www.ronl.ru
Всероссийская контрольная по математике «Что и требовалось доказать» состоялась в Университете ИТМО в минувшие выходные. Участники должны были решить 10 задач. Для этого им не требовалось знаний формул и теорем — достаточно было использовать логику. С похожими задачками каждый может столкнуться и в быту, утверждают в «Яндексе». Именно IT-компания запустила проект три года назад.
Задания контрольной «ЧТД» — разного уровня сложности: первая задача — самая легкая, а последняя — самая сложная. По статистике «Яндекса», в прошлом году с первым заданием справились около 85% участников, а вот с последней — только чуть более 10%. На решение контрольной отводится один час, но в среднем с ней справляются гораздо быстрее — примерно за 35 минут. В 2016 году в проекте участвовали более 24 тысяч человек из России и стран СНГ, при этом провалили контрольную 40%. «Удовлетворительно» ставили за четыре решенные задачи, а «Отлично» — за девять.
По словам представителя «Яндекс» Ольги Молодан, люди делают очень много ошибок в решении «ЧТД» не потому, что они глупые, а потому что по привычке торопятся. Ведь задачи рассчитаны на людей с базовыми знаниями математики, так что справиться с ними могут и пятиклассники, и гуманитарии.
Университет ИТМО. Наталья Ситенко«Все задачи контрольной можно решить логически. В разборе заданий я показывала аналитические решения, но это совсем не обязательно. Более того, для „ЧТД“ придумывают задачи бытового уровня, которые описывают ситуации, с которыми вы можете столкнуться в жизни. Они рассчитаны на проверку сообразительности, смекалки, общей эрудиции», — прокомментировала преподаватель кафедры высшей математики Наталья Ситенко, которая разбирала задачи с участниками «ЧТД», которые пришли сдавать контрольную в Университет ИТМО.
Например, задача № 8 этого года начинается так: «Дело было зимой 2017 года». Именинница Маша подумала о том, что ее возраст равен сумме цифр, которые составляют ее год рождения. Сколько же лет может быть Маше? По словам Натальи Ситенко, решить эту задачу можно было и с помощью переменных в уравнении, и просто перебирая варианты. При этом начинать нужно с максимально возможного значения года рождения Маши — это 1999 год. Складывая три девятки и одну единицу, получаем 28. Это неверный ответ, так как если именинница родилась за год до нового тысячелетия, то в 2017 году ей должно исполниться только 18 лет. Тогда можно переходить к следующему году, пока не найдется истина.
Контрольная «Что и требовалось доказать». Фото: Маргарита ЕруковаВ другой задаче участник также мог вывести уравнение, подсчитать в уме либо просто нарисовать условную схему. По условиям задачи, некий Иван организует хакатон. Он арендует зал, в котором есть пять розеток и 21 сетевой фильтр по три гнезда в каждом. Какое наибольшее количество ноутбуков можно включить в сеть одновременно, если «пилоты» можно вставлять друг в друга? Здесь надо просто догадаться, что подключение каждого «пилота» добавляет по две розетки, приплюсовав к ним пять изначальных розеток, или же решить задачку схематично.
С первой же, самой легкой задачей можно справиться за одну минуту. В ней написано, что Леша сложил ленту пополам и разрезал ее в двух местах, отступив от краев. Сколько отрезков у него получилось? Если здесь ответ найти несложно, то последние две задачи — девятая и десятая — могут потребовать от участника некоторых аналитических навыков. Например, в предпоследнем задании уже нужно рассчитывать продуктивность работы разных людей, сравнивать и вычислять ее.
Контрольная «Что и требовалось доказать». Фото: Маргарита ЕруковаУчаствовать в контрольной можно было не только сидя за партой, но и онлайн через сайт «Яндекса». Задания были доступны там до полуночи 11 марта, на их решение также отводился один час. Ознакомиться с результатами участники могли на сайте либо просто посмотреть правильные ответы по завершении контрольной. Об итогах «ЧТД» скоро можно будет прочитать в блоге «Яндекса».
news.ifmo.ru
1. Напиши соседние числа.
... 4 ... | ... 3 ... |
... 8 ... | ... 2 ... |
... 5 ... | ... 7 ... |
2. Сравни числа.
5 ... 3 | 2 ... 6 |
7 ... 2 | 4 ... 8 |
3. Напиши в порядке возрастания числа от 4 до 9.
4. Напиши в порядке убывания числа от 8 до 3.
5. Реши примеры.
3 + 4 = | 1 + 5 = |
4 + 3 = | 6 + 1 = |
6. Реши задачу.
У Коли было 3 банана. 2 банана он съел. Сколько бананов осталось у Коли?Вариант II.
1. Напиши соседние числа.
... 6 ... | ... 8 ... |
... 3 ... | ... 7 ... |
... 2 ... | ... 4 ... |
2. Сравни числа.
6 ... 8 | 9 ... 6 |
5 ... 2 | 2 ... 3 |
3. Напиши в порядке возрастания числа от 2 до 7.
4. Напиши в порядке убывания числа от 9 до 4.
5. Реши примеры.
3 + 8 = | 2 + 6 = |
5 + 3 = | 2 + 4 = |
6. Реши задачу.
У Маши было 5 карандашей. 3 карандаша она отдала Саше. Сколько карандашей осталось у Маши?Вариант III.
1. Напиши соседние числа.
... 5 ... | ... 8 ... |
... 2 ... | ... 6 ... |
... 3 ... | ... 4 ... |
2. Сравни числа.
7 ... 4 | 3 ... 5 |
8 ... 2 | 2 ... 8 |
3. Напиши в порядке возрастания числа от 3 до 7.
4. Напиши в порядке убывания числа от 7 до 2.
5. Найди значения выражений.
2 + 6 = | 3 + 2 = |
7 + 1 = | 5 + 3 = |
6. Реши задачу.
У Пети было 7 шоколадок. 2 шоколадки он отдал Вове. Сколько шоколадок осталось у Пети?1. Реши примеры.
3 + 6 = | 8 + 1 = |
4 + 2 = | 2 + 3 = |
4 - 2 = | 8 - 3 = |
7 - 2 = | 6 - 3 = |
14 + 6 = | 18 - 10 = |
4 + 12 = | 13 - 8 = |
2. Напиши в порядке возрастания числа от 8 до 14.
3. Напиши в порядке убывания числа от 18 до 11.
4. Реши задачу.
Во дворе гуляли 7 цыплят и несколько уток. Уток было на 3 меньше, чем цыплят. Сколько уток гуляли во дворе?5. Реши задачу.
В магазин привезли 9 ящиков с яблоками. Позже привезли ещё 3 ящика с яблоками. Сколько всего ящиков привезли в магазин?6. Поставь правильно знак: плюс или минус.
14 ... 6 = 8 | 18 ... 9 = 9 |
8 ... 7 > 11 | 13 ... 8 < 6 |
Вариант II.
1. Реши примеры.
3 + 5 = | 7 + 1 = |
1 + 7 = | 2 + 9 = |
8 - 7 = | 9 - 5 = |
6 - 2 = | 8 - 4 = |
12 + 7 = | 19 - 9 = |
3 + 12 = | 10 - 8 = |
2. Напиши в порядке возрастания числа от 5 до 11.
3. Напиши в порядке убывания числа от 15 до 9.
4. Реши задачу.
На тарелке лежали 8 кексов. Коля съел 3 кекса. Сколько кексов осталось на тарелке?5. Реши задачу.
Папа принёс из магазина 6 конфет. Мама принесла ещё 4 конфеты. Сколько всего конфет принесли мама и папа?6. Поставь правильно знак: плюс или минус.
12 ... 6 = 6 | 17 ... 6 = 11 |
5 ... 7 > 10 | 14 ... 7 < 9 |
Вариант III.
1. Реши примеры.
5 + 2 = | 6 + 3 = |
1 + 2 = | 4 + 5 = |
7 - 7 = | 9 - 2 = |
6 - 3 = | 7 - 2 = |
11 + 4 = | 18 - 5 = |
4 + 15 = | 13 - 6 = |
2. Напиши в порядке возрастания числа от 3 до 12.
3. Напиши в порядке убывания числа от 14 до 7.
4. Реши задачу.
Первая бригада собрала 6 кг груш. А вторая бригада собрала на 3 кг груш больше. Сколько кг груш собрала вторая бригада?5. Реши задачу.
Вчера в магазине продали 9 плиток шоколада. Сегодня в этом же магазине продали на 3 плитки меньше. Сколько плиток шоколада продали в магазине сегодня?6. Поставь правильно знак: плюс или минус.
11 ... 2 = 9 | 13 ... 7 = 6 |
10 ... 7 > 10 | 12 ... 7 < 8 |
Вариант II.1.5 и 7; 7 и 9.2 и 4; 6 и 8.3 и 4; 3 и 5.2.6 6.5 > 2 2 3. 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7.4. 9 , 8 , 7 , 6 , 5 , 4.5.11 88 66. 2 карандаша.
Вариант III.1.4 и 6; 7 и 9.1 и 3; 5 и 7.2 и 4; 3 и 5.2.7 > 4 3 8 > 2 2 3. 3 , 4 , 5 , 6 , 7.4. 7 , 6 , 5 , 4 , 3 , 2.5.8 56 86. 5 шоколадок.
Вариант II.1.8 8.8 11.1 4 .4 4.19 10.15 2.2. 5 , 6 , 7 , 8 , 9 , 10 , 11.3. 15 , 14 , 13 , 12, 11 , 10 , 9.4. 5 персиков.5. 10 конфет.6.12 - 6 = 6 17 - 6 = 11.5 + 7 > 10 14 - 7
Вариант III.1.7 9.3 9.0 7.3 5.15 13.19 7.2. 3 , 4 , 5 , 6 , 7 ? 8 , 9 , 10 , 11 , 12.3. 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 9 , 8 , 7.4. 9 кг груш.5. 6 плиток.6.11 - 2 = 9 13 - 7 = 6.10 + 7 > 10 12 - 7
mathematics-tests.com