Изложение по русскому языку. 8 класс. Начало всех начал. Контрольное изложение 8 класс


Тексты изложений с элементами сочинения (7-8 класс)

hello_html_m53c3f135.gifПОДСПОРЬЕ

Т.С.КОРШУНОВА,г. Москва

Изложения с элементами сочинения

7 - 8 классы

Вашему вниманию предлагаются тексты изложений с элементами сочинения, в основу которых легли рассказы А.П. Чехова. Одновременно этот материал может быть использован на уроках русского языка для закрепления сложнейших тем по синтаксису и пунктуации. Виды работ можно разнообразить: объяснительный, свободный и контрольный диктанты, все виды грамматического разбора, составление схем предложений.Класс, в котором дается тот или иной отрывок, определяет сам учитель.

1. В БОЛЬНИЦЕ(По рассказу А.П. Чехова «Беглец»)

До чтения текста объясните детям, что во времена А.П. Чехова говорили доктор, а неврач, фельдшер, фельдшерица (запишите на доске), а не медсестра.

Сначала Пашка шел с матерью под дождем по скошенному полю, потом по лесным тропинкам, шел до тех пор, пока не рассвело. Потом он два часа стоял в темных сенях и ждал, когда отопрут дверь. Но вот дверь распахнулась, и Пашка с матерью вошли в приемную больницы.

Доктор осмотрел его больной локоть, подавил, вздохнул и стал ругать мать за то, что вовремя не привела сына в больницу и что сустав теперь надо оперировать. Он стал уговаривать Пашку остаться в больнице, обещая показать живую лисицу и поехать на ярмарку леденцы покупать. Доктор, по-видимому, был веселый и покладистый малый, и Пашка захотел уважить его, тем более что он отродясь не бывал на ярмарке и охотно бы поглядел на живую лисицу. Не успел он открыть рта, как фельдшерица уже вела его вверх по лестнице. Больше всего Пашке понравилась кровать, на которую его посадили, и серое шершавое одеяло. Он потрогал руками подушку и одеяло, оглядел палату и решил, что доктору живется очень недурно.

В палату вошла сиделка, держа в руках две оловянные миски, ложки и два куска хлеба. Взглянув в миску, Пашка увидел жирные щи, а в щах кусок мяса, и опять подумал, что доктору живется недурно. Долго он ел щи, потом принялся за мясо, стараясь есть его возможно дольше, но старания его ни к чему не привели: скоро исчезло и мясо. Остался только кусок хлеба. Невкусно есть один хлеб, но делать было нечего. Пашка подумал и съел хлеб.

Потом Пашка сел на кровать и стал дожидаться доктора, чтобы идти с ним ловить чижей или ехать на ярмарку. Но доктор не шел. В ожидании доктора Пашка осматривал своего соседа-старика. Старик не переставал кашлять; кашель у него был протяжный, скрипучий.

За окнами посинело, в палатах зажглись огни, а доктор не показывался. Было уже поздно ехать на ярмарку и ловить чижей.

Его разбудил шорох. В соседней палате при тусклом свете ночника Пашка увидел три фигуры, которые несли кого-то за руки и за ноги. В груди спящего старика раздавался свист и разноголосое пение. Пашке стало страшно, и он бросился, не разбирая дверей, в соседние палаты, оттуда в коридор, из коридора побежал вниз. Пахнул холодный ветер, и Пашка, спотыкаясь, выбежал во двор. Он побежал с крыльца прямо вперед, обогнул сарай и наткнулся на кусты; постояв немного, Пашка бросился назад к больнице, обежал ее и опять остановился в нерешительности: за больничным корпусом белели могильные кресты.

Обезумевший от страха Пашка увидел одно освещенное окно, а рядом с окном крыльцо. Пашка взбежал по ступеням, и острая, захватывающая радость вдруг овладела им. В окно Пашка увидел веселого, покладистого доктора. Смеясь от счастья, он протянул к знакомому лицу руки, хотел крикнуть, но неведомая сила сжала его дыхание и ударила по ногам; мальчик покачнулся и без чувств повалился на ступени.

Когда Пашка пришел в себя, было уже светло, и очень знакомый голос, обещавший вчера ярмарку и лисицу, говорил возле него: «Ну и дурак, Пашка! Бить бы тебя, да некому».

(402 слова)

После первого чтения анализируем текст по вопросам.

1.  Докажите, что доктор был хорошим человеком. (Все его слова – неправда, но главное для него – уговорить ребенка остаться первый раз в жизни без матери, в больнице. Ласковый тон разговора и необидная брань.)

2. Почему мать вовремя не привела сына в больницу? (От собственной темноты, необразованности; матери некогда ходить по больницам.) Докажите, что путь в больницу был очень долгим. (Вышли ночью, шли, пока не рассвело, по полю, потом по лесу; два часа стояли в темных сенях.)

3. Чего же так испугался Пашка в лечебнице? (Покойника – он никогда их не видел; страшных, непривычных звуков, которые издавал старик сосед; позже могильных крестов.)

После второго чтения учащиеся пишут изложение. Написав изложение, они выполняют одно из заданий (по желанию или по вариантам).

1. Докажите, что дома Пашке жилось несладко. (Дома такая нужда, что Пашке понравилась и кровать – дома он спал на полатях? полу? – и шершавое одеяло, и подушка: дома и этого не было.

Дома Пашка питался совсем плохо. Он никогда не ел досыта даже хлеба, восторг у него вызвали щи с мясом. Он никогда не был на ярмарке, редко чувствовал любовь и ласку, иначе почему Пашке так понравился добрый доктор?)

2. Докажите, что А.П. Чехов прекрасно понимает психологию маленького мальчика. (Пашка, как всякий ребенок, доверчив, поэтому верит словам доктора, тем более что этот доктор ему очень понравился. Все, что видит Пашка в больнице, ему кажется необыкновенным, так как ничего этого не было у него дома. Пашка безумно испугался покойника, необычных звуков в палате, а на улице – могильных крестов. Переживания ребенка так сильны, что только что перенесенный ужас и острая, захватывающая радость от новой встречи с хорошим доктором привели его в состояние шока (потери сознания). Взрослый человек так остро на все не реагирует.)

(Вместо изложения учитель может использовать любую часть текста в качестве контрольного диктанта.)

2. ЗАБЛУДИЛАСЬ(Изложение с элементами сочинения по рассказу А.П. Чехова «Каштанка»)

Перед чтением текста, опираясь на знания детей, объясните значение слов: столяр, верстак, вытянуться во фрунт, заказчики, (хватать за) икры, такса, каучук, конка, сделать под козырек, калоши.

Молодая рыжая собака бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимала то одну озябшую лапу, то другую, стараясь дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась? День начался с того, что ее хозяин, столяр Лука Александрыч, взял под мышку какую-то деревянную штуку, завернутую в красный платок, и позвал Каштанку идти вместе с ним. Заказчики Луки Александрыча жили ужасно далеко. Каштанка помнила, что по дороге она вела себя ужасно неприлично. От радости, что ее взяли гулять, она прыгала, бросалась с лаем под колеса конки, гонялась за собаками.

Вдруг заиграла музыка. Каштанка оглянулась и увидела, что по улице прямо на нее шел полк солдат. Не вынося музыки, которая расстраивала ее нервы, она заметалась и завыла. К великому ее удивлению, столяр, вместо того(,) чтобы испугаться, завизжать и залаять, широко улыбнулся, вытянулся во фрунт и всей пятерней сделал под козырек. Каштанка еще громче завыла и, не помня себя, бросилась через дорогу на другой тротуар. Когда она опомнилась, столяра уже не было. Каштанка бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. Она стала обнюхивать тротуар, надеясь найти хозяина по запаху его следов, но раньше какой-то негодяй прошел в новых резиновых калошах, и теперь все тонкие запахи мешались с острой каучуковой вонью, так что ничего нельзя было разобрать.

По обе стороны улицы зажглись фонари, и в окнах домов показались огни. Мимо Каштанки, толкая ее ногами, безостановочно взад и вперед проходили незнакомые заказчики. (Все человечество Каштанка делила на очень неравные части: на хозяев и на заказчиков; между теми и другими была существенная разница: первые имели право бить ее, а вторых она сама имела право хватать за икры.) Заказчики куда-то спешили и не обращали на нее никакого внимания.

Каштанкой овладели отчаяние и ужас. Она прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать. Дневное путешествие утомило ее, уши и лапы у нее озябли, и к тому же она была ужасно голодна.

Когда мягкий, пушистый снег совсем облепил ее спину и голову, она от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту.

(457 слов)

Вопросы после первого чтения.

1. Что говорит о том, что события происходили очень давно, в конце XIX века? (Конка – железнодорожный вагон, запряженный лошадью, ходивший по рельсам, предшественник трамвая; извозчики; мастера носили заказчикам готовые изделия на дом.)

2. Почему у хозяина и собаки было такое разное отношение к музыке? (У собак очень тонкий слух, у человека гораздо хуже. У Луки Александрыча с музыкой связаны приятные воспоминания.)

3. В какие моменты Чехов описывает жизнь с точки зрения не человека, а собаки? (Каштанка все человечество делит на хозяев и заказчиков, путая эти понятия; человек в резиновых калошах для нее – «негодяй»; хозяин, услышав музыку, «не испугался, не завизжал и не залаял».) Зачем автор так делает? (Прием очеловечивания животных – об этом далее; элемент юмора.)

4. Докажите, что автор очень хорошо знает повадки собак, не раз за ними наблюдал, у него самого были собаки. (Каштанка от радости «прыгала, бросалась с лаем под колеса»; «стала обнюхивать тротуар».)

5. Объясните правописание отчества. Александрович – литературное, правильное;Александрыч – просторечное, как у Чехова, неправильное. Зачем так делает автор?

После повторного чтения учащиеся пишут изложение, а после его написания отвечают письменно на вопросы:

Какие действия, мысли и чувства человека А.П. Чехов приписывает собаке? Зачем?

(Каштанка беспокойно оглядывалась; плакала; старалась дать себе отчет; вела себя неприлично; музыка расстраивала ей нервы; она удивлялась; Каштанкой овладели отчаяние и ужас; путешествие с хозяином утомило ее; она в изнеможении погрузилась в дремоту.

Это прием очеловечивания животного (прием антропоморфизма), желание показать все ощущения, переживания собаки, передать ее состояние как бы «изнутри», чтобы вызвать в читателе теплые чувства к животному, сделать читателя добрее, гуманнее.)

3. СОБЫТИЕ(По одноименному рассказу А.П. Чехова)

Перед чтением рассказа объясните слова: гербовая бумага (бумага с гербом, обычно на ней печатают тексты государственной важности).

Утро. Ваня, мальчик лет шести, и его сестра Нина, четырехлетняя девочка, просыпаются и через решетки кроваток глядят сердито друг на друга.Они проснулись не в духе. В это время из гостиной доносится голос мамы:– Не забудьте дать кошке молоко, у нее теперь котята!Ваня и Нина разом вскакивают, прыгают с кроваток и, оглашая воздух пронзительным визгом, бегут босиком, в одних рубашонках в кухню.– Кошка ощенилась! – кричат они.

В кухне из ящика выглядывает кошка. Дети садятся на корточки и, не шевелясь, притаив дыхание, глядят на кошку... В глазах обоих светится самая искренняя радость. Нина, заливаясь веселым смехом, замечает, какие котята маленькие и похожи на «мышов». Ваня, насчитав три котенка, решает, что один котенок останется дома при старой кошке, чтобы утешать свою мать, другой поедет на дачу, третий будет жить в погребе, где очень много крыс. Потом дети кладут котят в подолы рубах и бегут в комнаты. Мать сидит в гостиной с каким-то незнакомым господином. Увидев детей, неумытых, неодетых, с задранными вверх подолами, она конфузится и делает строгие глаза. Дети не замечают ни рассерженного взгляда матери, ни присутствия чужого человека. Когда немного погодя детей тащат в детскую, одевают их и поят чаем, они полны страстного желания поскорей отделаться от прозаических повинностей и опять бежать в кухню.

Нина и Ваня долго решают, кому быть отцом котят. Выбор их падает на большую темно-красную лошадь с оторванным хвостом. Радость детей не имеет пределов, но приходится переживать и тяжелые, мучительные минуты.

Перед самым обедом Ваня сидит в кабинете отца, а около лампы на гербовой бумаге ворочается котенок. Вдруг точно из-под земли появляется отец. К великому удивлению Вани, он, вместо того(,) чтобы прийти в восхищение и обрадоваться, дергает сына за ухо и требует убрать эту гадость.

За обедом тоже скандал. Под фартучком у Нины находят котенка и требуют выбросить его на помойку. Дети начинают плакать и умоляют пощадить котят. Отец соглашается, но с условием, чтобы дети не смели трогать котят. Запрещение ходить в кухню повергло детей в уныние. Они отказываются от сладостей, капризничают и грубят матери.

Вечером приходит дядя Петя, приходит не один, а вместе с Неро, большим черным псом. Все садятся за стол пить чай, но в этот момент Степан, лакей в доме, со смехом объявляет, что Нера котят съела. Нина и Ваня бледнеют и с ужасом глядят на Степана. Детям кажется, что все люди в доме всполошатся и набросятся на злодея Неро. Но они сидят спокойно на своих местах и смеются. Обеспокоена одна только кошка. Вытянув свой хвост, она подозрительно поглядывает на детей и жалобно мяукает.

Ваня и Нина ложатся спать, плачут и долго думают об обиженной кошке и жестоком, наглом Неро.

(420 слов)

После второго чтения учащиеся пишут изложение. Сильные ученики пишут сочинение на одну из тем:

1. Почему свой рассказ А.П. Чехов назвал «Событие»? Или: Какой урок жестокости преподнесли взрослые детям в рассказе А.П. Чехова «Событие»?

Примерные сочинения учащихся

(Важнейшее событие в сознании детей произошло в одноименном рассказе А.П. Чехова. Родились котята! Появились на свет маленькие живые существа, с которыми можно поиграть, которых можно покормить, позаботиться о них! Они так не похожи на надоевшие неживые игрушки: маленькие, слепые и только ползают. Дети обдумывают будущее котят (одного – на дачу, другого – матери кошке, а третьего – крыс ловить), даже находят котятам отца.

Поэтому детям трудно понять неудовольствие родителей, которые называют котят гадостью и отправляют их на кухню. (Хорошо, что не на помойку!) Дети, оставшись без котят, мучаются, плачут, отказываются от сладкого и даже грубят. Родители не понимают, что творится с их чадами.

Известие о том, что котят съела собака, повергло малышей в шок. Они в ужасе! Дети не понимают взрослых, которые так спокойны и даже смеются. Малыши ненавидят эту жестокую и наглую собаку, а ложась спать, плачут и никак не могут заснуть.

Первый урок жестокости дети уже получили. Едва ли после этого они будут добрее, будут любить и жалеть животных. Отношение детей к взрослым, даже родителям, тоже не станет теплее, пока не забудется это событие.)

2. Юмор в рассказе А.П. Чехова «Событие». Или: Изображение детей в рассказе А.П. Чехова.

Примерные сочинения учащихся

(Маленькие дети наивны и забавны; все события они воспринимают не так, как взрослые. А.П. Чехов прекрасно об этом знал. Юмор рассказа – в описании необычного поведения малышей, их реакции на все и в языке.

Рождение котят для шестилетнего Вани и четырехлетней Нины – великое событие. Они мгновенно забывают о своем плохом настроении, вскакивают с кроваток, пронзительно визжат, совершенно забыв о том, что они босиком, в одних рубашонках.

При этом дети никого не слышат и не видят: ни рассерженного взгляда матери, ни присутствия постороннего человека.

Игры малышей с котятами смешны, а иногда и жестоки. Дети не брезгуют этими маленькими, слепыми и беспомощными существами: они сажают их к себе в подол, кладут на ковер, прячут в своей одежде, сажают на стол, где лежат папины важные бумаги. Дети уносят котят от кошки, не понимая, что делать этого нельзя. Дети не только ведут себя забавно, но даже и мыслят по-детски, наивно: кто отец котят, они не знают, но без отца нельзя; тогда пусть отцом будет темно-красная лошадь с оторванным хвостом. Ваня обдумывает будущее котят: одного котенка дети возьмут с собой на дачу. Другой будет ловить крыс, а третий останется с матерью. А как говорят дети! Кошка у них «ощенилась», а котята похожи на «мышов». Как всегда, любой рассказ А.П. Чехова – это сочетание юмора и серьезной, глубокой мысли.)

4. ВОЛЧАТА(По рассказу А.П. Чехова «Белолобый»)

Предварительно дайте детям задание прочитать рассказ А.П. Чехова «Белолобый», а в классе спросите, почему щенок по кличке Белолобый бежал за волчихой в лес, в ее логово.

Уже светало, и когда волчиха пробиралась к себе густым осинником, то было отчетливо видно каждую осинку и уже просыпались тетерева и часто вспархивали красивые петухи, обеспокоенные неосторожными прыжками и лаем щенка.

«Зачем он бежит за мной? – думала волчиха с досадой. – Должно быть, он хочет, чтобы я его съела».

Она жила с волчатами в неглубокой яме. Теперь на дне ее были старые листья и мох, тут же валялись кости и бычьи рога, которыми играли волчата. Они уже проснулись(,) и все трое, очень похожие друг на друга, стояли рядом на краю своей ямы и, глядя на возвращающуюся мать, помахивали хвостами. Увидев их, Белолобый остановился поодаль и долго смотрел на них; заметив, что они тоже внимательно смотрят на него, он стал лаять на них сердито, как на чужих.

Волчата сосали свою мать, пихая ее лапами в тощий живот, а она в это время грызла лошадиную кость, белую и сухую; ее мучил голод, голова разболелась от собачьего лая, и ей хотелось броситься на непрошеного гостя и разорвать его.

Наконец щенок утомился и охрип; видя, что его не боятся и даже не обращают на него внимания, он стал несмело, то приседая, то подскакивая, подходить к волчатам. Волчата замахали хвостами. Тогда щенок ударил лапой одного волчонка по большой голове. Волчонок тоже ударил его лапой по голове. Щенок встал к нему боком и посмотрел на него искоса, помахивая хвостом, потом вдруг рванулся с места и сделал несколько кругов по насту. Волчата погнались за ним, он упал на спину и задрал вверх ноги, а они втроем напали на него и, визжа от восторга, стали кусать его, но не больно, а в шутку. Стало шумно и весело. Солнце припекало уже по-весеннему; и петухи, то и дело перелетавшие через сосну, поваленную бурей, при блеске солнца казались изумрудными.

Обыкновенно волчихи приучают своих детей к охоте, давая им поиграть добычей; и теперь, глядя, как волчата гонялись по насту за щенком и боролись с ним, волчиха думала: «Пускай приучаются».

Наигравшись, волчата пошли в яму и легли спать. Белолобый повыл немного с голоду, потом также растянулся на солнышке. А проснувшись, они опять стали играть.

(384 слова)

Вопросы после первого чтения:

1. Почему щенок и волчата бегали по снегу, не проваливаясь? Что такое наст?

2. Докажите, что события происходят в самой глухой части леса (описание логова волчицы, тетеревов). О каких же тогда петухах говорится? (Тетерева мужского пола.) Какого они цвета?(Казались изумрудными, т.е. темно-зеленого цвета.)

После повторного чтения учащиеся пишут изложение, в конце его отвечают на вопросы:

Чем нас трогает поведение волчихи, волчат и щенка? Зачем это делает автор?

(Волчиха испытывает все ощущения человека: она досадует, думает, у нее разболелась голова. А щенок и волчата ведут себя как дети: они играют, им весело, они наивны и доверчивы. Подобные описания помогают нам понять «переживания» животных, а потому сочувственно к ним относиться. Такие рассказы делают нас добрее, гуманнее.

(Этот текст можно использовать и в качестве диктанта.)

5. ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ(По рассказу А.П. Чехова «Белолобый»)

Вспомните, почему щенок по кличке Белолобый оказался в лесу, в логове волчихи.Перед чтением городским детям объясните значение слов:зимовье – зимнее жилище человека и животных;хлев – помещение для скота;слега – толстая жердь.

Весь день и вечером волчиха вспоминала, как прошлой ночью в хлеву блеял ягненок и как пахло овечьим молоком, и от аппетита она все щелкала зубами и не переставала грызть с жадностью старую кость, воображая себе, что это ягненок. Волчата сосали мать. А щенок, который тоже хотел есть, бегал кругом и обнюхивал снег.

«Съем-ка я его», – решила волчиха. Она подошла к нему, а он лизнул ее в морду и заскулил, думая, что она хочет играть с ним. В былое время она едала собак, но от этого щенка сильно пахло псиной, и(,) по слабости здоровья(,) она уже не терпела этого запаха; ей стало противно, и она пошла прочь.

К ночи похолодало. Белолобый соскучился и пошел домой.

Когда волчата крепко уснули, волчиха опять отправилась на охоту. Она бежала в стороне от дороги по насту. Вдруг далеко впереди на дороге замелькало что-то темное. Она напрягла зрение и слух: не барсук ли? Она осторожно, чуть дыша, обогнала темное пятно, оглянулась на него и узнала. Это не спеша, шагом возвращался к себе в зимовье щенок с белым лбом. Волчиха быстро побежала вперед.

Но зимовье было уже близко. Она опять взобралась на хлев по сугробу. Вчерашняя дыра была уже заделана соломой, и по крыше протянулись две новые слеги. Волчиха стала быстро работать ногами и мордой, оглядываясь, не идет ли щенок, но едва пахнуло на нее теплым паром и запахом навоза, как сзади послышался радостный, заливистый лай. Это был щенок. Он прыгнул к волчихе на крышу, потом в дыру, и, почувствовав себя дома, в тепле, узнав своих овец, залаял еще громче. Арапка, мать Белолобого, проснулась под сараем и, почуяв волка, завыла, закудахтали куры, и когда на крыльце показался сторож Игнат со своей одностволкой, то перепуганная волчиха была уже далеко от зимовья.

Сторож спустил курок – ружье дало осечку. И только в третий раз громадный огненный сноп вылетел из ствола. Взявши в одну руку ружье, а в другую топор, Игнат пошел посмотреть, отчего шум.

Немного погодя он вернулся в избу и объяснил, что Белолобый повадился с овцами спать(,) в тепле, а выйти норовил не в дверь, а в крышу.

Утром Игнат подозвал к себе щенка, больно оттрепал его за уши и потом, наказывая его хворостиной, все приговаривал:

– Ходи в дверь! Ходи в дверь! Ходи в дверь!

(391 слово)

Запишите на доске слова: взобралась, оттрепал.

Дополнительные задания после повторного чтения (по желанию или по вариантам).

1. Чем нас так трогает поведение волчихи и щенка? (Ответ см. ранее.)

2. В чем проявилось мастерство Чехова в этом рассказе? (Сумел точно изобразить поведение животных; прием антропоморфизма; юмор; точное и одновременно художественное описание природы.)

(Этот текст можно использовать и в качестве диктанта.)

6. ЛЕДОХОД(Изложение с элементами сочинения по рассказу А.П. Чехова. Сочинение на эту же тему.)

Перед изложением дайте задание понаблюдать ледоход. Можно дать план (см. ниже), по которому учащиеся составляют устный рассказ.Бык – промежуточная опора моста.Ряса – верхняя длинная одежда с широкими рукавами у православного духовенства.

– Лед тронулся! – слышны звуки среди ясного весеннего дня. – Ребята, лед идет.

Лед трогается аккуратно каждую весну, но тем не менее ледоход всегда составляет событие и злобу дня. Заслышав крики, вы, если живете в городе, бежите к мосту, причем на лице у вас такое серьезное выражение, как будто бы на мосту совершается убийство или грабеж. Такое же выражение и у мальчишек, которые бегут мимо вас, и у извозчиков, и у торговок.

На мосту уже собралась публика. Тут гимназисты с ранцами, две-три рясы, черномазый мальчишка, держащий за уши только что сшитые сапоги, солдатки. Все, свесившись через перила, молчат, не двигаются и вопросительно глядят вниз на реку. Вы тоже глядите на реку и – какое разочарование! – вы ожидали треска и грохота, но ничего не слышите, кроме глухого, однозвучного шума, похожего на очень отдаленный гром. Вместо чудовищной ломки, столкновений и дружного натиска вы видите безмятежно лежащие неподвижные груды изломанного льда, наполняющего всю реку от берега до берега. Поверхность реки изрыта и взбудоражена, точно по ней прошелся великан пахарь и тронул ее своим громадным плугом.

Воды не видно ни капли, а только лед, лед и лед. Ледяные холмы стоят неподвижно, но у вас кружится голова, и кажется, что мост вместе с вами куда-то уходит. Тяжелый мост мчится вдоль реки вместе с берегами и рассекает своими быками груды льда. Вот одна большая льдина, упершись о бык, долго не пускает мост бежать от нее, но вдруг, как живая, начинает ползти по быку вверх, прямо к вашему лицу, словно хочет проститься с вами, но, не выдержав своей тяжести, ломается на два куска и бессильно падает. Вид у льдин грустный, унылый. Они как будто сознают, что их гонят из родных мест куда-то далеко, в страшную Волгу, где, насмотревшись ужасов, они умрут, обратятся в ничто.

Скоро холмы начинают редеть, и между льдинами показывается темная, стремительно бегущая вода. Теперь обман исчезает, и вы начинаете видеть, что двигается не мост, а река.

К вечеру река уже почти совсем чиста от льда; изредка попадаются на ней отставшие льдины, но их так мало, что они не мешают фонарям глядеться в воду, как в зеркало.

(342 слова)

Анализ текста по вопросам

1. Видели ли вы когда-нибудь такой ледоход в Москве? Почему?(Вода почти не замерзает: химические выбросы.)

2. И все-таки ледоход – это волнующее событие. Почему? (Стихийное явление, бывает редко, хочется посмотреть, «поучаствовать».)

3. Почему Чехов так подробно описывает участников этого зрелища? (Это явление интересно для всех – гимназистов, служителей церкви, мальчишки-подмастерья, солдаток. Все серьезны, внимательны; ледоход застал их врасплох.)

4. Какими органами чувств человек воспринимает ледоход? (Слухом – шум, как гром; зрением – неподвижные груды льда, отдельные льдинки.)

5. Какое необычное ощущение описывает А.П. Чехов?(Кружится голова; мост мчится вместе с берегами.)

6. Какие сравнения использует автор в этом отрывке? (Льдина бежит как живая, словно хочет проститься, фонари глядятся в воду, как в зеркало; великан пахарь.)

7. От какого лица написан текст? (Безличная форма, хотя употребляется местоимение вы, не имеющее конкретного значения.)

А почему Чехов не использует форму личного местоимения я? (Более принята форма авторской скромности: мы, вы или он, они, тем более что участником подобного события может быть любой.)

Задание учащимся

1-й вариант. Опишите ледоход, используя текст и свои собственные наблюдения. Или:

2-й вариант. Опишите ледоход на основе собственных впечатлений.

План

1. Ледоход как событие.2. Участники этого зрелища.3. Поведение отдельных льдин.4. Описание воды.5. Личные чувства и ощущения.

(Можно текст прочитать еще раз.)

 

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку ( 8 класс) на тему: «Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания памятника «Воин-освободитель»

План-конспект урока по русскому языку ( 8 класс) на тему: «Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания памятника истории и культуры «Воин-освободитель»

Цель урока: совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки;

развитие умения выбирать синонимы для точной передачи мысли;

формирование умения систематизировать материал, отбирать определенные языковые средства; обогащение словарного запаса;

способствовать уважительному отношению к культурному наследию.

Оборудование: текст для изложения;

толковый словарь;

компьютер.

Основное содержание 1 урока: работа на материале текста «Воин-освободитель».

2 урок: написание работы.

Ход урока.

Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Вспоминаем изученное

--- Что такое текст?

--- Что такое тема текста?

--- Назовите типы речи.

--- В чем особенность повествования как типа речи?

--- Назовите элементы композиции повествования.

8 мая в берлинском Трептов-парке открылся один из самых величественных символов Победы. На многометровую высоту забрался воин–освободитель с немецкой девочкой в руках. Этот тринадцатиметровый монумент стал по-своему эпохальным. Миллионы людей, посещающие Берлин, стараются побывать здесь, чтобы поклониться великому подвигу советского народа.

--- Этот урок подготовки к подробному изложению.

--- Какова же цель этого урока?

Восприятие и усвоение учебного материала.

Работа с текстом Л. Дербуновой. Знакомство с содержание текста

Выразительное чтение текста учителем.

Победа! К этому дню шли долгими дорогами войны, от берегов Волги до Шпрее. Свершилось! Но какой ценой! Много сыновей матери-Родины полегло. Не услышали они салюта Победы.

И поклялись живые не забывать погибших, рассказать об их подвиге потомкам. Правительство поручило скульпторам и архитекторам увековечить память павших воинов. Был объявлен конкурс. Пятьдесят два проекта из многих стран мира легли на стол жюри. Советский проект был представлен скульптором Е. В. Вучетичем.

Долгими, мучительными днями и ночами вынашивался замысел. Героическое диктовало образ воина-освободителя. Это он шел немереными верстами от Сталинграда до Берлина, неся освобождение не только своей земле. Это он победил во имя жизни на земле, во имя будущего. А будущее --- наши дети. «Солдат» и «ребенок» --- эти два слова имеют полное право стоять рядом так же, как слова «мать» и «дитя». Сколько их, русоголовых и чернявых, прикрыл своей шинелью русский солдат, спас от голода, вынес из огня!

Мы у подножия памятника Воину-освободителю…

Вглядитесь в лицо солдата. Оно еще озарено утихающим пожаром, но спокойно. На нем раздумье: в какое будущее несет он девочку? Она доверчиво прильнула к его груди. Ей хорошо, она улыбается. Наверное, потому, что держат ее сильные, надежные руки. Устало опущена правая рука воина с мечом, вздулись вены на ней от трудных боев. Ему так хочется разжать ладонь, выпустить меч и «ребенка пустить на траву», но должен стоять в бессменном карауле, должен сторожить мир, чтобы его не коснулась лихая рука.

(По Л. Дербуновой)

Чтение текста учениками.

Беседа по содержанию текста.

--- Как живые поклялись рассказать о подвиге погибших?

--- Кем был представлен советский проект памятника?

--- Как вы понимаете предложение «Героическое диктовало образ воина-освободителя?

--- Опишите памятник воину-освободителю.

--- К какому типу и стилю речи относится текст?

--- Какова главная мысль?

--- Из скольких частей состоит?

(Физкультминутка)

Словарная работа.

Караул (охрана, обязанности по такой охране)

Потомки (люди будущих поколений)

Замысел (задуманный план действий, деятельности, намерение)

Лихой (приносящий беду, злой, тяжкий)

Верста (старая русская мера длины, равная 1. 06 км)

С. И. Ожегов. « Толковый словарь русского языка»

Работа над языковыми средствами.

--- Закончите предложение и запишите их.

  1. К этому дню шли долгими …

  2. И поклялись живые …

  3. Правительство поручило скульпторам и архитекторам…

  4. Героическое диктовало ….

  5. Это он победил во имя …

  6. «Солдат» и «ребенок» --- эти два слова….

  7. Он должен стоять в бессменном карауле, должен сторожить мир, чтобы….

( самопроверка)

Устное изложение (работа в парах).

Написание изложения. (2 урок, после повторного чтения текста)

Итог урока.

--- Для чего предназначены тексты, содержащие описание памятника?

kopilkaurokov.ru

изложение по русскому 8 класс

Все изложения по русскому языку для 8 класса >>>. Преподавателю: Данное изложение проводится с учащимися 8 класса общеобразовательной школы.

1variant.ru > Изложение по русскому

Сборник изложений по русскому языку в 5-9 классах — Отдел...

Предисловие. В данном сборнике представлены тексты изложений по русскому языку в 5 – 9 классах. Они предназначены для проверки орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся, их умения работать с текстом...

roono.awqust.ru > Сборник изложений по

Методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему...

Данный материал может быть использован для подготовки к сжатому изложению учащихся 5-9-х классов, а также для различного вида проверочных иОткрытый урок по русскому языку. Обучение написанию сжатого изложения по тексту В. Ю. Драгунского «Друг детства».

nsportal.ru > Методическая разработка

Где найти тексты изложений для 8 класса | Ответ на Вопрос

Различные виды диктантов для 8 класса также можно найти по следующим ссылкам: контрольные диктанты (в том числе для 8 класса)См. Тексты изложений по русскому языку для 8 класса.

unotices.com > Где найти тексты изложений

schoolnovonik.ucoz.ru/Uchenikam/8kl_russkij.docx

Изложение в 8 классе. В данном разделе представлены тексты изложений по русскому языку для 8 класса.Изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора.

schoolnovonik.ucoz.ru >

изложение за 8 класс по русскому языку - PDF

Изложение 9 Класс ГИА по русскому языку год февраль Данная статья была опубликована в 36/2002 газеты Русский язык. 7-8 классы. Долго он ел щи, потом принялся за мясо, стараясь есть его возможно дольше

docplayer.ru > изложение за 8 класс по

Подробное изложение 8 класс | Предмет: русский язык (2 урока)

Конспект урока по русскому языку. Предмет: русский язык (2 урока). Учебник, по которому работает учитель «Русский язык, 8 класс» С.И.Львова, В.В.Львов. Тема урока: Подготовка к написанию изложения.

infourok.ru > Подробное изложение 8

сжатое изложение 8 класс по русскому языку изложения по...

Сжатое изложение. Слово «мама» – особое слово. Оно с нами всегда: в детстве, юности, зрелости, старости.Русский язык. 5 баллов. 43 секунды назад. 5 предложений на тему День космонавтики. Ответь. Русский язык. 5 баллов. 1 минута назад.

znanija.com > сжатое изложение 8 класс по

Сборник изложений по русскому языку

Контрольные диктанты по русскому языку 9 класс. Схема анализа стихотворения. Как писать сочинение-рассуждение.Главная ЕГЭ Преподавание Сборник изложений по русскому языку.

litirus.ru > Сборник изложений по

Сборник изложений по русскому языку

Контрольные диктанты по русскому языку 9 класс. Схема анализа стихотворения. Как писать сочинение-рассуждение.Главная ЕГЭ Преподавание Сборник изложений по русскому языку.

litirus.ru > Сборник изложений по

Итоговое контрольное изложение 8 класс

pandia.ru > Итоговое контрольное

Конспект урока по русскому языку ( 8 класс) на тему: «Подробное...

способствовать уважительному отношению к культурному наследию. Оборудование: текст для изложения; толковый словарь; компьютер.Русский язык 8 класс. Электронная тетрадь по русскому языку 5...

kopilkaurokov.ru > Конспект урока по русскому

Диктанты и изложения по русскому языку. 8 класс.

multiurok.ru > Диктанты и изложения по

примерные тексты изложений РЯ 8 класс №3

Материалы для занятий. Филатьева Татьяна Сергеевна учитель русского языка и литературы.текст изложения для промежуточной аттестации по РЯ 8 класс №3.

ptichka-sevschool6.edusev.ru > примерные тексты

Диктанты и изложения по русскому языку. 8 класс.

8 класс. Демина М.В., Роговик Т.Н.В качестве текстов для диктантов и изложений предложены фрагменты произведений русской классической литературы, современных русских и зарубежных писателей, научно-популярных и публицистических статей.

alleng.ru > Диктанты и изложения по

Диктанты и изложения по русскому языку, 8 класс, Демина...

Скачать бесплатно pdf, djvu и купить бумажную книгу: Диктанты и изложения по русскому языку, 8 класс, Демина М.В., Роговик Т.Н., 2014. Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения).

nashol.com > Диктанты и изложения по

Тексты для изложений - Поурочные разработки по русскому языку.

8 класс. Скачать 2.84 Mb. Название. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. страница.Тексты для изложений Текст 1. Нет, пожалуй, человека, который не любил бы кино.

literature-edu.ru > Тексты для изложений -

Обучающее изложение в 8 классе - русский язык...

6 класс. Опорные конспекты по русскому языку.Обучающее изложение в 8 классе. Один из приемов – изложение по опорным словам (по плану-подсказке с обозначением абзацных зачинов и указанием средств связи между частями текста).

uchitel-slovesnosti.ru > Обучающее изложение в 8

Конспект урока для 8 класса "Подготовка к сжатому изложению..."

Урок русского языка в 8 классе по теме: «Подготовка к сжатому изложению по тексту». Учитель: Морозова Е.И. Цели урока: - научить вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли...

doc4web.ru > Конспект урока для 8 класса

Конспект Как писать изложение (8 класс)

... Материал по русскому языку и литературе Конспект Как писать изложение (8 класс).Урок развития речи. Тема: "Подготовка к написанию сжатого изложения". 8-й класс. Разделы: [link] ). Ход урока.

docbaza.ru > Конспект Как писать

Изложения по русскому языку: 8 класс, книга. - ReadRate

readrate.com > Изложения по русскому

Обучение сжатому изложению (8-9 классы)

разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 8 (9) класса.Ученики 8 (9) класса повторят приемы и способы сжатия текста, продолжат формирование навыков работы с текстом.

metod-kopilka.ru > Обучение сжатому

Урок развития речи. Тема: "Подготовка к написанию сжатого..."

8-й класс. Байло Лидия Васильевна, учитель русского языка и литературы. Разделы: Русский язык.Учитель. Так как мы сдаём экзамен по русскому языку, обратим внимание на орфографию, чтобы написать изложение грамотно.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn > Урок развития речи. Тема:

Хаустова Д. | Выборочные изложения для 8-9-х классов | Журнал...

Выборочные изложения для 8–9-х классов. Текст 1. Там, где жил Паустовский.Напишите выборочное изложение о матери известного русского поэта Н.Некрасова. Текст 4. Грибная пора.

rus.1september.ru > Хаустова Д. | Выборочные

Изложение по русскому языку 8 класс — изложение по...

В разделе Домашние задания на вопрос изложение по русскому языку 8 класс суворов. Сократите от 90-120 слов. заданный автором .ПабликМен. лучший ответ это изложение 8 класс начинается на "современная архетиктура утомляет значение...."

2oa.ru > Изложение по русскому

Ответы@Mail.Ru: изложение по русскому языку 8 класс суворов. Сократите от 90-120 слов.

otvet.mail.ru > Ответы@Mail.Ru: изложение по

Как писать изложение в 8 классе по русскому - Школьнику.com

«Как писать сжатое изложение». 1. Прослушайте текст. 2. После первого чтения текста выполните следующие шагиЕсли ответа нет или он оказался неправильным по предмету Русский язык, то попробуй воспользоваться поиском на сайте или задать вопрос...

shkolniku.com > Как писать изложение в 8

Где найти тексты изложений для 8 класса| Ответ

Различные виды диктантов для 8 класса также можно найти по следующим ссылкам: контрольные диктанты (в том числе для 8 класса)См. Тексты изложений по русскому языку для 8 класса.

7lafa.com > Где найти тексты изложений

Презентация на тему "Обучающее изложение " по русскому...

Презентация для школьников 8 класса на тему "Обучающее изложение " по русскому языку. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

pptcloud.ru > Презентация на тему

www.boomle.ru

Подробное изложение 8 класс

Конспект урока по русскому языку

Предмет: русский язык (2 урока)

Учебник, по которому работает учитель «Русский язык, 8 класс» С.И.Львова, В.В.Львов

Тема урока: Подготовка к написанию изложения

Цель: Отработать навыки написания изложения.

Задачи:

Обучающие:

  1. Отработать умения подробно и выборочно излагать текст с элементами описания и рассуждения;

  2. Сформировать умение анализировать структуру и языковые особенности текста;

  3. Актуализировать знания по правилам расстановки знаков препинания при обособленных членах предложения.

Воспитательные:

  1. Формировать потребность и желание говорить и писать правильно;

  2. Воспитывать интерес к русскому языку;

  3. Формировать интерес к чтению художественных текстов.

Развивающие:

  1. Развивать устную и письменную речь учащихся;

  2. Развивать мышление, речь учащихся;

  3. Обогащать активный словарный запас учеников.

Литература: Русский язык, 8 класс С.И,Львова, В.В.Львов

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

Организационный этап

Метод, прием: слово учителя, приветственное слово, ведущее слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы должны будем написать подробное изложение с грамматическим заданием. Откройте свои тетради, запишите дату и ниже напишите «изложение».

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативное).

Комплексный анализ текста

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, беседа, эвристическая беседа.

Для изложения я взяла отрывок из очерка журналистки «Комсомольской правды» Татьяны Тэсс. Текст называется необычно «Памятник подлецу». Давайте порассуждаем, о чем может идти речь в этом тексте? Кому этот памятник и за что? И как он может выглядеть?

Метод, прием: слово учителя, инструктирующее слово.

Ребята, сейчас я прочитаю вам текст, слушайте его внимательно. Ваша задача, попытаться определить тему и идею текста. И подумать, на сколько частей можно разделить это текст.

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, беседа, эвристическая беседа.

Ребята, давайте теперь обсудим текст.

Метод, прием: слово учителя, обобщающее слово учителя.

Итак, ребята, мы с вами определили тему и идею текста. Этот текст о том, как жильцы посадили во дворе ель, вырастили ее, а потом под новый год ее срубили, и жильцы дома, переживая это событие решили поставить во дворе «памятник» подлецу – тому человеку, который погубил так любимое всеми дерево. Автор в этом тексте затрагивает проблему бережного отношения к природе, ко всему живому на земле.

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово учителя, беседа, эвристическая беседа.

infourok.ru


Смотрите также