Контрольные функции Счётной палаты РФ. Контрольные функции


Контрольные функции Счётной палаты РФ. — МегаЛекции

Счётная палата РФ (далее – Счётная палата) является постоянно действующим на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности органом гос. Фин. контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации, подотчетным ему и обладающим организационной и функциональной независимостью. Под организационной независимостью понимается ее самостоятельность как конституционного органа: она не входит в структуру какого-либо органа государственной власти. Под функциональной независимостью понимается наличие у Счётной палаты исключительных функций, отличных от функций какого-либо другого органа государственной власти.

Задачами Счётной палаты являются:

организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов

определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;

финансовая экспертиза и оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета

анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов

контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных

Контрольные полномочия Счётной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею.

По требованию Счётной палаты Центральный банк Российской Федерации, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны предоставлять ей необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объектов. Остальные предприятия, учреждения и организации обязаны предоставлять по требованию Счётной палаты справки и копии документов по операциям и расчетам с ними.

Счётная палата осуществляет также контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов, в том числе за: 1. управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга РФ; 2. законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и финансовых организаций; 3. эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе; 4. предоставлением государственных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

В полномочия Счётной палаты входит также осуществление контроля за: 1. формированием и эффективностью использования средств федеральных внебюджетных фондов и валютных средств, находящихся в ведении Правительства РФ; 2. поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью; 3. банковской системой; 4. деятельностью Центрального банка Российской Федерации, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета; 5. деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга РФ.

 

8. Функции Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору (Росфиннадзор). Эта служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Она осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (рис. 5.2), которые создает, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке.

Основными функциями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются:

проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории Российской Федерации и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов Российской Федерации;

проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере;

осуществление надзора за исполнением законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;

организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте Российской Федерации;

организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

 

4.Контрольные функции Федерального казначейства. Федеральное казначейство (Казначейство) представляет собой единую централизованную систему органов по организации и контролю исполнения федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Федеральное казначейство включает Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и территориальные органы в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях (за исключением городов районного подчинения).

На органы Казначейства возложено выполнение следующих основных задач:

организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета Российской Федерации, управление средствами на счетах Казначейства;

регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом Российской Федерации и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за внебюджетными (федеральными) средствами;

осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;

сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления Российской Федерации отчетности о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы Российской Федерации;

управление и обслуживание совместно с Центральным банком Российской Федерации государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;

разработка методических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, обязательных для соблюдения органами государственной власти и управления, предприятиями, учреждениями и организациями, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных)внебюджетных фондов, а также ведение учета государственной казны Российской Федерации.

 

16. Контрольные функции Федеральной налоговой службы

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юр. лиц, физ. лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Служба и ее территориальные органы – управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее – налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности.

Осуществляет контроль и надзор за:

1.1. соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах

1.2. представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

1.5. осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;

1.6. соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

1.7. полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

2. Федеральная налоговая служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

2.1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам контроля и надзора в установленной сфере деятельности;

2.2. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

2.3. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

2.4. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

 

megalektsii.ru

Контрольная функция - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2

Контрольная функция

Cтраница 2

Контрольные функции вышестоящие хозяйственные органы осуществляют также путем командирования своих работников на предприятия и в объединения. Такие выезды на места, как правило, связаны с инструктированием, инспектированием, методическим руководством и оказанием практической помощи. Выезды работников вышестоящих хозяйственных органов должны быть тщательно подготовлены. В этих целях необходимо конкретизировать цели командировки, издать соответствующий приказ на ее разрешение, разработать программу ее осуществления. В программе обязательно должны быть предусмотрены встречи с рабочими, выступления на собраниях докладами о перспективах развития отрасли, лекциями с показом фильмов о передовом опыте.  [16]

Контрольные функции каждого субъекта должны быть четко разграничены с учетом того, чтобы, с одной стороны, проверкам подвергалась деятельность каждого материально-ответственного лица и с другой - чтобы контрольные функции разных объектов не дублировались. Решение этой проблемы возможно посредством внедрения нормативного учета и контроля, так как он дает возможность получить оперативную информацию об отклонениях, изменениях норм и их причинах.  [17]

Контрольная функция заключается в следующем: государство создает ориентиры социально-экономического развития общества; задает параметры экономического и социального роста; определяет условия внешнеэкономической деятельности; формирует долгосрочные, среднесрочные и текущие экономические и социальные программы, выполнение которых и служит объектом контроля.  [18]

Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно, через формирование и использование денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначениях.  [19]

Контрольная функция присуща как всей категории финансов, так и страхованию. Она заключается в строго целевом формировании и использовании средств страхового фонда.  [20]

Контрольные функции за деятельностью аудиторов осуществляются Палатой и судебными органами.  [21]

Контрольная функция - атрибут не библиографический.  [22]

Контрольная функция предполагает осуществление постоянного контроля за соответствием фактического расхода ресурсов установленным нормам и нормативам на всех стадиях вычислительного производства. Основная цель такого контроля состоит в своевременном вскрытии и устранении причин, вызывающих превышение потребляемых ресурсов над нормативными, или в выявлении достигнутого передового опыта с целью его распространения.  [23]

Контрольная функция предполагает осуществление финансового контроля за результатами производственно-финансовой деятельности фирмы, а также за процессом формирования, распределения и использования финансовых ресурсов в соответствии с текущими и оперативными планами. Таким образом, контрольная функция является производной от распределительной.  [24]

Контрольная функция проявляется в том, что финансовая служба фирмы выявляет степень соответствия получаемых доходов, структуры фондов денежных средств намеченным заданиям по расширению объемов производства и продаж; корректирует несоответствие между доходами и расходами в использовании не только денежных средств, но и материальных ресурсов.  [25]

Контрольная функция предполагает проведение контроля за соблюдением норм законодательства участниками рынка.  [26]

Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом и формированием фондов денежных средств. Она позволяет путем сопоставления и анализа затрат и результатов выявлять как позитивные, так и негативные стороны деятельности хозяйствующих субъектов, и принимать на этой основе соответствующие решения.  [27]

Контрольная функция финансов проявляется через многогранную деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности, т.е. в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств.  [28]

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления: она может быть сориентирована на предприятие как единый объект управления, на его структурные подразделения, на бюджет конкретного уровня, на какой-либо внебюджетный фонд и на отдельно взятое лицо.  [29]

Контрольная функция страхования выражает свойство этой категории к строго целевому формированию и использованию средств страхового фонда. Данная функция вытекает из указанных выше трех специфических функций и проявляется одновременно с ними в конкретных страховых отношениях, в условиях страхования.  [30]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Контрольная функция - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Контрольная функция

Cтраница 1

Контрольная функция действует не изолированно, а в тесном единстве с распределительной. Одновременное действие обеих функций позволяет полностью проявиться экономической сущности финансов. В распределительной и контрольной функциях находят отражение две, неразрывно связанные стороны финансовых отношений. В реальной жизни не существует таких финансовых отношений, которые имеют только распределительный характер и не обладают контрольной функцией; в то же время нет и таких финансовых отношений, которые обладали бы свойством контроля и не являлись распределительными. Распределительная и контрольная функции - это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.  [1]

Контрольная функция реализуется как собственно предприятием, так и его собственниками, контрагентами и государственными органами.  [2]

Контрольная функция является производной от распределительной.  [3]

Контрольная функция проявляется через анализ финансовых показателей по конкретным комплексам финансовых задач и показателям эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом, а также как управляющие финансовые решения ( меры финансового воздействия) для обеспечения достижения целей предприятия.  [4]

Контрольная функция заключается в том, что прибыль - один из основных показателей результативности хозяйственной деятельности предприятия. Иными словами, сам факт прибыльности уже свидетельствует об эффективной деятельности предприятия.  [5]

Контрольные функции могут осуществляться в различных формах. В Законе о лизинге особо выделяется инспектирование.  [6]

Контрольная функция связана с применением различного рода стимулов и санкций, а также соответствующих финансовых показателей.  [7]

Контрольная функция проявляется в следующем: выявляется степень соответствия получаемых доходов, структуры фондов денежных средств намеченным заданиям по расширению объемов производства; корректируется несоответствие между доходами и расходами предприятия, бюджета, внебюджетного фонда, домашнего хозяйства.  [8]

Контрольные функции состоят в проведении анализов и замеров некоторых физико-химических величин, существенных для протекания контролируемого технологического процесса.  [9]

Контрольная функция связана с проверкой качества поступающего на завод сырья, материалов, полуфабрикатов и покупных изделий. Она включает также межоперационный контроль качества изготовляемой продукции, испытания и окончательную приемку готовых изделий, профилактику брака, приемку вновь изготовленной оснастки и инструмента, контроль качества ремонта технологического оборудования.  [10]

Контрольная функция присуща как всей категории финансов, так и страхованию. Она заключается в строго целевом формировании и использований средств страхового фонда.  [11]

Контрольные функции состоят в проведении анализов и замеров некоторых физико-химических величин, существенных для протекания контролируемого технологического процесса.  [12]

Контрольная функция имеет большое значение в условиях развития рыночных отношений и наличия различных форм собственности. Работники бухгалтерии, аудиторских фирм, налоговых служб осуществляют контроль за сохранностью, наличием и движением имущества предприятий и организаций, правильностью и своевременностью расчетов с государством и другими субъектами хозяйственных взаимоотношений. С помощью бухгалтерского учета осуществляются три вида контроля - предварительный, текущий и последующий.  [14]

Контрольная функция предполагает систематическую проверку сохранности социалистической собственности, соблюдение норм ее использования, экономную затрату трудовых, материальных и финансовых ресурсов.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Функция контроля.

Количество просмотров публикации Функция контроля. - 173

Функция мотивации.

Руководитель всœегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, в случае если кто-то не выполняет фактическую работу организации.

Задача функции мотивации состоит по сути в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делœегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Руководители всœегда осуществляли функцию мотивации своих работников, осознавали они это сами или нет.

В древние времена для этого служили хлыст и угрозы, для немногочисленных избранных - награды. С конца XVIII и по XX век было широко распространено убеждение, что люди всœегда будут работать больше, в случае если у них имеется возможность заработать больше. Считалось, таким образом, что мотивирование - это простой вопрос, сводящийся к предложению соответствующих денежных вознаграждений в обмен за прилагаемые усилия. На этом основывался подход к мотивации школы научного управления.

Исследования в области поведенческих наук продемонстрировали несостоятельность чисто экономического подхода. Руководители узнали, что мотивация, ᴛ.ᴇ. создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются.

Сегодня, что для того, чтобы мотивироватьсвоих работников эффективно, руководителю следует определить, каковы же на самом делœе эти потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу.

Почти всœе, что делает руководитель, обращено в будущее. Руководитель планирует действия по достижению цели в какое-то время, точно зафиксированное как день, неделя или месяц, год или более отдаленный момент в будущем.

За данный период многое может случиться, в т.ч. и много неблагополучных изменений. Работники могут отказаться выполнять свои обязанности в соответствии с планом. Могут быть приняты законы, запрещающие подход, который избрало руководство. На рынке может появиться новый сильный конкурент, который значительно затруднит организации реализацию ее целœей. Или просто люди могут совершить ошибку при выполнении ими своих обязанностей.

Такие непредвиденные обстоятельства могут заставить организацию отклониться от основного курса, намеченного руководством первоначально. И если руководство окажется неспособным найти и исправить эти отклонения от первоначальных планов, прежде чем организации будет нанесен серьезный ущерб, достижение целœей, возможно даже само выживание, будет поставлено под угрозу.

Контроль - это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целœей. Вот почему на рис. 3.1 стрелки, исходящие от контроля, идут к планированию.

Существуют три аспекта управленческого контроля.

Первый аспект-установление стандартов - это точное определœение целœей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования.

Второй аспект - это измерение того, что было в действительности достигнуто за определœенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. В случае если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, но и знает источник этой проблемы.

Третий аспект- стадия, на которой предпринимаются действия, если это крайне важно , для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана. Одно из возможных действий - пересмотр целœей, для того чтобы они стали более реалистичными и соответствовали ситуации.

Ваш преподаватель, к примеру, через систему тестов, которая является способом контроля для определœения ваших успехов в обучении по сравнению с установленными нормами, увидел, что ваша группа может усвоить больше материала, чем первоначально было определœено. В результате он может пересмотреть учебные планы, чтобы обеспечить прохождение большего объёма материала.

Сегодня для поддержания функционирования предприятия топ-менеджмент должен учитывать внешние воздействия и принимать соответствующие управленческие решения, в связи с этим к основным функциям управления относятся координация и регулирование.

Координация– вид управленческой деятельности, обеспечивающий согласованное взаимодействие всœех управленческих действий и функций, бесперебойность и непрерывность процесса управления.

Функция координации заключается в обеспечении крайне важно й согласованности действий работников. Цель координации – устранить параллельное выполнение функций и дублирование работ. Координация обеспечивает согласованность в работе всœех элементов хозяйственного механизма организации. Это происходит за счёт рациональных связей (коммуникаций) между структурными подразделœениями предприятия и отдельными исполнителями. Она обеспечивает бесперебойность в работе организации и взаимосвязь всœех функций организации. Основу координации составляет обмен информацией.

Регулирование – сохранение режима функционирования хозяйственной системы. С помощью регулирования устраняются отклонения от заданных параметров и обеспечивается нормальное протекание производственных процессов.

Регулирование - вид управленческой деятельности, посредством которой осуществляется удержание характеристик системы на определœенной траектории. Регулирование направлено на предотвращение или исправление сбоев в процессе функционирования организации по отношению к цели.

Сущность функций координации и регулирования состоит в обеспечении согласованности действий всœех звеньев управления, сохранении, поддержании и совершенствовании установленного режима работы производственного механизма. При помощи этих функций решаются задачи, связанные с разделœением труда в аппарате управления и упорядочением системы производства в случае отклонения от заданных параметров.

Цели координации и регулирования - ϶ᴛᴏ установление взаимодействия в работе производственных подразделœений, руководителœей, специалистов и устранение помех и отклонений от заданного режима работы.

referatwork.ru

Контроль как функция управления

Контроль как функция управления

Контроль является одной из ведущих функций управления. И в любой организации он занимает второе место после целеполагания. Когда руководство ставит перед сотрудниками цель, то контроль становится тем процессом, с помощью которого обеспечивается достижение организацией этой цели. Проще говоря, контроль это та функция, которая обеспечивает успешную работу предприятия. Основная задача контроля – это оценка результатов работы организации. Причин необходимости контроля несколько - он предупреждает возникновение кризисных ситуаций путем обнаружения ошибочных действий до того как они нанесут вред предприятию, а также позволяет сопоставить плановые показатели и фактические результаты продвижения предприятия к цели.

А для того чтобы привести предприятие к успешной деятельности, необходимо знать основные функции контроля в системе управления:

Роль функции контроля в управлении

Контроль как функция управления предполагает тесную взаимосвязь с планированием, мотивацией и организацией рабочего процесса.

Связь контроля с планированием проявляется в формулировании целей и конечных показателей, которые прописываются в планах предприятия. Периоды продолжительности контроля и планирования, как правило, должны совпадать, а сам контроль должен делиться на три вида: стратегический, тактический и оперативный. Взаимосвязь контроля с функцией организации помогает в решении проблемы централизации, децентрализации, а также способствует установлению объекта и субъекта контроля. При этом объекты и субъекты контроля, т.е. персонал и различные подразделения компании должны быть четко прописаны в различных положениях и должностных инструкциях. Также результаты контроля являются неотъемлемым условием мотивации персонала. Результат и степень достижения цели способствует удовлетворению сотрудников своим трудом и их стремлению повторить то поведение, которое породило это чувство. Поэтому эффективность мотивации сотрудников зависит от эффективности контроля.

Говоря о сотрудниках, не стоит забывать и про социальный контроль, как функцию социального управления. Он выступает в качестве составной части любой деятельности, выполняет функцию обеспечения безопасности общества, а также поддерживает социальный порядок. В управлении социальной сферой главным образом реализуется социальная политика государства и гражданские права человека. Социальный контроль, в качестве функции социального управления определяется деятельностью людей. Эта деятельность направлена на удовлетворение социальных отношений и общественных потребностей. Поэтому социальный контроль является необходимым атрибутом развития общества, а функция контроля в управлении играет важную роль в создании социальной стабильности в обществе и исполнении законов. В общественной жизни контроль проявляется в виде различных санкций, например принуждении и наказании, а также в виде мер поощрения и мотивации активной гражданской позиции. Социальный контроль содействует поддержанию единого и организованного общества, совершенствованию исторически сложившихся общественных отношений и укреплению конституционного порядка.

Что касается сферы управления, то ни одна организация не сможет полноценно существовать без надлежащего контроля. Сущность функции контроля в управлении заключается в выполнении ряда задач:

  1. Контроль обнаруживает факторы, которые могут оказать негативное влияние на деятельность организации, позволяет подготовиться к ним и своевременно на них отреагировать.
  2. Сущность функции контроля в управлении
  3. Помогает выявить ошибки и промахи в деятельности организации, и оперативно принять меры для их устранения.
  4. По результатам контроля оценивается деятельность организации, работы персонала и эффективности системы управления.
  5. Результат контроля позволяет скорректировать текущее положение дел в организации и создать новые условия для мотивации.
  6. Контроль как функция управления – это деятельность не одного или нескольких людей. Он должен соблюдаться всем персоналом организации, поскольку самоконтроль – лучшее средство для стимуляции деятельности и достижения её положительных результатов.

kak-bog.ru

Контрольные функции судебной ветви власти: видовая характеристика

Важное значение для раскрытия сущности судебного контроля имеет его научно обоснованная классификация. Поскольку контроль выступает не в изолированном виде, а осуществляется с учетом содержания конкретной деятельности, его объем, формы и методы проведения дифференцируются в зависимости от специфики и отраслей управления, места субъекта, осуществляющего контроль, в политической системе общества, системе государственного или общественного механизма управления. В зависимости от научных и практических задач классификация видов судебного контроля может быть осуществлена по самым разным основаниям.

По времени проведения судебный контроль делится на предварительный и последующий. Данная классификация применима для государств, имеющих в национальной правовой системе судебную модель конституционного контроля. В таком случае специализированный орган конституционного контроля осуществляет проверку на соответствие нормативно-правовых актов Конституции до их вступления в силу (предварительный контроль), а последующий судебный контроль осуществляется соответственно в отношении действующих нормативно-правовых актов.

По форме судебный контроль подразделяется на прямой и косвенный (опосредованный).

В зависимости от порядка осуществления судебный контроль подразделяется на абстрактный и конкретный. Абстрактный контроль имеет место в случае спорных вопросов о соответствии/несоответствии нормативно-правовых актов разной юридической силы. Конкретный судебный контроль имеет место при рассмотрении конкретных дел.

С точки зрения научной методологии и потребностей практики выделяются следующие виды судебного контроля:

а) судебный конституционный контроль, осуществляемый судами общей юрисдикции и специализированными органами конституционного контроля;

б) судебный контроль в сфере исполнительной власти; в)  контроль в уголовном судопроизводстве;

г) судебный контроль за исполнением уголовных наказаний;

д) внутриведомственный (иерархический) судебный контроль, который осуществляется вышестоящими судами по отношению к нижестоящим непосредственно в системе судов.

Избравшие австрийскую разновидность европейской модели специализированного судебного конституционного контроля государства возлагают функции конституционного контроля исключительно на данные органы (как правило, именуемые Конституционными Судами). В государствах, применяющих в национальной правовой системе либо американскую модель (контроль осуществляется судами общей юрисдикции), либо французскую разновидность европейской модели (конституционность актов проверяется специализированным квазисудебным органом конституционного контроля), суды при рассмотрении конкретного дела проявляют инициативу и активность в осуществлении конституционного контроля. Например, в случаях, предусмотренных статьей 78 Конституции Республики Казахстан: если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Совет с представлением о признании этого акта неконституционным.

Судебный контроль в сфере исполнительной власти обусловлен необходимостью совершенствования данного вида государственного контроля за соблюдением прав граждан, правовых форм, методов и средств повышения правозащитного потенциала судов. Функции судебного контроля за исполнительной властью направлены вовне судебной системы, хотя они и возникают в связи с осуществлением правосудия, поскольку решение суда может дать оценку управленческих действий и актов управления.

Специализированная организационная и процессуальная форма судебного контроля в литературе именуется административной юстицией. На административную юстицию возлагается рассмотрение жалоб граждан и юридических лиц на властные деяния субъектов публичной власти. Данную разновидность судебного контроля должен осуществлять компетентный орган, независимый от органов государственной администрации и от судов общей юрисдикции (административный суд).

Анализ теории и практики судебного контроля показывает, что данный институт из области   научных   исследований, доктринальных прогнозов и выводов перешел в сферу практическую – в плоскость деятельности управомоченных государственных органов и должностных лиц, ведущих уголовный процесс, и это позволяет сделать вывод о том, что институт судебного контроля объективировался в реальную конституционную гарантию судебной защиты прав и свобод личности. В настоящее время в науке вопросам судебного контроля в уголовном судопроизводстве уделяется большое внимание. Эту разновидность судебного контроля можно охарактеризовать как регламентированную нормами уголовно-процессуального закона деятельность суда по контролю законности и обоснованности действий и решений публичных процессуальных органов, нарушающих либо ограничивающих права личности и направленную на разрешение правового конфликта сторон по существу. Судебный контроль представляет собой совокупность предусмотренных уголовно-процессуальным законом средств, направленных на реализацию конституционных функций судебной власти, призванных, в конечном итоге, к недопущению незаконного, необоснованного ограничения прав личности в уголовном процессе, к ее восстановлению в этих правах либо возможной их компенсации средствами права. Судебный контроль в уголовном судопроизводстве представляет собой важную конституционную функцию реализации полномочий органов судебной власти; весомую процессуальную гарантию личности и правосудия в уголовном процессе; эффективное средство достижения цели уголовного судопроизводства и решения его непосредственных процессуальных задач; самостоятельный институт уголовно-процессуального права; особую форму деятельности суда по разрешению средствами правосудия социально-правового спора (конфликта) сторон по существу заявленных требований [1].

Современные ученые  все  более расширяют диапазон научных исследований института судебного контроля. В последние годы юридическая наука существенно продвинулась в плане исследования такого его вида, как судебный контроль за исполнением уголовных наказаний. Актуальность и новизна изучения проблем сравнительно нового института подчеркиваются тем, что судебный контроль за исполнением уголовных наказаний является новеллой уголовно-исполнительного законодательства и должен рассматриваться на межотраслевом уровне: в соотношении таких отраслей права, как конституционное, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное. Судебный контроль за исполнением уголовных наказаний есть самостоятельная функция суда как органа судебной власти, осуществляемая в рамках уголовно-исполнительного судопроизводства. Контрольная деятельность суда за исполнением наказаний входит в комплекс юридических гарантий законности деятельности исправительных учреждений, решений и действий органов, исполняющих уголовные наказания. Предмет судебного контроля за исполнением уголовных наказаний составляют своевременность приведения к исполнению приговоров;  вопросы, возникающие в процессе исполнения наказания и требующие вмешательства суда; обеспечение реализации прав и законных интересов осужденных при исполнении наказания; восстановление нарушенных гражданских и иных прав осужденных. Характерно, что данная разновидность судебного контроля осуществляется единолично судьей, и действительно есть все основания полагать, что «только судебный контроль за исполнением судебных наказаний, и стоящие за этим судебные процедуры разрешения спорных вопросов между осужденными и администрацией способны осуществить эффективное и справедливое разрешение возникающих проблем [2].

Внутриведомственный судебный контроль осуществляется в порядке надзора за судебной деятельностью нижестоящих судов со стороны вышестоящих: законность и обоснованность постановленных по делу решений проверяются вышестоящими судами в пределах их компетенции в аппеляционном, надзорном порядке, а также при рассмотрении дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Закрепленная в конституционном законодательстве о судах и судебной системе функция судебного контроля Верховного суда Республики Казахстан осуществляется по жалобам лиц, участвующих в деле, и (или) протестов прокуроров. Кроме того, Верховный суд осуществляет надзор за всей судебной деятельностью нижестоящих судов, дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В зависимости от формы  выделяют  два вида судебного контроля: непосредственный и опосредованный. Непосредственный контроль осуществляется соответственно в отношении нормативно-правовых актов на соответствие актам высшей юридической силы (следует иметь ввиду, что контроль осуществляется на основании специального обращения лица или органа, предметом которого является осуществление исключительно  такой  проверки). Опосредованный контроль осуществляется при рассмотрении конкретных дел (исходя из вышеизложенного, за исключением дел по оспариванию нормативных правовых актов).

По объекту судебный контроль за законностью правовых актов и действий должностных лиц подразделяется на 1) судебный контроль за законностью нормативно-правовых актов; 2) судебный контроль за законностью правоприменительных актов; 3) судебный контроль за законностью интерпретационных актов; 4) судебный контроль за законностью смешанных правовых актов.

В зависимости от субъекта, издавшего правовой акт, с учетом специфики каждой из разновидностей правовых актов, обусловленной их иерархическим местом в системе источников права, а также объемом нормотворческой компетенции субъекта, выделяются следующие его виды:

В зависимости от отрасли права судебный контроль подразделяется соответственно на контроль за соответствием норм конституционного, гражданского, уголовного, административного, налогового, бюджетного, трудового, экологического и других отраслей права.

В зависимости от правовых последствий судебный контроль делится на следующие разновидности, как принято называть, «дисквалификации»: а) правовой акт не подлежит применению при рассмотрении только одного конкретного дела; б) правовой акт может быть признан недействующим (не имеющим юридической силы для определенного круга субъектов) на будущий период; в) правовой акт может быть признан недействительным.

Недостаточно исследованной и в силу этого фактора дискуссионной является и проблема судебного контроля в уголовном судопроизводстве.  Исследователи  приходят  к  мнению o необходимости научного анализа судебного контроля в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, диктуемой важностью задач, стоящих перед органами предварительного расследования, прокурором и судом при возбуждении уголовного дела и его предварительном расследовании. Именно в сфере уголовного судопроизводства, особенно на первых его стадиях, решаются жизненно важные вопросы, напрямую затрагивающие права и свободы граждан, независимо от правового статуса участников уголовного процесса.

Расширение и усиление судебно-контрольных полномочий суда на досудебных стадиях уголовного судопроизводства в целях обеспечения реальной защиты конституционных прав и свобод граждан, обеспечения гарантий законности более чем актуальная задача, учитывая современный уровень правосознания сотрудников органов, осуществляющих предварительное расследование. В литературе судебный контроль в стадии предварительного расследования определяется как специфическая и само-стоятельная функция судебной власти. Эту разновидность судебного контроля можно охарактеризовать как регламентированную нормами уголовнопроцессуального закона деятельность суда по контролю законности и обоснованности действий и решений публичных процессуальных органов, нарушающих либо ограничивающих права личности и направленную на  разрешение правового конфликта сторон по существу. Судебный контроль на данной стадии представляет собой совокупность предусмотренных уголовно-процессуальным законом средств, направленных на реализацию конституционных функций судебной власти, призванных, в конечном итоге, к недопущению незаконного, необоснованного ограничения прав личности в уголовном процессе, к ее восстановлению в этих правах либо возможной их компенсации средствами права. Судебный контроль в уголовном судопроизводстве представляет собой важную конституционную функцию реализации полномочий органов судебной власти; весомую процессуальную гарантию личности и правосудия в уголовном процессе; эффективное средство достижения цели уголовного судопроизводства и решения его непосредственных процессуальных задач; самостоятельный институт уголовно-процессуального права; особую форму деятельности суда по разрешению средствами правосудия социально-правового спора (конфликта) сторон по существу заявленных требований [2].    Сущностью судебного контроля на этапе предварительного расследования уголовных дел является деятельность судей, направленная на защиту охраняемых  законом   конституционных   прав и свобод человека и гражданина и пресечение незаконных и необоснованных действий должностных лиц в досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Как правило, деятельность судей на данном этапе является предварительной и вспомогательной, имеет большое значение для качественного отправления правосудия, обеспечения прав и свобод граждан, а также интересов юридических лиц, вовлеченных в орбиту уголовного процесса. Проявлением сущности судебного контроля является проверка и оценка законности и обоснованности действий и решений публичных органов расследования (органов дознания, следствия), ограничивающих конституционные права личности.

Уголовно-процессуальное законодательство Республики Казахстан регламентирует нормы судебного контроля на досудебной стадии уголовного процесса. Статья 39 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан предусматривает реабилитацию путем признания невиновности лица, привлеченного в качестве обвиняемого (подозреваемого). Обвиняемый (подозреваемый), в отношении которого вынесено постановление органа уголовного преследования о прекращении уголовного дела, считается невиновным и не может быть подвергнут каким-либо ограничениям в правах и свободах, гарантированных Конституцией Республики Казахстан. Суд, орган уголовного преследования должны принять все предусмотренные законом меры по реабилитации лица и возмещению вреда, причиненного ему в результате незаконных действий органа, ведущего уголовный процесс. Статья 59  УПК  определяет  полномочия  суда, в том числе и в отношении ареста: только суд правомочен санкционировать избранную следователем, органом дознания, прокурором в отношении обвиняемого, подозреваемого меру пресечения в виде домашнего ареста, ареста и продлевать их сроки. Суд рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) органа уголовного преследования; рассматривает жалобы на постановление прокурора о прекращении возбужденного производства в связи с отсутствием оснований к возобновлению производства по делу по вновь открывшимся обстоятельствам. Если при судебном рассмотрении дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные в ходе дознания, предварительного следствия или при рассмотрении дела нижестоящим судом, суд выносит частное постановление, которым обращает внимание соответствующих организаций или лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер. Суд вправе вынести частное постановление и в других случаях, если признает это необходимым.

Контрольная функция судебной власти представляет собой конкретную деятельность судебных органов, выполняемую путем осуществления судебной проверки за исполнением органами государственной власти, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией, законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения в целях укрепления законности и правопорядка, предупреждения преступлений и иных правонарушений, соблюдения защиты прав и  свобод граждан,  охраны  конституционного строя и экономической системы государства. Декларируемая международно-правовыми актами и Конституцией защита прав и свобод гражданина является обязанностью государства, которая реализуется им различными средствами, в числе которых не последняя роль отведена контрольной функции судебной власти.  Статья 8 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года провозглашает право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом. Статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года закрепляет право каждого на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основе закона. Каждое участвующее в Пакте государство обязуется обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод в статье 6 содержит аналогичные нормы: каждый имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом. Часть 2 статьи 13 Конституции Республики Казахстан гарантирует право каждого гражданина на судебную защиту, которое не подлежит ограничению.

Особое значение необходимо придать вопросу разработки и внедрения механизма реализации контрольных функций судебных органов при исполнении наказаний. Суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Данные новеллы уголовно-исполнительного законодательства означают, помимо гарантирования правового статуса граждан, расширение пределов правозащитной функции судебной власти, которая распространяется не только на случаи, когда правовой порядок нарушают граждане, но и на случаи, когда его нарушают должностные лица государства, обладающие властными полномочиями, а также государство в целом, когда оно своими общеобязательными решениями нарушает естественные и неотъемлемые права граждан или любым другим способом нарушает установленный Конституцией правовой порядок организации и функционирования власти.

С провозглашением в Республике идеи правового государства, утверждением судебной власти в качестве самостоятельной и независимой ветви государственной власти возникает необходимость научного обоснования контрольной функции суда, уточнения концептуальных положений об определении понятия и сущности судебного контроля, закрепления в специальном законе полномочий суда в целом и в сфере контрольной деятельности в частности. Не требует доказательства факт, что несовершенство и нестабильность законодательства, а также частота и противоречивость вносимых в него изменений и дополнений, и как следствие этого – рост правового нигилизма не только в обществе,  но и что самое опасное – в среде самих правоприменителей отрицательно сказывается не только на качестве судебного контроля в частности, но и правосудия в целом.

Фундаментальной основой гражданского общества и правового государства является провозглашение в Конституции высшей ценностью человека, личности, его прав и свобод. В арсенале наиболее важных слагаемых правового механизма обеспечения и охраны названных ценностей особая роль принадлежит судебной власти, ее органам и институтам. В соответствии с данными положениями традиционное понимание суда как специализированного органа государственной власти, осуществляющего лишь одну основную функцию – функцию правосудия,  расширяется до более широкого понимания суда как самостоятельной ветви власти, наделенной не  только функцией правосудия, остающейся доминирующей, но и функцией судебного контроля. Специфические особенности судебной власти в целом и судебного контроля в частности проявляются в различных аспектах, и это объясняется правовой природой данной ветви власти, выражающей себя в осуществлении особого рода государственной деятельности, которая организационно оформляется в качестве системы правосудия. Государственные функции правосудия исчерпывающе выражают его назначение. А направлены они на такую область государственной деятельности, в рамках которой отчетливо проявляется содержание самой власти, вбирающей в себя  механизмы упорядочения общественных отношений, правовой защиты и правоприменения.

Решение проблемы совершенствования судебного контроля в мировой правовой практике актуализируется в силу того, что институты судебного контроля в разных странах неодинаковы по степени своей эффективности, организованности, независимости от публичных властей и юридической значимости результатов деятельности. Практика судебного контроля является именно тем исторически выработанным средством, которое способно помочь обществу обеспечить оптимальную связанность различных ветвей власти законом.

 

Литература 

  1. Павлухин А.И., Давыдова И.А., Эриашвили Н.Д. Судебный контроль за исполнением судебных наказаний: монография. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. – С. 7.
  2. Павловский В. Теоретико-правовые основы деятельности судебной власти // Право и государство. – – №50 (7). – С. 37-38.

Фамилия автора: Тайторина Б.А., Байсалова Г.Т.

articlekz.com


Смотрите также