Контрольная работа по биологии 5 класс на тему "Разнообразие живых организмов. Среды жизни". Контрольная работа среды жизни


Контрольная работа по биологии 5 класс на тему "Разнообразие живых организмов. Среды жизни"

Автор презентации: Овчинникова Екатерина Анатольевна

В-1 Контрольная работа по разделу

«Разнообразие живых организмов. Среды жизни»

Часть1. Выберите 5 понятий, из числа предложенных и дайте им определение

Размножение бактерии раздражимость

Эволюция систематика вид

Биология среда обитания экологические факторы

Светолюбивые растения почва жизненная форма

Гумус природное сообщество паразиты

Часть 2. Реши тест с выбором одного правильного ответа.

1. Наука изучающая живую природу называется:

а) биология; б) экология; в) ботаника; г) география

2. Способность организмов реагировать на изменения в окружающей среде принято называть:

а) размножением; б) развитием; в) раздражимостью; г) движением.

3. Представители какого царства живых организмов способны самостоятельно производить органические вещества:

а) грибы; б) бактерии; в) растения; г) животные.

4. Для представителей какого царства характерен ограниченный рост:

а) бактерии; б) растения; в) животные; г) грибы.

5. Группа особей, сходных по строению и дающих при скрещивании плодовитое потомство, - это:

а) царство; б) род; в) отряд; г) вид.

6. Какая единица систематики характерна только для животных:

а) семейство; б) род; в) тип; г) отдел.

7. Влияние неживой природы на организмы относят к факторам:

а) антропогенным; б) абиотическим; в) биотическим.

8. Животные, поедая растения, изменяют их и среду обитания – это относят к факторам:

а) биотическим; б) антропогенным; в) абиотическим.

9. Сколько сред обитания существует в природе:

а) две; б) три; в) четыре; г) пять; д) шесть

10. В степях и пустынях растения приспособились к недостатку:

а) тепла; б) света; в) воды; г) кислорода.

11. Наличие присосок и крючков и отсутствие органов пищеварения и дыхания характерно для обитателей ... среды:

а) почвенной; б) организменной; в) наземно-воздушной; г) водной.

12. Высокая плотность и подвижность характерны для ... среды:

а) наземно-воздушной; б) водной; в) почвенной; г) организменной.

В-2 Контрольная работа по разделу

«Разнообразие живых организмов. Среды жизни»

Часть1. Выберите 5 понятий, из числа предложенных и дайте им определение

Размножение бактерии раздражимость

Эволюция систематика вид

Биология среда обитания экологические факторы

Светолюбивые растения почва жизненная форма

Гумус природное сообщество паразиты

Часть 2. Реши тест с выбором одного правильного ответа.

1. Все живые организмы учёные разделили на ... царства:

а) два; б) три; в) четыре; г) пять; д) шесть

2. Способность организма воспроизводить себе подобных называется:

а) размножением; б) развитием; в) раздражимостью; г) движением.

3. К какому царству живых организмов относятся трутовики, дрожжи:

а) бактерии; б) растения; в) животные; г) грибы.

4. Представители какого царства появились на Земле более

3,5 миллиардов лет назад:

а) грибы; б) бактерии; в) растения; г) животные

5. Как называется наука о распределении живых организмов на группы:

а) биология; б) экология; в) систематика; г) эволюция.

6. Нименьшая систематическая группа, - это:

а) род; б) отряд; в) вид; г) семейство.

7. Какая единица систематики характерна только для растений:

а) семейство; б) отряд; в) тип; г) отдел.

8. Влияние живой природы на организмы относят к факторам:

а) антропогенным; б) абиотическим; в) биотическим.

9. Влияние света, температуры, воды на живой организм относят к факторам:

а) биотическим; б) антропогенным; в) абиотическим.

10. Какая среда обитания является самой древней:

а) водная; б) наземно-воздушная; в) почвенная; г) организменная.

11. Значительные перепады температуры характерны для ... среды:

а) почвенной; б) организменной; в) наземно-воздушной; г) водной.

12. Разные виды бактерий, грибов и насекомых приспособились к жизни в .... среде:

а) наземно-воздушной; б) водной; в) почвенной; г) организменной.

13. Какие растения могут произрастать под пологом елового леса:

а) светолюбивые; б) тенелюбивые; в) теневыносливые; г) любые.

13. Какая рыба наиболее требовательна к высокому содержанию кислорода в воде:

а) ёрш; б) лещ; в) форель; г) сазан

14. Чем больше в почве гумуса, тем она:

а) больше содержит песка и глины; б) менее плодородна;

в) содержит больше воды; г) плодороднее

15. В почвенном воздухе, по сравнению с атмосферным:

а) больше кислорода и углекислого газа;

б) меньше кислорода и углекислого газа;

в) меньше кислорода и больше углекислого газа;

г) больше кислорода и меньше углекислого газа

16. Для организменной среды характерно:

а) относительное постоянство условий; б) изменчивость условий;

в) сходство условий с почвеной средой;

г) сходство условий с водной средой.

17. Между сорными и культурными растениями на огороде возникают отношения:

а) конкуренция ; б) хищничество; в) паразитизм; г) взаимовыгодные.

18. Чем являются растения в круговороте веществ в природе:

а) потребители; б) производители; в) разрушители.

19. В круговороте веществ в природе учатвуют:

а) производители и разрушители; б) потребители и разрушители;

в) потребители и производители;

г) производители, потребители и разрушители.

20. Острые когти, отличное зрение, способность к быстрому бегу – приспособления к:

а) паразитизму; б) хищничеству; в) конкуренции;

г) нет правильного ответа

ЧАСТЬ 3.

Соотнесите названия организмов с царством, к которому они относятся.

Мох сфагнум А. ЖивотныеЗубр Б. РастенияБоровик В. БактерииВодоросли Г. ГрибыДрожжи Кораллы Дуб Плесень Дизентерийная палочкаМоллюски 14. Тушканчик обитает в пустыне, а лягушка в пруду – это примеры приспособленности к условиям:

а) содержания кислорода; б) увлажнения; в) освещения;

г) температурного режима.

15. Животные, устойчивые к недостатку влаги, могут обитать в:

а) морях; б) прудах; в) лесах; г) степях.

16. Выберите ответ, где приведён пример паразитизма:

а) в кишечнике человека обитают бактерии, которые помогают в переваривании пищи;

б) птицы вьют гнёзда на ветках деревьев:

в) некоторые рыбы живут в раковинах моллюсков, не причиняя им вреда;

г) растение заразиха поселяется на корнях деревьев и кустарников и полностью питается за их счёт.

17. Среда обитания, для которой характерна изменчивость условий:

а) наземно-воздушная; б) почвенная; в) водная;

г) организменная.

18. Совокупность всех живых организмов, приспособленных к совместному существованию на одной территории, составляет:

а) растительное сообщество; б) сообщество животных;

в) природное сообщество.

19. Чем являются животные в круговороте веществ в природе:

а) потребители; б) производители; в) разрушители.

20. В какие отношения вступают лось и белка:

а) взаимовыгодные; б) негативные; в) нейтральные

ЧАСТЬ 3.

Установите соответствие живыми организмами и средой обитания.

Кальмары А. Наземно-воздушнаяБерёза Б. ПочвеннаяВодоросли В. ВоднаяКрот Кукушка Медузы Дождевой червьЯщерица Моллюски Насекомые

edudocs.info

Итоговая тестовая работа для учащихся 5 класса по теме: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни»

Контрольная работа №1

Тема: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни»

ВАРИАНТ – 2.

Часть 1.

Выберите ОДИН правильный ответ

1. Где есть бактерии?

а) практически всюду

б) только на суше

в) только в почве

г) только в воздухе и воде

2. Сколько растут растения?

а) 1 год

б) 2 года

в) 10 лет

г) всю жизнь

3. Благодаря чему жизнь на Земле не прерывается?

а) раздражимость

б) клеточное строение

в) размножение

г) индивидуальное развитие

4. Главной особенностью почвенной среды является:

а) повышенное содержание кислорода и углекислого газа, а также отсутствие света

б) повышенное содержание кислорода и пониженное углекислого газа, а также наличие света

в) пониженное содержание кислорода и углекислого газа, а также наличие света

г) пониженное содержание кислорода и повышенное содержание углекислого газа, а также отсутствие света

5. Животные, обитающие в почве, имеют маленькие глазки, или они у них отсутствуют по причине:

а) избыток количество влаги

б) отсутствие в почве света

в) наличие в почве твердых частичек, которые могут повредить глаза

г) недостатка кислорода и избытка углекислого газа

6. В природе насчитывается сред обитания:

а) 1

б) 3

в) 2

г) 4

7. Дышать в водной среде животные могут с помощью:

а) легких

б) трахей или легких

в) трахей

г) жабр или кожи

8. Выберите правильную последовательность систематики животных

а) царство, подцарство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид

б) царство, подцарство, отряд, тип, семейство, отряд

в) царство, подцарство, отряд, класс, род, вид, тип

г) царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид

9. Некоторые водоросли удерживаются в верхних слоях воды благодаря тому, что

а) ведут прикрепленный образ жизни

б) ткани содержат пузырьки воздуха

в) ткани содержат слизь

г) все ответы не правильные

10. За какой период формируется 1 сантиметр плодородного слоя почвы?

а) за 10 лет

б) за 1000 лет

в) за 100 лет

г) за 1 год

11. Как называется способность почвы удовлетворять потребности растений в питательных веществах, воде, воздухе?

а) полив

б) плодородие

в) эрозия

г) воздухопроницаемость

12. Как называется наука, которая изучает почвы?

а) ботаника

б) почвоведение

в) почвоустройство

г) земледелие

13. На что влияет наличие воды и света

а) на численность и распространение организмов

б) на плодородие

в) на возобновление растений и их внешний вид

г) на жизненные процессы и плодородие

14. Что помогает справиться с сильным течением и развить большую скорость крупным животным, обитающим в толще воды?

а) легкие

б) прикрепленный образ жизни

в) торпедовидная форма тела

г) брюшная и ротовая присоска

15. Трутовики, дрожжи, плесень на пищевых продуктах – это

а) растения

б) бактерии

в) животные

г) грибы

16. Что общего у грибов и животных?

а) питаются готовыми органическими веществами

б) грибы неподвижны и постоянно растут

в) поселяются на теле растений

г) поселяются на пищевых продуктах

Часть 2.

Выберите НЕСКОЛЬКО правильных ответов

17. Под действием чего может разрушаться плодородный слой почвы?

а) из-за неправильного полива

б) из-за плохой погоды

в) из-за неправильной распашки земель

г) из-за отсутствия животных

18. Какими могут быть растения по отношению к свету?

а) теневыносливые

б) тенеустойчивые

в) тенелюбивые

г) умеренные

д) светолюбивые

е) светоустойчивые

ж) светочувствительные

19. Установите соответствие между животным и средой обитания

Тигр, дождевой червь, кит, лягушка, клоп, ленточные черви, клещ, дельфин, бычий цепень, актиния

1.наземно-воздушная.

2. вода

3. почва

4. организменная

Часть 3.

Дайте развернутый ответ

20. Объясните значение света в жизни растений и животных

kopilkaurokov.ru

Проверочная работа по биологии "Среды обитания живых организмов" (5 класс)

Проверочная работа «Среды обитания живых организмов»

Задание №1

Какие утверждения верны

1. Летучие мыши населяют наземно-воздушную среду обитания.

2. У всех водных животных орган передвижения-плавники.

3.Изменение температуры воздуха - это фактор живой природы.

4. Дельфин и акула имеют внешнее сходство, потому что населяют одну и ту же среду обитания.

5. Большинство насекомых занимает водную среду обитания.

6. Пиявки занимают водную среду обитания.

7. На растения оказывают влияние только факторы неживой природы.

8. У крота плоские передние лапы с большими когтями, так как он живет в почве.

9. Различают 2 среды обитания: наземно-воздушную и водную.

10. Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.

11. Крупные кенгуру совершают прыжки в длину до нескольких метров.

12. Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в воздушной среде.

13. Дельфины, как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и снова ныряют.

14. Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания.

15. Воздушная среда довольно плотная, и в ней передвигаться нелегко. Зачастую в ней не хватает кислорода для дыхания животных. Обитатели этой среды часто имеют плавники как приспособления к движению.

16. Воздушная среда-это дом для животных, имеющих крылья. Легкая, неплотная среда.

17. В водную среду проникает мало света, а на большую глубину свет совсем не проникает.

18. Ноги животных в водной среде приспособлены к бегу, прыжкам.

19. Организменная среда –это среда жизни животных –паразитов.

20. У обитателей почвы плохо развито зрение.

Задание №2

Тест с выбором одного правильного ответа

  1. Значительные перепады температуры характерны для:

а) почвенной среды; б) наземно-воздушной среды

в) подземных пещер; г) водной среды.

2. В водной среде животные прспособились к недостатку:

а) кислорода; б) тепла; в) влаги; г) азота.

3. Много разных грибов, бактерий и насекомых обитает в:

а) водной среде; б) почвенной среде; в) пустынях; г) пещерах.

4. В степях и пустынях растения приспособились к недостатку:

а) кислорода; б) тепла; в) влаги; г) освещения.

5. Водные растения не обитают на большой глубине, так как там недостаточно:

а) тепла; б) углекислого газа; в) света; г) почвы.

6. У многих животных, обитающих в почве, плохо развито:

а) зрение; б) обоняние; в) слух; г) вкус.

Задание №3

Как вы думаете, в каких средах обитают насекомые, ножки которых изображены на рисунках 1-4?

4.

3.

1...

2.

hello_html_m7c2541cb.pnghello_html_1b079006.pnghello_html_m2e1574fc.pnghello_html_m6abb875d.png

Соотнесите цифру рисунка с буквой среды обитания.

А. Водная Б. Наземно-воздушная В. Почвенная

Задание №4

Какое животное зашифровано в ребусе?

Дай ему характеристику по плану:

  1. Одноклеточное или многоклеточное.

  2. К какому Царству относится?

  3. Какую среду обитания занимает?

  4. Как приспособлено к этой среде?

Задание №5

ПОДУМАЙ.

Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть

- О чем говорят эти расчеты ученых?

infourok.ru

Контрольная работа для 5 класса по теме "Разнообразие живых организмов. Среды жизни"

Контрольная работа № 1

по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни»

Вариант 1

Выберите ОДИН правильный ответ:

1. Растения в отличие от животных: а) активно передвигаются, б) растут в течении всей жизни, в) состоят из клеток, г) имеют ограниченный рост.

2. Наука о живых организмах: а) география, б) микробиология, в) биология, г) химия.

3. К экологическим факторам живой природы относится: а) ветер, б) дождь, в) тип почвы, г) бактерии.

4. Растения по типу питания являются: а) автотрофами, б) разрушителями, в) гетеротрофами, г) потребителями.

5. Для какой среды обитания характерно полное отсутствие атмосферного кислорода: а) водная, б) наземно-воздушная, в) почвенная, г) организменная.

6. От чего зависит количество содержания воздуха и воды в почве: а) от растений, б) от типа почвы, в) от животных, г) от климата.

7. К естественным растительным сообществам относятся:

а) степи, б) сады, в) парки, г) огороды.

8. Взаимоотношения «паразит - хозяин» - это пример: а) конкуренции, б) хищничества, в) симбиоза, г) фактора неживой природы.

9. Совокупность разных видов растений, которые живут совместно, влияют друг на друга, образуют: а) один вид, б) природное сообщество, в) растительное сообщество, г) один класс.

10. Пример деятельности человека как экологического фактора является: а) испарение воды, б) образование гор, в) воздействие вирусов, г) вырубка лесов.

11.Определите верность утверждения (напротив номера вопроса напишите «да» или «нет»):

Утверждение

«да» или «нет»

1

грибы и бактерии в природном сообществе играют роль разрушителей органических веществ

2

экологические факторы всегда благоприятно действуют на животных

3

в почве обитает наибольшее количество организмов на единицу площади

4

плотность воды выше плотности воздуха

12. Определите, какой тип взаимоотношений организмов наблюдается в данном случае:

Зелёные водоросли используют шерсть ленивца как среду обитания. Ленивец же становится зеленоватым и незаметным для хищников среди листвы.

13. Ответьте на вопросы:

Что такое растительное сообщество?

Приведите примеры естественных и искусственных растительных сообществ. В чём различие между ними?

Контрольная работа № 1

по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни»

Вариант 2

Выберите ОДИН правильный ответ:

1. Наука о растениях: а) зоология, б) ботаника, в) микология, г) микробиология.

2. Животные отличаются от других организмов: а) неограниченным ростом,

б) прикреплённым образом жизни, в) активным движением, г) автотрофным питанием.

3. К экологическим факторам неживой природы относят:

а) грибы, б) свет, в) вирусы, г) бактерии.

4. Животные по типу питания являются:

а) автотрофами, б) разрушителями, в) гетеротрофами, г) производителями.

5. К искусственным растительным сообществам относятся: а) степи, б) сады, в) болота, г) луга.

6. Совокупность видов растений, животных, грибов, бактерий, живущих совместно, и влияющих друг на друга, образуют: а) одно царство, б) природное сообщество,

в) растительное сообщество, г) один класс.

7. Для наземно - воздушной среды обитания характерно:

а) высокая плотность, б) большие колебания температур, в) низкое содержание кислорода, г) постоянство температуры.

8. Органические вещества почвы - это: а) глина, б) песок, в) перегной, г) вода.

9. Пример деятельности человека как экологического фактора является: а) образование гор, б) использование ядохимикатов, в) воздействие бактерий, г) испарение.

10. Функцию разрушителей в природном сообществе выполняют:

а) растения, б) бактерии, в) растительноядные животные, г) хищники.

11.Определите верность утверждения (напротив номера вопроса напишите «да» или «нет»):

Утверждение

«да» или «нет»

1

наличие воды и света влияет на численность и распространение организмов на поверхности суши

2

по типу питания растения являются автотрофами

3

в кишечнике человека есть бактерии, способствующие перевариванию и усвоению пищи

4

экологические факторы всегда действуют отрицательно на растения

12. Определите, какой тип взаимоотношений организмов наблюдается в данном случае:

Некоторые виды муравьёв питаются сахаристыми выделениями тлей, взаимен муравьи защищают тлю от хищников.

13. Ответьте на вопросы:

Что такое природное сообщество? Приведите примеры природных сообществ.

Назовите, какие функции выполняют растения, животные, грибы и бактерии в природном сообществе?

multiurok.ru

Контрольная работа по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни»

Контрольная работа по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни» Вариант 1 Выберите ОДИН правильный ответ: 1. Растения в отличие от животных: а) активно передвигаются, б) растут в течении всей жизни, в) состоят из клеток, г) имеют ограниченный рост. 2. Наука о живых организмах: а) география, б) микробиология, в) биология, г) химия. 3. К экологическим факторам живой природы относится: а) ветер, б) дождь, в) тип почвы, г) бактерии. 4. Растения по типу питания являются: а) автотрофами, б) разрушителями, в) гетеротрофами, г) потребителями. 5. Для какой среды обитания характерно полное отсутствие атмосферного кислорода: а) водная, б) наземно-воздушная, в) почвенная, г) организменная. 6. От чего зависит количество содержания воздуха и воды в почве: а) от растений, б) от типа почвы, в) от животных, г) от климата. 7. К естественным растительным сообществам относятся: а) степи, б) сады, в) парки, г) огороды. 8. Взаимоотношения «паразит - хозяин» - это пример: а) конкуренции, б) хищничества, в) симбиоза, г) фактора неживой природы. 9. Совокупность разных видов растений, которые живут совместно, влияют друг на друга, образуют: а) один вид, б) природное сообщество, в) растительное сообщество, г) один класс. 10. Пример деятельности человека как экологического фактора является: а) испарение воды, б) образование гор, в) воздействие вирусов, г) вырубка лесов. 11.Определите верность утверждения (напротив номера вопроса напишите «да» или «нет»): № Утверждение «да» или «нет» 1 грибы и бактерии в природном сообществе играют роль разрушителей органических веществ 2 экологические факторы всегда благоприятно действуют на животных 3 в почве обитает наибольшее количество организмов на единицу площади 4 плотность воды выше плотности воздуха 12. Определите, какой тип взаимоотношений организмов наблюдается в данном случае: Зелёные водоросли используют шерсть ленивца как среду обитания. Ленивец же становится зеленоватым и незаметным для хищников среди листвы. 13. Ответьте на вопросы: Что такое растительное сообщество? Приведите примеры естественных и искусственных растительных сообществ. В чём различие между ними? Контрольная работа по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни» Вариант 2 Выберите ОДИН правильный ответ: 1. Наука о растениях: а) зоология, б) ботаника, в) микология, г) микробиология. 2. Животные отличаются от других организмов: а) неограниченным ростом, б) прикреплённым образом жизни, в) активным движением, г) автотрофным питанием. 3. К экологическим факторам неживой природы относят: а) грибы, б) свет, в) вирусы, г) бактерии. 4. Животные по типу питания являются: а) автотрофами, б) разрушителями, в) гетеротрофами, г) производителями. 5. К искусственным растительным сообществам относятся: а) степи, б) сады, в) болота, г) луга. 6. Совокупность видов растений, животных, грибов, бактерий, живущих совместно, и влияющих друг на друга, образуют: а) одно царство, б) природное сообщество, в) растительное сообщество, г) один класс. 7. Для наземно - воздушной среды обитания характерно: а) высокая плотность, б) большие колебания температур, в) низкое содержание кислорода, г) постоянство температуры. 8. Органические вещества почвы - это: а) глина, б) песок, в) перегной, г) вода. 9. Пример деятельности человека как экологического фактора является: а) образование гор, б) использование ядохимикатов, в) воздействие бактерий, г) испарение. 10. Функцию разрушителей в природном сообществе выполняют: а) растения, б) бактерии, в) растительноядные животные, г) хищники. 11.Определите верность утверждения (напротив номера вопроса напишите «да» или «нет»): № Утверждение «да» или «нет» 1 наличие воды и света влияет на численность и распространение организмов на поверхности суши 2 по типу питания растения являются автотрофами 3 в кишечнике человека есть бактерии, способствующие перевариванию и усвоению пищи 4 экологические факторы всегда действуют отрицательно на растения 12. Определите, какой тип взаимоотношений организмов наблюдается в данном случае: Некоторые виды муравьёв питаются сахаристыми выделениями тлей, взамен муравьи защищают тлю от хищников. 13. Ответьте на вопросы: Что такое природное сообщество? Приведите примеры природных сообществ. Назовите, какие функции выполняют растения, животные, грибы и бактерии в природном сообществе? Данная контрольная работа предназначена для учащихся 5-х классов. Работа для контроля и систематизации знаний по теме: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни». Задания разработаны в двух вариантах. Критерии для оценивания: За правильный ответ на вопросы № 1- 10 - 1 балл, за правильно выполненное задание № 11 - 2 балла, за правильный ответ на вопрос №12 - 1 балл, за наиболее полный и правильный ответ на вопрос № 13 - максимум 3 балла. Итого за работу максимум: 16 баллов. Оценки: «5» - 14-16 баллов «4» - 12 -13 баллов «3» - 8 - 11 баллов «2» - 7 и менее баллов

schoolfiles.net

Контрольная работа по биологии Разнообразие живых организмов. Среды жизни (5 класс)

Тема урока: Контрольная работа № 1 по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни»

Тип урока: контроль знаний

Задачи урока: Контроль и систематизация знаний о признаках живых организмов, царствах живой природы, природных сообщест­вах и средах жизни, деятельности организмов в природе. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

Оборудование к уроку: инструктивные карточки

Структура УРОКА

  1. Организационная часть — 2—3 мин.

  2. Выполнение контрольной работы — 35-40 мин.

  3. Сообщение задания на дом — 3—4 мин.

  4. Завершение урока, рефлексия — 1—2 мин.

ХОД УРОКА

  1. Организационная часть

  2. Выполнение контрольной работы

Вариант 1.

Ответьте на вопросы тестирования

  1. Биологические сведения начали накапливаться:

А) древними людьми 20 000 лет назад Б) со времен древних цивилизаций Египта, Месопотамии В) древними греками, в частности, Аристотелем и Теофрастом Г) только в последние века

2. Наука о животных:

А) ботаника Б) микробиология В) зоология Г) анатомия Д) Микология

3. Наука о грибах:

А) ботаника Б) микробиология В) зоология Г) анатомия Д) Микология

4. Горные породы и минералы составляют:

А) атмосфера Б) гидросфера В) биосфера Г) литосфера

5. Выберите характеристику животных:

А) Самые древние живые организмы на Земле Б) Растут до определенного возраста В) создают органические вещества Г) приспособлены к разным условиям обитания

6. Классификацией живых организмов занимается наука:

А) экология Б) систематика В) зоология Г) ботаника

7. На человека экологические факторы:

А) оказывают влияние, но в зависимости от сезона года Б) оказывают влияние, как и на все живые организмы В) оказывает влияние, но в большей степени, чем на все живые организмы Г) не оказывают влияние, как и на все живые организмы

8. Животным свет необходим для:

А) создания органических веществ Б) дыхания В) ориентация в пространстве Г) создания жилища

9. Животные, обитающие в условиях умеренного увлажнения, могут обитать в:

А) пустынях Б) прудах В) лесах Г) морях

10. Выберите светолюбивые растения:

А) растения полога елового или дубового леса Б) растения опушек леса, полян В) растения открытых пространств

Ответьте на вопросы:

  1. Опишите приспособления организмов к наземно-воздушной среде

  2. Назовите факторы живой природы

Вариант 2

Ответьте на вопросы тестирования

  1. Согласно произведения Аристотеля «Лестница существ» в природе:

А) тела неживой природы и живые организмы имеют одинаково сложное строение

Б) происходит постепенный переход от живых организмов к более сложным телам неживой природы В) тела неживой природы и живые организмы имеют одинаково простое строение Г) происходит постепенный переход от неживых тел к более сложным живым организмам

2. Наука о растениях:

А) ботаника Б) микробиология В) зоология Г) анатомия Д) Микология

3. Наука о бактериях:

А) ботаника Б) микробиология В) зоология Г) анатомия Д) Микология

4. Для сохранения природы очень важны знания науки:

А) экология Б) микробиология В) зоология Г) анатомия Д) Микология

5. Выберите характеристику растений:

А) Самые древние живые организмы на Земле Б) Растут до определенного возраста В) создают органические вещества Г) приспособлены к разным условиям обитания

6. Самым многочисленным типом живых организмов является:

А) Моллюски Б) Хордовые В) Членистоногие Г) Кишечнополостные

7. Самой крупной группой, в которую объединяются живые организмы, является:

А) вид Б) семейство В) царство Г) отряд

8. Если рыба обитает в быстрых горных реках, то ей:

А) требуется высокое содержание кислорода в воде Б) не требуется высокое содержание кислорода в воде В) требуется постоянное передвижение воды Г) требуется постоянная температура воды

9. Выберите приспособления к водной среде:

А) развитые корни Б) шерстной покров В) наличие жабр Г) развитое зрение

10. Выберите теневыносливые растения:

А) растения полога елового или дубового леса Б) растения опушек леса, полян В) растения открытых пространств

Ответьте на вопросы:

  1. Опишите приспособления организмов к водной среде

  2. Назовите факторы неживой природы

2

docbaza.ru

Контрольная работа - Водная среда жизни и адаптация к ней организмов

Федеральное агентство по рыболовству

ФГОУ ВПО Камчатский Государственный технический университет

Кафедра экологии и природопользования

Дисциплина экология

Реферат на тему

“Водная среда жизни и адаптация к ней организмов ”

Выполнил Проверил

Студент группы 11ПЖб Доцент

Сазонов П.А. Ступникова Н.А.

Петропавловск-Камчатский

2011

Содержание

Введение…………………………………….3

Общая характеристика……………………...3- 4

Экологические зоны Мирового океана………….4

Основные свойства водной среды………………….5

· Плотность…………………………………….5- 6

· Кислородный режим…………………………6-7

· Солевой режим……………………………….7-8

· Температурный режим………………………8

· Световой режим………………………………..8- 9

Специфические приспособления гидробионтов………..10- 11

Особенности адаптации растений к водной среде………11- 12

Особенности адаптации животных к водной среде……..12- 14

Список литературы…………………………………………15

Введение

На нашей планете живые организмы освоили четыре основные среды

обитания. Водная среда была первой, в которой возникла и

распространилась жизнь. Только потом организмы овладели

наземно-воздушной, создали и заселили почву и сами стали четвертой

специфической средой жизни.

Вода как среда обитания имеет ряд специфических свойств, таких как

большая плотность, сильные перепады давления, малое содержание

кислорода, сильное поглощение солнечных лучей. Кроме того, водоемы и

их отдельные участки различаются солевым режимом, скоростью течений,

содержанием взвешенных частиц. Для некоторых организмов имеют значение

также свойства грунта, режим разложения органических остатков и т.д.

Поэтому наряду с адаптациями к общим свойствам водной среды ее

обитатели должны быть приспособлены и к разнообразным частным

условиям.

Все обитатели водной среды получили в экологии общее название

гидробионтов.

Гидробионты населяют Мировой океан, континентальные водоемы и

подземные воды.

Общая характеристика

Гидросфера как водная среда жизни занимает около 71% площади и 1/800 часть объема земного шара. Основное количество воды, более 94%, сосредоточено в морях и океанах. В пресных водах рек, озер количество воды не превышает 0,016% общего объема пресной воды.

В океане с входящими в него морями прежде всего различают две экологические области: толщу воды — пелагиаль и дно — бенталь. В зависимости от глубины бенталь делится на сублиторальную зону — область плавного понижения суши до глубины 200 м, батиальную — область крутого склона и абиссальную зону — океанического ложа со средней глубиной 3-6 км. Более глубокие области бентали, соответствующие впадинам океанического ложа (6-10 км) называются ультраабиссалью. Кромка берега, заливаемая во время приливов, называется литоралью. Часть берега выше уровня приливов, увлажняемая брызгами прибоя, называется суперлиторалью.

Открытые воды Мирового океана также делятся на зоны по вертикали соответствующие зонам бентали: эпипелигиаль, батипелигиаль, абиссопелигиаль.

В водной среде обитает примерно 150 000 видов животных, или около 7% общего их количества и 10 000 видов растений (8%).

Удельный вес рек, озер и болот, как уже было отмечено ранее, по сравнению с морями и океанами незначителен. Однако они создают необходимый для растений, животных и человека запас пресной воды.

Характерной чертой водной среды является ее подвижность, особенно в проточных, быстро текущих ручьях и реках. В морях и океанах наблюдаются приливы и отливы, мощные течения, штормы. В озерах вода перемещается под действием температуры и ветра.

Экологические зоны Мирового океана

В любом водоеме можно выделить различные по условиям зоны. В океане

вместе с входящими в него морями различают, прежде всего, две

экологические области: пелагиаль – толща воды и бенталь –

дно.

В зависимости от глубины бенталь делится на сублиторальную зону – область плавного понижения суши до глубины

примерно 200 м, батиальную – область крутого склона и абиссальную

зону – океанического ложа со средней глубиной 3-6 км. Еще более

глубокие области бентали, соответствующие впадинам океанического ложа,

называют ультрабенталью. Кромка берега, заливаемая во время приливов,

называется литоралью. Часть берега выше уровня приливов, увлажняемая

брызгами, называется супралиторалью .

Естественно, что, например, обитатели сублиторали живут в условиях

относительно невысокого давления, дневного солнечного освещения, часто

довольно значительных изменений температурного режима. Обитатели

абиссальных и ультраабиссальных глубин существуют во мраке, при

постоянной температуре и давлении в несколько сотен, а иногда и около

тысячи атмосфер. Поэтому одно лишь указание на то, в какой зоне

бентали обитает тот или иной вид организмов, уже говорит о том, какими

общими экологическими свойствами он должен обладать.

Все население дна океана получило название бентоса. Организмы,

обитающие в толще воды, или пелагиали, относятся к пелагосу.

Пелагиаль также делят на вертикальные зоны, соответствующие по глубине

зонам бентали: эпипелагиаль, батипелагиаль, абиссопелагиаль. Нижняя

граница эпипелагиали (не более 200 м) определяется проникновением

солнечного света в количестве, достаточном для фотосинтеза. Зеленые

растения глубже этих зон существовать на могут. В сумеречных

батиальных и полных мрака абиссальных глубинах обитают лишь

микроорганизмы и животные. Разные экологические зоны выделяются и во

всех других типах водоемов: озерах, болотах, прудах, реках и т.д.

Разнообразие гидробионтов, освоивших все эти места обитания, очень

велико.

Основные свойства водной среды

1. Плотность воды

это фактор, определяющий условия передвижения водных организмов и

давление на разных глубинах. Для дистиллированной воды плотность равна

1 г/см 3 при +4 0 С. Плотность природных вод, содержащих растворенные

соли, может быть больше, до 1, 35 г/см 3. Давление возрастает с

глубиной примерно в среднем на 1 атмосферу на каждые 10 м.

В связи с резким градиентом давления в водоемах гидробионты в целом

значительно более эврибатны по сравнению с сухопутными организмами.

Некоторые виды, распространенные на разных глубинах, переносят

давление от нескольких до сотен атмосфер.

Однако многие обитатели морей и океанов относительно стенобатны и

приурочены к определенным глубинам. Стенобатность обычно свойственна

мелководным и глубоководным видам.

Плотность воды обеспечивает возможность опираться на нее, что

особенно важно для бесскелетных форм. Опорность среды служит условием

парения в воде, и многие гидробионты приспособлены именно к этому

образу жизни. Взвешенные, парящие в воде организмы объединяют в особую

экологическую группу гидробионтов планктон.

В составе планктона одноклеточные водоросли, простейшие, медузы,

сифонофоры, гребневики, крылоногие и киленогие моллюски, разнообразные

мелкие рачки, личинки донных животных, икра и мальки рыб и многие

другие. Планктонные организмы обладают многими сходными адаптациями,

повышающими их плавучесть и препятствующими оседанию на дно. К таким

приспособлениям относятся: 1) общее увеличение поверхности тела за

счет уменьшения размеров, сплющенности, удлинения, развития

многочисленных выростов и щетинок, что увеличивает трение о воду; 2)

уменьшение плотности за счет редукции скелета, накопления в теле

жиров, пузырьков газа и т.д.

Одноклеточные водоросли фитопланктон парят в воде пассивно,

большинство же планктонных животных способно к активному плаванию, но

в ограниченных пределах. Планктонные организмы не могут преодолевать

течения и переносятся ими на большие расстояния. Многие виды

зоопланктона способны, однако, на к вертикальным миграциям в толще

воды на десятки и сотни метров как за счет активного передвижения, так

и за счет регулирования плавучести своего тела. Особую разновидность

планктона составляет экологическая группа нейстона обитатели

поверхностной пленки воды на границе с воздушной средой.

Плотность и вязкость воды сильно влияют на возможность активного

плавания. Животных, способных к быстрому плаванию и преодолению силы

течений, объединяют в экологическую группу нектона. Представители

нектона рыбы, кальмары, дельфины. Быстрое движение в водной толще

возможно, лишь при наличии обтекаемой формы тела и сильно развитой

мускулатуры. Торпедовидная форма вырабатывается у всех хороших

пловцов, независимо от их систематической принадлежности и способа

движения в воде: реактивного, за счет изгибания тела, с помощью

конечностей.

2. Кислородный режим

Коэффициент диффузии кислорода в воде примерно в 320 тыс. раз ниже,

чем в воздухе, а общее содержание его не превышает 10 мл в 1 литре

воды, это в 21 раз ниже, чем в атмосфере. Поэтому условия дыхания

гидробионтов значительно усложнены. Кислород поступает в воду в

основном за счет фотосинтетической деятельности водорослей и диффузии

из воздуха. Поэтому верхние соли водной толщи, как правило, богаче

кислородом, чем нижние. С повышением температуры и солености воды

концентрация в ней кислорода понижается. В слоях, сильно заселенных

бактериями и животными, может создаваться резкий дефицит кислорода

изза усиленного его потребления.

Среди водных обитателей много видов, способных переносить широкие

колебания содержания кислорода в воде, вплоть до почти полного его

отсутствия (эвриоксибионты). Вместе с тем ряд видов стеноксибионтны

они могут существовать лишь при достаточно высоком насыщении воды

кислородом. Многие виды способны при недостатке кислорода впадать в

неактивное состояние аноксибиоз и таким образом переживать

неблагоприятный период.

Дыхание гидробионтов осуществляется либо через поверхность тела,

либо через специализированные органы жабры, легкие, трахеи.

При этом покровы могут служить дополнительным органом дыхания. Если

через покровы тела происходит газообмен, то они очень тонки. Дыхание

облегчается также увеличением поверхности. Это достигается в ходе

эволюции видов образованием различных выростов, уплощением,

удлинением, общим уменьшением размеров тела. Некоторые виды при

нехватке кислорода активно изменяют величину дыхательной поверхности.

Многие сидячие и малоподвижные животные обновляют вокруг себя воду,

либо создавая ее направленный ток, либо колебательными движениями

способствуя ее перемешиванию.

У некоторых видов встречается комбинирование водного и воздушного

дыхания. Вторичноводные животные сохраняют обычно атмосферное дыхание

как более выгодный энергетически и нуждаются поэтому в контактах с

воздушной средой.

Нехватка кислорода в воде приводит иногда к катастрофическим

явлениям заморам, сопровождающимся гибелью множества гидробионтов.

Зимние заморы часто вызываются образованием на поверхности водоемов

льда и прекращением контакта с воздухом; летние повышением температуры

воды и уменьшением вследствие этого растворимости кислорода. Заморы

чаще возникают чаще возникают в прудах, озерах, реках. Реже заморы

происходят в морях. Кроме недостатка кислорода, заморы могут быть

вызваны повышением концентрации в воде токсичных газов метана,

сероводорода и других, образующихся в результате разложения

органических материалов на дне водоемов.

3. Солевой режим

Поддержание водного баланса гидробионтов имеет свою специфику. Если

для наземных животных и растений наиболее важно обеспечение организма

водой в условиях ее дефицита, то для гидробионтов не менее существенно

поддержание определенного количества воды в теле при ее избытке в

окружающей среде. Излишнее количество воды в клетках приводит к

изменению в них осмотического давления и нарушению важнейших жизненных

функций.

Большинство водных обитателей пойкилосмотичны: осмотическое давление

в их теле зависит от солености окружающей воды. Поэтому для

гидробионтов основной способ поддерживать свой солевой баланс это

избегать местообитаний с неподходящей соленостью. Пресноводные формы

не могут существовать в морях, морские не переносят опреснения. Если

соленость воды подвержена изменениям, животные перемещаются в поисках

благоприятной среды. Позвоночные животные, высшие раки, насекомые и их

личинки, обитающие в воде, относятся к гомойосмотическим видам,

сохраняя постоянное осмотическое давление в теле независимо от

концентрации солей в воде.

У пресноводных видов соки тела гипертоничны по отношению к

окружающей среде. Им угрожает излишнее обводнение, если не

препятствовать поступлению или не удалять избыток воды из тела. У

простейших это достигается работой выделительных вакуолей, у

многоклеточных удалением воды через выделительную систему. Некоторые

инфузории каждые 2-2,5 минуты выделяют количество воды, равное объему

тела. На «откачку» избыточной воды клетка затрачивает очень много

энергии. С повышением солености работа вакуолей замедляется.

Если вода гипертонична по отношению к сокам тела гидробионтов, им

грозит обезвоживание в результате осмотических потерь. Защита от

обезвоживания достигается повышением концентрации солей также в теле

гидробионтов. Обезвоживанию препятствуют непроницаемые для воды

покровы гомойосматических организмов млекопитающих, рыб, высших раков,

водных насекомых и их личинок. Многие пойкилосмотические виды

переходят к неактивному состоянию анабиозу в результате дефицита воды

в теле при возрастании солености. Это свойственно видам, обитающим в

лужах морской воды и на литорали: коловраткам, жгутиковым, инфузориям,

некоторым рачкам и др. Солевой анабиоз средство переживать

неблагоприятные периоды в условиях переменной солености воды.

Истинно эвригалинных видов, способных в активном состоянии обитать

как в пресной, так и в соленой воде, среди водных обитателей не так уж

много. В основном это виды, населяющие эстуарии рек, лиманы и другие

солоноватоводные водоемы.

4. Температурный режим водоемов

более устойчив, чем на суше. Это связано с физическими свойствами

воды, прежде всего высокой удельной теплоемкостью, благодаря которой

получение или отдача значительного количества тепла не вызывает

слишком резких изменений температуры. Амплитуда годовых колебаний

температуры в верхних слоях океана не более 10-15 0 С, в

континентальных водоемах 30-35 0 С. Глубокие слои воды отличаются

постоянством температуры. В экваториальных водах среднегодовая

температура поверхностных слоев +26...+27 0 С, в полярных около 0 0 С

и ниже. Таким образом, в водоемах существует довольно значительное

разнообразие температурных условий. Между верхними слоями воды с

выраженными в них сезонными колебаниями температуры и нижними, где

тепловой режим постоянен, существует зона температурного скачка, или

термоклина. Термоклин резче выражен в теплых морях, где сильнее

перепад температуры наружных и глубинных вод.

В связи с более устойчивым температурным режимом воды среди

гидробионтов в значительно большей мере, чем среди населения суши,

распространена стенотермность. Эвритермные виды встречаются в основном

в мелких континентальных водоемах и на литорали морей высоких и

умеренных широт, где значительны суточные и сезонные колебания

температуры.

5. Световой режим водоемов

Света в воде гораздо меньше, чем в воздухе. Часть падающих на

поверхность водоема лучей отражается в воздушную среду. Отражение тем

сильнее, чем ниже положение Солнца, поэтому день под водой короче, чем

на суше. Быстрое убывание количества света с глубиной связано с

поглощением его водой. Лучи с разной длиной волны поглощаются

неодинаково: красные исчезают уже недалеко от поверхности, тогда как

синезеленые проникают гораздо глубже. Сгущающиеся с глубиной сумерки

имеют сначала зеленый, затем голубой, синий и синефиолетовый цвет,

сменяясь наконец постоянным мраком. Соответственно сменяют друг друга

с глубиной зеленые, бурые и красные водоросли, специализированные на

улавливание света с разной длиной волны. Окраска животных меняется с глубиной так же закономерно.

Наиболее ярко и разнообразно окрашены обитатели литоральной и

сублиторальной зон. Многие глубинные организмы, подобно пещерным, не

имеют пигментов. В сумеречной зоне широко распространена красная

окраска, которая является дополнительной к синефиолетовому свету на

этих глубинах. Дополнительные по цвету лучи наиболее полно поглощаются

телом. Это позволяет животным скрываться от врагов, так как их красный

цвет в синефиолетовых лучах зрительно воспринимается как черный.

Поглощение света тем сильнее, чем меньше прозрачность воды, которая

зависит от количества взвешенных в ней частиц. Прозрачность

характеризуют предельной глубиной, на которой еще виден специально

опускаемый белый диск диаметром около 20 см (диск Секки).

Специфические приспособления гидробионтов

Способы ориентации животных в водной среде

Жизнь в постоянных сумерках или во мраке сильно ограничивает

возможности зрительной ориентации гидробионтов. В связи с быстрым

затуханием световых лучей в воде даже обладатели хорошо развитых

органов зрения ориентируются при их помощи лишь на близком расстоянии.

Звук распространяется в воде быстрее, чем в воздухе. Ориентация на

звук развита у гидробионтов в целом лучше, чем зрительная. Ряд видов

улавливает даже колебания очень низкой частоты (инфразвуки),

возникающие при изменении ритма волн, и заблаговременно спускается

перед штормом из поверхностных слоев в более глубокие. Многие

обитатели водоемов млекопитающие, рыбы, моллюски, ракообразные сами

издают звуки. Ракообразные осуществляют это трением друг о друга

разных частей тела; рыбы с помощью плавательного пузыря, глоточных

зубов, челюстей, лучей грудных плавников и другими способами. Звуковая

сигнализация служит чаще всего для внутривидовых взаимоотношений

например, для ориентации в стае, привлечения особей другого пола, и

особенно развита у обитателей мутных вод и больших глубин, живущих в

темноте.

Ряд гидробионтов отыскивает пище и ориентируется при помощи

эхолокации восприятия отраженных звуковых волн. Многие воспринимают

отраженные электрические импульсы, производя при плавании разряды

разной частоты. Известно около 300 видов рыб, способных генерировать

электричество и использовать его для ориентации и сигнализации. Ряд

рыб использует электрические поля также для защиты и нападения.

Для ориентации в глубине служит восприятие гидростатического давления. Оно осуществляется при помощи статоцистов, газовых камер и

других органов.

Наиболее древний способ, свойственный всем водным животным,

восприятие химизма среды. Хеморецепторы многих гидробионтов обладают

чрезвычайной чувствительностью. В тысячекилометровых миграциях,

которые характерны для многих видов рыб, они ориентируются в основном

по запахам, с поразительной точностью находя места нерестилищ или

нагула.

Фильтрация как тип питания

Некоторые гидробионты обладают особым характером питания это

отцеживание или осаждение взвешенных в воде частиц органического

происхождения и многочисленных мелких организмов. Такой способ

питания, не требующий больших затрат энергии на поиски добычи,

характерен для пластинчатожабренных моллюсков, сидячих иглокожих,

полихет, мшанок, асцидий, планктонных рачков и других. Животные

фильтраторы выполняют важнейшую роль в биологической очистке водоемов.

Литоральная зона океана, особенно богатая скоплениями фильтрующих

организмов, работает как эффективная очистительная система.

Специфика приспособлений к жизни в пересыхающих водоемах

На Земле существует много временных, неглубоких водоемов,

возникающие после разлива рек, сильных дождей, таяния снега и т.п. В

этих водоемах, несмотря на краткость их существования, поселяются

разнообразные гидробионты. Общими особенностями обитателей

пересыхающих бассейнов являются способности давать за короткие сроки

многочисленное потомство и переносить длительные периоды без воды.

Представители многих видов при этом закапываются в ил, переходя в

состояние пониженной жизнедеятельности гипобиоза. Многие мелкие виды

образуют цисты, выдерживающие засуху. Другие переживают

неблагоприятный период в стадии высокоустойчивых яиц. Некоторым видам

пересыхающих водоемов присуща уникальная способность высыхать до

состояния пленки, а при увлажнении возобновлять рост и развитие.

Экологическая пластичность является важным регулятором расселения организмов. Гидробионты с высокой экологической пластичностью распространены широко, например, элодея. Противоположный пример — рачок артемия, живущий в небольших водоемах с очень соленой водой, является типичным стеногалинным представителем с узкой экологической пластичностью. По отношению же к другим факторам он обладает значительной пластичностью и в соленых водоемах встречается довольно часто.

Экологическая пластичность зависит от возраста и фазы развития организма. Например, морской брюхоногий моллюск Littorina во взрослом состоянии при отливах ежедневно длительное время находится без воды, однако его личинки ведут планктонный образ жизни и не переносят высыхания.

Особенности адаптации растений к водной среде

Водные растения имеют значительные отличия от наземных растительных организмов. Так, способность водных растений поглощать влагу и минеральные соли непосредственно из окружающей среды отражается на их морфологической и физиологической организации. Характерным для водных растений является слабое развитие проводящей ткани и корневой системы. Корневая система служит главным образом для прикрепления к подводному субстрату и не выполняет функции минерального питания и водоснабжения, как у наземных растений. Питание же водных растений осуществляется всей поверхностью их тела. Значительная плотность воды дает возможность обитания растений во всей ее толще. У низших растений, заселяющих различные слои и ведущих плавающий образ жизни, для этого имеются специальные придатки, которые увеличивают их плавучесть и позволяют им удерживаться во взвешенном состоянии. Высшие гидрофиты имеют слабо развитую механическую ткань. В их листьях, стеблях, корнях располагаются воздухоносные межклеточные полости, увеличивающие легкость и плавучесть взвешенных в воде и плавающих на поверхности органов, что также способствует омыванию внутренних клеток водой с растворенными в ней солями и газами. Гидрофиты отличаются большой поверхностью листьев при малом общем объеме растения, что обеспечивает им интенсивный газообмен при недостатке растворенного в воде кислорода и других газов.

У ряда водных организмов развита разнолистность, или гетерофилия. Так, у сальвинии погруженные листья обеспечивают минеральное питание, а плавающие — органическое.

Важной особенностью адаптации растений к обитанию в водной среде является и то, что листья, погруженные в воду, как правило, очень тонкие. Часто хлорофилл в них располагается в клетках эпидермиса, что способствует усилению интенсивности фотосинтеза при слабом освещении. Такие анатомо-морфологические особенности наиболее четко выражены у водных мхов, валиснерии, рдестов.

От вымывания у водных растений из клеток минеральных солей или выщелачивания защитой является выделение специальными клетками слизи и образование эндодермы из более толстостенных клеток в виде кольца.

Относительно низкая температура водной среды обусловливает отмирание вегетирующих частей у погруженных в воду растений после образования зимних почек и замену летних тонких нижних листьев более жесткими и короткими зимними. Низкая температура воды отрицательно сказывается на генеративных органах водных растений, а высокая ее плотность затрудняет перенос пыльцы. В связи с этим водные растения интенсивно размножаются вегетативным путем. Большинство плавающих на поверхности и погруженных растений выносят цветоносные стебли в воздушную среду и размножаются половым путем. Пыльца разносится ветром и поверхностными течениями. Плоды и семена, которые образуются, также распространяются поверхностными течениями. Это явление носит название гидрохории. К гидрохорным относятся не только водные, а также многие прибрежные растения. Их плоды имеют высокую плавучесть, длительное время находятся в воде и не теряют при этом всхожесть. Например, водой переносятся плоды и семена стрелолиста, сусака, частухи. Плоды многих осок заключены в своеобразные мешочки с воздухом и разносятся водными течениями.

Особенности адаптации животных к водной среде

У животных, обитающих в водной среде, по сравнению с растениями адаптивные особенности более многообразны, к ним относятся такие, как анатомо-морфологические, поведенческие и др.

Животные, обитающие в толще воды, обладают в первую очередь приспособлениями, которые увеличивают их плавучесть и позволяют противостоять движению воды, течениям. Данные организмы вырабатывают приспособления, которые препятствуют поднятию их в толщу воды или уменьшают плавучесть, что позволяет удерживаться на дне, включая и быстро текущие воды.

У мелких форм, живущих в толще воды, отмечается редукция скелетных образований. Так, у простейших (радиолярии) раковины обладают пористостью, кремневые иглы скелета внутри полые. Удельная плотность гребневиков, медуз уменьшается благодаря наличию воды в тканях. Скопление капелек жира в теле способствует увеличению плавучести. Крупные скопления жира наблюдаются у некоторых ракообразных, рыб и китообразных. Удельную плотность тела снижают и тем самым повышают плавучесть плавательные пузыри, наполненные газом, которые имеют многие рыбы. У сифонофор развиты мощные воздухоносные полости.

Для животных, пассивно плавающих в толще воды, характерно не только уменьшение массы, но и увеличение удельной поверхности тела. Это связано с тем, что чем больше вязкость среды и выше удельная поверхность тела организма, тем он медленнее погружается в воду. У животных уплощается тело, на нем образуются шипы, выросты, придатки, например у жгутиковых, радиолярий.

Большая группа животных, обитающих в пресной воде, при передвижении использует поверхностное натяжение воды. По поверхности воды свободно бегают клопы водомерки, жуки вертячки и др. Членистоногое, касающееся воды окончанием своих придатков, покрытых водоотталкивающими волосками, вызывает деформацию ее поверхности с образованием вогнутого мениска. Когда подъемная сила, направленная вверх, больше массы животного, последнее и будет удерживаться на воде благодаря поверхностному натяжению.

Таким образом, жизнь на поверхности воды возможна для сравнительно мелких животных, так как масса растет пропорционально кубу размера, а поверхностное натяжение увеличивается как линейная величина.

Активное плавание у животных осуществляется с помощью ресничек, жгутиков, изгибания тела, реактивным способом за счет энергии выбрасываемой струи воды. Наибольшего совершенства реактивный способ передвижения достиг у головоногих моллюсков.

У крупных животных нередко имеются специализированные конечности (плавники, ласты), тело их обтекаемой формы и покрыто слизью.

Только в водной среде встречаются неподвижные, ведущие прикрепленный образ жизни, животные. Это такие, как гидроиды и коралловые полипы, морские лилии, двустворчатые и др. Для них характерны своеобразная форма тела, незначительная плавучесть (плотность тела больше плотности воды) и специальные приспособления для прикрепления к субстрату.

Водные животные большей частью пойкилотермны. У гомойотермных же (китообразные, ластоногие) образуется значительный слой подкожного жира, который выполняет теплоизоляционную функцию.

Глубоководные животные отличаются специфическими чертами организации: исчезновение или слабое развитие известкового скелета, увеличение размеров тела, нередко — редукция органов зрения, усиление развития осязательных рецепторов и т.д.

Осмотическое давление и ионное состояние растворов в теле животных обеспечивается сложными механизмами водно-солевого обмена. Наиболее распространенным способом поддержания постоянного осмотического давления является регулярное удаление поступающей в организм воды с помощью пульсирующих вакуолей и органов выделения. Так, пресноводные рыбы избыток воды удаляют усиленной работой выделительной системы, а соли поглощают через жаберные лепестки. Морские рыбы вынуждены пополнять запасы воды и поэтому пьют морскую воду, а излишки поступающих с водой солей выводят из организма через жаберные лепестки.

Целый ряд гидробионтов обладают особым характером питания — это отцеживание или осаждение взвешенных в воде частиц органического происхождения, многочисленных мелких организмов. Этот способ питания не требует больших затрат энергии на поиски добычи и характерен для пластинчатожаберных моллюсков, сидячих иглокожих, асцидий, планктонных рачков и др. Животные-фильтраторы выполняют важную роль в биологической очистке водоемов.

В связи с быстрым затуханием световых лучей в воде жизнь в постоянных сумерках или во мраке сильно ограничивает возможности зрительной ориентации гидробионтов. Звук распространяется в воде быстрее, чем в воздухе, и ориентация на звук у гидробионтов развита лучше зрительной. Отдельные виды улавливают даже ультразвуки. Звуковая сигнализация служит больше всего для внутривидовых взаимоотношений: ориентации в стае, привлечения особей другого пола и т.д. Китообразные, например, отыскивают пищу и ориентируются при помощи эхолокации — восприятия отраженных звуковых волн. Принцип локатора дельфина заключается в излучении звуковых волн, которые распространяются перед плывущим животным. Встречая препятствие, например рыбу, звуковые волны отражаются и возвращаются к дельфину, который слышит возникающее эхо и таким образом обнаруживает предмет, вызывающий отражение звука.

Известно около 300 видов рыб, которые способны генерировать электричество и использовать его для ориентации и сигнализации. Ряд рыб (электрический скат, электрический угорь) используют электрические поля для защиты и нападения.

Водным организмам свойственен древний способ ориентации — восприятие химизма среды. Хеморецепторы многих гидробионтов (лососи, угри) обладают чрезвычайной чувствительностью. В тысячекилометровых миграциях они с поразительной точностью находят места нерестилищ и нагула.

Список литературы

1. Акимова Т.А. Экология / Т.А. Акимова, В.В. Хаскин М.: ЮНИТИ, 1998 г.

2. Одум Ю. Общая экология / Ю. Одум М.: Мир. 1986 г.

3. Степановских А.С. Экология / А.С. Степановских М.: ЮНИТИ — 2001

4. Экологический энциклопедический словарь. М.: «Ноосфера», 1999 г.

www.ronl.ru


Смотрите также