Организация управления железнодорожным транспортом. Контрольная жд


Пермский институт железнодорожного транспорта

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет путей сообщения»

– филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет путей сообщения» в г. Перми

Л.С.Скорюпина

ОБЩИЙ КУРС ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ.

ОБЩИЙ КУРС ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Методические указания к заданиям на контрольную работу

для студентов заочного факультета

Пермь

2010

В методических указаниях содержатся теоретические вопросы и задача по дисциплинам «Общий курс железных дорог» и «Общий курс железнодорожного транспорта», а также рекомендации и необходимые справочные материалы для выполнения контрольной работы студентами заочного факультета специальностей 190401 «Электроснабжение железных дорог», 190402 «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте», 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)», 270204 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство».

Автор: Л.С. Скорюпина

Задания на контрольную работу

Контрольная работа содержит теоретические вопросы и задачу по дисциплинам «Общий курс железных дорог» и «Общий курс железнодорожного транспорта». При выполнении контрольной работы необходимо руководствоваться методическими указаниями и библиографическим списком, который приведен в данной работе.

Целью контрольной работы является закрепление знаний, полученных при самостоятельном изучении дисциплины.

! Контрольная работа оформляется одним отчетом. Текстовая часть контрольной работы должна быть выполнена в соответствии с ГОСТами на одной стороне листа бумаги формата А4 (210х297 мм).

Контрольная работа выполняется по одному из 50 вариантов. Номер варианта определяется по последним двум цифрам шифра (таблица 1).

После получения отрецензированной работы студент должен ознакомиться с замечаниями, внести соответствующие исправления и дополнения.

! Незачтенную работу следует выполнить заново или частично, в зависимости от рецензии преподавателя, не изымая из работы проверенных страниц и сдать повторно на проверку.

Таблица 1

Две последние цифры шифра

номер варианта

Номера вопросов

Две последние цифры шифра

номер варианта

Номера вопросов

01

51

1

1

26

26

76

26

9

26

02

52

2

2

27

27

77

27

8

46

03

53

3

3

28

28

78

28

7

42

04

54

4

4

29

29

79

29

6

41

05

55

5

5

30

30

80

30

5

40

06

56

6

6

31

31

81

31

4

43

07

57

7

7

32

32

82

32

3

39

08

58

8

8

33

33

83

33

25

38

09

59

9

9

34

34

84

34

24

37

10

60

10

10

35

35

85

35

23

36

11

61

11

11

36

36

86

36

22

35

12

62

12

12

37

37

87

37

21

34

13

63

13

13

38

38

88

38

20

33

14

64

14

14

39

39

89

39

2

49

15

65

15

15

40

40

90

40

19

32

16

66

16

16

41

41

91

41

18

31

17

67

17

17

42

42

92

42

17

30

18

68

18

18

43

43

93

43

16

29

19

69

19

19

44

44

94

44

15

28

20

70

20

20

45

45

95

45

14

27

21

71

21

21

46

46

96

46

13

47

22

72

22

22

47

47

97

47

12

44

23

73

23

23

48

48

98

48

11

50

24

74

24

24

49

49

99

49

10

48

25

75

25

25

50

50

00

50

1

45

studfiles.net

Контроль за состоянием пути

Сооружения и устройства путевого хозяйства систематически осматривают работники, непосредственно их обслуживающие, а также начальники дистанций пути и участков, в ведении которых находятся эти сооружения и устройства. Порядок и сроки осмотров установлены соответствующими инструкциями.

Один раз каждую половину месяца дорожный мастер с бригадирами пути осматривают и проверяют путь, искусственные сооружения и путевые устройства на всем околотке. При неблагоприятных метеорологических условиях и наличии на околотке неустойчивых участков пути производятся дополнительные осмотры.

Дорожный мастер вместе с начальником станции и электромехаником не реже одного раза в месяц осматривает стрелочные переводы на главных и приемо-отправочных путях, он же принимает участие в квартальных осмотрах. Подобным же образом регламентированы обязанности и других работников дистанции пути.

Во время паводка, ливней, метелей и в сильные морозы дорожные мастера и бригадиры обязаны дополнительно осматривать путь в опасных местах или устанавливать там дежурства монтеров пути из путевых бригад.

На участках, которым угрожают обвалы, оползни, размывы и другие серьезные деформации земляного полотна, в больших тоннелях и на мостах наблюдения ведут обходчики обвальных мест, мостовые и тоннельные обходчики. Сохранены путевые обходы и на участках, где еще не заменены старые типы верхнего строения пути и наблюдается частый одиночный выход рельсов из строя, а также на других участках, требующих усиленного надзора.

Два раза в год (весной и осенью) сооружения и устройства осматривает комиссия.

По результатам весеннего осмотра начальники дистанций пути разрабатывают годовые планы основных работ для каждого околотка и рабочего отделения, увязанные со сроками оттаивания балласта, началом интенсивных дождей и так далее, а также со сроками снабжения околотков материалами верхнего строения пути. По данным текущих осмотров и проверок пути дорожные мастера вместе с бригадирами составляют полумесячные графики работы каждой бригады, в которых предусматривают неотложные и плановые работы профилактического характера на каждом километре главного пути и каждом станционном пути. В них же отмечают фактически выполненные работы.

На линиях со скоростным движением пассажирских поездов действуют особые, более жесткие нормы содержания пути и требования к путевым работам. Места этих работ ограждают сигналами в соответствии с требованиями ПТЭ и Инструкции по сигнализации, при этом расстояния от места работ до ограждающих сигналов должны соответствовать увеличенному тормозному пути скоростного поезда. Не менее чем за 10 минут до его прохода работы должны быть прекращены, путь приведен в исправное состояние, материалы и инструмент убраны с пути и не позднее чем за 5 минут монтеры пути должны отойти в сторону от пути на расстояние не менее 5 м. На соседнем пути работы прекращают не менее чем за 5 минут до прохода скоростного поезда и рабочие также отходят от него на безопасное расстояние. Руководители работ должны обязательно иметь при себе часы и расписание движения поездов на обслуживаемом участке. Путевые бригады снабжают переносными полевыми телефонами и электромегафонами.

Работы на станционных путях, требующие ограждения сигналами остановки или уменьшения скорости, выполняют только при согласии дежурного по станции и с предварительной записью руководителя работ о необходимости их выполнения в журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети. Такой же порядок установлен для работы на станционных путях съемных дрезин, шпалоподбивочных машин, путевых вагончиков и путевых тележек. Порядок и время работ, требующих закрытия станционных путей и стрелочных переводов, руководитель работ накануне согласовывает с начальником станции. Если при смене рамных рельсов, остряков, замене рельсов и других работах на стрелочных переводах как централизованных, так и оборудованных ключевой зависимостью, а также на изолированных участках нарушается действие устройств СЦБ, то при выполнении работ обязан присутствовать электромеханик, который включает и выключает устройства и оформляет это установленным порядком.

Методы проверки и оценки состояния пути

Состояние верхнего строения пути проверяют универсальными путевыми шаблонами, путеизмерительными (рис. 2) и дефектоскопными (рис. 3) тележками, график работы которых утверждает начальник дистанции пути, и путеизмерительными и дефектоскопными вагонами, используемыми в масштабе дороги. Путевые шаблоны бывают рабочие, которыми пользуются при перешивке колеи, и контрольные (рис. 1).

Контрольный шаблон для проверки колеи по ширине и по уровню

Рис. 1 – Контрольный шаблон для проверки колеи по ширине и по уровню

Путеизмерительные тележки позволяют контролировать ширину колеи и уровень рельсов при ненагруженном состоянии. Более полные данные о состоянии рельсового пути и изменениях его под нагрузкой при движении поездов с установленными скоростями дают вагоны-путеизмерители. Путеизмерительные вагоны обеспечивают измерения и регистрацию на ленте геометрических параметров рельсовой колеи, которые влияют на плавность и безопасность движения.

Путеизмерительная тележка конструкции Матвеенко

Рис. 2 – Путеизмерительная тележка конструкции Матвеенко

Дефектоскопная тележка МРД-52

Рис. 3 – Дефектоскопная тележка МРД-52

На бумажной ленте путеизмерительного вагона фиксируются взаимное положение рельсовых нитей по уровню, ширине колеи, горизонтальные и вертикальные толчки, расположение рельсовых нитей в горизонтальной плоскости. Путеизмерительным вагоном системы ЦНИИ проверяют путь при следовании по перегону со скоростью до 100 км/ч.

На наших дорогах установлены 4 качественные оценки состояния пути: отличная, хорошая, удовлетворительная и неудовлетворительная. Отличная, хорошая или удовлетворительная оценка может быть дана, если:

Таблица 1 – Качественные оценки состояния пути

Качественная оценка пути Сумма баллов за все отступления на 1 км
для пути с непросроченным капитальным ремонтом для пути с просроченным капитальным ремонтом, переложенными рельсами, а также с рельсами Р43 и легче
Отлично 0 – 40 0 – 60
Хорошо 41 – 100 61 – 120
Удовлетворительно 101 – 500 121 – 500
Неудовлетворительно > 500 > 500

Примечание к таблице. Километр считается также неудовлетворительным при наличии хотя бы одного отступления V степени, а на участках движения пассажирских поездов со скоростями 121 км/ч и более, грузовых 81 км/ч и более – также и отступления IV степени (кроме сужения колеи и отступлении в плане длиной от 20 до 40 мм).

Все неисправности пути классифицируются пятью степенями. Отклонения в пределах установленных допусков являются неисправностью I степени. Наибольшие и недопустимые отклонения относятся к V степени. Неисправности оценивают по системе возрастающих баллов. Каждая неисправность в зависимости от ее величины получает определенный балл.

Состояние рельсовой колеи в пределах рабочего отделения, околотка, участка, дистанции пути, направления или дороги оценивается средневзвешенным баллом, который получается делением общей суммы баллов по всем установленным отступлениям на число проверенных километров данного участка.

Для своевременного обнаружения дефектов в рельсах, лежащих в пути, используются электромагнитные и ультразвуковые дефектоскопы съемные – смонтированные на тележках и перемещаемые вручную (рис. 4), и дефектоскопные вагоны. Принцип действия электромагнитных дефектоскопов основан на намагничивании рельсов постоянным магнитным полем и фиксации возникающих у дефектов местных возмущений магнитного поля (полей дефектов) с помощью расположенных над рельсом искательных устройств. При наезде на дефектное место аппарат дает звуковой сигнал и отклоняется стрелка миллиамперметра.

Ультразвуковой съемный рельсовый дефектоскоп

Рис. 4 – Ультразвуковой съемный рельсовый дефектоскоп УЗД-НИИМ-6М: 1 – прибор; 2 – источник питания; 3 – искательная система

Магнитные дефектоскопные вагоны в рабочем состоянии следуют по перегону с отдельным локомотивом со скоростью 70–80 км/ч. Для создания намагниченного поля в них применены сравнительно мощные электромагниты, питаемые постоянным током, а непрерывная регистрация полей дефектов производится с помощью поисковой катушки индукционного типа и магнитоэлектрического осциллографа с записью на негативную фотопленку или на обычную бумагу.

Действие ультразвуковых дефектоскопов основано на прозвучивании рельса импульсами ультразвуковых колебаний. Внутренние трещины в головке, шейке или подошве рельса препятствуют распространению ультразвука и могут быть обнаружены как по исчезновению сигнала, соответствующего ультразвуковому импульсу, отраженному от подошвы рельса, так и по появлению сигналов, соответствующих попаданию в приемное устройство импульсов, отраженных и рассеянных гранями дефекта. Чувствительность устройства обеспечивает выявление внутренних дефектов на ранней стадии их развития.

Ультразвуковой метод используется в съемных рельсовых дефектоскопах УЗД-НИИМ-6М, «Рельс-4», «Рельс-5», «Поиск-2», а также в портативном однониточном контрольном аппарате УРД-63 и приборах для контроля сварных стыков «Рельс-6» и ДУК-66П. Детали стрелочных переводов проверяют дефектоскопом УРДО-3. Для сигнализации о наличии дефекта в ультразвуковых дефектоскопах используются электронно-лучевые трубки или устройства, дающие звуковой сигнал и отклонение стрелки миллиамперметра.

vse-lekcii.ru

Контрольная работа по дисциплине: «Общий курс железных дорог»

      

Контрольная работа 

по дисциплине: 

«Общий  курс железных дорог»    

                                                                                         Выполнил:

                                                             

                                                                    

2010           

СОДЕРЖАНИЕ 

  1. ВИДЫ СООБЩЕНИЙ  И СПОСОБЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕРЕВОЗОК…..3
  2. ЗАДАЧА № 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ЛОКОМОТИВОВ И ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЕЕ УВЕЛИЧЕНИЮ………………………………………………………………7
  3. ЗАДАЧА № 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОМ МАССЫ И ДЛИНЫ СОСТАВА ГРУЗОВОГО ПОЕЗДА И ЭКОНОМИИ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ ПРИ ИХ УВЕЛИЧЕНИИ……………………………………..11
  4. ЗАДАЧА № 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБОРОТА ВАГОНОВ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ОТ ЕГО УСКОРЕНИЯ………………15
  5. ЗАДАЧА № 4. ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ ПУТИ И ЭКОНОМИИ РАСХОДОВ НА ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И РЕМОНТ...………20
  6. ЗАДАЧА № 5. ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНОГО ТИПА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ……………………………………24
  1. ВИДЫ  СООБЩЕНИЙ И СПОСОБЫ  ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕРЕВОЗОК
 

     Классификация перевозок зависит от расположения пунктов отправления и назначения грузов и пассажиров и используемых для перевозок видов транспорта. Различают виды сообщений: внутрихозяйственные (т. е. внутри промышленных и сельско-хозяйственных предприятий, строек и т.д.) и внешние, связывающие данное предприятие с другими.

     Внутрихозяйственные перевозки, как правило, выполняются  производственным транспортом.

     Внешние перевозки, осуществляемые транспортом  общего пользования, в свою очередь, делятся: на внутригородские и междугородные. Последние могут быть подразделены на внутриобластные, межобластные, а также международные.

     В зависимости от используемых видов  транспорта различают перевозки  в железнодорожном, водном (морском, речном), автомобильном, воздушном или  смешанном сообщениях (осуществляемых с участием двух и более видов транспорта). Перевозки в смешанных сообщениях требуют перегрузки (перевалки) грузов с одного вида транспорта на другой и, следовательно, соответствующего технического оснащения пунктов перевалки, обычно размещающихся в транспортных узлах. Перевалка грузов значительно упрощается и удешевляется, если грузы находятся в контейнерах.

     Помимо  указанной классификации перевозок по видам сообщений, применяемой как для транспорта в целом, так и для отдельных его видов, имеются и свои классификации перевозок по видам сообщений, применяемые только для данного вида транспорта.

     На железнодорожном транспорте распределение перевозок по видам сообщений следующее: местное сообщение, когда пункты отправления и назначения расположены в пределах данной дороги; ввоз — груз завозится на данную дорогу с других дорог сети; вывоз — груз перевозится с данной дороги на другие дороги сети; транзит — перевозка по данной дороге, когда пункты отправления и назначения расположены за её пределами. Перевозки, выполняемые с участием двух или нескольких дорог, называются перевозками в прямом сообщении. К ним относятся все перевозки по ввозу, вывозу и транзиту.

     Пассажирские  перевозки на железной дороге подразделяются по видам сообщений на: пригородные, осуществляемые в пригородных зонах, прилегающих обычно к крупным промышленным центрам по особым пригородным (как правило, льготным) тарифам; местные (в пределах данной дороги) и прямые (с участием нескольких дорог). Местные и прямые перевозки считаются дальними.         

 Деление  пассажирских перевозок на пригородные,  местные и дальние существует  также на автомобильном и водном  транспорте.

     На  автомобильном транспорте пассажирские перевозки делятся ещё на внутригородские и междугородные (трактовые). В тех же случаях, когда автобусные линии соединяют центры городов с пригородами или более отдалёнными пунктами, такие перевозки частично должны относиться к городским и частично к междугородным.

     На  морском транспорте различают следующие виды сообщений: малый каботаж, когда перевозки совершаются между портами одного морского бассейна данной страны, например, между Одессой и Батуми, между Красноводском и Баку и т.д.; большой каботаж — перевозки между портами разных морских бассейнов той же страны, например, между Одессой и Владивостоком, Ленинградом и Новороссийском и т.д.; заграничное плавание — например, перевозки между портами России и зарубежными или между иностранными портами (осуществляемые российскими судами).

     На  воздушном транспорте различают линии федерального и местного значения, а также международные линии. Пассажирские перевозки здесь, благодаря высоким скоростям самолётов и спрямлению транспортных маршрутов, характеризуются быстротой доставки пассажиров к местам назначения и удобством их передвижения.         

 Каждый  вид сообщения предъявляет свои требования к техническим средствам и условиям перевозок.

     В практике перевозок грузов различают  два вида сообщений: смешанное сообщение  и прямое сообщение. Смешанное сообщение - это перевозка грузов различными или одним и тем же видом транспорта, но с перегрузкой (например с одного автомобиля в другой). При этом, каждый раз при перегрузке товара заключается новый договор перевозки, определяющий отношения сторон по ее осуществлению.

     Прямое  сообщение - это перевозка грузов по одному документу, выполняющему (функции договора перевозки, даже если груз перегружался в пути. При перегрузках, документ, выполняющий функцию договора перевозки, просто передается на следующий вид транспорта и следует с ним до следующей перегрузки или окончания доставки.

     Транспортная  инфраструктура любого развитого государства  немыслима без смешанных перевозок. Они активно используются на всех транспортных маршрутах. Ускорение, удешевление и упрощение процесса движения грузов укрупненными грузовыми местами (в контейнерах и трейлерах) от изготовителя к потребителю по варианту «от двери до двери» привело к интегрированию транспортных систем. Подобные перевозки являются смешанными (интермодальными, многомодальными, комбинированными), а сам процесс доставки получил название «интермодальных» или «многомодальных» перевозок.

     Международная смешанная перевозка (combined transport/inter - modal transport) означает перевозку грузов, по меньшей мере, двумя разными видами транспорта на основании договора смешанной перевозки. Ниже указаны некоторые виды перевозок, используемых в международном смешанном сообщении.

   а) Море - воздух. Эти перевозки позволяют  получать экономию за счет относительно низких издержек морских перевозок  и благодаря скорости воздушного транспорта. Эта комбинация становится популярной на многих международных торговых путях (Дальний Восток - Европа). Экономия при такой перевозке позволяет торговать дорогостоящими изделиями (электротовары, компьютеры), а также товарами сезонного спроса.

   б) Воздух - дорога. В этом случае осуществляющие отгрузку товаров или его доставку по автомагистралям службы работают вместе с воздушными перевозчиками. Автотранспорт используется в Европе и США, а воздушный - для межконтинентального  сообщения.

   в) Железнодорожные перевозки - внутренние воды - море. Как правило, при перемещении из одной страны в другую задействовано несколько видов внутреннего транспорта. Такое сочетание является достаточно распространенным при континентальном сообщении.

   г) Сухопутный мост (Лэндбридж). Этот вид перевозок рассматривается как часть маршрута: перевозка море - суша или перевозка море-суша-море. В этом случае железной дороге также выплачивается единая ставка со стороны морского перевозчика, который оформляет сквозной коносамент. Такая система действует на важных направлениях международных перевозок: Европа - Средний и Дальний Восток по Транссибирской контейнерной системе; Европа - Дальний Восток через Атлантическое и Тихоокеанское побережье США.

   д) Мини-мост. Мини-мост подразумевает перевозку контейнеров по единому сквозному коносаменту, выданному морским перевозчиком из порта одной страны до порта другой страны, а оттуда по железной дороге до терминала железной дороги во втором порту последней страны, расположенном на другом побережье континента. При использовании такой перевозки грузоотправителю котируется сквозная ставка, включающая железнодорожную, а морской перевозчик выплачивает железной дороге единую ставку за каждый контейнер.

2. ЗАДАЧА №1.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ЛОКОМОТИВОВ И ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЕЕ УВЕЛИЧЕНИЮ 

     Производительность  локомотива - число т.км брутто, перевезённых в сутки каждым локомотивом в эксплуатационный парк. Производительность локомотива является комплексным показателем качества использования локомотивов, показывающим, сколько тонно-километров брутто (продукция локомотивного парка) приходится в среднем на один локомотив рабочего парка.

     Все локомотивы, приписанные к дороге или депо и состоящие на их балансе, составляют так называемый инвентарный парк. Инвентарный парк подразделяется на рабочий, и не рабочий.

     В не рабочем парке числятся локомотивы:

   В число рабочего парка включаются локомотивы:

Рабочий парк –это вагоны, которые по своему техническому состоянию могут быть использованы и практически употребляются  для перевозки грузов.

     Исходные  данные для решения задачи №1:

Таблица 2

Исходные  данные для определения производительности локомотива 

Наименование  показателя Последняя цифра  шифра зачетной книжки (4)
Средняя масса состава грузового поезда, т 3400/3500
Среднесуточный  пробег локомотива, км 650
Коэффициент вспомогательного пробега 0,15
 

Таблица 3

Исходные  данные для определения потребного парка локомотивов 

Наименование  показателя Предпоследняя цифра шифра зачетной книжки (3)
Грузооборот, млрд. т-км в год 120
Коэффициент, учитывающий все виды резерва локомотивного парка 1,17
Доля  неисправных локомотивов в общем  парке 0,05
Эксплуатационные  расходы на содержание локомотива, руб/сут. 6455

stud24.ru

Организация управления железнодорожным транспортом

Федеральный закон «О федеральном железнодорожном транс­порте» от 25 августа 1995 г. характеризует его в качестве основы транспортной системы РФ, одного из видов транспорта общего пользования, представляющего единый производственно-техни­ческий комплекс, обеспечивающий во внутреннем и международ­ном железнодорожном сообщении потребности населения в пере­возках и услугах, жизнедеятельность всех отраслей экономики.

Сам перевозочный процесс регламентирован Федеральным за­коном «Транспортный Устав железных дорог Российской Федера­ции» от 8 января 1998 г.

Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте осуществляется централизованно и относится к исклю­чительной компетенции федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Таковым является Министерство путей сообщения РФ (МПС России). Оно осуществляет проведение государственной политики в сфере железнодорожного транспорта, а также регулирование хо­зяйственной деятельности железных дорог, других предприятий и учреждение федерального железнодорожного транспорта в облас­ти организации и обеспечения перевозочного, процесса.

В систему МПС России входят: железные дороги; отделения железных дорог; их линейные предприятия; промышленные, строительные, торговые и снабженческие предприятия; предпри­ятия, обеспечивающие деятельность и развитие железнодорожно­го транспорта. Главным оперативным звеном этой системы явля­ется железная дорога (унитарное предприятие, имеющее полную самостоятельность).

МПС России устанавливает границы железных дорог и их отде­лений, утверждает их уставы; по согласованию с органами испол­нительной власти субъектов РФ закрывает железнодорожные линии; создает, реорганизует и ликвидирует предприятия феде­рального железнодорожного транспорта (кроме железных дорог) и т.д.

МПС России обеспечивает устойчивое и безопасное функциони­рование железнодорожного транспорта; создает многопрофильную сферу услуг, предоставляемых транспортными предприятия­ми, подведомственными ему; разрабатывает стандарты и нормы, определяющие порядок работы железнодорожного транспорта; ру­ководит железными дорогами, предприятиями и объединениями в области перевозочного процесса; организует оперативное управ­ление этим процессом; разрабатывает и утверждает графики дви­жения поездов по сети железных дорог, нормативные документы по технической эксплуатации железных дорог и условиям пере­возок.

На МПС России возложен контроль за состоянием безопасности движения поездов, за сохранностью перевозимых грузов. Он также утверждает обязательные для всех предприятий, организа­ций и граждан нормативные акты по вопросам правил и условий перевозок, пользования средствами железнодорожного транспор­та, безопасности движения, охраны порядка, пожарной безопас­ности и санитарных правил на железнодорожном транспорте.

Специальные функции охраны железнодорожного транспорта осуществляются Федеральной службой железнодорожных войск.

Организация управления морским, речным и автомобильным транспортом

В этой сфере действует Министерство транспорта РФ (Мин­транс России) – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий госу­дарственное управление транспортным комплексом.

Транспортный комплекс – зарегистрированные на территории РФ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осу­ществляющие на морском, речном, автомобильном, городском пассажирском (включая метрополитен) и промышленном (кроме системы МПС) транспорте перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность, работы, связанные с обслуживанием вод­ных путей сообщения и судоходных гидротехнических соору­жений.

Минтранс России: формирует и реализует государственную транспортную политику; осуществляет государственное управле­ние, регулирование и контроль в пределах своей компетенции; руководит деятельностью своих территориальных органов и под­чиненными предприятиями; контролирует условия и эффектив­ность использования лицензий на перевозочную деятельность в транспортном комплексе; осуществляет контроль в отношении морского судоходства и государственный надзор за соблюдением законодательства о торговом мореплавании; организует регистра­цию морских и речных судов; контролирует эксплуатацию внут­ренних водных путей; участвует в разработке мер по обеспечению безопасности дорожного движения.

Минтранс России выдает лицензии на осуществление перево­зочной и транспортно-экспедиционной деятельности юридичес­ким лицам и отдельным предпринимателям, приостанавлива­ет их.

Государственные предприятия водных путей и судоходных ка­налов Минтранса России – бассейновые управления водных путей и судоходства, которые осуществляют эксплуатацию и раз­витие водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, регулирование деятельности хозяйствующих субъектов речного транспорта всех форм собственности, контроль за обеспечением безопасности судоходства, надзор за техническим состоянием объ­ектов речного транспорта, .находящихся в федеральной собствен­ности. Оперативным звеном системы управления водным транс­портом являются морские и речные пароходства, а также морские и речные порты. Администрация морского торгового порта обеспе­чивает безопасность мореплавания и порядка в порту; осуществля­ет надзор за соблюдением законов, правил и международных дого­воров РФ по торговому мореплаванию и за технической эксплуата­цией закрепленных портовых сооружений и объектов.

Пассажирский городской и междугородний автомобильный транспорт, а также электротранспорт (трамваи, троллейбусы и т.д.) находятся в ведении органов исполнительной власти субъ­ектов РФ и местного самоуправления. Минтранс России разраба­тывает положение о лицензировании пассажирских перевозок автомобильным транспортом и представляет его на утверждение Правительства РФ.

studfiles.net


Смотрите также