Контрольная работа № 3
Серебряный век русской поэзии
Вариант 1
1-2 уровень ( 10 по 0,5 б.=5 баллов)
1.Какой период развития русской литературы принято называть Серебряным веком?
а) 1917 – 1921; б) 1890 – 1917 гг.; в) 1900 – 1910; г) 1860 – 1905.
2.Определите по характерным чертам литературное течение Серебряного века: «литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы, представители которого ставили своей задачей сосредоточиться на образах, составляющих первозданную стихию поэзии».
3.Укажите соответствия (цифра – буква), с каким из направлений соотносится творчество каждого из нижеприведённых поэтов.
1. С. Есенин а) символизм
2. В.Маяковский б) акмеизм
3. Н. Гумилёв в) футуризм
4. В. Брюсов г) имажинизм
4.Манифестом какого литературного течения модернизма была «Пощёчина общественному вкусу»?
а) символизма; б) акмеизма; в) футуризма; б) имажинизма.
5.Кто стоял во главе «Цеха поэтов»?
а) А. Ахматова; б) О. Мандельштам; в) Н. Гумилёв; г) М. Кузмин.
6.Какую тему можно считать ведущей в поэтическом творчестве С.А. Есенина
а) тема любви, б) тема одиночества; в) тема революции, г) тема родины.
7.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А.А. Ахматовой: «Заплаканная осень, как вдова / В одеждах чёрных, все сердца туманит...»
8.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А. Блока: «О Русь моя! Жена моя! До боли / На ясен долгий путь!».
9.Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении С. Есенина: «Не жаль мне лет, растраченных напрасно, / Не жаль души сиреневую цветь...»
10. Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении В. Маяковского: «В сто сорок солнц закат пылал, / в июль катилось лето...»
3 уровень ( 2 задания по 1,5 балла)
Поэтам каких направлений серебряного века принадлежат данные отрывки? Обоснуйте свой ответ.
А) Вперяю взор, бессильно жадный,
Везде кругом сырая мгла.
Каким путем нить Ариадны
Меня до бездны довела?
Б) Крылышки золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» - тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!
4уровень ( 1 задание -4 балла)
Прочитайте и проанализируйте стихотворение С. Есенина
Вечером синим, вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным.
Неудержимо, неповторимо
Все пролетело... далече... мимо...
Сердце остыло, и выцвели очи...
Синее счастье! Лунные ночи!
План анализа
Тема, основная мысль стихотворения
Микротемы текста
Художественные средства выразительности
Отношение читателя к прочитанному стихотворению
Контрольная работа № 3
Серебряный век русской поэзии
Вариант2
1-2 уровень ( 10 по 0,5 б.=5 баллов)
1.Какой период развития русской литературы принято называть Серебряным веком?
а)1890 – 1917 гг.; б) 1917 – 1921; в) 1900 – 1910; г) 1860 – 1905.
2.Определите по характерным чертам литературное течение Серебряного века: «авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала XX века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом».
3.Укажите соответствия (цифра – буква), с каким из направлений соотносится творчество каждого из нижеприведённых поэтов:
1. В. Маяковский а) символизм
2. С. Есенин б) акмеизм
3. К. Бальмонт в) футуризм
4. С. Городецкий г) имажинизм
4.Какой из этих манифестов не принадлежит футуристам?
а) «Пощёчина общественному вкусу»; б) «Ключи тайн»; в) «Декларация заумного языка»; г) «Слово как таковое»
5.Представителей какого модернистского течения объединял «Цех поэтов»?
а) символизм; б) акмеизм; в) футуризм; г) имажинизм.
6.Какую тему можно считать ведущей в поэтическом творчестве В.Маяковского
а) тема любви, б) тема предназначения поэта; в) тема революции, г) тема родины.
7.Определите средство художественной выразительности, используемое в поэме А. Блока «Двенадцать»: «Чёрный вечер. / Белый снег. / Ветер, ветер! / На ногах не стоит человек».
8. Определите средство художественной выразительности, используемое в стихотворении С. Есенина: «Все мы, все мы в этом мире тленны, / Тихо льётся с клёнов листьев медь...».
9. Определите средство художественной выразительности, используемое в стихотворении В. Маяковского: «И вижу: / сидят людей половины. / О дьявольщина! / Где же половина другая?».
10. Определите средство художественной изобразительности, используемое в стихотворении А. Блока: «А Непрядва убралась туманом, / Что княжна фатой».
3 уровень ( 2 задания по 1,5 балла)
11. Поэтам каких направлений серебряного века принадлежат данные отрывки? Обоснуйте свой ответ.
А. Просторен мир и многозвучен,
И многоцветней радуг он,
И вот Адаму мир поручен,
Изобретателю имен.
Назвать, узнать, сорвать покровы
И праздных тайн, и ветхой мглы –
Вот первый подвиг. Подвиг новый –
Живой земле пропеть хвалы.
Б. В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом,
По аллее олуненной Вы проходите морево…
Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,
А дорожка песочная от листвы лазузорена…
4уровень ( 1 задание -4 балла)
12. Прочитайте и проанализируйте стихотворение А. Ахматовой:
Я улыбаться перестала,
Морозный ветер губы студит,
Одной надеждой меньше стало,
Одною песней больше будет.
И эту песню я невольно
Отдам на смех и поруганье,
Затем, что нестерпимо больно
Душе любовное молчанье.
План анализа
Тема, основная мысль стихотворения
Микротемы текста
Художественные средства выразительности
Отношение читателя к прочитанному стихотворению
infourok.ru
Разделы: Литература
ВАРИАНТ 1
1. К какому литературному направлению были близки поэты Д. Бурлюк и В. Маяковский? Что вы знаете об этом направлении?
2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:
Творчество Н.С. Гумилёва оказало огромное влияние на молодого В.Я. Брюсова.
Обучаясь за границей, А.А. Ахматова познакомилась с трудами западно-европейских философов и приняла многие их идеи.
Некоторые свои оды В. Хлебников посвятил А. Блоку.
Символизм - первое из постмодернистских литературных направлений в России.
«Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с парохода Современности» предлагали акмеисты.
3. Определите, представитель какого литературного направления мог создать строки. Кратко объясните, почему.
Как холодно в поле, как голо, |
Сиянье слов… Такое есть ли? |
И как безотрадны очам |
Сиянье звёзд, сиянье облаков – |
Убогие русские сёла |
Я всё любил, люблю… Но, если |
(Особенно по вечерам). |
Мне скажут: вот сиянье слов- |
Отвечу, не боясь признанья, |
|
Что даже святости блаженное сиянье |
|
№3. Та са мае |
Я за него отдать готов… |
ха ра бау |
Всё за одно сиянье слов! |
Саем сию дуб |
|
радуб мола |
Я к солнцу, к солнцу руки простираю, |
аль. |
Я вижу полог бледных облаков… |
1913 |
Мне кажется, что истину я знаю – |
И только для неё не знаю слов. |
|
1893 |
Смерть и Время царят на земле,
Ты владыками их не зови,
Всё, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь солнце любви.
18 сентября 1887
ВАРИАНТ 2
1. Основоположником какого литературного направления был В.Я. Брюсов? Что вы знаете об этом направлении?
2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:
А. Блок был приверженцем кубофутуризма.
Автором сборника стихотворений «Чётки» является С. Городецкий.
Для поэтического языка символистов было характерно активное словотворчество (создание неологизмов).
Образ Прекрасной Дамы создал А. Белый.
В первом выпуске сборника «Русские символисты» (1894) его создатель В.Я. Брюсов охарактеризовал символизм как литературную школу, близкую авангардизму.
3. Определите, представитель какого литературного направления мог создать строки. Кратко объясните, почему.
Жарбог! Жарбог! |
Скрипят железные крюки и блоки, |
Я в тебя грезитвой мечу, |
И туши вверх и вниз сползать должны. |
Дола славный стаедей, |
Под бледною плевой кровоподтёки |
О, взметни ты мне навстречу |
И внутренности иссиня черны. |
Стаю вольных жарирей. |
1910 |
1908 |
|
В тумане утреннем неверными шагами |
Здесь груды валенок и кипы кошельков, |
Я шёл к таинственным и чудным берегам. |
И золото зелёное копчушек. |
Боролася заря с последними звездами, |
Грибы сушёные, соленье, связки сушек |
Ещё летали сны – и, схваченная снами, |
И постный запах тёплых пирожков. |
Душа молилася неведомым богам. |
1911 |
1884 |
Я – КТО я
Я – вроде яркоплатка
На с ягодами девушке
Пой со мной
Я ПЕСНЕПЬЯНСТВУЮ.
1918
ВАРИАНТ 3
1. Что вы знаете об акмеизме? Кто из перечисленных поэтов не принадлежал этому литературному направлению: О. Мандельштам, С. Городецкий, Д. Мережковский, А. Ахматова, И. Анненский?
2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:
Шумный успех имела ранняя книга Н.С. Гумилёва «Дохлая луна».
Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного «самовитого» слова была характерна для символистов и особенно для А. Ахматовой.
О.Э. Мандельштам был самым ярким поэтом-футуристом.
Традиция называть эпоху конца XIX – начала XX века в России «Серебряным веком» (или «русским культурным романтизмом») возникла в русском зарубежье.
Акмеизм (от греч. akme – высшая степень чего-либо; расцвет, вершина, остриё) возник в 1899 году в «кружке молодых», изначально чуждых символизму поэтов.
3. Определите, представитель какого литературного направления мог создать строки. Кратко объясните, почему.
Один лишь сон – и в тяжком пробужденье |
хушок жапарясай |
Ты будешь ждать с томительной тоской |
захуху выеючячь |
Вновь отблеска нездешнего виденья |
вуЕнит зюнчь |
Вновь отзвука гармонии святой. |
бужачяй сагтЕг |
Июнь 1883 |
чакит |
Епша |
|
На поле за горкой, где горка нижает |
сиячая тронть. |
Где красные луковки солнце сажает |
1922 |
Где жёлтая рожь спорыньёй поросла, |
Париж |
Пригнулась, дымится избёнка седая, |
|
Зелёные брёвна, а крыша рудая, |
Для (внимательных) миопов |
В червонную землю давненько вросла. |
Лижущих отвратный круп |
1906 |
Жадною (ухваткой) эфиопов. |
Звёзды-черви - (гнойная живая) сыпь!! |
|
Воз обступили хозяйки-молодки |
1913 |
Знатно горшеня пошёл торговать! |
|
Ну да известно: горшок – товар ходкий, |
|
Надо же людям варить и жевать! |
|
1912 |
ВАРИАНТ 4
1. Дайте краткую характеристику футуризма. Назовите самых ярких, на Ваш взгляд, представителей этого литературного направления.
2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:
Брюсов был знаком с творчеством английских символистов Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо, С. Мелларме.
Поэты А. Блок и Н. Гумилёв до конца жизни поддерживали тёплые дружеские отношения.
Настоящая фамилия Анны Ахматовой – Гасенко.
Программные статьи акмеизма публиковались в журналах «Аполлон» и «Вехи».
Важной для русского символизма была идея упадка русской культуры.
3. Определите, представитель какого литературного направления мог создать строки. Кратко объясните, почему.
Пускай судьба лишь горькая издевка |
Я дам лазурные мгновения. |
Душа – кабак, а небо – рвань. |
Приди – и сердце обнови |
ПОЭЗИЯ – ИСТРЁПАННАЯ ДЕВКА |
Полётом вольного забвения |
А красота кощунственная дрянь. |
Меж белых роз моей любви. |
Живу, как вор, в трущобе одичавший, |
Другое дело сантиметром |
Впивая дух осиновой коры |
Обмеришь всесторонне труп: |
И перегноя сонные пары |
Готовно влез каюту фертом - |
И по ночам бродя, покой поправши. |
Червекомпактнорьяный суп. |
1912 |
1916 |
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце И синий кругозор. Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце И выси гор. |
ВАРИАНТ 5
1. К какому литературному направлению были близки Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, А. Белый? Расскажите об этом направлении.
2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:
Основным принципом эстетики футуризма является «искусство для искусства», «тайнопись неизречённого», недосказанность, замена образа.
Ключевым понятием символизма является символ – однозначное иносказание, в отличие от аллегории – многозначного иносказания.
В начале своего творческого пути молодые поэты, будущие акмеисты, были близки к футуризму.
Футуристами культивировался образ поэта-борца, поэта-революционера.
Поклонение высоким чувствам, мечте, Прекрасной Даме, мотивы призрачности жизни объединяют поэтов В. Брюсова и К. Бальмонта.
3. Определите, представитель какого литературного направления мог создать строки. Кратко объясните, почему.
Бескрылый дух, землёю полонённый, |
Прости, Господь! Ужель с полдневным жаром, |
Себя забывший и забытый бог… |
Когда от туш исходит тяжко дух, |
Один лишь сон – и снова окрылённый, |
И там, как здесь, над смолкнувшим базаром, |
Ты мчишься ввысь от суетных тревог. |
Лишь засверкают стаи липких мух? |
Июнь 1883 |
1910 |
В эдеме вечном, где конец исканьям, |
Я От Рожденья Гениальный- |
Где нам блаженство ставит свой предел, |
Бог Электричеством больной. |
Мечтой перенесусь к земным страданьям |
Мой В Боге Дух Феноменальный |
К восторгу и томленью смертных тел. |
Пылает Солнечной Весной. |
25 августа 1912 |
Полдень 1 мая 1914 |
И в сиянье земных отражений
Мне грезятся – ночью и днём –
Проходящие смутные тени,
Озарённые тусклым огнём.
21 января 1896
ВАРИАНТ 6
1. Представители какого литературного направления называли себя будетлянами? Расскажите об этом направлении.
2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:
Футуристы, отказываясь от старой культуры, искали новые формы выразительности: звукоподражание, словотворчество, приёмы плаката, графический стих, музыкальное оформление.
Мировоззрение младосимволистов было декадентским, поэтому большое место в их творчестве занимала тема России.
Тяга футуристов к эпатажу проявлялась в массовых театрализованных действиях, вызывающем поведении и одежде, культивировался образ поэта-мечтателя.
Литературное направление, названное акмеизмом (адамизмом), просуществовало более двадцати лет.
Акмеистов интересует потусторонний мир, красота жизни во всех её чувственных проявлениях.
3. Определите, представитель какого литературного направления мог создать строки. Кратко объясните, почему?
Ждал я и жду я зари моей ясной, |
Пусть травы сменятся над капищем волненья |
Неутомимо тебя полюбила я… |
И восковой в гробу забудется рука, |
Встань же, мой месяц серебряно-красный, |
Мне кажется, меж вас одно недоуменье |
Выйди, двурогая,-Милый мой-Милая… |
Всё будет жить моё, одна моя Тоска… |
12 ноября 1909 |
|
Царское Село |
|
«У лукоморья дуб зелёный… |
Склонений льдистых горнее начало |
Он над пучиною солёной |
Тропа снегов = пути белил |
Певцом посажен при луке, |
Мороз = укусы = жало |
Растёт, в молве укоренённый, |
И скотских напряженье жил |
Укоренённый в языке. |
Шипенье пара |
27 января |
Лет далёких искр |
уход угара |
|
Над желтизной правительственных зданий |
диск |
Кружилась долго мутная метель, |
Р. |
И правовед опять садится в сани, |
1914 |
Широким жестом запахнув шинель. |
|
1913 |
ВАРИАНТ 7
1. Расскажите о модернистском течении, сформировавшемся на принципах отказа от мистической туманности, создании зримого конкретного образа, отточенности деталей, переклички с минувшими эпохами. Назовите самых, на ваш взгляд, ярких поэтов этого направления.
2. Укажите фактические ошибки в следующих направлениях:
Футуризм – импрессионистское течение в европейском и русском искусстве начала XX века, отрицавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.
Декларации акмеистической группы поэтов публиковались в журналах «Аполлон», «Гиперборей», «Садок судей».
Подобно другим модернистским течениям, футуризм был однороден, не распадался на группировки.
На первый план у символистов вышли темы экзистенциальные: Петербург, экзотика восточных стран, Любовь, Жизнь, Смерть, Бог.
«Младосимволисты» вдохновлялись трудами Шопенгауэра, Шеллинга, Ницше, Канта, философией В. Соловьёва.
3. Определите, представитель какого литературного направления мог создать строки. Кратко объясните, почему?
Я весь день, всё вчера проблуждал по стране моих снов; |
«Небо – труп!! не больше! |
Как больной мотылёк, я висел на стеблях у цветов; |
Звёзды – черви – пьяные туманом |
Как звезда в вышине. Я сиял, я лежал на волне; |
Усмиряю боль ше-лестом обманом |
Этот мир моих снов с ветерком целовал в полусне. |
Небо – смрадный труп!! |
8 июня 1895 |
1913 |
Объедки огурцов, хрустевших на зубах, |
Отлангюрю |
бокатая бутыль сивухи синеватой |
____________ свой язык |
и перегар, каким комод – кабан пропах,- |
Отманикюрю |
бой – баба, баба – ночь, гульбою нас посватай! |
Причешу кудри мозга моего |
1911-1915 |
И пойду на спор |
И рык – |
|
Добивать бога любовьего. |
|
1922 |
ПлатфоРма – гРядка блещущих огней
Осенний дождь цаРапает метлою
Лицо стены толпящихся людей
ДоРожному пРипавших АНАЛОЮ.
1914
ВАРИАНТ 8
1. Каким литературным направлением утверждалась заумь как обязательная форма воплощения искусства? Расскажите об этом направлении.
2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:
Символизм возник в Англии во второй половине XIX века, а в Россию пришёл в начале XX.
К десятым годам XX века в общественно–литературной жизни созрел эстетический бунт.
Теоретическое обоснование акмеизма, данное Н. Гумилёвым и С. Городецким в журнале «Скорпион» в 1913 году, было подвергнуто А. Блоком сокрушительной критике.
Русский модернизм представлен разными течениями: символизмом, акмеизмом, романтизмом.
«Серебряный век» - это не только поэзия, но это новаторство в музыке, прогресс в русской мысли, науке, религии.
3. Определите, представитель какого литературного направления мог создать строки. Кратко объясните, почему.
Кони, топот, инок |
А ну-ко ребята-таланты |
Но не речь, а чёрен он. |
Поэты-художники-музыканты |
Идём, молод, долом меди. |
Засучивайте кумачовые рукава! |
Чин зван мечем навзничь. |
Вчера учили нас Толстые да Канты |
Голод, чем меч долог? |
Сегодня – звенит Своя Голова. |
1917 |
|
Жутко мне от вешней радости, |
О, закрой свои бледные ноги. |
От воздушной этой сладости, |
1894 |
И от звона, и от грома |
|
Ледолома |
Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен. |
На реке |
Кричите, буйствуйте,- его вам не свалить! |
Сердце бьётся налегке. |
Распад певучих слов в грядущем невозможен,- |
1897 |
Я есмь и вечно должен быть. |
Июль 1912 |
Куёт кудесный купол крики
Вагон валящийся ваниль.
Заторопившийся заика
Со сходством схоронил.
1915
ВАРИАНТ 9
1. Чьи взгляды на природу искусства разделяли поэты акмеизма? Расскажите об этом литературном направлении.
2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:
К началу Второй мировой войны рамки единой поэтической школы акмеизма оказались тесны для самых значительных поэтов этого течения, и каждый из акмеистов пошёл своим путём.
Парадоксально, но именно в изгнании небывалого взлёта достиг талант М. Цветаевой, В. Ходасевича, Г. Иванова, А. Ахматовой.
Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют младосимволистами (Ф. Сологуб, В. Брюсов, Н. Гумилёв, О. Мандельштам и др.)
Оптимальной для футуристов читательской реакцией на их творчество были похвала и сочувствие.
Главное значение в поэзии акмеизма приобретает художественное освоение многообразного и яркого потустороннего мира.
3. Определите, представитель какого литературного направления мог создать строки. Кратко объясните, почему.
Из пены мыла, взбитого в ушате, |
Я к солнцу, к солнцу руки простираю, |
До синей белизны, до горяча,- |
Я вижу полог бледных облаков… |
Выглядывают кстати и некстати |
Мне кажется, что истину я знаю- |
То пятка, то полуовал плеча. |
И только для неё не знаю слов. |
1893 |
|
Вешнего вечера трепет тревожный - |
Хрупко-звонкие, как яйца-долговязы, |
С тонкого тополя веточка нежная. |
Дутые, спесивые горшки-обжоры- |
Вихря порыв, горячо-осторожный - |
нежатся на зное, сеющем алмазы |
Синей бездонности гладь безбрежная. |
На захлёстнутые клевером просторы. |
1905 |
Речкачайка.
1916
ВАРИАНТ 10
1. Какое литературное направление «направило свои главные силы в область неведомого»?
2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:
М. Цветаева, М. Волошин, В. Нарбут, О. Мандельштам, Саша Чёрный – поэты вне направлений.
Фотография идеально выражает символ.
В литературном объединении «Цех поэтов» К. Бальмонт «стал первой скрипкой».
Е. Гуро, С. Городецкий, А. Кручёных. Н. Бурлюк, Н. Гумилёв в манифесте из сборника «Садок судей» утверждали, что они уничтожили знаки препинания.
А. Блок воспевал Прекрасную Даму, Снежную Королеву и простую русскую женщину.
3. Определите, представитель какого литературного направления мог создать строки. Кратко объясните, почему.
Таков закон: всё лучшее в тумане, |
Всё то же. Дождик поутру. |
А близкое иль больно, иль смешно. |
Поломанные георгины, |
Не миновать нам двойственной сей гавани: |
Лохмотья мокрой парусины |
Из смеха звонкого и из глухих рыданий |
Всё бьются, бьются на ветру. |
Созвучие вселенной создано. |
1916 |
1880 |
|
Умер вечер. Ночь чернеет. |
Крылышкуя золотописьмом |
Ропщет море. Мрак растёт. |
Тончайших жил, |
Челн томленья тьмой охвачен. |
Кузнечик в кузов пуза уложил |
Буря воет в бездне вод. |
Прибрежных много трав и вер. |
1908 – 1909 |
Жил – был
Ботик – животик:
Воркотик
Дуратик
Котик – пушатик.
1912
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Цель работы – определить уровень знаний по теме «Серебряный век русской культуры».
Содержание работы.
В результате анализа программных требований в качестве объекта контроля было выбрано несколько составляющих: знание наиболее важных фактов личной и творческой биографии А. Блока, Н. Гумилёва, В. Маяковского, знание основных особенностей литературных течений (символизма, акмеизма, футуризма), уровень восприятия и понимания учащимися поэтических текстов разных литературных направлений (символизм, акмеизм, футуризм).
Структура работы.
Работа состоит из пяти вопросов, выполняется в индивидуальном порядке одновременно всеми учащимися класса
Все задания к текстам можно разделить на четыре группы в зависимости от их назначения.
1 группа заданий направлена на проверку понимания термина «серебряный век».
группа заданий направлена на проверку знаний особенностей символизма, акмеизма, футуризма.
,4группа заданий направлена на проверку знаний биографии А. Блока, Н. Гумилёва, В. Маяковского.
группа заданий направлена на проверку умения анализировать поэтический текст.
Время и способ выполнения работы.
На выполнение проверочной работы отводится один сорокаминутный урок. Каждый учащийся получает лист с заданием (по вариантам)
Варианты работы.
Все четыре варианта проверочной работы идентичны по содержанию, уровню сложности, порядку следования заданий.
Оценка выполнения заданий и работы в целом.
Проверочная работа оценивается в баллах.
За верно выполненные задания № 1, 2, 3, 4 ученик получает два балла (за частично выполненные данные задания ученик получает 1 балл). За полностью выполненное задание № 5 ученик получает шесть баллов. Таким образом, максимальное число баллов, которое может набрать ученик за проверочную работу, равно 14.
Если в результате выполнения всей проверочной работы ученик набрал менее 6 баллов - это низкий уровень выполнения работы (соответствует отметке «2»), от 6 до 8 баллов - отметка «3», 9-11 баллов соответствуют отметке «4»; 12-14 баллов - отметка «5»)
Вариант 1.
Объясните значение термина «серебряный век».
Символизм. Основные особенности, представители данного течения. Что нового внес символизм в русскую поэзию?
О ком написано: Родился в Грузии в селе Багдади. Первое образование было получено в гимназии города Кутаиси. В 1906 году переехал в Москву вместе с матерью, начал учиться в пятой гимназии. Революция не оставила в стороне. Он бросил обучение, затем вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию. Во время одного из арестов, в тюрьме было написано первое стихотворение. Он участвовал в выпуске плакатов «Окна сатиры РОСТА», в которых создавал подписи, рисунки. В 1925 году совершил путешествие в США, Мексику, Гавану. Его стихи печатались во многих газетах, журналах, изданиях.
Что вы знаете о трагической гибели этого поэта?
Ответьте на вопросы к стихотворению.
«Жираф» Н. Гумилев
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,И руки особенно тонки, колени обняв.Послушай: далеко, далеко, на озере ЧадИзысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,И шкуру его украшает волшебный узор,С которым равняться осмелится только луна,Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,И бег его плавен, как радостный птичий полет.Я знаю, что много чудесного видит земля,Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю веселые сказки таинственных странПро черную деву, про страсть молодого вождя,Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере ЧадИзысканный бродит жираф.
«Жираф» был написан в 1907 г. в Париже. Н.Гумилев в это время еще только мечтал о путешествии в Африку (стихотворение вошло в сборник «Романтические цветы» 1908г.)
Каков статус нарисованной в «Жирафе» картины: воспоминание, рассказ об увиденном во время путешествия, «сказка»?
В чем функция «повествовательной рамки» стихотворения?
Насколько конкретна фигура слушательницы?
В чем разница в отношении к рисуемой картине между рассказчиком и той, к кому он обращается?
Что важнее в стихотворении – зоологическая и географическая точность в описании жирафа и африканского пейзажа или стиль самих способов изображения?
Каково мироощущение, кругозор, жизненные ценности рассказчика?
Как сочетаются в стихотворной картине признаки портрета, пейзажа и натюрмора?
Метафоричность и сравнения в описании жирафа.
Каковы ритмические и фонетические особенности стихотворения?
Вариант 2.
Объясните значение термина «серебряный век».
Акмеизм. Основные особенности, представители данного течения. Что нового внес акмеизм в русскую поэзию?
О ком это написано: Родился в Санкт-Петербурге в высококультурной семье (отец – профессор, мать - писательница). Первые стихи были написаны в пятилетнем возрасте. Он получил образование в Петербургском университете, где учился на историко-филологическом факультете. К слову, ректором университета был его дедушка А.Н. Бекетов. В то время Он занимался актерским мастерством, стремясь покорить сцену. В 1903 году женится на Л. Д. Менделеевой – дочке знаменитого ученого. В следующем году были впервые напечатаны его стихи. Революционные события в Петербурге нашли отражение в стихотворениях, поэмах, статьях. Во время революции не эмигрировал, стал работать в издательстве города Петрограда.
Что вы знаете о трагической гибели этого поэта?
Ответьте на вопросы к стихотворению.
«Заблудившийся трамвай» Н. Гумилев
Шёл я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни, и дальние громы,
Передо мною летел трамвай.
Как я вскочил на его подножку,
Было загадкою для меня,
В воздухе огненную дорожку
Он оставлял и при свете дня.
Мчался он бурей тёмной, крылатой,
Он заблудился в бездне времён...
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон!
Поздно. Уж мы обогнули стену,
Мы проскочили сквозь рощу пальм,
Через Неву, через Нил и Сену
Мы прогремели по трём мостам.
И, промелькнув у оконной рамы,
Бросил нам вслед пытливый взгляд
Нищий старик,- конечно, тот самый,
Что умер в Бейруте год назад.
Где я? Так томно и так тревожно
Сердце моё стучит в ответ:
"Видишь вокзал, на котором можно
В Индию Духа купить билет?"
Вывеска... кровью налитые буквы
Гласят: "Зеленная",- знаю, тут
Вместо капусты и вместо брюквы
Мёртвые головы продают.
В красной рубашке с лицом, как вымя,
Голову срезал палач и мне,
Она лежала вместе с другими
Здесь в ящике скользком, на самом дне.
А в переулке забор дощатый,
Дом в три окна и серый газон...
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон!
Машенька, ты здесь жила и пела,
Мне, жениху, ковёр ткала,
Где же теперь твой голос и тело,
Может ли быть, что ты умерла?
Как ты стонала в своей светлице,
Я же с напудренною косой
Шёл представляться Императрице
И не увиделся вновь с тобой.
Понял теперь я: наша свобода
Только оттуда бьющий свет,
Люди и тени стоят у входа
В зоологический сад планет.
И сразу ветер знакомый и сладкий
И за мостом летит на меня,
Всадника длань в железной перчатке
И два копыта его коня.
Верной твердынею православья
Врезан Исакий в вышине,
Там отслужу молебен о здравьи
Машеньки и панихиду по мне.
И всё ж навеки сердце угрюмо,
И трудно дышать, и больно жить...
Машенька, я никогда не думал,
Что можно так любить и грустить!
Внешне представляет собой рассказ в стихах. Начиная с 10 строфы появляется конкретный адресат этого рассказа. Кто он?
В чем особенность «географии» и «хронологии» события в стихотворении? Проследите маршрут от «улицы незнакомой» до «твердыни Исакия» . Почему на вопрос «где я?» лирическому герою отвечает не разум, а сердце?
Истолкуйте 5-ую строфу стихотворения – эпизод встречи со стариком, который «умер в Бейруте год назад». Только ли в пространстве пролегает путь Трамвая?
Как связан заголовок с категориями времени и пространства?
А. Ахматова считала смысловым ядром стихотворную строчку «Только оттуда
бьющий свет». Почему?
Вариант 3.
Объясните значение термина «серебряный век».
Футуризм. Основные особенности, представители данного течения. Что нового внес футуризм в русскую поэзию?
О ком это написано: Он встретил её в 1903 году, в Царскосельской гимназии, где они учились. Ему было 17 лет, а ей – 15. Начиналось всё подобно тысячам начал, как гимназическая полудружба – полулюбовь: вместе ходили на каток, на детские балы, на гастроли знаменитой балерины Айседоры Дункан… Её фамилия была - Горенко, Анна Горенко. В октябре 1905 года он стал наконец бывать в её доме, познакомился с семьёй. Несколько раз делал предложение и… получал отказ за отказом. После одного из них он отправился к морю сводить счёты с жизнью. Но…был задержан полицейским, принявшим его за бродягу. В другой раз выпил яд – но яд оказался старым, и его нашли без сознания в Булонском лесу. Казалось, судьба его хранила. В 1906 году он совершает своё первое путешествие – в Париж, где учится в Сорбонне, затем – Италия, Греция, Константинополь, Швеция, Норвегия, Африка. Он ловил акул в южных морях, углублялся в джунгли и пустыни, охотился на львов, переправлялся через реку с крокодилами…
Что вы знаете о трагической гибели этого поэта?
Ответьте на вопросы к стихотворению.
Фабрика
В соседнем доме окна жолты.
По вечерам — по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.
И глухо заперты ворота,
А на стене — а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.
Я слышу всё с моей вершины!
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.
24 ноября 1903
На что направлен взгляд поэта в этом стихотворении? Найдите в тексте предметные детали. Какова цветовая гамма стихотворения? Какие ассоциации вызывает эпитет «жолты»? В чем своеобразие его написания? Какие образы в стихотворении связаны с миром зла? Можно ли дать логическое истолкование этим образам? Как названы в стихотворении фабричные рабочие? Почему Блок не использует в тексте слово «рабочие»? Можно ли назвать это стихотворение реалистическим?
Вариант 4.
Объясните значение термина «серебряный век».
Символизм. Основные особенности, представители данного течения. Что нового внес символизм в русскую поэзию?
О ком это написано: Родился в Санкт-Петербурге в высококультурной семье (отец – профессор, мать - писательница). Он получил образование в Петербургском университете, где учился на историко-филологическом факультете. К слову, ректором университета был его дедушка А.Н. Бекетов. В то время Он занимался актерским мастерством, стремясь покорить сцену. В 1903 году женится на Л. Д. Менделеевой – дочке знаменитого ученого. Во время революции не эмигрировал, стал работать в издательстве города Петрограда.
Что вы знаете о трагической гибели этого поэта?
Ответьте на вопросы к стихотворению
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
"Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают -
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
1914
Какова тема стихотворения?
Как переживает лирический герой свое одиночество?
Почему человека притягивают звезды? Можно ли сказать о том, что звезды – это образ-символ?
Какие строчки стихотворения подчеркивают боль одиночества, делают ее ощутимой для читателя?
Каким видим лирического героя в этом стихотворении?
Какая фраза стихотворения стала крылатой? Что она обозначает?
infourok.ru
Контрольная работа по литературе 11а класс
Серебряный век русской поэзии
Что обозначает термин «Серебряный век»?
Заполните таблицу. Модернизм
течения модернизма
Представители,
идеологи течения
Основное
содержание
Что нового предлагали
Главные
черты
творчества
1.
2.
Кто из поэтов был путешественником, и как это нашло отражение в его стихах? Назовите его и приведите названия стихов.
Кому принадлежат слова: Среди миров, в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя…
Что такое «эпатаж», кому он был свойственен?
Приведите примеры слов-символов в литературном течении символизма.
7. Кто из поэтов не принадлежит к Серебряному веку русской поэзии?
А)Н.Гумилев б) В.Маяковский в) Ф.Тютчев г)А.Блок
8. Кто из поэтов выступил с программой нового поэтического течения, названного акмеизмом?
А)В.Брюсов б) К.Бальмонт в) И.Анненский г)Н.Гумилев
9. Кто из поэтов не принадлежит к Серебряному веку русской поэзии?
а ) Б.Пастернак б )В.Хлебников в )К.Бальмонт г )А.Фет
10. Творчество какого поэта не было связано с футуризмом?
а ) В.Маяковский б )А.Крученых в )В.Хлебников г )Н.Гумилев
11. Назовите вашего любимого поэта Серебряного века. Почему именно он?
Модернизм
Основныетечения модернизма
Представители,
идеологи течения
Основное
содержание
Что нового предлагали
Главные
черты
творчества
1. Символизм
Идеолог – Д.Мережковский.
В.Брюсов, З.Гиппиус, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, А.Блок, А.Белый,
Вяч.Иванов, И.
Анненский
Центральное место в поэзии отводится слову-символу.
Поэзия состоит из
ассоциаций и передает субъективные
впечатления. Туманность, намеки в поэзии.
Многозначность
слова.
Приглашение читателя
к сотворчеству.
Музыкальность поэзии.
Поклонение высоким меч-
там и чувствам.
Мотивы призрачности
жизни.
Особое значение придается слову.
2. Акмеизм
Идеологи – Н.Гумилев, С.Городецкий.
А.Ахматова, О.Мандельштам,
М.Кузмин, М.Зенкевич
«Акмеизм-тоска по мировой культуре»
(О.Мандельштам).
Торжество ясности
Возвращение слову его первоначального смысла.
Акмеизм - торжество ясности,
Утверждение красоты жизни в ее конкретных проявлениях.
Возрождение традиций «Золотого века».
Ничего нового не предлагали, просто
вернули поэтам возможность свободно пользоваться средствами языка.
Достоверные образы, четкая
композиция, конкретность и
вещественность.
3. Футуризм
Идеолог – итал.философ
Ф.Т.Марионетти.
Д.Бурлюк, В.Хлебников,
В.Каменский,
А.Крученых,
В.Маяковский,
Е.Гуро,
И.Северянин
Самое крайнее по эстетическому радикализму течение.
Бунт, дерзость. Уничтожение всего старого. Презрение к здравому смыслу и хорошему вкусу.
Ненависть к существовавшему до них языку.
Отрицание всех культурных ценностей. Предлагали «сбросить Пушкина, Достоевского и Толстого с Парохода Современности».
Выдвинули программу рождения сверхискусства, способного преобразить мир.
Эпатаж. Нагнетание в поэзии шокирующего безобразия («дохлая луна», «звезды-черви» и др.). Образ поэта-хулигана. Оптимальная реакция – не похвала, а протест и неприятие.
Модернизм
Основныетечения модернизма
Представители,
идеологи течения
Основное
содержание
Что нового предлагали
Главные
черты
творчества
1. Символизм
Идеолог – Д.Мережковский.
В.Брюсов, З.Гиппиус, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, А.Блок, А.Белый,
Вяч.Иванов, И.
Анненский
Центральное место в поэзии отводится слову-символу.
Поэзия состоит из
ассоциаций и передает субъективные
впечатления. Туманность, намеки в поэзии.
Многозначность
слова.
Приглашение читателя
к сотворчеству.
Музыкальность поэзии.
Поклонение высоким меч-
там и чувствам.
Мотивы призрачности
жизни.
Особое значение придается слову.
2. Акмеизм
Идеологи – Н.Гумилев, С.Городецкий.
А.Ахматова, О.Мандельштам,
М.Кузмин, М.Зенкевич
«Акмеизм-тоска по мировой культуре»
(О.Мандельштам).
Торжество ясности
Возвращение слову его первоначального смысла.
Акмеизм - торжество ясности,
Утверждение красоты жизни в ее конкретных проявлениях.
Возрождение традиций «Золотого века».
Ничего нового не предлагали, просто
вернули поэтам возможность свободно пользоваться средствами языка.
Достоверные образы, четкая
композиция, конкретность и веществен-
ность.
3. Футуризм
Идеолог – итальянский философ
Ф.Т.Марионетти.
Д.Бурлюк, В.Хлебников,
В.Каменский,
А.Крученых,
В.Маяковский,
Е.Гуро,
И.Северянин
Самое крайнее по эстетическому радикализму течение.
Бунт, дерзость. Уничтожение всего старого. Презрение к здравому смыслу и хорошему вкусу.
Ненависть к существовавшему до них языку.
Отрицание всех культурных ценностей. Предлагали «сбросить Пушкина, Достоевского и Толстого с Парохода Современности».
Выдвинули программу рождения сверхискусства, способного преобразить мир.
Эпатаж. Нагнетание в поэзии шокирующего безобразия («дохлая луна», «звезды-черви» и др.). Образ поэта-хулигана. Оптимальная реакция – не похвала, а протест и неприятие.
infourok.ru
Контрольная работа в 9 классе по теме «Серебряный век русской поэзии»
(обзорное изучение)
1) Какой период развития русской литературы принято называть «серебряным веком»?
а) 1917 – 1921; б) 1890 – 1917 гг.; в) 1900 – 1910; г) 1860 – 1905.
2) Дайте определение следующим литературным направлениям и напишите их представителей: символизм, акмеизм, футуризм. Какой поэт не принадлежал ни к одному из перечисленных литературных направлений?
3) Рассказ о поэтах. По вариантам.
1 вариант Блок, Маяковский, Цветаева.
2 вариант Есенин, Ахматова, Цветаева.
Расскажите о поэтах по следующему плану:
Кратко опишите детские годы поэта
Напишите год издания первого сборника стихотворений. Перечислите те черты, которые свойственны неповторимому стилю данного поэта. Какие стихотворения стихотворца вам запомнились больше всего? Почему?
Что вам известно о любовных перипетиях поэта? Как эти факты можно связать с литературной деятельностью творца?
Какие еще интересные факты из жизни поэта запомнились?
Определите, кому принадлежат следующие строки:
А) Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.
Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.
1920
Б)… О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая - Ты.
1902
В) Рас-стояние: версты, мили…
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Рас-стояние: версты, дали…
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это — сплав….
Г) Широк и желт вечерний свет,
Нежна апрельская прохлада.
Ты опоздал на много лет,
Но все-таки тебе я рада.
Сюда ко мне поближе сядь,
Гляди веселыми глазами:
Вот эта синяя тетрадь -
С моими детскими стихами.
Прости, что я жила скорбя
И солнцу радовалась мало.
Прости, прости, что за тебя
Я слишком многих принимала.
1915
Д) Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана;
Я показал на блюде студня
Косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
Прочел я зовы новых губ.
А вы
Ноктюрн сыграть
Могли бы
На флейте водосточных труб?
1913
5) Выполните анализ стихотворения Б.Л. Пастернака по данному ниже плану:
1. Историко-биографический материал (история создания лирического произведения)2. Ведущая тема3. Характеристика лирического героя в сюжете стихотворения4. Основные образы, мотивы лирического произведения. Преобладающее настроение в стихотворении, его изменение. Изобразительные средства, их функция.
5. Место стихотворения в творчестве поэта
НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора -
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
1959
infourok.ru
Контрольная работа по литературе 11 класс
Серебряный век русской поэзии
Что обозначает термин «Серебряный век»?
Заполните таблицу.
Модернизм
Основные
течения модернизма
Представители,
идеологи течения
Основное
содержание
Что нового предлагали
Главные
черты
творчества
1.
2.
3.
Кто написал стих-ие, обличающее существующий режим и правителя? Приведите строки.
Кому принадлежат слова: Среди миров, в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя…
Кто из поэтов посвятил стихи теме «светлого ремесла поэта», написав строки:
«Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед…»?
Что такое «эпатаж», кому он был свойственен?
Приведите примеры слов-символов в литературном течении символизма.
8. Кто из поэтов не принадлежит к Серебряному веку русской поэзии?
А)Н.Гумилев б) В.Маяковский в) Ф.Тютчев г)А.Блок
9. Кто из поэтов выступил с программой нового поэтического течения, названного акмеизмом?
А)В.Брюсов б) К.Бальмонт в) И.Анненский г)Н.Гумилев
10. Кто из поэтов не принадлежит к Серебряному веку русской поэзии?
а ) Б.Пастернак б )В.Хлебников в )К.Бальмонт г )А.Фет
11. Творчество какого поэта не было связано с футуризмом?
а ) В.Маяковский б )А.Крученых в )В.Хлебников г )Н.Гумилев
Модернизм
Основные
течения модернизма
Представители,
идеологи течения
Основное
содержание
Что нового предлагали
Главные
черты
творчества
1. Символизм
Идеолог – Д.Мережковский.
В.Брюсов, З.Гиппиус, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, А.Блок, А.Белый,
Вяч.Иванов, И.
Анненский
Центральное место в поэзии отводится слову-символу.
Поэзия состоит из
ассоциаций и передает субъективные
впечатления. Туманность, намеки в поэзии.
Многозначность
слова.
Приглашение читателя
к сотворчеству.
Музыкальность поэзии.
Поклонение высоким меч-
там и чувствам.
Мотивы призрачности
жизни.
Особое значение придается слову.
2. Акмеизм
Идеологи – Н.Гумилев, С.Городецкий.
А.Ахматова, О.Мандельштам,
М.Кузмин, М.Зенкевич
«Акмеизм-тоска по мировой культуре»
(О.Мандельштам).
Торжество ясности
Возвращение слову его первоначального смысла.
Акмеизм - торжество ясности,
Утверждение красоты жизни в ее конкретных проявлениях.
Возрождение традиций «Золотого века».
Ничего нового не предлагали, просто
вернули поэтам возможность свободно пользоваться средствами языка.
Достоверные образы, четкая
композиция, конкретность и
вещественность.
3. Футуризм
Идеолог – итал.философ
Ф.Т.Марионетти.
Д.Бурлюк, В.Хлебников,
В.Каменский,
А.Крученых,
В.Маяковский,
Е.Гуро,
И.Северянин
Самое крайнее по эстетическому радикализму течение.
Бунт, дерзость. Уничтожение всего старого. Презрение к здравому смыслу и хорошему вкусу.
Ненависть к существовавшему до них языку.
Отрицание всех культурных ценностей. Предлагали «сбросить Пушкина, Достоевского и Толстого с Парохода Современности».
Выдвинули программу рождения сверхискусства, способного преобразить мир.
Эпатаж. Нагнетание в поэзии шокирующего безобразия («дохлая луна», «звезды-черви» и др.). Образ поэта-хулигана. Оптимальная реакция – не похвала, а протест и неприятие.
Модернизм
Основные
течения модернизма
Представители,
идеологи течения
Основное
содержание
Что нового предлагали
Главные
черты
творчества
1. Символизм
Идеолог – Д.Мережковский.
В.Брюсов, З.Гиппиус, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, А.Блок, А.Белый,
Вяч.Иванов, И.
Анненский
Центральное место в поэзии отводится слову-символу.
Поэзия состоит из
ассоциаций и передает субъективные
впечатления. Туманность, намеки в поэзии.
Многозначность
слова.
Приглашение читателя
к сотворчеству.
Музыкальность поэзии.
Поклонение высоким меч-
там и чувствам.
Мотивы призрачности
жизни.
Особое значение придается слову.
2. Акмеизм
Идеологи – Н.Гумилев, С.Городецкий.
А.Ахматова, О.Мандельштам,
М.Кузмин, М.Зенкевич
«Акмеизм-тоска по мировой культуре»
(О.Мандельштам).
Торжество ясности
Возвращение слову его первоначального смысла.
Акмеизм - торжество ясности,
Утверждение красоты жизни в ее конкретных проявлениях.
Возрождение традиций «Золотого века».
Ничего нового не предлагали, просто
вернули поэтам возможность свободно пользоваться средствами языка.
Достоверные образы, четкая
композиция, конкретность и веществен-
ность.
3. Футуризм
Идеолог – итальянский философ
Ф.Т.Марионетти.
Д.Бурлюк, В.Хлебников,
В.Каменский,
А.Крученых,
В.Маяковский,
Е.Гуро,
И.Северянин
Самое крайнее по эстетическому радикализму течение.
Бунт, дерзость. Уничтожение всего старого. Презрение к здравому смыслу и хорошему вкусу.
Ненависть к существовавшему до них языку.
Отрицание всех культурных ценностей. Предлагали «сбросить Пушкина, Достоевского и Толстого с Парохода Современности».
Выдвинули программу рождения сверхискусства, способного преобразить мир.
Эпатаж. Нагнетание в поэзии шокирующего безобразия («дохлая луна», «звезды-черви» и др.). Образ поэта-хулигана. Оптимальная реакция – не похвала, а протест и неприятие.
infourok.ru
Контрольная работа по теме: «Поэзия Серебряного века».
1 часть.
Определите направление по характерным признакам:
Направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства; объединяющим началом такого единства виделось искусство. Характерны «тайнопись неизученного», недосказанность.
а) футуризм, б) имаженизм, в) акмеизм, г) символизм.
2. Определите направление по характерным признакам:
Направление, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом
а) футуризм, б) имаженизм, в) акмеизм, г) символизм.
3.Какое из перечисленных ниже свойств не характерно для акмеизма
Романтические мотивы, географическая и историческая экзотика
б)Утверждение красоты жизни в ее конкретно – чувственных проявлениях
в)Отношение к слову как конструктивному материалу
г)Возрождение традиций «золотого века»?
4. Какое из перечисленных ниже свойств не характерно для футуризма:
a) Пафос отрицания «старого искусства»
б) Установка на обновление поэтического языка, активное словотворчество
в) Новые функции искусства как выражения творчества масс
г) Активное использование мифологических образов в поэзии?
5. Какое из перечисленных ниже свойств не характерно для символизма:
a) Отношение к поэзии как к мастерству
б) Открытие многозначности слова
в) Религиозно – философские поиски, мистические идеалы
г) Установка на самоценность, автономность искусства?
6.Кто из поэтов принадлежал к эгофутуристам:
И. Северянин
б)Д. Бурлюк
в)А. Белый
г)Б. Пастернак?
7. К какому направлению принадлежали поэты: В. Брюсов, Д. Мережковский, А. Белый?
а) футуризм,
б) акмеизм,
в) младшие символисты,
с )старшие символисты.
8.С идеями какого философа связан футуризм?
а) Маркс,
б) Ницше,
в) Руссо,
г) Платон
9.. Кто из поэтов не акмеист:
a) З. Гиппиус)
б)Н. Гумилев
в)О. Мандельштам
г)С. Городецкий?
10. Определите направление по характерным признакам:
Направление, провозгласившее «самоценность» явлений жизни, культ
искусства как мастерства; отказ от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа.
а) акмеизм,
б) имаженизм,
в) символизм,
г) футуризм.
11. Духовным отцом и предтечей символистов является
а) Нццше,
б) Федоров,
в) Платон,
г) Соловьев.
12. Какое стихотворение не принадлежит перу Маяковского?
А)»А вы могли бы?»,
б) Прозаседавшиеся»,
в) Письмо матери,
г) «Нате!»
2 часть.
Вставьте нужные слова вместо многоточий.
Манифест футуристов назывался «Пощечина …… вкусу»
Объединение акмеистов носило название «……. поэтов»
В поэме Маяковского звучат 4 крика: «Долой вашу любовь», «Долой ваш строй», «Долой вашу религию, «Долой ваше……»
Стихотворение Н. Гумилева называется «……. трамвай»
Цикл стихов А. Блока называется «Стихи о …… Даме»
Восстановите строку стихотворения А. Блока « О Русь моя!.... моя»
Стихотворение Маяковского называется «….. марш»
Поэма С. Есенина называется . «Анна …….»
Восстановите строку из стихотворения С. Есенина « Я ….. поэт деревни»
Восстановите строку из стихотворения Северянина. « Я….. Игорь Северянин»
В поэме А Блока « Двенадцать» « В белом венчике из роз» идет…….
Стихотворение А. Ахматовой называется «Сероглазый ………»
Часть 3.
Закончите предложения фамилиями поэтов.
Серебряного века.
Л.Д. Менделеева была женой..
Стихотворение «Жираф» принадлежи перу….
Королем поэтов в первом официальном поэтическом соревновании в Политехническом музее в 1918 году был признан..
По обвинению в контр-революционном заговоре был расстрелян….
Сборник «Четки» принадлежит перу…
Строки «И вечный бой, покой нам только снится» принадлежат…
Поэзоконцерты устраивал…
Фамилия Горенко настоящая фамилия…
Необычное имя придумал себе..
Поэму « Черный человек» написал…
Знаменитая танцовщица Айседора Дункан была женой…
Сборник стихов «Громокипящий кубок» принадлежит…
Стихотворение «Кузнечик» принадлежит перу…
Стихотворение «Послушайте» написал….
Цикл «Персидские мотивы» есть в творчестве….
Умер в 1941 году в Эстонии….
Написал первую поэму о революции в 1918 году….
Часть 4.
Определите кому из ниже названных поэтов принадлежат следующие строки.
1.Ты одна мне ростом вровень,стань же рядом с бровью брови
2. Вечером синим, вечером луннымБыл я когда-то красивым и юным.Неудержимо, неповторимоВсе пролетело. далече.. мимо...Сердце остыло, и выцвели очи...Синее счастье! Лунные ночи!
3.Знаете что, скрипка?Мы ужасно похожи:я вот тожеору -а доказать ничего не умею!
4.На таинственном озере ЧадПосреди вековых баобабовВырезные фелуки стремятНа заре величавых арабов
5.Дайте руку Вот грудная клетка. Слушайте, уже не стук, а стон;тревожусь я о нем,
6. Столько просьб у любимой всегда!У разлюбленной просьб не бывает.Как я рада, что нынче водаПод бесцветным ледком замирает.
7. Годы молодые с забубенной славой,Отравил я сам вас горькою отравой.Я не знаю: мой конец близок ли, далек ли,Были синие глаза, да теперь поблекли.
.8.Я пробрался в глубь неизвестных стран,Восемьдесят дней шел мой караван;Цепи грозных гор, лес, а иногдаСтранные вдали чьи-то города,
9. Вхожу я в темные храмы,Совершаю бедный обряд.Там жду я Прекрасной ДамыВ мерцаньи красных лампад.
10. Сегодня мне письма не принесли:Забыл он написать или уехал;Весна, как трель серебряного смеха,Качаются в заливе корабли.Сегодня мне письма не принесли..
11. Ты и во сне необычайна.Твоей одежды не коснусь.Дремлю — и за дремотой тайна,И в тайне — ты почиешь, Русь
12.В желтой гостиной, из серого клена, с обивкою шелковой,Ваше сиятельство любит по вторникам томный журфикс.В дамской венгерке комичного цвета, коричнево-белковой,Вы предлагаете тонкому обществу ирисный кэкс,Нежно вдыхая сигары эрцгерцога абрис фиалковый...
13.Жарбог! Жарбог!Я в тебя грезитвой мечу,Дола славный стаедей,О, взметни ты мне навстречуСтаю вольных жарирей.Жарбог! Жарбог!Волю видеть огнезарнуюСтаю легких жарирей,Дабы радугой стожарноюВспыхнул морок наших дней.
АХлебников, Б) Блок, В ) Гумилев, Г) Ахматова, Д) Маяковский, Е ) Есенин, Ж) Северянин.
multiurok.ru