НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
1. Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
· знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
· умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
· понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
· знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
· умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
· уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Отметка «1» ставится, если учащийся обнаруживает полное незнание или непонимание материала (либо отказывается от ответа), неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.
2. Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
· соответствие работы ученика теме и основной мысли;
· полнота раскрытия темы;
· правильность фактического материала;
· последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
· разнообразие словаря и грамматического строя речи;
· стилевое единство и выразительность речи;
· число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка | Основные критерии отметки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. |
«2» |
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
«1» | ставится за сочинение: - совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; - содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2» |
|
Примечание.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность (плагиат не допускается), оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
3. Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 75 – 89 %;
«3» - 60 – 74 %;
«2»- менее 60 %.
4. Оценка зачетных работ.
Зачет – форма проверки знаний, позволяющая реализовать дифференцированный подход. Зачётные работы состоят из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть предусматривает устную форму работы в виде ответа на вопрос. Практическая часть предусматривает письменную форму работы в виде теста. Содержание зачётной работы должно охватывать весь подлежащий усвоению материал определённой темы и обеспечивать достаточную полноту проверки.
Зачетные работы оцениваются по следующим критериям:
1 часть (теоретическая) – по критериям оценки устных ответов;
2 часть (практическая) – по критериям оценки тестовых работ.
Каждая часть работы оценивается отдельной отметкой, но в журнал выставляется одна отметка, которая равна среднему баллу работы.
5. Рекомендуемое количество и объём сочинений по литературе
№ | Классы | Объём | Количество сочинений | ||
классных | домашних | Всего | |||
1. | 5 класс | 1-1,5 стр. | 4 | - | 4 |
2. | 6 класс | 1,5-2 стр. | 3 | 1 | 4 |
3. | 7 класс | 2-2,5 стр. | 2 | 2 | 4 |
4. | 8 класс | 2,5-3 стр. | 2 | 3 | 5 |
5. | 9 класс | 3-4 стр. | 3 | 3 | 6 |
6. | 10 класс | 4-5 стр. | 4 | 3 | 7 |
7. | 11 класс | 5-7 стр. | 4 | 3 | 7 |
6. Техника чтения
5 класс: 100-110 слов в минуту; 6 класс: 110-120 слов в минуту; 7 класс: 120-130 слов в минуту, считая это средней скоростью в последующих классах.
labirint-ru.jimdo.com
Нас интересует сочинение как вид письменной школьной работы, т.е. ШКОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ
Сочинение – изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.
Сочинять – «Создавать какое-либо музыкальное или литературное произведение» (Ожегов).Сочинять - "Творить умственно, силою духа и воображения".(Даль).
Таким образом: Сочинение – изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. Сочинять - значит приводить мысли в порядок, упорядочить свои мысли в связи с данной темой.
- Фактический материал рассматривается с точки зрения избранной темы.
Оцениваются: 1) содержание
2) оформление 3) фактический материал, его точность, знание текстаТребования к содержанию:
1) раскрыта ли тема
2) глубина и полнота раскрытия темы
3) есть ли в сочинении главная, связующая мысль, раскрытию которой подчинен анализ привлеченного материала.
Сочинение должно быть проблемным, то есть ставить какой-то вопрос.
Рассуждение, движение мысли должно быть последовательным, логичным, ясным, точным, доказательным (опирающимся на анализ, интерпретацию текста). Требования к оформлению: - Все составные части сочинения должны быть неразрывно связны между собой - Ясное, четкое начало, сразу вводящее в курс дела, раскрывающее главную мысль - Акцентированная концовка - Части сочинения должны быть соразмерны - В сочинении не должно быть излишней патетики - Сочинение должно быть написано живым, образным литературным языком, без грамматических, стилистических и лексических ошибок. - Название темы пишется без кавычек.- Эпиграф:
Цитаты всегда заключаются в кавычки.
Фамилия автора некогда не берется в скобки.
Стихи в кавычки не заключается, если этого не требует конструкция предложения. Любой пропуск в цитате выделяется многоточием.Тема: Предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества (то, что положено в основу).
Тематика – совокупность тем, круг тем. (Ожегов). Проблема – сложный вопрос, задача, требующий разрешения, исследования - осознание писателем противоречий, вопросов жизни. Идея – результат познания. Смысл. Содержание художественного произведения – тема, проблема, идея в неразрывном единстве.Тема – всегда завуалированная форма вопроса, приглашение к разрешению проблемы.
Пример.
Тема: Идея свободы в творчестве Пушкина.
Вопрос: Как понимал идею свободы Пушкин?
Тема – то, что дано.
Введение – то, что требуется доказать.
Основная часть – доказательство.
Заключение – вывод.
1. Поставьте тему в форме вопроса, отшлифуйте стилистически. Это и будет краткое, четкое вступление.
2. Цитата из анализируемого произведения. 3. Пояснение автора. 4. Критическая оценка. 5. Историческая или биографическая подробность. 3 Заключение. - ваши обобщения и выводы. - итоговое оформление и логическое завершение главного тезиса, главной мысли. - ваши эмоции (искренние).Взвешенность суждений, строгость, умеренность, внутренняя логика. Внимание! Цитаты!! Цитаты нужно зубрить. Дословно.Читайте текст с карандашом в руках. Составте "тематический цитатник". Цитата должна подтверждать вашу мысль, а не заслонять ее. Используйте фрагменты цитат. Не увлекайтесь словами критиков.
Если сомневаетесь в правописании, замените слово, измените конструкцию.
Подготовка к сочинению подразумевает работу над художественными произведениями и научными источниками. Прежде всего нужно хорошо знать содержание программных произведений. Для этого следует перечитать их вновь, обратив внимание на содержание, идейные и художественные особенности, персонажей, композицию, сюжет и события и т.д. Полезно выписать цитаты, склассифицировать их по темам и затем выучить наизусть, чтобы впоследствии использовать в сочинении. Научную литературу рекомендуется читать по изданиям, рассчитанным на школьников (серия книга для ученика и учителя, школьные учебники). Эти издания учат методике анализа художественного произведения, содержат образцы такого анализа. Необходимо также знать некоторые критические статьи обязательно.litera865.blogspot.ru
litera.su
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Гимназия № 5" г. Брянска
подготовила
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Легоцкая Вера Сергеевна
Брянск-2014
Алгоритм работы
1. Внимательно прочитайте тему и подчеркните в ней слово или словосочетание, обозначающее главное понятие, например:
Любовью дорожить умейте
2. Сформулируйте и запишите проблемные вопросы, раскрывающие Ваше понимание проблемы, представленной в теме. Если тема уже сформулирована в виде проблемного вопроса, запишите аналогичные вопросы, раскрывающие Ваше понимание проблемы.
Какова роль любви в жизни человека?
Почему важно дорожить любовью?
Что бывает с теми, кто не сберег любовь?
Важно: раскрыть тему легче, если отвечаешь на проблемные вопросы, заданные по теме сочинения. Поэтому нужно научиться это делать.
3. Попробуйте ответить на заданные Вами же вопросы. Что Вы думаете о проблеме, представленной в теме? Каковы мнения других людей об этой проблеме? Какое из мнений Вы разделяете и почему?
Важно: покажите свою эрудицию, ведь одна из задач сочинения по литературе -проверить кругозор учащихся. Заранее готовьтесь к сочинению, учите пословицы и поговорки, афоризмы и высказывания известных людей по различным проблемам (см. направления тем сочинений)
Важно: в результате рассуждений должен быть сформулирован тезис, отражающий Ваше понимание проблемы, или представляющий разрешение темы, или дающий ответ на вопрос, заданный в теме. Это тезис Вы и будете доказывать!
4. Запишите первый аргумент, доказывающий сформулированный Вами тезис. Это может быть анализ образа, эпизода, истолкование поступка героев, размышление над проблемой произведения и т.д.
Важно: аргумент должен доказывать именно тот тезис, который Вы сформулировали.
5. Еще раз перечитайте тезис. Спросите: почему? Ответьте: потому что…(прочитайте свой аргумент). Если Вы все сделали правильно, если не допустили логической ошибки, Ваш аргумент и будет ответом на вопрос ПОЧЕМУ? После этого сделайте обобщение:
этот пример убедил меня в том, что (повторите тезис другими словами). Используя данное клише, Вы легко прейдете ко второму аргументу (см. п.6).
6. Клише для перехода ко второму аргументу:
1) Также в этом меня убеждает и (ФИО автора) в (жанр и название произведения), например: также в этом меня убеждает и М.Шолохов в рассказе «Судьба человека».
2) Такое же понимание проблемы представляет и М.Шолохов в рассказе «Судьба человека».
3) Совсем другое понимание проблемы представляет М.Шолохов в рассказе «Судьба человека».
7. Еще раз перечитайте тезис. Спросите: почему? Ответьте: потому что…(прочитайте свой второй аргумент). Если Вы все сделали правильно, если не допустили логической ошибки, и второй Ваш аргумент будет ответом на вопрос ПОЧЕМУ?, заданный после тезиса.
Обратите внимание на то, что аргументы могут быть доказательством «от противного». Учтите эту особенность и отразите при формулировке тезиса. Если вы утверждаете, что следует стремиться к гармонии с природой, а приводите в качестве доказательства произведение, где судьбы или поступки героев и события свидетельствуют о разладе человека и природы, следует оговорить это особо в тезисе, например:
Мы все должны стремиться к единению с природой, иначе человечество ждет катастрофа. Чтобы убедиться в этом, обратимся к произведениям художественной литературы.
8. Теперь сформулируйте вывод по всей работе.
Важно: вывод должен повторять в целом тезис, отражать Ваше представление о решении проблемы, представленной в теме (или сформулированной Вами, если формулировка проблемы не представляет собой проблемный вопрос). В выводе не должно быть новых понятий, о которых не шла речь в сочинении! Только то, о чем вы рассуждали и в чем убеждали своего воображаемого читателя.
Как начать сочинение
Варианты вступления
1. Именительный представления
Счастье жить... Как много для каждого из нас значит это выражение! О чем мы задумываемся, произнося его? На первый взгляд, наша жизнь довольно однообразна, скучна, рутина лишает ее ярких красок. Однако, если серьезно задуматься, это не так. Согласитесь, у большинства из нас словосочетание «счастье жить» ассоциируется с высокими чувствами, с радостью, благодарностью, любовью. Наша жизнь, как ни крути, наполнена множеством ярких событий и позитивных эмоций! Да и в повседневной жизни есть некоторые важные причины, из-за которых мы просто обязаны жить.
2. Истолкование известной цитаты
«Жизнь дается человеку один раз…» - вспоминаешь эти набившие уже оскомину слова классика, но как только начинаешь вдумываться в их значение, они наполняются особым смыслом. Да, как ни грустно, но жизнь у человека одна, значит, «…нужно ее прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…» Означает ли это, что я волен делать, что хочу, не считаясь с интересами и принципами остальных? Смогу ли быть счастливым, лишая его рядом живущих людей? А как же любовь к ближнему, поиски смысла жизни, предназначение человека, попытки понять, что такое счастье?
3. Определение понятия
Что такое счастье? Для каждого человека значение этого слова наполнено своим содержанием. Для кого-то счастье - это иметь все необходимое для интересной жизни, а для кого-то - жить сегодняшним днем и не задумываться о завтрашнем. В толковом словаре написано, что счастье - это «чувство и состояние полного высшего удовольствия». Я считаю, что счастье - это то, к чему человек стремится, ради чего он живет, благодаря чему ему хочется жить. Счастья не бывает много, оно мгновенно и живет недолго, поэтому люди так дорожат им.
4. Перечисление слов-синонимов основного понятия
Сострадание и внимание к ближнему, честность и искренность, трудолюбие и надежность – вот основные понятия, необходимые каждому из нас для того чтобы жить среди людей гармоничной и счастливой жизнью.
5. Один или несколько риторических вопросов
Что мешает человеку быть честным с самим собой? Когда он начинает лгать, оторвавшись от мечтаний детства? Почему мы, зная, как разрушительна ложь, продолжаем обманывать себя и окружающих?
6. Ряд однородных членов с обобщающим словом
Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) – без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Без этих понятий нет ни отдельного человека, ни человеческого общества в целом. Без них невозможно построить гармоничные отношения, почувствовать счастье самому и сделать счастливым другим.
Примеры сочинений
«Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей, ускоряет процесс жизни…» (А.П. Платонов)
Война...Жуткое слово...И жуткие ассоциации: на ум приходят выстрелы, взрывы, мертвые люди. Во всем этом ужас войны. Но как не сломаться? Как не потерять самообладание? Как выжить? Однозначный ответ на эти вопросы до сих пор не найдены.
О том, как ужасна война, говорили многие. Особенно те, кто сам прошел через все ее ужасы. Еще величайший поэт Древнего Рима Вергилий знал, что от войны нельзя ждать никаких благ. Другой Древнеримский поэт Лукан считал, что во время войны законы молчат. Древнекитайский философ Лаоцзы справедливо утверждал, что, какие бы цели война не преследовала, она есть высшее зло на нашей планете. Знаток человеческой души Л.Н. Толстой заметил, что зло войны настолько всем известно, что, приветствуя друг друга, мы желаем прежде всего мира. Трудно не согласиться со всеми мнениями, но стоит отметить точку зрения русского писателя А.П. Платонова, который считал, что война меняет людей. Она ломает человеческие судьбы и лишь сильнейшие, стремящиеся к свободе и победе, остаются в живых. Убедимся в этом на примерах из художественной литературы.
Так, в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» описывается жизнь шофера Андрея Соколова, сломанная войной. В первые дни войны при перевозке снарядов вражеская бомба взрывается рядом с его грузовиком и герой получает тяжелое ранение. Затем, раненый, попадает в плен. Благодаря своей храбрости и стойкости и добродушию товарищей Соколов не раз остается в живых в самых трудных ситуациях. Когда появляется шанс, герой бежит. Вернувшись домой, узнает, что его семья, за исключением сына, погибла. Но и сын погибает в Берлине при штурме Рейхстага. И даже после таких пережитых трудностей Соколов берет под опеку мальчика, родители которого погибли, и теперь герой живет ради его блага. Этот пример показывает, как война ломает человеческие жизни, и как трудно устоять под ее давлением.
А в повести К.Д. Воробьева «Это мы, Господи!» рассказывается о судьбе лейтенанта Сергея Кострова. В центре повести — события фашисткого плена в первые годы войны. Костров скитается по лагерям, несколько раз избегает, казалось бы» неминуемой смерти. Автор показывает бесчеловечность и жестокость фашизма, который меняет в корне душу человека. Но Костров не сдается, борется за свободу, придумывает планы побегов. Один из них удается воплотить в жизнь, но впоследствии героя сажают в карцер. А судьба готовит Сергею Кострову новые преграды, которые он наверняка преодолеет. Этот пример еще раз убеждает меня в том, что война является жесточайшим испытанием, вынести которое дано только по-настоящему сильным людям.
Таким образом, мы убедились в том, что война жестоко ломает судьбы людей и самих людей, и только сильнейшие выживают во время этих испытаний.
Чомахашвили Ираклий,
11 а класс МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска
Нет ничего трагичнее и губительнее войны
Миллионы убитых и раненых, тысячи стертых с лица земли деревень и сел, большая трагедия и непоправимое горе для народа — война всегда оставляет отпечаток в облике планеты, вынуждая жителей различных сел и городов помнить и оплакивать бесчеловечные моменты этих черных полос в мировой истории.
Проблема трагичности войны стояла остро веками, ведь большего горя для нации трудно представить. Война разрушает семьи, ломает привычный уклад жизни всего государства, разоряет экономику, приводит к многочисленным жертвам. Война — это кровь, это страх и ужас, это геноцид. В войне уходят из жизни невинные люди, которые настроены против нее, которые хотят жить в справедливом и свободном мире. Но разве кого-то интересует мнение простых смертных? Не меньше человека страдает и природа. В военное время безжалостно вырубаются тысячи гектаров леса для строительства плотин, переправ, укрытий и шатров, разрушаются почвы от взрывов снарядов и гранат, страдает атмосфера. Все это приводит к сокращению посевных площадей и, как следствие, острой нехватке продовольствия и массовому голоду. Война хладнокровна и жестока, она уничтожает все и всех, не щадя никого, кто сталкивается с ней лицом к лицу. Чтобы убедиться в этом, обратимся к произведениям художественной литературы.
Так, в рассказе, «Судьба человека» М.А. Шолохов повествует об обычном солдате Андрее Соколове, который отправился на фронт в первые дни Великой Отечественной и пережил все тяготы войны: и страшный голод, и жестокий плен, и отчаянный побег из него. Но самым большим разочарованием для главного героя становится гибель его семьи. Дом, где жили его жена и дети, уничтожен снарядом, поэтому Соколов остается без крыши над головой, как и сотни тысяч советских людей в те страшные годы. Это был наиболее сокрушительный удар для него, пережить который способен только сильный духом. Остался в живых сын Анатолий, но и он погибает в последний день войны во время штурма в Берлине! Этот пример наглядно показывает, насколько жестока и разрушительна война, ломающая жизнь как отдельного народа, так и целых государств.
А В. Быков в повести «Сотников» изображает проявление геноцида, совершаемого фашистами в отношении русского народа. Автор повествует о массовой казни и пытках в полувыгоревшей русской деревне, о быте крестьян и красноармейцев, об их бедности и о жестокости немецких захватчиков. В повести раскрывается тема предательства, когда лучший друг Сотников от безысходности соглашается сотрудничать с фашистами, но позже, осознав свою неправоту, в подавленном состоянии кончает жизнь самоубийством.
Таким образом, мы убедились в том, что нет ничего страшнее и губительнее войны, она является проявлением крайней степени ненависти, избежать которой можно, договорившись о мирном пути решения межнациональных конфликтов, не ломая при этом огромное количество человеческих судеб.
Кузьмин Валентин,
11 а класс МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска
Использованная литература
Красовская С.И. Экзаменационное сочинение: тематические направления, литературные аргументы, критерии оценивания http://sochinenie11.ru/podgotovka/139-algoritm-raboty-nad-sochineniem.html
Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе. –Волгоград: «Легион», 2014
doc4web.ru
Автор: Дементьева Светлана
«Как писать сочинение по литературе?» — задаются вопросом многие школьники. «Я не могу хорошо писать сочинения, т.к. у меня плохо с фантазией» — говорят одни ученики. «А я не гуманитарий! У меня математический склад ума! Поэтому сочинение я не могу написать на отлично!» — заявляют другие. И я готова на этот счет сказать следующее.
Прежде всего, для написания хорошего сочинения не нужно иметь богатую фантазию. Тут скорее нужно иметь железную логику! Логику, практически юриста. Так что эта задача вполне по зубам тем школьникам, у которых все в порядке с математикой. А само сочинение должно напоминать речь адвоката или прокурора в суде. Тут все зависит от Вашего отношения к главному герою или к теме сочинения. Коротко о темах. Ведь именно с них все и начинается. И строится сочинение как раз в зависимости от выбранной темы. В сочинениях по литературе темы бывают:
Тем сочинения может быть великое множество. И оценка сочинения будет зависеть, помимо грамматики, в первую очередь, от того, насколько хорошо раскрыта тема. А посему самым важным вопросом является вопрос «Как раскрыть тему сочинения» ? Вот с ним я и предлагаю разобраться.
Итак, в начале этой статьи я сказала, что работа над сочинением схожа с работой юриста в суде. Представим, что тема сочинения посвящена Лариной Татьяне. Звучать тема может так — «Образ Лариной Татьяны в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Если Вы не читали роман, то написать хорошо сочинение будет практически невозможно. Это все равно, что адвокат возьмется защищать своего подопечного, даже не зная толком всей сути судебного дела. И поэтому, допустим, что Вы все-таки прочитали роман. Во время чтения у вас сложилось свое мнение относительно Татьяны. Она Вам понравилась или же, напротив, не вызвала никакой симпатии. В зависимости от своего отношения к главному герою, которому посвящена тема сочинения, Вы должны выбрать место в зале суда: либо адвокат, либо прокурор. Судьей будет выступать учитель. И Вы должны доказать ему правоту своего отношения к подсудимому, т.е. к главному герою произведения. Для этого Вам необходимо выстроить правильную логическую линию защиты или обвинения. В суде не достаточно просто сказать «Он плохой!», любое слово необходимо доказать. Поэтому если Вам не нравится Ларина Татьяна, то Ваша задача выявить максимальное количество ее недостатков и показать чем именно она не понравилась Вам. Например, своей молчаливостью, возможно излишней смелостью или открытостью, отсутствием интереса к моде, замкнутостью, не умением кокетничать с мужчинами и т.д. Вы должны убедить присутствующих в зале судебного заседания в правильности своих выводов относительно подсудимой. Однако простое перечисление недостатков в суде могут не принять во внимание. Они должны быть подкреплены уликами. А что в литературе является уликами? Цитаты! Поэтому непосредственно перед началом сочинения юристы продумывают четкую логическую линию доказательства своего мнения. Если Ларина плохая, то, как и чем можно это доказать? Берется текст романа и в нем выискиваются все моменты, связанные с Татьяной. Здесь очень полезно пользоваться кратким содержанием книг по главам. Это позволяет намного быстрее ориентироваться в произведении. Вы находите нужные моменты, делаете закладки или выписываете нужные для защиты или обвинения, (зависит от вашей позиции в отношении главного героя), цитаты. Когда основные моменты обозначены, можно легко набросать план будущего сочинения. По плану очень хорошо видно ту самую логическую цепочку Вашего блестящего выступления в суде. И вот теперь можно приступать к написанию сочинения. Во вступительной части обычно пишут, что недавно Вами было прочитано такое-то произведение такого-то автора. Можно добавить пару строк о своем отношении к автору, сообщить, что другие произведения понравились больше или, напротив, меньше. Потом плавно перейти к теме сочинения. Если взять в пример ту же Ларину Татьяну, то тогда это может выглядеть так: «В «Евгении Онегине» меня не оставила равнодушным Ларина Татьяна. Читая, я восхищался ее образом, открытостью и порядочностью…» Либо Вы пишите с точностью наоборот: «Читая, я удивлялся, как девушка может быть равнодушной к моде, не уметь кокетничать, быть бесхитростной и скучной. Многие восхищаются подобными женщинами, но у меня совсем иной вкус.» Таким образом, Вы обозначили свое отношение к главной героине. Теперь можно переходить к основной части сочинения и доказывать пункт за пунктом, выделяя их отдельными абзацами, что конкретно Вам не понравилось или понравилось, и почему. Начать можно так: «Впервые Пушкин знакомит нас с Татьяной в главе такой-то. Он пишет, что Татьяна была малообщительной и …». Именно здесь Вы даете первую улику-цитату. А потом высказываете свое личное мнение. В следующем абзаце Вы начинаете доказывать, что Татьяна скучна для мужчин. Можете сравнить ее с Лариной Ольгой. Потому как Ольга имела успех у мужчин, в отличие от Татьяны. Впрочем, если Вы адвокат Лариной Татьяны, то это же сравнение можете повернуть в нужную Вам сторону и показать ветреность Ольги, в противовес верности Татьяны. Все качества, которые Вы выписали в вводной части сочинения, должны быть доказаны в основной. Если Вы написали, что Татьяна умна, то приведите цитату или опишите момент, доказывающий ее ум. Если пишите, что считаете Татьяну верной и порядочной, то объясните, почему так считаете. Когда каждое Ваше слово будет подкреплено доказательствами, можно переходить к выводам, которые обычно размещаются в заключительной части сочинения. Хорошо повторить слова из названия сочинения. Например, «Из всего сказанного выше я пришел к выводу, что образ Лариной Татьяны складывается из таких черт её характера, как верность, простота, честность, открытость и порядочность. Я считаю, что любому мужчине повезет в жизни, если он встретит в качестве супруги девушку, похожую на Ларину Татьяну». Девушка может написать, что ей хотелось бы быть похожей на Татьяну, она будет стараться соответствовать образу Пушкинской Татьяны. На этом сочинение можно считать написанным.
Еще раз повторюсь — любое хорошее сочинение по литературе должно содержать в себе цитаты, четкую логику суждений по теме и свое личное мнение. Учитель обязан оценивать не Ваше личное мнение относительно поступков главных героев, а знание текста произведения и его анализ. Вы можете оправдывать преступников, если это Вам позволяют Ваши моральные устои, но Вы не можете отходить от текста произведения.
Аналогично пишутся сочинения, посвященные событиям или описанию природы. Вы так же должны продумать свое отношение к событию или к природному явлению, что описано в произведении, и далее определиться со своим местом в суде. Так же продумать свою линию защиты или обвинения. Для этого выбрать моменты, которые можно приводить в качестве доказательства своего мнения и разработать план выступления. Далее в тексте найти улики и приступать к непосредственному написанию сочинения.
Бывают сочинения на свободную тему. Например, «Как я провел лето». Такие сочинения писать наиболее сложно. Цитат нет. Где взять доказательную базу? О чем вообще писать? С чего начать и чем закончить? Как писать сочинения на свободную тему? Что нужно представить в зале суда? Давайте поговорим об этом.
В названии «Как я провел лето?» звучит конкретный вопрос. Значит нужно дать развернутый конкретный ответ. Сядьте и положите перед собой лист чистой бумаги. Задумайтесь, какие события в Вашей жизни произошли летом. Вы куда-то ездили, что-то посетили, к Вам кто-то приезжал, Вам подарили котенка, Вы прочитали интересную книгу, Вы с папой ходили в поход, Вы с мамой ходили в бассейн, Вы во дворе с друзьями играли в интересные игры, наблюдали за муравьями, строили скворечник, кормили голубей, пололи грядки у бабушки в деревне и т.п. Выпишите всё, что пришло вам на ум. Многие школьники утверждают, что они вообще ничего не делали. Так не бывает. Возможно, Вы никуда не ездили, и ни с кем не играли во дворе, т.к. все друзья разъехались. Но ведь время Вы на что-то потратили. Тогда ответьте на вопрос куда именно. Возможные варианты ответов: смотрели телевизор, играли на компе. Я не думаю, что все лето вы смотрели телевизор и играли в компьютерные игры. Если это так, то пора задуматься о своем пустом будущем. Но… даже если это так, то и тут есть о чем написать в своем сочинении. Например, в какие игры Вы играли, чем они хороши, какие были трудности и чему они Вас научили. Что интересного было по телевизору, какой фильм Вы смотрели, что Вас в фильме возмутило, какой герой Вам понравился и т.д. Возможно, что летом у кого-то был день рождения. Уж он-то точно никак не мог пройти просто так. По крайней мере, мама и папа точно должны были хоть что-то подарить. А это уже событие! Поэтому Вы пишите на чистом листе бумаги «Отметил день рождения». Когда Ваш список готов, можно приступать к написанию сочинения. Во вступительной части сочинения Вы пишите свое мнение о летнем периоде Вашей жизни. Приблизительно начинаете так: «Лето этого года я считаю одним из самых лучших! Во-первых, потому, что были каникулы! А во-вторых, мне мама подарила велосипед!» И далее Вы можете описать свой велосипед, марку и завод-изготовитель, сколько у него скоростей, какого он цвета, куда Вы на нем успели за лето съездить и сколько радости Вам доставил этот подарок! Если вы отдыхали с родителями на море или в горах, то можете написать о поездке, о своих впечатлениях, что видели и слышали, что Вам понравилось или не понравилось, и в выводах обязательно напишите, что это лето Вы находите веселым, познавательным, полезным… словом, ответьте на вопрос – «КАКИМ было Ваше лето?». Кстати сказать, сочинение можно написать, даже если вы вообще, как Вам кажется, ничего не делали. Вы можете просто описать лето. Только не забываем, что тема сочинения — «КАК я провел лето». Поэтому Вы пишите, что этим летом Вы наблюдали за летом. В качестве доказательства Вы приводите то, что успели увидеть. Например, какие птицы прилетели, как они пели по утрам, как летали перед дождем. ВЫ ВИДЕЛИ, что после дождя на земле полно червей, а трава стала зеленее. ВЫ НАБЛЮДАЛИ за рыбками в пруду, ВЫ НАСЛАЖДАЛИСЬ ароматом леса и пением птиц, ВЫ КУПАЛИСЬ в озере… Всё из перечисленного является действиями. Значит, тему сочинения Вы раскрываете. В вводной части вы просто перечисляете ЧТО Вы делали летом, а в основной Вы должны привести доказательства этим действиям, т.е. их описать в деталях. Что видели, что испытывали, кто был рядом, были ли трудности или, было весело и т.д. В заключении Вы должны сделать вывод: понравилось Вам проведенное лето или в прошлом году оно было лучше? На какое лето Вы надеетесь в следующем году? Чего хотели бы? Куда мечтаете съездить, что посетить, чему научиться, что узнать, увидеть, услышать, какую книгу прочитать?
Я надеюсь, что пока моих советов достаточно для ответа на вопрос «Как писать сочинение по литературе?». В одной статье сложно описать все возможные варианты. Если у Вас есть вопросы, то задавайте их мне в комментариях. Я постараюсь на них ответить.
Желаю всем блестящих выступлений в пространстве литературных выступлений!
demsvet.ru
Если вам задали написать сочинение по литературе, а вы совершенно не представляете себе, как это сделать, не спешите скачивать из интернета готовые сочинения.
Во-первых, существует огромный риск, что ваши одноклассники скачают тот же самый текст из того же источника.
Во-вторых, не думайте, что ваш учитель не заметит, что сочинение написано не вами.
В какой ситуации вы рискуете оказаться, если вашей «русичке» придется несколько раз читать несколько одинаковых сочинений, похожих друг на друга, как близнецы-братья?
Не лучше ли немного потрудиться и получить заслуженную отличную оценку?
Если вы согласны, то данная статья – ваш верный помощник.
Итак, пошаговая инструкция.
Каждый из вас знает, что в сочинении обязательно должны быть три основные части: вступление, основная часть и заключение. И именно на вступлении спотыкается основная масса ребят. Подождите, отложите пока вступление в сторону и начните с основной части. Вы ведь пользуетесь черновиком, не правда ли?
Сочинение – это не пересказ литературного произведения, а ваши мысли по поводу того, как изображен тот или иной персонаж, почему он поступил так или иначе, что хотел автор донести до читателя, описывая то или иное событие.
Как быть, если своих мыслей на заданную тему у вас так и не появилось? Не боритесь со вступительными статьями к произведениям, на тему которых вы пишете сочинение. Ответ на вопрос вы можете найти именно там! Только не надо переписывать слово в слово текст из учебника или вступительной статьи: это называется «плагиат», иными словами, воровство чужой интеллектуальной собственности. Лучше перескажите то, что вы оттуда почерпнули, своими словами.
Еще раз вчитываемся в тему сочинения и отвечаем сами себе на поставленный вопрос.
Если это какие-нибудь «идейно-художественные характеристики», то коротко формулируем, что за идеи были у автора, когда он писал данное произведение, а потом – или параллельно – рассказываем о том, какими художественными средствами он пользовался.
Например, «в произведении «Таком-то и таком-то» автор ставит перед читателями проблему «того-то и того-то».
Если это «характер героя», то вспоминаем, что за человек наш герой, каким его описал автор, какой вывод можно сделать о его личности, исходя из его поступков.
Если тема сочинения предполагает ответ на вопрос, почему герой поступил так или иначе, прежде всего, ответьте на этот вопрос сами для себя.
Ответили? Теперь развивайте свою мысль, иллюстрируя ее примерами или цитатами.
Делюсь хорошим стилистическим приемом: пишем о герое только в настоящем времени: например, Печорин убивает Грушницкого на дуэли (а не «убил»), Дубровский становится разбойником (а не стал разбойником), Онегин навещает Лариных (и т.д. и т.п.)
Слова для связки, которые могут вам пригодиться:
Например, …
Ведь …
Ведь недаром же…
Об этом говорит эпизод …
Поясняю.
Автор рисует своего героя смелым и отважным. Ведь недаром же (имя персонажа) в одиночку бросается на врага, рискуя собственной жизнью.
Персонаж предстает перед читателем слабым и безвольным, об этом говорит эпизод, в котором…
Для иллюстрации собственных мыслей пользуемся цитатами из самого произведения.
Начало может быть таким: Вот как автор описывает своего персонажа: (кавычки открываются) (переписываем предложение, его часть или даже несколько предложений слово в слово, не пропуская ни буковки, ни запятой. Если вы взяли цитату из середины предложения, то после кавычек ставьте многоточие и пишите отрывок авторской фразы с маленькой буквы.) (кавычки закрываются).
Не бойтесь пользоваться критической литературой. Но обязательно дайте ссылку на автора критической статьи. Если вы пересказываете мысль критика своими словами, кавычки не нужны. Если же вы его цитируете, обязательно возьмите фразу в кавычки и укажите ее автора. Если вы согласны с высказыванием критика, — отлично! Если нет – можете и поспорить с ним, это же ваше сочинение!
Например: «И хотя (имя, фамилия критика) пишет о том, что герой (такой-то и такой-то), мне кажется, что это не совсем так. В моем представлении (имя персонажа) – такой-то и такой-то»… и далее по тексту.
Когда мы изложили свои мысли, обосновали их (пояснили примерами или цитатами из произведения), можно подводить итоги. Коротко, в двух-трех предложениях формулируем выводы, которые можно сделать из основной части: например, ваше отношение к самому произведению, теме произведения, перекличка с современностью. Что-то вроде этого: «Такие герои, как N, встречаются и в наше время. Поэтому книга, написанная (подставьте сами) … лет назад, интересна и современному читателю».
Как вы уже догадались, мы писали заключение. А теперь – дело за малым: возвращаемся к вступлению. Оно должно плавно подводить читателя к основной мысли вашего сочинения, содержать несколько общих фраз и перекликаться с заключением. Если вы в заключении указали, что книга актуальна и по сей день, то начинать надо с года ее написания. В общем-то дата создания литературного произведения – это универсальное начало для большинства сочинений. Так и пишите: «Роман такого-то (повесть, поэма, эпопея, …) написан (написана) в …… году. Далее очень коротко формулируем, о чем это произведение.
В основе сюжета лежит…
Он (она) повествует о …
Кстати, можно начать и с упоминания других авторов, в книгах которых поднимались похожие проблемы. Например, надо написать сочинение на тему: «Петербург Достоевского». Пишем что-то в этом роде: «Петербург стал источником вдохновения для многих писателей позапрошлого века. (Упоминаем, кто и что написал на эту тему). Особое место в этом списке занимает великий русский писатель Ф.М.Достоевский, ведь именно в Петербурге происходит действие его романа (произведений) (… подставьте сами). Каким же автор видит Петербург? Каким предстает этот город перед глазами читателя?»
Обратите внимание на два последних предложения. Вы заметили, что они вопросительные? Это безотказный прием для плавного и логического перехода от вступления к основной части: задать самому себе вопрос и тут же дать на него развернутый ответ.
Со вступлением разобрались. Теперь перечитайте все, что вы написали, проверьте ошибки и можете переписывать начисто. Ваше сочинение готово!
shkola5sosva.ru
Сочинение уже более 200 лет является универсальной комплексной формой проверки уровня обученности учащихся. Она хорошо знакома не только учителям-словесникам, но и другим педагогам, поскольку умение создавать сочинение формируется в процессе изучения разных предметов (в первую очередь – дисциплин гуманитарного цикла). Сочинение является результатом систематической планомерной работы, осуществляемой на протяжении всех лет обучения в школе. Учителя, преподающие разные предметы, должны способствовать систематизации и проблематизации знаний обучающихся, дальнейшему повышению их речевой культуры, развитию языкового чутья.
Для анализа сочинений были выбраны четыре работы выпускников 11«А» класса МОУ гимназии № 15 г.о.Орехово-Зуево Московской области (Жигановой Александры, Яковенко Натальи, Бабакулыева Тимура и Коркушко Елизаветы). Работы были выполнены во время проведения пробного экзамена 20 ноября 2014 года. Данные сочинения написаны по трем темам, что позволяет проследить и проанализировать возможности выпускников создавать эссе, основываясь на предложенных формулировках тем, позволяет увидеть личностное восприятие затронутой проблемы на основе читательского опыта. Работы выпускников анализировались по пяти основным параметрам оценивания выпускного сочинения по литературе.
Критерий №1 «Соответствие теме»
Выпускник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
Критерий №1 является важнейшим: выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать ее подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументировано раскрыть.
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Анализируя работы выпускников по данному критерию, можно сделать вывод о том, что все представленные работы соответствуют выбранной теме, выпускники рассуждают над проблемой, выстраивают свои размышления на основе предложенной темы. Все четыре сочинения по первому параметру заслуживают оценки «зачет», но комментарий к фрагментам сочинений показывает разную степень успешности выполнения задачи.
Работы Жигановой Александры и Коркушко Елизаветы написаны прекрасно подготовленными выпускниками, имеющими свои читательские предпочтения и способными глубоко, искренне, неформально рассуждать в рамках заданной темы, избирая личный ракурс ее раскрытия. Они сумели сделать интересный выбор опорного текста, проблематизировать материал, продумать оригинальную тезисно-доказательную часть сочинения. Некоторые речевые недочеты в сочинениях Яковенко Натальи и Бабакулыева Тимура не противоречат раскрытию темы и сделанным выводам.
Нельзя ожидать от большинства выпускников очевидных литературных дарований. Второе и третье сочинение слабее первого, но, бесспорно, по первому параметру заслуживают оценки «зачет». Их интересно сопоставить, т.к. выпускники выбирают разные пути раскрытия темы.
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий №2 – один из двух важнейших параметров оценивания сочинений. Без зачета по этому критерию невозможно получить положительную оценку сочинения.
Работы 8556683797 и 8556749950 принадлежат выпускникам, убедительно раскрывшим тему. По анализируемым работам можно судить о том, что сочинения представляют собой образец хорошо аргументированной работы. Выпускницы рассуждают по предложенной проблеме (выбрана интересная многоаспектная проекция на «себя» и «нас»). Очевидна опора на литературный источник, а не на его кинематографическую версию.
Автор работы 8556680604 справился с задачей привлечения литературного материала и построения аргументированного высказывания на заданную тему.
Следовательно, все три работы заслуживают оценки «зачет» по критерию № 2
Автор работы 8556683704 по критерию №2 заслужил оценки «незачет», что является условием выставления незачета за работу в целом. Выпускник строит искреннее, живое рассуждение, высказывает самобытную мысль о том, что книги – это источник знаний. Вместе с тем литературный материал привлечен формально (вне глубинной связи с рассуждениями выпускника) и воспринимается как некая дань задаче, а не органичная часть сочинения.
Критерий №3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
Выпускник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Следует отметить безукоризненную логику рассуждений, связанных общей идеей и опирающихся при этом на несколько художественных произведений в работах Жигановой Александры и Коркушко Елизаветы.. Мысль выпускников последовательно развивается от текста к тексту с наращиванием дополнительных личностных смыслов. Авторы эссе не только логично выстроили рассуждение на предложенную тему, но также показали умение ее конкретизировать в соответствии с собственным замыслом и при этом не отклониться от темы. Закономерно, что хороший уровень обученности выпускников проявился не только в достоинствах работ по критерию «Композиция и логика рассуждения». Авторы сочинений продемонстрировали также прекрасную речевую культуру, начитанность, сформированность таких читательских навыков, как способность заинтересованно размышлять над самостоятельно прочитанными произведениями и сопоставлять их в заданном ракурсе.
Сочинение Яковенко Натальи и Бабакулыева Тимура в целом выстроены логично и заслуживают оценки «зачет» по критерию №3.
Критерий №4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Выпускник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Анализируемые работы очень показательны в плане владения письменной речью. Ученики демонстрирует богатство лексики, разнообразие синтаксических конструкций. Они легко облекают свои мысли в точную, выразительную словесную форму несмотря на некоторые речевые недочеты. В целом данные сочинения заслуживают оценки «зачёт» по критерию №4.
Критерий №5 «Грамотность»
«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов)
Анализируемые эссе представляют собой пример сочинений, за которые по всем критериям следует поставить «зачет» несмотря на то, что работы не свободны от ряда ошибок.
Сводная таблица проанализированных работ
Номер работы | Критерий №1 | Критерий №2 | Критерий №3 | Критерий №4 | Критерий №5 | Общая оценка |
8556683797 | зачет | зачет | зачет | зачет | зачет | зачет |
8556680604 | зачет | зачет | зачет | зачет | зачет | зачет |
8556683704 | зачет | незачет | зачет | зачет | зачет | незачет |
8556749950 | зачет | зачет | зачет | зачет | зачет | зачет |
awa.ucoz.ru