Контрольная работа по литературе за курс 10 класса. Контрольная по литературе


Контрольные работы по литературе - Литература

РАЗРАБОТКИ

В категории разработок: 26

Фильтр по целевой аудитории

- Целевая аудитория -для 1 классадля 2 классадля 3 классадля 4 классадля 5 классадля 6 классадля 7 классадля 8 классадля 9 классадля 10 классадля 11 классадля учителядля классного руководителядля дошкольниковдля директорадля завучейдля логопедадля психологадля соц.педагогадля воспитателя

Диагностическая работа по литературе в 8 классе включает в себя 8 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение работы по литературе даётся 90 минут.

В работе есть ответы и система оценивания, а также рекомендуемая шкала пересчёта первичного балла за выполнение диагностической работы в отметку по пятибалльной шкале.

  

Целевая аудитория: для 8 класса

На выполнение диагностической работы по литературе даётся 90 минут. Работа включает в себя 7 заданий с развёрнутым ответом. 

Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другими справочными материалами.

Присутствует подробная система оценивания выполнения диагностической работы.

  

Целевая аудитория: для 6 класса

Работа может быть использована для проведения итогового контроля по литературе в 5 классе. Включает 2 варианта. Содержит спецификацию и критерии оценки.

Целевая аудитория: для 5 класса

Данная разработка содержит задания, которые помогут выявить уровень сформированности общих умений коммуникации (умения читать с пониманием и умения излагать мысли письменно) учащихся 5 класса для определения их образовательных дефицитов и постановки дальнейших образовательных задач.Прилагается пояснительная записка, текст с заданиями и ответы, схема анализа диагностики уровня сформированности общих умений коммуникации, шкала оценки сформированности общих умений, коммуникации, кодификатор умений коммуникации, проверяемых в ходе диагностики.

Целевая аудитория: для 5 класса

Данная к/р проводится с целью проверки уровня подготовки студентов по учебной дисциплине "Литература"по разделу "Литература XX века".

В ходе работы проверяются умения студентов работать с текстом, используя сведения по теории литературы.Проверяются знания по теории литературы, знания особенностей творчества поэтов и писателей данного периода, знания содержания произведений.

Целевая аудитория: для 11 класса

Контрольная работа предназначена для контроля и диагностики знаний, полученных после освоения темы «Творчество Н. В. Гоголя» в 8 классе. Работа состоит из ряда тестовых заданий, заданий, предполагающих краткий и развернутый ответ, также предусмотрено творческое задание.

Целевая аудитория: для 8 класса

Контрольная работа предназначена для контроля и диагностики знаний, полученных после освоения темы «Творчество Н. В. Гоголя» в 9 классе. Работа состоит из ряда тестовых заданий, выявляющих знание текста, своеобразие героев, роль автора.

 

Целевая аудитория: для 9 класса

Проверочная работа может быть проведена как при изучении тем "Поэзия Серебряного века", "Творчество М.Горького","Творчество М.А.Булгакова"так и при обобщающем повторении пройденного материала.Задания составлены с учётом действующей программы по литературному образованию для учащихся 11 класса.Вопросы и задания ориентированы на подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ. Внимание учащихся привлечено к тем аспектам произведения, которые отражают творческую индивидуальность писателя, особенности художественной манеры, языка.

Целевая аудитория: для 11 класса

Контрольная работа проверяет навыки ребенка работы с текстом ну и, конечно же, основные знания по литературе за программу 6 класса. Контрольная призвана не только проверять, но и развивать творческие способности учеников.

Целевая аудитория: для учителя

В конце учебного года учащимся школы предстоит пройти переводную аттестацию. Данный тест составлен по программе "Школа 2100". Учащимся предлагается не только вспомнить изученные художественные произведения, но и литературоведческие термины. Неотъемлемой частью теста является комплексный анализ лирического произведения.

Целевая аудитория: для 8 класса

Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19Учредитель: Никитенко Евгений ИгоревичКонтакты: [email protected]

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

www.uchportal.ru

Сборник контрольных работ по литературе

Сборник

итоговых контрольных работ

по литературе

для 5-11 классов

hello_html_m2082480.jpg

2014 год

Автор-составитель:

Данилина Галина Олеговна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Учхозская СОШ» Краснослободского района Республики Мордовия

Сборник итоговых контрольных работ для 5-11 классов поможет учителю проверить выполнение требований школьной программы базового уровня.

Сборник адресован учителям литературы.

Пояснительная записка

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Сборник итоговых контрольных работ для 5-11 классов поможет учителю проверить выполнение требований школьной программы базового уровня, а именно: текстуальное знание художественных произведений, уровень формирования читательских умений, развитие культуры устной и письменной речи, знание литературоведческих терминов и понятий.

Сборник строится с опорой на Программу среднего (полного) общего образования, сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника.

Задания сборника разработаны в соответствии со структурой ЕГЭ и отражают три уровня заданий: с выбором ответа (тесты), с кратким ответом (одно-два слова), с развернутым ответом (не более 2-3 предложений).

Время отводимое на выполнение заданий в 5-9 классах 40-45 минут, в 10-11 классах – до 90 минут.

Итоговая контрольная работа по литературе

за курс 5 класса

Часть 1.

Выберите верный ответ.

1. Фольклор – это …

а) устное народное творчество;

б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.

в) сказки, придуманные народом;

г) художественные произведения, созданные нашими предками.

2. Жанр древнерусской литературы, запись исторических событий по годам.

а) житие

б) летопись

в) мемуары

г) воспоминания

3. Русские народные сказки традиционно делятся на 3 группы. Найдите лишнюю.

а) волшебные

б) бытовые

в) исторические

г) о животных

4. Какой вид конфликта вы не встретите в русской народной сказке?

а) добро – зло;

б) жизнь – смерть;

в) дом – дорога;

г) природа – цивилизация.

5. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно…»

а) В.А. Жуковский «Спящая царевна»

б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

в) И.С. Тургенев «Муму»

г) Д.Б. Кедрин «Алёнушка»

Часть 2.

Кратко запишите ответ.

1. Поэт, учившийся в Царскосельском лицее.

2. Поэт, который в 19 лет сбежал из дома и пешком дошёл из Архангельска до Москвы, чтобы учиться.

3. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. Назовите автора.

«Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная».

Часть 3.

Письменно ответьте на вопрос (2-3 предложения):

В чем заключается главное отличие древнерусской литературы от устного народного творчества.

Ответы 5 класс

Ключ ответа

Часть 1

1

а

2

б

3

в

4

г

5

в

Часть 2

1

А.С.Пушкин

2

М.В.Ломоносов

3

В.Астафьев «Васюткино озеро»

Итоговая контрольная работа по литературе

за курс 6 класса

Часть 1.

Выберите верный ответ.

1 .Какие жанры литературы относятся к эпосу:

а) роман, повесть, рассказ

б) стихотворение, поэма, ода

в) трагедия, комедия

2.Соотнесите термин с определением.

1.Миф-

2.Сказ-

3.Рассказ-

А. Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

Б.Представление человека о мире, сказание о происхождении богов и людей.

В.Повествование, опирающееся на народные предания и легенды, содержащие зарисовки народного быта и нравов.

Часть 2.

Кратко запишите ответ.

1.Выпишите из стихотворения эпитеты:

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка.

2. Какое средство художественной выразительности использовал автор в описании бури?

Выпишите их.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь , она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко постучит.

Часть 3.

Письменно ответьте на вопросы (2-3 предложения):

1.Что такое летопись и зачем она нужна? Кто был первым летописцем?

2.Кто такой Иван Петрович Белкин? Где вы встречались с этим именем?

Ответы 6 класс

Ключ ответа

Часть 1

1

а

2

1-Б

2-В

3-А

Часть 2

1

Свежий лес, тенью сладостной.

2

Олицетворения:

буря завоет, заплачет, постучит.

Сравнения:

буря как дитя;

буря как путник запоздалый.

Итоговая контрольная работа по литературе

за курс 7 класса.

Часть 1.

Выберите верный ответ.

1. Какое из названных произведений является автобиографическим?

а) Н.В.Гоголь « Тарас Бульба»

б) А.П. Платонов « Юшка»

в) А.М. Горький « Детство»

г) Ю.П. Казаков « Тихое утро»

2. Какой художественный прием использовал Н.В.Гоголь, чтобы противопоставить Остапа Андрию в повести « Тарас Бульба»?

а) гипербола

б) метафора

в) олицетворение

г) антитеза

3. Какова основная идея стихотворения В. Маяковского « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

а) поэт и солнце - друзья

б) назначение поэта и поэзии

в) жалоба поэта на трудную жизнь

г) признание в любви

Часть 2.

Кратко запишите ответ.

1. Назовите автора произведения и героя отрывка :

« Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имена, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась».

2. Заполните таблицу

Жанры

Роман

Стихотворения

Комедия

Повесть

Стихотворение в прозе

Трагедия

Рассказ

Басня

Драма

Эссе

Элегия

Поэма

Ода

Часть 3.

Письменно ответьте на вопрос (2-3 предложения):

Назовите основную проблему произведений писателей, изученных в 7 классе.

Ответы 7 класс

Эпос, лирика, драма. Роды литературы

Эпос

Лирика

Драма

Жанры

Роман

Стихотворения

Комедия

Повесть

Стихотворение в прозе

Трагедия

Рассказ

Басня

Драма

Эссе

Поэма

Итоговая контрольная работа по литературе

за курс 8 класса.

Часть 1.

Выберите верный ответ.

1.Историзм- это

а) мысли об историческом прошлом

б) письма, дневники, заметки

в) принцип в литературе, помогающий представить героев, события на фоне большого исторического полотна

г) устное народное творчество

2. К какому литературному направлению принадлежит повесть Н.М.Карамзина «Наталья, боярская дочь»?

а) романтизм;

б) сентиментализм;

в) реализм;

в) есть черты и сентиментализма, и романтизма

3.Идейный кульминационный центр «Мцыри» - это…

а) эпизод борьбы Мцыри с барсом;

б) встреча с грузинкой

в) сон о золотой рыбке

в) три дня странствий

Часть 2.

Кратко запишите ответ.

1.Выпишите жанры лирики:

а) рассказ, б) эпос, в)ода, г)драма, д)стихотворение, е)повесть, ж) рассказ, з) комедия

2.Определите раздел литературы и жанр отрывка:

Мое сердце взволновалось,

Как на Волхове вода.

Вода на время устоится-

Мое сердце никогда.

3. Определите, какие средства выразительности используются в следующих строчках.

По горам две хмурых тучи

Знойным вечером блуждали

И на грудь скалы горючей

К ночи медленно сползали. (М. Лермонтов)

Часть 3.

Письменно ответьте на вопрос (2-3 предложения):

Охарактеризуйте типы литературных героев, представленных в произведениях писателей, изученных в 8 классе.

Ответы 8 класс

хмурые тучи, скалы горючей.

Олицетворения:

тучи блуждали, сползали. Метафора: грудь скалы.

Итоговая контрольная работа по литературе

за курс 9 класса.

Часть 1.

1. Определите название произведения и его автора.

а) Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

б) Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

2. К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежат произведения русских писателей?

а) «Капитанская дочка» (А.С.Пушкин)

б) "Бедная Лиза" (Н. М. Карамзин).

в) "Властителям и судиям" (Г. Р. Державин).

г) "Мцыри" (М. Ю. Лермонтов).

3. Определите, какие средства выразительности используются в следующих строчках.

Блистая взорами, Евгений

Стоит подобно грозной тени,

И, как огнем обожжена,

Остановилась она.

а) сравнение

б) гиперболу

в) олицетворение

г) эпитет

Часть 2.

Кратко запишите ответ.

1. О каком произведении В. Г. Белинский сказал, что это "пре­красный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный вни­мания, памяти и уважения"?

2. Какого русского писателя XVIII века Екатерина II назвала "бунтовщиком хуже Пугачева"?

Часть 3.

Письменно ответьте на вопрос (2-3 предложения):

Отметьте особенность стихотворений о родине, изученных в 9 классе.

Ответы 9 класс

1

а - М.Ломоносов «Ода на день восшествия на престол Государыни императрицы Елисаветы Петровны»

б - А.Грибоедов «Горе от ума»

2

а - реализм

б - сентиментализм

в - классицизм

г - романтизм

3

а, г

Часть 2

1

Слово о полку Игореве

2

А.Радищева

Итоговая контрольная работа по литературе

за курс 10 класса.

Часть1

А1.В качестве эпиграфа к пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор» использована пословица, выберите верную:

А) «по платью видят, кто таков идет»

Б) «сколько веревку ни вить, а концу быть»

В) «на зеркало неча пенять, коли рожа крива»

Г) «береги честь смолоду»

А2. Кому посвятил И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»?

А) А.С.Пушкину

Б) В.Г.Белинскому

В) Н.В.Гоголю

Г) Н.А.Некрасову

А3. О ком в «Мертвых душах» сказано: « прореха на человечестве»?

А) о капитане Копейкине

Б) о Плюшкине

В) о Коробочке

Г) о Чичикове

А4. Кому принадлежат следующие слова: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его, а душа теперь не ваша!»?

А) Катерине

Б) Кулигину

В) Тихону

Г) Кабанихе

А5. Реализм – это

А) изображение типических характеров в типических обстоятельств

Б) правдивое изображение действительности

В) направление в литературе, проникнутое оптимизмом и стремление показать высокое предназначении человека

Г) художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.

Часть 2.

В1. А.С.Грибоедов писал : « В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека..» Кого писатель имел в виду?

В2. К какому эстетическому направлению в литературе 18 – 19 века принадлежит поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?

В3 .Назовите жанр лирического произведения, написанного возвышенным стилем и воспевающего кого – либо или какое – либо торжественное событие?

В4 . Эпиграфом какого произведения является пословица «Береги честь смолоду»?

В5. По какому принципу вводятся в роман образы Обломова и Штольца?

Часть 3.

Выскажите свое мнение по поводу высказывания в форме развернутого ответа. Рассуждайте. Приводите доводы.

Прочитанные мною произведения в курсе литературы 10 класса удивили меня необычными сюжетными линиями, перепитиями судеб персонажей. А самое главное, герои произведений русской литературы XIX века личности сильные, неординарные, но зачастую вступающие в противоречие с обществом.

Ответы. 10 класс

«Капитанская дочка»

А5

Б

В5

антитеза

Итоговая контрольная работа по литературе

за курс 11 класса.

Часть 1. Прочитайте текст. Выполните задания.

Немецкий передний край проскакивал меж двух дзотов. Из блиндажа автоматчики выскочили, и я нарочно сбавил ход, чтобы они видели, что майор едет. Но они крик подняли, руками махают, мол, туда ехать нельзя, а я будто не понимаю, подкинул газку и пошел на все восемьдесят. Пока они опомнились и начали бить из пулеметов по машине, а я уже на ничьей земле между воронками петляю не хуже зайца.

Тут немцы сзади бьют, а тут свои очертели, из автоматов мне навстречу строчат. В четырех местах ветровое стекло пробили, радиатор пропороли пулями... Но вот уже лесок над озером, наши бегут к машине, а я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем...

Молодой парнишка, на гимнастерке у него защитные погоны, каких я еще в глаза не видал, первым подбегает ко мне, зубы скалит: «Ага, чертов фриц, заблудился?» Рванул я с себя немецкий мундир, пилотку под ноги кинул и говорю ему: «Милый ты мой губошлеп! Сынок дорогой!

Какой же я тебе фриц, когда я природный воронежец? В плену я был, понятно? А сейчас отвяжите этого борова, какой в машине сидит, возьмите его портфель и ведите меня к вашему командиру». Сдал я им пистолет и пошел из рук в руки, а к вечеру очутился уже у полковника – командира дивизии. К этому времени меня и накормили, и в баню сводили, и допросили, и обмундирование выдали, так что явился я в блиндаж к полковнику, как и полагается, душой и телом чистый, и в полной форме. Полковник встал из-за стола, пошел мне навстречу. При всех офицерах обнял и говорит: «Спасибо тебе, солдат, за дорогой гостинец, какой привез от немцев. Твой майор с его портфелем нам дороже двадцати "языков". Буду ходатайствовать перед командованием о представлении тебя к правительственной награде». А я от этих слов его, от ласки, сильно волнуюсь, губы дрожат, не повинуются, только и мог из себя выдавить: «Прошу, товарищ полковник, зачислить меня в стрелковую часть».

Но полковник засмеялся, похлопал меня по плечу: «Какой из тебя вояка, если ты на ногах еле держишься? Сегодня же отправлю тебя в госпиталь. Подлечат тебя там, подкормят, после этого домой к семье на месяц в отпуск съездишь, а когда вернешься к нам, посмотрим, куда тебя определить».

И полковник, и все офицеры, какие у него в блиндаже были, душевно попрощались со мной за руку, и я вышел окончательно разволнованный, потому что за два года отвык от человеческого обращения.

М.А. Шолохов, «Судьба человека»

А1. Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на вторую половину ХIХ века и традиции которого нашли свое отражение в «Судьбе человека».

А2. Укажите жанр, к которому принадлежит названное произведение М.А. Шолохова

А3. «Судьбу человека» называют «свернутым эпическим полотном». Назовите шолоховский четырехтомный роман-эпопею, представляющий собой «большой» эпос и также отображающий судьбу человека в Истории

А4. Эпизод встречи героя с командиром дивизии своеобразно перекликается со сценой у лагерфюрера Мюллера, назвавшего Андрея «настоящим русским солдатом». Как называется резкое противопоставление различных ситуаций, явлений в художественном произведении?

А5. Как называется способ отображения внутренних, душевных переживаний героев в произведении («упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем», «губы дрожат, не повинуются» и т.п.)?

Часть 2. Прочитайте текст. Выполните задания.

ВЕЧЕР

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном, –

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем.

А.А. Фет

В1. «Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река...»

Как называется художественное описание природы в литературном произведении?

В2. К какому приему прибегает поэт в строке: «Разлетелись, как дым облака»?

В3. Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор, упоминая о «вздохах дня» в «дыханье ночном»?

В 4. Как называется сочетание строк в стихотворении, обладающих определённым метрическим, ритмическим, интонационно-синтаксическим строением и объединяемых рифмовкой.

В5. Каким размером написано стихотворение А.А. Фета «Вечер»?

Часть 3.

Напишите ответ на вопрос: « В чем , по –вашему мнению, особенности прозы о Великой Отечественной войне?» (Перечислите основные проблемы, типы героев и т.д.)

Ответы. 11 класс

Использованная литература.

  1. КИМ ЕГЭ по литературе 2010-2013 гг. Москва «Просвещение».

  2. Журнал «Русский язык в школе». Москва. 2011-2012 гг.

  3. Журнал « Русский язык и литература. Всё для учителя! . Новосибирск. 2013 г.

  4. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. М.: ВАКО, 2006 г.

  5. Кузанова О.А. «Литература. Государственная итоговая аттестация.9 класс» М., «Экзамен», 2011г.

infourok.ru

Контрольные работы по литературе

Контрольная работа по литературе за 1 полугодие 7 кл.

1. Выбери определение понятия «композиция художественного произведения»:

А. Система событий, составляющая содержание действия литературного произведения.

Б. Организация отдельных элементов, частей и эпизодов художественного произведения.

В. Круг жизненных явлений или событий, изображенных автором в произвелении и образующих его основу.

2. Выбери определение гиперболы:

А. Один из тропов, чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.

Б. Один из тропов, сопоставление предметов и явлений по их внешнему сходству, присущим им качествам.

В. Один из тропов, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общего для обоих признака.

3. Продолжи предложение, чтобы высказывание стало верным.

Главной целью былин было:

А. Сохранение исторической памяти о событиях прошлого, о том, чему автор был сам свидетелем, или слышал, или читал об этом.

Б. Возвеличивание Руси, прославление ее героического прошлого, славной истории русского народа.

4. Выбери признаки, характерные для пословицы:

А. Меткое образное выражение, имеющее как прямой, так и переносный смысл.

Б. Не выражает законченную мысль, суждение.

В. Содержит в себе оценочное суждение, поучение.

Г. Малая форма устного народного творчества.

5. Узнай героя по описанию: «Он любил простую жизнь козаков... Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия.

6. К какому роду литературы относится жанр оды?

А. Лирика. Б. Драма. В. Эпос

7. В каких строках стихотворения выразилась уверенность М.В. Ломоносова в будущем процветании русской науки?

А. Науки юнощей питают... В. Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Б. О вы, которых ожидает Российская земля рождать.

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает.

8. Соотнеси названия литературных произведений с их авторами:

А. «Полтава» 1. М.Ю. Лермонтов

Б. «Песня про...купца Калашникова» 2. Н. А. Некрасов

В. «Русские женщины» 3. А.С. Пушкин

9. Соотнеси строчки из произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова с понятиями: гипербола, метафора, сравнение:

А. Красуйся, град Петров, и стой 1. Метафора

Неколебимо, как Россия

2. Сравнение

Б. Толпой со всех сторон земли

К богатым пристаням стремятся 3. Гипербола

В. Заря умывается...

10. Кому из героев соответствует характеристика «прекрасен» и «ужасен»?

А. Степану Калашникову Б. Кирибеевичу

В. Ивану Грозному Г. Петру Первому

11. Кому из героев соответствует следующая характеристика?

Несмотря на молодость, он величается по имени и отчеству; намерения героя подчеркнуто серьезны; он пользуется глубоким уважением людей, готов постоять за честь семьи, четко следует традициям русского народа; он умен, храбр, честен.

А. Кирибеевич Б. Калашников В. Петр Первый

12. Когда «вся степь совершенно переменялась»? (по повести «Тарас Бульба»)

13. О каком герое, из какого произведения и в какой момент идет речь: «Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова».

14. О каком фрагменте повести «Тарас Бульба» идет речь: «- Слышу! – раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул».

15. Соотнесите имена поэтов и факты их биографии:

А. Родился в Москве, в семье отставного капитана. 1. А.С. Пушкин

Учился в Благородном пансионе.

Одарен разнообразными талантами. 2. Н.В. Гоголь

Б. Родился в Москве. Восьми лет он уже сочинял стихи.

Отец его происходил из старинного дворянского рода. 3. М.Ю. Лермонтов

В. Родился в Полтавской губернии, учился в Нежинской

Гимназии высших наук.

16. Письменный ответ на вопросы:

Какие эпизоды повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» показались вам забавными, смешными, какие – печальными? При чтении каких глав вы особенно волновались?

Ключ

1 – б

2 – а

3 – б

4 – а в г

5 – Тарас Бульба

6 – а

7 – в

8 – 3а, 1б, 2в

9 – 2а, 3б, 1в

10 – г

11 – б

12 – вечером

13 – Андрий, «Тарас Бульба» (отец убивает сына)

14 – казнь Остапа

15 – а3, б1, в2

infourok.ru

Контрольная работа по литературе за курс 10 класса

Контрольная работа по литературе

10 класс

1 вариант.

А1. Какое произведение не было написано А.Н. Островским ?

А) «Недоросль»

Б) «Бесприданница»

В) «Снегурочка»

Г) «Доходное место»

А2. Критическу статью «Базаров» написал

А) И.Тургенев

Б) В.Белинский

В) А.И.Герцен

Г) Д.И.Писарев

А3. Кому принадлежат слова:

Умом Россию не понять, аршином общим не измерить:

У ней особенная стать – в Россию можно только верить!

А) А.С.Пушкину

Б) А.А.Блоку

В) Ф.И.Тютчеву

Г) А.А.Фету

А4. Редактором какого журнала, основанного еще Пушкиным, стал Н.Некрасов в 1847 году?

А) «Отечественные записки»

Б) «Вестник Европы»

В) «Современник»

Г) «Сын Отечества»

А5. Родовое имение Тургенева - …

а) Щелыково

б) Спасское-Лутовиново

в) Шахматово

г) Малые Сорочинцы

А6. Кто из героев романа «Обломов» впервые употребляет термин «обломовщина»?

А) А.И.Штольц

Б) Захар

В) И.И.Обломов

Г) О.С.Ильинская

А7. По мнению А.П.Чехова, «в человеке все должно быть прекрасно: и душа, и одежда, и лицо, и…»

А) чувства

Б) походка

В) мысли

Г) характер

А8. Кто из двойников Раскольникова заканчивает жизнь самоубийством?

А) Свидригайлов

Б) Лужин

В) Мармеладов

А9. В романе Л.Н.Толстого несколько сотен действующих лиц, однако в сознании читателя они существуют не как хаотическая масса, а как строго упорядоченная система персонажей. По какому принципу строится система персонажей «Войны и мира»?

А) семейных гнезд

Б) эпического параллелизма

В) композиционной завершенности

А10. В каких крупных произведениях Некрасова рассказывается о подвиге декабристов и их жен?

А) «Кому на Руси жить хорошо?»

Б) «Дедушка»

В) «Коробейники»

Г) «Русские женщины»

Д) «Железная дорога»

………………………………………………….

В1. «На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.»

Перед вами отрывок из известного стихотворения русского поэта 19 века.

Назовите:

а) автора

б) размер

………………………………………………….

в) Какой вид метафоры использует автор («утро дышит», «на ямках пышет»)?

В2. Один автор дает такую краткую характеристику своему герою: «Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ. <…> Независимая душа и гордец первой руки». Укажите автора, героя и произведение.

В3. Кого из русских писателей-классиков называли «Колумбом Замоскворечья»?

В4. Известно, что фамилия «Фет» известного русского поэта – псевдоним. Укажите настоящую фамилию этого автора.

В5.Кому принадлежат строки:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен?

В6. Кто был главным оппонентом Е.Базарова в спорах?

В7. Соедините названия произведений и их жанр:

А) «Севастополь в мае»

Б) «Отрочество»

В) «Война и мир»

Г) «Анна Каренина»

Д) «Живой труп»

Е) «В чём моя вера?»

1) Повесть

2) Роман

3) Религиозный трактат

4) Драма

5) Роман-эпопея

6) Рассказ

В8. Описывая определенные реалии так, как видят их герои, Л.Толстой, чтобы быть точным, часто переименовывает привычные вещи, ломая автоматизм их восприятия. Так в «Войне и мире» маршальский жезл становится «палкой», знамена – «подхваченными кусками материи на палках». Подумайте, какие реалии представлены описаниями, и соотнесите их с указанными названиями:

А) окопанное небольшими канавами место, на котором стояло и стреляло несколько пушек, было самое важное место в сражении

Б) вертящийся черный мячик, от которого поднималась струйка дыма

В) большой, наполненный чем-то и открытый ящик

Г) крашеные картоны, изображавшие деревья

Д) французские лепешки

1) театральные декорации

2) гроб, наполненный костями

3) пушечные ядра

4) граната, которую Андрей Болконский видит за несколько секунд до того, как она взрывается

5) батарея Раевского

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

Ф.И.Тютчев

В9. Каким термином обозначается образное определение, которое дает выразительную характеристику предмету или явлению («дивная пора», «хрустальный день»)?

В10. Назовите способ рифмовки, использованный в заключительной строфе.

В11. Как называется использованное в целях выразительности нарушение обычного порядка слов в предложении («в осени первоначальной»)?

В12. Назовите тип иносказания (троп), на основе которого создан образ «тонкого волоса паутины»?

В13. Определите стихотворный размер приведенного текста

Дайте развернутый ответ в объеме 5-10 предложений

С1. Какие образные средства, использованные в стихотворении, формируют ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром?

С2. В каких произведениях русских поэтов есть «полевые» пейзажи? В чем сходство и различия со стихотворением Тютчева?

infourok.ru

сборник контрольных работ по литературе (итоговых) для 5-11 классов

Сборник

итоговых контрольных работ

по литературе

для 5-11 классов

hello_html_m2082480.jpg

2014 год

Сборник итоговых контрольных работ для 5-11 классов поможет учителю проверить выполнение требований школьной программы базового уровня.

Сборник адресован учителям литературы.

Пояснительная записка

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Сборник итоговых контрольных работ для 5-11 классов поможет учителю проверить выполнение требований школьной программы базового уровня, а именно: текстуальное знание художественных произведений, уровень формирования читательских умений, развитие культуры устной и письменной речи, знание литературоведческих терминов и понятий.

Сборник строится с опорой на Программу среднего (полного) общего образования, сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника.

Задания сборника разработаны в соответствии со структурой ЕГЭ и отражают три уровня заданий: с выбором ответа (тесты), с кратким ответом (одно-два слова), с развернутым ответом (не более 2-3 предложений).

Время отводимое на выполнение заданий в 5-9 классах 40-45 минут, в 10-11 классах – до 90 минут.

Итоговая контрольная работа по литературе

за курс 5 класса

Часть 1.

Выберите верный ответ.

1. Фольклор – это …

а) устное народное творчество;

б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.

в) сказки, придуманные народом;

г) художественные произведения, созданные нашими предками.

2. Жанр древнерусской литературы, запись исторических событий по годам.

а) житие

б) летопись

в) мемуары

г) воспоминания

3. Русские народные сказки традиционно делятся на 3 группы. Найдите лишнюю.

а) волшебные

б) бытовые

в) исторические

г) о животных

4. Какой вид конфликта вы не встретите в русской народной сказке?

а) добро – зло;

б) жизнь – смерть;

в) дом – дорога;

г) природа – цивилизация.

5. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно…»

а) В.А. Жуковский «Спящая царевна»

б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

в) И.С. Тургенев «Муму»

г) Д.Б. Кедрин «Алёнушка»

Часть 2.

Кратко запишите ответ.

1. Поэт, учившийся в Царскосельском лицее.

2. Поэт, который в 19 лет сбежал из дома и пешком дошёл из Архангельска до Москвы, чтобы учиться.

3. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. Назовите автора.

«Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная».

Часть 3.

Письменно ответьте на вопрос (2-3 предложения):

В чем заключается главное отличие древнерусской литературы от устного народного творчества.

Ответы 5 класс

Номер задания

Ключ ответа

Часть 1

1

а

2

б

3

в

4

г

5

в

Часть 2

1

А.С.Пушкин

2

М.В.Ломоносов

3

В.Астафьев «Васюткино озеро»

Итоговая контрольная работа по литературе

за курс 6 класса

Часть 1.

Выберите верный ответ.

1 .Какие жанры литературы относятся к эпосу:

а) роман, повесть, рассказ

б) стихотворение, поэма, ода

в) трагедия, комедия

2.Соотнесите термин с определением.

1.Миф-

2.Сказ-

3.Рассказ-

А. Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

Б.Представление человека о мире, сказание о происхождении богов и людей.

В.Повествование, опирающееся на народные предания и легенды, содержащие зарисовки народного быта и нравов.

Часть 2.

Кратко запишите ответ.

1.Выпишите из стихотворения эпитеты:

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка.

2. Какое средство художественной выразительности использовал автор в описании бури?

Выпишите их.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь , она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко постучит.

Часть 3.

Письменно ответьте на вопросы (2-3 предложения):

1.Что такое летопись и зачем она нужна? Кто был первым летописцем?

2.Кто такой Иван Петрович Белкин? Где вы встречались с этим именем?

Ответы 6 класс

Номер задания

Ключ ответа

Часть 1

1

а

2

1-Б

2-В

3-А

Часть 2

1

Свежий лес, тенью сладостной.

2

Олицетворения:

буря завоет, заплачет, постучит.

Сравнения:

буря как дитя;

буря как путник запоздалый.

Итоговая контрольная работа по литературе

за курс 7 класса.

Часть 1.

Выберите верный ответ.

1. Какое из названных произведений является автобиографическим?

а) Н.В.Гоголь « Тарас Бульба»

б) А.П. Платонов « Юшка»

в) А.М. Горький « Детство»

г) Ю.П. Казаков « Тихое утро»

2. Какой художественный прием использовал Н.В.Гоголь, чтобы противопоставить Остапа Андрию в повести « Тарас Бульба»?

а) гипербола

б) метафора

в) олицетворение

г) антитеза

3. Какова основная идея стихотворения В. Маяковского « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

а) поэт и солнце - друзья

б) назначение поэта и поэзии

в) жалоба поэта на трудную жизнь

г) признание в любви

Часть 2.

Кратко запишите ответ.

1. Назовите автора произведения и героя отрывка :

« Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имена, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась».

2. Заполните таблицу

Роды литературы

?

?

?

Жанры

Роман

Стихотворения

Комедия

Повесть

Стихотворение в прозе

Трагедия

Рассказ

Басня

Драма

Эссе

Элегия

Поэма

Ода

Часть 3.

Письменно ответьте на вопрос (2-3 предложения):

Назовите основную проблему произведений писателей, изученных в 7 классе.

Ответы 7 класс

Номер задания

Ключ ответа

Часть 1

1

в

2

г

3

б

Часть 2

1

Л.Андреев «Кусака»

2

Эпос, лирика, драма.

Роды литературы

Эпос

Лирика

Драма

Жанры

Роман

Стихотворения

Комедия

Повесть

Стихотворение в прозе

Трагедия

Рассказ

Басня

Драма

Эссе

Поэма

Итоговая контрольная работа по литературе

за курс 8 класса.

Часть 1.

Выберите верный ответ.

1.Историзм- это

а) мысли об историческом прошлом

б) письма, дневники, заметки

в) принцип в литературе, помогающий представить героев, события на фоне большого исторического полотна

г) устное народное творчество

2. К какому литературному направлению принадлежит повесть Н.М.Карамзина «Наталья, боярская дочь»?

а) романтизм;

б) сентиментализм;

в) реализм;

в) есть черты и сентиментализма, и романтизма

3.Идейный кульминационный центр «Мцыри» - это…

а) эпизод борьбы Мцыри с барсом;

б) встреча с грузинкой

в) сон о золотой рыбке

в) три дня странствий

Часть 2.

Кратко запишите ответ.

1.Выпишите жанры лирики:

а) рассказ, б) эпос, в)ода, г)драма, д)стихотворение, е)повесть, ж) рассказ, з) комедия

2.Определите раздел литературы и жанр отрывка:

Мое сердце взволновалось,

Как на Волхове вода.

Вода на время устоится-

Мое сердце никогда.

3. Определите, какие средства выразительности используются в следующих строчках.

По горам две хмурых тучи

Знойным вечером блуждали

И на грудь скалы горючей

К ночи медленно сползали. (М. Лермонтов)

Часть 3.

Письменно ответьте на вопрос (2-3 предложения):

Охарактеризуйте типы литературных героев, представленных в произведениях писателей, изученных в 8 классе.

Ответы 8 класс

Номер задания

Ключ ответа

Часть 1

1

в

2

б

3

а

Часть 2

1

в, д

2

Устное народное творчество, частушка.

3

Эпитеты:

хмурые тучи, скалы горючей.

Олицетворения:

тучи блуждали, сползали. Метафора: грудь скалы.

Итоговая контрольная работа по литературе

за курс 9 класса.

Часть 1.

1. Определите название произведения и его автора.

а) Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

б) Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

2. К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежат произведения русских писателей?

а) «Капитанская дочка» (А.С.Пушкин)

б) "Бедная Лиза" (Н. М. Карамзин).

в) "Властителям и судиям" (Г. Р. Державин).

г) "Мцыри" (М. Ю. Лермонтов).

3. Определите, какие средства выразительности используются в следующих строчках.

Блистая взорами, Евгений

Стоит подобно грозной тени,

И, как огнем обожжена,

Остановилась она.

а) сравнение

б) гиперболу

в) олицетворение

г) эпитет

Часть 2.

Кратко запишите ответ.

1. О каком произведении В. Г. Белинский сказал, что это "пре­красный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный вни­мания, памяти и уважения"?

2. Какого русского писателя XVIII века Екатерина II назвала "бунтовщиком хуже Пугачева"?

Часть 3.

Письменно ответьте на вопрос (2-3 предложения):

Отметьте особенность стихотворений о родине, изученных в 9 классе.

Ответы 9 класс

Номер задания

Ключ ответа

Часть 1

1

а - М.Ломоносов «Ода на день восшествия на престол Государыни императрицы Елисаветы Петровны»

б - А.Грибоедов «Горе от ума»

2

а - реализм

б - сентиментализм

в - классицизм

г - романтизм

3

а, г

Часть 2

1

Слово о полку Игореве

2

А.Радищева

Итоговая контрольная работа по литературе

за курс 10 класса.

Часть1

А1.В качестве эпиграфа к пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор» использована пословица, выберите верную:

А) «по платью видят, кто таков идет»

Б) «сколько веревку ни вить, а концу быть»

В) «на зеркало неча пенять, коли рожа крива»

Г) «береги честь смолоду»

А2. Кому посвятил И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»?

А) А.С.Пушкину

Б) В.Г.Белинскому

В) Н.В.Гоголю

Г) Н.А.Некрасову

А3. О ком в «Мертвых душах» сказано: « прореха на человечестве»?

А) о капитане Копейкине

Б) о Плюшкине

В) о Коробочке

Г) о Чичикове

А4. Кому принадлежат следующие слова: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его, а душа теперь не ваша!»?

А) Катерине

Б) Кулигину

В) Тихону

Г) Кабанихе

А5. Реализм – это

А) изображение типических характеров в типических обстоятельств

Б) правдивое изображение действительности

В) направление в литературе, проникнутое оптимизмом и стремление показать высокое предназначении человека

Г) художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.

Часть 2.

В1. А.С.Грибоедов писал : « В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека..» Кого писатель имел в виду?

В2. К какому эстетическому направлению в литературе 18 – 19 века принадлежит поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?

В3 .Назовите жанр лирического произведения, написанного возвышенным стилем и воспевающего кого – либо или какое – либо торжественное событие?

В4 . Эпиграфом какого произведения является пословица «Береги честь смолоду»?

В5. По какому принципу вводятся в роман образы Обломова и Штольца?

Часть 3.

Выскажите свое мнение по поводу высказывания в форме развернутого ответа. Рассуждайте. Приводите доводы.

Прочитанные мною произведения в курсе литературы 10 класса удивили меня необычными сюжетными линиями, перепитиями судеб персонажей. А самое главное, герои произведений русской литературы XIX века личности сильные, неординарные, но зачастую вступающие в противоречие с обществом.

Ответы. 10 класс

А1

В

В1

Чацкий

А2

Б

В2

романтизм

А3

Б

В3

ода

А4

Б

В4

А.Пушкин

«Капитанская дочка»

А5

Б

В5

антитеза

Итоговая контрольная работа по литературе

за курс 11 класса.

Часть 1. Прочитайте текст. Выполните задания.

Немецкий передний край проскакивал меж двух дзотов. Из блиндажа автоматчики выскочили, и я нарочно сбавил ход, чтобы они видели, что майор едет. Но они крик подняли, руками махают, мол, туда ехать нельзя, а я будто не понимаю, подкинул газку и пошел на все восемьдесят. Пока они опомнились и начали бить из пулеметов по машине, а я уже на ничьей земле между воронками петляю не хуже зайца.

Тут немцы сзади бьют, а тут свои очертели, из автоматов мне навстречу строчат. В четырех местах ветровое стекло пробили, радиатор пропороли пулями... Но вот уже лесок над озером, наши бегут к машине, а я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем...

Молодой парнишка, на гимнастерке у него защитные погоны, каких я еще в глаза не видал, первым подбегает ко мне, зубы скалит: «Ага, чертов фриц, заблудился?» Рванул я с себя немецкий мундир, пилотку под ноги кинул и говорю ему: «Милый ты мой губошлеп! Сынок дорогой!

Какой же я тебе фриц, когда я природный воронежец? В плену я был, понятно? А сейчас отвяжите этого борова, какой в машине сидит, возьмите его портфель и ведите меня к вашему командиру». Сдал я им пистолет и пошел из рук в руки, а к вечеру очутился уже у полковника – командира дивизии. К этому времени меня и накормили, и в баню сводили, и допросили, и обмундирование выдали, так что явился я в блиндаж к полковнику, как и полагается, душой и телом чистый, и в полной форме. Полковник встал из-за стола, пошел мне навстречу. При всех офицерах обнял и говорит: «Спасибо тебе, солдат, за дорогой гостинец, какой привез от немцев. Твой майор с его портфелем нам дороже двадцати "языков". Буду ходатайствовать перед командованием о представлении тебя к правительственной награде». А я от этих слов его, от ласки, сильно волнуюсь, губы дрожат, не повинуются, только и мог из себя выдавить: «Прошу, товарищ полковник, зачислить меня в стрелковую часть».

Но полковник засмеялся, похлопал меня по плечу: «Какой из тебя вояка, если ты на ногах еле держишься? Сегодня же отправлю тебя в госпиталь. Подлечат тебя там, подкормят, после этого домой к семье на месяц в отпуск съездишь, а когда вернешься к нам, посмотрим, куда тебя определить».

И полковник, и все офицеры, какие у него в блиндаже были, душевно попрощались со мной за руку, и я вышел окончательно разволнованный, потому что за два года отвык от человеческого обращения.

М.А. Шолохов, «Судьба человека»

А1. Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на вторую половину ХIХ века и традиции которого нашли свое отражение в «Судьбе человека».

А2. Укажите жанр, к которому принадлежит названное произведение М.А. Шолохова

А3. «Судьбу человека» называют «свернутым эпическим полотном». Назовите шолоховский четырехтомный роман-эпопею, представляющий собой «большой» эпос и также отображающий судьбу человека в Истории

А4. Эпизод встречи героя с командиром дивизии своеобразно перекликается со сценой у лагерфюрера Мюллера, назвавшего Андрея «настоящим русским солдатом». Как называется резкое противопоставление различных ситуаций, явлений в художественном произведении?

А5. Как называется способ отображения внутренних, душевных переживаний героев в произведении («упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем», «губы дрожат, не повинуются» и т.п.)?

Часть 2. Прочитайте текст. Выполните задания.

ВЕЧЕР

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном, –

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем.

А.А. Фет

В1. «Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река...»

Как называется художественное описание природы в литературном произведении?

В2. К какому приему прибегает поэт в строке: «Разлетелись, как дым облака»?

В3. Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор, упоминая о «вздохах дня» в «дыханье ночном»?

В 4. Как называется сочетание строк в стихотворении, обладающих определённым метрическим, ритмическим, интонационно-синтаксическим строением и объединяемых рифмовкой.

В5. Каким размером написано стихотворение А.А. Фета «Вечер»?

Часть 3.

Напишите ответ на вопрос: « В чем , по –вашему мнению, особенности прозы о Великой Отечественной войне?» (Перечислите основные проблемы, типы героев и т.д.)

Ответы. 11 класс

А1

реализм

В1

пейзаж

А2

рассказ

В2

сравнение

А3

Тихий Дон

В3

метафора

А4

контраст

В4

рифма

А5

психологизм

В5

анапест

Использованная литература.

  1. КИМ ЕГЭ по литературе 2010-2013 гг. Москва «Просвещение».

  2. Журнал «Русский язык в школе». Москва. 2011-2012 гг.

  3. Журнал « Русский язык и литература. Всё для учителя! . Новосибирск. 2013 г.

  4. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. М.: ВАКО, 2006 г.

  5. Кузанова О.А. «Литература. Государственная итоговая аттестация.9 класс» М., «Экзамен», 2011г.

infourok.ru

Контрольные работы по литературе.

Контрольная работа по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна Автор: «ЛвШ» Просмотров: 1545 Контрольная работа по лирике А.С. Пушкина Автор: «ЛвШ» Просмотров: 855 Контрольная работа: Серебряный век поэзии Автор: «ЛвШ» Просмотров: 960 Контрольная работа по роману Гончарова «Обломов» Автор: «ЛвШ» Просмотров: 2563 Контрольная работа по творчеству Салтыкова-Щедрина и роману Замятина «Мы» Автор: «ЛвШ» Просмотров: 1855 Тест по повторению литературы первой половины ХIХ века Автор: «ЛвШ» Просмотров: 565 Контрольная работа по пьесе А.Н.Островского «Гроза» Автор: «ЛвШ» Просмотров: 3482 Контрольная работа по роману Достоевского «Преступление и наказание» Автор: «ЛвШ» Просмотров: 1920 Контрольная работа по творчеству Некрасова Н.А. Автор: «ЛвШ» Просмотров: 1740 Вопросы к анализу рассказа И. Бунина «Легкое дыхание» Автор: «ЛвШ» Просмотров: 2169

litera.su

Контрольная работа по литературе

Контрольная работа по литературе 19 века (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь)

На оценку «3» вопросы: 1, 2, 3, 13,14, 15. Практическая часть:4,5,6,8.

На оценку «4» вопросы:4, 5, 8, 9, 15, 16. Практическая часть: 1, 6, 8, 9, 10.

На оценку «5» вопросы: 6, 7, 10, 11, 12. Практическая часть:2, 3, 7, 9, 10.

  1. Дата жизни А.С.Пушкина, имя отчество прописать. (1799-1837, Александр Сергеевич)

  2. С какими историческими событиями связано начало творческой жизни А.С.Пушкина? (Отечественная война 1812 года, 1825 восстание декабристов)

  3. Под воздействием творчества каких поэтов и писателей началось формирование Пушкина-поэта? (Державин, Радищев, Жуковский, Вольтер, Руссо)

  4. Каким настроением проникнуто стихотворение Пушкина «Воспоминания в царском селе»? (патриотизм, политические мотивы, протест против власти)

  5. Какие языковые средства указывают на политическую направленность оды «Вольность» ? (закон, на тронах поразить порок)

  6. В оде «Вольность» несколько раз упоминается слово «закон». Какой смысл вкладывает в него Пушкин? (призывает свято соблюдать закон, которому одинаково подвластны и народ, и царь)

  7. Как в творчестве Пушкина меняется представление о свободе? ( он полон негодования в обличении «тиранов мира», попирающих естественное право народа на свободу)

  8. Есть ли у автора основания для сопоставления поэта с библейским пророком в стихотворении «Пророк»? (да, поэт как и пророк – глашатай )

  9. Укажите название стихотворения Пушкина, в котором прозвучал призыв:

…Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей…

(«Пророк»)

  1. Можно ли назвать М.Ю.Лермонтова наследником и продолжателем традиций А.С.Пушкина? (да, выразитель новой последекабристской эпохи, времени глубоких разочарований, вызванных разгромом восстания декабристов)

  2. Почему в стихотворении, которое называется «Поэт», более половины текста посвящены истории кинжала? (сблизив образы поэта и кинжала Лермонтов впервые образно высказал мысль о том, что поэзия подобна оружию)

  3. В чем вы видите основной смысл истории кинжала («Поэт» Лермонтов М.Ю.)? (показ бесславности оружия, ставшего золотой игрушкой, после гибели хозяина)

  4. К какому литературному направлению вы бы отнесли лирическую поэзию Лермонтова? (романтизм)

  5. Какое средство художественной выразительности помогает Лермонтову в стихотворении «Утес» создать «одушевленный», «очеловеченный» образ природы:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса великана,

Утром в путь она умчалась рано...

(олицетворение)

  1. Годы жизни Н.В.Гоголя, написать имя отчество. (180 – 1852, Николай Васильевич)

  2. Назовите произведение Н.В.Гоголя, посвященное теме «маленького человека»? («Шинель»)

Практическая часть.

Редеет облаков летучая гряда.

Звезда печальная, вечерняя звезда!

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины.

Люблю твой слабый свет в небесной вышине;

Он думы разбудил уснувшие во мне:

Я помню твой восход, знакомое светило,

Над мирною страной, где все для сердца мило,

Где стройны тополи в долинах вознеслись,

Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,

И сладостно шумят полуденные волны.

Там некогда в горах, сердечной думы полный,

Над морем я влачил задумчивую лень,

Когда на хижины сходила ночи тень –

И дева юная во мгле тебя искала

И именем своим подруга называла.

(А.С.Пушкин)

1) Черты какого литературного направления определяют своеобразие данного стихотворения?(Романтизм)

2) Какое из пушкинских стихотворений тематически близко этому стихотворению? («Погасло дневное светило…»)

3) Определите жанр этого стихотворения? (романтическая элегия)

4) Назовите средство художественной выразительности в первой строке стихотворения(«облаков летучая гряда»)? (метафора)

5) Дайте название образного определения «звезда печальная», «нежный мирт»? (эпитет)

6) Укажите прием усиления выразительности стиха, основанный на сходстве начального звучания строк:

Где стройны тополи в долинах вознеслись,

Где дремлет нежный мирт и темный кипарис…

(анафора, повтор)

7) Как называется художественный образ, несущий в себе многозначный смысл и становящийся своеобразной поэтической «эмблемой» («звезда печальная, вечерняя звезда»)? (символ)

8) Укажите название стилистического приема, усиливающего выразительность поэтической речи и основанного на соседстве одинаковых согласных звуков( «влачил задумчивую лень»)? (аллитерация, звукопись)

9) Каким размером написано данное стихотворение? (ямб)

10)* Что символизирует собой «печальная звезда» и в каких произведениях русской лирики звучит «звездная» тема? ( «Звезда полей» Н.Рубцов, В.Маяковский «Если звезды зажигаются, значит это кому-нибудь нужно…», М.Ю.Лермонтов «Выхожу один я на дорогу…»)

Контрольная работа по литературе 19 века (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь)

На оценку «3» вопросы: 1, 2, 3, 13,14, 15. Практическая часть:4,5,6,8.

На оценку «4» вопросы:4, 5, 8, 9, 15, 16. Практическая часть: 1, 6, 8, 9, 10.

На оценку «5» вопросы: 6, 7, 10, 11, 12. Практическая часть:2, 3, 7, 9, 10.

  1. Дата жизни А.С.Пушкина, имя отчество прописать.

  2. С какими историческими событиями связано начало творческой жизни А.С.Пушкина?

  3. Под воздействием творчества каких поэтов и писателей началось формирование Пушкина-поэта?

  4. Каким настроением проникнуто стихотворение Пушкина «Воспоминания в царском селе»?

  5. Какие языковые средства указывают на политическую направленность оды «Вольность» ?

  6. В оде «Вольность» несколько раз упоминается слово «закон». Какой смысл вкладывает в него Пушкин?

  7. Как в творчестве Пушкина меняется представление о свободе?

  8. Есть ли у автора основания для сопоставления поэта с библейским пророком в стихотворении «Пророк»?

  9. Укажите название стихотворения Пушкина, в котором прозвучал призыв:

…Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей…

  1. Можно ли назвать М.Ю.Лермонтова наследником и продолжателем традиций А.С.Пушкина? (да, выразитель новой последекабристской эпохи, времени глубоких разочарований, вызванных разгромом восстания декабристов)

  2. Почему в стихотворении, которое называется «Поэт», более половины текста посвящены истории кинжала?

  3. В чем вы видите основной смысл истории кинжала(«Поэт» Лермонтов М.Ю.)?

  4. К какому литературному направлению вы бы отнесли лирическую поэзию Лермонтова?

  5. Какое средство художественной выразительности помогает Лермонтову в стихотворении «Утес» создать «одушевленный», «очеловеченный» образ природы:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса великана,

Утром в путь она умчалась рано...

  1. Годы жизни Н.В.Гоголя, написать имя отчество.

  2. Назовите произведение Н.В.Гоголя, посвященное теме «маленького человека»?

Практическая часть.

Редеет облаков летучая гряда.

Звезда печальная, вечерняя звезда!

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины.

Люблю твой слабый свет в небесной вышине;

Он думы разбудил уснувшие во мне:

Я помню твой восход, знакомое светило,

Над мирною страной, где все для сердца мило,

Где стройны тополи в долинах вознеслись,

Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,

И сладостно шумят полуденные волны.

Там некогда в горах, сердечной думы полный,

Над морем я влачил задумчивую лень,

Когда на хижины сходила ночи тень –

И дева юная во мгле тебя искала

И именем своим подруга называла.

(А.С.Пушкин)

1) Черты какого литературного направления определяют своеобразие данного стихотворения?

2) Какое из пушкинских стихотворений тематически близко этому стихотворению?

3) Определите жанр этого стихотворения?

4) Назовите средство художественной выразительности в первой строке стихотворения («облаков летучая гряда»)?

5) Дайте название образного определения «звезда печальная», «нежный мирт»?

6) Укажите прием усиления выразительности стиха, основанный на сходстве начального звучания строк:

Где стройны тополи в долинах вознеслись,

Где дремлет нежный мирт и темный кипарис…

7) Как называется художественный образ, несущий в себе многозначный смысл и становящийся своеобразной поэтической «эмблемой» («звезда печальная, вечерняя звезда»)?

8) Укажите название стилистического приема, усиливающего выразительность поэтической речи и основанного на соседстве одинаковых согласных звуков( «влачил задумчивую лень»)?

9) Каким размером написано данное стихотворение?

10)* Что символизирует собой «печальная звезда» и в каких произведениях русской лирики звучит «звездная» тема?

Контрольная работа по литературе конца 19 века начала 20 века (А.П.Чехов, И.А.Бунин, М.Горький)

На оценку «3» вопросы: 1, 3, 5, 6 . Практическая часть:1, 2, 3, 9.

На оценку «4» вопросы: 2, 6, 8, 9 . Практическая часть: 4, 6, 8, 10.

На оценку «5» вопросы: 4, 7, 10, 11 . Практическая часть:5, 6, 7, 10.

  1. Укажите название пьесы Чехова, основная сюжетная линия которой связана с судьбой дворянского имения? («Вишневый сад»)

  2. Кого в пьесе «Вишневый сад» Петя Трофимов сравнивает с «хищным зверем»? (Лопахина)

  3. Как называется город, откуда приехала и куда опять уезжает Раневская в финале пьесы «Вишневый сад»? (Париж)

  4. Укажите фамилию персонажа пьесы Чехова «Вишневый сад», которому принадлежит фраза, ставшая афоризмом: «Вся Россия – наш сад»? (Трофимов)

  5. Какова судьба Фирса в финале пьесы «Вишневый сад»? (забыт в покинутом доме)

  6. Кто является автором рассказов «Легкое дыхание», «Чистый понедельник»? (И.А.Бунин)

  7. Назовите рассказ И.А.Бунина в котором нет темы трагической любви? («Господин из Сан-Франциско)

  8. Как называется пьеса М.Горького, своеобразие конфликта которой позволяет определить ее как социально-философскую драму? («На дне»)

  9. Какой персонаж драмы Горького «На дне» вступает в философский спор с Лукой, утверждая, что не надо унижать человека ложью? (Сатин)

  10. Назовите термин, которым называют краткие изречения («Человек - вот правда!», «Надо уважать человека!», «Это звучит… гордо!»). (афоризм)

  11. Какой герой пьесы Горького «На дне» попадает в тюрьму за убийство хозяина ночлежки? (Пепел)

Практическая часть.

Актер (останавливается, не затворяя двери, кричит) Старик, эй! Ты где? Я – вспомнил… слушай,

Господа! Если к правде святой

Мир дорогу найти не умеет,-

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

Наташа является сзади актера.

Актер. Старик!... Если б завтра земли нашей путь

Осветить наше солнце забыло,

Завтра ж целый бы мир осветила

Мысль безумца какого-нибудь…

Наташа(смеется). Чучело! Нализался…

Актер (оборачиваясь к ней) А-а, это ты? А – где старичок… милый старикашка? Здесь, по-видимому, - никого нет… Наташа, прощай! Прощай… да!

Наташа(входя). Не здоровался, а прощаешься…

Актер (загораживает ей дорогу). Я – уезжаю, ухожу… Настанет весна – и меня больше нет…

Наташа. Пусти-ка… Куда это ты?

Актер. Искать город… лечиться… Ты – тоже уходи… Офелия… иди в монастырь…Понимаешь – есть лечебница для организмов… для пьяниц… Превосходная лечебница… Мраморный пол! Свет… чистота… пища.. все- даром! Я ее найду, вылечусь и … снова буду… Я на пути к возрожденью… как сказал король Лир!

(М.Горький, отрывок из пьесы «На дне»)

  1. Назовите имя «старичка», о котором упоминает актер? (Лука)

  2. Кто из участников приведенной сцены не является обитателем ночлежки? (Наташа)

  3. Под влиянием чего в Актере возродилась вера в себя и в желание изменить свою жизнь? (рассказ Луки о лечебнице для алкоголиков)

  4. Речь Актера является развернутым высказыванием. Как называется этот тип высказывания в драматическом произведении? (монолог, речь одного персонажа)

  5. Развитие действия в данной сцене сопровождается авторскими комментариями. Как они называются? (ремарка)

  6. Актер произносит яркую, лаконичную фразу: «Без имени – нет человека». Как называется такой вид изречений? (афоризм)

  7. В речи Актера много скрытых цитат из классических произведений( фрагмент со слов «Искать город…». Укажите фамилию великого драматурга, чьи произведения вспоминает Актер. (Шекспир)

  8. Как называется род литературы, к которому относится данное произведение? (драма)

  9. Где происходит данный диалог? (в ночлежке)

  10. * Почему спор о лжи и правде был актуален для творчества Горького и в каких произведениях русской литературы раскрывается та же проблема? (Островский «Гроза» и др. пьесы)

Контрольная работа по литературе конца 19 века начала 20 века (А.П.Чехов, И.А.Бунин, М.Горький)

На оценку «3» вопросы: 1, 3, 5, 6 . Практическая часть:1, 2, 3, 9.

На оценку «4» вопросы: 2, 6, 8, 9 . Практическая часть: 4, 6, 8, 10.

На оценку «5» вопросы: 4, 7, 10, 11 . Практическая часть:5, 6, 7, 10.

  1. Укажите название пьесы Чехова, основная сюжетная линия которой связана с судьбой дворянского имения?

  2. Кого в пьесе «Вишневый сад» Петя Трофимов сравнивает с «хищным зверем»?

  3. Как называется город, откуда приехала и куда опять уезжает Раневская в финале пьесы «Вишневый сад»?

  4. Укажите фамилию персонажа пьесы Чехова «Вишневый сад», которому принадлежит фраза, ставшая афоризмом: «Вся Россия – наш сад»?

  5. Какова судьба Фирса в финале пьесы «Вишневый сад»?

  6. Кто является автором рассказов «Легкое дыхание», «Чистый понедельник»?

  7. Назовите рассказ И.А.Бунина в котором нет темы трагической любви?

  8. Как называется пьеса М.Горького, своеобразие конфликта которой позволяет определить ее как социально-философскую драму?

  9. Какой персонаж драмы Горького «На дне»вступает в философский спор с Лукой, утверждая, что не надо унижать человека ложью?

  10. Назовите термин, которым называют краткие изречения («Человек - вот правда!», «Надо уважать человека!», «Это звучит… гордо!»).

Какой герой пьесы Горького «На дне» попадает в тюрьму за убийство хозяина ночлежки?

Практическая часть.

Актер (останавливается, не затворяя двери, кричит) Старик, эй! Ты где? Я – вспомнил… слушай,

Господа! Если к правде святой

Мир дорогу найти не умеет,-

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

Наташа является сзади актера.

Актер. Старик!... Если б завтра земли нашей путь

Осветить наше солнце забыло,

Завтра ж целый бы мир осветила

Мысль безумца какого-нибудь…

Наташа(смеется). Чучело! Нализался…

Актер (оборачиваясь к ней) А-а, это ты? А – где старичок… милый старикашка? Здесь, по-видимому, - никого нет… Наташа, прощай! Прощай… да!

Наташа(входя). Не здоровался, а прощаешься…

Актер (загораживает ей дорогу). Я – уезжаю, ухожу… Настанет весна – и меня больше нет…

Наташа. Пусти-ка… Куда это ты?

Актер. Искать город… лечиться… Ты – тоже уходи… Офелия… иди в монастырь…Понимаешь – есть лечебница для организмов… для пьяниц… Превосходная лечебница… Мраморный пол! Свет… чистота… пища.. все- даром! Я ее найду, вылечусь и … снова буду… Я на пути к возрожденью… как сказал король Лир!

(М.Горький, отрывок из пьесы «На дне»)

  1. Назовите имя «старичка», о котором упоминает актер?

  2. Кто из участников приведенной сцены не является обитателем ночлежки?

  3. Под влиянием чего в Актере возродилась вера в себя и в желание изменить свою жизнь?

  4. Речь Актера является развернутым высказыванием. Как называется этот тип высказывания в драматическом произведении?

  5. Развитие действия в данной сцене сопровождается авторскими комментариями. Как они называются?

  6. Актер произносит яркую, лаконичную фразу: «Без имени – нет человека». Как называется такой вид изречений?

  7. В речи Актера много скрытых цитат из классических произведений( фрагмент со слов «Искать город…». Укажите фамилию великого драматурга, чьи произведения вспоминает Актер.

  8. Как называется род литературы, к которому относится данное произведение?

  9. Где происходит данный диалог?

* Почему спор о лжи и правде был актуален для творчества Горького и в каких произведениях русской литературы раскрывается та же проблема?

infourok.ru


Смотрите также