников политического действия соответствует объявленным намерениям и ведет к ожидаемым результатам. Психологическую природу имеет внутренний механизм ориентации политического поведения — готовности к совершению действия, состоящий из таких компонентов, как мнения (неустойчивые установки), диспозиции (общие отношения) и убеждения (соответствия глубоким личностным основаниям). Очевидно, что законы поведения больших масс людей, действующих в политике, носят психологический характер и в качестве таковых изучаются и используются в политической практике.

Эти законы, а также другие психологические явления, сопутствующие политическим процессам, изучаются специальной отраслью политического и психологического знания — политической психологией. Ее достижения в виде знаний о психической стороне политики, советов и рекомендаций действующим политикам активно используются в политической практике, причем, как в демократических обществах, где естественно, очень большое значение имеет мотивация, то есть внутренняя детерминация политического поведения, так и в его антиподах: авторитарной и тоталитарной политических системах, активно использующих страх как средство воздействия на политическое поведение.

Среди традиционных проблем политической психологии: исследование механизмов обеспечения политического влияния и типов политического лидерства, выявление причин агрессивности и насилия в политике, изучение механизма принятия политических решений и моделей политической активности, ее мотивации, создание психобиографий известных политических деятелей, нацеленных на выявление тех ключевых моментов в их жизни, которые определили особенности их политического характера, свойственные им способы решения политических проблем и установления контактов с последователями.

Взаимообусловленность внутренней и внешней политики

Всякое государство обращает внимание на свою внутреннюю и внешнюю политику. Внутренняя политика государственного аппарата направлена на решение его собственных задач властвования: на оптимизацию взаимодействия законодательных, исполнительных и судебных институтов власти, а также на решение вопросов воспроизводства материальной и духовной культуры общества, улучшение качества жизни населения, совершенствование гражданского общества, обеспечение внутренней безопасности личности, общества и самого государства как страны.

Внешняя политика государства детерминирована в основном национальными интересами, которые в международных отношениях могут восприниматься как справедливые или несправедливые, миролюбивые или агрессивные, толерантные или амбициозные, соответствующие или несоответствующие нормам международного права. В ходе реализации задач внешней политики государство стремится обеспечить свою безопасность и безопасность субъектов общества, устранить или нейтрализовать внешние угрозы.

Во внешней политике решаются многие другие задачи дипломатического, экономического, социального, духовного и иного характера. В результате внешнеполитической деятельности государственный аппарат страны стремится создать благоприятные условия для осуществления внутренней политики. Они могут иметь значение как для благополучия граждан, общества, так и для самого аппарата государственного управления. Еще один важный желаемый результат внешней политики — международное признание и авторитет страны и ее руководства. Термины «великая держава», «развитое государство», «среднеразвитое государство», «третьестепенное государство», «государство-пособник» наполняются конкретным содержанием в процессе внешнеполитических взаимодействий. При этом используются как реальные внутренние и внешние успехи государства, так и идеологическо-манипулятивные средства.

В зависимости от конкретно-исторического культурного развития общества и особенностей взаимодействия государственной власти с субъектами общества внутренняя политика может иметь различную степень распространения на социальные отношения и процессы. В странах, где показатели материальной и духовной культуры не получили развитых форм, государственное управление, как правило, распространяется на все стороны жизнедеятельности общества, а часто подчиняет их себе. Само государственное управление осуществляется в авторитарных формах, которые могут основываться на правовых нормах или устанавливаться субъективно. При этом внутренняя политика осуществляется преимущественно «сверху-вниз».

В промышленно и социально развитых странах внутренняя политика государства не распространяется на все сферы жизни общества и виды деятельности его субъектов. В гражданском обществе складываются самостоятельные социокультурные субъекты, способные без поддержки государственного аппарата, а тем более без его вмешательства в их дела, осуществлять воспроизводство материальной и духовной культуры. Для такого внутриполитического государственное управления необходим не только умный и справедливый, деятельный «царь», «хорошее» правительство и другие институты государства, но и демократия, основанная на праве, высоко развитая субъектность граждан, осознание ими своих прав и свобод.

В ходе возникающих кризисов и конфликтности любого общества, сферы распространения государственной власти расширяются. Государственный аппарат страны имеет больше возможностей и средств для преодоления кризисов и конфликтности общества, в том числе и насильственных на правовой основе. Длительно проявляющаяся неспособность государственного аппарата к успешному управлению общественным развитием, неудачная внутренняя политика также являются причинами социальных напряжений в обществе и приводят к смене государственной власти, политического режима.

Общие признаки внутренней и внешней политики. Внешняя политика государства во многом определяется успешностью или неуспешностью его внутренней политики. В этом заключены их общие признаки.

1. Как внутренняя, так и внешняя политика осуществляются в типовых сферах жизни общества и сообщества: экономической, властной, социальной, духовной, экологической, военно-политической. Активность, например, государства, во внешнеэкономической сфере основана на внутренней экономической политике: как государственное управление взаимодействует с финансовой, промышленной, транспортной, добывающей, торговой и другими структурами страны, как формирует и использует государственный бюджет, как управляет государственной собственностью. Внешнеполитическая правовая активность государства также зависит от состояния права внутри страны, от деятельности законотворческих, правоисполнительных и других институтов государства.

Можно сказать, что общим для внутренней и внешней политики государства является идентичность их содержания и основных направлений реализации. Эффективная внутренняя политика по государственному управлению сферами жизни общества во многом определяет авторитетность и результативность внешней политики государства в этих сферах.

2.       Внутренняя и внешняя политика имеют две разновидности, учитывающие ее масштабность и временные показатели. Как внутренняя, так и внешняя политика имеют тактическую и стратегическую составляющие. Тактическая (текущая) политика направлена на осуществление ближайших целей и задач, а также планов и программ политической стратегии. Она обладает гибкостью, тесной связью с текущими политическими процессами, событиями и ситуациями, использованием временных соглашений, приобретением союзников (сторонников) при решении конкретных задач, оперативным использованием методов и средств политического взаимодействия, привлечением граждан (электоратов, слоев) в избирательных кампаниях, формированием внутреннего и внешнеполитического общественного мнения.

Стратегическая внутренняя и внешняя политика нацелена на долговременные взаимодействия, на разработку и осуществление перспективных планов и программ, на будущее самой политики, государства и мирового сообщества. Сущность стратегической политики состоит в выборе и обосновании коренных значимых целей и приоритетов внутреннего и внешнеполитического развития государства. Содержание стратегической политики могут составлять: поиск политических сил, материально-технических, финансовых, духовных и других необходимых ресурсов для достижения намеченных целей, создание новых политических партий и блоков внутри страны и на международной арене, заключение договоров с другими государствами, прогноз промежуточных и конечных результатов. Стратегическая политика, как считается, включает долгосрочный (10—15 лет) и среднесрочный (3—10 лет) этапы.

3. Общими для внутренней и внешней политики являются основные ее субъекты: государственный аппарат страны (государство) и негосударственные организации, движения, союзы, а также отдельные граждане. Внутри страны главным субъектом политики выступает государственный аппарат, функционирующий в политической системе общества. Государственный аппарат, особенно глава государства, специальные министерства и ведомства осуществляют и внешнюю политику. Многие политические партии, профсоюзы и другие общественные субъекты политики также осуществляют как внутреннюю, так и внешнюю политику. Внешняя политика представлена и «народной дипломатией» — деятельностью конкретных граждан страны в системе международных отношений.

4. Внутренняя и внешняя политика могут осуществляться одними методами и средствами. Политический анализ и синтез, опросы общественного мнения по политическим реформам, международным соглашениям и действиям различных субъектов политики, рейтинговые оценки и многие другие методы широко используются как во внутренней, так и во внешней политике. Не менее распространены и общие средства осуществления политики внутри страны и за ее пределами: использование средств массовой информации, переговорные процессы, различные встречи политических лидеров, экономические и собственно властно-государственные способы и средства влияния на внутриполитические процессы и международные отношения и т.д.

Различия внутренней и внешней политики

Вместе с тем внутренняя и внешняя политика государства имеют различия.

1. Главным различием выступают цели внутренней и внешней политики. Как отмечалось, основной целью и предназначением государства внутри страны выступает благосостояние граждан. Обеспечение благосостояния народа осуществляется по многим направлениям. Это и умелое государственное руководство социальной сферой жизни общества и другими сферами, от которых зависят создание неконфликтной социальной структуры, и демократическая национальная политика, система занятости населения, состояние образования, молодежная и семейная политика, качество и уровень жизнь граждан, права и свободы в единстве с обязанностями и ответственностью субъектов, их социальная защита.

Главная цель внешней политики — объявление мировому сообществу национальных интересов государства, связанных с его процветанием (развитием), независимостью и целостностью, а также с интегрированием страны в систему международных отношений. Важнейшим национальным интересом государства во внешней политике выступает определение угроз и создание системы национальной безопасности. В этом плане внешняя политика существенно отличается от внутренней политики. Несмотря на то что и во внутренней политике вопросы сохранения территориального и субъектно-властного единства страны, выявление внутренних угроз целостности и независимости государства могут также существенно актуализироваться и обостряться, внешнеполитический их характер и содержание, несомненно, более значимы.

2.       Внешняя политика государства отличается от его внутренней политики субъектами международных отношений. Государство на внешнеполитической арене взаимодействует с ООН, другими международными объединениями государств, с неправительственными(общественными) союзами и объединениями, с конкретными государствами. Характер, нормы и принципы таких взаимодействий иные, чем во внутренней политике государства.

3. Внешнеполитическая деятельность государства строится на межгосударственных отношениях с соблюдением норм международного права или на основе взаимных обязательств и соглашений. Внутриполитическая деятельность государства более разнообразна и изменчива по своему правовому содержанию. Соглашений или договоров государственный аппарат с гражданами не заключает. Обязанности и ответственность государственных структур, конкретных руководителей государства определяются конституцией страны, другими правовыми актами, а также моральными нормами и принципами культуры общества.

4.Внешняя политика государства может продолжаться и военно-силовыми методами через конфликты и войны. Государство имеет армию и другие силовые структуры, которые изначально предназначены для решения вопросов обороны страны, охраны границ, поддержания внутреннего порядка, борьбы с терроризмом, а также для обеспечения национальной безопасности методами и средствами, которые характерны для этих структур.

Но те или иные лидеры государства или небольшие группы властвующих субъектов могут инициировать агрессивные устремления по отношению к другим государствам и народам. Агрессивность может искусственно, через деятельность средств массовой информации, внедряться в широкие массы граждан, которые начинают «поддерживать» лидеров-агрессоров. Обычная, мирная внешнеполитическая деятельность государства перерастает в военный конфликт малой, средней и высокой интенсивности, начинает продолжаться уже военно-насильственными средствами. Внешнеполитический конфликт между двумя государствами или коалициями государств высокой интенсивности называется войной, если в нем хотя бы с одной из сторон вооруженные силы (армия) применяются в полном объеме или большей их части.

Войны не начинаются народами. Они не начинаются и отдельными индивидами — «рядовыми» гражданами. Войны инициируются агрессивно ориентированными государственными деятелями или небольшой группой властвующих в государственном аппарате, в финансовом бизнесе, теневой экономике, тайных объединениях, международных структурах. Поэтому важным направлением предотвращения войн является поиск таких государственных лидеров и властвующих групп, устранение их из властных отношений как особо опасных для общества и безопасности государства. Но, к сожалению, агрессивно ориентированных субъектов в международных отношениях достаточно много. Поэтому характер внешней политики государств сохраняет в себе как миролюбивую тенденцию сотрудничества и состязательности, так и тенденцию недружелюбия, подозрительности и соперничества, ведущую к конфронтации, в том числе и в военной сфере.

Теги: Политология и политическая деятельность  Контрольная работа  Политология

dodiplom.ru

понятие и виды — контрольная работа

    Однопартийная система обычно существует в слаборазвитом  обществе с тоталитарным режимом, когда других партий еще нет или они запрещены. Единственная партия является при этом и правящей, будучи частью государственного аппарата, его «стержнем».

    Довольно  распространенной в демократических  государствах является двухпартийная  система, в которой партии различаются скорее не по стратегическим целям, а по тактике и методам деятельности. Чередование двух партий у руля власти обеспечивает политическую стабильность общества и вместе с тем исключает застой и перерождение партий.

    Многопартийная система бывает фактической и формальной. В последнем случае одна партия постоянно является правящей, а другие служат лишь псевдодемократической декорацией (например, в КНР).

    Место партий в политической системе общества определяется рядом факторов: их социальной природой, численностью, функциями, а также положением (правящие или оппозиционные).

    Деятельность  политических партий регулируется во многих странах национальным законодательством.

Общественные  организации

    Неполитические  и негосударственные организации, т.е. такие, чьи программные документы не предусматривают политических целей, также являются элементами (институтами) политической системы общества, субъектами политических отношений, которые по-своему оказывают воздействие на власть.

    Юридической основой возникновения и функционирования общественных организаций и движений является, во-первых, конституционное право граждан демократических государств объединяться в такие организации; во-вторых, специальное законодательство об общественных объединениях

    В 1994 году Минюстом РФ зарегистрировано 29 общественно-политических движений и 272 религиозных объединения. В Мурманской области на 1 августа 1992 года было зарегистрировано 109 общественных, в том числе религиозных объединений.

    Хочется отметить, что существуют и действуют международные общественные организации и движения. Такие как, Всемирный совет мира, Всемирная федерация профсоюзов, Всемирная конфедерация труда, Международная демократическая федерация женщин, Всемирная федерация демократической молодежи, Международный союз студентов, Международный Красный Крест, экологическая организация «Зеленый крест», движения «Семипалатинск – Невада», «Гринпис», международное молодежное движение северных стран «Некст-стоп», гуманистическое движение и др.

Элита

    Еще одной разновидностью субъектов  политики, относящихся одновременно к физическим и юридическим лицам, а также –  социальным группам, являются политическая элита и политические лидеры. Институт политической власти, характер политического процесса во многом определяются деятельностью этих специфических субъектов, поэтому они и рассматриваются здесь отдельно.

    Элита –  в переводе с французского, в социальном контексте, означает отборный слой общества, его «верхушку», избранный  круг людей.

    В структуре общественной элиты выделяют экономическую, социально-политическую и духовную составляющие. Политическую элиту образует наиболее активная в политическом отношении часть экономически господствующего класса, его авангард.

    Политическая  элита состоит из должностных лиц властных органов –  представительных и исполнительных, правоохранительных, военных и информационных учреждений, функционеров общественно-политических организаций.

    Часть совокупной политической элиты, осуществляющая функцию непосредственного государственного управления, называется правящей элитой

    Тип лидерства всегда связан с природой общественного и государственного строя, характером политической системы общества.

    По  стилю деятельности политическое лидерство  можно классифицировать на авторитарное, предполагающее единоличное принятие решений, и демократическое.

    Политический  лидер должен обладать выдающимися  умственными способностями, необходимыми нравственно-психологическими качествами.

    В XX веке проявилась тенденция возрастания  роли народных масс в истории, однако этот процесс сопровождался конфронтацией широких масс и элиты. Это приводит к политической нестабильности, «массовизации» и девальвации политической элиты, ее, дисфункции.

Социально-политические классы

    Социальная  структура представляет собой взаимосвязанную совокупность устойчивых социальных общностей, выделяемых в обществе по определенным признакам.

    Классовое деление общества является наиболее существенным и важным для жизни  гражданина и общества в целом. От классовой принадлежности по этому признаку зависят условия существования индивида, характер его труда, размер дохода, образ жизни в целом5.

    В любом из известных до сих пор  обществ существуют основные и промежуточные  классы, а также межклассовые слои, и сословия.

    Каждая  из социальных групп имеет свои особенные, специфические интересы, которые выражают и защищают общественно-политические объединения.

    Класс, находящийся у власти, называется господствующим. Выделяют следующие  формы, методы и средства воздействия  господствующего класса на остальную часть общества: законодательство, внеэкономическое принуждение, политическая пропаганда осуществляемая через средства массовой информации, диктатура, террор, гегемония, деньги, идущие на оплату труда чиновников, подкуп и др. Механизмами смены господствующего класса или правящей элиты являются реформы, революции, гражданские войны, государственные перевороты.

    В конце XX века классовое деление общества в индустриально развитых странах  теряет былое значение, поскольку  под влиянием научно-технического прогресса существенно меняется социальная структура.

     

Нации и этнические группы как субъекты политики

    В истории известны три формы общности людей: родоплеменная, свойственная первобытнообщинному  строю, народность, возникшая в эпоху  рабовладения и феодализма, и нация, формирующаяся в период становления капитализма. Нация –  это определенная стадия зрелости того или иного этноса, соответствующая формированию гражданского  общества. Все эти социально-исторические общности называют еще этническими группами.

    Нация историческая форма социальной общности, которая характеризуется суммой некоторых материальных и духовных признаков.

    Национальное  сознание имеет два уровня: обыденное  сознание, изучаемое этнопсихологией, и теоретическое сознание.

    Нация –  это объективное общественное явление, объективная связь, принадлежность определенного индивида к той или иной этнической общности. А национальность –  это субъективное отношение, юридическая принадлежность индивида к определенной нации.

    Ведущим этногенетическим признаком нации является общность экономической жизни, на основе которой формируются и закрепляются остальные признаки, а также –  единый национальный интерес, который воплощается в национальном государстве. Государство –  важный признак нации, однако сама по себе государственная форма организации общества не предполагает нации (например, античные государства).

    Нации и другие этнические группы являются важными субъектами политики. Отношения  между ними в рамках одного государства  называются национальными. Они носят политический характер, поскольку связаны с институтом власти.

    Субъектами  политических отношений выступают  также конфессиональные группы. Конфессионализм  это образ мыслей и поступков, соответствующий догматам и требованиям определенного вероисповедания.

    Конфессиональные  группы, с одной стороны, тесно  связаны с этническими общностями, а с другой, с политикой. Конфессионализм  придает межнациональным отношениям дополнительное измерение, усложняет спектр политических отношений.

 

Заключение

 

    Конкретное  взаимодействие субъектов и объектов политики образует в каждый временной  период определенное содержание политических отношений. Оно проявляется, с одной  стороны, как определенная деятельность субъектов политики, их политическое поведение, а с другой, –  как политический процесс.

    Для каждого вида политических отношений  характерна своя форма бытия, которая  выражается в социальных нормах и  принципах. Они делятся на политико-правовые (законы, декреты, подзаконные акты, международные договоры и проч.), политико-нравственные (обычаи, традиции, политес и т.п.) и политико-религиозные (например шариат). Через эти нормы, особенно правовые, выражается политика, в рамках этих норм функционируют политические субъекты.

    Субъектов политики классифицируют по признаку первичности или вторичности их политического участия. В этом случае к первой группе отнесем граждан (с различным политико-юридическим статусом) и такие социальные общности, как классы, нации, политические элиты, иные социальные группы. Ко второй группе отойдут такие политические институты, как государства, общественно-политические организации и движения и межгосударственные объединения.

    Возможна  классификация субъектов политики и по другим признакам.

 

Литература

  
  1. Дегтярев  А.А. Основы политической теории. – М., 2001.
  2. Политология. Под ред. М.Н. Марченко. – М., 1997.
  3. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 1995.
  4. Гаджиев К.С. Политическая наука. – М. 1995.
  5. Основы политологии. Под ред. Ю.А. Ежова, В.Ф. Костюкевича. – М., 1995.

turboreferat.ru


Смотрите также