Урок «Контрольное сочинение №1. Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»». Контрольное сочинение


Подготовка к контрольному сочинению-описанию

Класс: 6

Предмет: русский язык

Тема: Развитие речи. Подготовка к контрольному сочинению. Особенности текста-описания.

Цели урока:

Обучающая: дать понятие о портрете, формировать навыки описания внешности человека, развивать навыки монологической речи при описании внешности человека, учить составлять собственный текст- описание, обратить внимание на роль изобразительно-выразительных средств языка при описании внешности человека; учить самостоятельно отбирать и систематизировать соответственный материал для написания сочинения-описания.

Развивающая: развивать творческое воображение, пространственное мышление и литературную речь учащихся; развивать навык использования в речи средств художественной выразительности; развивать наблюдательность; пополнять словарный запас учащихся; развивать воображение учеников.

Воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; воспитывать чувство любви к ближним.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Задачи:

Личностные УУД:

-развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,

-воспитывать любовь к ближним.

-создавать внутреннюю мотивацию к учению.

Познавательные УУД:

-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей,

-формировать умение строить речевое высказывание,

-формировать умение составлять план текста описания.

Метапредметные УУД:

-искать  и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,

-формирование информационной компетенции работы с текстом.

Коммуникативные УУД:

-формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Регулятивные УУД:

-учить постановке  цели работы,

-учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

Методические приёмы:

-объяснение учителя

-беседа

-словарная работа

- работа в группах

Тип урока: урок развития речи

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, Фразеологический словарь русского языка, Толковый словарь русского языка.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Постановка темы и целей.

Слово учителя

Ребята, сегодня у нас с вами урок развития речи. Как вы знаете, во время таких занятий мы говорим о типах и стилях речи, учимся подробно или сжато излагать текст, выражаем свою точку зрения на заданную тему, передаем на бумаге свои мысли, чувства и эмоции, изобретаем, творим и т.д.

Сейчас вы попробуете определить, что же мы будем делать сегодня. А для этого мы совершим небольшое путешествие в мир литературы и истории.

Учитель зачитывает отрывки с описанием личностей из литературных произведений и википедии.

Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосам, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеяной улыбкой. На нём была пёстрая ситцевая рубашка с жёлтой каёмкой, небольшой новый армячок, на голубеньком поясе висел гребешок.

( Описание Феди из рассказа Бежин луг И. С. Тургенева)

Женщина эта, необычно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира.

(Х.К.Андерсен «Снежная королева»)

«От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказа­лось».

(А.С. Пушкин, роман «Дубровский»)

(к этому отрывку мы еще вернемся)

Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами.

(В. Короленко «В дурном обществе», описание Валика)

«была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовилные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветушие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные..»

(Так, церковный писатель Никифор Каллист описывает богородицу со слов видевших е людей).

Левой рукой… придерживает ребёнка, пытаясь робко защитить его от уготованной судьбы. На её строгом лице, полном душевного благородства и немой укоризны, затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.С какой печалью и милосердием Она глядит на нас! В этих очах с красными от недавних слез слезницами – великая мольба:

-«Люди, будьте добрее!» 

(писание иконы Божьей Матери)

Итак, ребята, с чем мы вами встретились во всех отрывках? Конечно же, с описанием внешности человека. И сегодня мы с вами будем учиться описывать внешность человека и готовиться к контрольному сочинению. На доске и в тетрадях записываем тему урока. – Подготовка к контрольному сочинению-описанию.

Описанию внешности человека.

Как вы думаете, какие цели стоят перед нами?

Учащиеся высказывают свои мнения, после чего учитель формулирует цели.

Запись на доске и в тетрадях – Особенности строения текста-описания.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся

Описывать внешность человека-это интересная, но непростая работа. Основное в ней - это найти характерные особенности во внешности объекта вашего описания и передать их словами. Работа над описанием внешности помогает развивать наблюдательность и внимание к окружающим людям. Через описание внешности можно передать внутренний мир человека, выразить своё отношение к нему.

С описанием внешности мы часто встречаемся в произведениях художественной литературы. И это позволяет нам живо представить героев этих произведений, иначе они бы были безлики.

Без характерных особенностей настоящего описания не выйдет. Так, вспомните описание Владимира Дубровского, составленное исправниками:

«От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказа­лось».

(А.С. Пушкин, роман «Дубровский»)

По мнению самого Троекурова, этот порт­рет невыразителен, и опознать по нему Дубровского невозможно. Необходимо указывать детали, находить индивидуальные черты и изюминки, чтоб уже после словесного описания в голове вырисовывался образ человека, его портрет.

  1. Работа над темой урока:

Беседа с учащимися:

Итак, сегодня мы будем описывать внешность человека по портрету, и нам будет важно не только описать увиденное, а постараться за внешними чертами увидеть состояние человека, выразить личное отношение к нему.

Скажите, пожалуйста, что вы представляете, когда речь идет о портрете?

(Картина, на которой изображен человек, лицо человека)

Вы правы: слово портрет заимствовано из фр. portrait, от старофранц. portraire — “воспроизводить что-либо черта в черту”, устар. парсуна — от лат. persona — “личность; особа”— изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.

Работа со словарем

Давайте посмотрим значение слова по Толковому словарю Ожегова и запишем его в тетради.

Запишем в тетради.

ПОРТРЕТ Изображение какого-нибудь человека на картине или фотографии.

Запоминаем написание этого слова.

Продолжение беседы

- С чего мы начнем описание портрета?

(Обычно с лица человека)

Да, вы правильно ответили, именно лицо говорит главное о человеке. Ведь недаром есть в русском языке выражения: “ потерять лицо”, “на лице написано”, “лица на нем нет”. А как вы объясните выражение “на лице написано”?

Работа с фразеологическим словарем

Обратимся к “Фразеологическому словарю русского языка”.

(На лице написано чьём, кого. Разг. Экспрес. По выражению лица видно, что переживает, думает этот человек)

Да, ребята, на нашем лице всегда отражаются эмоции.

Продолжение беседы.

Давайте вернемся к изображению Божьей Матери. Что написано у нее на лице?

(боль, страдание, переживание, душевная мука…)

На её строгом лице, полном душевного благородства и немой укоризны, затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.

С какой печалью и милосердием Она глядит на нас! В этих очах с красными от недавних слез слезницами – великая мольба…

Работа в парах

Скажите, ребята, о чем мы должны упомянуть, описывая лицо?

(само лицо, выражение лица, глаза, нос, брови, губы, волосы).

1 ряд дает определения лицу и выражению лица.

2 ряд – глазам и бровям,

3 ряд – носу, губам и волосам.

Учащиеся работают в парах, записывают определения,

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

По выбору учителя шестиклассники зачитывает определения. Обсуждение класса. Дополнение учителя (если надо). Запись на доске и в тетрадях.

Лицо: красивое, доброе, круглое, милое, добродушное, необыкновенное, живое…

Выражение лица: лукавое, простодушное, заинтересованное, загадочное, задумчивое, строгое..

Глаза: Темные, голубые, широко открытые, круглые, светлые

(обращаем внимание на икону Божьей Матери, на ее глаза – они грустные, но в то же время из них льется свет, он идет из глубины души, очень чистой и любящей)

Брови: кустистые, тонкие, дугой…

Нос: прямой, с горбинкой, пуговкой, картошкой.

Губы: тонкие, толстые, алые…

Улыбка: добрая, красивая..

Волосы: длинные, короткие, вьющиеся, собранные, каштановые, черные, русые

Продолжение беседы.

Я неспроста часто обращалась к изображению Божьей Матери - Пресвятая Богородица считается покровительницей России. Русский народ в трудные периоды своей истории, прежде всего, обращался именно к Ней, как своей Помощнице и постоянной Заступнице перед Господом, и всегда получал помощь и защиту. 

Скажите, кто в вашей жизни является тем человеком, к которому вы всегда обращаетесь за помощью, у кого вы ищите защиты, кого вы любите больше всего? Конечно же, это ваши мамы и бабушки! И дома вам предстоит составить устное сочинение-описание своих мам и бабушек. –Портрет моей мамы (бабушки, тети, сестры)

Я просила вас сделать фотографии своих мам и бабушек, и вот их портреты перед вами. Посмотрите, пожалуйста, какие они красивые, добрые, милые. Сколько в них любви и нежности, душевного тепла. Я уверенна, что вам легко будет описать своих мам и бабушек, используя материал сегодняшнего урока.

Последнее, что нам осталось, это составить план нашего сочинения.

Составление плана вместе учащимися

Портрет моей мамы

План

  1. Самой дорогой человек на земле – мама (бабушка)

  2. Описание внешности мамы:

-лицо,

-глаза,

- губы,

-нос.

3. Отношение окружающих к маме. Мое отношение к маме.

Подведение итогов, выставление оценок. Рефлексия

Что мы делали сегодня на уроке?

Чему научились?

Что особенно понравилось на уроке? Запомнилось?

Что показалось трудным на уроке?

Достаточно ли вам материала для написания сочинения?

ДЗ по плану устно составьте описание своей мамы (бабушки)

infourok.ru

проверить сочинение

Проверьте, пожалуйста! 1)Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем, когда его начинает не хватать. (2)Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить». (3)Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим. (4)По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожалуй, у воздуха никого на земле ближе, чем трава. (5)Мы привыкли, что мир — зелёный. (6)Льём на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щёлочи. (7)Высыпать машину заводского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? (8)Подумаешь! (9)Сколько там травы? (10)Десять квадратных метров. (11)Не человека же засыпаем, траву. (12)Вырастет в другом месте. (13)Однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен, я открыл краник, и вся жидкость из радиатора вылилась на землю, на лужайку под окнами нашего деревенского дома. (14)Антифриз растёкся продолговатой лужей, потом его смыло дождями, но на земле, оказывается, получился сильный ожог. (15)Среди плотной мелкой травки, растущей на лужайке, образовалось зловещее чёрное пятно. (16)Три года земля не могла залечить место ожога, и только потом плешина снова затянулась травой. (17)Под окном, конечно, заметно. (18)Я жалел, что поступил неосторожно, испортил лужайку. (19)Но ведь это под собственным окном! (20)Каждый день ходишь мимо, видишь и вспоминаешь. (21)Если же где-нибудь подальше от глаз, в овраге, на лесной опушке, в придорожной канаве, да, господи, мало ли на земле травы? (22)Жалко ли её? (23 )Подумаешь, высыпали шлак (железные обрезки, щебень), придавили несколько миллионов травинок, неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка! (24)Трава. (25)Трава она и есть трава. (26)Её много. (27)Она везде. (28)В лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пустыне... (29)Разве что вот в пустыне её поменьше. (30)Начинаешь замечать, что, оказывается, может быть так: земля есть, а травы нет. (31)Страшное, жуткое, безнадёжное зрелище! (32)Представляю себе человека в безграничной, бес травной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или не космической катастрофы наша Земля, обнаружившего, что на обугленной поверхности планеты он — единственный зелёный росточек, пробивающийся из мрака к солнцу. Владимир Солоухин

Что должен делать человек, чтобы сохранить природу? Почему люди стали пренебрежительно относиться к природе? Такие вопросы волнуют автора. Раскрывая данную проблему, автор рассуждает над отношением между человеком и природой. Автор обращает внимание на то, что мы слишком халатно относимся к окружающей нас среде: «ходим, мнем, затаптываем в грязь». Писатель также приводит случай из жизни героя, у которого потек антифриз. Несколько лет «земля не могла залечить место ожога» и только потом «затянулась травкой». Так Солоухин пытается достучатся до нас и напомнить, что каждому из нас необходимо бережно относиться к природе. Авторская позиция напрямую не выражена, но явно вытекает из всего хода повествования. Необходимо беречь мир, в котором мы живем, и сохранить его для будущего поколения. Я согласен с позицией автора. Сегодняшние экологические проблемы нужно решать на планетарном уровне. Когда я читал этот текст, то я вспомнил произведение В, Астафьева «Зачем я убил коростеля». Писатель описывает случай, когда будучи ребенком, возвращаясь с рыбалки, увидел хромого коростеля и захлестал его до смерти. Всю жизнь он чувствовал вину перед убитой птицей и постоянно задавался себе вопросом: «зачем я убил коростеля? Зачем?» Также мне вспоминается стихотворение Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы». Герой произведения спасает тонущих зайцев, пострадавших от весеннего паводка, собирает их в лодки. Природа для него родной дом, и он переживает за неё и за всех её обитателей В заключение хотелось бы сказать, что природа хрупка, тяжело восстановима, и поэтому мы должны её беречь

xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai

Урок «Контрольное сочинение №1. Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»»

 

9 класс литература 13.10.2017

Цель: проверить уровень сформированности навыков написания сочинения по произведению Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»; проверить умение учащихся логически рассуждать, характеризовать и сопоставлять образы главных героев, самостоятельно делать выводы; проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся; развитие письменной связной речи; развивать логику и внимание; развивать орфографическую зоркость; воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Тип урока: Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Ход урока.

Организационный момент.

Сообщение темы, цели урока.

Работа над темой и целью урока.

1.Выбор темы для написания сочинения.

Образ Лизы в повести Н.Карамзина «Бедная Лиза».

Образ Эраста в повести Н.Карамзина «Бедная Лиза».

Повесть Н.Карамзина «Бедная Лиза» глазами современного читателя.

Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» была написана в 1792 году. Это произведение во многом стало вехой в русской литературе. Оно явилось образцом русской сентименталистской прозы.     Известно, что родоначальником и разработчиком сентиментализма был именно Н.М. Карамзин. В основе этого направления лежало внимание к человеческим чувствам, к миру человеческой души вне зависимости от сословий и рангов.     Сентименталистская литература очень много сделала и для развития русского литературного языка. Она привнесла в него целый пласт новой лексики, дала образец для иного языка - изящного, утонченного, «салонного».     Данное произведение посвящено раскрытию души, мира чувств простой девушки из народа. Само название – «Бедная Лиза» - показывает, что главной героиней является именно крестьянка Лиза, и автора, прежде всего, интересует ее душевная трагедия.     Выведя на первый план свою Лизу, Карамзин утверждал гуманистическую идею. Он был убежден в том, что все люди равны, что все они, независимо от сословий и богатства, испытывают одинаковые чувства, хотят любить, страдают от предательства, плачут и радуются одинаковым вещам. И чувства крестьянки равноценны по значимости чувствам аристократа, а, может быть, и более благородны, чисты, возвышенны.     В основе произведения лежит история любви бедной девушки Лизы к молодому дворянину Эрасту. Лиза описывается в идеальных тонах. Это красивая трудолюбивая девушка, которая была вынуждена пойти работать, потому что умер ее отец. На руках у Лизы осталась больная мать. Любящая дочь не могла позволить ей работать. Поэтому Лиза ходит в город продавать цветы. Именно там она знакомится с Эрастом.     Этот молодой повеса вел разгульный образ жизни. Он пресытился светскими красавицами, романы с ними были для героя не в новинку. В Лизе Эраст увидел свежесть, прелестную чистоту и наивность – то, чего не было у женщин высшего света. Эраст быстро увлекся девушкой, познакомился с ее матерью.     Мать Лизы будто чувствовала что-то неладное и предупреждала дочь об опасностях, таящихся в городе. Но было поздно. Лиза влюбилась в Эраста со всей силой своей невинной души. Классовые предрассудки и страхи отступили перед ее любовью. Всю себя она отдала Эрасту: «Когда ты, - говорила Лиза Эрасту, - когда ты скажешь мне: «Люблю тебя, друг мой!», когда прижмешь меня к своему сердцу и взглянешь на меня умильными своими глазами, ах! тогда бывает мне так хорошо, так хорошо, что я себя забываю, забываю все, кроме Эраста».     Но что же этот «благородный счастливчик»? Каковы были его чувства по отношению к Лизе? Автор пишет, что Эраст упивался их отношениями, пока они были духовными, почти дружескими. Видя в глазах девушки безмерную любовь, герой возвышался в своих глазах, тешил свое самолюбие. «Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!» - думал Эраст.     Но как только отношения между ним и Лизой стали плотскими, то молодой человек охладел к девушке. Новизна исчезла, пропал интерес, и появилась рутина, скука, обыденность. Эраст стал отдаляться от своей возлюбленной и, наконец, объявил ей, что отправляется на войну. Горю и страхам Лизы не было предела, но что она могла поделать? Эраст обещал помнить свою милую.     Для Лизы наступили тяжелые времена. Все вокруг ей показалось унылым, печальным, тягостным. Но в один миг сердце девушки было окончательно разбито. Она узнала, что ее Эраст женится на другой. В армии этот ловелас промотался и теперь нашел себе богатую вдову. О Лизе он и думать забыл.     Конечно, девушка не могла перенести такой удар. Что ей оставалось? Только свести счеты с жизнью, ведь ее сердце было разбито, а честь поругана. Лиза бросается с воду.     Финал повести становится еще более печальным от того, что умирает и мать Лизы, узнав о гибели дочери. Да и судьба Эраста сложилась несчастливо. Он не мог простить себе гибели Лизы до конца своей жизни.     Интересно, что в повести есть еще одно действующее лицо - это автор. Он активно участвует в повествовании, всей душой сочувствует Лизе, как взрослый товарищ, журит Эраста.     Именно образ автора вносит большой лиризм и дает образцы «салонного» языка: «Он поцеловал ее, поцеловал с таким жаром, что вся вселенная показалась ей в огне горящею!», «Они обнимались - но целомудренная, стыдливая Цинтия не скрывалась от них за облако: чисты и непорочны были их объятия», «Она бросилась в его объятия - и в сей час надлежало погибнуть непорочности!»     Повесть «Бедная Лиза» явилась первым образцом сентименталистской прозы в России. Оно, помимо художественных достоинств (язык, стиль, попытка передачи психологического состояния героев), провозглашает ценную идею. По Карамзину, все люди равны, в одинаковой степени достойны уважения. Больше того, простолюдины могут быть благороднее дворян.     Именно Карамзин показал, что главным героем произведения словесности может быть простой человек, мир его чувств, жизнь его сердца.

 Образ Эраста в Повести Карамзина «Бедная Лиза»

Николай Михайлович Карамзин - крупнейший представитель русского сентиментализма. В его творчестве наиболее полно и ярко раскрылись художественные возможности этого литературного направления.

Лучшей повестью Карамзина справедливо признана «Бедная Лиза» (1792), в основу которой положена просветительская мысль о внесословной ценности человеческой личности. Проблематика повести носит социально-нравственный характер: крестьянке Лизе противопоставлен дворянин Эраст. Характеры раскрыты в отношении героев к любви. Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством, бескорыстием: она прекрасно понимает, что ей не суждено быть женою Эраста. Лиза любит Эраста самозабвенно, не задумываясь о последствиях своей страсти. Во время одного из свиданий Лиза сообщает Эрасту, что к ней сватается сын богатого крестьянина из соседней деревни и что ее мать очень хочет этого брака. «И ты соглашаешься? » - настораживается Эраст. «Жестокий! Можешь ли ты об этом спрашивать? » - успокаивает его Лиза.

Эраст изображен в повести не вероломным обманщиком-соблазнителем. Такое решение социальной проблемы было бы слишком грубым и прямолинейным. Это был, по словам Карамзина, «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы» сердцем, «но слабым и ветреным... Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии... ». Таким образом, цельному, самоотверженному характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, но избалованного праздной жизнью барина, не способного думать о последствиях своих поступков. Намерение обольстить доверчивую девушку не входило в его планы. Вначале он думал о «чистых радостях», намеревался «жить с Лизою как брат с сестрою». Но Эраст плохо знал свой характер и слишком переоценил свои нравственные силы. Вскоре, по словам Карамзина, он «не мог уже доволен быть... одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог». Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи.

Следует заметить, что образу Эраста сопутствует весьма прозаический лейтмотив - деньги, которые в сентиментальной литературе всегда вызывали к себе осудительное отношение. Настоящая искренняя помощь выражается у писателей-сентименталистов в самоотверженных поступках.

Эраст при первой же встрече с Лизой стремится поразить ее воображение своей щедростью, предлагая за ландыши вместо пяти копеек целый рубль. Лиза решительно отказывается от этих денег, что вызывает полное одобрение и ее матери. Эраст, желая расположить к себе мать девушки, просит только ему продавать ее изделия и всегда стремится платить в десять раз дороже, но «старушка никогда не брала лишнего». Лиза, любя Эраста, отказывает посватавшемуся к ней зажиточному крестьянину. Эраст же ради денег женится на богатой пожилой вдове.

Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате жизни. Дальнейшее существование становится бессмысленным, и она накладывает на себя руки. Трагический финал повести свидетельствовал о творческой смелости Карамзина, не пожелавшего снизить значительность выдвинутой им социально-этической проблемы благополучной развязкой. Там, где большое, сильное чувство вступало в противоречие с устоями крепостнического мира, идиллии быть не могло.

С образом Эраста как антагониста Лизы в способности культивировать чувство, доводить его до уровня эмоциональной экзальтации осуществлено в повести также традиционное для сентиментализма противопоставление человека «цивилизованного» «естественному». «Отравленный» меркантильностью общества Эраст оказался не способным исполнить долг по отношению к соблазнённой им Лизе. Причём, одним из мотивов скоротечности любви у Эраста, наряду с ветреностью, является у Карамзина также и потеря Лизой духовного совершенства: «Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу». Трагическое противоречие, возникшее между Лизой и Эрастом, – результат несовпадения экзальтированного природного чувства героини, нарушившей мораль, и «рассудочной» расчётливости героя, породивших аморальный поступок. В контексте созданного Карамзиным сюжета аморальность поступков Эраста связана как со слабостью характера и меркантильностью, так и с обусловленным «каменистостью» среды его мира отсутствием способности к чувству. Нарушение героями морального закона ведёт к разрушению мира идиллии.

Восстановление идиллии в топосе повести оказывается невозможным – встречи введённого в сюжет на правах равноправного образа автора-повествователя с раскаявшимся Эрастом происходят у пустой, «без дверей, без полу» хижины Лизы.

В "Бедной Лизе" Н.М. Карамзин дал один из первых в русской литературе образцов сентиментального стиля, который ориентировался на разговорно-бытовую речь образованной части дворянства. Он предполагал изящество и простоту слога, специфический отбор "благозвучных" и "не портящих вкуса" слов и выражений, ритмическую организацию прозы, сближающую ее со стихотворной речью.

В повести «Бедная Лиза» Карамзин показал себя большим психологом. Он сумел мастерски раскрыть внутренний мир своих героев, в первую очередь их любовных переживаний.

 Образ Эраста в Повести Карамзина «Бедная Лиза»

Николай Михайлович Карамзин - крупнейший представитель русского сентиментализма. В его творчестве наиболее полно и ярко раскрылись художественные возможности этого литературного направления.

Лучшей повестью Карамзина справедливо признана «Бедная Лиза» (1792), в основу которой положена просветительская мысль о внесословной ценности человеческой личности. Проблематика повести носит социально-нравственный характер: крестьянке Лизе противопоставлен дворянин Эраст. Характеры раскрыты в отношении героев к любви. Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством, бескорыстием: она прекрасно понимает, что ей не суждено быть женою Эраста. Лиза любит Эраста самозабвенно, не задумываясь о последствиях своей страсти. Во время одного из свиданий Лиза сообщает Эрасту, что к ней сватается сын богатого крестьянина из соседней деревни и что ее мать очень хочет этого брака. «И ты соглашаешься? » - настораживается Эраст. «Жестокий! Можешь ли ты об этом спрашивать? » - успокаивает его Лиза.

Эраст изображен в повести не вероломным обманщиком-соблазнителем. Такое решение социальной проблемы было бы слишком грубым и прямолинейным. Это был, по словам Карамзина, «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы» сердцем, «но слабым и ветреным... Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии... ». Таким образом, цельному, самоотверженному характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, но избалованного праздной жизнью барина, не способного думать о последствиях своих поступков. Намерение обольстить доверчивую девушку не входило в его планы. Вначале он думал о «чистых радостях», намеревался «жить с Лизою как брат с сестрою». Но Эраст плохо знал свой характер и слишком переоценил свои нравственные силы. Вскоре, по словам Карамзина, он «не мог уже доволен быть... одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог». Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи.

Следует заметить, что образу Эраста сопутствует весьма прозаический лейтмотив - деньги, которые в сентиментальной литературе всегда вызывали к себе осудительное отношение. Настоящая искренняя помощь выражается у писателей-сентименталистов в самоотверженных поступках.

Эраст при первой же встрече с Лизой стремится поразить ее воображение своей щедростью, предлагая за ландыши вместо пяти копеек целый рубль. Лиза решительно отказывается от этих денег, что вызывает полное одобрение и ее матери. Эраст, желая расположить к себе мать девушки, просит только ему продавать ее изделия и всегда стремится платить в десять раз дороже, но «старушка никогда не брала лишнего». Лиза, любя Эраста, отказывает посватавшемуся к ней зажиточному крестьянину. Эраст же ради денег женится на богатой пожилой вдове.

Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате жизни. Дальнейшее существование становится бессмысленным, и она накладывает на себя руки. Трагический финал повести свидетельствовал о творческой смелости Карамзина, не пожелавшего снизить значительность выдвинутой им социально-этической проблемы благополучной развязкой. Там, где большое, сильное чувство вступало в противоречие с устоями крепостнического мира, идиллии быть не могло.

С образом Эраста как антагониста Лизы в способности культивировать чувство, доводить его до уровня эмоциональной экзальтации осуществлено в повести также традиционное для сентиментализма противопоставление человека «цивилизованного» «естественному». «Отравленный» меркантильностью общества Эраст оказался не способным исполнить долг по отношению к соблазнённой им Лизе. Причём, одним из мотивов скоротечности любви у Эраста, наряду с ветреностью, является у Карамзина также и потеря Лизой духовного совершенства: «Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу». Трагическое противоречие, возникшее между Лизой и Эрастом, – результат несовпадения экзальтированного природного чувства героини, нарушившей мораль, и «рассудочной» расчётливости героя, породивших аморальный поступок. В контексте созданного Карамзиным сюжета аморальность поступков Эраста связана как со слабостью характера и меркантильностью, так и с обусловленным «каменистостью» среды его мира отсутствием способности к чувству. Нарушение героями морального закона ведёт к разрушению мира идиллии.

Восстановление идиллии в топосе повести оказывается невозможным – встречи введённого в сюжет на правах равноправного образа автора-повествователя с раскаявшимся Эрастом происходят у пустой, «без дверей, без полу» хижины Лизы.

В "Бедной Лизе" Н.М. Карамзин дал один из первых в русской литературе образцов сентиментального стиля, который ориентировался на разговорно-бытовую речь образованной части дворянства. Он предполагал изящество и простоту слога, специфический отбор "благозвучных" и "не портящих вкуса" слов и выражений, ритмическую организацию прозы, сближающую ее со стихотворной речью.

В повести «Бедная Лиза» Карамзин показал себя большим психологом. Он сумел мастерски раскрыть внутренний мир своих героев, в первую очередь их любовных переживаний.

4.Написание сочинения на черновик.

5.Редактирование.

6.написание на чистовик.

Итог.

Домашнее задание.

Подготовиться к внеклассному чтению.

Стихи и рассказы Н.Карамзина.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Описание природы по картине. Контрольное сочинение – описание природы( 6 класс)

ТЕМА. Описание природы по картине. Контрольное сочинение – описание природы

Цели урока:

• научить учащихся собирать материал к сочинению;

• повторить сведения о научном и художествен ном описании;

• углубить знания шестиклассников о том, как выражается в живописи отношение художника к изображаемому;

• подготовить учащихся к сочинению-описанию по аналогии.

Ход урока

 

I. Организационный момент

II. Постановка целей и задач урока

III. Изучение нового материала

Рассказ о художнике

Иван Иванович Шишкин (1832—1898) родился в Елабуге (город в России, административный центр Елабужского района Татарстана)  в семье образованного и влиятельного купца. Большую роль в формировании Шишкина-пейзажиста сыграла нетронутая и величественная природа Прикамья. Елабугу обступали дремучие леса, мальчик целыми днями бродил один по лесу. Деревья стали его друзьями, поэтому неслучайно в его картинах лес занимает главное место.

После окончания Московского училища живописи,  зодчества, а затем Академии художеств в Петербурге (с Большой золотой медалью) он был отправлен в поездку по Европе.

В Германии Шишкин завершил обучение и стал академиком. Точность рисунка, суховатая живопись и пристрастие к монументальным композициям выделяют его среди других русских пейзажистов.

Настоящую славу Шишкину принесла картина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872). Впервые в русском искусстве художник показал не опушку леса и не вид на лесные дома, а величавую чащу с громадами стволов. Трещины стволов, травинки, камни выписаны с наблюдательностью ученого-натуралиста.

В 80-е годы ХIX столетия Шишкин создает свои лучшие картины: «Лесные дали», «Дубы», «Дубовая роща», «Утро в сосновом лесу», «Сосны, освещенные солнцем».

Искренняя, глубокая любовь Шишкина к родной земле, к великой русской природе, любовь, которую он пронес через всю свою жизнь, дала силу его искусству и принесла широкую популярность его полотнам.

 

Беседа по картине (1 вариант)

Учитель предлагает школьникам внимательно рассмотреть картину И. И. Шишкина «Дубовая роща» и учебный рисунок, определить, какое дерево изображено на них, каковы его отличительные признаки.

— Где — на рисунке или на картине И. И. Шишкина — дуб изображен более отчетливо, детально? (На рисунке, здесь хорошо видно все дерево, отдельно (крупным планом) даны листья и плоды — желуди.)

— Что бы вы поместили в учебнике природоведения — рисунок или картину Шишкина? («Картину Шишкина, потому что на ней изображен лес, несколько красивых дубов, а на рисунке один дуб». «А я бы поместил в учебнике природоведения рисунок; нам не важно, что дуб стоит в лесу и какой он красивый, а важно, какие признаки отличают его от других деревьев. Эти признаки лучше видны на рисунке». «Я тоже считаю, что лучше поместить в учебнике рисунок, по нему легче определить дуб, описать его признаки, а на картине много дубов, одни из них заслоняют другие». «А я думаю, можно по-разному поступить. Если в учебнике описывается дубрава, дубовый лес, то можно было бы поместить картину, а если сам дуб, его признаки, то лучше рисунок».)

— Какого описания требует находящийся на переднем плане дуб в картине И. И. Шишкина? («Художественного. По картине Шишкина описать дуб нужно ярко, красочно. Он стоит ближе к нам, чем все другие деревья, его освещает солнце». «На картине ярко изображена природа, виднеется кусочек неба, дуб освещается лучами солнца, поэтому от него падают тени, а на рисунке ничего этого нет, один только дуб». «На картине дуб какой-то веселый, яркие краски, солнечный свет оживляют картину, поэтому по картине можно выразительнее описать дуб».)

— Действительно, дуб, изображенный на картине И. И. Шишкина, нужно описать более ярко, выразительно. Давайте опишем его. Каким изобразил художник дуб? Как он выглядит? (Дуб большой, могучий, величественный.)

— Какие образные слова, словосочетания, сравнения уместно использовать при описании этого дуба? («Дуб стоит впереди других деревьев. Он широко раскинулся. Его ветви как бы защищают рощу». «Дуб очень крепкий. Недаром говорят: «Крепок как дуб». Своими могучими ветвями он упирается в небо».)

— Что прежде всего привлекает ваше внимание в этом дубе? (Могучий раздвоенный ствол.)

— Опишите ствол дуба. Подберите слова, с помощью которых можно ярче описать дуб. («Ствол крепкий, толстый, раздвоенный, видно, что дуб старый». «Ствол в несколько обхватов, дуб стоит словно колонна. Вряд ли какая буря свалит его». «Солнечные лучи ярко освещают ствол, и на нем отражаются тени от листьев. Эти тени, как кружевные узоры». «Ствол светлый, немного сероватый, с желтым оттенком, на нем хорошо видна яркая полоса, то ли содранная кора, то ли освещенное солнцем дупло, тени на стволе серо-зеленые».)

— Что вы можете сказать о коре дуба? (Кора жесткая, шершавая. Она твердая, как панцирь черепахи.)

— Какими изображены на картине ветви дуба? («Ветки толстые, могучие, некоторые из них причудливо изогнуты, они расходятся во все стороны». «Слева ветки сухие, без листьев, коричневатые». «На одни ветки падают лучи солнца, и поэтому они светлые, хорошо видны, а другие ветки — в тени, темные».)

— Отчетливо ли изображены листья на картине И. И. Шишкина? («Нет, не отчетливо, их на картине очень много, листья дуба как бы смешались друг с другом».)

— Как вы думаете, почему художник так тщательно выписывал ствол дуба и вместе с тем неотчетливо изобразил листья дерева, даже срезал верхушку дуба? («Художник хотел показать, какой могучий, крепкий, сильный дуб, поэтому главное внимание он уделил изображению ствола».)

Учитель дополняет ответы учащихся:

«Художнику надо передать свое видение, свое впечатление от дуба, свое отношение к нему».

— Как вы думаете, нравится ли И. И. Шишкину этот дуб? Как он это показал? («Я думаю, что Шишкину дуб понравился, он писал его с большой любовью. Этот дуб находится на переднем плане картины, он даже заслоняет все небо». «Художнику понравился дуб. Дуб на картине хорошо освещен лучами солнца и от этого какой-то радостный».)

— Какое впечатление производит на вас картина И. И. Шишкина? Почему? («Приятно смотреть на эту картину. Так и хочется посидеть под густой кроной дуба, погулять в роще». «Мягкие светлые краски создают хорошее настроение. Солнечный свет ярко заливает дуб и окрашивает его в светло-желтый цвет. Трава под дубом как будто золотистая, а немного подальше, в тени, она темно-зеленая, и по ней разбросаны солнечные зайчики; они, наверное, проникают сквозь густую листву дубов и отражаются на землю». «Мне и раньше нравился дуб, а теперь я полюбил это дерево еще больше».)

— Вызывает ли у вас подобные чувства учебный рисунок? (Нет. На рисунке дуб какой-то неживой. Нет фона, солнечного света, теней.)

— Верно, ребята. Вы хорошо почувствовали разницу между картиной и учебным рисунком. действительно, на рисунке «дуб какой-то неживой», он не задевает чувства, потому что для исполнителя этого рисунка было важно точно показать все основные признаки дуба, отличающие его от других деревьев. Художник же, изображая какие-либо предметы, события на картине, выражает свое отношение к ним, передает свое настроение. Настроение художника передается и нам. Мы смотрим на картину и восхищаемся красотой и могуществом изображенного на ней дерева. А теперь опишите ищите любое дерево, которое вам нравится.

 

Беседа по картине (II вариант)

рассматривание картины И. И. Шишкина «Дубовая роща».

— Какое впечатление производит на вас картина? (Приятное впечатление. Светло-зеленые, желтые краски создают хорошее настроение.)

— Нравится ли вам дуб, изображенный на переднем плане картины? (Нравится: дуб на картине могучий, он прочно стоит на земле и своими огромными ветвями как бы устремляется в небо.)

Школьники описывают дуб, его ствол, кору, ветви, листья, используя образно-выразительные средства языка. Одновременно учащиеся отмечают средства, использованные художником для раскрытия замысла картины (цвет, светотень, рисунок, композицию).

В заключение шестиклассники с помощью учителя делают вывод о том, что И. И. Шишкин написал дуб с любовью, что по картине художника дуб можно описать более ярко, образно, выразив к нему отношение художника и свое собственное.

 

 

Сочинение-описание по аналогии

По окончании беседы учащимся предлагается собрать материал для описания любого дерева, которое им нравится.

Приводим несколько примеров описания отдельных элементов дерева (сбор материала по микротемам)

Ствол: «У березы стройный гладкий белый ствол с черными отрывистыми полосками, похожий на белое Платье в крапинку»; «Могучий, в несколько обхватов ствол дуба как будто упирается в небо. Кора коричнево-красная, шершавая, твёрдая, как панцирь черепахи».

Листья: «Тихо шепчутся нежные светло-зеленые листики, Похожие на сердце, по краям с маленькими зубчиками Листья дуба продолговатой формы с волнистыми краями, жесткие, как бы вырезанные из жести».

Ветви: «Тонкие гибкие ветви березы, словно зеленые гирлянды, низко свешиваются к земле»; «Тяжелые, разлапистые ветки, как множество могучих сильных рук, поддерживают густую крону дуба».

Плоды: «Желуди дуба красивого коричневого цвета. Она похожи на маленьких лилипутиков, у которых на голове надеты шляпки».

 

Как видим, учащиеся полно и ярко, используя разнообразные сравнения, раскрыли микротемы: «Ствол «Кора», «Ветви «Плоды».

Особый интерес, учитывая задачу урока, представляет микротема «Отношение к дереву». Анализ сочинений показал, что ученики дали разнообразные оценки любимому дереву. Условно их можно разделить на восемь групп:

1) Береза (дуб...) мне больше всех деревьев (очень) нравится.

2) Береза (дуб...) — мое любимое дерево

3) Я люблю березу (дуб...) за то...

4) Береза (дуб...) самое красивое (нарядное, величественное, удивительное) дерево.

5) Береза (дуб...) поразила меня своей красотой.

6) Русская береза (дуб...)! Сколько в тебе красоты (величия)!

7) Как хороша (прекрасна) береза (дуб...) весной!

8) Моя (наша) березонька (дубочек...).

При этом учащиеся стремились передать свое отношение к любимому дереву в процессе всего описания. Они употребляли разнообразные оценочные слова, словосочетания и предложения: милая (милое), любимое, самое красивое, самое нарядное, березонька, моя березонька, поражает своей красотой, удивительна, нет дерева прекраснее, величественное дерево, краса и гордость леса и т. д. Некоторые, описывая свое любимое дерево, использовали метафоры, олицетворения, сравнения, поэтические обращения: подруга-березка, красавица; березка, словно добрая фея; березка... напоминает мне мою маму; дуб напоминает мне могучего великана; дерево похоже на русскую девушку из сказки; Русская береза! Сколько в тебе красоты... и др.

Большинство мотивировало свое отношение к дереву («Мне нравится этот дуб потому, что он могучий и красивый»; Береза — мое любимое дерево, потому что у нее очень красивый белый ствол... Я люблю березу за ровный ствол...»).

Как видим, работа по картине И. И. Шишкина оказала положительное влияние и на композиционную форму последующего самостоятельного описания. Чтобы убедиться в этом, приведем одно из сочинений на тему «Мое любимое дерево».

 

«Впервые я увидел дуб, идя с мамой на дачу. Это было в середине жаркого лета. Когда мы подошли к лесу, то на невысоком пригорке увидели могучий, словно богатырь, дуб. Он поразил меня своим величием. Дуб стоял немного впереди леса, как полководец впереди своего зеленого войска. Одетый в твердую кору, как в панцирь, дуб напоминал также средневекового рыцаря. Листья его выросли так густо, что издали напоминали зеленый щит. Могучие, как руки богатыря, ветки дуба поддерживали этот щит над землей. Огромный, толстый, в несколько обхватов ствол как будто подпирал облака.

Яркое солнце освещало дуб, и громадная тень покрывала землю. Эта тень была почти такая же плотная, как листва на дубе, но все же кое-где дрожали слабые солнечные зайчики. По краям плотная тень бледнела, потому что там меньше листьев.

Мама предложила пойти под дуб и отдохнуть в тени. Я охотно согласился в тени было прохладно даже в такой жаркий день. Здесь я разглядел какие у дуба жесткие, резные листья, какие маленькие красивые желуди, Похожие на сказочных человечков.

За это величие и красоту я люблю дуб».

(Юра В.)

 

В сочинении Юры В. отчетливо видно влияние проведенной работы по картине. Оно сказалось и на композиции описания, и на лексическом оформлении его. Учащийся последовательно и подробно описал общий вид дуба, его кору, ветви, ствол, листья, желуди, выразив свое отношение к дереву. Особенно явственно «следы» предварительной работы по картине просматриваются в третьем абзаце. Очевидно, именно произведение живописи напоминало ученику о тени под дубом, о солнечных зайчиках.

Вместе с тем и в построении сочинения, и в раскрытии микротем, и в выборе языковых средств проявилась самостоятельность юного автора. Об этом свидетельствуют начало сочинения порядок раскрытия микротем (не такой, как в беседе по картине), Удачно подобранные оригинальные сравнения.

Таким образом, проведенная предварительная беседа по картине И. И. Шишкина «Дубовая роща» подготовила учеников к самостоятельному описанию дерева и выражению своего отношения к нему.

V. Закрепление материала

 

Написать сочинение-описание по картине

infourok.ru

Как написать сочинение правильно и красиво?

как правильно написать сочинениеГрамотно оформленное сочинение должно состоять из трех основных частей:

В сочинении ставится задача раскрытия темы в соответствии с поставленными вопросами.

Пишем сочинение правильно:

Если нам требуется написать самое обыкновенное школьное сочинение, то рассмотрим его здесь же на наглядном примере.Будем придерживаться трех (классических) основных частей: Вступление; содержание; заключение.

Вступительная часть

     Вступительная часть знакомит читателя с темой сочинения и подводит к раскрытию основных аспектов работы. Можно описать название темы сочинения, раскрыть суть названия, задаться вопросом, ответ на который будет раскрыт в содержательной части и резюмирован в заключении.

     Допустим, пишется сочинение на тему "Природа родного края". Опишите во вступлении, чем примечательна родная природа, и почему именно красота природы родного края послужила темой сочинения. Если сочинение на тему времен года, опишите, почему именно рассматриваемое время года послужило темой сочинения, чем затрагивает вас именно этот период, чем привлекает и, может быть, вызывает особую симпатию любимое время года.

Содержательная часть

      Содержательная часть - самая главная, основная часть сочинения, в ней раскрывается тема, разъясняется суть сочинения. Покажите ваше видение природы, как видят природу другие авторы в художественной литературе. Избегайте простого изложения или пересказа, попробуйте осмысленно описать самые яркие впечатления, которые оставляет у вас природа.

     Для большей наглядности, попробуйте мысленно совершить прогулку по любимым местам родного леса, заглянуть в любимые уголки родной природы, опишите то, что вы видите вокруг, то, как представляете себе природу и какое природа имеет значение для вас. Осмысление донесение темы сочинения до читателя станет главной задачей содержательной части работы.

Заключительная часть

     В заключительной части подводятся итоги всей работы, делаются выводы из раскрытой темы сочинения; заключительная часть должна быть не большой, но основательной. В заключительном абзаце можно сгладить все недочеты в ходе работы над сочинением, если он будет ясным, по возможности, кратким и уверенно завершит сочинение, полностью ответив на все поставленные вопросы. Расставьте, как говорится, все точки над буквой "Ё"!

Как писать школьные сочинения:

Подборка материала для сочинений:

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Уроки 27-28. Контрольное сочинение — КиберПедия

«Мой любимый поэт серебряного века»

(Работа выполняется в классе.)

 

Урок. 29. Александр Блок: судьба и творчество.

«Стихи о Прекрасной Даме»

Цели: познакомить с основными этапами жизни и творчества А. Блока; отметить своеобразие поэтического мира раннего Блока, проявление его творчества в символизме; рассмотреть основные темы и образы первого сборника «Стихи о Прекрасной Даме».

Ход урока

 

Блок является одним из чудотворцев русского стиха... Обыкновенный поэт отдает людям свои творения, людям самого себя.

Н. Гумилев

I. Лекция учителя.

Сегодня в центре нашего внимания — судьба и творчество Александра Александровича Блока. Его наследие уже целый век не теряет своей ценности для русского читателя. Вот как пишет об этом доктор филологических наук профессор Л. Ф. Алексеева.

«Теперь, когда XХ век позади, по-новому воспринимается творческое наследие многих поэтов. Опять, как и в 1910-1920-е годы, выделяется на многообразном и пестром фоне литературы этих исторических десятилетий поэтический голос Александра Блока. В нем не только предельная искренность, то есть достоверность чувств и настроений конкретной неординарной личности, свидетеля эпохи, воспринимающего ее всеми силами души, но и глубокое предчувствие перспективы истории, способность расслышать в звуках современности голоса грядущего».

— Что вы знаете об этом поэте, может быть, раньше уже читали его стихи?

Блок одна из ярких фигур поэзии серебряного века. Его читали и почитали не только простые читатели, но и поэты разных литературных течений.

М. Цветаева посвятила ему такие строки:

 

Имя твое — птица в руке,

Имя твое — льдинка на языке.

Одно-единственное движение губ.

Имя твое — пять букв.

 

БЛОКЪ — так по правилам грамматики дореволюционной России писали это имя.

 

Александр Блок родился и воспитывался в высококультурной дворянско-интеллигентской семье 16 ноября (28 ноября) 1880 г. Его отец, Александр Львович, вел свой род от врача Иоганна фон Блока, приехавшего в Россию в середине ХVIII века из Мекленбурга, и был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. По отзывам сына, он был способным музыкантом, знатоком литературы и тонким стилистом. Однако его деспотический характер стал причиной того, что мать будущего поэта, Александра Андреевна, литера тор, переводчица, была вынуждена уйти от мужа. Так в 1881 году А. Л. Блок возвращается в Варшаву, а А. А. Бекетова-Блок остается в Петербурге в доме своего отца, Андрея Николаевича Бекетова, известного ученого-ботаника, общественного деятеля, ректора Санкт-Петербургского университета. В семье Бекетовых многие занимались литературным трудом. Дед Блока был автором не только солидных трудов, но и многих научно-популярных очерков. Бабушка, Елизавета Григорьевна, всю жизнь занималась переводами научных и художественных произведений. «Список ее трудов громаден», — вспоминал позднее внук. Литературной работой систематически занимались и её дочери — мать Блока и его тетки.

Атмосфера литературных интересов очень рано пробудила в нем непреодолимую тягу к поэзии, В 1894 г. становится «редактором-издателем» домашнего рукописного журнала «Вестник», готовит переводы, пародии, рецензии, стихотворные и прозаические опыты, привлекает к сотрудничеству двоюродных и троюродных братьев. В 1894—1897 годах гимназист Блок выпускает 37 номеров журнала. «Тогда уж меня пленила в нем (Блоке) любовь к технике литературного дела и особенная аккуратность», — вспоминал Сергей Соловьев, кузен Блока, будущий поэт-младосимволист.

В юности Александр Блок мечтал стать актером, занимался декламацией, участвовал в любительских спектаклях. 1 августа 1898 года,будучи в гостях в соседнем имении Менделеевых Боблово (где и познакомился со своей будущей женой, дочерью великого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева, Любой), играл в сценах из трагедии Шекспира «Гамлет». Роль Гамлета исполнял Блок, роль Офелии — Любовь Менделеева. Так начиналась история любви.

Диалог по письмам и воспоминанию А. Блока и Л. Менделеевой. Выразительное чтение или чтение наизусть подготовленными учениками.

Менделеева. Первый и единственный за все эти годы мой более смелый шаг навстречу Блоку был вечер представления «Гамлета». В костюме и гриме я чувствовала себя смелее. Венок, сноп полевых цветов, распущенный напоказ всем плащ золотых волос, падающий ниже колен... Блок в черном берете, со шпагой. Мы сидели за кулисами, в полутайне, пока готовили сцену. Блок сидел у моих ног, потому что табурет мой стоял выше. Мы говорили о чем-то более личном, чем всегда, а главное, жуткое: я не бежала, я смотрела в глаза, мы были вместе, мы были ближе, чем слова разговора. Да, был и этот разговор, и возвращение после него домой. Как-то вышло, что после спектакля мы ушли с Блоком в костюмах (переодевались дома) и очутились вдвоем Офелией и Гамлетом в этой звездной ночи. Мы были еще в мире того разговора, и было не страшно, когда перед нами в широком небосводе медленно прочертил путь сияющий голубизной метеор.

Перед природой, перед ее жизнью и ее участием в судьбах мы с Блоком, как оказалось потом, дышали одним дыханием...

Даже руки наши не встретились, и смотрели мы прямо перед собой. И было нам шестнадцать и семнадцать лет.

 

Блок. Помните Вы-то эти сумерки? Вдруг в тусклом свете появлялась ваша фигура. Когда я догонял Вас, Вы оборачивались, смотрели всегда сначала недружелюбно, скрытно, умеренно. Рука еле дотрагивалась (и вообще-то Ваша рука всегда торопится вырваться)... Я путался, говорил ужасные глупости, падал духом; вдруг душа заливалась какой-то душной волной. И вдруг, страшно редко, — но ведь было же и это! — тонкое слово, легкий шепот, крошечное движение... После этого опять еще глуше, еще неподвижнее.

Менделеева. Раз, идя по Садовой мимо часовни у Спаса на Сенной, я заглянула в открытые двери. Образа, трепет бесчисленных огоньков восковых свечей, припавшие, молящиеся фигуры. Сердце защемило от того, что я вне этого мира, вне этой древней правды... Я пошла дальше и почти машинально зашла в Казанский собор. Я не подошла к богатой, в бриллиантах, чудотворной иконе, а дальше — за колоннами — остановилась у другой Казанской. Я опустилась на колени, еще плохо умея молиться... Потом это стала наша Казанская, к ней же приходила за помощью и после смерти Саши... Я стала приходить в собор к моей Казанской и ставить ей свечу.

В сумерки октябрьского дня я шла к собору и встретила Блока. Мы пошли рядом. Я рассказала, куда иду и как все это вышло. Позволила идти с собой.

 

Блок. Вошли внутрь. В соборе почти никого не было. Вас поразила высота, громада, торжество, сумрак. Голос понизили даже. Потом ходили по диагонали. Солнце лучилось косо. Отчего вам тогда хотелось сумрака, пугал Вас рассеянный свет из окон? Он портил собор, портил мысли, что же еще? Стало поздно, вы шли, прошли на Сенную... Мне показалось ужасно близко!

 

Менделеева. Так начались соборы — сначала Казанский, потом и Исаакиевский. Встречи наши на улице продолжались. Мы все еще делали вид, что они случайны. Но часто... мы шли вместе далекий путь и много говорили. Все о том же. Много о стихах. Раз Блок спросил, что я думаю о его стихах. Я ответила, что думаю, что он поэт не меньше Фета. Это было для нас громадно! Мы были взволнованы оба, когда я это сказала, потому что в ту пору мы ничего не болтали зря.

 

Учитель. История любви двух молодых людей не была безмятежной. Было и недопонимание, и временный разрыв от ношений. А. Блок болезненно переживал разлуку с любимой девушкой, которая стала его поэтической Музой. 29 января 1902 годаБлок пишет ей: «...Моя жизнь... немыслима без исходящего от Вас ко мне некоторого непознанного, а только еще смутно ощущаемого мной Духа». В дневниках Блока даже появляется тема самоубийства.

7 ноября Блок пишет предсмертную записку и, с револьвером в кармане, отправляется в зал дворянского собрания, на вечер Высших женских курсов. После вечера происходит решительное объяснение, Л. Д. Менделеева соглашается стать женой поэта.

Еще в 1898 году Блок стал студентом юридического факультета Петербургского университете, но растет увлечение литературой и философией, и в 1901 году Блок начинает учиться на 1 курсе славяно-русского отделения историко-филологического факультета Петербургского университета. В этом же году он начинает писать стихи, которые позже войдут в сборник «Стихи о Прекрасной Даме». В 1903 г. в книге «Северные цветы. Третий альманах книгоиздательства «Скорпион» опубликован цикл из 10 стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме». Именно в этом году состоялся литературный дебют Блока.

22 ноября молодой поэт получает письмо от Брюсова с предложением сотрудничать в журнале «Весы» (это был влиятельнейший журнал русского модернизма).

В 1906 г.Блок предлагает московскому издательству «Скорпион» вторую книгу стихов. В этом же году он начинает работу над первой пьесой «Балаганчик». Заканчивает Санкт-Петербургский университет с дипломом 1-й степени.

30 декабря состоялась премьера спектакля «Балаганчик» в театре В. Комиссаржевской.

В 1906году под впечатлением от знакомства с актрисой театра Комиссаржевской Натальей Волоховой Блок пишет цикл стихотворений «Снежная Маска».

Летом 1908 года в родовом имении Шахматове написан цикл стихотворений «На поле Куликовом».

В 1910 году в Обществе ревнителей художественного слова выступает с программным докладом «О современном состоянии русского символизма». В журнал «Русская мысль» отсылает цикл стихов «Страшный мир». Эти стихи стали символом «пробуждения» лирического героя, осознания им реальности страшного мира. Названия стихов этого цикла говорят сами за себя: «Песнь ада», «Пляски смерти», «Унижение».

В 1913 году слушает оперу «Кармен» в постановке петербургского Театра музыкальной драмы. Заглавную партию пела Любовь Дельмас. Еще не будучи знаком с актрисой, поэт пишет ей: «Я смотрю на Вас в «Кармен» третий раз, и волнение мое растет с каждым разом. Прекрасно знаю, что я неизбежно влюбляюсь в Вас, едва Вы появитесь на сцене». В течение марта этого года пишет цикл стихотворений «Кармен».

В начале Первой мировой войны пишет поэмы «Возмездие», «Соловьиный сад». Выходит его книга «Стихи о России».

В июле 1916 года призван в действующую армию, зачислен табельщиком в инженерно-строительную дружину.

В мае 1917 года назначается редактором стенографического отчета Чрезвычайной следственной комиссии, учрежденной Временным правительством для расследования деятельности царских министров и сановников.

После Октябрьской революции соглашается «сотрудничать с большевиками», но душу терзают сомнения. Первая восторженность случившимся историческим событием прошла. В дневниках 1917 года можно прочитать...

Художественное чтение подготовленными учащимися.

16 июля.

…Я притупился, перестал расчленять, события пестрят в глазах, противоречивы; то есть это утрата некоторая пафоса, в данном случае революционного.

30 июля.

Большевизм (стихия) — к «вечному покою». Это ведь только сначала — кровь, насилие, зверство, а потом — клевер, розовая кашка... Буйство идет от вечного покоя и завершается им. Мои «Народ и интеллигенция», «Стихия и культура». Сковывая железом, не потерять этого драгоценного буйства, этой неусталости... Последовательность метаний, способность жить в вечном разногласии с собой...

6 августа.

…Между двух снов:

Спасайте, спасайте! Что спасать?

— «Россию», «Родину», «Отечество», не знаю, что и как назвать, чтобы не стало больно и горько и стыдно перед бедными, озлобленными, темными, обиженными!

Но — спасайте! Желто-бурые клубы дыма уже подходят к деревням, широкими полосами вспыхивают кусты и травы, а дождя Бог не посылает, и хлеба нет, и то, что есть, сгорит.

Такие же желто-бурые клубы дыма, за которыми — тление и горение... стелются в миллионах душ, пламя вражды, дикости, татарщины, злобы, унижения, забитости, недоверия, мести — то там, то здесь вспыхивает, русский большевизм гуляет, а дождя нет, и Бог не посылает его!

 

В январе 1918 года пишет поэму «Двенадцать». 3 марта она была опубликована в газете «Знамя труда».

Приглашен участвовать в работе издательства «Всемирная литература», учрежденного А. М. Горьким.

В целом этот год был чрезвычайно труден для Блока. После публикации статьи «Интеллигенция и революция» и поэмы «Двенадцать» от него отвернулись многие прежде близкие ему люди (Гиппиус, Мережковский, Сологуб и др.) В 1918 г. в печати появилось около 30 откликов на поэму «Двенадцать». В большинстве своем они содержали резкое осуждение «идей» поэмы.

24 апреля 1919 года назначается председателем Управления Большого драматического театра.

В 1920 году избирается председателем Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов.

Май-июнь 1921 года — начало, постепенное обострение предсмертной болезни.

Уничтожение части архива.

7 августа — умер. Похоронен на Смоленском кладбище. В 1944 году прах поэта был перенесен на Литераторские мостки Волкова кладбища.

 

Наш небольшой экскурс по страницам жизни Александра Блока хочется закончить строками из его письма. Это ответ на предложение стать крестным отцом маленького мальчика. Эти строки, написанные незадолго до смерти, стали не просто добрыми пожеланиями новорожденному, это обращение к «человеку близкого будущего», рожденному в России:

…пусть, если только это будет возможно, он будет человеком мира, а не войны, пусть он будет спокойно и медленно созидать истребленное... годами ужаса. Если же это невозможно, если кровь все еще будет в нем кипеть и бунтовать и разрушать, она во всех нас, грешных, — то пусть уж его терзает всегда и неотступно прежде всего совесть, пусть она хоть обезвреживает его ядовитые, страшные порывы, которыми богата современность наша и, может быть, будет богато и ближайшее будущее.

Поймите, хотя я говорю это, говорю с болью и отчаяньем в душе... Если он будет хороший, какой он будет мученик, он будет расплачиваться за все, что мы наделали, за каждую минуту наших дней.

 

cyberpedia.su


Смотрите также