Для любой образовательной системы, в том числе и для учреждения высшего профессионального образования, оценка знаний учащихся является одной из основных и сложных задач.
Методом исследования уровня знаний, умений, навыков, способностей и других качеств личности является такая форма контроля как тест.
Тестология как теория и практика тестирования существует более 120 лет, и за это время накоплен громадный опыт использования тестов в различных сферах человеческой деятельности, включая образование.
В последние годы тестирование, как метод оценки знаний, приобретает всё большую популярность. Вместе с традиционными формами тестирования широкое применение получило компьютерное, что соответствует общей концепции модернизации и компьютеризации российской системы образования.
От других методов диагностики тесты отличаются тем, что:
1) Предполагают стандартизованную, выверенную процедуру сбора и обработки данных, а также их интерпретацию.
2) Позволяют проверить знания обучающихся по широкому спектру вопросов.
3) Сокращают временные затраты на проверку знаний.
4) Практически исключают субъективизм преподавателя, как в процессе контроля, так и в процессе оценки [4].
Таким образом, тестирование по своей объективности и скорости получения результата превосходит многие формы контроля.
Исходя из актуальности технологии тестирования и ее уникальности среди других методов оценки знаний, можно определить основные задачи тестирования:
- развитие интереса у студентов к дисциплинам, по которым предполагается тестирование;
- активизация самостоятельной работы студентов во время подготовки к тестированию;
- воспитание сознательности и личной ответственности обучающихся за результаты своей подготовки;
- выявление уровня знаний, умений и навыков обучающихся по тестируемым дисциплинам;
- помощь студентам в определении уровня достигнутых результатов обучения и планирование дальнейшей подготовки;
- помощь преподавателям в оценке индивидуальных результатов обучения и развития обучающихся, расширении спектра контрольно-измерительных материалов, корректировке методики обучения [3].
При подготовке тестов очень важным является выбор типа и вида тестового задания. Наиболее распространенными являются тестовые задания закрытого типа (каждый вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных) и тестовые задания открытого типа (на каждый вопрос испытуемый должен предложить свой ответ: дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т. д.).
Составляя тест, необходимо учитывать: цели, в соответствии с которыми проводится тестирование; характер материала, усвоение которого необходимо выявить; возрастные особенности испытуемых.
Как и любая методика оценки знаний, технология тестирования содержит ряд обязательных требований к составлению тестовых материалов: наличие цели, краткость, технологичность, логическая форма высказывания, наличие определенного места для ответов, одинаковость правил оценки ответов, правильность расположения элементов задания, одинаковость инструкции для всех испытуемых, адекватность инструкции форме и содержанию задания [5].
Задание должно быть легко понимаемым, однозначным, по возможности кратким. Без эмпирической проверки задания не могут называться тестовыми. Традиционные вопросы, требующие многословных ответов, не рекомендуется включать в тест.
Чем глубже и полнее отражается в тестовых заданиях содержание учебной дисциплины, которое соответствует материалам прочитанных лекций или рекомендуемых учебников, тем увереннее можно судить о содержательной валидности (что и насколько хорошо тест измеряет), надежности и выборке тестовых заданий, которые и являются показателями качества теста. В тестовые задания необходимо включать основные, значимые положения, которые обучающийся должен знать в результате изучения дисциплины, поэтому, создавать тест, включающий все вопросы дисциплины, не всегда рационально [2, 97–98].
Содержание теста определяется с опорой на ряд педагогических принципов: соответствие содержания теста целям тестирования; определение значимости проверяемых знаний; взаимосвязь содержания и формы, содержательная правильность тестовых заданий; репрезентативность содержания учебной дисциплины в содержании теста; соответствие содержания теста уровню современного состояния науки; комплексность и сбалансированность содержания теста; системность и вариативность содержания.
Не менее важным является соотношение теоретических и практических заданий в тесте, а также шрифтовое и цветовое выделение вопроса и ответов [1, 56].
Для того чтобы проверить технологию тестирования на практике, были разработаны тестовые материалы для первоначального (входной тест), текущего и итогового измерения уровня знаний студентов 2 курса по дисциплине «История искусств».
Тестовые материалы для проверки первоначальных знаний у обучающихся позволяют выявить степень владения базовыми знаниями, необходимыми для начала обучения, и определить уровень владения новым материалом до начала его изучения в аудитории.
Целью текущего контроля знаний студентов является проверка и систематическая оценка знаний по небольшим единицам учебного материала, выявление пробелов в знаниях по изученным темам и разделам из дисциплины «История искусств». Обычно тестовые материалы текущего контроля содержат задания, расположенные по нарастанию трудности, чтобы выявить первые же проблемы в усвоении учебного материала.
Основная цель итогового тестирования — обеспечение объективной оценки результатов обучения, которая ориентирована на характеристику освоения содержания курса дисциплины «История искусств» или на дифференциацию учащихся. Итоговое тестирование часто проводится внешними структурами и носит характер независимых проверок. Примером независимого итогового тестирования в России является ЕГЭ, тестирование при аттестации школ и т. д.
Проверка результатов выполнения тестовых заданий осуществляется по определенным критериям, приведенным в таблице 1.
Таблица 1
Критерии проверки тестовых заданий
№ п/п |
Процент правильных ответов |
Оценка |
1 |
91–100 % |
Отлично |
2 |
81–90 % |
Хорошо |
3 |
70–80 % |
Удовлетворительно |
4 |
0–69 % |
Неудовлетворительно |
В определение содержательности и валидности входного, текущего и итогового тестирования по дисциплине «История искусств», а также проверке на практике достижения цели и решения задач технологии тестирования, принимали участие студенты 2 курса в составе 20 человек.
После получения результатов входного тестирования, было выявлено, что 10 % обучающихся не владеют даже базовыми знаниями по дисциплине «История искусств», необходимыми для начала обучения. Они получили оценку «Неудовлетворительно». 30 % обучающихся получили оценку «Удовлетворительно», так как процент данных ими правильных ответов составлял 70–80 %. Самый большой процент обучающихся — 45 % составляют студенты, давшие 81–90 % правильных ответов, тем самым, получив оценку «Хорошо». Оставшиеся студенты — 15 % получили оценку «Отлично», показав наивысшие результаты владениями базовыми знаниями по дисциплине «История искусств» (рисунок 1).
Рис. 1. Результаты входного тестирования
В процессе изучения дисциплины, тем же студентам предложили пройти тест текущего контроля знаний (рисунок 2).
После подведения итогов были выявлены следующие результаты: студентов, не владеющих никаким знаниями по истории искусств не отказалось — 0 %. Однако оценку «Удовлетворительно» получили 30 % обучающихся, как и после проведения входного тестирования. Оценку «Хорошо» получили 50 % студентов, ответив правильно на 81–90 % тестовых заданий. Процент отличников вырос с 15 % до 20 %.
Рис. 2. Результаты текущего тестирования
Закончив изучение дисциплины «История искусств», студенты также прошли тестирование, которое позволило определить уровень освоения курса в целом (рисунок 3).
Рис. 3. Результаты итогового тестирования
Результаты проведения итогового тестирования оказались следующими: Оценку «Неудовлетворительно» получили 0 % обучающихся. 27 % студентов, правильно ответивших на 70–80 % тестовых заданий, получили оценку «Удовлетворительно». На оценку «Хорошо» тест прошли 53 % обучающихся в то время, как процент отличников остался неизменным — 20 %
Таким образом, проверив технологию тестирования на практике, можно сделать вывод, что цели и задачи тестирования были достигнуты: процент студентов, получивших оценку «Неудовлетворительно», снизился до 0 %. Процент обучающихся, получивших оценку «Удовлетворительно», в конечном итоге снизился с 30 % до 27 %. Процент обучающихся с оценкой «Хорошо» вырос на 8 % в то время, как процент отличников увеличился с 15 % до 20 % и после проведения итогового тестирования, остался неизменным.
Отсюда следует, что у студентов возрос интерес к дисциплине «История искусств», увеличилась самостоятельная работа обучающихся во время подготовки к тестированию, с помощью входного, текущего и итогового тестирования были выявлены базовые знания обучающихся по истории искусств, знания в процессе изучения дисциплины, а также знания после полного курса изучения дисциплины. Кроме того, с помощью тестов, была определена дальнейшая подготовка студентов по дисциплине «История искусств».
Исходя из этого, можно сделать вывод, что использование тестов в процессе контроля знаний обучающихся достаточно эффективно при правильном выборе самого конструктора и грамотном построении вопросов.
Кроме того, объективный тестовый контроль в процессе обучения характеризуется большим воспитательным значением, так как он повышает ответственность за выполняемую работу не только обучающихся, но и преподавателя, приучает студентов к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий, формирует у них положительные нравственные качества и создает здоровое общественное мнение. Тестирование позволяет своевременно определить успехи студента, выявить пробелы в знаниях при изучении дисциплины.
Таким образом, тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля. В этом смысле ни одна из известных форм контроля знаний с тестированием сравниться не может.
Литература:
1. Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования)/ А. Н. Майоров. — М.: «Интеллект-центр», 2001. — 296 с.
2. Челышкова, М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие/ М. Б. — М.: Логос, 2002. — 432 с.
3. Задачи тестирования и виды тестов // URL: https://lib.nspu.ru
4. Использование тестов в учебном процессе // URL: http://testobr.narod.ru/3.htm
5. Показатели качества тестов // URL: http://reftrend.ru/131501.html
moluch.ru
Контрольное тестирование по теме Информационное моделирование 11 класс
1. Модель — это:
а) фантастический образ реальной действительности;
б) материальный или абстрактный заменитель объекта, отражающий его пространственно-временные характеристики;
в) материальный или абстрактный заменитель объекта, отражающий его существенные характеристики;
г) описание изучаемого объекта средствами изобразительного искусства;
д) информация о несущественных свойствах объекта.
2.Математическая модель объекта — это:
а) созданная из какого-либо материала модель, точно отражающая внешние признаки объекта-оригинала;
б) описание в виде схемы внутренней структуры изучаемого объекта;
в) совокупность данных, содержащих информацию о количественных характеристиках объекта и его поведения в виде таблицы;
г) совокупность записанных на языке математики формул, отражающих те или иные свойства объекта-оригинала или его поведение;
д) последовательность электрических сигналов.
3. К информационным моделям, описывающим организацию учебного процесса в школе, можно отнести:
а) классный журнал;
б) расписание уроков;
в) список учащихся школы;
г) перечень школьных учебников;
д) перечень наглядных учебных пособий.
4. Назовите этапы моделирования компьютерной информационной модели:
А)….
Б)…
5. Закончите предложение: Величина - это___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Имя величины может быть:
А) логическим ;
Б)целым и вещественным;
В) смысловым и символьным;
Г) полным и неполным.
7. Основные типы величин:
А) числовой, вещественный, символьный;
Б) числовой , символьный, логический;
В)логический, строковый, числовой;
Г)символьный, логический, межстрочный.
8. Назовите ещё 2 способа представления зависимостей между величинами______________________________________________________________________
9. Статистика – это:
А) Это объект- заменитель, который в определённых условиях может заменить объект – оригинал;
Б) Модель воспроизводит интересующие нас свойства и характеристики модели;
В) наука о сборе, измерении и анализе массовых количественных данных;
Г) наука о сборе, хранении и передачи информации.
10.Статистические данные:
А) всегда точно определяют данные;
Б) всегда являются приближёнными;
В) всегда округляются до целого числа.
11. Регрессивная модель - это:
А) это функция, описывающая зависимость между количественными характеристиками сложных систем;
Б) это совокупность количественных характеристик некоторого объекта и связей между ними, представленными на языке математики;
В) знания человека об объекте моделирования.
12.Корреляционная зависимость:
А) функция, график которой должен проходить близко к точкам диаграммы эксперементальных данных;
Б) метод наименьших квадратов, используемый для вычисления параметров регрессивной модели;
В) это статистическая взаимосвязь двух или более случайных величин , каждая из которых подвергается не контролируемому полностью разбросу.
Ключ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
в
г
б
1.Системный анализ
2.теоретическая информационная модель
3. перевод в компьютерную систему
Количественная характеристика исследуемого объекта
в
б
Табличный и графический
в
б
а
в
infourok.ru
Основные моменты, которые нужно знать до запуска программы
При каждом запуске программы тестовые задания выборочно формируются из банка тестовых заданий. Заранее неизвестно, какие именно задания войдут в тест, отображения одного и того же задания в разных тестах будут отличаться друг от друга.
Количество тестовых заданий: 30-60 Ограничение по времени: 1 час
Количество оставшихся вопросов и оставшееся время тестирования отображается в правом нижнем углу экрана. Для математических расчетов можно воспользоваться пиктограммой калькулятора в левом нижнем углу экрана.
После ответа на последнее тестовое задание или по окончании времени тестирования программа выдает результат тестирования (оценка, процент выполненных заданий, количество правильных ответов, количество неверных ответов, количество пропущенных ответов, продолжительность тестирования).
Все тестовые задания без ответа считаются неверно выполненными.
Когда ответ готов, необходимо нажать клавишу «Готово». Нажатие кнопки «Готово» является признаком окончательного ввода ответа (ответ нельзя будет исправить).
Если Вы не можете сразу ответить на вопрос, то лучше пропустите его, нажав клавишу "Пропустить". Пропущенное задание будет предъявлено вновь в конце.
Как запустить систему тестирования
Программа запускается при помощи ярлыка «Контрольное тестирование» на рабочем столе компьютера быстрым двойным щелчком по левой кнопке мыши.
Дерево пользователей
В появившемся окне находится структурное дерево пользователей. Дерево пользователей позволяет:
Выбор испытуемого
Выберите свою фамилию из списка испытуемых двойным щелком левой кнопкой мыши.
Начало тестирования
В списке тестов выделите тест. Запуск тестирования производится при помощи кнопки "начать тестирование".
Добавление испытуемого
Если ваш идентификатор отсутствует в списке испытуемых, Вам необходимо ввести свои данные через контекстное меню. Для доступа к контекстному меню элемента щелкните правую кнопку мыши, находясь на идентификаторе группы.
Данные об испытуемом
Для идентификации необходимо ввести Ф. И. О. и № студенческого билета. Ввод пароля НЕ НУЖЕН!
Формы тестовых заданий
В программе используются тестовые задания пяти форм:
1. Закрытая форма с одним правильным ответом
Необходимо отметить один, по вашему мнению, правильный ответ щелчком левой кнопки мыши.
2. Закрытая форма с несколькими правильными ответами
Необходимо отметить все, по вашему мнению, правильные ответы. Отменить выбор можно повторным нажатием на сигнальный квадратик.
3. Открытая форма теста
В задании отсутствует ключевой элемент, в качестве которого может быть число, слово или словосочетание. На месте ключевого элемента при визуализации задания система проставляет многоточие. Введите ответ, установив курсор в специальном поле. Вводимое значение отображается на месте многоточия и в поле ввода.
4. Тест на упорядочение
Отметьте щелчком мыши все элементы в той последовательности, которую Вы считаете верной. Номера элементов визуализируются автоматически. Отменить номер можно повторным нажатием на сигнальный кружок. В этом случае снимаются все номера, следующие за отменяемым. Изменение порядка можно выполнять до окончательного ввода ответа.
5. Тест на соответствие
Задание состоит из двух групп элементов и формулировки критерия выбора соответствия. Соответствие устанавливается по принципу 1:1 (одному элементу левой группы соответствует только один элемент правой группы). Количество элементов в группах может быть различным. Элементы левой группы маркируются в порядке их представления. Для маркировки правой группы установите курсор на один из кружков левой группы и щелкните левой кнопкой мыши, окраска контура сигнального кружка изменится. Затем выделите сигнальный кружок из правой группы, в результате выделения на нем появится номер соответствующей пары.
Повторное нажатие на сигнальный кружок отменит назначение пары. Фиксацию пар можно менять до окончательного ввода ответа.
www.vsei.ru
Итоговая контрольная работа
10 класс
1.Выберите ДВА верных ответа из пяти и запишите цифры под которыми они указаны.
Из приведенных формулировок укажите положения клеточной теории
1) Оплодотворение — это процесс слияния мужской и женской гамет
2) Каждая новая дочерняя клетка образуется в результате деления материнской
3) Аллельные гены в процессе митоза оказываются в разных клетках
4) Развитие организма с момента оплодотворения яйцеклетки до смерти организма называют онтогенезом
5) Клетки всех организмов сходны по своему химическому составу, строению и функциям
2.Выберите два верных ответа из пяти и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. Цитогенетический метод используют для определения
1) степени влияния среды на формирование фенотипа
2) наследования сцепленных с полом признаков
3) кариотипа организма
4) хромосомных аномалий
5) возможности проявления признаков у потомков
3.В ядрах клеток слизистой оболочки кишечника позвоночного животного 20 хромосом. Какое число хромосом будет иметь ядро зиготы этого животного? В ответ запишите ТОЛЬКО соответствующее число.
4. Сколько аминокислот кодирует 900 нуклеотидов. В ответ запишите ТОЛЬКО соответствующее число.
5. Антикодону ААУ на транспортной РНК соответствует триплет на ДНК.
6.Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процессов, которые происходят в профазе первого деления мейоза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) образование двух ядер
2) расхождение гомологичных хромосом
3) сближение гомологичных хромосом
4) обмен участками гомологичных хромосом
5) спирализация хромосом
7.Какие процессы происходят в клетке в период интерфазы?
1) синтез белков в цитоплазме
2) спирализация хромосом
3) синтез иРНК в ядре
4) редупликация молекул ДНК
5) растворение ядерной оболочки
6) образование клеточного центра
8.Каковы особенности строения и функций митохондрий?
1) внутренняя мембрана образует граны
2) входят в состав ядра
3) синтезируют собственные белки
4) участвуют в окислении органических веществ до и
5) обеспечивают синтез глюкозы
6) являются местом синтеза АТФ
9.Каковы особенности строения и функций рибосом? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.
1) имеют одну мембрану
2) состоят из молекул ДНК
3) расщепляют органические вещества
4) состоят из большой и малой частиц
5) участвуют в процессе биосинтеза белка
6) состоят из РНК и белка
10. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процесса биосинтеза белка в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Процесс происходит при наличии ферментов.
2) Центральная роль в процессе принадлежит молекулам РНК.
3) Процесс сопровождается синтезом АТФ.
4) Мономерами для образования молекул служат аминокислоты.
5) Сборка молекул белков осуществляется в лизосомах.
11.Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания световой фазы фотосинтеза в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) фотолиз воды
2) восстановление углекислого газа до глюкозы
3) синтез молекул АТФ за счет энергии солнечного света
4) соединение водорода с переносчиком НАДФ+
5) использование энергии молекул АТФ на синтез углеводов
12. Что характерно для кислородного этапа энергетического процесса?
1) протекает в цитоплазме клетки
2) образуются молекулы ПВК
3) встречается у всех известных организмов
4) протекает процесс в матриксе митохондрий
5) наблюдается высокий выход молекул АТФ
6) имеются циклические реакции
13.
Белки, в отличие от нуклеиновых кислот,
1) участвуют в образовании плазматической мембраны
2) входят в состав хромосом
3) участвуют в гуморальной регуляции
4) осуществляют транспортную функцию
5) выполняют защитную функцию
6) переносят наследственную информацию из ядра к рибосоме
14. Моносахариды в клетке выполняют функции:
1) энергетическую
2) составных компонентов полимеров
3) информационную
4) составных компонентов нуклеиновых кислот
5) защитную
6) транспортную
15. Установите соответствие между особенностями клеточного деления и его видом.
ОСОБЕННОСТИ КЛЕТОЧНОГО ДЕЛЕНИЯ
ВИД ДЕЛЕНИЯ
A) в результате деления появляются 4 гаплоидные клетки
Б) обеспечивает рост органов
B) происходит при образовании спор растений и гамет животных
Г) происходит в соматических клетках
Д) обеспечивает бесполое размножение и регенерацию органов
Е) поддерживает постоянство числа хромосом в поколениях
1) митоз
2) мейоз
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
16. Установите соответствие между строением органоида клетки и органоидом.
СТРОЕНИЕ ОРГАНОИДА
ОРГАНОИД
A) двумембранный органоид
Б) есть собственная ДНК
B) имеет секреторный аппарат
Г) состоит из мембраны, пузырьков, цистерн
Д) состоит из тилакоидов гран и стромы
Е) одномембранный органоид
1) хлоропласт
2) аппарат Гольджи
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
17. Установите соответствие между характеристикой клетки и её типом.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ТИП КЛЕТКИ
А) Мембранные органоиды отсутствуют.
Б) Имеется клеточная стенка из муреина.
В) Наследственный материал представлен нуклеоидом.
Г) Содержит только мелкие рибосомы.
Д) Наследственный материал представлен линейными ДНК.
Е) Клеточное дыхание происходит в митохондриях.
1) прокариотическая
2) эукариотическая
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
18. Установите соответствие между особенностями нуклеиновой кислоты и её видом.
ОСОБЕННОСТИ НК
ВИД НК
A) хранит и передаёт наследственную информацию
Б) включает нуклеотиды АТГЦ
B) триплет молекулы называется кодоном
Г) молекула состоит из двух цепей
Д) передаёт информацию на рибосомы
Е) триплет молекулы называется антикодоном
1) ДНК
2) и-РНК
3) т-РНК
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
19. Установите соответствие между характеристикой и фазой фотосинтеза.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ФАЗА ФОТОСИНТЕЗА
А) фотолиз воды
Б) фиксация углекислого газа
В) расщепление молекул АТФ
Г) синтез молекул НАДФ•2Н
Д) синтез глюкозы
1) световая
2) темновая
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
20.
Установите соответствие между процессами и этапами энергетического обмена: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ
ЭТАПЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА
А) расщепление глюкозы в цитоплазме
Б) синтез 36 молекул АТФ
В) образование молочной кислоты
Г) полное окисление веществ до СО2 и Н2О
Д) образование пировиноградной кислоты
1) бескислородный
2) кислородный
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
21. У собак чёрная шерсть (А) доминирует над коричневой (а), а коротконогость (В) — над нормальной длиной ног (b). Запишите генотип чёрной коротконогой собаки, гетерозиготной только по признаку длины ног
22. При скрещивании особей с генотипами АаВb с АаВb (гены не сцеплены) доля (%) гетерозигот по обеим аллелям (дигетерозигот) в потомстве составит
23. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать в качестве примера хромосомных перестроек. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны:
1) Поворот участка хромосомы на 180 градусов относится к мутациям
2) Замена одного нуклеотида на другой в структуре ДНК
3) Копирование участка хромосомы
4) Утрата участка хромосомы
5) Изменение количества хромосом, которое кратно гаплоидному набору
24. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания модификационной изменчивости. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Мутационная изменчивость, в отличие от модификационной,
1) носит обратимый характер
2) передается по наследству
3) носит массовый характер
4) не связана с изменением хромосом
5) носит инфивидуальный характер
25. Установите соответствие между органом, тканью позвоночного животного и зародышевым листком, из которого они образуются.
ОРГАН, ТКАНЬ
ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК
A) кишечник
Б) кровь
B) почки
Г) лёгкие
Д) хрящевая ткань
Е) сердечная мышца
1) энтодерма
2) мезодерма
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
26. Установите соответствие между характеристикой гаметогенеза и его видом.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ВИД ГАМЕТОГЕНЕЗА
A) образуется одна крупная половая клетка
Б) образуются направительные клетки
B) формируется много мелких гамет
Г) питательные вещества запасаются в одной из четырёх клеток
Д) образуются подвижные гаметы
1) овогенез
2) сперматогенез
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
27. Установите последовательность процессов, происходящих в ходе мейоза.
1) расположение пар гомологичных хромосом в экваториальной плоскости
2) конъюгация, кроссинговер
3) расхождение сестринских хроматид
4) образование гаплоидных ядер с однохроматидными хромосомами
5) расхождение гомологичных хромосом
28. Установите последовательность процессов при биосинтезе белка в клетке.
1) образование пептидной связи между аминокислотами
2) взаимодействие кодона иРНК и антикодона тРНК
3) выход тРНК из рибосомы
4) соединение иРНК с рибосомой
5) выход иРНК из ядра в цитоплазму
6) синтез иРНК
29.
Установите правильную последовательность процессов, протекающих при фотосинтезе.
1) использование углекислого газа
2) образование кислорода
3) синтез углеводов
4) синтез молекул АТФ
5) возбуждение хлорофилла
30. Какова последовательность процессов энергетического обмена в клетке?:
1) расщепление крахмала до мономеров
2) поступление в лизосомы питательных веществ
3) расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты
4) поступление пировиноградной кислоты (ПВК) в митохондрии
5) образование углекислого газа и воды
31.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Все организмы обладают наследственностью и изменчивостью.
2. Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения генотипа, затрагивающие целые хромосомы, их части или отдельные гены.
3. Изменения, связанные с удвоением какого-либо нуклеотида в гене, относят к геномным мутациям.
4. Внутрихромосомные перестройки могут быть связаны с удвоением гена.
5. Если в клетке происходит изменение числа хромосом, то такие мутации называют генными.
6. Мутации всегда полезны организму.
32. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. Г. Мендель скрещивал две чистые линии растений гороха. 2. Они отличались по двум признакам – жёлтому и зелёному цвету семян. 3. В первом поколении от скрещивания этих линий появились растения дающие только
плоды с жёлтыми семенами. 4. Во втором поколении, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, появились растения, как с жёлтыми, так и с зелёными семенами. 5. При этом половина гибридов давала жёлтые семена. 6. Окраску семян, проявившуюся в двух поколениях гибридов (жёлтую), назвали рецессивной.
33. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
При дыхании синтезируется глюкоза через ряд последовательных этапов. 2.На некоторых этапах энергия химических связей глюкозы используется для синтеза АТФ. 3. Дыхание начинается с соединения двух молекул пировиноградной кислоты. 4. Первичный процесс бескислородного дыхания происходит в цитоплазме. 5. В результате этого дыхания образуются две молекулы АТФ. 6. Конечным этапом цикла является окислительное фосфорилирование, на которое расходуется энергия АТФ.
34. Назовите тип и фазу деления клеток, изображенных на рисунках. Какие процессы они иллюстрируют? К чему приводят эти процессы?
35. Сколько нуклеотидов содержит ген (обе цепи ДНК), в котором запрограммирован белок из 520 аминокислот? Какую он имеет длину (расстояние между нуклеотидами в ДНК составляет 0,34 нм)? Какое время понадобиться для синтеза этого белка, если скорость передвижения рибосомы по и-РНК составляет 6 триплетов в секунду?
36. Хромосомный набор соматических клеток картофеля равен 48. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках при мейозе в профазе мейоза I и метафазе мейоза II. Объясните все полученные результаты.
37. Глухота – аутосомный признак; дальтонизм – признак, сцепленный с полом. В браке здоровых родителей родился ребёнок глухой дальтоник. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и ребёнка, его пол, генотипы и фенотипы возможного потомства, вероятность рождения детей с обеими аномалиями. Какие законы наследственности проявляются в данном случае? Ответ обоснуйте.
38. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ГЦТТЦЦАЦТГТТАЦА. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
39. У человека глаукома наследуется как аутосомно-рецессивный признак (а), а синдром Марфана, сопровождающийся аномалией в развитии соединительной ткани, - как аутосомно-доминантный признак (В). Гены находятся в разных парах аутосом. Один из супругов страдает глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана, а второй дигетерозиготен по данным признакам. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, вероятность рождения здорового ребёнка. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
40. По изображенной на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом), выделенного черным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов.
infourok.ru