Контрольная работа на тему Русская философия. Русская философия контрольная работа


Контрольная работа на тему Русская философия

Тема№7 Русская философия

План: 1)                  П.Я. Чаадаев: место России среди других народов. 2)                  Спор славянофилов и западников. 3)                  В.С. Соловьёв: философия всеединства. 4)                  Н.А. Бердяев о “судьбе” России.

1. П.Я. Чаадаев: место России среди других народов Одним из первых, если не первым в России, Пётр Чаадаев подошел к оценке места России в мире, ее настоящего и будущего не с узких, местнических, а с позиций глобальных, всемирных.  В 1836 году журналом “Телескоп” было опубликовано первое “Философическое письмо”, в котором было выражено отрицательное отношение Чаадаева к России. Такой взгляд на Россию философа является логическим выводом из общих его идей в философии христианства. Чаадаев восхваляет Западную Европу, где “…идеи дома, справедливости, права, порядка родились из самих событий, образовавших там общество… входят необходимым элементом в социальный уклад” и составляют…” … больше, чем психологию:- физиологию европейского человека”. Здесь Чаадаев, очевидно, имеет в виду дисциплинарное влияние римской католической церкви. По отношению к России Чаадаев был настроен крайне критически: ”…мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого”. Чаадаев говорит о вневременности России, т.е. о том, что “ стая как бы вне времени, мы не были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода”. Россия как бы предоставлена сама себе, она выключена из общемирового исторического процесса. “Проведение, - говорит мыслитель,- как будто совсем занималось нашей судьбой, предоставило нас всецело самим себе”. Чаадаев с безоглядной, поразившей современников смелостью сказал об отставании России, об отсталости экономической и политической, социальной и культурной. Более того, - о рабстве, которое охватило не отдельную группу населения, а все общество. Рабство разъело душу страны, развратило всех и каждого. Чаадаев говорит, что Россия ” заблудилась на земле”. Он упрекает русских людей: ” Мы живём одним настоящим… без прошедшего и будущего, мы ничего не восприняли из преемственных идей человеческого рода, исторический опыт для нас не существует”. Но Чаадаев не стремился преобразовать Россию на западный манер, понимая, что никакие заимствования или политические революции, никакие социальные перевороты не приведут к желаемому результату. Философ считает, что русская отсталость таит в себе какой-то высший смысл. По его словам, “…мы принадлежим к числу тех наций, которые существуют для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок”. Этот мотив позже разовьётся у Чаадаева в ряд новых мыслей о России. Так, с 1835 года у философа начинается поворот в сторону иной оценки России. Чаадаев усматривает России высокую миссию “всечеловеческого дела” “Мы призваны обучить Европу множеству вещей, которых ей не понять без этого “ – так пишет теперь Чаадаев. В своём неоконченном произведении “Апология сумасшедшего” Чаадаев пишет (1837): “Мы призваны решить большую часть проблем социального порядка. Ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество”. 2. Спор славянофилов и западников В 20-40-е гг. ХІХ века возникли славянофильские и западнические доктрины. Хотя процесс поляризации славянофилов и западников растянулся на десятилетия, медленные, но неуклонные расхождения между двумя лагерями оформлялись на единой основе, состоящей в поиске путей исторического развития России. Оба направления осознавали своё единство, т.к. критически оценивали крепостническую Россию и дистанцировались от власти. Расходились западники и славянофилы в понимании исторического процесса, его закономорностей и движущих сил, смыслов и целей исторического бытия, конкретных путей развития конкретного народа. Расходились они и в филосовских основах своего мировозрения, ибо славянофилы твёрдо стояли на почве религиозной философии, а западники разделяли основополагающие идеи западноевропейской рационалистической традиции. Вместе с тем славянофилы были блестящими знатоками европейской философии, испытывали плодотворное воздействие идей немецких философов, а западники приходили к пониманию исторической уникальности России. Западничество было в идейном отношении неоднородным. Его сторонников объединяло, во первых, осуждение самодержавно-крепостнического строя России; во-вторых, борьба против теории официальной народности и её формулы ” самодержавие-православие-народность”;в третьих, стремлении к европеизации всех сторон русской жизни. Вместе с тем западники 30-40-х гг. значительно отличались по своей идейной ориентации, поскольку выражали интерессы различных классов русского общества. Славянофилы по своим филосовским взглядам были сторонниками христианской философии, они стремились обосновать новые начала фолософии, примат веры над разумом. Славянофилы обратили взор нации на самобытные русские начала, главные из которых сельская община, православная вера, духовное братство народа и жизнелюбивый русский дух. Первоначальная мировозренческая модель славянофильства ярче всего была сформулирована А.С. Хомяковым и И.Е. Кириевским. Пожалуй, первой цельной западнической концепцией была философия истории П.Я. Чаадаева, хотя фактически в полемике вокруг его идей формировались взгляды “типичных” западников (В.Г. Белинского, А.И. Герцена, В.П. Боткина). Главная цель философских изысканий А.С. Хомякова - история человечества и историческая судьба России. Он предлагает своё понимание сути и движущих сил истории, представляя историю человечества как борьбу двух противоположных начал, не имеющих этнических и географических характеристик. В результате распада единства людей возникли два ведущих культурно-религиозных образования-иранское и кушитское. Хомяков считает, ято Европа развивается по кушитскому типу (это тип огрессивный, устремлённый к материальным благам, строящий свою жизнь на насилии и завоевании), а Россия по иранскому ( символизирует устремлённость народов к свободе, духовному богатству, миру с соседями). Русская история строится на христианских началах, днлающих человека свободным, позваляющих гармонично сочетать в себе индивидуальную религиозную веру и обязательность церковных догматов.А.С.Хомяков верил в мессианское призвание русского народа, сохранившего свою веру. Чтобы восстановить русскую жизнь, ее культуру экономику, чтобы противостоять западным влияниям надо жить. А.И. Герцен стремился переработать идеализм и диалектику на материалестическом основании. В центре его анализа-диалектическое единство бытия и мышления. Постоянно противопоставляя эмпиризм и рационализм, Герцен стремится преодалеть их крайности своим “реалистическим подходом”. Герцен высказывал глубокие и точные, продуктивные суждения об историческом развитии, много пишет об общественных противоречиях, конфликте человека и среды. Философ показывает роль собственности в процессе развития, рассуждает о роли трудищихся в истории, исследует роль социального переворота. Социалестическое будущее человечества связано с торией “русского социализма”, который, будучи общинным ( в отличии от социализмазападноевропейского), может избавить общества от эксплуатации человека человеком. Н.Г. Чернышевский, отталкивается от традиции материалестической и идеалестической фолософии и перерабатывая их, разрабатывает собственное философское учение, которое в своей основесодержит антропологический принцип в философии. Чернышевский исследует прежде всего человека и реальную сферу его существования – общество. Единство общества-в единстве законов, действующих в нём. Для Чернышевского человек как общественное существо – в первую очередь человек трудящийся. Поскольку в основе истории, по Чернышевскому, лежит деятельность людей труда, ее движущей силой являются народные массы. Исследуя конкретные общественные образования, Чернышевский высказывает в общем виде идею о становлении, развитии и неизбежной гибели капитализма. Он, вслед за А.И. Герценом, считает возможным для России и некапиталистический путь развития. Вся жизнь Чернышевского, его философия, социология, эстетика, теория “разумного эгоизма” были подчинены одной идее-идее революционного переустройства общества на социалестических началах. 3. В.С. Соловьёв: философия всеединства В 90-е гг. ХІХ в. Вл.С.Соловьёв сосредатачивается на теоретических вопросах. (“Теоретическая философия”, “Оправдание добра”). В его мировоззрении всё более усиливается эсхатологические, мистические мотивы. Свою философию Вл.Соловьёв разрабатывает на основе идей всеединства. Все прежние фолосовские учения, по Соловьёву, односторонне исходили исключительно из материи, духа, религиозной доктрины, отрицая значимость всего остального, тогда как мир един, внутренне взаимосвязан-всеедин, и первоначалом его является Всеединый дух, охватывающий все формы бытияи сознания. Всеобщий единосвязанный процесс завершается единением мира и Бога, осуществляемый человеком. В этом и состоит великая духовная миссия человека как центра мироздания. Он как бы соединяет весь мир с Богом, благодаря чему человечество переходит в новое, высшее состояние-становится Богочеловеком. Именно в человеке видит русский мыслитель центр единого мира. Основанием филосовской системы всеединства становится религия. Абсолютное в философии Вл. Соловьёва выступает в качестве “всеединого сущего, Бога”, являющегося последней основой всякого бытия. Абсолютное едино в себе самом и одновременно во всем. Абсолютное (Бог) распадается на обсолютное сущее, наделённое “силой бытия” и потенциальной возможностью действительности, и на обсолютное становящееся, которое является производящим началом. Оба начала Абсолюта и едины и противоположны одновременно.Бытие “есть проявление Сущего”, оно дваяко – идеально и реально. В философии всеединства Абсолютное сущее творит бытие путём “отпадения” мировой души. При этом “мировая душа” реализует эволюцию, собирание и развитие природного киоса. Материальный мир, по мнению мыслителя, состоит из разнообразных атомов, каждый из которых есть одновременно монада, обладающая индивидуальностью. Бог – абсолютное сущее, человек – абсолютное становящееся, а полный итог мира выражается понятием “Богочеловечество”, в котором и реалезуется синтез божественного и человеческого. В философской системе Соловьёва значительное место занимает гносеология всеединства. По мнению философа, “цельное знание только тогда будет носить “безусловный характер”, когда оно объеденит в себе чувственный опыт и рациональное мышление, подчинив их вере. Другими словами, существует три вида истины:материальнае, формальная, абсолютная. Их носителями являются, соответственно, наука, философия и религия. Философия всеединства объясняет и направляет, по мысли Соловьёва, практическую деятельность человечества, которое осуществляет “царство бытия” на земле. В основе учения о человеке у него лежит идея единства человека и Абсолюта. С одной стороны, человек – существо материальное, с другой – божественное. Абсолютное в философии всеединства не мыслится вне мира, оно с ним связано. Но разработанной картины мира у Солвьёва нет. В философии всеединства Абсолютное сущее производит, творит бытие, природу, но не переходит в неё полностью. Этот акт превращения Абсолютного в мир вещей и явлений происходит, по словам Вл. Соловьёва “свободным актом мировой души, объединяемый ей мир отпал от Божества и распался сам в себе на множество враждующих элементов. Длинным рядом свободных актов всё это возрастающее множество должно примириться с собой и с Богом и возрадиться в форме обсолютного организма”. Мировой процесс – это, по существу, процесс собирания всемирной; восхождение к единству, к всеединству: от минерального царства – к растительному, от него – к животному, затем к природно – человеческому и, наконец, к царству духовно – человеческому, которое и называется Царством Божим. 4. Н.А. Бердяев. о “судьбе” России Опубликованная в 1946 г. Книга Н.Бердяева “Русская идея” завершила собой примерно вековой период поиска русскими мыслителями ответа на вопрос о сущности “русского начала”, о конечном смысле его бытия. Бердяев приходит к выводам, имеющим отношение к русской идее. 1)                “Русская идея – эсхатологическая, обращенная к концу. Отсюда русский максимализм. Но в русском сознании эсхатологическая идея принимает форму стремления ко всеобщему спасению”. 2)                 “Русская религиозность носит соборный характер. Христиане Запада не знают такой коммюноторности. Русская же идея есть идея коммюноторности братства людей и народов. 3)                 “У русских – иное чувство земли, и сама земля иная, чем у Запада. Русским чужда мистика пасы и крови, но очень близка мистика земли”. 4)                 “Русский народ, по своей вечной идее не любит устройства этого земного града и устремлён к Граду Грядущему, к Новому Иерусалиму,но новый Иерусалим не оторван от огромной русской земли, он с ней связан, и она в него войдёт”. Главным антологическим началом в философии Н.А.Бердяева является свобода. Утверждаемый философом примат свободы над бытием определяет основные постулаты его философского видения мира: примат духа над природой, субъекта над объектом, личности над обществом. Свобода. По мнению Бердяева, - абсолютная, иррациональная категория, она несоизмерима ни с какими другими категориями. Ее уникальность состоит в том, что она добытийственна и существует как нечто, “бездна”, представляет собой иррациональную субстанциональную силу, способную творить из ничего. Эта “бездна” – основа бытия, из неё рождается Боготворец, который в свою очередь рождает мир. Философ утверждает дуализм Бога-творца и несотворённой свободы. Это утверждение освобождает Бога от ответственности за зло, происходящее в мире, таким образом, Бог у Бердяева всеблаг, но не всемогущ. Свобода пронизывает всю человеческую, деятельность. Она – состояние его творящего сознания, которое нельзя рационально, научно объяснить, а можно только пережить. Вне свободы возможна только имитация мысли. Свобода как состояние познания имеет потенцию прорываться в трансцендентное; она “положительная творческая мать”, источник энергии, не подчиняющейся началам термодинамики. Вне знания – свобода – некая недетерминированная ничем трансцендентальная реальность, некоторый предел, “безосновная идея бытия”. Бердяев вводит представление о двух составляющих самой самой свободы, присущей первобытию, то есть человеку; он фиксирует их в понятиях первой и второй свободы. Первая свобода – это самое глубокое определение первобытия, это свобода – произвол; в ней выявляются бесконечные потенции духа. С произвольной, противодуховной реализацией этой свободы и связано “отпадение” мира, переход первобытия (духа) в состояние дуального противостояния мира и духовной сущности человека. Сознание выступает как “затвердение “ духа, как форма его приспособления к миру необходимости. И только к возникшему “затвердевшему” сознанию, которое пытается ориентироваться в мире, наполненном противоречиями, присуща вторая свобода – свобода выбора добра, свобода стремления к совершенству в мире. Объективация существует, по Бердяеву, как неподлинное состояние подлинного бытия, потерявшего свободу. Наиболее наглядно объективация проявляется в социальном мире. Н.А. Бердяев определяет объективацию как социальное царство механических коллективов, как отчужденность в них субъекта, поглощенность личного общим, подавление свободы, господство детерминации, как социализацию человека. Н.А.Бердяев вводит концепцию терминам “опредмечивание” и “отчуждение”. Мир объективации – мир явлений. Объективация есть отчуждение и разобщение. В объективации нет “приобщения”. Она оставляет субъекта в одиночестве, а вместе с тем принуждает к сцеплению и связанности с другими и с другим.  Бердяев рассматривает различные формы объективированного мира: экономику, технику, государство и т.п. Переход культуры в цивилизацию, по Бердяеву, связан с изменением отношения человека к природе. В цивилизации техника господствует не только над природой, но и над духом. Цивилизация буржуазна по своей природе. Буржуазность агрессивна в том отношении, что поглощает души. Бердяев не верит в возможность преобразования социальной жизни на путях бесклассового общества. “Буржуазность есть царство социальной обыденности, царство объективации, удушающее человеческое существование”.

Литература 1) Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х. томах . Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1999.-544с. 2) Лосский Н.О. История русской философии.-М.:Высш.шк., 1991-559с. 3) А.И.Новиков. История русской философии Х-ХХ веков. СПГ.: Издательство ”Лань”,1998-320с. 4) История философии: Учебник/ Ч.С. Кирвель, А.А. Бородич./ Под. ред.Ч.С.Кирвеля.-Мн.: Новое знание, 2001-792с. 5) Емельянов Б.В., Любутик К.Н., Русаков В.М., Саранчин Ю.К.История русской философии: Учебник для вузов.- М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005-736с. 6) История философии. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону, ”Феникс”, 1999.-576с.

bukvasha.ru

Контрольная работа - Особенности русской философии 19-20вв.

Министерство образования РФ

САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

АКАДЕМИЯ ПРАВА

Учебная дисциплина – Философия

Тема: “ Особенности русской философии XIX-XX в .”

( контрольная работа)

Выполнил:

Студент 2-го курса 102 группы

Заочного факультета

Жердев П . B.

Адрес: Саратовская обл.

г.Балаково

ул. Степная 28-133

Балаково 2003г .

План:

1 Общая характеристика философии России 19-20 веков.

2 Определение русской идеи в философии России 19-20 вв .

3 Характерные черты российской философии .

Общая характеристика философии России 19-20 веков.

С давних времен, с самого своего становления Россия зарекомендовала себя, как страна необычная, не похожая на других, а потому непонятная и вместе с тем чрезвычайно притягательная.

Тютчев сказал в свое время про Россию:

Умом России не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

Эти строки, безусловно, актуальны и по сей день. Россия – страна, не подпадающая ни под какие мерки, шаблоны и законы логики. Но Россия, ее характер – это характер ее народа, характер сложный и весьма противоречивый.

19 и 20 век — это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, возникновение новых течений в философии демонстрируя предельное многообразие подходов к проблеме человека. На протяжении столетий менялись духовные установки и господствующие мировоззренческие течения. Однако тема человека оставалась неизменной, она служила фундаментом для самых разных теоретических исканий.

Панорама концепций человека, созданных в этих веках, обширна. В нее входят представители различных философских направлений.

Так, русская философия предстает перед нами как история борьбы двух противоположных направлений: стремления организовать жизнь на европейский лад и желания оградить традиционные формы национальной жизни от иностранного влияния, в результате которого возникли две идейные программы: западничество и славянофильство.

Западничество и славянофильство составляет главный фокус, вокруг которого и по отношению к которому оформился идеологический горизонт эпохи сыгравший решающую роль в формировании русского национального самосознания и определяющий дальнейшие судьбы русской философии.

К философскому направлению “ Западники “ принадлежали великие личности:

П. Я. Чаадаев (1794-1856 гг.) и Н. В. Станкевич (1813 1840гг.) которые считали, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же путь развития, которым шла и идет Западная Европа. Истинная религия — католицизм.

Герцен Александр (1812-1870) Существует единство бытия и мышления, жизни и идеала (стремился найти и сформулировать новый метод познания). Форма движения к новому миру — соединение философии с жизнью, науки с массами; тогда начнется пора «сознательного деяния» (это характеристика сущности человека, возвышающегося над неосмысленным существованием и над бесстрастным занятием наукой). Природа — первичный живой процесс, а диалектика — познание и логика — ее отражение и продолжение.

Белинский ( 1811-1848)Духовная природа человека отлична от его физической природы, но неотделима от нее; духовное есть деятельность физического. Источник исторического прогресса — сознание, выдвигающее новые идеалы. Национальное — выражение и развитие общечеловеческого: человечество вне национальностей — лишь логическая абстракция. Славянофилы не правы, противопоставляя Россию и Западную Европу.

Чернышевский (1828-1889)Природа человека находится не внутри индивида, а в его единстве с природными и социальными силами. История циклична. Она состоит из закономерных восходящих и нисходящих фаз развития в революциях нового времени. На историю влияют силы «зла», т.е. отрицательные качества людей на правящих постах.

К философскому направлению “ Славянофилы ” принадлежали:

И. В. Киреевский (1806- 1856) и А. С. Хомяков (1804-1860) Стремились обосновать необходимость особого пути развития России. Считали, что русские могут рассчитывать на прогресс, т.к. истинной религией является православие, а основа общественной жизни это религия народа, определяющая характер его мышления.

В. С. Соловьев (1853-1900) Представил следующую картину мира: существует один божественный мир в трех главных сферах (субстанции, умственной чувственной), человек — акт божественного творения, проявление того, что уже есть.

Иванов — Разумнин (1868-1912) Человек — это божья тварь, если человек гордится собой, то это приводит к падению морали. Считал, что Россия движется к страшной катастрофе, отвергая совершенствование личности.

Н. А. Бердяев (1874-1948) Существует 2 вида свободы: иррациональная (первоначальная, хаос) и разумная (свобода в боге), преодоление зла соединение с Богом, возникновение богочеловека.

Определение русской идеи в философии России 19-20 вв .

Русская философия 19-20 вв. отличается тем, что философские воззрения этого периода строились как раз на самобытности России и как один из критериев этой самобытности, её религиозность и это не случайность. Философский процесс в России, не есть отдельный автономный процесс, а один из аспектов существования российской культуры, поэтому духовным истоком цельного процесса является Православие, во всей совокупности своих сторон: как вера и как Церковь, как учение и как институт, как жизненный и духовный уклад.

Русская философия сравнительно молодая. Она впитала в себя лучшие философские традиции европейской и мировой философии. В своем содержании она обращается и ко всему миру, и к отдельному человеку и направлена как на изменение и совершенствование мира (что свойственно западноевропейской традиции), так и самого человека (что свойственно восточной традиции). Вместе с тем это очень самобытная философия, включающая в себя весь драматизм исторического развития философских идей, противостояние мнений, школ и направлений. Тут соседствуют и вступают между собой в диалог западники и славянофилы, консерватизм и революционный демократизм, материализм и идеализм, религиозная философия и атеизм. Из её истории и ее целостного содержания нельзя исключать никакие фрагменты — это ведет лишь к обеднению её содержания.

Русская философия — это неотъемлемая часть мировой культуры. В этом её значение как для философского познания, так и для общекультурного развития.

Философия есть не только продукт деятельности чистого разума не только итогизысканий узкого круга специалистов. Она представляет собой выражение духовного опыта нации, ее интеллектуального потенциала, воплощающегося в разнообразии творений культуры. Синтез философскогои исторического знания, ставящей своей целью не описание исторических фактов и событий, а раскрытие их внутреннего смысла.Центральной идеей русской философии был поиск и обоснование особого места, и роли России в общей жизни и судьбе человечества.И это важно для понимания русской философии, которая действительно обладает своими особенными чертами, как раз благодаря своеобразию исторического развития.

Итак, в русской философии мысль сформировалась в русле так называемой ''Русской идеи''. Идея особой судьбы и предназначения России. Сформировалась она в 16 веке и явилась первым идеологическим оформлением национального самосознания русского народа. В дальнейшем Русская идея разрабатывалась в периоде отечественной философии 19 начала 20вв. Её основоположниками в этот период являются

П.Л.Чаадаев, Ф.М.Достоевский, В.С.Бердяев. Доминирующий мотив ''Русской идеи'' — признание ее глубинным выражением идеи всечеловеческой, объединяющей народы мира в единое целое. Русская идея есть идея о том, что именно России суждено стать во главе движения к общечеловеческой цивилизации на основе христианства.

В целом русская философия 19 — начала 20 века явилась отражением идейных исканий исторического пути развития России.

В противоборстве идей славянофилов и западников в конечном итоге победила западная ориентация, но трансформировавшаяся на русской почве в теорию марксизма- ленинизма.

Характерные черты российской философии .

Русская философия — сравнительно позднее образова­ние нашей национальной культуры, хотя предпосылки ее далеко уходят в глубь национальной истории. Однако предпосылки еще не само явление, они лишь подготавливают рождение и разви­тие. Само же явление начинается с обретения формы, адекватной своему содержанию.

Если руководствоваться таким критерием, философия в России начинается не в 11 и даже не в 18 в., а только в 19 столетии (в полную силу — во второй его половине). Но это было поистине великое начало, ибо связано его с именами Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Вл. Соловьева. В их лице и в их творчестве философское самосознание народа за­явило о себе «на весь мир» — уже не как подражание Западу (византийцам, французам, немцам), а как совершенно само­стоятельный голос, вносящий свою тему и свою собственную тональность в многоликий диагноз культур, в сложную ду­ховную полифонию человеческой цивилизации.

Как и для Запада, для России XIX век — это век клас­сики. Русская философская классика XIX в., как наша классическая литература, несли миру глубоко выстра­данную опытом поколений истину: нет и не может быть та­кой цели, ради которой была бы допустима жертва хотя бы в одну человеческую жизнь, в одну каплю крови, в одну детскую слезинку.

Русская философия — это философия предупреждения. Ее лейтмотив — нравственное вето на любой «прогресс», любой социальный проект, если они рассчитаны на принуж­дение, насилие над личностью.

За­пад России или Россия Западу? Какие ценности возоблада­ют в мире -материально-вещественные или незримые, ду­ховные? В 40-50 гг. 19 века эти вопросы разме­жевали русскую общественную и философскую мысль на два направления: славянофильство и западничество.

Лидеры славянофильства — А.С. Хомяков, И.В. Киреевский — выступили с обос­нованием самобытного пути исторического развитая России, не только отличного, но и в чем-то противоположного западноевропейскому. Плоды цивилизации в Европе, счита­ли они, в общечеловеческом измерении оборачиваются ско­рее потерями, чем приобретениями, ибо они оплачены очень тяжелой ценой — потерей целостности человеческой лично­сти, превращением человека из «образа и подобия божьего» в простую статистическую единицу буржуазного рынка. Что же можно противопоставить этому? Земельную общину и артель. А с ними — истины и заветы православия. Такие идеи, возражали славянофилам западники (А.И. Герцен, Т. Н. Грановский, В.П. Боткин), не реалистичны, ибо Россия уже с петровских времен необратимо «привязана» к Западу. Но если даже эти идеи были и «безумны», то в России всегда ценилось «безумство храбрых». Спор славя­нофилов с западничеством 19 век разрешил в пользу по­следних. Причем проиграли не только славянофилы (в середине века), проиграли и народники (к концу столетия): Россия пошла тогда по западному, т.е.капиталистическому пути развития. Однако был ли этот приговор окончатель­ным? 20 век этот приговор, можно сказать, пересмотрел. Российский «эксперимент», основанный на западноевро­пейской модели прогресса, потерпел тяжелое, жестокое по­ражение. И не потому, что это был эксперимент антизападный а, напротив, потому, что экспериментаторы не посчитались с их предостережениями, истребили, уничтожили святая святых народного уклада и народного духа России — общину, ар­тель, назвав это — по страшной иронии истории — «вели­ким переломом», по сравнению с которым «перелом», пере­житый страной в эпоху Петра, был не более чем легкой кор­рекцией ее естественного развития. Сегодня приходится лишь поражаться прозорливости тех русских мыслителей 19 в. (Достоевский, В. Соловьев), которые отказыва­лись видеть существенное различие между «социализмом», готовившимся русскими «бесами», и той самой буржуазно­стью, которой «социалисты» объявили перманентную гражданскую войну, стоившей народу десятки миллионов человеческих жизней. Такова была цена победы «научных» идей западничества над ненаучной, утопической идеей их оппонентов! Но в середине прошлого века спор идеологий еще почти не касался политических проблем — он удерживался в рамках отвлеченной теории. У славянофилов несогласие с западниками не столько осмысливалось, сколько прочувствовалось, переживалось в религиозной форме.

Антиномию веры и знания, известную и для философии Запада, в российском варианте стремится разрешить философия всеединства, основателем и самым крупным представителем которой выступал В.С. Со­ловьев. Гносеологическим аспектом идеи все­единства стала соловьевская теория цельного знания, которую философ противопоставлял как рационализму западников, так и иррационализму славянофи­лов. Это была идея сверхрационализма. «Цельность знания» в философии В. Соловьева — это не «теоретический» и не «практический» разум немецкой классики. И даже не их единство. Это — другое. «Цельность» у русского философа — эта такая характеристика и свойство человеческой души, которые самым существенным образом отличают человека — высшее и совершеннейшее творение природы — от всех дру­гих, даже по-своему смышленных животных. Цельность — это не результат сложения, интеграции разобщенных, разошедшихся далеко друг от дру­га в широком поле культуры форм и образований духа (нау­ки, философии, искусства и т. п.), хотя и предполагает по­следнее. Цельность сознанию может придать лишь особое его состояние и вектор, не совпадающие ни с одной из знамени­тых кантовских «способностей души» (познания, желания, чувства удовольствия).

В 80-90 гг. сопротивление российской духовности «обуржуазиванию» общественной жизни было все еще очень сильным. Именно в это время Россия начина­ет знакомиться с марксизмом. Знаменательно, что русский марксизм — антипод и критик народничества — сам если не теоретически, то организационно вырос из народническо­го подполья, хотя привлек к себе поначалу и симпатии леволиберальной интеллигенции, увидевшей в философской и экономической теории Маркса высшее достижение социаль­ной мысли своего времени.

Крупнейший знаток и теоретик марксизма — Г.В. Пле­ханов посвятил большинство своих трудов историко-философскому, гносеологическому и социологиче­скому аспектам материалистического понимания истории, справедливо полагая, что именно в этом теоретическом по­строении сосредоточено центральное ядро марксистского учения в целом. Научный, материалистический взгляд на историю должен исключить, по Плеханову, волюнтаризм, субъективизм как в теории, так и на практике (в политике). Но именно такая позиция выдающегося мыслителя подвер­галась долгие годы остракизму со стороны официальной большевистской идеологии, а (ам он понижен был ею до ранга лишь «пропагандиста» марксистской теории.

Вслед за Плехановым с критикой идей народничества вы­ступили В. И. Ленин и «легальные марксисты» (Н.А. Бер­дяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк). Настаивая на единстве «трех составных частей» марксизма (философии, политиче­ской экономии и социально-политической теории), Ленин считал, вместе с тем, что философские проблемы приобрета­ют особую актуальность не в годы подъема, а в период спада революционного движения, когда перепроверки требуют ко­ренные мировоззренческие принципы, па которые опирается революционная партия. Именно в эти годы, последовавшие после поражения первой русской революции, выходит книга Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 г.). В от­личие от Плеханова, выступавшего в основном но социально-историческим проблемам марксистской теории, Ленин в своем главном философском сочинении в центр внимания поставил проблемы теории познания, связав их с новыми открытиями в области естествознания. Но даже в этой, казалось бы, весьма отдаленной от политики и социальных отношений сфере культуры Ленин требует видеть столкновение партийных, классовых интересов, оценивая любые проявления идеалистической и религиозной мысли как выражение идеологической, а в конечном счете — политической реакции.

«Легальные марксисты», выступая в конце 90-х гг. тоже с критикой народничества, разошлись с Плехановым (тем более с Лениным) уже в начале 900-х гг. (т.е. еще до революции 1905 г.) — своим неприятием насильственных средств борьбы, а в теории — неприятием подавления лич­ности обществом, несогласием с идеями «воинствующего» материализма и атеизма.

Подобные разногласия не отменяют, од­нако, одного важного вывода. Ни романтический (отрицаю­щий капитализм), ни реалистический взгляд на будущее (принимающий капитализм как данность) не был ни тогда, ни после в русской культуре апологетикой новоявленного мира делячества и грубоэгоистического расчета — признан­ных и почитаемых добродетелей западной цивилизации.

Антибуржуазный в целом дух русской классической фи­лософии и «золотого» и «серебряного» веков не означал и не означает, конечно, ее социалистического характера в марксистском, тем более марксистско-большевистском смысле. «Русский социализм» Герцена и анархизм Бакуни­на не столько социалистичны, сколько антибуржуазны.

Вывод: 1 В целом русская философия 19 — начала 20 века явилась отражением идейных исканий исторического пути развития России.

2 В противоборстве идей славянофилов и западников в конечном итоге победила западная ориентация, но трансформировавшаяся на русской почве в теорию марксизма- ленинизма.

Список используемой литературы

Устрялов Н. Национальная проблема у первых славянофилов, Русская мысль, 1996 г.

Лосев А.Ф. Русская Философия- М.,1991г.

Валецкий А. По поводу русской идеи в русской философии // Вопросы философии 1994г. 1.

Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание// Вопросы философии 1994г. 1.

Гайденко П.П. Человек и человечество в учении В.С.Соловьева// Вопросы философии. 1994г. 6.

Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: интерпретации отечественной философии. // Вопросы философии 1994г. 1.

www.ronl.ru

1-12_Философия

Контрольная работа по философии №1.

Вариант N12.

ТЕМА: Русская философия (18-20 в.в).

План:

1. Основные особенности русской философии.

2. Философы русского космизма.

3. Мировое значение русской философии.

1. Основные особенности русской философии.

Важными характерными чертами русской философии являются принципы це­лостности, положительного всеединства, этического персонализма,собор­ности, реальной интуиции, истины праведности.

Философско-антропологическая мысль в России XIX века демонстрирует предельное многообразие подходов к проблеме человека. На протяжении столетия менялись духовные установки и господствующие мировоззренчес­кие течения. Однако тема человека остается неизменной, она служила фундаментом для самых разных теоретических исканий. "Излюбленная - те­ма русских размышлений - человек" /Франк/. Панорама концепций челове­ка, созданных в XIX веке, обширна. В нее входят "авторские" антрополо­гии представителей различных философских направлений. Так, русская фи­лософия первой половины XIX века предстает перед нами как история борьбы двух противоположных направлений: стремления организовать жизнь на европейский лад и желания оградить традиционные формы национальной жизни от иностранно влияния. Это был "болезненный процесс национально

- исторического самонахождения и раздумья" /Флоренский/, в результате которого возникли две идейные программы: западничество и славянофиль­ство. Западничество и славянофильство составляет главный фокус, вокруг которого и по отношению к которому оформился идеологический горизонт эпохи 1840-1850 гг., сыгравший решающую роль в формировании русского национального самосознания и определяющие судьбы русской философии. Среди широкого круга тем, обсуждаемых западниками и славянофилами, особо выделяется антропологическая проблематика. Основатели славяно­фильства А.С.Хомяков и И.В.Киреевский обосновали концепцию человека, в центре которой - истолкование духовно нравственных ценностей с позиций православия. В своих богословских трудах А.С.Хомяков обратился к теме соборной Церкви, через которую только и может совершиться преображение человека. В отношении Церкви Хомяков определял соборность как "единс­тво во множестве". Если взять это понятие в е социальной философии, то можно определить соборность как общность людей, свободную от антаго­низма, объединенных верой в православные ценности, гарантирующие цель­ность личности и соборность познания. Соборность - это примирения в христианской любви свободы каждого и единства всех.

В антропологии Хомякова с особой силой выдвигается учение о целост­ности в человеке, под которой он понимает "иерархическую структуру ду­ши": существуют "центральные силы нашего богообразного разума, вокруг которого должны располагаться все сего духа" .

Очевидно, что антропологические построения Хомякова перекликаются с учением И.В.Киреевского о целостности духа. Цельность духа - это воп­рос о внутреннем устроении жизни, о постоянном поиске "того внутренне­го корня разумения, где все отдельные силы сливаются в одно живое и цельное зрение ума" /Киреевский/. В основу всего построения философ положил различие "внешнего" и "внутреннего" человека. Внутренний чело­век - это совокупность способностей человека: способности любви к бо­гу, и помощи к ближнему; способность ощущать вину, стыд, сострадать, чтить красоту. Внешний человек - это, выражаясь языком современной со­циальной психологии, совокупность социальных ролей, которые весьма часто противоречат друг другу, вызывая самоотчуждение человека, раско­лотость и противоречивость внутренней и внешней жизни.

Обретение цельности, то есть путь к господству в человеке "внутрен­него средоточия", - в "собирании сил души". И задача эта достижима "для ищущего", но нужен труд, нужна духовная работа над собой. Челове­ку необходимо проникнуться стремлением слить все отдельные части души в одну силу, отыскать то внутреннее средоточие бытия, где разум, воля, и чувство, и совесть, прекрасное и истинное, удивительное и желаемое, справедливое и милосердное, и весь объем ума сливаются в одно живое единство, и таким образом восстанавливается существенная личность в ее первозданной неделимости"/Киреевский"/.

Антропологические построения Хомякова и Киреевского восходят к хрис­тианскому видению цельного человека. В противоположность этому исход­ным пунктом философских взглядов западников было рационально - аксио­логическое понимание человеческой личности. В.Г.Белинский не создал собственной антропологии как стройной философской системы. Однако все его размышления так или иначе носят антропоцентрический характер. Эво­люция взглядов в конечном итоге привела его к утверждению абсолютной ценности человеческой личности. "Для меня теперь человеческая личность выше истории, выше общества, выше человечества" /Белинский/.

Мотивы персонализма, поиска "социальной правды" во имя освобождения личности от гнета современного строя вместе с Белинским разделяли и другие представители западничества. Оригинальное философское творчест­во А.И. Герцена, его особый подлинный "философский опыт" были сосредо­точены на проблеме человека: "личность - вершина исторического мира, к ней все примыкает, ею все живет" /Герцен/. В некотором смысле Герцен был основателем русского материализма и позитивизма с их ориентацией на естественные науки. Так , он хотел объяснить человека из мира при­роды. Но увы, природа слепа. Противоположный природе полюс бытия - мо­ральная личность во всеоружии своего знания и нравственной ответствен­ности. При всем желании ее невозможно дедуцировать ни из мира природы, ни из мира истории. Нужно принимать ее как неоспоримую данность. "Вне нас все изменяется, все зыблется; мы стоим на краю пропасти и видим, как он осыпается.., и мы не сыщем гавани иначе, как в нас самих, в сознании нашей беспредельной свободы, нашей самодержавной независимос­ти.." /Герцен/. Так рождается противостояния миру, который не внушает доверия. Единственное, что остается непоколебимым - это вера в лич­ность, в ее нравственные силы, в защиту "естественных движений души".

Сходные умонастроения суммируются в некое психологическое единство и переживаются как отличия "новых людей" второй половины XIX века от предыдущего поколения. Идейным вождем и ярким представителем материа­лизма и радикализма этого периода был Н.Г.Чернышевский. В его основной философской статье "Антропологический принцип" в философии" учение о человеке преподнесено с позиций "новой" антропологии, базирующейся на материалистическом биологизме. "На человека надо смотреть, как на су­щество, имеющее только натуру, чтобы не разрезать человеческую жизнь на разные половины, и рассматривать каждую сторону деятельности, как деятельность всего организма" /Чернышевский/. Защищая единство челове­ка с "научной точки зрения", Чернышевский подчиняет познание принци­пам, господствующим в сфере физико - химических процессов. Что вполне соответствовало позитивистским тенденциям эпохи.

Известно, что Чернышевский представлял себе "положительно" нравс­твенного человека как "человека вполне", цельного и гармоничного в ко­тором корень всех движений - и корыстных, и бескорыстных - один и тот же, а именно "любовь к самому себе".

Позиции позитивизма, веры в науку разделяли и представители народни­чества, радикализма и социализма.

Антропологизм Лаврова основывается на понятии "цельного человека". "Человека есть единство бытия и идеала" /Лавров/, прочным основанием которого является "наличность морального сознания". Моральное созна­ние, начиная с простого "желания", создал и движет творчеством челове­ка, вырывает человека из потока бессознательного бытия, создает исто­рическую действительность. Лавров суммирует свой антропологизм так: "человек есть источник природы /ибо из данных опыта человек воссоздает "природу", источник истории /борется за свои идеалы, бросает семя в почву окружающего мира/, источник собственного сознания /перестраивает свой внутренний мир/".

Проблемы полноты и целостности, нераздельности человеческой личнос­ти, высокий этический пафос размышлений о человеке оказываются общими для всей русской философской антропологии XIX века. Но в разнородных идейных течениях эти проблемы получают новую аранжировку.

Панорама антропологических концепций XIX века могла бы быть предс­тавлена более значительным числом персон, но, без включения в нее творческого наследия Ф.М.Достоевского, она вряд ли могла быть полной. Вместе со всей русской мыслью Достоевский - антропроцентричен. Нет для Достоевского ничего дороже и значительнее человека, хотя, быть может, нет и ничего страшнее человека. Человек - загадочен, соткан из проти­воречий, но он является в то же в лице самого даже ничтожного человека

- абсолютной ценностью. Поистине - не столько Бог мучил Достоевского, сколько мучил его человек, - в его реальности и в его глубине, в его роковых, преступных и в его светлых, добрых движениях.

Сила и значительность подобного антиномизма у Достоевского в том, что оба члена антиномии даны у него в высшей своей форме. Основная тайна человека, по Достоевскому, состоит в том, что он есть существо этическое, что он неизменно и непобедимо всегда перед дилеммой добра и зла, от которой он не может никуда уйти: кто не идет путем добра, тот необходимо становится на путь зла.

Эта этическая сущность человека, основная его этическая направлен­ность не предвзятая идея у Достоевского, а вывод из его наблюдений над людьми. "Идея человека" пронизывает, центрирует русскую философию XIX века. Во всех различных течениях русской мысли главным является ут­верждение того, что "человек в своей индивидуальности является нравс­твенной ценностью высшей иерархической ступени /Бердяев/.

Проблема личности - одна из главных теоретических проблем в истории русской философии. Всесторонне её исследование является важной нацио­нальной особенностью философской мысли. Проблема личности концентриру­ет в себе основные вопросы политической, прав вой, нравственной, рели­гиозной, социальной и эстетической жизни и мысли. Место личности в об­ществе, условия её свободы, структура личности, её творческая реализа­ция представляет собой целостный процесс развития идей. Тема проблемы личности проходит в тех или иных формах через многие этапы истории русской философской мысли. Однако наиболее интенсивно эта проблема разрабатывалась в XIX - начале XX века в различных изданиях, которые отличались богатством содержания. Славянофилы утверждали, что подлин­ная свобода личности возможна лишь на основе признания религии высшей ступенью духовной жизни. Отвергая, рационализм и материализм, они отс­таивали бога в человеке. Постановка вопроса о внутренней духовной сво­боде чел века была несомненной заслугой философов-славянофилов. Славя­нофилы выступали против личной собственности правового государства. Они считали, что род, семья, община, социальные связи, являются наи­лучшей средой для существования личности. Всем формам внешней свободы

- политической, правовой, экономической, они противопоставляли внут­реннюю свободу личности, основанную на ценностях внутреннего мир, ос­вещённых религией. Чернышевский и Добролюбов подняли эту проблему на новую ступень. От абстрактной человеческой природы они перешли к пони­манию личности как субъекта социально-политической деятельности. Они утверждали социальную активность, утверждали единство слова и дела. Человек превращается в личность в процессе борьбы против сил, препятс­твующих прогрессу, против рабства и пустой мечтательности. Чернышевс­кий разработал идею "Разумного эгоизма". Его суть: протест против

фальши и лицемерия, против индивидуального эгоизма, против насилия над личностью, но "за" разумное сочетание интересов личности и общества, за единство сознания и поведения. Иначе к разработке проблемы личности подошёл Владимир Соловьёв. Он анализировал человека в масштабах гло­бальных, космических, его понимание вносило гуманистический характер. Его исследования сущности добра, стыда, единства познания, нравствен­ности, эстетики, обогатили мировую философскую мысль. Следует отме­тить, что Соловьёв в работе "Оправдания добра" объявлял социализм не­состоятельным именно с точки зрения ценностей. Он утверждал, что соци­ализм, отрицая высшее начало, т.е. бога, "ограничивает и унижает чело­века". Проблема свободы личности, которой русские философы посвятили столько ярких страниц, приобрела в современном мире особое значение, она становится объектом не только политических деклараций, но и теоре­тических изысканий. Одним из них является либерализм. Российский либе­рализм выражается социальным строем, который многие люди представляли себе как движение общества к гражданскому и правовому государству, где все равны перед законом, где интересы личности выше интересов госу­дарства, где хорошие условия труда и жизни. Глубину идеи русского ли­берализма демонстрирует работа одного из ведущих представителей русс­кой социально-философской мысли Петра Струве. В трудах Струве нашло свой продолжение позиция либерального консерватизма к которому он от­носит таких людей, как Екатерина II, Карамзин и Вяземский, Александр Пушкин. Струве считал, что главная сущность тех или иных учений - это отношение "к двум основным проблемам культурного и государственного развития России: проблеме свободы и власти". Таким образом, сплетаются две тенденции - полная свобода личности и в тоже время поиск границ этой свободы. Классическим выражением либерального консерватизма Стру­ве считал творчество А.С. Пушкина, в котором Струве увидел сочетание как любви к свободе, так и любви к власти. Пётр Струве развивал идеи "Великой России". При этом он опирался и на историческое прошлое стра­ны, и на живые культурные традиции. Познание государства важнейшим фактором прогресса страны логически вело к утверждению роли права. Именно по этому Струве выступал против произвола и разрушительной анархии. В 20-е годы в статье "Наши люди" Струве выступил против рево­люции, так и против надежд на реставрацию царизма. Он писал: "России нужно возрождение, а не реставрация. Возрождение всеобъемлюще, проник­нутое идеями нации и отечества, свободы и собственности и в то же вре­мя свободное от духа и духов корысти и мести". Только укрепление конс­титуционных начал государства, установление твёрдых законов, создание общества, основанного на прочных правовых принципах, способных пре­дотвратить любые эксцессы, любые формы разрушительного действия анар­хической массы, умело направляемой теми, кто стремится к власти. Пётр Струве был убеждён в необходимости не только эволюционных изменений на основе строгой законности, но и в возможности разнообразных компромис­сов с обеих сторон. Революцию 1917 года Струве назвал всероссийской катастрофой, ответственность за которую несёт неповоротливая власть, радикальная и либеральная интеллигенция. Вполне закономерно, что Стру­ве пришёл к оценке русской революции 1917 года как "национального нес­частья", культурного, социального и политического крушения. Он призна­вал влияние марксизма на общественное сознание, но сама теория не мо­жет служить источником гигантских исторических перемен. Таким образом, мыслители XIX - начала XX века стремились утвердить в российском об­ществе идеи просвещения и уважения к правовым нормам, уважение к лич­ности.

2. Философы русского космизма.

Под космизмом понимается целый поток русской культуры, включающий не только философов и ученых, но и поэтов, музыкантов, художников. В нем оказываются и Ломоносов, и Тютчев, и Соловьев, и Вернадский...Будучи целостным социокультурным явлением, космизм ориентирован на синтети­ческое ведение реальности, восприятие человека в качестве органической части космического единства, способного реализовать свою активную при­роду в деле творческого изменения мироздания. В русском космизме тра­диционно принято выделять несколько направлений:религиозно-философс­кое, методологическо-философское и поэтически-художественное. Однако в качестве концептуальной системы космизм конституируется именно в фило­софской традиции. Это предполагает определение двух основных измерений в русском космизме:религиозно-философского (Федоров,В.Соловьев,Бердя­ев,Булгаков,Флоренский и др.) и методологическо-философского (Вернадс­кий,Холодный,Чижевский,Н.А.Умов,Циолковский и др.).

Огромен и конкретен вклад в активно-эволюционную мысль В.И.Вернадс­кокого. Вернадский Владимир Иванович (1863 - 1945) - русский естество­испытатель и мыслитель, основоположник геохимии, биогеохимии, радиоге­ологии. Окончил естественное отделение физико-математического факуль­тета Петербургского университета (1885), профессор Московского универ­ситета (1898 - 1911), академик Российской Академии наук (1912). Орга­низатор и первый президент Украинской Академии наук (1918 - 1919), Ра­диевого института, Комиссии по истории науки, философии и техники, Би­огеохимической лаборатории, Комиссии по урану АН СССР. Член Чехосло­вацкой (1926) и Парижской (1928) Академии наук. Основные сочинения: "Начало и вечность жизни" (1922), "Биосфера" (1926), "Очерки геохимии" (1927), "Проблемы биогеохимии" (1935), "Химическое строение биосферы Земли и ее окружения" и многие другие. Его научно-филосовские теории можно в определенном смысле уподобить прочному фундаменту, без которо­го идеи и проекты космистов могли бы обернуться прекрасными, но всего лишь воздушными замками.

В 1920 г., работая над созданием биогеохимии, призванной изучать влияние "живого вещества" на историю земных химических элементов, Вер­надский исследует огромную литературу по первой составляющей этого но­вого синтеза - биологии. И тут его умный взгляд и интуиция великого натуралиста-мыслителя выхватывают среди теорий и догадок прошлого одно неоцененное открытие. Речь идет об открытии американского ученого Джеймса Дана. Этот современник Дарвина выдвинул понятие, которое наз­вал энцефалозом или цефализацией (от греч. kephale - "голова"). Изла­гая современным языком эту идею, Вернадский писал: "В наших представ­лениях об эволюционном процессе живого вещества мы недостаточно учиты­ваем реально сущевствующую направленность эволюционного процесса".

Идет медленное, но неуклонное (без откатов назад) усложнение, усо­вершенствование нервной системы, в частности головного мозга. Это до­казывают палеонтологические данные, прослеживаемые за последние пять­сот миллионов лет, хотя сам процесс уходит намного дальше в глубь гео­логического времени. От моллюсков до "гомо сапиенс" это нарастающее движение неотразимо обнаруживает себя.

"Принцип Дана", цефализация - это не теория, но и не гипотеза, кото­рая может быть доказана, а может и нет. Тут мы имеем дело с эмпиричес­ким обобщением, т.е. с большой суммой точных фактов, не имеющих случа­ев опровержения. Сам Вернадский четко формулирует характер и смысл та­кой "кривой прямой линии" развития живого. Это объективный природный процесс, закономерно длящийся в полярном векторе времени, устремляясь постоянно в одном, необратимом направлении.

В теории эволюции выдвигаются различные причины происхождения живот­ных видов, их смены и развития, в основном сводимые к тому или иному сочетанию изменчивости и наследственности, пластичного приспособления организмов к среде и сложных генетических, мутационных законов. После­довательное совершенствование нервной, мозговой ткани, приведшее к созданию человека, по меньшей мере, намекает на спонтанные импульсы самой эволюции, на ее внутренние закономерности, на некую ее "идеаль­ную" программу, стремящуюся к своей реализации.

Но в философии Вернадский видит мысли, предчувствия, связанные с по­ниманием жизни, ее места и роли во Вселенной, которые могут быть соот­несены с современными научными выводами о живом веществе, об антропо­генной геологической эре, о будущей роли человека.

Вернадский убежден: за сознанием и жизнью в нынешней форме неизбежно должны следовать "сверхсознание" и "сверхжизнь". Идеал обожания, раз­витый в религиозной ветви русского космизма, также предполагает пре­возможение человеком и человечеством его наличной физической, душевной и духовной природы и стяжание высшего, бессмертного, преображенного Божественного бытия. Знаменитый афоризм выдающегося богослова и мысли­теля Василия Великого выражает: "Бог стал человеком, чтобы человек стал богом". Идеи Вернадского о живом веществе, о космической жизни, о биосфере и переходе ее в ноосферу уходят в новую философскую традицию осмысления явления Жизни и задач человека как вершинного ее порожде­ния. "Все живые существа держатся друг за друга и все подчинены одному и тому же гигантскому порыву. Животное опирается на растения, человек живет благодаря животному, а все человечество во времени и пространс­тве есть одна огромная армия, движущаяся рядом с каждым из нас, впере­ди и позади нас, способная своей мощью победить всякое сопротивление и преодолеть многие препятствия, в том числе, может быть, и смерть." -

А.Бергсон. Homo faber - человек-ремесленник, человек, созидающий ис­кусственные вещи и орудия. А искусственное есть тот исключительно че­ловеческий вклад в наличность мира, который расширяет способности и возможности самого человека, как бы продолжает его органы. Творческие способности человека должны обернуться и на него самого, раздвинуть его еще ограниченное, преимущественно рациональное сознание.

Вернадский высказывался о человеческой личности:"Нельзя безнаказанно идти против принципа единства всех людей как закона природы". Челове­ческая личность - высшая ценность и, следовательно, такая же ценность

- ее бесконечная, преображенная жизнь, причем развитое нравственное

чувство личности требует спасения буквально всех погибших, возвращения

всех утраченных. Философ призывал не потерять ни единого из малых сил,

чутко ценить даже слабые проявления человеческой индивидуальности, ко-

торая должна быть развита до своего совершенства у всех без изъятия

всеобщим личным творчеством и трудом. Одним из вариантов активно-эво­люционного осмысления задач человека в мире стала теория ноосферы, ко­торая является неотъемлемой принадлежностью круга идей русского кос­мизма.

По мнению авторов ноосферной теории, появление человека в ряду вос­ходящих жизненных форм означает, что эволюция переходит к употреблению новых средств - психического, духовного порядка. Действительно, эволю­ция в своем первом мыслящем существе произвела небывалое орудие своего дальнейшего развития: разум, обладающий самосознанием, возможностью глубинно познавать и преобразовывать себя и мир. Человек - кульминация спонтанной, бессознательной эволюции, но вместе с тем и некое начало, вырабатывающее в себе предпосылки для нового, разумно направленного этапа самой эволюции. С первой мысли человека о мире и себе, с первого самого малого практического изобретения, идея и проект которого стали передаваться (устно, в предании, затем письменно, в документе и кни­ге...), совершенствоваться далее, зачался тот опоясавший ныне всю пла­нету информационный поток сведений, знаний, концепций, теорий, который дает нам наиболее образно близкое представление о некой новой специфи­ческой оболочке Земли (ноосферы), как бы наложенной на биосферу, но не слитой с ней и оказывающей на последнюю все большее преображающее воз­действие. Она потому и называется сферой разума, что ведущую роль в ней играют разумные, идеальные реальности: творческие открытия, духов­ные, художественные, научные идеи, которые материально осуществляются в преобразованной природе, искусственных постройках, орудиях и маши­нах, научных комплексах, произведениях искусства и т.д.

С одной стороны, ноосфера возникает с самого появления человека как процесс сугубо объективный, стихийный, с другой - только сейчас, в на­ше время, биосфера начинает переходить в ноосферу; собственно ноосфера где-то еще впереди, на совсем другом, далеко не достигнутым уровне планетарного сознания и действия человечества. Такое же двойственное определение ноосферы встречается у Вернадского. Современные авторы различают предноосферу и будущую собственно ноосферу, некоторые из них эту предноосферу дробят на более мелкие части: антропосферу, социосфе­ру, выделяют техносферу.

Тем не менее на Земле создана новая искусственная оболочка - биосфе­ра, радикально преобразованная трудом и творчеством человека. Но это преобразование далеко не всегда было по-настоящему разумным, зачастую носило хищнический, неукротимо и жадно потребляющий природу, ее ресур­сы характер. Еще Федоров предсказал нынешнее опасное направление во взаимоотношениях человека и природы, называл его утилизацией и истоще­нием последней, утверждая при этом, что цивилизация лишь "эксплуатиру­ющая, но не восстанавливающая не может иметь иного результата, кроме ускорения конца". Да и ноосферный информационный поток содержит в себе идеологии и концепции антигуманные и ложные, осуществление которых или уже приносило колосальные бедствия Земле, или грозит еще большими, вплоть до гибели самого человечества и биосферы.

Человек в своих антопологических, социальных, исторических гранях - существо еще далеко не совершенное, в определенном смысле "кризисное". Вместе с тем существует идеал и цель высшего, духовного Человека, тот идеал, который и движет им в стремлении превозмочь собственную приро­ду. Так и создание человека - ноосфера есть и еще достаточно дисгармо­ничная, находящаяся в состоянии становления реальности, и вместе с тем высший идеал такого становления. И отношения между этой реальностью и этим идеалом весьма сложны. Породив разум как орудие своего дальнейше­го развития, но орудие, наделенное свободой, эволюция словно пошла на риск.

Вернадский как ученый-натуралист больше других сделал для объектив­ного изучения складывающейся в геологическом и историческом времени реальности ноосферы; он провидел сущность "ноосферы как цели", как идеала, а также ее задачи и движущие силы. В ХХ веке, по чувству и мысли ученого, возникли значительные материальные факторы перехода к ноосфере, к осуществлению идеала со нательно-активной эволюции. Первый из этих факторов - "полный захват человеком биосферы для жизни". Вся Земля не просто преобразованна и заселена до самых труднодоступных и неблагоприятных мест, но человек проник во все стихии: землю, воду, воздух, а сейчас способен жить и в околоземном, космическом пространс­тве. Второй, может быть, решающий для создания ноосферы - единство че­ловечества. Многие привыкли относиться к идеи единства, равноправия и братства всех людей как к благородной нравственной идеи, начавшей про­биваться в относительно недавней истории с мировых религий, великих философских систем, литературных произведений. Вернадский представляет эту идею как природный факт. "Биологически это выражается в выявлении в геологическом процессе всех людей как единого целого по отношению к остальному живому населению планеты". Единство человека, считает Вер­надский, в наше время в многом стало "двигателем жизни и быта народных масс и задачей государственных образований". Будучи еще весьма "дале­ким от своего осуществления", это единство как стихийное, природное явление пробивает себе путь, несмотря на все объективные социальные и межнациональные противоречия и конфликты. Созидается общечеловеческая культура, сходные формы научной, технической, бытовой цивилизации; са­мые отдаленные уголки Земли объединяются быстрейшими средствами перед­вижения, эффективными линиями связи и обмена информацией. Третий фак­тор - "народные массы получают все растущую возможность сознательного влияния на ход государственных и общественных дел".

studfiles.net


Смотрите также