Правила составления анкет
Есть множество правил, которые нельзя нарушать при формулировке вопросов. Вот некоторые из них. Правило 1. Вопросы не должны быть двусмысленными, т.е. не должны включать слов с множественными значениями и интерпретациями. Пример такого непонятного вопроса: «Каков размер Вашего дохода?». Подразумевает ли этот вопрос доход всей семьи или только доход респондента? Идет ли речь о зарплате или также и о других источниках дохода? Правило 2. Вопрос должен быть простым, без усложненных формулировок. Не следует использовать сложных терминов, которые могут быть непонятны респондентам. Правило 3. Нельзя допускать пристрастия, подталкивания респондентов к определенному ответу и начинать вопросы со слов «Согласны ли Вы?...», «Не кажется ли Вам, что?.....», «Любите ли Вы?......» Правило 4. Подумайте, не превышает ли вопрос возможностей памяти респондента. Пример: «Сколько денег Вы потратили на покупку зубной пасты за последний год?». Теперь попробуйте сами подсчитать эту сумму и убедитесь в том, что на подобный вопрос ответить сложно. Правило 5. Вопрос не должен вызывать отрицательных эмоций, неловкости, чувства стыда. Уважение к респонденту – одно из важнейших требований к опросу.
Конструирование анкеты
Анкета начинается с приветствия (Здравствуйте и пр.) Затем следует обращение к респонденту, в котором указано: кто (организация или научное учреждение) и для чего проводит опрос, как будут использованы данные; инструкция по заполнению анкеты и способу ее возврата. Во вводной части не стоит «давить» на респондента, используя слова «предлагаем» или «Вам предстоит». Не нужно и заискиваний, таких, как: «Вы нам очень поможете, если…». Не стоит выражать неуверенности: «Не могли бы Вы…..». Введение должно быть кратким, емким. Составив его, вычеркните все лишние слова, без которых легко можно обойтись. После введения размещаем вопросы. Сначала идут легкие и интересные вопросы, затем – сложные, в конец анкеты, когда респондент уже устал, можно поместить несколько простых или интересных вопросов. Если инструкции во вводной части недостаточно, можно давать дополнительные инструкции при особо сложных вопросах. При необходимости в анкету помещаются вопросы-фильтры. Это вопросы, которые позволяют отсеять тех респондентов, которые не могут дать нужную информацию. Последними в анкету помещаются вопросы о самих респондентах, их поле, возрасте, уровне доходов и т.д. Заключительная часть анкеты – это благодарность респонденту за участие в анкетировании. При составлении анкеты желательно также соблюдать несколько правил. Правило 1.Ясность, четкость формулировок, краткость и вопросов и ответов.Правило 2.Литературный язык анкеты. Не нужны просторечия, недопустим сленг, например, использование слова «берете» вместо «покупаете», «штаны» вместо «брюки» и пр.Правило 3.Учет особенностей аудитории. Если аудитория состоит из обычных покупателей, для них составляют простую анкету. Анкета для руководителей может содержать и некоторые сложные термины.Правило 4.Соблюдение нейтралитета исследователя. В анкете не должно быть никаких намеков на то, что исследователь хочет получить определенного рода информацию для подтверждения своих гипотез. Нужно узнать мнение респондентов. Свое мнение исследователь сам хорошо знает, для его подтверждения не надо проводить опросы.Правило 5.Анкеты должны быть отпечатаны на белой бумаге хорошего качества. Они оформляются в деловом стиле, т.е. без каких-либо украшений. Всю анкету желательно разместить на одной странице. Если все же необходим перенос, нельзя разделить вопрос и ответы или перечень ответов, перенося их на другую страницу. Вся конструкция вопроса размещается на одной полосе. Все вопросы нумеруются по порядку, а варианты ответов обозначают буквами или цифрами в скобках (для удобства обработки и самоконтроля опрашиваемого). Желательно применять разнообразные шрифты и непременно разнообразную верстку вопросов и вариантов ответов. Разными шрифтами набирают: вводные замечания к серии вопросов, сами вопросы, инструкцию как отвечать, варианты ответов.
Основные принципы построения анкеты состоят в следующем:
Первый принцип: Учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты - ведущий принцип, из которого следуют и все другие требования к ее построению.
Второй принцип: непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Это требования, касающиеся общей структуры опросного листа. Например, при опросах рабочих вряд ли разумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования.
Третий принцип: вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Например, если сначала поставить вопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями (труда, быта и т. п.), а затем - вопросы на оценку частных особенностей деятельности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, бытовым обслуживанием и прочее), то общие оценки будут влиять на частные, снижая (или, напротив, повышая) их независимо от специфики того или иного аспекта общей ситуации.
В таком случае следует частные вопросы ставить первыми, обобщающий --- в конце соответствующего "блока", предваряя фразой: "А теперь просим Вас оценить в целом, в какой мере вы удовлетворены ...чем-либо" и т. д. Оценка частных условий труда, быта и прочее предваряет общую, заставляет респондента более ответственно подойти к итоговой оценке, помогает разобраться в собственных настроениях.
Четвертый принцип:- смысловые "блоки" опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то "блока" неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым "блокам". Например, в анкете об образе жизни, детально расспрашивая об условиях труда, а затем уделяя 2 – 3 вопроса условиям быта, мы заведомо даем понять респонденту, что первое важнее, и тем самым оказываем на него давление. Несогласные с такой позицией исследователей, возможно, неумышленно будут снижать оценки по блоку "работа", а заодно – и по другим аспектам тематики опроса.
Пятый принцип: касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем - еще сложнее (мотивационные), потом - спад (снова событийные, фактологические) и в конце - наиболее сложные вопросы (один-два), после чего завершающая "паспортичка".
Расположение коммуникативных блоков анкеты.
Под коммуникативными блоками имеются в виду такие составляющие анкеты, которые направлены не непосредственно на сбор ответов, а на его организацию. Речь об обращении к респондентам, преамбуле к анкете, инструкции о ее заполнении, выражении благодарности и некоторых других.
Эпиграф к анкете. Эпиграф, как известно, выполняет "настраивающую" функцию, задает определенное направление мыслям читателя. Так, несколько лет назад были отпечатаны анкеты о труде. На их титульном листе были помещены высказывания о роли труда, принадлежащие знаменитым людям. Совершенно очевидно, что выполняя роль определенных ориентиров, эти эпиграфы создают впечатление о тенденциозности анкеты. Они навязывают опрашиваемым определенное отношение, заставляют их отвечать в соответствии с духом тех высказываний, которые напечатаны на титуле. Поэтому употребление эпиграфов, касающихся содержания исследования, неприемлемо.
Другое дело, если эти эпиграфы подчеркивают роль общественного мнения, важность мыслить самостоятельно, необходимость участвовать в обсуждении общественно важных проблем. Такие эпиграфы активизируют респондентов, и их роль в формировании мотивации к участию в опросе чрезвычайно положительна ( надо отметить, что случаи, когда анкету снабжали каким-либо эпиграфом, пока крайне редки ).
Обращение к респондентам. Ни у кого не вызывает сомнения, что любой текст, предназначенный для восприятия кем-то помимо автора и побуждающий к каким-либо действиям, должен быть снабжен обращением. В анкетах обычно используются такие обращения, как "молодой человек", "девушка", "уважаемый ..." и т. п. Поскольку работа с анкетой должна осуществляться одним человеком, естественно, что обращение6 формулируется в единственном числе.
Объективка. Объективку можно назвать, конечно, не столько чисто коммуникативным, сколько содержательным блоком вопросов о социально-демографических характеристиках респондентов. В то же время это как бы визитная карточка респондента, его схематичный автопортрет, и полное отсутствие объективки нередко воспринимается участниками опроса как существенный недочет в организации общения с ними. Поэтому о ней правомерно говорить наряду с другими коммуникативными блоками.
Где расположить объективку? Так как ее вопросы являются, как правило, для респондентов нетрудными, ее располагают либо в начале, либо в конце анкеты. Так, в первом случае это объясняется необходимостью подготовить респондента к ответам на более сложные вопросы, во втором --- наоборот, предполагая усталость от работы с анкетой. В пользу того, чтобы размещать ее в конце анкеты, говорит и тот факт, что сопряженность актов доверия распространяется и на объективку, поэтому при размещении в конце респонденты ее обычно и заполняют. Если же с нее анкета начинается, у респондента могут возникнуть сомнения в анонимности опроса, особенно если речь идет о выяснении знаний и внутренних состояний. Когда же основной целью является сбор сведений о фактах, не затрагивающих интимных или острых вопросов, то начало анкеты с объективки незначительно влияет на нежелание респондентов участвовать в опросе и в конечном счете на их качество.
Если же решено объективкой анкету начать, то не следует сразу задавать социально-демографические вопросы. Целесообразным и более вежливым будет вставить преамбулу, например: "Для того, чтобы быть уверенными, что мы опросили все основные группы молодежи, просим Вас сначала сообщить самые общие сведения о себе".
Чем закончить анкету? Для любого вежливого человека естественно в конце общения, происшедшего по его инициативе и удовлетворившего как-то его интересы, выразить благодарность. Желательно в конце анкеты помещать высказывания: "Большое спасибо за ответы", "Спасибо Вам за помощь", "Благодарим за участие в исследовании" и т. п.
Однако нередко прежде чем закончить общение, социолог интересуется у опрашиваемых, насколько интересным, полезным или своевременным считают они опрос ("Насколько важным считаете Вы проведение данного опроса?"). Кроме того, некоторые анкеты заканчиваются предложением участвовать в последующих опросах ("Если Вам представляется полезным проведение опросов и Вы хотите принимать в них участие, оставьте, пожалуйста, свои данные"). Наконец, некоторые исследователи считают необходимым, прежде чет попрощаться с респондентом, предоставить ему еще одну возможность высказаться или дописать то, что он не сообщил в своих ответах. Поэтому встречаются и такие предложения: "Ваши замечания, предложения, соображения по поводу опроса Вы можете изложить на свободном месте" ( в таких случаях респонденты имеют возможность написать что-либо на полях, на обложке анкеты, что некоторые и делают ).
Обычная последовательность смысловых разделов анкеты такова:
Введение, в котором указано: кто (организация или научное учреждение, но ни в коем случае не авторы анкеты, ибо это может быть неверно воспринято респондентом и для чего проводит опрос, как будут использованы данные; если требуется по содержанию вопросов, гарантия анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты и прочие "организационные" моменты.
Вступительные вопросы. (контактные вопросы ).
Основные вопросы.
Заключительные вопросы ( см. выше : Чем закончить анкету?).
"Паспортичка". (Сведения о демографических данных опрашиваемого).
Благодарность за сотрудничество в проведении опроса. Часто это повторная благодарность, так как во введении пишут: "Заранее благодарим Вас за сотрудничество".
Виды вопросов.
Открытые вопросы - вопросы без вариантов ответов ; они хороши на стадии проб, определения области исследования и в функции контрольных. Предполагается, что ответ в свободной форме позволяет выявить доминанту мнений, оценок, настроений : люди отмечают те стороны явлений или говорят о том, что волнует их больше всего, о том, что доминирует в их сознании. Но самое главное состоит в том, что, реагируя на вопрос без подсказки вариантов ответа, люди лучше проявляют особенности своего повседневного, обыденного сознания, свой образ мыслей. Недостаток открытых вопросов - трудности обработки данных. Пространные ответы предполагают последующую группировку и часто квантификацию, а контент-анализ ответов - процедура сложная и трудоемкая. Но самое главное - здесь требуется высокое искусство "расшифровки" реальных смыслов, вкладываемых респондентами в их суждения, ибо "практическое сознание" не является прямым аналогом теоретического, которое социолог использует в подобных операциях контент-анализа.
Закрытые вопросы - вопросы с вариантами ответов ; они позволяют более строго интерпретировать ответ. Рамки соотнесения оценок и суждений определяются здесь набором единых для всех опрошенных вариантов ответа. Исследователь имеет более надежные основания, чем при открытых вопросах, сопоставлять данные в равных условиях.
Указанные преимущества плюс экономичность применения закрытых вопросов ведут к тому, что они чаще используются исследователями. Постановка закрытых вопросов предполагает соблюдение следующих основных требований :
Главное – максимально предусмотреть возможные варианты ответов. Используют также полузакрытый вариант, в котором оставляется прочерк для дополнительных комментариев и замечаний. В конце списка ответов значится: "Дополнительные замечания (укажите, какие именно)...". Важно отвести должное место для комментария и уточнений. Рекомендуется приближенно оценить, сколько строк займет комментарий, и утроить эту величину. Если в анкете не предусмотрено достаточное место для ответов на открытый вариант вопроса, он "не работает".
Формулируя варианты ответов (подсказки), следует помнить три важных правила, подтвержденных экспериментальными исследованиями:
а) отвечающий на вопрос чаще выбирает первые подсказки, реже – последующие. Поэтому правило 1-первыми должны быть наименее вероятные варианты ответа;
б) чем длиннее подсказка, тем меньше вероятность ее выбора, так как для усвоения смысла требуется больше времени, а респондент не склонен его тратить. Поэтому правило 2 - подсказки должны быть примерно равной длины;
в) чем более общий (абстрактный) характер имеет подсказка, тем меньше вероятность ее выбора. Люди часто мыслят очень конкретно, их раздражает неясность ситуации там, где исследователю она кажется предельно конкретной. Отсюда правило 3 - все варианты ответов следует выдерживать на одном уровне конкретности.
Никоим образом нельзя комбинировать несколько идей в одной фразе.
Все возможные варианты ответов должны быть отпечатаны на одной странице, чтобы респондент мог разом охватить рамки соотнесения оценок.
Нельзя печатать всю серию положительных подсказок ответов подряд и следом за нею - серию отрицательных, или наоборот. В этих случаях мнение навязывается самой последовательностью предложенных вариантов.
Список предложенных ответов иногда столь обширный, что опрашиваемые устают по мере продвижения к его концу и с последними группами суждений работают менее внимательно, чем с первыми, или же начинает действовать сила инерции в ответах. В таком случае целесообразно расчленить список на три блока и предложить части опрашиваемых блокировку в одной последовательности, остальным группам - в другой.
Полного совпадения данных, полученных из вопросов закрытого и открытого типов, не бывает. Специальные методические эксперименты указывают на то, что информация, получаемая из ответов на открытый и закрытый вопросы, относительно идентична при ранжировании каких-то объектов (например, предпочтений телепрограмм, видов досуговой деятельности и т. п. ), но существенно разнится при оценке степени разнообразия взглядов и позиций опрашиваемых; широты и разнообразия предпочтений; богатства мотивировок тех или иных действий и т. п.
Контактные вопросы. Любое общение начинается с фазы адаптации (приспособления), в процессе которой социолог реализует важные цели: создает у респондентов мотивацию участия в опросе, готовит их к исследованию. Эта фаза предусматривает восприятие обращения к респондентам, знакомство с целью исследования и инструкцией о заполнении анкеты.
Социологи осознают значение первого вопроса и стремятся сделать его наиболее простым. Первый вопрос оказывается контактным, т. е. цель его - установление контакта с респондентами. Такая особенность отдельных ответов на вопросы, как их взаимообусловленность, позволяет социологу рассчитывать, что если респондент работает с первым вопросом, он может продолжить работу и с остальными. Следовательно, первому вопросу необходимо уделить особое внимание. Он должен отвечать определенным требованиям.
Во-первых, контактный вопрос должен быть очень простым. Здесь часто используются вопросы, касающиеся сведений чисто событийного характера – например: стажа работы, района местожительства. Уместны также и вопросы о привычках, на которые отвечают чаще всего вполне откровенно, о занятиях в свободное время и т. п. В ряде случаев целесообразным оказывается вопрос об интересе респондентов к тем или иным проблемам.
Во-вторых, контактный вопрос должен быть очень общим, т. е. касаться всех респондентов. Контактный вопрос рекомендуется делать настолько широким, чтобы на него мог ответить любой респондент. Отвечая, человек начинает верить в свою компетентность, чувствовать себя уверенно. У него возникает желание развивать свои мысли дальше, высказываться полнее. Поэтому анкету лучше начинать с того, что принимается всеми, что наиболее понятно.
Впоследствии, при установлении контакта, предмет первоначального обсуждения , в связи с которым возникли отношения взаимодействия, общения, может быть заменен другим. Но сам тон контактного взаимодействия сохраняется.
Вовсе не обязательно, чтобы контактные вопросы содержали искомую информацию. Главная их функция - в облегчении взаимодействия. Ответы на контактный вопрос вовсе не обязательно вовлекать в научный анализ в связи с содержательными проблемами. С другой стороны, в методическом плане эти ответы имеют большое значение: в зависимости от их содержания можно определить отношение опрашиваемых к опросу, его влияние на их добросовестность, искренность и т. п.
Буферные вопросы. Довольно редко анкета бывает посвящена какой-то одной теме. Но даже в рамках одной темы обсуждаются различные аспекты. Резкие и неожиданные переходы с одной темы на другую могут произвести на респондентов неблагоприятное впечатление. Ведь в обычной беседе "перепрыгивание" с темы на тему часто расценивается как показатель низкого культурного уровня человека, его невнимания к собеседнику. Такая манера не столько стремление к общению, на основе учета интересов собеседника, сколько попытка самоутверждения, самовыражения, эгоистичное домогательство – "выжать" из собеседника все, что интересует говорящего. Чтобы освободить респондента от подобных ощущений, в анкете используются так называемые буферные вопросы.
Буферные вопросы предназначены для смягчения взаимовлияния вопросов в анкете. Они играют роль своего рода "мостиков" при переходе с темы на тему. Например, после обсуждения ряда производственных проблем дается такая формулировка: "Свободное время --- это не только время, необходимое нам для восстановления затраченных на работе сил. Прежде всего это возможность для всестороннего развития личности. Поэтому просим Вас ответить на ряд вопросов о занятиях помимо работы".
С помощью буферного вопроса (в такой функции здесь выступал не собственно вопрос, а преамбула к нему) исследователь поясняет респондентам ход своих мыслей. Тем самым он использует простое и в то же время достаточно эффективное средство для создания у них впечатлений о большей симметричности общения. С помощью таких "буферов" исследователь не просто вежливо предлагает респондентам переключить свое внимание на другую тему, но и поясняет, зачем это нужно. Например, после вопросов о досуге дается такая формулировка: "Большую часть своей жизни человек проводит на работе. Огорчения и радости, успехи и неудачи в труде небезразличны для нас. Поэтому неудивительно, что мы хотим поговорить с Вами о работе".
Правило воронки. Подготовка респондента к наиболее важным ответам происходит при помощи постановки в начало анкеты вопросов наиболее простых, которые постепенно усложняются. Переход от простых к сложным вопросам получил название правила воронки. Его применение позволяет респондентам постепенно выработать уверенность в своей способности выступать в такой роли. В середине анкеты располагаются наиболее важные с точки зрения исследования и трудные для респондентов вопросы. Здесь же задаются вопросы, носящие наиболее явный тенденциозный или деликатный характер: факт сопряженности различных ответов позволяет надеяться, что если на более простые предшествующие вопросы респонденты отвечали свободно, без стеснения, то и на эти вопросы они смогут отвечать так же. Работа с такими вопросами - кульминационный момент в анкете. После него, если учесть возможную усталость респондента и спад интереса, ставятся наиболее простые вопросы, не требующие сильного напряжения памяти, воображения, внимания и т. п.
Эффект излучения. Когда все вопросы логически взаимосвязаны и последовательно сужают тему, у респондента возникает определенная установка, согласно которой он будет отвечать на них. Такое взаимовлияние вопросов называется эффектом излучения или эффектом эха и проявляется в том, что предшествующий вопрос (или вопросы) направляют ход мыслей респондентов в определенное русло, создают некоторую мини-систему координат, в рамках которой формулируется или выбирается вполне определенный ответ.
Хорошо структурированная информация по самим вопросам http://e-college.ru/xbooks/xbook186/book/part-008/page.htm
Весьма полезная, но сложная статья (чтобы научно все описать про переменные в анкете) http://socioline.ru/pages/yun-tolstova-odnomernoe-shkalirovanie-testovaya-traditsiya-v-sotsiologii
12
studfiles.net
Основная часть (часть первая)
Эта часть содержит главные вопросы анкеты. Умение строить вопросы так, чтобы получить на них правдивые, искренние ответы, зависит от степени владения различными видами вопросов, используемых в анкетах. Всю совокупность вопросов можно классифицировать следующим образом:
Открытые и закрытые вопросы
По конструкции вопроса и интерпретации ответа можно выделить открытые и закрытые вопросы. Открытые вопросы предполагают, что респондент должен сам сформулировать ответ на поставленные проблемы. Закрытый вопрос содержит несколько вариантов ответа, когда респонденту нужно просто отметить один или несколько понравившихся ему вариантов.
Открытые вопросы
Преимущество открытых вопросов заключается в том, что ответ в свободной форме предполагает выявить устоявшиеся мнения, оценки, настроения, так как люди говорят о волнующих и доминирующих в их сознании вещах. Но самое главное состоит в том, что, реагируя на вопрос без подсказки, люди лучше проявляют особенности повседневного, стереотипного сознания, свой образ мыслей. Тем не менее открытые вопросы имеют и ряд существенных недостатков. Прежде всего, высказываемые мнения и оценки носят глубоко субъективный характер, поэтому их сложно трактовать. Ведь для кого-то, например, понятие счастье включает деньги и путешествия, а для кого-то — семью и интересную работу.
Закрытые вопросы
Закрытые вопросы гораздо чаще используются в анкетах. Они позволяют более строго интерпретировать от вет. Рамки соотнесения оценок и суждений определяются здесь набором единых для всех опрошенных вариантов ответа. В этом случае появляются более надежные, чем при открытых вопросах, основания для объективной трактовки полученных данных. При использовании закрытых вопросов можно не только выяснить содержание высказываний, но и измерить интенсивность оценок и мнений. Постановка закрытых вопросов требует соблюдения следующих основных правил:
Пример: Как Вы оцениваете уровень заработной платы в нашей организации?
Низкий Высокий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Пример: В какой отрасли работает Ваша компания?
Как Вы оцениваете условия работы по сравнению с прошлым годом:
Условия труда |
Лучше |
Как и раньше |
Хуже |
Затрудняюсь ответить |
Уровень зарплаты |
||||
Карьера |
||||
Социальное |
||||
обеспечение |
||||
Возможности само- |
||||
реализации |
||||
Время на отпуск |
Прямые и косвенные вопросы
В прямом варианте вопроса предусмотрен ответ, который следует понимать в том же смысле, как его понимает опрашиваемый. Ответ на косвенный вопрос предполагает последующую расшифровку в ином, скрытом от респондента смысле. Пример прямого вопроса:
Если Вас не вполне устраивают условия труда, не могли бы Вы указать, что именно (подчеркните не более 3 вариантов):
Все ответы на этот вопрос интерпретируются буквально. Косвенный вопрос формулируется в случае, если затронуты проблемы, по которым рес понденты не склонны высказываться откровенно. Например:
Вы сказали, что подумываете о переходе на другую работу. Куда бы Вы хотели перейти?
Варианты ответов респондента |
Интерпретация ответов респондента |
В другое подразделение без изменения специальности |
Неудовлетворенность организацией, условиями труда, личными взаимоотношениями с сослуживцами и руководством |
Хотел бы сменить специальность |
Неудовлетворенность содержанием работы по специальности и, возможно, желание повысить заработок |
На любое место с повышением заработка |
Неудовлетворенность уровнем заработной платы при прохладном отношении к содержанию своей работы |
Наиболее распространенным способом замены прямых вопросов косвенными является их перевод из личной формы в безличную.
Эти вопросы относятся к оценкам и суждениям респондента. Один и тот же вопрос можно задать как в личной, так и безличной форме. Практика показывает, что на безличные вопросы люди отвечают более искренно. Например, вопрос об отношении к политике организации в области оплаты труда можно сформулировать двумя способами:
Личный вопрос:
Как Вы оцениваете уровень заработной платы в нашей организации?
Низкий Высокий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Косвенный вопрос
Некоторые полагают, что организация недостаточно активно проводит политику в области оплаты труда. Какие утверждения наиболее объективно описывают сложившуюся ситуацию?
Уровень заработной платы удовлетворительный. Уровень заработной платы недостаточно высок. Уровень заработной платы средний. Уровень заработной платы ниже среднего.
Безличная форма вопроса используется для выявления мнений, расходящихся с общепринятыми, так как она освобождает респондента от страха перед превращением в "белую ворону".
Основные и контрольные вопросы
Для того чтобы проверить искренность респондента, основные вопросы дополняются контрольными. Контрольные вопросы затрагивают те же проблемы, что и основные, с их помощью уточняют, дополняют и тестируют информацию, полученную из ответов на основные вопросы. Можно выделить несколько форм контроля:
Основной вопрос
В какой мере Вы довольны своей работой?
Не доволен Доволен
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Контрольные вопросы
Хотели бы Вы перейти на другую работу?
1. Да 2. Нет 3. Не знаю
Если бы Вы временно не работали и могли выбирать новое место работы, вернулись бы Вы на прежнюю работу?
1. Да 2. Нет 3. Затрудняюсь ответить
В анкете основной и контрольные вопросы должны быть размещены так, чтобы респондент не улавливал прямой связи между ними. Поэтому они перемешиваются с вопросами, касающимися других тем.
И, наоборот, открытый вопрос дополняется закрытым. Например:
Какие аспекты Вашей профессиональной деятельности Вы считаете наиболее важными?
---------------------------
Укажите Ваши более и менее существенные служебные функции.
----------------------------------------------------------------------------
Базовые принципы построения анкеты
Учет особенностей восприятия респондентами текста анкеты — ведущий принцип, из которого следуют и все другие требования к ее построению. Анкета должна быть написана простым языком при соблюдении нескольких основных правил:
Довольны ли Вы уровнем оплаты труда? (Интервьюер показывает свою явную заинтересованность в ответе, поэтому опрашиваемый будет стараться уловить, какой ответ желателен, а не отвечать на вопрос искренне.) Вы довольны уровнем оплаты труда, не так ли? (Внушается утвердительный ответ на вопрос.) Вас не устраивает уровень Вашей зарплаты, не так ли? (Внушается отрицательный ответ на вопрос.) Довольны Вы или нет уровнем оплаты труда? (Категорический вопрос, требующий ответа только "да" или "нет", хотя возможна еще целая гамма промежуточных состояний и оценок.)
Одной из возможных грамотных форм этого вопроса мог бы стать закрытый вопрос. Например:
В какой мере Вы довольны или не довольны уровнем оплаты труда?
Не доволен Доволен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Верстка анкеты
Анкета должна быть простым и удобным в работе документом, отвечающим следующим основным характеристикам:
Далее
stanlykajurov.narod.ru
АНКЕТИРОВАНИЕ
Опрос - метод сбора психологической информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) психологического общения психолога (интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные психологом, вытекающие из целей и задач исследования.
Метод анкетирования представляет собой способ получения психологической информации с помощью составленной в соответствии с определенными правилами системы вопросов (анкеты), каждый из которых логически связан с целью исследования. С помощью анкеты на основе словесного отчета опрашиваемых психолог получает эмпирический материал для установления личностных качеств, суждений, интересов, ценностных ориентации и установок респондентов.
Цель анкетного опроса - получить психологическую информацию о состоянии коллективного или индивидуального мнения, а также отраженную в сознании опрашиваемых информацию о фактах, событиях, оценках, связанных с их жизнедеятельностью. Эта информация выражается в форме высказываний респондентов относительно зафиксированных эмпирически (в виде вопросов) исследовательских задач и категорий анализа.
Область применения анкетирования. Опрос является ведущим методом в изучении сферы сознания людей. Значение этого метода особенно возрастает в исследовании социально-психологических явлений и процессов, которые малодоступны непосредственному наблюдению, а также в тех случаях, когда изучаемая сфера недостаточно обеспечена документальной информацией. Наиболее эффективно его применение в сочетании с другими методами. Разновидности опроса могут быть использованы на всех этапах прикладного психологического исследования.
Основные нормативные требования к опросу: четкое выделение исследовательских задач, адекватность вопросов задачам исследования; доступность формулировок пониманию респондентов; соблюдение в ходе опроса принципов социально-психологического общения; учет особенностей и компетенции респондентов и интервьюеров; побуждение интереса респондентов и интервьюеров к результатам опроса; точность фиксации ответов респондентов; стандартизация условий проведения опроса.
Ограничения в применении опроса. Данные опроса выражают субъективное мнение опрошенных. Выводы из полученной в ходе опроса информации нуждаются в сопоставлении с данными, полученными другими методами, которые характеризуют объективное состояние изучаемых явлений. Необходим учет смещений, связанных с особенностями отражения психологической практики в сознании индивидов, выступающих в качестве респондентов.
Программа проведения опроса - включает все основные структурные элементы программы психологического исследования. Особое внимание уделяется определению исследовательских задач, построению категорий анализа, их эмпирическому выражению в качестве вопросов респонденту.
Объект анкетного опроса - группа или индивид, предмет опроса -субъективно-оценочная информация, выраженная в мнении респондентов и характеризующая их социальное поведение, мотивы, ценностные ориентации, события и факты их жизни.
Вопрос - письменное или устное обращение к респонденту с целью выявления его мнения, которое может выступать в качестве данных, относящихся к предметному содержанию исследования. Вопрос к респонденту - результат эмпирической интерпретации задачи, опорных понятий исследования, его гипотез.
Анкета - это опросный лист (опросник) структурно организованный набор вопросов, каждый из которых связан с программными и процедурными задачами психологического исследования. Это основной инструмент сбора информации в ходе опроса, фиксируемый в виде устных или письменных ответов респондентов.
Респондент - лицо, участвующее в опросе, выступающее в качестве источника или коммуникатора психологической информации. Респонденты обладают определенной степенью компетентности в изучаемой проблеме. Это могут быть как специалисты (эксперты), так и неспециалисты. В оценке значимости представленной респондентами информации важно знать их социальное положение, уровень осведомленности по содержанию поставленных вопросов, социально-психологические особенности. По этим данным можно судить о характере сведений^ респондентов, искренности их ответов.
Интервьюер (анкетер) - человек, непосредственно общающийся с респондентами с помощью вопросника с целью сбора информации. Характер и содержание функций интервьюера, уровень требований, предъявляемых к его квалификации, зависит от вида опроса. В анкетном опросе он (анкетер) выполняет главным образом функцию инструктора. Поэтому в качестве анкетеров могут выступать лица, не имеющие специальной профессиональной подготовки, но прошедшие соответствующий инструктаж и пробное анкетирование. В интервью поискового характера интервьюеру необходима специальная профессиональная подготовка.
Анкетирование позволяет выявить основные события и факты жизни респондента, оценить их влияние на процесс становления его личности, определить особенности формирования и проявления в реальных условиях учебной деятельности основных интересов и склонностей, нравственных качеств, учебной и социальной активности, профессиональной направленности, обоснованности и устойчивости мотивов поступления в университет. Анкетирование может быть групповым и индивидуальным.
Групповое анкетирование - широко применяется при обследовании респондентов в целях изучения их профессиональной направленности, интересов, ценностных ориентации, других свойств и качеств личности. Респондентам раздаются анкеты для заполнения в аудитории. Обычно психолог работает с группой, состоящей из 25-30 человек. Все анкеты возвращаются, респонденты имеют возможность получить дополнительную информацию по технике заполнения, а психолог, собирая анкеты, может проконтролировать качество их заполнения.
При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются респондентам, а время возврата анкет заранее обговаривается.
Анкетный опрос - один из наиболее оперативных способов сбора первичной индивидуально-психологической и социально-психологической информации. Что представляет собой анкета? Давая наиболее общее определение, можно сказать, что анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление качественно-количественных характеристик объекта и предмета анализа. Чтобы анкета соответствовала своему предназначению - дать психологу достоверную информацию, надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее построения и прежде всего особенности вопросов, из которых она состоит.
Все вопросы, используемые в анкете, можно классифицировать следующим образом: по содержанию (вопросы о фактах сознания, поведения и биографии), по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные вопросы), по функции (основные и неосновные).
Вопросы о фактах сознания направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.п. Они могут касаться любых объектов, как связанных с личностью респондента или окружающей социальной средой, так и не имеющих к нему непосредственного отношения. Любое мнение, высказанное респондентом, представляет собой оценочное суждение, основанное на индивидуальных представлениях, и поэтому носит субъективный характер.
Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности респондентов. Вопросы о фактах биографии опрашиваемого входят во все анкеты, образуя социально-демографический блок вопросов, выявляющих пол, возраст, образование, профессию и другие характеристики респондентов.
Закрытые и открытые вопросы
При разработке анкеты следует использовать вопросы различных типов: закрытые (респонденту на выбор предлагается несколько заранее сформулированных вариантов ответов) или открытые (опрашиваемый отвечает на поставленный вопрос без каких-либо ограничений).
Вопрос называется закрытым в том случае, если на него в анкете даются все варианты ответов. Прочитав их, опрашиваемый только обводит кружком код напротив того варианта, который совпадает с его мнением. Такая форма вопроса в значительной степени сокращает время для заполнения анкеты и ее подготовки для обработки на ЭВМ. Существуют альтернативные и неальтернативные закрытые вопросы.
Альтернативные вопросы предполагают возможность выбора респондентом только одного варианта ответа. В результате сумма ответов на все варианты, представленные в альтернативном вопросе всегда составляет 100 %.
Приведем пример такого вопроса и варианты ответов на него:
"Участвуете ли Вы в спортивных соревнованиях?"
001 - да, участвую;
002 - нет, не участвую.
Неальтернативные вопросы дают возможность респонденту выбрать несколько вариантов ответов. Поэтому их сумма может превышать 100%. Например:
" Что помешало Вам отлично учиться?" (можно назвать несколько вариантов ответов):
001 - трудная программа;
002 - не считал учебу своей главной задачей;
003 - отсутствие воли;
004 - отсутствие желания учиться;
005 - отсутствие способностей;
006 - слабое здоровье;
007-другие причины (перечислите)_____________________________________
Приведенный пример иллюстрирует также полузакрытую форму вопроса,
используемого в анкетах в том случае, когда психолог не уверен в полноценности известных вариантов ответов на поставленный вопрос и дает возможность опрашиваемому самому дополнить их. Соответственно в конце приводимых ответов оставляются запасные коды для кодирования возможных дополнительных ответов. Ответы на оба приведенных вопроса имеют линейную форму расположения. Однако довольно часто в анкетах используется и табличная форма ответов на закрытый или полузакрытый вопрос. При этом шкала измерения в таблице может располагаться либо построчно (см. таблицу 2), либо столбцами (см. таблицу 3).
Таблица 2.
"Достаточно ли Вам времени?"
Достаточно | Недостаточно | Затрудняюсь ответить | |
На приготовление уроков На физкультуру и спорт На отдых и развлечения На общественную работу | 001 004 007 010 | 002 005 008 011 | 003 006 009 012 |
Таблица 3.
"Изменились ли Ваши представления об учебе, быте и досуге после поступления в университет?"
Об | 0 | О | |
учебе | быте | досуге | |
Изменились в лучшую сторону | 001 | 004 | 007 |
Остались без изменения | 002 | 005 | 008 |
Изменились в худшую сторону | 003 | 006 | 009 |
Расположение измерительной оценочной шкалы в общем не влияет на характер ответов. Важно лишь, чтобы порядок кода изменялся всегда строго в соответствии с изменением оценок. В связи с этим во второй таблице порядок кодов изменяется по строке, а в третьей - по столбцам.
В целях углубленного, качественного анализа индивидуально-психологических и социально-психологических качеств опрашиваемого, целесообразно использовать анкеты с открытыми вопросами, свободные ответы на которые несут больше информации об особенностях личности респондента.
В отличие от закрытых, открытые вопросы не содержат подсказок и не навязывают опрашиваемому ответа. Они дают возможность полностью и подробно выразить свое мнение. Именно поэтому при помощи открытых вопросов можно собрать более полную информацию, чем при помощи закрытых вопросов. В качестве примера приведем следующий открытый вопрос: "Каковы цели Вашего обучения в Университете?"
•
001______________________________________________________
002__________________________________________________
003______________________________________________________
Количество строк для ответа зависит от характера вопроса, их должно быть достаточно для того, чтобы респондент мог свободно выразить свое мнение. Как показывает опыт, среднее количество строк для записей в открытом вопросе колеблется от трех до пяти. Их число может быть больше только в анкете эксперта. На строках размещаются коды при помощи которых осуществляется подготовка ответов (их формализация) для обработки на ЭВМ. Формализация ответов на открытые вопросы - основное неудобство, затрудняющее широкое использование их в анкетах. Тем не менее, в ряде случаев их применение не просто желательно, но и необходимо.
Выбор формы вопроса обусловлен, с одной стороны, его познавательной задачей, (то есть зависит от содержания информации, которую психолог хочет получить), а с другой - знанием или незнанием всех возможных вариантов ответов на формулируемый вопрос.
Следует сказать еще несколько слов о психологической основе восприятия открытых и закрытых вопросов: опрашиваемые охотно отвечают на открытые вопросы в том случае, если они имеют четкое представление о теме вопроса и считают себя в ней компетентными. Если же предмет опроса им мало знаком или сложен для анализа, то респонденты уклоняются от ответов либо дают неопределенный ответ, либо отвечают не по теме.
В этом случае, задавая открытый вопрос, психолог рискует не получить совсем интересующую его информацию, он может лишь выяснить, что по данному вопросу опрошенные не имеет сформировавшегося мнения.
В то же время, используя закрытую форму вопроса, психолог помогает опрашиваемому ориентироваться в предмете разговора и выражать свое отношение к проблеме через предложенные возможные суждения или оценки.
Выбирая форму вопроса, целесообразно учитывать особенности обработки полученных данных. Все ответы на открытый вопрос придется кодировать психологу, сводя их к некоторому ограниченному числу наиболее часто повторяющихся ответов. Закрытая форма вопроса позволяет этого избежать, поскольку, отмечая один вариант ответа, респондент одновременно кодирует его.
Прямые и косвенные вопросы
Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, к окружающим, оценки негативных явлений действительности. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь психологу приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Опрашиваемому предлагается воображаемая ситуация, нетребующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.
Например, при опросе респондентов задается прямой вопрос: "Что Вам мешает успешно учиться?" Предлагаются возможные варианты ответов, включающих такие причины, как отсутствие помощи, недостаточная активность, недостаточный опыт, отсутствие навыков учебной деятельности и т.п. Дается вариант ответа, например: "Ничего не мешает".
Однако в данном случае совершенно необязательно придавать вопросу столь личностную окраску, учитывая, что анкета нужна для того, чтобы получить общую картину, а не для сбора индивидуальных причин. Нужные данные можно получить с помощью вопроса, сформулированного в косвенной форме. Вот пример одного из возможных вопросов такого типа: "Закончите следующую фразу: обычно за плохую успеваемость упрекают потому, что ее причины..."
При формулировании таких вопросов исходят из предположения, что отвечая на них, опрашиваемые опираются на собственный опыт, однако говорят о нем в безличной форме, что снимает остроту критических.оценок, характерную для высказываний от первого лица.
Основные и неосновные вопросы
Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные - на выявление адресата основного вопроса (вопросы-"фильтры") или на проверку искренности ответов (контрольные вопросы).
К контрольным вопросам психолог прибегает тогда, когда преследует цель - проверить искренность ответов опрашиваемого. Они могут ставиться и до, и после основных вопросов.
Информированность респондента проверяется с помощью вопросов-"фильтров". Их функция заключается в выявлении респондентов, некомпетентных в данной проблеме. Так, прежде чем задавать вопрос о том, какие формы самостоятельной учебной работы наиболее эффективны, необходимо выяснить общие представления опрашиваемого об учебе.
Практически ни одна анкета не обходится без вопросов, на которые требуются ответы-оценки. Вся трудность здесь заключается в том, чтобы респонденты не адаптировали свои оценки к общепризнанному мнению. Нельзя задавать наводящие вопросы, подсказывающие определенный ответ.
Повышению достоверности ответов способствует соблюдение ряда методических требований. Одно из них заключается в том, чтобы респонденту была предоставлена возможность уклониться от ответа, высказаться неопределенно. Для этого психолог должен предусмотреть следующие варианты ответов: "Затрудняюсь ответить". "Когда как". "Бывает по-разному" и т.п. Часто психологи избегают таких вопросов, опасаясь, что слишком большое количество опрашиваемых выберет именно их и такие ответы нельзя будет интерпретировать. Однако, преобладание подобных ответов служит показателем либо отсутствия определенного мнения у опрашиваемых, либо свидетельствует о непригодности вопроса для получения нужной информации. Отсутствие таких вариантов ответов, создавая видимость благополучия, может скрывать серьезные просчеты исследователя, допущенные при разработке анкеты, что приводит к получению недостоверной информации, к искажению реального положения дел.
Целесообразно стимулировать к выражению собственных суждений. Этому могут способствовать заверения о том, что анкета анонимна и можно высказать любое, самое неожиданное мнение.
При формулировке оценочных вопросов и вариантов ответов следует обязательно следить за сбалансированностью положительных и отрицательных суждений. Положительные и отрицательные мнения обычно располагаются в виде двух параллельных столбиков, образуя сбалансированную шкалу оценок.
Конструкция анкеты. Важнейшее значение для решения задач изучения мнений респондентов имеет порядок расположения в анкете вопросов. Строгого порядка в ее построении нет, хотя анкета - это не произвольный набор вопросов, а заранее спланированный сценарий беседы с респондентом. Начинается она с короткого вступления, в нем сообщается тема, цели, задачи опроса, а также объясняется порядок заполнения анкеты.
Внимание респондента распределено неодинаково во время опроса. Вначале слабое, затем оно повышается и к концу опроса снова снижается. Эту особенность необходимо учитывать при построении опросного листа: простые и интересные вопросы должны находиться в начале анкеты, сложные вопросы - в середине анкеты, а простые и неинтересные для опрашиваемого - в заключительной части.
Начинать опрос рекомендуется с наиболее простых, нейтральных вопросов. Они способствуют "завязке" разговора, настраивают на откровенность, заинтересовывают собеседника. Затем можно перейти к более сложным вопросам, требующим анализа, размышлений, активной аналитической работы. А завершает анкету блок биографических вопросов, с помощью которого получают данные об опрашиваемом. Вопросы в анкете могут группироваться в блоки по тематическому и проблемному принципам. При переходе к новому направлению необходимы "переключатели", т.е. фразы типа: "А теперь поговорим о другом ...". "Вернемся еще раз к вопросу ...". Обращение к опрашиваемому как к советчику и консультанту способствует установлению контактов: "Каково Ваше мнение ...?". "Как Вы полагаете ...?". "А что Вы думаете об этом?".
Ход анкетного опроса в значительной степени определяется последовательностью вопросов. При их компоновке необходимо руководствоваться психологическими, а не предметно-логическими соображениями. При этом надо иметь ввиду, что существует влияние как непосредственно следующих друг за другом вопросов, так и целых групп вопросов.
Каждый вопрос направляет ход мыслей опрашиваемого в определенное русло, создает "систему координат" для ответа. Если она своевременно не стирается, то опрашиваемый переносит ее на последующие вопросы, даже если они имеют иной характер, что искажает ответы на эти вопросы. Например, если у респондента спрашивают, когда он читал художественную литературу, а непосредственно за этим идет вопрос о любимых занятиях в свободное время, то комплекс представлений "литература" влияет на ответ о занятиях в часы досуга.
Такой эффект наблюдается обычно при формулировании вопросов, затрагивающих сферу чувств, но он может распространиться на весь опросный лист, если не принять надлежащих мер. Поэтому перед специальными нужны переключающие вопросы. Так, целесообразно было бы перед вопросом относительно чтения спросить о том, как проводится свободное время.
Конечно, "стереть" эмоциональное влияние любого вопроса можно следующим, даже необязательно противоположным вопросом. Так, тему "досуг" можно продолжать, поинтересовавшись мнением об игре любимого киноактера или телепремьере.
Респондента надо время от времени "уводить" от данного вопроса к тематически иному, чтобы сменить установившуюся систему мыслей и представлений, "смягчить" однообразие вопросов сменой темы.
Анкета должна строиться по принципу: от простых вопросов к сложным в силу того, что если опрашиваемый сомневается в своей способности отвечать, то нетрудные вопросы снимут сомнения и укрепят уверенность в себе, "подготовив почву" для ответов и на более трудные вопросы.
Вопросы, касающиеся знаний, обычно порождают ассоциацию с экзаменами, что вызывает негативные эмоции. Если такие вопросы нужны, их следует распределять, чередуя с другими нейтральными вопросами.
Если анкета составлена методически грамотно, то она не только содержит вопросы, но и максимально способствует успешному опросу, т.к. в ней учтены многочисленные требования к психологическим особенностям опрашиваемых.
Хорошая анкета проста и понятна, ее интересно читать, она располагает опрашиваемого к откровенным ответам. Психолог, разрабатывающий анкету, должен помнить, что от него зависит успех работы.
Логический контроль и апробация составленной анкеты
По окончании компоновки анкеты ее целесообразно подвергнуть логическому контролю, позволяющему проверить ее соответствие тем критериям качества, которые выверены практикой и являются общепризнанными. В частности, каждый вопрос проверяется по следующим критериям:
"Г. Включены ли (если они нужны) такие варианты ответов, как: "Не знаю", "Затрудняюсь ответить". "Не помню". "Не думал об этом", дающие возможность респонденту уйти от ответа, когда он сочтет это нужным?
2. Не следует ли добавить к некоторым закрытым вопросам позицию: "Другой ответ" со свободными строками для дополнительных высказываний респондентов (превратить закрытый вопрос в полузакрытый)?
3. Относится ли вопрос ко всем респондентам или к некоторым из них? (В последнем случае добавляют вопрос-"фильтр", чтобы избежать затруднений на стадии обработки информации на ЭВМ в связи с отсутствием четкого выявления носителя нужной информации).
4. Достаточно ли ясно объяснена респонденту техника заполнения ответов на вопросы анкеты? Есть ли указания о том, сколько вариантов ответов можно отметить, как отвечать на вопросы, построенные в форме таблиц?
5. Нет ли логического несоответствия между смыслом формулировки вопроса и шкалой измерения? Оно может заключаться в следующем. Возьмем вопрос: "Часто ли Вы знакомитесь с материалами и передачами на политическую тему?" И ответы на него:
001 - по радио; 002 - по телевидению; 003 - по газетам. Эти ответы сформулированы неверно, так как не позволяют выявить нужный признак (частоту). Здесь необходимо строить ответы к вопросу следующим образом:
Таблица 4.
"Часто ли Вы знакомитесь с материалами и передачами на политическую тему?"
Часто | Периодически | Редко | Не знакомлюсь вообще | |
По радио По телевидению По газетам | 001 005 009 | 002 006 010 | 003 007 011 | 004 008 012 |
6. Содержатся ли в формулировке вопроса термины, которые могут быть непонятны опрашиваемым? Можно ли их заменить, не затрагивая смысла вопроса?
7. Соответствует ли вопрос компетентности опрашиваемого? Если нет, то нужен контрольный вопрос-"фильтр" для проверки компетентности.
8. Не превышает ли вопрос возможности памяти респондентов?
9. Не слишком ли много вариантов ответов на вопрос? Если это так, то нужно разделить список на тематические блоки и вместо одного вопроса сделать блок вопросов.
10. Не задевает ли вопрос самолюбия опрашиваемого, его достоинства?
11. Не вызывает ли вопрос отрицательных эмоций у респондента, опасений за последствия опроса, неприятных ассоциаций, печальных воспоминаний и других негативных эмоций, нарушающих психологический комфорт опроса?
Логический контроль за качеством вопросов анкеты является подготовительным этапом для разработки задач изучения личности методом анкетирования. Кроме отдельных вопросов проверяется и построение анкеты на соответствие следующим критериям:
1. Соблюдается ли принцип построения вопросов от наиболее простых "контактных" в начале анкеты к более сложным в середине ее и простым "разгрузочным" в конце анкеты?
2. Нет ли влияния предшествующих вопросов на последующие?
3. Определены ли смысловые блоки вопросов "переключателями" внимания, т.е. обращениями, информирующими о начале следующего блока?
4. Снабжены ли вопросы-"фильтры" указателями-переходами для разных групп респондентов? Например: "Внимание! На следующие три вопроса отвечают только те, кто занимается в спортивных секциях. Те, кто не занимается в спортивных секциях, переходят к вопросу ...".
studfiles.net