Узлы для связывания верёвок. Контрольный узел


Туристские узлы

Библиотека | Мой дом тайга

Туристские узлы

Туристские узлы:

Для преодоления препятствий (спуски, подъемы, переправы, траверсы и т.д.) в путешествиях, особенно горных, применяются веревки, карабины, страховочные системы и различные узлы. Каждому туристу важно знать, как вяжется и где применяется тот или иной узел. Узлы можно классифицировать по их назначению.

1. Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: «прямой», «ткацкий», «встречный», «грейпвайн».

2. Узлы для связывания веревок разного диаметра: «академический», «брамшкотовый».

3. Узлы для страховки (незатягивающиеся петли): «простой проводник», «восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойной проводник».

4. Узлы для привязывания веревок к опоре: «удавка», «булинь», «стремя».

5. Вспомогательные узлы: «схватывающий», «стремя».

Узел «стремя» может применяться в двух случаях, но способы вязки будут разные.

«Прямой»:

Узел можно вязать двумя способами: 1. Одной веревкой делается петля (рис. 1, а), а второй веревкой необходимые обороты, чтобы получить узел, как на рисунке 1, б. Ходовые концы должны быть длиной 15—20 см, чтобы можно было завязать контрольные узлы (рис.7, е). Если один ходовой конец будет сверху, а другой снизу, или наоборот, то узел завязан неправильно. Ходовые концы должны выходить либо только сверху, либо только снизу.

01,1.jpg01,2.jpg

Рис. 1. «Прямой»

Две веревки накладываются друг на друга и завязываются два простых узла в разные стороны (рис.1, в, г). Если узлы завязаны в одну сторону, то получается «бабий узел» (рис. 1, д). Далее на концах завязываются контрольные узлы (рис.1, е).

«Ткацкий» узел:

Берутся две веревки одинакового диаметра, накладываются друг на друга, затем вяжется контрольный узел сначала с одной стороны (рис. 2, а), потом с другой (рис. 2, б). Далее узлы стягиваются и на концах завязываются контрольные узлы (рис. 2, в).

02,1.jpg02,2.jpg

Рис. 2. «Ткацкий» узел

«Встречный» узел:

Берем две веревки одинакового диаметра, на конце одной вяжется простой узел (рис. 3, а), затем второй веревкой навстречу ходовому концу первой веревки полностью повторяем узел, чтобы он получился двойным и ходовые концы выходили в разные стороны (рис. 3, б). После этого узел затягивается, контрольные узлы обычно не вяжутся (рис. 3, в).

03.jpg

Рис. 3. «Встречный узел»

Узел «грейпвайн»:

Две веревки одинакового диаметра накладываются друг на друга, завязывается как бы двойной контрольный узел с одной стороны (рис. 4, а), затем то же самое с другой (рис. 4, б). Узлы стягиваются (рис. 4, в). Контрольные узлы не вяжутся. Правильный рисунок узла показан на рисунке 4, г.

04,1.jpg04,2.jpg

Рис. 4. «Грейпвайн»

«Брамшкотовый» узел:

Берем две веревки разного диаметра, из более толстой веревки делаем петлю, а ходовым концом тонкой обкручиваем ее так, как показано на рисунке 5, а, б. Затем узел затягивается, расправляется, и на обоих концах вяжутся контрольные узлы (рис. 5, в).

05,1.jpg05,2.jpg

Рис. 5. «Брамшкотовый»

«Академический» узел:

Берем две веревки разного диаметра, более толстой делаем петлю, а ходовым концом тонкой веревки обкручиваем петлю так, как показано на рисунке 6, а, б. Узел затягивается, расправляется, на обоих концах вяжутся контрольные узлы (рис. 6, в).

06,1.jpg06,2.jpg06,3.jpg

Рис. 6. «Академический»

Узел «простой проводник»:

Вяжется одной веревкой, которая складывается вдвое и на конце ее завязывается простой узел (рис. 7, а, б), чтобы получилась петля. Ниже завязывается контрольный узел (рис. 7, в).

07-1.jpg07-2.jpg07-3.jpg

Рис. 7. «Простой проводник»

Узел «восьмерка»:

Вяжется одной веревкой. Она складывается вдвое и на конце завязывается узел, напоминающий цифру восемь (рис. 8, а, б). Узел расправляется, затягивается. Контрольный узел не вяжется (рис. 8, в).

08-1.jpg08-2.jpg08-3.jpg

Рис. 8. «Восьмерка»

Узел «срединный австрийский проводник»:

Узел вяжется на одной веревке. Веревка берется за середину, затем поворотом на 360° из нее складывается восьмерка (рис. 9, а), вершина которой опускается вниз и протаскивается, как показано стрелкой на рисунке 9, б, чтобы вышла петля. Для того чтобы получился правильный узел (рис. 9, в), нужно растянуть концы веревки в разные стороны. Контрольный узел не вяжется.

09-1.jpg09-2.jpg09-3.jpg

Рис. 9. «Срединный австрийский проводник»

Узел «двойной проводник», или «заячьи уши»:

Вяжется на одной веревке. Веревка складывается вдвое, на ней вяжется «пустышка» (рис. 10, а), затягивается (рис. 10, в) и завязывается так, чтобы она развязалась, если дернуть ее за петлю. В том случае, когда «пустышка» будет завязана наоборот, узел «двойной проводник» не получится. Затем нижняя петля проносится, как показано стрелкой на рисунке 10, б, чтобы через нее прошли Две верхние петли, и стягивается за верхние петли к узлу (рис. 10, в).

10-1.jpg10-2.jpg10-3.jpg10-4.jpg

Рис. 10. «Двойной проводник»

Правильно завязанный узел показан на рисунке 10, г. Необходимо следить, чтобы при завязывании узла не было перехлеста веревок. «Двойной проводник» не имеет контрольных узлов.

Узел «удавка»:

Узел вяжется одной веревкой вокруг опоры. Опора относится сначала ходовым концом, который служит для прикрепления веревки, а затем ее рабочим концом, которым непосредственно пользуется турист (рис. 11, а). Далее ходовым концом веревки делается несколько оборотов вокруг рабочего конца (не менее трех) и завязывается контрольный узел (рис. 11, б). Затем узел затягивается.

11.jpg

Рис. 11. «Удавка»

Узел «стремя»:

Узел вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Ходовой конец веревки обносится вокруг опоры, затем вяжется так, как показано на рисунке 12, а. После этого узел затягивается и закрепляется контрольным узлом (рис. 12, б). Если узел «стремя» используется при прикреплении к опоре, он затягивается как можно сильнее, а контрольный узел вяжется как можно ближе к опоре.

12.jpg

Рис. 12. «Стремя»

Узел «стремя» может применяться как точка опоры для ноги при подъеме из трещин. Он удобнее «проводника» и «восьмерки», потому что легче развязывается и его можно завязать даже одной рукой (рис. 13, а, б).

13.jpg

Рис. 13. «Стремя» как опора для ноги.

Узел «Булинь»:

Вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Отступив от края веревки нужное расстояние, делают петлю поворотом веревки на 180° по часовой стрелке, затем опора обносится ходовым концом (на рисунке показано крестиком) и конец продевается в образовавшуюся петлю (рис. 14, а). Следующее действие: ходовым концом обносится рабочая веревка и продевается в петлю с обратной стороны (рис. 14, б). Узел затягивается и завязывается контрольный узел (рис. 14, в).

14-1.jpg14-2.jpg14-3.jpg

Рис. 14. «Булинь»

«Булинь» может быть завязан и другим способом, с помощью «пустышки». Для этого вместо петли завязывается «пустышка» так, чтобы она развязывалась при рывке за рабочий конец, а не за ходовой. Опора обносится ходовым концом (рис. 15, а). Затем он проносится в петлю «пустышки», и при натягивании рабочего конца петля «пустышки» вместе с ходовым концом проходит через узел (рис. 15, б). На получившемся узле «булинь» остается только завязать контрольный узел (рис. 15, в).

15-1.jpg15-2.jpg15-3.jpg

Рис. 15. «Булинь» с помощью «пустышки»

«Схватывающий» узел:

Узел завязывается репшнуром (6 мм) на основной веревке (диаметром 10-12 мм). Репшнур складывается пополам, им обносится веревка (рис. 16, а, б). Затем операция повторяется (рис. 16, в, г). После этого узел затягивается, распрямляется и завязывается контрольный узел (рис. 16, д). Контрольный узел не нужен, если репшнур предварительно завязан в петлю узлом «встречный» или «грейпвайн».

16-1.jpg16-2.jpg16-3.jpg16-4.jpg16-5.jpg

Рис. 16. «Схватывающий» узел.

Иногда «схватывающий» узел завязывается одним концом репшнура. Веревка обкручивается одним концом репшнура два раза в одну сторону, затем в другую (рис. 17, а, б, в). Затем узел затягивается, распрямляется и обязательно закрепляется контрольным узлом (рис. 17, г).

17-1.jpg17-2.jpg17-3.jpg17-4.jpg

Рис. 17. «Схватывающий» узел одним концом.

Дополнительные узлы:

Узел «пустышка»:

Этот узел можно использовать при завязывании узлов «булинь» и «двойной проводник», а также как самостоятельный узел (например, при затягивании верха рюкзака). Он быстро и легко развязывается, если потянуть за концы в разные стороны.

18.jpg

Рис. 18. «Пустышка».

Способ вязки. Веревка берется за середину и завязывается простой узел (рис. 18, а), но вместо того, чтобы затянуть концы, делается затягивающаяся петля (рис. 18, б).

«Маркировочный» узел:

Этот узел служит для связывания веревки после того, как она будет сбухтована (рис. 19).

19.jpg

Рис. 19. «Маркировочный» узел.

«Узел Бахмана»:

20.jpg

Рис. 20. «Узел Бахмана».

Узел является разновидностью «схватывающего» и может применяться в тех же целях. За карабин узел можно вести вниз и вверх, а при резком рывке узел затягивается. Он легко развязывается после снятия нагрузки.

Репшнур вщёлкивается в карабин (рис. 20, а), при открытом карабине делается 3 - 4 оборота (рис. 20 б), затем муфта карабина закручивается, узел распрямляется и затягивается (рис. 20, в).

«Карабинная удавка»:

Узел применяется для привязывания веревки к опоре. Применяется, когда веревку необходимо сдернуть после спуска, например.

На конце веревки завязывается «восьмерка», в нее вщелкивается карабин (рис. 21, а), затем веревка обносится вокруг опоры и карабин вщелкивается в рабочий (нагрузочный) конец веревки. Муфта карабина закручивается, и узел затягивается (рис. 21, б).

21.jpg

Рис. 21. «Карабинная удавка».

«Двойной булинь»:

22.jpg

Рис.22. Соединение частей страховочной системы узлом двойной булинь: а– .петли грудной обвязки; б – начальная петля; в – этот кусок веревки должен быть не менее 2 м.; г – подхлест нижней пряди веревки, проходящей в петлях беседки; д – петля беседки; е – петля самостраховки длиной 1,1 м; ж – петля самостраховки длимой 1,7 м

Материалы: http://turizm18.ru/article.html?folder=lib_knots

www.rgo-sib.ru

Узлы для связывания верёвок

Прямой узел Самопроизвольно развязывается ("ползёт"), поэтому использование без контрольных узлов допустимо только в бытовых целях.

Рифовый узел Вариант прямого узла с петлёй, облегчающей развязывание. Используется как вспомогательный, не работающий под нагрузкой. Вариант с двумя петлями на ходовых концах известен каждому с детства под названием "бантик".

Ткацкий узел.Ползёт при переменных нагрузках, сильно затягивается.

Встречный узел.Не ползёт, под нагрузкой сильно затягивается, используется для связывания верёвок любого диаметра и сочетаний лента-верёвка.

Встречная восьмёрка Характеристики аналогичны встречному узлу.

Шкотовый (а-в) и брамшкотовый (г) узлыПод нагрузкой не затягиваются, но "ползут" при переменных нагрузках. Шкотовый узел используется для связывания верёвок одинакового диаметра, брамшкотовый – для верёвок как одинакового, так и разного диаметров. Обязательны контрольные узлы. В левой части рисунка "г" авторы [1] перепутали коренной и ходовой конец верёвки.

Узел "грейпвайн" Надёжный и красивый. Под нагрузкой сильно затягивается. Используется для связывания верёвок одинакового и разного диаметров, рыболовных лесок.

Привязочные узлы

Узел "удава"Быстро и сильно затягивается (при сильных нагрузках – "намертво"), не "ползёт". Для облегчения развязывания вяжется петля со длинным свободным концом (г).

Двойной узел "удава"Затягивается ещё сильней.

Рыбацкий штык (а), простой штык со шлагом (б), штык с обносом (в)Штык с обносом в отличие от узла "простой штык" (у которого отсутствует второй оборот верёвки вокруг опоры) при маятниковых нагрузках не скользит вдоль предмета, вокруг которого завязан.

Петли

Проводник(I – петлёй, II – одним концом) Вяжется как на конце верёвки, так и в середине. Поз нагрузкой сильно затягивается, "ползёт", особенно на жёсткой верёвке, необходим контрольный узел. Не рекомендуется использовать при больших нагрузках – очень сильно снижает прочность верёвки.

Восьмёрка(I – петлёй, II – одним концом) Под нагрузкой сильно не затягивается, не "ползёт", прочность верёвки снижает меньше, чем проводник. Примечания Аналитика: 1) На этом эскизе правый нижний рисунок не соответствует левому верхнему. 2) После завязывания "восьмёрки" петлёй рисунок узла получается несколько неправильным и требует корректировки. Объяснить, какой именно, словами проблематично, будете вязать – догадаетесь сами.

Девятка Имеет наибольшую прочность (70-74%) по сравнению со всеми остальными узлами серии "проводник" - снижает прочность верёвки даже меньше чем "восьмёрка".

Булинь (беседочный узел)[3] Был известен египтянам и финикийцам за 3000 лет до н. э. [1] Под нагрузкой сильно не затягивается, "ползёт" при переменных нагрузках, необходим контрольный узел. [2] Булинь, особенно незатянутый, чувствителен, к какому концу приложена основная нагрузка. Если тянуть за один конец, узел сильно (иногда даже чересчур) затягивается. Если же тянуть за другой – эта нагрузка способствует саморазвязыванию узла. Кстати, в [2] описание булиня сопровождается рисунком казачьего узла.

Двойной булиньПозволяет делать петли как одной, так и разной длины. Чтобы рисунок узла получился правильным, нужно петлю "А" полностью вытянуть в противоположном от петель "Б" направлении (1), после этого затянуть узел (2). Применяется в альпинизме для вязания беседки (каждая петля для одной ноги), в морской практике узел используется для страховки человека: в одной петле сидят, а другая охватывает тело под мышками.

Эскимосская петля (а-в) Позволяет быстро регулировать размер петли в узле, удобен для вязания оттяжек. Под нагрузкой не затягивается, не "ползёт". Рыбацкая петля (г) Не "ползёт", под нагрузкой сильно затягивается.

Австрийский проводник [1], он же обратный проводник [2], он же ездовая петля [3], он же в просторечии "бабочка" или "пчёлка"Позволяет сделать надёжную петлю в любом месте верёвки, ослабляя её прочность меньше, чем "проводник" и "восьмёрка". Может быть использован для вязания верёвочной лестницы (см. также "стремя").

Узел "заячьи ушки"Образует двойную петлю, что увеличивает её прочность на разрыв. Не ползёт. Под нагрузкой сильно затягивается.

Казачий узел (а-в). Калмыцкий узел (г).Надёжные узлы, не "ползут", под нагрузкой сильно не затягиваются, не требуют контрольного узла. Для облегчения развязывания можно использовать вариант с петлёй (г). На рисунке справа [2] показан альтернативный вариант завязывания казачьего узла, а рисунок сопровождает почему-то описание булиня. Для удобства запоминания и сравнения рисунки первоисточников были развёрнуты вокруг разных осей.

studfiles.net

Узлы - Альпиноид - альпинизм, туризм

ВЯЗКА УЗЛОВ 

По своему назначению узлы делятся на три группы: обвязочные, для связывания веревок и вспомогательные. 

1. Узлы для обвязки. 

Наиболее надежным и распространенным узлом является  булинь.   На рисунке 1 он  приведен  в традиционной последователь­ности вязки.  

  

Рис.1   

Узел    бу­линь для обвязки:

 а — контрольный   узел 

  

  

  

  

 

  

 

2. Вязка  булиня  одним  концом   веревки (применяется для обвязки выступа или камня при установке, например, спусковой станции). Цифры — последовательность   операций.  

 

 

  

  

Другой способ более пригоден для свя­зывания страховочной системы (грудной обвязки): свободный конец пропускают через все петли системы (две петли обвязки) и примерно 60 см веревки укладывают простой петлей остальные операции видны на рисунке.   Булинь   во   всех случаях нужно сильно затянуть.Иногда начинающие альпинисты принимаются спорить, какой конец этого узла является рабочим. Такой спор совершенно беспредметен, так как хорошо затянутый булинь  одинаково эффективен в обе стороны – проверено на практике.

  

  

 Рис.3 Вязка узла проводника 

 Основное преимущество узла проводника — про­стота завязывания. Его легко вязать и одной рукой. Недостаток узла — он сильно затягивается под нагрузкой. Рекомендуется в сплетение узла вставлять  какой-нибудь предмет, например – крюк или карабин.  При натягивании переправ часто вставляют толстую ветку или чурбак.

Проводник применяется и для привязывания к середине верев­ки, а также для свя­зывания веревок — два проводника на концах веревок соединя­ются карабином. В последнее время вместо этого узла стали применять узел восьмерка, так как он не затягивается, и его легче развязывать.

  

Чтобы завязать узел восьмерку, надо после начальной стадии проводника сделать петлей дополнительно пол-оборота и ввести в узел с противоположной стороны 

  

  

  

  

  

  

  

 

 

 

  

  

 

 

  

Рис.4 Узел  восьмерка в завязанном состоянии.Восьмерка — проч­ный узел, к нему не вяжутся контрольные узелки.

 

 Узлы для связывания веревок и лент.

Прямой узел предназначен для связывания веревок одинако­вого диаметра (рис18). Оба конца веревки располагаются па­раллельно с одной стороны. Поскольку узел подвержен самораз­вязыванию, на обоих концах веревки обязательны контрольные узлы. 

В настоящее время прямой узел практически не используется, так как альтернативой ему служит встречный узел.

Встречный узел широко используется для связывания двух ве­ревок, в том числе и разного диаметра. Применяется также для связы­вания лент и ленты с веревкой. Хорошо держит и легко развязы­вается после снятия нагрузки

 

 

 

 

 

 

 

Рис.5  Встречный узел и способы его вязки

 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 

 

 

Брамшкотовый узел служит для свя­зывания веревок разного диаметра. Рисунок узла должен быть правильным, пряди параллельны. Обязателен контрольный узел.

 

 

 

 

    

  

 

Узел грейпвайн наиболее надежен для связывания веревок одинакового диаметра, лент, вязки петель-оттяжек, петель для закладок. Особенно удобен этот узел при связывании петли для самостраховки, этим же узлом можно регулировать длину петли.

 

 

 

 

 

 

 

 

  

   

3.   Вспомогательные узлы.

В последнее время схватывающий узел утерял функции ос­новного для разнообразных целей страховки, поскольку на практике и при целом ряде испытаний в экстремальных условиях в ре­зультате интенсивного трения об основную веревку все чаще стали отмечаться случаи оплавления и обрыва узла. Но во вспомогательных целях он на­ходит применение и успешно выполняет свои функции, когда не испытывает значительного трения (при спуске, резком прохожде­нии веревки через узел на страховке и т. п.), при быстром пере­мещении по веревке. Особенно необходим  при подстраховке жумара.

Узел вяжется как петлей , так и одним концом репшнура. На обледенелой веревке для подстраховки жумара или при необходимости повышенной надежности при спасработах его можно вязать в три витка.

 

рис. 6   Варианты   и   способы   вязки   схватывающего узла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Узел Бахмана(а) и карабинный узел(б) (рис. 7). Преимущество этих узлов заключается в том, что при снятии нагрузки их легко протаскивать по веревке. Особенно они  надежны в любом виде работ по транспортировке пострадавшего. Вяжутся как на оди­нарной, так и на двойной веревке.Не следует использовать карабинный узел при подъеме по веревке: ввиду легкого прослабления узла есть риск проскальзывания и зависания на одной ноге. Вообще, работу с этим узлом рекомендуется проверить в процессе тренировочных занятий.

Вместо карабина можно использовать стальное проволочное кольцо (одно время для этого предлагалось кольцо от стандартных кошек, но ввиду малого диаметра такого кольца это предложение не получило поддержки среди альпинистов ). 

 

  

Стремя (рис.8) — универсальный вспомогательный узел. Применяется для опоры ногами при вылазе по закрепленной веревке,  для са­мостраховки и на спасательных работах. Вяжется элементарно просто, под большой нагрузкой не затягивается, легко распускается после нагрузки.

 

 

 

 

 

  

 

Узел УИАА — применяется для динамической страховки толь­ко на мягкой, эластичной веревке. На жесткой веревке неприме­ним. Главное — правильно заложить в карабин витки узла, учи­тывая при этом направление возможного рывка. 

 

 

 

     Узел (петля) Гарда — прекрасное средство для страховки.

 

 Практически незаменим при транспортировке пострадавшего. Легко вяжется. Надежен при любом состоянии веревки 

 

 

 

 

   Узел рифовый (штыковой) — при необходимости закрепления веревки в карабине под нагрузкой просто незаменим. Легко вя­жется, надежно держит, легко развязывается под самой большой нагрузкой. 

 

 

 

 

  

 

 

 Говоря о узлах и веревке, необходимо напомнить, что любой узел снижает прочность веревки в точке расположения узла. За счет этого теряется около 40% средней прочности в узле стремя и примерно 25%  в булине и восьмерке.

Прочность веревки на перегибе под острым углом (например, на карабине)  примерно на 30%  ниже статической прочности.

Веревка резко меняет прочностные качества при намокании, промерзании. Опасны для веревки механические повреждения: удары камнями, потертости оплетки на перегибах. С веревкой сле­дует обращаться аккуратно, после занятий и восхождений просу­шивать ее и осматривать. В случае явных нарушений оплетки веревку надо заменить. Веревка, выдержавшая усилие хотя бы одного рывка при срыве, должна быть незамедлительно изъята из обращения. Работать с веревкой нужно быстро и четко, для чего не­обходимы тренировки.

Слаженность в работе с веревкой, оперативность при органи­зации  страховки  значительно  экономят  время  при  прохождении маршрута и повышают безопасность восхождения.

Веревка не должна путаться под ногами и висеть пучками на крючьях и карабинах. Страхующий, принимая партнера по связ­ке, сразу аккуратно укладывает веревку так, чтобы, не останавливая партнера, можно было сразу выдавать ему веревку и выпускать его вперед по маршруту.

При спусках веревку следует собрать в кольца и осторожно сбросить вниз, предупредив предварительно партнеров, находящихся там, криком «Веревка!». При небрежном спуске веревка может заце­питься за скалы и заклинить, тогда она доставит много неприятностей. Особенно это характерно для мягких динамических веревок. У двойной веревки концы надо связать, иначе она может «убежать» через спусковой карабин. В нерабочем состоянии веревка должна быть аккуратно маркирована. Маркировка веревки предпочтительна восьмерками (т.н. сванский способ) – тогда она не путается при броске. 

ОШИБКИ   ПРИ   ВЯЗКЕ   УЗЛОВ   И   ОБВЯЗЫВАНИИ   ОСНОВНОЙ   ВЕРЕВКОЙ

Узел проводника: очень слабо затянут; очень длинный свободный конец веревки; низкое расположение обвязки на талии; опасное переплетение петель.

Узел булинь: очень слабо затянут; очень длинный свободный конец веревки; низкое расположение обвязки на талии; опасное переплетение петель; неправильно заложена петля узла.

Рифовый узел: концы соединены не в направлении длинных веревок; отдельные петли некачественно завя­заны.

Схватывающий узел: второй виток на основной верев­ке идет в обратном направлении по отношению к перво­му; концы витков вспомогательной веревки не выходят из середины узла; схватывающий узел вяжется из верев­ки большего диаметра, чем у основной веревки.

Стремя: излишне много витков веревки; неправильно сложены две петли; две петли имеют одно и то же на­правление.

Общие ошибки: контрольные узлы отсутствуют либо завязаны слишком далеко от основного; слабый (не затя­нутый) узел; перепутаны витки узла; излишнее затягива­ние узла перед его креплением на обвязке.

alpinoid.com

Узлы, используемые в альпинизме и горном туризме

Узлы

см. также - вторую часть

страницу с этими и другими узлами, анимированную!

Книгу, откуда можно почерпнуть знания по вязке десятков узлов

ОГЛАВЛЕНИЕ

Узел встречный (рис. 1в).

*

Прямой узел (морской).

*

Узел шкотовый.

*

Узел брамшкотовый применяется

*

Узел грейпвайн

*

Встречная восьмерка

*

Узел проводника

*

Узел восьмерка

*

Узел двойной проводник («заячьи уши»)

*

Узел австрийский проводник (узел среднего, бергшафт),

*

Схватывающий узел (прусс)

*

Австрийский (несимметричный, косой) схватывающий

*

Узел булинь (обвязочный, беседочный)

*

Узел стремя (выбленочный)

*

Узел Бахмана

*

Узел удавка

*

Узел маркировочный

*

Узел проводника «повышенной надежности».

*

От авторов

Не секрет, что в период перехода к рынку альпинистская и туристская система подготовки кадров переживает кризис в связи с сокращением (а по сути полным отсутствием) дотаций и переходом на самоокупаемость, что делает ее для многих малодоступной. Однако, несмотря ни на что, многие люди планируют совершение спортивных путешествий, а для этого нужна подготовка. Получить подготовку по такой важной теме, как узлы, самостоятельно, и поможет эта брошюра.

Кроме того, в современных условиях изменяется роль преподавателя. Из основного источника знаний он превращается (или, по крайней мере, должен превратиться) прежде всего, в организатора деятельности. Помощь в организации самостоятельной деятельности по изучению узлов окажет эта брошюра. Авторы старались написать ее не просто в форме учебного пособия, а в форме самоучителя.

Нужно отметить, что последняя известная нам печатная работа, посвященная непосредственно узлам, выходила более десяти лет назад и давно уже стала библиографической редкостью (к тому же и посвящена была морским узлам, а не узлам в горовосхождении).

Авторы приносят свои извинения за цену брошюры, к сожалению, сделать ее сейчас дешевле оказалось невозможно.

Авторы выражают благодарность за помощь в написании и издании этой брошюры Захарову П. П., Одинцовой Т., Кожину В., Ворожцову А., Лянге С. и другим. Мы будем рады всем откликам, любым конструктивным замечаниям и пожеланиям. Пишите нам по адресу:

107078, г. Москва, а/я 430, туризм, Ахапкину.

Вместо предисловия

На первый взгляд предлагаемая читателю методическая разработка всего лишь на одну, да к тому же очень узкую тему, может показаться и неполной, и слишком краткой.

Не будем спешить с выводами.

В наше трудное время, когда такое испытанное издательство, как «Физкультура и спорт», отказалось от выпуска методической и учебной литературы по туризму и альпинизму, любая публикация на эти темы должна восприниматься как определенный успех.

Давайте договоримся и о том, что критиковать можно все, что угодно. А в это время (когда мы будем заниматься критикой) люди идут в горы. Идут в горы новички, которым нужны учебные пособия, появляются новые молодые инструктора и тренеры, которым нужны пособия для обучения тех же новичков. Вот и получается, что несвободное от мелких недостатков пособие, появившись в свет накануне очередного летнего сезона, оказалось как нельзя ко двору. Авторам вполне удались и рисунки — они наглядно иллюстрируют текст материала.

Именно поэтому стоит сказать слова благодарности в адрес начинающих авторов, которые вопреки многим предупреждениям об ожидающих их на этом пути неудачах, все же взялись, сделали и главное — выпустили в. свет, пусть малое, но полезное пособие. И пожелаем им нового успеха на этом, ныне очень тернистом, пути.

П. П. Захаров

Узлы

Узлы, применяемые сейчас в туризме, альпинизме, спелеологии, скалолазании и при высотных работах, берут свое начало в морских узлах. Тех, кто хочет ознакомиться с морскими узлами, отсылаем к специальной литературе. *

* 1)

Григорьев В. В., Грязнов В. Н. Судовые такелажные работы, М, Транспорт 1967

2)

Бивис Б., Джерман К. Современный трос в морской практике, Л, Судостроение 1980

3)

Скрябин Л. Морские узлы, М, Транспорт 1981

4)

Марквардт К. Рангоут, такелаж и паруса судов XVIII в, перевод с немецкого. Л, Судостроение, 1991

Из всех морских узлов, а их около четырех тысяч, были отобраны те, которые, в минимальной степени ослабляют веревку, не ползут, не являются саморазвязывающимися.

Узлы, применяемые при горовосхождениях, подразделяются на три группы:

1)

Группа узлов для самостраховки (сюда входят все узлы обвязки, схватывающие узлы, булинь, проводника и т. д.)

2)

Основные (применяются для связывания веревок).

3)

Специальные (вспомогательные).

Существуют и другие разделения, например, выделяют группу узлов проводника и т. д.

На наш взгляд, вопрос о терминологии в данном случае не очень принципиален, т. к. многие узлы с успехом применяются в нескольких группах для решения различных задач, но приведенная выше квалификация удобна для обучения.

На практике, знание узлов является очень важным т. к. неправильно или недостаточно быстро завязанный узел может привести к весьма трагичным последствиям.

В связи с тем, что зачастую приходится вязать узел очень быстро и в неудобных условиях (зависнув на перилах или страховке, в неудобной позе, на маленькой площадке на скалах или льду) человек должен уметь это делать автоматически, не задумываясь, пользуясь «моторной» памятью, поэтому вязке узлов следует уделить большое внимание и время.

Для того чтобы овладеть на уровне динамического стереотипа навыком завязывания узлов нужно использовать два параллельных пути:

1)

Алгоритмический (т. е. поэтапное запоминание последовательности действий).

2)

Зрительная память (запоминание рисунка правильно завязанного узла глазами, если сомневаешься в правильности рисунка лучше перевязать узел).

Первый путь достигается, в основном, за счет правильного, красивого и медленного показа преподавателем (по «разделениям»). Второй путь осуществляется обращением внимания на рисунок узла, оформлением стенда с поэтапно завязанными узлами, рисунками, фотографиями, плакатами и т. д.

Необходимо отметить, что применение узлов снижает прочность веревки, на которой они завязаны. Уменьшение номинальной прочности веревок с узлами можно объяснить комбинированным силовым воздействием, возникающим при натяжении на разрыв, срезанием и перегибом отдельных волокон в районе узла, а при мокрой и промерзшей веревке — под воздействием кристаллов льда между ними. Более подробно об этом смотри книгу Маринов Б. Проблемы безопасности в горах. Перевод с болгарского. Москва, ФиС, 1981 г.

Ниже приводится описание узлов с иллюстрациями и методическая разработка занятия по узлам. Рекомендуется изучать узлы именно в данной последовательности, хотя некоторые из них почти не используются на практике. Важно осуществить принцип «от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному». На практике горовосходитель использует, в основном, 6—7 узлов, которые ему наиболее подходят и он их знает в совершенстве.

Приведенная ниже методика обучения узлам отрабатывалась московскими горными туристами в течении многих лет (в частности тур. секции МГПИ, МАТИ, МГТУ им. Баумана, школа тур. подготовки при Калининском, Красногвардейском, Кировском, Гагаринском РТК.. На личном опыте авторов, их работе в этих школах и секциях написана данная работа.

Описание узлов

Существует несколько тысяч (более четырех) морских узлов. Естественно, мы не ставили целью описать их все. Остановимся лишь на списке узлов, применяемых горовосходителями на практике.

Для начала необходимо условиться о терминологии. Неподвижный конец (тот вокруг которого вяжут) мы будем называть коренным концом, а движущийся в процессе вязки (тот которым вяжут) будем называть рабочим концом. Концы, которые можно нагружать, будем называть грузовыми концами.

Узел встречный (рис. 1в).

Рис. 1. Встречный узел.

 

Сейчас применяется только на плоских лентах для их связывания. На одной ленте завязывается обычный контрольный узел (рис. 1а), затем концом другой ленты прослеживаем его навстречу (рис. 16), после чего расправляем и затягиваем узел (рис. 1в).

Полученный узел является встречным узлом, на плоских лентах не требует контрольных узлов, т.к. трение в нем велико.

На круглых веревках трение в этом узле значительно меньше, поэтому встречный узел применять на них не рекомендуется.

 

Прямой узел (морской).

Рис. 2 г. Прямой узел

 

Применяется для связывания веревок одинакового диаметра, сейчас на практике почти не используется, т. к. недостаточно надежен. Вместо него используются новые, более надежные узлы, описанные ниже.

На коренном конце делается петля, в нее снизу вверх продевается рабочий конец (рис. 2а),

Рис. 2 а.

затем рабочим концом петля обносится сзади и снизу, и он вынимается из петли обратно (рис. 2б).

Рис. 2б

 

Возможен и другой способ завязывания прямого узла (рис. 2в).

Рис. 2 в.

Узел обязательно расправляется и слегка затягивается. Следует проследить чтобы короткие и длинные концы выходили из узла напротив друг друга, после чего завязываются контрольные узлы.

Рис. 2 д. Неправильный узел («бабий»).

Узел шкотовый.

Применяется для связывания веревок разного диаметра. Сейчас на практике почти не используется из-за недостаточной надежности и дается для лучшего освоения узла брамшкотовый. Сначала на веревке большего диаметра делают петлю, куда пропускают веревку меньшего диаметра (рис. 3 а),

Рис. 3 а.

затем совершают рабочим концом обнос вокруг петли и пропускают его между петлей и рабочим концом (рис. 3б).

Рис. 3 б.

После этого узел очень аккуратно расправляют и затягивают, обязательно завязывая контрольные узлы (рис. З в).

Рис.

3 в. Шкотовый.

Узел брамшкотовый применяется

Для связывания веревок разного диаметра, надежнее шкотового из-за большего трения. Начало его вязки такое же, как у шкотового (рис. За, б), но совершается еще один обнос рабочим концом вокруг петли, затем рабочий конец пропускается между петлей и рабочим концом (рис. 4а), узел аккуратно расправляется и затягивается, завязываются контрольные узлы (рис.46).

 

Рис. 4 а. Рис. 4 б. Брамшкотовый

Узел грейпвайн

Применяется для связывания веревок одинакового диаметра. Как и любой узел грейпвайн ослабляет веревку, но коэффициент ослабления всего 0,95 (т. е. теряется всего

5% прочности — других узлов с таким коэффициентом ослабления нет). Завязанный на лентах наоборот упрочняет их в этом месте в два раза. Однако, узел достаточно сложен и капризен, в нем нет понятия мелкого недочета. Ближайшим аналогом по применению является встречная восьмерка.

Узел состоит из двух полуузлов, завязываемых последовательно концами правой и левой веревок (рабочие концы

по 10—20 см). При завязывании полуузла работает только конец одной веревки. Способ вязки аналогичен ткацкому узлу.

две веревки складываются вместе навстречу друг другу связываемыми концами, правая выше левой (рис. 5а)

Рис. 5 а.

конец правой веревки загибаем на 90° поверх левой к себе (рис. 56)

Рис. 5 б, в.

заводим конец вниз и охватываем обе веревки, относительно этого витка конец смещается в сторону правой веревки, вновь загибаем конец к себе (рис. 5в)

еще раз заводим конец вниз, проводя второй охват веревок, снова смещая конец в сторону правой веревки, охват заканчивая занеся конец над обеими веревками (рис. 5г).

Рис.

5 г.

параллельно ложбине, образованной левой и правой веревками, пропускаем конец под обеими витками в сторону левой веревки и затягиваем полуузел (рис. 5г, д)

Рис. 5 д.

Аналогично завязываем второй полуузел:

конец левой веревки загибаем на 90° поверх правой от себя (рис. 5е)

Рис. 5 е.

 

заводим конец вниз и охватываем обе веревки, по-прежнему смещая конец в сторону готового полуузла (рис. 5ж)

Рис. 5 з, и. Грейпвайн

вновь заводим конец вниз и охватываем обе веревки, смещая конец в сторону готового полуузла, охват заканчиваем занеся конец под правой и левой веревками (рис. 5ж)

параллельно ложбине, образованной правой и левой веревкой пропускаем конец под обеими витками готового полуузла и затягиваем его

(

рис. 5з)

потянув за веревки подтягиваем полуузлы друг к другу. Готовый узел изображен на рис. 5 з, и.

Грейпвайн не требует контрольных узлов, после завязывания обязательно должен быть расправлен.

Под нагрузкой сильно затягивается, после чего нелегко развязывается. При развязывании следует постараться растащить полуузлы друг от друга. Ослабить один полуузел и развязать его, затем выдернуть веревку из второго полуузла и развязать его.

Встречная восьмерка

применяется для связывания веревок одинакового диаметра. Первый этап ее вязки состоит в завязывании на одном конце «пустой» восьмерки (рис. 6а), затем эта восьмерка прослеживается рабочим концом (рис. 6б).

Рис. 6 а, б, в.

Встречная восьмерка.

Из-за большого трения узел очень надежен и не требует контрольных узлов, может применяться на плоских лентах (при этом его нужно аккуратно расправлять). Способ вязки аналогичен встречному узлу.

 

Узел проводника

вяжется на концах веревок для закрепления на рельефе или на страховочной системе участника, на концах перильных веревок и концах веревок и лент, используемых для самостраховки. Способ вязки: конец веревки складывают петлей, и эта петля накладывается сама на себя, образуется как бы «петля из петли» (рис. 7а),

Рис. 7 а, б.

после сего рабочая петля обносится вокруг коренной, поворачивается на 180°, вынимается во вторую петлю и затягивается (рис. 76). Для закрепления веревки и в некоторых других случаях узел проводника завязывается одним концом. Для этого делается контрольный узел, затем

Рис. 7 в. Проводник. Рис. 7 в. Проводник (одним концом).

рабочий конец обносится вокруг того, за что крепится веревка (камень, выступ, дерево и т. д.) и рабочим концом прослеживается завязанный раньше контрольный узел аналогично встречному узлу (рис. 7г). Узел проводника обязательно требует контрольного узла, т. к. трение в нем недостаточно велико (рис. 7в) и на практике часто заменяется восьмеркой, однако изучать его стоит для лучшего усвоения восьмерки и двойного проводника.

 

Узел восьмерка

применяется так же как и узел проводника, но является более надежным и не требует контрольного узла, т. к. трение в нем велико. Первый этап его вязки такой же, как и узла проводника (рис. 7а), но рабочая петля обносится на полный оборот, т. е. на 360° и вынимается в то же отверстие (рис. 8а).

 

Рис. 8а.

Полученный узел имеет характерный рисунок, напоминающий восьмерку, поэтому легко запоминается. Так же как и проводник узел может быть завязан одним концом.

Рис. 8 б. Восмерка.

 

 

Узел двойной проводник («заячьи уши»)

 

применяется в случаях, когда из узла должно выходить две петли: при прощелкивании репшнура в карабин, для связывания беседки и в спасательном деле для транспортировки пострадавшего.

Первый этап его вязки похож на начало завязывания узла проводника, но из петли вынимается сдвоенная веревка (похоже на заячьи или ослиные уши, (рис. 9а)), затем петля накладывается на эти «уши» и у основания узла придерживается большим пальцем, а узел затягивается (рис. 96),

Рис. 9 а. Рис.9 б.

после чего узел аккуратно расправляется и внимательно проверяется его рисунок, т. к из-за перекручивания веревки могут легко возникнуть ошибки. Двойной проводник очень надежен и имеет большое трение в узле, поэтому не требует контрольных узлов (рис. 9в),

Рис. 9 в. Двойной проводник.

под нагрузкой сильно затягивается.

 

см. также - вторую часть

страницу с этими и другими узлами, анимированную!

Книгу, откуда можно почерпнуть знания по вязке десятков узлов

 

 

Сообщение от: настя дрогон очень круто все понятно я вспомнела все узлы

budetinteresno.info

Этап узлы к соревнованиям

Этап «Узлы»

Составил: Ковшов Ю.В. – методист ДДЮТЭ г. Уфа

1. Все узлы должны соответствовать либо эталонам, либо указанным контрольным изображениям.

2. Узел считается завязанным правильно:

- при соответствии его судейскому эталону, либо указанным контрольным изображениям узла;

- узел завязан в соответствии с его наименованием и применением;

- отсутствие перекручивания (перехлёст) веревки;

- наличие контрольного узла, где он нужен;

- соблюдена соразмерность элементов узла:

- использована верёвка соответствующего диаметра;

- узел завязан на опоре (при необходимости)

3. Штрафы:

1) перекручена (перехлест) верёвка - 1 балл.

2) отсутствие контрольного узла - 1 балл.

3) не соблюдена соразмерность элементов узла - 1 балл.

4) использована верёвка не соответствующего диаметра - 1 балл.

5) не использовано необходимое количество верёвок - 1 балл.

6) узел завязан не на опоре (при необходимости) - 1 балл.

7) узел завязан не по его применению или наименованию - 3 балла.

8) узел не завязан, превышено контрольное время -3 балла.

4. Наименование и применение узлов:

4.1. Узлы для связывания верёвок одинакового диаметра:

4.2. Узлы для связывания верёвок разного диаметра:

4.3. Узлы для крепления верёвки на опоре:

4.4. Петлевые узлы для крепления верёвки к объекту:

4.5. Схватывающие.

Все узлы, кроме: встречного, встречной-восьмерки, грейпвайна, восьмерки-проводника, австрийского проводника, схватывающих должны иметь контрольные узлы.

Штыковой узел должен иметь не менее трех полных шлагов.

Применяемые для этапа узлы выбраны из перечня узлов, рекомендованных к применению «Регламентом проведения соревнований по группе дисциплин «дистанция - пешеходная» и отечественной методической литературой.

УЗЕЛ «ВСТРЕЧНЫЙ»

ДЛЯ СВЯЗЫВАНИЯ ВЕРЁВОК ОДИНАКОВОГО ДИАМЕТРА.

КОНТРОЛЬНЫЙ УЗЕЛ НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ

УЗЕЛ «ВСТРЕЧНЫЙ-ВОСЬМЁРКА»

ДЛЯ СВЯЗЫВАНИЯ ВЕРЁВОК ОДИНАКОВОГО ДИАМЕТРА.

КОНТРОЛЬНЫЙ УЗЕЛ НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ

УЗЕЛ «ГРЕЙПВАЙН»

ДЛЯ СВЯЗЫВАНИЯ ВЕРЁВОК ОДИНАКОВОГО ДИАМЕТРА.

КОНТРОЛЬНЫЙ УЗЕЛ НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ

УЗЕЛ «ПРЯМОЙ»

ДЛЯ СВЯЗЫВАНИЯ ВЕРЁВОК ОДИНАКОВОГО ДИАМЕТРА.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ НАЛИЧИЕ КОНТРОЛЬНЫХ УЗЛОВ НА ОБЕИХ ВЕРЁВКАХ

УЗЕЛ «БРАМШКОТОВЫЙ»

ДЛЯ СВЯЗЫВАНИЯ ВЕРЁВОК РАЗНОГО ДИАМЕТРА.

Пункты: а) – б) – в) – Шкотовый узел.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ НАЛИЧИЕ КОНТРОЛЬНЫХ УЗЛОВ НА ОБЕИХ ВЕРЁВКАХ

УЗЕЛ «КАРАБИННАЯ УДАВКА»

ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ВЕРЁВКИ НА ОПОРЕ

НАЛИЧИЕ КОНТРОЛЬНОГО УЗЛА ЗАВИСИТ ОТ ТИПА ИСПОЛЬЗУЕМОГО ПЕТЛЕВОГО УЗЛА:

ПРОВОДНИК – ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ НАЛИЧИЕ КОНТРОЛЬНОГО УЗЛА

ВОСЬМЁРКА – НЕОБЯЗАТЕЛЬНОЕ НАЛИЧИЕ КОНТРОЛЬНОГОУЗЛА

УЗЕЛ «ШТЫК»

ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ВЕРЁВКИ НА ОПОРЕ

для повышения надежности узлов обязательно использовать три полушлага (полуштык)

КОНТРОЛЬНЫЙ УЗЕЛ ОБЯЗАТЕЛЕН

УЗЕЛ «СТРЕМЯ ОДНИМ КОНЦОМ»

ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ВЕРЁВКИ НА ОПОРЕ

КОНТРОЛЬНЫЙ УЗЕЛ ОБЯЗАТЕЛЕН

УЗЕЛ «БУЛИНЬ»

ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ВЕРЁВКИ НА ОПОРЕ

КОНТРОЛЬНЫЙ УЗЕЛ ОБЯЗАТЕЛЕН

Рисунки узлов:

КОНТРОЛЬНЫЙ УЗЕЛ ОБЯЗАТЕЛЕН

УЗЕЛ «ПРОВОДНИК»

ПЕТЛЕВОЙ УЗЕЛ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ВЕРЁВКИ К ОБЪЕКТУ

КОНТРОЛЬНЫЙ УЗЕЛ ОБЯЗАТЕЛЕН

УЗЕЛ «ПРОВОДНИК-ВОСЬМЁРКА»

ПЕТЛЕВОЙ УЗЕЛ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ВЕРЁВКИ К ОБЪЕКТУ

(I - петлей; II — одним концом)

КОНТРОЛЬНЫЙ УЗЕЛ НЕ ОБЯЗАТЕЛЕН

УЗЕЛ «ДВОЙНОЙ ПРОВОДНИК»

ПЕТЛЕВОЙ УЗЕЛ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ВЕРЁВКИ К ОБЪЕКТУ

КОНТРОЛЬНЫЙ УЗЕЛ НЕ ОБЯЗАТЕЛЕН

УЗЕЛ «АВСТРИЙСКИЙ ПРОВОДНИК»

ПЕТЛЕВОЙ УЗЕЛ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ВЕРЁВКИ К ОБЪЕКТУ

КОНТРОЛЬНЫЙ УЗЕЛ НЕ ОБЯЗАТЕЛЕН

УЗЕЛ

«СХВАТЫВАЮЩИЙ СИММЕТРИЧНЫЙ»

СХВАТЫВАЮЩИЙ

ВЯЖЕТСЯ ИЗ ВЕРЁВКИ Ø 6 мм НА ВЕРЁВКЕ Ø 9 - 12 мм.

ПРИ НАТЯЖЕНИИ НАВЕСНОЙ ПЕРЕПРАВЫ, В РАБОЧЕМ СЕЧЕНИИ УЗЛА ДОЛЖНО БЫТЬ

4 ВЕТВИ ВЕРЁВКИ

ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТРАХОВКИ В РАБОЧЕМ СЕЧЕНИИ УЗЛА МОЖЕТ БЫТЬ

2 ВЕТВИ ВЕРЁВКИ

КОНТРОЛЬНЫЙ УЗЕЛ НЕ ОБЯЗАТЕЛЕН

УЗЕЛ ?????? уточнять название и картинку

«АВСТРИЙСКИЙ СХВАТЫВАЮЩИЙ»

СХВАТЫВАЮЩИЙ

ВЯЖЕТСЯ ИЗ ВЕРЁВКИ Ø 6 мм НА ВЕРЁВКЕ Ø 9 - 12 мм.

ПРИ НАТЯЖЕНИИ НАВЕСНОЙ ПЕРЕПРАВЫ, В РАБОЧЕМ СЕЧЕНИИ УЗЛА ДОЛЖНО БЫТЬ

4 ВЕТВИ ВЕРЁВКИ

ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТРАХОВКИ В РАБОЧЕМ СЕЧЕНИИ УЗЛА МОЖЕТ БЫТЬ

2 ВЕТВИ ВЕРЁВКИ

КОНТРОЛЬНЫЙ УЗЕЛ НЕ ОБЯЗАТЕЛЕН

УЗЕЛ «БАХМАНА»

СХВАТЫВАЮЩИЙ

ВЯЖЕТСЯ ИЗ ВЕРЁВКИ Ø 6 мм НА ВЕРЁВКЕ Ø 9 - 12 мм.

ПРИ НАТЯЖЕНИИ НАВЕСНОЙ ПЕРЕПРАВЫ, В РАБОЧЕМ СЕЧЕНИИ УЗЛА ДОЛЖНО БЫТЬ

4 ВЕТВИ ВЕРЁВКИ

ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТРАХОВКИ В РАБОЧЕМ СЕЧЕНИИ УЗЛА МОЖЕТ БЫТЬ

2 ВЕТВИ ВЕРЁВКИ

КОНТРОЛЬНЫЙ УЗЕЛ НЕ ОБЯЗАТЕЛЕН

Контрольные узлы:

скользящий (а-б), глухой (в-д)

19

studfiles.net

Школа альпинизма. Глава XII

ВЯЗКА УЗЛОВ

По своему назначению узлы делятся на три группы.1. Узлы для обвязки. На рис. 217 приведен булинь в традиционной последовательности вязки. Другой способ (рис. 218) более пригоден для связывания страховочной системы (грудной обвязки): свободный конец пропускают через все петли системы (две петли обвязки) и примерно 60 см веревки укладывают простой петлей — 1. Петля 2 проходит через петлю 1. Конец веревки 3 протягивается рез петлю 2, а веревка 3 — через петлю влево. Булинь во всех случаях нужно сильно затянуть.

Рис. 217. Узел бу- линь для обвязки:а — контрольный узел
Рис. 218. Вязка булиня одним концом веревки. Цифры — последовательность операций Рис. 219. Вязка узла проводника

Основное преимущество узла проводника (рис. 219)—простота завязывания. Его легко вязать и одной рукой. Недостаток узла — он сильно затягивается под нагрузкой. Рекомендуется в сплетение узла вставлять крюк, прощелкивать карабин или другой предмет.

Проводник применяется и для привязывания к середине веревки, если нет страховочной системы (обвязки), а также для связывания веревок — два проводника на концах веревок соединяются карабином.

Чтобы завязать узел восьмерку, надо после начальной стадии проводника сделать петлей дополнительно пол-оборота и ввести в узел с противоположной стороны (рис. 220). Восьмерка — прочный узел, к нему не вяжутся контрольные узелки.

Рис. 220. Вязка узла восьмерка
2. Узлы для связывания веревок и лент.

Прямой узел предназначен для связывания веревок одинакового диаметра (рис. 221). Оба конца веревки располагаются параллельно с одной стороны. Поскольку узел подвержен саморазвязыванию, на обоих концах веревки обязательны контрольные узлы (см. рис. 217,а).

Рис. 221. Вязка прямого узла

Встречный узел широко используется для связывания двух веревок, в том числе и разного диаметра. Рационален для связывания лент и ленты с веревкой. Хорошо держит и легко развязывается после снятия нагрузки (рис. 222).

Рис. 222. Вязка встречного узла: а — для двух веревок; б — для двух лент; в — для ленты и веревки (репшнура)

Брамшкотовый узел, одинарный и двойной, служит для связывания веревок разного диаметра. Рисунок узла должен быть правильным, пряди параллельны. Обязателен контрольный узел (рис. 223).

Рис. 223. Вязка брамшкотового узла: а-одинарного; б-двойного (на концах, отмеченных стрелками, вязать контрольные узлы) Рис. 224. Вязка узла грейпвайн:а-для связывания двух веревок одинакового диаметра; б-вязка петли-оттяжки (веревка, лента)

Узел грейпвайн наиболее надежен для связывания веревок одинакового диаметра, лент, вязки петель-оттяжек, петель для закладок (рис. 224). Особенно удобен этот узел при связывании петли для самостраховки, этим же узлом можно регулировать длину петли.

3. Вспомогательные узлы. В последнее время схватывающий узел утерял функции основного для разнообразных целей страховки, поскольку в практике и целом ряде испытаний в экстремальных условиях в результате интенсивного трения все чаще стали отмечаться случаи оплавления и обрыва узла. Но во вспомогательных целях он находит применение и успешно выполняет свои функции,, когда не испытывает значительного трения (при спускег резком прохождении веревки через узел на страховке и т. п.), при быстром перемещении по веревке. Узел вяжется как петлей (рис. 225,а), так и одним концом репшнура (рис. 225,6). На обледенелой веревке или при необходимости повышенной .надежности при спасработах его можно вязать в три витка.

Рис. 225. Схватывающий узел: а — вязка петель; б — вязка концом репшнура
Узел Бахмана и карабинный узел (рис. 226). Преимущество этих узлов заключается в том, что при снятии нагрузки их легко протаскивать по веревке. Особенно они надежны в любом виде работ по транспортировке пострадавшего. Вяжутся как на одинарной, так и на двойной веревке.
Рис. 226. Вспомогательные узлы: а — Бахмана; б — карабинный
Стремя — универсальный вспомогательный узел. Применяется для опоры ногами при вылазе по закрепленной веревке, для самостраховки и на спасательных работах. Вяжется элементарно просто (рис. 227), под большой нагрузкой не затягивается, легко распускается после нагрузки.
Рис. 227. Вязка стремени: а — последовательность вязки; б — закрепление стремени в карабине (самостраховка, остановка веревки и пр.)
Узел УИАА — применяется для динамической страховки только на мягкой, эластичной веревке. На жесткой веревке неприменим. Главное —правильно заложить в карабин витки узла, учитывая при этом направление возможного рывка (рис. 228).
Рис. 228. Вязка узла УИАА: а — веревка к страхующему; б — веревка к ведущему в связке
Узел (петля) Гарда — прекрасное средство для страховки. Практически незаменим при транспортировке пострадавшего. Легко вяжется. Надежен при любом состоянии веревки (рис.229).
Рис. 229. Вязка узла Гарда
Узел рифовый (штыковой) — при необходимости закрепления веревки в карабине под нагрузкой просто незаменим. Легко вяжется, надежно держит, легко развязывается под самой большой нагрузкой (рис. 230). О практическом его применении см. в главе «Безопасность».
Рис. 230. Вязка рифового (штыкового) узла: А — подстраховывающий карабин — вместо контрольного узла
Говоря об узлах и веревке, необходимо напомнить, что любой узел снижает прочность веревки в точке расположения узла. За счет этого теряется около 40% средней прочности в узле стремя и примерно 25% в булине и восьмерке.

Прочность верёвки на перегибе под острым углом (например, на карабине) примерно на 30% ниже статической прочности.

Веревка резко меняет прочностные качества при намокании, промерзании. Опасны для веревки механические повреждения: удары камнями, потертости оплетки на перегибах. С веревкой следует обращаться аккуратно, после занятий и восхождений просушивать ее и осматривать. В случае явных нарушений оплетки веревку надо заменить. Веревка, выдержавшая усилие хотя бы, одного рывка при срыве, должна быть незамедлительно изъята из обращения.

Рис. 231. Подготовка и сбрасывание веревки для спуска

Работать с веревкой нужно четко и сноровисто, для чего необходимы тренировки. Крепление веревки на крючьях, выступах и закладных элементах должно осуществляться четко, быстро, узлы следует вязать правильно и оперативно.

Слаженность в работе с веревкой, оперативность при организации страховки значительно экономят время при прохождении маршрута.

Веревка не должна путаться под ногами и висеть пучками на крючьях и карабинах. Страхующий, принимая партнера по связке, сразу аккуратно укладывает веревку, чтобы, не останавливая партнера, можно было сразу выдавать ему веревку и выпускать его вперед по маршруту.

При спусках веревку следует собрать в кольца и осторожно сбросить вниз (рис. 231), предупредив предварительно партнеров, находящихся там. При небрежном спуске веревка может зацепиться за скалы или вообще заклинить, и тогда веревка доставит много неприятностей. У двойной веревки концы надо связать, иначе она может «убежать» через спусковой карабин.

В нерабочем состоянии веревка должна быть аккуратно свернута в бухту и стянута 3—4 витками марки (рис. 232). Переносят веревку под клапаном рюкзака или привязанной к его боковине снаружи. На том же рисунке справа показан прием переноски веревки на спине

Рис. 232. Маркировка веревки в бухту. Справа — специальная маркировка для переноски веревки на спине

ДВИЖЕНИЕ СВЯЗОК

Техническая подготовленность партнеров по связке, морально-волевые качества во многом определяют победу в восхождении. Недопустимо случайное, непродуманное формирование связки. Гарантия успеха связки — ее схоженность, сработанность на тренировках.

Главное условие безопасной работы связки и группы в целом — взаимная страховка. При движении по рельефу одним из существенных элементов безопасности является самостраховка, необходимая в любом случае, где возникло предположение об опасности. Самостраховка связывает альпиниста с рельефом, при рывке должна принять на себя часть нагрузки, приходящейся на страховочную веревку.

Самостраховка организуется на выступах рельефа, крючьях и не допускает никаких условностей. Соединяющим звеном «рельеф— альпинист» служит кусок веревки, ленты, петля. Чтобы длину петли можно было легко менять, используют петлю, связанную узлом грейпвайн, или универсальную страховочную петлю из двойного репшнура (рис. 233). Сначала надо связать из реп шнура замкнутую петлю, сложить ее вдвое на две неровные части и связать узлы проводника. Выходящий из узла длинный конец равен 125 см, короткий — до 45 см. Коротким концом, но не как петлей, вяжут вокруг длинного конца схватывающий узел, получившийся проводник прощелкивают в карабин грудной обвязки. Кончик, оставшийся после вязки узла, подстраховывают в карабине.

Рис. 233. Универсальная страховочная петля
Для укорачивания страховочной петли надо протянуть ее через схватывающий .узел на необходимую длину и закрепить схватывающий узел. Большая петля увеличивается до 150 см, а малая практически примыкает вплотную к страховочному карабину или крюку. Следует обратить внимание на правильную линию самостраховки по отношению к линии рывка при срыве первого в связке, к положению промежуточных точек закрепления (выступы, крючья, карабины, закладные элементы и т. п.), с помощью которых организована страховочная цепь.

Петля самостраховки не должна иметь провиса, чтобы предотвратить падение страхующего с пункта страховки. Одновременно она не должна мешать действиям страхующего. Как правило, «усы» самостраховки разносятся на две, а то и на три точки закрепления. Первая — собственно самостраховка для человека, пришедшего к пункту страховки, его личная (индивидуальная) безопасность. Остальные точки находятся в линии предполагаемого рывка при срыве, и задача их — компенсация рывка и подстраховка страхующего на случай его срыва усилием рывка, приходящегося на точку страховки. Такое разнесение точек самостраховки во многом позволит страхующему избежать последствий рывка и остаться дееспособным для помощи сорвавшемуся партнеру.

Страховка партнера осуществляется только в рукавицах: даже малейший рывок веревки может

Рис. 234. Укорачивание связочной веревки: а — узел проводника на укорачиваемой части веревки; б — узел проводника на конце веревки

серьезно поранить (обжечь) ладони. На легких скалах, гребнях, на участках с большим количеством выступов связка, двигаясь одновременно, не должна пренебрегать страховкой, которая осуществляется закладыванием веревки через выступы рельефа. Каждый из партнеров несет в руке 2—3 кольца свободной веревки. Это позволяет маневрировать на простом рельефе и сориентироваться, если потребуется страховка для партнера.

При такой схеме движения многое зависит от длины веревки. Веревка длиной 30—40 м, запутываясь Рис. 233. Универсальная страховочная петля в выступах, может помешать движению, да и трение будет существенным. Длинной веревкой невзначай мюжно сбросить свободно лежащие камни. В таких случаях прямой смысл укоротить связочную веревку вполовину.

Укорачивают веревку так: один или оба партнера надевают на себя несколько колец веревки, после чего веревку, идущую к партнеру, крепят карабином к грудной обвязке узлом проводника (рис. 234). Другой способ заключается в том, что свободную часть веревки, аккуратно сложенную в кольца, один из партнеров, обычно второй в связке, кладет себе в рюкзак. Веревка, идущая к партнеру, крепится на грудной обвязке.

amidnsk.narod.ru


Смотрите также